• Понятие магнита для детей. Конспект НОД «Волшебные свойства магнита. Поисково-познавательная непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень – магнит»

    МУНИЦИПАЛЬОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2
    города БЕЛОРЕЧЕНСКА
    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН

    Конспект непосредственно- образовательной деятельности
    с детьми старшей группы по познавательной деятельности:
    «Все тайны магнита»

    Выполнила:
    Воспитатель
    Маврина Л.Ю
    2014 год
    Образовательная область: познавательная
    Вид деятельности: непосредственно -образовательная
    Возрастная группа: старшая
    Тема:«Таинственный магнит».
    Цель: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
    Программное содержание.
    Образовательные задачи: Сформировать представления о магните и его свойстве притягивать предметы.Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы из результатов этой проверки, учить делать обобщения.
    Развивающие: Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление. Развивать коммуникативные навыки.
    Воспитательные: Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.
    Воспитывать аккуратность в работе.
    Предварительная работа: Игры с магнитной доской и магнитными буквами; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», «Бабочка»; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».
    Словарная работа: Активизировать словарь по теме: магнетизм, магнетические и немагнетические предметы, притяжение, магнитная сила, магнетит.
    Материалы и оборудование: железные, пластмассовые предметы, кусочки ткани, бумаги,пенопласта; магниты, ключи металлические, подносы для раздаточного материала, бумажные фигурки зверей,
    Ребята я предлагаю сегодня вам стать настоящими исследователями и провести настоящие эксперименты в настоящей лаборатории!
    Воспитатель:
    Собрались все дети в круг
    Ты мой друг и я твой друг
    Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся
    Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе появилась шкатулка. А там что-то лежит. Подойдите и возьмите предмет из этой шкатулки. А кто знает, что это такое?
    Дети: Магнит.
    Воспитатель: Вам всем знаком этот камень

    Воспитатель: Вот перед вами обычный магнит,
    Много секретов в себе он хранит.
    Воспитатель: посмотрите в нашей шкатулочке еще что-то есть...
    (достаю рукавицу, в которой спрятан магнит, надеваю на руку).
    У меня есть рукавица,
    С ней я просто мастерица.
    Повнимательней смотрите,
    За рукой моей следите
    (Демонстрирую тарелку с фасолью и металлическими предметами).
    С помощью моей "волшебной рукавицы" я быстро переберу фасоль (накрываю рукавицей содержимое тарелки, металлические предметы примагничиваются к рукавице, а фасоль остаётся в тарелке).
    Попробуйте разгадать это волшебство? (ответы детей)
    А я вам могу подсказать, эти предметы примагнитились.
    Ребята, а хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит и почему он так называется? Тогда я приглашаю вас в кинозал посмотреть фильм о магните.
    2. Просмотр презентации «Волшебный магнит»
    1.слайд Педагог. Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена поговаривали, что далеко-далеко на краю света есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брел старик по имени Магнис. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются.
    Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. С тех пор этот необычный камень стали называть по имени старика «камнем Магнуса» или просто магнитом. Так и появилось название «магнит».
    Существует и другое объяснение слова магнит - по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магниты.
    2.слайд Камень магнит имеющий свойство притягивать железо.
    3.слайд Ученые придумали специальные машины для обработки этого камня и получения магнита. Люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
    4. слайд Магниты притягивают металлические предметы – это называется магнетизмом, а предметы, которые притягиваются к магниту называются - магнетическими.
    5. слайд Существует огромное количество различных видов магнитов
    6. слайд Это большие магниты. Их используют для поднятия очень большого количества железа, а также при строительстве подводных сооружений (для крепления инструментов под водой).

    7.слайд Магниты используют в производстве тепловозов, скоростных поездов, самолетов, электропил, дрелей, для приборов в машинах и самолетах.
    8.слайд Люди делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы. Даже считают, что они обладают лечебными свойствами, успокаивают и придают силы.
    9. слайд А еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей и взрослых.
    10. слайд Про магнит снимают мультфильмы.
    Воспитатель: Ребята, почему магнит так назвали?
    Где его используют?
    Какой секрет хранит в себе магнит?
    3.Экспериментальная деятельность детей.

    Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам стать маленькими исследователями. А кто такие исследователи? (это человек, который что-то изучает). Исследователи начинают свою работу с опытов и экспериментов. И мы с вами будем тоже экспериментировать и изучать свойства магнитов. Одевайте фартуки и шапочки проходите в нашу лабораторию.
    Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Чтобы проверить это, предлагаю вам поэкспериментировать:
    "Важное дело - эксперимент! В нём интересен нам каждый момент".
    Мы проведем опыт и узнаем все ли притягивает магнит? Волшебство начинается!
    Ребята, давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из ваших предметов.
    - в белый поднос положите все предметы, которые магнит притягивает;
    - в желтый поднос положите предметы, которые не реагирует на магнит.
    4. Самостоятельная работа.
    Опыт №1
    Приступайте! Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.
    Дети: Я провел магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы (железные скребки, шурупы, гаечки).
    Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик)
    Опыт №2
    Положите: А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?
    Дети: Железные предметы примагнитились через бумагу. Магнит действует через бумагу.
    Опыт №3
    Воспитатель: Сейчас накройте железные предметы кусочком ткани и поднесите магнит. Что произошло покажите.
    Дети: Магнит действует через ткань.(Железные предметы примагнитились через ткань).
    Опыт №4
    Воспитатель: Положите все железные предметы на пластмассовый поднос, а магнитом проведите под подносом. Что происходит?
    Дети: Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмассовый поднос.
    Вывод: Магнит притягивает только железные предметы.
    Магнит действует через бумагу, ткань, тонкий пластмассовый поднос.
    Опыт №5
    Воспитатель: Следующий фокус состоит в том, чтобы устроить «Дискотеку для зверят»
    В картонную коробку нужно поставить силуэт зверушки (картинка),на отогнутую часть положите магнитик. Вторым магнитом делаем разнообразные движения под коробкой.(под музыку)
    Дети: Магнит действует через картон.
    Воспитатель: Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
    Физкультминутка
    Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. А сейчас все дружно встали, вышли все ко мне в кружок, начинаем по порядку нашу бодрую зарядку
    Зверобика «Раз,два,три ну ка повтори...»
    Воспитатель: Продолжаем наше путешествие
    Опыт №7
    Ребят посмотрите перед нами стаканы с водой,что там на дне?Ключи

    А теперь давайте подумаем как можно достать ключ из стакана не намочив рук?

    Ответы детей.самостоятельная деятельность
    5. Рефлексия.
    Воспитатель:
    Что нового вы сегодня узнали о магните?
    Дети: Магнит притягивает железные предметы, действует сквозь бумагу, ткань, стекло, картон, воду, магниты притягиваются друг к другу, магнит действует на расстоянии.
    Воспитатель: Ребята, где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства? (в шкафчиках для одежды, магнитные буквы, держатели, магнитная игра..)
    Воспитатель: Зная свойства магнита можно придумать поиграть в интересные игры. Приглашаю в игровой зал. Я приготовила для вас магнитные наборы «Магнетикус» где вы еще раз сможете увидеть свойства магнита.

    Дети очень любознательны и, удивляясь чему-либо, готовы узнать причины чуда. Родителям следует воспользоваться этими особенностями, чтобы начать знакомить ребенка, в том числе неусидчивого, с наукой. Особенно у малышей пользуются успехом опыты и эксперименты. Помните, что детям всегда интересны развивающие занятия в виде игры, и составить план-сценарий может каждый родитель.

    В статье подготовлена подборка самых простых, но познавательных экспериментов с минимумом необходимого реквизита: понадобится магнит и еще несколько вещей, которые найдутся абсолютно в любой квартире. Опыты с магнитом для дошкольников можно проводить дома или демонстрировать свойства на природе.

    В каком возрасте ребенок поймет опыты с магнитом?

    Вообще, ограничений педагоги не делают: показывают и в детском саду, и в школе. Малыши магнетизм воспринимают как настоящее волшебство, старшие дети через опыты с магнитом глубже познают явления, происходящие в окружающем мире. Во время опытных занятий развивается любознательность и активизируется мыслительная деятельность ребенка. Поэтому излишне беспокоиться, что ребенок не поймет суть эксперимента. Развитие познавательных интересов - тоже хорошая цель опыта с магнитом. А когда малыш дорастет до новых знаний, можете повторить занятие и объяснить причины происходящих явлений.

    Опыт 1: что притягивает магнит

    Проведение опыта с магнитом легко организовать. Вам понадобится несколько опытных материалов - легких и знакомых малышу. Например:

    • носовой платок;
    • бумажная салфетка;
    • карандаш;
    • гайка;
    • копейка;
    • кусочек пенопласта;
    • карандаш и т.д.

    И, конечно, магнит. Предложите ребенку подносить магнит к каждому экспонату и понаблюдать.

    Этот опыт можно расширить, используя изделия из различного металла: алюминия, золота, серебра, никеля и железа. Проводя опыт, вы можете объяснить особенности металлов, показывая, чем железо отличается от других.

    Обязательно разбирайте результаты опыта с магнитом. Дети впитывают знания как губка, так что не стоит бояться "нагрузить" малыша ненужной информацией. Именно в этом возрасте закладывается способность учиться и желание познавать новое.

