• Исследовательская работа "Человек и кукла. Их взаимодействие". Исследовательский проект «Современные куклы: польза или вред? Роль куклы в жизни человека

    , современная кукла

    Введение

    Кукла – лучшая подружка,
    В начале жизни у девчушки.
    Когда девчушки вырастают,
    В их куклы доченьки играют.

    Актуальность работы

    У каждого человека детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Но в современном магазине игрушек огромное количество товара. От такого изобилия просто становится плохо. Какие же игрушки предпочитают современные дети? И как новомодные игрушки влияют на наших детей? Все ли игрушки воспитывают в детях доброту, милосердие, сострадание, те качества человека, которые в наше время так необходимы не только детям, но и взрослым.

    Детские игрушки бывают самыми разнообразными, однако центральное место в жизни любой девочки всегда занимает кукла. В современном мире кукле отводится уже не та роль, как прежде. Раньше кукла была неразрывно связана с человеком, она была символом продолжения рода, оберегом для ребёнка. В настоящее время, играя в куклы, каждая девочка мечтает и в игре реализует свою будущую жизнь. Среди моих сверстниц есть девочки, которые очень любят играть в куклы, и я не исключение.

    Предметом изучения моего проекта стали современные куклы серии «Монстер Хай», «Барби», «Братц». Раньше я очень любила играть c такими куклами. Эти куклы всего за несколько лет завоевли весь мир. Удивительно, но продажа этих игрушек произвела небывалый фурор на рынке игрушеной индустрии. Куклы смогли привлечь внимание и завоевать сердца не только самых маленьких пкупателей, но и взрослых. Я и мои подруги, конечно, не исключение.

    Однажды мама мне запретила покупать эти куклы, смотреть мультфильмы с этими персонажами. Почему?

    Устав от ежедневных споров, я спросила мнение классного руководителя. Мне предложили провести свое исследование, почему многие родители не разрешают играть куклами серий «Монстер Хай», «Барби», «Братц» и какое влияние имеют эти куклы на девочек.

    Я выдвинула две гипотезы :

    • Куклы серий «Монстер Хай», «Барби», «Братц» имеют отрицательное влияние на детей.
    • Современные куклы очень востребованы, а значит полезны.

    Цель исследования : изучить историю создания кукол и их влияние на детей.

    Я поставила перед собой задачи :

    • познакомиться с историей возникновения кукол;
    • собрать информацию о современных куклах;
    • выяснить, какие куклы пользуются популярностью у моих сверстниц;
    • собрать информацию о влиянии современных кукол на развитие девочек;
    • сравнить современных кукол серии «Монстер Хай», «Барби», «Братц» с обычными куклами;
    • по итогам исследовательской работы, создать презентацию и убедить ребят в важности выбора кукол.

    Объект исследования: куклы серии «Монстер Хай», «Барби», «Братц» и обычные куклы.

    Методы:

    • работа с литературой;
    • работа в сети Интернет;
    • анкетирование и опрос;
    • наблюдение, сравнение и анализ кукол;
    • работа с компьютером.

    Сегодня в магазинах современному покупателю предлагаются разнообразные виды кукол. Они изготовлены из разнообразных материалов (преимущественно синтетических), поставляются из различных стран мира. Одни пользуются большей популярностью, другие – меньшей по разным причинам. Кого-то из покупателей интересует цена, других – качество товара. Одна из наших задач – проанализировать, насколько современные куклы безопасны для детей, каким отдаёт предпочтение покупатель и почему.

    Основная часть

    История куклы

    Когда появилась первая кукла игрушка?

    Археологи считают, что куклы появились более 30 тыс. лет назад. Их делали из мамонтовой кости и уже тогда использовали в ритуалах. Возможно, все дело в привычке полагаться на мир духов. Маленькие богатые египтяне играли куклами, у которых были тщательно вылепленные лица, подвижные руки и ноги и настоящие волосы. Их изготавливали самые искусные мастера-кукольники. Много детских кукол ученые нашли в Италии, раскапывая город Помпеи. При раскопках легендарной Трои нашли вместе с куклами и погремушки. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Паяца археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус.

    В России кукла известна с глубокой древности. Тогда дети играли тряпичными безликими куклами, изготовленными из корней деревьев, камней, соломы, зерна, травы, воска, глины и даже из золы и воды. Куклу наряжали и украшали разными лоскуточками, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной и злые духи не могли в нее вселиться.

    По своему назначению куклы делятся на три группы:

    Куклы обереги:

    В далекие времена считалось, что куклы обереги отгоняют злую силу, сохраняют благополучие в доме, приносят удачу и достаток.

    Кукол - ангелочков дарили на именины.

    Куклы - огородные пугала оберегают посевы и урожай от птиц и скота.

    Кукла - скрутка. С этой куклой не играли, она хранилась в сундуке и передавалась невесте в день свадьбы.

    Кукла кубышка - травница. Она наполняется душистой лекарственной травой и отгоняет духов, лечит болезни.

    Куклу "День и ночь" дарили на Новый год - это кукла - оберег, которая охраняет жилище и его жильцов, она состоит из двух кукол. Одна - означает день (светлая), вторая (темная, синяя) символизирует ночь.

    Игровые куклы:

    Игровые куклы предназначались для забавы детей.

    • кукла "Полено"
    • кукла "Закрутка"
    • кукла "Барыня"

    Обрядовые куклы:

    Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя использовать ножи, ножницы, иголки. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать.

    • кукла "Плодородие"
    • кукла "Покосница"
    • кукла "Купавка".

    Довольно долго русские куклы оставались самодельными. А первые куклы, изготовленные мастерами, появились в подмосковном Сергиеве Посаде ещё в 19 веке. Делают, там игрушки и по сей день. А ещё в Сергиевом Посаде находится единственный в нашей стране Институт игрушки, где придумывают её новые виды. Есть и уникальный Музей игрушки, по экспонатам которого можно изучать историю кукол. Сейчас Сергиевские мастера изготавливают кукол из разных материалов. А прежде они славились поделками из дерева – липы, ольхи, осины и березы. Сначала резчики долго подготавливали древесину: порой чурки для кукол вылеживались года по два. Только потом из них вырезали фигурки и расписывали яркими красками.

