• Родители, которые портят жизнь своим детям: основные признаки. Десять способов испортить ребенку взрослую жизнь Портят детей

    К сожалению в современном мире родительский пример всё чаще имеет пагубное влияние на личность ребенка.
    Пишет автор: Я детский психолог, и я временами жутко задалбываюсь. Моя главная проблема - родители моих маленьких клиентов, которые сами их уродуют. Вот не знаю - это лично мне так «везёт» или и в самом деле чуть ли не у половины детей, которых к психологу направляют врачи или педагоги с подозрением на разные расстройства (именно так ко мне приходит большинство клиентов), диагноз один: окружающие взрослые - идиоты.

    Случай № 1

    4-летний мальчик ведет себя агрессивно, кидается на других детей на площадке и обижает младшую сестренку. Уже через 10 минут общения с его мамой и отчимом всё становится очевидно. В семье даже взрослые не знают слов «извините», «пожалуйста» и «спасибо». У них принято общаться с помощью ора друг на друга и угроз «щас как врежу». Самое ласковое, что при мне сказали ребенку: «Заткнись, гаденыш!». И вообще, отчиму ребенка (стареющему гопнику, которому по паспорту за 40, а по уму - лет 13–14) кажется, что научить малыша на любые слова бабушки отвечать: «Заткнись, сука старая!» - отличная остроумная шутка. В общем, нет у мальчика никаких расстройств, просто на родителей похож.

    Случай № 2

    6-летняя девочка Саша говорит о себе в мужском роде и пытается всех убедить, что она мальчик Саня. Расстройство гендерной идентификации? Да ни фига. Просто папа с мамой хотели второго сына и с младенчества твердят дочери, как жаль, что она не родилась мальчиком. На любое проявление слабости говорят: «Что ты как девчонка?!» (алё, гараж, ваш ребенок вообще-то и есть девчонка!), а просьбу купить красивые туфельки воспринимают как признак, что дочь вырастет проституткой - это слово она уже отлично знает. Со старшим братом девочки при этом носятся как с писаной торбой: он же мальчик. У Саши, естественно, два выхода: либо навеки признать себя человеком второго сорта, либо пытаться хоть как-то стать человеком первого сорта. Она выбрала последний вариант. И это совершенно нормально для человека со здоровой психикой. Ненормально - так загадить умненькой и не по годам развитой девочке голову еще до школы!

    Случай № 3

    Первоклассник постоянно пытается лезть к другим детям в трусы, пристраивается сзади, имитируя половой акт, и уговаривает девочек станцевать стриптиз. Тревогу забили родители девочки, которой он предложил за шоколадку, цитирую, «пососать ему писю». Повышенный интерес к этой теме в таком раннем возрасте может быть симптомом нескольких больших проблем. Либо ребенка развращали, либо у него серьезный гормональный сбой (взрослый гормональный набор в теле ребенка), либо некоторые проблемы с корой головного мозга. Однако выясняется, что просто папа ребенка считает совершенно нормальным в присутствии сына смотреть на компе порнушку: «А чё такого? Он же маленький, не понимает ничего. А если и понимает - пусть мужиком растет, гы-гы-гы».

    Случай № 4

    10-летняя девочка буквально ненавидит всех мальчиков и любые намеки на межполовые отношения. На соседа по парте, который сказал, что она красивая, налетела фурией и разбила ему нос. Выясняем, что вся ситуация возникла из-за мамы девочки. Это мать-одиночка. Женщина с бурной, но не очень счастливой личной жизнью. Череда «новых пап», некоторые из которых не продержались и трех месяцев (а один из них девочку еще и бил), и «мы с ней как подружки, я ей всё-всё рассказываю». То есть мама сделала дочь конфиденткой. Ребенок с раннего детства в курсе, у кого из маминых дядь проблемы с потенцией, у кого - ревнивая жена, подкарауливающая маму на работе у проходной, кто «жмот, даже колечко не купил», от кого она сделала три аборта и так далее. Мама искренне считает, что готовит девочку к взрослой жизни. Девочка считает, что взрослая жизнь - это только бесконечные разборки с чьими-то женами, аборты и нестоящие члены, и в гробу всё это видела (и ее в данном случае сложно не понять).

    Случай № 5

    10-летний мальчик. Редкий случай. Ребенка привела мама с запросом: «Сделайте что-нибудь! Он раздражает отца». Вообще, поиск « волшебной кнопки», на которую можно нажать, чтоб ребенок стал удобным - любимая тема родителей, которые приводят детей сами. В общем, ситуация почти классическая: папа время от времени находит новую любовь и уходит к ней, потом мама отвоевывает его обратно борщами и шелковыми халатиками. Некоторое время в семье идиллия, а затем всё повторяется. Промежутки становятся всё короче, а ребенок вообще «всё портит» - относится к папе как к папе, а не как к восточному падишаху. Недавно - подумать только! - попросил страдающего от похмелья родителя помочь ему решить задачу. Мальчишка был обматерен и получил такой подзатыльник, что улетел к стене. Ответ: «Лучше, блин, папе выпишите целебных пенделей!» Понятное дело, это не вписывается в рамки профессиональной этики, но это едва ли не главное, что в данном случае приходит в голову.

