• Что делает логопед в детском саду. Должностная инструкция учителя-логопеда в детском саду. II. Должностные обязанности Логопеда

    Утверждена:

    «Об утверждении и введении в действие должностных инструкций педагогических работников МАДОУ «Детский сад № 16» КГО»


    Согласовано:

    С профсоюзным комитетом

    первичной профсоюзной организации

    МАДОУ «Детскийсад № 16» КГО


    Должностнаяинструкция

    учителя-логопеда

    Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

    «Детский сад № 16»

    Камышловского городского округа

    1. Общие положения

    1.1.Настоящая должностная инструкция разработана на основе «Квалификационных характеристик должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н , зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638. При составлении инструкции учтены такжеПримерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации от 27 февраля 1995 года № 92.

    1.2.Учитель - логопед относится к категориипедагогическихработников.

    1.3. Учитель-логопед назначается и освобождается от должности заведующим образовательного учрежденияв порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

    1.4. На должность учителя–логопеда назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

    1.5. Учитель-логопед работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 20-часовой недели и утвержденному заведующим образовательного учреждения.

    1.6. В своей деятельностиучитель-логопедруководствуется:

    Конституцией Российской Федерации;

    Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;

    Законодательными актами Российской Федерации;

    Правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты;

    СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

    Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

    «Порядком проведенияаттестациипедагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»,утвержденнымПриказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 года № 276;

    Уставом и локальными актами Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16» Камышловского городского округа;

    Правилами внутреннего трудового распорядка Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16» Камышловского городского округа;

    Коллективным договором Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16» Камышловского городского округа;

    Приказами и распоряжениями заведующего образовательного учреждения;

    Настоящей должностной инструкцией;

    Трудовым договором и Договором об образовании по образовательным программам дошкольного образования.

    1.7.Учитель-логопед должен знать:

    приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

    законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;

    Конвенцию о правах ребенка;

    возрастную и специальную педагогику и психологию;

    анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

    методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;

    нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;

    программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;

    новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;

    правила по охране труда и пожарной безопасности;

    теорию и методы управления образовательными системами;

    современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

    методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

    технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии;

    трудовое законодательство;

    основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

    правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

    2.Должностные обязанности

    Учитель-логопедобразовательногоучреждения:

    2.1.Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников с нарушениями речи, в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи.

    2.2.Осуществляет обследование воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у нихнарушения развития.

    2.3.Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников. Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.

    2.4. Работает в тесном контакте с воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия.

    2.5.Консультирует педагогических работников и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

    2.6. Ведет необходимую документацию:

    Рабочаяпрограммакоррекционно-развивающего обучения для детей с тяжелыми нарушениями речина логопедическом пункте;

    Журнал учета проведения индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий;

    Речевая карта по индивидуальному сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи;

    Статистический отчет по результатам коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелыми нарушениями речи;

    Аналитическая справка по результатам деятельности за учебный год;

    Расписание занятий и циклограмма использования рабочего времени;

    Паспорт логопедического кабинета.

    2.7.Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует адаптированную основную общеобразовательнуюпрограмму для детей с тяжелыми нарушениями речи на логопедическом пункте.

    2.8. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям.

    2.9.Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

    2.10.Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников.

    2.11.Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса.

    2.12. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

    2.13. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

    3. Права

    Учитель-логопедимеет право:

    3.1.Участвовать в управленииобразовательным учреждением в порядке, определяемомУставом образовательного учреждения.

    3.2.Избирать и быть избранными в Совет и другие выборные органы образовательного учреждения.

    3.3.Получать необходимое организационное, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности, бесплатно пользоваться библиотеками, информационными ресурсами, услугами учебных, учебно-методических, социально-бытовых, лечебных и других подразделенийучреждения в соответствии с коллективным договором.

    3.4.Выполнять другие работы и обязанности, оплачиваемые по дополнительному договору, кроме случаев, специально предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    3.5.На моральное и материальное поощрение по результатам труда.

    3.6.На уважение и вежливое отношение со стороны родителей (законных представителей) воспитанников, коллег.

    3.7.На меры социальной поддержки, установленные действующим законодательством.

    3.8.На обжалование приказов и распоряжений администрации образовательного учреждения;

    3.9.На защиту профессиональной чести и достоинства.

    3.10. Учитель-логопед, кроме того, имеют право на:

    обоснованный выбор образовательныхпрограмм, средств, форм и методов обучения, методов для мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательнойпрограммы дошкольного образования; творческое проявление педагогической инициативы;

    досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством;

    сокращенную продолжительность рабочего времени, удлиненный оплачиваемый отпуск;

    длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы, который предоставляется по личному заявлению педагогического работникав порядке и на условиях, установленных действующим законодательством;

    аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации;

    дополнительные меры социальной поддержки, предоставляемые в Камышловском городском округе педагогическим работникам общеобразовательных учреждений.

    4. Ответственность

    4.1. Учитель-логопед обязан соблюдать Устав образовательного учреждения, должностную инст-рукцию учителя-логопеда,Правила внутреннего трудового распорядка, договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования и другие нормативные локальные актыобразовательного учреждения.

    4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных при- чинУстава образовательного учреждения и Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, законных распо- ряжений заведующего образовательного учрежденияи иных локальных нормативных актов, должност ных обязанностей учителя-логопеда, установленных настоящей Инструкцией, учитель-логопеднесет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

    4.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с
    физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, учитель-логопед может быть освобожден от занимаемой должности в соот ветствии с трудовым законодательством и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» .

    4.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-
    гигиенических правил организации образовательного процесса, норм макси
    мальнойнагрузки на ребенка в организованных формах обучения учитель-логопед привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях предусмотренных административным законодательством.

    4.5. За виновное причинениеучреждениюили участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанно- стейучитель-логопед несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

    5.Взаимоотношения . Связи по должности.

    Учитель-логопед:

    5.1.Взаимодействует с родителями (законными представителями) детей.

