• Первые шаги в будущее. Начало АБА или первые шаги в светлое будущее! Расписание заключительного этапа Олимпиад

    Всем добра, хабрапользователи. Да, я сделал робота.

    Пишу сей пост дабы популяризовать такое течение как «Шаг в будущее» МГТУ им. Н. Э. Баумана, ведь все мы знаем, что на хабрахабре достаточно школьников и тех, кто интересуется современным образованием.

    «Шаг в будущее» - это олимпиада для школьников старших классов (10-х и 11-х), умных, готовых заниматься научной деятельностью.


    Состоит она из двух этапов:

    • работа над проектом и защита его перед комиссией
    • написание олимпиады по физике

    Исходя из результатов первой части (т. е. сколько балов ты получишь за защиту), участник допускается либо до второго этапа, либо отфильтровывается.

    Это был краткий экскурс. Теперь расскажу как непосредственно все этапы проходил я.
    Начну с того, что учился я в лицее при МГТУ им. Н. Э. Баумана целых 2 года. Да, нам помогли, но помогли только информацией, что есть такая олимпиада и что с помощью нее можно поступить в университет. Программированием я занимаюсь с 13 лет, и сейчас успешно работаю на одну из компаний.

    Первым делом я пошел в кабинет 354 главного учебного корпуса. Там оставил информацию, что я такой-то хочу на такую-то кафедру такого-то факультета. Все просто.
    Через месяца 2 надо было уже подавать аннотацию проекта. К этому моменту участнику должны были уже дать контакты научного руководителя, с которым, собственно, участник и занимается проектом (я делал все сам). Я списывался со своим научруком по емейлу, и в конце-концов определился с темой проекта (благодаря хабру). Мы пришли к выводу, что я буду делать робота на основе Arduino, ибо это круто и зрелищно.

    Итак, я уже заказал arduino duemilanove на ebay’е и получил его спустя много-много времени благодаря Почте России. Хорошая штука. Попробовал написать программу, которая включает-выключает светодиод. Ну, круто. А что дальше?
    Тогда я абсолютно не знал, что дальше делать с этой платой. Путем поисков на ebay’е я нашел колесную платформу mr. basics.

    Да, и ее я внезапно получил по почте. Китайская никчемная платформа. В конце-концов у нее стерлись все шестеренки и она стала плохо ездить. Пришлось заказать другую.

    Mr. basics я долго и упорно пытался подключить к ардуино через транзисторы, т. к. совсем не хватало силы тока для движения моторчиков (на что меня натолкнул мой научрук, спасибо ему, хоть тут я немного начал понимать схемотехнику). А мощности все равно не хватало. Тогда я нагуглил motor shield для arduino, с помощью которого можно подключать сервоприводы и моторы. Да и к тому же, шилд имеет свой класс для arduino IDE. Мне это очень помогло. Подключить просто, написать код тоже просто. Теперь моторчики заработали.

    Для управления моторами нужно было написать свой софт. Я выбрал Qt. Была написана простая программка, где были 4 стрелочки. Нажатием отправлялся массив данных через com-port до самой платы. Массив содержал: направление правого мотора, скорость правого мотора, направление левого мотора, скорость левого мотора.

    Все отлично работало через провод. Теперь я начал искать радио-модули. Нашел некие APC 220.

    Я заказал их на ebay’е. Китайский продавец уверял меня, что мне хватит одного модуля для управления с компьютера ардуиной. Я был молод и зелен, долго ломался, но поверил его настойчивости. И, внезапно! Надо было, конечно же, два модуля. В общем, на мне нажились. Второй модуль он прислал не тот (да и я его сжег), пришлось мне искать в Москве.
    APC 220 очень сложен в подключении, нет никакой документации, я бился неделю только чтобы получилось его подключить.

    1. определять расстояние до первого препятствия
    2. автоматически останавливаться перед этим препятствием, дабы не повредить столь дорогую технику.

    За информацию по данному модулю и вообще за него самого спасибо Илье Данилову (idanilov.ru). Он мне очень помог с настройкой и подключением.

    В итоге, получился вот такой робот, управляемый по радио через PC:


    В феврале нужно было представить реферат для защиты, в котором описывались этапы разработки робота. Получилось страниц 20. Его рецензировали и также выставляли балы. В марте уже проходила защита, по итогам которой допускали к олимпиаде по физике. В мае были определены победители и призеры олимпиады. В этом году в МГТУ поступили и призеры, и победители.

    Теперь я уже студент кафедры программной инженерии МГТУ им. Н. Э. Баумана. Спасибо за внимание.

    следующая книга

    Человек будущего. Первый шаг в будущее

    С. Н. Лазарев

    Год выпуска: 2007
    Город: Санкт-Петербург
    Страниц : 256
    ISBN : 978-5-900694-13-9
    Издательство : ООО "Глобус"

    Содержание:

    1. Каков он, человек будущего?
    2. Царство небесное
    3. Мистика
    4. Самолет
    5. Сингапур
    6. Встреча в Тольятти
    7. Прием
    8. Рыбалка
    9. Прикосновение к истине
    10. Трагедия Иуды
    11. Телефонные разговоры
    12. Первый шаг

    ЦИТАТА

    «Когда мы ощущаем, что Творец абсолютно един, чтобы уподобиться Ему, мы должны сжать всю вселенную в точку. Единство с Творцом – это цель развития любого существа. Можно ли бежать одновременно к нескольким целям? Нельзя! Вы просто сразу остановитесь. Язычество не позволяет выйти на высокий уровень энергии. Язычник не может получить высшие энергии Творца и, значит, не имеет будущего».

    Выдержки из книги

    Итак, все человеческие ценности я свел к единству с миром, вселенной и любимым человеком. Осталось сделать последний шаг: от человеческого шагнуть к Божественному. Об этом я написал в двенадцатой книге «Диагностика кармы». Книга пошла в печать и вдруг, диагностируя, я с удивлением увидел, что рядом со структурой человеческой любви есть еще более глубинная. Мои мечты о завершении системы рухнули. В тот момент наконец-то я понял, что любой завершенный взгляд на мир – это остановка энергии, прекращение развития.

    Человек со слабой внутренней энергией видит вселенную как нечто застывшее, неизменное и вечное. Раньше это называлось стационарная модель вселенной. При повышении энергии представление о мире начинает меняться. И поскольку наша энергия непрерывно повышается, для нас должна непрерывно меняться картина мира. Но во вселенной любой процесс квантуется, то есть происходит порциями. Каждый квант-порция – это модель вселенной. Значит, можно рассчитывать на какую-то временную законченность и существование в рамках устойчивой модели мира. Между порциями существует промежуток отдыха. «Интересно, – думал я, – сумею ли я хоть на какое-то время создать устойчивую модель взаимоотношения человеческого и Божественного? Уже семнадцать лет подряд шла непрерывная смена моделей».

    Появилась новая структура, которая была глубже, а значит, значимее того, что представляет собой человек с его инстинктами. Опять началась привычная работа. Какие нарушения совершает человек, зависимый от этой структуры? Насколько он агрессивен? Какие ощущения он при этом испытывает? Постепенно стала вырисовываться любопытная картина. Новая структура была связана со структурами справедливости и правоты. В какой-то момент наступило прозрение. Любое человеческое счастье и все ценности сводятся к понятию «человек», и зависимость от человеческого «я» с его телом и инстинктами может привести к утрате единства с Творцом и стать причиной болезни. Но оказалось, что человек – это в первую очередь духовное существо, которое лишь дублируется телом.

    Защищенность и стабильность тела, его функций, неумение отрешиться от привязанностей тела, полное подчинение своим инстинктам приводят к болезни и смерти. Но может существовать защищенность не только тела, но и духа. Абсолютизация духовных потребностей дает неимоверное ощущение своей правоты, превосходства и справедливости того, что совершаешь. При этом я заметил интересную особенность: когда зависимость от духовного «я» становится опасной, агрессия из духовных структур переходит на тело и страдания тела начинают очищать духовную оболочку.

    Поскольку вселенная голографична не только в пространстве, но и во времени, любая ситуация моделирует вселенную. Я давно замечал, что человек мыслит чувствами. Итак, сначала рождается чувство, потом оно превращается в мысль, вернее обрамляется мыслью, а потом следует действие. То есть весь процесс развития во вселенной повторяется в любой ситуации.

