• Детские занятия 4 года. Развитие мышления детей четырех-пяти лет. Все потянулись

    В 4 года дети очень активные, подвижные, любознательные, они очень любят, когда им уделяют внимание, потому самое время заниматься с ними развивающими занятиями. Заинтересовывайте малыша интересными делами, так вы будете привлекать его к знаниям, развивать в нем логику, мышление, речь. В этой статье мы приведем несколько видов развивающих занятий, которые вы можете предложить .

    Занятия для детей 4 лет:

    1. . Развивает у ребенка пространственное и творческое мышление, фантазию, вкус . Следите за тем, чтобы малыш правильно держал ручку или карандаш. Рисовать вы можете фломастерами, красками, карандашами, восковыми мелками. Покажите крохе, чем отличаются техники рисования, какую картинку он может получить, выбрав одно из средств. Придумывайте креативные техники: рисование с трафаретами, отпечатывание картинки. Попробуйте такой способ: нанесите на стекло густую гуашь нескольких цветов, приложите к нему лист бумаги, краски отпечатаются – образовав уникальный цветовой рисунок. Можете затем пофантазировать, придумать, что у вас получилось, можно дорисовывать какие-то фигуры уже просто красками и кистью. В 4 года дети очень любят обводить картинку по контуру, это занятие также подготавливает руку ребенка к письму.

    2. . Развивает мелкую моторику рук , а, как известно, речь и умственное развитие детей находится на кончиках их пальцев. Лепить можно из пластилина, глины, специальной массы для лепки, из соленого теста. Предлагайте ребенку темы для поделок: лес, Новый год, цветочная полянка, подводный мир и др. Сочините потом сказку к получившимся героям. В поделках кроме массы для лепки используйте пуговицы, природный материал, зубочистки, бусины и др.

    3. . 4 года – лучшее время для того, чтобы начать работать с ножницами и цветной бумагой. Конечно, речь еще не идет о тонком вырезании картинок, но можно попробовать оригинальные методы аппликации. Пусть кроха нарежет небольших фигурок из цветной бумаги, что получится от простого «чикания» ножницами (треугольники, прямоугольники и т.п.), теперь нарисуйте какие-то фигурки на листе бумаги, намажьте их клеем и приклеивайте нарезанные частички. Можно попробовать сделать аппликацию, засыпая картинки цветным песком (его можно приобрести в канцелярских магазинах), бисером, стеклярусом, манкой, гречкой. Для этой цели можно даже использовать вырезанные из журналов иллюстрации и засыпать какие-то части рисунка сыпучим материалом. Такое занятие также будет развивать мелкую моторику пальчиков.

    4. Обучение чтению и письму. 4 года – это уже хороший возраст для того, чтобы учиться читать . Очень хорошо работает методика обучения чтению по кубикам Зайцева или по складам. Если же вы не можете приобрести эти кубики, то можно попробовать более консервативный, но самый популярный сейчас метод — чтение по слогам. Именно по этой методике написан известный букварь Жуковой. Суть ее состоит в том, что ребенка учат составлять сразу слог из 2х букв, таким образом, чтение происходит сразу слогами: та-ра, ра-ма, па-на-ма. Можно освоить одну гласную и затем изучить все согласные, запоминая сразу все слоги с этой гласной буквой. Поняв суть образования слога, кроха быстро научиться составлять и читать их с другими гласными. Параллельно учите кроху писать буквы, конечно, они еще будут корявыми, но главное, чтобы малыш запомнил, как буква пишется и как составляется слог или слово. Если малыш не хочет писать буквы, то составляйте с ним слова, используя магнитную азбуку или кубики с буквами. Если ребенок не хочет читать, лучше не принуждайте его, чтобы не отбить охоту к этому занятию.

    5. Обучение счету. Сначала обучите ребенка прямому счету до 10 , затем можно освоить счет до 20. Считайте все, что попадется под руку: фрукты, ложки на кухне, ступеньки в подъезде. Затем изучите цифры. В помощь вам будут развивающие игры с пазлами, которые складывается из двух частей: на одной цифра, а на другой предметы требуемого количества. Хорошо бы освоить игру домино, лото с цифрами. Затем можно приступить к простым математическим действиям: сложение и вычитание, проще всего объяснять эту тему на пальцах или счетных палочках.

    6. Складывание пазлов . Это любимое и очень полезное занятие для всех детишек.

    7. . Развивают пространственное и логическое мышление ребенка , пробуждают в нем навыки конструирования. Сейчас в продаже имеется достаточно много разновидностей этой популярной игрушки, можно собирать целые корабли, замки, дома, применяя сразу несколько видов конструктора.

    Чем бы вы не занимались с крохой, главное для него это ваше внимание . Не принуждайте его к каким-то занятиям, если ребенку что-то не нравится, он капризничает, отложите это дело и просто поиграйте с малышом в те игры, которые ему больше всего по душе.

    В заданиях для детей 4-5 лет должны присутствовать элементы игры. Малыш не может усидеть на одном месте больше 20 минут, поэтому на выполнение упражнений следует выделять, немного времени, делать их разнообразными и захватывающими.

    Познавательные задания для детей 4-5 лет

    1. «Домашние и дикие животные» . Подготовить карточки с различными животными: волк, заяц, мышь, лиса, корова, лось, крот, кошка, енот, олень, собака и другие. Ребенку предложить разделить животных на две группы: домашние и дикие. Хорошо проводить такие игры после похода в зоопарк. Такие задания развивают кругозор и понимание окружающего мира, а также речь (если правильно задавать вопросы и рассказывать о животных, для этого можете ориентироваться на логопедические карточки ниже).

    Тема: Домашние животные

    2. «Профессии» . Распечатать картинки с изображением людей различных профессий: повар, капитан корабля, водитель, продавец, учитель, садовник, врач, судья, пожарник и другие. Для того, чтобы малыш мог искать обобщающие свойства и называть их, необходимо подготовить отдельно предметы (или картинки): поварешку, указку, руль, мантия, шланг и другие. Ребенок выбирает картинку с профессией человека и ищет подходящий предмет для него.

    3. «Весна» . В 4 года малыш уже знает основные цвета и формы, поэтому в продолжение развития этой темы можно организовать игру с крышками от детского питания «Фруто-няня». Колпачки прекрасно соединяются между собой и имеют различные цвета. Соединять их между собой достаточно просто, чтобы создавать интересные предметы. На альбомном листе можно нарисовать круг, квадрат, цветок, облако. Из крышек собрать фигуры такой же формы, чтобы можно было приложить к листу бумаги.

    Игры на развитие внимания у детей 4-5 лет

    В 4-5 лет активно формируется логическое мышление, требуется уметь сосредотачиваться на какой-либо определенной задаче. В дальнейшем это помогает выработать усидчивость.

    1. На альбомном листе нарисовать различные предметы: цветок, воздушный шарик, машинку, солнце. Попросить ребенка обвести карандашом только воздушные шарики.

