Занятия для 4 летних детей распечатать. Развитие мышления детей четырех-пяти лет. Например, можно поиграть в такие игры
Развивающие задания на логику у детей средней группы детского сада. Задания помогут педагогам подготовить детей к обучению в школе.
Задание 1
Разложи (соедини стрелочки) фрукты в корзинку, а овощи - на тарелку.
Задание 2
Раскрась игрушки красным цветом, одежду - жёлтым цветом, посуду - синим цветом.
Задание 3
Где чей хвост, где чей нос?
Задание 4
Посади (при помощи стрелок) петушка не на брёвнышко и не на скамейку, курочку - не на забор и не на брёвнышко, кошку - не на скамейку и не на забор.
Задание 5
Какой фигурки не хватает в каждом ряду?
Задание 6
Подбери пару каждому предмету.
Соедини линиями подходящие предметы
Задание 7
В каждой строке вместо точек нарисуй недостающие фигуры, сохранив порядок их чередования
Задание 8
Дорисуй предметы в каждом ряду так, чтобы они стали одинаковыми.
Задание 9
Выполни определённые действия
Задание 10
Сколько животных в домике слева? Сколько их живёт в домике справа? Сколько животных, и кто спрятался в двух нижних домиках?
Задание 11
Раскрась зелёным цветом картинку, на которой нет мячика; синим цветом - ту, где нет пирамидки; красным - где нет кубика; жёлтым - где есть все предметы.
Задание 12
Помоги девочкам найти свои игрушки: соедини линиями и раскрась одежду девочек и игрушек в один цвет.
Задание 13
В каждой группе есть предмет, который не подходит к остальным по какому-то признаку. Назови эти признаки.
Задание 14
Из предметов в нижнем ряду выбери тот, который надо нарисовать в пустом «окошечке»
Задание 15
На каком из четырёх рисунков герои изображены правильно?
Задание 16
У собачки и кошки синий и зелёный коврики. У кошки - не зелёный коврик, а у собачки - не синий. Раскрась коврики правильно
Задание 17
На столе голубая и розовая вазы. Тюльпаны - не в розовой вазе, а нарциссы - не в голубой. Раскрась вазы правильно
Задание 18
У Лены два шарфика: красный и жёлтый. Длинный шарфик - не жёлтого цвета, а короткий - не красного. Раскрась шарфики правильно.
Посредством развивающих занятий с детьми 4-5 лет можно осваивать алфавит и математику. Главное, чтобы домашнее обучение приносило малышу удовольствие.
Педагоги начальных классов хорошо знают, что маленькие ученики приходят в школу с совершенно разным уровнем подготовки. И чем она лучше, тем увереннее себя чувствует ребёнок на уроках, быстрее и легче усваивается материал. Однако хорошо подготовиться к школе быстро не получится. Ещё с яслей при помощи игр нужно развивать мыслительные процессы малышей, а позже посредством развивающих занятий с детьми уже 4-5 лет можно осваивать азы грамоты и математики.
С подготовкой будущего школьника справится любой родитель, главное, знать, какие знания и умения давать в 4-5 лет, и как превратить обучение дома в «систему».
Программа и планирование развивающих занятий
Хорошо, когда каждая игра, каждая прогулка превращается в развивающее занятие. Однако в таком, «стихийном», обучении можно что-то упустить, поэтому каждому, даже не профессиональному педагогу, нужная чёткая программа занятий.
Составлять планирование лучше на неделю вперед. Так родитель сможет заранее готовить некоторые материалы для уроков, и поймёт, на какие задания у малыша уходит много времени, а что дается слишком легко.
Тематический материал:
Как и в детском саду, ежедневные занятия с ребёнком должны проводиться по следующим направлениям:
- развитие речи и обучение грамоте;
- математика и логика;
- творчество – лепка, рисование, конструирование, аппликация;
- физическое развитие (имеется в виду отдельное 20-40-минутное занятие, динамические паузы присутствуют на каждом уроке раз в 15 минут);
- расширение кругозора – экология, правила этикета, безопасности и др.;
- художественная литература.