    Я опять вспоминал ощущение полной беззащитности и понимал, что самое опасное для души – это внутренняя защищенность и превосходство. Потому что защищенность – это стабильность, то есть остановка энергии, а значит, потеря любви и единства с Богом. Почему-то вспомнились слова Лермонтова: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой». В конечном счете внутренняя защищенность закрывает нас от Бога. Ведь любые изменения и разрушения идут от Творца, и творчество тоже невозможно без разрушения и изменений.

    Я думал, что семнадцать лет занимался непрерывной работой, пытался понять причину болезней, связать все человеческие ценности в единый узел, а пришел к тому, что давным-давно известно: все аспекты человеческого счастья сводятся к самому человеку, а человек – это тело, дух и душа. Тело связано с материей, дух – с пространством, а душа – с временем. Время создает пространство и материю. Душа создает и подпитывает дух и тело. Если при разрушении тела мы сохраняем любовь к Богу, тело выздоравливает. Если при разрушении духа мы сохраняем любовь к Богу, дух очищается и выздоравливает тело. И если при унижении и разрушении души мы сохраняем любовь к Творцу и единство с Ним, тогда мы легко перенесем разрушение духа и тела и их последующее восстановление через любовь. В своем главном аспекте душа вечна, а поверхностные ее аспекты периодически разрушаются, поэтому общение с Богом может происходить только на уровне души, причем чистой. Духом и сознанием, которое связано с телом, Бога познать невозможно. Пока для нас есть хотя бы один виноватый на всей земле, пока есть малейшая внутренняя защищенность и превосходство, ощутить глубинную и масштабную любовь к Богу невозможно.

    Иисус Христос отождествлял Себя с любовью. Сыном может назвать себя тот, кто сохраняет непрерывное внутреннее единство с отцом. В обычных условиях это генетическое, эмоциональное единство. Христос называл себя Сыном Божиим, потому что в Его душе было непрерывное чувство любви, которое ни от чего не зависело. Поэтому Он называл себя Сыном Божиим и отождествлял Себя с любовью. Ибо Бог есть любовь. Поэтому он говорил, что Царствие Божие обретет тот, кто душу готов потерять за Него, то есть за любовь.

    Я опять вспоминаю события последних лет. Сначала видишь вершину горы, и возникает желание туда подняться. Потом отправляешься в путь, и начинаются трудности и испытания. Недавно я увидел вершину горы, теперь я рассмотрел путь и готов по нему идти. Наверное, нужно готовиться к новым испытаниям.

    Пожалуйста, оставьте свой отзыв о книге!

    ОПИСАНИЕ НАУЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КОНФЕРЕНЦИИ ФОРУМА

    СИМПОЗИУМ 1. ИНЖЕНЕРНЫЕ НАУКИ В ТЕХНОСФЕРЕ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО

    (1А) Современные радио-, оптические и электронные системы в технике и медицине
    Базовая организация: Научно-учебный комплекс «Радиоэлектроника, лазерная техника» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана
    Научный руководитель: Николай Васильевич БАРЫШНИКОВ, доктор технических наук, профессор, руководитель Научно-учебного комплекса «Радиоэлектроника, лазерная и медицинская техника» МГТУ им. Н.Э. Баумана
    Спутниковая радиосвязь, радиолокация и лазерная локация, радио и оптические телескопы, разработка новой элементной базы радиоэлектронных, оптикоэлектронных и медицинских приборов, исследования взаимодействия электромагнитных и ультразвуковых волн с различными объектами, создание технологий применения сложных компьютерных систем в технике и медицине, нанотехнологии радиоэлектронных средств
    Методические рекомендации секции 1A

    (1B) Прикладная механика и компьютерные технологии в автоматизации и робототехнике
    Базовые организации: Научно-учебный комплекс «Робототехника и комплексная автоматизация» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана
    Научный руководитель: профессор Геннадий Алексеевич ТИМОФЕЕВ, доктор технических наук, руководитель НУК «Робототехника и комплексная автоматизация», заведующий кафедрой «Теория механизмов и машин» МГТУ им. Н.Э. Баумана
    Современные компьютеризированные системы автоматизации технологических процессов и производств; интеллектуальные адаптивные робототехнические системы, экстремальная робототехника; интегрированные автоматизированные системы и пакеты прикладных программ для систем автоматизированного проектирования, проектирование транспортных систем и автоматизированных складов; имитационное моделирование, расчет и эксперимент в динамике и прочности машин и конструкций; механика наноструктурированных материалов; создание программного обеспечения, реализующего математические модели технических объектов, процессов и физических явлений; разработка устройств, оснащенных системной управления, которые являются средством автоматизации деятельности человека в какой-либо прикладной области, или являются частью систем автоматики в той или иной сфере применения

    (1D) Авиация и космонавтика
    Базовая организация:
    Научный руководитель: профессор Владимир Васильевич ЧУГУНКОВ, доктор технических наук, профессор кафедры «Стартовые ракетные комплексы» МГТУ им. Н.Э. Баумана
    Ракеты-носители для выведения полезной нагрузки в космическое пространство, разгонные блоки для перемещения выводимых полезных грузов с опорой на целевую орбиту или направления их на межпланетные траектории, космические аппараты для выполнения исследований в космическом пространстве и на поверхности небесных тел, космические орбитальные станции для долговременного пребывания людей на орбитах, аэрокосмические системы (исследования в области механики тонкостенных конструкций, раскрывающихся космических конструкций, тепловых режимов летательных и космических аппаратов, динамики движения и системы управления ракет, управления полетом автоматических и пилотируемых космических аппаратов, динамики движения и системы управления ракет, управления полетом автоматических и пилотируемых космических аппаратов, аэродинамики ракет и космических транспортных систем). Комплексы подготовки и запуска ракет-носителей и космических аппаратов, оборудование напланетных, станций (исследования в области, кинематических схем, динамики и прочности пусковых устройств, транспортно-установочного оборудования и средств обслуживания ракет, заправочного и нейтрализационного оборудования, систем термостатирования и газоснабжения, технологического оборудования технических и стартовых комплексов, процессов эксплуатации комплексов)
    Методические рекомендации секции 1D

    (1E1) Транспортные машины, системы и оборудование
    Базовая организация: факультет «Специальное машиностроение» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана
    Научный руководитель:
    Научные, инженерные и поисковые исследования, направленные на формирование инновационных решений в области проектирования, производства и эксплуатации наземных транспортных средств, а также их систем и оборудования. Проектирование многоцелевых гусеничных машин и мобильных роботов и расчет их рабочих процессов
    Методические рекомендации секции 1E

    (1E2) Колесные машины
    Базовая организация: факультет «Специальное машиностроение» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана
    Научный руководитель: Валерий Николаевич НАУМОВ, доктор технических наук, профессор кафедры «Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы» МГТУ имени Н.Э. Баумана, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования
    Научные, инженерные и поисковые исследования, направленные на формирование инновационных решений в области проектирования, производства и эксплуатации наземных транспортных средств, а также их систем и оборудования

    (1E3) Передовые технологии на транспорте
    Базовая организация: кафедра «Путевые, строительные машины и робототехнические комплексы» Российского университета транспорта (МИИТ)
    Научный руководитель: Павел Алексеевич СОРОКИН, доктор технических наук, профессор кафедры «Путевые, строительные машины и робототехнические комплексы» Российского университета транспорта (МИИТ)
    Подъемно-транспортные машины, строительно-дорожные машины, путевые машины, машины непрерывного транспорта, машины вертикального транспорта, складские машины, робототехника, технологические процессы, системы автоматического управления, искусственный интеллект, системы технического зрения, микроконтроллеры, программируемые логические контроллеры, управление пневмоприводом, гидроприводом, электроприводом

