• Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи». Интегрированное занятие в старшей группе: «Путешествие к радуге здоровья Тематическое интегрированное занятие в старшей группе

    «В поисках сюрприза»

    Цели:

    1. Поддержание интереса к интеллектуальной деятельности, проявление настойчивости, целеустремленности.

    Задачи:

    Образовательные : совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Уметь называть соседей цифр, находить несколько одинаковых цифр и обводить; уметь сравнивать числа, пользоваться знаками для сравнения; составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание. Закрепить умение рисовать по точкам, назвать геометрические фигуры, дни недели, части суток, месяцы года.

    Речевые : закрепить правильное произношение звука «З» ; называть слова на звук «З» . Продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей. Закрепить название диких животных и их детенышей.

    Развивающие : развивать логическое мышление.

    Воспитательные: воспитывать умение добиваться поставленных целей, самостоятельность.

    Материал: на каждого ребенка листы бумаги с геометрическими фигурами (нарисованные точками); с обратной стороны - цифра; на другом листе нарисован овал; карандаши; мел; сюрприз – конфеты.

    Методические приемы : сюрпризный момент; худ. слово; игровые приемы; рисование по точкам; индивидуальная работа; вопросы; использование музыки.

    · Социально-коммуникативное развитие

    · Познавательное развитие

    · Речевое развитие

    · Художественно-эстетическое развитие

    · Физическое развитие

    Ход занятия:

    Ребята, отгадайте загадку:

    Есть у радости подруга,

    В виде полукруга.

    На лице она живет,

    То куда-то вдруг уйдет,

    То внезапно возвратится,

    Грусть-тоска её боится.

    Как вы думаете, что это? (Улыбка)

    Давайте подарим друг другу улыбку и с хорошим настроением начнем занятие.

    Сегодня у нас необычное занятие. Я приготовила для вас сюрприз, но вы сможете его найти, если пройдете все испытания. Задания будут сложными, но интересными. Выполнив все задания, вы узнаете какой сюрприз я приготовила.

    Вы готовы? Тогда удачи!

    (перед каждым заданием показывать соответствующую цифру).

    1 задание:

    Ребята, назовите времена года.

    Какое время года сейчас? (весна).

    Какими словами можно описать весну? (теплая, солнечная, дождливая, пасмурная, долгожданная, красивая, душистая, звенящая, журчащая, шумливая, грозовая, цветущая, веселая, желанная…)

    Какой месяц сейчас? (май).

    Сколько месяцев в году? (12).

    Назовите по порядку.

    Назовите весенние месяцы.

    А сколько дней в неделе? (семь).

    Какой день сегодня?

    Назовите по порядку дни недели.

    Какие части суток вы знаете?

    Назовите по порядку части суток.

    М ).
    Впереди еще много заданий. И за каждое задание вы будите получать по букве. В конце путешествия посмотрим, что из этих букв можно составить.

    2 задание:

    Игра «Назови соседей».

    У вас на столе есть листочки на них написана цифра, подумайте и назовите рядом стоящие цифры.

    Переверните листочки, скажите, что там изображено?

    А чтобы точно узнать давайте соединим точки (геометрические фигуры). Закрепить название геометрических фигур.

    А еще какие геометрические фигуры знаете? (ромб, трапеция).

    О ).

    3 задание:

    Сейчас будем решать задачи. Слушайте внимательно.

    1) «Семь малюсеньких котят, что дают им – все едят, а один сметаны просит. Сколько же котяток?» (восемь).

    Как получилось число 8? (к семи прибавить один будет восемь). (1 ребёнок работает у доски – пишет решение задач).

    2) «Четыре овечки на травке лежали,

    Потом две овечки домой убежали.

    А ну-ка, скажите скорей:

    Сколько овечек теперь?» (две).

    (четыре минус два равняется двум).

    3) «Поставь нужный знак» >; <; = (работа у доски).

    3 5; 6 4; 7 7.

    Л ).

    Физминутка:

    Все движения разминки

    повторяем без запинки!

    Эй! Попрыгали на месте.

    Эх! Руками машем вместе.

    Эхе – хе! Прогнули спинки,

    Посмотрели на ботинки.

    Эге – ге! Нагнулись ниже

    Наклонились к полу ближе.

    Повертись на месте ловко.

    В этом нам нужна сноровка.

    Что, понравилось, дружок?

    Завтра будет вновь урок!

    4 задание:

    Сейчас я прочитаю стихотворение, вы слушайте внимательно:

    Зеленая песенка.
    В зеленом, зеленом, зеленом лесу
    Зеленый листок, как флажок, я несу.
    Зеленая шишка под елкой молчит,
    Зеленая музыка где-то звучит –
    Зеленый кузнечик в зеленой стране
    Играет зеленую песенку мне
    . (А Стройло)

    Звук «З»)

    Игра «Назови слово».

    А сейчас назовите слова, которые начинаются на звук «З» .

    (зал, закат, заяц, запад, заря, забор, запах, забава, загадка, золото, заноза, закон, зонт, зуб, завод, загар, замок, зерно …)

    О )

    5 задание:

    Игра «Загадки - отгадки».

    1) «Летом бродит без дороги между сосен и берез,

    А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос». (медведь).

    2) «Серый, зубастый, по угодьям рыщет. Кого съесть ищет» (волк).

    3) «Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.

    Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета». (заяц).

    4) «Хвост пушистый, мех золотистый.

    В лесу живет, в деревне кур крадет». (лиса).

    А как можно назвать всех этих животных одним словом?

    (дикие животные).

    Игра « Из какой сказки».

    А сейчас давайте вспомним в каких сказках встречаются эти персонажи: медведь, волк, заяц, лиса.

    (дети называют сказки).

    Игра «Назови детенышей».

    Медведь – (медвежонок, медвежата).

    Волк - (волчонок, волчата).

    Заяц - (зайчонок, зайчата).

    Лиса - (лисенок, лисята).

    Молодцы! Вы справились с заданиями. За вашу сообразительность я дарю вам букву… (Д ).
    Только не понятно где сюрприз. У меня последнее задание осталось, слушайте внимательно.

    6 задание:

    У вас на листочке нарисована подсказка, послушайте загадку:

    «Ах, вы сладкие вкусняшки, что вы прячетесь в бумажки? Не получится, найдут! Вас они и выдают» (конфеты).

