• Программа коррекции детско-родительских отношений. Методы и приемы коррекции детско-родительских отношений Формы социально психологической коррекции детско родительских отношений

    Программа

    коррекции детско-родительских отношений

    в семьях, воспитывающих старшего дошкольника

    «Путешествие в Страну Добрых Отношений»

    Составила:

    ,

    педагог-психолог

    МДОУ ЧРР д/с №18

    «Журавушка»

    г. Краснокаменск, 2007

    I . Пояснительная записка

    1.1. Актуальность

    Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

    Вместе с тем современная семья испытывает целый ряд социальных, психологических, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка, на его психологическое благополучие.

    Педагоги и психологи, изучающие современную семью, отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации детей (, и др.).

    По данным научно-исследовательского центра Института молодежи, российская семья сейчас находится в состоянии кризиса, социальной деградации (, 2005). На протяжении последних лет существует устойчивая тенденция к ухудшению материального положения семьи, росту числа неполных семей, снижению интереса к рождению детей, росту отчужденности детей от семьи, повышению уровня подростковой девиантности.

    В беседе по «прямой линии» в октябре 2006 года, президент РФ также отмечал: «Снижен воспитательный потенциал ведущего института воспитания семьи…»

    В ст. 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». С принятием данного закона возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.

    Одна из наиболее частых причин обращения к психологу сегодня – это трудности, испытываемые родителями в воспитании детей. Многочисленные исследования показывают, сколь важны роль семьи, взаимоотношения родителей и детей. Так, например, В. Сатир считает: «Ребенок изначально не может быть плохим. Если ребенок ведет себя плохо, это означает, что между родителями и ребенком возникло недопонимание. «Проблемные», «трудные», «невозможные», также как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье ».

    Следовательно, микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и педагогической культуры родителей, их отношений к ребенку и его проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит психологическое благополучие ребенка.

    Однако сложившееся общественное дошкольное воспитание также имеет свои преимущества. Оно направлено на физическое и психическое развитие ребенка, коррекцию этого развития, и, наконец, здесь ребенок включается в детское общество, усваивает новую роль – роль члена детской группы, что необходимо для его дальнейшего полноценного развития. Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Необходимы их преемственность и взаимопроникновение.

    Таким образом, существуют две силы, определяющие состояние и развитие ребенка в дошкольный период: это семья и дошкольное образовательное учреждение.

    Одним из ведущих условий изменения сложившейся ситуации мы видим в развитии конструктивного взаимодействия психолога образовательного учреждения с семьей, которое стимулируется посредством организации занятий, обеспечивающих возможность совместного участия родителей и детей.

    1.2. Цели и задачи программы

    Цель: активизация совместной деятельности , создание позитивного настроения, развитие умения синхронизировать свои действия с действиями других.

    Инструкция:

    1. Представьте себе, что вы маленький росточек, только что появившейся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, поднимаясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить свой рост.

    2. Участники садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не отпуская рук. После чего «цветок» начинает распускаться (участники отклоняются назад, крепко держа друг друга за руки) и покачиваться на ветру.

    Рефлексия.

    3. Упражнение «Прогулка вслепую».

    Цель: эмоционально-телесное сближение ребенка и родителя.

    Инструкция: это упражнение выполняется в паре. Одному участнику завязывают глаза, другой ведет его на прогулку (3 минуты). Оба должны сохранять молчание. Ведущий обводит партнера вокруг препятствий и старается предоставить ему как можно больше опыта: прикосновение, запахи и т. д. Затем нужно поменяться ролями.

    Рефлексия.

    4. Упражнение «Напряжение и расслабление».

    Цель: снятие мышечного напряжения.

    Инструкция: руки и все тело устремилось вверх, пятки от пола не отрывать. Тянемся вверх все сильнее и выше. Мысленно отрываем пятки от пола (реально пятки на полу) и поднимаемся еще выше. А теперь ваши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в спине, подогнулись колени, упали на пол. Лежим расслабленно и удобно. Прислушайтесь к себе:

    осталось ли где-то напряжение? Сбросили его!

    5. Задание «Я - взрослый, ты - ребенок»

    Цель: эмоциональное сближение родителя и ребенка, улучшение самочувствия, развитие навыков в совместной деятельности.

    Инструкция: сегодня всем присутствующим на нашей поляне предстоит как следует подумать друг о друге: взрослым - о детях, детям – о взрослых. Каждый участник получает трафарет человечка, взрослым предстоит превратить бумажного человечка в ребенка, а детям во – взрослого.

    7. Задание «Машина времени».

    Приветствуются любые сюжетные решения. «Я тоже был маленьким, - сообщает тем самым родитель ребенку. Я могу тебя понять, а ты попробуй понять меня».

    8. Рассказывание сказки.

    Медитативная сказка. Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Золотой шар» (о позитивных детско-родительских отношениях).

    Цель: создание образа позитивных детско-родительских отношений: образы, принесенные через сказку могут стать впоследствии духовными ориентирами.

    9. Рефлексия занятия.

    10. Ритуал прощания.

    Занятие № 10.

    Цель: см. занятие №9.

    1. Приветствие «Мяч по кругу».

    Цель: участники, передавая мяч, говорят о том, что они хотят. Например: «Я хочу полетать на планере, чувствовать себя счастливой, иметь больше друзей» и т. д.

    Психолог : Мы продолжаем наш отдых на Поляне Ощущений. Ощущения, которые мы, возможно, забыли или утратили, поэтому побудем здесь еще.

    2. Упражнение «Назовите, кто собрался на поляне?»

    Цель: создание ситуации воздействия и сотрудничества, «разогрев» группы.

    Психолог: Кто здесь собрался? И дети и взрослые, назовите как можно больше вариантов, ответов (люди, знакомые, друзья, мамы, папы и дети и т. д.).

    3. Задание «Скульптура».

    Цель: телесное сближение, развитие способности к самовыражению, диагностика эмоционального фона группы.

    Инструкция: разделитесь на группы по 3 человека. Вам нужно создать скульптуру. Один станет играть роль скульптора, а остальные будут «глиной». Работать можно только молча.

    Рефлексия:

    Что чувствовали?

    Понравилась ли форма, которую вам придали?

    * Участники могут сами придумать название скульптуры или психолог предлагает варианты названий, например «Семья весельчаков», «Королевская семья», «Семья на отдыхе», «Семья в походе» и т. д.

    4. Упражнение «Мы тебя любим».

    Цель: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.

    Все участники становятся в круг. Каждый ребенок по очереди входит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим». Можно назвать ребенка каким-нибудь ласковым прозвищем («Зайчик», «Солнышко», «Котенок» и т. д.)

    5. Задание «Комната для души».

    Цель: сплочение членов семьи, развитие навыков взаимодействия родителя с ребенком.

    Инструкция: каждому участнику выдается заготовка в виде плоского домика и листа бумаги, который будет служить полом и крышей в комнате. Комнату надо раскрасить так, чтобы в ее оформлении воплотились ваши мечты. Каждая пара «ребенок – взрослый» сидят рядом, они могут советоваться и помогать друг другу.

    * Из двух заготовок (у ребенка и родителя) можно собрать один домик. Если эта идея никому не придет в голову – психолог подсказывает.

    Готовые домики описывают, сочиняют про них и их обитателей истории.

    6. Упражнение «Я умею, я люблю».

    Цель: снятие напряжения, диагностика уровня самооценки.

    Инструкция: объединитесь в пары. Каждый по очереди должен, прыгая три раза на одной ноге, сказать: «Я умею…». Потом прыгать три раза на другой и сказать: «Я люблю…».

    7. Упражнение «Тень».

    Цель: тренировка социального взаимодействия, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности.

    Инструкция: участники разбиваются на пары. Один будет «путником», другой его «тенью». «Путник» делает любые движения, «тень» повторяет.

    * Особое внимание следует уделить тому, чтобы «тень» действовала в том же темпе, что и «путник». Она должна догадаться о самочувствии, мыслях, настроении «путника».

    Желательно стимулировать «путников» к выполнению разных движений: сорвать цветок, присесть, проскакать на одной ноге, посмотреть из-под руки и т. д.

    Рефлексия.

    8. Ритуал прощания.

    9. Домашнее задание.

    Нужно придумать волшебную страну семьи, которая бы соответствовала представлениям взрослого и ребенка о счастливом месте (страна, климат, природа и т. д.), нарисовать ее или сделать в технике коллажа, придумать веселую историю.

    Задание № 11 «Волшебная страна доверия».

    Цель: закрепление позитивного отношения к себе и своей семье.

    1. Приветствие (по желанию участников).

    Психолог: Наш корабль причаливает к берегу и мы попадаем в Волшебную Страну Доверия. Здесь мы можем загадать желание, которое обязательно сбудется, услышать веселые истории и показать себя с наилучшей стороны.

    2. Упражнение «Испытания».

