• Картотека дидактических игр на тему "доброта". Занятие по сенсомоторному развитию в младшей группе Дидактическая игра волшебный цветок в средней группе

    Пальчиковая игра «Цветок ».

    Цель: развивать внимание, моторику рук.

    Наши алые цветки

    Распускают лепестки

    (медленно разжимать пальцы из кулачков).

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет

    (покачивают кистями рук вправо - влево).

    Наши алые цветочки

    Закрывают лепесточки

    (медленно сжимают пальцы в кулачки).

    Головой качают,

    Тихо засыпают

    (покачивают кулачками вперёд - назад).

    Дидактическая игра «Чудо-цветочки ».

    Цель: учить детей различать предметы по двум признакам: величине и цвету; развивать внимание, зрительное восприятие предметов.

    Детям предлагаются круглые серединки для цветочков четырёх основных цветов (красного, жёлтого, синего и зелёного) и двух величин (большие и маленькие) по две величины каждого цвета. На столе разложены наборы лепестков соответствующих размеров и цветов. Детям необходимо собрать цветочки.

    Подвижная игра «Мы - цветочки ».

    Цель: совершенствовать двигательную активность, учить выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

    К солнцу потянулись высоко,

    Стало нам приятно и тепло

    (тянут руки вверх, поднимаются на носочки)!

    Ветерок пролетал,

    Стебелёчки качал

    (машут руками из стороны в сторону).

    Влево качнулись,

    Низко пригнулись

    (наклон влево).

    Вправо качнулись,

    Низко пригнулись

    (наклон вправо).

    Ветерок, убегай!

    Ты цветочки не сломай

    (грозят пальцем)!

    Пусть они цветут, растут,

    Детям радость принесут

    (хлопают в ладоши).

    Дидактическая игра «Волшебная полянка ».

    Цель: закреплять умение детей классифицировать предметы по признакам: цвет, величина.

    Детям предлагается «полянка», на которой «растут» цветы, разные по цвету (красные, жёлтые, синие и зелёные) и величине (большие и маленькие). На «полянку» «прилетают» бабочки, соответствующие цвету и величине цветочков. Детям необходимо для каждой бабочки найти свой цветок.

    Л.Мындыкану, Е.Цупикова

    Елена Коробова

    Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и самым эффективным приемом развития дошкольников, так как сочетает в себе дидактику , занимательность, наглядность.

    Дидактическая игра «Волшебный цветок »

    Цель :

    Научить детей подбирать оттенки одного цвета с постепенным переходом от более светлого и наоборот

    Задачи :

    Развивать внимательность, аккуратность, память, сообразительность, фантазию.

    Игровой материал :

    2 подставки для вкладывания лепестков

    2 набора разных по величине лепестков одного цвета , но разных оттенков

    Набор №1 – лепестки светло-голубого и темно-голубого цвета – по 8 шт .

    Набор №2 – лепестки светло-розового и темно-розового цвета – по 8 шт .

    Ход игры:

    В игре принимают участие 2 игрока. Из набора №1 нужно выложить по одному цветку . Один игрок должен составить цветок так , чтобы от середины к краю цвет лепестков становился все темнее, а второй игрок выкладывает лепестки так, чтобы от середины к краю цвет лепестков становился все светлее. Когда дети выполнят задание, предложить им рассказать о своих цветах . Например : «Мой цветок очень красивый . У него очень необычный цвет . Его лепестки светло-голубые в середине, а к краю меняют свой цвет на темно-голубой ». «А у моего цветка лепестки темно-голубые в середине, а к краю становятся светло-голубыми. Мой цветок тоже очень красивый ».

    Усложнение :

    Кто быстрее соберет цветок

    Добавить в игру набор №2. Выкладывать цветы , которые придумает сам ребёнок, но при этом соблюдать правила игры (лепестки должны менять свой оттенок от середины до края и наоборот) .

    Выкладывать лепестки у цветка , чередуя цвета и оттенки без правил, а просто пофантазировать.






    Публикации по теме:

    Цель: - развивать знания детей о садовых и полевых цветах, учить различать их между собой; - формировать навыки слогового анализа и синтеза;.

