• Гк рф ст 39 о разделе имущества. Буйский районный суд костромской области. Общие долги супругов в судебной практике

    Юлия Шевякова
    Оздоровительная работа в детском саду.

    Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

    Одна из основных задач в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 «Улыбка» – охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие и закаливание организма. В детском саду создана система физкультурно-оздоровительной работы , которая способствует формированию здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребёнка, хорошо владеющего своими движениями, любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности. Для этого созданы все условия, которые отвечают медицинским и учебно-воспитательным требованиям по сохранению и укреплению здоровья детей. Педагоги детского сада используют различные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учётом уровня их развития и состояния здоровья. Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется не только на образовательной деятельности по физической культуре, но и в повседневной жизни. Ежедневно в течение дня проводится несколько форм физкультурно-оздоровительной работы .

    Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.

    Физкультминутка, пальчиковая гимнастика проводится воспитателем по мере необходимости (в течение 3-5 мин.) в зависимости от вида и содержания образовательной деятельности, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей.

    Двигательная разминка (динамическая пауза) проводится во время большого перерыва между занятиями, позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы.

    Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях , чтобы предупредить зрительное утомление у детей.

    Подвижные и спортивные игры, физические упражнения на прогулке. Подвижные игры - сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.

    На физкультурных занятиях воспитатели используют нестандартное оборудовании, детей привлекают необычные формы и красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время занятий и интересу детей к различным видам двигательной деятельности.

    После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность.

    В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется проведению закаливающих процедур, которые особенно влияют на укрепление здоровья и снижение заболеваемости.

    Закаливание - важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Цель закаливания - выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой.

    Помимо организованной деятельности по физической культуре в режиме дня детей значительное место занимает активный отдых. В детском саду проводиться физкультурно-спортивные праздники, дни здоровья, досуги и развлечения.

    В детском саду , проводятся комплексы упражнений по детской йоге , направленные на профилактику нарушения осанки и плоскостопия, укрепления мышц опорно-двигательного аппарата и сводов стопы у детей в условиях детского сада , на расслабление и напряжение отдельных групп мышц, дыхательная гимнастика расслабления. Эти упражнения положительно влияют на физическое состояние детей и на эмоциональную атмосферу в группе.

    Для решения вопросов охраны и укрепления здоровья воспитанников в учебном процессе ДОУ реализуются сертифицированные методические рекомендации «Здоровый ребёнок» и дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Здоровячок» .

    В ДОУ систематически и планомерно ведется работа , направленная на сохранение и укрепление здоровья детей. В целях своевременного выявления отклонений в здоровье воспитанников в детском саду проводится отслеживание состояния здоровья детей. Медсестра определяют группу физического развития каждого воспитанника на основе антропометрических данных и группу здоровья на основе анамнеза и обследования детей врачами-специалистами.

    Педагоги организуют образовательный процесс с учётом здоровья детей, их индивидуальных особенностей развития. В группах соблюдаются требования СанПиН. Состояние помещений детского сада соответствует гигиеническим требованиям, поддерживается в норме световой, воздушный, питьевой режимы. В детском саду создается безопасная, здоровьесберегающая, комфортная развивающая среда.

    В текущем году в ДОУ отсутствуют травмы, отравления, несчастные случаи, однако наблюдались инфекционные заболевания (ветрянка, повысилось количество вирусных заболеваний (ОРЗ, ОРВИ - пик заболеваемости вызван инфекционной вспышкой, характерной и для других детских садов в этот период ).

    К положительным результатам работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников можно отнести следующие :

    Распределение детей по группам здоровья за последние 3 года имеет тенденцию к улучшению (в 2015 году по сравнению с 2012 количество детей с I группой здоровья увеличилось на 10 человек, количество детей с III группой здоровья уменьшилось на 2 человека; детей с IV группой 2 человека (инвалиды-детства ) .

    За последние 3 года часто болеющих детей в ДОУ не выявлено;

    Также можно отметить динамику снижения заболеваемости на уровне ДОУ.

    Анализ состояния здоровья детей в ДОУ в сравнении за три календарных года.

    Распределение детей по группам здоровья

    2013 40 чел. 132 чел. 1 чел. - -

    2014 35 чел. 147 чел. 2 чел. - -

    2015 40 чел. 145 чел. - 2 -

    Средний показатель пропуска одним ребёнком по болезни

    2013 2014 2015 Средний показатель пропуска 1 ребенком по болезни за 3 года

    Показатель по ДОУ 13,7 8,6 11,7 11,3

    Можно отметить положительную динамику снижения заболеваемости по сравнению с 2013 годом на уровне детского сада .

    Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, для этого в нашем детском саду мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы .

    Изготовленное нестандартное оборудование малогабаритное и достаточно универсальное. Оно легко трансформируется при минимальных затратах времени и его можно использовать как в условиях помещения, так и на улице.

    Взаимодействие детского сада с родителями воспитанников происходит под девизом : «К здоровой семье через детский сад » , что способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формирования здорового образа жизни в условиях семьи.

    Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями , используя групповые и индивидуальные формы работы - это информационные вестники, беседы, семинары-практикумы, тематические родительские собрания по обмену опытом воспитания детей на всех уровнях развития и т. д.

    В каждой группе имеется информационный стенд, где родителям предоставляется возможность посмотреть данные о росте, весе ребенка, получить информацию о закаливании в детском саду , о заболеваниях и их профилактике, об оказании первой медицинской помощи и многое другое.

    Вовлечения родителей в спортивно-оздоровительную работу детского сада стало традицией. Ежегодно проводятся совместные детско -родительские развлечения : «Папа, мама, я – спортивная семья» . Мы, педагоги и родители, несем ответственность за физическое, нравственное, социальное воспитание и развитие детей. Все хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, выносливыми, сильными, умными. От того, как в дошкольном учреждении организована работа по физическому воспитанию, в значительной степени зависит, насколько физически крепкими, закаленными, сильными и волевыми войдут ребята в жизнь общеобразовательной школы.

