Познавательно-творческий проект «Приобщение дошкольников к этнокультурным традициям и обычаям народов Бурятии. Проект "Бурятские мотивы" по ознакомлению детей ДОУ с бурятской культурой проект (старшая, подготовительная группа) на тему Программа обычаи и т
приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений. Одно из направлений воспитания нравственно-патриотических чувств – национально-культурное выражается в знании подрастающим поколением своей национальной культуры, её самобытных и благотворных традиций и обычаев, в основе которых лежит уважительное отношение к культуре народов Прибайкалья – бурят.
В нашем многонациональном крае, отличающимся многообразием традиций и обычаев, буряты как коренной народ Прибайкалья занимает стержневое место в соцветии культуры. Поэтому образовательный процесс и строится на тесном сопряжении, единстве и взаимосвязи с историей бурят. Дошкольники – это особый национальный колорит. Научив сейчас быть толерантным к детям разных национальностей, а особенно к коренным жителям, ребёнок сможет стать настоящим патриотом своей малой родины… Это будет способствовать пробуждению в ребёнке национального самосознания. Самое главное – дети приобщаются к истокам национальной бурятской культуры.
Орнамент – одно из проявлений народного творчества. В переводе с латинского языка означает «узор, украшение». Каждая национальная культура разработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. По орнаменту можно сразу определить к какой национальной культуре относится произведение искусства. Следует отметить, что орнамент как явление культуры нашел свое наибольшее воплощение в народном творчестве. Постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения узора, во многом определившие национальные художественные особенности традиций разных народов. Главной особенностью орнамента считается то, что он не является самостоятельным видом творчества, а служит оформлением и украшением произведений декоративно-прикладного искусства. Помимо зрительного, эмоционального воздействия, орнамент имеет глубокое символическое значение.
Бурятский народный орнамент имеет много общих черт с орнаментом кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.
Бурятский орнамент по виду изобразительного элемента или мотива разделяется на виды:
1. Геометрический: точки, линии (ломанные, прямые, зигзагообразные), круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты и пр.
2. Анималистический, зооморфный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных (бараний рог, орел и т.д.)
3. Растительный, стилизующий листья, плоды, цветы, деревья и т.д.
Предлагаемая классификация орнаментов носит условный характер, так как многообразие существующих мотивов орнамента не всегда поддается точному определению.
Геометрический орнамент характеризуется не столько разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения и является самой многочисленной по разнообразию группой, состоящей из палочек, крестов, ромбов и зубцов. Большинство бурятских геометрических орнаментов построено по закону ритмического ряда.
Орнаментальный мотив «зубцы» часто используют для украшения боковых краев крышек сундуков. «Зубцы» часто украшают и лицевые стенки сундуков. «зигзаг» часто встречается в виде вышивки на шубах, голенищах унтов, носков.
В украшении художественных изделий буряты часто используют символику круга – знака, обозначающего солнце, луну, небо.
Известно, что образы солнца и луны имеются на онгонах-священных изображениях божеств у бурят-шаманистов. Изображения солнца и луны часто встречаются в декоре колчанов кочевых народов., в том числе и бурят.
Особый интерес представляет орнамент на некоторых экземплярах украшения нархинсаг ритуальное украшение бурятской невесты)– изображение креста и круга, семантика которых связана с культом огня. Огонь, по-представлению бурят, был добрым божеством и покровителем того или иного рода. Крест понимался как символ огня и был связан с понятием начала новой жизни (брачующейся пары), с пожеланием благополучия и плодовитости вновь создаваемой семье. Стрела на украшениях невесты означает луч солнца. Таким образом, украшения у бурят рассматривались как талисманы, оберегающие счастье и благополучие молодой семьи.
Геометрические узоры
Данная группа наиболее обширна и представлена четырьмя видами узоров:
- молоточный;
- плетенка;
- круг;
- свастика.