    Как вы думаете, что это может быть? Что нарисовано на листочке, на что похоже это?

    Давайте дорисуем конфету.

    Теперь вы знаете какой сюрприз вас ждет.

    Ц )

    А чтобы найти сюрприз, вы должны встать, выйти из-за столов, остановиться слева от кресла, сделать 2 шага вперед, 3 шага направо, и т.д. …

    (дети находят сюрприз).

    Ы )

    Вам понравилось искать сюрприз и выполнять задания? Какие задания больше понравились? (ответы детей).

    А мне понравилось, что вы старались, и были очень активны.

    На этом занятие окончено. Спасибо!

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Интегрированное занятие в старшей группе

    «В поисках сюрприза»

    Цели:

    1. Поддержание интереса к интеллектуальной деятельности, проявление настойчивости, целеустремленности.

    Задачи:

    Образовательные : совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Уметь называть соседей цифр, находить несколько одинаковых цифр и обводить; уметь сравнивать числа, пользоваться знаками для сравнения; составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание. Закрепить умение рисовать по точкам, назвать геометрические фигуры, дни недели, части суток, месяцы года.

    Речевые : закрепить правильное произношение звука « З» ; называть слова на звук « З» . Продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей. Закрепить название диких животных и их детенышей.

    Развивающие : развивать логическое мышление.

    Воспитательные: воспитывать умение добиваться поставленных целей, самостоятельность.

    Материал: на каждого ребенка листы бумаги с геометрическими фигурами (нарисованные точками); с обратной стороны - цифра; на другом листе нарисован овал; карандаши; мел; сюрприз – конфеты.

    Методические приемы : сюрпризный момент; худ. слово; игровые приемы; рисование по точкам; индивидуальная работа; вопросы; использование музыки.

    Интеграция образовательных областей:

    • Социально-коммуникативное развитие
    • Познавательное развитие
    • Речевое развитие
    • Художественно-эстетическое развитие
    • Физическое развитие

    Ход занятия:

    Ребята, отгадайте загадку:

    Есть у радости подруга,

    В виде полукруга.

    На лице она живет,

    То куда-то вдруг уйдет,

    То внезапно возвратится,

    Грусть-тоска её боится.

    Как вы думаете, что это? (Улыбка)

    Давайте подарим друг другу улыбку и с хорошим настроением начнем занятие.

    Сегодня у нас необычное занятие. Я приготовила для вас сюрприз, но вы сможете его найти, если пройдете все испытания. Задания будут сложными, но интересными. Выполнив все задания, вы узнаете какой сюрприз я приготовила.

    Вы готовы? Тогда удачи!

    (перед каждым заданием показывать соответствующую цифру).

    1 задание:

    Ребята, назовите времена года.

    Какое время года сейчас? (весна).

    Какими словами можно описать весну? (теплая, солнечная, дождливая, пасмурная, долгожданная, красивая, душистая, звенящая, журчащая, шумливая, грозовая, цветущая, веселая, желанная…)

    Какой месяц сейчас? (май).

    Сколько месяцев в году? (12).

    Назовите по порядку.

    Назовите весенние месяцы.

    А сколько дней в неделе? (семь).

    Какой день сегодня?

    Назовите по порядку дни недели.

    Какие части суток вы знаете?

    Назовите по порядку части суток.

    Молодцы!

    За правильное выполненное задания я вам дарю букву…(М ).
    Впереди еще много заданий. И за каждое задание вы будите получать по букве. В конце путешествия посмотрим, что из этих букв можно составить.

    2 задание:

    Игра «Назови соседей».

    У вас на столе есть листочки на них написана цифра, подумайте и назовите рядом стоящие цифры.

    Переверните листочки, скажите, что там изображено?

    А чтобы точно узнать давайте соединим точки (геометрические фигуры). Закрепить название геометрических фигур.

    А еще какие геометрические фигуры знаете? (ромб, трапеция).

    Хорошо справились с моим заданием. За это я вам дарю букву… (О ).


    3 задание:

    Сейчас будем решать задачи. Слушайте внимательно.

    1) «Семь малюсеньких котят, что дают им – все едят, а один сметаны просит. Сколько же котяток?» (восемь).

    Как получилось число 8? (к семи прибавить один будет восемь). (1 ребёнок работает у доски – пишет решение задач).

    2) «Четыре овечки на травке лежали,

    Потом две овечки домой убежали.

    А ну-ка, скажите скорей:

    Сколько овечек теперь?» (две).

    (четыре минус два равняется двум).

    (на доске написать решение задач и прочитать).

    3) «Поставь нужный знак » >; (работа у доски).

    3 5; 6 4; 7 7.

    Отлично справились с моими задачами. Постарались. За это я вам дарю букву… (Л ).

    Физминутка:

    Все движения разминки

    повторяем без запинки!

    Эй! Попрыгали на месте.

    Эх! Руками машем вместе.

    Эхе – хе! Прогнули спинки,

    Посмотрели на ботинки.

    Эге – ге! Нагнулись ниже

    Наклонились к полу ближе.

    Повертись на месте ловко.

    В этом нам нужна сноровка.

    Что, понравилось, дружок?

    Завтра будет вновь урок!

    4 задание:

    Сейчас я прочитаю стихотворение, вы слушайте внимательно:

    Зеленая песенка.
    В зеленом, зеленом, зеленом лесу
    Зеленый листок, как флажок, я несу.
    Зеленая шишка под елкой молчит,
    Зеленая музыка где-то звучит –
    Зеленый кузнечик в зеленой стране
    Играет зеленую песенку мне . (А Стройло)


    - Скажите, какой звук в этом стихотворении встречается чаще? (Звук «З»)

    Игра «Назови слово».

    А сейчас назовите слова, которые начинаются на звук «З» .

    (зал, закат, заяц, запад, заря, забор, запах, забава, загадка, золото, заноза, закон, зонт, зуб, завод, загар, замок, зерно …)

    Молодцы, много слов назвали, за это я вам дарю букву…(О )

    5 задание:

    Игра «Загадки - отгадки».

    1) «Летом бродит без дороги между сосен и берез,

    А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос». (медведь).

    2) «Серый, зубастый, по угодьям рыщет. Кого съесть ищет» (волк).

