• Проектная деятельность в ДОУ. Экологический проект "Деревья нашего участка". Проект по экологическому воспитанию детей «Березка — наше дерево Что нужно дереву для жизни

    Однажды учительница повела детей на прогулку в лес, чтобы рассказать им о жизни дерева.

    — Дерево живое, как и мы, люди, — объясняла учительница, остановившись перед большой елью. — Оно дышит, спит, ест, работает. Дерево может чувствовать и даже по-своему говорить.

    Все внимательно слушали рассказ учительницы, кроме трех мальчишек, которым все это было совсем не интересно. Они потихоньку убежали в глубь леса.

    — Глупости, не верю я, что деревья живые и могут чувствовать, — сказал один.

    Он подпрыгнул, уцепился за ветку березы и долго качался на ней, пока ветка с хрустом не отломилась.

    — Конечно, глупости, — засмеялся другой, — деревья говорить не могут! Береза ведь тебе ничего не сказала, когда ты ей ветку отломил. Сейчас вырежу ей что-нибудь ножиком на коре, может она мне ответ напишет?

    — А я не верю, что деревья дышать могут. У них же нет легких, — поддержал друзей третий.

    — Ребята, идите сюда, здесь на поляне дуб огромный растет, — закричал он через некоторое время.

    Ребята принялись скакать вокруг дуба, пинать его ногами и весело распевать:

    — Эй, ты, дуб-дубина, ты скажи свое имя.

    Вдруг они все трое почувствовали, как что-то

    вцепилось им в курточки и приподняло их над землей.

    — Ой, что это? — закричали ребята хором.

    Ветви старого дуба зашелестели грозно:

    — Слушайте меня, деревья моего леса: березы и осины, ели и сосны, липы и клены. Нам с вами решать, что делать с этими мальчишками. Кто-нибудь из вас хочет взять их на поруки?

    Деревья в ответ испуганно зашумели.

    — Что ты, дуб, я боюсь хулиганов, мои листики до сих пор дрожат от испуга, — сказала осинка.

    — И мне такие мальчишки ни к чему, я дерево спокойное и величавое, — ответила ель.

    — У меня забот и без мальчишек много, — объяснила рябинка, — мне надо ягоды свои вырастить, чтобы было чем лесных жителей зимой подкармливать.

    — Придется вас в камни обратить, раз деревья не хотят вас брать, — грозно прошумел дуб и слегка встряхнул мальчиков.

    — Ладно, дуб, давай их мне, хоть они меня и поломали и порезали, да не годится людям камнями быть, — зашелестела ветвями обиженная мальчиками березка. — К тому же Творец велел нам служить людям.

    — Чистое у тебя сердце, березка, как и кора твоя белоснежная, — уже мягче прошелестели ветви дуба.

    — Так и быть, возьми их и научи уму разуму.

    Ребята хотели возразить, но вдруг почувствовали, что они летят по воздуху прямо к березке.

    Очнулись все трое в разных местах. Один превратился в корни березки, как бы слился с ними; другой попал в ствол и ветки березы; а третий — в ее листья. Не успели ребята прийти в себя, как березка приказала им:

    — За работу, быстрее за работу, мальчики. Нельзя терять ни минуточки, дереву очень много нужно успеть сделать за лето.

    У вас, корни, две задачи: во-первых, кормить меня пищей, которую вы должны сосать из земли; во-вторых, прикреплять меня к матери-земле и служить мне опорой против бурь и непогод.

    — Но я не могу работать день и ночь. У меня не хватит сил, чтобы удержать такую огромную березу, — возразил первый мальчик.

    — Ты должен сделать это, — отвечала ему береза. Ведь я умру, не получая пищи, и первый порыв ветра опрокинет меня на землю, если ты меня не удержишь. А вместе со мной погибнешь и ты.