Все эти предметы нужно равномерно распределить в программе на неделю в зависимости от возможностей ребёнка.
Обучением грамоте занимаются с дошкольником лишь тогда, когда он сам этим интересуется. О том, как понять, что малыш готов учить буквы, читайте в статье Обучение чтению: с чего начать и как научить складывать слоги.
План развивающих занятий для детей 4-5 лет дома может быть примерно таким.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | |
развитие речи | Описание игрушки | Составление рассказа по картинке | Сюжетно-ролевая игра с игрушками «Поход к врачу» | |||
обучение грамоте | Буква «А», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой | Буква «У», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой | Буква «О», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой | |||
математика и логика | Раньше, позже | Число и цифра 4 | Квадрат | |||
творчество | Аппликация «Светофор» | Рисование пальчиковыми красками | Лепка из соленого теста | Конструирование из бумаги | Игры с конструктором | Схематическое выкладывание счетных палочек по образцу и воображению |
физическое развитие | Игры с мячом | Упражнения на фитболе | Бассейн (или посещение спортивной) секции | Подвижные игры | Бассейн (или посещение спортивной) секции | |
расширение кругозора | Правила дорожного движения | Признаки зимы. Зима в лесу. | Свойства воды. Игры со льдом. | |||
художественная литература | Чтение народной сказки | Разучивание потешки | «Зимовье зверей» сказка | Знакомство с жанром рассказ | Рассказы Носова |
В данное планирование не зря включены ежедневные занятия физкультурой и творчеством. Растущему организму чрезвычайно важно выплёскивать энергию и развивать координацию движений. Ну а творчество помогает разрабатывать мелкую моторику рук, развивается воображение.
Включить все предметы в один день вряд ли получится. 4-летний ребёнок по-прежнему быстро устает и может заниматься одним видом деятельности не более 15-20 минут.
Количество развивающих занятий в программе зависит не только от способностей малыша, но и от того, посещает ли он детский сад или развивающий центр. Если с дошкольником занимаются педагоги, родители могут выделить для домашних уроков лишь немного времени вечером и в выходные.
В такие уроки хорошо включать тот материал, которые изучался ребёнком в учреждении. Повторение позволит закрепить полученные знания и навыки.
Какие задания подойдут для детей 4-5 лет
В статье: « » уже писалось о том, что должен знать дошколенок в 4 года. Сейчас работать нужно над теми же навыками, углубляя знания и усложняя задания. Небольшой перечень того, чему научится малыш за пятый год:
- употребление предлогов;
- ориентация в пространстве (знать лево/право и т.д.);
- понимать, где «больше», «поровну» или «меньше»;
- употреблять существительные по числам;
- считать до 10, до 5 – в обратном порядке.
- проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги и др.
Если дошколёнок уже справляется с этим, не стойте на месте и углубляйте знания. Однако все занятия должны быть ему интересны, в противном случае чрезмерная нагрузка лишь надолго отобьёт охоту к учёбе.
Развивающие пособия 4+
Теперь о самих заданиях. Для детей 4 лет можно найти множество печатных изданий, упражнения которых не только помогут наполнить сами уроки, но и подскажут, в каком направлении нужно двигаться.
К самым популярным относятся серия пособий О.Н. Земцовой «Умные книжки», а также издания «Школы семи гномов». В таких учебниках есть задания на развитие логического мышления, внимания, сюжетные картинки, игры с наклейками и мн. др.
Пример иллюстрации с заданиями по математике и логике из серии «Грамотейка».
Для детей 4 лет подойдут и первые прописи. Обводя по точкам несложные узоры, детки готовят руку к письму. Пример от «Школы семи гномов».
Чтение по азбуке и учебники по математике
Если кроха занимается с охотой и имеет успехи, главные предметы – грамоту и математику можно изучать по настоящим учебникам.