    Систематическая и целенаправленная работа всего коллектива , использование различных средств и методов позволили укрепить здоровье детей, коллектив стал более творчески подходить к проблеме физкультурно-оздоровительной работы в детском саду . Практика показала, что достигнуть максимального оздоровительного эффекта можно лишь при условии комплексного, системного решения всех задач, при активном участии всего педагогического коллектива и семьи.

    Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровью сбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности.

    И конечно же работа по данному направлению не может быть завершенной, отработанной , так как здоровье требует постоянного внимания и контроля.

    На сегодняшний день перспективой детского сада является выработка и соответствие модели будущего выпускника, целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, предусмотренные ФГОС ДО, т. е. ребенок должен быть здоров, социально зрелым, мотивационно готовым к поступлению в школу и др. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

    Выпускник детского сада , должен прожить счастливую дошкольную жизнь, получив возможность для полноценного развития личности и социализации. А это возможно лишь при одном обязательном условии, что наши дети должны быть здоровыми!

    Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – постоянная задача каждого дошкольного образовательного учреждения.

    Детский сад № 164 является муниципальным дошкольным образовательным учреждением, комбинированного вида, функционирует с апреля 1992 года. ДОУ расположено по адресу: г. Тверь, Благоева дом 5 корпус 1.

    Учредителем детского сада является Управление образования администрации г. Твери. ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую и финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с:

    Законом РФ «Об образовании»

    Типовым положением о ДОУ в РФ, от 01.07.95 № 677

    Типовом положением о специальном (коррекционном) образовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

    Положением о муниципальном образовательном учреждении»

    - «Договором между учредителем и МДОУ»

    Уставом МДОУ, зарегистрированным в Тверской городской регистрационной палате.

    Лицензией на образовательную деятельность.

    А также другими нормативно-правовыми актами УО.

    В 2007г. МДОУ аттестовано на 2 категорию 2 уровня комбинированного вида.

    Количество групп в ДОУ определялось в зависимости от санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования. Функционируют следующие возрастные группы:

    Группа ясельного возраста (1-2)

    2 ясельная группа (2-2,6)

    3 ясельная группа (2,6-3)

    Две вторые младшие группы (3-4)

    Две средние группы (4-5)

    Две старшие группы (5-6)

    Одна подготовительная группа

    Две логогруппы.

    МДОУ работает в режиме, установленном Учредителем, исходя из потребностей семьи и возможностей бюджетного финансирования, а именно: пятидневная рабочая неделя, длительность работы ДОУ 12 часов. Режим работы групп 1 смена воспитателей с 7.00 до 14,12. 2 смена воспитателей с 11.48 до 19.00.

    ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

    Основным предметом деятельности ДОУ является реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обеспечение воспитания, обучения и развития, а также присмотра, ухода и оздоровления детей от 1.5 до 7 лет.

    Целью деятельности Учреждения является:

    Образовательная деятельность, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

    Подготовка ребенка к жизни в современном обществе,

    Подготовка к обучению в школе

    Воспитание дошкольника на принципах гуманизма, гражданственности и трудолюбия.

    Основными задачами учреждения являются:

    Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

    Обеспечение социально-личностного, художественно-эстетического, познавательно-речевого развития детей;

    Воспитание в детях гражданственности, уважения к правам и свободам человека с учетом возрастных категорий, любви к окружающей природе, Родине и семье;

    Формирование культуры, основ личной гигиены и здорового образа жизни;

    Осуществление необходимой коррекции отклонений в речи ребенка;

    Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

    Взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

    Забота об эмоциональном благополучии ребенка;

    Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

    Учреждение реализует « Программу воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой; 2006. – для детей в возрасте от 1 до 2 лет.

    «Радуга» - Т.Н. Доронова, 2010. – для детей в возрасте от 2 до 7 лет.

    «Специальная коррекционная программа для детей с нарушением речи» Г.В. Чиркина ОНР, Г.А. Каше ФФНР – для детей в возрасте от 5 до 7 лет.

    Парциальными программами:

    «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л. Князева, М.Д. Маханева

    «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева.

    «Ладушки», программа развития детей в музыкальной деятельности. И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева.

    Общая направленность учебно-воспитательного процесса на эффективное достижение результатов посредством реализации и развития образовательных способностей каждого ребенка возможно при эффективном построении педагогического процесса. Поэтому коллектив ДОУ отрабатывает технологию учебного процесса в двух направлениях:

    1. Традиционное обучение , где обновление учебного процесса направлено на такую организацию, при которой дети способны полностью усвоить необходимый учебный материал. Для этого составлен перечень конкретных результатов обучения.
    2. Инновационные технологии , которые направлены на развитие познавательных способностей каждого ребенка. С этим направлением связаны технологии развивающего обучения, разработка и внедрение нетрадиционных форм занятий познавательно-исследовательская деятельность детей, занятия-путешествия, занятия – сказки, викторины и др.

    Количество и продолжительность занятий определяется Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

    Для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8 - 10 мин.

    Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет:

    В младшей группе (дети четвертого года жизни) - 11 занятий,

    В средней группе (дети пятого года жизни) – 12 занятий,

    В старшей группе (дети шестого года жизни) – 15 занятий,

    В подготовительной (дети седьмого года жизни) - 17 занятий.

    Продолжительность занятий:

    Для детей 4-го года жизни - не более 15 минут,

    Для детей 5-го года жизни - не более 20 минут,

    Для детей 6-го года жизни - не более 25 минут,

    Для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.

    Перерывы между занятиями - не менее 10 минут.

    Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) проводятся:

    Для детей 4-го года жизни - не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

    Для детей 5-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

    Для детей 6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

    Для детей 7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

    В середине учебного года (январь - февраль) для воспитанников дошкольных групп организуют недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла.

    В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличивать продолжительность прогулок.

    Родителям (законным представителям) ребенка обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса.

    Основное направление ДОУ – это физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.

    Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

    Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

    Для достижения целей значение имеют:

    • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитием каждого ребенка;
    • Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
    • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
    • Творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
    • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
    • Уважительное отношение к результатам детского творчества;
    • Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
    • Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

    Организационная работа:

    Вся работа по физическому воспитанию детей проводилась с учетом состояния здоровья детей и осуществлялась инструктором по физической культуре М.А. Ширяевой и воспитателями групп при регулярном контроле со стороны врача, старшей медицинской сестрой и старшим воспитателем.

    С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.

    Обширная профилактическая работа включает в себя:

    Облегченную одежду для детей в детском саду

    Соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья.

    Соблюдение температурного режима в течение дня

    Дыхательную гимнастику после сна

    Мытье прохладной водой рук по локоть

    Правильную организацию прогулки и ее длительность

    Неспецифическую профилактику респираторных заболеваний (фитотерапия и отвары шиповника, прием поливитаминов «Гексавит» и настойки элеутерококка.

    В утреннюю гимнастику и физкультурные занятия включались коррегирующие упражнения для профилактики сколиоза, нарушения осанки, плоскостопия. На не физкультурных занятиях и между занятиями организовывались двигательно-оздоровительные моменты: упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, задания на развитие мимики и артикуляции и т.п.

    В течение года ежемесячно, либо на производственных совещаниях, либо на заседаниях местного комитета проводится анализ заболеваемости и посещаемости детьми МДОУ. В ходе анализа было выявлено, что в сравнении с предыдущим учебным годом:

    Снижена заболеваемость

    Снижено число пропусков на одного ребенка

    Сократилось число пропусков детодней по болезни.

    Количество детей при этом существенно не менялось. Показатель уровня заболеваемости детей в сравнении с районным показателем ниже. Оценка физического развития детей с определением группы здоровья проводилась медицинским персоналом МДОУ совместно с участковой службой.

    Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата направлялись в кабинет лечебной физкультуры при поликлинике и в физкультурный диспансер, с нарушением речи – в логопедические сады и на комиссию, с заболеванием носоглотки – в лоркабинет и центр реабилитации, с понижением зрения – к окулисту и специализированный детский сад, с неврологическими патологиями – к невропатологу.

    Основной проблемой остается большое количество воспитанников с задержкой речевого развития -12%, причина тому: невысокая заинтересованность родителей в развитии речевых навыков детей и посещение логокомиссии.

    Все медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей оказаны бесплатно. Прививки сделаны: реакция Манту, профилактические прививки по возрасту АКДС, полиомиелит, РВ-кори, РВ-паротита, детям подготовительной к школе группы БЦЖ. Особое внимание в работе врача уделялось адаптационному периоду при поступлении детей в детский сад.

    Адаптация детей к условиям детского сада проходит удовлетворительно – у 93% детей она протекает в легкой и средней степени тяжести.

    Во время адаптационного периода для детей создавался щадящий режим:

    Сокращенный день для малыша

    Присутствие мамы в группе

    Повышенное внимание со стороны персонала группы.

    Это способствовало тому, что у основного числа детей, впервые поступивших в детский сад, период адаптации протекал в спокойной форме.

    В детском саду выполняются все виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

    Элементы медико-профилактической технологии

    • организация мониторинга здоровья дошкольников
    • разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
    • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
    • физического развития дошкольников,
    • закаливания;
    • организация профилактических мероприятий в детском саду;
    • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
    • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

    Элементы физкультурно-оздоровительной технологии

    • развитие физических качеств, двигательной активности
    • становление физической культуры дошкольников,
    • дыхательная гимнастика,
    • массаж и самомассаж,
    • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
    • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
    • хореография

    Для ребенка, как и для взрослого необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе, образовательном учреждении.

    Психолог : в образовательном учреждении осуществляется психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии получает квалифицированную помощь, направленную на индивидуальное развитие. В образовательном учреждении применяется, психогимнастика и другие формы работы с ребенком.

    Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка:

    • технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка

    Материально-техническое обеспечение ДОУ

    Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды ДОУ №164 соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивают физкультурно-оздоровительную работу. Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:

    • Спортивный зал со спортивными комплексами и спортивным инвентарем; (гимнастические стенки, батуты, балансиры, гимнастические мячи, различные тренажеры, бегущая дорожка, гимнастический станок и т.д.); спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
    • физкультурные уголки (во всех группах);
    • существует кабинет медицинского работника (изолятор и процедурный кабинет)
    • кварцевые лампы в групповых и специальных помещениях;
    • музыкальный зал;
    • Кабинет психолога.
    • Кабинет изо.
    • Логокабинет (2)

    Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

    Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:

    1. Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
    2. Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
    3. Дыхательная гимнастика
    4. Точечный массаж
    5. Воздушные ванны /перед сном, после сна/
    6. Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
    7. Пальчиковая гимнастика
    8. Полоскание горла, Травами /1 раз в квартал по 10 дней/
    9. Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно
    10. Профилактические прививки
    11. Закаливание солнцем, водой /в летний период/
    12. Профилактика плоскостопия /ежедневно/
    13. Профилактика осанки детей /ежедневно/
    14. Физкультминутки /ежедневно/
    15. Подвижные игры /ежедневно/
    16. Прогулки /в теплое время года/
    17. Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года

    Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год , включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.

    Консультации для воспитателей: «Двигательный режим дня в детском саду», “Особенности проведения бодрящей гимнастики после дневного сна”, “ Физическая готовность детей к школе”.

    Планирование выступлений на педсоветах: “Охрана жизни и здоровья детей”, «Безопасность жизнедеятельности ребенка в детском саду», “Итоги оздоровительной работы”.

    Планирование медико-педагогических совещаний “Эффективность физкультурно-оздоровительной работы”, “Итоги оздоровительной работы”, «Организация летней оздоровительной работы».

    В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды образовательной деятельности, среди которых преобладают:

    • сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
    • занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
    • занятия-тренировки основных видов движений;

    Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

    Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятий, на котором дети сидели, прогулка должна начинаться с пробежки, подвижной игры; в теплое время или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр и т.д.