    5.2.Взаимодействует с воспитателями и другими специалистами образовательного учрежденияпо разработке и планированию единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи в процессе его коррекционно-развивающего обучения.

    5.3. Согласовываетсо старшимвоспитателемрабочую программу коррекционно-развивающего обучения для детей с тяжелыми нарушениями речи на логопедическом пункте в соответствии садаптированной основной общеобразовательнойпрограммой для детей с тяжелыми нарушениямиречи Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16» Камышловского городского округа на каждый учебный годне позднее пяти дней до начала планируемого периода.

    5.4. Предоставляетстаршему воспитателюрезультаты статистического отчета по результатам коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелыми нарушениями речи и анализ коррекционно-развивающейработы на логопедическом пункте за учебный год (май месяц).

    5.5. Взаимодействует со специалистом по охране труда и технике безопасности по всем вопросам безопасности образовательного процесса.

    5.6. Получает отзаведующегообразовательного учреждения истаршего воспитателяинформациюнормативно-правового и орга- низационно-методического характера, знакомится под расписку с соответст- вующими документами;

    5.7.Подотчетензаведующемуипедагогическому советуобразовательного учреждения.

    Должностную инструкциюучителя-логопедасоставила заведующий

    МАДОУ «Детскийсад № 16» КГО________________Смертина Т.М.

    Должностная инструкцияучителя-логопеда прошнурована, пронумерована, скреплена печатьюна 5 (пяти)листах

    Должностную инструкцию на руки получил:___________________________________________

    (подпись, расшифровка подписи, дата)

    __________________________________________________________________________________


    1. Общие положения

    1.1. Данная должностная инструкция учителя-логопеда в ДОУ разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155; на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования », утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010 г. в редакции от 31.05.2011 г.; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации » в редакции от 27 декабря 2019 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

    1.2. Учитель - логопед детского сада относится к категории специалистов, считается педагогическим работником.

    1.3. На должность учителя - логопеда ДОУ может быть принято лицо, которое:

    • не моложе 18 лет;
    • имеет высшее образование – специалитет или магистратура в области дефектологии или высшее образование – специалитет или магистратура и профессиональная переподготовка в области логопедии без предъявления требований к стажу работы;
    • не лишено права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации).

    1.4. Учитель - логопед детского сада может быть назначен на должность и освобожден от занимаемой должности приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.

    1.5. Учитель – логопед дошкольного образовательного учреждения подчиняется заведующему детским садом, а в рамках психолого-педагогической службы её руководителю.

    1.6. Учитель – логопед ДОУ, находясь при исполнении трудовых обязанностей, проходит первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, повторный – не реже одного раза в 6 месяцев, кроме того, при необходимости внеплановый – при нарушении безопасных приемов труда или целевой - при выполнении разовых заданий, которые не связаны с основной работой.

    1.7. В своей деятельности учитель - логопед руководствуется следующими документами:

    • Конституцией Российской Федерации;
    • Трудовым кодексом РФ;
    • Законом Российской Федерации «Об образовании »;
    • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
    • Гражданским Кодексом РФ, а также Семейным Кодексом;
    • Указами президента Российской Федерации, решениями Правительства РФ, нормативно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации;
    • Конвенцией о правах ребенка;
    • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений »;
    • Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения, Коллективным договором ДОУ;
    • Локальными актами, которые регламентируют деятельность детского сада (Образовательной программой с учетом требований ФГОС ДО, внутренними приказами и распоряжениями, договором с родителями, режимом дня, учебным планом, другими локальными актами, которые не противоречат Уставу дошкольного образовательного учреждения).

    Учитель логопед также в своей деятельности руководствуется Трудовым договором и настоящей должностной инструкцией учителя-логопеда в детском саду в соответствии с ФГОС ДО, инструкциями по охране труда и пожарной безопасности, Федеральным законом от 24.07.98 № 124-ФЗ (в редакции от 29 июня 2013 года) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации ".

    1.8. Учитель-логопед ДОУ должен знать:

    • законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов;
    • законы и иные нормативно правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
    • Федеральные государственные образовательные стандарты
    • требования к адаптированным основным общеобразовательным программам, адаптированным образовательным программам;
    • правила по охране труда;
    • требования к безопасности образовательной среды для обучающихся с нарушениями речи;
    • теории, закономерности, принципы построения и функционирования систем образования лиц с нарушениями речи, современные тенденции развития образования лиц с нарушениями речи, оказания им логопедической помощи;
    • основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ;
    • клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;
    • структуру речевых нарушений, в том числе специфику нарушений речи у разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;
    • закономерности и этапы речевого развития, языковые нормы, варианты их нарушения;
    • содержание и технологии проведения логопедических занятий;
    • современные педагогические технологии реализации деятельностного, компетентностного, индивидуально-дифференцированного подходов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи;
    • пути достижения и способы оценки результатов освоения образовательных программ и (или) программ логопедической помощи лицами с нарушениями речи;
    • требования к оснащению и оборудованию учебных и логопедических кабинетов современными образовательными средствами, техническими средствами, дидактическими средствами, средствами логопедической помощи;
    • нормы современного русского литературного языка;
    • особенности семейного воспитания лиц с нарушениями речи.

    Учитель логопед детского сада должен знать положения должностной инструкции учителя-логопеда в ДОУ и строго соблюдать их в своей педагогической деятельности, знать порядок действий при чрезвычайной ситуации.

