• Цифры в детском саду. Интересные примеры картинок с цифрами для детского сада. Занятие в подготовительной группе

    Конспект НОД с использованием интерактивной доски по ФЭМП в средней группе «Занимательная математика с Карлсоном»

    Фомичева Наталия Альбертовна, воспитатель, МДОУ детский сад №30 "Теремок", город Рыбинск Ярославской области.
    Описание: Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного и дополнительного образования. Публикация содержит подробный конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Особенностью занятия является выполнение детьми заданий на интерактивной доске.
    В качестве иллюстративного материала к публикации используются скриншоты авторского флипчарта.

    Цель: формирование у детей математических представлений посредством работы на интерактивной доске
    Задачи:
    - Формировать умение работать на интерактивной доске, совершая простейшие манипуляции: нажатие на объект, перемещение объектов.
    - Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
    - Совершенствовать умение составлять ритмический узор.
    - Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади.
    - Развивать умение составлять изображение по схеме (кубики Никитина).
    - Закреплять знание цифр от 1 до 5, умение располагать их по порядку.
    - Развивать коммуникативные навыки, смекалку, находчивость.
    - Воспитывать умение договариваться, работать парами и по цепочке.
    - Воспитывать интерес к занятиям математикой.

    Ход занятия:

    Коммуникативная игра:
    Мы построим ровный круг,
    Справа друг и слева друг.
    Дружно за руки возьмемся,
    И друг другу улыбнемся!
    У всех хорошее настроение?
    Все забыты огорчения?
    Я прошу вас мне сказать:
    Готовы вы сейчас считать?
    (ответы детей)

    Дети садятся на места.
    Воспитатель:
    - Ребята, сегодня почтальон принес нам письмо. Чтобы узнать, что в нём написано, нужно на нашем экране нажать на конверт. (Ребенок выполняет)
    Письмо:
    Все девчонки и мальчишки
    Полюбить меня успели.
    Я – герой веселой книжки,
    За спиной моей пропеллер.

    Взяв для подкрепленья
    Баночку варенья,
    Отправляюсь я в полёт,
    Человечек-вертолет!

    В письме – мои задания.
    Все требуют внимания!
    Я проверить вас хочу.
    Справитесь – я прилечу!


    Задание: «Догадайся, кто спрятался?» (Лупа на интерактивной доске отрывает фрагменты картинки)
    (Дети проверяют, правильно ли отгадали, от кого письмо)


    Воспитатель:
    - Ребята, вы не ошиблись. Верно отгадали, что письмо от Карлсона.
    - Он очень хочет прилететь к нам в гости! Что нам для этого нужно сделать? (ответы детей)
    - Правильно, выполнить все его задания! Что ж не будем терять времени!


    Загадка Карлсона №1. «КРУГ»
    Нет углов у меня,
    И похож на блюдце я!
    Я похож на колесо,
    А еще на букву «О».
    Людям я старинный друг.
    Называют меня… (круг)

    При нажатии на знак вопроса появляется отгадка – круг.


    Воспитатель:
    - Ребята, а какие круглые предметы вы знаете? (ответы детей)
    - Правильно. А еще круглыми бывают бусинки.
    Взгляните на экран. Вы узнали, кто это? (Фрекен Бок, домомучительница)
    - Видите, она сидит сердитая. Это потому, что её бусы рассыпались.
    Давайте поможем ей их собрать.

    Задание: «Собери бусы». (Один ребенок на интерактивной доске. Остальные на местах из раздаточного материала).
    Воспитатель:
    - Посмотрите, ребята, Фрекен Бок заулыбалась! А давайте с ней поиграем!

    Вы помните, что у неё постоянно жужжало в ушах? Давайте вспомним (Видеофрагмент из м/ф).


    Воспитатель:
    - А мы сейчас непременно угадаем!
    - У нас есть колокольчик. Давайте в него позвеним!


    Гимнастика для глаз:
    Колокольчик озорной, поиграй-ка, ты со мной (моргают глазами)
    Позвени и покружись, на глаза нам покажись. (круговые движения глазами)
    Взгляд повыше подниму, колокольчик я найду (смотрят вверх)
    Теперь ниже посмотрю, снова, где звенит, найду (смотрят вниз)

    Задание: «Назови, где звенит»
    Воспитатель вызывает ребенка, тот звенит в колокольчик. Дети называют, где звенит. (Вверху, внизу, спереди, сзади).
    - Молодцы! Хорошо ориентируетесь в пространстве!


    Загадка Карлсона №2. «Треугольник»
    Посмотри-ка, посмотри!
    У него всего по три!
    Три угла, три стороны
    Меж собой соедини –
    Ты получишь не угольник,
    А красивый … (треугольник)

    При нажатии на знак вопроса появляется отгадка – треугольник.

    Воспитатель:
    - У Карлсона в домике всегда беспорядок! Давайте поможем ему прибраться. Соберем все треугольники в обруч. (Дети парами на интерактивной доске)


    Воспитатель:
    - Обрадовался Карлсон и заплясал. (Видеофрагмент из м/ф)


    - И мы с вами немножко отдохнем! Вставайте со стульчиков!