    Необходимо учить педагогов определять признаки утомления у детей по изменению окраски кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсивный. Для того, чтобы дети не перегревались и не простужались, необходим правильный подбор одежды в соответствии с состоянием здоровья и погодными условиями, выход на прогулку подгруппами, регулирование ее длительности в зависимости от сезона, возраста детей и их здоровья.

    Воспитатель совместно с инструктором физо делает подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;

    • оборудование физкультурного уголка;
    • организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
    • оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.

    В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, фитобар.

    Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.

    Много профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний в осеннее-зимний период проводит и медицинская сестра детского сада. Сюда входит поддержание чистоты, кварцевание групп, дезинфекция в период вспышки ОРВИ, проветривание спален перед сном и проветривание групп.

    Детям проводятся следующие профилактические мероприятия:

    • вакцинация по возрасту противогриппозной сывороткой и закладывание мази (оксолиновой) в нос;
    • витаминизация;
    • полоскание рта и горла настоем трав (ромашка, шалфей, календула;
    • дыхательная гимнастика.
    • Закаливающие процедуры:
      утренняя гимнастика, физкультурные занятия
      прогулки на свежем воздухе (-20)
      хождение по группе босиком.

    Такие же мероприятия проводятся и в весеннее-летний период, только закаливающие процедуры:

    • ежедневные прогулки на свежем воздухе
    • воздушно-солнечные ванны

    Модель двигательного режима детей в МДОУ № 164

    Виды занятий

    Формы организации

    Особенности организации

    Возраст детей

    Физкультурно-оздоровительные занятия

    Утренняя гимнастика

    Традиционная;

    Игрового характера;

    С использованием полосы препятствия

    С использованием простейших тренажеров;

    Ритмическая

    Сюжетная

    Ежедневно

    В группе

    На свежем воздухе

    (по сезону)

    Двигательная

    разминка

    Игровые упражнения;

    Танцевальные движения

    Подвижные игры

    Ежедневно во время перерыва между занятиями; длительность 7-10 мин.

    Физкультминутка

    Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

    Подвижная игра

    Дидактическая игра с различными движениями

    Танцевальные движения

    Игровые упражнения

    Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий; длительность 2-3 мин

    Подвижные игры, физические и игровые упражнения на прогулке

    Игры-эстафеты;

    Игры с правилами

    Упражнения в основных видах движений;

    Спортивные упражнения

    Спортивные игры

    Ежедневно во время утренней и вечерней прогулки;

    Длительность 10-30 мин. Фронтально, подгруппами.

    Индивидуальная работа по развитию движений

    Физические упражнения в основных видах движений;

    Спортивные упражнения

    Ежедневно во время утренней и вечерней прогулки, физкультурные занятия; длительность 12-15 мин. Малыми подгруппами, индивидуально.

    Бодрящая гимнастика после дневного сна

    Музыкально-ритмические движения

    Игровая деятельность

    Пробежки по массажным дорожкам

    Коррегирующие упражнения

    Ежедневно в сочетании с закаливающими процедурами; длительность 8-20 мин

    Логоритмическая гимнастика

    Подвижные игры

    Дыхательная гимнастика

    Пальчиковая гимнастика

    Музыкотерапия

    1 раз в неделю, подгруппами; длительность 25 мин. Проводится учителем-логопедом и музыкальным руководителем.

    Динамический час

    Подвижные игры разной степени интенсивности;

    Игры-эстафеты, в том числе с детьми из других групп;

    Сюжетные двигательные задания;

    Командные спортивные игры;

    1 раз в неделю в физкультурном зале; длительность 20-30 мин. Проводится инструктором и воспитателями.

    Занятия ЛФК

    Комплекс упражнений по коррекции нарушений осанки;

    Комплекс упражнений по коррекции плоскостопия.

    2 раз в неделю, по показаниям; длительность 20 мин

    Переходы из одного помещения в другое

    Спокойный шаг;

    Быстрая ходьба;

    Осложненная ходьба по лестнице

    Ежедневно по мере необходимости, под руководством воспитателя

    Учебные занятия

    Физическая культура,

    хореография

    Традиционное;

    Тренировочное;

    Игровое;

    Сюжетно-игровое

    С использованием тренажеров

    Тематическое

    Комплексное

    Контрольно-проверочное

    Прогулка-поход

    3 раза в неделю, фронтально, подгруппами, длительность 10-30 мин. Проводятся: младший возраст – воспитатели; со ср.гр. – инструктор физо.

    Хореограф.

    Самостоятельная двигательная деятельность

    Самостоятельная двигательная деятельность

    Движения с различными игрушками, пособиями:

    Сюжетно-ролевые игры, основанные на движении и имеющие спортивную и оздоровительную идеи,

    Спектакли и театрализованные представления,

    Подвижные игры, разной степени интенсивности.

    Ежедневно, под руководством воспитателя в помещении и на воздухе. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей ребенка.

    Физкультурно-массовые занятия

    Физкультурный досуг

    Физкультурные упражнения и подвижные игры;

    Спортивные игры;

    Упражнения в основных видах движений и спортивные упражнения;

    Игры-эстафеты;

    Музыкально-ритмические импровизации

    1 раз в месяц в помещении физкультурного зала или на улице; длительность 20-40 мин.

    Физкультурно-спортивные праздники

    В физкультурном зале;

    На открытом воздухе «катание на санках» «Соревнование снеговиков»…

    2-3 в год, 30-90 мин

    День здоровья

    Комплексные занятия;

    Прогулки-походы;

    Игры-эстафеты по возрастным параллелям

    Физкультурно-спортивные праздники

    1 раз в квартал

    Спартакиада

    Физкультурно-спортивные соревнования в спортивных залах города;

    1 раз в год среди детей дошкольного возраста ДОУ; участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности; длительность 75-90 мин

    Дополнительные виды занятий

    Кружки по видам физических и спортивных упражнений, игр, танцев

    В зависимости от учебного плана:

    Ритмическая гимнастика

    2 раза в неделю; длительность 25-30 мин

    Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи

    Физкультурные занятия детей совместно с родителями в ДОУ

    Учебные занятия по физической культуре;

    По взаимному желанию родителей и инструктора физо

    Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях ДОУ

    Подготовка и помощь в проведении физкультурных досугов, Дня здоровья, посещения открытых занятий

    План летне-оздоровительной работы

    Задачи:

    Обеспечить физическое и эмоциональное благополучие детей через развивающие формы оздоровительной работы.

