• Почему мы празднуем старый новый год. Почему мы празднуем Новый год? Традиции на Старый Новый Год

    Все обо всем. Том 3 Ликум Аркадий

    Почему мы празднуем Новый год?

    Встреча Нового года - один из самых старинных на свете обычаев. Когда это началось? Некоторые считают, что первыми отмечать этот праздник начали китайцы, другие приписывают это древним германцам, а третьи полагают, что это были римляне. Мы знаем, что китайцы всегда устраивают по случаю Нового года, который у них наступает позже, чему нас, большие торжества, которые продолжаются в течение нескольких дней.

    Древние германцы установили празднование Нового года по причине смены времен года. Зима у германцев начиналась примерно в середине ноября. В это время они собирали урожай. Поскольку в это время все собирались вместе и поскольку после сбора урожая они могли отдохнуть от работы, то они и устраивали по этому поводу веселый праздник. Хоть это и был всего лишь ноябрь, они считали его началом нового года!

    Когда римляне завоевали Европу, они перенесли время праздника на первое января. Для них наступление Нового года было символом начала новой жизни и надежды на будущее. Обычай праздновать Новый год и значение этого праздника остались неизменными до наших дней. Мы радостно встречаем Новый год и надеемся на то, что он принесет с собой хорошую новую жизнь!

    В нашей стране много красивых зимних праздников. Новый Год мы празднуем дважды. Снова наполняем бокалы шампанским в ночь на 14 января, садимся за праздничный стол и не торопимся убирать .

    Исторический феномен

    Новый год в России — один из самых интересных, с точки зрения истории, праздник. До XV века (1495 г.) новый год начинался в марте и был связан с пробуждением земли от зимней спячки. В 1495 году всё изменилось: дата наступления нового года переместилась на 1 сентября.

    Позже Пётр Первый, решивший не отставать от Европы, распорядился праздновать Новый год 1 января. В декабре 1699 года он издал Указ, по которому встреча 1700 года должна была состояться 1 января, а не в сентябре. В тексте Указа содержались строгие наставления: украшать дома еловыми, можжевеловыми или сосновыми ветвями, в полночь в воздух палить из ружей и мушкетов, всю праздничную неделю жечь костры на улицах и устраивать фейерверки на Красной площади.

    Алексей Толстой в историческом романе «Пётр I » описывал состояние простого народа и бояр, у которых рушился привычный уклад. Многим казалось, что скоро «вострубит труба Страшного суда». Постепенно все привыкли к наряженным елям и суматошному празднику, который стал ежегодно отмечаться 1 января по юлианскому календарю, т.е. по «старому стилю». Этот календарь ввёл император Древнего Рима Юлий Цезарь, взяв за основу солнечный год, а не астрономический. В Россию юлианский календарь пришёл из Византии.

    Так было до Октябрьской революции 1917 года. Большинство других стран давно уже жило по григорианскому календарю . Он был введён папой римским Григорием XIII 4 октября 1582 года (XVI век), чтобы не было расхождений с астрономическими данными. Разница между юлианским и григорианским летоисчислениями сегодня составляет тринадцать дней.

    В 1918 году правительство большевиков приняло решение перейти на единое во всём мире летосчисление. В.И.Ленин издал соответствующий Указ о переходе на григорианский календарь. Это исключало путаницу и сложности в международных отношениях: дипломатии, почте, расписаниях поездов и т.д. Русская Православная Церковь сохранила традиционное летосчисление и продолжала жить по старому календарю. Она датировала праздники по старому стилю, подчёркивая свою уникальность.

    Сегодня в некоторых справочных изданиях даты рождения и смерти людей, различных событий дореволюционной России приводятся по двум календарям, т.е. по новому и старому стилю. Так случилось и с Новым Годом, который начинается 1 (14) января. На Старый Новый Год православным людям не приходится отказывать себе в еде и веселье. По юлианскому календарю он наступает после (7 января), т.е. после окончания строгого . По григорианскому календарю Рождество празднуется 25 декабря.