    Опыт 2: «Найди клад в пустыне»

    Очень легкий опыт с магнитом для детей в форме игры. Положите в контейнер скрепки или другие железные мелкие предметы, засыпьте их мукой или манкой. Предложите ребенку, подумать, как можно достать клад. Просеять? Наощупь? А может с магнитом удобнее?

    Этот эксперимент поможет детям понять, что магнетизм действует на железные предметы и через другие материалы, например, бумагу и стекло.

    На картонный или деревянный лист насыпьте скрепки и, водя магнитом под материалом, продемонстрируйте движение железных деталей. Такой же опыт можно сделать еще и с листом стекла. Например, на обычный журнальный столик со стеклянным верхом положите несколько железных предметов и водите магнитом снизу.

    Вывод: магнит может примагничивать железо через бумагу разной плотности, нетолстую доску или стекло.

    Кстати, опыт можно превратить в еще одну игру. Сделайте на листе бумаги аппликацию, например, цветочную поляну. Из цветной бумаги вырежьте бабочку, закрепите на ней скрепку и, водя с оборотной стороны магнитом, «пересаживайте» бабочку с одного цветка на другой.

    Опыт 3: магнит, вода и магнитное поле

    Удивительными детям кажутся эксперименты с водой. Возьмите стаканчик из или стекла, опустите туда скрепки и начинайте водить магнитом по стенке стакана. Предметы из воды будут «ползти» вверх за движением магнита.

    Еще один эксперимент - действие магнита на расстоянии. Начертите на листе бумаги на различном расстоянии линии. У каждой положите скрепку. Попросите ребенка проанализировать, на какое расстояние действует магнит, приближая его к опытным материалам.

    Магнит проявляет свою силу только на определенном расстоянии от предмета. Когда расстояние между предметом и магнитом значительное, предмет оказывается вне области действия. Таким образом, возможно уменьшить или вообще ее нейтрализовать.

    Это явление можно показать с помощью монетки. Обвяжите ее ниткой, приклейте нить к картону и положите его на стол. Поднесите магнит к монетке на расстояние одного метра. Перемещайте магнит ближе к монете, пока монетка не начнет двигаться. Измерьте расстояние линейкой. Поднесите магнит еще ближе, чтобы монета притянулась к нему. Снова измерьте. Когда магнит находится в пределах линии, он притягивает монету. Но когда магнит оказывается вне линии, монета остается на месте.

    Таким образом, вы сможете объяснить понятие магнитного поля и его свойства, а затем и показать. Обычно магнитное поле невидимо, но с помощью металлической стружки вы можете продемонстрировать его границы. Насыпьте на лист бумаги или стекла металлических опилок, поднесите магнит с обратной стороны - стружка соберется в объемный узор. Это влияние магнитного поля, которое можно заметить и приложив магнит также снизу листа под площадью, которую занимают опилки на листе. Стружка расположится по линиям поля.

    Магнитное поле «глушит» песок

    Еще один эксперимент на это свойство с песком. Опустите иглу в стакан и насыпьте в него немного песка. Поднесите магнит к стенкам стакана - игла не реагирует на магнит. Теперь поместите иглу в стакан с водой и проделайте с магнитом то же самое. Игла будет следовать за магнитом к краям стакана.

    Объясните, что магнитное поле проникает через воду. Если бы стенки стакана состояли из какого-нибудь магнитного материала, то игла все равно притягивалась бы к магниту, но не с такой силой. Магнитное поле ослаблялось бы стенками стакана.

    Опыт 4: магнит-проводник

    Магнит может передавать свойства притяжения через железо. Для этого эксперимента вам понадобится сильный магнит. Действия лучше делать вертикально. Подвесьте к магниту скрепку, а к ней - следующую. Попросите ребенка вам помочь, прикрепляя «звенья» к магнитной цепи.

    Еще почти подобным экспериментом можно показать, что магнитное поле легко создать искусственно. Уберите магнит от цепочки скрепок, если потом подносить их друг к другу, то они начнут притягиваться, как если бы работал магнит. Это происходит потому, что атомы в железном предмете под влиянием магнитного поля выстраиваются в такой же ряд, как и в магните, на время приобретая его свойства.

    Опыт 5: компас

    Можно продемонстрировать действие магнитного поля Земли. Для этого потребуется компас, иголка и прозрачная тарелка. Объясняйте все этапы проведения опыта с магнитом.

    Подержите иголку несколько минут на магните, потом нанесите на нее масло и опустите в тарелку с водой. Иголка начнет двигаться, пока не замрет в одном положении. Поднесите компас к тарелке, если прибор исправен, его стрелка покажет то же направление, что и намагниченная иголка.

    Расскажите ребенку, что Земля - это тоже магнит. И магнитное поле планеты направляет магнитную стрелку компаса на север.