    3) «Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.

    Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета». (заяц).

    4) «Хвост пушистый, мех золотистый.

    В лесу живет, в деревне кур крадет». (лиса).

    (когда отгадают загадку, выставить соответствующую картинку).

    А как можно назвать всех этих животных одним словом?

    (дикие животные).

    Игра « Из какой сказки».

    А сейчас давайте вспомним в каких сказках встречаются эти персонажи: медведь, волк, заяц, лиса.

    (дети называют сказки).

    Игра «Назови детенышей».

    Медведь – (медвежонок, медвежата).

    Волк - (волчонок, волчата).

    Заяц - (зайчонок, зайчата).

    Лиса - (лисенок, лисята).

    Молодцы! Вы справились с заданиями. За вашу сообразительность я дарю вам букву… (Д ).
    Только не понятно где сюрприз. У меня последнее задание осталось, слушайте внимательно.

    6 задание:

    У вас на листочке нарисована подсказка, послушайте загадку:

    «Ах, вы сладкие вкусняшки, что вы прячетесь в бумажки? Не получится, найдут! Вас они и выдают» (конфеты).

    Как вы думаете, что это может быть? Что нарисовано на листочке, на что похоже это?

    Давайте дорисуем конфету.

    Теперь вы знаете какой сюрприз вас ждет.

    И с этим заданием вы справились. За это я дарю вам букву … (Ц )

    А чтобы найти сюрприз, вы должны встать, выйти из-за столов, остановиться слева от кресла, сделать 2 шага вперед, 3 шага направо, и т.д. …

    (дети находят сюрприз).

    У меня осталась последняя буква и её я тоже отдаю вам! За вашу самостоятельность, за умение добиваться поставленных целей я дарю вам букву … (Ы )

    Вам понравилось искать сюрприз и выполнять задания? Какие задания больше понравились? (ответы детей).

    А мне понравилось, что вы старались, и были очень активны.

    На этом занятие окончено. Спасибо!


    Цель: введение детей в мир человеческих эмоций, помочь прожить определённые эмоциональные состояния.

    Задачи:

    Коррекционно – образовательные:

    1. Учить детей передавать радостное настроение, используя выразительные средства музыки и пантомимики.
    2. закрепить у детей эмоциональное состояние обозначающее «радость».
    3. закреплять знания о профессиях работников цирка.
    4. корректировать координацию речи и движения.
    5. продолжать учить различать мажорное звучание.

    Коррекционно – развивающие:

    1. развивать коммуникативные способности, умение работать сообща, оказывать друг другу помощь.
    2. развивать эмоциональный словарь, словарь по теме «Цирк».
    3. развивать пластику формообразующих движений, необходимых для передачи художественных образов.

    Коррекционно – воспитательные:

    1. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, группового единства.
    2. вызывать эмоциональный отклик на занятия.

    Предварительная работа:

    • Беседа о цирке;
    • Элементы костюма для детей;
    • Заготовки портретов;
    • Элементы декораций;

    Ход занятия:

    Ребята! Встали в круг. Я рада вас видеть. Давайте создадим хорошее настроение. (Психологический настрой).

    Улыбнитесь друг другу. Скажите друг другу добрые слова: хороший, добрый, ласковый, нежный, внимательный, счастливый.

    Молодцы, ребята!

    А наши пальчики хотят позвать друзей.

    (Пальчиковая гимнастика «Колокольчик»).

    «Динь – динь, динь – динь колокольчик, поскорей!
    Динь – динь, динь – динь созывай моих друзей!
    Динь – динь, динь – динь!».

    Возьмите колокольчики и позвоните: тихо, а теперь громко

    Молодцы! Повернитесь и посмотрите, сколько к нам пришло гостей.

    Поздоровайтесь с ними, пропевая слова:

    - «Здравствуйте», «Привет», «Доброе утро» и т.д. Посмотрите, какие радостные лица стали у наших гостей, им очень понравилось наше приветствие!

    (Спускается с потолка паучок).

    Ой, ребята! Посмотрите, кто это? (ответ детей).

    Да это не простой паучок, это почтальон. Он нам принёс письмо. Давайте посмотрим, от кого же оно:

    (Читают письмо).

    «Дорогие ребята! Я знаю, что вы любите чудеса. Сегодня, я хочу пригласить вас в чудесную, волшебную страну, которая называется Страна Радости, а чтобы узнать, кто я, надо меня найти. Я нахожусь в предмете, который вам придётся найти, отгадав загадку».

    Ваш друг.

    Дети отгадывают загадку, находят предмет где находится разрезное панно «Клоун».

    Ребята, посмотрим, что там внутри?

    Подходят, смотрят, достают части, рассматривают.

    Ребята! Как вы думаете, кто этот наш друг? Давайте соберём целое из частей и узнаем. – Кто это? (клоун).

    Ребята! Клоун ждёт нас в стране Радости.

    А вы хотите отправиться в гости к клоуну?

    Как вы думаете, что нас ожидает в этой стране? (Чудеса, радость).

    Тогда отправляемся в путь. Вставайте друг за другом.

    Массаж «Паровозик».

    Паровоз кричит ду-ду, Я иду, иду, иду. (Кулачками по спине).
    А вагоны стучат, а вагоны говорят, так-так-так (ладошками по спине).

    Вот мы и пришли в страну Радости.

    Посмотрите, как здесь интересно, красиво.

    (Звучит музыка).

    Появляется клоун

    Здравствуйте ребята! Я рад вас видеть! Меня зовут клоун Весельчак!

    А вы знаете, кто такие клоуны? (артисты цирка);

    А что они умеют делать в цирке? Устраивают весёлые представления, веселят зрителей.

    Правильно ребята! Подойдите ко мне, посмотрите. А кто ещё работает в цирке, и чем они занимаются? Настя, кто работает в цирке? (сидят)

    Дети по очереди, показывают картинку и называют; кто это? Чем занимаются? Во что они одеты? (Бросать мячи, жонглировать, показывать фокусы, дрессировать, ходить по канату, ездить на резвых лошадях и т.д.)

    А как вы можете узнать меня среди всех артистов цирка?

    Клоун одет в яркий, разноцветный костюм, на голове колпачок яркого цвета. (Клоун и дети встают).