    Поместные православные церкви некоторых зарубежных стран (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская) также используют в наше время юлианский календарь. По юлианскому календарю живут и некоторые монастыри и приходы в тех странах, где в церковном богослужении принят григорианский календарь (например, Афон в Греции). Кроме того, юлианский календарь принят в Украинской грекокатолической церкви и в Российской грекокатолической церкви.

    Васильев вечер

    В ночь с 13 на 14 января отмечается Васильев вечер , а 14 января — Васильев день (Коляда). Об этом весёлом, щедром на еду и питьё празднике можно прочитать в статье .

    Праздник нравится всем: девушки гадают на суженого, а садоводы трясут в садах яблони ради хорошего урожая.

    В этом году мы снова будем поздравлять родных и друзей не только с Новым, но и со Старым Новым Годом! Желать им счастья, любви, здоровья и радости! Дарить подарки, сидеть поздним вечером за праздничным столом и в полночь поднимать бокал с шампанским. Как хорошо, что для этого есть повод!

    P.S.

    С каждым столетием григорианский и юлианский календари всё больше расходятся во времени. Разница накапливается, и к 2100 году она составит не 13, а полных 14 дней.

    © Сайт , 2012-2019. Копирование текстов и фотографий с сайта pоdmoskоvje.cоm запрещено. Все права защищены.

    (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143469-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143469-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

    Я поздравляю вас с Праздником Нового Года! Но только не подумайте, что я поздравляю с новым календарным годом! Нет! Христиане должны быть далеки от сказочной глупости мира, который в каждом последующем календарном году ищет «потерянный рай»! К сожалению, такие поиски похожи на ежегодное пробуждение обессиленного путника, который напрягает последние силы, чтобы устремляться в сторону призрачных силуэтов близко-далекого миража в безжизненной пустыне!

    Сегодня мы празднуем Знаменательное Событие, Которое направляет нас не вперед, а назад! Когда мы смотрим на последний листок уходящего года или видим на календаре 1 января, то должны возвратиться по раскрученной Спирали Спасения на несколько тысячелетий назад. Давайте прочитаем, что говорит об этом наша Библия. Прочитаем Лук. 2:4-7: «Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.» И еще Лук. 2: По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.»

    Первый прочитанный нами Библейский текст является свидетельством о Рождестве Иисуса Христа; второй – Его Именинами. К сожалению, в нашей культуре нет разделения между понятиями «днем рождения» и «именинами». Но в древнем мире только что физически рожденный ребенок мог «родиться» и стать частью народа после определенного обряда. Например, в Израиле, как это было в случае с Младенцем Иисусом, нужно было восьмидневного мальчика обязательно обрезать. Только в этом случае он мог получить свое имя. А оно должно было напоминать о Завете Господа Бога с Авраамом и его потомками. Об этом написано в Быт. 17:4-13: «Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.»

    В связи с создававшейся веками христианской традиции, мы привыкли больше внимания обращать на событие Рождества Христова, нежели на факт Его обрезания. А ведь, нужно обязательно учитывать важность легализации Рождества Господа Иисуса Христа, чтобы в полной мере праздновать Новый Год. Мы читаем в Гал. 4:4-5: «… когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.» Прочитанный нами Библейский текст подчеркивает три важных действия, чтобы «официально» произошло Рождение Спасителя и началась раскручиваться временная Спираль Спасения:

    Триединый Бог в Лицах Бога, Слова и Духа, отправляет через Боговоплощение Своего Представителя, «Сына» жить на земле,
    - Поселение Бога Слова-Сына в человеческом обществе произошло через непорочное зачатие и физическое рождение от девы Марии,
    - Рожденный Богочеловек Слово-Сын подчинился требованию Закона; был обрезан по еврейскому обычаю и получил Свое Имя-Предназначение «Иешуа» (или «Иисус»), которое означает: «Спаситель».