    2. Зачеркнуть букву «Н». На альбомном листе распечатать вразброс буквы алфавита и попросить кроху зачеркнуть красным карандашом букву «Н», зеленым карандашом все буквы «А» и так далее.

    3. «Листопад». На листе бумаге нужно найти одинаковые листочки. Попросить ребенка соединить карандашом одинаковые листики и раскрасить их. Игра учит определять схожесть предметов, развивает пространственное мышление.

    Задания математического цикла

    1. Приобрести магниты разных цветов в любом канцелярском магазине. С их помощью малышу удобно разобраться с числами и понятиями – больше и меньше. Задание: сколько у кошечки котят, а сколько у собачки щенков? У кого деток больше?

    2. На листе бумаге нарисовать 5 звезд на небе. Предложить ребенку сосчитать и дорисовать столько же звезд. Сколько всего должно получиться?

    3. На рисунке изобразить улиток, цветочки. Дать задание обвести цветочки зеленым карандашом, улиток сосчитать и подвести линией к цветочку (какой улитке нравиться какой цветочек, как ты думаешь?). Сколько лишних цветочков осталось?

    4. На альбомном листе распечатать мухомор. Дать малышу задание сосчитать пятна на шляпке. Дорисовать рядом столько точек, сколько пятен на мухоморе. Сколько всего кружочков получилось?

    5. Соединить по порядку точки от 1 до 15. Должен получиться рисунок. Такие задания очень нравятся детям и развивают мелкую моторику руки и учат правилам счета.

    6. Соединить линиями группу цветочков по три штуки. На листе нарисованы цветочки в хаотичном порядке.
    Требуется проявить внимательность и распределить все цветы по группам.

    Обучающие задания со словами

    1. На листе в центре написаны слова печатными буквами: море, цветок, солнце, улитка. Соотнести слово и рисунок, провести линию.

    2. На листе написаны разные слова: мама, кот, собака, папа, лето, весна, дерево, цветок. Нужно в словах зачеркнуть букву А. Кроха учится усидчивости и внимательности.

    3. На альбомном листе нарисованы круги и треугольники. Ребенку дается задание нарисовать в каждом круге букву М, а в каждом треугольнике букву С.

    4. «Наоборот». Взрослый называет любое слово, а малыш должен найти противоположное по смыслу. Например: взрослый называет «горячий», ребенок отвечает «холодный» и т.д.

    5. «Ласковое слово». Назвать предмет, а малыш подбирает ласковое слово для его обозначения. Например: мяч – мячик, дом – домик, нога – ножка.

    6. «Фрукты и овощи». Разложить перед ребенком различные картинки с фруктами и овощами. Вариантов игр много: попросить юного ученика сложить в корзинку фрукты. Попросить выбрать те овощи, из которых мама делает на обед салат.

    7. «Найди лишнее». Говорить малышу набор слов, в котором слова относятся к одной группе, но одно слово лишнее. Ребенок должен на слух определить лишнее. Например: дерево, трава, цветок, улитка. Лишнее слово – улитка. Ребенок должен дать объяснение, почему именно это слово лишнее.

    Задания на развитие творческого мышления

    1. Создание собственного журнала или книги. Для выполнения этого задания потребуется цветная бумага, вырезки из различных глянцевых журналов, цветной картон, клей, скотч. Слова для книги также можно вырезать из журналов. Получается совместная работа.

    2. Театр. Предложить разыграть настоящий кукольный спектакль. Сделать костюмы, подобрать реквизит, подготовить приглашения для домочадцев. Можно выбрать любую русскую народную сказку, привлечь старших братьев и сестер.

    3. «Интересное продолжение». Задание полезно для детей 5 лет, так как учит строить предложения, логически мыслить и развивает мышление. Следует придумать рассказ на определённую тему. Взрослый говорит первое предложение, малыш продолжает следующее предложение. Далее вновь придумывает предложение взрослый. Должен получиться связный текст. В заключение просим ребенка пересказать.

    Задания для детей 4-5 лет должны быть комплексными и развивать логику, мышление, речь, мелкую моторику. Тематические занятия можно адаптировать под возрастные особенности малышей, разнообразить играми и научить сравнивать, анализировать, мыслить в увлекательной форме. Если заниматься с ребенком ежедневно, то ему будет нравиться знакомиться с основами математики, чтения и других предметов.

    Видео развивающие задания для детей 4-5 лет

    Муниципальное бюджетное

    общеобразовательное учреждение

    «Центр образования №16»

    (МБДОУ детский сад №92)

    «Развивай-ка»

    Конспекты занятий

    К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

    для детей среднего дошкольного возраста

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная программа носит как развивающий, так и профилактический характер. Занятия с педагогом-психологом направлены по этой программе направленны на пробуждение у детей интерес к интеллектуальной познавательной деятельности и повышение возможностей детей в этой деятельности. Греческий историк Плутарх так писал о секрете обучения: «Ум – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь».

    Цель : Раскрытие интеллектуального и творческого потенциала детей.

    Задачи :

    1.Пополненить и систематизировать знания детей об окружающем мире.

    2.Обогащать и активизировать словарный запас детей.

    3.Развивать познавательные процессы, мыслительные операции детей.

    4.Развивать пространственные представления, быстроту реакции детей.

    5.Развивать воображениея, слухового восприятие, творческие способности детей.

    6.Помогать в снятии психомышечного напряжения, расслаблении, получении положительных эмоций от успеха в познавательной деятельности.

    7.Формировать навыки общения в группе, умение подчиняться определенным правилам.

    Организация группы и занятий

    С детьми среднего дошкольного возраста проводится 12 развивающих занятий, 1 раз в неделю, в течение октября-декабря. Длительность занятий – до 20 минут.

    Принципы работы в группе

    1.Наглядный характер преподносимого детям материала.

    2.Игровой характер занятий, большое количество игр и упражнений двигательного характера.

    3.Частая смена приемов и видов деятельности, чередование приемов работы двигательного и интеллектуального типа.

    4.Забота об участии и успешности каждого ребенка.

    5.Каждый ребенок принимается таким, какой он есть. Доброжелательное, уважительное отношение к детям.

    6.Недопустимы упреки, порицания за неуспех. Затрудняющемуся с ответом ребенку дается возможность выслушать ответы других детей, после чего ему снова предоставляется возможность ответить.

    7.Положительная эмоциональная атмосфера, радость за успех каждого ребенка, поощрение малейшего достижения ребенка.

    8.Успехи каждого ребенка сравниваются с его собственным уровнем. Друг с другом дети не сравниваются.

    9.Создание атмосферы безопасности, дозволенности в системе отношений, свободы выражения чувств и мнений.

    10.Воспитание уважительного отношения друг к другу в группе.

    Структура занятий, методы и приемы работы.

    Весь курс состоит из 12 занятий. Занятия составлены по тематическому принципу: каждое занятие – отдельная тема. Темами занятий является близкая и понятная детям окружающая действительность. Каждое занятие полностью построено на одном материале. Многократное повторение в разных задачах одних и тех же слов должно способствовать обогащению и закреплению словарного запаса детей.