Для обучения чтению одним из лучших считается «Букварь» Жуковой, где наглядно показано, как сливаются буквы в слоги, а сама методика соответствует школьным программам.
Тематический материал:
Популярна и методика Бунеевых. В четыре года авторы предлагают малышам пособие «По дороге к Азбуке».
Также учителями начальных классов высоко ценятся учебники по математике Л.Г. Петерсона. Для дошколят есть адаптированный по возрасту учебник «Игралочка». С ним уже в 4 года ребёнок изучит все необходимые темы в игровой форме.
Задания в картинках
Кроме пособий на занятиях можно использовать распечатанные картинки с упражнениями.
Изучаем право и лево
Чтобы малыш скорее запомнил, какая рука правая, а какая левая, можно использовать такой плакат с ладошками.
Также помогут картинки, в которых нужно обвести изображения с нужным направлением.
Математика
Закрепить знание числового ряда помогут раскраски, в которых нужно соединить точки по порядку.
А такой математический материал научит соотносить количество с цифрой.
Развитие речи
По сюжетным картинкам можно отвечать на вопросы и составлять короткие рассказы.
Логика
Для развития логического мышления можно подготовить игру «Найди пару».
Или закончить логический ряд.
Картинки для занятия о космосе
Домашний урок может быть и тематическим. После ознакомления с темой «Космос» ребёнку можно предложить различные игры на развитие мыслительных процессов.
Упражнения и игры
В четыре года все упражнения должны носить только игровой характер. Иначе малыш быстро устанет и потеряет интерес к обучению.
Например, чтобы развить память, начертите на бумаге сетку с крупными клетками. Затем вместе с крохой расположите в квадраты-домики несколько мелких игрушек. Когда чадо отвернётся, переставьте предметы в другие клетки. Предложите дошколёнку вернуть их на места.
Упражнение «Книжный детектив» поможет закрепить знание букв и умение выделять первый звук в слове. Задание: загадайте букву, и попросит отыскать предмет или картинку в книге на заданную букву. С несколькими детьми можно поиграть на скорость. Усложнить упражнение можно заданием, найти слова с двумя буквами или с буквой на конце.
Ещё одна игра для уроков грамоты. Приклейте карточки с буквами к предметам в комнате так, чтобы их названия начинались на эту букву. Задача малыша найти, какие буквы прикреплены неправильно, и исправить это.
Хорошо, когда родители всерьёз занимаются развитием и обучением своих дошколят. Однако не стоит превращать домашние занятия в повинность для ребёнка или рутинную работу. Малыш должен наслаждаться процессом обучения и сам с нетерпением ждать каждое занятие.
Развивающие занятия с детьми 3 — 4 лет «Окружающий мир»
В возрасте 3-4 лет ребенок должен без затруднения определять время суток.
Задание для ребенка : Внимательно посмотри на картинку и скажи, что перепутал художник, что нарисовал не правильно, почему?
Ребенок в возрасте 3-4 лет обычно уже знает, что разным транспортом управляют разные люди. Подскажите ему название профессий «машинист», «танкист», чтобы эти слова обогатили словарный запас вашего малыша.
Задание для ребенка: Подбери пару. Каким транспортом управляет тот или иной водитель?
Ребенок должен ответить на ваши вопросы. Важно представить все в форме игры.
Задание (вопросы) для ребенка:
1. Утром солнце встает, а вечером… (садится)
2. Прошёл дождь, и на асфальте появились… (лужи)
3. У берёзы листья, а у сосны… (иголки)
4. Зимой часто идёт белый, пушистый… (снег)
5. Вода течет из крана. А когда она замерзает, то превращается в …(лёд)
6 . Лёд мягкий или твердый? (твердый). Он может литься, как вода? (нет). Он холодный или тёплый? (холодный). А вода холодная или теплая? (бывает холодная и теплая).