Молоточный орнамент
«Алхан хээ» («молоточный орнамент») чем-то похож на греческий меандр, однако, он имеет огромное количество разновидностей. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Молоточный орнамент наносился на предметы из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали только очень дорогостоящие предметы, однако, сейчас «молоточный» орнамент встречается повсюду. Ниже представлены шаблоны данного орнамента.
Плетенка
«Улзы» («плетенка») - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Этот очень почитаемый и распространенный в наше время узор имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Улзы наносится в центре композиции в виде клетчатого или криволинейного переплетения и иногда дополнительно оплетается растительными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала в том случае, если изготовитель хочет показать свои добрые намерения и пожелания. В данном случае улзы необычайно похож и по внешнему виду, и по значению на кельтский узор.
«Дугуй хээ»(круг) - еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, цикличность бесконечность. Цикл смены событий человек «подсмотрел» в природных явлениях чередования времен года и эта аналогия переносится на общественную жизнь. Все время от рождения до смерти - это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын хγрдэ). Канун празднования Сагаалгана - встречи Нового года у бурят – называется «бγтγγ γдэр» (глухой, закрытый вечер). Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу. В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.
В большой группе анималистических, зооморфных орнаментов широко представлен роговидный орнамент, изображающий бараний рог – хусын эбэр хээ. Образуя многочисленные вариации он символизирует плодородие, богатство, изобилие и процветание. В культуре кочевых народов, в том числе и бурят, изображения животных играли роль оберегов. «Бараний рог» часто встречается в сочетании с изображением солнца и луны, тем самым усиливая энергетику украшения.
В народном творчестве часто встречаются символические изображения орла и оленя.
На вещах различного рода, задействованных в быту бурят, можно увидеть орнамент, включающий рисунки пяти ключевых животных «табан хушуу мал», разводимых в регионе. Это связано с тем, что в Бурятии издавна скотоводство имело очень важное значение. Помимо собственно изображений козлов и баранов популярен орнамент в виде их рогов эбэр угалза (в буквальном переводе это слово и означает «рогатый орнамент»), который наносился на предметы с пожеланиями богатства и плодородия. Само слово «угалза» означает не только «рог», это еще и название самца горного барана, которого можно встретить в Окинском районе Бурятии, а также в соседней Монголии. У этих баранов вырастают очень красивые спиралевидные рога, поэтому витки рогов и стали прообразом орнамента для древних охотников.
Зооморфные узоры можно разделить на группы:
- Табан хушуу мал. Данный рисунок наносится наиболее часто и представляет собой домашних животных, которых издревле разводят кочевники. К ним относятся верблюды, коровы, козы, бараны и лошади.
- Животные бурятского календаря. До сегодняшнего дня восточный календарь, который используют монголоязычные племена, а в частности буряты, отличается от принятого в Азии. Каждое животное здесь имеет свое название и призвано призвать в дом определенные блага. Например, бишэн (обезьяна) поспособствует развитию творческих способностей, а могой (змея) подарит мудрость.
- Эбере угалза. Этот орнамент часто называют "роговидный" и он считается одним из самых часто используемых.
В основе орнаментов растительного происхождения лежит живая природа., при этом символы очень сдержаны и лаконичны. Растительный орнамент в целом – это символ красоты и жизни.
Растительный узор получил широкое распространение на кузнечных работах в орнаментации колчанов, налучников, конской упряжи, поясов, онив, женских украшений. Стилизованные украшения деревьев часто используют в декоре рукавиц.
- лиственные;
- цветочные;
- лотосовые.
Элементы из последней группы часто встречаются в буддийской культуре. С цветком лотоса изображаются монахи и божества. Для бурятов лотос - это символ возрождения и победы жизни над смертью.
Цвет бурятского орнамента прежде всего определялся цветом минеральных красителей, которые существовали в природе. Прежде всего, это синие, красные, черные цвета. Впоследствии стали применять более яркие и разнообразные цвета, что усиливало энергетику изображения.
Современный бурятский орнамент не теряет своей глубокой связи с народной традицией. Он развивается, принимает новые формы, насыщается богатой цветовой гаммой, но по-прежнему имеет глубокий смысл и несет сильную энергетику бурятского народа.
