• Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по пластилинографии «Жостовский поднос» (подготовительная группа) план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему. Конспект непосредственной образовательной

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    «ДЕТСКИЙ САД «КОЛОБОК» С. ПЕРОВО» СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА
    РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

    Конспект

    непосредственно образовательной деятельности

    Тема : «Золотая хохлома»

    Образовательная область: «Художественно-эстетическое

    развитие»

    Подготовила воспитатель

    Старшей логопедической группы

    МБДОУ «Детский сад «Колобок»

    С. Перово», Симферопольский район

    Кононова Татьяна Витальевна

    Задачи:

    Образовательные: продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить изображать элементы росписи при помощи пластилина, используя шаблоны, правильно пользоваться инструментом - стекой, закрепить приемы раскатывания и скатывания;

    Развивающие: развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте, сенсомоторику - согласованность в работе глаз и рук, творческое мышление, фантазию, внимание;

    Воспитательные: воспитывать интерес к народным промыслам и традициям, взаимоуважение, желание работать сообща;

    Материал: восковой пластилин желтого, зеленого и красного цветов, заготовка панно из черного картона, стеки, доски для лепки, шаблоны листьев, цветов и птицы, аудиозапись русских народных песен «Ой, рябина кудрявая», «Рябина», мелодии с частушками о Хохломе, экспонаты ярмарки народных умельцев из Гжели, Жостово, Хохломы.

    Предварительная работа: чтение стихотворений о народных промыслах, рассматривание альбомов с элементами народных росписей/жостовской, гжельской, хохломской/, разучивание пословиц о труде, народных частушек, выполнение налепов и ветки рябины - криуля из желтого воскового пластилина;

    Словарная работа: пластилинография, панно, Хохлома, Гжель, Жостово; Непосредственно образовательная деятельность.

    Дети входят в группу и становятся полукругом, приветствуя гостей: «Добро пожаловать, гости, дорогие!»

    1.Вхождение в игровую ситуацию.

    Воспитатель обращает внимание детей на красиво украшенную группу в народном стиле.

    Ребята, посмотрите, какая необычная обстановка в нашей группе. Сегодня здесь у нас - ярмарка изделий народных промыслов.

    А кто знает, что такое народные промыслы?/ответы детей/

    Верно, издавна доброй славой в народе пользовались хорошие умельцы, которые изготавливали, а затем расписывали красивую посуду, предметы быта. Как про таких мастеров говорили?

    -«Мастер на все руки!»

    Правильно, сейчас я прочитаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать, о каких видах народных росписей идет речь.

    Дети присаживаются на ковер. Воспитатель загадывает загадки о видах народных росписей.

    *Белоснежные ромашки

    На подносы нанесли

    Розы, маки, незабудки

    В черном поле расцвели./Жостовская роспись/

    Воспитатель выставляет на мольберт картинку с изображением изделия в стиле жостовской росписи.

    Молодцы, ребята, а чем же жостовская роспись отличается от других росписей?/Ответы детей/

    Да, действительно цветы, которые располагаются на черном фоне, отличают эту роспись от других. Следующая загадка.

    *Эта посуда просто чудо,

    Синий цвет бежит повсюду,

    И рождается узор-

    Оторвать не в силах взор./Гжельская роспись/

    Выставляется картинка с изображением гжельской росписи.

    Ребята, вспомните, почему народные умельцы из города Гжель выбрали именно синий цвет для своей росписи?/ответы детей/

    Последняя загадка, слушайте внимательно.

    *Все листочки как листочки

    Здесь же каждый - золотой,

    Красоту такую люди называют…/Хохломой/

    Ребята, а какие элементы хохломской народной росписи вам известны?/ответы детей/

    Есть виды росписей, о которых можно сказать одним словом. Например, Гжель называют голубой потому, что в ней много голубого цвета, а как бы вы одним словом сказали о Хохломе? Какая она?/Золотая/

    Ребята, а давайте сделаем с вами осенние подарки для ваших родителей с мотивами этой росписи, ведь в Хохломе так много золотых осенних красок. Это замечательные панно - картины, которые можно повесить на стену. Давайте повторим это слово. Алина повтори, пожалуйста, это слово. Выполним мы нашу роспись не красками, а при помощи воскового пластилина. Эта техника называется «пластилинография». Давайте повторим это слово. Индивидуальные ответы.