    В занятиях не преследуется получения обширных знаний по темам. Каждое занятие больше направлено на обобщение, систематизацию, упорядочивание знаний детей по теме, развитие познавательных процессов во время оперирования материалом.

    Каждое занятие состоит из трех частей: приветствия, основной части и прощания.

    Приветствие представляет собой словесное упражнение, обличенное в игровую форму с мячом или упражнение двигательного характера. Упражнения первой части занятия направленны на объединение детей, настраивают их на работу, создают положительный эмоциональный фон.

    В основную часть включено по 3-4 упражнений, в основном игрового характера, дидактических словесных, подвижных игр.

    Эти задания направлены на пополнение, систематизацию, обобщение знаний, словаря, развитие познавательных процессов, пространственных представлений, быстроты реакции. В середине основной части обязательно проводится подвижная игра (физкультминутка), а в конце основной части – упражнение творческого характера.

    Прощание преследует снятие психомышечного напряжения, расслабления детей, успокоение.

    Оценка результативности

    Предполагается, что дети, прошедшие курс развивающих занятий пополнят свои знания по основным темам об окружающем мире в соответствии с возрастом, станут свободнее оперировать этими знаниями, так как обогатится их словарный запас. Они станут более осведомленными, смелыми, поверят в свои силы и начнут проявлять себя и в группе на занятиях воспитателей. Это в свою очередь придаст им сил и желания быть более активными, появится интерес к интеллектуальным занятиям. Вполне возможно, что некоторые из них выйдут на более высокий уровень интеллектуального развития в соответствии с возрастом, чем это было на начало года.

    КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

    Занятие №1. «Части тела»

    Оборудование:

    1. Картинки с изображением людей.

    2. Спокойная музыка.

    Ход занятия.

    Приветствие .

    Основная часть.

    1. «Рассмотрим человека ». Педагог выставляет в ряд картинки с изображением людей, просит детей их назвать и запомнить последовательность расположения. Картинки закрывают, и дети должны вспомнить последовательность их расположения (2-3 раза).

    Как можно назвать одним словом всех, кто нарисован на этих картинках? (Люди, человек, семья).

    Педагог предлагает детям рассмотреть картинку с изображением человека. –Как называется самая большая часть тела человека? Затем показывается, где находится на картинке грудь, живот, спина. Дети показывают и называют эти части тела у себя, друг у друга. Затем показывают на картинке и на себе: голову, лоб, щеки, брови, ресницы, ноздри, губы, подбородок – части лица.

    2. Упражнение «Загадки и отгадки»

    Педагог загадывает детям загадки и беседует с детьми о том, зачем нужны человеку эти части тела.

    У зверюшки на макушке, а у нас ниже глаз (Уши). Для чего человеку уши? Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят (глаза). Для чего человеку глаза?

    Он бывает самым разным: длинным, маленьким, горбатым, толстым, тонким, конопатым (нос). Для чего человеку нос?

    3.Упражнение «Веселые девочки и мальчики»

    Дети вместе с педагогом произносят текст и выполняют движения в соответствии с содержанием (2-3 раза)

    Девочки и мальчики

    Прыгают как мячики.

    Ножками топают,

    Ручками хлопают,

    Головками кивают

    И тихо приседают.

    Дети, чем вы сейчас хлопали? (Руками). Покажите левую руку, правую, пальцы, ногти, ладонь, локоть, плечо. Дети показывают и говорят названия частей руки.

    Чем вы топали? (Ногами). Проводится аналогичная работа.

    4 . Упражнение «Рисуем музыку»

    Прощание.

    Упражнение «Теплые ладошки»

    Дети становятся в круг и по цепочке называют части тела человека, кто что запомнил. Затем педагог протягивает свою руку в круг вверх ладонью и предлагает всем детям сложить свои ладони на его ладонь. Затем другой ладонью педагог накрывает детские ладошки сверху и говорит, что чувствует тепло всех ладоней, призывает детей почувствовать тепло ладошек друзей.

    Занятие №2 « Геометрические фигуры»

    Оборудование .

    1. Геометрические фигуры разного цвета и величины: большой и маленький синего и красного цвета круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал – всего 20 фигур.

    2.На каждого ребенка набор №2 и №3 игры Никитина «Сложи квадрат» (квадраты со стороной 8см разрезаны на две части прямоугольной и треугольной формы).

    3.Музыка.

    Ход занятия.

    Приветствие.

    Упражнение «Мы рады тебя видеть!». Каждый ребенок говорит «Здравствуйте, меня зовут (имя)», а все дети хором ему отвечают «Мы рады тебя видеть (имя)!»

    Основная часть.

    1.Упражнение «Распределим фигуры».

    Педагог выставляет перед детьми названные в п.2 оборудования геометрические фигуры, обводит их указкой, вместе с детьми повторяя их названия. Дети пальчиком в воздухе поочередно рисуют их. Дети определяют место расположения фигур относительно друг друга: что находится рядом с треугольником; между какими фигурами стоит красный круг и т.д. Затем дается характеристика каждой фигуры по трем признакам: форма, цвет, величина, все фигуры классифицируются сперва по форме, затем по цвету, затем по величине, отвлекаясь при этом от двух других признаков.

    2. Упражнение «Сложи квадрат».

    Детям даются наборы (пункт 3 оборудования), предлагается сложить квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников. В случае затруднения используется показ выполнения задания, а затем предлагается ребенку выполнить это же задание самостоятельно.

    4.Физкультминутка «За грибами»

    В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)

    Соберем с тобой их сами.

    Раз - грибок, два – грибок, (приседание)

    Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)

    Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед, пальцы другой ее касаются)

    Побежим скорей домой! (бег на месте)

    5 . Упражнение «Рисуем музыку»

    В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

    Прощание

    Этюд «Насос и мячики»

    Дети сидят на корточках, колени прижаты к груди, голова к коленям, руки их обхватывают – сдутые маленькие мячики. Педагог берется за воображаемый насос и делает энергичные наклоны корпуса вперед – «накачивает» мячики. Мячики постепенно надуваются: колени выпрямляются, голова поднимается, руки округляются по бокам, надуваются щеки. Ведущий изображает отбивание мяча о землю вытянутой вперед ладонью. Все мячики весело и легко прыгают. Ведущий делает хлопок в ладоши – «открывает клапан», и мячи начинают медленно сдуваться, расслабленно опускаются на пол (2-3 раза).

    Занятие №3 «Игрушки»

    Оборудование.

    1. Музыка.

    2. Игрушки: мячик, матрешка, мишка.

    Ход занятия.

    Приветствие

    Упражнение «Мы рады тебя видеть! ». Каждый ребенок говорит «Здравствуйте, меня зовут (имя)», а все дети хором ему отвечают «Мы рады тебя видеть (имя)!»

    Основная часть.

    1.Упражнение «Слушай внимательно!».

