• Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы

    Знаете, как оно бывает? Живешь с человеком, живешь – готовишь ему еду, обсуждаешь бытовуху вперемешку с политикой, тычешься носом в плечо по утрам. Ворчишь временами, поругиваешься иногда. Нормальная такая семейная жизнь. В которой все, в общем-то понятно и знакомо. И вдруг, ни с того, ни с сего, муж делает что-то такое, от чего у тебя дух захватывает. И мысль в голове: «Во дает! Вот это человек! Как это я себе такого отхватила?». Последнее – с гордостью и легкой иронией. Казалось бы, что может быть банальнее и скучнее собственного мужа? – ан нет.

    Вчера были в парке Downtown Bellevue . Душевное место – лужайки, фонтан – необычный, вода с отвесной стены бежит, деревья, лавочки и детская площадка. А вокруг небоскребы, странное зрелище в наших краях. Побросали тарелку, повалялись на травке, устроили провокацию для Андрюши – поставили на ноги и подманивать начали, ползать не даем – пусть ходить учится.

    А потом Серега начал с Максом в бадминтон играть. Макс – новичок. У него даже подача редко выходит. Я, играя с ним, непрерывно комплименты делаю и подбадриваю. Волан в сторону летит, а я: «Уже лучше, любимый! Молодчина!» Сама тем временем скучать начинаю – неинтересно ведь, игра то не идет.

    У Сереги совершенно другая стратегия. Он Макса учит. По-настоящему. Причем учит требовательно и серьезно. Показывает, как подавать. Заставляет отрабатывать одно и то же движение много раз. Макс протестует, сердится. Чуть ли ракетку не бросает. А Серега настаивает, объясняет, почему это важно.

    Я вначале хотела вмешаться – зачем ребенка мучить? Сейчас разнервничается и вообще играть откажется. Смотрю, а у Макса потихоньку начало получаться. Следуя папиным указаниям, он как-то правильно ухватил ракетку и раз за разом все точнее по волану стал бить. И теперь уже, когда подача не выходит, Макс не сердится, а спрашивает: Что я сделал не так? Как надо правильно? И повторяет, снова и снова. Не протестуя.

    На самом деле, потрясающий урок от Сереги – не только для Макса, но и для меня. Я, как многие родители, частенько боюсь расстроить дитятко. Говорю слишком много комплиментов – не всегда по делу. Не обсуждаю с ним его промахи и недочеты. Вернее, делаю это слишком мягко и нежно – в стиле «Сейчас не получилось, получится в другой раз». По большому счету, я не обеспечиваю ребенка адекватной обратной связью.

    Серега действует по-другому. Он оценивает действия Макса и сообщает свое мнение прямым текстом. Вот здесь ты облажался. Потому что не сделал это и это. Давай сейчас потренируемся и попробуем выполнить подачу правильно. Не хочешь тренироваться? — значит, не получится. Да, Максу обидно. Куда приятнее слышать от мамы, что это ветер виноват, а вообще Макс огромный молодец и умница. В ответ на мамины слова Макс улыбается и весело бьет по волану – снова не туда. А на папу хмурится и пытается ругаться.

    Но в перспективе моя стратегия не только не помогает Максу, но и вредит ему. А Серегина – работает. Хорошо работает. Я много писала об установке на рост ( , и ). Серега помогает сформировать у нашего ребенка эту самую установку. Своим поведением, он показывает, что можно многому научиться. Он дает Максу информацию о точке, в которой тот сейчас находится, о его уровне (не способностей, а мастерства – это важно!). А потом объясняет, что конкретно надо сделать, чтобы этот уровень повысить.

    В результате, наш ребенок имеет шанс чему-то реально научиться, понять, что усилия в нужном направлении приносят свои плоды и испытать радость от победы – уррра! Получилось! Удивительно, но я своими похвалами этой радости его лишала. Как можно почувствовать гордость за себя и свои успехи, если мама хвалит постоянно? Если ты не проделал серьезную работу, не исправил свои ошибки и не научился делать что-то правильно?

    Серег, спасибо! От меня, Макса и, в перспективе, Андрюши 🙂

    Нужно ли учить малыша говорить? Когда нужно начинать эту работу? Кто должен заниматься с ребенком? На эти вопросы однозначного ответа среди родителей вы не найдете. Одни родители считают, что развитие речи малыша должно проходить спонтанно, объясняя это тем, что их никто в свое время не учил говорить, а сейчас они прекрасные ораторы. Другие родители предпринимают активные меры по развитию речи ребенка начиная с младенческого возраста. Так кто же прав? На самом деле, правы и те и другие, так как развитие речи происходит спонтанно, но эффективность этого процесса во многом зависит от оказания определенных стимулирующих мероприятий, поэтому давайте разберемся, как правильно научить ребенка говорить.

    Учим говорить ребенка младенческого возраста

    Общение с грудничком происходит в большей мере на невербальной основе. Малыш учится распознавать и самостоятельно проявлять невербальные сигналы: мимические реакции (улыбка, поморщивание); движения головой, руками и ногами (отворачивает голову, поднимает ножки, указывает ручкой и т.д.) В то же время, начиная с 1 месяца жизни у ребенка появляются первые голосовые реакции - гуление, которое еще не является речью, а представляет собой предречевые вокализации в виде протяжных звучаний типа «а-гу». В 4 - 6 месяцев жизни малыша наступает новый период в развитии речи - «лепет», предшествующий возникновению самостоятельных слов и представляющий собой вокализации в виде повторения слогов типа «ма-ма», «ба-ба» и др.

    Для того, чтобы гуление и лепет появились своевременно, нужно организовать следующее взаимодействие с ребенком. Сначала привлеките внимание малыша к своему лицу. Лицо мамы или папы должно выражать разные эмоции. Кроме этого, организуйте тесный физический контакт с ребенком: возьмите его на руки, погладьте различные части тела, прижмите к лицу и т.д. В процессе такого невербального общения оречевляйте все свои действия, а также пойте тихие песни, спокойным голосом рассказывайте истории и сказки, чтобы ребенок видел ваши органы артикуляции и ощущал вибрацию от их движений. Такие действия особенно нужны, так как, несмотря на то, что грудничок еще не понимает значений слов, он активно реагирует на интонацию взрослого и пытается подражать ей в виде элементарных вокализаций.

    Существенным отличием в развитии ребенка 6 - 7 месяцев жизни является то, что он начинает сидеть, благодаря чему у него появляется возможность познавать не только те предметы, которые ему предлагает взрослый, но и те, которые находятся в поле его зрения. Чтобы их получить, недостаточно одних невербальных средств, нужно учиться их дифференцированно называть. Чтобы в активном словаре малыша появились нужные «слова», создавайте следующие условия.

    • Во-первых, вызывайте интерес у ребенка к окружающим объектам.

    • Во-вторых, обозначайте словами все окружающие объекты. На этом возрастном этапе можно использовать лепетные слова и звукоподражания: кукла - «ляля», корова - «му-му».

    • В-третьих, показывайте малышу различные действия, которые можно совершать с окружающими предметами и называйте их.