    Потом береза обратилась к стволу и веткам:

    — У тебя, ствол, тоже две службы: ты несешь на себе сучья с ветвями, листьями и семенами, и в то же время ты должен проводить к ним ту пищу, которую берут из земли корни. Кора, что покрывает тебя, это твоя одежда — защита от холода, непогоды и болезней. Ты должен поскорее залечить все раны, которые нанесли ей глупые мальчишки, чтобы в тебя не попали грибки. Иначе ты начнешь гнить и умрешь.

    — У меня болит плечо, от которого оторвали ветку и ноет изрезанное место, — захныкал второй мальчик.

    — Деревья никогда не хнычут и как можно быстрее залечивают раны, нанесенные им, — ответила береза и обратилась к листьям:

    — Вы, листья, — лучшее мое украшение. Все на вас любуются, особенно весной, когда после зимнего сна вы такие милые, свежие и нежно-зеленые. Вы, подобно корням, должны питать меня, добывая пищу из воздуха. Из этой пищи, добытой из воздуха, и при помощи соков, поднявшихся из корней, вы должны вырабатывать разные вещества, из которых я построю новые слои древесины и новые почки для будущего года. Но вы должны спешить и работать день и ночь, ведь скоро придет осень, и вы засохните.

    — Я не хочу умирать осенью, это несправедливо,— я еще совсем маленький, — возразил третий мальчик.

    — Кроме того, я не могу работать день и ночь.

    — Нечего бояться: все лиственные деревья и даже сам хранитель леса — великан дуб — теряют листья осенью. Только на хвойных деревьях иголки остаются зимовать, — объяснила березка и добавила, — а если, вы, листья, не будете работать, вы засохните сразу же.

    — Мальчики, вот вы где. Вы что, уснули? — услышали ребята голос учительницы и почувствовали, что они проснулись на лесной полянке возле дуба.

    — Извини нас, березка, — прошептал первый мальчик, когда ребята уходили из леса.

    А третий ничего не сказал, только ласково погладил березку по белой коре.

    • . Какой была березка? Чем она отличалась от других деревьев? Нарисуйте ее.
    • . Для чего служат дереву корни, ствол, ветви и листья?
    • . Какая часть дерева самую тяжелую работу выполняет?
    • . Раздайте детям карточки с изображением листьев разных деревьев. Дети по этим карточкам угадывают, каким деревьям принадлежат нарисованные листья, и рассказывают о жизни данного дерева.
    • . В какое дерево вы хотели бы превратиться и почему?
    • . Чему научила мальчиков эта история?
    • . Напишите сказку о том, как мальчики с лесом подружились.

    Рамиля Шамилевна
    Экологический проект «Деревья нашего края»

    Название проекта : Деревья нашего края .

    Возраст : 5-6 лет (старшая группа)

    Ф. И. О. воспитателя разработавшего проект : Шафикова Рамиля Шамилевна

    Вид проекта : информационный, практико-ориентировочный.

    Продолжительность проекта : 1 месяц.

    Актуальность проекта : В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты . Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе . Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность , бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете .

    Цель проекта : формирование экологической культуры , под которой следует понимать совокупность экологического сознания , экологической деятельности и чувств.

    Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели групп.

    Место реализации проекта : Республика Татарстан, город Набережные Челны, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 63 “Жемчужинка”.

    Создание педагогических условий :

    1. Создание развивающей среды.

    2. Проведение систематического знакомства (обучение) детей с деревьями , природой.

    3. Привлечение к данному проекту родителей .

    Этапы реализации проекта :

    I этап. Подготовительная работа. Подбирают материал, оборудование, художественную литературу, иллюстрации. Продумывают ход бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Диагностическое обследование. Знакомятся с литературой, участвуют в играх, наблюдениях. Рассматривают стихи, загадки. Помогают педагогам в подборе необходимого материала, пополняют развивающую среду. Постановка проблемы (погружение в проблему) . Формируют проблему : «Знаете ли вы, что если не охранять, не беречь всё живое, то деревьев будет меньше , воздух будет загрязнён, труднее будет дышать, наше здоровье не будет крепким. Чтобы этого не случилось, давайте посадим деревья , понаблюдаем за их ростом, попробуем стать защитниками нашей природы ». Входят в проблему, принимают задачи. Входят в проблему, принимают задачи.

