• Недостатков предметно пространственной среды исследователи отмечают. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации. Комфортная предметно-развивающая среда как основа обеспечения комфортных условий воспи

    1

    Вопросы организации предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта заключаются в неоднозначности научного понимания и определения предметно-пространственной среды образовательной организации, отсутствии концепции и научно обоснованной, целенаправленно осуществляемой системы оценивания предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации. В данной работе представлены основные параметры оценивания предметно-пространственной среды, инструментарий оценивания предметно-пространственной среды, а также результаты исследования потенциала предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций г. Москвы. Для оценивания среды авторами использовались следующие критерии: блок оценки дизайна помещения образовательной организации, блок оценки пространства образовательной организации, блок наличия зон для различных видов деятельности детей (игровой, познавательной, исследовательской, художественно-эстетической, двигательной активности), блок оценки игрового материала, учебно-методических пособий, учебно-игрового оборудования.

    дошкольная образовательная организация

    параметры оценивания предметно-пространственной среды

    предметно-пространственная среда

    федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

    1. 2-я Российская конференция по экологической психологии: материалы (Москва, 12-14 апреля 2000 г.) / под общ. ред. В. И. Панова. - М.: Экопсицентр РОСС, 2000.

    2. Абрамова, Ю. Г. Психология среды: источники и направления развития / Ю. Г. Абрамова// Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 130-137.

    3. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В.И. Панов. - СПб.: Питер, 2007. - 352с.

    4. Савенков А.И. Психодидактика /А.И. Савенков. - М.: НКЦ, 2012. - 360с.

    5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минобрнауки РФ. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/1705 (дата обращения: 17.03.2014).

    Образование в России сегодня связано с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального и общего образования. В 2013 г. утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, и педагогическая общественность должна ответить на вопрос: какие условия необходимо создать в дошкольных образовательных организациях для реализации ФГОС ДО?

    Одним из ключевых условий реализации ФГОС ДО выступает образовательная среда, которая «гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников, способствует профессиональному развитию педагогических работников, создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования, обеспечивает его открытость и мотивирующий характер» .

    В настоящее время можно говорить о нескольких подходах к определению образовательной среды: эколого-личностная модель (В.А. Ясвин); коммуникативно-ориентированная модель (В.В. Рубцов); антрополого-психологическая модель (В.И. Слободчиков); психодидактическая модель (В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.А. Ясвин); экопсихологический подход (В.И. Панов).

    Под образовательной средой мы понимаем систему педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия как уже имеющихся, так еще не проявившихся способностей и личностных особенностей детей .

    В качестве компонента образовательной среды, способствующего созданию социальной ситуации развития дошкольного возраста, необходимо рассматривать развивающую предметно-пространственную среду образовательной организации.

    Понятие «предметно-пространственная среда» может рассматриваться в широком смысле как «среда, элементами которой выступают материальные, созданные человеком объекты, расположенные определенным образом в физическом пространстве» . В более узком смысле - это «предметно-пространственная развивающая среда образовательной организации», которая определяется как «система объектов и средств природно-социально-предметного окружения, обеспечивающая в соответствии с социокультурными нормами личностное развитие и нравственное становление ребенка, а также позитивное продвижение его в формировании отношений к Миру» .

    В данном понимании развивающей предметно-пространственной среды акцент ставится на предметно-социальном окружении, непосредственно включенном в контекст развития личности, на создании условий для осуществления соответствующих возрасту видов деятельности, социализации, личностного развития ребенка, «развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками» .

    Исходя из ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда - это среда, обеспечивающая «максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации (группы, участка) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» . Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает «возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых», «реализацию образовательных программ, используемых в образовательном пространстве организации», возможность «организации инклюзивного образования», «учет национально-культурных, климатических условий».

    Основными требованиями к развивающей предметно-пространственной среде согласно ФГОС выступают: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.

    В свете изменений, происходящих в дошкольном образовании, требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования встает вопрос: соответствует ли предметно-пространственная среда современных дошкольных образовательных организаций требованиям ФГОС ДО и возможностям участников образовательных отношений?

    Чтобы ответить на этот вопрос, мы организовали и провели исследование потенциала предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций. В нем приняли участие педагоги 43 образовательных организаций дошкольной ступени образования г. Москвы всех образовательных округов.

    В качестве оценивания предметно-пространственной развивающей среды мы использовали следующие критерии:

    1. Блок оценки дизайна помещения образовательной организации. В данном блоке оценивались: эстетика оформления здания образовательной организации и внутреннего пространства помещений, а также территории, прилегающей к образовательной организации; цветовое оформление пространства; освещенность.

    2. Блок оценки пространства образовательной организации. В данном блоке оценивались: комфортность; условия эмоционального благополучия и оптимального развития; трансформируемость пространства; безопасность; доступность расположения предметов и пособий для детей; возрастная адекватность пространства; учет потребностей детей с ОВЗ, половозрастных особенностей детей, национально-культурных традиций; стимулирование игровой, познавательной и двигательной активности детей.

    3. Блок наличия зон для различных видов деятельности: игровой; познавательной; исследовательской; художественно-эстетической; двигательной активности; зон релаксации (расслабления); личного пространства (зон для уединения); свободного сегмента пространства (незаполненного пространства); пространства для совместной деятельности со взрослым, индивидуальных занятий; для организации урочной и внеурочной деятельности (для начальной ступени образования).

    4. Блок оценки игрового материала, учебно-методических пособий, учебно-игрового оборудования образовательной организации: наличие спортивного инвентаря, технических средств обучения и воспитания, материалов и оборудования для игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной и самостоятельной (индивидуальной) деятельности.

    Каждый критерий предметно-пространственной среды оценивался педагогами по 10-балльной шкале. Градация оценок происходила следующим образом: от 1 до 3 баллов - низкий уровень проявления критерия в предметно-пространственной среде организации; от 4 до 7 баллов - средний уровень проявления; от 7 до 10 баллов - высокий уровень проявления критерия. Для удобства оценивания нами использовалась таблица.

    Обратимся к анализу данных исследования потенциала развивающей предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций.