    Цель игры: развивать фонематический слух. Задачи: закреплять поставленные звуки в словах; закреплять умение определять позицию заданного.

    Предлагаю вашему вниманию ещё одну игру для развития предикативного словаря. Дидактические Задачи: Закреплять и уточнять.

    Сенсорное воспитание осуществляется посредством системы игр и упражнений, направленных на формирование сенсорных представлений и перцептивных.

    И снова я с ВАМИ, КОЛЛЕГИ! Покажу ещё одно пособие-игру "Весёлые верёвочки". Раньше использовала для закрепления учениками знаний о кривых.

    Дидактическая игра: «Волшебные часы». Цель: - формировать представления детей о режиме дня и необходимости соблюдения режимных моментов.

    Методическое сопровождение к дидактическому пособию "ВОЛШЕБНЫЕ КУБИКИ" по экологии для дошкольников средних, старших и подготовительных.

    Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и с амостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

    Картотека дидактических игр для средней группы

    1. Дидактическая игра «Найди ошибку»

    Цели: развивать слуховое внимание.

    Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

    2. Дидактическая игра «Доскажи слово»

    Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

    Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

    Ра-ра-ра - начинается иг ….

    Ры-ры-ры - у мальчика ша...

    Ро-ро-ро - у нас новое вед...

    Ру-ру-ру - продолжаем мы иг..

    Ре-ре-ре - стоит дом на го...

    Ри-ри-ри - на ветках снеги...

    Ар-ар-ар - кипит наш само....

    Ры-ры-ры - детей много у го...

    3. Дидактическая игра «Так бывает или нет»

    Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

    Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

    • Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

    «Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»

    4. Дидактическая игра «Какое время года?»

    Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

    Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

    5. Дидактическая игра «Где что можно делать?»

    Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

    Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

    Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).

    Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

    6. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

    Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

    Ход игры : Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.....

    Пальто - теплое, зимнее, новое, старое …..

    Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

    Дом - деревянный, каменный, новый, панельный …

    1. Дидактическая игра «Закончи предложение»

    Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

    Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

    Сахар сладкий. а перец - …. (горький).

    Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).

    Дорога широкая, а тропинка.... (узкая).

    1. Дидактическая игра «Узнай, чей лист»

    Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе), развивать внимание.

    Ход игры : На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

    9. Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение»

    Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.

    Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

    10. Дидактическая игра «Кто же я?»

    Цели: учить называть растение, развивать память, внимание.

    Ход игры : Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает фишку.

    11. Дидактическая игра «У кого кто»

    Цели: закрепить знания о животных, развивать внимание, память.

    Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

    12. Дидактическая игра «Кто (что) летает?»

    Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.

    Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».

    Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

    13. Дидактическая игра «Что за насекомое?»

    Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.

    Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

    14. Дидактическая игра «Прятки»

    Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.

    Ход игры : По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

    15. Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

    Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.

    Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

    • Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)
    • Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

    16. Дидактическая игра «Какое что бывает?»

    Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.

    Ход игры: Расскажите, что бывает:

    зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

    широким - река, дорога, лента, улица …

    Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

    17. Дидактическая игра «Что это за птица?»

    Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

    Ход игры : Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

    18. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

    Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

    Ход игры : Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

    19. Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом)

    Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

    Ход игры : Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

    Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)

    Иней летом … (не бывает) капель летом … (не бывает)

    20. Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)

    Цели: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции.

    Ход игры : Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.

    (Клен, липа - деревья, сирень - кустарник)

    21. Дидактическая игра «Игра в загадки»

    Цели: расширять запас существительных в активном словаре.

    Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

    22. Дидактическая игра «Знаешь ли ты...»

    Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей, развивать память, внимание.

    Ход игры : Заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд - изображения зверей, во второй - птиц, в третий - рыб, в четвертый - насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. И выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

    23. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

    Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.

    Ход игры : Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

    24. Дидактическая игра «А что потом?»

    Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

    Ход игры : Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

    • Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.

    Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

    Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?» Передает камешек другому ребенку.

    Игра продолжается, пока дети не назовут последнее - уход домой.

    Примечание . Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.

    25. Дидактическая игра «Когда ты это делаешь?»

    Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.

    Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое - нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее, и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.