    1.9. Учитель-логопед ДОУ должен уметь:

    • планировать содержание и осуществлять непрерывный образовательный процесс в соответствии с общеобразовательными программами и (или) программами логопедической помощи;
    • определять формы, методы, приемы и средства организации деятельности лиц с нарушениями речи по освоению ими программ образования и (или) программ логопедической помощи;
    • определять объем, содержание, целевую направленность и условия реализации образовательной программы и (или) программы логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи;
    • организовывать деятельность лиц с нарушениями речи по реализации образовательных программ и (или) программ логопедической помощи (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с их возрастом, особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями;
    • разрабатывать и реализовывать совместно с родителями (законными представителями) индивидуальный образовательный маршрут лица с нарушениями речи с учетом его возраста, индивидуальных возможностей;
    • использовать ИКТ-компетенции, необходимые для планирования, реализации и оценки образовательной и логопедической работы с лицами с нарушениями речи с учетом их возраста, особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей;
    • применять современные образовательные и логопедические технологии, включая информационные ресурсы;
    • использовать логопедические технологии реализации коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей различных категорий детей с нарушениями речи;
    • применять логопедические технологии сопровождения лиц с нарушениями речи в системе комплексной реабилитации;
    • планировать и организовать различные виды самостоятельной деятельности лиц с нарушениями речи;
    • использовать технологии формирования у лиц с нарушениями речи мотивации к качественному образованию, личностному развитию, овладению компетенцией, необходимой для жизни человека в обществе, социальной адаптации с учетом их особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей;
    • использовать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить освоение лицами с нарушениями речи образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, определять дальнейшие траектории образования с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи;
    • применять технологии воспитательной работы с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями речи;
    • использовать технологии инклюзивного образования;
    • взаимодействовать со специалистами, осуществляющими комплексное сопровождение лиц с нарушениями речи в организациях здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов;
    • взаимодействовать со средствами массовой информации, общественными организациями для пропаганды толерантного отношения к лицам с нарушениями речи, их семьям;
    • использовать грамотную, четкую, выразительную, орфоэпически правильную речь;
    • осуществлять ведение нормативной документации, включая электронный документооборот;
    • соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.

    1.10. Рабочим местом учителя - логопеда является кабинет учителя-логопеда.

    2. Должностные обязанности

    Учитель - логопед ДОУ выполняет следующие обязанности:

    2.1. Осуществление деятельности, которая направляется на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников детского сада с нарушениями речи.

    2.2. Осуществление обследования воспитанников ДОУ, определение структуры и степени выраженности нарушения речи, имеющегося у них.

    2.3. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

    2.4. Проведение групповой и индивидуальной НОД по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций воспитанников.

    2.5. Работа в тесном контакте с воспитателями и другими педагогическими работниками детского сада, посещение НОД.

    2.6. Консультирование педагогических работников и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям.

    2.7. Способствование формированию общей культуры личности, социализации воспитанников ДОУ.

    2.8. Реализация образовательных программ с учетом требований ФГОС ДО.

    2.9. Изучение индивидуальных особенностей, способностей, интересов и склонностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с целью создания условий для обеспечения их нормального развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя для этого разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки воспитанников, который соответствует федеральным государственным требованиям.

    2.10. Проведение НОД, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий.

    2.11. Обучение родителей (законных представителей) основным приемам по исправлению нарушений звукопроизношения, по формированию фонематического слуха у детей.

    2.12. Направление при необходимости воспитанников детского сада на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры.

    2.13. Составление заключения по результатам логопедического обследования воспитанников ДОУ и доведение до сведения педагогов и родителей (законных представителей).

    2.14. Разработка и использование:

    • коррекционных программ, циклов занятий, которые направляются на устранение у дошкольников речевых расстройств, нарушений произносительной стороны речи, дефектов фонематических процессов и лексико-грамматических расстройств;
    • рекомендаций для родителей (законных представителей) по общему развитию речи воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
    • рекомендаций по развитию речи в рамках психологической готовности детей к школьному обучению.

    2.15. Использование соответствующих наглядных пособий и материалов для обследования речевого развития детей и проведения коррекционно-развивающей работы с ними.

    2.16. Своевременное и четкое ведение документации по установленной форме, используя ее по назначению.

    2.17. Участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников детского сада в обеспечении уровня подготовки воспитанников, соответствующего федеральным государственным образовательным требованиям.

    2.18. Самостоятельное планирование своей деятельности на учебный год с учетом Годового плана ДОУ и согласно образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

    2.19. Представление отчетов о своей работе заведующему детским садом, а также руководителю логопедической службы за полугодие и по окончании года.

    2.20. Участие в работе педагогических, методических советов, других формах методической деятельности, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитанников ДОУ.

    2.21. Передача руководителю дошкольного образовательного учреждения, либо заместителю по воспитательно-образовательной работе информации, которая была получена непосредственно на совещаниях и семинарах.

    2.22. Сотрудничество с семьями воспитанников детского сада в соответствии с Договором с родителями.

    2.23. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации и педагогического уровня на курсах, семинарах.

    2.24. Уважительное и заботливое отношение к каждому ребенку ДОУ, проявление стальной выдержки и педагогического такта в общении с детьми и их родителями.

    2.25. Выполнение требований заведующего дошкольным образовательным учреждением, старшей медсестры, которые связаны с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.

    2.26. Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников детского сада во время образовательного процесса.

    2.27. Внимательное слежение за своим внешним видом. Учитель-логопед должен являться образцом для детей, их родителей и всего коллектива, служить образцом правильной, грамотной речи, способствовать формированию общей культуры речи.

    2.28. Поддержание порядок на своем рабочем месте.

    2.29. Обеспечение благоприятного эмоционально-психологического климата в детском и взрослом коллективе, выполняя правила этических и педагогических норм и правил.

    2.30. Прохождение обязательного медицинского осмотра в нерабочее время согласно существующему графику.

    2.31. Бережное использование имущества учреждения, методической литературы и пособий.

    2.32. Внесение предложений по совершенствованию образовательного процесса в детском саду.

    2.33. Соблюдение прав и свобод воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

    2.34. Своевременное информирование руководителя логопедической службы и руководителя ДОУ о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.

    2.35. Своевременное донесение информации до руководителя, дежурного администратора обо всех чрезвычайных происшествиях в детском саду, которые связаны с жизнью и здоровьем детей.