    • В-четвертых, рассматривайте с малышом картинки и иллюстрации, на которых изображены животные, игрушки и другие объекты, описывайте их.

    • В-пятых, стимулируйте малыша к повторению лепетных слов и звукоподражаний («Что это?», «Как говорит…?»).

    В то же время, ребенок должен постоянно слышать правильный пример произнесения слов. Для этого разговаривайте с малышом как со взрослым: не искажайте слова, не упрощайте их, не повторяйте за ребенком неправильный вариант.

    Учим говорить ребенка раннего возраста

    Возрастной период от года до трех лет является самым динамичным в развитии речи и характеризуется переходом от лепетных слов и звукоподражаний, которыми ребенок обозначает практически все окружающие объекты и совершаемые с ними действия («ав-ав», «дай», «ня»), к словам и фразам так называемой «взрослой» речи. Так, в 2 года словарный запас ребенка должен составлять не менее 200 слов, а речь характеризоваться наличием простых фраз с отсутствием грамматической связи, например, «Кука бух», «Мама дяй», «Дядя би-би» и т.д. В 3 года словарь малыша составляет примерно 1200 - 1300 слов, которые активно изменяются по падежам, лицам, временам и числам. В этом возрасте ребенок правильно произносит практически все звуки речи. Исключения могут составлять шипящие и свистящие звуки, звуки [р] и [л].

    Для того, чтобы речевое развитие ребенка раннего возраста соответствовало норме, нужно соблюдать ряд правил :

    1. Не ленитесь разговаривать с малышом.
    2. Произносите слова правильно, «не сюсюкайте».
    3. Читайте ему стихотворения, сказки и рассказы.
    4. Внимательно изучайте окружающие предметы и явления, обследуйте их с помощью различных анализаторов. Например, в процессе знакомства с яблоком ощупайте его, чтобы определить форму и характерные детали, попробуйте на вкус, понюхайте. При этом называйте все свои действия.
    5. Рассматривая картинки, фотографии и иллюстрации, детально описывайте все объекты, которые на них изображены.
    6. Прослушивайте аудиозаписи.
    7. Смотрите видеоролики, кинофильмы и мультфильмы. По окончании просмотра расспрашивайте малыша о том, что он увидел, объясняйте непонятные ему моменты.
    8. Организовывайте общение малыша со своими сверстниками, а также с детьми более старшего возраста, чтобы он учился взаимодействовать с ними в игре.
    9. Обыгрывайте игрушки и другие окружающие объекты. Действия с ними сопровождайте голосовыми реакциями и фразами, например, споем песенку кукле - «а-а-а», поезд едет «чух - чух, ту - ту» и т.д.
    10. Создавайте проблемные ситуации. Например, расположите любимую игрушку ребенка на недосягаемом для него уровне. Чтобы ее заполучить, малыш должен попросить вас об этом.
    11. Постоянно стимулируйте ребенка к говорению, так как должен накапливаться не только пассивный, но и активный словарь.
    12. Исправляйте произносительные ошибки малыша ненавязчиво. Привлекайте к этому процессу любимые игрушки, которые будут «помогать» ребенку находить правильное речевое решение.
    13. Применяйте упражнения по развитию мелких движений пальцев рук и органов артикуляции.

    Процесс обучения вашего малыша чтению, процесс копотливый и трудоёмкий. Мне было проще. Это связано с тем, что одна из моих ближайших родственников, учитель начальных классов.

    За некий эталон можно взять пяти летний возраст, в идеале к пяти годам вполне реально научить ребёнка читать тексты любой сложности. Но стоит напомнить самое главное. В процессе обучения, особенно на первых его стадиях, не должен содержать насильственных действий, в оптимальном варианте это всё должно происходить в виде игры. У нас на стене с самого раннего детства висел алфавит. Были куплены кубики с буквами и картинками. Обязательно наличие букваря, у нас был букварь Н.С.Жукова. На холодильнике висела магнитная азбука. И чем больше и разнообразнее количество учебного инвентаря , тем лучше.

    Кубики мы начали активно использовать, когда Маша начала ходить. Игра заключалась в следующем. Кубики разбрасывались в одной стороне комнаты, мы находились в другой. Называлась какая-либо буква. На ранних стадиях дублировалось тем, что Марии выдавалась карточка с этой буквой. И для соревновательного эффекта, наперегонки, нужно было найти эту букву в куче кубиков. По началу, назывались простые буквы, лёгкие для запоминания. В последствии задание усложнялось и назывались более сложные буквы. Причём их называли по очереди оба игрока. Есть ещё один вариант развивающей игры. Мы с Машунькой садились в разные концы комнаты. Перед ней рассыпались магнитные буквы. У меня была машинка и магнитная дощечка для рисования. На дощечке писалась какая-либо буква и каталась машинка с просьбой прислать эту букву.

    Слоги же мы научились читать по букварю. В букваре Н.С.Жукова очень хорошие картинки для понимания слогового чтения (от буквы к букве бежит человечек). Когда буквы и самые распространённые слова были освоены, все стали замечать, что Маша сама иногда стала проявлять инициативу в чтении вывесок на магазинах и особенно названий мультфильмов на дисках. С этого момента мы регулярно, через день, да каждый день, стали читать тексты из букваря. Позже ребёнок уже сам начинает читать вполне самостоятельно. Ваша задача как педагога, отслеживать то, что прочитанный текст осмысляется и его значение понятно вашему малышу. Для этого достаточно попросить ребёнка пересказать прочитанное. Лучше в форме игры. Можно пофантазировать и развить прочитанную ситуацию. Или обыграть её с помощью игрушек.

    Как правило, протест ребёнка связанный с нежеланием читать связан именно с тем, что этот процесс вызывает сильное затруднение. Получается некий замкнутый круг. Поэтому первые навыки по чтению лучше получить пораньше. Чтобы к пяти годам определённый навык уже присутствовал. И естественный интерес в познании мира был подкреплён способностью получать информацию из книг. Не забывайте только о правильной освещённости рабочий зоны. Т.к. испортить зрение очень легко, а восстановить не всегда возможно. Помните, что здоровье вашего ребёнка и его развитие в ваших руках.

    20.04.2017 в 10:02

    Давайте сделаем осознанный и осмысленный выбор.

    Вы сможете привить такую любовь к чтению, которую вряд ли удастся учителю, если у вас в доме регулярно читают и обсуждают прочитанное.

    Будьте готовы, что в школе вам скажут, не надо ничему учить, всему научим в школе сами.

    Здесь же в классе обычно 30-35 человек, урок длится 30 минут, т.е. меньше минуты на ученика.

    Предлагаем вам обсудить данный вопрос и взвесить все за и против домашнего обучения чтению, а также узнать секреты и избежать ошибок.

    А читаете ли вы на ночь своему ребенку? Простой вопрос, а ведь именно эта привычка позволяет привить любовь к чтению уже с младшего возраста. Какие лучше выбрать , подробно разберем с названиями и названиями сказок.

    Плюсы и минусы чтения сказок на ночь размещены , а также различные аспекты данной методики обучения.

    Отличный союзник в играх — это любой материал который есть дома. Давайте разберем и применять для обучения чтению.

