• С какими проблемами сталкиваются дети в школе? Трудности, с которыми сталкиваются дети в период школьной адаптации Снижение успеваемости по отдельным предметам

    Дети – цветы жизни. К сожалению, в школе они имеют множество проблем.
    Важнейшей сферой жизни для школьника в настоящий момент является не обучение, а общение со сверстниками. Друзья – центр жизни ребенка, который во многом определяет его отношение к чему-либо. Общение – это способ самоутверждения.

    Отсюда первая проблема каждого школьника – общение с ровесниками. Для настоящего поколения важным приоритетом является самооценка. Чаще всего эта проблема проявляется в 6-7 классах. Ребенок пытается выделиться, чтобы его заметили, похвалили. Хочет командовать сверстниками. Это удается не всегда, и ребенок становится обиженным на все и конфликтным, часто падает его самооценка.

    Вторая глобальная проблема – это неуспеваемость. Почему-то тех, кто реально учится и кому интересно, остались единицы. Дети считают, что хорошо учится не престижно , что за положительные оценки сверстники будут смеяться. Но эта проблема зависит не только от ребенка, а даже больше от учителя. Быть учителем это призвание. Учитель должен уметь увлечь человека своим предметом, а не просто рассказать материал.

    Также проблемой является поведение детей. Если сравнить сегодняшних первоклассников и то, что было 10 лет назад, то мы увидим огромную разницу. Дети сейчас не стесняются ничего, применяя иной раз даже нецензурную лексику (это в свои-то 6-7 лет), постоянные споры с учителями, драки и издевательство над теми, кого они считают «недостойными своего общения». К сожалению, по статистикам, можно судить, что в наше время дети очень злые, озлобленные на жизнь во всех ее проявлениях.

    Для ребят из старших классов основной проблемой является адаптация в коллективе. Большинство десятых классов – сборные, вводится новый профиль обучения и соответственно ученики разделяются по приоритетам. Часто бывает, что большинство друзей идут в один класс, образуя уже готовый коллектив, и тогда-то начинаются проблемы. Многим очень сложно привыкать к новым людям, а те в свою очередь не принимают новичка.

    По мнению психологов, в этом возрасте детям присущи такие качества характера, как чрезмерная импульсивность, заниженная самооценка, нетерпеливость, а также социальная смелость. Многие стремятся к лидерству, не имея необходимых для этого навыков, что приводит к напряженным отношениям и конфликтным ситуациям не только со сверстниками, но и с взрослыми.
    Почти всегда подростки считают себя достаточно взрослыми, чтобы принимать самостоятельные решения. Это последствие юношеского максимализма, выбора идеалов, выбора места в жизни, стремлению к самостоятельности. Его подходы к решению начинают отличаться от взглядов родителей и на этой почве возникают ссоры. Зачастую родители не могут признать, что их ребенок прав, продолжая считать его малышом, а подростки в свою очередь абсолютно не хотят прислушиваться к полезным советам, потому иногда их решения не совсем правильные.

    Ученики старших классов сталкиваются с проблемой выбора профессии. Большинство не знает, чего они хотят. Большая часть поступает в вузы с профильными предметами, которые им лучше даются, за значительную часть подростков выбор делают родители и лишь несколько процентов реально осознают, чего они собираются добиться от жизни и, что им необходимо для реализации этого.

    Взрослым необходимо уделять достаточно внимания своим детям, понимать и принимать проблемы их возраста, помогать справиться с ними, прислушиваться к их мнениям, и тогда взросление вашего ребенка будет позитивным.

    П атрик Мабилог, христианский писатель, блогер и тренер в сфере лидерства, в своей колонке на Christian Today написал о пяти проблемах, с которыми приходится сталкиваться детям пасторов, сообщает Христианский Мегапортал invictory .com .

    «Быть пастором может быть сложно по многим причинам, — написал Патрик Мабилог в самом начале своей статьи. – Одной из наиболее значимых причин этой сложности будет давление, которое служение приносит в семью служителя – конкретно на детей».