    (1F1) Машиностроительные технологии
    Базовая организация:
    Научный руководитель:
    Исследование и разработка прогрессивных технологических процессов машиностроительного производства, основанных на теории технологического наследования, литографии, трибологии и нанотехнологиях. Повышение свойств традиционных и создание новых конструкционных материалов. Метрологическое обеспечение машиностроительного производства, неразрушающий контроль и диагностика изделий машиностроения. Компьютерное обеспечение проектирования технологий и средств технологического оснащения. Автоматизированные системы технической подготовки и управления машиностроительного производства. Интеллектуальные системы технологического назначения. Проектирование технических и технологических комплексов. Разработка новых конструкций инструментов, технологических машин, приспособлений, устройств, моделей. Моделирование технических объектов и процессов

    (1F2) Технологии будущего – своими руками
    Базовая организация: факультет «Машиностроительные технологии» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана
    Научный руководитель: профессор Александр Григорьевич КОЛЕСНИКОВ, доктор технических наук, руководитель Научно-учебного комплекса «Машиностроительные технологии» МГТУ имени Н.Э. Баумана
    Многие технологии обработки материалов основаны на новаторских технических подходах к решению проблем, на новых неожиданных технологических и конструкторских решениях. Такие идеи генерируют творческие, креативные инженеры. Причем, часто бывает, что нужно сделать машину, установку, станок или другой технический объект из того, что есть под рукой и с минимальными затратами. Такое ограничение материальных возможностей подталкивает инженерную мысль и способствует рождению прорывных технических идей. Мы ждем на секции участников, сделавших своими руками станки, инструменты, установки, приборы, модели, макеты и т.д. и т.п. Нам будет важен ваш личный вклад в идею и ее воплощение. Дерзайте и показывайте всем плоды своих раздумий и трудов
    Методические рекомендации секции 1F

    (1G) Энергетические системы будущего
    Базовая организация:
    Научный руководитель: Ольга Владимировна БЕЛОВА, кандидат технических наук, доцент кафедры «Вакуумная и компрессорная техника» МГТУ им. Н.Э. Баумана
    Вопросы преобразования видов энергии, использования различных видов энергии, повышение эффективности энергетических систем, применение сжатого газа, холодильная техника, вопросы использования вакуумных технологий, способы измерения давления, использование безмашинных способов получения тепла и холода, например, с помощью термоэлектричества, передача энергии на расстоянии, вопросы отопления и вентиляции, вопросы безопасности жизнедеятельности, экологии техносферы
    Методические рекомендации секции 1G

    (1H) Альтернативные источники энергии
    Базовая организация: факультет «Энергомашиностроение» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана
    Научный руководитель: профессор Владимир Анатольевич МАРКОВ, доктор технических наук, заведующий кафедрой «Поршневые двигатели» МГТУ им. Н.Э. Баумана
    Альтернативные источники энергии: солнечная энергетика, ветроэнергетика, гидроэнергетика, приливная и геотермальная энергетика, биотоплива и другие возобновляемые источники энергии
    Методические рекомендации секции 1H

    (1J) Биомедицинская техника
    Базовая организация: факультет «Биомедицинская техника» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана
    Научный руководитель: профессор Сергей Игоревич ЩУКИН, доктор технических наук, декан факультета «Биомедицинская техника» МГТУ им. Н.Э. Баумана
    Варианты диагностического и лечебного применения биотехнических систем, особенности взаимодействия различных факторов с биообъектами с акцентом на электромагнитные поля. Использование информационных технологий при решении биомедицинских задач. Проектирование приборов и аппаратов биомедицинского назначения

    (1L) Интеллектуальные компьютерные системы
    Базовая организация: факультет «Робототехника и комплексной автоматизации» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана
    Научный руководитель: профессор Анатолий Павлович КАРПЕНКО, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой «Система автоматизированного проектирования» МГТУ им. Н.Э. Баумана
    Базы знаний, инженерия знаний, многоагентные системы, эволюционные вычисления и генетические алгоритмы, технология искусственных нейронных сетей, теория «мягких» вычислений, распознавания образов, теория принятия решений, поддержка общения человека с компьютером на естественном языке, когнитивное моделирование
    Методические рекомендации секции 1L

    СИМПОЗИУМ 2. Естественные науки и современный мир

    (2А1) Физика и познание мира
    Базовые организации: факультет «Фундаментальные науки» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана
    Научный руководитель: профессор Андрей Николаевич Морозов, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой «Физика» МГТУ им. Н.Э. Баумана
    Научное направление секции посвящено изучению аэрогидродинамических, теплофизических, электромагнитных, электрических, механических, оптических, термомеханических, геофизических и других процессов, описывающих физические явления. Принимаются работы как в области теоретической и экспериментальной физики, так и в области компьютерного моделирования физических процессов, разработки и создания физических приборов для измерений, диагностики и контроля

    (2А2) Физика, лазерные и нанотехнологии
    Базовые организации: Институт общей физики имени А.М. Прохорова Российской академии наук
    Научный руководитель: Екатерина Владимировна БАРМИНА, кандидат физико-математических наук, заведующая лабораторией Научного центра волновых исследований Института общей физики имени А.М. Прохорова РАН
    Научное направление секции посвящено проблемам оптики и лазерной физики, вопросам лазерной медицины, создания новых наноматериалов и изучения их физико-химических свойств, исследования процессов магнетизма при сверхнизких температурах, а также лазерной спектроскопии. В рамках секции предлагается обсудить предложения и научные работы, связанные с интерференцией и дифракцией света, голографией, принципами устройства лазеров и их оптических составляющих. Планируется рассмотрение проблем в области криогенной техники, сверхпроводников, а также роста кристаллов. Кроме того, часть секции будет посвящена туннельной, зондовой, сканирующей и атомно-силовой микроскопии. Особое внимание будет уделено исследованию оптических свойств нанообъектов и их морфологии

    (2А3) Технологии создания новых материалов
    Базовые организации: Институт металлургии и материаловедения имени А.А. Байкова Российской академии наук
    Научный руководитель: Алексей Георгиевич КОЛМАКОВ, член-корреспондент РАН, доктор технических наук, заместитель директора Института металлургии и материаловедения имени А.А. Байкова
    Физико-химические основы создания металлических, керамических и композиционных наноматериалов и нанотехнологий; поверхностные явления, коллоидные и наночастицы; физико-химическая механика; аддитивные технологии; биоматериалы; материаловедение

    (2В1) Химия и химические технологии
    Базовая организация: факультет Естественных наук Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева
    Научный руководитель: профессор Сергей Николаевич СОЛОВЬЕВ, доктор химических наук, заведующий кафедрой общей и неорганической химии РХТУ им. Д.И. Менделеева
    Теоретическая и экспериментальная химия, общая и неорганическая химия, аналитическая химия, органическая химия, физическая химия, квантовая химия, коллоидная химия, фармацевтическая химия и биохимия, химическая технология и биотехнология, химическое машиностроение

    (2В2) Междисциплинарные химические технологии
    Базовая организация: Институт тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова,
    Научный руководитель:
    Междисциплинарные исследования, в которых химия и химические технологии тесно связаны с другими областями знаний, например, физикой, биологией, математикой, медициной. Принимаются как теоретические, так и экспериментальные работы, выполненные в различных областях химии, химических технологий с привлечением широкого круга физико-химических, биологических подходов и новейших информационных технологий
    Методические рекомендации секции 2B2

    (2С1) Проблемы загрязнения окружающей среды
    Базовая организация:
    Научный руководитель: профессор Алексей Иванович ЩЕГЛОВ, доктор биологических наук, заведующий кафедрой радиоэкологии и экотоксикологии МГУ имени М.В. Ломоносова
    Загрязнение водных и наземных экосистем, загрязнение городских ландшафтов, вклад промышленных объектов в загрязнение окружающей среды

    (2С2) Экология, биотехнология и науки о растениях
    Базовая организация: ФГБУН Институт физиологии растений имени К.А.Тимирязева Российской академии наук
    Научный руководитель: профессор Дмитрий Анатольевич ЛОСЬ, доктор биологических наук, директор Института физиологии растений имени К.А.Тимирязева РАН
    Общая и прикладная экология (биоэкология, экология растений (изучение различных видов растений и фитоценозов, редкие виды растений, экология высших растений, экология микроводорослей), прикладная экология) физиология растений, ботаника, биотехнология, биоинженерия, биоэнергетика, пищевые и лекарственные растения