Ребенок в 3,5-4 года должен отличать животных, которые могут жить в городских квартирах от животных, живущих в деревне.
Занятие с ребенком: посмотри внимательно, какие из этих животных живут в деревне.
Учим ребёнка распознавать дерево по его листьям. Изучаем названия цветов.
Задание для ребенка : посмотри на листья, с какого дерева они упали (береза, клен, ива)? Как называются эти цветы (ромашка, роза, тюльпан, василек)?
Ребенок 3-4 лет конечно уже знает диких животных (по сказкам, картинкам, стихам). Он должен уметь описать животное и рассказать некоторые его особенности.
Занятие с ребенком : На картинке нарисованы животные, назови их. Кто из них, где живет, что любит кушать, какого цвета шкурка, кто больше? А как называются «ноги» волка (лапы)? А нос слона (хобот)? У какого животного самая большая шея, уши, зубы?
Ребенок в 3-4 года должен уметь отделить овощи от фруктов и озвучить то, что одни плоды относятся к овощам (растут в огороде) , а другие к фруктам (растут на деревьях).
Задание для ребенка: На чудо — дереве выросли плоды. Назови их. Посмотри и скажи, какие плоды не растут на деревьях. А где они растут?
Ребенок в возрасте 3-4 лет уже знает о том, что есть взрослые и малыши. А вот как они правильно называются?
Занятие с ребенком : Скажи пожалуйста, кто нарисован на этой картинке (животные, звери)? Обрати внимание, что это родители и их малыши. Ты знаешь, как они называются? (слон (слониха) — слоненок, медведь (медведица) — медвежонок, кот (кошка) — котенок, тигр (тигрица) — тигренок).
Ребенок 3,5-4 лет уже должен знать слова вежливого обращения и уметь их правильно употреблять.
Занятие с ребенком: вопрос — ответ. Попросите малыша ответить на ваши вопросы.
- Утром ты проснулся и пошел чистить зубы, по пути ты встретил маму. Что ты ей скажешь? (с добрым утром).
- В детском саду девочка Таня угостила тебя яблоком, а ты ей сказал… (спасибо).
- У тебя есть друзья? Как их зовут? Если твой друг попросит ему помочь, что ты сделаешь? (помогу).
- Ты ходишь в детский садик? В какое время суток ты приходишь в детский сад (утром), а когда тебя забирают родители (вечером).
- Что ты говоришь своим родным, когда ложишься спать (спокойной ночи).
- Ты пришел в гости к другу, что ты скажешь, когда увидишь его? (привет, здравствуй).
- Мама попросила тебя помочь ей убрать комнату, что ты сделаешь? (помогу, соберу игрушки и т.д).
- Бабушка вязала тебе носочки, и у нее упал клубок с пряжей, что ты сделаешь? (подниму его).
Развивающие занятия с детьми 3 — 4 лет «Логика»
Дети 3-4 лет уже способны группировать предметы на основе главного признака. Занятие построено на основе малого количества групп, которые ребенок постоянно встречает в обыденной жизни.
Задание для ребенка : покажи, где на картинке нарисована одежда. А теперь посмотри что общего у оставшихся предметов? Ребенок должен не просто показать предметы из одной группы, но и назвать эту группу (мебель, посуда, транспорт).
Это занятие направлено на установление ребенком логической связи между «парными» предметами.
Задание для ребенка : подбери пару каждому предмету, который ты видишь на рисунке.
Занятие с ребенком 3-4 лет «Вопрос – ответ». Задавайте вопросы только, если ребенку интересно на них отвечать.
Задание для ребенка : закончи фразу, которую я скажу или ответь на вопрос.
