• Мы работаем с родителями. Педсовет: "Организация работы с родителями". Упражнение «Царская семья»

    Смирнова Т.В.

    Педсовет: «Организация специальной развивающей среды для детей с ВНИ: опыт, проблемы, результаты».

    Работа с родителями.

    Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.

    Цель работы – сделать родителей своими союзниками в деле воспитания и обучения детей. Чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками процесса воспитания и обучения своих детей.

    Важно установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов.

    Задача : создание в коллективе детей и родителей атмосферы добра, взаимопонимания и доверия.

    Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

    В основе сотруднического взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

    Формы работы с родителями.

    • Педагог должен хорошо знать всех родителей класса, учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. В процессе знакомства с семьями выяснила, что все имеют достаточно высокий культурный и образовательный уровень (высшее или среднее специальное образование), интересуются педагогической, специальной литературой, являются весьма осведомленными собеседниками.
    • Родители оказывают помощь в понимании особенностей ребенка:

    особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы, предпочтения в общении в семье, поведенческие реакции, особенности характера, мотивация учения.

    • Большой эффект во взаимодействии с семьями дает предоставление родителям возможности проявлять инициативу во всех делах в классе и в школе. Важно, чтобы семьи понимали, что их участие ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется.
    • Традиционной формой работы с родителями является родительское собрание. Проводим собрания в удобное для родителей время. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов, их возможностей, носит как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
    • Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Она должна способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
    • Дети очень рады тому, что их родители приходят на внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках. Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку. Родители участвуют в организации мероприятий, выполняют порученную работу (изготовление вместе с детьми рисунков, поделок на выставки и конкурсы и т.д.). Проявляют инициативу и сами организовывают развлекательные мероприятия, принимают участие в спектаклях, помогают в ремонте, уборке, обустройстве кабинета и игровой и т.д.
    • Родители могут положительно повлиять на успех детей в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.
    • У родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам.
    • Привлечение отцов, братьев, сестер и других членов семьи к воспитательной работе.
    • Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, которые вручают родителям в конце учебного года. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.
    • Важная роль в сотрудничестве родителей и школы принадлежит родительскому комитету. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависят взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей, атмосфера в детском коллективе. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно.
    • Отдых детей тоже можно организовывать вместе с родителями.

    Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе.

    Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

    Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

    • в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании
    • в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формирование педагогической рефлексии родителей
    • в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

    10.03.2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

    Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

    В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

    Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)

    познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...

    «От того, как прошло детство, кто вёл
    ребенка за руку в детские годы, что вошло
    в его разум и сердце из окружающего мира -
    от этого в решающей степени зависит, каким
    человеком станет сегодняшний малыш».
    В.А.Сухомлинский

    В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

    В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

    Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

    Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

    Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?
    Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

    Поэтому, в 2004 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ». Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

    Информационно-аналитическое направление

    С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

    Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

    Позднее я выделила для себя качественные показатели : инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

    • Родители - лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
    • Родители - исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.
    • Родители - критические наблюдатели .

    Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:

    • активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
    • заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
    • равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

    У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

    Познавательное направление

    Познавательное направление - это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
    Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои цели так:

    1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
    2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
    3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

    Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи :

    1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
    2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

    С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:

    • посещение семей воспитанников на дому
    • общие и групповые родительские собрания
    • консультации
    • занятия с участием родителей
    • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
    • совместные экскурсии
    • Дни общения
    • Дни добрых дел
    • Дни открытых дверей
    • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
    • оформление фотомонтажей
    • совместное создание предметно-развивающей среды
    • утренние приветствия
    • работа с родительским комитетом группы
    • беседы с детьми и родителями
    • тренинги
    • семинар-практикум
    • родительские гостиные
    • телефон Доверия
    • почта Доверия
    • семейный вернисаж.

    В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

    Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

    Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить» объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

    Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

    К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения:

    Родители у нас - народ прекрасный,
    Смысл воспитания для них, предельно ясен.
    Ведь только творчество и труд,
    Нам личность в будущем дадут.

    Спасибо вам за труд большой,
    За все, что сделано с душой!

    В группе папа есть у нас,
    Он помощник просто класс.
    Пилит, чинит и строгает,
    Во всем нам очень помогает.