    Цель: повышение самооценки, психокоррекционное воздействие.

    Задания придумываются для каждого ребенка, с акцентом на позитивное завершение ситуации, например:

    - «Стойкий оловянный солдатик» - сидеть без движения 3 минуты;

    - «Дочкин массаж» - дочка делает массаж уставшей маме;

    - «Стихотворение»;

    - «Мой танец» и т. п.

    Индивидуальные задания возможны для взрослых. Группа поддерживает испытуемого морально (словами, аплодисментами).

    3. Задание «Совместный рисунок группы».

    Цель: эмоциональное сближение участников группы, групповая динамика.

    Инструкция: используя краски, нарисовать всем вместе картину. Один участник начинает, второй продолжает и т. д., по окончании следует дать ей название.

    4. Упражнение «Я сразу стану счастливее, если…».

    Цель: вербализация значимых целей на будущее, диагностика активности участника в достижении цели.

    Инструкция: продолжить фразу: «Я сразу стану счастливее, если…».

    * Результат выполнения упражнения может стать одной из тем для последующей консультации.

    5. Проверка домашнего задания «Волшебная страна семьи».

    Цель: сплочение членов семьи, повышение самооценки, семейная диагностика.

    Инструкция: покажите ваш семейный рисунок и покажите, что изображено на нем. Участники группы могут задавать вопросы.

    * После представления семейного рисунка он вывешивается рядом с рисунком группы.

    6. Рефлексия занятий.

    Психолог: Наши встречи завершаются. Как вам работалось в группе? С какими чувствами и мыслями вы уходите сегодня? Какой новый опыт вы приобрели на сегодняшнем занятии?

    7. Чаепитие.

    IV . Библиография.

    1. Алексеева проблемы детей дошкольного возраста. – СПб., 2007.

    2. Андреева психология. – СПб., 2005.

    3. Венгер консультирование и диагностика. – М., 2001.

    5. Доронова дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.

    6. , и др. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М., 2004.

    7. Захаров предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986.

    8. Зинкевич-Евстигнеева по сказкотерапии. – СПб., 2005.

    9. , и др. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду. – СПб., 2002.

    10. , Монина для взрослых. – М., 2002.

    11. Марковская взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002.

    12. Сартан самостоятельности у детей. – М., 2002.

    13. Спиваковская: игра, детство, семья. Т.2 – М., 2000.

    14. Ткачева внутрисемейных отношений. – М., 2000.

    15. Ткачева работа с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М., 2000.

    16. , Добридень взросление: личностный рост ребенка. – СПб., 2004.

    17. , и др. Азбука общения. – СПб., 2003.

    18. Широкова дошкольного психолога. – Р-н-Д., 2003.

    19. , Никольская диагноз и семейная психотерапия. – СПб., 2005.

    21. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Сборник / сост. , – СПб., 2001.

    22. Об итогах Всероссийского совещания «Право ребенка жить и воспитываться в семье: проблемы и пути решения». / Сб. Вестник образования. № 8, 1999.

    23. Семейных кодекс Российской Федерации. Новосибирск, 2006.

    VI . Приложения

    6.1. Практический материал к проведению занятий:

    Домашнее задание к занятию №1;

    Образцы разрезных шаблонов к занятиям №2, №9, №10;

    Тексты психокоррекционных сказок к занятиям №4, №6, №7;

    Текст медитативной сказки к занятию №9;

    Иллюстративный материал с изображением различных эмоциональных состояний к занятию №2;

    Методический паспорт к пособию «Карта семейных путешествий».

    6.2. Консультация для родителей:

    «Влияние родительских установок на эмоциональное благополучие ребенка и пути их коррекции в ходе самовоспитания родителей».

    6.3. Диагностические методики:

    Тест-опросник родительского отношения (–);

    Опросник «Ваш стиль воспитания» ();

    Методика «Рисунок семьи»;

    - «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

    Коррекционная программа детско-родительских отношений

    Структура коррекционной программы детско-родительских отношений

    Цель: Нормализация взаимоотношений родителей и ребенка.

    Задачи:

    Изучение условий семейного воспитания;

    Определение первичной проблемы;

    Снятие существующих страхов и тревожности;

    Формирование умений выражать свои эмоции вербально;

    Работа с установкой родителей относительно взглядов на воспитание.

    Вид: индивидуальная и смешанная

    Время 10 часов. По два занятия в неделю – 4 недели: три часа работы с родителями (2 занятия по 1,5 часа); три часа работа с ребенком (2 занятия по 1,5 часа); три часа совместная работа (2 занятия по 1,5 часа).

    Этапы проведения работы:

    Установочный этап;

    Работа с родителями;

    Работа с ребенком;

    Совмещенная работа;

    Научное направление: Эклектизм.

    Принципы:

    1. Принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата;

    2. Принцип деятельностного подхода;

    3. Принципы единства диагностики и коррекции;

    4. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;

    5. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения;

    6. Не навреди.

    Работа с родителями

    1. Этап – Беседа.

    Вопросы для обсуждения:

    - "Роль родительских ожиданий" (что хотят родители от детей, какими они видят их в будущем).

    Что должны дать родители детям, и что дети должны дать родителям (обсуждение цели и сути воспитания, Сводится ли воспитание к обучению или это общение?)

    - "Неадекватные аффекты в отношениях с детьми (эмоциональные счеты к ребенку, границы требований и контроля за поведением ребенка)

    - "Как мы наказываем детей" (способы наказания: эффективные и неэффективные)

    Стереотипы взаимодействия с детьми (вербальное и невербальное общение с ребенком)

    - "Знать и понимать ребенка или что означает правильный подход к ребенку" (Возрастные особенности нервной системы и поведения детей; чему учить, что требовать и чего не стоит делать, связь типа нервной системы ребенка (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик) и типа реагирования с характером предъявляемых взрослым требований или устанавливаемых целей воспитания).

    Перерыв.

    2. Этап

    1. Упражнение "Идеальный родитель и ребенок". Лист бумаги делится на две части и записываются качества идеального родителя и ребенка. Затем они зачитываются и психолог предлагает ответить на вопрос: "Где и когда вы видели такого ребенка и родителя?" Затем следует обсуждение и обмен мнением. После ответов листы рвутся и выбрасываются.

    2. Упражнение "Смена ролей": диалог 2-3 минуты в разных позициях. Один участник играет роль ребенка и сидит (стоит) на стуле, а другой - родитель, усаживается возле стула (например, проигрывается ситуация наказания, помощи в работе с домашним заданием и т.д.) Далее проводится обсуждение ситуации и анализ ощущений и обмен чувствами между супругами, а также дается понятие дистанции в общении и способ устранения негативных взаимоотношений между родителем и ребенком через изменение дистанции в процессе общения.

    3. Упражнение "Сильные стороны моего ребенка": родители играют роль своего ребенка и от его имени говорят о его сильных сторонах (3-4 минуты). Затем в парах или тройках идет обсуждение о том, как можно использовать эти качества. После все встают в круг закрывают глаза и говорят по очереди о том, что считают ценным в своем ребенке, что хотели бы изменить, убрать.

    3. Этап (заключительный)

    Обсуждение занятия, подведение итогов, домашнее задание.

    Домашнее задание: Описать круг дел (составить список), с которыми ваш ребенок в принципе мог справиться самостоятельно, хотя и не всегда успешно. Выбрать из этого списка несколько дел и постараться не разу не вмешаться в их выполнение. В конце одобрить старания ребенка, несмотря на их результат. Попробовать обнимать ребенка не меньше четырех раз в день (не считая утренние приветствия и поцелуи на ночь).

    С целью диагностики и коррекции проблем нарушений детско-родительских взаимоотношений между родителем и ребенком используют:

    Упражнение "Совместное рисование".

    Родитель и ребенок получают чистый лист бумаги и по одному карандашу разного цвета, Им дается задание нарисовать что либо, выполняя по очереди один штрих (линию, кружок). Если взаимопонимание нарушено, то каждый член семьи создаст на листке свой самостоятельный образ, при том, что начало рисунка может быть общим. Создание же единого образа указывает на позитивный характер отношений.

    Упражнения для достижения понимания на разных уровнях взаимодействия: зрительном, тактильном, слуховом, кинестическом.

    1. Упражнение "Поймай ребенка": выполняется в парах. Родитель должен поймать ребенка, падающего к нему на руки спиной,

    2. Упражнение "Найди булавку": на одежде ребенка прячется булавка и родитель должен её найти, ощупывая ребенка с закрытыми глазами.

    3. Упражнение "Холодно - горячо": в комнате прячется предмет. Родитель должен найти его, следуя указаниям ребенка,

    4. Упражнение "Что изменилось": участники по очереди изменяют что либо в своем внешнем виде и по очереди угадывают эти изменения.

    5. Упражнение "Зеркало": участники в парах повторяют движения, мимику, позу и т.п. своего партнера.