- Когда кушают, берут ложку, а когда пьют берут …
- Ночью темно, а утром …
- Птица летает, а рыбка…
- Самолет летит по небу, а кораблик плывет по…
- Если горит красный свет светофора нужно стоять, а если зеленый…
- Штаны и кофта – одежда, а суп и каша…
- У людей руки и ноги, а у кошки…
- Мёд сладкий, а лимон…
- Бабочка летает, а кузнечик…
- У уточки много утят, а у курочки…
Дети в возрасте 3-4 лет часто фантазируют, используя свое воображение. Добавим к нему логику. Хорошо если ребенок аргументировано объясняет, почему он так или иначе подумал (например, собака рассказывает веселую историю, потому что она улыбается).
Занятие с ребенком : Расскажи, о чём говорят животные? С кем говорит кошка и о чем, как ты думаешь, почему? А что рассказала сорока? и т.д.
Это занятие с детьми 3- 4 лет на развитие внимания.
Задание для ребенка :
- Сравни предметы на рисунке и выбери лишний предмет в каждом ряду, объясни свой выбор (например, все чашки в полосочку, одна с кружочками или у всех елочек одна половинка желтая, а у одной нет).
- Найди в каждом ряду точно такой же предмет как первый. (1=4, 1= 3, 1=4, 1=2).
Ребенок 3-4 лет уже должен понимать, какие предметы одежды для чего предназначены, даже если сам он еще не умеет одеваться. Важно, чтобы предметы одежды «надевались» по порядку (то есть сначала носки, а затем сапоги). При этом малыш должен говорить, как называется тот или иной предмет одежды.
Задание для ребенка : девочка Катя собралась идти на улицу гулять. На улице сегодня холодно. Помоги Кате одеться, чтобы она не замерзла.
Занятия с ребенком 3-4 лет на закрепление навыков приема пищи.
Задание для ребенка : Вася хочет покушать. Помоги ему сделать все правильно.
1. Чем нужно налить суп в тарелку? (поварешкой)
2. Чем кушают суп? (ложкой)
3. В сковороде жареная картошка. Во что Вася должен ее положить и чем будет ее кушать? (в тарелку, вилкой)
4. Вася хочет пить. Во что он нальет чай? (в кружку, стакан)
5. Мальчик любит, чтобы чай был сладким. Что ему для этого нужно сделать? (положить сахар в чай и размешать ложечкой)
6. Вася вкусно покушал. Что он скажет маме? (спасибо)
7. Что нужно сделать с посудой после обеда? (вымыть, помыть посуду) Вася поможет маме? (да, конечно)
Задание для ребенка : покажи и назови, кто где живет.
Занятие с детьми 3-4 лет «Что больше»
Задание для ребенка : посмотри на картинку, какая рыбка больше? А какая собачка меньше? и т.д.
Для того, чтобы организовать развивающие занятия дома детям 3-4 лет, нужно не только продумать их содержание, но и пробудить интерес ребёнка к обучению.
Обычно обучением детей 3-4 лет занимается детский сад. Работая по специализированным программам, педагоги дают там маленьким дошколятам весь необходимый им набор знаний и навыков. Но бывают и такие ситуации, когда ребёнок не может посещать это заведение или много пропускает из-за частых болезней. Тогда родители сами берутся за образованием крохи. Посредством систематических развивающих занятий для детей 3-4 лет даже дома дети могут усвоить всё, что положено их возрасту, если знать чему и как их учить.
Как проводятся развивающие занятия с детьми 3-4 лет дома
Домашнее обучение – трудоёмкий процесс, требующий определённой подготовки родителя и правильного настроя. Для эффективной работы нужно не только продумать содержание занятий, но и пробудить интерес ребёнка к обучению. Что нужно знать?
Принципы организации домашних занятий
Любое обучение, домашнее или профессиональное, должно проводиться в соответствии с основными принципами педагогики и учитывать возрастные особенности дошколёнка. Что нужно знать?
Условия проведения «уроков» для дошколят
В 3 года дети уже умеют подолгу концентрироваться на интересующем их объекте, и всё же не стоит планировать слишком много заданий. Длительность занятия с детьми 3 лет должно быть не более 25 минут, с обязательной динамической паузой.
