• Деловая игра для воспитателей «Экология рядом с нами. Педсовет — деловая игра на тему: «Знатоки экологии Деловая игра для студентов по экологии

    Елена Владимировна Бахарева

    Вед : Ты вспоминаешь не страну большую,

    Какую ты изъездил и узнал.

    Ты вспоминаешь Родину – такую,

    Какой её ты в детстве увидал!

    Наших детей надо учить любить природу. Наша природа – таинственная книга

    1 конкурс. Всё о животных.

    1. Назовите животных, которые так или иначе связаны с производством лекарства. (барсук – жир; медведь – желчь; пчёлы – мёд, прополис; змея – яд; коза – молоко и т. д.)

    2. Назовите всех домашних животных и объясните, почему их одомашнили.

    (Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, кролик, буйвол, як, овца, верблюд и т. д. Дают шерсть, мясо, молоко; используют для охраны; как транспортное средство)

    2 конкурс. Педагогические задачи.

    Задачи для каждого участника, например :

    1) Все мы знаем, что дети любят ловить майских жуков : сажают их в коробку,

    привязывают к ногам нитки, отрывают крылья.

    О чём нужно говорить с детьми?

    2) Девочка принесла в д\с котёнка. Воспитатель в ответ : «Зачем принесла такого доходягу? Выбрось его сейчас же!» Девочка плачет, умоляет оставить котёнка.

    Ваши действия?

    3) В детском саду произошёл случай : группа детей увидели кузнечика, кричали

    «саранча» , прыгали, играли с ним . Один ребёнок раздавил ногой кузнечика

    на глазах у остальных. Дети в недоумении.

    Ваша реакция на действия детей?

    4) Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустарниками смородины и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

    Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

    Это еще что за капризы! –вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила :

    Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра ! Без тебя хватит охранников природы.

    Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

    5) Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

    Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей, или остановитесь и поговорите с матерями (детьми?

    6) Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику наблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появились завязи, как они стали расти, меняться по форме и окраске. Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, плодов огурцов.

    Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода?. Что это дает?. Как вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

    Вед : Почему капель звенит,

    Или в небе гром гремит?

    Сколько ног у паука,

    Домик, где у червяка?

    Ведь на все вопросы эти

    Ждут ответа наши дети.

    3 конкурс. Викторина «Мы любим природу» .

    Набор вопросов для каждого участника, за 3 минуты ответить на большее количество вопросов :

    1. Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропинке? (по запаху)

    2. Какие насекомые муравьи? (хищные)

    3. Чем питаются муравьи? Как их за это называют? (насекомыми; санитарами)

    = 4. Кто пьёт кровь : комары - самки или комары – самцы? (самки)

    5. Чем питаются комары – самцы? (нектаром)

    6. Кого вы знаете из пресмыкающихся? (ящерицы, змеи)

    7. Кто из змей безопасен для человека? (уж)

    8. Вскармливают ли родители-ужи своих детёнышей-ужат? (нет)

    9. Какая самая ядовитая змея в мире? (кобра)

    10. Какая ядовитая змея живёт в наших лесах? (гадюка)

    11. У кого из зверей самый длинный прыжок? (кенгуру, олень, заяц, лошадь)

    12. Как называется заповедник, где выращивают и разводят

    зубров? (Беловежская пуща, Кавказский заповедник)

    13. Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (в дупле)

    14. Каких животных защищает цвет? (белка, заяц)

    15. Кто видит ушами? (полевая мышь)

    16. Где у кузнечика уши? (на ногах)

    17. Есть ли у змеи уши? (нет)

    18. Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет – сигнал опасности.)

    Вед : Хоть хвалиться не привычно,

    Но, должны мы вам сказать

    Что умеем на отлично

    Мы трудиться и играть .

    4 конкурс. «Найди и покажи»

    Одной команде предлагается конверт с «портретами» 20 птиц, среди которых надо найти соловья.

    Другой команде предлагается конверт с «портретами» 20 животных, среди которых надо найти горностая.

    Вед : Занимался Петя в пятом,

    Он считал себя юннатом.

    Он читал друзьям доклады

    О значении рассады.

    Но ошибся он всерьёз

    На экскурсии в колхоз :

    На потеху всем ребятам

    Он лопух назвал салатом.

    5 конкурс. «Найди и назови» .

    По предложенным листьям определить названия лекарственных растений, рассказать о их применении; перечислить ядовитые растения.