    Эксперимент с компасом можно провести на природе - так увлекательно и еще познавательнее. Конечно, определять направление таким образом будет не очень удобно, но интересно. Таким образом, вы продемонстрируете пример «волшебных» свойств привычных предметов, которые могут заменить в походе компас.

    Чудо-магнит

    Интересны не только опыты с магнитом, но и короткий рассказ о нем. Покажите ребенку, что магниты есть во многих вещах: телефонах, компьютерах, шкафах и т.д. Магниты используют в автомобилях, электродвигателях, музыкальной аппаратуре, игрушках и т.д. Расскажите ребенку:

    1. Происхождение магнита.
    2. О магнитах в Солнечной системе.
    3. О естественных и искусственных магнитах.

    Познавательное занятие можно провести до опытов, во время опытов или после раскрыть все секреты. Мы немного вам поможем, впрочем, наш материал легко дополнить и расширить.

    Что такое магнит?

    Это тело, способное притягивать железные и стальные предметы. Известен давно, еще древние китайцы более двух тысяч лет назад знали о магнитах. Магнит - от названия региона, где обнаружили магнитные залежи - Магнисия. Это в Малой Азии.

    Мы уже говорили, что Земля - магнит, добавьте также, что в человеке тоже существует магнитное поле. Расскажите о людях, которые притягивают железные предметы. В интернете много роликов и фотографий с примерами. Магнитное поле в человеке делает видимым и его энергетическую оболочку через специальное оборудование.

    Если ребенку вы рассказывали о галактике, то ему покажется интересным факт о том, что планеты в Солнечной системе тоже являются гигантскими магнитами.

    Расскажите ребенку о видах магнита. Бывают природные - залежи магнитных руд - и искусственные - созданные человеком из или с помощью электрического тока.

    Цели.

    1. Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.
    2. Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.
    3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
    4. Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию ,самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.

    Предварительная работа:

    • Чтение сказок П.П. Бажова "Серебряное копытце", "Огнивушка-поскакушка", "Малахитовая шкатулка".
    • Беседы по прочитанному из детской энциклопедии "Почемучка":

    Что такое подземные богатства?

    Из чего делают железо?

    Что внутри шахты?

    Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр:

    "Рыболов", "Магнитная геометрическая мозаика", "магнитная касса цифр и букв", "Подбери предмет", "Четвёртый лишний".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Подготовила и провела воспитатель

    II квалификационной категории

    Романова Юлия Михайловна

    (подготовительная к школе группа),

    МДОУ «Детский сад № 24 «РОДНИЧОК»

    г.Вольска Саратовской области

    Занятие по познавательному развитию

    "Волшебные свойства магнита"

    Цели.

    1. Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.
    2. Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.
    3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
    4. Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию 4 самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.

    Предварительная работа:

    1. Чтение сказок П.П. Бажова "Серебряное копытце", "Огнивушка-поскакушка", "Малахитовая шкатулка".
    2. Беседы по прочитанному из детской энциклопедии "Почемучка":

    Что такое подземные богатства?

    Из чего делают железо?

    Что внутри шахты?

    Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр:

    "Рыболов", "Магнитная геометрическая мозаика", "магнитная касса цифр и букв", "Подбери предмет", "Четвёртый лишний".

    Методические приёмы:

    1. демонстрация опытов воспитателем;
    2. объяснение воспитателя;
    3. фронтальный опыт детей;
    4. индивидуальная работа с детьми;
    5. подведение итогов занятия;
    6. мотивация "Лаборатория доктора Зная";
    7. сюрпризный момент "Подарок доктора Зная".

    Оборудование и материалы;

    1. магниты полосовые (каждому ребёнку),
    2. различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки и т другие),
    3. лоскутки ткани, меха,
    4. предметы из резины, пластмассы,
    5. штатив с гвоздём, висящим на нитке,
    6. лист бумаги,
    7. стекло,
    8. толстая книга,
    9. картон (на каждого ребёнка),
    10. железные опилки,
    11. подковообразный магнит.

    Ход занятия

    1. Ребята, проходите в группу. Посмотрите вокруг себя, скажите, вы догадались, куда мы сейчас попали?
    2. Сегодня мы снова приглашены в лабораторию дедушки Зная.
    1. Напомните мне, пожалуйста, где мы с ним познакомились?
    2. Садитесь по удобней. Ребята, как ведут себя учёные в лаборатории (тихо, внимательно, аккуратно)? Дедушка Знай предлагает нам продолжить знакомство вот с этим предметом.
    3. Вспомните, как он называется?

    Этот предмет обладает очень интересными свойствами, подскажите мне каким? (притягивает к себе железные предметы).

    А теперь посмотрите на мой стол. Здесь стоит штатив с подвешенным на нитке гвоздём.