    И может так случится, что ребенок будет не успевать, тогда учитель вам скажет, занимайтесь дома, т.к. ребенок не читает.

    Технику чтения проверят, чтобы определить сколько слов в минуту он читает. И требования вполне конкретные и измеримые 1 класс — 30 слов в минуту, 2 — 36, 4 — 100 до 120.

    Отсюда сами выбирайте учить или нет ребенка читать дома, но помните, нельзя привить ребенку любовь к чтению, если вы сами не читаете.

    Ребенок учится тому, что видит у себя в дому!

    Давайте разберем, как научить ребенка дошкольника читать быстро, правильно и легко по слогам, а также читать бегло целые слова в домашних условиях.

    Когда можно начинать учить ребенка читать?

    1. Ребенок четко и правильно выговаривает буквы, и слова без ошибок и чисто, т.е. без дефектов.
    2. Когда он уже знает несколько букв. Вы начали их изучать тогда, когда он к ним проявил интерес сам, а не в 3 или 2 года, когда подруга сказала, что они уже учат буквы.
    3. Когда он их с легкостью узнает в любом варианте написания.
    4. Он их не путает и четко отличает О от А и К от Ж.
    5. С радостью лепит их, рисует или играет с ними.
    6. Учить буквы исключительно начиная с гласных и передвигаясь затем на изучение согласных.
    7. Будьте внимательны произнося буквы, звуки. Произносите согласные без гласных призвуков.

    Видео уроки о том, как правильно подготовиться к обучению родителям:

    Важные скрытые трудности

    Желание родителей научить обычно выливается в копию школы, когда ребенок неподвижно сидит за столом, а вы в роли учителя объясняете, но это в корне не верное представление.
    Лучше, когда обучение идет в форме игры, пусть ребенок будет учителем, так он научится в разы больше.

    Играйте тогда, когда у вас есть свободное время, достаточно и 5 минут, чтобы ребенок в практике усвоил в разы больше, чем за 30 минут обучения в привычном для нас понимании.

    • не правильно заученные буквы с помощью аудио-буквариков или книг, например часто весящие таблицы произносят не М а МЕ, не Р, а РЕ.
    • ребенок не понимает как их соединять;
    • особую трудность вызывают ом, ум, ав когда гласные идут впереди согласных;
    • начиная читать слова из 5-6 букв ребенок забывает начало слова.

    Что с этим кошмаром делать, а главное как?

    1. Начать разбирать, что ребенок не понимает.
    2. Читать исключительно по 2-3 буквы, росчитка (таблица слогов) — это лучший помощник. Она есть на нашем сайте, а еще ее можно приобрести в варианте книги.
    3. Заниматься не более 15 минут в день, в игре и с радостью.
    4. Хвалить за малейшие успехи.
    5. Показывать малышу, зачем ему этот навык. Например, попросить прочитать название магазина, улицы и т.п.
    6. Критиковать используя схему КПК — комплимент, программа, комплимент. Какой ты молодец все правильно прочитал, чуть ошибся, но потом справился, я тобой горжусь!
    7. Двигаться от простого к сложному, до тех пор, пока ребенок не станет с легкостью читать слоги по 2-3 буквы, к чтению слов нельзя переходить!
    8. Перечень игр в какие надо играть буквами, чтобы ребенок понял, что это легко и просто.

    Плюсы и минусы обучения чтению ребенка дома:

    Плюсы:


    Минусы:

    • если вы переусердствуете и ребенок научится большему, чем просто чтению, то ему будет не интересно на уроках;
    • научить необходимо правильному чтению, отсюда называть буквы правильно не ВЕ, а В и т.п.

    Зачем вам все это знать?

    Чтобы избежать ошибок и отказаться от идеи ребенку самостоятельно обучаться по говорящим книгам, телефонам или букварикам, в этих случаях минусов в разы больше.

    Как научить ребенка читать в 6 лет в домашних условиях быстро и в игровой форме?

    Самый быстрый метод всегда имеет массу минусов и среди них, то, что ребенок начинает также быстро это все забывать.

    Поэтому начните уже сегодня, ведь найти 15 минут в день сможет даже очень занятая мама или папа. Учится будет ребенок в игровой форме на много легче и без принуждения и слез.

    Всегда любое занятие начинайте со слов: А давай поиграем в игру…

    Игры, которые будут развивать навык чтения вашего ребенка постоянно:

    • какие буквы спрятались на картинке;
    • нарисуй букву и разукрась ее, буква с глазками, руками, ножками;
    • слепить букву из пластилина, глины, теста;
    • сложить из мозаики выученные буквы;
    • вырезать из бумаги и картона играть в ролевые игры, например М — мама, а П буква — папа, а еще у них есть Д — доченька и С — сын или по имени. Вы играете в знакомую игру, только называете как бы по имени П, М или Д, С. (Это могут быть такие игры: пожарная станция, стройка, ремонт машин, школа, детский сад, концерт, путешествие…)
    • играем в буквенное лото;
    • пока идете по улице называете 5 слов на букву А или любую другую, которую вы учите.
    • сложить из букв слово не более 3-4 букв;
    • из большого слова складываем маленькие слова;
    • слова наоборот, вы говорите слово наоборот, а ребенок переставляет и называет правильно Оху — Ухо, Тор — Рот.
    • рисовать на манке или любой другой крупе буквы и не дорисовав попросить угадать, что за буква.

    Видео посвящено обучению чтению в игре:

    Для мальчиков


    Можно встретить такую формулировку: как научить ребенка — мальчика балбеса читать в 6 лет в домашних условиях?

    Приклеивать к ребенку ярлыки — это в корне не верно, поэтому давайте его назовем шустряк или увлеченный чем-либо кроме чтения.

    Задача — увлечь его, спросите что ему интересно?

    Не сдавайтесь сразу, сводя все к тому, что кроме компьютера и планшета ему ничего не интересно. Присмотритесь в какие игры он играет, что особенно увлекает и что он готов делать с утра до вечера.

    В мультфильме про Лунтика была серия, где маленького жучка на речку вели и на поляну, а он просто хотел рисовать. Спросите и вы вашего ребенка.

    Сделайте список тем:

    1. Игры.
    2. Мультики.
    3. Герои любимые (роботы, динозавры, машины).
    4. Секции куда ребенок ходит, например, дзюдо, футбол, плавание.
    5. Космос или другая интересующая.
    6. Истории или легенды про воинов.

    И все делайте с использование каких-либо смежных с этим тем.

    Например, слова берем связанные с темой любимых героев сказок или мультфильмов, а также это может быть про космос. Тогда и ребенок начнет играть в близкие и увлекающие его игры, а не читать, вообще чтение становится вспомогательным инструментов.

    Например, интересующемуся ребенку космосом, дарят энциклопедию или книгу про него, тогда даже просто разглядывая картинки он захочет узнать что там написано.

    Давай вместе!

    Самая волшебная фраза творящая чудеса. Не ждите, что ребенок возьмет книгу и сам станет читать. Предложите ему вместе почитать и посмотреть картинки, все что вы делаете вместе очень скоро он сможет делать сам, без вашей помощи.

