• В чем выражается социальное обеспечение. Виды социального обеспечения в россии. Общее юридическое положение граждан

    Социальное обеспечение представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания граждан, которые по тем или иным причинам не могут быть занятыми в экономическом производстве.

    В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источников образования фондов и организации обеспечения.

    На основании статьи 39 Конституции каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезней, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.

    Некоторые ученые включают в систему социального обеспечения не только бесплатное медицинское обслуживание, лечение, но и бесплатное образование, пользование достижениями культуры и другие социально-экономические мероприятия, предусмотренные Конституцией. Каждое из этих прав обеспечивается соответствующими мероприятиями и средствами.

    Виды социальных страховых рисков:

    1) необходимость получения медицинской помощи;

    2) временная нетрудоспособность;

    3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

    4) материнство;

    5) инвалидность;

    6) наступление старости;

    7) потеря кормильца;

    8) признание безработным;

    9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи.

    Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения .

    Принципы социального обеспечения:

    1) всеобщность – распространение при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы. Обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца;

    2) общедоступность – условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех;

    3) установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы, других факторов, связанных с трудовой и общественной деятельностью;

    4) большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг. Это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости;

    5) демократический характер его организации и управления. Большая роль в этом принадлежит профессиональным союзам, которые участвуют в этом процессе.

    Осуществление социального обеспечения возложено на Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Соцобеспечение реализуется, главным образом, посредством распределения пенсий и пособий.


    Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности и потери кормильца.

    Введение

    Заключение

    Список использованной литературы


    Введение

    Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования.

    К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.

    По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

    Социальное обеспечение - установленная государством и гарантированная Конституцией РФ система материального обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также в других предусмотренных законом случаях.

    Главная цель социального обеспечения состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации. Важнейшим принципом социальной политики в настоящее время является адресность социальных выплат.

    Цель данной работы: охарактеризовать роль социального обеспечения в социальной работе.

    Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 10 страниц.


    1. Понятие государственного социального обеспечения

    На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственного социального обеспечения: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности.

    В широком смысле под государственным социальным обеспечением понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.

    В узком смысле под государственным социальным обеспечением подразумеваются определённые денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

    Правильное определение этого понятия имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказ в её назначении).

    Важнейшим принципом социальной работе является адресность социальных выплат. Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями.

    Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей.

    Второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью.

    Третий путь создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы органов социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным.

    Замещение масштабного субсидирования поставщиков услуг адресной помощью – в настоящий период времени одна из важнейших задач социального обеспечения.

    2. Роль социального обеспечения в социальной работе

    В Российской Федерации осуществляется государственная социальная политика, направленная на преодоление социального неравенства и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

    Государственное социальное обеспечение - форма солидарной помощи населению, осуществляемая за счет государственного бюджета.

    Социальная работа - это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

    Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.

    Социальное обеспечение – это государственная программа полного или частичного содержания нетрудоспособных.

    Социальное обеспечение - система социально-экономических мероприятий, гарантирующих:

    Материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье;

    Обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

    В условиях рыночных отношений проблема социального обеспечения населения становится особенно острой и актуальной. В Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

    Основными видами социального обеспечения являются:

    Пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;

    Пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.;

    Профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.

    В свете расширения социальной помощи система денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки включает и компенсационные выплаты. Такие выплаты адресованы кругу лиц нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.

    Одной из важных социальных функций государства является обеспечение граждан пенсиями и пособиями.

    Пенсия - это регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке.

    Установлены трудовые и социальные пенсии. Так, в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью, которая засчитывается в общий трудовой стаж, назначаются пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если граждане не имеют по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью, им устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может быть назначена в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии.

    При этом должны соблюдаться два требования: во-первых, размер пенсии не может превышать 75% среднего заработка и, во-вторых, не может быть ниже установленного законом минимума и не может превышать предусмотренный им максимум.

    Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказание дополнительной материальной помощи.

    Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств существования. Проявляется забота о престарелых людях, не имеющих детей и родных, способных оказать им помощь.

    В отличие от пенсий – постоянного и основного источника средств к существованию – пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащий дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).

    Особый вид социальной помощи – медицинская помощь. При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также помощь по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по нетрудоспособности.

    Неотъемлемой составной частью социального обеспечения граждан Российской Федерации является система льгот для особо нуждающихся категорий населения. Эти льготы включают скидки по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива и бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте, скидку на установленную плату за пользование телефоном.

    Особое место в системе социального обеспечения занимает комплекс мер, направленных на государственную защиту обездоленных групп населения. Речь идет о группах, наиболее подверженных социальной изоляции. В частности, это касается детей-сирот, детей из проблемных семей, беспризорных детей, детей-инвалидов, одиноко проживающих людей старшего возраста, не способных к самообслуживанию, а также бездомных.

    Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации. В статье 39 говорится, что каждому гарантирует­ся социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кор­мильца, для воспитания детей и в иных слу­чаях, установленных законом. Поощряется добровольное социальное страхование, со­здание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

    Социальное обеспечение как особый со­циальный институт государства является га­рантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

    Социальное обеспечение – это форма рас­пределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых лич­ных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального вос­производства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в об­ществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случа­ях и на условиях, установленных в законе.

    Признаки социального обеспечения:

    Ø наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;

    Ø финансирование социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;

    Ø установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи, нормированность социаль­ной помощи.

    Значение социального обеспечения в жизни общества определяет­ся тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. Существенных разногласий во взглядах ученых по поводу классификации функций социального обеспечения не наблюдается, однако есть различия в формулировке самих функций и в их количестве. Безусловно, одной из основных функций является экономическая функция социального обеспечения. Ее сущность заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым, оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг и др.) вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков.

    Реализация экономической функции конкретно воплощается в перераспределении валового внутреннего продукта путем аккумуляции финансовых средств в целевых источниках (во внебюджетных фондах социального страхования, в федеральном бюд­жете, в бюджетах субъектов Федерации, фондах социальной поддер­жки населения).

    Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию . Выражается оно в том, что право на многие виды социального обес­печения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. По мере все большего воплощения в жизнь принципов социального страхования это влияние будет возрастать, поскольку усилится сти­мулирующее значение социального обеспечения для повышения про­изводительности труда и профессионального мастерства работающих.


    Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.

    Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалид­ности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, соци­альных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. С помощью социальной функции осуще­ствляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучать­ся, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т. д.

    Политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направ­ления социальной политики. Конституция РФ (ст. 7) закрепляет положение о том, что Россия – социальное государство, политика ко­торого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охра­няются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная под­держка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожи­лых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных поло­жений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. Так, в 1999 г. федеральным законом введено новое ос­нование для предоставления социального обеспечения в виде государ­ственной социальной помощи – бедность. Появился, следовательно, новый субъект социального обеспечения – граждане, имеющие ду­шевой доход ниже прожиточного минимума.

    От того, насколько эффективно социальное обеспечение выпол­няет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современ­ном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

    Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические про­цессы: на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому снижению уровня жизни пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье с детьми, безусловно, повлечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.

    Наряду с рассмотренными функциями социального обеспе­чения некоторые специалисты указывают и на другие. В.Ш. Шайхатдинов обосновывает еще и духовно-идеологическую функцию социаль­ного обеспечения, в составе которой он выделяет: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции

    На социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как:

    • круг обеспечиваемых;
    • источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий;
    • виды обеспечения;
    • условия и размеры обеспечения;
    • органы, предоставляющие обеспечение.

    С учетом названных признаков в настоящее время можно выделить следующие организационно-правовые формы социального обеспечения :

    1. государственное (обязательное) социальное страхование;
    2. социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета;
    3. государственная социальная помощь.

    Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. В ст. 3 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" понятие социального риска сформулировано следующим образом: социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

    Согласно теории вероятности страховой риск - это лишь степень, величина ожидаемой опасности, ее вероятность. Его не следует смешивать со страховым случаем, т.е. фактическим социально значимым обстоятельством, повлекшим ухудшение материального положения.

    Социальный риск - это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальных услугах. Это определение отражает наиболее существенные признаки социального риска:

    • связь с общественной организацией труда;
    • предполагаемый характер;
    • объективные причины наступления.

    Государственное (обязательное) социальное страхование

    Основной организационно-правовой формой является . В настоящее время она преобразуется в соответствии с принципами, адекватными рыночным отношениям.

    Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом.
    Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие. Их перечень устанавливается законом.

    Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том случае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными. В частности, утрата заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и др. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличием иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.

    Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.

    Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат.

    Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.

    Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета

    Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигновании из федерального бюджета.

    Эта форма охватывает особых субъектов: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например, Министерству обороны РФ) из бюджета РФ.

    Социальная помощь

    Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения служит социальная помощь . В настоящее время она находится в стадии формирования. Правовая основа для ее создания заложена следующими Федеральными законами: от 24.10.97 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ", от 17.07.99 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 20.11.99 № 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по РФ".

    Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг - уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов.

    Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов различных уровней, а также средств Республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

    Таким образом, государственная социальная помощь представляет собой форму организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими лицами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов.

    В рамках разных организационно-правовых форм предоставляются разные виды социального обеспечения. За счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхования финансируются трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), социально-страховые пособия (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.), страховые услуги по оказанию бесплатной для потребителей медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.

    За счет прямых ассигнований из федерального бюджета выплачиваются пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца особому контингенту лиц на основании специальных законодательных актов (например, военнослужащим и приравненным к ним лицам).

    Видами социальной помощи являются:

    • социальные пенсии;
    • социальные пособия;
    • субсидии;
    • компенсационные выплаты малообеспеченным пенсионерам;
    • компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за престарелыми старше 80 лет, инвалидами I группы, и другие виды компенсационных выплат;
    • единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам;
    • бесплатное предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви);
    • дотации на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;
    • дотации на оплату коммунально-бытовых услуг;
    • помощь престарелым и инвалидам на дому;
    • полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых;
    • содержание детей в детских приютах;
    • оказание бездомным первой помощи в домах ночного проживания и другие.

    Большие сложности для разграничения форм социального обеспечения вызывает возможность получения одноименных видов выплат за счет различных источников. Например, на финансирование единовременных пособий при рождении ребенка для лиц, работающих по трудовому договору, используются средства фонда социального страхования, а для неработающих средства местных бюджетов.

    Следовательно, в зависимости от источника финансирования одноименные выплаты могут выступать и в качестве видов социального страхования, и в качестве видов социальной помощи .

    В последнее время начинают развиваться и локальные формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделяемых по муниципальным социальным программам.

    значениях , таких как:

    2) функция государства;

    Теория СО

    СО

    СО

    .

    Признаки

    СО как категория

    основными признаками

    Под ПСО как отрасли

    ПСО как научная дисциплина

    В предмет науки

    не имеет собственного метода

    Предмет отрасли ПСО.

    В структуре предмета ПСО .

    специфические черты

    В целом можно выделить две группы отношений :

    · материальные отношения по поводу денежных выплат и отношения .

    · вспомогательные отношения , которые делятся на процедурные и процессуальные

    Метод отрасли ПСО.

    :

    Система ПСО как отрасли

    :

    1) Общая

    2) Особенная - трудовой стаж, пенсионное обеспечение, медицинская помощи и лечения, пособия и компенсационные выплаты, социальное обслуживание, страхование от несчастных случаев на производстве и т.д.