    Дизайн помещения. Анализ данных мониторинга с позиции педагогов свидетельствует о достаточных ресурсах дошкольных образовательных организаций в данном аспекте. Так, педагоги высоко оценивают эстетику оформления внутреннего пространства образовательного помещения (7,7 баллов), его цветовое оформление (7,55 баллов) и освещенность (7,63 баллов). Также достаточно высоко оценивается дизайн здания и территории образовательной организации (по 7 баллов соответственно), хотя большинство зданий детских садов построены по типовым проектам. Крайне редко для оформления участков и территории приглашаются ландшафтные дизайнеры, люди, имеющие опыт организации и оформления территорий. Возможно, педагоги так высоко оценивают дизайн здания и территории из-за привычности обстановки, ее ухоженности, либо из-за невозможности сравнить с другими вариантами дизайна детских садов.

    Пространство. Ответы педагогов дают возможность увидеть некоторые слабые места в организации пространства детских садов. Так, показатель трансформируемости пространства составляет 6,21 балла по оценочной шкале. Это определяет необходимость обеспечения дошкольных образовательных организаций оборудованием, инвентарем, позволяющим изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и потребностей детей. Для этого следует закупить модульную мебель, подвижные перегородки, с помощью которых легко расширить либо разделить пространство, детские кроватки, которые можно убирать в шкафы, тем самым освобождая пространство спальни для игры и т. п. Стоит пересмотреть и наше отношение к холлам, коридорам, рекреациям в детских садах, увидеть в них потенциал для размещения детских уголков, зон отдыха и исследовательской активности детей.

    Большинство педагогов достаточно высоко оценивает комфортность среды, в которой пребывают дети (7,62 балла). Они считают, что условия дошкольных образовательных организаций обеспечивают эмоциональное и социальное благополучие (8,1 балла) и безопасность детей (8,2 балла). В данном случае - весьма субъективная оценка эмоционального благополучия детей, так как исследований эмоционально-личностной сферы дошкольников в данных организациях не проводилось.

    По мнению педагогов, предметно-пространственная среда соответствует возрастным возможностям детей (8,1 балла). Как правило, это действительно так, игрушки в дошкольных организациях подбираются в соответствии с возрастом детей, их набор ежегодно изменяется перед переходом детей в следующую возрастную группу.

    Педагоги полагают, что специально организованное предметное пространство детского сада поддерживает инициативу и самостоятельность детей, стимулирует их к различным видам активности (игровой - 8,5 балла, познавательной - 8,22 балла, двигательной - 8,17 балла). Стимулирование детской активности во многом обеспечивается наличием полифункциональных предметов, не обладающих жестко закрепленными способами употребления, пригодных для использования в различных видах деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Стимулирующим фактором деятельности служит доступность расположения предметов и пособий для воспитанников детсада, что обеспечивает возможность выбора и самостоятельного использования ими материала. Данный параметр предметно-пространственной среды педагогами оценен достаточно высоко и составляет 8,4 балла по 10-балльной шкале.

    Показатель, характеризующий организацию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с национально-культурными традициями, составляет 7,78 балла.

    При организации развивающей предметно-пространственной среды не учитываются потребности детей с ОВЗ, тем самым игнорируется одно из основных положений ФГОС ДО, в котором отмечается необходимость признания «индивидуальной потребности ребенка, связанной с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющих особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья» . По результатам мониторинга этот показатель оценивается педагогами 1 баллом (по выборке в целом).

    Зоны. Согласно полученным данным, наличие зон для игровой, познавательной и художественно-эстетической деятельности оценивается педагогами на высоком уровне - 8,0, 7,7 и 7,9 балла соответственно. Это отражает реальное положение дел в организации предметно-пространственной среды детских садах, так как это было одним из направлений реализации ранее существующих ФГТ ДО. По мнению педагогов дошкольных образовательных организаций, развивающая предметно-пространственная среда, которую они оценивали, способствует формированию познавательных действий, развитию познавательных процессов, расширяет представления об окружающем мире, содействует становлению эстетического отношения к миру, создает предпосылки для ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, что заложено в ФГОС ДО.

    По оценкам педагогов, ресурсы дошкольных образовательных организаций в создании зон для исследовательской деятельности (7,0 балла), расслабления (6,4 балла), индивидуальных занятий (6,3 балла) характеризуются средним уровнем.

    Наименьшим количеством баллов оценены такие сегменты предметно-пространственной среды, как наличие зон для уединения, личного пространства (5,88), незаполненного пространства для свободной двигательной активности детей (5,24). Это проблема большинства образовательных организаций г. Москвы. Настоящий факт ставит перед участниками образовательного процесса задачу пересмотра ранее существующих представлений об организации предметного пространства и создания предметно-пространственной среды соответственно потребностям детей, а именно: спонтанной двигательной активности, потребности в индивидуальном, личном пространстве. В типовых детских садах можно изыскать ресурсы дополнительного пространства для создания приватных пространств и зон двигательной активности детей за счет эргономичного использования территории спален, холлов, раздевалок.

    Материалы и учебное оборудование. Согласно ФГОС ДО предметное пространство дошкольной образовательной организации должно быть оснащено соответствующими средствами обучения и воспитания, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарем, необходимым для реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Как оценивают педагоги возможности дошкольных образовательных организаций в данном аспекте?

    Итоги исследования предметно-пространственной среды показывают, что детские сады на высоком уровне оснащены оборудованием для организации коллективных и театрализованных игр (7,7 балла), игровым инвентарем, учитывающим потребности мальчиков и девочек (7,71 и 7,7 балла соответственно). При этом, по мнению педагогов, дошкольные образовательные организации на недостаточном уровне оснащены оборудованием для проведения познавательной и исследовательской деятельности (6,7). Этот аспект организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации требует особого внимания, так как в условиях реализации ФГОС ДО необходима поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д., - что позволяло бы детям исследовать объекты окружающего мира, экспериментировать с ними.

    С точки зрения педагогов, в дошкольных образовательных организациях недостаточно технических средств обучения и воспитания (6,8 балла), что не позволяет организовать образовательный процесс на современном уровне с использованием ИКТ.

    Оборудования и инвентаря для организации и стимулирования продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование) в детских садах достаточно, что дает возможность педагогам успешно организовывать деятельность в художественно-эстетическом направлении.

    Подводя итоги изучения потенциала дошкольных образовательных организаций, следует отметить, что педагоги достаточно высоко оценивают возможности дошкольных образовательных организаций в плане безопасности, доступности расположения предметов и пособий для детей. Высока оценка педагогами предметного пространства в аспекте стимулирования различных видов деятельности детей, а также наличия зон и оборудования, игрового материала для игровой, познавательной, художественно-эстетической деятельности.