    Видео по реализации совета давай вместе:
    Найдите в различных вариантах раccкраски с любимыми героями, где подписаны слова печатными буквами и пробуйте читать, останавливаясь на самом интересном месте.

    Как это может выглядеть для мальчика?

    Увлечение: рыбалка.

    Пишем слова связанные с рыбалкой для чтения и загадок: рыбалка, рыба, рыбак, удочка, река, море, река, окунь, рак, наживка, червь, поплавок, крючок, поклевка, клев, снасть.

    Книги про рыбалку для детей: берем в библиотеке либо приобретаем в магазине.

    Готовим ребусы из написанных выше слов + переставление букв.

    Скороговорки и поговорки про рыбалку:

    • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
    • На зорьке не встал - рыбалку потерял.
    • Кто удить не ленится, у того рыба ловится.
    • К тому, кто рано встает, рыба сама в руки идет.
    • Болтуна видать по слову, рыбака - по улову.
    • Говори об ухе, когда рыба в руке.
    • Заядлого рыбака поутру не толкают в бока.
    • Рыбачил до вечера, а поужинать нечего.
    • И в рыболовстве везение - это труд и терпение.

    Также может коллекционировать советы или рекомендации и наблюдения.

    Для девочки

    Для девочки пример: увлечения феями Винкс и домашними грызунами.
    Ищем журнал про феи Винкс или энциклопедию про грызунов, библиотека для книг или магазин, но есть и дополнительный вариант - это интернет, рекомендуем выбрать качественные статьи и распечатать читая с дочкой.

    Подбор слов: Имена Фей, колдовство, фея, волшебство, подруга, крылья, летать, природа, яркое солнце, пламя дракона, волны, технологии, музыка.
    Загадываем ребусы и слова.
    Играем в слова, проговариваем слово, она называет его по буквам.

    Рассказываем про героя, его надо угадать и выложить его имя из палочек или спичек, возможны любые палочки, например, для демакияжа или счетные палочки.

    Сложить из букв имена фей Винкс либо любимых принцесс.

    Читаем по слогам

    Давайте разберем как быстро и хорошо научить ребенка читать по слогам?
    Когда вы уже с ребенком одолели гласные и начали изучать согласные, то самое время начинать обучение читать по слогам.
    Чтобы максимально облегчить процесс обучения родителям, предлагаем вам сделать вариант таблицы расчитки на русском и розчитка на украинском.


    Такие таблицы очень удобно использовать особенно, когда знакомство со слогами только началось. Если есть желание поиграть в слоги, то распечатайте сразу 2 экземпляра таблиц, попробуйте складывать из букв простые слова, не более 3-4 букв.

    Лучшие варианты, когда слова простые, например, Мама, Маша, Папа, Саша, Петя, Вася, баба. Когда ребенок не путается с новой выученной согласной, то самое время предложить разные слоги, например, МА, МО, МУ, но и АМ, ОМ, УМ, т.е. вы следите, чтобы слоги начинались как с согласных, так и гласных.

    Не раздражайтесь снова и снова объясняя ребенку, как читаются буквы вместе и как звучат в отдельности. Иногда может потребоваться и несколько раз, в других случаях повторять необходимо несколько десятков раз.

    Всегда говорите, все ок! Ты молодец! У тебя все получается! Смотри, в прошлый раз ты эту букву не назвал, а сейчас уже сразу сказал ее, а через неделю, ты сможешь ее читать по слогам!

    Если у малыша не получилось, вы говорите: Давай вместе!

    Видео помощь родителям, как сделать так, чтобы ребенок научился всему легко:


    Не забывайте повторять эти 2 фразы и показывать на пальцах: Все в порядке! Молодец!
    Пробуйте петь слоги, просто называть показывая указкой вдвоем. Когда ребенок начинает их с легкостью узнавать, то самое время пробовать складывать простые слова по слогам или из отдельных букв и читать.

    Как складывать?

    Важно не торопиться читать до тех пор, пока слоги из таблицы не будут читаться у него легко, прямо на лету будет узнавать. Практикуйтесь в слогах до автоматизма в разных играх.

    1. Отлично подойдут знакомые книги или стихи, выбирайте знакомые стихи с простыми словами и пробуйте их читать, выкладывая из слогов, которые читает ваш малыш. Мама мыла раму. Маша пила сок. Саша ел кашу.

    2. Попробуйте показывать слоги в таблицах и отдельные буквы. Чтобы ребенок угадывал такие слова: рак, мак, рот, нос, ухо, кар, пар, гав, жар, вор.

    Работая с таблицей по очереди сначала вы, потом малыш, а вы складываете слова. Ма-Ма, ЧА-Ш-КА, РЕ-П-КА, ПА-ПА, МА-ША, МУ-ХА, ЛИ-ЗА, СА-ША, ФИ-ЛЯ, т.е. вы работаете с таблицей. Вы показываете слог, потом 1 букву, потом еще слог, например слово чашка, если букв 3, то слог и 1 буква ра-к.

    Почему таблица лучше, чем азбука букв и слогов?

    Родители часто приобретают их по просьбе учителя, но потом они оказываются мало востребованными. Минусы их в том, что их необходимо вырезать, особенно если это на картоне, не всегда буквы и слоги влезают в разъемы и там держатся.

    Плохо организованные для использования и хранения, требуют конвертов или других емкостей для хранения и в конечном случае они вообще рассыпаются и теряются. Хранить разрезанные буквы, как и пользоваться весьма неудобно.

    В этих случаях лучше использовать кубики с буквами, для наглядности и хранения они практичнее, но при некачественной печати и наклейке они быстро облезут, а еще их часто очень мало для слов с 5 или больше букв.
    Все эти игры практикуем по мере освоения ребенком новых букв. Здорово для разрядки, потом из кубиков построить башню и развалить, чтобы любое обучение шло через игру.

    Как правильно читать по слогам?

    Если вы поддались искушению и купили ребенку “Мой букварик” таблицу настенную или плакат с буквами, нажимая на них он озвучивает буквы, существуют такие еще планшеты и книги.

    Так вот главная ошибка таких устройств, что называют они буквы, а не звуки, т.е. вместо - Р -ЭР, В - ВЕ, Б-Бе и т.п.

    И самое страшное, когда ничего не подозревающие родители начинают учить своего ребенка читать, начинается настоящий взрыв мозга вместо Мама получаем МЫ А МЫ А.

    В мама ну ни как не складывается. Поэтому не рекомендуем идти на поводу у таких устройств, если все же решили ими воспользоваться слушайте что произносит такой плакат или книга, если неверно, то лучше не брать.

    А что же делать?

    Вешаем аналогичный плакат, либо распечатанную таблицу и каждый раз когда ребенок спрашивает отвечает звук ПРАВИЛЬНО, ведь теперь известно почему крайне важно сразу научить ребенка правильно называть звуки.

    Какой самый быстрый способ обучения чтению?

    Однозначно игровой, если ваши идеи иссякли, то воспользуйтесь нашими рекомендациями. Играем в игру, сначала мама показывает ты читаешь, потом мы меняемся ролями.