    Папы, мамы - молодцы!
    Во всем нам помогают.
    Белят, красят и поют,
    И в игры играют.

    Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

    Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе .

    Были разработаны конспекты совместных занятий «Страна Знаний», «В гости к Винни-Пуху», «Мы - дети планеты Земля», проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка». В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

    Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе», родителей «Каким я представляю своего ребенка в школе».

    Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.

    На собрание были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

    Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

    Наглядно-информационное направление

    Наглядно-информационное направление включает в себя:

    • родительские уголки
    • папки-передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»
    • семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»
    • библиотека - передвижка
    • фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы - друзья природы», «В кругу семьи»
    • фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»
    • семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья - здоровый образ жизни»,
      «Учись быть папой»
    • эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»
    • копилка Добрых дел.

    Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали - отвечаем», «Говорят дети», «Носики - курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

    Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

    Досуговое направление

    Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проведены:

    • праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День рождения», «Лучшая семья моя»
    • развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»
    • «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком)
    • спортивные досуги «Семья - здоровый образ жизни», «День Взросления»
    • вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»
    • совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»
    • выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо - чадо»
    • выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»
    • спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»
    • совместные походы «В мир прекрасного
    • экскурсии «Мы - друзья природы», «Защитим свою природу»

    Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

    1. Выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов.
    2. Консультации для родителей
    3. Составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей
    4. Распределение ролей взрослых
    5. Изготовление пригласительных билетов.
    6. Подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен)
    7. Составление памятки-помощницы для родителей и для детей
    8. Индивидуальные встречи и консультации
    9. Изготовление атрибутов, пособий.

    Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

    Было немного страшно проводить первый семейный праздник : дети маленькие, родители малознакомы. Мы назвали его «Семейные посиделки». Но, все оказалось довольно просто, хотя некоторые родители сначала отнеслись настороженно.

    Весь праздник был построен на играх «родители-дети», потому что целью встречи было: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

    Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители - самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Праздник закончился словами:

    Берегите друг друга!
    Добротой согревайте!
    Берегите друг друга,
    Обижать не давайте.
    Берегите друг друга,
    Суету позабудьте
    И в минуту досуга,
    Рядом вместе побудьте!
    (0. Высоцкая)

    При подготовке к празднику оформила плакаты: «Бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останутся в памяти ребенка на всю жизнь», «Быть другом своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть их», приглашения в форме сердечка, подобрала совместно с музыкальным руководителем музыку, приготовила призы и медальки родителям за участие. Родители и дети очень радовались, были счастливы.

    В.А.Сухомлинский сказал: «Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Поэтому я решила - пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

    Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями . Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

    В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить магнитную доску, пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины в спальню, связали красивые скатерти, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, эмоциональный уголок.

    С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки «тихий» и «дружбы», где дети могут посидеть в уютных креслах, сделанных руками пап и посмотреть групповой или семейный альбомы. Благодаря мягкой мебели, дети сидят на угловом диванчике и рассказывают интересные истории, играют.

    Есть у нас и кафе «Сказка», где дети любят приглашать гостей, угощая их мороженым, и чаем с конфетами. В уютной кухоньке с мойкой и газплитой, красивой посудой девочки просто обожают готовить.

    Очень необычно у нас оформлен «Уголок именинника». Портреты детей в виде парашютов с «мордашками» каждого ребенка изготовлены из бросового материала: глины, теста, ниток, плитки, бумаги, пуговиц, фольги. Прежде чем начать работу, с каждым из родителей провела индивидуальную беседу, показ. Родители говорили, что не смогут, очень сложно. Но стоило появиться первым портретам, как за ними появились все остальные. Дети очень радовались, ведь они тоже принимали участие в поделке своего портрета. Сейчас этот уголок - украшение нашей приемной.

    Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы. Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.

    Итог - уютная отремонтированная группа и спальня с красивыми шторами и красочными стенами, потому что любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована.
    Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

    На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

    Опыт работы показал : позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.

    Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам повторной диагностики в группе нет родителей-наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей-лидеров; до 67% выросло количество родителей-исполнителей.

    Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

    Светлана Федосеева
    Статья «Как организовать работу с родителями»

    Статья «Как » .

    Светлана Федосеева.

    Статья «Как организовать работу с родителями » .

    ГБДОУ № 64 г. Санкт-Петербурга

    Воспитатель : Федосеева Светлана Евгеньевна.

    Известно : для того чтобы воспитательная работа была результативной , необходимо объединение усилий педагога и родителей , создание особой формы общения между ними.

    Прежде всего нужен тщательный анализ собственной педагогической деятельности, без чего трудно выбрать подходящие методы взаимодействия с детьми – «свою педагогику» . Любая авторская методика – это «пиджак с чужого плеча» , который не может «прийтись по фигуре никому другому, кроме его автора, если не сделать соответствующую «подгонку» .

    В ходе анализа деятельности у воспитателя возникают вопросы, на которые нужно найти ответы : какие задачи я ставлю перед собой? Какие методы считаю наиболее плодотворными? Что приемлемо для моих детей? Как я могу осуществить намеченные планы вместе с детьми и их родителями в конкретных условиях?

    В начале работы была поставлена задача – установить доверительные отношения с родителями на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество. Было решено, что на первом этапе при общении с родителями необходимо отмечать положительные стороны личности ребёнка, т. е. не сосредотачиваться на негативных сторонах и проявлениях его характера – «переставить акценты» . Для этого следует внимательно наблюдать за поведением детей в игровой и учебной деятельности, работать индивидуально с каждым ребенком.

    Сформируем цели первого этапа работы :

    Установить контакт с каждым ребенком и его родителями ;

    Сделать более разнообразными совместную деятельность и общение;

    Стремиться жить жизнью ребенка.

    Следующий этап – знакомство с условиями жизни и воспитания ребенка в семье, закрепление установки на сотрудничество. На этом этапе большое значение имеет профессионализм воспитателя : его умение убеждать родителей , вызывать у них доверие, проявлять тактичность, касаясь сложных семейных отношений. Воспитатель заинтересован в гармоничных отношениях между родителями и детьми , поэтому должен прилагать максимум усилий для того, чтобы родители освоили педагогические знания, навыки и умения, понимали возрастные особенности и возможности ребенка. Только так воспитатель получает возможность косвенно влиять на формирование благополучных условий жизни и воспитания детей в семье, что в дальнейшем непременно отразиться на установлении доверительных отношений между педагогом и родителем . Сообщая родителям об особенностях поведения ребенка на занятиях и в игре, о его коммуникативных навыках и т. п., важно не занимать «судейскую» позицию, а помнить : воспитатель – партнер в воспитании и становлении личности. Поэтому так важно добиться активной воспитательной позиции родителей , вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним, способствовать его интеллектуальному и эмоциональному развитию.

    Повторю : положительные результаты в воспитательной работе возможны лишь при условии доверительного общения педагога и с детьми, и с родителями , а для полноценного диалога необходимо определить запросы родителей , согласовать с ними режим работы , выработать общие требования к поведению ребенка в семье и дошкольном учреждении. В этом мне помогло анкетирование, которое позволило в короткий срок собрать обширный и разнообразный материал по темам : «Особенности воспитания ребенка в семье» , «Оценка детей родителями » , «Что Вам мешает в общении с ребенком?» , «Каким Вы видите своего ребенка?» , «Как Ваш ребенок общается со сверстниками?» .

    Для пополнения педагогических знаний родителей были проведены консультации : «Азбука настроений» , «Азбука общения» , «Особенности общения ребенка первых семи лет жизни с взрослыми и сверстниками».

    Родительские собрания у нас , как правило, проходят нетрадиционно. Одно из них было организовано в форме КВН . Его сценарий разрабатывался с учетом особенностей детей и запросов родителей , а проведению предшествовала большая совместная работа с привлечением педагогического коллектива, детей и родителей .

    Еще одна нетрадиционная форма работы – ведение «летописей»

    В течение года на страницах альбомов описываются события из жизни детей, участниками которых могут быть и родители . Одна из таких летописей называется «День за днем» , в ней слова благодарности родителям за помощь в изготовлении пособий, за отремонтированную мебель и т. п. – за все, что они делают для того, чтобы помочь воспитателю в его нелегком труде. Страницы этой летописи с благодарностью читают те, кто неравнодушен к тому, как живется ребенку в детском саду. Остальных же они заставляют задуматься : чем я могу помочь дошкольному учреждению?