    Вы можете одеть меня для выступления?

    (Дети одевают клоуна по образцу).

    Ребята! А вы хотите превратиться в клоунов? (да).

    Тогда надеваем разноцветные колпачки, закроем глаза и под музыку представим себя клоунами (танец детей).

    Какое у вас сейчас настроение (весёлое, радостное, озорное).

    – А сейчас, ребята, сядем и послушаем музыкальную пьесу

    (Пьеса Д. Кабалевского «Клоуны»).

    Вы узнали эту музыку? (да).

    Чья она? (клоунов).

    Какая музыка по характеру? (ответы детей: весёлая, звонкая, озорная, игривая).

    А почему эта музыка подходит клоунам? (они такие же весёлые).

    Молодцы ребята! Вам стало ещё радостнее?

    Ребята! Радуются люди не только в цирке, но и в играх.

    А вам бывает радостно, когда вы играете? (да).

    Игра с мячом.

    Давайте поиграем в игру.

    Я буду вам бросать мяч, а вы будите делиться своей радостью, и бросаете мне мяч. я радуюсь, когда вы рядом со мной. Настя, когда ты радуешься?

    Игра «Я радуюсь, когда».

    Я радуюсь, когда светит солнце;

    Я радуюсь, когда тепло;

    Я радуюсь, когда мама рядом;

    Я радуюсь, когда мама не болеет;

    Я радуюсь, когда иду в цирк;

    Я радуюсь, когда играю на улице.

    Теперь, ребята, я знаю, когда нам всем радостно!

    Ребята! В цирке есть храбрый слон, он любит ходить к озеру и чистить свой хоботок. Давайте сядем вокруг озера и вместе со слонёнком будим чистить язычки, зубки, хоботки.

    (Артикуляционная гимнастик: «Храбрый слон»).

    Слонёнок приглашает нас поиграть с ним и его подружками бабочками в интересную игру под музыку, будьте внимательными, мальчики будут слониками, а девочки – бабочками.

    Этюд «Слон и бабочки».

    Сделаем «хоботок», руки в замок и пошли вокруг озера, подняли хоботки и трубят. (тд-тд-тд-тд).

    Вот какие храбрые и радостные наши слоны, и замечательные наши бабочки.

    Ребята, а как вы думаете, чему или кому радовались слоны и бабочки?

    (встреча с другими слонами, яркому солнцу, тёплой погоде).

    Значит, и животные умеют радоваться всему прекрасному.

    Хорошо ребята, а давайте опишем состояние радости.

    Подойдите сюда, Дима, как ты думаешь? Как можно определить, что человеку радостно?

    Хорошо, посмотрите на картину, пауза. Кого вы видите на картине?

    (ответы детей).

    Что она делает? (прыгает, скачет, бежит).

    Посмотрите ребята на девочку внимательно, можно определить, что девочке радостно? Андрюша, как ты думаешь?

    Какие у неё глаза? (светящиеся, весёлые).

    Какой у неё рот, губы? (рот до ушей, губы улыбаются).

    Так что девочка делает? (радуется, веселится).

    Какое у неё настроение? (радостное). Чему она радуется?

    (Солнышку, цветам, голубому небу, тёплому песочку)

    Да ребята, на этой картинке мы видим радость?

    Ребята! А ведь улыбку можно нарисовать.

    Давайте улыбку нарисуем в воздухе.

    (Дети рисуют улыбку в воздухе).

    А теперь улыбнитесь друг другу как лучшие друзья.

    – Молодцы ребята! И у меня есть друзья – это мои клоуны.

    Я хочу вас с ними познакомить.

    Посмотрите на портреты. Они похожи на меня?

    Алина, чем не похож клоун на твоём портрете на меня?

    (нет улыбки, весёлых глаз).

    Ребята, найдите недостатки и исправьте их.

    Расскажи мне о своём клоуне? Какой он у тебя?

    Дети рассказывают о своих портретах – клоунах.

    Да ребята, клоуны бывают радостные и грустные, как и у нас в жизни бывает радостно и грустно.

    Как здорово, получились очень интересные портреты, я подарю их моим друзьям.

    Ой, ребята, пока мы рисовали, набежала тучка, и закрыло солнышко.

    Этюд «Цветок».

    Пошёл тёплый дождь. И мы с удовольствием подставляем лица, под тёплый дождик. Какой приятный тёплый дождь. Пауза. Закончился дождь, выглянуло солнышко. Я посадила в землю зёрнышко.

    (Дети садятся).

    Из семечка вырос прекрасный цветок.

    (Руки через стороны вверх, повороты к «солнышку»).

    Ребята, чему радуется цветок?

    (яркому солнцу, тёплой земле, тёплому дождю).

    Ребята, но ещё я хочу предложить вам собрать цветок для моих друзей, при этом, рассказав пословицы и поговорки о радости. Он будет не простой, у него разные лепестки.

    (Цвет: жёлтый, оранжевый, красный, розовый, зелёный, белый, чёрный, синий, фиолетовый, коричневый).

    Когда мы его соберем то, произойдёт чудо, а какое, вы увидите.

    Дети рассказывают пословицы, одновременно выкладывают цветок

    Сердце веселится – и лицо цветёт.

    Кручина крючит, а радость прямит.

    Весело поётся, весело прядётся.

    Горе старит, радость молодит.

    Гость доволен – хозяин рад.

    Ученику – удача, учителю – радость.

    Давайте вдохнём аромат этого цветка, положили руки на животик, вдох носом, выдох ртом «ах». (Три раза).

    Какой получился цветок? (Цветок радостный, разного цвета).

    Молодцы, ребята! И вот случилось чудо! Крибле, крабле, бумс. (Киндер - сюрприз). Это мои друзья благодарят вас за то, что вы много хорошего знаете о цирке, делились своей радостью, правильно одели меня для выступления. Спасибо вам!

    Ну, что ж, ребята, вам пора возвращаться в д/с, а мне нужно идти веселить других детей.

    Я попрощаюсь с вами. (Клоун уходит).

    (Музыка).

    Раз, два, три повернись, в детском саду окажись.

    Так где вы были ребята? (в стране Радости).

    Кого вы там встретили? (клоуна).

    О каком настроении говорили? (о радости).

    Какими вы были? (радостными, весёлыми).