    Проблемными моментами в создании предметно-пространственной среды являются нетрансформируемость среды, отсутствие мест для расслабления, уединения, индивидуальных занятий детей, их двигательной активности.

    Причинами этих недостатков, на наш взгляд, выступают следующие факторы:

    • отсутствие эффективных системных подходов к организации предметно-пространственной среды образовательных организаций;
    • неумение (невозможность) администрации детских садов использовать пространственный потенциал учреждения в полном объеме;
    • увеличение наполняемости групп воспитанниками при ликвидации очередей в детские сады;
    • ограничение возможностей в организации и трансформации предметно-пространственной среды требованиями СанПиН;
    • отсутствие практики привлечения профессиональных дизайнеров к организации и трансформации предметно-пространственной среды образовательных организаций.

    Таким образом, успешное устранение перечисленных недостатков возможно только при разработке и дальнейшей реализации современной концепции предметно-пространственной среды дошкольных организаций, построенной на новых принципах, соответствующих требованиям ФГОС ДО.

    Рецензенты:

    Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.

    Савенков А.И., д.псх.н., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и психологии ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва.

    Библиографическая ссылка

    Иванова Е.В., Виноградова И.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14928 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    «ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА»

    Эффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-пространственной организации его жизни, развивающего потенциала игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому чрезвычайную актуальность приобретает проблема создания условий, максимально способствующих наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам.

    Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов. Еще в 1989 году в «Концепции дошкольного воспитания», созданной Р.Б. Стеркиной, В.А. Петровским, В.В. Давыдовым, Е.В. Бодровой, указывалось, что необходимым условием для сохранения физического и психического здоровья детей является организация предметной среды в детском саду. Она должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка.

    Позднее В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина разработали концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определили следующие основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

    1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии, ориентирующей на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которое способствует установлению оптимального контакта с детьми.

    2. Принцип активности, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения.

    3. Принцип стабильности – динамичности, предусматривающей создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями.

    4. Принцип комплексирования и гибкости зонирования, реализующей возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

    5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

    6. Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов.

    7. Принцип открытости – закрытости, т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию.

    8. Принцип половых и возрастных различий как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

    Данная концепция и принципы стали основополагающими для построения развивающей среды в дошкольных учреждениях.

    О.А.Артамонова, Т.М.Бабунова, М.П.Полякова в своих работах раскрыли педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:

    1. Комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм.

    2. Соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду.

    3. Учет всех направлений развития ребенка.

    4. Разнообразие предметно-развивающей среды, рациональное расположение ее составляющих.

    5. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

    6. Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

    7. Обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования.

    8. Доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей.

    9. Создание условий для изменения среды.

    С.Л. Новоселова в методических рекомендациях отмечала, что при создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. Она выделила следующие требования:

    1. Развивающий характер предметной среды.

    2. Деятельностно-возрастной подход.

    3. Информативность (разнообразие тематики, комплексность, многообразие материалов и игрушек).

    4. Обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчество.

    5. Вариативность.

    6. Сочетание традиционных и новых компонентов.

    7. Обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро- и микропространством деятельности детей.

    8. Обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности.

    9. Обеспечение эстетических и гигиенических показателей.

    С.Л. Новоселова также подчеркнула значение единства стилевого решения всех помещений с учетом их функционального взаимодействия и наполнения.

    Особенностью всех этих исследований является построение предметно-пространственной среды как развивающей при обязательном условии реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия детей и взрослых. Именно в дошкольном образовательном учреждении возможна организация такой среды, направленной на «гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка» (Р.Б. Стеркина) всех ее компонентов, которая способствует развитию личности дошкольника. При этом окружающая среда, в которой живет и воспитывается ребенок, может быть разной: поддерживающей, развивающей, насыщенной, комфортной или в некоторых случаях враждебной.

    К сожалению, в практике работы некоторые варианты построения развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада имели ряд недостатков:

    · прежде всего, среда оставалась статичной;

    · в некоторых случаях расстановка мебели ограничивала потребность дошкольников в движении;

    · нередко во всех возрастных группах повторялась одна и та же организация игровых центров с одним и тем же составом игрушек и их расстановкой;

    · оснащение учебных и игровых центров носило выставочный характер, мало использовались продукты детской и совместной деятельности воспитателя и ребенка;

    · при создании не всегда учитывались особенности детей, посещающих данную группу: возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности;

    · дети не принимали участия в проектировании и изменении среды;

    · существовали необоснованные запреты и регламенты в использовании оборудования и помещений.

    Все это приводило к тому, что ребенок вел себя малоактивно и не самостоятельно во взаимодействии с предметной средой в группе.

    Эти проблемы, а также введение Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155), побудили нас к модернизации предметно-пространственной развивающей среды. Нами были изучены требования Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с которыми развивающая предметно-пространственная среда создается для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

    · содержательно-насыщенной – включать средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

    · трансформируемой – обеспечивать возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

    · полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды в разных видах детской активности;

    · доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

    · безопасной – все элементы развивающей предметно-пространственной среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования.

    Кроме этого, мы основывались на том, что развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада – это не просто набор изолированных тематических уголков и центров, где происходит заданный педагогом учебный процесс подготовки детей к обучению в школе, а «среда обитания» дошкольника, в которой он находится значительную часть времени и может реализовать собственные потребности и интересы.

    Не отказываясь от концептуальных основ построения развивающей среды, принципов, разработанных В.А.Петровским, О.А.Артамоновой, С.Л. Новоселовой, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, мы выделили наиболее приоритетные и значимые для модернизации в нашем детском саду принципы построения развивающей предметной среды:

    Принцип доступности и открытости продиктован особенностями развития ребенка дошкольного возраста, который ведет себя по принципу «вижу – действую» (М.И. Лисина). Цель создания развивающей среды - предложить ребенку разнообразный материал для активного участия в разных видах деятельности, подтолкнуть к тому, что ему интересно и доступно в данный момент. Поэтому в группе на стеллажах, полках, в шкафах в открытом доступе представлено все то, что составляет актуальный и ближайший предметный мир, обеспечивающий развитие ребенка.