    Подскажите мне, что произойдёт, если приблизить к нему магнит? Давайте проверим. (Нитка с гвоздём отклонится).

    Почему это произошло? (Магнит притягивает к себе гвоздь).

    Вывод: Нитка с гвоздём отклонилась от своего первоначального положения потому, что гвоздь притягивается к магниту.

    Всегда ли магнит притягивает, то есть примагничивает металлический стержень?

    А если между ними поместить другой предмет. Притянется ли стержень к магниту?

    Ребята, помогите мне повторить опыты.

    Дети по одному проводят опыты с листом бумаги, стеклом, толстой книгой.

    Скажите, всегда ли магнит сохраняет свою волшебную силу притяжения?

    Вывод: магнит притягивает к себе гвоздь, когда находится на близком расстоянии, и когда между ними нет других толстых предметов.

    Сейчас мы с вами вспомним опыты, проделанные нами в прошлый раз. У вас на столе есть
    магнит. Возьмите его в руки и внимательно рассмотрите.

    Какой он на ощупь? (Холодный, твёрдый, тяжёлый).

    Перед вами находится поднос с различными предметами из разного материала.

    По очереди поднесите его к этим предметам. Те предметы, которые притянутся к магниту,
    положите в оранжевый поднос, а которые не притянутся - в зелёный поднос, а я пойду посмотрю
    на вас во время опыта. На рабочем столе учёных порядок, а в лаборатории - тишина.

    Молодцы, справились с заданием. А теперь перечислите те предметы, которые притягиваются к магниту. (Металлические)

    А на какие предметы не действуют силы магнита? Из какого материала они сделаны?

    Ребята, сядьте правильно, отодвиньте подносы на край стола.

    (Рассказ на фоне демонстрации).

    А теперь продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь - третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. Проделайте этот опыт самостоятельно. Работайте тихо, не мешайте друг другу делать опыт. Вы сейчас учёные, а они работают, аккуратно и помогают друг другу. Молодцы, вы у меня настоящие учёные - умело справились с опытом. Почему скрепки не распались? Что с ними произошло?

    Вывод. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами

    Посмотрите друг на друга - все убрали магниты от скрепок и положили на стол.

    А сейчас мы дружно встанем, выйдем все ко мне в кружок. Будем делать по порядку нашу бодрую зарядку.

    Физминутка.

    Хомка-хомка-хомячок, полосатенький бочок,

    Хомка рано встаёт, щёчки моет, ушки трёт,

    Подметает Хомка хатку

    И выходит на зарядку.

    1-2-3-4-5 - хочет Хомка сильным стать.

    А ребята хотят стать тоже сильными, умными, воспитанными.

    А теперь присядем на места.

    Продолжим наши эксперименты с магнитом. Поможет нам в этом наш друг - опыт.

    Цепочка из скрепок сохраняется недолго, она распадается.

    Подумайте, почему это так бывает? (Скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время).

    А теперь возьмите на столе картон, положите на него скрепки, а снизу к листу поднесите магнит и двигайте его в разных направлениях.

    Что происходит со скрепками? (Скрепки как будто "танцуют")
    Почему двигаются скрепки?

    Вывод. Магнит оказывает своё волшебное действие через картон.

    Посмотрите ещё один опыт с магнитом. Подношу полосовой магнит к железным опилкам на
    подносе, а потом круглый.

    Ребята, у меня на подносе железные опилки (сравнение рисунка между двумя магнитами) - чем
    отличаются рисунки опилок на подносе? (Форма, размер, количество опилок)

    Вывод: правильно, сила круглого магнита больше, чем полосового, так как он больше размером (сила ребёнка - взрослого).

    Ребята, обратите внимание на окраску вашего магнита. В какие цвета он окрашен? (Синий и
    красный). Приложите магниты друг к другу красными концами, синими концами.

    Что происходит с ними?

    А теперь приложите красным и синим концами. Что произошло с магнитами?

    Вывод Разноокрашенные концы магнита притягиваются, а одинаково окрашенные -отталкиваются.

    1. Ребята, подскажите мне, а мы встречаемся с магнитом в группе, где видим его волшебные свойства (д.и. "Магнитная мозаика", "Магнитная азбука", "Рыболов", зажим на шкафчики, крепления картин к доске).
    2. Я хочу попросить вас посмотреть дома, где используется магнит и рассказать мне об этом.

    На этом лаборатория дедушки Зная заканчивает свою работу. А нам нужно вспомнить, что нового и * интересного мы узнали сегодня о магните.

    Итог. Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

    Волшебная сила магнита действует сильнее, если магнит большего размера.

    Магниты не только притягивают предметы и сами друг к другу, но и одинаково окрашенные концы отталкиваются.