    В конце 19 века появились первые фабрики по производству пластмассовых кукол. Дети стали играть куклами из пластмассы и мягкой резины. Все они были одного роста с разными волосами: прямыми, кудрявыми и в красивой одежде.

    Как назывались первые фабричные куклы.

    Деревянная кукла. В 13 – начале 14 в. производство кукол сосредоточилось в руках мастеров узкой кукольной специализации. В различных регионах Европы начинают закладываться основы кукольного цехового отдела. Основным местом продаж кукол оставались ярмарки. Кукол вырезали токари-корзинщики, а изготовители игральных костей делали их из простой и слоновой кости, а также латуни.

    Восковая кукла. В конце 16 -17 столетий в Европе появляются восковые куклы. Делали кукол из пчелиного воска, обесцвеченного и цветного, содержавшего различные добавки для усиления прочности. В эпоху промышленных революций куклы из воска пользовались широкой популярностью во многих странах.

    Фарфоровая кукла. В семье промышленно созданных кукол-игрушек фарфоровые куклы занимают достойное место. На заре 18 столетия в Германии был раскрыт секрет получения фарфора, что положило начало европейскому фарфоровому производству.

    Русская матрёшка. Яркая матрёшка, известная всему миру, стала кукольным символом России – ни один турист не уедет от нас без этой расписной русской крестьяночки. Своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Он вырезал их из дерева, а внутри они содержали в себе целое семейство вставленных одна в другую фигурок. Изображали они Фукуруму – божество счастья и долголетия, а пять фигурок внутри – богов рангом ниже. Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник С.В.Малютин. Он тут же набросал на бумаге русский вариант забавной фигурки. Токарь московской мастерской «Детское воспитание» В.П.Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин сам расписал её. «Настоящая Матрёна!» – воскликнул кто-то, увидев куклу. И назвали её Матрёшка. Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки. Сейчас она – традиционный сувенир России и символ ее культуры.

    Современные куклы

    В настоящее время современные дети играют с куклами «Монстер Хай», «Барби», «Братц». Многие девочки предпочитают играть с куклой «Барби». Она выглядит, как настоящая красотка, сошедшая с журнала мод.

    • «Бэби-Бон» это – кукла-пупс, которая очень похожа на маленького настоящего ребенка. Беби-Бон умеет говорить, плакать и смеяться.
    • «Братц» в переводе с английского языка означает: озорной ребенок. Эти куклы появились 2001 году и сейчас очень популярны у нас в России. Про них созданы фильмы и мультфильмы. Девочки хотят быть похожими на этих кукол.
    • «Школа Монстров» (англ. Monster High) - американская серия фэшн-кукол, созданная Гарретом Сэндером (англ. Garrett Sander) и проиллюстрированная Келли Райли (англ. Kellee Riley). Официальный релиз состоялся в июле 2010 года. Персонажи этой серии вдохновлены фильмами ужасов и классическими историями о чудовищах, что выделяет Monster High из ряда прочих фэшн-кукол. В названии торговой марки присутствует слово «Monster», а в качестве логотипа изображен «череп с красным бантиком». Считается, что линия Школы монстров составляет конкуренцию Барби. Большая часть персонажей серии связана с образами знаменитых чудовищ, таких как Дракула, Чудовище Франкенштейна, Оборотень, Клеопатра, Призрак Оперы, Банши.Список персонажей: Дракулаура (англ. Draculaura) - дочь Дракулы; Клодин Вульф (англ. Clawdeen Wolf) - дочь Волка-оборотня; Лагуна Блю (англ. Lagoona Blue) - дочь Морского монстра; Клео Нил (англ. Cleo de Nile) - дочь Мумии; Гулия Йелпс (англ. Ghoulia Yelps) - дочь Зомби; Дьюс Горгон (англ. Deuce Gorgon) - сын Медузы Горгоны… Только одни эти названия говорят о многом.

    Некоторые осуждают современных кукол, а некоторые обожают, говоря, что они плохо влияют на детей и подростков. Попробуем разобраться, почему это происходит.

    Исследовательская часть

    Мнение психологов

    Я решила спросить у нашего школьного психолога, как могут повлиять игры с куклами серий «Монстер Хай» на развитие девочек. Она сообщила, что игрушки такой направленности не несут никакой положительной информации, вредны для психики. В основном они вызывают страх, а страх запускает агрессию – чем больше ребенок соприкасается со страхом, тем более агрессивным, тревожным, нервным он становится. Как результат – плохо получается выстраивать отношения со сверстниками и родителями. Любая игрушка несет информацию, помогает познавать окружающий мир, дает простор для фантазии. Несложно догадаться, какие фантазии рождают страшные игрушки. А если игрушки стимулируют фантазию и действия ребенка, направленные на причинение физического вреда (в нашем случае: кровать пыток или шкафчики в форме гробов с замками в виде черепов), то они порождают в ребенке жестокость, желание насилия, более того, вырабатывают привычку к нему. Родителям следует помнить: игрушка предназначена не только для развлечения. Играя, ребенок обязательно чему-нибудь учится. Поэтому необходимо быть бдительными и не покупать вредные для психики маленького человека игрушки.

    А каково же мнение родителей и детей?

    Эти материалы мне удалось узнать, изучив социальные сети. Здесь также активно обсуждают вред и пользу. Некоторые относятся негативно, некоторые позитивно. В магазинах игрушек разбегаются глаза и у детей, и у родителей. Покупая очередную дорогостоящую красавицу, родители редко задумываются, что кукла может принести не только пользу, но и вред.