    Педагог громко, четко, называет разные слова, как только он называет какую либо игрушку, дети должны похлопать в ладоши (стол, яблоко, кукла, мозаика, клей, чашка, машинка, ножницы, кубики, юла, телефон, кастрюля, неваляшка, молоток, пирамидка, мячик, шапка, мыло, погремушка, матрешка)

    2.Упражнение «Отгадай-ка»

    Педагог демонстрирует детям игрушки: мяч, мишка, матрешка, загадывает загадки и просит детей ответить на вопросы.

    Круглый, гладкий и пузатый –

    Больно бьют его ребята.

    Почему беднягу бьют?

    Потому, что он надут.

    Что это? Как догадались? Какой он формы, цвета? Из чего сделан? Какой он на ощупь? Как с ним играть?

    Косолапые ноги,

    Зимой он спит в берлоге.

    Догадайся и ответь,

    Что за зверь такой? (медведь).

    Что есть у игрушечного медведя? Из какого материала он сделан? Как с ним можно играть?

    Ростом разные подружки,

    Но похожи друг на дружку,

    Все они сидят друг в дружке,

    А всего одна игрушка.

    Что это? Как угадали? Из чего сделана матрешка? Сколько у нас подружек-матрешек?

    3.Упражнение «Танины игрушки»

    Дети вместе с педагогом произносят слова стихотворения и жестами, движениями изображают персонажей.

    На большом ковре в ряд Дети маршируют на месте,останавливаются,

    Куклы Танины стоят . Изображают персонажей

    Два медведя, Буратино,

    И веселый Чиполино,

    И котенок, и слоненок.

    Раз, два, три, четыре, пять, Прыгают,

    Вместе мы пойдем гулять . Маршируют .

    4 . Упражнение «Рисуем музыку»

    В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

    Прощание.

    Этюд на расслабление мышц «Петрушка прыгает »

    Играющие изображают Петрушку, который мягко и легко прыгает на двух ногах одновременно. Колени, корпус, руки мягкие, расслабленные, голова опущена.

    Занятие №4 «Посуда»

    Оборудование .

    1. Картинки с изображением кухонной, столовой, чайной посуды: чайник, чайная пара, конфетница, сахарница; кастрюля, сковорода, дуршлаг; тарелки глубокая и мелкая, салатник, хлебница, ложка, вилка.

    2.Музыка.

    3. Бумага и карандаши.

    Ход занятия.

    Приветствие.

    1. Упражнение «Мы рады тебя видеть! ». Каждый ребенок говорит «Здравствуйте, меня зовут (имя)», а все дети хором ему отвечают «Мы рады тебя видеть (имя)!»

    2.Упражнение «Блины».

    Давайте печь блины. Какая посуда для этого нужна?

    Сделаем сковороду. (Дети встают тесным кружком и берутся за руки)

    Наливаем тесто. (Держась за руки, все отходят назад максимально широко, чтобы получился большой блин).

    Печем блин.(Держась за руки, одновременно слегка приседают, при этом имитируя шипение блина звуком «ш»).

    Мажем блин сметаной. (Расцепляют руки и двигают ими волнообразно вверх-вниз, кисти мягкие, пластичные).

    Скручиваем наш блин. («Моторчик» перед собой).

    Раскрываем широко рот, вот так – (развести руки в стороны и со звуком «А-а-ам» сделать хлопок).

    Основная часть.

    1.Беседа о посуде.

    Перед детьми выставлены картинки с изображением посуды (п.1 оборудования).

    Каким одним словом можно назвать все эти предметы?

    Какие предметы посуды вы еще знаете?

    Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся во время еды.

    В какой посуде готовят пищу? Как называется эта посуда? (Кухонная).

    Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? Как называется эта посуда? (Чайная).

    А как называется посуда, из которой мы едим за столом? (Столовая). Назовите столовую посуду, которая есть на наших картинках.

    Рассмотрим кастрюлю. Из каких частей она состоит? (Стенка, донышко, крышка, ручки). Зачем нужна крышка, ручки?

    Рассмотрите чайник, назовите его части. Зачем у чайника носик?

    2.Упражнение «Превращаемся в посуду»

    Дети вместе с педагогом произносят текст и своим телом изображают разную посуду.

    Вот большой заварный чайник (надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута –

    Очень важный, как начальник. носик)

    Вот фарфоровые чашки, (присесть, одна рука на поясе)

    Очень хрупкие, бедняжки.

    Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг)

    Только стукни – разобьются.

    Вот серебряные ложки,

    Вот пластмассовый поднос – (сделать большое кольцо руками)

    Он посуду нам принес.

    3 . Упражнение «Рисуем музыку»

    В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

    Прощание.

    Занятие №5 «Одежда»

    Оборудование.

    1.По 2-3 картинки с изображением верхней, нижней, повседневной, нарядной, зимней, летней одежды.

    2.Музыка

    3. Бумага, карандаши

    4.Мячик

    Ход занятия .

    Приветствие

    Упражнение « Поздороваемся»

    Основная часть.

    1.Рассматривание одежды и беседа о ней.

    Психолог показывает детям картинки, спрашивает каким одним словом можно назвать все, что нарисовано на картинках (одежда).

    Психолог рассказывает, что одежда бывает разная: для улицы, для дома, для праздников, для девочек, для мальчиков, для зимы и лета. Мы сейчас с вами рассмотрим разную одежду на картинках, назовем ее.

    Какую одежду надевают на улицу? Какая это одежда? (Верхняя, теплая).

    Выставляются картинки с изображением трусов, майки, футболки, ночной сорочки, пижамы.

    На что мы надеваем эту одежду? (на тело). Она называется нижняя одежда или белье.

    Как называют одежду, которую мы надеваем на праздник? (праздничная, нарядная).

    Как называют одежду, которую мы носим каждый день? (Повседневная).

    Летом и зимой мы надеваем одинаковую одежду?

    Летом какую одежду мы носим? (Летнюю). А зимой? (Зимнюю).

    Зимнюю одежду шьют из теплых, толстых тканей, меха. А летнюю из легких, тонких тканей. Почему?

    У одежды есть разные детали, части. Покажите то, что я назову на своей одежде или на одежде других детей. Воротник, рукава, длинные, короткие рукава. Карманы. Молнии. Кнопки. Пуговицы. Пояс.

    2.Подвижная игра «Иголка и нитка».

    Дети становятся друг за другом. Первый из них – «иголка»- бегает, меняя направление. Остальные – «нитка» - бегут за ним, стараясь не отставать.

    3. Упражнение «Какая это одежда?»

    Если психолог называет зимнюю одежду, дети широко раскрывают руки в стороны, а если зимнюю – обнимают себя.

    4 . Упражнение «Рисуем музыку»

    В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

    Прощание.

    Дети встают по кругу, и, соприкасаясь с соседом ладонью улыбаются ему, дальше ребенок «передает» улыбку по кругу, пока она «не вернется» к первому ребенку.

    Занятие №6 «Времена года: зима, весна»

    Оборудование.

    1. Мяч.

    2.Сюжетная картинка о зиме и весне.

    3.Карандаши и бумага

    4.Музыка

    Ход занятия .