    Сам в прошлом пасторский ребенок, Мабилог знает не понаслышке о том, насколько серьезным может быть это давление и что его следует принимать всерьез. В своей статье он выделил пять наиболее распространенных проблем, с которыми приходится сталкиваться детям служителей.

    1. Нереалистичные ожидания

    Некоторые люди забывают, что дети пасторов – это волонтеры, добровольные члены церкви, а не часть команды, получающей зарплату в церкви. Поэтому несправедливо требовать от них особого посвящения, чтобы они как можно больше времени проводили в церкви и делали все наилучшим образом. К детям пасторов нужно относиться так же, как и к любому другому волонтеру в церкви, не больше.

    2. Стереотипы

    Всегда есть определенное количество прихожан в церкви, которые точно знают, как должны одеваться дети пастора, что они должны делать, как говорить, как себя вести в собрании, в школе, в соцсетях. Это создает дополнительное ненужное давление на детей пастора.

    3. Призыв к служению

    Не всегда дети служителей становятся профессиональными служителями Царства Божьего. И даже когда кто-то слышит призыв от Бога, бывает трудно на него ответить. Патрик Мабилог рассказал, что когда он услышал Божий призыв к профессиональному служению, его долго преследовала мысль о том, что он будет стоять в тени своего отца, бывшего пастора этой церкви.

    4. Проблемы с общением в своей возрастной группе

    Детям пасторов часто приходится вместе с родителями посещать много различных мероприятий, посещать дома членов церкви, присутствовать на похоронах. Они становятся частью социальной программы своего отца или матери. На всех этих мероприятиях и встречах, обычно, мало детей их возраста, там им просто не с кем общаться. Это может привести к разочарованию и нежеланию детей участвовать в делах своих родителей.

    Подписывайтесь:

    5. Ужасное расписание

    Если пастор занят, то заняты и его дети, которые вовлечены во многие его дела и поездки. Пастора часто приглашают в гости вместе со всей семьей. А это добавляет беспорядок в планы его детей. Их планы постоянно изменяются в соответствие с планами родителей.

    Исходя из своего жизненного опыта, Патрик Мабилог отметил, что быть ребенком пастора довольно сложно, хотя многим в церкви так не кажется.

    (выступление на педсовете)

    В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении категории детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в первом классе.

    И проблема эта по-прежнему актуальна.


    1. Начало систематического обучения в школе с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности, требует определенной психологической готовности ребенка к школе. Известна роль ведущей деятельности – ролевой игры в психическом развитии дошкольника. К концу дошкольного возраста формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое и является предпосылкой к обучению. Постепенно ребенок начинает нуждаться в новых источниках знания, в новых отношениях, его уже не удовлетворяет обычный статус ребенка, он хочет учиться, особенно тогда, когда это желание поддерживается.
    Вот эта способность понимать и устойчиво удерживать особую

    роль ученика и является одним из показателей возможности принять вместо игры новый вид деятельности – учебу и подчиняться ее требованиям, необходимым условиям. Далеко не все дети обладают этой способностью, и, несмотря на достаточный объем знаний и хорошую память, такой ребенок с трудом адаптируется к школе.


    1. Нормальная адаптация в новых условиях во многом определяется
    уровнем волевого развития. У разных детей этот уровень оказывается различным, но для успешной учебы необходимо, чтобы ученик сумел безболезненно принять новые требования, понять и принять специфику учебной ситуации, требования учителя, наконец, чтобы отлечить учительницу от бабушки, с которой можно капризничать. Ребенок должен быть готов понять и принять относительную условность общения, правила и нормы поведения.

    Если уровень волевого развития мал, то ребенок с трудом адаптируется

    в школе.


    1. Малышу необходимо будет включаться в новые отношения со
    сверстниками, научиться работать коллективно и в определенном темпе. Коллективная деятельность в классе предполагает интенсивное общение и совместную работу как с другими учениками, так и с учителем. Не все дети готовы к такой работе. Это вызывает также определенные трудности в период адаптации.