    Малина – потогонное, вит. С;

    Шиповник – желчегонное, печень;

    Подорожник – раны, кишечник;

    Одуванчик – печень, ожоги, пищеварение;

    Смородина – ревматизм, потогонное, вит. С;

    Белена, Дурман, Волчьи ягоды.

    Вед : Жить без пищи можно сутки,

    Можно больше, но порой

    Не прожить без прибаутки,

    Шутки самой немудрой.

    Не прожить как без махорки,

    Без хорошей поговорки

    Или присказки какой!

    6 конкурс. «Сделай сам»

    За 10 минут сделать поделку из природного материала.



    7 конкурс. «Домашнее задание»

    Выставка дидактических игр по экологическому воспитанию в ДОУ .

    Считаю, что педагогический коллектив ДОУ должен вести углублённую разнообразную по содержанию работу по воспитанию нравственности у дошкольников и понимания основ экологического сознания . Для решения задач экологического воспитания необходимо интегрировать различные виды деятельности в режимных моментах пребывания детей в детском саду.

    Римма Бирюкова
    Деловая игра «Экологическая гостиная»

    Деловая игра «Экологическая гостиная »

    Цель : дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей;

    совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры .

    Материалы : репродукции картин русских художников И. Левитана : «Март. Большая вода» , «Золотая осень» ; И. Шишкина : «Корабельная роща» ; И. Грабаря : «Февральская лазурь» ; аудиозаписи классической музыки для музыкального фона; магнитофон; лукошко; билетики с заданиями; познавательный материал на группы; папка с методическими указаниями и наблюдениями; выставка книг – новинок по теме.

    1. Организационный момент.

    Психологический настрой на предстоящую работу.

    а) Выполнение релаксационного упражнения «Объятие» .

    Нужно расслабиться, закрыть глаза, дышать ровно и спокойно, думать о том, что я читаю, и постараться это воспроизвести.

    «Остальные мысли спокойно покидают вас, вы забываете о напряжении, ваши мышцы расслабляются, вы высоко парите. А с вами парят другие люди. Вы дружески обнимаете их.

    Вы знаете о том, что объятие полезно для здоровья. Оно укрепляет иммунную систему, излечивает депрессию, снижает стресс и улучшает сон. Оно омолаживает, придает силы и не имеет никаких нежелательных побочных эффектов. Объятие – поистине чудодейственное средство от любых болезней.

    Объятие совершенно естественно для человека. Оно органично, обладает природной сладостью, не включает в себя искусственных компонентов, не загрязняет воздух, не портит окружающую среду и оказывает стопроцентное благотворное воздействие.

    Объятие – идеальный подарок. Великолепно подходит для любого случая, его приятно как давать, так и принимать. Оно показывает вашу заботу, не требует дополнительной обвертки и, разумеется, полностью себя окупает.

    Объятие – недостаточно использованный ресурс, обладающий волшебной силой. Когда мы раскрываем наши сердца и руки, мы поощряем других следовать их примеру.

    Разве у вас нет близких людей, которым вы бы хотели подарить свое объятие? Пожалуйста, не ждите! Лучше начните сами!

    На раз – приземляетесь на землю, на два – тихонько открываете глаза, на три – мысленно возвращаетесь в обычное окружение» (Джек Кэнфилд)

    б) Приветствие друг друга.

    Давайте поприветствуем друг друга. Обнимем дружески и передадим самую положительную энергию своему соседу и при этом, смотря ему в глаза, скажем ему ласковое, доброе слово, например : «Ты нежна» , «Солнышко» и т. д.

    2. Работа, направленная на достижение поставленной цели :

    а) Вводное слово.

    Как приятно, что нам дана возможность познать истинную сласть от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Как приятно осознавать, что ты не один в этом мире! Что вокруг тебя столько прекрасного : пение птиц, звон капели, шум ветра, шелестение листьев, голоса любимых…

    Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя.

    Но где бы ни находился детский сад - в шумном городе или тихом поселке - воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

    Мне не унять метели,

    Не растопить снега,

    Но чтобы птицы пели -

    Это в моих руках.

    В. Солоухин

    Сегодня мы говорим о природе как источнике познания и укрепления здоровья детей. Давайте поделимся опытом, как вы используете общение с природой.

    Природа - источник знаний о мире, окружающем ребенка. В природе все происходит ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что солнце является источником тепла, света на Земле, что растения дышат и растут, что холодная снежинка, коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многое-многое другое. Важно воспитать в детях познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к по-знанию мира.