    Понравилось вам в стране Радости (да).

    Так что такое радость?

    Ответы детей (когда все радуются, когда праздник, когда нет войны, когда никто не плачет. Это я! Потому что мама говорит: «Ты, моя радость».

    Грустно возвращаться назад, покажите, как вам грустно. Но мы ещё обязательно вернёмся сюда, в страну Радости. Скорее улыбнитесь.

    Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Мы хорошие!»: сначала громко, потом тихо, а затем шёпотом.

    Русинова Надежда Владимировна, воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад №2» г. Пермь

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»

    Конспект занятия «Дерево дружбы» рассчитан на педагогов и воспитателей детей дошкольного возраста. Данное занятие предназначено для детей 5 – 6 лет (старшая группа). Интегрированное занятие «Дерево дружбы» имеет познавательную цель и диагностическую. На данном занятии дети закрепляют и расширяют знания о дружбе, а так же учатся анализировать особенности своего поведения и собственных качеств.
    Детей старшего дошкольного возраста начинает волновать тема дружбы. Дети начинают взаимодействовать в игре, начинают играть в игры с правилами и придумывать правила самостоятельно. Для того, чтобы эмоциональная обстановка в группе была дружелюбной, а конфликтов меньше, воспитатели проводят много разных игр и бесед. Можно провести интегрированное занятие, которое позволит обобщить полученные знания детей о дружелюбных взаимоотношениях. Кроме того, с помощью данного занятия, можно провести небольшую диагностику: выявить детей, которые имеют проблемы в общении в данном коллективе (таким детям будет затруднительно найти место на «дереве дружбы»).
    Цель: поддержание и развитие дружелюбных отношений в коллективе детей.
    Задачи :
    1. выявление самооценки ребенка, некоторых особенностей его самочувствия и особенности отношения в детском коллективе;
    2. дать возможность каждому ребенку прочувствовать собственную значимость в группе;
    3. снятие эмоционального напряжения в общении со сверстниками;
    4. практическое закрепление знаний о понятии «дружба»;
    5. воспитание в детях дружелюбные взаимоотношения.
    Участники : дети 5 - 6 лет, воспитатель.
    Оборудование: игрушки зайца, белочки и ежика, машинка, в которой могут поместиться эти игрушки, большой плакат дерева с зеленой кроной (необходимо нарисовать заранее), вырезанные из белого картона фигурки в форме яблок, цветные карандаши, большая открытка или картинка, заранее разрезанная на несколько частей (необходимо, чтобы каждому участнику досталось хотя бы по одной части).

    Ход занятия.

    Перед началом занятия дети встают в круг. Воспитатель приветствует детей:
    «Здравствуйте дети. Я сегодня принесла дружным ребятам большой-прибольшой привет! Вы дружные ребята? Давайте передадим друг- другу вот такой привет!».
    Воспитатель обнимает за плечи стоящего слева ребенка и весело говорит «Привет!». Ребенок «передает привет» дальше по кругу. Задача воспитателя: следить, чтобы дети никого не пропускали и помочь ребенку, если он стесняется (заставлять не нужно). В конце воспитатель принимает объятие от ребенка справа и благодарит их.
    Воспитатель читает стихотворение Юрия Энтин:
    Дружит с солнцем ветерок,
    А роса – с травою.
    Дружит с бабочкой цветок,
    Дружим мы с тобою.
    Всё с друзьями пополам
    Поделить мы рады!
    Только ссориться друзьям
    Никогда не надо!

    Воспитатель сообщает детям, что к ним сегодня приехали гости. Показывает игрушечный грузовичок с зайчиком, ежиком и белочкой.
    Лесные зверюшки приветствуют ребят. И рассказывают о том, что они поехали искать чудесное дерево дружбы. Добрая волшебница показала им дорогу и открыла тайну: дерево дружбы смогут найти только хорошие друзья.
    Зайчик: «Я хороший друг, потому что я добрый, всегда делюсь игрушками со своими друзьями и всегда выручаю в трудную минуту».
    Ежик: «Я хороший друг, потому что я веселый, у меня всегда хорошее настроение и я люблю играть в разные игры со своими друзьями».
    Белочка: «Я хороший друг, потому что я честная, никогда не обманываю своих друзей, не хвастаюсь и не завидую».
    Воспитатель говорит о том, что ребята тоже дружат между собой и предлагает каждому по кругу сказать о себе положительное качество, или закончить предложение «Я хороший друг потому что …»
    Белочка: «Мы очень долго ехали, а когда наконец-то нашли дерево друзей, очень расстроились: на нем нет дружных яблочек».
    На доску вывешивается нарисованное «дерево дружбы» на уровне детей.
    Воспитатель: «Не расстраивайтесь, милые зверюшки, наши ребята вам помогут. Правда, ребята? Мы сейчас все вместе возьмем вот эти простые яблочки (демонстрация шаблона яблока), нарисуем на них себя, и они станут дружными».
    Воспитатель объясняет, что можно изобразить себя в любых цветах, любым способом.
    После того, как дети изобразили свои автопортреты на «яблочках», они встают во круг плаката с нарисованным деревом дружбы, по очереди демонстрируют свой автопортрет и рассказывают о нем (по желанию). Затем ребёнок приклеивает своё яблочко на дерево в любое место, которое сам выберет.
    После маленького выступления все дети аплодируют. Стеснительные дети могут просто показать свой рисунок, получить похвалу и аплодисменты.
    Зайчик и ежик хвалят детей и предлагают на прощание сыграть в игру «мы друзья». Все встают в круг, вытягивают кулачок правой руки, делают «столбик» из кулачков. Убирая кулачки, все говорят «мы друзья!»
    Белочка говорит, что для всех своих друзей она везла огромную красивую открытку, но вот беда, путь был не лёгким и открыточка порвалась.
    Воспитатель: «Ничего страшного, белочка, давай мы с ребятами вместе соберем открытку и полюбуемся на нее».
    Воспитатель выкладывает на стол разрезанную картинку формата А3, и предлагает детям коллективно собрать открытку.
    Когда дети собрали открытку, воспитатель хвалит детей и говорит, что зверюшкам пора домой. Дети прощаются с гостями.
    Подаренная открытка остаётся в группе. Ее воспитатель складывает в файл и кладёт на «коврик для примирения». Когда детки будут мириться, они могут (по желанию) еще и собирать вместе открытку.