    Молодцы, хорошо потрудились сегодня ребята-учёные. Наши гости педагоги из школы увидели, как вы хорошо работали и с удовольствием продолжат с вами проводить более серьёзные опыты в школе, а дедушка Знай преподносит вам в подарок игру, где присутствует наш добрый друг-магнит. (Дидактическая игра "3 в одном: шашки, шахматы, нарды на магнитной доске"). Свойства магнита широко используют в жизни человека, и в этом мы ещё не раз убедимся.


    Наталья Владимировна Кушнарёва
    Опытно-экспериментальная деятельность «Знакомство детей со свойствами магнита» для старших дошкольников

    Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста

    (опытно- экспериментальная деятельность ) .

    Тема «Знакомство детей со свойствами магнита » .

    Актуальность :

    Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

    Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

    В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей , направленная на получение новых знаний, сведений.

    Экспериментирование связано со всеми видами деятельности , такими, как наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность , ФЭМП.

    Цель :

    Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

    Задачи :

    Познакомить детей со свойством магнита : притягивает металлические предметы. Развивать активность, любознательность (Познание) .

    Формировать умение работать сообща, обсуждать, договариваться (Социально – коммуникативное) .

    Формировать грамматически правильную речь. Активизировать словарь детей : магнит , притягивает, исследовательская лаборатория (Речевое) .

    Материал и оборудование :

    Демонстрационный : игра «Ловись рыбка» , коробочка с магнитом , схема : «Какие предметы притягивает магнит » , картинки с изображением, где применяется магнит , познавательная игра «Волшебные магнитики » .

    Раздаточный : магнит на каждого ребенка , набор предметов из различных материалов : пластмассовая ложка, стеклянная баночка с водой, металлические скрепки, кусочек ткани, деревянный кубик.

    Ожидаемые результаты :

    формирование представлений детей о природном объекте - магните ;

    формирование познавательного интереса;

    обогащение словарного запаса.

    Предварительная работа :

    Чтение легенды о магните , стихотворений, загадывание загадки, рассматривание иллюстраций по теме «Опыты , экспериментирование с магнитом ».

    Опытно- экспериментальная деятельность .

    Организационный момент.

    Воспитатель :

    В круг быстрее становитесь

    И друг другу улыбнитесь.

    Глазки вниз, глазки вверх,

    Смелей вперёд.

    Нас много интересных

    В лаборатории открытий ждёт!

    Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам на некоторое время стать учёными - исследователями и отправиться в нашу лабораторию.

    Воспитатель вносит коробку с большим магнитом . Коробка закрыта.

    Воспитатель : Сегодня к нам в институт привезли предмет для исследования, попробуйте угадать что это?

    Бывает маленьким, большим,

    Железо очень дружит с ним,

    Он поможет, непременно,

    Найти иголку в стоге сена.

    Дети (магнит ) .

    Воспитатель показывает магнит детям и поясняет о том, что магнит – это камень .

    Воспитатель : Возьмите на столе магнит и определите , какой он на ощупь?

    Ответы детей (гладкий, холодный и т. д.) .

    Воспитатель : Как вы думаете, он лёгкий или тяжёлый?

    Ответы детей (тяжёлый) .

    Воспитатель предлагает дать определение магниту .

    Ответ детей (магнит - это камень , поверхность его холодная, гладкая, он тяжелый).

    Воспитатель : Какое еще свойство имеет магнит , отличающее его от обычных камней?

    Ответы детей (притягивает предметы) .

    Воспитатель : Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит ? Ответы детей (нет) .

    Воспитатель : Давайте проверим ваши предположения.

    Воспитатель : Возьмите те предметы, по вашему мнению, которые может притянуть магнит .

    Дети делают самостоятельный выбор.

    Воспитатель : Как проверить правильный ли выбор вы сделали? Давайте проведем опыт – эксперимент .

    Дети проводят эксперименты с помощью магнита , подтверждая или опровергая свой выбор .

    Опыт № 1

    Воспитатель : Возьмите бумагу и попробуйте притянуть её магнитом . Сделайте вывод.

    Ответы детей : Магнит не притягивает бумагу.

    Опыт № 2

    Воспитатель : Возьмите ткань и попробуйте притянуть её с помощью магнита .

    Сделайте вывод.

    Ответы детей (магнит не притягивает ткань) .

    Опыт № 3

    Воспитатель : Возьмите пластмассовую ложку, попробуйте притянуть её с помощью магнита . Какой вывод можно сделать?

    Ответы детей (магнит не притягивает пластмассовые предметы) .

    Опыт №4

    Воспитатель : У вас на столах стоят банки, в которых лежат змейки-скрепки. Достаньте змейку из банки не опуская руку в банку с водой.

    Воспитатель : Ребята, какой можно сделать вывод?

    Ответы детей (магнит действует через стекло) .