    2.36. Неукоснительное выполнение требований должностной инструкции учителя-логопеда в ДОУ, нормативно-правовых документов, которые регламентируют трудовую деятельность воспитателя дошкольного учреждения.

    2.37. Обеспечение выполнения «Инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников », «Инструкции по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма », соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, противопожарной и антитеррористической защиты, а также санитарно-гигиенических требований, неся при этом персональную и уголовную ответственность за жизнь и здоровье каждого воспитанника ДОУ.

    3. Права

    Учитель - логопед в пределах своей компетенции имеет право:

    3.1. Принимать непосредственное участие в:

    • разработке образовательной политики и стратегии дошкольного образовательного учреждения, в создании соответствующих документов;
    • подготовке и деятельности совета педагогов, методических объединений;
    • всех смотрах-конкурсах детского сада, района, города;
    • инновационной и экспериментальной деятельности ДОУ;
    • семинарах, тренингах, организуемых на базе дошкольного учреждения и информационно-методического центра.

    3.2. Определять направление педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей воспитанников детского сада, а также их творческих способностей.

    3.3. Использовать педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения, исходя из психофизической целесообразности в рамках федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    3.4. Вносить грамотные предложения по совершенствованию воспитательно-образовательной работы ДОУ.

    3.5. Повышать свою квалификацию, постоянно заниматься самообразованием.

    3.6. Получать консультативную помощь от заместителя заведующего по ВиМР и других узких специалистов детского сада.

    3.7. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников дошкольного образовательного учреждения.

    3.8. Другие права, которые предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании », региональными законами, а также Уставом учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка.

    4. Ответственность

    4.1. Учитель-логопед детского сада несет персональную ответственность за сохранность жизни и здоровья каждого ребенка в процессе образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

    4.2. Учитель-логопед в ДОУ несет ответственность за сохранность хозяйственного инвентаря, игрового оборудования и имущества дошкольного учреждения, находящегося на рабочем месте.

    4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений заведующего и иных утвержденных локальных нормативных актов, настоящей должностной инструкцией учителя-логопеда детского сада, в том числе за не использование предоставленных прав, учитель - логопед несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством России. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

    4.4. За использование, в том числе однократное, методов воспитания, которые связаны с физическим или психическим насилием над личностью ребенка, учитель - логопед может быть освобожден от занимаемой им должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании ». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

    4.5. За нарушение правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил организации воспитательно-образовательного процесса учитель-логопед будет привлечен к административной ответственности в порядке и в случае, которые предусмотрены административным законодательством РФ.

    4.6. За виновное причинение дошкольному образовательному учреждению или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба в связи с исполнением или не исполнением своих должностных обязанностей учитель-логопед ДОУ несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.

    5. Взаимоотношения. Связи по должности

    Учитель-логопед ДОУ:

    5.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по утвержденному графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели, самопланирования и отчетности деятельности, участия в обязательных плановых мероприятиях ДОУ на которые не установлены нормы выработки.

    5.2. Самостоятельно составляет план работы на каждый год, полугодие и ежемесячно. Планы согласовываются с руководителем психолого-педагогической службы, заместителем заведующего по воспитательно-образовательной работе и утверждаются заведующим ДОУ.

    5.3. Предоставляет руководителю службы, заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе отчет в письменном виде о проделанной работе за каждое полугодие и в конце года.

    5.4. Получает от заведующего дошкольным образовательным учреждением, заместителя руководителя и заведующего ППС информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с необходимой документацией.

    5.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, непосредственно имеющим отношение к его деятельности, с работниками службы и педагогическим коллективом.

    5.6. Ставит в известность заведующего ДОУ о возникновении трудностей в работе.

    5.7. Предоставляет заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе информацию, полученную непосредственно на выездных совещаниях и семинарах.

    6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции

    6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.

    6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.

    6.3. Факт ознакомления сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

    1. Общие положения
    1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основании квалификационной характеристики учителя-логопеда образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения образования и социального развития РФ от 26.08.10 г. №761н, Трудового кодекса РФ, Устава Учреждения.
    1.2. Учитель-логопед относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ.
    1.3. Учитель-логопед непосредственно подчиняется заведующему ДОУ, заместителю заведующего по воспитательной и методической работе.
    1.4. В своей деятельности учитель-логопед руководствуется:
    — Конституцией и федеральными законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными нормативно-правовыми актами законодательной и исполнительной власти РФ;
    — Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы образования;
    — Уставом и локальными актами ДОУ, в т.ч.: правилами внутреннего трудового распорядка; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; приказами и распоряжениями заведующего, настоящей должностной инструкцией; трудовым договором;
    — Нормативными документами и методическими материалами по вопросам профессиональной деятельности.
    1.7. Учитель-логопед:
    — работает по графику, составленному заместителем заведующего по воспитательной и методической работе и утвержденному заведующим ДОУ, с нагрузкой на одну ставку 20 ч. в неделю;
    — в соответствии с образовательной программой, годовым планом работы ДОУ самостоятельно планирует свою работу при согласовании с заместителем заведующего по воспитательной и методической работе и утверждении заведующего ДОУ;
    — представляет заместителю заведующего письменный отчет о результатах мониторинга речевого развития детей на начало учебного года и о результатах своей работы по окончании учебного года;
    — по необходимости привлекается администрацией ДОУ к педагогической, методической или организационной работе в пределах установленного рабочего времени;
    — получает от заведующего ДОУ и заместителя заведующего по воспитательной и методической работе информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
    — систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическим коллективом ДОУ;
    — информирует заведующего ДОУ, заместителя заведующего по воспитательной и методической работе о возникших трудностях в работе с родителями (законными представителями);
    — передает заведующему ДОУ, заместителю заведующего по воспитательной и методической работе информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения;
    — подотчетен заведующему ДОУ и Педагогическому совету учреждения.