    Приветствие.

    1.Упражнение «Волшебный снежок».

    Дети передают по кругу снежок из ваты и называют то, что им нравится зимой и желают друг другу хорошего дня.

    2 .Игра – упражнение «Снежинки».

    Подул легкий ветерок, снежинки легко закружились (кружатся на месте легко, медленно, плавно на носочках).

    Началась снежная буря, полетели снежинки (бегут по комнате на носочках врассыпную легко, стремительно).

    Ветер затих, намело сугроб (все «слетаются» к центру и собираются в один «сугроб»: приседают, тесно прижавшись друг к другу). Намело сугробы, пришла настоящая зима.

    Основная часть.

    1.Рассматривание сюжетной картины о зиме

    После какого времени года наступает зима?

    Что бывает зимой на земле? Где еще лежит снег?

    Какие деревья зимой?

    Как надо одеваться зимой? Почему?

    Какая погода зимой?

    2.Упражнение «Зимние забавы»

    Снег, снег, белый снег. (Машут руками перед собой)

    Осыпает он нас всех.

    Дети все на лыжи встали (Имитируют ходьбу на лыжах)

    И по снегу побежали.

    Сегодня из снежного кома (Движутся друг за другом, «катят ком»)

    Мы снежную бабу слепили у дома. (Рисуют руками в воздухе три круга)

    Стоит наша баба у самых ворот,

    Никто не проедет, никто не пройдет. (Грозят указательным пальчиком).

    3. Рассматривание сюжетной картины о весне

    Педагог предлагает детям рассмотреть картину и ответить на вопросы:

    О каком времени года эта картина?

    После какого времени года наступает весна?

    Что бывает со снегом весной?

    Какими деревья становятся весной, что на них появляется?

    Как надо одеваться весной? Почему?

    Какая погода весной?

    Чем занимаются дети на этой картине?

    4 . Упражнение «Рисуем музыку»

    В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

    Прощание.

    Занятие №7 «Времена года: лето, осень»

    Оборудование.

    1. Мяч.

    2.Сюжетная картинка о лете и осени.

    3.Карандаши и бумага

    4.Музыка

    Ход занятия.

    Приветствие .

    1.Упражнение «Солнечный зайчик».

    Дети передают по кругу мячик и говорят что-нибудь приятное своему соседу.

    2 .Игра – упражнение «Листопад».

    Исходное положение – руки в стороны – вниз, ладони вниз.

    В осеннем парке подул легкий ветерок, листочки легко закружились (кружатся на месте легко, медленно, плавно на носочках).

    Но тут ветер стал очень сильным, и листочки быстро закружились в воздухе (бегут по комнате на носочках врассыпную легко, стремительно).

    Ветер затих, листочки стаи медленно опускаться на землю (все плавно опускаются вниз и затихают). Как тихо стало в осеннем парке.

    Основная часть.

    1.Рассматривание сюжетной картины о лете

    Педагог предлагает детям рассмотреть картину и ответить на вопросы:

    О каком времени года эта картина?

    После какого времени года наступает лето?

    Что растет летом?

    Какие деревья летом?

    Как надо одеваться летом? Почему?

    Какая погода летом?

    Чем занимаются дети на этой картине?

    2. Физкультминутка «Летняя прогулка»

    Ветер веет над полями

    И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

    Облако плывет над нами,

    Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх.)

    Ветер пыль над полем носит.

    Наклоняются колосья -

    Вправо-влево, взад-вперёд,

    А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

    Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

    Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

    3. Педагог предлагает детям рассмотреть картину и ответить на вопросы:

    О каком времени года эта картина?

    После какого времени года наступает осень?

    Что происходит с листьями осенью?

    Как надо одеваться осенью? Почему?

    Какая погода осенью?

    Чем занимаются дети на этой картине?

    4 . Упражнение «Рисуем музыку»

    В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

    Прощание.

    Дети встают по кругу, и, соприкасаясь с соседом ладонью улыбаются ему, дальше ребенок «передает» улыбку по кругу, пока она «вернется» к первому ребенку.

    Занятие №8 «Овощи»

    Оборудование .

    1. Мяч.

    2.Картинки: картофель, огурец, помидор, редис, репа, лук, морковь, свекла, капуста.

    3.Бумага и карандаши.

    4. Музыка.

    Ход занятия .

    Приветствие.

    Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

    2. Упражнение «В огород пойдем».

    Дети вместе с педагогом произносят текст и выполняют движения.

    В огород пойдем, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

    Урожай соберем.

    Мы морковки натаскаем «Таскают»

    И картошки накопаем. «Копают»

    Срежем мы кочан капусты, «Срезают»

    Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают руками форму, величину

    Огурцов нарвем немножко «Рвут»

    И вернемся по дорожке. Идут по кругу в обратную сторону

    Основная часть.

    1.Упражнение «Сажаем огород».

    Педагог выставляет 1 картинку с изображением любого овоща (Я посадила помидор).

    Дает задание детям: посадить картошку справа от помидора; посадить огурец слева от помидора; посадить лук между помидором и огурцом и т.д.

    2. «Отгадай-ка».

    Когда перед детьми выставлены все картинки с овощами, педагог загадывает детям загадки, просит смотреть на овощи и находить картинку-отгадку. Назвать овощ ласково.

    Он и в дождик, он и в зной В огороде вырастаю,

    Клубни прячет под землей. А когда я созреваю,

    Клубни вытащишь на свет – Варят из меня томат.

    Вот и завтрак и обед. (Картофель). В борщ кладут, и так едят. (Помидор).

    Круглый бок, желтый бок. Щеки розовы, нос белый,

    Сидит на грядке колобок. В темноте сижу день целый.

    Врос он в землю крепко. А косичка зелена,

    Что же это? (Репка). Вся на солнышке она. (Редиска).

    3.Дидактическая игра «Повар и овощи»

    Решила я стать поваром. Не простым поваром, а поваром-волшебником. Превращу вас в овощи сейчас.

    Раз, два, три, четыре, пять – Считают вместе с педагогом

    Начинаем мы играть.

    Ручками похлопаем, Хлопают

    Ножками потопаем. Топают

    Покружились, покрутились, Крутятся

    В овощи вы превратились. Останавливаются

    Каждому ребенку дается в руки картинка овоща, он превращается в этот овощ.

    Дети стоят в кругу – это кастрюля. Педагог говорит, что он собирается готовить, а овощи, нужные для этого блюда, входят в круг. Затем суп «варят». Дети идут по кругу, взявшись за руки, а овощи в кастрюле кружатся, шипят, булькают – варятся.

    Я хочу сварить картофельный суп. (В круг должны выйти картофель, лук, морковка).

    Я буду варить щи. (Капуста, лук, морковка, помидор).

    Я буду варить борщ. (Капуста, свекла, картошка, лук, морковь, помидор).

    Я буду готовить салат. (Огурец, помидор, редис, лук).

    В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

    Прощание.

    Упражнение «Тянем репку». Дети становятся в круг и показывают, как в сказке «Репка» тянули репку с усилием, а когда вытащили, расслабились и отдыхали.