Давным-давно это было. Тот, кто рассказывал мне эту сказку, слышал ее от деда, а тот в свою очередь тоже от деда своего.
В распадке меж острых скал и высоких гор, около реки Уды, жил кочующий охотник-тофалар. Звали его Кууламай.
Имел Кууламай лук и стрелы, хранил их в деревянном кобыре, который носил за спиной.
[Кобыр - колчан. ]
Была у охотника жена Маймаяк. Долго они жили вместе, но детей не было, а чужих растить никого не взяли.
Жили в стойбище Кууламая Мунго и Халяй. Мунго вместе с Кууламаем на охоту ходил, дичь приносил, соболя промышлял. А Халяй за оленями смотрела, шила из шкур изюбря и лося покровы к чуму, а при перекочевке вместе с Маймаяк вьючила оленей и вела караван.
Кууламай часто горевал, что нет у него детей. Однажды он обратился к шаману:
Скажи, глубокопочитаемый Мээркпан, почему у меня детей нет? При камланиях ты много видишь, посещаешь верхний, средний и нижний миры. Попроси у Бурхана для меня ребенка. Я ему в жертву оленей отдам...
Надел Мээркпан свой плащ со множеством жгутов, вышитый оленьим волосом и перьями птиц, надел головной убор с перьями от черного гуся, взял бубен, колотушку и начал шаманить. Долго бил Мээркпан колотушкой, прыгал вокруг костра, а потом упал, обессилев. А когда отдышался шаман, стал говорить Ку-уламаю:
Найди крыло молодого орла. Из этого крыла я сделаю ээрэн, тогда у вас будут дети.
[Ээрэн - шаманский пояс. ]
Кууламай знал две скалы, где жили орлы. С отвесной стороны этих скал были пещеры. Кууламай говорит Мунго:
Сегодня мы возьмем длинные ремни, залезем на скалу с пологой стороны, а потом ты спустишь меня в пещеру к орлам.
Взяли они ремни и пошли. Поднялись на скалу. Привязался ремнями Кууламай крепко и велел Мунго понемногу спускать его. Так, цепляясь за острые выступы скалы, пробирался охотник до пещеры, где было орлиное гнездо.
Как только ослабли ремни, Мунго почувствовал, что Кууламай добрался до места. Тогда Мунго бросил ремни, а сам спустился со скалы и пошел к стойбищу.
Давно он хотел погубить Кууламая, забрать его оленей и жениться на Маймаяк, - с ней был уже в сговоре, но все никак не мог решиться. Теперь надеялся, что Кууламай умрет в пещере без пищи и воды.
Пришел Мунго на стойбище и рассказал, что сорвался Кууламай в пещеру и разбился.
Вскоре Маймаяк вышла замуж за Мунго, а мужа совсем забыла и вспоминать о нем не хотела. Только одна Халяй не верила словам Мунго и чувствовала сердцем что-то неладное.
Наступило лето. Жара донимала и оленей, и людей. Мунго перекочевал в горы, где летом всегда бывает прохладно.
Кууламай в это время жил в пещере с орлицей и тремя маленькими орлятами. Сначала орлица хотела сбросить его вниз, ведь она знала, зачем пришел сюда этот человек, но посмотрела ему в глаза и раздумала. Она приносила кабаргу, зайцев, глухарей. Кууламай разрывал их на куски и делил на равные части. Во время дождя он подставлял ладони под скалу, собирал капли и пил их. А в сильную жару, когда скала была суха, он лизал пот, который появлялся у носа орлят. Орлица приносила в клюве капли речной воды, но их было мало, и Кууламай всегда хотел пить.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
3 слайд
Описание слайда:
Тип проекта - творческий Тип проекта - творческий По продолжительности - долгосрочный (сентябрь 2013 г.- март 2014 г.) По количеству участников - групповой
4 слайд
Описание слайда:
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же отражены и в Концепции модернизации образования. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях родного края. Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же отражены и в Концепции модернизации образования. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях родного края.