    Оказывается, мы должны наше физическое летоисчисление раскручивающейся временной Спирали Спасения не от Рождества Христа, а от Его Именин! Ведь, слово «именины» происходит от сокращенного выражения «имя данное ныне». Поэтому, когда Младенца обрезали, и дали Ему имя «Иисус», с того памятного часа начался отсчет Времени Спасения! Стало исполняться сказанное ангелом Иосифу, мужу Марии: «родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.»

    Если мы отмечаем Праздник Нового Года, то нужно праздновать Праздник Спасения, как написано: «ныне день Спасения». А для этого нужно войти в этот «день Спасения и покоя». В Евр. 4:10-11 мы читаем: «Посему для народа Божия еще остается субботство (то есть «Спасение»). Ибо, кто вошел в покой Его (то есть в «день Спасения»), тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный (то есть «день Спасения»), чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.»

    Как же мы можем войти в Божий Покой Нового Года и пользоваться даруемым временем Спирали Спасения «ныне»? Есть для этого только одно условие. Мы читаем о нем в Евр. 4:3: «А входим в покой мы уверовавшие…» Другими словами, без веры Богу угодить невозможно, и стать новым творением. Ведь, «кто во Христе, тот новое творение; древнее прошло, а теперь – все новое»! Поэтому вне Христа и Его благодати мы не можем, по настоящему, войти в «новое», в том числе в новый календарный год, чтобы не превратить сразу же «новое» в «старое»! Вне Христа нас ждут только очередные разочарования нашей личной спирали тщетных ожиданий. И все будет происходить так же «все по старому», если не хуже, как это было в прошлом и позапрошлом годах,… или, например, десять лет назад!

    Верующий во Христа не должен искать чего-то «новенького» в начале каждого нового календарного года. Он уже пребывает на границах действия «нового» с момента рождения от Бога. Поэтому христианин исповедует не новизну чего-то «новенького», а обновление имеющегося во Христе. Например, нам нужно радоваться, что милость Божья обновляется каждое утро. Также мы можем обновлять свои взаимоотношения с Богом проходя путь исповедания и очищения от всего греховного и плотского. Например, можно использовать благовестие самому себе, состоящее из четырех важных исповеданий на уровне нашего духа:

    Насколько Бог свят по Своей Божественной природе, на столько я грешен по своей человеческой греховной природе;
    - Даже один грех в мыслях уже разделяет меня с Богом, хотя я Его дитя;
    - Иисус Христос готов соединить меня с Отцом, какой не была пропасть межу мной и Им, при условии честного признания в том, что я подумал, сказал или сделал;
    - Я принимаю дар благодати во Христе, мое восстановление, чтобы этот дар раздавать другим и прощать их, как Бог во Христе простил меня.

    Так же очень полезно для «обновления нового» заниматься очищением своего душевного мира, начиная с чистки своей близлежащей памяти. Для этого упокоившись, нужно закрыть глаза и смотреть своей душой, какие звуковые образы и картинки всплывают из нашего сознания. Если что-то из «увиденного» или «услышанного» не соответствует стандартам Слова Божьего или не славит Его святое Имя, то тогда следует зафиксировать «нежеланных гостей» в нашей памяти, отделить и в молитве освобождения отправить мысленно, в Духе верою, всю обнаруженную нечисть на Крест. Потом мы попросим Спасителя Иисуса Христа, чтобы Он омыл рану в нашем сознании от причиненного нам зла. Примем верою поток очищающей Крови Христа. Затем обратимся к Святому Духу, чтобы Он помазал Своим исцеляющим елеем очищенную Кровью Христа рану. Примем верой исцеление со стороны Святого Духа, и в нашем сознании не останется никакого следа от прошлой нечистоты!