    2. Должностные обязанности
    Учитель-логопед:
    — Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии воспитанников с нарушениями в развитии, находящихся в специальных коррекционных группах, создаваемых для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития).
    — Осуществляет обследование воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития.
    — Комплектует группы для непосредственно образовательной деятельности с учетом психофизического состояния воспитанников.
    — Проводит непосредственно образовательную деятельность в подгрупповой и индивидуальной форме по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.
    — Работает в тесном контакте с воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает непосредственно образовательную деятельность с воспитанниками других специалистов (по предварительному согласованию).
    — Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
    — Ведет необходимую документацию (годовой, перспективный и календарный планы, речевые карты детей, протоколы заседаний ПМПк ДОУ, тетради взаимодействия с воспитателями).
    — Способствует формированию общей культуры личности, социализации воспитанников.
    — Реализует образовательные программы.
    — Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации, становления учебной самостоятельности, включая информационные, а также цифровые ресурсы, обеспечивая уровень подготовки, соответствующий федеральным государственным образовательным стандартам, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии.
    — Проводит непосредственно образовательную деятельность, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и гигиены, а также современных информационных технологий.
    — Соблюдает права и свободы воспитанников, обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса.
    — Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
    — Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
    — Направляет детей (в случаях особой необходимости) на консультации в психологические, медицинские, медико-педагогические и коррекционные центры.
    — Имеет соответствующие наглядные пособия и материалы для обследования детей и проведения с ними коррекционно-развивающей работы.
    — Проводит обследования детей, посещающих ДОУ, с целью определения особенностей речевой функции и (по необходимости) направления их на дальнейшее обследование в ПМПК «Детство».
    — Составляет заключения по результатам логопедического обследования и доводит их до сведения родителей (законных представителей) с целью ориентации в проблемах развития дошкольника и педагогов, работающих с детьми, с целью определения задач коррекционно-развивающей работы.
    — Разрабатывает и использует: коррекционные (апробированные и авторские) программы, направленные на устранение у дошкольников собственно речевых расстройств, нарушений произносительной стороны речи, дефектов фонематических процессов и лексико-грамматических расстройств, подлежащих коррекции.
    — Осуществляет: тесное взаимодействие с воспитателями групп по закреплению положительных результатов коррекции и формированию связной повествовательной речи; тесную взаимосвязь со всеми специалистами ДОУ.
    — Учитель-логопед обязан: проходить медицинский осмотр один раз в квартал строго по установленному графику в нерабочее время; сообщать заведующему, заместителю заведующего по воспитательной и методической работе о невыходе на работу в связи с заболеванием и о начале работы после болезни, отпуска; ежедневно содержать в идеальном состоянии свое рабочее место.

    3. Учитель-логопед должен знать:
    — приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
    — законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
    — Конвенцию о правах ребенка;
    — возрастную и специальную педагогику и психологию;
    — анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
    — методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии воспитанников;
    — нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
    — программно-методическую литературу по работе с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;
    — новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;
    — теорию и методы управления образовательными системами;
    — современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
    — методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
    — технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
    — основы экологии, экономики; социологии; трудовое законодательство;
    — основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
    — правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

    4. Требования к квалификации.
    Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

    5. Права
    Учитель-логопед имеет право:
    5.1. На ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.
    5.2. Участвовать в пределах своей компетенции:
    — в разработке стратегии развития ДОУ;
    — в создании соответствующих нормативных документов.
    5.3. Получать от заместителя заведующего по воспитательной и методической работе, специалистов и родителей (законных представителей) воспитанников информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
    5.4. Устанавливать от имени ДОУ деловые контакты с лицами и организациями, работающими в данном направлении.
    5.5. Проводить обследование детей, связанное с определением уровня речевого развития и особенностей речевых дефектов.
    5.6. Требовать от руководства ДОУ оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
    5.7. Повышать свою квалификацию.
    5.8. На социальные гарантии и льготы, предусмотренные законодательством РФ и учредительными документами.
    5.9. На иные права, предусмотренные законодательством РФ.

    6. Ответственность
    6.1. В соответствии с законодательством РФ учитель-логопед несет ответственность за:
    — жизнь и здоровье детей, нарушение их прав и свобод;
    — реализацию не в полном объеме образовательных программ, качество реализации образовательных программ;
    — соответствие применяемых форм и методов в организации воспитательно-образовательного процесса возрастным психологическим особенностям детей;
    — своевременное прохождение медицинского осмотра.
    6.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений заведующего ДОУ и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, учитель-логопед несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
    6.3. За применение, в т.ч. однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, учитель-логопед освобождается от должности в соответствии с трудовым законодательством РФ и Законом РФ «Об образовании».
    6.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил учитель-логопед привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных законодательством РФ.
    6.5. За виновное причинение ДОУ ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей учитель-логопед несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым законодательством РФ.
    6.6. Учитель-логопед несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также ДОУ, или причинение морального вреда действиями, нарушающими личные неимущественные права, а также в других случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ.

    Большинство родителей кто раньше, а кто позднее задумываются о том, насколько правильно лепечут их ребятишки, и нет ли отклонения в том, что их дитя немногословно, или неверно выговаривает звуки, а возможно и меняет буквы в словах. Впервые с ребенком нужно явиться в детскую поликлинику на прием к врачу в возрасте 2-х лет. И, несмотря, на отсутствие каких-либо патологий в развитии речи, логопед в ДОУ, куда вы будете водить своего ребёнка, будет помогать развитию грамотной и красивой речи.

    У малышей годовалого возраста начинается развитие речевого аппарата, в тот момент он говорит первые связные слова, старается выговаривать предложения. Не всегда родителям легко понять, какие слова и звуки пытается выговаривать их ребенок, правильно ли он это делает, насколько верно формируется его речь. Специалисты советуют первый раз привести ребенка к профессиональному врачу в два года. Можно это сделать как в любой детской поликлинике, так и направиться к частному врачу, специализация которого основана на работе с детьми.