    Занятие №9 «Фрукты»

    Оборудование.

    1. Мяч.

    2.Картинки фруктов: слива, яблоко, груша, апельсин, лимон, виноград, банан, абрикос,персик.

    3.Трафареты фруктов по количеству детей, цветные карандаши, ½ листа бумаги А 4 на каждого ребенка.

    4.Карандаши, бумага.

    5. Музыка.

    Ход занятия .

    Приветствие .

    1.Упражнение « Поздороваемся»

    Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

    2.Подвижная игра «Фрукты-овощи».

    Дети ходят по комнате, педагог называет вразнобой фрукты и овощи. Услышав название фрукта, дети должны остановиться и поднять руки вверх (фрукты растут вверху, на фруктовых деревьях); услышав название овоща, дети должны присесть (овощи растут внизу, на грядке, на земле).

    Основная часть.

    1.Рассматривание фруктов, беседа.

    Выкладываются картинки фруктов по одному. По мере этого о каждом фрукте беседа:

    Что это? Какой по форме? По цвету? На вкус? На каком дереве растет?

    Когда выкладывания и беседы по всем фруктам:

    Как все это назвать одним словом? А деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые). Как назвать сад, в котором растут фрукты? (фруктовый).

    2. «Отгадай – ка».

    Педагог предлагает послушать загадки о фруктах и найти среди картинок отгадки. Назвать фрукт обычным и ласковым названием.

    Круглое, румяное, Я сладкий, рос на юге,

    Я расту на ветке. Как солнышко в листве.

    Любят меня взрослые Оранжевый и круглый,

    И маленькие детки. (Яблоко-яблочко) Я нравлюсь детворе. (Апельсин-апельсинчик)

    На сучках висят шары, посинели от жары. (Сливы – сливки – сливочки)

    Желтый я, как одуванчик, Выросли на ветке

    Очень кислый, в чай прошусь. Оранжевые детки:

    Отгадайте – ка, ребята, Щечки бархатны, румяны.

    Как я, южный фрукт, зовусь? (Лимон – лимончик). Сочны, сладки, ароматны. (Персик)

    3.Упражнение «Будем мы варить компот».

    Дети вместе с педагогом произносят текст и в соответствии с содержанием и ритмом выполняют движения.

    Будем мы варить компот. Идут по кругу, взявшись за руки.

    Фруктов нужно много. Вот: Останавливаются.

    Будем яблоки крошить, «Крошат»

    Грушу будем мы рубить. «Рубят»

    Отожмем лимонный сок, «Отжимают»

    Слив положим и песок. «Кладут»

    Варим, варим мы компот, Делают вращательные движения руками, кружатся

    Угостим честной народ. Протягивают руки вперед ладонями вверх

    4. Упражнение «Рисуем музыку»

    В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

    Прощание.

    Упражнение «Из семечка в яблоньку»

    Ведущий (садовник) предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко яблони (сжаться в комочек на полу.) Садовник бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает (гладит детей по голове, спине). С теплым весенним солнышком семечки яблони начинают прорастать (поднимаются). Появляются веточки, почки, бутончики (руки вверх, кулачки сжаты, потянуться). Почки и бутоны лопаются, появляются листочки и цветочки (резко разжимают кулачки). На месте цветочков вырастают маленькие яблочки (сильно сжать кулачки), подрастают (кулачки расслабляются). Яблоньке тяжело держать плоды (напрягаются, ноги прижимают к полу). Но вот спелые плоды снимают, яблоньке легче. (Расслабляются всем телом).

    Занятие №10 « Домашние животные»

    Оборудование .

    1. Мяч.

    2.Картинки животных и их детенышей: кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза.

    3. Бумага, карандаши.

    4. Музыка.

    Ход занятия .

    Приветствие.

    1.Упражнение «Поздороваемся»

    Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

    2.Упражнение «Доброе животное ».

    Дети встают в круг и берутся за руки. Педагог тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! (все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей). А теперь подышим все вместе, ведь мы одно животное. Вдох – шаг назад, выдох – шаг вперед. (Выполнять в среднем темпе, ритмично). Так не только дышит животное. Так же ровно бьется его большое доброе сердце. Тук – шаг назад, тук – шаг вперед. (Выполнять в течение 1 минуты).

    Основная часть.

    Выставляются картинки с изображением домашних животных.

    По мере выставления картинок дети называют животных, просит показать как «разговаривают» эти животные. Педагог загадывает загадки о животных, дети должны найти картинку-отгадку, сказать название животного обычное и ласковое кот-котик и т.д.

    Отворилась тихо дверь Все следы находит точно.

    И вошел усатый зверь, Охраняет дом он ночью.

    Сел у печки, жмурясь сладко, Уши чуткие и нос.

    И умылся серой лапкой. (Кот – котик). Это друг наш верный …(пес - песик)

    Молоко дает нам кто-то Бежит замарашка

    Детям пить его охота. В щетинистой рубашке.

    Чтобы были все здоровы, Хвост крючком,

    Молоко дают …(коровы - коровки). Нос пятачком. (Свинья - свиночка)

    Бегут по дорожке борода да ножки. (Коза - козочка)

    2.Дидактическая игра «Чьи детки?

    Педагог показывает картинки с изображением детенышей животных и говорит, что они потерялись Нужно каждому детенышу помочь найти свою маму. Дети по очереди берут картинку-детеныша, называют его, находят его маму и помещают рядом с ней.

    3. Физкультминутка

    Кошка ходит по – кошачьи,

    (пружинистый шаг)

    А собака по-собачьи

    (ходьба с высоким подъемом колена)

    По утиному утёнок, чуть вразвалочку идёт

    (шаг на всей стопе, слегка покачиваясь из стороны в сторону)

    По-козлиному козлёнок скачет рожками вперед

    (подскоки)

    По-слоновьи ходит слон, тяжело ступает он

    (ходьба, опираясь на ступни и ладони)

    4. Упражнение «Рисуем музыку»

    В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

    Прощание .

    Упражнение «Кошечка»

    Психолог предлагает превратиться детям в кошечек, которые лениво потягиваются на солнышке, вытягивают лапки, округляют, потом прогибают спинку, довольно мяукаю, а потом превратиться обратно в детей.

    Занятие 11 «Дикие животные»

    Оборудование .

    1. Мяч.

    2.Картинки животных: волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж.

    3. Бумага, карандаши.

    4. Музыка.

    Ход занятия

    Приветствие

    1.Упражнение «Поздороваемся»

    Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

    Основная часть.

    1.Рассматривание картинок о животных, беседа по картинкам, загадки.

    Выставляются картинки с изображением диких животных.

    По мере выставления картинок дети называют животных, педагог загадывает загадки о животных, дети должны найти картинку-отгадку, сказать название животного обычное и ласковое кот-котик и т.д.

    Зверька узнаем мы с тобой Хвост пушистою дугой.

    По двум таким приметам: Вам знаком зверек такой?