    26. Дидактическая игра «Выдели слово»

    Цели: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

    Ход игры : Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок )

    Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

    27. Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок»

    Цели: закрепить знание растений,расширять кругозор детей, развивать речь, память.

    Ход игры : Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок...» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребенка и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

    28. Дидактическая игра «Где что растет?»

    Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.

    Ход игры : Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбирать любое), если нет - молчат.

    Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул,облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.

    Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:

    слива, осина, каштан, кофе. Рябина, платан. Дуб, кипарис\. Алыча, тополь, сосна.

    В конце игры подводится итог, кто больше всех знает деревьев.

    29. Дидактическая игра «Кто кем (чем) будет?»

    Цель: развивать речевую активность, мышление.

    Ход игры : Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет) … яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например, из яйца - цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик. То они получают дополнительные фанты.

    Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).

    30. Дидактическая игра «Лето или осень»

    Цель: закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.

    Ход игры :

    Воспитатель и дети стоят в кругу.

    Воспитатель . Если листики желтеют - это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).

    Воспитатель. Если птицы улетают - это ….. И т. д.

    31. Дидактическая игра «Будь внимательным»

    Цель: дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса.

    Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю. А затем зимнюю.

    32. Дидактическая игра «Брать - не брать»

    Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание.

    Ход игры : Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх.

    Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.

    33. Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»

    Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления,
    слуховое внимание.

    Ход игры : Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «Нет». Кто ошибется, тот выходит из игры.

    • Морковь (да), огурец (да), слива (нет), свекла (да) и т. д.

    34. Дидактическая игра «Кто скорее соберет?»

    Цель: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

    Ход игры : Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

    35. Дидактическая игра «Кому что нужно?»

    Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

    Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.

    Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.

    1. Дидактическая игра «Не ошибись»

    Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом.

    Ход игры : Воспитатель раскладывает разрезанные картинки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. В серединке картинки спортсмен, нужно подобрать ему все необходимое для игры.

    По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к различным профессиям. Например, строитель: ему необходимы инструменты - лопата, мастерок, кисть малярная, ведро; машины, которые облегчают труд строителя - подъемный кран, экскаватор, самосвал и др. На картинках - люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течение года: повар, дворник, почтальон, продавец, врач, учитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда. Правильность выполнения контролируется самой картинкой: из маленьких картинок должна получится большая, целая.

    37. Дидактическая игра «Отгадай - ка!»

    Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.

    Ход игры : По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.

    38. Дидактическая игра «Закончи предложение»

    Цель:

    Ход игры

    Сахар сладкий, а перец - …. (горький)

    (желтые )

    узкая )

    Лед тонкий, а ствол - … (толстый )

    39. Дидактическая игра «Где что лежит?»

    Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.

    Ход игры : Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например:

    - «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу ).

    • Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу )
    • Вова вымыл руки и положил мыло...Куда? (В мыльницу )

    40. Дидактическая игра «Догони свою тень»

    Цель: познакомить с понятием света и тени; развивать речь.

    Ход игры : Воспитатель: Кто отгадает загадку?

    Я иду - она идет,

    Я стою - она стоит,

    Побегу - она бежит. Тень

    В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение, оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь солнечным лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. Где еще есть тень? На что похожа? Догони тень. Потанцуй с тенью.

    41. Дидактическая игра «Закончи предложение»

    Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.

    Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.

    Сахар сладкий, а перец - …. (горький)

    Летом листья зеленые, а осенью - ….. (желтые )

    Дорога широкая, а тропинка - …. (узкая )

    Лед тонкий, а ствол - … (толстый )

    42. Дидактическая игра «У кого какой цвет?»

    Цель: учить детей узнавать цвета, закрепить умение определять предметы по цвету, развивать речь, внимание.

    Ход игры : Воспитатель показывает, например, зеленый квадрат бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т. д.

    43. Дидактическая игра «Какой предмет»

    Цель: учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), закрепить знания детей о величине предметов; развивать быстроту мышления.

    Ход игры : Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит:

    • Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, широкие, узкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.

    В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.

    • Длинный, - говорит воспитатель и передает камешек соседу.
    • Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.
    • Широкий, - предлагает воспитатель следующее слово.

    Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.

    Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:

    • Красный.

    Дети по очереди отвечают: ягода, шар, флажок, звездочка, машина и др.

    Круглый (мяч, солнце, яблоко, колесо и др. )

    44. Дидактическая игра «Что умеют делать звери?»

    Цель: учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.

    Ход игры : Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.

    • Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.
    • Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.

    45. Дидактическая игра «Придумай другое слово»

    Цель: расширять словарный запас; развивать внимание.

    Ход игры : Воспитатель говорит «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель) ; суп из овощей (овощной суп ); пюре из картофеля (картофельное пюре ).

    46. Дидактическая игра «Подбери похожие слова»

    Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание.

    Ход игры : Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка - кошка, ушки - пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко ), пушка (мушка, сушка, кукушка ), зайчик (мальчик, пальчик ) и т. д.

    47. Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?»

    Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь.

    Ход игры : Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.

    Метель - метет, вьюжит, пуржит.

    Дождь - льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет,

    Ворона- летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет, т. д.

    48. Дидактическая игра «О чем еще так говорят?»

    Цель: закрепить и уточнить значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу, развивать речь.

    Ход игры : Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:

    Идет дождь: идет - снег, зима, мальчик, собака, дым.

    Играет - девочка, радио , …

    Горький - перец, лекарство , .. и т. д.

    49. Дидактическая игра «Придумай сам»

    Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот; развивать речь, воображение.

    Ход игры : Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что похож и как можно с ним играть.

    50. Дидактическая игра «Кто что слышит?»

    Цель: учить детей обозначать и называть словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); воспитывать слуховое внимание; развивать сообразительность, выдержку.

    Ход игры : На столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик; шуршит книга, которую листают; играет дудочка, звучит пианино, гусли и др., т. е. Все, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре.

    За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат» - догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.

    Такую игру можно проводить и на прогулке. Воспитатель обращает внимание ребят на звуки: трактор работает, птицы поют, автомобиль сигналит, листья шелестят и др.

    Сегодня на наш конкурс пришла не просто статья, а целое дидактическое пособие . И подготовила его одна из лучших воспитательниц России — Ольга Алексеевна Пивнева .

    Дидактическое пособие «Волшебные цветы» от О.А. Пивневой

    Чтобы жить, нужны солнце,

    свобода и маленький цветок.

    Г.Х. Андерсен

    Слова Андерсена созвучны, наверное, всем людям (уж точно женщинам). Цветы дарят людям радость и рассказывают о любви, заботе, внимании друг к другу.

    Дарить радость окружающим людям, детям – это так здорово!

    В моем пособии — цветы, конечно же, не настоящие, но они доставляют огромное удовольствие, радость воспитанникам детского сада.

    Дидактическое пособие «Волшебные цветы» используется:

    • на коллективных занятиях;
    • при индивидуальной работе;
    • в совместном семейном творчестве.

    Дети играют в любую предложенную игру пособия и незаметно для себя получают знания:

    • по грамоте,
    • природе,
    • ориентировании в пространстве,
    • логике,
    • развитию речи

    «Волшебные цветы» заинтересовали и наших родителей. Пособие побывало почти во всех семьях. Вместе с детьми родители дома играют, познают что-то новое, сочиняют загадки и истории. В раздевальной комнате нашей группы создана «Домашняя библиотека» и «Домашняя игротека». Родители, записавшись (каждый в своём формуляре), могут взять домой любую книгу или игру.

    Детки обучаются используя моё изобретение и так приятно сознавать, что мои старания им нужны.

    Дидактическое пособие «Волшебные цветы» можно использовать для дошколят любого возраста. Для деток разных групп я разработала разные игры.

    Занятия в младшей группе детского сада

    Игры для развитие речи детей младшей группы

    Игра «Вспоминай-ка!»

    Цель. Научить детишек выразительному рассказу стихов и потешек по представленной картинке и координировать движения в соответствии с текстом.

    Предложить детям найти и вызвать симпатию (например, к маленькому котёнку, тучке, улитке, солнышку).

    Я котик (поглаживать одно ушко),

    Я котик (поглаживать другое ушко).