    Далее могут проявиться нарушения речи, когда ребенку исполняется от четырех до пяти лет. В это время дети посещают садик, где они постоянно разговаривают друг с другом, перенимая манеры разговора старших. Подействовать на погрешности в произношении смогут всевозможные факторы, начиная от образования неверного прикуса у ребенка и оканчивая его внутренним состоянием и его элементарным «не хочу и не буду» разборчиво говорить звуки. Собственно потому и должен работать профессионал, с большой практикой и опытом.

    Роль логопеда в детском саду

    Профильный врачдолжен вести наблюдение за ребятами и раскрывать дефекты речи у них.

    Специалисту по развитию речи в дошкольном учреждении сделать это достаточно просто, т.к. он следит за детьми, за их повадками, изучает их манеры поведения, проводит персональные беседы, после этого подводит итог о правильном развитии речи малыша.

    Но везде ли есть такой врач и входят ли в его обязанности занятия с детьми, у которых не выявлено отклонений?

    Ответ однозначный. Такой специалистдолжен быть обязательно в каждом, но, к сожалению, сейчас повсеместно идут сокращения. Во-первых, он проводит отдельные занятия с детьми, у которых выявлена патология с речью (общее недоразвитие речи, дислалия, дизартрия), а в планах по работе этого специалиста должны быть групповые уроки развивающие:

    • лексическую и грамматическую стороны речи,
    • фонематическое представление,
    • мелкую и артикуляционную моторику,
    • координацию движения,
    • внимание и память.

    Перечисляя задачи, которые должен выполнять логопед, можно отметить главные: это выявить детей, у которых нарушено развитие речи, корректировать эти нарушения и делать профилактику появления таких нарушений.

    Во многих случаях специалист по коррекции речи в детском саду создает целые логопедические группы, где работает с ними целый день. Группы формируются по назначению врача и только лишь с возраста 5-ти лет. Все врачи начинают вести «Логопедический дневник» и «График индивидуальной работы», куда заносят сведения о результатах работы с детьми. Профессионал работает не только с ребенком в саду, но и дает назначения и родителям и воспитателям, которые они должны выполнять, помогая детям в изучении языка: правильно поставить звуки, развить фразовую речь и общие речевые умения, а также расширить словарный запас.

    К окончанию обучения в такой группе ребята дошкольного возраста должны уметь:

    • осмысленно читать по слогам;
    • читать не просто слова, но и не сложные тексты и предложения;
    • распознавать и различать как на слух, так и в произношении все фонемы языка;
    • сознательно контролировать, как звучит своя и посторонняя речи;
    • последовательно произносить звуки из слова;
    • самостоятельно определить его звуковые элементы.

    Логопедические занятия

    Это уроки по развитию артикуляционного аппарата, реализуются они в виде артикуляционной гимнастики. Достигнуть полноценных движений и конкретных положений органами артикуляционного аппарата, нужных для верного воспроизведения звуков – это основная задача, поставленная для этой специальной гимнастики

    Применяют также различные упражнения:

    • рот широко открыть - "жарко"
    • рот закрыть - "холодно"
    • щеки раздуваем
    • щеки сдуваем

    3. Улыбочка

    делаем широкую улыбку разомкнутых губ, при этом зубы стиснуты

    4. Дудочка

    максимально напрягаем губы и вытягиваем их вперед (зубы сжаты)

    5. Чередуйте упражнения:

    Вначале улыбочка, затем дудочка, повторяем эти упражнения несколько раз.

    6. Замешиваем тесто

    • широкая улыбка
    • выставляем язык в положении между губами и шлепаем "пя-пя-пя-пя-пя"
    • кончик языка прикусываем зубками

    по очереди выполняем эти два упражнения

    • в улыбке, открываем рот

    кончиком языка (словно стрелку на часах) начинаем по очереди передвигать в уголки рта

    • закрываем рот
    • напрягаем кончик языка и упираем сначала в одну щёк, затем во вторую

    с наружной стороны на щеках появляются упругие шарики

    • улыбнувшись, открываем рот
    • заводим кончик языка по очереди, вначале за верхние зубы, затем опускаемся вниз

    10. Вкусное молоко

    • в улыбке, открываем рот
    • делаем язык насколько возможно широким в форме "ложечки" и облизываем верхнюю губу

    11. Лошадка-пони

    • вытянуть губы
    • приоткрыв рот, вытягиваем губы

    пытаемся "узким" языком сделать звук цокающих копытами лошади.

    Не забываем о развитии моторики

    В минувшем столетии прославленная в наше время Мария Монтессори отметила, что существует взаимоотношение между развитием мелких движений руки и детской речью. Она пришла к выводу, что если имеются проблемы с речью, в этом точно повинна мелкая моторика. Уже позднее биологи обнаружили, центры головного мозга человека, которые отвечают за движениями пальцев рук и за речью, размещены крайне близко. И, если мы стараемся развить мелкую моторику, то активизируем и близлежащие зоны мозга, которые отвечают за речь.

    Это некоторые примеры упражнений для дошкольников:

    1. переливать воду из посудины с узким горлышком в посуду с более широким горлышком (для деток до 2-х лет)

    2. При помощи пальцев на руках продемонстрировать изображения всевозможных предметов и фигур. К примеру, поставим две ладони на ребро, приподнимем наверх большие пальцы, при этом делаем волнистые движения – выходит пароход, который плывет на волнах.

    В то же время можно рассказывать стишок:

    «Пароход плывёт на речке, а коптит он, будто печка»

    3. Применяя методику мелкой моторики, можно использовать игры с мозаикой, сортировать пуговицы по цвету, конструкторские игры. Такие занятия могут подойти для детей в возрасте после годика.

    4. Научите своего ребенка рвать на кусочки бумагу, элементарно, но и этой премудрости нужно научиться

    1.1. Данная должностная инструкция учителя-логопеда в ДОУ разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г №1155; на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г. в редакции от 31.05.2011г; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 июля 2016 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
    1.2. Учитель - логопед детского сада относится к категории специалистов, считается педагогическим работником.