    (2D1) Биосфера и проблемы Земли
    Базовая организация: факультет почвоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
    Научный руководитель: Иван Иванович СУДНИЦЫН, доктор биологических наук, кандидат сельскохозяйственных наук, академик Российской академии естественных наук, профессор кафедры физики почв факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова
    Биосфера - строение, компоненты, свойства. Водные и наземные экосистемы - их современное состояние и функционирование. Почвы, городские и естественные ландшафты

    (2D2) Общая биология
    Базовая организация: факультет почвоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
    Научный руководитель: Вера Петровна САМСОНОВА, доктор биологических наук, доцент кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова
    Направление «Общая биология» рассматривает работы, посвященные изучению общих вопросов биологии, систематики и классификации биологических объектов (в частности, ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и психологии человека), экологии и биогеоценологии
    Методические рекомендации секции 2D

    (2Е1) Системная биология и биотехнология
    Базовая организация: Федеральный исследовательский центр «Фундаментальные основы биотехнологии» Российской академии наук
    Научный руководитель: профессор Константин Георгиевич СКРЯБИН, доктор биологических наук, академик Российской академии наук и Российской академии сельскохозяйственных наук, научный руководитель ФИЦ «Биотехнологии» РАН, заведующий лабораторией системной биологии растений ФИЦ «Биотехнологии» РАН
    Системная биология – это новая междисциплинарная быстроразвивающаяся область современной биологии, которая изучает биологические объекты как системы, интегрируя данные о геноме, его транскрипционной и протеомной активности, метаболизме. Системная биология собирает и анализирует информацию из различных областей наук для того, чтобы понять функциональные свойства живых систем в целом. Примером практического использования системной биологии является компьютерное моделирование, например, с целью более эффективного поиска новых лекарственных средств для лечения опасных заболеваний. Для рассмотрения на секции принимаются работы, охватывающие такие направления как: биоразнообразие, геномика и постгеномные исследовательские платформы для биотехнологии и биомедицины, биоинженерия, генетическая инженерия микроорганизмов, растений и клеток млекопитающих, биокатализ, системна биология, структурная биология

    (2Е2) Биомедицина
    Базовая организация: Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Научный руководитель: Денис Владимирович РЕБРИКОВ, доктор биологических наук, проректор по научной работе РНИМУ имени Н.И. Пирогова, заведующий лабораторией редактирования генома ФГБУ «НМИЦАГиП имени Кулакова»
    Биомедицина является фундаментом для применения новейших научных разработок в практическом здравоохранении, обеспечивает формирование основ клинической медицины. Секция объединяет исследования и разработки в области фундаментальных наук, таких, как химия, биологическая химия, биология, гистология, генетика, микробиология, эмбриология, анатомия, физиология, патология, биомедицинский инжиниринг и др., направленные на создание новых методов диагностики и лечения различных заболеваний человека

    (2F) Химико-физическая инженерия
    Базовая организация: Институт химической физики имени Н.Н. Семенова Российской академии наук
    Научный руководитель: профессор Виктор Андреевич НАДТОЧЕНКО, доктор химических наук, директор Института химической физики РАН
    Синтез композиционных материалов. Инновационные технологии и продукты в области переработки природного и попутного нефтяного газа. Аддитивные технологии. Технологии в области экологической безопасности. Альтернативная энергетика. Лазерные технологии

    (2G) Астрономия
    Базовая организация: Институт астрономии Российской академии наук
    Научный руководитель: Дмитрий Зигфридович ВИБЕ, доктор физико-математических наук, заведующий отделом физики и эволюции звёзд Института астрономии РАН
    История астрономии, небесная механика, искусственные небесные тела, Солнечная система, астероидно-кометная опасность, образование планетных систем, внесолнечные планеты, астробиология, эволюция звёзд, тесные двойные системы, спектроскопия, физика межзвёздной среды, физика галактик, звездообразование, переменные звёзды, астробиология

    (2Н) Земля и Вселенная
    Базовая организация: Институт космический исследований Российской академии наук
    Научный руководитель: Олег Игоревич КОРАБЛЕВ, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института космических исследований РАН
    На сегодняшний день существуют три главных фундаментальных вопроса: как возникла и эволюционировала во Вселенной наша Солнечная система, описание Земли как космической экосистемы и Земля как одна из планет огромного множества планет в нашей Галактике. Тематика секции состоит из четырех направлений: 1) исследование астрофизических процессов; 2) исследования Солнечной системы; 3) солнечно-земные связи; 4) исследования Земли из космоса

    СИМПОЗИУМ 3. Математика и информационные технологии

    (3B) Математика и компьютерные науки
    Базовая организация: Научно-учебный комплекс «Фундаментальные науки» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана
    Научный руководитель: профессор Юрий Иванович ДИМИТРИЕНКО, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой «Вычислительная математика и математическая физика», директор НОЦ «СИМПЛЕКС» МГТУ имени Н.Э. Баумана
    Работы в области дифференциальной геометрии, дискретной математики, механики сплошных сред, вычислительной математики, обработки данных, информационных технологий, компьютерного и геометрического моделирования. Нестандартные задачи в математике и механике. Работы, содержащие вместе с математическими постановками задач, запрограммированные алгоритмы решения этих задач на С++
    Методические рекомендации секции 3B

    (3D) Информатика, вычислительная техника, телекоммуникации
    Базовая организация: МИРЭА – Российский технологический университет
    Научный руководитель: профессор Александр Сергеевич СИГОВ, академик Российской академии наук, доктор физико-математических наук, президент «МИРЭА – Российский технологический университет»
    Информатика и вычислительная математика. Информационные технологии в науке, технике, образовании. Нетрадиционные архитектуры вычислительной техники. Модели решения функциональных и вычислительных задач. Обучающие, тестирующие, моделирующие программные средства. Автоматизация тестирования программного обеспечения и различных электронных систем. Администрирование баз данных и компьютерных сетей. Системы автоматизации технологических процессов и производств
    Методические рекомендации секции 3D

    (3Е) Умные машины, интеллектуальные конструкции, робототехника
    Базовая организация: МИРЭА – Российский технологический университет
    Научный руководитель: профессор Александр Сергеевич СИГОВ, академик Российской академии наук, доктор физико-математических наук, президент «МИРЭА – Российский технологический университет»
    Мехатроника, мехатронно-модульные устройства и их системы управления. Робототехника, новые кинематические схемы, алгоритмы управления, аппаратно-программные средства систем управления. Искусственный интеллект и интеллектуальные системы управления. Автономные (интеллектуальные) роботы. Автоматизированные системы проектирования, обучения и самообучения
    Методические рекомендации секции 3E

    (3F) Математика и ее приложения в информационных технологиях
    Базовая организация: МИРЭА – Российский технологический университет
    Научный руководитель: руководитель: профессор Александр Сергеевич СИГОВ, академик Российской академии наук, доктор физико-математических наук, президент «МИРЭА – Российский технологический университет»
    Работы в области математического анализа, алгебры, теории чисел, теории графов, дискретной математики и их приложения в информационных технологиях. Нестандартные задачи в математике и информационных технологиях. Решение проблем в области основ математики и информационных технологий в частных случаях. Решение математических задач с использованием информационных технологий
    Методические рекомендации секции 3F

    (3G) Информационные технологии, автоматизация, энергосбережение
    Базовая организация: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
    Научный руководитель: профессор Сергей Владимирович СОЛОДОВ, кандидат технических наук, заместитель директора Института информационных технологий и автоматизированных систем управления НИТУ «МИСиС»
    Работы в сфере программной инженерии, автоматизированных систем, компьютерной безопасности, разработки мобильных и web-приложений, компьютерного дизайна, энергосберегающих технологий, математического моделирования