    По двору гуляю (мягко пройтись)

    Хвостиком виляю (вилять хвостиком),

    Мышек ловлю, птичек ловлю

    (хватательные движения руками).

    Солнышко красное, покажись, нарядись

    (руки через стороны вести вверх, пальцы растопырены)!

    Поскорей, не робей! Нас, ребят, обогрей

    (шевелить руками, через стороны опустить вниз)!

    Физкультминутка

    Тучка, тучка дождик не прячь

    (ручками изображаем над головкой большие и малюсенькие тучки).

    Лейся, лейся, дождик, дам тебе калач!

    (помахать несколько раз кистями ручек сверху вниз).

    Улита, улита, высуни рога

    (положить кулак на кулак – верхний домик, нижний улита),

    Дам тебе, улита, кусок пирога

    (выпустить рога – указательный и средний палец смотрят вперёд).

    Игра «Угадай-ка!»

    Цель. Учить угадывать предмет по описанию.

    Воспитатель описывает предмет, а дети его находят на картинке.

    Игра «Повторяй за мной»

    Цель. Учить детишек повторять несложные обращения к игрушке и стимулировать придумывание самостоятельных обращений к предмету.

    Например:

    1. Милая куколка, здравствуй! Как ты живёшь? (карточка с буквой «Ц»)

    2. Собачка, ты добрая или злая?

    3. Цыплятки-ребятки, вы опять убежали от мамы! (карточка с буквой «Ц»)

    Сенсорное воспитание

    Игра «Назови правильно»

    Цель. Научить детишек различать и уметь называть цвета.

    Взрослый предлагает ребенку (детям) найти на карточках картинки, в предметах которых есть названный цвет.

    Здесь Вы можете посмотреть презентацию дидактического пособия Пивневой Ольги Алексеевны «Волшебные цветы»

    Дидактическое пособие «Волшебный цветок»

    Представляю вам дидактическую, многофункциональную игру для детей младшего дошкольного возраста.

    Назначение: Эта игра будет полезна для родителей и воспитателей, детей младшего дошкольного возраста. Игра многофункциональна, и поэтому превращается в весёлое занятие, во время которого дети учатся различать цвета, диких и домашних животных, предметы обихода, фрукты и овощи.

    Использовать такую игру можно на магнитной доске или как настольное пособие.

    Цель: закрепление знаний детей о цвете, о животных, предметах быта, о геометрических формах.

    Задачи: Формировать умение различать по цвету, развивать память, мышление, группировать предметы, собирать волшебный цветок т.е нужно подбирать предметные картинки в соответствии с заданием воспитателя.

    Задания могут быть очень разнообразные. Формировать навык самостоятельно раскладывать предметные картинки или убирать лишнюю картинку. Развивать у детей интерес к игре.

    Образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникация»

    Эту игру очень легко можно сделать из плотного картона и прозрачной плёнки, процесс изготовления не займёт много времени. Из картона вырезаем круги нужного диаметра. Из плёнки вырезаем прозрачные кармашки в форме полукруга, крепим с помощью степлера, а с обратной стороны крепим магнит на горячий пистолет. Подбор картинок может быть любой, я выбрала для детей 2-3 лет, животных домашних и диких, домашних птиц, овощи и фрукты, ягоды и предметы быта. Такую игру можно сделать из крышек из-под майонеза, поэтому у меня два вида одной игры.

    Дидактическая игра «Подбери волшебные лепестки по форме, заданной на серединке цветка»

    Цель : закрепление основных цветов, и геометрической фигуры круг.

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает рассмотреть середину будущего цветка, перед детьми четыре круга красный, жёлтый, синий и зелёный.

    Дети вы узнаёте, какая это фигура?

    Да это круг

    А какого цвета круги?

    Красный, жёлтый, синий, зелёный.

    А посмотрите, сколько у нас разных картинок, давайте соберём волшебные цветы. Воспитатель объясняет задание, что к красной середине нужно подобрать картинки, в которых есть красный цвет. К жёлтой середине подобрать картинки, в которых есть жёлтый цвет, и так аналогично с синим и зелёными цветами.