5 слайд
Описание слайда:
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями бурятского народа помогает воспитывать любовь к истории, национальной культуре, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, бурятского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями бурятского народа помогает воспитывать любовь к истории, национальной культуре, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, бурятского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
6 слайд
Описание слайда:
Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации творческой деятельности детей. Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации творческой деятельности детей.
7 слайд
Описание слайда:
8 слайд
Описание слайда:
Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей; Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей; Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края; Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми; - Воспитание интереса к бурятской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм; Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.
9 слайд
Описание слайда:
Ознакомление детей с раннего возраста с народной культурой, с бурятскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью будет содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации. Ознакомление детей с раннего возраста с народной культурой, с бурятскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью будет содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.
10 слайд
Описание слайда:
Реализация проекта предполагает: Реализация проекта предполагает: формирование элементарных представлений о национальной культуре бурятского народа; создание образовательной среды в ДОУ на основе бурятской национальной культуры; формирование личности и национального самосознания детей; усиление роли семьи в воспитании детей на традициях этнопедагогики; содействие укреплению делового взаимоотношения между участниками образовательного процесса.
11 слайд
Описание слайда:
12 слайд
Описание слайда:
Организационно – подготовительный Организационно – подготовительный (сентябрь)
13 слайд
Описание слайда:
Занятия Занятия Знакомство детей с образцами устного народного творчества бурятского народа; Знакомство с элементами декоративно-художественной росписи через практическую деятельность;
14 слайд
Описание слайда:
Дети проявляют большой интерес к теме «Юрта-жилище бурят». Фрагмент выставки работ детей «Бурятская юрта»; Дети проявляют большой интерес к теме «Юрта-жилище бурят». Фрагмент выставки работ детей «Бурятская юрта»; Знакомство детей с образцами бурятской национальной одежды.
15 слайд
Описание слайда:
Работа с книжными иллюстрациями, репродукциями по теме «Культура бурятского народа» расширяет творческие возможности детей; Работа с книжными иллюстрациями, репродукциями по теме «Культура бурятского народа» расширяет творческие возможности детей; Дети увлеченно играют в народную игру «Шагай харбалга»
16 слайд
Описание слайда:
Бурятская народная игра «Хони тууха»; Бурятская народная игра «Хони тууха»; Дети увлеченно играют в народную игру «Шуур шэдэхэ»
17 слайд
Описание слайда:
Традиция приветствия Традиция приветствия у бурят (угтамжын еhо); Исполняется песня «Жаахан бидэ хамтадаа…»
Бадмаева Оксана Александровна
Должность:
музыкальный руководитель
Учебное заведение:
МБДОУ Хуртагинский детский сад "Одохон"
Населённый пункт:
село Хуртага
Наименование материала:
образовательный проект
Тема:
"Сагаалган - священный праздник бурят"
Дата публикации:
27.03.2016
Раздел:
дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Хуртагинский детский сад «Одохон»
Образовательный
проект
«Сагаалган
–
священный
праздник
бурят»
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников
на музыкальных занятиях средствами ознакомления с бурятским народным фольклором.
Музыкальный руководитель:
Бадмаева Оксана Александровна
Февраль 2016 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Описание хода реализации
Актуальность темы
Проблема
Новизна проекта
Цели и задачи
Механизм реализации проекта
Предварительная работа
Работа с воспитателями
Роль родителей в организации проекта
Продукт проектной деятельности
Предполагаемый результат
План реализации проекта
Результат работы по проекту
Приложения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Название проекта:
«Сагаалган – священный праздник бурят».
Работа по теме «Искусство исполнения песни и ёхора (бурятского танца) – как средство приобщения
детей к традиционной бурятской культуре».
Участники
проекта:
воспитанники ДОУ (младшая и старшая группы), воспитатели, музыкальный
руководитель, родители.
Вид проекта:
творческо-информационный, коллективный.
Продолжительность проекта:
краткосрочный (3 недели).