    1. Разгадываем ребусы рисуем картинки и через них загадываем слово, например, слово молоко. Маша Оля Луна Окно Каша Обед
    2. Найти в небольшом тексте все слоги на Ма.
    3. Из слогов складывать вымышленные ребенком слова и придумать свой тарабарский язык.
    4. Видео том, что такое тарабарский язык:

    5. Выкладывать слова вертикально, читаем слова сверху вниз и наоборот.
    6. Слоги или слова могут терять буквы. Такие угадайки.
    7. Складываем слова с носком или варежкой, ребенок их обучает какие есть буквы и как читать. Закрываем 1 букву и надо угадать слово.

    Вариант игры с носком в видео:


    Теперь у вас есть целый комплекс игр для обучения чтению правильно и без ошибок, важно, что это происходит в увлекательной игровой форме и дает родителям возможность подстраивать процесс обучения под каждого ребенка индивидуально.

    Меняя тематику под увлечения малыша.

    Если вам трудно придумать или реализовать какую-либо игру, рекомендуем не огорчаться. Сайт сайт предлагает вам подробно расписанные от материалов до реализации.

    Выбираем пазлы для ребенка правильно, чтобы избежать ошибок, прочтите статью .

    Составляем план игр для детей легко и грамотно, а также учитываем секретные аспекты, помогающие ребенку развиваться и не уставать по ссылке .

    Какую книгу выбрать для обучения?

    1. С крупными буквами и красочными картинками.
    2. Буквы появляются по одной, а изучив 2-3 уже идут в слогах.
    3. Разные варианты чтения слогов, например, МА — АМ, МО — ОМ.
    4. Помните о времени 15 минут — это максимальное количество для занятия.

    Видео от логопеда по обучению чтению:

    Когда ребенок начал читать, успокаиваться и бросать обучение будет большой ошибкой, т.к. требования есть по скорости и это не только проверка техники чтения.

    Чем медленнее ваш ребенок читает, тем больше времени ему потребуется на выполнение домашних заданий и извлечение информации из уже прочитанного.

    Не случайно требования к скорости чтения растет: 1 класс — это 20 слов в минуту, 2-40, но читать с удовольствием ребенок может при скорости от 60 слов в минуту.

    Как научить ребенка читать быстро и правильно в 1 классе: упражнения


    Когда ребенок освоил буквы, спокойно их узнает, теперь только настало время заниматься скоростью чтения. Прежде чем начать работать с ней, зафиксируйте сколько слов в минуту ваш ребенок сейчас читает — это поможет отслеживать прогресс.

    Отводите на эти занятия не более 15 минут в день, чтобы он не успевал уставать и придумайте мотивирующие моменты, которые будут фиксировать его прогресс и развитие.

    Например: таблица, где ребенок пишет с какой скоростью он читал и указывает день, такой мини дневник, если скорость растет, то он получает подарок — это игра с родителями или история от них, поход вместе в зоопарк или покататься на роликах, лыжах, коньках, погулять в парке, поиграть в боулинг или другие игры.

    Мотивация в виде денег или подарков, может привести к обратному эффекту.

    Выбирайте тексты в соответствие с возрастом ребенка, крайне важно.

    Вы можете сделать в игровой форме метод которым вы будете учиться быстрому чтению, для этого напишите на карточках названия и давайте ребенку выбирать, каким методом вы будете сегодня читать.

    Упражнения:

    1. Лист бумаги прикладываем к тексту так, чтобы все непрочитанные строки были закрыты. По мере чтения с помощью шторки открываем все следующие строки, но важно двигаться чуть быстрее, чем ребенок читает.
    2. Лист бумаги прикладываем к верхней части строки и закрываем слова, чуть быстрее, чем ребенок читает.
    3. Зашумленные тексты, когда в текст вставлены слова не относящиеся к нему. Легко в готовый текст внести в ворде и распечатать.
    4. Вершки — корешки. Закрываем нижнюю часть строки с помощью линейки или вырезанной полоски, закладки. Аналогично сделать с верхней частью.
    5. Разрезать по форме решетки текст и раздвинуть в стороны. Сделать это просто если текст — это картинка, тогда просто ставить пустые полосы.
    6. Решетка или рамочка. Из бумаги вырезаем по форме решетку с довольно широкими вырезанными столбцами, где тонкие полосы оставленные из бумаги будут прикрывать куски текста. Размер ее равняется размеру листа бумаги — 29*27 см. Ширина тоненького столбца — 0,5 см, широкий столбец -2-3 см, накладываем на текст и читаем.
      Когда данный метод будет освоен, сделайте полоски более широкими — 2-3 см, пусть их на листе будет 2-3 шт.
    7. Мудрые деревья — пирамида. Когда текст расположен в форме трапеции, расширяясь от средины к краям.

    Видео с примерами упражнений для быстрого чтения: Урок в видео формате занятия с медленно читающим ребенком:

    Физические упражнения

    Уделяйте такой физической зарядке 5 -10 минут ежедневно и вы заметите, насколько быстрее стал работать ваш мозг. Такая гимнастика помогает работать 2м полушариям синхронно, что позволяет мозгу работать в состоянии сверх эффективности.

    1. Я ученик.
    2. Ухо — нос или Винни -Пух и пятачок.
    3. Винни-пух.
    4. Капитанская.
    5. Вижу цель, не вижу препятствий.
    6. Я победитель.
    7. Усложняем, когда уже все стало получаться: добавляем хлопки, маршируем, шевелим ступнями ног.

    Таблицы Шульте

    Видео научит вас пользоваться таблицами правильно и расширять угол зрения:

    Где взять еще больше материалов обучающих быстрому чтению?

    1. Татьяна Джало — именно для деток от простого обучения к быстрому чтению у нее есть прекрасный курс.
    2. Книги, видеоролики Андреева.
    3. Игры он-лайн в интернете с таблицами Шульте и не только, но какое время ребенок будет проводить за компьютером, телефоном или планшетом решать вам.
    4. В интернете масса статей посвященных быстрому чтению.

    Важно понимать, что скорочтение — это навык, которому рекомендовано обучать в возрасте старше 10 лет, быстрое же чтение с помощью игр, упражнений начинаем тренировать в 6-7 лет.

    Что такое техника чтения?

    Чтобы разобраться в вопросах беглого чтения или быстрого, давайте разберем что же это такое по определению? Проверяют технику чтения в классе, параллельно с началом чтения ребенка включается секундомер, когда минута окончится, ученика останавливают и считают количество прочитанных слов. Какие слова считают, а какие нет? Проверяют ли понимание ребенком текста? Если ребенок не верно прочитал слово, будет ли оно учтено? На самом деле техника чтения складывается из нескольких навыков:

    1. Способы чтения (по буквам, слогам или целыми словами);
    2. Темп чтения, скорость с какой будет прочитан новый текст за 1 минуту.
    3. Осознанность. Когда прочитанное ребенок понимает и сможет ответить на вопросы.
    4. Выразительность, а вот этот навык стоит обсудить с вашим учителем отдельно. Так как для беглого чтения, паузы минимальны, в отличие от обычной проверки. И если вы требуете от ребенка быстро читать, то вполне логично, чтобы весь процесс чтения был быстрым.