    II этап. Основной этап. Проводят совместную работу с детьми, включающую наблюдения за жизнью деревьев , проведение исследований (корни, ветки, почки, листья, цветение, семена, почва, свет) . Сочетают деятельность с рисованием, аппликацией, оригами, играми. Участвуют в трудовой деятельности : посадка саженцев, создание условий для их роста. Формируют элементарные навыки туризма, закрепляют правила поведения в природе во время экскурсий. Играют в различные игры, разучивают стихи, загадки, лепят, рисуют, конструируют. Участвуют в экскурсиях, беседах, в посадке саженцев деревьев , уходе за ними, сборе семян, листьев для изготовления гербария. Продолжают пополнять развивающую среду, участвуют в сборе семян и листьев деревьев , изготовлении гербария, помогают детям определить последовательность работы.

    III этап. Заключительный этап. Проводят анализ и обобщение результатов работы. Закрепляют знания детей. Проводят диагностическое обследование. Разрабатывают рекомендации воспитателям. Планируют новые направления проектной деятельности в ДОУ . Изготавливают поделки для выставки из природного материала. Составляют гербарий листьев. Принимают участие в подготовке новых проектов .

    Ожидаемые результаты :

    Повышение уровня экологической грамотности детей ;

    Формирование осознанной потребности в общении с природой;

    Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;

    Создание художественно – эстетической среды;

    Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках , их значении в природе и жизни человека;

    Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;

    Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.

    Перспективно-тематический план

    № Тема Организованная образовательная деятельность Совместная работа воспитателя и детей Самостоятельная деятельность детей Совместная работа с родителями

    1. Мудрое дерево . Формирование целостной картины мира “Мудрое дерево” .

    Цели :: формировать представление об уникальности дерева : рассмотреть ствол, переплетение веток.

    Д/и «Назовите растение» .

    Цели : назвать растение, их отличия.

    Чтение Е. Серова «Зеленая страна» .

    Цели : прививать любовь к зеленым братьям и сестрам». Рассматривание иллюстраций, набора открыток о деревьях .

    Д/и «Сравни» .

    Цели : каждый ребенок должен рассказать о своем дереве и сравнить его с другим. Консультация «Природа как воспитатель» .

    2. Картина природы. Лепка «Путешествие в осенний лес» . Цели : Совершенствовать умения детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – пластилинография (рисование пластилином, использовать его свойства при расплющивании, сплющивании создавая изображение в полуобъёме, размазывании.

    Чтение худ. лит-ры А. Лопатина «Липкины дары» .

    Цели : объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

    Наблюдение за деревом .

    Цели : учить определять дерево по цвету , по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.

    Выставка детских работ.

    Д/и «Узнаю деревце » .

    Цели : учить находить дерево по описанию .

    Д/и «Картины природы»

    Цели : расширить знания детей о живой природе, средах обитания живых организмов. Анкетирование

    «От семечки к дереву »

    3. Зеленый мир. Рисование “Уж верба вся душистая”.

    Цели : Учить детей рисовать ветки вербы в вазе, передавать форму, величину, расположение частей, соблюдая пропорции, используя всю площадь листа бумаги. Развивать воображение детей, самостоятельность при выборе изобразительного материала.

    Беседа “Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?”

    Цели : выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о березе в частности. Углубить интерес к березе, подвести к мысли, что березе хочется дружить с людьми.

    Слушание П. Чайковского – цикл произведений «Времена года» , заучивание песен о деревьях .

    Выставка детских работ.

    Д/и «Зеленый мир» . Цели : закреплять знания детей о растениях.

    Д/и Зоологическое домино».