    Он в шубке беленькой зимой, Острозубый, темноглазый,

    А серенький он – летом. (Заяц -зайчик) По деревьям любит лазать.

    Строит он свой дом в дупле,

    Чтобы жить ему в тепле. (Белка - белочка)

    Сердитый недотрога Хитрая плутовка,

    Живет в глуши лесной. Рыжая головка,

    Иголок очень много, Хвост пушистый – краса,

    А нитки ни одной. (Еж - ежичек) А зовут ее … (лиса - лисичка).

    2.Дидактическая игра «Кто где живет?»

    Педагог просит детей хлопать в ладоши, если он назовет домашнее животное, а если дикое, то постучать по полу.

    3. Физкультминутка

    Жарким днем лесной тропой
    Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
    За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
    За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
    За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
    За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
    За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
    За мамой-зайчихой - косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
    Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)
    Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)

    4. Упражнение «Рисуем музыку»

    В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

    Прощание

    Игра «Еж»

    Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, сворачиваются в клубочек, сжимаются, растопыривают свои иголки, чтобы враг укололся. Но опасность миновала, и ежи остались в кругу друзей. Они расслабляются, вытягиваются и греются на солнышке. (Повторяется 3 раза).

    Занятие 12 «Мебель»

    Оборудование .

    1. Мяч.

    3.Картинки с изображением разных предметов мебели: кровать, диван, кресло, стол, шкаф, тумбочка, стул.

    4. Бумага, карандаши.

    5. Музыка.

    Ход занятия

    Приветствие.

    1.Упражнение «Поздороваемся»

    Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

    Основная часть.

    1.Рассматривание картинок с мебелью, беседа по картинкам.

    Выставляются картинки с изображением мебели. По мере выставления картинок дети называют, что это за предмет мебели, для чего он нужен. Затем дети отгадывают загадки и на картинках находят отгадки.

    1) Не зря в квартире он стоит:
    Когда к обеду он накрыт,

    Он собирает всю семью.

    За ним я чай и кофе пью, уроки делаю, читаю. (Стол)

    2) Я удобный, очень мягкий,
    Вам не трудно угадать.

    Любят бабушки и внуки,

    Посидеть и полежать. (Диван)

    3) Если ты устал играть,
    То ложишься спать в … (Кровать)

    2. Упражнение «Скажи наоборот»

    Психолог кидает ребенку мяч и описывает какой-то предмет мебели, ребенок должен бросая мяч обратно, дать противоположный по значению ответ.

    - Шкаф высокий, а тумбочка … низкая.

    - Шкаф большой, а тумбочка … маленькая.

    - Диван мягкий, а табурет … жесткий, твердый.

    - Кресло мягкое, а стол … жесткий, твердый.

    - Тумбочка низкая, а шкаф … высокий.

    - Тумбочка маленькая, а шкаф … большой.

    - Табурет жесткий, а диван … мягкий.

    - Стол жесткий, а кресло … мягкое.

    3. Физкультминутка

    Это стул, на нём сидят (дети приседают).

    Это стол, за ним сидят (дети выполняют наклоны).

    Вот кровать – на ней лежат (руки вытянуть наверх, подняться на пальцы).

    В шкаф мы вещи убираем, (имитация складывания вещей).

    На прогулку все шагаем (марш на месте).

    4. Упражнение «Рисуем музыку».

    В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

    Прощание

    Дети располагаются на ковре в удобном положении, психолог читает стихотворение, звучит спокойная музыка.

    Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

    Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

    Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

    Замедляется движенье, исчезает напряженье.

    И становится понятно – расслабление приятно!

    ЛИТЕРАТУРА

      АлябьеваЕ.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.: ТЦ, 2002г.

      Бантикова С. Геометрические игры// Дошкольное воспитание, №1, 2006г.

      Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия/ Составители С.В. Лесина, Г.П.Попова, Т.Л. Снисаренко. - Волгоград: Учитель, 2008г.

      Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6лет, М.: ТЦ Сфера, 2004г.

      Кушнир Н.Я. Содержание диагностической и коррекционной работы в детских дошкольных учреждениях, Минск, 1996г.

      Чистякова М.И.. Психогимнастика. М., 1990г.

      Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002г.

    Занятия для детей 4 лет обязательно должны быть не только развивающими, но и захватывающими. Помните, что в 4 года малыш еще не способен долго сидеть на одном месте (обычно рутинные тесты, требующие для прохождения более 40-50 минут, служат тяжелым испытанием для ребенка), поэтому наличие физкультминуток (приблизительные упражнения можно посмотреть ниже) обязательно. Какие же мероприятия рекомендованы ребенку 4 лет?

    Занятия с ребенком 4-5 года будут интересными и родителям

    Математические

    Именно в этом возрасте стоит заняться подготовкой ребенка к школе. Чтобы уроки в учебном заведении легко усваивались детьми, рекомендуется потратить время на освоение следующих тем:

    Базовая геометрия

    Развивающие должны быть направлены на изучение основных геометрических фигур (обязательно знание круга, ромба, квадрата, прямоугольника, овала и треугольника) и их положения в пространстве (например, если фигуры расположены в ряд, то малыш должен уметь сказать, какая фигура находится до или после выбранной).


    Изучение геометрических фигур

    Материалы, которые помогут для занятий: рисунки геометрических фигур по точкам, красочные таблицы геометрических фигур с примерами из жизни (например, треугольный кусок торта, круглая пуговица и так далее), таблицы с группами геометрических фигур, игра «найди лишнюю фигуру».

    Цифры и числа

    Ребенку необходимо научиться считать, как минимум, до десяти (лучше, если в прямом и обратном направлении), а также писать числа максимально аккуратно. Обычно для обучения дома используются следующие материалы: прописи, пазлы, несложные примеры. Для того, чтобы научить ребенка соотносить абстрактное число с реальными предметами, лучше использовать любимые игрушки детей (например, машинки для мальчиков и куклы для девочек), либо специальные счетные палочки, из которых можно складывать всевозможные фигурки.


    Изучение счета с помощью разноцветных цифр

    Равенства и неравенства

    Малышу требуется понять основные принципы сравнения (больше, меньше или равно) и научиться самостоятельно создавать равные множества. Как и в предыдущем случае, лучше использовать не скучные черно-белые развивающие тесты, а любимые игрушки, активно используемые детьми (например, можно разыграть с детьми сказку, в которой главные герои попадают на праздник, где есть только два стола, и надо разделить всю группу на две равные части).

    Логические

    Развитие логики крайне важно, поскольку ребенку осталось 2-3 года до школы (согласно мнению психологов, 4 года — это наиболее подходящий возраст для освоения ребенком необходимых логических понятий).

    Задание Логические ряды

    Похожи или отличаются

    Малыш должен уметь находить на картинке совпадения или различия. Очень хорошим материалом для занятий на эту тему послужат любые картинки (желательно с небольшим количеством элементов, чтобы не путать ребенка), аккуратно исправленные в графическом редакторе, прослужат Вам 1-2 года (необходимо просто заменять элементы на исходном изображении).