Направление развития:
художественно-эстетическое, образовательная область «Музыка».
Области
интеграции:
художественное
творчество,
коммуникация,
социализация,
здоровье,
труд,
познание, чтение художественной литературы.
ОПИСАНИЕ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ
«Музыкальная народная культура является
тем чистым источником, из которого
подрастающее поколение, взяв лучшее
из прошлого, сделает лучшим будущее»
Актуальность
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей
стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам бурятской
культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями
и верованиями. Ведь,
приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории бурятского народа, к
нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя
не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки
оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.
Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт
народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные
нравственные
ценности,
задает
ребенку
надежные
ориентиры
в
окружающем
его
культурном
пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим
потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с
другими народами.
В работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из
глубины
веков
естественные
ритмы,
интонации,
краски,
будучи
вписанными
«мир
и
быт
детей»,
наилучшим образом позволяют реализовать искренние «искания высокой радости детской народной
массы» (Г. С. Виноградов).
В художественно-эстетическом образовании и воспитании детей значительную роль играет
приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной
культуре. Народное музыкальное
творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
Каждый
родитель
мечтает
о
том,
чтобы
его
ребенок
обладал
какими-нибудь
способностями
–
художественными, математическими, музыкальными и т.д. Стремясь их обнаружить и развить, мамы и
папы ведут ребятишек в различные кружки, школы. А какие способности можно развивать дома? К
сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами
организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала
на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.
Почему именно ёхор (бурятский танец)?
Ёхор был и остаётся одним из наиболее популярных у бурятского народа национальных танцев.
Ёхор - это отражение самобытности нашей бурятской культуры и ее культурных традиций. Ёхор пришёл
к нам из глубины веков, очаровывая всех своим изяществом. В настоящее время песня и танец ёхор –
обязательный элемент народных фольклорных ансамблей.
Проблема
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций
бурятского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной фольклорной музыки,
является в настоящее время особенно актуальной.
В
дошкольном
возрасте
именно
музыка
наиболее
непосредственно
воздействует
на
развитие
творческих способностей. В этот период жизни ребёнок эмоционально открыт, у него преобладает
образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребёнком как источник положительных
эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.
К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство (в том числе и
песенный
жанр)
под
влиянием
активного
вторжения
рыночных
механизмов
встало
на
путь
примитивизации и коммерциализации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведения новомодных,
но не долговечных на сцене исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями,
банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Его уже в раннем детстве программируют на
одностороннее,
упрощённое,
стандартизированное
миросозерцание,
легко
управляемое
средствами
массовой информации. Между тем доступность музыки не обуславливает её высокую художественную
ценность.
Можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с
опорой на традиции народной музыки.
Вход в мир народной музыки и инструментов, ребёнок
подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки,
тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребёнок осознаёт, что он является
неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты
придают этому процессу социализации детей большую естественность.
Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям бурятской народной музыкальной
культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно
развивать у детей
уже
имеющиеся
музыкальные
способности,
побудило меня к проектной
деятельности. Я считаю, что
включение
народной
музыки
в
повседневную
жизнь
детского
сада
позволит
привить
ребенку
элементы
музыкальной
культуры
и
повысить
качество
музыкального
воспитания.
Новизна проекта:
гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества
детей
и
взрослых,
путём
организации
совместной
проектной
деятельности.
Проект
направлен
на
формирование
духовно-нравственного
воспитания,
способствует
созданию
единого
воспитательного
пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной
направленностью на приобщение детей к культуре.
Цели:
обогащение духовной культуры детей через исполнение песен и танцев ёхора
привести
дошкольников
через
знания
к
умению
осознанно
воспринимать
и
передавать
ритмический рисунок ёхора.
Задачи:
1.
Научить детей владению элементарными движениями ёхора;
2.
Приучать
детей
согласованно
действовать
в
коллективе,
добиваться
сыгранности,
выразительности исполнения, исполнение сольных партий;
3.