    Интегрированное занятие в старшей группе

    «Волшебный цветок»

    Программные задачи:

    Образовательные:

    Познавательное развитие

    Закреплять умение обогащать и систематизировать представления о временах года.
    Совершенствовать навык количественного и порядкового счета в пределах 10.
    Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке.

    Закрепить порядковый счет; состав числа 5 из единиц; знание смежных чисел; умение последовательно называть дни недели; ориентироваться в пространстве, составлять из частей целое.

    Проверить умение делить целое на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.

    Развивать логическое мышление, внимание.

    Развивать зрительно-моторную координацию, моторику рук.
    Воспитывать организованность, сосредоточенность, интерес к познавательной деятельности.

    Развивающие:

    Социально- коммуникативное развитие

    Закреплять умение согласовывать свои действия с другими.
    Воспитывать умение действовать в команде, четко оценивать результат.
    Развивать умение внимательно слушать товарища, не перебивать его.

    Расширять, уточнять актуальность словаря.
    Упражнять в подборе определений к заданному слову.
    Развивать умение строить сложноподчиненные предложения.
    Совершенствовать фонематический слух.

    Художественно-эстетическое развитие

    Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.
    Чтение сказки «Цветик - семицветик» Отгадывание загадок.

    Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

    Физическое развитие

    Формировать умение выполнять движения легко и непринужденно.
    Испытывать положительные эмоции при физической активности.

    Развивать способность к самоконтролю при выполнении движений, спортивных упражнений.
    Формировать представление о здоровом образе жизни, умение сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.

    Методы и приемы:

    Практические;
    Наглядные (рассматривание, показ, способ действия.);
    Словестные (беседа, художественное слово);
    Проблемно-поисковые вопросы;

    Ход занятия

    Звучит спокойная музыка, в зал заходит воспитатель. У нее в руках горшочек с цветком, который прикрыт колпачком из цветной бумаги.

    Воспитатель: Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки! Сегодня у нас необычная встреча. На ней присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им свои улыбки. А теперь улыбнитесь друг другу!

    Воспитатель: Знаете, что у меня там? Цветок! У этого цветочка пять разноцветных лепестков. Я вырастила его для нашей группы. Это самый необыкновенный цветок, очень нежный и красивый! Он боится холода и сквозняка, поэтому я укрыла его потеплее. Сейчас я его полью и отнесу в нашу группу. (Снимает колпак, под ним голый стебель. Огорчается.)

    Игра-испытание «Неведомая дорожка».

    «Мы взялись за руки, - продолжает воспитатель, - идем по лужам, высоко поднимаем ноги… Идем легко, на цыпочках, чтобы не спугнуть зверей… Пришли к узенькой тропинке. По ней надо идти задом наперед, помогая друг другу… А теперь пробираемся по темному ущелью с закрытыми глазами… Дорога длинная, день заканчивается, вечер наступает, ночь опускается. Идем тихо-тихо, чтобы не потревожить лихо. Утро- а мы вошли в сказочную страну. (Дети открывают глаза) .

    Воспитатель: Как вы думаете, кто может жить в сказочной стране?

    Дети отвечают.

    Посмотрите, а вот и жители этой страны!

    Дидактическая игра «Из какой сказки герой? »

    (Воспитатель показывает иллюстрации сказочных героев, дети называют его и говорят из какой он сказки) .

    Игра «Превращалки».

    Воспитатель: Ребята, выберите героя, в которого вы хотели бы превратиться! (Дети выбирают иллюстрацию) .

    «Влево-вправо повернись,

    В сказочного героя превратись… »

    Воспитатель : В кого превратился Антон? Алина?. Посмотрите на оборотную сторону картинки. Что вы увидели? (на оборотной стороне написаны цифры от 1 до 10). Что это?

    Мы сможем найти наши лепесточки тогда, когда все цифры станут по порядку от 1 до 10. Вы теперь живые цифры, пока музыка играет, вы свободно передвигаетесь по залу, как только музыка исчезнет – вам нужно стать по порядку.

    Музыкальная игра «Веселый ряд».

    Раздается голос: «Здравствуйте ребята, мне стало скушно это я украл ваши лепестки. Но чтобы я вернул их, вам придется справиться с моими заданиями. За каждое выполненное задание я буду возвращать вам лепесток, а пока я проверю, готовы ли вы к моим заданиям?»

    «Я начинаю, ты продолжай»

    1. Сколько дней в неделе?

    2. Назови третий день недели?

    3. Назови месяцы зимы?

    4. Сколько времен года вы знаете?

    5.Насекомые, земноводные, звери, рыбы – это (животные)?

    6. Назови пятый день недели?

    7. Сколько месяцев в году?

    8. У какой геометрической фигуры меньше всех углов?

    9. Как называется геометрическая фигура без углов?

    10. Если к 4 прибавить 3 то получиться …

    « Математическая разминка»

    На мольберте вывешиваются плакаты, дети поочередно вписывают ответы

    1. Уменьшите число 10 на 1
    2. Напишите число больше 4, но меньше 6
    3. Назовите соседей числа 9
    4. Какое число стоит между числами 7 и 9
    5. Назовите соседей числа 4
    6. Какое число больше 5 или 9?
    7. Состав какого числа загадали нам: 1и6, 6и1, 2и5, 5и2, 3и4, 4и3, 1+1+1+1+1+1+1 будет 7

    Ребята получают 1 лепесток красного цвета. Следующее задание ждет вас впереди. Смелее.

    Игра «Найди лишнее слово»

    Я называю слова, а вы назовите лишнее.

    1. Понедельник, вторник, среда, пятница, утро.

    3. Лето, осень, зима, воскресенье.

    4. Утро, вечер, ночь, день, месяц.

    Молодцы ребята, вы преодолели ещё одно препятствие. Получают 2 лепесток синего цвета.

    Физкультминутка «Дружно трудились… »

    1, 2, 3, 4, 5

    Отдыхать умеем тоже.

    Руки за спину положим.

    Голову подымем выше

    И легко-легко подышим…

    Раз, два! - выше голова,

    Три, четыре - руки шире.

    Пять, шесть - тихо сесть.