    Система научной дисциплины права социального обеспечения в основном совпадает с системой отрасли и состоит из общей и особенной частей. Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли . Однако общая часть научной дисциплины значительно шире общей части отрасли, так как содержит знания о понятии данной отрасли, ее предмете, методе, системе, принципах правового регулирования, источниках, правоотношениях по социальному обеспечению, истории развития отрасли. Особенная часть науки в основном совпадает с особенной частью отрасли, так как содержит знания о конкретных правовых институтах отрасли. В то же время особенная часть научной дисциплины включает в себя также знания о международно-правовом регулировании социального обеспечения и знания об опыте зарубежных стран в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению.

    В отличие от отрасли как совокупности правовых норм, регулирующих специфическим методом определенный комплекс общественных отношений, ПСО как наука - это система научных знаний, правовых взглядов, идей об определенном комплексе общественных явлений. Следовательно, предметом отрасли являются общественные отношения, а предметом науки - общественные явления.

    Источники ПСО

    Источники ПСО – это внешняя форма правотворческой деятельности государства в сфере социально-обеспечительных отношений, в результате которой создаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы права социального обеспечения.

    В сфере СО действует большое количество законов, но для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный закон (или Основы, или Кодекс).

    Новые федеральные законы характеризуются:

    1) Крайней нестабильностью, как правило, имеют несколько редакций, подвергаются частым изменениям и дополнениям.

    2) Одни и те же понятия формулируются по разному (понятие «страхового стажа» формируется в трёх законах и оно везде разное).

    3) Не во всех законах предусматриваются источники финансирования, механизмы реализации прав и ответственность субъектов, что превращает их в декларации.

    4) Бессистемность, противоречие, дублирование, пробелы, большое количество отсылочных норм.

    Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям: 1) по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе (источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами) Междунар.права Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - членов СНГ в области пенсионного обеспечения»

    Конституция РФ Статья 38 Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Статья 39 Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

    2) по сфере их действия (делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные); 3) по органам, принявшим нормативный акт (например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 "О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров") ; 4) по форме акта (делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.); 5) по правовым институтам . 6) по видам социального обеспечения : пенсии, пособия и социальное обслуживание (льготы и т.д.). 7) По содержанию – комплексные и отраслевые. Комплексные содержат нормы нескольких отраслей (закон о занятости).

    Здесь же вопрос, является ли источником судебная практика. Новые нормы не создаются, лишь толкование.

    Правоотношения по СО

    Правоотношение по социальному обеспечению – это возникающее на основе юридических фактов отношение по материальному обеспечению и социальному обслуживанию престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми, безработных и иных категорий граждан, нуждающихся в социальном обеспечении по независящим от них обстоятельствам, в котором граждане наделены субъективным правом на получение той или иной денежной выплаты в форме пенсии, страхового возмещения, пособия, компенсации, субсидии либо социальной услуги, а соответствующий государственный или иной орган несёт юридическую обязанность предоставить такую выплату либо социальную услугу.

    Социальные правоотношения являются по своей природе, по своей сущности распределительными , так как должны удовлетворять потребности определённой части членов общества путём их материального обеспечения.

    Отношения являются относительным , поскольку все участники таких отношений чётко определены законом.

    Носят волевой характер , так как связаны с государственной волей, выраженной в праве, и с индивидуальной волей, которая реализуется по волей участника правоотношения.

    Специфической особенностью правоотношений по социальному обеспечению является отсутствие единого правообеспечительного правоотношения , в котором гражданин реализует все свои права на социальное обеспечение.

    Таким образом, характеристика : - распределительные, - относительные, - волевые, - отсутствие единого правообеспечительного правоотношения.

    Перерасчеты трудовых пенсий

    Перерасчет пенсии – это изменение размера пенсии в связи с представлением новых документов, изменением обстоятельств, от которых зависит этот размер. Право на перерасчет пенсии возникает у пенсионеров в следующих случаях:

    Страховая часть трудовой пенсии по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца · Достижение пенсионером возраста 80; · Изменение группы инвалидности; · Изменение количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца; · Приобретение необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях; · Осуществление лицом работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности; · В других случаях, предусмотренных пенсионным законодательством.

    Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения подается в территориальный орган ПФР по месту получения пенсии. Без подачи письменного заявления осуществляется перерасчет в сторону увеличения размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет, а также страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности - в связи с установлением более высокой группы инвалидности. Перерасчет размера установленной пенсии в сторону уменьшения производиться без заявления пенсионера при наступлении обстоятельств, предусмотренных действующим пенсионным законодательством.

    Достижение пенсионером возраста 80 лет. Данное основание применяется только к страховой части трудовой пенсии по старости – оно позволяет установить фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере - 7220 рублей 63 копейки.
    Изменение группы инвалидности. Данное основание применяется как к страховой части трудовой пенсии по старости, так и к трудовой пенсии по инвалидности. При этом повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (7220 рублей 63 копейки) предусмотрен для инвалидов I группы.

    Изменение количества нетрудоспособных иждивенцев . Данное основание применяется к страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности. Появление у пенсионера нетрудоспособных иждивенцев влечет за собой установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности (при этом учитывается не более трех нетрудоспособных иждивенцев). Например, при наличии у получателя трудовой пенсии по старости одного 4813 рублей 76 копеек, двух нетрудоспособных иждивенцев - в сумме 6017 рублей 19 копеек, трех и более нетрудоспособных иждивенцев - в сумме 7220 рублей 63 копейки.

    Изменение категории получателя трудовой пенсии. Данное основание применяется к трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Например, ребенок, получающий трудовую пенсию по случаю потери кормильца за одного родителя и впоследствии потерявший второго родителя, имеет право на повышенный фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца в сумме 3610 рублей 31 копейку.

    Приобретение необходимого календарного стажа работы в «северных» районах (15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет приравненных к ним местностях) и страхового стажа (25 лет у мужчины и 20 лет у женщины). Данное основание применяется к страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности. В этом случае фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в повышенном размере. Например: лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 5415 рублей 47 копеек.»

    Проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях . Данное основание применяется к страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Фиксированный базовый размер увеличивается на соответствующий районный коэффициент, на весь период проживания в указанных районах (местностях).

    Осуществление работы. Данное основание применяется к страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности в связи с продолжением пенсионером трудовой деятельности. Указанный перерасчет осуществляется по истечении 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего аналогичного перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности.

    Социальная пенсия

    Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". ст.11,ст. 18

    1) инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства;

    2) дети-инвалиды; 8861,54 рубля в месяц

    3) дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери; 7384,7 рубля в месяц

    4) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины); 3692,35 рублей в месяц

    5) граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). 3692,35 рублей в месяц

    Социальная пенсия увеличивается на пять лет: 60 лет женщины и 65 лет мужчины.

    В районах крайнего севера, наоборот, уменьшается.

    Пенсии в твёрдой сумме.

    Социальные доплаты к пенсии неработающим пенсионерам введены в РФ с 1 января 2010 года. Они обеспечивают доведение уровня материального обеспечения неработающего пенсионера до прожиточного минимума пенсионера, установленного законодательством, в регионе его проживания или фактического пребывания.

    Понятие социального обеспечения как социально-экономической категории.

    До настоящего времени общественной наукой не выработано общепринятого определения понятия «социальное обеспечение». В юр. и эк. литературе употребляется в различных значениях , таких как:

    1) форма распределения материальных благ;

    2) функция государства;

    3) совокупность определённых мероприятий, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособных граждан;

    4) предмет социальной политики государства;

    5) совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального назначения;

    6) совокупность всех видов материального обеспечения и бытового обслуживания определённых категорий граждан.

    Теория СО сформировалась в первые годы социальной власти (отрасль появилась значительно позднее – в 80 годах). Представители - Семашко и Вигдорчик. Согласно их теории, СО – это предоставление благ членам общества, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Но Дурденевский предложил ограничить пределы СО определённой целью - помощь в развитии и охранении человека.