Тематический материал:
Приступать к работе лучше, когда ребёнок успел отдохнуть и пребывает в хорошем настроении, обычно занимаются после завтрака или дневного сна, каждый день в одинаковое время.
Во время работы ничто не должно отвлекать внимание крохи – уберите всё лишнее со стола и с поля зрения.
Используйте яркий реквизит, раздаточные материалы и пособия. Их можно купить или сделать самостоятельно. Чтобы интерес к данным средствам обучения не пропал, старайтесь не играть с ними вне занятий.
Хорошо, если все упражнения занятия объединены одним сюжетом. Так будет проще удержать внимание ребёнка.
Отдохнуть от умственного напряжения физические упражнения — танец под музыку, ходьба по линии и наклону, игры с мячом и т.д. Их необходимо включать в каждый урок.
Задачи и планирование
Результативность любой работы, в том числе и педагогической, зависит от правильно поставленных задач и чёткого плана их реализации.
К основным задачам развивающих занятий для детей 3-4 лет можно отнести следующие:
- формирование мыслительных навыков;
- развитие моторики, воображения и творческих способностей;
- совершенствование звуковой и смысловой сторон речи, расширение словарного запаса;
- формирование представления о явлениях и свойствах предметов, окружающем мире;
- воспитание личностных качеств, обучение нормам поведения.
Составлять план развивающих занятий для детей от 3 лет нужно так, чтобы различные виды деятельности чередовались. Еженедельное планирование поможет понять, какое упражнение стоит оставить, какое усложнить, а что вовсе отложить на некоторое время.
Как подобрать задания детям 3-4 лет
Все приобретенные дошколёнком знания и навыки можно условно поделить на несколько блоков. Так, зная, что должно быть изучено ребёнком к 4-летнему возрасту, можно понять какие развивающие задания ему предложить.
Логика, внимание, память
В 3 года малыш должен уметь собирать картинку из 4 частей, видеть несоответствия, различия и сходства на рисунках, убирать лишний предмет по заданному признаку, удерживать в кратковременной памяти 3-4 слова или изображения, концентрироваться на задании около 5 минут.
Предложите крохе рассмотреть картинку, а потом закройте её и задайте несколько вопросов. Также память будет хорошо развиваться при разучивании небольших стихотворений, если ребёнку трудно, пусть вначале говорит только окончания строчек.
Разложите перед дошколёнком 4-5 игрушек или картинок, а потом уберите одну, и попросите вспомнить, какой не стало.
Развитию логики и внимания способствуют игры «найди тень», «подбери заплатку», «найди пару», «продолжить цепочку» из нарисованных предметов, мозаики или конструктора.
Математика
До 4 лет кроха может освоить числовое и количественное значение чисел от 2 до 10; сортировать предметы по размеру, называть самый длинный/короткий, большой/маленький; называть основные цвета и различать несколько оттенков; кроме круга, треугольника и квадрата, знать ромб, прямоугольник и овал.
Цифры, геометрические фигуры можно, как и буквы составлять из сподручных материалов. Также существует много раскрасок по цифрам, паззлов и картинок с обозначением количества предметов и числового знака.
Развитие речи
3-4-летний дошкольник уже понимает обращенную речь, поддерживает беседу, использует местоимения «я» и «мы», описывает увиденное предложениями (до 6 слов), называет антонимы и группы предметов (одежда, посуда и т.д.), отвечает на вопросы по картинке, знает свое имя и фамилию, управляет силой голоса.
Над звуковой стороной речи можно работать при помощи или чистоговорок. Для умения формулировать свои мысли подойдут задания типа «Что может быть?.. (называете свойства, а ребёнок подходящие предметы), «Что было сначала и потом?» (на примере сказки, явления природы, бытовых ситуаций), «Для чего нужен?..» и т.д.
Основы грамоты можно начать с изучения букв и звуков. Изучая графическое изображение буквы важно называть не её название («эм»), а звук («м»).