    Цели : закреплять знания детей о диких и домашних животных. Акция «Посади дерево »

    4. Листопад. Рисование “Цветет сирень”. Цели : Учить воспроизводить рисунок с натуры и на основе наблюдений в природе.

    Совершенствовать технические приемы рисования кистью : плашмя, концом, тычком.

    Чтение А. Лопатина «Мудрость дерева » . Цели деревьям

    Заучивание стихотворения И. Бунин «Листопад» . Выставка детских работ.

    Д/и «Где что зреет?»

    Цели : учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями .

    Рассматривание картин о лесных деревьях . Консультация «Экологическое воспитание в семье »

    5. Жизнь дерева . ФКЦМ «Наши друзья» . Цели : формировать элементарные представления о жизни деревьев , их взаимосвязь в природе. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

    Чтение художествен. литературы «Жизнь дерева » А. Лопатина. Цели : воспитывать бережное отношение к деревьям .

    Опыт : наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой.

    Д/и «Чудесный мешочек» .

    Цели : учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

    П/и «Лесные пятнашки» .

    Цели : дети играют в пятнашки со следующими условиями : нельзя салить игрока. Консультация для родителей в старшей группе на тему : «Воспитание любви к природе»

    6. Кора деревьев . ФКЦМ «Кора деревьев » .

    Цели : Продолжать воспитывать любовь к деревьям , бережное и заботливое

    отношение к ним. Беседа на тему : «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой» .

    Цели : углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы.

    Отгадывание загадок о деревьях .

    Выставка детских работ.

    Д/и «Что лишнее» . Цели : дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка) .

    Развивающая игра «Шнуровка своими руками – просто и занимательно» . Совместная работа родителей с детьми на участке детского сада.

    7. От дерева к дереву . Чтение рассказа по ФКЦМ «Как скворец себе дом выбирал» .

    Опыт «Как деревья спасают нас от жары » .

    Чтение рассказа Т. А. Шорыгина «Деревья . Какие они?»

    Цели : воспитывать уважение и любовь к деревьям , что многому можно научиться у них.

    П/и «Найди свое дерево » .

    Цели : дети должны по сигналу взрослого найти свое дерево .

    Д/и «Вершки-корешки» .

    Цели : учить детей составлять целое из частей. Активное участие в благоустройстве участка детского сада, высадке молодых саженцев.

    8. Зеленый мир на окне. Рисование «Березка» .

    Цели : Формировать умения изображать берёзу с характерными для неё признаками. Воспитывать любовь к родному краю, к бережному отношению к природе, осторожному обращению с огнём.

    Чтение рассказа Н. Некрасова «Зеленый шум» .

    Цели : прививать любовь к зеленым братьям и сестрам».

    Д/и «Собери листья» .

    Цели : воспитывать любовь к природе и интерес к ее явлениям».

    Выставка детских работ. Д/и «Чудо-дерево » . Цели : закрепить знания детей об отличительных признаках растений, их составляющих частях.

    Д/и «Волшебный круг» .

    Цели : познакомить детей с многообразием взаимосвязей в экосистеме. Консультация для родителей в старшей группе на тему : «Зелёный мир на окне» .

    9. Русская березка. ФКЦМ «Люблю березку русскую» .

    Цели : формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Беседа “Как березу использовали в древности?”.

    Цели : подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека.

    Чтение пословиц и поговорок о деревьях .

    П/и «Найди такой же лист» .

    Цели : знакомство с природой, развивать двигательную активность.

    Д/и «Найди лишнее» .

    Цели : развивать умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Консультация «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта»

    10. Чудо-дерево . Аппликация «Волшебный лес» .

    Цели : Познакомить детей с засушиванием листвы деревьев , изменением ее свойств, возможностью использования сухой листвы как материала для аппликации.

    Беседа «Красота природы бесценна» . Цели : дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево . Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    Чтение сказки А. Прокофьева «Березка» . Цели : воспитывать уважение и любовь к деревьям , что многому можно научиться у них.