    Однозначно одно, что 90% девочек обожают «Монстер Хай», «Барби», «Братц». В социальных сетях создаются различные группы, в которых проводятся конкурсы. На Ютубе девочки набирают по 1000 просмотров за 3 дня, снимают видео о куклах и ведут беседы. Но в одном дискутирующие единодушны: детские игрушки – вещь и в самом деле серьезная. И до появления на прилавках этих кукол в обществе мало обсуждали, как влияют пупсы, мишки, драконы на подрастающее поколение. Если за санитарно – гигиеническими показателями игрушек ещё следят, то их внешний вид не контролирует никто, хотя такие игрушки способны пагубно влиять на характер ребёнка и его психику. Министерство образования России ещё в 2002 году направляло в правительство предложения по созданию органа, который бы занимался социальной, психологической и педагогической экспертизой игрушек. Ни в России, ни за рубежом нет методов проведения подобных экспертиз, нет и официальных критериев для их проведения.

    Анкетирование

    В рамках своего исследования я провела среди девочек 4 «А», 4 «Б» классов анкетирование. Это было сделано для того, чтобы выяснить, какими куклами предпочитают играть современные дети. Было опрошено 26 девочек. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

    Получили следующие результаты:

    На первый вопрос все опрошенные девочки ответили положительно, значит, все девочки 4 классов нашей школы играют в куклы.

    По второму вопросу мы получили следующие результаты:

    Мои предположения оправдались. Большинство девочек выбирают куклу «Монстер Хай». Это их кумир. А ведь они хотят быть похожими и вести себя, как их кумир.

    На один из классных часов, девочкам нашего класса было предложено принести свою любимую куклу. Среди многообразия современных кукол оказалась только одна «кукла Катя».

    Сравнение и анализ кукол

    На этом этапе я решила выявить достоинства и недостатки современных кукол и выбрать оптимальную куклу для правильного развития девочки. Кукол я рассматривала по следующим критериям:

    • Внешний вид
    • Значение куклы для девочки

    Внешний вид

    Значение куклы для девочки

    Монстер Хай

    Персонажи – монстры, с присущими им характеристиками: клыки вампира, глаза зомби, неестественный цвет кожи, волос, с рогами, имеются шрамы по всему телу. Кроме того, одежда, в которую одеваются девушки из школы монстров, является излишне откровенной для несовершеннолетних детей и подростков.

    Девиз этой серии «Будь собой, будь уникальной, будь монстром!». Производители этих кукол уверяют, что они добрые. Разве можно считать куклу доброй, когда производители предлагают укладывать их спать в гроб?!

    Красавица-кукла. Взрослая женщина сошла с обложки модного журнала. У куклы множество нарядов, домов, машин и домашних любимцев. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в красивую одежду. Она может менять профессию, сопровождается соответствующими аксессуарами.

    Формирует у девочки:
    - культ красоты и материальных ценностей;
    - стремление к потребительству;
    - низкую самооценку (обычная девочка никак не подходит под эталон Барби, отчего начинают чувствовать себя некрасивыми, толстушками и т.д.)
    - отсутствие у ребенка возможности проживать родительские роли – Барби не запеленаешь и спать не уложишь.

    Увеличенная голова, миндалевидные нарисованные глаза, пухлые губы, очень маленький нос и яркий макияж. Тело худощавое с коротким туловищем и длинными ногами с увеличенными ступнями. У стандартных кукол ноги сгибаются на "щелчки", руки разводятся в стороны, обувь "отщелкивается" вместе с нижней частью ноги.

    Девочки от них в восторге и пытаются подражать своим любимицам.
    От игры с такими куклами у ребенка начнется не правильное восприятие красоты окружающего мира.

    Обычные куклы

    Куклы похожи на маленьких девочек с соответствующими возрастным особенностями: пухлыми ножками, ручками и здоровым румянцем на лице.

    С куклой можно погулять, причесать, переодеть. Пеленая и баюкая куклу, девочка примеряет на себя роль мамы, тренируется ей быть. Именно с такой куклой девочки играют в увлекательную игру «Дочки-матери». Эта простая игра формирует опыт взаимоотношений и является основой умения семейного общения в старшем возрасте, развивает у девочки внимание, ответственность, доброту.

    По результатам сравнения кукол, я могу сделать вывод, что только обычные куклы могут помочь девочке расти гармоничной и всесторонней личностью. Подбирать кукол, чтобы они выполняли функции, которые им предназначены нужно правильно. Игры с куклой являются отражением жизни девочки.

    Итак: в ходе моего исследования полностью подтвердилась первая гипотеза - Куклы серий «Монстер Хай», «Барби», «Братц» имеют отрицательное влияние на детей.

    Заключение

    Работа по теме «Современные куклы: польза или вред?» была увлекательна и интересна. Я использовала различные методы. Проанализировав теоретический материал, я пришла к выводу, что не все куклы так безобидны, как нам кажется, который впоследствии подтвердила практически.

    Кукла должна формировать понимание о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добре и зле. Кукла для девочки – не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого она осваивает огромный сложный мир, открывает для себя социальные отношения, учится управлять своим поведением, усваивает нравственные нормы общества. И это не просто красивая игрушка, она имеет важное значение для психологического здоровья ребенка. Во время игры с ними, на основе этих образов, у ребенка формируется видение того, какой должна быть девочка.

    Моя работа может послужить хорошим уроком для девочек и подростков.

    Предложения:

    • обратить самое пристальное внимание родителей на выбор кукол;
    • познакомить родителей учащихся с информацией о куклах;
    • провести беседу – презентацию для девочек начальной школы.

    Список литературы

    1. Куклы мира. Издательство Аванта+, 2007.
    2. Абраменкова В., «Осторожно: «антиигрушка». Журнал «Дошкольное воспитание»; 2005.
    3. Научно-популярное издание для детей «Куклы» Н.Г.Юрина. 2002.
    4. www. Slovo – online.ru
    5. А.Ликум.Энциклопедия для детей «Все обо всем». Москва 1993.
    6. Журнал «Школа Монстров», 2013.

    Приложение № 1.

    Анкета.

    1. Любишь ли ты играть в куклы?

    2. Какие куклы вам нравятся больше всего?

    ГБОУ СОШ п.Комсомольский

    Исследовательская работа

    « Роль куклы в жизни взрослых »

    Выполнила:

    Смолякова Анастасия

    ученица 6Б класса

    Руководитель:

    Никифорова

    Елена Анатольевна

    2015 г.