    Ускоряем технику чтения с 40 до 74 за 10 занятий во втором классе

    Видео с готовым подбором игр для ускорения чтения с 40 до 74 за 10 занятий:

    Теперь вы знаете, как научить ребенка быстро читать и техника чтения вашей семье не страшна!

    Пробуйте разные методы и варианты, желаем вам легкого, быстрого и увлекательного обучения чтению. Пусть ваш малыш с легкостью освоит чтение и получает удовольствие от него постоянно осваивая новые книги и знания!

    Научить ребенка складывать буквы в слова, а слова в предложения – задачка не из простых. На этом нелегком пути от родителей потребуются терпение, аккуратность и последовательность. Сегодня мы ответим на основные вопросы: как научить ребенка читать по слогам без помощи педагогов, и какие упражнения для обучения чтению дома наиболее эффективны.

    Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?

    По мнению психологов, лучший возраст для обучения чтению – от 4,5 до 6 лет. На практике научиться читать ребенок стремится в возрасте 5 лет. Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, и если вы не укладываетесь в общепринятые сроки, это говорит только о том, что процесс обучения следует немного отложить.

    Существует целый ряд факторов, говорящих о том, готов ли ребенок в данный момент осваивать процесс чтения. Вот самые важные из них:

    • Нет проблем с произношением – у ребенка соблюден правильный темп и ритм речи, поставлены все звуки;
    • Нет проблем со слухом – ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые в произношении слова;
    • Достаточное владение речью – богатый словарный запас, умение строить фразы и понятно для окружающих выражать свои мысли;
    • Развитый фонематический слух – ребенок может свободно различать звуки речи, воспроизводить услышанные звуки, называть первый/последний звук в слове;
    • Свободная ориентация в пространстве – ребенок четко знает понятия право/лево и верх/низ.

    Внимательно наблюдая за ребенком, вы заметите момент, когда ему станет интересно складывать буквы в слова. Знакомые символы на вывесках магазинов чадо будет показывать маме и папе, а однажды попытается прочесть целиком. Разумеется, в свои первые попытки кроха наверняка прочтет слово неправильно, но это не страшно – это говорит о том, что его мозг созрел для усвоения нового навыка.

    Известные методики обучения детей чтению

    Методика Как действует
    Обучение по методу Домана Глобальное чтение – таким словосочетанием можно охарактеризовать методику Домана. Она предусматривает обучение чтению целыми словами и опирается на особенности работы мозга малыша. Идея состоит в том, чтобы окружить ребенка написанными на ярких карточках/плакатах словами («стол», «стул», «шкаф» и т.д.). Механическая память позволяет ребенку запомнить и удерживать накапливающийся объем простых слов. Начинать следовать методике можно уже с 5-6 месяцев.
    Метод чтения по слогам Традиционная методика, которая из года в год остается самой популярной у родителей, желающих научить ребенка читать в домашних условиях. Ребенок сначала складывает буквы в слоги, а затем – в слова. У детей старше 4,5-5 лет этот метод приносит быстрый результат. Материал легко закрепляется в игровых заданиях. Этот способ обучения используется в детских садах и школах, что несомненный плюс.
    Метод чтения по складам В данной методике не слово дробится на слоги, а звуки соединяются в склады. Например, слово «чашка» будет читаться не «чаш-ка», а «ча-ш-ка». Склад может состоять из одной буквы, из согласной и гласной, или из согласной и твердого/мягкого знака. Несмотря на то, что методика очень распространена, есть вероятность того, что ребенку придется переучиваться в школе – ведь там используют метод чтения по слогам. Привычка дробить слова на склады может укорениться, что будет впоследствии затруднять восприятие текста и замедлять чтение.
    Кубики Зайцева Методика помогает освоить азы чтения с помощью восприятия слогов. Разнообразные таблицы, красочные кубики разных цветов с наполнителями принимают активное участие в наглядном обучении соединения буквы в слоги. Большой эффективности занятия с помощью кубиков Зайцева достигают при групповом взаимодействии (в детских садах, центрах развития детей и т.д.). Рассматриваемая методика помогает получить максимальный результат за минимальное время у тех малышей, которым трудно усидеть на одном месте.

    Мамам и папам, стремящимся научить ребенка читать как можно быстрее, следует быть очень деликатными в подходе к этому важному вопросу. Чтобы у ребенка не пропал интерес к чтению с первых занятий, мы предлагаем вам познакомиться с актуальными советами. Они помогут в процессе обучения привить малышу любовь к книге.

    Алфавит с раннего возраста

    Пусть ребенок с грудничкового возраста «впитывает» в себя, как губка, название букв в песенно-игровой форме. Короткие запоминающиеся стишки о буквах отложатся в детской памяти, и ближе к двум годам ребенок сможет вполне осознанно их рассказать. Включайте время от времени различные песенки и мини-мультфильмы про алфавит, тем более, что в такой подаче буквы запоминаются играючи.

    Ненавязчивое обучение

    Для дошкольника игра – это главный процесс, через который он познает окружающий мир, в том числе и при освоении навыков. Скучные занятия и зубрежка не принесут должного результата, более того, ребенок может напрочь разлюбить чтение. Преподносите информацию в теплой обстановке, терпеливо, и ребенок усвоит нужные знания в том темпе, который подходит конкретно ему.

    Занимайтесь каждый день

    Если вы начали делать первые шаги в чтении слогов, и они прошли безрезультатно, рано опускать руки. Можно сделать перерыв в 1-2 дня, и затем попробовать вновь. У ребенка получилось прочесть пару слогов из гласных букв? Здорово, значит первоначальные навыки чтения получены и их нужно развивать. Занимайтесь регулярно, и результат не заставит себя ждать.

    Заинтересовывайте чтением

    Часто трудности в обучении возникают с теми детьми, которым в детстве практически не читали, и родственники не подавали собственный пример чтения книг. Это можно исправить. В вашем доме должны появиться рассказы, сказки, детская художественная литература, интересная вашему ребенку. Сделайте семейную традицию – чтение маленького произведения перед сном. Малыш не откажется от родительского внимания, а интересная история побудит его интерес к книге.

    От простого к сложному

    Бывает, что ребенок знает названия букв, но не знает звуки. Ребенок не сможет освоить чтение до того момента, как он хорошо выучит произношение звуков. Занимайтесь в этом случае поэтапно:

    1. изучайте звуки;
    2. переходите к чтению по слогам;
    3. научите ребенка слитию слогов.

    Только после прохождения данных трех этапов можно приступать к обучению чтения полноценных слов.

    Подробное видео с советами от педагога – учимся читать:

    Первые шаги к чтению: знакомство с буквами

    Чтобы научить ребенка чтению, необходимо поддерживать интерес к книгам и буквам с раннего возраста. Как правило, в 2-3 года малыши начинают проявлять внимание к алфавиту. Родителям очень важно обеспечить в этот момент правильное развивающее пространство.