    Раз - подняться, подтянуться,

    Два - согнуться, разогнуться

    Три - в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре - руки шире,

    Пять - руками помахать,

    Шесть - за стол тихонько сядь.

    Решение задачи (коллективная работа) .

    Воспитатель: Пять кубиков у Тани,

    Еще один – у Ани.

    Вы кубики эти

    Сосчитайте, сами!

    Сколько кубиков у Тани и Ани?

    Как получилось число 6?

    Кто запишет решение этой задачи?

    Ребятам возвращают третий лепесток оранжевого цвета.

    Задача вторая: На цветочке было 5 лепестков, 3 лепестка я вам вернула. Сколько лепестков вам надо еще найти? (2)

    Ориентировка в пространстве.

    Расставь правильно геометрические фигуры

    Воспитатель я называю имя, вы подходите, берете нужную фигуру и ставите её на своё место.:

    1) Круг в середину;

    2) Поставьте треугольник в верхний левый угол;

    3) Квадрат в нижний правый угол;

    4) Трапецию в нижний левый угол;

    5) Многоугольник в верхний правый угол;

    6) Одну вторую круга между треугольником и трапецией;

    7) Одну четвёртую между квадратом и многоугольником;

    8) Овал между трапецией квадратом;

    9) Ромб между треугольником и многоугольником.

    Хорошо и с этим заданием вы справились. Четыре лепестка у нас уже есть.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ЦВЕТОК».

    Ребята отгадывают загадки и находят соответствующие картинки.

    1. Стоят в поле сестрички –

    Желтый глазок, белые реснички.

    (ромашка)

    2. Рос шарик белый,

    Пушистый.

    А подул ветерок –

    Остался стебелек.

    (одуванчик)

    3. Из-под снега расцветает,

    Раньше всех весну встречает.

    (подснежник)

    4. Белые горошки

    На зеленой ножке.

    (ландыш)

    5. Повернулось к солнцу

    Золотое донце.

    (подсолнух)

    6. Голова на ножке,

    А в голове – горошки.

    (мак)

    7. Красные звездочки

    По земле рассыпались.

    (гвоздики)

    8. Что в хлебе родится,

    А есть не годится?

    (василек)

    9. Вот звоночки, синий цвет,

    С язычком, а звону нет.

    (колокольчик)

    10. Лик пахучий,

    А хвост колючий.

    (роза)

    Молодцы! Вы прекрасно справились с этим заданием, поэтому нам возвращают пятый пропавший лепесток зеленого цвета.

    Давайте соберем все лепестки в один цветок (бутон). Кто может мне рассказать о нем, какой он? Какого цвета у него лепестки? Как вы думаете, почему этот цветок назвали волшебным, чудесным? Что подарил нам этот цветок?

    Пока мы разгадывали загадки, наши умелые руки заскучали. Почему бы нам не изготовить своими руками цветы. Из чего можно сделать цветы?

    Изготовление цветов.

    Все постарались, и цветы получились как настоящие.

    А теперь давайте этот чудесный цветок и другие цветы, которые вы сделали своими руками, поставим в вазу, пусть они украшают нашу группу и радуют нас. Ведь они никогда не увянут.

    Итог занятия. Рефлексия.

    Выбери картинку.

    Три картинки весёлое лицо, серьезное, и недовольное.

    Воспитатель: У меня ребята хорошее настроение, а у вас? Почему?

    Ответы детей.


    Интегрированное занятие в старшей группе

    «Необыкновенное путешествие».

    Цель:

      Познакомить детей со свойствами различных материалов (песка, глины, камней, земли).

      Совершенствовать связную речь через составление повествовательного рассказа о героях любимых сказок, развивать словарный запас.

      Закреплять умение делить слова на слоги.

      Активизировать знания детей о геометрических фигурах, умение творчески применять их при выполнении самостоятельных заданий.

      Развивать внимание, воображение, любознательность, интерес к поисковой деятельности, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи, подводить детей к рассуждениям.

      Прививать интерес и любовь к литературным произведениям.

      Воспитывать навыки взаимодействия со сверстниками, желание прийти на помощь

    Пособия:

    Ёмкости с песком, глиной, камешками, землей. Клей, геометрические фигуры, «ковры» из картона. Иллюстрации героев сказок: Алдар-Косе, Жадный бай, Красная шапочка, Айболит. Карта – схема путешествия, иллюстрации с изображением дома, замка, избушки, предметные картинки. Корзина. Телевизор, DWD, музыкальный центр, кассета с аудиозаписью, диск с мультфильмом «Гуси-лебеди»

    Предварительная работа:

    Чтение сказок, наблюдения на прогулке зимой, беседа о времени года - зима.

    «Круг радости: «Доброе утро»

    Доброе утро зверям и птицам

    Доброе утро улыбчивым лицам

    И сразу всё станет добрым, доверчивым

    И доброе утро продлится до вечера

    Воображаемая ситуация:

    Раздаётся стук в дверь. Воспитатель вносит письмо, вскрывает его и обнаруживает аудиокассету. Предлагает прослушать её.

    Звучит запись:

    « Ребята, я Царица Литература! Меня похитила Баба-Яга и держит в заточении. Мне очень страшно и одиноко. Я очень прошу вас – спасите меня, пожалуйста».

    Воспитатель : «Ребята, мы ведь не бросим нашу Царицу Литературу в беде? Спасём её? Тогда сейчас же отправляемся в путешествие. Оно очень трудное и опасное. С нами могут пойти только самые смелые, выносливые и дружные ребята. Вы готовы? Молодцы! - Ой, ребята тише-тише, что-то странное я слышу…

    В это время появляется Баба-Яга на экране телевизора. Отрывок из мультфильма «Гуси-Лебеди» (звучит аудиозапись)

    Баба-яга:

    «Ну, что голубчики! Вот мы и встретились! Только знайте, чтобы освободить Царицу Литературу нужно выполнить мои испытания и задания, которые спрятаны в конвертах. А путь к ним укажет карта - схема. Если выполните, найдёте ключ от темницы и освободите царицу. Не выполните, тогда она навсегда останется под замком. Ну, желаю вам неудачного прохождения всех преград».

    Работа с картой-схемой:

    Воспитатель предлагает рассмотреть карту и определить, куда нужно идти. Дети говорят: «пойдем прямо мимо березки, грибочка, затем свернем налево и дойдем до задания № 1». (отправляются в путь)

    Игра-испытание.