    А вы знаете, что народные умельцы работали не только по одному, но и по двое, по трое, чтобы помогать и дополнять друг друга. Давайте и мы попробуем сделать панно в парах. У меня шкатулка с фишками, берем фишку и садимся за стол с таким же цветом. Проводится интерактивная игра «Найди пару». Дети занимают свои места. Воспитатель рассказывает и показывает пошаговое выполнения работы.

    Обратите внимание, что мы с вами уже начали оформлять панно на предыдущем занятии? Что мы с вами уже сделали?/Криуль/

    Сначала я буду делать птицу. Для этого, возьму пластину желтого цвета, положу сверху шаблон птицы, обведу и вырежу при помощи стеки, прикреплю на середину круга. Затем, вырежу листочки, прикреплю на ветку рябины. Дальше возьму шарик из красного пластилина и раскатаю тонкий валик прямыми движениями руки, стекой нарежу одинаковые брусочки, скатаю ягоды рябины, приемом прижимания прикреплю на панно. Затем, используя шаблон, вырежу цветы из желтой пластины и тоже прикреплю на панно. И в завершении работы, украшу птицу, сделав крыло из шаблона листик, перья, листья и ягоды рябины при помощи стеки. Вот какое красивое панно получилось.

    А теперь, прежде чем приступить к работе, давайте поупражняем наши пальцы.

    2.Проводится пальчиковая гимнастика «Листья рябины»

    Листья рябины тихо кружатся /сжимать и разжимать кулаки рук /

    Листья под ноги тихо ложатся /круговые вращения кистями рук/

    И под ногами шуршат, шелестят/растирание ладоней прямыми движениями/

    Будто опять закружиться хотят/поочередное соединение пальцев/

    Ребята, сначала вы должны будете договориться, кто какие элементы будет вырезать, а если одинаковых элементов несколько, например цветы, листья и ягоды рябины, их вырезать и лепить можно вместе.

    чего вы начнете работу?

    Затем что нужно сделать?

    Чем украсите работу?

    Дети приступают к работе. Звучат русские народные песни. После окончания работы, дети выходят со своими панно, вешают на мольберт, чтобы показать гостям.

    Заключительная часть.

    Посмотрите, какие красивые панно у вас получились.

    А какие панно вам понравились больше всего? Почему?

    Мы с вами знаем, что на ярмарке поют частушки. Порадуем наших гостей?

    Дети выстраиваются полукругом и поют частушки.

    *Осень, осень все сама

    Прячет злато в закрома

    Ну, какое это злато?

    Все сплошная Хохлома!

    *Хохлома, так Хохлома

    Разукрашу все дома

    А потом на улицу,

    Петуха и курицу!

    *Бабка деда до обеда

    Заставляла рисовать

    Ведь в красивую посуду

    Щи приятно наливать!

    Мы вам гости на прощанье

    Скажем дружно: «До, свиданья!

    Дети приглашают гостей посмотреть экспонаты ярмарки.


    Конспект по художественно-эстетическому развитию «Цветы Жостова» в подготовительной к школе группе

    Тема : « Цветы Жостова »

    Форма НОД : совместная деятельность

    Форма организации НОД : групповая

    Цель : изготовить подносы по мотивам жостовской росписи

    Задачи :

    образовательные : продолжать учить детей формам взаимодействия в творческой деятельности по лепке, как умение сотрудничать и распределять поэтапность в работе по изготовлению жостовского подноса . Учить детей составлению узоров разной направленности в зависимости от выбранного названия (букет, венок, полувенок, букет в раскидку и т. д.) . Учить детей дизайнерским умениям в оформлении узора, учитывая цвет , размер, фон, дополнительные детали, расположение предметов, приемам лепки, научить детей рисовать пластилином и выполнять несложные элементы « жостовского узора » и составлять узоры из этих элементов;

    развивающие : развивать у детей умение сотрудничать в микрогруппе и умение взаимодействия в общей работе по дизайну – оформлению, развивать мелкую моторику , развивать координацию пальцев , умение вылепливать, пользуясь разными приемами, стимулировать воображение и фантазию ребенка.

    воспитательные : воспитывать у детей способности в дизайнерском искусстве оформления, поощрять у детей желание заниматься с пластилином самостоятельно, без постоянного присмотра со стороны взрослых.