    Визуализация

    Ребенок довольно быстро запомнит буквы, если в поле его зрения будет находиться яркий плакат с русским алфавитом. Кроха показывает на букву – произнесите соответствующий звук. Возможно, что вам придется не раз возвращаться к «А» и «Б» и повторять их, но именно так малыш быстрее их запомнит. Для занятых родителей хорошим подспорьем будет интерактивное панно с буквами – оно само озвучивает ту букву, на которую нажмет ребенок.

    Осязание

    Для запоминания букв алфавита ребенку важно задействовать и осязание. Для развития абстрактного мышления малыша предложите ему познакомиться с буквами, слепленными из пластилина, или вырезанными из картона. Обращайте внимание на схожесть предметов и букв – турник похож на «П», а бублик – вылитая буква «О».

    Чаепитие к буквами

    Процесс изучения букв будет очень веселым и вкусным, если предложить ребенку съедобный алфавит. С помощью фигурных макарон можно сварить суп «Абвгдейка», а на десерт испечь собственноручно вылепленные печеньки – азбуку.

    Магнитные развлечения

    С помощью магнитной азбуки можно превратить процесс изучения букв в веселую и запоминающуюся игру. Например, малышей 1-2 лет можно завлечь, просто прикрепляя букву к поверхности холодильника и произнося её. «Дай мне буковку! Что это у нас? Это буква А!» Если ребенку уже есть 3 года, то ему понравится игра в «магнитную рыбалку». Нужно все магнитные буквы в контейнер, и сделать импровизированную удочку из палки и веревочки с магнитиком. Выловив «рыбку», произносите её название, проводя аналогию со словом. «Это рыбка Ж! Посмотри, как она похожа на жука!»

    По клавишам

    Дети очень любят повторять действия взрослых. Дайте малышу вволю понажимать кнопки в открытом текстовом редакторе – его заинтересует появление букв на экране. Покажите, как набрать самое простое слово «мама». Можно распечатать первое письмо, и вручить его ребенку. Даже если там будет совершенно немыслимое сочетание, это будет своеобразным толчком к запоминанию алфавита. Также для осваивания букв можно отдать ребенку «на растерзание» старую клавиатуру от компьютера.

    Освоение принципа чтения по слогам

    Обычно дети произносят каждый звук раздельно, и это понятно – им требуется время, чтобы вспомнить, как называется следующая буква. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь малышу преодолеть это естественное затруднение.

    Начать упражнения нужно со слов, состоящих только из гласных. Например, АУ, ИА и УА. К этим простым словам нужно нарисовать/подобрать иллюстрации – например, девочка, заблудившаяся в лесу («АУ!»), младенец лежащий в люльке («УА!»), и милый ослик, жующий травку («ИА!»). Попросите ребенка не прочитать надпись, а просто пропеть её. Петь можно медленно, «тянуть» слог, но не останавливаться: АААУУУ, ИИИААА, УУУААА.

    На заметку! Обязательно учите ребенка распознавать восклицательные и вопросительные предложения. Выделяйте голосом момент восклицания, малыш должен различать «А?» и «А!»

    Не бойтесь возвращаться к пройденному, продолжайте учить ребенка читать простейшие слоги. Когда первый звук у слога – согласный, его читать малышу сложнее. Но, тем не менее, учиться читать его тоже нужно, без этого в школе никак. Пусть ребенок «тянет» ННН и потом приставляет А, О, или У. Мальчик дает девочке конфету – НННА («НА!»). Малыш раскачивается на лошадке – НННО («НО!»). Девочка взяла маму за руку – МММА («МА!»). Обратите внимание, что первый звук ребенок может «тянуть» достаточно долго, чтобы вспомнить следующий.

    Важно! Не торопите ребенка, если он задумывается при чтении трудного для него слога – когда он прочувствует принцип складывания слогов, то процесс освоения навыка пойдет значительно быстрее.

    Если у малыша не получилось прочитать слово, то родитель должен сам прочитать его, потом попробовать еще раз прочитать вместе с ребенком. Затем переходите к следующему слогу. Независимо от успехов, подбадривайте и хвалите своего маленького ученика.

    Большинство букварей для детей 6-7 лет предлагают учиться по слоговым таблицам. Они представляют собой перечень различных слогов, не имеющих смыслового значения, а основанных на визуализированном запоминании. Пример: на букву «Н» звуки «НА-НО-НУ-НЫ-НИ», на «М» – «МА-МО-МУ-МЫ-МИ», на «Т» – «ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ» и т.д. Безусловно, такие таблицы имеют право на жизнь, но они совсем не интересны детям. Заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА» совершенно не обязательно, вполне можно справиться и без такого устаревшего методического материала.

    Совет! Ребенок не должен уставать от чтения. В первый месяц занимайтесь чтением слогов не чаще 3-4 раз в неделю. Пусть уроки идут не подряд, а через день. Со второго-третьего месяца можно учить ребенка читать ежедневно.

    Игры, способствующие обучению ребенка чтению

    Навык чтения требует усердия и регулярных занятий. Чтобы обучение проходило с легкостью, рассматривайте картинки в книгах, обсуждайте ситуации, изображенные на этих картинках, составляйте по ним истории. Больше общайтесь и разговаривайте с ребенком – это поможет ему развить мышление и связную речь.

    Для открытия чудесного, интересного и огромного мира книг мы предлагаем вам игры на изучение слогов, их правильное произношение и запоминание. Упражнения в данных играх подойдут для детей от 3 до 7 лет.

    Игры для изучения букв Игры на умение складывать слоги Игры на развитие навыка чтения
    Создайте вместе с ребенком образы букв, с которыми он сможет поиграть. Они должны быть яркими и запоминающимися. Можно самостоятельно сделать карточки с буквами и изображенными на них животными/предметами (А – АИСТ, Б – БАРАБАН и т.д.). Простая и в то же время интересная игра – «Составь слово». В основе: круги с написанными слогами и картинки, которые подсказывают ребенку, какое слово составить. Например, картинка с изображением реки. Ребенок должен выбрать два круга. На первом круге слог РЕ, на втором – КА. Картинка с изображением каши: выбираем круги со слогами КА и ША. Игра «Составь слово». Ребенку нужно составить слово из перепутанных местами слогов и букв. Например: создаем игровую ситуацию – внучка Маша решила сделать бабушке подарки и записала их, чтобы не забыть. Вдруг налетел сильный ветер и все перемешал. Давай поможем Машеньке вспомнить, что она хотела подарить бабушке, составив из перепутанных местами слогов и букв правильные слова.
    Для запоминания буквы и звука рассказывайте короткие стихи-ассоциации, например:

    А-ист А-збу-ку ли-стал,

    На А-вто-бус о-поз-дал.

    На Кар-тин-ку смо-трит Кот,

    На Кар-тин-ке Кит плы-вет.

    О-слик ви-дит О-бла-ка,

    О-тра-жа-ет их ре-ка.

    Игра «Найди загаданное слово». Нужно выложить перед ребенком дорожку из разных слов. Задача читателя: выбрать то, что вы загадали. Например, среди слов: «кошка, качели, стул, морковь», найти «живое» слово – животного, овощ, предмет мебели, детское развлечение. Игровое упражнение «Прочти быстро». Ребенок должен с максимально быстрой скоростью произнести слова:

    – мыла, мыла, мыла, мила, мыла;

    – сыр, сыр, сыр, мир, сыр;

    – пила, пила, пила, липа, пила;

    – соль, соль, соль, сел, соль;

    – река, река, рука, река, рука.