    Создать условия для закрепления нравственных качеств личности каждого ребенка в различных видах деятельности.

    Оздоровительная работа.

    Месяц

    Медикоментоз-

    ная терапия

    Витаминизация

    Фитотерапия

    Полоскание зева травами

    Июнь

    По назначению педиатра.

    Диспансеризация больных.

    Фруктовый салат

    Ревит

    Отвар крапивы

    Полоскание ромашкой

    Июль

    По назначению педиатра.

    Фруктовый салат

    Отвар листьев черной смородины

    По назначению педиатра

    Август

    По назначению педиатра.

    Фруктовый салат

    По назначению педиатра

    Успокоительный сбор.

    По назначению педиатра

    Методическая работа.

    № пп

    Мероприятия

    Сроки

    Ответственный

    2.1.

    "Организация самостоятельной двигательной деятельности на участке летом".

    Июнь

    Старший воспитатель

    2.2.

    Взаимопосещения воспитателей "Проведение исследовательской деятельности с природным материалом".

    Июнь

    Старший воспитатель

    Воспитатели групп

    2.3.

    Создание фотовитрины "Организация работы по трудовому воспитанию детей в летний период".

    Июнь

    Старший воспитатель

    2.4.

    Консультация для воспитателей "Закаливание детей в летний период".

    Июль

    Старший воспитатель

    2.5.

    Консультация "организация работы с родителями по вопросам закаливания часто и длительно болеющих детей".

    Июль

    м/с

    2.6.

    Выставка новинок методической литературы.

    Июль

    Старший воспитатель

    2.7.

    Консультация "Организация работы с вновь пришедшими детьми и их родителями".

    Август

    психолог

    Воспитательно-образовательная работа.

    № пп

    Мероприятия

    Сроки

    Ответственный

    2.1.

    Спортивный праздник , посвященный Дню защиты детей.

    Июнь

    Старший воспитатель

    Музыкальный руководитель

    Воспитатели групп

    Инстр. физ. восп.

    2.2.

    Познавательно-исследовательские ботанические игры

    Июнь

    воспитатель

    2.3.

    Музыкальный праздник "Здравствуй, лето!"

    Июнь

    муз.рук

    2.4.

    Создание экологических альбомов .

    Июль

    Старший воспитатель

    2.5.

    День здоровья (совместно с родителями).

    Июль

    инстр. физо

    Ст. мед сестра

    2.6.

    Экскурсия в лесопарковую зону.

    Август

    Старший воспитатель

    2.7.

    Сбор гербария растений участка детского сада.

    Август

    Старший воспитатель

    Музыкальный руководитель

    Воспитатели групп

    Взаимодействие с родителями.

    № пп

    Мероприятия

    Сроки

    Ответственный

    2.1.

    Трудовая декада – разбивка цветников на территории ДОУ.

    Июнь

    май

    Заведующий ДОУ

    Старший воспитатель

    Родительский комитет

    2.2.

    Консультации "Использование природных факторов для закаливания детского организма".

    Ежемесячно

    Заведующий ДОУ

    Старший воспитатель

    Воспитатели групп

    Мед. сестра

    2.3.

    Участие родителей в благоустройстве и ремонте групп и территории ДОУ.

    Июнь -август

    Заведующий ДОУ

    Старший воспитатель

    Воспитатели групп

    2.4.

    Памятка для родителей "Организация познавательной деятельности детей в летних походах".

    Июль

    Воспитатели групп

    2.5.

    Консультации для родителей вновь поступающих детей.

    Июнь-август

    Заведующий ДОУ

    психолог

    Работа методического кабинета.

    № пп

    Мероприятия

    Сроки

    Ответственный

    2.1.

    Июнь

    Старший воспитатель

    2.2.

    Июнь

    Старший воспитатель

    2.3.

    Подготовка аннотаций к новинкам методической литературы.

    Июнь -август

    Старший воспитатель

    2.4.

    Подготовка методических материалов к подготовке групп к новому учебному году.

    Июнь-август

    Старший воспитатель

    Воспитатели групп

    Административно-хозяйственная работа .

    № пп

    Мероприятия

    Сроки

    Ответственный

    2.1.

    Производственное совещание "Особенности работы с детьми в летне-оздоровительный период".

    Июнь

    Заведующий

    2.2.

    Консультации для помощников воспитателей "Взаимодействие воспитателя и помощника воспитателя при проведении режимных моментов летом".

    Июнь

    Старший воспитатель

    м/с

    2.3.

    Консультация для работников пищеблока "Особенности хранения и обработки продуктов в летнее время в условиях ДОУ".

    Июнь -август

    Мед. сестра

    2.4.

    Ремонтные работы в группах и на участке ДОУ.

    Июль

    Заведующий ДОУ

    Завхоз

    Родительский комитет

    2.5.

    Инструктаж "Охрана жизни и здоровья детей летом".

    Июнь-август

    Заведующий ДОУ

    Мед. сестра

    2.6.

    Производственное совещание "Подготовка ДОУ к новому учебному году".