Окружающий мир
В три года дети разделяют животных на домашних и диких, многие знают, где они обитают и чем питаются, распознают несколько видов растений, насекомых, рыб и птиц, различают овощи, фрукты, грибы. Они называют время суток, явления природы, некоторые знают несколько признаков времен года.
Данная область знаний расширяется у ребёнка с опытом. Превращайте в экскурсию гуляние в парке, поход в поликлинику или магазин, акцентируйте внимание малыша на происходящем вокруг, не ленитесь подробно отвечать на все вопросы «почемучки».
Тематический материал:
Дома можно использовать детские энциклопедии, компьютерные презентации и печатные игры.
Творчество
Данный возраст – время, когда творческая энергия проявляется у детей особенно сильно. Они уже умеют вырезать ножницами (некоторые с мамой), клеят готовые и «рваные» аппликации по образцу или фантазии.
Творческие занятия могут занимать много времени, поэтому лучше их проводить отдельно.
Кроме рисования, лепки и аппликаций, развить нестандартное мышление и фантазию поможет домашний кукольный театр и ролевые игры.
Чтобы включать в деятельность мелкую моторику ежедневно используйте мозаику, крупы, песок, бусины, пуговицы или другие мелкие предметы.
Пример тематического занятия «Птицы весной»
В начале занятия показываем ребёнку презентацию о перелётных птицах, рассказываем, почему и куда они улетают зимой.
Превращаемся в птичку (на скорую руку можно сделать бумажную маску с клювом и вырезать крылышки). Под весёлую музыку можно «полетать» на кухню (в тёплые края) и «поклевать зернышек» (собрать с пола макароны).
Учим буквы. Замечаем, что слово «птицы» начинается на букву «П». Рассматриваем её и выкладываем при помощи счетных палочек или макарон. Также можно предложить дорисовать букву за мамой карандашом.
Нарисуйте заранее несколько птичек, на крылышках которых изображена буква «П». Просим ребёнка её найти.
Логика – найти на изображениях самую большую птичку, с жёлтым кругом на крылышке, без красного квадрата и др. (готовим карточки заранее).
Закончить серию тематических развивающих заданий для детей 3-4 лет о птицах можно раскрашиванием, лепкой или аппликацией.
Организовывая дома развивающие занятия, будьте готовы к тому, что результат обучения никогда не бывает быстрым. Если крохе что-то сложно даётся, не давите на него, отложите задание и вскоре он обязательно со всем справится!
Светлана Чередниченко
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 4–5 лет
Цель : Коррекция мелкой моторики , формирование представлений о цвете, форме, размере. Задачи : Учить различать правую и левую руку, вертикальное, горизонтальное расположение предметов. Развитие логического мышления.
Продолжительность занятий : 25 минут
Наполняемость группы : не более 10-12 человек
Материалы : набор геометрических фигур, игрушечная машина, рисунок лабиринта
Возраст : 4-5 лет
Ход занятия I .Организационный момент Вступительное слово педагог-психолог :
Всем, всем, добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
Педагог-психолог, - Какой сейчас занятие ?
Воспитанники : - Коррекционное занятие . II. Сообщение темы занятия Педагог-психолог : - Дети, сегодня на занятии мы отправимся в сказочную страну «Геометрических фигур» где живут различные геометрические фигурки, формы и цвета. Отправимся мы туда не одни, а помогать нам будет верный помощник. А кто будет! Вы, сейчас сами узнаете, отгадав мою загадку :
«Я веселый, озорной бываю простой и цветной!»
Карандаш
Педагог-психолог - Дети кто это!
Воспитанники : - Карандаш!
II. Физическая минутка
Цель : активизируют деятельность мозга, сердечнососудистой и дыхательной системы.
Как живёшь? – Вот так!
Как идёшь? – Вот так!
А бежишь? – Вот так!
Ночью спишь? – Вот так!
Как даешь? – Вот так!
А берёшь? - Вот так!
Как шалишь? – Вот так!