    Конструируйте с малышом буквы из подручных материалов – карандашей, спичек, счетных палочек или соленого теста. Игра «Слово в слове» очень интересна детям возраста 5-6 лет. Нужно найти слово поменьше в большом слове, например Э-ЛЕК-ТРО-СТАН-ЦИ-Я: КОТ, НОС, ТРОН и т.д. Игра «Назови, что видишь». Смысл игры – ребенок должен назвать на определенную букву все то, что он видит вокруг себя. Также можно называть на определенную букву животных (КОТ, КРЫСА, КРОЛИК), игрушки (МЯЧ, МАШИНА), или имена героев мультфильмов (КАРЛСОН, КРОШ).
    Создайте альбом-раскраску, где на каждой страничке будет жить определенная буква. Для букв можно нарисовать домик, или украсить букву рисунком, начинающимся на неё (А- АСТРА, Б – БЕРЕГ и др.). Игра «Составь слог из половинок». Для игры нужно написать различные слоги на карточках из картона, и разрезать их пополам по горизонтали, затем перемешать. Задача ребенка состоит в том, чтобы собрать карточки и прочитать написанные на них слоги. Игровое упражнение «Догадайся, что неверно». Ребенку предлагается посмотреть на картинку, под которой написано слово с ошибкой. Задача состоит в том, чтобы прочитать слово по слогам, найти ошибку и заменить её нужной буквой (например, КО-РО-ВА и КО-РО-НА)
    Для изучения букв можно использовать настольные игры – домино, лото с алфавитом. Лото с буквами родитель может сделать самостоятельно. Для изготовления потребуются 8 картонных карточек с написанными буквами, а также маленькие картинки с буквами, которые ребенок будет называть для поиска на карточках. Игры-ходилки хорошо помогают понять принцип чтения слогов. Такие игры можно приобрести или сделать самим, взяв готовые игры-ходилки за основу. В пустые клеточки надо вписать различные слоги. По ним необходимо передвигать фишку. Во время игры ребенок кидает кубик. Малыш должен читать слоги, встречающиеся на его пути. В процессе могут получиться звуковые дорожки, состоящие из 4-6 слогов. Победит в игре тот, кто быстрее прочитает все слоги и доберется до финиша. Игровое упражнение «Что в тарелке». Перед едой попросите ребенка по слогам произнести, что из продуктов находится перед ним. Помогайте произносить слова с большим количеством слогов, при этом задавайте темп произношения (КА-ША, МО-ЛО-КО, ПЮ-РЕ, ОВ-СЯН-КА).

    Одним из интересных вариантов данной игры может быть игра в «повара». Задача ребенка – составить меню на обед из слов на выбранную букву, например «М». Если на одну букву получается мало слов, то можно предложить найти в холодильнике продукты, начинающиеся на 2 буквы и т.д.

    Обратите внимание! Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал от процесса обучения и не терял интереса? Нужно заниматься с ним регулярно, но в то же время недолго. Для первых занятий будет достаточно 5-7 минут. Постепенно это время можно увеличить до 15-20 минут. Если вы будете проводить занятия в игровой форме, ребенку будет легко и не скучно познавать навык чтения.

    Упражнения со словами: закрепляем навык

    Как только ребенок научится сливать буквы в слоги, родителей можно поздравить с половиной пройденного пути. Теперь самое главное – закрепить полученный навык. В этом деле пойдут в ход веселые и интересные задания.

    Во что играть Что делать
    Кто что ест? Напишите в столбик названия животных: КОШ-КА, КО-РО-ВА, СО-БА-КА, БЕЛ-КА, КРО-ЛИК, МЫШ-КА. А справа и слева от слов нарисуйте картинки: рыбку, траву, кость, орех, морковь, сыр. Задача ребенка – прочитать слово и «накормить» с помощью стрелочек каждого питомца правильной едой.
    Кто лишний? Напишите в столбик несколько слов: ГРУ-ША, ЯБ-ЛО-КО, А-НА-НАС, ПО-МИ-ДОР. Попросите ребенка зачеркнуть лишнее слово, причем обязательно объяснить свой выбор. Так можно поиграть с названиями овощей, одежды/обуви, цветов, деревьев, птиц и т.д.
    Большой и маленький Напишите в верхней части листа слова ДЕ-РЕ-ВО, ГО-РА, ГРУ-ЗО-ВИК, ЖИ-РАФ, Я-ГО-ДА, КАП-ЛЯ, БУ-СИ-НА. Ниже нарисуйте две картинки – дом (большой) и цыпленка
    (маленький). Пусть ребенок прочитает слова, и определит, какие из них большие и маленькие, и соединит линиями с подходящими картинками (ягоду, каплю и бусину – к цыпленку, остальные слова – к дому). Подобным образом можно делить слова на сладкие и кислые, тяжелые и легкие и др.
    Кто где живет? Вперемешку запишите названия дикий и домашних животных: ВОЛК, ЛОСЬ, ЛИ-СА, КА-БАН, КО-РО-ВА, КО-ЗА, КОШ-КА, СО-БА-КА, ЁЖ. Под словами изобразите с одной стороны лес, с другой – деревенскую избушку с забором. Пусть ребенок прочитает слова и стрелочками изобразит, где живет каждый из зверей.

    Формируем привычку читать книги с младенчества

    В начале этой части советуем вам ознакомиться с опытом мамы. Как научить ребенка читать по слогам (видео):

    Личный пример

    «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Известное выражение как нельзя кстати приходится к формированию у ребенка понятия о важности чтения. Если кроха будет часто видеть с книгой своих родителей, родственников, то для него чтение станет частью жизни. Пусть малыш с ранних лет знает, что чтение – это интересно, и хорошая книга вполне может заменить собой компьютерную игру или просмотр мультфильма.

    Яркие иллюстрации

    Выбирая книгу для начала чтения, не забывайте о том, что детям важны картинки. Благодаря выразительным, ярким рисункам следить за сюжетом ребенку будет легче и интереснее.

    Регулярное чтение

    Любовь к книгам формируется не в один момент. Если взрослый будет регулярно вслух читать ребенку небольшие сказки, уже спустя месяц-другой малыш будет сам проявлять больше интереса к произведениям. Первые прочитанные слова зачастую те, что изображены на обложке любимой книги.

    Возможность выбора

    Ребенку должно быть интересно то, что вы планируете с ним прочитать. Уже в 4 года маленький читатель способен определить, насколько ему интересна та или иная книга. В этом возрасте самое время для первого похода в библиотеку – позвольте малышу выбрать самому книгу в соответствии с собственным желанием.

    Ограничение просмотра TV

    Чтение, конечно же, требует от ребенка определенных интеллектуальных усилий. Чего не скажешь о телевидении – оно в прямом смысле отбирает возможность пофантазировать, предоставляя готовые образы. Совсем лишать просмотра мультфильмов не стоит, но ограничить время нахождения за экраном и строго подбирать разрешенные телепрограммы имеет смысл.