    В летописи «Про нас для всех» собраны высказывания людей, которые помогают взрослым правильно оценить их поведение, лучше понять их и себя.

    Летопись «Приглашаем в гости» начинается так : «Вы хотите знать все о сверстниках ребенка? Что они делают дома? В каие игры играют? Какие песни поют? Какие стихи читают? Какие телепередачи любят смотреть? Об этом Вы можете узнать не только на страницах нашей книги, но и побывав в гостях друг друга…»

    Читая эту «летопись» , можно узнать о «секретах» воспитания в каждой семье, найти что-то интересное, присущее только этому дому, и даже получить рецепт семейного блюда.

    Важное условие моей работы – быть внимательным и к родителям , и к детям. Руководствуясь известными изречениями Дейла Карнеги «Наша жизнь такова, какой её делают наши мысли» и «Счастье в том, чтобы отдавать, делать добро» , главные ценности мы находим в тесном общении с детьми и родителями .

    Публикации по теме:

    Как организовать посещение музея? «Как организовать посещение музея?» Известно, что Санкт-Петербург-город музеев, их более трёхсот - больших и маленьких, известных и не.

    Консультация для родителей «Как правильно организовать сон ребёнка» «Как правильно организовать сон ребёнка» Правильная организация сна - одна из важнейших задач физического воспитания маленьких детей. Ложиться.

    Как организовать детские зимние игры и забавы Известно, что для физического развития и укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе, и зима.

    «Как организовать двигательную деятельность детей зимой на прогулке» Консультация для педагогов воспитателя Ефимовой Натальи Николаевны.

    Цели:

    1. Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями.
    2. Объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности.

    Задачи:

    1. Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями.
    2. Организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей в воспитании детей.
    3. Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе школы.

    Форма проведения педсовета: “Устный журнал”.

    1. Страница первая: “Теоретическая”

    • Организация работы с родителями. Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей.
    • Основные направления в работе.
    • Функционирование деятельности и основные этапы в работе.

    2. Страница вторая: “Диагностическая”

    • Методы изучения семьи.
    • Осуществление психологической поддержки и коррекции детско-родительских отношений.

    3. Страница третья: “Экскурсионная”

    • Содержание и формы работы с родителями.
    • Семейный калейдоскоп Творчества.

    4. Страница четвертая: “Прикладная”.

    • Интерактивные формы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьей. Опыт работы.

    5. Страница пятая: “ Благодарственная”. “Гамма чувств”.

    6.Страница шестая: “Результативная”. Итоги педсовета.

    7. Страница седьмая: “Приятная”.

    Организация работы с родителями. Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей.

    Основные направления в работе.

    С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.

    В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.

    Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.

    Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

    И если школа не будет уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

    Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

    К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:

    Познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками),

    Поддержка физического здоровья учащихся,

    Дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей,

    Поддержка одаренных детей,

    Социальная поддержка и профилактика безнадзорности.

    Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.

    Важными условиями успеха сотрудничества семьи и школы является “воспитание всем миром”, поддержка данного направления на городском уровне, т. е. создания единого образовательного пространства города.

    Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

    Но практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.

    Функционирование деятельности и основные этапы в работе.

    Работа школы и семьи включает разделы:

    1. Работа с родителями учащихся начальной школы.
    2. Работа с родителями учащихся 5 классов (адаптация перехода в основную школу).
    3. Работа с родителями учащихся основной школы (6 – 8 классы).
    4. Работа с родителями учащихся старших и выпускных классов.

    К основным функциям взаимодействия школы и родителей относятся:

    • Воспитательно-развивающая.
    • Формирующая.
    • Охранно-оздоровительная.
    • Контролирующая.
    • Бытовая.

    Этапы работы с родителями.

    Вся работа с родителями осуществляется в 4 этапа:

    1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.

    2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:

    • трудности в адаптации,
    • агрессивность,
    • страхи,
    • проблемы общения со сверстниками,
    • не усвоение программы и другие.

    3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.

    Вся работа с семьёй подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.

    Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями.

    Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в школе и поддержания контакта в семье.

    Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.

    Ежемесячные формы общения с родителями – это:

    • праздники,
    • родительские собрания,
    • спортивные мероприятия,
    • походы.

    Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Используют педагоги и такую традиционную форму работы как консультации, они востребованы родителями, вопрос состоит только в определении наиболее актуальных тем для консультаций и приглашении специалистов из консультационных центров, врачей, работников социальных служб.