    1.3. На должность учителя-логопеда ДОУ может быть принято лицо, которое

    · не моложе 18 лет;

    · имеет высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы;

    · не лишено права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации).

    1.4. Учитель - логопед детского сада может быть назначен на должность и освобожден от занимаемой должности приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
    1.5. Учитель – логопед дошкольного образовательного учреждения подчиняется заведующему детским садом, а в рамках психолого-педагогической службы её руководителю.
    1.6. Учитель – логопед ДОУ, находясь при исполнении трудовых обязанностей, проходит первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, повторный – не реже одного раза в 6 месяцев, кроме того, при необходимости внеплановый – при нарушении безопасных приемов труда или целевой - при выполнении разовых заданий, которые не связаны с основной работой.

    1.7. В свой деятельности учитель-логопед руководствуется следующими документами:

    · Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом РФ, Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Гражданским Кодексом РФ, а также Семейным Кодексом;

    · Указами президента Российской Федерации, решениями Правительства РФ, нормативно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации;

    · Конвенцией о правах ребенка;

    · «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений»;

    · Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения, Коллективным договором ДОУ;

    · Локальными актами, которые регламентируют деятельность детского сада (Образовательной программой с учетом требований ФГОС ДО, внутренними приказами и распоряжениями, договором с родителями, режимом дня, учебным планом, другими локальными актами, которые не противоречат Уставу дошкольного образовательного учреждения).

    Учитель-логопед также в своей деятельности руководствуется Трудовым договором и настоящей должностной инструкцией учителя-логопеда в детском саду в соответствии с ФГОС ДО, инструкциями по охране труда и пожарной безопасности, Федеральным законом от 24.07.98 № 124-ФЗ (в редакции от 29 июня 2013 года) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

    1.8. Учитель-логопед ДОУ должен знать:

    · аспекты приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации;

    · законы и иные нормативно правовые акты, которые регламентируют образовательную и физкультурно-спортивную деятельность;

    · возрастную и специальную педагогику и психологию;

    · анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

    · методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии воспитанников;

    · педагогические и гигиенические меры по профилактике и снятию нервно-психологического напряжения и утомляемости детей;

    · нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;

    · программно-методическую литературу по работе с воспитанниками, имеющими какие-либо отклонения в своем развитии;

    · новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;

    · современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

    · основы экологии, экономики и социологии;

    · трудовое законодательство;

    · существующую педагогическую этику;

    · методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

    · технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

    · психофизиологические особенности ребёнка;

    · образовательную программу ДОУ с учетом требований ФГОС ДО;

    · основы деятельности с текстовыми редакторами, презентациями, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, компьютером и мультимедийным оборудованием;

    · основы трудового законодательства;

    · основы доврачебной медицинской помощи;

    · методы и приемы профилактики и исправления отклонений в речевом развитии детей;

    · правила и нормы по охране труда, технике безопасности и противопожарной защиты;

    · порядок действий в экстремальных ситуациях, которые угрожающих жизни и здоровью детей.

    Учитель логопед детского сада должен знать положения должностной инструкции учителя-логопеда в ДОУ и строго соблюдать их в своей педагогической деятельности, знать порядок действий при чрезвычайной ситуации.
    1.9. Рабочим местом учителя - логопеда является кабинет учителя-логопеда.

    2. Функции учителя-логопеда в ДОУ
    2.1. Проведение углубленного логопедического обследования детей в возрасте от 4 до 7 лет по запросу родителей, либо законных представителей, который необходим для определения уровня речевого развития, выявления специфических речевых нарушений различного генеза и структуры дефекта.
    2.2. Осуществление профессиональной деятельности, которая должна направляться на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников дошкольного образовательного учреждения с нарушениями речи.
    2.3. Взаимодействие с семьями детей и педагогами в области образования и логопедии.
    2.4. Оказание консультативной и методической помощи воспитателям и родителям, либо их законным представителям по вопросам реабилитации имеющихся у детей отклонений в речи.
    2.5. Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников в процессе образовательной деятельности.

    3. Обязанности учителя-логопеда детского сада

    Учитель-логопед ДОУ выполняет следующие обязанности:
    3.1. Осуществление деятельности, которая направляется на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников детского сада с нарушениями речи.
    3.2. Осуществление обследования воспитанников ДОУ, определение структуры и степени выраженности нарушения речи, имеющегося у них.
    3.3. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
    3.4. Проведение групповой и индивидуальной НОД по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций воспитанников.
    3.5. Работа в тесном контакте с воспитателями и другими педагогическими работниками детского сада, посещение НОД.
    3.6. Консультирование педагогических работников и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям.
    3.7. Способствование формированию общей культуры личности, социализации воспитанников ДОУ.
    3.8. Реализация образовательных программ с учетом требований ФГОС ДО.
    3.9. Изучение индивидуальных особенностей, способностей, интересов и склонностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с целью создания условий для обеспечения их нормального развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя для этого разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки воспитанников, который соответствует федеральным государственным требованиям.
    3.10. Проведение НОД, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий.
    3.11. Обучение родителей (законных представителей) основным приемам по исправлению нарушений звукопроизношения, по формированию фонематического слуха у детей.
    3.12. Направление при необходимости воспитанников детского сада на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры.
    3.13. Составление заключения по результатам логопедического обследования воспитанников ДОУ и доведение до сведения педагогов и родителей (законных представителей).