    Принцип насыщенности и соответствия возрасту – не менее необходимое требование. Содержание материалов, образующих предметно-развивающую среду, должно соответствовать закономерностям и возрастным и индивидуальным особенностям детей. Каждая возрастная группа должна сохранять материалы прошлой ступени развития: во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили; во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам; в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом. Все эти, значимые в прошлом, вещи сегодня выступают для детей подсобным, вспомогательным материалом. Также необходимо иметь материалы более сложные, ориентированные на детей, опережающих в развитии своих сверстников. Все предметы и материалы, представленные в группах, отбираются в строгом соответствии с принципом педагогической целесообразности и требованиями образовательной программы.

    Принцип трансформируемости и полифункциональности позволяет решить проблему ограничения площади и средств.

    С целью повышения активности и познавательного интереса детей нами был введен дополнительный тематический или сюжетный принцип построения развивающей предметно-пространственной среды. Реализация этого принципа заключается в тематическом оформлении интерьера, подборе мебели и предметов определенной тематики. Так, например, группа для самых маленьких приглашает отправиться в путешествие с веселым паровозиком, младшая группа раскрывает тематику русских народных сказок, а подготовительная группа отражает тематику рыцарского замка. В такой ситуации ребенку изначально предлагается вариант игры в готовых декорациях, но при необходимости, например, отсутствии интереса к конкретному сюжету, детская игра не ограничивается заданными рамками.

    Для воплощения в практику работы детского сада перечисленных принципов был реализован следующий план методической работы на учебный год:

    Мероприятие

    Консультация для воспитателей

    «Построение РППС с учетом требований ФГОС»

    Обеспечить понимание педагогами сущности теоретических принципов построения развивающей предметно-пространственной среды

    Сентябрь

    Мониторинг эффективности использования игровых и учебных центров

    «Популярность игровых и учебных центров в группах»

    Определить наиболее популярные центры путем фиксации числа посещений и продолжительности пребывания детей

    Анкетирование родителей

    «Как играют наши дети?»

    Определить круг конкретных игровых интересов и предпочтений детей

    Конкурс детских рисунков

    «Детский сад, в который я хотел бы ходить»

    Взглянуть на проблему создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды глазами ребенка

    Самоанализ для воспитателей

    «Развивающая предметная среда в группе»

    Выявить уровень соответствия развивающей предметной среды потребностям и интересам детей

    Деловая игра

    «Детский сад будущего»

    Выработать стратегию построения развивающей среды в группах нашего детского сада

    Индивидуальные консультации для воспитателей

    «Актуальные вопросы построения РППС»

    Оказать адресную практическую помощь по вопросам построения предметно-пространственной развивающей среды

    Сентябрь - Май

    Конкурс педагогических идей

    «Мы ищем таланты!»

    Обобщить передовой педагогический опыт, выявить интересные идеи, стимулировать создание дизайн-проектов

    Получившаяся в результате предметно-развивающая среда нашего детского сада комфортна и привлекательна. Яркие, красочные занавески и ковровые покрытия создают радостное настроение. Игровые и учебные центры оснащены всеми необходимыми пособиями, а также дополнены любимыми играми и игрушками конкретных детей. Все игры и материалы доступны для использования в самостоятельной деятельности.

    Для занятий имеется специально отведенное место, но место проведения занятий не ограничивается только этим. Практически на каждом занятии используется несколько центров, дети с удовольствием переходят от одного к другому, выполняя различные задания. В каждой группе выделено место для подвижных игр, где дети могут бегать и прыгать, не мешая при этом тем, кто играет в спокойные игры.

    Обязательно предусмотрены уголки отдыха для детей. Обычно это мягкая мебель, где ребенок может спокойно посидеть или даже полежать. Иногда это специальные кресла-мешки, наполненные шариками для релаксации, различные пуфики или просто крупные мягкие игрушки.

    Разделение игровых центров как непересекающихся сфер активности необходимо. Это дает детям возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Одним из решений этой задачи в нашем детском саду стало условное обозначение границы игрового центра при помощи ковров разного цвета. Такое разделение не мешает свободе передвижений, не ограничивает место для подвижных игр, предоставляет возможность полифункциональности пространства. Так, например, на одном ковре мальчики играют в машинки и строят дорогу, а на другом – девочки воображают себя прекрасными принцессами, собирающимися на бал. Никто не мешает друг другу. Но после «бала» мальчишки и девчонки будут вместе играть на этих коврах в догонялки.

    Очень полезной находкой для нашего детского сада оказались переносные мини-подиумы – возвышения различной формы и высоты. На подиуме можно выступать, тренируясь перед праздничным утренником или исполняя любимую песню для друзей. На подиуме можно построить замок, и тогда постройка оказывается защищенной от случайного разрушения во время другой игры. На подиуме можно играть в любую настольную или сюжетную игру, и тогда подиум превращается в стол, домик для кукол или железную дорогу.

    Интересной оказалась идея использования в предметно-пространственной среде различных светильников и световых эффектов. Так в группе раннего возраста на стене создано световое панно, где в зависимости от цели, поставленной педагогом, поочередно загорается солнышко или месяц со звездами. Этот эффект используется как для привлекательности и повышения интереса детей к режимным моментам в период адаптации, так и для разнообразных игр.

    Тематическое оформление интерьера многократно повышает привлекательность взаимодействия с предметно-пространственной средой группы. Переступая порог группы, ребенок попадает в чудесный мир сказки, где все создано согласно единой концепции, будь то подводное царство, замок юной принцессы или непроходимые джунгли. Трансформация обычной групповой комнаты в особый тематический мир является оправданным с педагогической точки зрения, ведь здесь ребенок получает возможность воплотить свои фантазии, превратив комнату в волшебный мир, полный ярких цветов и невероятных предметов. Группа детского сада сама по себе является большим игровым пространством, местом воплощения всех фантазий. Она не может быть серой и скучной, ведь тогда ребенок будет развиваться не столь активно. От этого зависит и здоровье малыша, его рост и неподдельное ощущение радости, которое останется с ним на долгие годы при воспоминании о добром и беззаботном детстве.

    Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. В результате модернизации развивающей предметно-пространственной среды в нашем детском саду:

    · многократно возросла популярность игровых и учебных центров;

    · повысилась активность детей в учебных, познавательно-речевых центрах;

    · распределение детей по помещению группы стало более равномерным;

    · дети активно включились в процесс игры, познания, творчества.

    Список литературы:

    1. Артамонова О.В. Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. – Тольятти: Издательство инф.-тех.центра,1994. – 54 с.