    Воспитатель : Давайте проведем еще один эксперимент и узнаем, только ли через стекло действует магнит ?

    Опыт № 5

    Воспитатель : Попробуйте управлять металлическим предметом с помощью магнита , находящим под деревянной крышкой парты.

    Воспитатель : Какой можно сделать вывод?

    Ответы детей : (магнит действует через дерево) .

    Физкультурная минутка.

    Воспитатель : Сейчас мы поиграем в игру «Притягивает – не притягивает» . Я буду бросать вам мяч, если магнит притягивает предмет , вы хлопайте в ладоши. А если не притягивает, то вы приседайте.

    Воспитатель : А кто из вас хотел бы порыбачить?

    Проводится игра «Рыболов»

    Воспитатель : Как вы думаете, проявляет ли магнит свойство притяжения металла в воде?

    Ответы детей (магнит притягивает металл в воде) .

    детей на схему , где изображены предметы : пластмассовая пуговица, кусочек ткани, бумага, булавка, гвоздики.

    Воспитатель : Кто из вас желает поставить фишки напротив тех предметов, которые притягивает магнит .

    Дети работают со схемой у доски.

    Воспитатель предлагает послушать стихотворение «Магнит » .

    Как мне нравится магнит

    Он так меня манит

    Камня маленький кусок,

    Невзрачный, серенький брусок.

    Воспитатель обращает внимание детей на экран компьютера , на котором изображены картинки, где человек применяет магнит .

    Воспитатель : Ребята, поясните, где применяется магнит ?

    Ответы детей (в медицине, в машиностроение, в космонавтике, и т. д.) .

    Итог опытно-экспериментальной деятельности .

    Воспитатель (смотрит на часы) : Как быстро летит время. К сожалению, нам пора возвращаться домой. Но перед тем как вернуться, я хочу вам задать несколько вопросов. Как называется место, где проводятся различные исследования и ставятся опыты ?

    Ответы детей (лаборатория)

    С каким волшебным камнем вы познакомились ?

    Ответы детей (магнит )

    Используемая литература :

    1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников ».

    Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. 2010 г.

    2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста ». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.

    3. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет ». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.

    4. «365 научных экспериментов» .

    Магнит - это ещё одна волшебная сказка от науки.

    Наукой придумано много волшебных сказок. Ну что ж! Надо же чем-то заниматься, если за это платят приличные деньги. Я читал некоторые сказки от науки, например, про атом, Луну, о происхождении полезных ископаемых на Земле и другие.

    Сказка про магнит тоже занимает достойное место в перечне сказок от науки. У неё есть все сопутствующие сказке компоненты. И основное - этого просто не может быть. Ею занимаются «всерьёз и надолго» даже научно-исследовательские институты. Например, Донецкий физико-технический институт, который тоже внёс свою лепту в познаниемагнита.

    Неспроста я его упомянул. Ведь эту тему породило моё недавнее посещение Донецкого физико-технического института. С ним я безуспешно пытаюсь наладить контакт с 2006 года, предлагая совместно обсудить то, что написано мной в области естественных наук. Например:мою версию строения атома; как появилась у Земли Луна; происхождение полезных ископаемых на Земле и т. п. . Но всё тщетно. Вежливый отказ они мотивируют тем, что нет времени читать всякую чушь, которую им иногда приносят. У них есть свои объекты для исследований.

    В очередной раз мне было тактично указано, чтобы я не совался к ним со своими пустяковыми домыслами и не отвлекал их отосновной работы.

    Я поинтересовался в Интернете о Донецком физико-техническом институте, каков он и какие проблемы решает.

    Ему около 50 лет. В нём работает более 500 сотрудников. Около 40 докторов и свыше 100 кандидатов наук. Институт занимает солидное, метров 200 в длину, пятиэтажное здание. Занимается изучением физики твёрдого тела, магнетизма и ряда других тем. Наверное, работы были успешными, поэтому 15 сотрудников были удостоиныГосударственных и именных премий.

    Это недавнее посещение Донецкого физтеха сначала несколько удручило, а затем сподвигнуло меня на желание доказать им, что и я на что-то способен, а так как они изучали магнит, то и я решил заняться им.

    Конечно, я доволен, что заинтересовался магнитом. У меня в это время была пауза после Тунгусского метеорита. Стал искать в различных источниках, что нового наука узнала о магните, кроме того, что общеизвестно? Но, в очередной раз, убедился, что многое для науки - ещё «тёмный лес», включая природу магнита. Правда, нескольких часов, которые я потратил для ознакомления с научными знаниями о магните, будет недостаточно, чтобыубедительно высказать свою версию о природе магнита, но этого уже было достаточно, чтобы оценить абсурдность некоторых утверждений науки.