А грозишь? – Вот так!
III. Упражнение на массаж пальцев и ладоней
Цель : активизируют деятельность мозга, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.
Педагог-психолог : - А чтобы они у нас были подвижными, хорошо писали и рисовали, мы сейчас разомнем наши пальчики. Массаж.
Чтоб здоров был пальчик наш,
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрем
И к другому перейдем.
Растирание пальцев с тыльной сторон
Мы с обратной стороны
Пальчик растереть должны,
Чтобы он повеселел,
Был здоров и не болел.
Растирание пальцев с внутренней стороны
Чтобы крепкой быть ладошке –
Помассируем немножко :
Десять раз понажимаем
И ладошки поменяем.
Массаж ладони с тыльной стороны
Вот веселые цыплятки
В огород пришли на грядку.
Они радостно идут,
Быстро зернышки клюют.
Массаж ладони с внутренней стороны (картинка)
Вот уже друзья – цыплятки
На другую влезли грядку.
Там клюют ребятки зерна
Также смело и проворно.
Похлопывание ладони кончиками пальцев с обеих сторон
VI. Дидактическая игра дом.
Цель : Формирование представлений о форме, размере. Вертикальное, горизонтальное расположение предметов.
Материалы : набор геометрических фигур.
Мы сейчас построим дом
Десятиэтажный,
Не кирпичный будет он,
Но и не бумажный.
Он высок, внизу гараж.
Из чего же домик наш?
Дети, давай вместе с Вами построим дом! Берите геометрических фигур - это наши строительные материалы и начнем строительство. Где треугольник и конус – это крыша.
V. Лабиринт с секретом
Цель : коррекция мелкой моторики , выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью; тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.
Материалы : игрушечная машина, рисунок лабиринта
У лабиринта есть вход и выход, между, которым надо для начала найти кратчайший путь, начертив его простым карандашом. Пройдя лабиринт, вы получите красочную картинку. Закрасив весь маршрут разными цветами, вы получите красочную картинку. Квадратики, не попавшие на линию, красить не нужно.
VI. Итог занятия
Педагог-психолог : - С какими геометрическими фигурами мы познакомились на занятии ?
Воспитанники : – Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.
Педагог-психолог : - Кто был сегодня на занятии нашем помощником ?
Воспитанники : – Карандаш!
Педагог-психолог : - Для чего мы проводим упражнения с пальчиками?
Воспитанники : - Чтобы пальчики лучше писали, рисовали и т. д.
Педагог-психолог : - Молодцы! Сегодня вы все хорошо занимались.
При составлении занятий использовалась литература :
1. Битянова М. Р. «Адаптация ребенка в школе» коррекционно -развивающее обучение М., «Пед. Поиск» , 2008г.
2. ЛаврентьеваГ. П. «Практическая психология для воспитателей» сборник тестов, Киев, 2002г.
3. Васильева Н. Н. и Новоторцева Н. В. «Развивающие игры для школьников» , Ярославль, 2006г.
4. Василиева С. В. «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста», С. -П. «Речь» , 2005
5. Волков Б. С. «Задачи и упражнения по детской психологии» , М. «Просвещение» ,
6. Сборник психологических игр и упражнений «Грани успеха» , /сост.: В. Н. Нохрина, Н. А. Уварова, Н. А. Штырц; - - Ект. ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи» 2006.
Публикации по теме:
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию психических процессов для детей 5–6 лет Цель: развитие и коррекция психических процессов детей старшего дошкольного возраста Задачи: Образовательные: - продолжать развивать умение.
Цель: формирование правильной, чистой речи Задачи: активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; повысить.
Задачи занятия:1. Развитие мелкой моторики. 2. Развитие речи: учить понимать обращенную речь, мотивация речи. 3. Учить показывать части.
Задачи: 1. Закрепить имеющиеся знания о временах года, в частности осени. 2. Уточнить и закрепить знания об овощах. 3. Развитие и коррекция.