    2. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

    3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: «Педагогика», 1986. – 144 с.

    4. Новоселова, С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. – 119 с.

    5. Петровский В.А, Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М.,1993. – 102 с.

    6. Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. / Сост. Нищева Н. В. – СПб, Детство-Пресс, 2009. – 128 с.

    7. Эльконин Д.Б. .Детская психология. - М.: Academia , 2011. – 384 с.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

    Созданию предметно-развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, где они проводят большую часть дня. В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

    Формируя предметно-пространственную развивающую среду в дошкольной организации (групповом помещении),необходимо учитывать все нюансы влияния среды на развитие ребенка от цветового оформления помещений до подбора игрового оборудования (игрушек).При оформлении группового помещения необходимо помнить о влиянии цвета на психологическое и физическое самочувствие ребенка, поэтому необходимо, чтобы цветовое оформление определялось в соответствии с законами цветовосприятия, с учетом назначения помещения, условий его эксплуатации возраста детей. В отделке детского интерьера нужна не пестрота, а тональное разнообразие цвета и фактуры при преобладании одной ведущей цветовой гаммы. Необходимо помнить, что смена цветоощущений оказывает или стимулирующее или угнетающее воздействие. Необходимо чтобы цвет в интерьере ДОУ выполнял сигнальную роль-оказывал помощь детям в том, чтобы найти необходимое помещение или зону в помещении .Самое значимое влияние предметно-пространственная развивающая среда оказывает на здоровье воспитанников, как физическое, так и психологическое. Поэтому необходимо создавать такую предметно-пространственную среду, которая способствовала сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

    В ряде нормативных документов регулирующих деятельность дошкольных организаций прописаны требования к сохранению и развитию здоровья воспитанников. Так в Федеральном законе «Об Образовании» говорится, что образовательная организация обязана создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, а в Типовом положении о ДОУ в пункте 5 сказано, что основными задачами дошкольных учреждений является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей .

    Одним из ключевых условий создания предметно пространственной развивающей среды является создание у воспитанников чувства безопасности, во все врем пребывания в дошкольной организации, безопасности как физической, так и психологической. Тем самым повышается качество жизни воспитанников, обеспечивается целостность социального и личностного развития. Категория безопасность носит интегративный характер. В ее сферу входит как важная составляющая категория психологическая безопасность(И.А. Баева). Психологическая безопасность образовательного процесса рассматривается как составляющая успешной организации образовательной деятельности.

    Социальные отношения как компонент образовательной среды строятся на следующих способах взаимодействия: сотрудничество, признание прав ребенка и его свобод, обсуждение и сопереживание. В условиях такой системы социальных отношений ребенок испытывает чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности, веры в справедливый мир. Во взаимодействии с социальными взрослыми психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны:

    Отсутствие необоснованных запретов;

    Продуманна, последовательная система требований и правил взаимодействия;

    Отсутствие психологического давления со стороны взрослого;

    Возможность выбора деятельности.

    Структурным компонентом образовательной среды ученые выделяют предметное окружение. Для обозначения рассматриваемого окружения, максимально стимулирующего развитие личности, введен термин «развивающая среда» (Н. А. Ветлугина, В. А. Петровский, О. А. Радионова и др.). Последняя затрагивает все стороны личности ребенка - его эмоции, чувства, волю и требует от него работы мысли и воображения, то есть становится для ребенка средой развития, с которой он вступает в действенную связь.

    Предметно-развивающая среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание её как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлён опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом (А. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Воспитательный потенциал среды многоаспектен: это-и условия жизнедеятельности ребенка (В. С. Библер), формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л. П. Буева, Н. В. Гусева); это-и способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик), удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.

    Таким образом, среда-это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества. Среда создается только в результате деятельности, а освоение её субъектом осуществляется через эстетическое, познавательное, оценочное и другие виды отношений и взаимодействий.

    Воспитательно-образовательная система детского сада включает в себя и развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением простейших трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики и, наконец, ролевая игра .

    Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Это действенное средство обогащенного развития специфических детских видов деятельности в дошкольный, имеющий непреходящую ценность, период жизни ребенка .

    Предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир входят предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребенок, а также и другие окружающие его предметы. Предметно развивающая среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно: для третьего года жизни - это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; в группе четвертого года жизни-это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами; в отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться; в старшей группе чрезвычайно важно предлагать детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т. д. По мере взросления детей предметно-развивающая среда определяется сначала самим воспитателем с учетом интересов детей младшего возраста, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют её с точки зрения своих детских интересов .

    Следует отметить, что исследователи по разному подходят к вопросу о содержании развивающей среды. Одни утверждают, что элементами развивающей среды является мир природы и людей, предметно-пространственное окружение (Н. А. Ветлугина, Л. М. Кларина); другие -что компонентами среды выступают не только игрушки, обучающие материалы, спортивный инвентарь, но и все то, что образует содержание деятельности ребенка(В. Т. Кудрявцев).

    Её основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);

    Должна быть организована в соответствии с основными принципами-дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости-закрытости, стабильности- динамичности, комплексирования и гибкого зонирования .

    Учитывает индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников (пространство групповой комнаты разделено на зоны, разграниченные с помощью мебели, невысоких перегородок и т. п., индивидуально оформленные, обеспеченные большим количеством оборудования и материалов);

    Учитывает особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагает «зоны приватности»- специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, палатка-автобус), информационные доски «Моё настроение», «Я самый, самый, самый», «Мы все уникальны и талантливы», «Самооценка», «Добрые дела», дидактические игры, зеркала и др.;

    Учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;

    Учитывает возрастные и полоролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов ;

    Предметно-развивающая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию, каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

    Так, игровые компьютеры, электронные механические игрушки приближают к современной науке и технике, расширяют технический кругозор; репродукции, эстампы, этюды, скульптура обеспечивают художественное восприятие, которое впоследствии становится основой эстетических суждений; предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены, песни, музыки; комната интеллектуального развития(типа лаборатории, оснащенной емкостями для исследования воды, теста из песка, глины, муки), разнообразные предметы для проведения опытов без приборов (воздушные шары, расчески, щетки, пуговицы и т. д.), игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечивают познание мира, его устройства на основе естественных и созданных материалов, т. е. предоставляют ключ к освоению действительности, законов её организации. Наконец, продукты творческой деятельности, удовлетворяющие потребности человека, раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда .

    Предметы -- это яркий источник познания взрослого, его личностных и деловых качеств. Значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Следовательно, такая среда не просто не развивает, а отрицательно влияет на ребенка.

    Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам; различные инструменты(уже с первой младшей группы) -мелки, краски, кисти, сангина, пастель, карандаши, фломастеры, глина, рисовальная стена творчества, включая грифельную доску, оргстекло, ватман, ткань,-позволяют в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира, его понимание .

    Необычные сказочные герои, живущие в группе, побуждают детей в практической деятельности реализовать понимание эмоциональных категорий, эмоционального состояния человека (радость, грусть, гнев, печаль, страх, удивление, злость, доброта и т.п.); кроссворды, лабиринты, головоломки, предметы-заместители, развивающие дидактические и настольно-печатные игры вводят в активную познавательную деятельность. Для того чтобы правильно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит её организация. Наукоёмкие проекты организации развивающей среды разработаны под руководством В. А. Петровского, С. Л. Новоселовой и др. В данных проектах дается психолого-педагогическое обоснование необходимости организации развивающей среды, и рассматриваются её основные принципы .

    Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда-это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда -- это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

    Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

    Развивающая предметная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

    Проанализировав первую главу можно сделать следующие выводы:

    -«Предметная развивающая среда»-это система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств.

    Предметно-пространственная развивающая среда-основа реализации образовательной программы дошкольной организации;

    Образовательная среда -совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей;

    Развивающая предметно-пространственная среда-часть образовательной среды, представленная в специально организованном пространстве материалами, оборудованием и инвентарем, развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

    Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии ФГОС ДО, должна иметь следующие качества:

    Насыщенность среды-разнообразие материалов, оборудования и инвентаря-в здании и на участке),должно соответствовать:

    Возрастным возможностям детей;

    Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости:

    От образовательной ситуации;

    От меняющихся интересов детей.

    Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды

    Наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления. (в том числе использование природных материалов, предметы заместители.)

    Вариативность среды предполагает:

    Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения;

    Разнообразие игр, материалов, игрушек, оборудования обеспечивающий свободный выбор детей;

    Периодическую сменяемость игровых материалов, появление новых предметов для стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.

    Доступность среды предполагает:

    Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

    Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности.

    Безопасность среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

    Изучая вопрос организации развивающей среды и её влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, необходимо точно определить функции развивающей среды.

    Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения должна способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка.

    Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

    Развивающая предметная среда детства- это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

    Е. И. Тихеева. «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы»



    Организация развивающей предметно- пространственной среды в свете требований ФГОС: Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.


    Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить: 1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. 5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.


    6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы. 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.


    РПП среда в младшем дошкольном возрасте: Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.


    РПП среда в среднем дошкольном возрасте: Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.


    РПП среда в старшем дошкольном возрасте: В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.


    Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе: ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЯ ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности: - рабочая - активная - спокойная



    Развивающая предметно- пространственная среда должна быть: 1. Содержательно-насыщенной 2. Полифункциональной (много функций) 3. Трансформируемой (возможность изменять ППС в зависимости от ситуации, интересов и возможностей) 4. Вариативной (периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей) 5. Доступной 6. Безопасной




    Полифункциональность материалов предполагает: Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.) Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)






    Доступность среды предполагает: Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности Исправность и сохранность материалов и оборудования













    Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

    Развивающая предметно-пространственная среда детства в современном дизайне

    Назарова Анастасия Николаевна

    Нижегородский педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

    кафедра средового и графического дизайна

    Депсамес Лидия Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры средового и графического дизайна, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

    Аннотация:

    В данной статье рассматриваются проблемы проектирования предметно-пространственной среды детства. Раскрывается понятие «развивающая среда», «предметное содержание», изучаются основные требования к организации предметно-пространственной среды детства, выделяется алгоритм дизайн - проектирования. Особое внимание обращается на способы решения выявленных проблем проектирования на примере отечественного и зарубежного опыта. В заключение подчеркивается сложность создания развивающей предметно пространственной среды детства, как неотъемлемого аспекта дизайна.

    This article describes the problems of designing object-spatial environment of childhood. The notion of "developing environment", "objective content", examines the basic requirements for the organization of object-spatial environment of childhood, stands algorithm design - design. Particular attention is drawn to the ways of solving design problems identified by the example of domestic and foreign experience. In conclusion emphasizes the complexity of creating a developmental subject spatial environment of childhood, as an integral aspect of the design.

    Ключевые слова:

    развитие; пространство; предметное наполнение; художественно-творческая деятельность; развивающая среда; комфорт; ведущая деятельность; личность.

    evolution; room; subject filling; artistic and creative activity; developing environment; comfort; leading activity; personality.

    УДК 5527

    Детство-это особый период жизни человека от рождения до подросткового возраста, включающий в себя младенчество, ранний возраст, дошкольный и младший школьный возраст. Детство - период, когда происходит интенсивное биологическое, психическое и социальное развитие ребёнка. Для полноценного развития всех видов деятельности: игровой, учебно-познавательной, художественно-творческой, необходимо рационально организовывать пространство, создавать естественную комфортную обстановку. Данные условия могут быть выполнены только в развивающей предметно-пространственной среде. В педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

    Цель исследования - систематизировать и обобщить имеющийся опыт проектирования развивающей детской предметно-пространственной среды.

    Объект исследования - процесс разработки дизайн-проектов детских учебных заведений.

    Предмет исследования - предметно-пространственная развивающая среда детских учебных заведений.

    Предметно-пространственная среда формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни (Н. В. Гусева, Л. П. Буева и др). Именно в предметно-пространственной среде, как целостной социокультурной системе, ребенок адаптируется к жизненным обстоятельствам. Наличие развивающей предметно- пространственной среды является важнейшим критерием, обуславливающим динамику в процессе становления личности ребёнка. Правильно организованная среда всегда вызывает новые впечатления, желание играть, способствует развитию воображения, внимания, памяти. Только в условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. (А.В.Запорожец)

    Из выше сказанного следует, что главный компонент концептуальной модели развивающей предметно-пространственной среды это её предметное содержание. В. М. Межуев отмечает, что именно в предмете и через предмет человеку дана его подлинная история, общественная биография.