    Выставка детских работ. Д/и «Кто дружит с деревом . Цели : закреплять представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.

    Д/и «Березка» . Цели : учить детей устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимость явлений природы.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №29 «Ёлочка» « Деревья нашего участка» Экологический проект Подготовили: Дети и родители подготовительной № 3 Козел Г.А. Нижневартовск 2013 Цель проекта: Формировать представления о потребности деревьев в свете, воздухе, месте обитания, благоприятной температуре, защите от врагов; бережное и заботливое отношение к природе, активное участие родителей и детей в природоохранной деятельности. Задачи: Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе. Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года. Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева. III Всероссийский интернет - конкурс "Детский проект" Возраст детей: 7 - й год жизни. Участники проекта: дети, родители, воспитатели Форма проведения: совместная деятельность воспитателя с детьми в форме бесед, наблюдений; настольно - печатные игры; чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций; работа с родителями, специально организованная деятельность. Продолжительность: краткосрочный. Тип проекта: Информационно - практико - ориентированный, групповой, творческий. III Всероссийский интернет - конкурс "Детский проект" Содержание этапов проекта. Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий). На подготовительном этапе проводилась работа: Перед началом работы по проекту «Деревья нашего участка» мы провели с детьми беседу о деревьях. Выяснили их представления о деревьях, их отношение к ним. Предложили детям схему знакомства: 1. Как зовут тебя дерево? 2. Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым? 3. Есть ли У тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов? 4. Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод? 5. Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)? III Всероссийский интернет - конкурс "Детский проект" Исследовательский этап беседы; занятия; совместно с родителями воспитанников создан гербарий «Деревья нашего участка»; совместно с родителями собрана коллекция «Спилы разных деревьев». на занятиях по изобразительной деятельности – организовали выставку «Лесные скульптуры», «Деревце за деревце». на музыкальном занятии – выучили хоровод «Березонька», песню «Калинка», прослушали в музыкально - поэтическом сопровождении Э.Верхарн «Из солнечных лучей... », Е. Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой. на прогулках проводились наблюдения за разными видами деревьев. III Всероссийский интернет - конкурс "Детский проект" гербарий « Деревья нашего участка » коллекция «спилы деревьев» III Всероссийский интернет - конкурс "Детский проект" Детям было дано задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки; дереву – листья, корни, ствол, кора? III Всероссийский интернет - конкурс "Детский проект" III Всероссийский интернет - конкурс "Детский проект" Художественно - продуктивная деятельность. Выставка: «Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Соседи дерева», «Осенняя березка» – рисование, аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть рябины». III Всероссийский интернет - конкурс "Детский проект" «деревце за деревце» III Всероссийский интернет - конкурс "Детский проект" «Соседи дерева» III Всероссийский интернет - конкурс "Детский проект" Лепка: «Кисть рябины». III Всероссийский интернет - конкурс "Детский проект" Чтение художественной литературы: « Зеленая страна» Е. Серова. «Мудрость дерева» А. Лопатина «Жизнь дерева» А. Лопатина «Липкины дары» А. Лопатина. Цель: прививать любовь к зеленым друзьям, воспитывать уважение и любовь к деревьям, воспитывать бережное отношение к деревьям. . III Всероссийский интернет - конкурс "Детский проект" Дидактические и настольно - печатные игры III Всероссийский интернет - конкурс "Детский проект" III Всероссийский интернет - конкурс "Детский проект" Заключительный, обобщающий этап. В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: « Деревья – наши друзья». Дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу. Итогом проекта «Деревья нашего участка» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев. Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации: Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем. Знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья. Любить свой край, любить природу! III Всероссийский интернет - конкурс "Детский проект" III Всероссийский интернет - конкурс "Детский проект"

    Когда задумал Бог оживить землю, рассыпал он по земле семена жизни и попросил Матушку-землю вырастить себе платье зеленое: деревья, кустарники да травы. Спросила тогда Матушка-земля у Бога, какие деревья ей вырастить для людей? Повелел ей Бог вырастить такие деревья, чтобы учились у них люди божественной мудрости. Так выросли на земле разные деревья. В древние времена люди знали, у какого дерева какое качество мудрости взять.