    (3H) Искусственный интеллект и математика
    Базовая организация: Институт проблем искусственного интеллекта Федерально-исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук
    Научный руководитель: профессор Геннадий Семенович ОСИПОВ, доктор физико-математических наук, директор Института проблем искусственного интеллекта ФИЦ ИУ РАН
    Основы информатики и информационных технологий. Распознавание образов и обработка изображений. Интеллектуальный анализ данных и прогнозирование. Информационное моделирование и вычислительные методы. Прикладные аспекты и методы информатики. Информационные методы автоматизации и управления. Методы и модели машинного обучения. Когнитивные исследования. Параллельные и распределенные вычисления, облачные сервисы и технологии. Информационные системы и информационная безопасность. Искусственный интеллект и принятие решений. Алгоритмические методы. Анализ сетевых структур. Технологии анализа больших данных
    СИМПОЗИУМ 4. Наука, техника, искусство: взгляд в будущее

    (4А) История
    Базовая организация: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт всеобщей истории Российской академии наук
    Научный руководитель: Анастасия Сергеевна МАЙЕР, кандидат исторических наук, руководитель Центра взаимодействия науки с общеобразовательной школой ИВИ РАН
    Исследования в области всемирной (глобальной) истории, истории России, регионоведения, историографии, археологии, источниковедения, методологии исторической науки, междисциплинарных подходов к научным проблемам, философии истории

    (4B) Археология
    Базовая организация: Институт археологии Российской академии наук
    Научный руководитель: Николай Андреевич МАКАРОВ, академик РАН, вице-президент РАН, доктор исторических наук, директор Института археологии РАН
    Принимаются работы, рассматривающие: научные исследования в области археологии, истории древних и средневековых обществ и культур; проблемы изучения и сохранения археологического наследия, консервации, реставрации и музеефикации находок; работу с музейными коллекциями, картографическим материалом, систематизацию археологических памятников по данным литературы, хронологию: от древности до нового времени

    (4C) Социология
    Базовая организация:
    Научный руководитель: Наталья Сергеевна ГАЛУШИНА, кандидат культурологии, доцент кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета
    Социальные институты; социальные группы и сообщества в современном мире; социальные движения в современной России; субкультурные группы; формы и способы групповой и персональной идентификации; социальная, культурная, этническая, конфессиональная, региональная идентичности; социальное проектирование; формы и способы социальных коммуникаций в информационном обществе; социальное поведение в Сети

    (4D) Экономика и экономическая политика
    Базовая организация: Российский государственный гуманитарный университет
    Научный руководитель: профессор Валерий Николаевич НЕЗАМАЙКИН, доктор экономических наук, заведующий кафедрой финансов и кредита Российского государственного гуманитарного университета
    История экономических учений, основы экономической теории, экономическая система, рынок и роль государства в современной экономике, экономические реформы, экономических рост, деньги и денежно-кредитные отношения, финансы и финансовая система, налоги и налогообложение, инфляция, рынок труда, занятость и безработица, человеческие ресурсы и оплата труда, человеческие капитал, экономическая дифференциация общества, основы предпринима-тельства, реальный сектор экономики, социально-экономическая сфера, гуманитарный сектор экономики, бухгалтерский учет в организациях, экономика общественного сектора, экономико-математические методы, экономическая география, коммерческая деятельность, внешнеэкономическая деятельность

    (4E) Культурология
    Базовая организация: Российский государственный гуманитарный университет, кафедра истории и теории культуры
    Научный руководитель: профессор Галина Ивановна ЗВЕРЕВА, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории и теории культуры, и.о. декана факультета культурологии Российского государственного гуманитарного университета
    Культурные формы, процессы и практики; способы в истории и современности; языки и символы культуры; культурные коды, ценности и нормы; культурная память; культурные традиции: преемственность и разрывы; история культуры стран и регионов мира; история культуры России; локальные культуры; конструирование культурной картины мира; формы и способы социокультурной идентификации; формы и способы межличностных и межкультурных коммуникаций в глобальном и локальном контекстах; культура межконфессионального диалога; информационная среда современной культуры; социальные институты культуры; современная культурная политика; сохранение культурного и природного наследия; экономика культуры; современные методы управления в сфере культуры; проектная деятельность в сфере культуры; просвещение и образование в сфере культуры

    (4F) Лингвистика
    Базовая организация: Российский государственный социальный университет
    Научный руководитель: Елена Юрьевна СКОРОХОДОВА, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и литературы Российского государственного социального университета
    Лингвистика – это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. Лингвистика в широком смысле слова (познание языка и передача результатов этого познания другим людям) подразделяется на теоретическую лингвистику (научную, предполагающую построение лингвистических теорий); прикладную лингвистику (специализирующуюся на решении практических задач, связанных с изучением языка, а также на практическом использовании лингвистической теории в других областях); практическую лингвистику (ту сферу, где реально проводятся лингвистические эксперименты, имеющие целью верификацию положений теоретической лингвистика и проверку эффективности продуктов, создаваемых прикладной лингвистикой). На данную секцию принимаются работы по теоретической, прикладной и практической лингвистике
    Методические рекомендации секции 4F

    (4G) Психология
    Базовая организация: Психологический институт Российской академии образования
    Научный руководитель: профессор Диана Борисовна БОГОЯВЛЕНСКАЯ, доктор психологических наук, главный научный сотрудник, руководитель группы диагностики творчества Психологического института РАО
    Общая психология (когнитивные процессы, в т.ч. мышление и творчество, эмоции и чувства, воля); психология личности (мотивы и потребности, смысловая сфера личности, жизненный путь); психология развития (особенности психического развития на разных возрастных этапах); социальная психология (межличностные и межгрупповые отношения, этнопсихология, общение, влияние, массовые коммуникации); психофизиология и психогенетика (биологические и нейрофизиологические механизмы психических процессов и поведения); зоопсихология (особенности психики животных); прикладная психология (помогающие практики, юридическая, инженерная, организационная, политическая психология и т.п.). В связи с юбилеем Д.И.Менделеева приветствуются работы затрагивающие проблематику творчества, осмысление процесса открытий
    Методические рекомендации секции 4G

    (4H) Филологическая наука: шаг в эру цифровой коммуникации
    Базовая организация: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
    Научный руководитель: профессор Виталий Григорьевич КОСТОМАРОВ, академик РАО, доктор филологических наук, Президент Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина
    Коммуникация как практика речевого общения; специфика и функции цифровой коммуникации в современном мире; языковая личность пользователя интернета; способы передачи информации в цифровую эпоху; каналы цифровой коммуникации, смешение знаковых систем и поликодовые сообщения; дисплейные тексты; компрессия как черта электронных сообщений; разговорно-литературная разновидность общения в интернет-сети; электронный документ; элементы этикета в цифровом общении; современная сетература, особенности функционирования литературы в цифровой среде, обучение чтению художественной литературы с применением информационно-коммуникационных технологий, визуализация произведений русской литературы в современной культуре

    (4J) Прикладное искусство и дизайн
    Базовая организация: Институт искусств, Институт дизайна Российского государственного университета имени А.Н.Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
    Научный руководитель: профессор Николай Петрович БЕСЧАСТНОВ, доктор искусствоведения, декан Института искусств РГУ имени А.Н.Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
    Выполнение научно-творческой работы в области прикладного искусства и дизайна, отражающей новизну и оригинальность художественного образа

    Начало АБА или первые шаги в светлое будущее!

    И нформацию об поведенческой терапии я нашла довольно быстро, в первые же дни как узнала, что у нас а утизм! Видела я несколько видео и общий принцип поняла: стул, стол, ученик -учитель, четкая команда дай банан, ребенокдает банан и получает награду в виде еды, похвалы или другого поощрения. Но меня в начале не увлекло, слишком много было информации вообще и диета изначально поглотила все мое время и энергию.

    Началом моего интереса и веры в АБА стала книга Кетрин Морис, о которой я упоминала выше. Еще не дочитав ее, я стала вдумчивее интерисоваться АБА, пересмотрела десятки видео, пытаясь найти ответ что это такой и как же, с чего начать. Долго таких ответов не было. Принцип был понятен, давать команды и поощрять их выполнение. Но нужны были тонкости и чей то опыт. В моем маленьком городишке я даже икать не стала. В Интернете информации было много, но общей, я углубилась в статьи и проводила в поисках все свое время. Пока я искала и собирала по крупицам теорию, я все больше загоралась этой идеей, занятия где можно обучать, играть, развивать — но как же начать?