    Например, в числе научных поисков - магнитный монополь, то есть магнит, имеющий только один полюс. Как мне кажется, это точь-в-точь поиск чёрной кошки в тёмной комнате, в которой её нет, но ведь кто-то за эту работу получает неплохие деньги и имеет карьерный рост. Регулярно сообщает об успехах в поиске.

    Я в одной из предыдущих статей, возмущался, какв 40-е годы, пусть учёному, но за глупость (он утверждал, что Тунгусский метеорит - это комета, упавшая на Землю) чуть не дали Сталинскую премию. Теперь усмехаюсь - сколько чуши сказано наукой о природе магнита. Конечно то, что лежит на самой поверхности, она преподносит правильно. Но заглянуть внутрь проблемы - там полный мрак.

    Идут размышления. Почему чистое железо - мягкий магнит, и только в смеси (не в соединении)с другимиэлементами оно становится ферромагнетиком, порой сильнейшим?Для меня - это объяснимо, а для науки?Мнетакую возможность даёт моя модель атома, а наука пусть ищет.

    Ну что ж! Ищите. Искать придётся долго, так как квантовомеханическая модель атома возможности для разгадки этой загадки не предоставляет. По версии науки электроны в твёрдом теле имеют возможность совершать вращательные движения по орбитам, при этом и сами вращаются вокруг своей оси, тем самым создавая магнитное поле, а в постоянном магните - намагниченность. Неужели так, не извиняясь за некомпетентность, можно объяснить степень намагниченности? Ну что ж! Верьте.Сложилась интересная ситуация: вроде бы очень многое знаем о магните, но не самую его суть.

    Хотелось бы в этой связи придумать какую-нибудь сопоставимую аналогию из истории человечества. Например, о глине.

    В средние века люди знали о глине всё. Что и как из неё можно сделать? Какие есть присадки, и для чего они нужны? Где и какие разноцветные глины можно найти? И ещё ряд знаний вплоть до врачевания глиной. Но никто не знал, что глина - это сложное химическое вещество с главным компонентом - алюминием, а это металл.

    Так и теперь люди и наука знают очень многое о магните, единственно, ещё не знают его природы, поэтому применяют для объяснения его сути правдоподобные, с их точки зрения, домыслы.

    Мнеповезло - это моя удача, что я занялся магнитом. В 2006 году я, ещё в стадии отрабатываниясвоей версии строения атома, узрел, что в 3-ем периоде(моей версии) есть какое-то несоответствие. Тревога за «неестественность» не покидала меня все эти пять лет. Вначале даже сомневался, отдать или не отдавать свою версию атома на патентование, но потом подумал, что версия всё же должна быть верной, а 18 элементов вместо 16, вызваны какими-то возможно нужными для Природы обстоятельствами, о которых ещё надо будет узнать.

    Прошло пять лет. Я даже писал об этом несоответствии в какой-то статье. А теперь. О, удача! «Так вот, где таилась разгадка моя» - как сказал бы вещий Олег о проблеме восемнадцати элементов в 3-ем периоде. Спасибо случаю, что меня раздосадовали в Донецком физтехе. Кое-что прояснилось и встало на свои места. Теперь уже магнитострикция (сжатие намагниченных тел) и Виллари эффект (изменение намагниченности при принудительной деформации) для моего понимания магнита стали естественны. Более того, думаю, что без этого природу магнита просто нельзя было бы объяснить. (Я по каким-то своим соображениям ничего конкретного о своей версии магнита пока говорить не буду.)

    Может быть наивно, но я полагаю, что даже этой «записочкой» (то есть, не раскрывая сути дела) я сделал некий рывок в нашем познании существа магнита. Интересно было бы узнать, что весомее для познания природы магнита, то есть фундаментальных знаний о магните: работы Донецкого физтеха с его многочисленными сотрудниками за годы оплачиваемой работы, или то, что сделал «кустарь-одиночка» за 2-3 дня бесплатно в «шикарных» домашне-кухонных условиях?

    Остаётся только передать привет Донецкому физтеху:

    «Я, то, что вы знаете о магните, уже знаю, но попробуйте узнать то, что знаю о магните я. К моему сожалению, оказалось, что нам не по пути. Не хочу быть нулём перед вами. Арриведерчи».

    В заключение - очередная благодарность Природе. Эти три элемента: железо, кобальт и никель - последние элементы, что рождается на Солнце из гелия, и принесены на Землю солнечными выбросами. Природа «подумала» и наделила их магнитными свойствами, чтобы человек разумный это использовал в своей жизнедеятельности.

    Спасибо Природе, что она сотворила магнит для людей. А как образовался магнит? Этого вам знать пока не положено. Да и мне надо ещё «покумекать», чтобы «выродить» законченный продукт.