    Планируемые результаты работы (исходя из цели и задач) : дети знают и называют элементы, этапы работы, размещение и композицию цветов в Жостовской росписи , активны, любознательны, творчески проявляют себя в продуктивной деятельности, могут работать в микрогруппах , устанавливать партнерские отношения.

    Целевые ориентиры : ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям; обладает развитым воображением , активно взаимодействует со сверстниками; ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности); достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; участвует в совместных играх; он подвижен, может контролировать свои действия и управлять ими; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; обладает начальными знаниями о народных промыслах.

    Предварительная работа :

    Рассматривание альбомов по декоративно-прикладному творчеству

    Знакомство с жостовской росписью

    Экскурсия в «Центр творчества» в группе

    Выставка подносов из Жостова

    Д/и «Составь узор»

    Лепка садовых и полевых цветов из пластилина и соленого и теста

    Раскраски с мотивами жостовской росписи

    Чтение стихотворения П. Синявского « Жостово »

    Заучивание пословиц и поговорок о мастерах, мастерстве

    Методические приемы : словесный, наглядный, игровой, проблемный.

    Виды деятельности в НОД : познавательная, продуктивная, игровая, двигательная, коммуникативная.

    Словарная работа : композиция, замалевка, блики, народные промыслы, Жостово , народные умельцы, подносы.

    Создание условий для организации и проведения НОД : шаблоны подносов из картона разной формы на каждую микрогруппу детей , стеки, колпачки от фломастеров, дощечки для лепки, салфетки, альбомы по народным промыслам, выставка жостовских подносов , пластилин разного цвета .

    Ход образовательной деятельности

    1. Мотивация к деятельности.

    Воспитатель :

    С добрым утром, с новым днем!

    С новым солнцем за окном!

    Утро доброе встречай!

    День хороший начинай!

    (дети собираются на ковре)

    Ребята, а вы любите разгадывать загадки, головоломки?

    Поможете мне сложить слово из рассыпавшихся букв?

    (достает из конверта карточки с буквами, дети складывают слово и читают его).

    Что у нас получилось? (МАСТЕР)

    Кого называют мастером? Что означает это слово?

    Воспитатель :

    В самых разных уголках России,

    Издавна живут мастеровые.

    Знаменитые ремёсла представляют,

    Матушку Россию прославляют!

    Шьют одежду, валенки катают,

    Без гвоздей святые храмы собирают,

    Дымковские делают игрушки,

    В Туле льют колокола и пушки.

    В Жостове - подносы расписные ,

    В Палехе - шкатулки именные,

    Гжель - своей посудой удивляет,

    Павловский Посад платками зазывает.

    Это часть того, что мастера умеют,

    Знания и опыт не скудеют,

    Бисером иконы вышивают,

    В "батик" всех красавиц одевают!

    Вкус любой, желания любые,

    Выполняют руки "золотые",

    Славится Россия мастерами,

    Испокон веков гордится вами!

    Людмила Несторяк

    Воспитатель :

    Народ уважал и ценил мастеров, поэтому сложил много пословиц и поговорок о таких людях.

    Хотите сыграть со мной в игру «Распутай путаницу» ?

    (Цель : восстановить из частей пословицы и поговорки

    Дело мастера боится

    Работа мастера хвалит

    Каков мастер, такова и работа

    Мастер дела за все берется смело)

    2. Воспитатель :

    Ребята, посмотрите, что за предмет я держу в руках? Для чего он предназначен? А сделали его золотые руки мастера, хотите узнать как?

    (дети рассаживаются на ковре, просмотр презентации « Жостовские подносы- великое искусство» )

    Воспитатель предваряет просмотр словами :

    Поднос из Жостова – великое творенье .

    Не каждый знает путь его изготовленья.

    Оттачивалось то нелёгкое уменье

    Из века в век, из поколенья в поколенье.

    Листу железа мастер для начала

    Задуманную форму придавал.

    И чтоб готовая поверхность засияла,

    Её он черным лаком заливал.

    Чтоб на подносе рисовать потом,

    Он подмалёвку начинал.

    И строил форму, и объём,

    И цветовую гамму намечал .

    И вот уже на черном, гладком поле

    Прекрасные букеты расцвели.