    Введение …………………………………………………………………………………… 3

      Теоретическая часть………………………………………………………………… 4

      Практическая часть…………………………………………………………………. 7

    Заключение………………………………………………………………………………… 8

    Введение.

    Мы знаем, что с куклами играют дети. А когда я увидела кукольный спектакль по телевизору, поняла, что в куклы играют и взрослые! Только это их работа. Мне стало интересно: кто же ещё из взрослых «играет» в куклы? Так появилась идея этого исследования.

    Тема: «Роль куклы в жизни взрослых».

    Цель: выявить роль куклы в жизни взрослых.

    Задачи:

    Познакомиться с историей возникновения кукол на Руси;

    Выяснить в какие игры «играют» с куклами взрослые.

    Провести анкетирование взрослых.

    Обобщить полученные данные, сделать вывод.

    Объект исследования: куклы

    Методы исследования :

    Анализ литературы, информации сети Интернет по данной теме;

    Социологический опрос, анкетирование;

    Анализ результатов, обобщение полученных данных.

    Теоретическая часть.

    Игрушки на земле появились очень давно . В словаре русского языка, составленном В.Далем: «Игрушка – это вещица, сделанная для забавы, игры или потехи». В городе Загарске находится Государственный музей игрушки. Музей расположен в красивом здании. Основан музей в 1918 году одаренным человеком, знатоком детской игрушки Николаем Дмитриевичем Бартрамом. Он хотел, чтобы дети в этом музее не только могли рассматривать игрушки, но и играть в настольные игры складывать азбуку, читать книги, смотреть кукольные представления.
    Кукла – это то, что находится рядом с нами на протяжении всего детства. Она не только избавляет ребенка от скуки, но помогает развить вкус, познакомиться с культурой и историей разных стран . Слово «кукла» способна вызвать в памяти любимый с детства образ. А сама игрушка обладает еще уникальной способностью: она умеет удивлять. Причем не только малышей, но и взрослых. Одна из первых, так называя, колышковая, кукла 17 века. Она изготовлена из цельного куска дерева, поэтому нет у нее «суставов»
    И она не может двигаться. Такие куколки являлись церковным атрибутом для создания сценок на библейские темы.
    Делали восковые куклы в ^ 19 веке в Англии мастера Г.Пьеротти и А.Монтанари.
    Воск был первым материалом, из которого начали производить кукол на производительной основе. Из хрупкости воск использовался только для создания головки и шеи игрушки (изредка конечностей). Тело же у таких кукол был тряпичным.
    Парики делались отдельно, иногда даже другими мастерами. В еще не остывший воск одну за другую вставлялись крохотные пряди волос, и через некоторое время «барышни» обретали модную и пышную прическу.
    Во Франции в 19 веке на фабрике династии мастеров Бру делали кукол под названием
    «Модная дама». Они выставлялись в магазинах, «сообщая» француженкам о новинках моды.
    В начале 20 века в Германии на фабрике «Кеммер и Райнхарт» удивили куклами , где колыбель с двумя улыбающимися краснощекими младенцами. Называются эти малыши «кайзер бебе», в переводе - «имперский ребенок».
    Редкая кукла «бабушка, которая вяжет». Если ее завести, звучит музыка, спицы в руках у доброй старушки начнут двигаться, а котенок, сидящий у нее ног, будет играть с клубком ниток.
    Бывают куклы- автоматы. Например, две барышни- француженки с чудесными воздушными шляпками: одна читает книгу, затем, отводя лорнет в сторону, строго оглядывается. А вторая выдувает из трубочки настоящие мыльные пузыри.

    Яркостью экзотических костюмов привлекают внимание японские куклы . Целллулоидная кукла «Кьюпи»- забавный пупс большими глазами, доброй улыбкой и хохолком.

    Среди самых ранних кукол, дошедших до нас, были куклы древних египтян. Египтяне их делали из дерева и украшали бусами.

    Считается, что первоначально куклы использовались как элементы обряда: они заменили человека во время жертвоприношений, служили оберегами и идолами. Куколкой- оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой- нибудь напасти. Ее брали в руки и три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: отвернись злом, повернись добром. Куклы «прописывались» в русской избе на всю жизнь. В каждом доме возле печки висели, обязательно «проживали» двенадцать кукол-лихорадок. они оберегали хозяев от различных болезней.

    Кукла появилась на Руси более 1000 лет назад. Самые первые куклы на Руси делались из золы. Ее брали из очагов и смешивали с водой. Потом скатывали шарик, а к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась «Баба» - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке. Эта кукла не носила игровой характер, а была оберегом. Именно оберегами было большинство кукол на Руси.
    Главная черта русских народных куколок - чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".

    В настоящее время известно более 90 видов различных кукол: обереговых, обрядовых и игровых.

    Кукол в каждой группе много, мы рассмотрим только некоторых, самых интересных "представителей".

    Зерновушка или – Крупеничка – Внутри мешочек, набитый крупой, она оберегала достаток. Ее делали после сбора урожая, мешочки набивали крупой или зерном. Зимой давали играть детям. Зерно наполнялось детской энергией, добром, а весной его смешивали с зерном для посева, чтобы урожай был богаче.

    Игровые куклы делались мамой, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Настолько мудрыми были наши предки! Вот, например зайчик на пальчик - первая игрушка малыша. Казалось бы, все настолько просто, но ребенок ее уже не выбросит, ручками водит, сам себя развлекает.

    Самая известная обрядовая кукла – Масленица.
    Домашняя масленица находилась в доме. Если кто –то обижал женщину, она завязывала узелок на подол кукле и рассказывала ей свою беду. К тому времени как праздник Масленицы приходил, кукла чаще всего вся была увешана ленточками. А потом этих кукол бросали в костер, все проблемы и заботы уходили с огнем, а для дома делалась новая Масленица.

    Итак, в русской кукле с древних времен сочеталось священная и игровая направленность. Им приписывались различные волшебные свойства. Куклы-талисманы бережно хранились в каждой семье и передавались по наследству.