    6. Упражнение "Смена ролей": родитель усаживается на пол возле стула, на котором стоит ребенок. Участники глядят друг на друга и беседуют 2-3 минуты. Затем идет обмен ощущениями.

    В результате проделанных упражнений ребенок и родитель постепенно начинают общаться на одном языке, понимать мысли, чувства и действия партнера. Все это гармонизирует отношения в семье, устраняет тревожность, агрессивность и другие негативные проявления в поведении ребенка.

    «Коррекция детско-родительских отношений в условиях детского сада».

    Все, что происходит в семье,

    происходит не случайно, а

    взаимосвязано и взаимообусловлено.

    Н. Аккерман. 9

    Родительское воспитание при определенных условиях может быть неблагоприятным, если ребенок воспитывается одним родителем, приемными родителями, отчимом или мачехой, а также родителями, при непостоянном проживании с ними. Воспитание в неполной семье, в частности, становится неблагоприятным в том случае, когда воспитывающий родитель чувствует себя несчастным и, замыкаясь в семье, не способен создать своему сыну или дочери необходимые условия для формирования позитивных чувств и удовлетворения жизнью. Благополучие семьи определяется не только особенностями родителей, но и социальной поддержкой окружающих, с которыми сложились доверительные отношения. Семья обеспечивает ребенка жизненным опытом. Родители стимулируют его развитие с помощью разнообразных игр, занятий, посещений вместе с ним парков, музеев, театров, библиотек. Беседы с ребенком развивают его речь,

    и мышление, расширяют кругозор. Недостаточное общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий ставит ребенка на грань психологического риска.

    Искаженные взаимоотношения в семье из-за недостаточной откровенности, бесплодных споров, неспособности договориться между собой для решения семейных проблем, сокрытие от ребенка семейных тайн- все это крайне затрудняет возможность приспособления к жизни и, как правило, напряженная обстановка, в которой воспитывается ребенок, чревата риском для психического здоровья.

    Внутрисемейные отношения оказываются нарушенными, если имеют место антагонистические взаимодействия и взаимоотношения между членами семьи, что приводит к неблагоприятным последствиям для социального и эмоционального развития ребенка. Эти конфликтные отношения связаны с нарушением формирования семьи, хотя механизмы, посредством которых они влияют еще недостаточно изучены. Некоторые из внутрисемейных «вредностей» прямо действуют на отношения ребенка с членами семьи, другие создают общую неблагоприятную семейную атмосферу, в которой ребенок воспитывается.

    Как верно заметил В.А.Сухомлинский, ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, сопереживание к другому человеку формируются, прежде всего, в семье, во взаимоотношениях с родителями. Ребенок испытывает потребность в общении с близкими взрослыми, стремится к взаимопониманию с ними. Внутрисемейное общение создает оптимальные условия для получения ребенком опыта достижения согласия и единства с другими людьми. В этом случае ребенок чувствует себя защищенным, положительно воспринимает себя и окружающий мир, при этом можно говорить о его благоприятном психологическом состоянии. Если же нарушаются взаимоотношения в семье, естественно, это незамедлительно сказывается в эмоциональном благополучии ребенка и его взаимодействии с окружающим миром.

    Значительное влияние на развитие ребенка оказывают эмоциональные связи, существующие в семье между родителями и детьми Несмотря на возросшее за последние годы внимание к вопросам семейного воспитания, особенности эмоционального проявления детей (как ответной реакции на воспитательные воздействия близких) изучены недостаточно. Кроме того, в процессе работы, мы столкнулись с проблемами в общении у некоторых детей старшей группы в результате нарушения межличностных отношений в семье и преобладания отрицательных эмоциональных состояний. А это уже один из факторов неблагоприятного психологического состояния ребенка.

    С целью изучения причин этих нарушений были применены: проективная методика «Моя семья», ЦТО (цветовой тест отношений) PARY и специально разработанная нами анкета «Особенности Вашего семейного воспитания». Результаты исследования показали, что 27% детей ощущают обстановку дома, как враждебную себе; 45%-считают, что в семье им уделяется мало внимания. По ЦТО все неблагополучные цвета (серый, коричневый, черный) получили либо мать, либо отец (отчим)- 35% и 65% соответственно.

    Анализ результатов проведенной диагностики показал, что причины неэффективных моделей семейного воспитания таковы:

      Непонимание своеобразия личностного развития ребенка

      Непринятие детей (несоответствие пола ребенка ожидаемому)

      Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка

      Негибкость родителей в отношениях с детьми. Программа коррекционной работы с родителями детей старшего дошкольного возраста имеет цель- помочь родителям понять причинно-следственные связи, влияющие на атмосферу в семье. Именно это понимание, по нашему мнению,- начало психологических изменений в семье, так как только в этом случае мать и отец (отчим) дошкольника смогут успешнее решать возникающие проблемы в воспитании ребенка. Осознание или рефлексия рассматривается в научной литературе как ступень в развитии человека, как способ переосмысления того или иного явления (А.З.Зак, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов и др.) В психолого-педагогических исследованиях показано, что развитие рефлексии способствует успешности педагогической деятельности родителей (О.Л.Зверева и др.) В понятие рефлексии воспитательных приемов мы вкладываем, разделяя точку зрения О.Л.Зверевой, умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих установок на воспитание детей, осуществлять поиск и выбор способов родительского поведения, адекватных способностям ребенка. Такое понимание рефлексии легло в основу построения коррекционной работы с семьями детей с нарушенными межличностными отношениями и эмоциональным неблагополучием.

    Работа с родителями осуществлялась в три этапа.

      Индивидуальное и дифференцированное общение с каждой семьей.

      Групповые встречи-занятия с родителями детей.

      Тренинг детско-родительских отношений.

    Задачи первого этапа- изучение проблем каждой семьи, установление доверительных отношений с членами семей, их эмоциональное сплочение. На этом этапе коррекционной работы использовались следующие методы:

    Включенное наблюдение, беседы с отдельными членами семьи;

    Организация совместной деятельности матери, отца(отчима) и ребенка с учетом интересов последнего;

    Просмотр и анализ видеофрагментов общения матери и отца (отчима) с ребенком;

    Элементы игротерапии;

    На втором этапе работы ставилась задача- развивать у родителей осознанное отношение к трудностям в семейном общении. Основной формой работы были групповые встречи с родителями, проходившие 2 раза в месяц. Использовались следующие методы формирования рефлексии у родителей:

    Анализ реальных педагогических ситуаций из их опыта;

    Анализ собственной воспитательной деятельности;

    Задача третьего этапа- устранение четырех выявленных в процессе диагностики неэффективных моделей семейного воспитания. Использовались следующие формы работы:

    Тренинговые занятия, на которых родители учились адекватно оценивать использованные ими приемы воспитания и применять гибкие способы общения с ребенком;

    Ролевые игры со взрослыми, показывающие возможные пути обогащения детско-родительских отношений;

    Элементы арттерапии в работе с детьми и родителями.

    Коррекционная работа проводилась в семи семьях воспитанников. В этих семьях воспитываются девять детей дошкольного возраста: в пяти-мальчики (в двух семьях по двое), в двух-девочки. В двух семьях роль отцов на себя взяли отчимы. Достаточный уровень эмоционального самочувствия был отмечен у одного ребенка (с относительной устойчивостью доверительного отношения ребенка к одному или нескольким членам семьи). У четырех детей-средний уровень (ситуативное проявление доверительных отношений к членам семьи или отсутствие таких отношений с противоречивым индифферентным отношением к матери, отцу или отчиму) и у двух детей-низкий уровень. Из общего количества семей, участвующих в эксперименте, ни одна семья не была отнесена к положительно согласованному типу взаимодействия в воспитании. Три семьи были отнесены к ситуативно-согласованному типу, т.е. их родительское взаимодействие отличалось ситуативным, противоречивым характером, четыре семьи- к рассогласованному типу взаимодействия (с низкой степенью сходства в оценках друг друга как воспитателей детей). Три матери нуждались в коррекции эмоционально-аффективной сферы и излишней рационализации чувств. Четырем матерям была необходима эмоциональная поддержка в получении ощущения собственной уверенности, для снятия сомнений в возможных позитивных изменениях в семье. Первоначально они испытывали потребность в одобрении правильности избираемой ими тактики поведения. С этой целью мамы охотно шли на доверительный контакт с психологом. Был установлен один консультативный день в неделю для родителей, испытывающих потребность в индивидуальном общении.

    Большое внимание мы уделяли выработке адекватного стиля общения с каждой конкретной семьей, опираясь на схемы по построению группового общения. При этом формировали у родителей такие необходимые характеристики общения:

    Равенство психологических позиций («взгляд двух собеседников, направленный в одну сторону»);

    Умение «активно слушать», т.е. восприятие жестов, мимики, изменение интонаций голоса, выражение лица, улавливание психологического и семантического подтекста, интуитивное чувствование того, что человек не может или не хочет сказать;

    Искренне проникновение в чувства друг друга посредством сокращения эмоциональной дистанции.