    И тоненькие, гибкие травинки

    Со всех сторон цветочки оплели .

    Борта подноса по краям

    Орнамент мелкий украшает.

    И под конец отделанный поднос

    Умелец ярким глянцем покрывает.

    3. Продуктивная творческая деятельность –изготовление подноса по мотивам Жостовской росписи- « Цветы Жостова »

    Воспитатель :

    Чтобы наши пальчики были послушными, ловкими, я предлагаю вам с ними поиграть.

    Пальчиковая игра « Цветы »

    Наши алые цветки ,

    Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки

    Распускают лепестки.

    Медленно разгибаем пальцы из кулачков

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет.

    Покачиваем кистями рук вправо влево

    Наши алые цветки ,

    Закрывают лепестки

    Медленно сжимаем пальцы в кулачки

    Головой качают,

    Тихо засыпают.

    Покачивание кулачками вперёд - назад

    А теперь я приглашаю вас занять свои места за столами.

    Рассказ и показ этапов работы :

    Внимательно посмотрите и послушайте, сегодня мы будем с вами украшать подносы особым способом – рисовать пластилином. Эта техника называется …пластилинография.

    1. Отщипываем кусочек пластилина;

    2. Катаем шарик;

    3. Прикладываем на поднос, где изображен круг; (5-6 шариков на один цветок ) ;

    4. Теперь указательным пальцем с нажимом ведем к центру (так со всеми шариками) ;

    5. Катаем шарик для сердцевины;

    6. Еще один цветок ;

    7. Теперь украсим наши подносы листочками (катаем овалы из зеленого и немного заостряем кончики) расплющиваем;

    8. Прикладываем к подносу

    (Дети приступают к выполнению работы в микрогруппах ,

    педагог или дети помогают тем, кто затрудняется).

    4. Воспитатель :

    Ребята, как вы себя ощущали в роли настоящих мастеров (похлопать-если понравилось, потопать-если было скучно,неинтересно) .

    Какие вы все молодцы! Все старались! У вас у всех получились замечательные подносы! Яркие, сочные, красивые. Давайте организуем Ярмарку подносов по жостовскому промыслу , посмотрим, чей поднос вам нравится больше всего? (звучит народная музыка)

    Продавец :

    Вот жостовский черный изящный поднос

    С букетом из лилий, пионов и роз.

    В нем бликами летнее солнце играет,

    Каймой золотой по краю сверкает.

    А на настоящем подносе вас ждет награда за ваш труд – угощение.

    (В ходе свободной деятельности можно организовать сюжетно-ролевую игру «Ярмарка» )

    Воспитатель по изодеятельности МАДОУ детский сад «Теремок» город Муравленко Тюменская область ЯНАО

    Интересная информация о детском саде «Теремок»

    Цель программы - нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к истокам русской национальной культуры средствами народной педагогики.

    Программа включает четыре блока, один из которых - это расширенная программа на четыре возрастные ступени (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы).

    Один из основных условий практической работы с детьми является использование на занятиях только подлинников образцов народных промыслов.

    Особое место в программе «Умелец, да рукоделец» уделяю углубленному знакомству с историей промыслов, характерными особенностями их цветового содержания.

    Отработана технология работы по представленным промыслам, которые включают определенные этапы.

    В данном материале представлен опыт работы, авторские технологии по знакомству дошкольников с русскими матрешками, жостовской росписью.

    Назначение методического материала

    Представленный материал можно использовать для работы не только в обычных детских садах, но и в специальных коррекционных учреждениях: логопедических, сурдологических и для детей с задержкой психического развития.

    Русская народная матрешка

    В целях экономии материала лепим матрешку, используя уже готовую форму - пузырьки от витаминов «Ревит» или же бутылочки от питьевых йогуртов.

    Знакомство с жостовской росписью так же провожу поэтапно. Вначале вместе с детьми изготавливаем подносы способом лепки «папье-маше». Определившись с цветом подноса, закрашиваем его в нужном цвете. Далее дети самостоятельно работают над росписью подноса. Весь этот процесс (многоэтапность) позволяет детям усвоить глубоко и прочно знания о данном виде промысла, получить практические навыки.