    В дизайне предметная среда создается объемно-пространственными структурами, системой их функционального содержания, объединенными в целостность по законам художественного единства. В связи с этим, для удовлетворения потребностей развивающейся личности ребенка дизайнеру, как специалисту, необходимо создать предметно-пространственную среду с особым художественно-функциональным комфортом, обеспечивающим оптимальное состояние ребенка в процессе его активной жизнедеятельности. Результат проектной деятельности дизайнера должен соответствовать психическим, возрастным, функциональным, индивидуально-личностным возможностям детей, вызывать положительные эмоциональные реакции. Каждый возрастной период имеет свою ведущую деятельность, социальную ситуацию развития, свои новообразования. Например, в раннем возрасте (1-3 года) формируется усвоение способов деятельности с предметами, новообразованием является внешнее «я сам», ведущая деятельность - предметная. Внимание ребенка привлекает незнакомое окружение, поэтому необходимо разнообразить предметную среду, используемые материалы. Ребёнок познает мир в процессе предметно-чувственной деятельности (домашний театр, железная дорога и т.п.) Учет гендерной принадлежности детей облегчает задачи проектирования развивающей предметно-пространственной среды, та как девочки и мальчики по-разному воспринимают, чувствуют окружающий мир.

    Таким образом, для дизайна, интегрирующего в себе знания технических, гуманитарных, художественно-инженерных наук, формирование развивающей предметно-пространственной среды детства не только является его неотъемлемым аспектом, но и подчиняется определенному алгоритму действий в процессе дизайн - проектирования. Можно выделить следующие этапы проектной деятельности:

    1. 1. Исследование существующей ситуации:

    Взаимодействие с клиентом,

    Изучение литературы,

    Работа с аналогами и т.д.)

    1. 2. Разработка идеи - концепции дизайн - проекта:

    Постановка задач,

    Поиск оптимальных вариантов их решения с учетом принципов организации предметно-пространственной среды (многофункциональность среды, рациональность зонирования, экологичность проекта, разнообразие отделочных материалов, декоративное наполнение, свето-цветовой дизайн и др.);

    1. 3. Создание дизайн проекта:

    Эскизная работа,

    Планировочное решение,

    Разработка специфики проекта - вариантов трансформирования среды и др.

    1. 4. Исполнение проекта:

    Передача окончательного результата заказчику,

    Отслеживание процесса реализации дизайн-проекта.

    Исключение того или иного компонента из всей системы дизайн-проектирования приводит к её разрушению.

    К сожалению, создаваемая предметно-пространственная среда не всегда соответствует предъявляемым к ней требованиям. На основе анализа научных исследований можно выделить ряд проблем проектирования развивающей предметно-пространственной среды:

    Первое - недостаток инноваций проектирования в области детской предметно-пространственной среды. Безусловно,дизайн должен выступать как некий проводник человека к современному инновационному миру. Для полной реализации принципов организации детской предметно-пространственной среды не обойтись без применения новых технологий, материалов, методов архитектурного проектирования. Зачастую на практике дизайнер сталкивается с недоступностью многих инноваций. Данную проблему определяет в первую очередь экономический фактор (высокая цена новинок). В результате больший процент современного общества отказывается от качества, экологичности в пользу экономичности окружающего предметного пространства.

    Рассмотрим, как решается проблема недостатка инноваций проектирования на примере отечественного опыта. Проект детского образовательного центра от архитектурной мастерской «А-проект» Концерна «КРОСТ» и 70°N arkitektur (фасады) представляет собой уникальный для России тип учебных заведений. Здесь объединены детский сад и начальные классы школы, благодаря чему формируется комплексная образовательная среда наиболее комфортная для детей.

    Рис. 1 Детский образовательный центр "А-проект"

    Планировочное решение здание представлет собой систему из нескольких функциональных блоков, сгурппированных вокруг внутреннего двора - атриума и еще одного блока детского сада с отдельным входом, несколько отстоящего от основного объема. Благодаря такой компоновке, малыши и школьники практически не пересекаются, за исключением общешкольных мероприятий.Атриум окружен стеклянными стенами, что позволяет наблюдать за явлениями природы внутри здания. Фасад украшают разноцветные прямоугольные окна, основным материалом являются серыхе фиброцементные панели. В интерьере детского центра активно используется цвет и декоративные элементы.

    Следующей значительной проблемой проектирования является создание п. п. с. без учета эргономических требований.

    Эргономика - наука, комплексно изучающая функциональные возможности человека для создания оптимальных условий его жизнедеятельности в предметно-пространственной среде. Главные задачи эргономики детской среды -это сохранение здоровья, развитие личности, повышение эффективности деятельности. В процессе проектирования необходимо учитывать важнейшие эргономические характеристики: антропометрические данные, возраст, психо-физиологические факторы, факторы окружающей среды.

    Школа-интернат в Кожухово, авторы проекта: АБ «Атриум» . Главной целью этого проекта было создание интересного и необычного пространства для воспитанников интерната. Получилось разноуровневое многофункциональное пространство состоящее из внутреннего двора и 5 основных объемов. Двухэтажная галерея соединяет помещения зданий. Элементы фасада повторяются в интерьере, что способствует объединению внутреннего и наружного пространств.

    Рис. 2 Школа-интернат в Кожухово, АБ «Атриум»

    Интересен опыт зарубежных стран в создании развивающей предметно-пространственной сред. Например, детский сад Taka-Tuka-Land , выполненный по проекту студентов-архитекторов (Германия) это безопасная, комфортная, динамичная предметно-пространственная среда. В Taka-Tuka-Land сложно найти твердые поверхности (кроме пола), часть стен выполнена из мягких материалов (ткани, батут).

    Рис. 3 Детский сад Taka-Tuka-Land


    Экстерьер и интерьер этого дошкольного учреждения решены в салатово-желтых тонах, а вход оформлен в виде гигантского шалаша, сколоченного из деревянных реек. Интересно выполнены конструкции шведских стенок: это не привычные деревянные перекладины, закрепленные у стен, а целые городки из лесенок, арок и качелей. Коридор садика превращен в небольшое выставочное пространство, в котором экспонируются детские рисунки, фотографии, поделки. Стенды также выкрашены в светло-желтый цвет и подсвечены лампами. Идея страны Така-Тука из сказки про Пеппи Длинныйчулок появилась у студентов в результате ежедневных наблюдений за детьми, учета их мнений. Что позволило создать коммуникативное внутреннее пространство и многофункциональный фасад здания без особых затрат на строительство.