    Мы с внимание относились к педагогическому опыту самих родителей. Отдельные фрагменты его мы записывали на видео и с их разрешения использовали как учебный материал для анализа способов общения с ребенком.

    Эффективным методом коррекционной работы с родителями стала организация взаимодействия взрослого с ребенком. В зависимости от интересов ребенка и родителей мы подбирали разные виды совместной деятельности, затем обсуждали со взрослыми поведение ребенка, его реакции на воздействие взрослого и т.д. Например, мы использовали задания: «Нарисовать совместную картину по заданной теме», «Дорисовать рисунок совместно» и т.д. С помощью этого приема удалось «сломать» неосознанную и искусственно созданную матерью одного воспитанника преграду в его общении с отчимом. В процессе рисования отчим показал себя отзывчивым и увлеченным человеком. В последующих встречах он не без интереса принимал участие в обсуждении рисунков сына, выполненных им на занятиях, в том числе на темы: «Моя семья и я», «Мое плохое и хорошее настроение» и т.д. Так, через организацию совместной деятельности мы показали возможные варианты содержательного общения с ребенком с учетом его интересов и предпочтений.

    Большой акцент в работе мы делали на игровое общение взрослого и ребенка. Родители убеждались на своем опыте в эмоциональной насыщенности такого общения. Хотя сначала большинству из них с трудом давалось такое общение, они не включались в игру на равных с детьми, а давали указания, что и как надо делать, куда ставит и т.д. Такой директивный характер игры, естественно, не вызывал отклика со стороны детей, поэтому, мы предложили игры соревновательного характера, с движением. В процессе таких игр («Архитектор», «Иностранцы», «Фигуры») родители учились чувствовать себя в роли партнера по игре, постепенно избавляясь от излишней скованности. Чтобы они могли проанализировать свою манеру общаться с ребенком и способы коммуникации, избираемые при этом, использовалось задание «Совместно придумать названия к картинам»(модификация методики Е.Г.Соколовой). Предлагалось по очереди договариваться о названии картин, затем просили родителей прокомментировать наблюдаемое общение друг с другом. Так, родители Глеба, Ильи и Дениса, понаблюдав со стороны за общением с детьми, с удивлением сделали вывод, что больше поучают их, и это, оказывается легче, чем общаться «на равных». Мы стремились расширить представления родителей о возможностях игры для налаживания эмоциональных отношений с ребенком, познакомить их с играми, которые можно использовать и дома. Учитывая коррекционную роль игры в случаях трудностей в общении и опираясь на разработанные методики М.А.Панфиловой, А.И. Захарова, мы использовали элементы игротерапии в работе с семьями воспитанников. Например, игры «По грибы», «Совместное путешествие» помогли ослабить напряжение, ощущаемое взрослыми и детьми в семьях с рассогласованным родительским взаимодействием.

    Упражнение «Рисуем страхи» позволило показать родителям и детям эффективные способы избавления от страхов, тревог, других отрицательных эмоциональных состояний. Предлагалось и детям и родителям нарисовать свой страх, затем обменяться нарисованными страхами и разрезать их на мелкие кусочки. Далее предлагалось убедиться, что собрать страх в первоначальном виде не удается, а значит, он уже никогда не вернется.

    В процессе работы с детьми родители овладели практическими приемами оказания помощи ребенку в случаях эмоциональных трудностей при контактах с окружающими людьми. Кроме того, у матерей и отцов (отчимов) появился интерес к детским проблемам, они научились наблюдать за ребенком, отмечать изменения в его настроении. В результате проведенной работы не осталось ни одной семьи с низкой степенью сходства в оценках родителями друг друга как воспитателей ребенка, а две семьи уже можно отнести к положительно согласованному типу взаимодействия в воспитании.

    1. «Семейнаяфотография ».Эта техника используется для работы с любой семьей, члены которой могут вербально общаться. Применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений.

    На основе данной техники можно проанализировать влияние прошлого семьи на ее настоящее. Эта техника поощряет членов семьи подвергать сомнению семейные мифы, правила, системы верований и роли, которые они играют. Методика используется для диагностики и коррекции семейных взаимоотношений.

    Психолог просит каждого члена семьи принести определенное количество семейных фотографий, которые могут сказать нечто существенное о взаимоотношениях в семье. Число фотографий ограничено. По поводу отбора фотографий инструкция не дается. Если обсуждаются взаимоотношения в многопоколенной семье, тогда количество фотографий увеличивается.

    На следующей встрече обсуждается главная тема взаимоотношений в семье. Каждому члену семьи уделяется до 15 мин, во время которых он представляет выбранные им фотографии и рассказывает, почему именно они были им выбраны, какое значение имеют они для него и какие чувства вызывают.

    Существенным оказывается порядок представлений фотографий и то, как это осуществляется. Особое внимание заслуживает очередность: какая фотография является первой, какая - последней. Имеет значение и скорость показа, степень интереса или тревожности, а также поведение членов семьи во время всего действия: серьезны ли, шутят ли, нервничают и т.д.

    Таким образом, обсуждается содержание каждой фотографии и рассматривается, насколько близки друг к другу изображенные на них члены семьи, уровень формальности во взаимоотношениях между ними, а также присутствие или отсутствие тех или иных родственников на снимке.

    Психолог задает вопросы о людях и местах, изображенных на фотографии, об общем настроении, атмосфере, царившей на снимке. Предлагаются примерно следующие вопросы: «Кто эти люди на фотографиях?»; «Помните ли вы, что происходило во время съемки?»; «Какие чувства вызывало совместное времяпрепровождение в кругу семьи в этот день?»; «Кто делал этот снимок?»; «Что случилось после того, как фотограф щелкнул объективом фотоаппарата?»; «Расскажите, пожалуйста, об этой комнате»; «Почему люди одеты именно так, а не иначе?»

    После того как член семьи закончил представление принесенных им фотографий, других членов семьи просят задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях во время показа, что помогает открыть новые перспективы внутрисемейного поведения. Просмотр фотографий может продолжаться в течение нескольких встреч. Это упражнение интересно, не вызывает тревожности и служит целям стимулирования воспоминаний, вытесненного эмоционального опыта и эмоциональных переживаний. Во время обсуждения психологом анализируются такие специфические области внутрисемейных взаимоотношений, как власть, зависимость, близость, тревожность, мужские и женские роли членов семьи.


    2. «Семейнаяскульптура »и «Семейнаяхореография ».Эти методики относятся к социометрическим методикам коррекционной работы с семьей. Они представляют психологу следующие возможности:

    · Уводят коррекционный процесс от интеллектуального и эмоционального обсуждения к реальному взаимодействию членов семьи. Это увеличивает активность каждого члена семьи, что, в свою очередь, повышает спонтанность и уменьшает сопротивление клиента, в основе которого лежит интеллектуальная сфера.

    Помещают настоящее, прошлое и предвидимое будущее в операциональную систему «здесь и сейчас». Клиент может помнить о прошлом, но не в состоянии его изменить. Клиент может предвидеть будущее, но не в состоянии жить в нем. Помещая все это в «здесь и сейчас» клиенты могут непосредственно взаимодействовать с прошлым и с будущим, изменяя при этом свое поведение, межличностное и в семье.

    · Методики содержат в себе элементы личностной проекции и идентификации: чувства, установки поведенчески выражаются в межличностном взаимодействии и таким образом становятся доступными изучению и изменению.

    · Рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение. Члены семьи могут наблюдать, что каждый из них делает, как его поведение воспринимается другими, какие роли поддерживаются семьей, а какие - отвергаются.

    · Привлекают внимание и интерес клиента, представляя собой своеобразную форму метакоммуникации. Новые сообщения формулируются, выражаются и принимаются без каких бы то ни было предварительных обсуждений. Например, когда семья занимается ваянием скульптуры и отца помещают вне семейного круга, спиной к остальным членам семьи, здесь возникает множество мощных посланий для мужа, жены, детей и всей семьи как единого целого.

    · Фокусируют внимание на социальной системе и процессе социального взаимодействия. Чувство изоляции и одиночества, возникающее у идентифицированного клиента, у того, кто, по мнению семьи, «болен», подвергается вызову по мере того, как семья как бы смотрит на себя со стороны. На основе социометрических методик можно наблюдать и изучать такие факторы, как индивидуализация, навыки разрешения конфликтов, регуляция близости, отдаленности и т.д.

    «Семейная скульптура»

    Это метод определения места индивида во внутрисемейной системе взаимоотношений, в сложившейся на данный момент ситуации или представляемой идеально. Смысл данной методики заключается в том, что расположение людей и объектов должно физически символизировать внутрисемейные взаимоотношения в данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной системе. Каждый член семьи создает живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними. Таким образом, опыт каждого воплощается в живой картине и проецируется на нее.