    Конспект занятия по народно-прикладному искусству для подготовительной к школе группе на тему «Композиция из цветов» (роспись подноса элементами жостовской росписи)

    Программное содержание : обобщить знания детей об особенностях жостовской росписи, элементах узора, колорите, композиции; учить составлять узор, заполняя середину и кайму; учить составлять букет из крупных и мелких цветов; закреплять технические приемы рисования концом кисти мелких цветочков и бутонов, мазком - цветов и листьев; воспитывать индивидуальные творческие способности; воспитывать эстетический вкус, интерес к народным промыслам.

    Материалы: жостовские подносы, круглые подносы из папье-маше тонированные, гуашь, кисти.

    Предварительная работа: наблюдение за цветами, рассматривание открыток, чтение сказок и стихов о цветах.

    Ход занятия

    Воспитатель:

    Вот жостовский черный, изящный поднос

    С букетом из лилий, пионов и роз.

    В нем бликами летнее солнце играет,

    Каймой золотистой по краю сверкает.

    Чтоб круглым и гладким поднос получился,

    Сначала жестянщик усердно трудился.

    Он долго шпаклевкой его грунтовал

    И лаком поверхность не раз заливал.

    Чтоб роспись художник нанес по металлу,

    Фон черным на нем должен быть или алым.

    Букеты цветов из сада и луга

    Кисть живописца выводит по кругу.

    Скажите, ребята, а еще какой формы бывают подносы? (Ответы детей)

    Какого цвета может быть фон подноса кроме черного цвета?

    Какими узорами украшают художники жостовские подносы?

    Где родина подносов?

    Как называют село, где изготавливают подносы?

    Назовите первых мастеров жостовской росписи?

    Воспитатель : «Основным мотивом жостовской росписи является букет на черном лаковом фоне. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом».

    Воспитатель показывает поднос и говорит, что сегодня дети будут учиться украшать поднос цветочным узором. Далее предлагает посмотреть в какой последовательности следует рисовать элементы узора.

    Показ последовательности росписи узора.

    С помощью наводящих вопросов воспитатель закрепляет, уточняет композиционное расположение всех элементов узора и предлагает приступить к работе.

    В ходе занятия педагог следит за приемами рисования. Напоминает детям, если потребуется, что крупные цветы рисуются всем ворсом кисточки и рука с кисточкой находится под наклоном, а при рисовании мелких цветов кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности подноса.

    Готовые подносы воспитатель располагает на мольберте.

    Воспитатель:

    Когда за окном снегопад и мороз,

    Живыми цветами усыпан поднос.

    Посмотришь с улыбкой на дивный букет-

    И кажется, лето нам шлет свой привет.

    Спрашивает детей, где они могут быть использованы.

    Конспект занятия по народно-прикладному искусству в старшей группе на тему «Роспись силуэта Загорской матрешки»

    Программное содержание : учить детей узнавать матрешку на выставке среди других игрушек по ее облику, особенностям наряда; украшать сарафан матрешки узором, состоящим из двух элементов в чередовании, располагая узор на одежде в указанных местах; закреплять различные приемы рисования красками: рисование и закрашивание всей кистью прямых и дугообразных линий, рисование тычком лепестков; развивать интерес к русской народной игрушке; воспитывать любовь к народно-прикладному искусству.

    Материал: выставка кукол, в т.ч. и одна матрешка, альбомный лист с изображением матрешки, гуашь, кисти, тычки.

    Предварительная работа: разучивание потешек, песен, игры с матрешками.

    Ход занятия

    Воспитатель : «Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в музей. Как вы думаете, в какой музей вы пришли?» (Ответы детей.)

    Да, мы с вами в музее кукол. Посмотрите, какие они красивые, нарядные. А какая из этих кукол особенная, не похожа на других?

    Она вам понравилась? Тогда мы возьмем матрешку на занятие. Согласны?

    В изо-студии дети садятся на ковер.

    Воспитатель:

    У Загорских-то матрешек

    Сарафанчики в горошек,

    Разноцветные платочки,

    Нарумяненные щечки.

    Веселушки, хохотушки,

    Деревянные подружки.

    Любят в прятки поиграть,

    И попеть, и поплясать.

    Не нарадуется взгляд,

    Если выстроятся в ряд.

    А попрячутся друг в дружку-

    Видишь старшую подружку.