    Конечно же, я и раньше пыталась заниматься с сыном, дома были Школа 7 гномов и книжки и попытки заниматься мы делали регулярно. Когда сыну было 5 месяцев мы начинали занимались по методике Домана и хорошо продвинулись. Сынок уверенно показывал цифры, цвета, слова, животных. Но когда Максиму был год и я попала в больницу,все наши занятия прекратились, а потом и вообще забросились, за неимения интереса у обоих сторон. Карточки сынок всегда любил. Но систематически заниматься мы перестали. Изредка пытались, но Максим не проявлял интереса к новому, игнорировал, от любых занятий убегал и все мои попытки отвергал на корню. 8 месяцев «Умничка»

    Рисовать, лепить, слушать или листать книжечки, учить части тела, показывать где киски и собачки сыну было не интересно. Более того, в моем обществе вообще мало, что было интересно. Только игрушки и свои игры были нужны сыну. Как же начать АБА, где кроме обучения в принципе, еще и за столом надо научить сидеть? Я не знала как приступить и решиться.

    Мои сомнения развеял муж, впервые услышав про АБА и посмотрев два видео отобранных мною, муж пошел в кухню, усадил сына за его столик и провел первое занятие. Я была в шоке, мялась под дверью и плакала вместе с сыном. Тем не менее я считаю, что все правильно. Хотите помочь своему аутенку, хотите занятий — начните их!Пока вы думаете и ищите специалиста или информацию, вы уже сможете научить ребенка сидеть за столом и играть с вами.

    Мы наделали кучу ошибок и многое делали не так, но мы занимались интуитивно, смотря на своего ребенка и его возможности. Это был правильный подход. И эффект превзошел все наши ожидания. Первую неделю мы с мужем занимались по очереди 2-3 раза в день. Сынок рыдал, плакал, возмущался, занятие максимально длилось 20-30 минут. Когда занимался муж я позорно уходила гулять с собакой, слушать рыдания сына я не могла. В наших с Максом занятиях всегда было меньше слез, я притаскивали любимые сортеры сыночка и деревянные рамочки и ими разбавляла задания и упражнения которые мы пытались вводить. Вводить новое мы пытались регулярно, пробуя и ошибаясь, корректируя походу и меняя стратегию и планы, читая новую информацию мы добавляли и убирали… Через неделю когда мы немного успокоились и попривыкли, стало намного проще. Неожиданно для нас ребенок наш тоже привык и все пошло намного лечге и быстрее.


    С чего же начать: -найти в доме или магазине удобный стол и стул(мы использовали в начале стульчик для кормления)

    Заниматься сколько возможно часто и немного увеличивать время занятий в первое время;

    — выбрать место, время, сделать занятия привычными, регулярными;

    Использовать все что интересно ребенку, обыгрывать любое увлечение;

    Всегда начинать и заканчивать интересным;

    Чаще помогать и хвалить;

    К концу первой недели Максим уже самостоятельно садился в стульчик и не плакал, он знал что ему будут давать награду и ждал ее, нехотя, сталдавать пять рукой. Чаще стал откликаться на имя и смотреть на учителя, научился давать банан и машинку. Самым удивительным было, что сынок с удовольствием смотрит карточки и даже методом тыка показывал мне где какая цифра или животное, наугад конечно, но главное он показывал и ему нравилось. Сынок очень нас радовал. Но из-за наших метаний и неумения нам казалось, что этого мало.

    Мы видимо все делали не так, учили и тому и сему, а надо было учить всегда откликаться на имя и только за это давать награду. Надо было чтобы ребенок всегда смотрел в глаза и за стульчиком и на улице, и всегда всегда откликался на имя. Надо было отшлифовать каждое умение и свести награду за выполнение постепенно к минимуму… Мы же учили сразу всему, периодически развлекали и утешали, совсем не ругали и не могли требовать выполнения нашихинструкций, сынок не понимал их и плакал, поэтому мы просто приспосабливались. Делали за сына и вместе с ним, хвалили малейший намек на выполнение и даже любой сортер или рамочку которые сынок и так без конца собирал награждали кусочком еды. Нам было важно чтоб сынок научился сидеть, играть, заниматься, именно с нами и именно в виде занятия. Мы добились своего путем проб и ошибок.

    Вторая неделя нас очень порадовала и принесла потрясающие для нас успехи! Сынок занимался уже 40-50 минут 4-5 раз в день, вообще без слез, садился сам в стульчик, смотрел и ждал следующей игрушки или просьбы, но конечно же далеко не все выполнял. Н ачитавшись книг мы навводили заданий на имитацию: стукни, потряси, хлопни, покажи и т.д. Максим протестовал, он уже не плакал, но ныл, ложился на стол и отказывался от любых действий связанных с имитацией. Мы занимались часто, менялись с мужем и делали все немного по-разному, но с имитацией так и не продвинулись.

    Третья неделяпрошла уже более менее спокойно, мы вошли в ритм занятий. Я нашла и прочитала книгу Ловааса, многое для себя поняла и прояснила, но решила уже ничего координально не менять. Две первые недели принеслистолько результатов и успехов, сколько не принесли пол года моих попыток позаниматься в детской или на горшке. Менявсегда игнорировали, а тут пусть не во всем, но успех.

    Мы были рады и горды, немного переживали, что все делаем нетак, но ребенок наш менялся, он становился сообразительнее, он был все чаще при деле, он развивался. Максим стал лучше откликаться на имя и чаще смотреть в глаза. Успех наш не прошел не замеченным. Единственная подруга которая знала про аутизм отметила что ребенок стал более живой, контактный и улыбчивый.

    К 4 недели прогресс пошел очень быстро и очевидно. Сынок понял и с легкостью начал раскладывать различные пары: картинку на картинку, подобное на подобное. Теперь имея пару можно было раскладывать все что угодно: цвета, формы и предметы. Здесь был активный прорыв, что дало мне возможность закрепить или начать новые игры и задания. Усложнились вкладыши и рамочки, Максим начал собирать свои первые пазлы для малышей. Половинки форм и фруктов.

    Я ликовала, я получила заслуженную возможность ринуться в магазин книжек и игрушек и скупить там кучу бумажных развиваек на логику. Были куплены и другие игрушки, добавились так же новые карточки к обучению. Хотя проблем все еще было много, путь который мы прошли за этот первый месяц АБА и результат который получили уже первзошел ожидания и дал нам сил двигаться дальше.

    Что же такое АБА или основа основ!

    Вот правила которые я для себя установила:

    Хотите АБА, начните(найдите в доме стул, стол и попробуйте провести первое занятие);

    Переждите негативные реакции, слезы и истерики, отвлекайте;

    Просто играйте за стульчиком, общайтесь, привыкайте;

    Увеличивайте постепенно время занятия и количество уроков в день;

    Составьте примерный план чему хотите учить, заведите тетрадку, записывайте результат занятий, добивайтесь целей;

    Найдите любимые игрушки, еду и занятия для поощрения;

    Первая неделя-месяц могут уйти на привыкание к сидению и занятиям, наберитесь терпения;

    Если в течении недели какое то упражнение не продвинулось, уберите его на лучшие времена или смените тактику;

    Разнообразие заданий, игрушек и развиваек, сделайте АБА интересным;

    Будьте последовательны, будьте терпеливыми, но требовательными;

    Приз должен быть заслуженным и желанным, добивайтесь выполнения;

    Больше помагайте и не скупитесь на похвалу;

    Снимайте свой занятия на видео. Мне это очень помогало следить за динамикой и отслеживать ошибки;

    Верьте в успех, никто кроме вас не знает так вашего ребенка!

    Чему можно учить:

    1) сидеть за столом, играть, играть с мамой, брать и давать предметы, смотреть в глаза. слушать команды, взаимодействовать

    2)имитация звуков(ааа, ууу, иии и т.д) или действий (покажи часть тела, похлопай, потопай, где мама, папа, стукни, потряси, открой, дай, положи и т.д)

    3)игры за столом(пазлы, сортеры, матрешка. головоломки, кубики, рисование, лепка, игры на музыкальных инструментах, крупа и т.д)

    4)игры на развитие: найди пару, подобное на подобное, подобное на не подобное, сортировка по 1 признаку, контуры, размеры, цвета.формы, счет, буквы и т.д

    5) Речь, ответы да и нет, чтение, лего или переливание воды, все что угодно и к чему есть склонность у ребенка.