    Кому нужно было очиститься, к березке шли, с ней разговаривали. Березка своим белоснежным платьем всегда людям о чистоте напоминала, а гибкими легкими веточками о нежности.

    Если у кого на сердце тяжесть лежала, такого человека старики к липе посылали. Липа — дерево мягкое и сердечное — любое каменное сердце смягчить умела. Недаром ее изящные листочки маленькие сердечки напоминают. Подышит человек медовым липовым ароматом, и легче у него на душе становится.

    Мужеству и твердости люди у дуба учились. Дубовыми ветками награждали людей, совершивших великие подвиги, самых мужественных и храбрых.

    Вот ивушка над водой склонилась и кажется, будто красная девица затосковала о суженом, или русалочки в плакучие ивушки превратились и горюют по дому подводному. У ивушки люди состраданию учились. Чье сердце равнодушно к чужому горю, тому почаще к ивушке приходить надо. Попадут ивушкины слезы в сердце — растопят в нем равнодушие.

    С древних времен люди заметили, что щедрый урожай рябины к зиме суровой. Чем тяжелее зима, тем щедрее это деревце дарит птицам, зверям и людям свое богатство ягодно-витаминное. Бывает вся рябинка так усыпана гроздьями ярко-красными, что согнется тонкая под своим богатым платьем. Но стоит, не ломается, ждет, когда ее богатство понадобится. У рябинки кудрявой люди щедрости учились.

    У каждого дерева свой вид и характер. Сосна стройная, осина трепетная, ель величавая, дуб могучий. В каждом дереве частичка мудрости спрятана. Шумит лес разными голосами. Тысячи деревьев, тысячи сокровищ... Если вы придете к нему, подарит вам лес свои сокровища. Кому что нужно? Кому грибы да ягоды для еды, кому древесина для хозяйства, кому листья да почки для здоровья, а кому мудрость для — сердца.

    • . Раздайте детям карточки с рисунками разных деревьев. Каждый представляет себя тем или иным деревом, а затем рассказывает другим о своей жизни. Все остальные отгадывают, какое "дерево" рассказывало о себе.
    • . Во время прогулки по лесу прислушайтесь к разным деревьям и постарайтесь услышать, о чем они говорят.
    • . Какой характер у разных деревьев в лесу?
    • . Встречали ли вы в лесу необычные деревья? Выберите в лесу какое-либо необычное дерево и напишите историю его жизни.

    Скребцова Мария Владимировна
    Лопатина Александра Александровна

    Сайт "ДОБРЫЙ РЕБЕНОК"

    Нравственное и Творческое Развитие Личности

    Сейчас нами собрано более 200 подобных сказок и написано более 700 по разным
    темам:
    Природа:
    Сказки лиственного леса
    Сказки хвойного леса
    Сказки о комнатных цветах
    Сказки полевых и лесных цветов
    О целебных травах для детей
    Природоведение в сказках
    Природа - глазами души
    Питание:
    Сказки золотой пчелки (мед и здоровье)
    О хлебе и кашах (сказки о злаках)
    Овощи целители (сказки об овощах)
    Сказки фруктовых фей (о фруктах)
    Ягодная академия (сказки о ягодах)
    Сказки доброго самовара (о чае)
    Об орехах и шоколаде.
    Образование:
    Сказки о буквах и словах
    Добрая математика в сказках
    Сказки о профессиях и мастерах
    Искусство:
    Краски рассказывают сказки (дважды издавалась)
    Музыкальные сказки (готовится)
    Тайны творчества (о картинах и художниках)
    Другое:
    600 Творческих игр для больших и маленьких
    Беседы и сказки о семье
    150 сказок о добрых качествах (в трех томах)

    Мы влюблены в сказку и нам кажется, что этот уникальный вид творчества
    ближе всего детской душе. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться,
    переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А ведь тонко чувствующий
    человек сам способен на творчество.

    ЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС

    ВНУТРЕННЯЯ КРАСОТА

    Родилась как-то под ольхой березка. Обрадовалась ольха. Была она деревом добрым. Все деревья с ней дружили. Возле ольхи им хорошо рослось: обогащала она почву удивительным веществом - азотом. Так что повезло березке с нянькой. Ольха ее и от мороза лютого защищала (она ведь морозов не боится), и от ветра холодного укрывала.
    Выросла березка и превратилась в стройную белоствольную красавицу. Нянька-ольха не нужна ей стала. Красуется березка перед ольхой своими нарядами: то весенним платьицем, то белоснежной корой. Ольха таких нарядов никогда не носила, да и времени у нее не было, чтобы наряжаться: березку вынянчить - дело нелегкое.

    Как-то осенью стала березка перед ольхой хвастаться золотисто-желтыми листьями:
    - Смотри, ольха, каким платьем меня осень одарила. Видно, заслужила я такой наряд своей красотой. А тебя, ольха, осень забыла. Как была ты зеленая, так и осталась.
    Расстроилась ольха. Тем более, что правду березка сказала: листочки на ольхе держатся до поздней осени и опадают зелеными. Никогда они не золотятся, подобно березовым. А ей бы так хотелось примерить, хотя бы раз, осеннее разноцветное платьице!
    Пожалела осень ольху и говорит:
    - Не плачь, ольха. Я не виновата, что листочки твои не окрашиваются моими красками. Матушка-природа так распорядилась. Поговорю-ка я с ней. Может быть, она тебя утешит.

    Полетела осень к Матушке-природе, рассказала ей про беду ольховую. Говорит Матушка-природа:
    - Я, осень, утешу ольху. Деревце она доброе, ласковое, многим в лесу помогает. Назначу я ее хранительницей вод: речек, ручейков звонких да ключей хрустальных. Драгоценна влага земная, никто без нее жить не может: ни люди, ни звери, ни растения. Нет судьбы выше, чем хранить эту влагу для всех.
    Сдержала Матушка-природа свое слово. С тех пор растет ольха по берегам речек, ручьев да ключей лесных. Сильные корни ее, как живые насосы, качают и качают воду из-под земли, не позволяют уходить ей на большую глубину. И выходит вода наверх где ключом, где ручьями. И еще одно удивительное свойство подарила ольхе Матушка-природа. Древесина ее один цвет на другой стала менять. Только срубленная, она белая, через несколько минут начинает краснеть, чуть подсохнет, станет нежно-розового цвета. Мебель из этого дерева удивительная.

    Ольха больше не грустит об осенних нарядах и на березку не обижается. Некогда ей обижаться, у нее забот много: всех напоить, травы высокие вырастить. Люди говорят: "Где ольха - там сена вороха."
    Осень, когда березку наряжает, всегда ольхе улыбается приветливо и говорит:
    - Красота, ольха, разной бывает. У одних она внешняя, а у других - внутренняя.

    ДОБРЫЕ СКАЗКИ

    ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК

    Александра Лопатина


    В высотном доме, под самой крышей, на чердаке жил художник. Жилище его было так просторно и так высоко, что ветер свободно прилетал к нему в гости. Художник любил свой чердак, ему казалось, что он парит над городом. Одно его огорчало - с такой высоты он не видел цветов, а он любил их. Иногда в банке у окна стоял букет полевых или лесных цветов, но чаще она пустовала, художник много работал и редко выходил на прогулки. Он скучал по цветам и, может поэтому, часто видел их во сне, и даже разговаривал с ними.
    Однажды ему приснился удивительный цветок, невиданной красоты. Этот цветок не рос на лугу, или в лесу под кустом, но парил в небесной вышине и головка его сияла, как маленькое солнышко с лучистыми лепестками, а с голубых листьев падали вниз прозрачные капли.