    Андреев В.С. (это основоположник отрасли ПСО) развил данную позицию и определил СО как совокупность определённых социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как средством оздоровления и восстановления трудоспособности.

    Позиция Андреева не была однозначно принята учёными. Появились представители широкой и узкой сферы социального обеспечения .

    Представители узкой сферы считали, что в социальное обеспечение должно входить только обеспечение пенсиями, пособиями и социальное обслуживание.

    Признаки , в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным:

    1. Источники финансирования. Определяющий признак. Социальное обеспечение должно предоставляться за счёт специальных фондов, созданных государством (внебюджетные фонды – пенсионный фонд, медицинское страхование и соц.страх) и части государственного бюджета.

    2. Круг лиц, подлежащих обеспечению. Это нетрудоспособные по старости; по инвалидности; лица, потерявшие кормильца; дети; семьи, имеющие детей; безработные; беженцы; и некоторые другие (лица, пострадавшие от каких-либо воздействий – в зависимости от ситуации).

    3. Условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения возникает только при наступлении обстоятельств, указанных в законе, в праве они называются «социальные риски».

    4. Цель предоставления обеспечения. Основной целью является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.

    СО как категория – это совокупность различных видов и форм материального обеспечения и культурно-бытового обслуживания определённых категорий граждан в случая наступления предусмотренных законом социальных рисков из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов с целью выравнивания социального положения этих граждан с остальными членами общества.

    2. Понятие права социального обеспечения как отрасли права и научной дисциплины

    Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль в к. 70 – н. 80 годов. До этого отношения по СО рассматривались в рамках административного, трудового и колхозного права (ныне аграрное право). В 30 годы социальное право было частью административного права. В 50 годы социальное обеспечение рабочих и служащих рассматривалось трудовым правом, а колхозников – колхозным правом.

    Впервые вопрос о самостоятельности отрасли был поднят в 1966 году на международном симпозиуме в Праге чешскими учёными-юристами.

    В работе симпозиума принимал участие Андреев – он является основоположником советского права социального обеспечения, 1ый в науке выделил предмет, метод, принципы и обосновал систему норм.

    Нормы, регулирующие отношения в сфере социального обеспечения занимают особое место в общей системе права, так как одним из субъектов всегда выступает государственный орган либо уполномоченный государством, а другим – гражданин, реализующий конституционное право на социальное обеспечение.

    Данная общность правовых норм обладает основными признаками , характерными для самостоятельной отрасли:

    1) Однородность общественных отношений, возникающих в связи с распределением части ВВП путём предоставления населению соответствующих видов СО по нормам и в порядке, предусмотренном законодательством.

    2) Применяемые законодателем специфические приёмы регулирования общественных отношений, учитывающие распределительный характер этих отношений и специфику субъекта.

    3) Очевидная потребность общества в регулировании данного блока отношений на уровне самостоятельной отрасли, так как субъектом этих отношений выступает всё население страны и через систему СО распределяется часть всенародного достояния – ВВП.

    4) Наличие отраслевых принципов, призванных отражать представление общества о социальной справедливости.

    5) Количественная достаточность правовых норм.

    6) Наличие законодательного регулирования отношений, создающее необходимые предпосылки для формирования кодифицированного законодательства.

    Под ПСО как отрасли понимается совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части ВВП путём предоставления населению в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, предусмотренном законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

    ПСО как научная дисциплина – это система научных знаний, правовых взглядов, идей об определенном комплексе общественных явлений.

    В предмет науки входит, прежде всего, сама отрасль права как система правовых норм. Наука также изучает и общественные отношения, регулируемые данной отраслью, историю возникновения и развития отрасли, метод правового регулирования отношений по социальному обеспечению, а также опыт зарубежных стран в регулировании отношений по социальному обеспечению, международно-правовое регулирование социального обеспечения.