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    Разницу между неблагодарными детьми и жертвами токсичного воспитания помогают видеть специалисты. Например, клинический психолог Сет Майерс (Seth Meyers) и профессор Престон Ни (Preston Ni) в своих статьях рассказывают о родительском поведении, которое портит жизнь детям. Впрочем, воспитание - тяжелый труд, а потому упрекать родителей в «неидеальности» кощунственно. С таким же успехом можно заявить, что супергерои «как-то неконцептуально спасают мир». Грань между родительскими ошибками и откровенным вредительством бывает тонкой. В этой статье речь пойдет о людях, которые морально калечат своих детей. Как их распознать и защититься - читайте далее.

    7. Следуй моим указаниям - в плохих результатах вини себя

    С ребенком родитель-нарцисс ведет себя по-хозяйски . Активно занимается планированием жизни чада, на возражения реагирует негативно. Последствия удушающего контроля во внимание не принимаются. Если что-то идет не так, виноват «исполнитель».

    «Неважно, чье решение правильное, твое или мое. Главное, чтобы не твое», - вот главный девиз токсичного родителя.

    8. Уйди прочь - не бросай меня

    В нормальных семьях желание взрослого ребенка отделиться воспринимают адекватно. Для токсичных родителей сепарация детей - как запуск марсоходов: событие вроде реальное, но происходит редко, где-то далеко и не здесь.

    Ребенка под любым предлогом не выпускают из поля досягаемости , но регулярно попрекают квадратными метрами . Полноценное участие в семейном совете тоже под запретом.

    Чего на самом деле хочет токсичный родитель? Чтобы взрослый ребенок оставался под боком, но вел себя тихо и покорно.

    9. Принимай помощь - прекрати меня «доить»

    Родители предлагают некую услугу, без которой можно обойтись. Отказ провоцирует обиду. У ребенка мелькает мысль: «Родители, наверное, хотят чувствовать себя нужными». Помощь принята, благодарность адресована, ответная услуга оказана (о детях-нахлебниках речь не идет). Хеппи-энд? Он не наступит, потому что токсичные родители извратят сюжет этой истории. Согласно их версии, пожизненное рабство - адекватная плата за банку варенья.

    Дети дважды превращаются в моральных заложников:

    • При попытке отказаться от помощи родителей . Вроде нехорошо воротить нос, когда близкие люди стараются угодить.
    • Получив статус «вечный должник» . Родители так тяжело трудились на даче - разве сложно им помочь? Даже если «помочь» означает «срочно приезжай в 9:00 в субботу - забери ведро гниющих яблок».

    Позволяющих защитить свои границы и не довести отношения до сжигания мостов. Для начала, например, стоит принять важные факты:

    • Прошлое не исправить.
    • Токсичные отношения похожи на хроническое заболевание: «исцелить» их вряд ли удастся, поэтому главная цель - избежать обострений.
    • Жить отдельно и по своим правилам.
    • Не участвовать в решении мелких будничных проблем родственников.
    • Ограничивать доступ на свою территорию.
    • Накапливать опыт, игнорируя родительское «я лучше знаю, как поступить».
    • Распоряжаться своими ресурсами: временем, силами, зарплатой.
    • Не жертвовать личными интересами ради сиюминутного родительского «надо».

    Важно помнить: эти права актуальны для обеих сторон. Нельзя отгораживаться от родителей, одновременно воспринимая их помощь как должное.

    Мы будем рады, если перечисленные ситуации вы охарактеризуете емким словом «дичь». Значит, ваших родителей можно поблагодарить за адекватность и доброту. Если же истории затронули душевные струны - поделитесь опытом. Удалось ли вам противостоять давлению токсичных родителей?


    Страница 1

    «10 главных ошибок родителей, которые портят детей»
    Страница 2
    Елена Шевченко www.myhappykid.ru
    Предисловие
    «Причина ошибки – незнание лучшего».
    Демокрит
    Дорогой родитель, я приветствую Вас на страницах своей книги.
    Теперь эта книга Ваша.
    Уверена, что когда Вы прочитаете ее, и будете применять на практике, Ваши отношения с ребенком намного улучшатся!
    Эта информация очень поможет всем мамам и папам , а также бабушкам и дедушкам. Особенно тем, кто время от времени сталкивается со сложностями во взаимодействии с ребенком.
    Я не буду писать о важности темы общения с ребенком. Если
    Вы читаете эти строки, значит, и так понимаете это.
    Эта книга написана в виде описания самых главных ошибок родителей, сильно влияющих на отношения с ребенком, на его эмоциональное развитие и поведение.
    Почему я выбрала именно эти проблемы?
    1.
    Потому что эти родительские реакции очень распространены.
    2.
    Потому что эти реакции автоматические. Так вести себя для нас очень привычно. Скорее всего, это принято и в
    Вашем окружении. И, наверняка, воспитывая Вас, Ваши родители вели себя подобным образом. И поэтому, чаще всего мы даже не осознаем, что и как делаем не правильно и во вред ребенку.