    Ребята, посмотрите вот на эту матрешку. Это ведь матрешка. Вы ее узнали? Во что одета матрешка? А на голове у нее косыночка? А как завязан платок?

    После ответов детей воспитатель спрашивает: «Матрешка, почему твой сарафан и платок без узоров?»

    Матрешка: «Не успел мастер-труженик дорисовать узоры на моем сарафане и платке потому, что у него закончились краски, теперь я не похожа на своих сестричек-матрешек».

    Воспитатель : «Ребята, давайте поможем матрешке и нарисуем узоры на ее одежде. Сначала нарисуем горошинки на платке. Одна горошинка посередине и по три горошинки по бокам: слева и справа. На узелках платка тоже по одной горошинке. Какого они цвета? Цветок на сарафане нарисуем тоже при помощи тычков. Рисую сердцевину цветка и лепестки. Сколько сделала лепестков? Посчитайте. Какого они цвета? Листья я рисую кисточкой, способом «примакивания». Сегодня мы с вами рисуем гуашевыми красками».

    Физминутка.

    Самостоятельная работа детей.

    При подведении итогов занятия Матрешка хвалит детей:

    «Получилось все на диво,

    И забавно, и красиво!

    Громче хлопайте в ладошки!

    Вот они матрешки-крошки!»

    Матрешка: «Мне теперь в музее не будет скучно. Я предлагаю в музее сделать выставку матрешек».

    ТЕМА: «Жостовские подносы».
    ЦЕЛЬ: Знакомить детей с изделиями народного творчества – жостовскими подносами.
    ЗАДАЧИ:
    Обучающая:
    - Закрепить знания детей о промысле (Жостовские подносы).
    - Познакомить детей с техникой аппликации из салфеток.
    - Учить составлять цветок из оторванных кусочков салфетки нескольких цветов, чередуя цвета.
    Развивающая:
    - Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел предложенный взрослым.
    - Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма, цвета, композиции.
    - Развивать эстетическое восприятие, любознательность, целеустрем-ленность, способствовать возникновению первых ценностных ориентаций, эмоциональной отзывчивости.
    Воспитательная:
    - Воспитывать желание рассматривать изделия народных умельцев.
    - Воспитывать бережное отношение к изделиям своего и народного творчества.
    - Воспитывать интерес к изучению народных промыслов, усиливая их восприятие через народный фольклор.

    ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
    - бумажные заготовки для аппликации (силуэт подноса) – формат А4, кусочки салфеток разного цвета, подобранные по оттенкам; листочки из цветной бумаги зеленого цвета;
    - клей, кисточки, клеенки, салфетки.
    Подготовка кусочков салфеток разного цвета.

    ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Воспитатель:
    - Ребята, мы с вами познакомимся с новым видом народного искусства – жостовской росписью. Послушайте стихотворение:
    Черный фон сияет лаком,
    А на ней цветов краса.
    Алых, желтых, с красным маком -
    Это просто чудеса! Посмотрите, какие они красивые, яркие, праздничные (показ подносов и их иллюстраций).
    Дети рассматривают жостовские подносы. Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского.
    - Какой росписью украшены подносы? Ответы детей (жостовской)
    - Какой формы подносы? Ответы детей (круглые, прямоугольные, овальные).
    - Какого цвета фон подносов? Ответы детей (черный, красный, зеленый, желтые).
    - Какие основные элементы жостовской росписи? Ответы детей (цветы, листочки, фрукты).
    - Правильно. Основной мотив росписи цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Также встречаются в росписи фрукты, иногда птицы.
    Есть на жостовском подносе
    И букет, в ночи горящий,
    Птица-жар, что весть приносит.
    Есть поднос, плоды дарящий...
    - Да, жостовские подносы красивые, праздничные. Чёрные, зеленые, жёлтые, красные. Удивительно прекрасные! (звучит «Вальс цветов»)
    - Какое настроение появилось у вас, глядя на эти подносы и слушая музыку?
    - Что бы вам хотелось сделать? Ответы детей (потанцевать, подвигаться, попеть, порисовать).
    - Давайте, мы с вами немножко отдохнем и украсим наши подносы красивыми узорами.