    Осуществление психологической поддержки и коррекции детско-родительских отношений.

    Родителям стали жизненно необходимы психолого-педагогические знания; педагогам – знания по организации более эффективных форм работы с родителями по вовлечению их в образовательный процесс, то есть мотивирование на получение этих знаний.

    Проблема заключается в том, чтобы каждый из педагогов определил для себя:

    Работа с родителями – это одна из граней педагогического мастерства или тяжкая должностная обязанность?

    Педагоги и классные руководители с полной ответственностью подходят к этому вопросу, так как работают со школьниками и их родителями. Спросите любого ученика: “Зачем он пришел в школу?”, он ответит, что пришел в школу учиться, и учиться “хорошо”! Он любознателен, пытлив, но непоседлив! Усилия же взрослых, педагогов и родителей, направлены на “формирование” ребенка “удобного” и послушного. Однако это противоречит детской природе и, в результате такого “сотрудничества” взрослых, ребенок оказывается между двух огней, с одной стороны семья, с другой – школа. В этом тандеме очень легко можно уничтожить индивидуальность, личность ребенка. Отсюда у него возникают непонимание, неуверенность в себе и собственных силах, неприятие окружающего мира, происходит отрыв от семьи и, в конечном итоге, как бы печально это не звучало, “уход” из неё. Ничего нет страшнее для человека в любом возрасте, чем лишиться поддержки близких людей, ведь наступает разочарование в себе, школе, появляется низкая самооценка, не реализуются возможности, а порой не складывается судьба.…

    Прежде чем решить проблему ребенка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители, порой, не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей детей и подростков, или не серьезно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения.

    Сегодня выделяют примерно три группы родителей:

    Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми.

    Они добросовестны, активны, заинтересованны и готовы в любую минуту прийти на помощь.

    Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.

    Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто.

    Достичь успеха в работе с родителями нелегко, особенно с родителями третьей группы. Попытки приобщить родителей к коллективным делам не сразу дают положительные результаты. В практике школы используются и такие формы как

    1. Профилактическая, разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей, формирования личности и индивидуальная воспитательная работа.

    2. Выявление проблемных семей детей, имеющих различные проблемы. Коррекционная работа с ними.

    Защита прав ребёнка.

    3. Приглашение на заседания родительского комитета, административного совета и уже нередки случаи обращения в общественные организации города – в комиссию по делам несовершеннолетних, в суд (вплоть до лишения родительских прав).

    Необходимо создать интегрированное поле деятельности для всех ответственных за будущее поколение, где будут рассматриваться, и решаться вопросы эффективности работы на самых высоких уровнях. Разрыв поколений потому и происходит, что взрослые не хотят всерьёз воспринимать проблемы детей, подрастая, дети, платят им тем же.

    Каждое человеческое существо - прирожденный творец! Родитель не исключение. Его творчество заключается в том, чтобы быть хорошим родителем, быть примером для собственного ребенка во всем, а это значит – ответственно относиться к своим обязанностям, заниматься самообразованием, продвигаться вместе с ребенком по пути знаний, не гасить творческие порывы ребенка, а творить вместе с ним и наслаждаться этим творчеством!

    Решающее значение при этом приобретает качество взаимодействия, которое строится на: уважении в ребёнке Человека; убежденности в том, что все дети талантливы; создании ситуации успеха на каждом занятии; вере в силы ребёнка и собственные тоже.

    Методы изучения семьи.

    Каждый педагог, классный руководитель мечтает видеть в родителе ребенка своего единомышленника. Только компетентный, чуткий, образованный родитель сможет вовремя отреагировать на изменения, происходящие с ребенком.

    Компетентный родитель – это меняющийся родитель, а значит меняющаяся жизнь ребенка и общества в целом и в лучшую сторону.

    Наиболее распространенными методами работы с родителями являются:

    • диагностика,
    • консультация, тренинг,
    • наблюдения,
    • беседа,
    • тестирование и анкетирование,
    • сочинение как метод изучения семьи,
    • метод обобщения независимых характеристик,
    • педагогическая гостиная.

    Эта работа включает использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей:

    • Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).
    • Организация диагностической работы по изучению семей.
    • Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
    • Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.
    • Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
    • Внедрение в семейное воспитание традиций педагогики.
    • Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
    • Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
    • Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет школы, родительский комитет, Совет отцов и др.);
    • Объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клубы молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).
    • Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам “Этика и психология семейной жизни”, “Основы семейного воспитания”).
    • Разработка тематического оформления по работе с семьей (уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).
    • Иинформационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;
    • Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка; эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
    • Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
    • Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

    Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.

    Необходимо значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

    В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями.

    Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается настоящее воспитание родителей.

    “Воспитание родителей “ - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.

    1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
    2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
    3. Участие родителей в управлении школой.

    Формы взаимодействия педагогов и родителей.

    Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.

    Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

    Традиционные формы Нетрадиционные формы
    Коллективные: Индивидуальные:

    Творческие дела.

    Родительское собрание Семейные традиции.
    Общешкольная конференция История моей семьи.
    Родительский лекторий Талисман семьи. Гороскоп семьи.
    Вечер для родителей Семейная книга рекордов.
    Родительские чтения Географическая карта моей родословной.
    Семинар Долгожитель” семьи (книга, игрушка, другое).
    Практикум День рождения в семье.
    Заседание Праздники семьи.
    “Круглый стол” Семейные увлечения.
    “Педагогическая гостиная” “Четыре способа обрадовать маму”.
    “Устный журнал” Бабушкины пироги (выражения, страшилки, игры).
    Тренинг Мой семейный альбом.
    Спортивные соревнования Известные люди семьи.
    Акция “Милосердие” Папа может все, что угодно.
    Акция “Книжка”, “Игрушка” Наш дом театр, музей, оранжерея….
    Трудовой десант Песни (сказки) моей бабушки.
    Субботник Самое ласковое мамино слово.
    Творческий концерт Мое любимое блюдо.
    Выставка Я горжусь своим дедом!
    Вернисаж Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения.

    Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями.

    На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы - одна семья”; “О доброте и милосердии”; “Учимся общению”, “Психологический климат в коллективе” и др.

    Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции-размышления, собрание “Роль отца в воспитании детей” и др.

    Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме “круглого стола”, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

    Родительский лекторий, “Университет педагогических знаний” и др. способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

    Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

    Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

    Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8-9 классов).

    Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

    Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

    Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета . Родительский актив - это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

    Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.

    Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: “Семья-эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции “Круг семейного чтения” и др.

    Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки “Мир наших увлечений” и др.

    Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс “Мужчины на поверке” (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.

    Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.

    Результаты диагностики эффективности деятельности классного руководителя в работе с родителями.

    Класс Классный руководитель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 А Дробышевская АИ 5 2 5 3 2 3 4 4 3 3
    1 Б Подгорная ОН 4 2 4 3 1 2 4 5 3 4
    1 В Лапкевич НА 4 3 5 3 3 4 4 5 4 4
    2 А Волкова НП 5 3 5 5 3 4 5 5 5 3
    2 Б Уварова ЕИ 4 4 5 5 3 5 5 5 4 4
    3 А Бондарь ЕИ 5 5 4 4 1 3 4 5 4 4
    3 Б Покарева ТИ
    4 А Фесько СВ 4 - 4 5 4 5 5 5 3 3
    5 А Жесткова ГН
    5 Б Писаренко ВВ
    6 А Доронина ГН 3 1 3 - - - - - 4 -
    6 Б Чигрина НН 2 2 - - - - - - 1 3
    6 В Гюнтер ТИ 3 3 3 1 1 1 2 3 4 3
    7 А Гокова ГА 4 3 2 4 1 3 4 5 4 4
    7 Б Грязнова ЛБ 3 2 3 1 2 5 2 3 2 3
    8 А Прищепа ОМ
    8 Б Кибирева СВ 3 4 5 4 3 4 5 5 3 5
    9 А Греховодова НН 2 2 3 1 1 1 3 3 3 3
    9 Б Кузьмина ИГ
    9 В Набокова ЕН
    10 А Смирнова ОИ 5 1 - - - - 4 - 4 4
    10 Б Потапнева ТА 3 1 5 1 1 1 1 2 4 3
    10 В Старовойтова ЕП 4 3 4 4 4 3 4 4 4 4
    10 Г Лепина ВВ 2 1 3 - - - - - 3 4
    11 А Долотова НН 3 2 3 4 1 1 2 3 4 4
    11 Б Короткова ЛС 4 4 4 4 3 5 5 5 4 4
    11 В Хоменко ОМ 3 2 4 3 3 1 4 5 4 4

    Приняли участие в диагностике из 27 классных руководителя - 21,

    6 классных руководителей (новые классы) – не приняли участие.