    3.14. Разработка и использование:

    · коррекционных программ, циклов занятий, которые направляются на устранение у дошкольников речевых расстройств, нарушений произносительной стороны речи, дефектов фонематических процессов и лексико-грамматических расстройств;

    3.15. Использование соответствующих наглядных пособий и материалов для обследования речевого развития детей и проведения коррекционно-развивающей работы с ними.
    3.16. Своевременное и четкое ведение документации по установленной форме, используя ее по назначению.
    3.17. Участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников детского сада в обеспечении уровня подготовки воспитанников, соответствующего федеральным государственным образовательным требованиям.
    3.18. Самостоятельное планирование своей деятельности на учебный год с учетом Годового плана ДОУ и согласно образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
    3.19. Представление отчетов о своей работе заведующему детским садом, а также руководителю логопедической службы за полугодие и по окончании года.
    3.20. Участие в работе педагогических, методических советов, других формах методической деятельности, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитанников ДОУ.
    3.21. Передача руководителю дошкольного образовательного учреждения, либо заместителю по воспитательно-образовательной работе информации, которая была получена непосредственно на совещаниях и семинарах.
    3.22. Сотрудничество с семьями воспитанников детского сада в соответствии с Договором с родителями.
    3.23. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации и педагогического уровня на курсах, семинарах.
    3.24. Уважительное и заботливое отношение к каждому ребенку ДОУ, проявление стальной выдержки и педагогического такта в общении с детьми и их родителями.
    3.25. Выполнение требований заведующего дошкольным образовательным учреждением, старшей медсестры, которые связаны с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
    3.26. Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников детского сада во время образовательного процесса.
    3.27. Внимательное слежение за своим внешним видом. Учитель-логопед должен являться образцом для детей, их родителей и всего коллектива, служить образцом правильной, грамотной речи, способствовать формированию общей культуры речи.
    3.28. Поддержание порядок на своем рабочем месте.
    3.29. Обеспечение благоприятного эмоционально-психологического климата в детском и взрослом коллективе, выполняя правила этических и педагогических норм и правил.
    3.30. Прохождение обязательного медицинского осмотра в нерабочее время согласно существующему графику.
    3.31. Бережное использование имущества учреждения, методической литературы и пособий.
    3.32. Внесение предложений по совершенствованию образовательного процесса в детском саду.
    3.33. Соблюдение прав и свобод воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
    3.34. Своевременное информирование руководителя логопедической службы и руководителя ДОУ о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.
    3.35. Своевременное донесение информации до руководителя, дежурного администратора обо всех чрезвычайных происшествиях в детском саду, которые связаны с жизнью и здоровьем детей.
    3.36. Неукоснительное выполнение требований должностной инструкции учителя-логопеда в ДОУ, нормативно-правовых документов, которые регламентируют трудовую деятельность воспитателя дошкольного учреждения.
    3.37. Обеспечение выполнения «Инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников», «Инструкции по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма», соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, противопожарной и антитеррористической защиты, а также санитарно-гигиенических требований, неся при этом персональную и уголовную ответственность за жизнь и здоровье каждого воспитанника ДОУ.

    4. Права учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

    Учитель-логопед в пределах своей компетенции имеет право:
    4.1. Принимать непосредственное участие в:

    · разработке образовательной политики и стратегии дошкольного образовательного учреждения, в создании соответствующих документов;

    · подготовке и деятельности совета педагогов, методических объединений;

    · всех смотрах-конкурсах детского сада, города;

    · инновационной и экспериментальной деятельности ДОУ;

    · семинарах, тренингах, организуемых на базе дошкольного учреждения и других образовательных учреждениях города.

    4.2. Определять направление педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей воспитанников детского сада, а также их творческих способностей.
    4.3. Использовать педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения, исходя из психофизической целесообразности в рамках федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
    4.4. Вносить грамотные предложения по совершенствованию воспитательно-образовательной работы ДОУ.
    4.5. Повышать свою квалификацию, постоянно заниматься самообразованием.
    4.6. Получать консультативную помощь от заместителя заведующего по ВиМР и других узких специалистов детского сада.
    4.7. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников дошкольного образовательного учреждения.
    4.8. Другие права, которые предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании в РФ», региональными законами, а также Уставом учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка.

    5. Ответственность учителя-логопеда ДОУ
    5.1. Учитель-логопед детского сада несет персональную ответственность за сохранность жизни и здоровья каждого ребенка в процессе образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
    5.2. Учитель-логопед в ДОУ несет ответственность за сохранность хозяйственного инвентаря, игрового оборудования и имущества дошкольного учреждения, находящегося на рабочем месте.
    5.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений заведующего и иных утвержденных локальных нормативных актов, настоящей должностной инструкцией учителя-логопеда детского сада, в том числе за не использование предоставленных прав, учитель - логопед несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством России. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
    5.4. За использование, в том числе однократное, методов воспитания, которые связаны с физическим или психическим насилием над личностью ребенка, учитель - логопед может быть освобожден от занимаемой им должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
    5.5. За нарушение правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил организации воспитательно-образовательного процесса учитель-логопед будет привлечен к административной ответственности в порядке и в случае, которые предусмотрены административным законодательством РФ.
    5.6. За виновное причинение дошкольному образовательному учреждению или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба в связи с исполнением или не исполнением своих должностных обязанностей учитель-логопед ДОУ несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.

    6. Взаимоотношения. Связи по должности

    Учитель-логопед ДОУ

    6.1. Выполняет работу в соответствии с графиком занятий, утвержденным заведующим детским садом, в режиме участия в педагогических советах и совещаниях, самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки.
    6.2. Самостоятельно составляет план работы на каждый год, полугодие и ежемесячно. Планы согласовываются с руководителем психолого-педагогической службы, заместителем заведующего по воспитательно-образовательной работе и утверждаются заведующим ДОУ.
    6.3. Предоставляет руководителю службы, заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе отчет в письменном виде о проделанной работе за каждое полугодие и в конце года.
    6.4. Получает от заведующего дошкольным образовательным учреждением, заместителя руководителя и заведующего ППС информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с необходимой документацией.
    6.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, непосредственно имеющим отношение к его деятельности, с работниками службы и педагогическим коллективом.
    6.6. Ставит в известность заведующего ДОУ о возникновении трудностей в работе.
    6.7. Предоставляет заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе информацию, полученную непосредственно на выездных совещаниях и семинарах.