    А вот происхождение этой куклы достоверно не прояснено.

    Петрушка - один из персонажей русских народных кукольных представлений. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и перчаточных кукол-петрушек (в России «водили» Петрушку только мужчины). Первое упоминание о Петрушке относится к 1636 году. Мало кто знает, что помимо имени у этого персонажа имелись отчество и фамилия – Петр Иванович Уксусов.

    Об одной кукле в новом словаре русского языка автора Т.Ф. Ефремовой сказано так.

    « Русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера». Ещё одна игрушка- это матрёшка.

    Удивительно то, что родная наша мат­решка – имеет японского родственника, который стал её предшественником.

    По одной из версий, японское божество Фукуруму - разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Он сделал эскиз круглолицей барышни в цветастом платочке.

    Изготовить свое творение он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских мастерских Василию Звездочкину.

    Одни историки утверждают, что имя «матрешка» произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша, другие – что это название от женского имени Матрёна, Матрёша. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства. Впоследствии оно сделалось нарицательным.

    Итак, я узнала, что на Руси кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. С течением времени кукла всё больше воспринималась как игрушка. Её изготавливали из различных материалов. В различные годы появлялись тряпичные и деревянные куклы.
    Работая над проектом, я провела исследование: С какими куклами предпочитают играть наши девочки? Опрос и тестирование показали, что:

    – 60% девочек любят играть куклой Барби.

    – 25% предпочитают куклу Беби–Бон.

    – 10% выбирают куклу Братц.

    – 5% играют пластмассовыми куклами. Дети всех поколений любят играть с куклой, и по-нашему исследованию видно, что в лидерах у современных детей кукла Барби и Беби-Бон.

    В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не только игрушечных роботов и выпущенных большими тиражами кукол, но и игрушки, изготовленные руками мастера, который вложил в них свою душу, своё мастерство и свои мечты и желания. Каждая авторская кукла неповторима, у неё своя история и свой образ.

    Практическая часть. Также я провела анкетирование взрослых. Обработка и анализ полученных данных позволили мне сделать некоторые выводы о месте куклы в жизни современного человека. Рассмотрим результаты данного этапа исследования.

    В ходе исследования выяснилось, что роль куклы не так уж и мала. В анкетировании приняло участие 30 человек. У 24 из них в доме есть куклы и назначение их самые разные. В большинстве, конечно, кукла – игрушка для детей (слайд) – 15 человек, но как мы видим, есть кукла – талисман – 5 человек, декоративный элемент и элемент интерьера – 4 человека, приспособление для чего-либо – 6 человек. В доме становится веселее и уютнее, когда там куклы.

    Но оказывается, куклы необходимы для человека и на работе. (слайд)

    (Используют в работе – 17 человек, всего – 30 человек).

    Большая часть анкетируемых использует кукол в профессиональной деятельности. Выяснилось (слайд) – что учителям и воспитателям – (8 человек) куклы помогают сделать успешней процесс обучения и воспитания.

    Продавцам – (5 человек) использование кукол – манекенов позволяет рекламировать и продавать товары.

    Медикам – (6 человек) тоже нужны куклы! Почти в каждом кабинете педиатра есть кукла, чтобы успокоить детей, когда они плачут. Куклы манекены, позволяют обучать студентов – медиков. Даже будущих мам доктора учат на куклах малышах.

    Оказывается, что и кондитеры – (1 человек) «играют» в куклы. Они их используют для украшения тортов.

    В результате анкетирования выяснялось, что куклы нужны не только для работы. Есть люди, которые коллекционируют кукол. Это их увлечение, занятие для души (слайд) – из 30 анкетируемых коллекционируют куклы – 5 человек.

    Заключение

    Итак, в ходе моего исследования я узнала, что кукла не просто детская игрушка, для одних - это предмет коллекции, для других – элемент домашнего уюта, залог удачи, счастья, а для кого – то - помощник в работе.

    Оказывается, взрослые тоже «играют» в куклы, только по - своему.

    7.

    V ГОРОДСКАЯ ОТКРЫТАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ

    КОНФЕРЕНЦИЯ

    АКАДЕМИИ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

    Направление: «Творчество юных»

    Секция: «Искусство»

    Название работы: «Человек и кукла. Их взаимодействие».

    Место выполнения работы: МБОУ Глубочанская СОШ № 8

    х. Глубокий

    Руководитель: З.М.Магомедалиева

    2013г.

      Введение.
    В предверии 8 марта я стала задумываться над подарком для мамы. Взрослые часто говорят, что лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками. Я воспользовалась интернетом и мне на глаза попалась чердачная кукла. Что это за кукла? Я никогда о ней не слышала. Мне стало интересно и я решила провести исследовательскую работу. Тема моей работы «Человек и кукла. Их взаимодействие». Тема проекта посвящена изучению кукол, истории их возникновения, разнообразия и зн ачения в жизни людей. Так как я занимаюсь в художественной школе и собираюсь посвятить себя искусству, я задумалась ещё над одним вопросом: является ли кукла предметом искусства? Одной из первых игрушек ребёнка, особенно девочки, чаще всего является кукла. В толковом словаре русского языка сказано: «Кукла - детская игрушка в виде фигурки чел овека». Куклы это нечто волшебное, что на протяжении всей жизни связывает нас с детством, каким-то странным образом вызывая в душе самые нежные и самые светлые чувства. Актуальность работы заключается в том, что изготовленная своими руками кукла даёт больше положительных эмоций, играя с такой куклой ребёнок выполняет упражнения на развитие тактильных ощущений, они способствуют релаксации и улучшают не только самочувствие, но и нормализуют сон, а так же могут благоприятно воздействовать на душевное состояние, обладают способностью успокаивать перед сном.

      .Гипотеза – процесс изготовления куклы и есть искусство.

      Цель работы: исследовать историю взаимодействия человека и куклы; изготовление чердачной куклы.

      Задачи:

      найти и изучить литературные и другие источники, связанные с историей взаимодействия человека и куклы;

      изучить краткую историю возникновения игрушки;

      практически освоить технологию изготовления чердачной куклы;

      пробудить интерес к кукле как полноценному явлению человеческой культуры и желание самому создать свою куклу.