    Рис. 4 Детский сад Taka-Tuka-Land

    Важной проблемой проектирования п.п.с. является свето-цветовой дизайн. Предметно- пространственная среда детства- это уникальный мир, требующий к себе особенного внимания. Наблюдения и практический опыт показывают, что развитие специфической деятельности ребенка (игровой, познавательной, творческой и др.) оптимизируется при включении в образовательный процесс цвето - и светотерапии как элемента психокоррекционной работы. Дозированное использование цвета и света в интерьере благоприятно влияет на эмоциональное состояние детей, способствует проявлению умственной активности, создает гармоничную среду.

    Ярким примером свето-цветового дизайна является Детский сад "Кекец" (Словения) от компании «Архитектура Юрэ Котник» . Идея подобного дизайна возникла из-за нехватки оборудования детских игровых площадок в уже существующих детских садах. Новый фасад помогает справиться с этой проблемой, потому что сам является игровым элементом. С одной стороны доски, прикрывающие застеклённый фасад, раскрашены в один из девяти ярких цветов, а с другой - дерево оставлено неокрашенным. У подобного решения есть несколько функциональных назначений: оно служит как элемент, создающий тень, а также как развивающая игра для детей. Во время игры с этими заслонками дети узнают различные цвета и постоянно изменяют внешний вид своего детского сада.
    Рис.5 Детский сад "Кекец"

    Необычен проект студии RRA (АрАрЭй) (Норвегия). Архитекторы создали уникальный детский сад, состоящий из четырех объемов, которые могут взаимодействовать или функционировать независимо друг от друга. В центре здания расположены кухня и столовая, на верхнем уровне - административная часть. Форма здания экспрессивна, современна: наклонные плоскости образуют необычные входные группы. Главный материал в экстерьере и интерьере - это натуральное дерево, которое чередуется с яркими цветовыми акцентами. Данный детский сад - пример современной экологической функциональной архитектуры.

    Рис. 6 Детский сад от студии RRA (АрАрЭй)

    Рассмотрим следующую проблему проектирования: перенасыщение п. п. с. информацией. Для дизайнера важно дать ребенку такой объем информации, который он способен воспринять. Излишнее предметное наполнение среды, агрессивное разделение пространства замедляют процесс психического развития ребенка, познание мира становится односторонним. Правильно организованное жизненное пространство дает возможность не пересекаться разнообразным сферам деятельности ребенка. Задача дизайнера -создать многофункциональное пространство, определив в нем границы каждой зоны, т. е. соблюдать принцип гибкого зонирования . Данная проблема решается не только использованием перегродок, но и предметным наполнением, оборудованием, активизирующими познавательную деятельность: развивающие игры, модули, сенсорные коврики, стена творчества, мастерские, ширмы. Неотъемлемыми средствами зонирования являются декоративные элементы, освещение, цветовое решение.

    Так в проекте детского сада от компании 70°N arkitektur as (Норвегия) создано трансформируемое пространство, за счет его разделения на 4 блока, предназначенные для детей разного возраста. каждом помещении есть большие раздвижные двери, ведущие к общей крытой площадке.

    Рис. 7 Детский сад от компании 70°N arkitektur as (Норвегия)

    Множество отверстий в комнатах позволяет детям беспрепятственно перемещаться из одной зоны в другую. В блоках имеются читальные уголки, мини-кухни, шарнирные стенки, скалодромы, кукольные театры и т.д. На крыше располагается стеклянный купол, позволяющий наблюдать за явлениями окружающего мира. Концепция данного проекта выражает единение природы с внутренним пространством здания. Именно такая среда способствует развитию творческих, коммуникативных, физических, интеллектуальных навыков ребёнка.

    Рис. 8 Детский сад от компании 70°N arkitektur as (Норвегия)

    Еще одним ярким примером, решающим проблему перенасыщения п. п. с. информацией является проект детского образовательного центра Spring от студии Joey Ho Design (Гонконг). Здесь мы не встретим персонажей мультфильмов, множество игрушек, акцент поставлен на обучении и развитии детей. Все помещения образовательного центра оформлены в нейтральной цветовой гамме с доминированием белого, светло-зеленого и бледно-голубого оттенков на фоне натурального дерева. Пространство организованно так, что позволяет сблизить позиции ребёнка и взрослого: к стойке примыкает лестница, по которой ребенок может забраться наверх и наравне общаться со взрослыми; умывальник выполнен в виде фонтана с несколькими уровнями для комфорта разных поколений.

    Рис. 9 Детский образовательный центр Spring от студии Joey Ho Design (Гонконг)

    Изучив основные проблемы проектирования развивающей предметно-пространственной среды детства, рассмотрев способы их решения на примере опыта многих стран, можно сделать вывод: сегодня предметно-пространственный мир детства - это особая, сложноорганизованная среда. Проблемы её проектирования требуют повышенного внимания, так как именно среда определяет социально-бытовые, общественные, материальные, духовные условия существования ребенка. Формирование у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности возможно только в развивающей предметно-пространственной среде. Задача дизайна - создать специально организованное многофункциональное пространство, с использованием материалов, оборудования, предметов в соответствии со спецификой каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья детей, учѐта особенностей и коррекции недостатков их развития.

    Библиографический список:


    1. Грашин А.А. Дизайн детской развивающей предметной среды / Учеб. пособие. - М.: Архитектура - С, 2008. – 296 с.
    2. Депсамес Л. П., Логанова М. А. Методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине «Технология предметно-пространственной среды» - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. – 35 с.
    3. Киреева.Л.Г. Организация предметно-развивающей среды / Из опыта работы. - Волгоград: Учитель, 2009, С.143.
    4. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда – М.: Центр "Дошкольное детство" им.А.В.Запорожца, 2001. – 64 с.
    5. Поддьяков.Н.Н. Сенсорное воспитание ребёнка в процессе конструктивной деятельности / Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М.Просвещение, 2001, С.456.
    6. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие – Балашов; Николаев, 2005. – 76 с. [Электронный ресурс ] http://pedlib.ru/Books/1/0481/index.shtml?from_page=1

    Рецензии:

    30.06.2016, 10:32 Очилов Фарход Эгамбердиевич
    Рецензия : Воспитания детей, создание условия для их образования вопрос актуальный, изучение и решение этой проблемы с учетом возрастные категории и других особенностей необходимо всегда. В статье изучен как отечественный, так и зарубежный опыт по проектирование предметно пространственной среды. Статью рекомендую к публикацию.