    Приведите, пожалуйста, примеры из своей практики об ин-тересном опыте знакомства с явлениями природы.

    Воспитатели рассказывают об интересных случаях.

    Природа - источник красоты

    Она прекрасна во все времена. Давайте посмотрим на репродукции картин. Представьте себе, что за окном метель кружит, поет свою беско-нечную песню северный ветер, и вдруг окно распахнулось, и к вам на ладонь опустился зеленый березовый листок - нежный, маленький подарок грядущей весны.

    Вот один из приемов эмпатии, который вы можете использовать при воспитании у детей чувственного отношения к природе.

    Расскажите, какими еще приемами вы пользуетесь в своей деятельности в процессе воспитания у детей чувственного опыта?

    Воспитатели знакомятся с опытом друг друга.

    Природа - источник доброты

    В детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания доброты чувств.

    Мы можем использовать природу как средство развития чувств у детей. Приведите примеры из своей практики.

    Природа – источник здоровья

    Но не надо забывать, что природа является источником укрепления здоровья.

    Сочетание полноценного питания, солнца, воздуха, воды, труда и отдыха - прекрасное закаливание организма и предупреждение про-студных заболеваний. Все это - целебный источник здоровья. Какие природные средства вы используете и применяете в работе с детьми? Что используете для своего оздоровления? (воздушные ванны, аутогенные тренировки на природе, загар)

    Итак, мы рассмотрели природу, как целебный и благодатный источник развития и жизни человека на Земле. А теперь мы немного проверим ваши знания о природе, по методике экологического об-разования дошкольников.

    Игра «Экологическое лукошко »

    (Красная.)

    2. Из нее делают бумагу. (Древесина.)

    (Е. Чарушин.)

    (Клен.)

    «сказки-несказки» . (В. Бианки.)

    (Клюква.)

    (Наблюдение.)

    (Животное.)

    (Птицы.)

    (Занятие.)

    12. Модель водоема в группе. (Аквариум.)

    (Экспери-ментирование.)

    (Стихи.)

    15. Она же и туристская, и экологическая . (Тропа.)

    Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирование позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний , умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.

    Решение педагогических ситуаций

    (задание воспитателям по группам)

    1. На лесной поляне играют

    Самый маленький кричит

    останавливает мальчика и спрашивает : «Зачем же вам поджигать

    отвечает : «Просто так.»

    бросила игра

    Проверка домашних заданий

    1. Представление на суд коллег газет или папок для родителей.

    2. Озвучивание результатов анкетирования детей в группе по экологическому воспитанию .

    3. Познакомить с настольными играми , имеющимися в группе по экологическому воспитанию .

    Банк идей по развитию экологического воспитания в детском саду.

    Показ папки наблюдений за природой. Знакомство с литературой по теме (новинками) .

    3. Итоги по педсовету, обсуждение проекта решений.

    Вручение познавательного материала воспитателям, вручение дискеты с наблюдениями.

    1. Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. (Красная.)

    2. Из нее делают бумагу. (Древесина.)

    3. Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

    4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)

    5. Этот писатель природовед называл свои произведения «сказки-несказки» . (В. Бианки.)

    6. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

    7. Один из главных методов при ознакомлении с природой. (Наблюдение.)

    8. Объект ухода в природном уголке. (Животное.)

    10. И зимующие, и перелетные. (Птицы.)

    11. Ведущая форма организации обучения детей при ознакомлении с природой. (Занятие.)

    12. Модель водоема в группе. (Аквариум.)

    13. Относительно новое название опытов в природе. (Экспери-ментирование.)

    14. Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой. (Стихи.)

    15. Она же и туристская, и экологическая . (Тропа.)

    1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет.

    Самый маленький кричит : «Давайте поймаем бабочку и подожжем

    ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв,

    останавливает мальчика и спрашивает : «Зачем же вам поджигать

    бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает : «Просто так.»

    Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

    2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой

    поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

    Почему ты меня не слушаешь? - спросила Ира и вырвала руку.

    Это еще что за капризы! - вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила : - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра ! Без тебя хватит охранников природы.

    Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

    3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

    Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей, или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми?

    1. Пересмотреть планирование ознакомления дошкольников с природой в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание экологическому воспитанию .

    2. Подготовить тематическую выставку для родителей о природе, о правилах поведения в лесу, парке, на лугу, на реке.

    3. Создать методическую копилку по экологическому воспитанию .

    Человек начал испытывать экологические трудности еще в прошлые эпохи развития человеческого общества, особенно недостаток такого уникального природного объекта, как вода. Особенности расселения и формирования городов имеют четкую географическую привязку - наличие пресноводных объектов. Это в свою очередь сыграло с человечеством весьма злую шутку. Так, рост крупных поселений, привел к тому, что уже в средние века вода во многих районах Европы стала непригодной для питья (опустошительные средневековые эпидемии чумы во многом были связаны с загрязнением водных источников), причем человечество не могло уже воспользоваться новыми ресурсами. Рост промышленности в эпоху индустриального общества с капиталистическим способом производства привел к введению такого термина в экологическую научную терминологию, как «антропогенный фактор», который отражает нарушение экологического равновесия, сложившегося в процессе эволюции, под действием человеческой деятельности. С этого периода времени отходы промышленности начинают угрожать не только существованию флоры и фауны, по и человека как биологического вида. Экологическую ситуацию в различных районах Земли многие ученые характеризуют как кризисную. В.И. Вернадский отмечал в своем учении, что биосфера обладает мощными экологическими резервами и высокой адаптационной способностью, например самоочищение воды при прекращении антропогенного воздействия на водный объект. Но человечество, зная это, не только не сокращает прессинг на природу, по и увеличивает его, что приводит к тому, что экологические системы уже не могут справиться с этим воздействием. К такого рода воздействиям следует отнести загрязнение природной среды химическими соединениями, не свойственными природе (их называют ксенобиотиками); нарушение геохимических циклов; нерациональную, экстенсивную эксплуатацию природных ресурсов, подрывающую способность природы к воспроизводству возобновимых ресурсов и приводящую к быстрому истощению невозобновимых ресурсов.

    Вред, наносимый природе, не является неизбежным следствием развития человечества. Весьма часто ухудшение состояния окружающей среды происходит в результате ошибок в технической и экологической политике и связано с «недостаточным уровнем технического развития, слабой изученностью возможных эффектов антропогенного воздействия, широким использованием природной среды в качестве средства снижения интенсивности воздействия вредных отходов производств и других действующих факторов (например, использование природной среды в качестве рассеивателя вредных веществ)...» (1, с. 183].

    К сожалению, человек далеко не всегда понимает, какие изменения природной среды дадут полезные результаты, а какие - отрицательные (2]. Дело не только в неопределенности реакций биологических систем на воздействие. Одной группе людей некоторое воздействие па природу может казаться весьма желательным, а другой - наоборот. Яркими примерами являются многолетнее загрязнение Байкала, эпопея с поворотом северных рек. Как много имеется примеров нерационального, варварского отношения к природе со стороны государственных организаций, ставящих ведомственные интересы выше общегосударственных (рекорд в этой области принадлежит, вероятно, Минводхозу).

    В условиях сильного антропогенного воздействия на биосферу оптимальная техническая и экологическая политика должна основываться па совмещении интересов человечества и природы. По выражению академика С.С. Шварца, «человек не должен брать функции биосферы на себя, он должен облегчить ее работу. Объединение усилий человека и природы может способствовать формированию стабильных биогеоценозов в измененной человеком среде...... Значение химии в решении экологических проблем необычайно велико: совершенствование аппаратуры, препятствующей загрязнению воздуха и воды; разработка новых, малоотходных процессов и схем получения веществ; создание экологически менее опасных видов топлива, средств защиты растений; опреснение воды; решение проблем, связанных с радиоактивными отходами. Особая роль принадлежит аналитической химии. Определение загрязнителей, измерение концентраций загрязняющих веществ в сложных, многокомпонентных природных смесях - важная составная часть мониторинга антропогенных изменений окружающей природной среды.

    Успешное преодоление экологических затруднений возможно лишь в результате совместных усилий представителей различных отраслей знания - естественнонаучных, технических, социальных. Такой объединяющей формой различных отраслей знаний является исследовательская работа, в том числе и в природоохранной области.

    В настоящее время необходимо отметить, что в школах фактически не проводится исследовательская работа с учениками в данном направлении, хотя ее важность является очевидной. Данная форма организации деятельности учащихся с одной стороны способствует сближению обучения и жизни, а с другой - формирует экологическую культуру. В ходе исследовательской работы школьники получают возможность проводить эксперименты, в том числе и с использованием методик исследований компонентов природной среды с помощью аналитической химии, изучать данные литературных источников, проводить наблюдения за изменением состояния окружающей среды. Все это в итоге приводит к выработке активной жизненной позиции в области охраны окружающей среды, отказу от безразличного созерцания изменений природы под воздействием антропогенного фактора.

    Все это говорит о необходимости введения экологической исследовательской деятельности в учебный процесс только после того, как учащиеся смогут ориентироваться в определенной системе знаний, то есть после изучения основ физики, химии, биологии, что будет значительно повышать самостоятельность в проведении данного вида деятельности школьниками.

    При планировании исследовательской работы главный акцент необходимо делать на анализ учебного материала и материала, необходимого для проведения экологических исследований. При этом необходимо соблюдать следующие условия, обеспечивающие высокую эффективность работы учащихся:

    • а) вновь полученная информация должна дополнять базовые знания;
    • б) выбранная информация должна быль значимой для учащихся, так как только в этом случае они будут мотивированы к проведению исследований и в получении новых знаний;
    • в) выделенная информация должна обязательно содержать проблему, так как исследовательская работа должна быть ориентирована на ее решение.

    Другим важным моментом является выявление уровня знаний и умений учащихся, что необходимо для определения степени участия учителя в исследовательской работе школьников. Безусловно, роль учителя в данном виде работ является ведущей, так как именно он должен помогать ученикам определять объект исследования в свете рассматриваемой экологической проблемы, помогать с выбором методики исследования и проведения эксперимента, с оценкой результатов анализа и с помощью такого метода как синтез - давать заключение о качестве состояния природного объекта, выявлять уровень ошибки исследования, что делает полученные результаты наиболее значимыми.

    Таким образом, можно констатировать тот факт, что в курсе химии заложены большие возможности, связанные с формированием экологической культуры у школьников, экологического воспитания и познавательной деятельностью, основанной на проведении исследовательской работы, направленной на выявление уровня антропогенного воздействия на окружающую среду, на сохранение биоразно образия на нашей планете. Круг экологических проблем, решаемый с помощью курса химии, достаточно широк, начиная от определения качества воды, воздуха, почвы, уровня деградации почв в зависимости от вторичного засоления до определения качества продуктов питания и выявления уровня воздействия на человека электромагнитного излучения от ЛЭП, установления причин смертности.

    Литература

    • 1. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. - М.: Высшая школа, 2006. - 415 с.
    • 2. Нифантьев Э.Е. и др. Кружковая работа со школьниками на тему «Химия и охрана окружающей среды» // Химия в школе- 1980. -№ 5. - С. 64-66.

    Сценарий внеклассного мероприятия «Деловая игра «Фирма» для учащихся 7-8 класса

    Автор: Полякова Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Михайловская СОШ», с. Михайловка, Третьяковский район, Алтайский край.
    Описание материала : Данный сценарий будет полезен заместителям директора по воспитательной работе, старшим вожатым, классным руководителям. Материал предназначен для учащихся 7-8 классов. В учебно-воспитательном процессе мероприятие проводится в целях экологического воспитания учащихся.

    Внеклассное мероприятие «Деловая игра «Фирма»

    Цель: создание условий для экологического воспитания учащихся.
    Задачи:
    - развивать мышление, творческие способности, воображение;
    - формировать навыки работы в группе;
    - повысить экологическую грамотность учащихся.
    Предварительная работа:
    * приготовить карточки с надписями: рекламно-оформительский отдел, музыкальный отдел, сценарно-режиссёрский отдел, конкурсно-сюрпризный отдел.
    * приготовить бумагу, пишущие принадлежности, визитки.
    Оформление зала:
    1. Плакаты:
    - «У природы чистое сердце».
    - «Земля у нас одна - другой не будет никогда».
    Ход игры:
    Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья!
    Сегодня наша встреча посвящена очень важному событию – открытию фирмы с прекрасным названием «Радуга».
    Необходимость открытия нашей фирмы обусловлена тем, что только согласованными действиями мы можем привлечь внимание к проблемам экологической безопасности.
    Мы - земляне. Земля – всего лишь бесконечно малая частичка Вселенной, но только на ней одной из всех известных человеку планет есть жизнь.
    Природа Земли едина, и каждого человека касаются её беды: будь то гибель ярославских лосей от ядохимикатов, исчезновение у берегов Камчатки сельди, самой распространенной рыбы, или печальная судьба прославленных американских мустангов.
    Почему охрана окружающей среды стала одной из главнейших задач нашего времени?
    В эпоху научно-технической революции природа оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от него. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины. Вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате изменяется климат, гибнут реки, исчезают животные, растения. Это бедствие называется экологическим кризисом. В наше время интенсивно развивается наука экология. Люди разных возрастов должны иметь представление о неразрывной связи между всеми организмами на Земле, о том, какое огромное влияние оказывает человек на природу и как важно бережно относиться к ней.
    Наша общая задача – сберечь планету. Всё чаще мы слышим от Природы мольбу о спасении.
    «Остановись! Одумайся!..» -шепчут человеку леса. «Не оголяй землю… Не превращай её в пустыню…» «Пощади! – вторит земля. – Ты вырубаешь деревья… это лишает меня влаги… я иссыхаю, старею… скоро я ничего не могу родить… ни злака, ни цветка…»
    Скромные жители Земли подают голоса мольбы. Они напоминают человеку о кровном родстве с Природой. Но современные люди разучились понимать язык трав, птиц, язык лесов, зверей, шуршание осенних листьев, пение песка…
    Наша планета устала от дымящихся труб, гудящих турбин, стекающих в реки химикатов, от войн, от взрывов – от того, как беззаботно, неразумно, безжалостно обходится с ней человек. Слышите? Природа просит помощи!
    (Фоном звучит музыка. На сцену выходит Земля.)
    Земля:
    - Прислушайтесь ко мне. Я – Земля! Я в беде! Я не в силах исправить зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух… Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на Земле человек.
    Только вы, дети, можете спасти меня. (Уходит.)
    Ведущий: Земля просит помощи и мы должны ей помогать. Задача нашей фирмы: посредством создания и реализации творческих проектов привлечь внимание всех к сохранению природы Земли, познанию её тайн, формирование устойчивого интереса и потребности к активной практической работе по охране окружающей среды.
    Я, как руководитель фирмы «Радуга», хочу познакомить с основными положениями Устава. Фирма создана для активного участия в деловой игре по наработке проектов. Фирма «Радуга» может заниматься любой творческой деятельностью: создавать сценарии, нарабатывать опыт проведения акций в защиту природы, коллективных творческих дел и выпускать эту продукцию в свет.
    Сегодня мы будем создавать проект праздника «Земля у нас одна - другой не будет никогда!»
    В нашей фирме четыре отдела: рекламно-оформительский, музыкальный, сценарно-режиссёрский, конкурсно-сюрпризный.
    Рекламно-оформительский отдел будет продумывать оформление сцены и зала, рекламу праздника, приглашение на праздник.
    Музыкальный отдел обеспечивает музыкальным сопровождением, светоэффектами.
    Сценарно-режиссерский отдел должен будет продумать весь сценарный ход праздника.
    Конкурсно-сюрпризный отдел отвечает за игры и конкурсы, которые будут проводиться на этом празднике, за сюрпризные моменты.
    Можете начинать, у вас все получится.
    Учащиеся создают проект проведения праздника.
    Работа со зрителями. / См. приложение/
    Защита отделами своих проектов.
    Ведущий:
    -Мы с вами дружно поработали, я вижу, вы готовы.
    Каждый член нашей фирмы имеет право голоса, но, чтобы обсуждение прошло организованно, я предлагаю создать три временные группы, которые будут представлять мнение оптимистов, реалистов, пессимистов. Эта роль будет меняться. Когда свой проект защищает один из отделов, остальные выполняют вышеназванные роли. Всё начинается со сценария и режиссерских задумок.
    - Слово сценарно-режиссерскому отделу.
    Обсуждение проекта группами.
    Ведущий подводит резюме.
    - Слово рекламно-оформительскому отделу.
    Обсуждение проекта группами.
    Ведущий подводит резюме.
    - Слово конкурсно-сюрпризному отделу.
    Обсуждение проекта группами.
    Ведущий подводит резюме.
    - Слово музыкальному отделу.
    Обсуждение проекта группами.
    Ведущий подводит резюме.
    Ведущий:
    -Наш проект проведения праздника «Земля у нас одна - другой не будет никогда!» готов. Вы молодцы! Проект у вас получился отличный!
    Давайте так и дальше будем сотрудничать в нашей фирме.
    Я говорю вам большое спасибо за наработанный проект праздника. Наша фирма будет принимать участие во всех акциях в защиту природы. Чтобы у вас со мной, как с руководителем фирмы была связь, я вручаю вам свою визитку.
    Ёще раз спасибо и до скорых встреч!
    Список использованной литературы
    1.«Читаем, учимся, играем» № 11, 2003г.
    2.«Читаем, учимся, играем» № 3, 2004г.
    3.«Педсовет» № 1, 2005г.
    4.«Педсовет» № 5, 2006г.
    5.Б.Б. Баландин «1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных), Рипол Классик, М., 2003, с. 7- 12.
    Приложение
    Ведущий задаёт вопросы, зрители отвечают.
    Имя какого древнегреческого бога переводится как «супруг Земли»? (Посейдон).
    В каком месте земного шара скоплены самые большие запасы пресной воды? (На полюсах).
    Ежесуточно Земля прибавляет в весе 400 тонн. За счёт чего? (За счёт космической пыли).
    Что, по мнению древних римлян, уравнивало земной шар? (Экватор).
    Один раз в 285 лет Солнечная система делает один оборот в Галактике. Что изменяется в результате на Земле? (Полюса меняются местами).
    Шар по-гречески – сфера, а как это будет звучать по-латыни? (Глобус).
    Как в древнегреческих мифах называется река, обтекающая всю землю? (Океан).
    Вероятность этого события, произошедшего крайне давно, сравнивается с вероятностью сборки полностью исправного «Боинга-747» в результате урагана, пролетевшего над мусорной свалкой. Но, если бы это событие не произошло, никто не смог бы оспаривать его возможность. Какое это событие? (Возникновение жизни на Земле).
    Как звали мифического царя Ливии, якобы изготовившего первый глобус? (Атлас).
    Известно, что в атмосфере на высоте 15 км имеется озоновый слой, защищающий всё живое от губительных ультрафиолетовых лучей. По мнению учёных, разрушают его фреоны и некоторые другие газы, а какой фактор является основной причиной его воспроизводства? (Ультрафиолет).

    "Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов

    Петрякова Ольга Борисовна методист МБУ ДО "Дом детского творчества" г. Краснослободск Республика Мордовия.
    Описание работы: Предлагаю вашему вниманию сценарий по станционной экологической игры. На каждой станции дети отвечают на вопросы, получают по одному баллу, за правильный ответ. На каждой станции своё жюри, они ставят баллы в маршрутные листы. В конце игры жюри, по маршрутным листам подсчитывают общее количество баллов у каждой команды. Побеждает команда набравшая большее количество баллов, за все выполненные задания. Данная разработка может быть использована учителями биологии, педагогами дополнительного образования, методистами учреждений дополнительного образования детей. Сценарий праздника предназначен для детей старшего школьного возраста.
    Тема: "Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов.
    Цель: Сформировать у детей основы экологической культуры, правильное отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
    Задачи:
    - ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
    - прививать экологическое мышление;
    - сформировать основы экологической культуры;
    -научить решать экологические задачи и проблемы;
    Оборудование: таблички с названиями станций, карточки с заданиями, маршрутные листы, ручки, ноутбук.
    Подготовительный этап: Команды заранее готовят визитную карточку и домашнее задание.
    Ход мероприятия.
    Ведущая:
    Добрый день, уважаемые друзья! Мы рады приветствовать вас в Доме детского творчества на игре "Экологический серпантин".
    Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества.
    Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку... Поэтому, сохранить природу значить сохранить жизнь.
    Аэродромы, пирсы и перроны,
    Леса без птиц и земли без воды...
    Все меньше окружающей природы.
    Все больше окружающей среды.

    Всего несколько строк из стихотворения Роберта Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием... А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду...
    Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Эта проблема особенно актуально звучит сейчас.
    А пока что от вас требуется? Главное, что бы все были объединены одной целью - сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.
    А теперь приступим к игре. Я приглашаю вас в путешествие по станциям, где вы сможете одержать победу, благодаря своим знаниям, сообразительности и сплочённости команд.
    Вся ваша работа будет оцениваться компетентным жюри. (Представление жюри)
    Теперь настала пора нам познакомиться с вашими командами. Объявляю конкурс "Визитная карточка". На представление каждой команде отводится не более 3 минут. Максимальная оценка – 5 баллов.

    Конкурс "Визитная карточка".
    (представление команд)


    Ведущая: Я вижу, что все команды готовы к выполнению заданий. Сейчас мы отправляемся в путешествие по станциям, согласно вашим маршрутным листам. А в конце собираемся в этом зале, для проведения конкурса домашнего задания и подведения итогов. (Каждая команда получает маршрутный лист).

    Станция "Орнитологическая"
    1. Это самая маленькая птица в нашей стране, в 5 раз легче воробья. Обитает в больших и старых хвойных лесах. Питается мелкими насекомыми. С утра до вечера копошится в ветвях ели, старательно очищает каждую веточку от насекомых и их личинок. Поет скромно и негромко, но почти круглый год, даже в сильные морозы. (Королек)
    2.Это очень пугливая и осторожная птица. Всю свою жизнь проводит высоко на деревьях. Очень красивая и заметная. Возможно, поэтому с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже шумит листва, и улетает раньше всех, пока еще листья не опали. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки, поэтому ее называют и флейтой, и лесной кошкой. (Иволга)
    3.Этих птиц называют "северные попугайчики". Такое прозвище они получили за свои кривые клювы: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Гнезда строят на высоких хвойных деревьях. Птенцов они выводят зимой. Птица-отец очень заботлив. В первое время он кормит и малышей, и мать. (Клест)
    4.Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух, которые летают в воздухе. Эти птицы редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточка)
    5."Меня называют "смотритель леса". Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?" (Поползень)

    Станция "Логическая цепочка"
    Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.

    1. Корень, стебель, цветок, букет , лист – это части растений.
    2. Солнце, камень, дуб , небо, снег – это неживая природа.
    3. Вяз, ольха, пихта , ясень, клен – это лиственные деревья.
    4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа , - это кустарники.
    5. Поползень, сойка, дятел, дрозд , королек – зимующие птицы.
    6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
    7. Ель, сосна, пихта, береза , лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
    8. Соловей, ласточка, стриж, ворона , кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
    9. Воробей , соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
    10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.


    Станция "Эрудит"
    1. Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)
    2. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).

    3. Из какого дерева делают спички? (Из осины).
    4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
    5. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
    6. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
    7. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
    8. Косой ли заяц? (Нет).
    9. Что делает зимой ёж? (Спит).
    10. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
    11. Самый быстрый зверь? (Гепард).
    12. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
    13. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
    14. У кого рот на брюхе? (У акулы).
    15. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).
    16. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит)


    Станция "Золотые россыпи помоек"
    Нужно подчеркнуть правильный ответ.

    I. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
    1. Пластмасса
    2. Стекло.
    3. Металл.
    II. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
    1. Рассортировать.
    2. Собрать в одном месте.
    3. Раскрошить.
    III. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
    1. Компостировать.
    2. Сжечь при специальных условиях.
    3. Переплавить.
    IV. Первоочередная забота при выборе свалки:
    1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
    2. Ограждение места свалки.
    3. Укомплектование соответствующей техникой.
    V. Вредные выбросы оказывают влияние:
    1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
    2. На близлежащие регионы.
    3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет".
    VI. Самая страшная "добавка" к воде:
    1. Бытовой мусор.
    2. Пестициды.
    3. Минеральные удобрения.
    VII. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
    1. Газы.
    2. Жидкости.
    3. Твердые вещества.
    VIII. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
    1. 10 лет.
    2. 50 лет.
    3. 100 лет и более.
    IX. Поступление в среду обитания вредных веществ приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют:
    1. Загрязнением.
    2. Экологическим кризисом.
    3. Интродукцией.
    X. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
    1. 1-2 года.
    2. 5-8 лет.
    3. 20 и более.
    XI. Гарбология это...
    1. наука о доме;
    2. наука о почве;
    3. наука о мусоре.
    XII. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
    1. Их захоронение.
    2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
    3. Рециркуляция (повторное использование отходов).


    Станция "Лесные загадки"
    1. Кто путешествует по воздуху на нитке?
    (Паук).
    2. У кого на сучке кладовая?
    (У белки).
    3. Какую птицу называют "белобока"?
    (Сорока).
    4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
    (Кукушки).
    5. Есть на речках лесорубы
    В серебристо-бурых шубах
    Из деревьев, веток, глины
    Строят прочные плотины.
    (Бобры).
    6. Скачет зверюшка:
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка.
    (Лягушка).
    7. Над рекою он в полёте,
    Этот чудо-самолётик.
    Над водой парит он гладкой,
    На цветке его посадка.
    (Стрекоза).
    8. На спине я дом ношу,
    Но гостей не приглашу:
    В костяном моём дому
    Место только одному.
    (Черепаха).
    9. Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно -
    Укусит. Ясно?
    (Змея).
    10. Волны к берегу несут
    Парашют - не парашют
    Не плывёт он, не ныряет,
    Только тронешь - обжигает.
    (Медуза).