      Методы исследования: работа с источниками информации; практическая работа.

      Взаимодействие человека и куклы.
    История кукол начинается с глубокой древности, когда примитивные самодельные игрушки являлись воплощением красоты души первобытного человека. Детство куклы, как и человечества, ее создавшего, наполнено магией, поверьями, страхами. Куклы служили идолами, сосудами духа, образами предков, были обрядовыми символами, участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Им приписывались различные волшебные свойства: они могли защищать человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю; куклы-талисманы хранились в роду, после – в семье. Они береглись как религиозный предмет, с ней не играли. Так было тысячи лет назад. С изменением взглядов человека на окружающий мир, на свое место в нем, изменилась и кукла, ее роль в жизни человека. Появилась игровая кукла.Уже в Древней Греции богов и богинь изображали статуи, а кукла – игрушка, существовала вполне самостоятельно.До наших дней дошли египетские куклы. Они лишь отдаленно напоминают человеческую фигуру, что связано с ориентацией египтян на загробную жизнь.Греческие куклы были настоящим открытием – повторяли все детали человеческого облика, могли двигаться, имели съемную одежду. Это объяснялось тем, что греки уделяли большое внимание телу и стремились к физическому совершенству. Руки и ноги куклы присоединялись к керамическому телу кожаными шнурами. По конструкции куклы очень напоминают современную. Кукла как игрушка прочно заняла свое место в жизни человека. Человек пробовал различные материалы для ее изготовления, лепил, резал, плел, шил. Искал новые конструкции, которые позволили бы кукле быть наиболее похожей на своего создателя человека. Римляне продвинулись в кукольном деле еще дальше: стали использовать слоновую кость. Этот дорогой материал был долговечен, имел ослепительную белизну, что придавало лицам кукол благородные оттенки. Это были первые куклы для богатых и со «стилем жизни» богатых. Изящные прически, украшения, дорогая одежда – все это было призвано приучить маленькую римлянку ко всем прелестям роскошной жизни. Интересной особенностью этих кукол было тщательно продуманное строение коленного сустава и локтя, при котором они могли сгибаться только в одну сторону. Конструкция кукол была очень простая, но очень удобная, и дожила, с некоторыми изменениями, до сегодняшнего дня. Средние века донесли до нас не так много кукол. Большинство из них имело религиозное назначение – это образы Богоматери и святых, чьи довольно обобщенные фигуры, делались из глины. Но именно тогда зародилось кукольное производство. Самые дорогие и красивые куклы до конца XVII века изготовлялись во Франции, но они были лишь побочной, дополнительной продукцией модных мастерских. Кукла прилагалась к платьям. Большинство дошедших до нас кукол предназначались для дочек богатых родителей. Дети бедняков играли куклами из домотканого полотна, дети среднего класса играли деревянными куклами, их особо не берегли и они погибали в детских руках. В Англии были популярны деревянные куклы, а также куклы из воска, которые были очень красивыми, но дорогими.По мере развития кукольного дела, шел поиск более дешевого и быстрого способа производства. Пробовали и муку с клеем, бумажную массу с каолином, воск, мел, глину, ткань. Кукла из папье-маше получилась недорогой, могла быстро изготавливаться. И это изобретение окончательно вывело куклу из сферы народного творчества, она стала массовой. Полая внутри голова куклы позволила вставлять в нее стеклянные глаза. Такие куклы существовали до второй мировой войны, до «пластиковой революции» Материалом для самых дорогих кукол стал фарфор, который с момента своего открытия являясь для европейцев воплощением имущества, не боялся воды. Куклы из него делались скорее для взрослых, чем для детей. Дамам нравилось иметь такие роскошные и необычные вещицы, любоваться ими. С самого начала кукла «стремилась» подражать идеалу и имела тело взрослой женщины, после появились куклы с детскими пропорциями тела. Вокруг кукол разворачивались оживленные дискуссии о ее назначении. Но одно было бесспорно: играя с ней в различные игры, ребенок готовился к жизни взрослой; получал навыки общения, закреплял правила поведения, проигрывал различные ситуации. Америка славится своими деревянными и тряпичными куклами. Они отличаются от прочих необычным дизайном, не похожим на европейский. Матери шили куклу своим чадам, если она нравилась, ее копировали соседи, дальше – небольшие домашние мастерские; детали менялись, но общий тип сохранялся. Куклы выполнялись с юмором. Дядюшка Сэм – кукла, являющаяся олицетворением США. История создания кукол в Японии известна давно. Большинство кукол не предназначены для игры, они, как и многое в культуре Японии, существуют для любования и этим близки современным художественным куклам. Они бережно в семье хранятся. В 50 х годах прошлого века появился новый материал – пластик. Это позволило делать куклам волосы наподобие настоящих, что придавало кукле еще большее сходство с человеком. В 1959 году была придумана кукла, перевернувшая все современное производство – это Барби. У нее стилизованная фигура взрослой женщины и лицо, отвечающее идеалам современности (в 70 х, 80 х, 90 х годах у нее менялось лицо). Но нового в кукольное дело она не принесла, единственное, чем она отличалась от других кукол – количеством амплуа, это суперженщина разного этического шика. Желая приблизить куклу к образу человека, используя развитие механики, техники, человек создал кукол, которые двигались, говорили, дышали, плакали и т. д. Они были очень дорогими, не давали полета фантазии ребенка при игре с ними, потому перешли в мир интересов взрослых. Сейчас существуют подобные же куклы, но совершенно другого уровня – интерактивные, созданные в Японии. У наших отечественных кукол тоже богатая история.Простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Они не требуют каких-либо сложных приемов и инструментов для изготовления, имеют элементы, отличающие их от других игрушек. В первую очередь кукла – это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы, которые были посредником между человеком и невидимыми силами природы, как самый доступный и понятный образ. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда. Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны были красочные и яркие праздники, которые сопровождались многообразной символикой. Интересна кукла – «Пеленашка». В старинной русской деревне люди были лишены той элементарной медицинской помощи, какой мы ее представляет сегодня. Рождение ребенка было опасным как для него самого, так и для матери. Сразу же после рождения мальчиков заворачивали в нестиранные рубахи отцов, а девочек – в поневы матери. Таким образом, со старым вещами старались передать младенцам часть жизненных сил родителей. Чтобы сбить злых духов с толку, младенцу в колыбель подкладывали спеленутую куклу, где она, защищая ребенка, находилась до его крещения. Куклы хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка. Считалось, что ограничение движения сделает ребенка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленутый. Спеленутая кукла сопровождала и детские годы. Ведь детские игры – это не только способ познания, но и отображение мира взрослых. В основе изготовления куклы – пеленашки лежит понимание мироздания крестьянами. Куклу изготавливали из куска ношенной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук. Считалось, что с родным домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы, при изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения. Интересна и кукла «Крупеничка». С раннего детства мы помним русскую народную сказку о красавице Крупеничке. У крестьян было особые отношения к гречихе. После уборочной страды куклу- мешочек наполняли отборной крупной нового урожая. Куклу наряжали и берегли в красном углу до следующего урожая, верили, что только тогда год следующий будет сытным и достаточным. Куклу любовно звали Крупеничкой. Позже истоки обряда были утрачены и появились другие имена: Зерновушка, Горошинка. Сегодня кукла Крупеничка переживает второе рождение. Исследования дошкольных психологов выявили строгую зависимость между развитием пальцев рук ребенка и речевой активностью. В Германии для детей 2-3 лет налажено промышленное производство тряпичных кукол, наполненных шариками диаметром 5 мм. Интересны и куклы «Бессонница», «Лихоманки», само название раскрывает их назначение, роль в жизни человека: помочь, оберечь, защитить в этом суровом мире. Самая известная русская кукла – это «матрешка»: Ее происхождения связано с Японией, но и в России были традиции, которые могли предвосхитить появление такой куклы на русской национальной почве – это изготовление и роспись деревянных пасхальных яиц.