    Август

    Заведующий ДОУ

    Старший воспитатель

    Оздоровительная работа в детском саду

    По программе Е.Ю. Александровой

    «Остров Здоровья»

    Использование нетрадиционного оздоровления

    1. Элементы точечного массажа
    2. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика
    3. Дыхательная и звуковая гимнастика Стрельниковой
    4. Психогимнастика по М Чистяковой
    5. Игровой массаж Уманской и Дейнеки
    6. Антистрессовый массаж и интеллектуальный Фрица Ауглина
    7. Проведение здоровьесбережения через все виды деятельности (психологический фон занятий, длительность, методы и формы, санитарно – гигиенические условия).
    8. Организация работы с родителями по проблеме укрепления и сохранения здоровья в ДОУ и семье.

    Нетрадиционные формы оздоровления

    1. Элементы точечного массажа
    2. Пальчиковая гимнастика
    3. Дыхательная и звуковая гимнастика
    4. Психогимнастика по М. Чистяковой
    5. Игровой массаж Уманской, Дейнеки
    6. Антистрессовый массаж

    Направления работы

    Рациональная организация двигательной деятельности:

    а. Физкультурные занятия

    б. Самостоятельные физкультурные занятия

    в. Интегрированные занятия с другими видами деятельности

    г. Праздники и развлечения

    д. Гимнастика после сна

    е. Режим прогулок

    ж.Двигательная активность с атрибутами и пособиями;

    з. Создание развивающей среды

    и. Проведение утреней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;

    к. Занятия по формированию здорового образа жизни.

    1.Босохождение

    2. Обширное умывание

    3. Воздушные ванны в облегченной одежде

    4. Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года

    1. Постоянный контроль осанки детей
    2. Контроль за нагрузками для переболевших детей, и для детей, находящихся на диспансерном учете по поводу сопутствующих заболеваний (пиелонефрит, пороки сердца и пр.)
    3. Подбор мебели, соответственно роста
    4. Потребление фитонцидов после консультации с родителями (чеснок, лук).

    Структура внедрения

    Здоровьесберегающих методк и технологий.

    Физкультурно – оздоровительная работа.

    1. Подвижные игры и физкультурно - дыхательные упражнения на свежем воздухе.
    2. Утренняя гимнастика с обязательным бегом и дыхательными упражнениями.
    3. Дыхательная гимнастика во время режимных моментов в течение дня.
    4. Дыхательная гимнастика после сна.
    5. Релаксация.
    6. Спортивные игры и соревнования.
    7. Босохождение в теплый период года.
    8. Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения.

    Формы и методы оздоровления детей.

    Формы и методы

    Обеспечение здорового образа жизни

    Щадящий режим (адаптационный режим.

    Гибкий режим.

    Физические упражнения

    Утренняя гимнастика

    Физкультурные занятия

    Подвижные игры

    Профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки).

    Спортивные игры

    Гигиенические и водные процедуры

    Умывание

    Мытье рук

    Обеспечение чистой среды

    Свето – воздушные ванны

    Проветривание помещений

    Прогулки на свежем воздухе

    Обеспечение температурного режима

    и чистоты воздуха.

    Активный отдых

    Развлечения, праздники, игры, забавы

    Дни здоровья

    Каникулы

    Светотерапия

    Световое сопровождение средыи учебного процесса

    Музыкотерапия

    Музыкосопровождение режимных моментов.

    Музыкальное оформление фона занятий

    Музтеатральная деятельность

    Аутотренинг и психогимнастика

    Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы

    Игры на подавление отрицательных эмоций и снятия невротических состояний

    Коррекция поведения

    спецзакаливание

    Босоножье, игровой массаж

    Дыхательная гимнастика

    Вид занятийи форма двигательной деятельности

    Особенность организации

    1. Физкультурно – оздоровительные мероприятия

    1.1 Утренняя гимнастика

    Ежедневно в зале или на свежем воздухе 10 – 12 мин

    1.2 Двигательная разминка во время перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз)

    Ежедневно 7 – 10 мин

    1.3 Физкультминутка

    Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий, 3- 5 мин

    1.4 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

    Ежедневно на утренней прогулке 20 – 25 мин.

    1.5 Оздоровительный бег

    2 раза в неделю, группами по 5 – 7 человек на утренней прогулке, длительностью 3 – 7 мин.

    1.6 Гимнастика после дневного сна

    Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей, длительность не более 10 мин.

    Модель двигательного режима

    2.Специально организованные занятия в режиме дня

    2.1 По физической культуре

    2 раза в неделю, 1 на прогулке

    2.2 Самостоятельная двигательная деятельность детей.

    Ежедневно под руководством воспитателя. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей.

    3. Физкультурно – массовые занятия

    3.1 Неделя здоровья

    (каникулы)

    2 раза в год- в конце декабря и в конце марта

    3.2 Физкультурно - спортивные праздники

    2 – 3 раза в год (40 мин) (руководитель по физкультуре)

    3.3Физкультурный досуг

    1-2 раза в месяц (30 мин) (воспитатели)

    4.Совместная физкультурно – оздоровтельная работа детского сада и семьи

    4.1 Домашние задания

    Определяет воспитатель

    4.2 Участие родителей в мероприятиях

    Подготовка и проведение досугов, праздников, дней здоровья

    Планирование

    по использованию оздоровительной системы

    В режиме дня.

    Утренняя гимнастика:

    Дыхательная гимнастика

    Пальчиковая гимнастика

    Обще - развивающие упражнения

    Использование элементов упражнений из различных оздоровительных систем.

    Перед занятиями:

    Точечный массаж

    Интеллектуальный массаж.

    Физкульт минутки на занятиях:

    - дыхательные упражнения

    Пальчиковая гимнастика

    Утренняя прогулка:

    Дыхательная гимнастика

    - оздоровительная ходьба, бег

    Перед сном:

    Релаксация, саморегуляция

    После сна:

    Гимнастика пробуждения

    Дыхательная гимнастика

    Пальчиковая гимнастика

    Перед ужином:

    Массаж по профилактике простудных заболеваний

    НЕРАВНЫЙ РАЗДЕЛ

    Xml:namespace>

    Е. ЕВСЕЕВ

    Евсеев Евсей, юрист (г. Рыбинск), член НП "Межрегиональное цивилистическое общество".