    «10 главных ошибок родителей, которые портят детей»
    Страница 3
    Елена Шевченко www.myhappykid.ru
    Не буду томить Вас.
    Итак, что же это за ошибки:
    1. Когда ребенок не слушается Вас, Вы настаиваете на своем, давите авторитетом, угрожаете и т.д.
    2.Родители сильно хотят быть хорошими, вместо того, чтобы быть живыми и естественными.
    3. Слишком много «нельзя!»
    4.
    Родители очень живо и эмоционально реагируют на неудачи ребенка и его негативное поведение. А хорошее воспринимают как само собой разумеющееся.
    5. Предоставляя ребенку больше свободы и самостоятельности в чем-то, родители создают только видимость доверия, продолжая сильно контролировать ребенка.
    6.
    Родители чрезмерно хвалят ребенка.
    7.
    Родители пытаются заставить ребенка быть «хорошим человеком».
    8.
    Родители пытаются защитить ребенка, вмешиваясь в его социальную жизнь.
    9.
    Родители посвящают себя полностью ребенку, забывая о своих собственных потребностях и интересах.
    10.
    Родители чрезмерно стимулируют развитие ребенка.
    Так как же вести себя конструктивно в этих ситуациях?
    Давайте разбираться!
    Итак, читайте и применяйте на практике каждый день!

    «10 главных ошибок родителей, которые портят детей»
    Страница 4
    Елена Шевченко www.myhappykid.ru
    Первая ошибка: Когда ребенок не слушается Вас, Вы
    настаиваете на своем, давите авторитетом, угрожаете и т.д.
    Такое происходит в каждой семье практически каждый день.
    И родителей можно понять! Казалось бы, а что еще сделать?
    Просто отступить и позволить ребенку делать то, что ему хочется?
    Представим ситуацию: Вечер, время ложиться спать. А ребенок кричит: «Не пойду спать!»
    Вы, конечно устали, чувствуете, как накатывает раздражение.
    Что Вы хотите? Чтобы ребенок послушался и пошел спать.
    И начинаете уговаривать и настаивать, вплоть до угроз и крика. Назревает конфликт! Но результата по-прежнему нет, ребенок отказывается идти спать. У детей очень сильная энергия. Они способны упрямиться очень долго.
    В этой точке нам уже трудно совладать с собой. Трудно остановиться и подумать, а как я могу добиться нужного результата, но конструктивно? А именно это и нужно сделать!
    Важно дать себе время разобраться, а ребенку дать возможность объяснить Вам, что с ним сейчас происходит.
    Обстановка обостряется, отношения ухудшаются. Контакт потерян, а значит и возможности влиять на ребенка тоже.
    Как же этого не допустить?
    Нужно постараться понять ребенка, поставить себя на его место. Ему , а мысль о сне навевает уныние.

    «10 главных ошибок родителей, которые портят детей»
    Страница 5
    Елена Шевченко www.myhappykid.ru
    Но просто понимание к результату не приведет. Важно донести до ребенка, что Вы его понимаете.
    Например: «Тебе интересно играть и совсем не хочется
    заканчивать и идти спать».
    Малыш скорее всего кивнет или ответит: «Да».
    Вы продолжаете: «И тебе хочется еще поиграть».
    Ребенок: «Да-а-а».
    Вы: «Ты хочешь, чтобы и укладываться спать было интересно».
    Ребенок соглашается уже веселее. Контакт налаживается.
    Вы: «Давай мы с тобой пойдем посмотрим как там поживают
    твои зубки, почистим их. А потом я почитаю тебе очень
    интересную книжку. Какую бы ты хотел?»
    Вариантов можно придумать много разных, зная конкретного ребенка, его интересы.
    В этом разговоре с ребенком Вы проявляете сочувствие и понимание его нужд и потребностей в настоящий момент.
    Важно:
    Необходимо в процессе такого разговора получить от малыша ответ «да» несколько раз. Это значит, контакт налажен. И ребенок захочет пойти Вам навстречу!

    «10 главных ошибок родителей, которые портят детей»
    Страница 6
    Елена Шевченко www.myhappykid.ru
    Вторая ошибка: Родители сильно хотят быть хорошими,
    вместо того, чтобы быть живыми и естественными.
    «Благими намерениями вымощена дорога в ад».
    Любой ребенок время от времени делает что-то, что может совсем не нравиться родителям.
    Например: рвет книжки, портит игрушки. Родителей на самом деле это сильно раздражает, им жалко вещи. Но они играют в
    «хороших», сдерживаются, боясь быть чрезмерно строгими или сильно ограничить ребенка.
    Но через какое-то время Ваше затаенное от ребенка недовольство обязательно прорвется! И эта реакция будет, скорее всего, уже неадекватна тому поступку, который ее вызвал. И ребенок почувствует, что доверия между вами не было, что было притворство. И это уже угроза отношениям!
    Если Вы играете в «хороших родителей», Вы дезориентируете ребенка. Он просто перестает понимать Вас и Ваши чувства.
    Что Вам нравится, а что нет? От чего Вам больно, а от чего хорошо? И он действует исходя из этого непонимания, исходя из созданного Вами обмана.
    Если Вы находитесь в настоящем моменте, и реагируйте адекватно ему и искренне, ребенок всегда поймет и не обидится на Вас. Потому что Ваша реакция будет уместной.
    Например, дочка сломала Вашу губную помаду.
    Вы говорите: «Знаешь, мне очень жалко эту помаду, мне так
    она нравилась! Я знаю, ты не специально, я не виню тебя. Но мне
    грустно».

    «10 главных ошибок родителей, которые портят детей»
    Страница 7
    Елена Шевченко www.myhappykid.ru
    Взаимодействуйте
    с
    ребенком
    в
    настоящем,
    реагируйте искренне на то, что происходит. Тогда между
    вами будет настоящий контакт!
    Третья ошибка: Слишком много «нельзя!»
    «Сначала родители ждут, когда дети начнут ходить и говорить, а потом делают все, чтобы они сидели и молчали».
    Попробуйте посчитать сколько раз за день Вы одергиваете своего ребенка , делаете ему замечания, говорите: «нельзя!»,
    «хватит»!, «не трогай это!», «прекрати!» и т.д.
    А потом - сколько раз хвалите и восхищаетесь.
    Исследования в Америке показали, что пропорция 16:1, это когда ребенок дошкольного возраста. В школьный период соотношение уже 18: 1.
    Мои наблюдения показывают, что в нашей стране ситуация, к сожалению, аналогичная.
    А потом, когда ребенок подрастает, мы удивляемся, почему он такой безынициативный и нерешительный и упрекаем его уже за это.

    «10 главных ошибок родителей, которые портят детей»
    Страница 8
    Елена Шевченко www.myhappykid.ru
    Суть в том, что абсолютно все действия ребенка направлены на изучение окружающего мира и его исследование.
    Когда Вы видите, что он копается палкой в грязи или моет руки в луже, Вам кажется это глупым, бесполезным и негигиеничным. А для него в этом есть огромный смысл! Он познает этот мир. Способы этого познания выбирает он сам, следуя за своим интересом.
    Подумайте, ведь не только ребенок, но и взрослый с упоением занимается лишь тем, что для него действительно важно, в чем он видит смысл.
    К сожалению, в жизни многих взрослых как раз этого очень не хватает. Может быть, потому что и наши родители в свое время не позволили нам ощутить до конца счастье познания и исследования и внушить чувство уверенности в себе. Выбрав дисциплину, чистоту и порядок. А в результате, став взрослыми, мы страдаем от неверия в себя, непонимания своих истинных желаний и потребностей.
    Как же вести себя? Все разрешать?
    Надо выяснить, зачем ребенку то, что он делает. И создать ему условия для того, чтобы он делал то же в условиях безопасных и приемлемых для Вас. Необходимо показать ему, что для Вас важны его интересы, Вы уважаете их. И тогда возможно будет прийти к компромиссу, договориться.
    Просто чаще задавайте себе вопрос: «Что делает ребенок?
    Почему для него это важно?» Когда ответ будет, Ваша реакция на его поведение станет адекватной.

    «10 главных ошибок родителей, которые портят детей»
    Страница 9
    Елена Шевченко www.myhappykid.ru
    Важно:
    Запрещая что-то, сильно акцентируя на этом внимание, мы создаем еще больший интерес к этому.
    Четвертая ошибка: Родители очень живо и эмоционально
    реагируют на неудачи ребенка и его негативное поведение.
    А хорошее воспринимают как само собой разумеющееся.
    Например, Вы заняты своими делами и не обращаете на ребенка пристального внимания. Вдруг он падает и ударяется, и тогда Вы бежите на помощь, обнимаете, жалеете. И в ближайшие полчаса все свое внимание безраздельно отдаете ему.
    Или, если ребенок получил двойку, начинаете усиленно заниматься с ним, уделяя максимум своего внимания.
    То есть, когда все хорошо, Вы обращаете на него мало внимания, а когда плохо – бежите к нему со всех ног.
    Как Вы думаете, реагируя на Ваше поведение, какой вывод
    подсознательно делает ребенок?
    Он будет часто бессознательно создавать подобные негативные ситуации, для того чтобы просто привлечь Ваше внимание.
    Все, чему родители уделяют очень большое внимание, становится часто повторяющимся поведением.
    Что делать?
    1.
    Реагировать менее бурно на негативное поведение или события. Или, если это возможно, не реагировать вообще.

    «10 главных ошибок родителей, которые портят детей»
    Страница 10
    Елена Шевченко www.myhappykid.ru
    2.
    Чаще и сильнее реагировать на хорошее. Хвалить, восхищаться. А главное – чаще быть полностью с ребенком в хорошие и радостные моменты.
    Пятая ошибка: Предоставляя ребенку больше свободы и
    самостоятельности в чем-то, родители создают только
    видимость доверия, продолжая сильно контролировать
    ребенка.
    Например, Вы договорились с ребенком, что теперь он ответственен за порядок в своей комнате. Сами же продолжаете регулярно проверять, есть ли порядок. И если что-то не по-Вашему, исправляете это сами или заставляете ребенка.
    А сейчас, представьте, что Вы посадили цветок, и каждый день выкапываете его, чтобы проверить, как он прижился, пустил ли корни.
    Здесь ситуация похожая.

    «10 главных ошибок родителей, которые портят детей»
    Страница 11
    Елена Шевченко www.myhappykid.ru
    Чтобы сформировалась ответственность, чувство хозяина, свой стиль в уборке нужно время!
    Как же быть?
    Если Вы решили доверить ребенку какой-то участок, отдайте его ему полностью! Потому что ребенок становится более осознанным , взрослеет только когда лишается контроля.
    Только тогда он сможет ЗАХОТЕТЬ чистоты и порядка, так же как и Вы.
    Помогать и вмешиваться необходимо только в том случае, если у ребенка не хватает какого-то навыка или знаний. Или чего-то материального. Например, можно помочь, купив красивые коробки, по которым ребенок мог бы аккуратно раскладывать свои вещи и игрушки. И лучше выбирать эти коробки вместе!
    Или, если ребенок уже достаточно взрослый, доверить и этот выбор ему.

    «10 главных ошибок родителей, которые портят детей»
    Страница 12
    Елена Шевченко www.myhappykid.ru
    Шестая ошибка: Родители чрезмерно хвалят ребенка.
    Да, во всем должна быть мера, даже в хорошем!
    Чем грозит слишком частая похвала?
    Тем, что она обесценивается, перестает приносить радость, воспринимается как само собой разумеющееся.
    Родителям важно разграничивать какие-то обыденные действия ребенка от значимых поступков. И чаще хвалить именно за важное.
    Говоря о теме похвалы очень важно следить за тем, чтобы похвала не выглядела всегда как оценка. Например, вместо
    «Молодец!», лучше сказать: «Как мне нравится, как ты
    рисуешь!», «Как здорово!»
    Почему?
    Дело в том, что часто получая оценки от родителей, ребенок очень быстро «подсаживается» на это. Начинает что-то хорошее делать ради оценки. И в дальнейшем, может сложиться так, что он будет получать удовольствие и радость не от самого процесса делания чего-то или от хорошего результата, а именно от оценки. Не только Вашей, но и других значимых в его жизни людей (других родственников, учителей, друзей и т.д.).
    А это очень сильно ограничивает жизнь уже взрослого человека, делает его зависимым от мнения других.

    «10 главных ошибок родителей, которые портят детей»
    Страница 13
    Елена Шевченко www.myhappykid.ru
    Седьмая ошибка: Родители пытаются заставить ребенка
    быть «хорошим человеком».
    Например, ребенок играет на детской площадке в свои игрушки. И не хочет делиться ими с другими детьми. Это его право! До определенного возраста такое поведение абсолютно естественно и нормально.
    Что делают родители?
    Говорят: «Петя, быть жадным плохо, надо делиться с другими
    ребятками. Ну ка, дай мальчику машинку поиграть!»
    К сожалению, такие нравоучения ничего кроме внутреннего протеста не вызывают.
    Или родители, например, заставляют ребенка, просить прощения.
    Таким поведением Вы не сформируете в ребенке ни щедрость, ни великодушие.
    Такие важные качества человека воспитываются только собственным примером, а не морализаторством и давлением.
    Такие поступки (дать поиграть игрушку, попросить прощения)
    – искренние порывы души ребенка, которые нельзя навязать и вызвать насильно. Только тогда они ценны!
    Что же делать?
    1.
    Демонстрировать такие качества своим поведением.
    Например, делиться при ребенке чем-то с самим ребенком, близкими, друзьями.
    2.
    Если Вы в чем-то не правы, например, перегнули палку с наказанием, спокойно попросите прощение у ребенка.

    «10 главных ошибок родителей, которые портят детей»
    Страница 14
    Елена Шевченко www.myhappykid.ru
    Например, можно сказать: «Ты прости меня, пожалуйста,
    что я накричала на тебя. Я очень устала на работе. И у
    меня плохое настроение. Ты тут совсем не при чем!»
    Важно делать это искренне , не играя. Нет урока лучше!
    3.
    Радоваться за ребенка, гордиться им, когда он искренне и по собственной инициативе проявляет щедрость, доброту, великодушие.
    Восьмая ошибка: Родители пытаются защитить ребенка,
    вмешиваясь в его социальную жизнь.
    Самый простой пример – ребенок играет на площадке, общается, и вдруг кто-то из окружающих детей толкает его или отбирает что-то.
    Родители в этом случае часто бросаются на помощь, отчитывая обидчика и восстанавливая справедливость.
    Казалось бы, такая естественная и понятная реакция! Кто же будет спокойно смотреть, как обижают его малыша?!
    Правда в том
    , что нужно обязательно давать ребенку возможность справиться самому. Это важный социальный опыт!
    Вмешиваться нужно только в крайнем случае, когда есть угроза здоровью ребенка (например, ребенок пришел из школы и

    «10 главных ошибок родителей, которые портят детей»
    Страница 15
    Елена Шевченко www.myhappykid.ru говорит, что его собираются избить). Или когда Вы видите, что ребенка обижают регулярно и сам он явно не справляется.
    Ваша поддержка в сложных ситуациях, безусловно, очень нужна ребенку! Но важно, чтобы она выражалась в Вашей вере в его собственные силы. В демонстрации ребенку этой веры. В обучении ребенка тому, как защищать себя. В помощи ему лучше узнать и понять самого себя. В чем его сила? А что нужно еще развивать?
    Девятая ошибка: Родители посвящают себя полностью
    ребенку, забывая о своих собственных потребностях и
    интересах.
    «Главная задача матери – научить ребенка любить жизнь».
    Обычно это больше свойственно мамам. И к этому приводит чрезмерное стремление быть хорошей, даже идеальной мамой.
    К сожалению, результат обычно, бывает обратный.
    Для того, чтобы ребенок вырос здоровым, счастливым и успешным человеком ему тоже нужен пример. И этим примером должны быть Вы!

    «10 главных ошибок родителей, которые портят детей»
    Страница 16
    Елена Шевченко www.myhappykid.ru
    Для ребенка крайне важно, чтобы родители были здоровы, благополучны и умели испытывать радость и удовольствие от жизни.
    Поэтому очень важно самим заботиться о себе и учить ребенка проявлять заботу и внимание по отношению к Вам и другим людям. Не заставляя, а показывая пример. Благодаря ребенка, когда он сам делает это.
    Если ребенок видит, что весь мир вертится вокруг него, в нем формируются качества эгоиста. В дальнейшем, скорее всего, его мало будет волновать Ваше самочувствие и окружающие люди вообще. Ему будет трудно строить отношения с другими.
    Потому что его мировоззрение будет неадекватным.
    Ребенок – один из членов семьи, а не кумир. Важно стараться жить ВМЕСТЕ с ним, а не ДЛЯ него.
    Важно:
    Все члены семьи должны с уважением относиться к нуждам других.
    Например, Вы с удовольствием красиво оделись и идете в театр. Домашние восхищаются и радуются за Вас. Или Вы отдыхаете с книжкой на диване, другие уважают эту Вашу потребность, а не говорят: «Разлеглась опять!»
    Важно чтобы ребенок видел , как папа помогает маме по хозяйству и заботится, чтобы мама сильно не уставала. А когда папа приходит с работы, мама проявляет заботу о нем. А не говорит с порога: «Ну ка, мусор вынеси!»

    «10 главных ошибок родителей, которые портят детей»
    Страница 17
    Елена Шевченко www.myhappykid.ru
    Десятая ошибка: Родители чрезмерно стимулируют
    развитие ребенка.
    «Ребенок, как растение, растет в своем темпе, не тяните его за верхушку».
    Считается, что детский возраст до 7-ми лет - это период игр. И в этот период очень важным является формирование правильного мировоззрения ребенка, его отношения к себе, другим и жизни вообще. Его
    эмоциональное
    развитие!
    Но часто мы видим, как родители, из самых благих побуждений, торопятся развивать ребенка, причем именно
    интеллектуально
    Они заставляют его заниматься, навязчиво, через «не хочу», занимаются вмести с ним, а иногда и вместо него…
    Да, возможности ребенка огромны. И действительно, при желании можно научить ребенка читать и делать другие умные вещи и в 2 года. Но зачем? Всему свое время.
    Усилив акцент на интеллектуальном обучении, Вы неизбежно ущемите ребенка в развитии в эмоциональном. А это для формирования человека успешного и счастливого гораздо важнее!
    В каждый период жизни ребенка важно поддерживать и питать его в той точке развития, в которой он находится.
    Например, в 1-3 года меньше ограничивать в действиях и познании мира. В школьные годы – культивировать позитивное отношение ребенка к учебе, стимулировать его интерес.

    «10 главных ошибок родителей, которые портят детей»
    Страница 18
    Елена Шевченко www.myhappykid.ru
    Наша книга подходит к концу, дорогой читатель!
    Безусловно, жизнь гораздо богаче книг, она и есть наш главный учитель.
    Но часто, такие уроки бывают очень болезненны, особенно от того, что что-то менять уже поздно. Поэтому, читайте, изучайте и делайте свою жизнь и жизнь Вашей семьи гармоничнее и светлее!
    Достаточно часто в моей практике бывают случаи, когда зная как вести себя правильно и эффективно, человек все равно совершает прежние ошибки. Потом винит себя, но ничего не может с собой поделать.
    К сожалению, на страницах этой книги невозможно дать психологические рекомендации, которые на 100% подошли бы всем.
    Каждый случай индивидуален. Мы своей личностью привносим в свою семью ту или иную жизнь.
    Поэтому, очень важна и нужна индивидуальная работа. , но внутренне работаете над собой. И, безусловно, здесь необходима помощь консультанта, психолога.
    В моей практике, результаты такой совместной работы всегда значительные.
    Я провожу индивидуальное консультирование в г. Москве. Для тех родителей, которые живут в других городах, организуется консультирование по скайпу.
    Если Вы хотите заказать индивидуальную консультацию, обращайтесь!
    Адрес моей электронной почты:
    [email protected]
    Будем разбираться и искать новые пути вместе!


    Как только в жизни ребёнка появляется школа, отношения в семье часто кардинальным образом меняются. Ссоры и скандалы из-за несделанных уроков, плохих оценок и баллов ЕГЭ буквально превращают до сих пор любящих друг друга людей чуть ли не во врагов. Что делать, если между вами и ребёнком встала школа?

    В каких случаях родителям стоит посмотреть на себя со стороны, признать и исправить свои ошибки? Рассуждает Дима Зицер, доктор педагогических наук, директор Института неформального образования INO :

    1. Позиция родителей: Ребёнку нужна строгая учительница, у которой высокие результаты.

    Дима Зицер : Что происходит, когда ребёнок попадает к требовательной учительнице? Его подавляют, он учится подчиняться, «отключать» свою волю. Такой ученик становится очень удобным для диктатора. Худшая формулировка взрослых при этом (не только учителей кстати): «Делай, потому что я так сказал». В такой ситуации ребёнок точно не научится принимать решения, выбирать, окончательно забудет, чего он сам хочет. Зато наверняка научится другому: он не должен задавать вопросы, надо подчиняться, кто сильнее, тот и прав. Он постепенно может потерять способность даже анализировать самостоятельно. Либо, вырастая, ребёнок становится сам агрессором и диктатором — дабы подавлять уже других. Причём часто это происходит не по злому умыслу.

    Выбирать учителя надо обязательно вместе с ребёнком. Сейчас такая возможность есть всегда, потому что дети перед поступлением в 1 класс ходят на подготовительные курсы. В 6 лет ребёнок вполне может осознанно высказать своё мнение, особенно если родители его любят и поддерживают. Поэтому уходите от категорий: добрая-злая, строгая-нетребовательная... Может ли учитель сделать так, чтобы ребёнок развивался, не потерял любопытство, чтобы у него было право задавать любые вопросы (потому что это основа учения)? Вот это главное.

    2. Позиция родителей: Ребёнка лучше отдавать в «сильную» школу, гимназию или лицей, где много требуют.

    Дима Зицер : Начнём с того, что неправильно в отношении детей использовать глагол «отдавать» — это же не вещи. Какой должна быть школа? Интересная, напряжённая в том смысле, чтобы ребёнок мог развиваться. Чтобы ребёнку было в ней комфортно. А не по принципу: эта школа модная, престижная. Или: «там ему не дадут спуску». Мы же хотим, чтобы дети сохранили те самые человеческие качества, о которых мы сказали выше. А если у ребёнка после школы и выполнения уроков вообще не остается времени на себя, он тут же начнет делить свою жизнь на плохое и хорошее. И очевидно, в какой категории окажется школа и всё, что с ней связано. А дальше родители пойдут к психологу: «Мой ребёнок стал ленивым, он совсем ничем не интересуется, он совершенно не любопытный». Человек должен учиться с удовольствием.

    3. Позиция родителей: Ребёнка надо нагрузить дополнительными занятиями и секциями помимо школы. Если он никуда не ходит, это плохо.

    Дима Зицер : Тем, кто так думает, я советую оглянуться вокруг: как сложилась жизнь людей, которые поступали именно так, например ваших родителей или родителей ваших друзей? По логике, мы сейчас с вами должны жить среди великих спортсменов, поэтов, художников, инженеров. Но почему-то этого не происходит. И если мы зададимся этим вопросом, то вынуждены будем признать, что в логике выше сказанного есть какой-то изъян. Но мы же способны не повторять чужие ошибки! Здорово, если человек занимается тем, что он любит. Идеально, если ребёнку тоже нравится музыкальная школа или спортивная секция, куда его отвели родители. Но чаще всего это вызывает сумасшедшее сопротивление. А в 7 лет ребёнок сопротивляться не очень-то может. Потому что боится, не хочет огорчать родителей или просто не в состоянии внятно сформулировать отказ. Вот и получается, что ребёнок учится тому, что не любит, не понимает, зачем ему это делать, не может в этом направлении развиваться, даже с самым хорошим педагогом. Получается такая тюрьма для ребёнка. Разве вам его не жаль?

    Если ребёнок отказывается посещать любые занятия, значит, как-то много уже у него этого было в жизни. Родители явно хватили через край. Другая распространённая ситуация. Ребёнок пробует чем-то заниматься и бросает. Родители этого очень боятся. Но ведь это очень хорошо — пробовать и бросать. Это поиск, что очень характерно для детей 6-7 лет. Взрослые же именно так и поступают — выбирают театр, кино, книжки, даже партнёров.

    4. Позиция родителей: Ребёнку надо активно помогать делать уроки или хотя бы контролировать их выполнение.

    Дима Зицер : Прежде всего, отнеситесь к домашним заданиям спокойно. Если ребёнок хочет делать дома уроки — это некая форма ненормальности. Вот это должно взволновать родителей! Много детей вы видели, которые хотят делать уроки? Приходят домой из школы и говорят: «Ну-ка, я сейчас вместо того чтобы поиграть или погулять займусь любимым делом — уроки поделаю». Ну это же бред? Скажу крамольную вещь. Мне непонятна логика учителей: дома повторить то, что сделали в классе или не успели сделать. На следующий день повторите! Успевайте на уроке, если вы профессионалы. Вам за это зарплату платят. Можно построить урок так, что ребёнку захочется дома глубже исследовать пройденную на уроке тему (замечу: в первом классе такого не бывает), узнать больше, и проектная деятельность на этом основана. Но увы, не все учителя способны так преподавать. Спросите себя, что важнее: удовлетворить учительницу и сделать то, что задали в школе любой ценой — манипулируя ребёнком, говоря, что это его работа, «кончил дело — гуляй смело» и прочие глупости? Или вместе провести время, поболтать, почитать, поиграть, погулять? В 7 лет дети нам ещё очень верят. И очень стараются завоевать нашу любовь. Но уже к 8 годам мы умудряемся нередко сделать так, что дети перестают нам верить. Это сколько раз надо ребёнка обмануть! Уроки — это не ответственность 7-летнего человека. Это ответственность учителя, который странно так поступил и задал домашние задания. Родители должны поддерживать детей. Не учителей. Конечно, если ребёнку нужна помощь и он об этом просит, — помогите, разберитесь вместе. Но не устраивайте из делания уроков неизбывный процесс, ставя это занятие выше всего остального. Уроки — самое неважное из того, чем можно заняться дома.

    5. Позиция родителей: Если ребёнок стал плохо учиться, надо наказать его, лишив гаджетов.

    Дима Зицер : Термин «наказание» — из области ФСИН, Федеральной службы исполнения наказаний. Человеческие отношения не должны строиться на том, что один начальник, а другой подсудимый. Что один всегда знает, как надо, а другой должен это выполнять. Да, бывает, отношения между родителями и детьми именно так и развиваются. Но в результате плохо всем. Повторяю: школа — это очень сложный период в жизни ребёнка, и своего любимого маленького человека надо поддерживать. А 1 класс — вообще сложнейший период! Ребёнок должен быть уверен, что у него есть «тыл» дома. Если же ему и дома устраивают передовую, как это можно выдержать?

    6. Позиция родителей: За хорошую учёбу надо поощрять подарками, а иногда и деньгами.

    Дима Зицер : Это называется воспитание проституции. Мне могут возразить некоторые родители: мы же получаем зарплату за свою работу, почему же ребёнка нельзя поощрить так же? Это не одно и то же. Во-первых, зарплату вы получаете не за то, что и так всегда делаете: домашние дела, воспитание детей и т.д. Во-вторых, зарплата — это эквивалент вашему труду, о котором вы договорились сами. Учиться чему-то — характерно для любого человека. Это интересно. Поощряя за учёбу или хорошее поведение материальными ценностями, вы внушаете, что это продаётся. Отсюда возможны два варианта поведения: либо продать подороже, либо позиция «а чего ко мне пристали, я не хочу это продавать».

    7. Позиция родителей: Ребёнок не имеет права получать «тройки» и «двойки», а если они есть — надо исправлять.

    Дима Зицер : Большинству родителей сегодня очень тяжело живётся. На них оказывают давление социум, знакомые и друзья, собственные родители, воспоминания и привычки. Надо это осознать и попытаться уйти из-под такого многовекторного давления. Как же интересно у мамы складывается жизнь, если она считает, что ребёнок не имеет права получить плохую оценку? Теперь о ситуации «скатился на тройки». Вдумайтесь, что на самом деле происходит. Какая-то тётя или дядя сказал ребёнку посредством отметки: ему кажется (подчёркиваю это слово!), что если бы он был начальником мира, то его ученик — совершенно никчёмен в предмете, который, скорее всего, в его жизни никогда ничего не будет значить. А маме-то что с этого? Почему она считает, что её собственная значимость как личности зависит от оценки, которую учитель, чужой человек, поставил её ребёнку? Если ребёнок расстраивается — поддержите. Нет — и Бог с ней, этой «тройкой».