    1. Умение сосредотачиваться, удерживать свое внимание на определенной деятельности, умение слушать учителя не отвлекаться также различно. Одни не могут и пяти минут работать сосредоточенно, другие весь урок внимательны и работоспособны. Важно, что причины такого невнимания могут самыми разными. Это может быть и результатом быстрой утомляемости из-за плохого состояния здоровья, но может быть результатом и собственно психологической неготовности – слабого развития произвольного внимания, недостаточного уровня волевой готовности. Бывает, что такой ребенок очень хорошо интеллектуально развит, а работать не может.

    2. Многие родители считают, что главное условие готовности ребенка к школе – объем знаний, который должен иметь ребенок. Старания родителей при этом не имеют меры, а возможности детей в расчет не берутся. Такие родители, не научив ребенка шнурки завязывать, запихивают в него всевозможные сведения, не считаясь с возрастными возможностями. Дети читают стихи, но не понимают смысла, не зная значения слов. Или знают все созвездия нашей галактики, но не знают на какой улице живут. Другие знают энциклопедический словарь, но совершенно не умеют общаться со сверстниками, боятся их, не способны в течении даже нескольких минут сосредоточиться на самой простой задаче. Бывают случаи, когда высокое интеллектуальное развитие ребенка, еще не достигшего шестилетнего возраста, вводит в заблуждение и родителей, и учителя, его принимают в школу. А дальше у ребенка возникают трудности – и физиологические и психологические. Это жалобы на головную боль, усталость, раздражительность, слезы без всякой на то причины.
    Готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. Важен не столько объем тех сведений и знаний, которые имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений.

    1. Чаще всего с трудностями в период адаптации сталкиваются те дети, которых учили читать, но не развивали речь и способность различать звуки, которых учили писать, но не создавали условия для развития моторики и особенно движение пальцев. Те, у которых не развита способность слушать, понимать смысл прочитанного, нет умений пересказывать проводить зрительного сопоставление, мыслить.

    2. Не подлежит сомнению, что успешность обучения в школе определяется в основном тем уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс.
    Любое неблагополучие в состоянии здоровья, и особенно хронические заболевания, ухудшая состояние центральной нервной системы, являются одной из основных причин высокой утомляемости, низкой умственной работоспособности и, как следствие, низкой успеваемости. К сожалению, в настоящее время здоровыми начинают обучение лишь 25% детей. За последние 30 лет число практически здоровых первоклассников снизился с 61% до 46%. Кроме того, среди детей, начинающих обучение с 6 лет, около 16% не готовы к школьному обучению, а у 30 - 50% выявляется функциональная незрелость.

    1. Специальные обследования показали, что в течении последних лет около 15 – 20% детей, поступающих в школу имеют нарушения нервно – психологического здоровья. Уже с первых дней становится ясно, что этим детям трудно. Беспокойные, плаксивые, они не понимают, что такое урок, на котором в основном играют, очень быстро устают, ложатся на парту или ходят по классу, мешая другим и не обращая внимания на учителя, не могут овладеть навыками счета, письма, чтения. Явно им не по силам школьный режим и школьная нагрузка
    Факторы, затрудняющие адаптацию ребенка к школе.

    1. Неготовность ребенка к школе

    2. Нарушения в состоянии здоровья.

    3. Характер семейного воспитания.

    4. Раннее начало систематического обучения.

    5. Жесткость требования педагога и родителей.

    6. Состояние постоянных неудач и другие психотравмирующие факторы.

    7. Несоответствие условий обучения гигиеническим требованиям.

    8. Нарушения в организации внешкольного режима дня.
    Условия успешности адаптации первоклассника к школе.

    1. Одно из главных условий успешной адаптации – это создание положительного микроклимата. «Дети активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш.А. Амоношвили)

    2. Учет возрастных и индивидуально – личностных особенностей ребенка.

    3. Дифференцированное обучение – фактор успешной адаптации.

    4. Создание условий для полноценного отдыха.
    К сожалению об этом мало думают или не думают совсем взрослые, определяющие дальнейшую судьбу ребенка – будущего первоклассника. Нагружая занятиями в разных секциях и кружках, не создавая условий для полноценного отдыха и стараясь не замечать тревожных изменений в состоянии здоровья, родители и педагоги долго не замечают учебной, психологической и эмоциональной перегрузки, создающей ситуацию стресса, срывающей процесс адаптации.