    Не важно чему учить, собирать пазл или складывать слова, показывать картинки или приносить предметы, главное сделать занятие интересным, разнообразным, приятным. Первое время не обойтись без поощрения, это могут быть мыльные пузыри или глоток сока или маленький кусочек фрукта. Необходимо что бы ребенок понял, что за правильное выполнение или попытку выполнения, мама говорит МОЛОДЕЦ и вознаграждает. Как только это понимание придет, с ребенком станет намного проще. Желаемое поведение поощряется, не желательное-игнорируется. Ребенок очень скоро сделает правильный выбор, втянется в игры за столом, в общение, он заметит вас и материалы. Он полюбит какие то игры и занятия и ими вы будуте разбавлять новый или сложный задания.

    Есть несколько правил:
    -поощрение должно быть выдано непосредственно в момент выполнения
    -заслуженность поощрения обязательна
    -не перекармливайте
    -сделайте вместе с ребенком и похвалите
    -в следующий раз ослабъте помощь и дайте больше времени
    -в последующий раз подождите и поманите вознаграждением и за малейшую попытку-бурно порадуйтесь и вознаградите
    -как только задание освоено чередуйте выдачу вознаграждения и просто похвалу в произвольном порядке
    -усложняйте сами задания, меняйте материал и вносите варианты
    -начинайте и заканчивайте интересным
    -следите за лишними подсказками
    -меняйте среду в которой обучаете, не только за столом, но и на полу, не только красная машинка, но и синяя и т.д
    -переигрывайте, гладьте и хвалите вашего ребенка за сотрудничество и удачные попытки
    -подносите материал ближе к лицу, обращайте на себя внимание прежде чем дать задание
    -не прерывайте занятие по инициативе ребенка
    -при отказе доделайте рукой ребенка задание и похвалите несмотря на сопротивление
    -не разрешайте раскидывать материал
    -используйте интересы вашего ребенка в занятиях
    -ведите записи того чему учите и в чем добились результата
    -получайте удовольствие от занятий

    Правильно выбирайте поощрение, очень важно чтобы награда была нужной ребенку, мультики или компьютер, еда или наклейки. Вам лучше знать, что привлечет вашего ребенка. Если вы выбираете еду, а это проще всего на первых этапах, следите что бы занятие не проходило сразу после обеда или ужина. Чтобы выбранная еда была желанная для ребенка и делилась на маленькие кусочки, не должно быть перенасыщения. За более сложные задачи можно давать более вкусную еду или более крупный кусочек. Любой фрукт, если его порезать может служить поощрением, киви, банан, яблоко и т.д. Чернослив, изюм, сушеный ананас, курага, орехи. Если ваш ребенок любит только крекер или конфетки, вы можете первое время давать их.

    Дрессировка! За и против!

    Угощение в виде награды или другое материальное поощрение это необходимость для аутиста, ему нужен дополнительныйстимул, без этого не будет движения вперед. Аутенку нужна цель впереди. Не переживайте что ребенок делает«команды за еду», «дрессируется» и т.д. Да, дрессировка, но эта мера вынужденная, временная. Научить ребенкановому, это наша задача и здесь все средства хороши. Со временем когда навык будет освоен, поощрение заменится обычными спасибо или молодец. Надо просто помочь малышу научиться!

    Отбросьте лишнее мысли и переживания, не слушайте тех кто говорит гадости про АБА терапию и ее подход. Аутенок в раннем возрасте, не способен понять, что если он постарается то пойдет гулять или получит мультик. Удаленная по времени награда не служит стимулом. А вот видимое поощрение и поведенческая терапия научит вашего ребенка массе полезных и нужных вещей. Поверьте, АБА сделает вашу жизнь проще и приятней. Кроме того что научит вашего ребенка показывать нос и собирать пазлы…

    Ваш ребенок, вам выбирать методы воспитания и вам в итоге с ребенком жить. Воспитанием занимается каждая мама, правила и способы давно придуманы, только не у всех мам особые дети. Нам нужна помощь поощрений, нам важен конечный результ — самостоятельный ребенок, умеющий одеваться и помогать по дому, способный пойти в детский сад и школу.

    Разве это не стоит горсти изюма в виде поощрения?

    Чему же учить? Этот вопрос вряд сильно вас беспокоит, список того чему бы вы хотели научить своего ребенка, огромен и наверняка пополняется. Вам известно, что умеют другие дети и вы жаждите чтобы и ваш сынок или дочка преуспели в самообслуживании и мелкой моторике, а также в других областях.

    Не важно с чего вы начнете учение, главное что бы вы не начали с трудного задания и тем не сделали обучение тяжелым и неуспешным. Мы с мужем когда то резко начали наши занятия АБА и поэтому прошли через слезы, крики и сползания со стула. Наш сын научился «плавать» вопреки, а не благодаря нам. Есть более щадящие способы начать занятия и первые умения, сидеть и смотреть на учителя. Медленно, постепенно к прогрессу можно прийти более мягко.

    Если ваш ребенок не умеет сидеть, играть, целыми днями качается и перекладывает вещи, вам важно просто внести в вашу и его жизни какие либо занятия и интересное совместное препровождение. Не нагружайте ребенка, аведите его за собой, учите. Постепенно. Если вы не научите ребенка концентрировать на вас внимание, смотреть и реагировать наимя, сидеть и не убегать со стульчика, вам вряд ли удастся научить его чему-либо полезному.

    Пусть первые ваши занятия будут непродолжительными. Сделайте их регулярными, приятными и ожидаемыми для ребенка. Тогда процесс будет успешен. Скорее всегопервыми вашими уроками и заданиями станут концентрация. Сидение на стуле на противвас, реагировать на имя, смотреть в глаза. Банально, но если ребенок не умеет даже этого, то вряд ли вы уговорите его похлопать в ладоши.Я в свое время научила ребенка сидеть и садится, выполнятькоманды и играть в предложенные игры, ребенок ждал следующего задания, был сконцентрирован, усидчив, но на имя так и ненаучились реагировать всегда, это моя ошибка, теперь мне этого не хватает. Команда посмотри на меня очень нужна при изучении имитации. Будьте терпеливы, последовательны, не спешите так как я и вы сделаете меньше ошибок. Для того и написана моя книга, помочь вам начать обучение, так чтобы ошибок, трудностей было как можно меньше.

    Первое что должен освоить ребенок:

    откликаться на имя

    подходить по имени

    садиться для небольших занятий

    концентрировать внимание на предметах или заданиях, лице учителя

    Во время обучения, не забывайте:

    Медленно но верно, даже если первое сидение на стульчике займет всего несколько секунд, это все равно начало, не скупитесь на похвалу.

    Покажите лакомство ребенку и медленно поднесите к своему лицу -Посмотри на меня

    Игры должны быть интересными и тогда сидение с вами за столом станет для ребенка желанным.

    Пользуйтесь знакомыми словами и короткими предложениями

    Старайтесь быть постоянными в словах которые употребляете и интонации с которой говорите, если обучающих два, тосогласуйте свои команды(например садись, хорошо сидишь должно звучать одинаково, а не сядь или присядь)

    Следующими можно ввести первые игры на внимание, например прятанье еды под бокал или платок или коробочку, положите вкусностьи пусть ребенок найдет, если может сам перевернет и откроет, усложняйте. Ку-ку под полотенцем, спрячьте игрушку, еду или себя, концентрируйте внимание ребенка с помощью игры. Простое складывание в коробочку, примитивные сортеры с крышечками, начинайте с малого… Щекотка, поглаживание, оживление и радость во время ваших занятий только приветствуются.

    Далее переходите к имитации или частям тела, если вам так же как и мне кажется, что есть более нужные вещи чем показывать нос и ушки, то вы не правы. Я увидела это на примере своего сына, знание частей тела необходимо ребенку, что бы узнать себя, возможности своего организма, скоординировать действия рук и глаз. Максиму безумно нравилось показывать носик и пупочек, он так старательно их находил и так радостно показывал, как будто впервые увидел и понял что они принадлежат ему. Не пропускайте простые, но такие важные действия. Пусть какие то действия вам кажутся важнее и нужнее, будьте последовательны. Скоро обучение пойдет быстрее, каждый день будет приносить новые победы.