    Физкультминутка:
    На лугу растут цветы Потягивание, руки в стороны
    Небывалой красоты.
    К солнцу тянутся цветы Потягивание, руки вверх
    С ними потянись и ты.
    Ветер дует иногда Дети машут руками, изображая ветер
    Только это не беда.
    Наклоняются цветочки, Наклоны вперёд
    Опускают лепесточки.
    А потом опять встают Выпрямились
    И по – прежнему цветут.

    Садитесь за столы. Мы украсим наши подносы необычным способом. Но сначала мы сделаем пальчиковую гимнастику. Цель: развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движениях. (Берут в руки бусинку, зажимают между ладошками и делают упражнение соответственно тексту).Бусинкой круги катаю,Взад – вперёд её гоняю.Ей поглажу я ладошку,А потом сожму немножко.Показ и объяснение воспитателя последовательности выполнения работы. По центру мы наклеим крупные цветы из заготовленных вами кусочков салфеток разного цвета. Для каждого цветка мы будем брать кусочки определенного цвета и его оттенков (красного, синего, желтого). А потом украсим букет зелеными листочками.
    - Аккуратно намазывайте нужные места клеем и наклеивайте кусочки салфеток. Первый слой приклеите, опять намазывайте клеем, и делайте еще слой, чтобы цветы получились пышными.
    Самостоятельная деятельность детей.
    - Много клея набирать на кисточку не надо, чтобы работы получились аккуратными.
    - Молодцы! Не устали? Ответы детей.
    - Теперь надо взять листочки, красиво расположить их вокруг цветов и наклеить. Листочки намазываем клеем на клеенке. Используйте салфетки, чтобы прижать листочки и промокнуть лишний клей.
    Итог:
    - Вам понравилось украшать подносы? Ответы детей.
    - Как вы их украшали? Ответы детей (Сначала приклеивали цветы из кусочков салфеток, потом украсили зелеными листочками).
    - Красивые, яркие, праздничные получились подносы. А давайте сделаем выставку, они такие красивые, полюбуемся. Сейчас положите ваши подносы на другой стол, и уберите за собою свои рабочие места.
    Венки цветов, букеты роз –
    их аромат неувядаем.Ах, это жостовский поднос –Благоухает русским чаем!

    Мастер-класс по пластилинографии для дошкольников «Жостово»


    Цель:
    Создание «Жостовского подноса» в пластилине

    Материалы:


    Пластилин, черный картон

    Задачи:
    Знакомство с жостовскими подносами
    Воспитание любви к народному искусству
    Развитие фантазии
    Совершенствование практических навыков смешивания цветов в пластилине
    Обучение приемам работы с пластилином на плоскости.

    Предварительная работа с детьми:
    Знакомство с жостовской росписью, рассматривание подносов.
    (фото, видео презентация)





    Предварительная работа педагога
    Подготовка картона:
    Чтобы превратить лист картона в основу для жостовского подноса, нужно выбрать его форму и исходя из этого – один из способов вырезания симметричного силуэта. Круг вырезать легко, а вот другие формы – немного сложнее

    1 способ
    Складываем лист формата А3 в четыре раза, с помощью ножниц вырезаем границы будущего подноса
    Разворачиваем лист и обводим его по краю на обратной стороне картона. Картон можно проклеить скотчем. Это придаст ему блеск и прочность. Кроме того, неправильно выложенные элементы можно будет легче корректировать. В этом случае сначала проклеиваем картон скотчем, а затем уже вырезаем форму подноса.



    На формате А 3 получится два трафарета А 4


    2 способ
    Срезаем уголок картона, обводим его на трех оставшихся уголках и обрезаем лист по форме.

    3 способ
    Используем заранее вырезанную из ватмана заготовку. На одной заготовке можно предусмотреть два варианта края подноса.


    Подготовка пластилина:
    При работе в цвете художники смешивают краски. Для создания живописного эффекта в пластилине мы будем смешивать его между собой.
    Для цветов сложить вместе жгутики нескольких цветов и скрутить их или сплести в косичку. Это могут быть два или три цвета (желтый и белый, оранжевый, желтый и белый, красный, оранжевый и белый и другие варианты). Цветы холодных оттенков могут быть созданы смешением голубого, синего, фиолетового цвета.


    Для листвы – зеленый цвет смешивается с небольшими вкраплениями других оттенков (с белым, синим или желтым пластилином). Часть зеленого пластилина можно выдавить с помощью чеснокодавилки или медицинского шприца (это для мелких деталей). Так же можно и желтый пластилин выдавить.