Создать условия для самовыражения ребёнка, актуализации его личностных качеств;
4.
Развивать у ребёнка слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, память,
внимание, организованность, также желание исполнять ёхор;
5.
Расширять
и
обогащать
знания
детей
(о
быте,
ремесле,
художественных
промыслах,
традициях, праздниках..):
6.
Воспитывать
у
детей
гордость
за
свой
народ,
формировать
уважение
к
традициям
и
обычаям родного края.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Предварительная работа
1.
Подбор
CD
и DVD дисков
для просмотра и слушания с детьми ёхора, народных песен в
грамзаписи.
2.
Подбор
художественной
литературы
«Культура
и
обычаи
бурятского
народа»,
«Бурятский
национальный праздник».
3.
Подбор
для
рассматривания
с
детьми
иллюстраций,
альбомов
с
изображением
бурятских
народных инструментов.
4.
Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении бурятских
ансамблей.
5.
Подбор методической литературы для знакомства детей с бурятским народным костюмом мужчин
и женщин, с промыслами.
6.
Подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания песен и танцев.
7.
Составление
конспектов
непосредственно-образовательной
деятельности
по
музыкальному
воспитанию.
8.
Составление рекомендаций для родителей по изготовлению бурятских узоров для шитья костюмов.
Работа с воспитателями
Презентация проекта: представление и защита на педагогическом совете;
Консультация «Роль фольклора в развитии детей» (музыкальный стенд);
Мастер-класс «Искусство исполнения ёхора»
Продукт проектной деятельности
бурятские игры, фотографии досугов, модели непосредственно-образовательной деятельности,
папки-передвижки
с
консультациями,
музыкальные
произведения
на
CD
и
DVD
дисках,
презентация проекта: представление и защита на педагогическом совете.
Роль родителей в реализации проекта
Презентация проекта на родительском собрании;
Консультации: «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка» (папка-
передвижка),
«Организация
музыкально-эстетического
воспитания
в
семье
в
современных
условиях» (папка-передвижка), «Рекомендации по изготовлению бурятских узоров для шитья
костюмов» (папка-передвижка).
Выступление детей на празднике, посвященному дню Белого месяца.
План проектной деятельности
Сроки
проведения
Название мероприятия
Цель мероприятия
1 неделя
Беседы «Новый год по лунному
календарю», «Звериный календарь»,
«Как встречать Сагаалган».
Загадывание бурятских загадок.
Подвижные игры «Юрта», «Ловля
тарбаганов».
НОД. Художественное творчество.
Лепка «Бурятская национальная
пища».
Чтение бурятских народных сказок.
Заучивание пословиц, поговорок.
Просмотр картин, иллюстраций на
тему «Сагаалган».
Формировать у детей
представления о Новом годе по
лунному календарю.
Формировать умение понимать
образный смысл загадок.
Развивать слуховую и
зрительную память, внимание,
воображение.
Развивать ловкость, быстроту,
формировать умение действовать
по сигналу.
Продолжать знакомить детей с
национальной пищей бурят –
позами; развивать мелкую
моторику пальцев.
Формировать умение понимать
смысл произведений, создавать
выразительные образы с
помощью мимики, жестов,
интонации.
Закреплять полученные знания,
развивать внимание, речь,
память, воображение.
2 неделя
Беседы «Молочная пища», «Цвета
хадака», «Значения бурятских имён».
Формировать представления о
полезности молочной пищи,
значениях бурятских имён,
Заучивание благопожеланий, в том
числе на бурятском языке.
Подвижные игры «Иголка, нитка,
узелок», «Прятание колечка».
Народная игра «Шагай наадан»
(«Игра в кости»)
Театрализованная деятельность.
Подготовка к драматизации сказки.
Сюжетно-ролевые игры «Семья».
Тема «Приход гостей».
Создание книжек-малышек по
бурятским сказкам.
Чтение бурятских сказок.
значениях цветов хадака.
Развивать память, образную
речь.