    1. Помощь педагогов и родителей в подготовке ребенка к школе. Определение степени готовности.
    Во-первых, это общее развитие. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и интеллекта.

    Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой, умение не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, даже если совсем не хочется.

    В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к умению.


    1. Установление тесной связи учителя с родителями ученика.

    1. учитель должен согласовывать с родителями систему требований к ребенку и отношение к его поведению, чтобы избежать, с одной стороны, вседозволенности, и с другой – непосильных для него повышенных требований;

    2. Организовать встречи родителей со школьным психологом для индивидуальных бесед; коррекционная работа с родителями, обсуждения проблем воспитания;

    3. Организовать родителей со школьным врачом.
    Использованная литература:

    Ш.А. Амоношвили. «Сердце отдаю детям» - М «Просвещение», 1983

    Журнал «Завуч начальной школы» № 1, 2010 год

    М.М. Безруких и С.П. Ефимов. «Ребенок идет в школу» - 4-е изд. – М.: 2000.

    Дети индиго – это одаренные, высокочувствительные и обладающие необыкновенной интуицией миллениалы. Их не стоит путать просто со смышлеными и разумными детьми. Способности детей индиго не могут быть измерены, согласно академическим стандартам, или же стандартами, установленными обществом. Дети индиго обладают исключительной проницательностью, их способности превосходят обычные человеческие. Они обладают даром ясновидения, гиперчувствительности к чувствам других людей и феноменальной интуицией. Однако именно из-за таких выдающихся качеств, которыми не могут похвастаться большинство людей, они сталкиваются со множеством проблем в периоды детства и юности.

    1. Они сомневаются в своем собственном интеллекте

    Дети индиго часто сомневаются в своих способностях мыслить логически. Их разум не способен запоминать сложные алгоритмы решения математических задач. Поколение индиго – это великие художники и провидцы. Они не могут полноценно расти и развиваться в атмосфере, где от них ожидают лишь овладения академическими знаниями.

    2. Взросление травмирует их сущность

    Они не могут понять, чего от них хотят окружающие. Недоумевают, почему всегда приходится чем-то жертвовать и для чего заводить отношения. Они задаются вопросом, как заставить общество принять себя таким, какой ты есть.

    3. Им нравится быть в одиночестве

    Они привыкли находиться в своей собственной компании и наслаждаться этим временем, хотя окружающие нередко из-за этого насмехаются над ними. Дети индиго не идут за толпой. У них есть собственное мнение, и они изо всех сил пытаются сказать «нет» многим социальным активностям.

    4. Они легко расстраиваются

    Они слишком чувствительны к ужасным событиям, которые транслируются в новостях. Обладая высоким уровнем эмпатии, они могут ощущать на себе страдания других людей. Дети индиго хотят, чтобы мир изменился к лучшему. Но при этом они сомневаются в собственной силе и способности повлиять на социум просто потому, что с самого детства их не воспринимали всерьез.

    5. Они склонны чувствовать себя неполноценными

    Дети индиго часто слышат насмешки, когда пытаются высказаться. Над ними даже порой издеваются тогда, когда они хотят сказать то, что идет вразрез с обычными нормами. Они чувствуют себя неполноценными только потому, что их мнения и идеи противоречат устоявшемуся положению вещей.

    6. Они ломаются под сильным давлением

    Их естественный режим работы – это состояние . Если от них требуют безостановочной производительности и высокой результативности, дети индиго будут чувствовать себя разбитыми и напряженными. В таком случае они рискуют оказаться на грани полного выгорания. Дети индиго развиваются тогда, когда находятся в гармонии со своими желаниями и возможностями. Однако, поскольку большинство рабочих мест сосредоточено на выполнении рутинных действий, они чувствуют себя под сильным давлением.

    7. Они видят целостную картину мира

    Многие просто не слушают их, когда дети индиго говорят о том, что знают, какие события произойдут в будущем. Дети индиго могут смотреть в завтрашний день с точки зрения их восприятия целостной картины мира и сильной интуиции. Именно поэтому они боятся автокатастроф. Но всякий раз, когда они пытаются предупредить других, сталкиваются с неверием и насмешками. Окружающие рассматривают их как людей, которых не следует воспринимать всерьез.

    8. Они не могут наладить контакт с большинством людей

    Дети индиго часто чувствуют себя недопонятыми другими людьми. Их идеальный образ жизни противоположен тому, как живет большинство. Им нужна цель в их жизни, они нуждаются в длительных периодах самосознания, и они наслаждаются каждым моментом своей жизни.

    Как ты уже успела заметить – дети рождаются без инструкции. В роддоме также не выдают руководство пользователя. Чего следует ожидать? Первый год полон незабываемых приятных моментов. Но не только. Есть еще и обратная сторона медали. Давай рассмотрим ее поближе.

    Одна из главных проблем, которые могут довести новоиспеченную мамочку до паники – это плачущий и кричащий малыш. Слышать, что твой ребенок плачет, и не быть в состоянии успокоить его - очень тяжело. Можно бороться с детским плачем методом проб и ошибок, а лучше всего прочитать перед этим наши рекомендации и не одну статью. Задай себе ряд вопросов. Может кроха голоден, ему одиноко или он нуждается в смене пеленки? Или, возможно, ему жарко или, наоборот, холодно, он устал или наблюдается признаки недомогания? Чем больше и качественней ты будешь проводить времени с ребенком, тем проще будет ответить на эти вопросы. Помни, что большинство детей после 4 месяцев перестает так часто лить слезы. Но эти четыре месяца тебе нужно будет потерпеть и максимально подобрать подход к своему ребенку.


    На первом году жизни ребенок и его родители могут столкнуться с такими недомоганиями: кишечные колики, синдром срыгивания и рвоты, дисплазия тазобедренного сустава, рахит, пупочная грыжа, перинатальная энцефалопатия, пневмония и инфекции у грудничков, дисбактериоз, фенилкетонурия, пищевая аллергия, дисфункции органов чувств и много других страшных и не очень слов. Детским болезням нужно уделять очень пристальное внимание, так как ошибки и недочеты могут стать фатальными. В случае каких-либо симптомов недомоганий – немедленно консультируйся с врачом!

    Проблемы со сном, кормлением и другой ежедневной рутиной

    Тебе, наверняка, частенько не удается выспаться, а то и уснуть вовсе. Если нет каких-либо весомых причин, то есть недомоганий и т.п., но ребенок не хочет спать, постарайся приучить его ложиться по графику. Когда сну предшествует любая активность - купание, сказка или песня на ночь, колыхание, убаюкивание – ребенок быстрее устает и привыкает к такому графику, а значит, будет понимать, что ему пора закрывать глазки. Проблемы с кормлением варьируются от неумения кушать сидя до пищевых аллергий. Необходимо тщательно подбирать меню и продукты. Взвесить все «за» и «против» того или иного типа питания. Проблемы этого раздела перестают быть проблемами с накоплением знаний и родительского опыта.


    Если дела не улучшаются, и ты действительно делаешь все возможное, но в ответ так и слышишь неугомонный плач, может появиться опасность и для твоего здоровья. Послеродовая депрессия. От нее никто не застрахован, ни твои ровесницы, ни опытные мамы, ни матери – знаменитости. Период послеродовой депрессии может наступить в любое время до двухлетнего возраста ребенка, но, как правило, ограничивается первым годом. Симптомы: раздражительность, грусть, тревога, слезы, бессилие, безразличие, или -наоборот, чрезмерное беспокойство о своем и/или здоровье своего ребенка. Если самостоятельно или с поддержкой близких справиться не можешь, обратись к психологу, чтобы скорее вернуться в нормальный ритм жизни и наслаждаться материнством.


    После родов зачастую может наступить семейный кризис. Это бывает связано с охлаждением к мужу, нежеланием заниматься сексом после родов, проблемами адаптации к новым ролям – матери и отца, поздним пробуждением отцовского инстинкта, изменениями привычек, поведения и мышления каждого из родителей, различием во взглядах на воспитание и заботе о ребенке.

    Но какими бы ни были проблемы, помни, что, все равно, радостей материнства в стократ больше!