    Если мы уже заговорили об «обновлении нового», то тогда нужно сказать несколько слов о молитве обновления, связанного с нашим телом, а не только с душой. Например, когда мы пробудились утром, очень полезно «вспомнить» и поблагодарить мужчине, что Бог создал его мужчиной, а женщина должна выразить свое признание Богу, как Творцу, что она сотворена женщиной. Такое исповедание настраивает мужчину быть «настоящим мужчиной», а женщину занять место «настоящей женщины». Далее, полезно поблагодарить Господа за то, что, по Его милости, наши глаза видят, руки наши могут брать разные вещи и что-то делать, а ноги могут ходить. Так же нужно не забыть поблагодарить за ясность мышления и разнообразие чувств нашего сердечного мира. К перечисленному следует добавлять благодарные слова Богу за другие физиологические процессы, которые происходят в нашем теле.

    Мы привели только несколько практических советов, связанных с нашим «обновлением нового», которые мы взяли из Библейского учения. Но их намного больше. Однако и их достаточно, чтобы переживать наше «новое обновление» не только в начале нового календарного года, но и каждый день. Итак, мы призываем не просто подражать мирскому обычаю самообмана, который называется «Встречей Нового Года», а следовать призыву Господа, как написано в Евр. 4:7: «"ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших".» Ведь, с памятного события в Израиле, когда не было хора ангелов и других чудесных событий, Спаситель мира, Совершенный Бог и Совершенный Человек, был обрезан человеческой рукой, которая пророчески указала на Его Распятие на Кресте другими человеческими руками, как подтверждение того, что уже начался «раскручиваться», как заводная пружина, Спираль Нового Года – Времени Всеобщего Божьего Спасения во Христе для всех верующих в Него! Аминь.

    Игорь Гриненко

    В ночь с 13 на 14 января граждане, в основном, Украины и России отмечают Старый Новый Год - праздник, непонятный для многих иностранцев

    Чем Старый Новый Год отличается от традиционного никто толком объяснить не может, однако есть несколько версий: изменение даты начала Нового года на Руси и упрямство Русской Православной церкви, не пожелавшей перейти на Новый стиль.

    История Старого Нового Года

    В языческие времена Новый год отмечался на Руси 22 марта – в день весеннего равноденствия, и связано это было с земледельческим циклом. С принятием христианства на Руси византийский календарь начал понемногу вытеснять старый, и теперь уже Новый год начинался 1 сентября. Долгое время еще сохранялся разнобой, и в некоторых местах Новый год продолжали отмечать весной. Только в конце 15 века на Руси официально определили начало Нового года – 1 сентября.

    По указу Петра I в 1699 г. Новый год был перенесен на 1 января по старому стилю, то есть на 14 января по новому стилю. После революции в 1918 г. большевики «упразднили» еще 13 дней в году, которые составляли разницу между нашим летосчислением и европейским. Так образовались два празднования Нового года - по новому и старому стилю.

    Церковь про Старый Новый Год

    Обычай встречать Старый Новый Год в ночь с 13 на 14 января связан с тем, что Русская православная церковь продолжает встречать и Новый год, и Рождество Христово по юлианскому календарю, разнящемуся пока с общепринятым григорианским календарем на 13 дней. Но уже с 1 марта 2100 года эта разница составит 14 дней, так как разница между юлианским и григорианским календарями увеличивается на один день каждые 100 лет, когда число сотен в году от Рождества Христова не является кратным четырем. С 2101 года Рождество и Старый Новый Год будут отмечаться на день позже.

    Для многих верующих людей Старый Новый год имеет особое значение, поскольку от души отпраздновать его они могут лишь после окончания Рождественского поста, во время Святочных гуляний.

    Мнения ученых про Старый Новый Год

    Старый Новый год - ненаучная дата, считают астрономы. По их утверждению, строгая механика движения планет заставляет людей вносить изменения в летоисчисление. Юлианский календарь, действовавший в нашей стране до 1918 года, на 13 суток отстает от григорианского, по которому живет Европа. Дело в том, что Земля оборачивается вокруг своей оси не ровно за 24 часа. Дополнительные к этому времени секунды, постепенно набегая, складываются в дни. К началу двадцатого столетия они превратились в 13 суток, которые и составляли разницу между старой юлианской и новой григорианской системами. Новый стиль более точно отвечает законам астрономии.