    Дела о разделе совместно нажитого имущества супругов в судебной практике одни из самых распространенных. При этом суды крайне редко отступают от принципа равенства долей супругов в интересах несовершеннолетних детей. Почему? Предлагаемая статья представляет собой попытку ответа на этот вопрос.

    Исключение из правил

    По общему правилу п. 1 ст. 39 Семейного кодекса РФ при разделе общего имущества супругов и определении их долей в нем таковые доли признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами. Кроме данного исключения, согласно п. 2 настоящей статьи , суд вправе отступить от принципа равенства долей супругов в их общем имуществе, исходя из интереса несовершеннолетних детей и (или) исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов. Данная норма в широком смысле может рассматриваться также и как исключение из п. 4 ст. 60 СК РФ в той его части, которая устанавливает отсутствие права собственности у ребенка на имущество родителей, а у родителей - на имущество ребенка.

    Законный интерес

    Как примеры наличия указанного в п. 2 ст. 39 СК РФ заслуживающего внимания законного интереса супруга в данной норме приводятся случаи неполучения другим супругом доходов по неуважительным причинам или расходования им общего имущества супругов в ущерб интересам семьи. Кроме этого, как разъясняется в абз. 1 п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.98 N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака", к таковым относится также случай, когда один из супругов по состоянию здоровья или по иным независящим от него обстоятельствам лишен возможности получать доход от трудовой деятельности.

    Проблема правоприменения

    Таким образом, ни закон, ни официальные разъяснения ВС РФ не устанавливают конкретных случаев, свидетельствующих о наличии интереса несовершеннолетних детей для отступления судом от принципа равенства долей супругов. На наш взгляд, данное обстоятельство и является главной причиной весьма скудной и крайне противоречивой судебной практики.

    Абзац 2 п. 17 приведенного разъяснения ВС РФ предписывает суду приводить в решении мотивы отступления от начала равенства долей супругов в их общем имуществе, что вполне обоснованно. В то же время более чем очевидно, что данное требование в отсутствие примерного перечня случаев, подтверждающих интерес несовершеннолетних детей, для судей становится не только тяжким бременем, но и, как это ни печально, в большинстве своем непреодолимым препятствием. Конечно, заявитель должен представить суду свои доводы на данный счет, но ведь последнему будет необходимо оценить их обоснованность, что по указанной причине совсем непросто.

    Противоречия судебной практики

    Весьма показательным для иллюстрации вышеописанных трудностей и проистекающих из них ошибок, а также возможной предвзятости суда является решение Куйбышевского районного суда города Омска от 02.12.2009 N 2-4961/2009. Суд, отказывая в отступлении от принципа равенства долей супругов при разделе их общего имущества в интересах несовершеннолетнего ребенка, исходил, во-первых, из того, что таковое отступление суть именно право, а не обязанность суда. Во-вторых, основываясь на буквальном толковании понятия "несовершеннолетние дети", суд заключил, что тут говорится о случае, когда у супругов имеется не менее двух детей.

    Представляется, что последний довод суда явно надуман. Понятие "несовершеннолетние дети" употребляется также в целом ряде других норм СК РФ (п. 1 и 2 ст. 19 , п. 1 ст. 21 , п. 1 ст. 23 и др.), при этом как судебная практика, так и правовая доктрина однозначно подтверждают, что таковой термин, в том числе и в п. 2 ст. 39 СК РФ, является обобщающим, поэтому буквальное его толкование заведомо неверно. Впрочем, случаи отступления судом от начала равенства долей супругов значительно чаще имеют место, когда у них имеется двое или больше детей. На это, например, специально обращается внимание в решении Невинномысского городского суда Ставропольского края от 06.11.2009 N 2-2359/2009 и решении Щербиновского районного суда Краснодарского края от 16.03.2010. Тем не менее представляется, что решающего значения данное обстоятельство, конечно, иметь не должно.

    По поводу же того, что применение настоящей нормы является правом, но не обязанностью суда, следует заметить, что на первый взгляд данное обстоятельство действительно может представиться как полностью законный повод для суда принципиально воздерживаться от применения п. 2 ст. 39 СК РФ вовсе. Тем не менее при разрешении между супругами спора суд прежде всего стоит на страже интересов их несовершеннолетних детей как более слабой стороны. Поэтому данное право суда, как бы странно это не прозвучало, сродни его обязанности.

    Впрочем, тут возможны исключения, например, когда имеется, так сказать, уравновешивающий и нейтрализующий такое отступление заслуживающий внимания интерес супруга, выступающего в споре противной стороной. В этой связи думается, что, исходя из сложности фактических обстоятельств по подобным делам, суд наделяется именно правом на применение п. 2 ст. 39 СК РФ. Возложение на суд такой же обязанности может привести к несправедливым судебным решениям.

    По нашему мнению, суду здесь следует найти золотую середину, а именно ни в коем случае, что называется, не саботировать применение данной нормы . Однако и применять ее суд должен осторожно, точно взвесив в рамках конкретного спора все "за" и "против". Другой вопрос, как этого добиться на практике.

    Некоторые выводы

    Для начала попробуем установить, а в чем собственно заключается интерес несовершеннолетних детей по таким делам.

    Представляется, что законодатель в п. 2 ст. 39 СК РФ совсем не случайно не приводит конкретные случаи, ведь интерес несовершеннолетних детей достаточно очевиден.

    Ясно, что он носит имущественный характер, и потому следует исходить из норм об имущественных правах ребенка п. 1 и 2 ст. 60 СК РФ, по которым он имеет право на получение содержания от родителей в форме алиментов, пенсий и пособий, которые расходуются на его содержание, воспитание и образование. Из чего следует, что интерес несовершеннолетних детей состоит в надлежащем их обеспечении всем необходимым для полноценного физического, нравственного и умственного развития: продуктами питания, медикаментами, одеждой и обувью, игрушками, учебниками и т.п. Подтверждением чему являются также положения п. 5 ст. 38 СК РФ о не подлежащем разделу личном имуществе несовершеннолетних детей.

    Раздел имущества супругов неизбежно влечет ухудшение материального положения их несовершеннолетних детей, поскольку то имущество, которым они раньше могли владеть и пользоваться на основании п. 4 ст. 60 СК РФ совместно по соглашению со своими родителями, становится для них недоступным или доступ к нему существенно ограничивается. Учитывая это, суд может допустить рассматриваемое отступление, выделив в натуре в собственность того супруга, с которым остаются проживать несовершеннолетние дети, часть совместного нажитого имущества, не предназначенного исключительно для удовлетворения потребностей последних. В особенности когда таковое относительно недорого и (или) отсутствует в наличии у это супруга. Так, в Обобщении судебной практики Заволжского районного суда города Ульяновска по гражданским делам о разделе совместно нажитого имущества супругов за период с 01.08.2008 по 31.12.2008 упоминается решение, в котором суд отступил от принципа равенства долей супругов ввиду того, что их несовершеннолетний сын остался проживать с истицей. Суд увеличил ее долю на 7 тыс. рублей, а также передал ей телевизор, видеокамеру, домашний кинотеатр и мягкую мебель на общую сумму 13,5 тыс. рублей.

    В требовании о применении п. 2 ст. 39 СК РФ в отношении недвижимого имущества суды чаще отказывают. Так, решением Кежемского районного суда Красноярского края от 07.05.2010 N 2-288/10 истице было отказано в отступлении от начала равенства долей супругов в праве собственности на квартиру ввиду проживания совместно с ней двух несовершеннолетних детей, поскольку раздел имущества супругов в равных долях, в сущности, нисколько не препятствует последним владеть и пользоваться спорной квартирой (см. также решение Волжского городского суда Волгоградской области от 14.07.2009 N 2-2445/2009). В этой связи весьма интересно решение Ягодинского районного суда Магаданской области от 12.08.2009, в котором при похожих обстоятельствах суд все же выделил истице помимо жилой площади в двухкомнатной квартире размером 14,3 кв. м еще и кухню с санузлом. Для подобного решения необходимо наличие технической возможности для выдела и передачи в раздельную собственность подсобных помещений в квартире. Именно по этой причине решением Слободского районного суда Кировской области от 21.05.2009 N 2-579/2009 в удовлетворении такого же требования было отказано.

    Тем не менее считаем, что рассматриваемое отступление возможно и в отношении недвижимости, в том числе долей в праве собственности на нее, при наличии веских причин.

    В заключение хотелось бы призвать спорящие стороны, их представителей и, конечно же, судей активнее пользоваться п. 2 ст. 39 СК РФ в делах о разделе совместно нажитого супругами имущества, тем самым защищая интересы их несовершеннолетних детей. Только так данная норма сможет заработать в полную силу, только так сформируется обширная и единообразная практика ее применения.

    Новая редакция Ст. 39 СК РФ

    1. При разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.

    2. Суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей и (или) исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов, в частности, в случаях, если другой супруг не получал доходов по неуважительным причинам или расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи.

    3. Общие долги супругов при разделе общего имущества супругов распределяются между супругами пропорционально присужденным им долям.

    Комментарий к Статье 39 СК РФ

    1. При заключении добровольного соглашения о разделе совместно нажитого имущества супруги сами определяют принадлежащие им доли, которые не обязательно будут равными. Судебная практика предъявляет дополнительные требования к содержанию такого соглашения - в нем должны быть определены доли супругов и уточнено, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов. При этом должны учитываться права их несовершеннолетних детей, а также заслуживающие внимания интересы сторон.

    В случае недостижения соответствующего соглашения раздел общего имущества осуществляется судом, который сам определяет по требованию супругов, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов.

    В случае, если одному из супругов передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю, другому супругу может быть присуждена соответствующая денежная или иная компенсация. Определение долей производится в идеальной доле (обычно в арифметических дробях), а затем осуществляется попредметный раздел имущества. При осуществлении раздела имущества суд учитывает пожелания супругов, наличие профессиональных интересов, состояние здоровья и другие факторы.

    2. В п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 5 ноября 1998 года N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" было отмечено, что суд при разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, может в отдельных случаях отступить от начала равенства долей супругов, учитывая интересы несовершеннолетних детей и (или) заслуживающие внимания интересы одного из супругов. Под таковыми понимают, в частности, случаи, когда супруг без уважительных причин не получал доходов либо расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи (например, проигрывал семейные средства в азартные игры, тратил их на алкоголь, наркотики), а также случаи, когда один из супругов по состоянию здоровья или по иным не зависящим от него обстоятельствам лишен возможности получать доход от трудовой деятельности.

    3. В состав имущества, которое подлежит разделу, также входят права требования и общие долги супругов. Под общими долгами понимаются обязательства как обоих супругов (например, кредитный договор подписывался обоими супругами), так и одного из них, если суд установит, что все полученное этим супругом по данному обязательству использовано на нужды семьи (так, кредитный договор подписывался только одним из супругов, однако полученные денежные средства предназначались на покупку общего жилья).

    Раздел такого имущества осуществляется по общим правилам. Так, согласно п. 3 комментируемой статьи общие долги супругов при разделе общего имущества супругов распределяются между супругами пропорционально присужденным им долям.

    Другой комментарий к Ст. 39 Семейного кодекса Российской Федерации

    1. При разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, суд в соответствии с п.2 ст.39 СК РФ может в отдельных случаях отступить от начала равенства долей супругов, учитывая интересы несовершеннолетних детей и (или) заслуживающие внимания интересы одного из супругов. Под заслуживающими внимания интересами одного из супругов понимаются не только случаи, когда супруг без уважительных причин не получал доходов либо расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи, но и случаи, когда один из супругов по состоянию здоровья или иным не зависящим от него обстоятельствам лишен возможности получать доход от трудовой деятельности. Суд обязан привести в решении мотивы отступления от начала равенства долей супругов в общем имуществе.