    Диагностика эффективности деятельности классного руководителя в работе с родителями.

    1 2 3 4 5
    1 2 3 4 5

    Учебно-познавательное

    Спортивно-оздоровительное

    Военно-патриотическое

    Природоохранное

    Трудовое

    Досуговое

    1 2 3 4 5
    1 2 3 4 5
    Ваши предложения:
    • Высокий уровень – 5 баллов
    • Выше среднего – 4 балла
    • Средний уровень – 3 балла
    • Ниже среднего – 2 балла
    • Низкий уровень - 1 балл

    Результаты диагностики эффективности деятельности классного руководителя в работе с родителями.

    1. Удовлетворены ли вы работой сотрудничества с родителями? 71 %
    2. Применяете ли вы новые, нетрадиционные формы работы с родителями? (укажите какие) 47%
    3. Какое направление в сотрудничестве с родителями наиболее эффективно?

    Учебно-познавательное

    Спортивно-оздоровительное

    Военно-патриотическое

    Природоохранное

    Трудовое

    Досуговое

    4. Каков образовательный потенциал родителей в классе? 68 %
    5. Какова атмосфера микроклимата, взаимоотношений в семьях учащихся? 69 %
    Ваши предложения:

    Диаграмма:
    “ Результаты диагностики эффективности деятельности классного руководителя в работе с родителями”.

    Вывод:

    По данным диаграммы видно, что наиболее эффективной деятельностью классных руководителей является:

    • Учебно-познавательная
    • досуговая
    • трудовая

    менее эффективна работа с родителями и детьми в направлениях:

    • спортивно-оздоровительном
    • военно-патриотическом
    • природоохранном

    1. Осуществлять повышение психолого-педагогических знаний родителей, через использование различных форм сотрудничества с родителями. (Отв. Зам. директора по ВР, психолог, Кл. руководители.)

    2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей. (Отв. администрация, Кл. руководители.)

    3. Классным руководителям активизировать работу с родителями, используя новые пути привлечения родителей к сотрудничеству. (Отв. кл. руководители.)

    4. Запланировать и провести заседания МО классных руководителей, мероприятия, классные часы по темам:

    “Военно-патриотическое воспитание учащихся в школе. Формы и методы работы с детьми и родителями. (Отв. Пичугина ВА, Хоменко ОМ, Спинко ВС, кл. рук.)

    Спортивно-оздоровительное направление в работе школы. (Отв. Зайцева МВ – валеолог, учителя физкул., кл. рук.)

    Природоохранное направление в работе школы. (Пичугина ВА, учителя биологии, географии, кл. рук.)

    Литература:

    1. Лизинский В.М. “Практическое воспитание в школе”, М, Центр “Педагогический поиск”, 2002.
    2. Фролов П.Т. “Школа молодого директора”, М, “Просвещение”, 1988.
    3. Ерофеева НЮ. “Методика подготовки и проведения педагогических советов”, Ижевск, 1995.
    4. Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр “Педагогический поиск”, 2002.
    5. Журнал “Классный руководитель” (1997–2003 гг.)
    6. Кузнецова ЛВ. Воспитательная работа в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.
    7. Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.
    8. Кульневич СВ. Воспитательная работа в школе. Ростов-на-Дону: ТЦ “Учитель”, 2001.
    9. Шилина ЗМ. Классный руководитель: искусство воспитания. М. 1997.
    10. Созонов ВП. Организация воспитательной работы в классе. М. “Педагогический поиск”, 2000.
    11. Сергеева ВП. Классный руководитель в современной школе. М 2001.
    12. Дружинин ИА. Заботы и радости классного руководителя. М. “Просвещение”,1982.
    13. Щуркова НЕ. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2001.
    14. Болдырев НИ. Классный руководитель. М. “Просвещение”, 1978.
    15. Макаренко АС. О воспитании. М. 1988.
    16. Питюков ВЮ. Основы педагогической технологии. М. 1997.