    Художник распахнул окно, протянул к цветку руки и воскликнул:
    “Волшебный цветок, кто наполнил тебя таким дивным светом?!”
    И услышал в ответ: “Сияние Благословенной Красоты!”
    - А почему твои листочки плачут?
    - Мое сердце истекает слезами жалости к спящим душам.

    Художник проснулся, вскочил, распахнул окно и долго вглядывался в светлеющее небо, а потом нашел чистый холст и начал рисовать, пока волшебное видение не ушло из памяти. Он работал и работал, забыв про еду и печь, а ведь стояла зима. Но ему так и не удалось поймать чудесный образ. В отчаянии он зашвырнул кисти и лег спать, а утром не смог подняться. Голову ломило, в горле резало, художник дорожал от холода, но не было сил затопить печь.

    Вдруг раздался звонок, с трудом художник поднялся и открыл дверь. На пороге стояла маленькая девочка с большой виолончелью.
    “Извините, - сказала она вежливо, - я пришла на урок музыки, но, кажется, не туда попала?”
    “Квартира музыканта внизу, - прохрипел художник, вспомнив, как часто звуки виолончели будили его на заре. Потом он вернулся в комнату и в беспамятстве свалился в постель. Очнулся художник от того, что кто-то мягко пытался поднять его голову и напоить душистым и теплым чаем.

    В печке весело потрескивали дрова, а горло было укутано теплым шарфом. В углу стояла виолончель, и глаза маленькой незнакомой девочки смотрели на него с тревогой. “Ну, пожалуйста, выпейте, это очень полезный отвар, мама всегда дает мне его, когда у меня болит горло”, - просила она. Художник, выпил целых три чашки и тут же уснул. Всю ночь ему снились глаза незнакомой девочки, ему было тепло и хорошо от их лучистого света, но он никак не мог вспомнить, где он видел их раньше. Целую неделю болел художник, и девочка ухаживала за ним. Она появлялась после обеда, топила печь, поила художника чаем с травами и иногда немножко играла на виолончели. “Вы знаете, - извинялась она, - я еще не научилась играть по-настоящему, я пока играю по-своему.”

    Но художнику ее музыка, сама она и все, что с ним случилось, казалось волшебным сном. На седьмой день, проснувшись, он почувствовал себя совершенно здоровым. Увидел в углу заброшенный холст и решил нарисовать портрет своей маленькой спасительницы. Он так увлекся работой, что не заметил, как наступил обед, и девочка опять пришла к нему. Увидев, что художник занят, она тихонько подошла. С холста смотрел на нее цветок с головкой, как маленькое солнышко с лучистыми лепестками, а с голубых листьев падали вниз прозрачные капли слез. “Какой волшебный цветок”, - прошептала девочка.
    “Это - твой портрет, - ответил художник, - я вспомнил, где я видел тебя раньше.”

    • Как вы думаете, почему волшебный цветок, увиденный художником плакал, хотя он был таким красивым?
    • Были ли в вашей жизни моменты, когда вы плакали и переживали за других, хотя у вас самих было все хорошо?
    • Были ли в вашей жизни моменты, когда именно от счастья и от радости вам хотелось плакать, как будто у вас что-то сжималось внутри?
    • Почему именно в маленькой девочке художник узнал увиденный им во сне волшебный цветок?
    • Какою была маленькая девочка?
    • Художник нарисовал душу девочки в образе волшебного цветка. Нарисуйте душу своего друга тоже в образе цветка.
    • Согласны ли вы с тем, что душа каждого человека - это самый красивый на свете цветок, и если его разглядеть в каждом человеке, то можно стать самым счастливым человеком на свете?

    Избранные сказки в файле ниже:

    • Сказки малышам , 748 Kб
    • СКАЗКИ О МУДРОСТИ, ЛЮБВИ И ДОБРОТЕ. , 113 Kб