Развивать ловкость, быстроту,
умение действовать по правилам
игры.
Знакомить с разными видами
игры в лодыжки; развивать
память, внимание, воображение,
мелкую моторику пальцев.
Воспитывать умение
внимательно слушать сказку,
привлекать к посильному
участию в драматизации сказки,
подбирать атрибуты.
Формировать умение создавать
игровой сюжет, научить простым
игровым действиям и игровому
взаимодействию, закреплять
знания по теме.
Привлекать родителей,
развивать творчество, любовь к
художественной литературе.
Формировать умение понимать
смысл произведений, создавать
выразительные образы с
помощью мимики, жестов,
интонации.
3 неделя
Беседы: «Бурятская национальная
одежда», «Пять видов домашних
животных».
НОД «Сагаалган – священный
праздник бурятского народа».
Продолжение знакомства с
загадками.
Народная игра «Шагай наадан»
(«Игра в кости»).
Знакомить с элементами
бурятской национальной одежды, с пятью видами домашнего
скота.
Продолжить знакомство с
праздником, историей,
традициями, обычаями;
прививать патриотизм к родной
республике.
Формировать умение понимать
образный смысл загадок,
развивать логику, мышление,
воображение.
Знакомить с разными видами
игры в лодыжки, развивать
память, внимание, воображение,
мелкую моторику пальцев,
Драматизация сказки.
Подвижные игры «Белый шаман»,
«Верблюд и верблюжонок».
Прослушивание народной музыки.
Заучивание песни «Сагаалган»,
заучивание элементов ёхора
(бурятского танца).
Создание альбома «Сагаалган»
(«Праздник Белого месяца»)
Итоговое развлечение «С праздником
Белого месяца!» совместно с
родителями.
развивать ловкость, меткость,
глазомер.
Развивать актёрские
способности, монологическую и
диалогическую речь.
Развивать ловкость, быстроту,
формировать умение действовать
по правилам игры.
Подготовка к развлечению
«Сагаалган».
Привлекать родителей к проекту,
развивать творчество.
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего и старшего
дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно
повлияло на различные виды их деятельности и предпосылок развития музыкальных способностей:
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами
народных музыкальных инструментов, бурятским народным костюмом, промыслами.
- возросла речевая активность детей на музыкальных занятиях по слушанию музыки и в певческой
деятельности;
2.
Отмечается активное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта:
- родители создают условия в семье для экспериментирования со звучащими игрушками и свободного
музицирования;
- с удовольствием приняли участие в подборе пословиц, поговорок, стихов и загадок по теме;
3.
Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с бурятским народным творчеством показал, что на
сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю,
людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и
культуре бурятского народа. Поэтому сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя
заново открываем и переоцениваем. Это относится к фольклору.
Бурятский фольклор
– это кладезь народной мудрости, своеобразная энциклопедия духовной жизни
бурятского
народа,
животворительный
родник,
способный
исцелить
и
очистить
человека
от
бездуховности,
от
внутренней
пустоты.
Поэтому
необходимо
как
можно
быстрее
вернуть
детей
к
утраченным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к народному искусству. Ведь если с
самого раннего возраста ребенку сделана прививка на красоту, на творчество, это останется уже на всю
жизнь.
Елена Цыбикжапова
Проект «Бурятские мотивы» по ознакомлению детей в ДОУ с бурятской культурой при подготовке к празднику Сагаалган
Цель:
Знакомство детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор.
Задачи:
Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии
Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной республике и гордость за нее;
Привлечение детей к активному участию в бурятских национальных играх, ритуалах; развивать познавательную и двигательную активность
Совершенствование творческих навыков детей;
Сроки реализации: 20.01.2016- 29.02 2016гг.
Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители, Детско- юношеская библиотека.
Актуальность проекта:
При всем разнообразии культурных традиций, в мире не так много праздников, которые бы отмечались повсеместно, по всей России. Сагаалган относится к тем праздникам, которые отмечается не во всех уголках нашей Родины, поэтому многие дети мало знакомы с праздником Белого месяца и не знают, что он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий.