    Главным достоинством этой методики является ее невербальный характер, который позволяет преодолеть заинтеллектуализированность в обсуждении темы, снятию разнообразных защит, проекций и обвинений, зачастую существующих в семейной системе. Построение скульптуры требует от каждого члена семьи обобщения своего личностного опыта, осмысления его, а затем и интерпретации.

    Для проведения методики необходимы члены семьи, легко передвигающиеся мебель и предметы, которые используются в качестве замены отсутствующих членов семьи. Скульптура может изображать как настоящее, так и прошлое семьи и включать любое число членов расширенной семьи.

    Перед началом выполнения задания психолог объясняет членам семьи, что данная методика позволяет почувствовать, что значит быть членом семьи. И это бывает легче показать, чем рассказать. Поэтому каждый член семьи должен по очереди показать свое понимание внутрисемейных отношений, изображая их в виде живой скульптуры так. чтобы позы и положение в пространстве отражали действия и чувства членов семьи по отношению друг к другу.

    Психолог предлагает члену семьи, который выступает в роли скульптора, обращаться с другими членами семьи так, как будто они сделаны из глины. То есть он должен поставить их в такую позицию, которая могла бы наиболее полно отразить его отношение к данным членам семьи.

    Ваяние продолжается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен своим результатом. Важно, чтобы другие члены семьи позволили ему свободно обращаться с собой как с материалом, зная, что потом они поменяются местами. Каждый член семьи должен изваять свою реальную семейную скульптуру, отражающую эмоциональную ситуацию в семье в данный момент.

    Во время построения скульптур психолог на бумаге фиксирует треугольники, альянсы и конфликты, которые появляются и наглядно и символически изображаются скульптором.

    После того как каждый член семьи вылепил свою скульптуру, наступает следующая фаза работы - обсуждение полученных результатов.

    Существует много вариантов использования методики семейной скульптуры. Некоторые специалисты просят скульпторов придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы поведение этого человека. Члены семьи должны последовательно произнести эти фразы. В этом случае достигается не только визуальный, но и слуховой эффект.

    В дальнейшем обсуждается не только вся скульптура в целом, но и отдельные ее части. Задаются вопросы как каждому члену семьи, так и всей семье в целом. Например:

    · скульптору: «Придумайте название вашему произведению»;

    · каждому члену семьи: «Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших родственников?»;

    · всей семье: «Удивила ли вас данная скульптура?»;

    · каждому члену семьи: «Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает вас так, как он это изобразил?»;

    · всей семье: «Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как изображено в скульптуре?»;

    · скульптору или семье: «Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы видеть?»

    Вариант методики «семейная скульптура»

    Один из вариантов методики семейной скульптуры заключается в следующем: после того как каждый член семьи создаст свою реальную скульптуру, отражающую ситуацию в семье в данный момент, его просят создать скульптуру идеальной семьи. Сам процесс ваяния и его продукты (скульптуры) помогают членам семьи оценить свои позиции в семье и дают уникальную для семьи возможность выразить невербально, то какой они видят идеальную семью.

    Данная техника используется в работе с любой социальной группой, супружеской парой, с субсистемами: родители-дети, братья-сестры, с полной семьей.

    Методика используется как средство оценки семейной системы и как средство интервенции в нее, а также как особый механизм общения с клиентами.

    В ходе выполнения методики выявляются семейные ролевые образцы - треугольники, альянсы, специфические эмоциональные взаимоотношения, а также такие проблемы, как борьба за власть, близость, дистанция, границы. Методика «семейная скульптура» - хорошее средство наблюдения, особенно в семьях, привыкших использовать вербальные манипуляции, или в тех, для которых невозможны традиционные методы типа беседы и т.д.

    Наиболее удачно роль скульпторов выполняют подростки, вследствие их чувствительности к тому, что происходит в семье и из-за их естественного желания манипулировать ближайшими родственниками. Хорошими скульпторами также являются замкнутые дети. Они могут через скульптуру выразить свое тайное одиночество, страх, враждебность или те чувства, которые они не должны были бы испытывать.

    Метод «семейная скульптура» может быть использован и при индивидуальной семейной работе. В этом случае роли членов семьи исполняют мебель или другие большие предметы, находящиеся в кабинете психолога. Хотя при таком подходе порой ощущается дефицит живого присутствия членов семьи, методика также помогает внести позитивные изменения в семейную систему.

    3.«Семейная хореография»

    Методика «Семейная хореография» является вариантом методики «Семейная скульптура». Она направлена на перестройку взаимоотношений в нуклеарной семье; отслеживание негативных образцов поведения и остановку их действия, последовательно изображая поведенческие акты, ведущие к усилению конфликта.

    Объединение симптомов детей и образцов взаимоотношений их родителей обеспечивает членов семьи невербальными каналами коммуникации, позволяющими открыто выразить свои чувства.

    Если термин «скульптура» скорее относится к статике внутрисемейных взаимоотношений (а эмоциональные взаимоотношения всегда находятся в движении), то термин «хореография» больше подходит для описания динамичного процесса.

    Эффективность «семейной хореографии» связана с тем, что она оказывается понятной для любой семьи, особенно для тех семей, которым трудно словесно сформулировать проблемы. Проблемы и альтернативные способы их решения могут быть представлены в движении и визуально.

    Одного из членов семьи просят построить всех остальных на сцене таким образом, чтобы картина отражала внутренние семейные отношения в контексте какого-либо события или проблемы, а затем эту сцену разыграть.

    Каждого члена семьи просят так разместиться в пространстве комнаты, чтобы это наилучшим образом демонстрировало проблему семьи. Затем члены семьи должны показать сцену без слов, оживить ее и проиграть. После того как сцена проиграна, членам семьи предлагается изобразить идеальную ситуацию во взаимоотношениях, такую, какая она видится в данный момент. Идеальная ситуация также разыгрывается семьей. При этом психолог работает с каким-то одним членом семьи, обращаясь к нему с просьбой изобразить его реальную и идеальную позиции в семейной системе. Психолог может попросить несколько раз повторить сцены, отражающие дисфункциональные внутрисемейные поведенческие образцы, а также те сцены, которые изображают их преодоление. Причем советуют им действовать при каждом очередном дубле с всевозрастающей энергией, пытаясь сделать ситуацию, с их точки зрения, все лучше и лучше.

    После того как сцены проиграны, происходит обсуждение. Для того чтобы более четко сформулировать проблему семьи, психолог может попросить каждого члена семьи кратко сформулировать для себя и других то, что составляет суть актуального состояния и положения в семье. Затем в порядке очереди это делают все члены семьи. Вопрос задается всегда один и тот же: «Каково быть в этом положении в семье и какие чувства возникают у данного члена семьи по отношению к другим членам семьи?» Данная процедура довольно гибкая и может быть изменена в зависимости от конкретных образцов взаимодействий, существующих в данной семейной системе.

    4. «Ролеваякарточнаяигра »- метод определения ролевого поведения, которое ожидается от членов семьи и воспринимается другими членами этой семьи как адекватное. Техника «ролевой карточной игры» представляет собой невербальную методику, выявляющую те роли и обязанности во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняет каждый член семьи.

    Участие в игре дает возможность членам группы увидеть более или менее полный набор обязанностей, существующих в семье, и то, как они распределяются между всеми ее членами. Методика позволяет выявить индивидуальные способности и особенности членов семьи, негативные механизмы и семейную динамику.

    Для проведения данной методики необходимо: 36 ролевых карт (каждая роль печатается на отдельной карточке), бумага, карандаши и резинки, скрепляющие колоду карт для каждого участника.

    После получения инструкции члены семьи (без предварительного обсуждения) выбирают карты для себя и для других. В картах описаны домашние обязанности, которые необходимо кому-то выполнять, и имеется ряд ролей, которые члены семьи играют во взаимоотношениях друг с другом. Члены семьи имеют возможность согласиться или не согласиться с соответствием каждой карты конкретному члену семьи, а также отклонить те карты, которые они не хотят брать себе.

    Психолог предлагает семье следующую инструкцию: «Сейчас я разложу перед вами колоду карт. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас выбрал соответствующие ему карты и положил их около себя на столе так, чтобы другие могли их видеть.

    Если кто-то выбрал карту, которая, как вы считаете, должна принадлежать вам, запишите ее на лежащем перед вами листке бумаги.

    Имейте в виду, что это не соревнование в том, кто получит больше карт.

    Играть нужно молча. Так что, пожалуйста, не разговаривайте друг с другом.

    Карты предназначены не только для вашей семьи, поэтому нет необходимости, чтобы все из них были выбраны. Вы можете считать, что какая-то определенная карта должна принадлежать больше, чем одному человеку. Если это так, то отметьте, пожалуйста, это на вашем листе бумаге».

    После того как произошел первичный выбор карт, предлагается следующая инструкция: «Проверьте ваш набор карт и убедитесь в том, что все они распределены правильно.