    Из первых занятий за столом можно ввести команду дай. Положите на стол удобный и значимый для ребенка предмет, мы использовали маленькую машинку и игрушечный банан, маленькие мячики, лимон и т.д То что знакомо ребенку и удобно поместится в руке. Положите сначала один предмет и скажите, дай машинку. Направьте руку ребенка так чтобы выполнить задание. Похвалите и наградите ребенку. Делайте это упражнение до тех пор пока ребенок не сможет дать вам машинку сам. На следующее занятие добавьте второй предмет, не похожий внешне и по смыслу на первый. Когда ребенок будет сам давать требуемый предмет из двух, добавляйте предметы, давая все время одну инструкцию — дай машинку. Когда ребенок безошибочно из 2-6 предметов дает нужный, можно перейти к изучению второго слова. Выберите второй предмет не похожим на первой и аналогично выучите команду «дай» с ним.

    Далее просите попеременно машинку или банан, таким образом вы научите ребенка команде дайи названиям двух, а потом и более предметов. Во время занятий и дня специально роняйте что то или кладите в зону видимости ребенка и просите дать маме мячик или веник, дай машинку и т.д, помогайте сами и хвалите за помощь и выполнение инструкции.Этот навык замечательно тренируется с папой, на полу кладутся, куклы, мишки, мячики и мама просит что то из этого, папа в свою очередь подводит ребенка к игрушкам и руками ребенка берет нужный предмет и дает маме, все бурно радуютсяи хвалят ребенка, не забывая наградить вкусностью. Наш сын такую игру очень любит и учится за одно занятие, правда предметы путает иногда или приносит все, лишь бы похвалили и наградили.Но понимание приходит, главное переносить полученные знания в жизнь.

    То же самое с указательным жестом, прежде чем что то дать ребенку, дайте команду покажи, и физически помогите выполнить указательный жест на желаемый объект. Похвалите и дайте желаемое. Выбрав знакомый предмет или картинку также сначала на одном, а потом увеличивая количество объектов, спросите, где банан? Потом добавьте вторую картинку или предмет и научите показывать на него. Снижайте подсказку, поощряйте и хвалите. Выучив две картинки, добавляйте новых, меняйте порядок и количество объектов. Переносите знания в жизнь, в течении дня спрашивайте ребенка где выученный объект, например мячик, где мама и т.д. Давайте ребенку выбор воду или чай? Банан или яблоко, поезд или машинка, стимулируйте указательный жест или хотя бы движение рукой в сторону желаемого объекта.

    После или одновременно с командами дай и покажи, можете учить ребенка действиям: подними руки, похлопай, покажи нос, попрыгай. Илис предметами: открой, постучи, пей, нажми, включи и т.д. Тренируются они так же за столом или в процессе игры, и обязательно отрабатываются в течении дня, в обычных для ребенка ситуациях. Поставьте перед ребенком коробочку и скажите открой, похвалите. Добавьте другой предмет, например ложку, научите ей стучать, в свободном порядке попросите ребенка сначала открыть, потом постучать, увеличивайте число предметов и действий которые нужно выполнить. То же самое с имитацией действий. За поощрение научите сначала одному действию, потом второму, чередуйте, добавляйте новые. Выбирайте те действия где можно помочь ребенку, не изучайте подряд два действия схожих между собой.

    Не все в наших занятиях с сыном было так четко и структурно. Из-за проблем со слухом совсем плохо вывполнялись голосовые интсрукции, только по образцу или методом рука в руке. Но мы много занимались и достаточно регулярно проводили занятия за столом и в течении дня, многому научились,вводили новые материалы и задания, усложняли. И добиль значительно прогресса и новых умений. Но через два месяца случился некоторый застой. Я перечитала книгу Ловааса, дабы вдохновиться и определиться, что же делать дальше. Я очень переживала, что время уходит, а сынок в общем то не сильно нагружен, какие уж тут 40 часов в неделю, которые рекомендуют тераписты, мы двоешники. Но кажется что мы и так уже на грани своих сил, к вечеру копится усталость. Мой сын научился немного имитировать и неплохо сравнивал предметы и картинки, но занятия застопорились. Я хотела большего, а в голове была каша из множества книг мною прочитанных, я знала что можно многому учить, команда дай, покажи, где, принеси, словарный запас, имитация перед зеркалом, моторика, самообслуживание…Но мне нужно было срочно упорядочить мои знания, наши достижения и наши планы.

    Я опять начала больше снимать на видео и именно так смогла оценить очевидный прогресс своего ребенка, как внимательно он занимается, как ждет нового задания. Как хорошо он садится и сидит, выполняет инструкции(по образцу). Не ноет, радуется, как улучшилась его моторика, сравнение, сложность заданий сильно возрасла, взаимодействие со мной многократно улучшилось. Любое задание ребенок позволяет выполнить своими руками!

    Но так же очевидны как и успех стали и ошибки учителя, то есть меня, я очень тороплюсь, суечусь, не даю больше времени на самостоятельное выполнить задания, подсказку не снижаю, в случае не выполнения сразу проделываю все руками сына, много хвалю, даже если выполнено совместно. Хотя хвалю конечно по-разному. Ввожу много сложного, так как мне свойственно хотеть большего. Много развлекаю сына, наше занятие больше похоже на игру, где все что сын не может сделать сам выполняет мама его руками. Тем не менее ребенок значительно продвинулся, многому научился. Все чтосын может выполнить самостоятельно я добиваюсь от него более настойчиво, использую любую заинтерисованность ребенка, постоянно вношу новое, усложняю, добавляю, придумываю, обязательно озвучиваю, подсказываю, направляю. Но я не всегда последовательна и строга, не говорю слова нет и нельзя. Немного тороплюсь и часто что то роняю)) Но прогресс настолько очевиден, что стоит двигаться дальше и совершенствоваться по ходу движения вперед.

    Продолжает улучшаться имитация, сделай так, все новые и новые задания идут хорошо. Втроем особенно легко обучать новые упражнения, стало возможным что то наподобие физкультуры, ручки вверх, сделай так, садись, присядь и т.д, пока только имитация. Слова по прежнему сын не понимает, иногда понимает но путает. Видимо в основном он опирается на интонацию и на последнее выученную команду. Но мы стараемся, стали более четкими в своих требованиях, действиях, отдельно изучаем каждое умение, отдельно принеси мячик, дай мячик, причем не только фиолетовый,но и зеленый мячик, не только в зале но и на кухне и т.д. Через два дня так же обучаем приносить машинку, потом смешиваем мячик и машинку, кладем в разные места, занимаемся четко и спокойно. Папа теперь у нас только руки ребенка и помощник, о том чему учить договариваемся заранее, а не решаем в второпях при ребенке. Мама командует и хвалит, папа только помогает и наблюдает. Иногда меняемся местами, также проводим такие занятия без помощника, отдельно папа, отдельно мама.

    В 2,5 года с ынок ПОБЕДИЛ горшок! Это невероятная победа, случилась очень неожиданно, хотя закономерно и очень долгожданно. Мы придумали свой медот приучения к горшку и он сработал. О нем будет написано в другой главе, и я думаю наш уникальный метод может помочь и другим аутистам. МаксимОСОЗНАНО научился пользоваться горшком, это стоило нам много сил и времени. Но как же приятна и важна была нам это победа. Это большой шаг вперед. Теперь придя домой или в гости. Мы подставляем сыну горшочек и получаем результат. Всегда!

    Во всех этих маленьких победах, горшке, имитации свою роль сыграла АБА, мотивация, поощрение. Подробнее об этом будет написано в отдельных главах. Но что АБА работает для аутистов я убедилась лично. Не нужно заставлять, нужно настаивать, можно заинтерисовать и увлечь, нужно использовать интересы ребенка. Не нужно усердствовать, нужно уметь требовать. Не нужно часов АБА, нужна последовательность и план, в конце концов нужен просто результат. А результат это новые умения, новые знания, новые игры и возможности. Все это даст вам АБА, нужно просто научиться и попробовать!