Кукольное дело широко было развито в Сергиевом Посаде. Куклы различались по качеству, цене, конструкции. Интересны Сергиевопосадские «Этнографические» куклы. Они были такими красивыми, что в 1892 году их послали на выставку в Чикаго, где куклы завоевали золотую медаль. Не отказывали себе в удовольствии общения с куклой и взрослые. Художник Александр Бенуа не только запечатлел их в своих работах, но и был их коллекционером. До 1936 года в Советской России в воспитании ребенка упор делался на процесс труда, т.к. именно труд, а не игра, считалась наиболее полезным и целесообразным знанием для детей. Кукла осталась не у дел. Она была связана с прошлым, со старым бытом. Производство кукол было очень низким. Но постепенно кукол реабилитировали и вернули в детские сады, появились новые типажи: пионерки, комсомолки, работницы. Создаются новые фабрики игрушек. Появляются художественные заведения для художников–игрушечников. Художники старались соединить в куклах обаяние детства и выразительность общего образа. Война отодвинула вопросы производства игрушек на второй план. Одна из наших респонденток сообщила в анкете, что в ее военном детстве были куклы, сделанные из овощей. В современных магазинах можно увидеть кукол из самых различных материалов и самого разного назначения: от пупсов до интерактивных. Но самой любимой всегда будет кукла, сделанная своими руками, оживленная собственной вдохновленной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненной симметрии, но зато в ней будет что-то такое, что мы называем душой. Сейчас в нашей стране наблюдается колоссальный подъем кукольного искусства, так как кукла попала в поле интересов профессиональных художников. Никто уже не удивляется авторским куклам, украшающим современные интерьеры. Как правило, их изготавливают в единственном экземпляре, или небольшими партиями. Человек, создавший свою куклу, вдохнувший в нее жизнь и душу, приобретает прекрасное увлечение, кроме того, кукла требует все больше новых знаний, навыков, расписывать, делать парики и многое другое.Несмотря на обилие кукольной продукции в наши дни в магазинах на все вкусы и запросы, самой дорогой и любимой, оберегаемой и хранимой дома становится та кукла, которую сшил сам.
    Исследуя отношение человека к кукле, я опросила 67 респонденток в возрасте от 9 до 81 года, так как куклам большее внимание уделяет женская половина человечества. Результаты анкетирования я буду использовать в ходе моего сообщения (см. приложение 4).Всю жизнь, начиная с младенчества, нас сопровождают куклы. Не только дети, но и взрослые искренне радуются, получая в подарок куклу. Многие люди долгие годы собирают такие игрушки и гордятся каждым новым пополнением своей коллекции. Особое место в доме занимают куклы, которые дороги нам как память о детстве, людях, их подаривших, или о каком-то особом событии. Из опрошенных на вопрос: Какова роль куклы в вашей жизни? (В каком качестве вы их используете?) 33 ответили: игрушка; 31 – элемент интерьера; 3 – приспособление для чего-либо.
    Вывод: Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Повторяя человека и отталкиваясь от него, кукла связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями Человек и кукла идут, по жизни вместе с глубокой древности, взаимодействуя друг с другом. Кукла преображалась, расширяла круг своего использования волей человека, но и сама многое ему давая: оберегая, развивая, воспитывая, развлекая. Новые технологии и материалы открывают новые возможности для взаимодействия куклы и человека, для приложения творческого потенциала последнего.
      История происхождения первой чердачной куклы.
    Вернёмся к результатам анкеты. На вопрос: Знаете ли вы, что такое чердачная кукла? все опрошенные ответили, что никогда о ней не слышали. Существует легенда о происхождении первой чердачной куклы.Одна женщина сшила ее для своей дочки из ненужного тряпья. Кукла долгое время пролежала на чердаке небольшой кофейной фабрики, забытая своей маленькой хозяйкой, которая время от времени там играла, когда мама брала девочку с собой на работу. За то время, которое кукла провела на чердаке, она успела не только запылиться, но и состариться, и закоптиться. А ещё – она пропиталась ароматами кофе, корицы, ванили и других восточных приправ. И действительно этих кукол специально состаривают, чтобы казалось, что их словно достали с бабушкиного чердака. Такой слегка состаренный вид придаёт куклам особое очарование. От них веет праздником, уютом и … детством. Ароматная чердачная игрушка произошла от тильды (примитивной текстильной куклы, которую сшила норвежская девочка Тоне Финангер). Но чердачная кукла выделилась в отдельное направление. Примитивная тканевая кукла берет свое начало со времен первых Американских поселенцев и Коренных американцев, которые использовали любые подходящие общедоступные материалы, чтобы производить куклы для своих детей. Церковные службы продолжались весь день и куклы помогли занять детей. Матери делали кукол даже из мужских носовых платков и клали кубик сахара или конфетку кукле в голову, чтобы дети во время церковной службы могли её сосать. Изготавливают такие куклы из натуральных материалов (мешки от муки и сахара) в приглушенных, бледных тонах, придавая им простую, часто ассиметричную форму головы и тела. Некоторые не имеют черт лица. Их головы, как правило, редковолосые или совсем лысые. Кроме того используются несовместимые с тканью пуговицы (часто большие пуговицы), которые используются для пришивания частей тела или для нашивания на одежду, что отлично дополняет их внешний вид. На одежде часто вышиваются стихи, поговорки с использованием декоративных швов. Некоторые Примитивные куклы могут держать в руках палки корицы. Иногда куклы держат флаги, мягкую игрушку, домашнюю птицу, гирлянды, шитье и миниатюрные стеганые одеяльца. Для всех примитивов характерна ручная работа. Эти куклы считаются самыми домашними."Примитивные куклы" подразумевают вид кукол потрепанных временем, залюбленных, домашних кукол. На вопрос: Можно ли совместить понятие кукла с искусством, кулинарией или медициной? 48 респонденток ответили нет; 19 – ответили, что можно совместить с искусством. Эти куклы включают в себя характеристики Наивного Искусства - т.е. искусства которое было сделано руками нетренированных (необученных, необразовванных) художников - они характеризуются простыми формами, и невысокой техничностью, неровными линиями и нескоординированными цветами... Простота и удивительное обаяние Примитивов кажется воплощением детских рисунков и несомненно это является одной из главных причин того, что они вызывают у людей положительные эмоции. Эта кукла стала очень популярна в наше время. Те, кто хоть однажды видел чердачную куклу, ощутил волшебный аромат, исходящий от нее, уже не смогут забыть этого волшебного ощущения. Такая кукла может стать настоящим талисманом домашнего уюта – исходящий от нее тонкий запах ванили и кофе, корицы и пряных трав придает новые краски и оттенки уже устоявшемуся быту. Вывод: Чердачная кукла – это великолепнейший, и что самое главное, отнюдь не банальный подарок.