    Если вы не согласны с тем, что какая-то определенная карта должна принадлежать вам или кому-то другому, пожалуйста, включите магнитофон и скажите об этом.

    Если кому-то попалась карта, которая, как вы считаете, не должна ему принадлежать, также скажите об этом и положите ее в «неправильную колоду».

    Когда каждый участник выскажется по поводу карт других, семье предоставляется возможность избавиться от любых не нравящихся ей ролей, независимо от того, насколько они точны. Затем каждого участника просят скрепить оставшиеся у него карты резинкой.

    Роли-обязанности,зафиксированныевкартах

    · Организатор домашнего хозяйства.

    · Закупщик продуктов.

    · Устроитель ужина.

    · Мойщик полов.

    · «Его Превосходительство».

    Плохой исполнитель всех своих обязанностей.

    · Распорядитель.

    · Убирающий со стола после еды.

    · Тот, кто готовит напитки.

    · Накрывающий на стол.

    · Убирающий со стола.

    · Тот, кто разгружает посудомоечную машину.

    · Посудомойка.

    · Тот, кто убирает после еды.

    · Тот, кто кормит животных.

    · Купальщик маленьких детей.

    · Тот, кто укладывает детей спать.

    · Садовник.

    · Организатор праздников.

    · Создатель правил.

    · Мальчик на побегушках.

    · Сторонник дисциплины.

    · Человек, отвечающий за все.

    Во время выбора участниками карт психолог фиксирует обстановку, существующую во время игры: хорошее ли настроение у членов семьи; происходит все организованно, спокойно или стихийно; как участники раскладывают карты (так, чтобы все могли их видеть, или разбрасывают, прячут и т.д.). Данная методика позволяет за короткий промежуток времени собрать большую информацию о семье и о взаимодействии друг с другом. Все скрытые установки по поводу семейных обязанностей, как позитивные, так и негативные, всплывают на поверхность.

    После того как карточки выбраны, психолог заполняет таблицу, в которой содержатся восемь колонок, не считая имени.

    · Положительная характеристика.

    · Отрицательная характеристика.

    · Выбранные роли (роли, выбранные игроком для себя).

    · Данные роли (все роли, данные игроку другими, принятые и непринятые).

    · Неправильные роли (роли, данные игроку неправильно, нежелаемые им).

    · Несоответствующие роли (роли, которые, по мнению других игроков, не подходят данному игроку).

    · Непринятые роли (роли, которые игрок отбросил в конце игры).

    Ролевая техника позволяет увидеть распределение обязанностей в семье и представить их в графическом виде. Такой подход отличается от вербального способа обсуждения семейных ролей, когда члены семьи начинают спорить и выяснять отношения. Данная методика дает возможность членам семьи в атмосфере позитивной групповой работы взять на себя новые роли и отбросить старые. После проведения игры возможно обсуждение, в котором исследуются умения семьи; негативные механизмы, которые проявляются; семейная динамика.

    5.«Семейныйритуал ».Методика относится к структурным методикам психокоррекционной работы в семейных отношениях.

    Цель структурных методик - так реорганизовать систему, чтобы ее члены могли перейти с одной позиции на другую, от одной роли к другой, установить и поддержать адекватные границы между позициями в системе и, таким образом, способствуя тому, чтобы система реорганизовала сама себя.

    Структурные методики особенно важны и применяются на начальных стадиях коррекционной работы.

    Главное для психолога в данной системе - присоединиться к системе и одновременно не быть поглощенным ею.

    Работа с семьей как с системой создает новую систему - психокоррекционную, что включаетвсебя:

    · структурирование процесса (правил игры);

    · эмпатию (соглашение по поводу того, как будет работать новая группа - семья + психолог).

    Психолог дает клиентам знать, что он их слышит, понимает и ценит самих по себе, что они самоценны и самодостаточны.

    Структурные методики используются для решения следующих задач:

    Созданиедвижения. Клиенты чувствуют, что они «застряли» в их реальной актуальной ситуации и не знают, как из нее выбраться. Структурные ходы немедленно вызывают изменение ситуации. Это поощряет клиента к дальнейшему движению. Освобождение ребенка от родительской роли может создать пространство для родителя и стимулировать его движение к большей компетентности, принятия на себя родительской роли.

    Изменениеперспектив. Играя новые роли, клиенты занимают новую позицию в семейной системе, начинают следовать новым правилам. Это стимулирует их к тому, чтобы смотреть на вещи с иной точки зрения и находить новые смыслы для старых фактов.

    Перераспределениевласти. Присоединяясь к различным субсистемам, психолог может увеличить значимость одного родственника для другого, преодолеть неравенство или разрушить тупики, к которым привела конфронтация. Поддержка родителей в их роли создателей семейных правил и поддержка детей в их потребности уважения и большей ответственности могут выступить в качестве примера подобных альянсов.

    Разрушениекоалиций. Иногда двое или большее число людей объединяются для того, чтобы противостоять третьим. Например, один из родителей и ребенок объединяются для противостояния другому родителю. В данном случае необходимо сделать все возможное для того, чтобы разрушить данный альянс, прекратить вмешательство ребенка в дела родителей.

    Формированиеновыхальянсов. Клиентам можно помочь в их усилиях, направленных на объединение и совместную деятельность. Например, родителям помогают достичь соглашения по поводу их родительской позиции и выполнения его на практике.

    Прояснениеграницмеждусубсистемами. Психолог помогает выяснить клиентам, кто, каким образом и в какой функции включен в данную субсистему; кто за что отвечает. Уменьшение числа слишком жестких границ для поддержки совместных действий - вот пример тех вопросов, которые могут служить предметом обсуждения.

    Открытиеновыхсторонсвоейличности. Изменяя свое место в системе внутрисемейных взаимодействий, люди получают возможность попробовать новые поведенческие образцы и открыть новые стороны своей личности.

    Нормализацияопытанахождениявопределеннойпозиции. Иногда люди рассматривают самих себя как плохих, не имеющих ценностей, бессильных только потому, что занимают определенное место в системе.

    Психолог может сказать: «Если бы я находился на вашем месте, я бы тоже был подавлен» или «Люди в положении, подобном вашему, обычно чувствуют и делают то же самое».

    Изменениесмысланахождениявопределеннойпозиции. Один из клиентов жалуется на неудобство быть старшим ребенком в семье. Реплика психолога: «Да, в этом есть своя правда. Именно так случается с большинством старших детей. Но если взглянуть на ситуацию с другой стороны, можно сказать, что старшие дети получают в своей семье хорошую подготовку для того, чтобы быть лидерами и чтобы другие смотрели на них снизу вверх».

    Изменениесемейнойсистемы,работаясоднимизеечленов. Если верно предположение о том, что изменение одним человеком своего положения в системе приводит к тому, что вся система должна к этому изменению приспособиться, то в таком случае психолог может способствовать изменению семейной системы, поддержав изменение положения одного из ее членов.

    Одним из методов осуществления структурных изменений в семейной системе является метод «семейный ритуал». Это методика, призванная изменить правила существующей семейной игры с помощью изменения структуры семьи и устойчивых способов взаимодействия в ней. Данный вариант методики разработан Миланской школой семейной терапии (1977-1978).

    Помимо этого, существуют другие варианты методики.

    6. Социальныйритуал - это система действий, совместно выработанных членами группы, в которой все виды поведения определены в строгой последовательности. Ритуалы являются основным источником групповой сплоченности и внутригрупповых связей. Они служат нормативному регулированию функционирования группы, координируя поведение каждого для осуществления общей цели. Примерами культурных и семейных ритуалов могут быть похороны и траурные церемонии, дни рождения, свадьбы, годовщины, окончание института и другие события, особые для данной группы.

    Повторяющиеся симптоматические стереотипы взаимодействия присутствуют как ритуальные формы поведения.

    Методика семейного ритуала - это своеобразный ритуал, созданный психологом и предписанный семье без каких либо объяснений, в расчете на то, что требуемое поведение будет осуществляться членами семьи по аналогии. Особое внимание при этом уделяется конкретным предписываемым действиям, включая время, последовательность, детали места, а также то, кто именно и каким образом должен выполнять необходимое действие.

    Достаточно трудно придумать подходящий для семейной системы ритуал, который бы дисфункционально заменил существующий. Поэтому психологу необходимо досконально разобраться в функционировании семейной системы, выявить все те мифы данной дисфункциональной семьи, которые жизненно необходимы для ее сохранения. Если выживание семьи находится под угрозой, создаются жесткие ритуалы для обслуживания мифа, способствующего ее сохранению. Для выявления семейного мифа и значений симптоматического поведения психолог вынужден исследовать несколько поколений семьи. После этого можно приступать к разработке семейного ритуала, способного изменить существующую систему, вводить новые коллективные нормы. Если семья соглашается действовать в соответствии с предписанным ритуалом, она принимает новые нормы, изменяя, таким образом, функционирование своей семейной системы.