      «Пройти по холодным, глубоким лужам» (ходьба с высоким подниманием колен)

      «Пройти по тонкому льду» (ходьба на носочках)

      «Переправиться через пропасть» (пройти по воображаемому бревну)

      «Пройти по темной пещере» (ходьба с закрытыми глазами)

    Находят конверт с заданием №1

    Воспитатель: Чтобы справиться с заданиями, давайте произнесем волшебное заклинание: ойнайык, ойнайык, ойнайык та ойлайык». (будем играть, будем играть, будем играть и думать)

    Задание 1:

    «Перед вами три здания: дом, замок и избушка. В каком из этих зданий вы хотели бы жить и почему? Как вы думаете, кто живет в каждом из них?

    В зданиях жили картинки. Они убежали из своих домиков и перепутались.

    1здание - дом, в нем живут слова из одного слога, 2здание – замок, в нем живут слова из двух слогов, 3здание – избушка, в ней живут слова из трех слогов. Вам нужно взять картинку, определить, сколько слогов в данном слове и поставить картинку к нужному зданию.

    Работа с картой – схемой

    Физ.минутка «Идем в поход»

    2 задание:

    «Ребята, вы любите сказки? А какие бывают сказки? (ответы детей)

    Недавно в газете Баба-Яга прочитала объявления и предлагает вам отгадать, кто из героев сказок дал эти объявления.

      «Предлагаю новое корыто и избу в обмен на стиральную машину».

    (Старуха из «сказки о рыбаке и рыбке»)

      «Несу золотые яйца». (Курочка Ряба)

      «Отнесу пирожок и горшочек с маслом бабушке». (Красная Шапочка)

      «Вылечу всех зверей». (Доктор Айболит)

      «Меняю старую, дырявую шубу на новую, лисью». (Алдар-Косе)

      «Отмою все кляксы и чернила». (Умывальник из сказки «Мойдодыр»

    Доскажите словечко…

    Перед волком не дрожал.

    От медведя убежал.

    А лисице на зубок,

    Все ж попался ….(Колобок)

    Всех на свете он добрей

    Лечит он больных зверей

    Он известен, знаменит

    Это доктор ….(Айболит)

    Казахский удалец

    На домбре играет

    Бедных защищает (Алдар – Косе)

    У отца был мальчик странный,

    Необычный, деревянный

    На земле и под водой

    Искал ключик золотой

    Его, девочка Мальвина

    Называла ….(Буратино)

    Было яичко у нас золотое,

    А осталось лукошко пустое

    Плачет дед, плачет баба

    Их утешает ….(Курочка Ряба)

    Баба-яга: «У меня в избушке висели портреты сказочных героев. Во время землетрясения они упали и разбились. Приказываю вам собрать из частей портреты и рассказать про каждого героя, из какой он сказки, нравится он вам, или нет, и почему? (Серый волк, Жадный Бай, Айболит, Красная шапочка)

    Работа с картой – схемой

    Разминка

    Вышли уточки на луг: Кря-кря-кря

    Пролетел веселый жук: Ж-ж-ж

    Гуси шею выгибают Га-га-га

    Клювом перья расправляют Раз-два, раз-два

    Ветер ветки раскачал В-в-в

    Шарик тоже зарычал Р-р-р

    Зашуршал в воде камыш Ш-ш-ш

    И опять настала тишь Щ-щ-щ

    3 задание:

    «У меня в избушке мыши изгрызли ковры. Немедленно их почините, пришейте заплатку. Я вам отослала ковры и лоскутки ». На столе лежат разной формы, цвета, размера лоскутки - геометрические фигуры. Из общего количества выбрать нужные. Объяснить свой выбор и наклеить на ковер.

    Работа с картой – схемой

    Воспитатель: Ребята, вы не устали? На чем можно продолжить наше путешествие? (высказывания детей) Предлагает путешествовать на облаках.

    Релаксация.

    Дети рассаживаются на ковре. Закрывают глаза. Представляют, что они плывут на облаках. Звучит песня «Облака – белокрылые лошадки». Отдохнули? Затем воспитатель предлагает отправиться дальше пешком.

    4 задание:

    «Отгадайте загадку: Запорошила дорожки,

    Разукрасила окошки,

    Радость детям подарила

    И на санках прокатила. (зима)

    Посмотрите, какая красивая корзина. Её мне подарила Снежная Королева. Эта корзина не простая, в ней хранились «зимние» слова. Летом они растаяли. Приказываю вам наполнить корзину «зимними» словами».

    Нужно назвать любое слово, которое подходит к слову «Зима». Например: снег, Дед Мороз, санки, и т.д.

    Работа с картой – схемой

    Разминка «Звездное небо»

    Воспитатель: «Дорога была длинная, уже темнеет, приближается ночь. Давайте посмотрим на ночное небо.

      Взяли в руки личные телескопы. Настраиваем аппаратуру (чик-чик)

      Открыли заслонку (Вжик-вжик)

      Увидели звезду (о-о)

      Много звезд (о-о-о-о-о-о)

      Увидели комету (у-у)

      Много комет (у-у-у-у-у-у)

      Увидели летающую тарелку (дзынь-дзынь)

      Из неё вышел инопланетянин (блук-блук)

      Пошел метеоритный дождь (аплидисменты)

    Задание 5: Эксперимент

    «У меня разбился мой любимый цветочный горшок. Вам нужно сказать, из какого материала его можно сделать и объяснить почему. Торопитесь, думайте, объясняйте ясно и четко, чтобы мне было понятно».

    На столе стоят ёмкости с песком, глиной, камешками, землей. Воспитатель с детьми рассматривают предложенные материалы, обследуют, сравнивают, делают выводы и объяснить свое решение.

    Работа с картой – схемой.

    Находят ключ. Открывают замок и освобождают Царицу Литературу.

    К замку вовремя успели.

    Расступитесь сосны, ели.

    Бабу – Ягу мы победили,

    Друга мы освободили.

    Литература благодарит ребят. Дарит им в знак благодарности - сердечки - тепло своего сердца. Спрашивает, что помогло им преодолеть все препятствия? (наша дружба и знания)

    Отправляются в обратный путь. Исполняют песню «Дружба крепкая»