      Практическая работа «Чердачная кукла».

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В работе применен проектный метод, итогом которого было:1. Проведение мастер-класса (Приложение 2) по изготовлению чердачной куклы с воспитанниками группы кратковременного пребывания и педагогическими работниками: воспитателем и помощником воспитателя. В ходе изготовления чердачных кукол особых трудностей не возникало ни у детей, ни у взрослых, ведь технология изготовления сама по себе проста, главное терпение и желание. У всех куклы получаются разными, похожими на своих творцов. Педагоги отметили, что такие куклы, в силу своих внешних и развивающих качеств, с радостью будут приняты детьми. Педагоги так оценили свое участие в мастер-классе:- «Изготовление кукол очень увлекательное, интересное и несложное занятие, чем можно заняться в кругу семьи со своими детьми».- «С куклами можно играть, одновременно развивая мелкую моторику».- «Данные куклы вызывают положительные эмоции не только у детей, но и взрослых».

    На куклу не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

    Она не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа.

    Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Если детям в семье не уютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в темной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел.
    С самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства.
    Гипотеза исследования подтвердилась – процесс изготовления куклы и есть искусство.

    Кукла – сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и проч. подобие человека, иногда животного (В.И. Даль)

    Археологи, искусствоведы: кукла – любые фигурки человека, в частности, идолов, истуканов. От слова кулак.

    Появилась в эпоху мезолита, раннего неолита. Кукла помогала

    В ритуалах, обрядах, поминальных культах предков, заменяла людей в обрядах жертвоприношения

    Оберегала от болезней, несчастий, плохой охоты, голода, бесплодия

    Спутница шамана в обрядах, брала на себя болезни

    Символ перехода из одного состояния в другое, символ перехода во времени, в пространстве

    Символ того таинственного, что сокрыто в людях

    Куклы живут в мире людей, они рассеяны среди нас: манекены демонстрируют нам одежду, куклы украшают витрины кондитерских и кафе, являются подарками и авторскими изделиями, помещаются на капот лимузинов на свадьбах, имеются практически в каждом доме, особенно много их там, где есть дети, кукол размещают среди цветов на могилах дорогих людей и гробницах фараонов, скульптурные группы украшают дома, на улицах и площадях, мостах и в парках мы видим памятники и фигуры людей из металла и мрамора. Эти фигуры везде безмолвно говорят нам о многом, присутствуют и поражают своей необходимостью и уместностью. Куклы – продукт человека, его дитя, дело рук. Они не мешают миру людей, они являются неотъемлемой частью этого мира.

    В традиционном представлении современного человека слово “кукла” ассоциируется, прежде всего, с детской игрой. Для ребёнка она – модель и отражение окружающего мира. Но так было не всегда.

    Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их накапливалось до ста штук. Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали кукол. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Их брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку. Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста, коса до пояса, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс по созданию русской традиционной куклы "Благополучница"

    Мастер-класс по изготовлению русской традиционной куклы "благополучница" был подготовлен к проведению школьного мероприятия "День науки" по предмету "Психология" для учащихся средней и старшей школы....

    Презентация к мастер-классу по изготовлению русской традиционной куклы "Благополучница"

    Презентация сопровождает проведение мероприятия по русской традиционной кукле "Благополучница" и служит наглядным пособием по ее изготовлению....