Подготовительная работа:
1. Подобрать художественную литературу, демонстрационный материал, фотографии;
2. Разработать тексты бесед, папки-передвижки, занятий.
Работа с родителями:
1. Папка- передвижка на тему «Детям о праздновании Сагаалгана»
2. Участие родителей в подготовке к празднику Сагаалган в детском саду.
3. Участие родителей в подготовке презентации на итоговом занятии.
4. Беседы с родителями о помощи в проведении мероприятий в рамках празднования Сагаалган.
Ожидаемый результат:
Разработка системы занятий для старших дошкольников по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями бурятского народа;
Оформление центров бурятской культуры во всех группах сада;
1) Беседа «Сагаалган- праздник Белого месяца».
Познавательная презентация о празднике Сагаалган: 21.01.-22.01
Ответственный: Воспитатели
2) Папка- передвижка для родителей на тему «О празднике Сагаалган», уреэлы:20.01- 10.01 Ответственный: Воспитатели
3) Прослушивание и разучивание бурятской народной песни «Тоб, тоб, туароб», разучивание частушек и народного танца ехор: 20.02-29.02
Ответственный: Музыкальный руководитель, воспитатели
4) Беседа «Хадаки. Значение цветов». Знакомство с элементами бурятских узоров. Рисование бурятских узоров: 25-29.01
Ответственный: Воспитатели
5) Чтение художественной литературы. Бурятские сказки. Приложение №1: Ежедневно Ответственный: Воспитатели
6) Лепка из соленого теста фигурки Будамшуу в ст. и подг. группах: 01.02-05.02
Ответственный: Воспитатели
7) Познавательный час
«Сагаалган- страницы истории». П/игры. Мастер- класс (аппликация «Юрта»): 03.02.16 Ответственный: Старший воспитатель, библиотекарь - Карпук О. А.
8) Театр «Золотой век».
Театрализованное представление «Сагаалган»: 10.02.16
Ответственный: Старший воспитатель
9) Разукрашивание готовых фигурок красками.
Беседа с включением пословиц, поговорок, бурятских загадок. Заучивание стихов: 08.02-12.02 Ответственный: Воспитатели
10) Изготовление бурятских шапок из различных материалов (ткань, бумага):20.01.16-08.02.16 Ответственный: Воспитатели и родители
11) Праздник Сагаалган: 11.02.16
Гр. 2-9.15ч; Гр. 3-10.15ч.
Ответственный:Воспитатели, музыкальный руководитель
12) Выставка поделок в ДОУ: 15.02-19.02
Ответственный: Воспитатели и родители
13) Знакомство и творчеством и произведениями Виктории Алагуевой
Ответственный: Старший воспитатель, библиотекарь Карпук О. А.
14) Беседа «Знакомство с национальным жильем бурят», «Бурятская национальная одежда». Рисование юрты, одежды: 22.02-26.02.16
Ответственный: Воспитатели
15) Для пополнения центра бурятской культуры: изготовление лунного календаря, создание альбома «Сагаалган», изготовление книжек- малышек с иллюстрациями по бурятским сказкам:
с 20.01.16 по 29.02.16
Ответственный: Воспитатели, родители
http://www.hobobo.ru/catalog/narodnye_skazki_byliny_skazaniya/burjatskie-skazki
Публикации по теме:
«Избушкины рассказы» Умный сильный наш народ, Свою землю бережет! А преданья старины Забывать мы не должны! Историю своей страны, Конечно,.
Консультация «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой» Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в основном.
Занятие по ознакомлению детей с национальной культурой «Цветные, расписные, деревянные, резные» Цель: знакомство с предметами быта русской культуры. Задачи: познакомить детей с русскими деревянными ложками, рассмотреть узоры, формы,.
I часть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой» I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в.
IIчасть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой» 2. Формирование професс-ной проблемы на основе проведенного анализа. На основе проведенного анализа можно сформулировать профессиональную.
III часть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой» II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.