    ПСО как научная дисциплина в отличие от отрасли не имеет собственного метода научного познания. Она пользуется общим методом познания – диалектическим, а также использует методы научного познания, общие для правовых дисциплин: метод сравнительного правоведения, логический, исторический. Учитывая, что данная дисциплина изучает социальные явления, то она использует методы мониторинга, математического анализа и др.

    Предмет отрасли ПСО.

    В структуре предмета ПСО выделяют следующие элементы: субъекты, объекты, социальные факты и практическая деятельность людей .

    Учёные, занимающиеся проблемами социального обеспечения, выделяют специфические черты , являющиеся основополагающими для отношений по социальному обеспечению граждан:

    1. Экономическая природа отношений, поскольку они носят распределительный характер. Предоставление материальных благ одному из субъектов достигается перераспределением валового внутреннего продукта.

    2. Специфический круг субъектов. Одним из субъектов всегда является государственный, либо уполномоченный или допускаемый государством, который обязан предоставить социальное обеспечение. Другим субъектом является гражданин или семья, наделённый объёмом правомочий.

    3. Специфика объекта – это всегда материальное благо. Форма блага бывает различной – денежная выплата, услуга, льгота…

    4. Специфика социальных фактов. Перечень таких фактов строго определён законом и расширенному толкованию не подлежит. К.п., это жизненные обстоятельства, которые называются «социальными рисками».

    5. Законодательное закрепление норм СО (размеров денежных выплат, объёмы социальных услуг…), которые не могут быть изменены участниками отношения ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения, если они финансируются за счёт федеральных источников.

    В целом можно выделить две группы отношений :

    · материальные отношения , которые в свою очередь делятся на отношения, возникающие по поводу денежных выплат и отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения .

    · вспомогательные отношения , которые делятся на процедурные и процессуальные отношения. Отношения по поводу возникновения, реализации и защиты.

    Метод отрасли ПСО.

    Распределительный характер отношений предопределяет императивный метод регулирования – поступать при распределении ВВП только так, как это предусмотрено нормами права.

    В некоторых случаях используется и диспозитивный метод, пределы которого существенно ограничены . Дозволение адресуется не обоим субъектам, а лишь одному из них – гражданину. Это касается реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, выбора наиболее выгодного варианта обеспечения (к примеру, по общему правило гражданин, имеющий право на два вида пенсии, должны выбрать только один).

    Учёные, занимающиеся проблемами СО, выделяют специфические черты метода ПСО :

    1. Сочетание централизованного регулирования отношений с региональным и муниципальным. В Конституции в совместном ведении находятся вопросы социального обеспечения населения. Локальное регулирование допускается, но меньше.

    2. Специфика юридических фактов. Проявляется эта специфика в двух аспектах:

    1) В основном это события, независящие от воли человека – смерть, достижение определённого возраста.

    2) Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии сложного юридического состава (достиг возраста, обратился, потом вынесли решение – почти всё носит заявительный характер). Сложный юридический состав включает: событие, волеизъявление гражданина и решение компетентного органа.

    3. Специфика характера правового положения субъекта правоотношений. Законодатель, с одной стороны, не наделил их равенством, а с другой – не ввёл для них элементов подчинённости. Имущественные права принадлежат гражданам, а их обязанности не материального, а процедурного или процессуального характера.

    4. Специфика защиты нарушенного права. То есть отсутствие особого правового механизма для такой защиты. Граждане могут воспользоваться как административным, так и судебным порядком, либо одновременно и тем и другим.

    Специфика санкций, применяемых за правонарушение в сфере социального обеспечения. В праве социального обеспечения нет репрессивных санкций, а есть только правовосстановительные и правоограничительные.

    5. Система ПСО как отрасли и научной дисциплины

    Система ПСО как отрасли - это научно обоснованная классификация ее правовых норм.

    Система ПСО состоит из общей и особенной части. :

    1) Общая - нормы распространяются на все отношения: предмет, метод, принципы, юридические факторы, виды, источники.