    Методика «семейный ритуал» драматично освещает существующие семейные образцы и семейные мифы, демонстрируя их всем членам семьи. Она парадоксальным образом использует ригидные стороны семейной структуры для позитивных изменений и способствует возникновению новых конструктивных образцов поведения и поведенческих норм, как заменителей дисфункциональных паттернов. Ритуал функционирует на уровне метакоммуникаций и аналогии и потому вызывает меньше сопротивлений, чем прямая интерпретация симптома. С помощью данной методики психолог, следуя за семьей (а не противостоя ей), постепенно изменяет качество семейных отношений.

    Методика особенно эффективна в работе с ригидными семьями, в которых семейные связи переплетены и запутанны, а также с такими семьями, одним из членов которой является носителем психической патологии. Ритуалы также могут быть предписаны семьям с недостаточным уровнем внутренней организации. В этом случае в качестве цели выступает обеспечение семье структуры и общих форм вербального поведения, что способствует внутрисемейной сплоченности. Например, установление фиксированного времени общего семейного обеда, во время которого нельзя говорить об острых семейных проблемах, критиковать, жаловаться и т.д. За обедом семья должна обсуждать события текущего дня, сны членов семьи, то, о чем они думают или что они сейчас читают. Другим примером является предписание составления списка дней рождения членов семьи и заранее подготовки к каждому такому событию. Развитие новых обычаев и традиций особенно важно для недавно созданных семей и семей, где имеются приемные дети.

    После глубокого знакомства с семьей, ее динамикой, правилами, мифом и установлением доверительных отношений психолог разрабатывает ритуал, учитывающий потребности данной семьи.

    При его создании необходимо принимать во внимание конкретную культурно-историческую ситуацию семьи, а также следующие параметры:

    · как долго он будет применяться (однократно или повторяться через определенные интервалы);

    когда именно, кто из членов семьи будет участвовать в процессе;

    · какие факторы используются (например, должны быть заперты двери, а телефон отключен);

    · какие темы будут обсуждаться;

    · что делать, если кто-то из участников предпочтет молчать.

    Коррекционные цели, для которых может быть использован семейный ритуал, могут включать в себя: определение внутрисемейных границ, увеличение независимости членов семьи, корректировка общения, укрепление альянса в одном поколении.

    Психолог получает от семьи твердое заверение в том, что они будут добросовестно следовать тому предписанию, которое он собирается им дать. Затем это предписание подробно объясняется. Оно также может быть представлено для каждого члена семьи в письменном виде. Частью ритуала может быть чтение предписания одним из членов семьи всем остальным в каком-то определенном месте, в какое-то определенное время.

    Цель этого предписания - сделать выполняемую сыном роль защитника семьи открытой и освободить других членов семьи от этого вида деятельности вместо того, чтобы усиливать эту деятельность, как это можно было бы прямо понять из предписания.

    В качестве примера С. Палаззоли описывает семью, в которой младшая 15-летняя девочка страдала нервной анолексией, ее поведение было психотическим и она очень завидовала красоте своей кузины.

    Старшая 22-летняя дочь училась в колледже и была эмоциональна отдалена от своей младшей сестры. Мать слишком заботилась о своих многочисленных родственниках. Отец, как и остальные члены семьи, во всех затруднительных ситуациях придерживался универсального семейного девиза: «Один за всех и все за одного».

    Таким образом, критика и конкуренция в этой семье, эмоциональное проявление злобы и обиды были запрещены и подавлялись. Человека, испытывающего гнев, семья заставляла смиряться. После того как младшая дочь попыталась покончить жизнь самоубийством, семье был предписан следующий ритуал: «Каждый вечер, после ужина входную дверь запирали. Четыре члена семьи собирались за обеденным столом, с которого, кроме будильника, должны были быть убраны все предметы. Каждый член семьи, начиная со старшего, получал 15 мин для сообщения о своих чувствах, впечатлениях и замечаниях по поводу поведения других членов его клана. Те, кому нечего было сказать, или те, кто ничего не хотел сказать, молчали все отведенные ему 15 мин, в то время как остальные должны были также хранить молчание и быть внимательными.

    Категорически запрещалось в какой бы то ни было форме продолжать дискуссию в другое время. Все подобные обсуждения ограничивались запланированными вечерними встречами. Что же касается повседневных отношений со своим кланом, то членам семьи предписывалось быть особо вежливыми и внимательными к ним, подчеркивая, что они всегда готовы помочь всем своим родственникам».

    С. Палаззоли так описала коррекционные задачи в данном случае:

    1. Определить нуклеарную семью как единицу, отличную от клана, в которой запрещение высказываться в негативном ключе замещено обязательством ясно и прямо говорить на запретные темы в обстановке секретности по отношению к другим членам клана (запертая дверь).

    2. Возвратить младшей дочери положение полноправного члена нуклеарной семьи.

    3. Способствовать возрождению альянса между двумя сестрами (в одном поколении).

    4. Установить право каждого члена семьи выражать свои ощущения, не опасаясь возражения или критики.

    5. Вызвать у каждого замкнувшегося в себе члена семьи тревожность по поводу его молчания по острым внутрисемейным проблемам.

    Поэтические образы и символы берутся и формируются из диалогов членов группы.

    · Клиентам предлагают принести на следующее занятие те стихотворения, которые они считают полезными для разрешения собственных проблем.

    Поэзия выступает как посредник в коррекционном процессе и помогает выразить те чувства, которые клиентам по тем или иным соображениям страшно, неудобно, дискомфортно выражать в других формах. Клиенты, не склонные выражать свои мысли в словах, могут испытывать существенные трудности с данной методикой. Таким образом, данная методика не подходит для людей низкого интеллектуального уровня развития или имеющих трудности в вербализации своих чувств.

    7. Созданиеаналогичныхситуаций .Под аналогичными ситуациями понимается использование метафор, которые помогают клиентам (семьям или отдельным клиентам) более четко определить свою проблему для того, чтобы ее разрешить. Метафора является эффективным способом обсуждения жизненного опыта и символизирует конкретные формы общения и поведения, предлагая такое их описание, которое отражает совсем другое явление, существующее в иной системе внутригруппового взаимодействия. Через аналогии позитивные поведенческие изменения могут осуществляться спонтанно и в соответствии с общими целями коррекционного процесса.

    Методики, основанные на метафорах, были предложены в школах стратегической и семейной терапии.

    Когда психологу ясны все трудности семьи, он выбирает в качестве темы для беседы или вида деятельности, отражающего проблемы в данной семье, аналогичную ситуацию или метафорическую ситуацию. Например, в семье, члены которой постоянно конфликтуют, можно предложить обсудить ведение переговоров между предпринимателями и профсоюзами или между двумя враждующими сторонами.

    Если проблемой является воспитание детей, то в качестве аналога воспитания детей может выступать образ ухода за садом, где процесс воспитания уподобляется процессу выращивания и ухаживания за растениями.

    Психолог предлагает клиентам поиграть в игру «Заверши предложение». После того как согласие получено, психолог сажает играющих лицом к лицу и предъявляет следующую инструкцию: «Я дам вам ряд незаконченных предложений. Конец предложения вы должны придумать сами. При этом вы можете делать все, что приходит вам в голову. Пожалуйста, будьте как можно более свободными - вам разрешается говорить все, что заблагорассудится. Но ни в коем случае не обсуждайте работу и высказывания друг друга. Только когда мы закончим, будет обсуждение. Если у вас нет вопросов, давайте начнем».

    Возможные основы предложений

    «Я должен...»;

    «Когда я сердит, я...»;

    «Я выражаю любовь тем, что...»;

    «Моя значимость состоит в том, что...»;

    «Изменение в моем положении чревато тем, что...»;

    «Если бы я набрался смелости, я бы...»;

    «Если бы меня знали, вы бы...»;

    «Тот человек, которого я люблю должен...»;

    «Моя мать должна...»;

    «Мой отец должен...»;

    «Человек, которого я люблю, должен...»;

    «Для меня самое лучшее время, когда...».

    Наиболее интересные окончания, предложенные клиентами, могут быть использованы для конструкции последующей основы. Например, окончание фразы: «...я должна быть хорошей девочкой» может быть преобразовано в основу: «Хорошая девочка должна...».

    Методика применяется в работе как с детьми, так и со взрослыми. Используется для того, чтобы дать возможность клиенту по-новому понимать и воспринимать ситуацию, что приводит к появлению и проявлению новых чувств. Клиенты, выполняя упражнение, более отчетливо понимают ожидания друг друга, свои собственные чувства и проблемы.

    Простое прослушивание себя и других помогает клиентам увидеть реальные позитивные изменения во внутрисемейных взаимоотношениях. А невозможность оценки высказываний клиентов дает им психологическую защищенность и комфорт при обсуждении скрытых от сознания проблем.