    Последовательность выполнения работы
    В росписи края подноса пишутся в последнюю очередь. А мы наоборот – начнем с них. Растительный мотив (травка, колоски, мелкие цветы) мы упростим до точек и завитков.

    Выкладываем точки и завитки



    Выкладываем желтым цветом три серединки цветов полукругом по диагонали подноса. Это не канонический полувенок и не букет. Скорее – упрощенный вариант того и другого – веточка.

    Вокруг серединок выкладываем шарики смешанных цветов. Это – будущие лепестки. Их размер определяется произвольно. Заготовка для лепестков сначала раскатывается в длину, затем разрезается на небольшие фрагменты. Каждый из них скатывается в шарик. Примерный размер – горошинка.

    Следующий момент – создание лепестков. Их форма может быть различной – короткой или длинной, широкой или узкой. Все зависит от силы нажатия пальцев и протяженности «мазка».




    Стебель цветка состоит из нескольких фрагментов. Последний скручивается в изящный завиток.


    Листья «рисуются» таким же способом. Возле стебля выкладывается шарик зеленого пластилина, смешанного с желтым или белым. Он слегка прижимается пальцем и вытягивается в сторону. Величина «заготовок» для листьев – примерно с боб. Если небольшие лепестки цветка можно вытянуть и указательным пальцем, то крупные листья – большим пальцем. (Он сильнее)

    Композиция дополняется завитками и капельками.

    Детские работы
    (подготовительная группа)







    ЦИТАТЫ ИЗ ИНТЕРНЕТА
    Небольшой экскурс в историю.

    История возникновения лаковой живописи:
    1
    Самыми первыми, согласно историческим и археологическим данным, искусство лаковой росписи освоили китайцы. Несколько тысячелетий назад, в эпоху Шань Инь, жители Китая украшали лаковыми рисунками домашнюю утварь и предметы повседневного обихода, оружие и ритуальные сосуды.
    Вслед за Китаем искусство росписи лаком покорило страны Индокитая, Персию и Индию, Японию и Корею. В каждом из регионов техника лаковой живописи развивалась самостоятельно, базируясь на традициях народных промыслов, но и заимствуя опыт мастеров из других стран.
    Как же лаковая роспись попала в Россию?
    Европейские купцы в XVI–XVII веках, торговавшие со странами Юго-Восточной Азии, привозили прекрасные образцы расписных лакированных изделий к себе на родину. Вдохновленные красотой и оригинальностью разнообразных по форме и назначению восточных предметов, украшенных лаковыми изображениями, мастера многих европейских государств начинают изготавливать и украшать различные вещи в «китайском» стиле.
    Серьезное развитие производства предметов, украшенных лаковой росписью, в таких европейских странах, как Голландия, Англия, Германия и Франция, произошло лишь в XVIII веке.
    Уральский промышленник Никита Акинфиевич Демидов много путешествовал по Европе, где и заинтересовался идеей лаковой росписи. В 1778 году на Урале, в Нижнем Тагиле, начал зарождаться промысел уральской цветочной росписи по металлу. Крепостной Демидовых Андрей Степанович Худояров изобрел особо прозрачный и необыкновенно прочный «хрустальный» лак на основе копаловой смолы с добавлением льняного масла и скипидара. По качеству он превосходил английский и французский, и приближался к китайскому.
    Изготовленные на Урале и украшенные лаковой росписью металлические сундуки и подносы, кувшины и ведра, а также другие предметы повседневного обихода продавались не только на местных Ирбитской и Крестовской ярмарках, но и на Всероссийской Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде.
    Роспись жостовских подносов Возможно, именно увиденные здесь изделия уральских мастеров вдохновили братьев Вишняковых на лаковую роспись металлических подносов. Семейное дело Вишняковых с 1825 года развивалось в основном как роспись лаком различных изделий из папье-маше – табакерок, портсигаров, альбомов, сухарниц и шкатулок.
    2
    В России металлические расписные подносы как модные предметы интерьера появились в XVIII в. Одной из причин появления в русской жизни железных подносов, украшенных цветочной росписью, было распространение традиции чаепития, которая со временем утвердилась в качестве русского национального обычая
    История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-ого века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости Жостово, Осташкове и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
    В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному).
    По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные…