• Технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение населения здоровому образу жизни Образование здорового образа жизни

    Мы не герои фильма «День сурка», поэтому каждый наш день не похож на предыдущий, тем не менее, важно выработать и соблюдать режим дня. Если подумать, мы регулярно выполняем одинаковый набор действий: спим, едим, работаем, отдыхаем, и так без конца Если упорядочить все эти действия и составить некий план, можно эффективно использовать собственное время, успевая гораздо больше. Это не значит, что ваша жизнь должна быть расписана по минутам, но предсказуемый режим поможет вам избегать лишних форс-мажоров, а вашему организму - лишнего стресса.

    Что бы ни говорили, а вести здоровый образ жизни нужно начинать не с понедельника, а с вечера, когда вы ложитесь спать. Только тогда вы обеспечите себе хорошее самочувствие и у вас будут силы на то, чтобы перейти к следующим пунктам нашего списка. Считается, что взрослому человеку нужно спать около 7 часов в сутки, причём желательно ложиться каждый день примерно в одно и то же время и до полуночи. Для сна лучше выбрать не слишком жёсткую, но и не слишком мягкую постель, а комнату стоит заранее проветрить.

    Для человека очень важно не только то, что он делает, но и то, что он чувствует. Все мы можем попадать в непростые ситуации, но стресс только ухудшает самочувствие, а не помогает решать проблемы. Психологи советуют не впадать в отчаяние, а помнить о том, что мы сами управляем своей жизнью. Неудачи стоит рассматривать как опыт, из которого нужно извлечь полезные уроки. Негативные эмоции могут не только понизить вашу самооценку и доверие к окружающим, но и стать причиной реальных болезней, лечить которые придётся уже врачам.

    Подчеркнём, что метания между спальней, ванной и кухней к зарядке не относятся. Отговорки по поводу нехватки времени тоже не пройдут. Лишние 15 минут можно выкроить даже из самого жёсткого графика. Правильная зарядка станет подготовкой всего организма к рабочему дню. Вы перестанете чувствовать вялость, усталость и сонливость, а настроение заметно улучшится. Сложнее всего - перебороть собственную лень и превратить зарядку из испытания в привычку. Комплекс утренней гимнастики можно составить самостоятельно, но лучше включить туда упражнения на гибкость и правильное дыхание.

    «Думайте головой!» - этот совет актуален для всех, в том числе и для адептов здорового образа жизни. Человеку важно развивать и поддерживать не только свои физические, но и умственные способности. Ясная голова поможет вам в непростых жизненных ситуациях, а также снизит вероятность некоторых заболеваний, связанных со снижением умственной активности. Тренировать мозг можно при помощи чтения, логических игр, головоломок. Полезно также играть в шахматы или решать математические задачи. Вариантов множество, не говоря уже о всевозможных онлайн-тренажёрах.

    Мы не будем говорить о «правильном питании», поскольку этот термин сам по себе - предмет дискуссий, но перекусы на бегу и ночные набеги на холодильник точно никому на пользу не идут. Выработайте для себя подходящий режим питания, который будет включать минимум 3-4 приёма пищи примерно в одно и то же время. Старайтесь не есть позже, чем за 2 часа до сна. Ваш рацион должен быть разнообразным и сбалансированным. Не торопитесь и не пытайтесь совместить еду с другими делами, приучите себя есть в течение 20-30 минут, а не пытаться проглотить полноценный обед, пролистывая список дел на смартфоне.

    Есть множество мотивирующих и вдохновляющих историй о том, как человек в одночасье меняет свою жизнь: бросает работу, уезжает на другой конец света и становится совершенно счастливым. На такие поступки готовы далеко не все, да и радикальные решения проблем не всегда самые лучшие. Но вряд ли вы не согласитесь с тем, что ненавистная работа эмоционально истощает. Человек чувствует себя не на своём месте, он несчастен, быстро устаёт и медленно превращается в робота с ограниченным сроком эксплуатации и вечными мечтами об отпуске. Если вы себя узнали, значит, нужно что-то менять.

    Избыточный вес, как и нездоровая худоба, негативно влияют на общее состояние организма. Лишний вес создаёт дополнительную нагрузку на внутренние органы и опорно-двигательный аппарат, что может стать причиной серьёзных заболеваний. Но это не значит, что нужно безжалостно изводить себя диетами, тем более - выбирать их самостоятельно. Причины избыточного веса могут быть разными, а значит, и «лечение» должно быть индивидуальным. Прежде чем проверять на себе эффективность очередной модной диеты, сходите на консультацию к диетологу.

    Это совет, который проще дать, чем ему следовать. Тем не менее, вредные привычки никак не сочетаются со здоровым образом жизни. «Стандартный набор» дурных пристрастий знает каждый школьник: курение, алкоголь и наркотики. Но на деле их гораздо больше, и те же ночные перекусы или многочасовое сидение за компьютером тоже можно отнести к вредным привычкам. Попробуйте посмотреть на свой образ жизни со стороны и понять, от каких привычек нужно избавиться именно вам. Это станет первым шагом на пути к ЗОЖ.

    Нас с малолетства учат тому, что нужно мыть руки перед едой, чистить зубы минимум два раза в день и соблюдать другие правила личной гигиены. Тем не менее, некоторые из них стоит себе напомнить. Пачка антибактериальных салфеток или геля в сумке никому не помешает, в идеале же к «дорожному набору» неплохо бы добавить дезодорант, расчёску, ополаскиватель для полости рта и другие вещи, которые помогут избежать неприятных ситуаций. Пренебрежение правилами личной гигиены может не только стать причиной болезней, но и вызвать непонимание окружающих.

    Как известно, человек - существо социальное, поэтому, даже если вы считаете себя закоренелым интровертом, вам периодически приходится «выходить в мир», где нужно взаимодействовать с другими людьми. Важно, чтобы общение не было для вас неприятным. Старайтесь выстраивать гармоничные отношения с окружающими, по возможности исключите из своего близкого круга случайных людей и не пытайтесь бороться с собой, стараясь угодить всем и каждому - это недостижимый идеал.

    Говорят, что мышцы можно накачать силой мысли, но лучше всё-таки использовать традиционные методы. Мы не призываем вас бросать все дела и мчаться в тренажёрный зал, просто ещё раз напоминаем, что жизнь заключена в движении. Если у вас нет определённой цели развить у себя тот или иной навык, постарайтесь сделать спорт своим хобби. Выберите тот вид спорта, который вам понравится и будет доставлять удовольствие. Самый простой вариант для поддержания себя в тонусе - утренние пробежки. Они не требуют особого снаряжения, специальной подготовки и подойдут людям любого возраста.

    Рутина затягивает и может подорвать организм не меньше стрессов, поэтому нам нужны новые впечатления, яркие эмоции и возможность эмоциональной разрядки. Лучшим способом восстановления душевных сил могут стать отпуск, общение или хобби. Но если отпуск у нас бывает всего несколько раз в год, то заниматься своим хобби лучше регулярно, а не прибегать к нему в качестве последнего средства спасения, тогда ваша эмоциональная разрядка не будет напоминать эмоциональный взрыв.

    Под понятием «образ жизни» психологи подразумевают не только определенные привычки человека, но и его профессиональную занятость, быт, форму и способы удовлетворения материальных, физических и духовных потребностей, особенности поведения и общения с другими людьми. В целом, образ жизни каждого человека включает 4 аспекта: уклад жизни, стиль жизни, уровень жизни и качество жизни.

    Ключевое значение для здорового образа жизни человека имеет его стиль жизни, так как уровень, уклад и качество жизни являются его производными. Стиль жизни каждого человека зависит исключительно от внутренних факторов – мотивации, жизненных целей и приоритетов, склонностей, предпочтений, бытовых и личных привычек и др. Поэтому очевидно, что именно стиль жизни определяет и жизненный уклад, и качество жизни, и именно от него зависит, будет человек жить счастливо или выживать. К примеру, ленивый человек, страдающий от алкоголизма, вряд ли сможет похвастаться интересной работой, достойным заработком, хорошим самочувствием и высоким качеством своей жизни.

    Главная задача, которую ставит перед собой психология здоровья и здорового образа жизни – научить людей корректировать свой стиль жизни таким образом, чтобы достичь и психологического, и физического здоровья, и сохранить это здоровье на долгие годы. Решение этой задачи специалисты уже нашли – к примеру, академик Н. М. Амосов утверждает, что каждый человек, желающий иметь крепкое здоровье, должен соблюдать 5 основных условий:

    1. Ежедневно выполнять физические упражнения
    2. Ограничивать себя в пище и придерживаться правил здорового питания
    3. Закалять свой организм
    4. Полноценно отдыхать
    5. Быть счастливым.
    Для философского рассмотрения здоровья важно понимать, что оно отражает необходимость, вытекающую из сущности явлений, а болезнь - это случайность, не имеющая всеобщего характера. Таким образом, современная медицина занимается преимущественно случайными явлениями - болезнями, а не здоровьем, являющимся закономерным и необходимым.

    Отношение к здоровью и здоровый образ жизни

    Поскольку здоровый образ жизни играет столь важную роль в сохранении хорошего здоровья, следует понять установки, побуждающие людей следовать или пренебрегать принципами здорового поведения :
    • Желание следовать принципам здорового образа жизни стимулируется следующими пятью убеждениями.
    • Общие ценности, связанные со здоровьем, включающие в себя заинтересованность в здоровье и заботу о здоровье.Восприятие серьезности угрозы, которую представляют для здоровья различные заболевания.
    • Осознание своей личной уязвимости в отношении заболеваний.
    • Убеждение в собственной способности предпринимать необходимые действия, позволяющие снизить такую угрозу (самоэффективность).
    • Убеждение, что эти действия окажутся эффективными в предотвращении такой угрозы (эффективность поведения).

    Ольга Новоселова
    Обучение здоровому образу жизни

    Обучение здоровому образу жизни

    Существует весьма распространенное мнение, что задача Детского сада и школы – дать знания, развивать умения и организовывать деятельность, основанную на том, что знает и умеет ребенок. Однако никто не может отрицать, что обучение детей здоровому образу жизни оказывает существенное влияние на их дальнейшую жизнь .

    Слово «здоровье » , как и слова «любовь» , «красота» «радость» , принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.

    Каждый человек хочет быть здоровым . Но что такое здоровье ? Как можно его измерить? И является ли состояние, «когда ничего не болит» , здоровьем ? Чаще всего мы начинаем задумываться над состоянием своего здоровья тогда , когда чувствуем какое-то недомогание, то есть тогда, когда наш организм перестает идеально выполнять свои функции. До этого момента большинство людей не обращают внимание на этот бесценный дар.

    Очевидно, что улучшение нормального физического состояния детей должно идти параллельно с их обучением и воспитанием , через привитие соответствующей культуры здоровья и здорового образа жизни , создание мотивационного поведения направленного на «конструирование» собственного физического и духовного благополучия. Важным показателем является сформированности у них умения «комфортно» себя чувствовать и в условиях процесса получения знаний, и в социально-бытовых условиях : быть физически, социально и психологически защищенными при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

    Наиболее разрушительны для организма психологические и эмоциональные стрессы, возникающие из-за перегрузок и обид. Одна из основных задач педагога - сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни , осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом уже в дошкольном возрасте.

    Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна , своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей ? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни ? Когда это начинать?

    Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. В настоящее время понятие здоровье включает в себя нравственное и духовное благополучие.

    Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

    Следовательно, здоровьесберегающие технологии – способы и средства сохранения состояния полного физического, психического и социального благополучия.

    Целью здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью ; применительно к взрослым – содействие становления культуры здоровья , в том числе культуры профессионального здоровья .

    Поэтому важно :

    1. Сформировать у детей представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни , формирование здорового образа жизни .

    2. Научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного.

    3. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью , чувство ответственности за него.

    Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

    Существуют основные приемы здоровьесбережения :

    1. Создание эмоционального тона общения. Хорошее настроение само по себе создает успешную мотивацию.

    2. Внимание : на что направлено Ваше внимание, то Вы и создаете. И Вы создаете то, на что направили внимание кого-либо другого.

    3. Удачно прожитый день, проведенное мероприятие с точки зрения здоровьесбережения : отсутствие усталости, положительный эмоциональный настрой, удовлетворение от сделанной работы, желание продолжать работу.

    Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ :

    Занятиям физкультурой, прогулкам, правильному рациональному питанию, соблюдению правил личной гигиены, созданию условий для полноценного сна, закаливанию, психологической закалки.

    Занятия физкультурой, прогулки :

    На участке ДОУ желательно оборудовать зоны подвижных и спортивных игр, беговыми дорожками, «полосами препятствий»

    Правильное рациональное питание :

    Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

    Соблюдение правил личной гигиены :

    Правила личной гигиены – это не что иное, как своеобразный свод требований , соблюдение которых способствует как раз и обеспечивает здоровый образ жизни , отсутствие проблем со здоровьем .

    Создание условий для полноценного сна :

    Сон очень важен для нормального роста ребенка и развития его мозга, а регулярный недосып может привести к серьезным болезням.

    - Закаливание :

    «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» . Использование естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – переохлаждению и перегреву.

    Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека .

    - Психическая закалка :

    Стимулирует и физиологические защитные механизмы : иммунитет, функцию эндокринных желез.

    Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказании. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье , дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды, бережное отношение к окружающей среде, к природе.

    Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно , а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой.

    Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников :

    Формировать представление о том, что быть здоровым – хорошо , а болеет – плохо; о некоторых признаках здоровья ;

    Воспитывать навыки здорового поведения : любить двигаться, есть больше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться, не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;

    Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;

    Развивать умение рассказывать о своем здоровье , здоровье близких ;

    Вырабатывать навыки правильной осанки;

    Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;

    Развивать художественный интерес

    Таким образом , здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников , без ущерба для здоровья .

    Не имеет четкого определения. Однако в общих чертах его можно свести к следующему: это поведенческий образ жизни направленный на повышение иммунитета, профилактику болезней, укрепление здоровья.

    В последнее время, проблема и необходимость формирования здорового образа жизни стала более актуальна. Это связано с тем, что глобальная урбанизация, плохая экология, развитие технического прогресса, который способствует меньшей активности человека, угрозы техногенного характера и множество других негативных факторов с каждым днем все больше вредят организму человека.

    Органы здравоохранения и государственные структуры активно пропагандируют здоровый образ жизни, однако результатов пока достигнуто мало. Дело в том, что для формирования ЗОЖ необходима личная мотивация каждого индивида, а также возможность его реализации как в материальном плане, так и в плане социальной оценки.

    Государственные программы формирования ЗОЖ

    Любое государство имеет своей целью сохранение и защиту здоровья своих граждан. В реализации этой задачи видится доступность медицинского обслуживания населения, а также продвижение в жизнь различных программ по бесплатному проведению профилактических мероприятий для малообеспеченных и льготных категорий граждан.

    Государство проводит стимулирующие и запрещающие меры, в том числе на финансовом и законодательном уровне. К таким мерам можно отнести запрет на производство и использование наркотических веществ (исключая медицинские цели), их употребление и распространение, которые караются уголовной ответственностью, запрет на распространение рекламы на табачные изделия и спиртные напитки, ограничение их продаж в определенных местах, возрастные ограничения на их приобретение, повышение акцизов, стимулирование пропаганды ЗОЖ в средствах массовой информации, введение в образовательные программы специальных курсов, направленных на пропаганду ЗОЖ.

    Основная работа по формированию ЗОЖ ложится на плечи здравоохранения, однако без государственной поддержки - как в правовом плане, так и в финансовом - такая программа реализуется крайне медленно.

    В этом направлении со стороны здравоохранения должны быть выполнены действия по предоставлению населению консультативной помощи в медицинских учреждениях.

    Важную роль имеет подключение к процессу формирования здорового образа жизни средств массовой информации, которые должны активнее вести пропаганду среди населения о негативном отношении к лицам, ведущим нездоровый образ жизни и, наоборот, поощрения и стимулирования занятий физкультурой и спортом, положительного отношения и культивации физически красивого и здорового тела, а также побуждение к отказу от вредных привычек. В плане последнего, также следует отметить ограничительные меры, вводимые государством.

    Принципы формирования здорового образа жизни

    Любой образ жизни основан на определенных принципах. Это принятые к реализации правила поведения для каждого человека, основой которых являются биологические и социальные принципы.

    Биологический принцип предполагает, что образ жизни должен соответствовать возрастным показателям и быть энергетически обеспеченным, укрепляющим организм, умеренным в плане нагрузок и ограничений, а также ритмичным.

    Социальный образ жизни предполагает соблюдение высокой нравственности, эстетическое воспитание, проявление воли, способности к самоограничению.

    Совокупность этих двух аспектов создает единство биологического и социального развития организма и его взаимодействие со средой обитания.

    Исходя из этого, можно выделить основные жизненно важные поведенческие формы.

    1. Формирование положительных психологических эмоций во всех сферах жизнедеятельност и (работа, быт, семейные отношения, реализация в общественной и культурной жизни) и формирование оптимистических взглядов.
    2. Организация трудовой деятельности с максимальной эффективностью, что дает возможность реализации и отражает сущность каждого человека.
    3. Двигательная активность.
    4. Ритмичный образ жизни предполагает соответствие биологическим ритмам как в плане суточных биоритмов, так в плане возрастных потребностей.
    5. Сексуальная активность.
    6. Здоровое старение - это естественный процесс, который при правильной организации протекает с минимальными негативными последствиями.
    7. Отказ от вредных привычек, что способствует поддержанию высоких показателей здоровья.

    Пути формирования ЗОЖ

    Конечно, для рационального использования путей формирования здорового образа жизни, требуется задействовать все возможные методы. Формирование ЗОЖ является не только задачей здравоохранения, как уже было сказано выше, но и задачей образования, а также семейного воспитания и личного примера, а также задачей социальной защиты.

    Исследования ВОЗ в этом направлении привели к выявлению следующих статистических цифр. Здоровье человека на 50-55% зависит от образа жизни, на 20-23% - от наследственных факторов, на 20-25% - от факторов экологии и только на 8-10% - от медицины и здравоохранения.

    1. Формирование привычки правильного питания, которое включает отказ от пищи, содержащей большое количество животных жиров, отказ от чрезмерного потребления соли и сахара, воздержание от алкоголя. Это приводит, как следствие, к поддержанию нормального веса.
    2. Формирование активной жизни, которая включает физические упражнения, пешие прогулки, пробежки на свежем воздухе, умеренное занятие спортом в соответствии с возрастными особенностями.
    3. Снижение уровня стрессов, поддержание психологически уравновешенного состояния, умение регулировать эмоции, направлять психологический настрой на оптимизм. Во многом, на формирование этого поведения влияет социум, а также возможность гармоничного существования в нем.
    4. Отказ от вредных привычек (алкоголь, наркотики, табакокурение).

    Министерство здравоохранения Свердловской области

    Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

    "Свердловский областной медицинский колледж"


    Дипломная работа (проект)

    Обучение населения здоровому образу жизни


    Исполнитель: студентка группы 401

    специальности Сестринское дело

    Ушакова Светлана Александровна

    Руководитель:

    Фасхиева Мария Салимовна



    Введение

    Глава 1. Здоровый образ жизни теоретический аспект

    1 Понятия здорового образа жизни и его проблемы

    2 Обучение населения здоровому образу жизни

    Глава 2. Практическая часть

    1 Анкетирование

    2 Интерпретация данных

    Заключение

    Список используемой литературы

    Приложение


    Введение


    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

    Обучение населения здоровому образу жизни актуальная тема на сегодняшний день. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья людей. Идет увеличение заболеваемости по всем основным группам болезней, рост смертности, снижение рождаемости, продолжительности жизни. Остановить этот процесс, надеясь только на медицину, невозможно, так как в большинстве случаев врачи имеют дело с уже заболевшими пациентами. Для того чтобы не заболеть, человеку необходимо научиться оставаться здоровым. Достигнуть высокого уровня всех видов здоровья (психического, физического и других).

    Здоровый образ жизни - это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни.

    Актуальность работы заключается в рассмотрении значения здорового образа жизни для успешной деятельности и самочувствия человека и изучении основных компонентов здорового образа жизни.

    Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

    Цель работы состоит в изучении здорового образа жизни.

    Достижение цели предполагает решение ряда задач:

    ) Дать определение здоровому образу жизни, рассмотреть его основные проблемы

    ) Научить основным приемам формирования ЗОЖ

    ) Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью

    На первом этапе исследования изучалось теоретическая значимость

    На втором этапе исследования проводилось анкетирование, интерпретация данных и выводы о проделанной работе.


    Глава 1. Здоровый образ жизни теоретический аспект


    .1 Понятия здорового образа жизни и его проблемы


    Аспекты, характеризующие ЗОЖ. Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят: трудовая, социальная, психологическая, интеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.

    Академик Лисицын Ю.П. в понятие "образ жизни" включает важный фактор - медицинскую активность, рассматривая ее в трех аспектах:

    Характер активности людей - интеллектуальный, физический.

    Сфера активности - трудовая, внетрудовая.

    Виды активности - производственная, социальная, культурная (образовательная), физическая, медицинская и т.д.

    Как видно из рассмотренной структуры образа жизни, можно говорить, что это деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них.

    Образ жизни - это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни - это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мине - и макросреде, быт и обустройство своего жилища.

    Отсюда, по логике, определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья.

    Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

    Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

    Можно дать несколько понятий для здоровья, образа жизни, болезни и профилактики. Термин здоровье невозможно сформулировать однозначно.

    В настоящее время насчитывается более 60 определений этого понятия. Но ни одно из них не может, раскрыт его в полном объеме. Это и понятно, потому что сам человек неоднозначен, не только внешне, но и внутренне. Неоднозначно его поведение, восприятие, взгляды, мысли, поступки, реакции на то или иное воздействие. Разные люди отражают действительность совершенно по-разному. Но самое, пожалуй, интересное состоит в том, что один и тот же человек на одно и то же воздействие в разное время реагирует совершенно по-разному.

    Новое определение понятия "здоровье" было впервые сформулировано Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1940 году. Оно звучит так: "Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни". Верное по смыслу определение, тем не менее, не отражает всех возможных состояний человека. Оно по нашему мнению, наделено вполне очевидной абстракцией. Самым серьезным недостатком этого определения является отсутствие в нем, каких - либо упоминаний о мировоззрении человека, его отношении к самому себе, к окружающей действительности и месту человека в ней. Мировоззрение складывается на базе тех знаний, навыков и умений, которые человек получает в самом раннем детстве. Именно знания формируют мировоззрение, а оно, в свою очередь формирует культуру человека. Конечно, в данном случае речь идет о медицинской, а более точно - о гигиенической культуре как элемент общечеловеческой культуры.

    Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально - психологических ситуаций. Образ жизни - это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья не как на некую абстракцию, а как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной цели.


    .2 Обучение населения здоровому образу жизни


    Обучение здоровому образу жизни - сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.

    Ю.П. Лисицын выделяет в образе жизни три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни - это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория). Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория). И, наконец, стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). Согласно Ю.П. Лисицыну, здоровье человека во многом зависит от стиля жизни. Оценивая роль каждой из этих категорий в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровень и качество), носящих общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большой степени имеет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями.

    Таким образом, здоровый образ жизни можно определить как повседневное личностно-активное поведение людей, направленное на сохранение и улучшение здоровья. Обучение здоровому образу жизни - это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

    ЗОЖ включает следующие компоненты:

    ) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности.

    ) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье.

    ) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам.

    ) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте.

    ) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др.

    В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни существуют два альтернативных подхода.

    Задачей традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ от курения и употребления алкоголя, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах. Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованного поведения. Но, как показывает практика, заболеваемость неизбежно оказывается различной при одинаковом поведении людей с разными генотипами. Явный недостаток такого подхода в том, что он может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья.

    Другой подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть идентичным. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое. Для оценки количества здоровья в этом подходе разработана методика, дающая человеку возможность с учетом индекса здоровья и его положения по шкале здоровья самому принимать решение, какое поведение считать здоровым. Итак, в рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется, исходя из индивидуальных критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления и контроля над их эффективностью. Следовательно, для лиц с большим количеством здоровья любой образ жизни, являющийся для них обычным, будет вполне здоровым.


    Глава 2.Практическая часть


    .1 Анкетирование


    Анкетирование проводилась в ГБУЗ СГБ№1 с 13.05.14г по 20.05.14г. В опросе участвовало 270 респондентов. Заданные им вопросы указаны в анкете (см. Приложение 1). Расчет результатов велся в процентах. Общее количество опрошенных людей бралось за 100%,и методом уравнения находился нужный нам процент опрошенных.

    Принимали участие люди обоих полов, различного возраста, проходивших плановое или незапланированное обследование больнице г. Серова.

    Классификация вопросов в анкете производится по основным критериям: первые 5 вопросов об уровне гигиены собственного здоровья и здоровом образе жизни, следующие 2 о состоянии здоровья, следующие 6 о влиянии вредных факторов на здоровье респондентов, завершающие 4 вопроса касаются условий и уровня жизни респондента.


    Таблица 1.Общие результаты анкетирования в процентах

    1.Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?1. Именно такой12,22. Иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда;13,23. Вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима74,62.Регулярно ли вы делаете зарядку?1. Да, это для меня необходимость282. Иногда делаю62,53. Нет, не делаю вовсе9,53.Часто ли вы используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?1. Регулярно (как минимум два раза в месяц)192. Иногда (2 - 3 раза в полгода);473. Никогда или очень редко344.Насколько Вы оцениваете свою успеваемость? Шкала: -2- очень низко, +2 - очень высоко-2-10+1+23,85,24312,335,75.Хорошо ли вы спите? Шкала: -2- слишком плохо, +2- очень хорошо-2-10+1+212,219,835,920,711,46.Часто ли вы болеете? Шкала: -2- никогда, +2 - часто-2-10+1+22,317,329,841,39,37.Страдаете ли вы хроническими заболеваниями? Шкала: -2-да, +2 - нет-2-10+1+23,294919,8198.Соблюдаете ли вы правильный режим дня? Шкала: -2- нет, +2 - да-2-10+1+232,19,444,341,29.Часто ли вы устаете?1.Почти никогда не устаю;142.Иногда устаю очень сильно;463.Да, почти всегда сильно устаю.4010.Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта?1.Да, я регулярно посещаю спортзал192.Периодически посещаю спортивные секции463.Нет, я вообще не увлекаюсь спортом3511.Курите ли вы?1.да582.Нет223.редко2012.Употребляете ли вы спиртное?1.Нет, даже пиво422.Иногда бывает493.Выпиваю довольно часто913.Пьете ли вы кофе?1.Очень редко, в основном предпочитаю чай302. Пью не много (1-2 чашки в день)273.Пью его очень много (более 2 чашек)4314.Пол1. Женщина1602. Мужчина11015.Возраст1. 18- 35 лет452. 36- 55 лет38,7Более 56 лет16,316.Состав семьи1. Один человек11,12. Два человека23,23. 3-4 человека59,54. 5 человек и более6,217.Ежемесячный доход семьи1. до 5000 рублей13,42. 5000- 7999 рублей34,13. 7000- 9999 рублей48,24. 10000- 20000 рублей2,25. более 20000 рублей1,8

    Таблица 2 Цель опроса

    ВопросТипЦелевое назначение вопросаКак известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?функционально-психологическийУточнить режим дняРегулярно ли вы делаете зарядку?вопрос-фильтрУзнать отношение к зарядкеЧасто ли вы используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?функционально-психологическийУзнать отношение к прогулкамНасколько Вы оцениваете свою успеваемость: -2- очень низкое, +2 - очень высокоефункционально-психологическийУзнать отношение к успеваемостиХорошо ли вы спите?вопрос-фильтрУзнать отношение к снуЧасто ли вы болеете?вопрос-фильтрУзнать отношение к количеству болезнейСтрадаете ли вы хроническими заболеваниями?вопрос-фильтрУточнить количество хронических заболеванийСоблюдаете ли вы правильный режим дня?вопрос-фильтрУзнать отношение к режиму дняЧасто ли вы устаетевопрос-фильтрУзнать отношение к утомляемостиЗанимаетесь ли вы каким-либо видом спортавопрос-фильтрУзнать отношение к видам спортаКурите ли вы?вопрос-фильтрУзнать отношение к курениюУпотребляете ли вы спиртное?вопрос-фильтрУзнать отношение к спиртномуПьете ли вы кофе?вопрос-фильтрУзнать отношение к кофеПолконтрольныйУточнить полВозрастконтрольныйУточнить возрастСостав семьиконтрольныйУточнить состав семьиЕжемесячный доход семьиконтрольныйУточнить доход семьи

    2.2 Интерпретация данных

    население здоровье самочувствие гиподинамия

    В данной главе при анализе полученных данных результаты проведенного исследования будут указываться - где это возможно - в процентах. Всего обработано 270 опросных листов (160-женщины, 110-мужчин).

    Было выявлено, что тенденция к здоровому образу жизни у населения г. Серова начинает усиливаться. (28% -делают зарядку, 63,5%-иногда делают зарядку, спортом занимаются 19%, иногда- 46%). Скорее всего, это выявлено тем, что во всех СМИ и ТВ регулярно идет пропаганда здорового образа жизни (в начале 90-х годов активно рекламировалось употребление спиртного и табакокурение в виде новых марок водки и сигарет, а в эпоху застоя на неискушенный народ это очень действовало).Открываются в больших количествах различные фитнес - клубы и спортзалы, спорткомплексы. Мода на здоровье опять начинает возвращаться. Будем надеяться, что данная тенденция сохранится надолго и наша нация станет здоровой.

    Рассмотрим все тенденции подробнее:

    К сожалению, не уделяется должного внимания правильному режиму питания, что можно увидеть на рисунке 1:


    Рисунок 1. Характеристика режима питания респондентов в процентных соотношениях


    Немного лучше обстоят дела с зарядкой, большая часть респондентов делает ее регулярно или периодически - рисунок 2 .


    Рисунок 2. Выполнение зарядки респондентами в процентном соотношении


    Отношение респондентов к активному отдыху и спорту

    ХарактеристикаКоличество респондентов%Регулярно активно отдыхают5119Иногда активно отдыхают12747Никогда не отдыхают активного9234Итого270100Посещают спортзал постоянно5119Иногда посещают спортивные секции12446Не занимаются спортом9535Итого270100

    Рисунок 3 Успеваемость респондентов в процентном соотношении.


    При этом большая часть респондентов вполне довольна своей успеваемостью, оценивая ее как высокую и очень высокую, что может свидетельствовать о нормальном самочувствии, и психическом здоровье людей.

    Состояние сна у респондентов в целом тоже удовлетворительное. А показатели заболеваемости очень оптимистические: 79 процентов респондентов болеют редко и 84 не склонны к хроническим заболеваниям.

    То есть мы можем заметить, что отношение к спорту и активному отдыху приблизительно одинаковое. Оно в целом удовлетворительно, но требует небольшой коррекции.


    Рисунок 4. Диаграмма заболеваемости и хронических болезней в процентах


    Уровень утомляемости респондентов. Также анкетирование показало, что подавляющее большинство респондентов подвергают себя непосильным нагрузкам, вследствие чего сильно утомляются.

    Данный фактор, безусловно, является негативным.

    В сфере вредных привычек респондентов курят 58, 24 часто употребляют спиртное, а 116 часто пьют кофе. Для того чтобы рассмотреть данную статистику подробнее составим таблицу сопряженности по половому признаку:


    Таблица 3. Таблица сопряженности

    ПолКурятНе курятВсегоМужчины30 (а)97 (b)127 (а)Женщины28 (с)115 (d)143 (с)Итого58 (а+с)212 (b+а)270

    Коэффициент контингенции рассчитывается по формуле:

    Коэффициент контингенции показывает связь между переменными в таблице сопряженности, он всегда меньше единицы, но чем ближе он стремиться к нулю, тем меньше связь между переменными. Так и в нашем случае связь между показателями пола и вредной привычки курения невелика.

    При этом 85 человек не имеют вредных привычек, значит, 185 человек имеет вредные привычки, из них 112 даже несколько, так как 297 человек больше, чем общее число респондентов - 270.


    Заключение


    Здоровье - одни из компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Спросите больного человека "может ли отдать свои силы на созидание, на преодоление трудом задач, связанных с трудовой деятельностью или бытом которые были посильны для него до болезни?" Ответ будет четким и однозначным - нет, ибо в настоящее время он не здоров. Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Каждому из нас присуще быть сильным и здоровым, сохранить как можно больше подвижность, энергию и достичь долголетия. Здоровье человека - это главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

    Человек, как homo sapiens высший и наиболее сложно организованный продукт не только биологической, но и социальной эволюции. И здесь очень хорошо вписываются строки из поэзии Фирдоуси (10 век н.э.); "В цепи человек стал последним звеном, и лучшее всё воплощается в нём", т.е. процесс продолжается и в дальнейшем, нет остановки его совершенствования. Цель жизненной позиции человека - быть не только самому здоровым, но и иметь здоровых детей, внуков и правнуков.

    Проведя анкетирование, можно прийти к выводу, что здоровье жителей Серова в целом хорошее, но они недостаточно уделяют внимания гигиене, правильному режиму питания, труда и отдыха, злоупотребляют никотином и кофеином, что в будущем может привести к их ухудшению здоровья и ухудшению здоровья их детей. Большинство из них люди зрелые - люди молодые от 18 до 35 лет и зрелые, имеющие средний уровень доходов в пределах 5000 - 10000 рублей. Поэтому для них целесообразно проводить разъяснительную и пропагандистскую работу в учебных заведениях, по телевидению, через печатные средства массовой информации.

    Список литературы


    1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. Барнаул, 2000. - 48 с.

    Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: ФК и С., 1985. - 176с.

    Айзман Р.И. с соавт. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. - Новосибирск: НГПУ, 1996. - 19 с.

    Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФиС, 1987 .- 63с.

    Андрейченко Л.А. Философия. Ставрополь, 2000.

    Антропова М.В., Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей. //Физическая культура в школе. - 1993, № 3. - 28 - 36с.

    Баладанов О.Ю., Козловский И.З., Бахтинов О.П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - с. 172 .

    Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 2-7.

    Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // теория и практика физической культуры. 1994, № 4. - с. 3 -5.

    Беляев Н.Г. Возрастная физиология. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - 103с.

    Беляев Н.Г., Суворов О.В. Характеристика физического развития современных школьников. // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь: изд-во СГУ, 1998. - с. 30 - 31.

    Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, - 1987. - 125с.

    Валеология: Программа для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных школ /Под общ. ред. О.Л. Трещевой. Омск, 1999. - 70 с.

    Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - М.: Мысль, 1990. - 288 с.

    Виноградов П.А., Моченов В.П. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи //Теор. и практ. физ.культ., 1998, № 7, с. 24-26, 39-40.


    Приложение 1. Анкета "Будем здоровы!"


    Уважаемый участник! Перед Вами анкета, позволяющая определить Ваше отношение формированию здорового образа жизни, установить индивидуальный стиль вашей жизни. Вам будет предложено три варианта ответа на поставленный вопрос, касающийся вашего стиля жизни. Вам необходимо выбрать один ответ, который наиболее полно отражает ваш образ жизни. Долго не задумываетесь, здесь нет правильных и неправильных ответов.

    Сначала, дайте, пожалуйста, ответы на вопросы, касающиеся Вашей гигиены.

    1 . Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?

    1. Именно такой.

    Иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда.

    Вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима.

    2. Регулярно ли вы делаете зарядку?

    Да, это для меня необходимость.

    Иногда делаю.

    Нет, не делаю вовсе.

    3. Часто ли вы используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?

    1. Регулярно (как минимум два раза в месяц)

    Иногда (2 - 3 раза в полгода);

    Нет, не делаю вовсе.

    4. Если Вы студент, ученик или работаете, то насколько Вы оцениваете свою успеваемость:

    Очень низкая.

    Средняя.

    Высокая.

    Очень высокая.

    В данном случае в зависимости от быстроты и количества выполняемой работы, оценок преподавателей либо замечаний руководящего начальства.

    5. Хорошо ли Вы спите?

    1. Очень плохо.

    Удовлетворительно.

    Очень хорошо.

    Теперь подумайте над вопросами, характеризующими, состояние Вашего здоровья.

    6. Часто ли Вы болеете?

    1. Никогда.

    Довольно часто.

    7. Страдаете ли Вы хроническими заболеваниями?

    Были раньше

    Участились в последнее время.

    Не замечал (а).

    8. Соблюдаете ли правильный режим дня?

    Да, всегда.

    Подумайте, пожалуйста, насколько сильно влияют на Ваше здоровье негативные факторы. Для этого ответьте на следующие вопросы:

    9. Часто ли Вы устаете?

    1. Почти никогда не устаю.

    Иногда устаю очень сильно.

    Да, почти всегда сильно устаю.

    10. Занимаетесь ли Вы каким-нибудь видом спорта?

    1. Да, я регулярно посещаю спортзал.

    Периодически посещаю спортивные секции.

    Нет, я вообще не увлекаюсь спортом.

    11 . Курите ли Вы?

    12 . Употребляете ли Вы спиртное?

    Нет, даже пиво. 2. Иногда бывает.

    Выпиваю довольно часто.

    13. Пьете ли Вы кофе?

    1.Очень редко, в основном предпочитаю чай.

    Пью не много (1-2 чашки в день)

    Пью очень много (более 2 чашек)

    Теперь заполните, пожалуйста, данные паспортички анкеты.

    14. Ваш пол

    1. женский

    Мужской

    15. Возраст

    От 18 до 36 лет

    От 36 до 60 лет

    16. Состав семьи (количество человек)

    е) 5 и более

    17. Ежемесячный доход семьи в рублях с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.