    Если Вы не хотите изготавливать материалы самостоятельно, можно приобрести специальные развивающие книжки.

    Найти общее

    Малыш должен находить общее качество какой-то группы предметов (посуда, предметы голубого цвета, предметы на определенную букву и так далее), а также вычислять лишний предмет (например, дикое животное из группы домашних). Для занятий дома в качестве материалов обычно используется комплект развивающих карточек. Если же вы хотите проводить уроки на природе, то используйте в качестве примеров всю окружающую среду: например, зеленая ель будет лишней в группе желтых берез.


    логическое задание «Найди отличие»

    Найти ошибку

    Малыш должен находить ошибки как на картинках, так и в произносимом тексте (например, «летом я люблю кататься на санках»). В качестве обучающих материалов можно использовать как самостоятельно изготовленные рисунки (лучше брать картинки для возраста 2-3 года, поскольку они не содержат много мелких деталей), так и специальные развивающие пособия.

    Концентрация внимания и памяти

    Малыш не должен отвлекаться от выполняемого ими задания в течение 5-10 минут (при этом уроки по продолжительности не превышают 40-50 минут), кроме того, малыш должен помнить недавно прочитанную или услышанную информацию. Если вы хотите заниматься дома, то можно использовать самостоятельно сделанные карточки (желательно, чтобы изображения были максимально простыми. Для начала подойдут разноцветные или черно-белые геометрические фигуры): сначала малыш некоторое время смотрит на них, а потом по памяти перечисляет изображенные предметы.


    Карточки на запоминание предметов

    Для занятий на улице дополнительные материалы не понадобятся: в любое время года можно воспользоваться окружающими Вас предметами: зимой — слепленными снеговиками, осенью — разноцветными листьями.

    Речевые

    В 4 года малышу особенно необходимо общение. Именно поэтому стоит обратить внимание на выполнение упражнений по следующим темам:

    Понятная речь

    Ребенку необходимо владеть, как минимум, тысячей слов (если вы не уверены в словарном запасе малыша, можно пройти тесты на его определение), а также построением несложных предложений. Удобно заниматься этой темой с помощью словесных игр (например, загадки, шарады, данетки и так далее).


    Задания на развитие речи

    Соблюдение грамматических норм

    Малыш не должен путаться в предлогах, родах и числах предметов. Если Вы наблюдаете у ребенка «западающие» слова, то лучше всего исправлять ошибки с помощью использования карточек.


    Изучение и написание букв

    Переход к иностранному языку

    Если ребенок делает успехи в родном языке, можно начать заниматься с ним основами иностранного (обычно родители решают учить вместе с ребенком английский или немецкий). Иностранный язык можно изучать как дома, так и в специальных группах для дошкольников.

    Спортивные

    Спортивное развитие малыша обязательно должно присутствовать, поэтому, если у Вас нет возможности отдать сына или дочку в спортивную секцию, то выполняйте развивающие упражнения дома.


    Спортивные занятия дома

    Помните, что все дети развиваются в разном темпе, поэтому, если у малыша что-то не получается, не стоит ругать его. Лучше предложите ребенку интересные игры, с помощью которых он сможет развить тот или иной навык.

    Чередуем спокойные и подвижные игры, которые способствуют укреплению памяти, образному мышлению, развитию мелкой моторики рук, физическому развитию и т.д.

    Развивающие игрушки для детей в 4 года

    С четырёхлетними детками можно играть в лото, заниматься с интерактивной картой или с интерактивным глобусом, рассматривать предметы в микроскоп, играть конструктором, делать замечательные поделки, лепить из глины и т.д. Просите близких, и покупайте сами именно развивающие игрушки, а не только банальные куклы/машинки. Уделите внимание энциклопедиям с картинками, самое время изучать, вникать, размышлять.

    Дома должно быть предусмотрено специальное рабочее место для ребёнка (стол и стульчик или парта), тут он сможет рисовать, читать, считать, лепить, учить язык, делать поделки.

    Развивающие игры для ребёнка в 4 года

    Предлагаем несколько игр, в которые можно играть дома с ребёнком в 4 года.
    Игра 1. Завязываем малышу глаза и отправляемся с ним в увлекательное путешествие по дому. Подводим ребёнка к разным предметам и даём их понюхать, ощупать, еду можно лизнуть. Ребёнок должен определить, что это. Игра поможет развить все органы чувств малыша.
    Игра 2. Просим ребёнка придумать альтернативное название обычной вещи. Например, берём половник. Как ещё его можно назвать - «супонагребатель», «кампотоноситель?». Пусть ребёнок проявит воображение. Может быть очень забавно!
    Игра 3. Берём краски, лист бумаги, кисть (если краски не пальчиковые). С закрытыми глазами ребёнок с помощью мамы мочит кисть в краску и делает несколько мазков по листу. И так несколько раз. Затем и мама, и ребёнок вместе изучают рисунок и пытаются понять, на что это похоже. Игра также развивает воображение.

    Во что ещё поиграть с ребёнком в 4 года?

    • рисование красками, фломастерами, карандашами (например, рисуем домик разными способами);
    • разукрашивание раскрасок;
    • игра с кубиками с буквами, цифрами;
    • игра с набором геометрических фигур;
    • настольные игры для самых маленьких;
    • детский боулинг;
    • поиски сокровищ в комнате;
    • определение диких и домашних животных.

    Для развития мелкой моторики рук в 4 года играем так:

    • выкладываем домик из палочек/спичек (без серы);
    • составление рисунка из спичек (палочек);
    • нанизывание пуговиц, макарон на ниточку;
    • смешивание и раскладывание бусин (пуговиц) разных цветов;
    • игры со шнуровкой.

    Все занятия с ребёнком должны проходить в игровой форме. Не заставляйте ребёнка заниматься тогда, когда этого хотите вы, а не он. Вам нужно создать лёгкий непринуждённый и интересный эмоциональный фон. Начинайте свои игры-занятия с какой-то интересной фразы «Ну что, малыш, давай поиграем в какую-то волшебную игру?»

    Регулярные занятия проводите в одно и то же время. Ребёнок старше 3 лет может заниматься минимум 15 минут. При этом более интересное занятие способно концентрировать внимания малыша на себе и полчаса.

    Не позволяйте малышу разбрасывать и не по назначению использовать материалы для занятий, например, обучающие картинки. Они должны быть сложены после занятия. Малышу должно быть интересно их посмотреть. Если же они будут валятся по квартире в свободном доступе, то для ребёнка они утратят свою важность.

    До и после занятия хвалите малыша, говорите, что занятия помогут ему быть таким же умным как папа.

    Как проводить с пользой время с ребёнком в 4 года?

    С малышом в 4 года вы смело можете отправляться в музей, на детский спектакль, в цирк, на выставку котов/собак, прокатиться на детской железной дороге, по парку/лесу на велосипедах, сходить в бассейн, на каток, в кинотеатр на мультфильм, покататься на лодочке, отправиться на экскурсию по городу и многое другое.