    Празднование Старого Нового Года

    Несмотря на то, что этот день не для всех является праздником и даже не является выходным, популярность Старого Нового Года растет. С каждым годом количество желающих праздновать Старый Новый Год увеличивается и составляет уже более 60%. Среди тех, кто собирается отмечать «старый» Новый год – большинство учащихся и студентов, рабочих, предпринимателей, домохозяек и в целом лиц моложе 40 лет, со средним специальным и средним образованием, с относительно высокими доходами.

    Традиции на Старый Новый Год

    Этот день в старину носил название Васильева дня, и имел решающее значение для всего года. На Васильев день отмечали праздник земледелия , который связывали с будущим урожаем, и совершали обряд обсевания – отсюда название праздника «овсень» или «авсень». Этот обряд отличался в разных регионах страны: например, в Туле дети рассыпали по дому яровую пшеницу, при этом произнося молитву о богатом урожае, а хозяйка потом собирала её и хранила до времени сева. Украинские обряды отличались весельем, плясками и песнями.

    И ещё был своеобразный обряд – варение каши . В новогоднюю ночь, в 2 часа, старшая из женщин приносила крупу из амбара, а старший мужчина приносил воду из колодца или реки. Готовили кашу в печи, затем ее доставали и внимательно рассматривали. Если горшок был просто полным, а каша - наваристой и рассыпчатой, то можно было ждать счастливого года и богатого урожая – такую кашу наутро съедали. Если каша вылезала из горшка, либо горшок трескался – это не сулило хозяевам дома ничего хорошего, и тогда ожидали беды, а кашу выбрасывали.

    Интересен обряд хождения по домам , чтобы угощаться блюдами из свинины. В ночь на Василия гостей непременно надо было накормить пирогами со свининой, варёными или запеченными свиными ногами и вообще любыми блюдами, в которые входит свинина. На стол также обязательно ставили свиную голову. Дело в том, что Василия считали «свинятником» - покровителем свиноводов и продуктов из свинины, и верили, что если в эту ночь на столе будет много свинины, то эти животные будут плодиться в хозяйстве в изобилии, и приносить хозяевам хорошую прибыль.

    А вот традиция лепить на Старый Новый год вареники с сюрпризами появилась не так давно – никто точно не помнит, где и когда, однако многие её с удовольствием соблюдают. В некоторых городах их лепят почти в каждом доме – с семьёй и друзьями, а потом устраивают весёлое застолье и едят эти вареники, с нетерпением ожидая, кому и какой попадётся сюрприз. Это шуточное гадание особенно нравится детям; иногда на местных пищевых предприятиях часто выпускают такие вареники – именно под Старый Новый год.

    Встреча Нового года - один из самых старинных на свете обычаев. Когда это началось? Некоторые считают, что первыми отмечать этот праздник начали китайцы, другие приписывают это древним германцам, а третьи полагают, что это были римляне. Мы знаем, что китайцы всегда устраивают по случаю Нового года, который у них наступает позже, чему нас, большие торжества, которые продолжаются в течение нескольких дней.

    Древние германцы установили празднование Нового года по причине смены времен года. Зима у германцев начиналась примерно в середине ноября. В это время они собирали урожай. Поскольку в это время все собирались вместе и поскольку после сбора урожая они могли отдохнуть от работы, то они и устраивали по этому поводу веселый праздник. Хоть это и был всего лишь ноябрь, они считали его началом нового года!

    Когда римляне завоевали Европу, они перенесли время праздника на первое января. Для них наступление Нового года было символом начала новой жизни и надежды на будущее. Обычай праздновать Новый год и значение этого праздника остались неизменными до наших дней. Мы радостно встречаем Новый год и надеемся на то, что он принесет с собой хорошую новую жизнь!