    8. «Экокарта »- метод описания места данной семьи в расширенной семейной системе и социальном сообществе.

    Большое внимание уделяется тем внутренним и внешним ресурсам, которые доступны семье.

    Цель методики - схематически изобразить семью и изучить ее потребности, а также исследовать взаимосвязи с другими семьями, социальными организациями и институтами. Связи, напряженность, поддержка и множество других проявлений внутрисемейных и метасемейных взаимоотношений могут быть наглядно представлены на основе этой методики. Кроме того, методика позволяет выявить эмоциональные и материальные ресурсы семьи.

    «Экокарта» представляет собой карту взаимоотношений семьи внутри себя и с внешним миром. В основе методики лежит беседа, цель которой формулируется как получение информации психологом от клиента о связях, которые существуют внутри семьи и вне ее в различных социальных средах, и изображение этой информации в графическом виде.

    Психолог задает членам семьи вопросы, касающиеся размера семьи, характера взаимоотношений внутри семьи, с сослуживцами, соседями, друзьями, родственниками, административными органами, с которыми общается семья: школа, церковь, служба социальной помощи, семейный врач, начальство и т.д.

    Полученная информация заносится в карту. Взаимоотношения между людьми изображаются с точки зрения их значимости и близости. Отмечаются позитивные и негативные связи. Знакомые друг другу люди соединяются линиями. При этом выявляются люди, которые находятся в изоляции, а также всевозможные союзы, сторонники и противники данной семьи.

    Участие семьи в составлении «экокарты» стимулирует обсуждение того, какие ресурсы имеются у данной семьи для улучшения ее функционирования, каковы здесь источники напряжения и конфликтов. Это, прежде всего, актуально для так называемых «закрытых семей», которые варятся в собственном соку и не могут использовать имеющиеся у них ресурсы для улучшения положения.

    «Экокарта» особенно полезна для семей, имеющих не одну, а несколько проблем. В «экокарте» указывается место каждого человека в семье и в более широком метасемейном контексте

    Становятся наглядными и очевидными изолированные личности, всевозможные союзы, альянсы и противопоставления одних групп другими. Заполнение «экокарты» дает возможность обращения к друзьям семьи, к тем людям. которые имеют к ней отношение, получения дополнительной информации и эмоциональной поддержки. Для заполнения «экокарты» клиент вынужден обращаться к тем людям, которые могут оказать ему реальную психологическую поддержку, что способствует повышению эмоционального комфорта как отдельных членов семьи, так и семьи в целом. Эта методика применяется не только психологами, но и социальными работниками.

    9. «Соломеннаябашня »- это упражнение, адаптированное Пекманом (1984) для использования в семейной работе.

    Клиентов просят взять коробочку с соломкой, клейкую ленту и вместе построить соломенную башню. Можно использовать другие материалы, например строительные блоки.

    Разрешение этой задачи возможно только при реализации совместных действий. А психолог получает возможность наблюдать поведение семьи не по рассказам клиентов, а непосредственно в действии.

    При выполнении данной задачи члены семьи ведут себя гак же, как и в обычной жизни.

    Наряду с другими социометрическими методиками это упражнение позволяет выявить лидера в семье, тупики во взаимоотношениях, взаимную поддержку, внутрисемейные союзы, изолированных членов семьи, границы семьи и другую динамику в системе семейных взаимоотношений.

    Для построения «соломенной башни» необходим пакет со ста соломинками и клейкая лента. Предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо из этих соломинок построить башню. При построении башни попытайтесь совместно достичь определенных целей. Ваша башня должна быть оригинальной по форме, красивой, хорошо сконструированной. Она должна стоять без поддержки и быть достаточно прочной и долговечной, чтобы ее можно было переносить с места на место. Вам следует уложиться в 10-15 мин».

    Далее дается рекомендация: первые 5 мин строить башню, не говоря друг другу ни слова. Это требование может увеличить фрустрацию и позволить обойти некоторые барьеры, выявить различные уровни взаимодействия в семье. Наблюдая за происходящим в течение 8-15 мин, психолог может вмешаться в процесс. Он может давать советы, объяснять происходящее с той точки зрения, чтобы члены семьи могли включиться в изучение процесса.

    Если семья большая, она может быть разбита на подгруппы, каждая из которых строит свою башню. Этот способ используется для того, чтобы подчеркнуть или изменить существующие структурные границы, а также в работе с семейными треугольниками.

    Примером парадоксальной интервенции может служить разрешение 5-летнему малышу руководить конструированием или строительством башни, что помогает родителям увидеть, в какой мере они дают своему ребенку возможность поступать так, как он хочет.

    После того как башня построена, психолог обсуждает с членами семьи, что происходило во время строительства, интересуясь тем, как, по их мнению, можно разрешить сложившуюся ситуацию. Психолог анализирует роль каждого в совместной деятельности и поведение членов семьи в рамках поставленной задачи. После этого можно попросить членов семьи заново построить башню, используя результаты проведенного обсуждения. В некоторых случаях можно обучить членов семьи методикам совместной работы и способам оказания взаимопомощи.

    10. «Семейноепространство ».Методика, обеспечивающая возможность изучения и использования семейного пространства для изменения внутрисемейных позиций. Предлагается следующая процедура проведения данной методики. Родителям дается большой лист бумаги, фломастеры или карандаши. Их просят нарисовать план дома, где они жили до свадьбы. Дети в это время слушают и смотрят на работу родителей. Если родители несколько раз меняли место жительства, переезжая из одного дома в другой, их просят нарисовать план того дома, который им наиболее запомнился.

    Во время рисования психолог постепенно вводит их в ситуацию, задавая следующие вопросы:

    · Рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциируется у вас та или иная комната.

    · Попытайтесь вспомнить доминирующие запахи, звуки, цвета и людей в этой комнате.

    · Была ли в вашем доме комната, специально предназначенная для встречи всех членов семьи?

    · Когда члены вашей семьи заходили к вам, в какой комнате происходили встречи?

    · Были ли в доме комнаты, в которые вам было запрещено заходить?

    · Было ли у вас какое-то особенное место в доме?

    · Попытайтесь, как можно яснее представить себе, как в вашем родительском доме решались вопросы близости, дистанции и уединенности.

    · Как был расположен ваш родительский дом по отношению к другим домам в этом квартале, выделялся он чем-нибудь или нет?

    · Вспомните какое-то типичное событие, происходившее в вашем родительском доме.

    · Вспомните типичные слова, фразы, высказывания, которые произносились членами вашей семьи.

    Варианты использования данной методики

    · Психолог может попросить отца и мать нарисовать план их родительских домов, а дети в это время наблюдают за ними.

    · В качестве другого варианта можно предложить детям нарисовать план дома, в котором они в настоящий момент живут с родителями, а отец и мать при этом присутствуют в качестве наблюдателей.

    · Все члены семьи рисуют план дома, в котором сейчас живут.

    Вопросы психолога направлены на выявление воспоминаний, связанных с существующими в данной семье правилами и их источниками в родительских семьях.

    Кроме того, воспоминания изучаются на предмет того, насколько они отражают внутрисемейные взаимоотношения.

    Данная методика направлена на выявление материала, связана с ролевым поведением в родительских семьях супругов, выявлением скрытых правил взаимодействия в данной семье, а также для прояснения конечных целей семейно-коррекционного процесса.

    Использование первого варианта (когда родители выполняют упражнение, а дети наблюдают за ними) позволяет провести границы между поколениями в семье и границы между различными семейными субсистемами. Такого рода деятельность подтверждает уникальное место родителей в семейной системе, когда детям отводится роль обучающихся. История семьи в изложении родителей, описывающих жизнь в своих родительских семьях, вносит свой значимый вклад в формирование чувства сопричастности к культурному наследию данной семьи, способствует развитию эмпатии и взаимовыручки между ее членами. Кроме того, волнующие супругов в настоящий момент проблемы, их конфликты могут быть освещены через обращение к материалам семейной истории.

    Во втором варианте применения методики (дети рисуют план дома, а родители наблюдают за ними) психолог выделяет и поддерживает детскую субсистему уникальных точек зрения и чувств детей по отношению к внутрисемейному взаимодействию.

    Когда методика используется в ее третьем варианте (вся семья рисует план дома), психолог получает возможность достаточно глубоко изучить актуальные проблемы и конфликты в семье, а также имплицитно присутствующие внутри семейной системы средства их преодоления. Особенно полезен данный вариант методики при работе с семьями, в которых размыты границы между субсистемами, а также границы между семьей и внешним миром. Безопасное выражение семьей различных точек зрения и чувств на происходящее позволяет в какой-то мере прояснить внутрисемейные границы.

    Методика «семейное пространство» может использоваться в семейно-групповой психокоррекции в работе с родительскими группами. В зависимости от целей группы внимание фокусируется на актуальных семейных конфликтах или же на истории семьи. Методика неприменима в работе с маленькими детьми.