    Физкультминутка "Попляшем!"
    Раз - подняться, потянуться,
    Два – в исходный вид вернуться.
    Три - в ладоши три хлопка. Раз-два-три!
    Головою три кивка. Раз-два-три!
    На четыре руки шире,
    Пять - руками помахать,
    и немножко поплясать. (Выполняют плясовые движения под музыку)
    А потом, конечно, шесть,
    Нам на место нужно сесть.


    Загадка Карлсона №3. «Квадрат»
    Я фигура – хоть куда,
    Очень ровная всегда,
    Все углы во мне равны
    И четыре стороны.
    Кубик – мой любимый брат,
    Потому что я…. (квадрат)

    При нажатии на знак вопроса появляется отгадка - квадрат.


    Воспитатель:
    - Ребята, у квадрата брат - кубик! Давайте из кубиков сложим любимое лакомство Карлсона! Оно у нас на схеме. Что это? (конфетка)
    (Один ребенок на интерактивной доске. Остальные – на местах из кубиков Никитина)


    Загадка Карлсона №4. «Прямоугольник»
    Растянули мы квадрат
    И представили на взгляд,
    На кого он стал похожим
    Или с чем-то очень схожим?
    Не кирпич, не треугольник -
    Стал квадрат… (прямоугольник).

    При нажатии на знак вопроса появляется отгадка - прямоугольник.
    Воспитатель:
    - Ребята, а какие стороны у прямоугольника? (две длинные, две короткие).
    - А какие предметы прямоугольной формы вы знаете? (Ответы детей)
    - Молодцы! А теперь выходите ко мне!
    Мы с фигурами играли
    и немножечко устали,
    Разомёмся, отдохнем,
    А потом считать начнём.

    Ребята, давайте вспомним, про какие геометрические фигуры Карлсон загадал нам загадки? (ответы детей) А какие фигуры вы еще знаете? (ответы детей)
    - Вот сейчас мы в них и превратимся!
    Физкультминутка «Геометрические фигуры»:
    В математику играю,
    Вас в фигуры превращаю!
    Раз, два, три,
    Раз, два, три!
    Геометрическая фигура, на месте замри!


    Воспитатель:
    - Ребята, пока мы с вами играли, наши цифры поссорились.
    Случай странный, случай редкий
    Цифры в ссоре! Вот те на!
    Со своей стоять соседкой
    Не желает ни одна!
    Помири скорей ты всех,
    А то будет просто смех


    Задание: «Расставь цифры по порядку»
    (Дети по цепочке на интерактивной доске. Остальные на местах с раздаточным материалом).

    Воспитатель:
    - Мы фигуры различали,
    Мы узоры собирали,
    И играли, и считали.
    И со всем мы справились!
    А теперь у вас мы спросим:
    «Заданья вам понравились?»
    (ответы детей)

    Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Что делали? Что было самым трудным? А что больше всего запомнилось? (Ответы детей)

    Воспитатель:
    - Осталось узнать, понравилось ли Карлсону, как мы справились с его заданиями?
    (Видеофрагмент из м/ф)

    Обучение счёту, систематизированное и методически обоснованное Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС), входит в систему работы с дошкольниками в детском саду. Однако возрастные особенности детей требуют особо тщательной подготовки наглядных пособий. Самая важная роль отводится именно счётному материалу. Мы рассмотрим виды счётного материала, используемого на занятиях по математике в разных возрастных группах, и дадим советы, как демонстрационного и раздаточного, изготовить его своими руками.

    Обоснованность применения наглядного счётного материала в детском саду

    В дошкольном образовательном учреждении дети начинают осваивать счёт с трёх лет, и это их основная математическая деятельность. Обучение происходит с непременной опорой на наглядные пособия, поскольку абстрактные логические операции, производимые при счёте (слияние и разделение множеств, сопоставление количества и цифры, сравнение множеств) сложны для понимания малышей и требуют «опредмечивания». Наглядный счётный материал - комплексное дидактическое средство, направленное на формирование элементарных представлений о счёте в рамках целенаправленного обучения.

    Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Наглядности обучения требует сама детская природа».

    Такие пособия очень разнообразны, и их применение в каждом случае зависит от:

    • конкретного содержания учебного материала (например, научить детей второй младшей группы различать понятия много и мало);
    • используемых методов (точнее, определённые игровые приёмы, к примеру, иллюстрации к сказке, в которой персонажи учатся считать);
    • возраста детей (если во второй младшей группе могут быть карточки с картинками одного и того же животного, то в старшей на картинках изображаются разные звери, то есть идёт усложнение сути описываемого явления).

    Счёт в детском саду осваивается наряду с другими дидактическими навыками и понятиями, например, изучением цветов: распредели грибочки по корзинкам соответствующих цветов и скажи, в какой их оказалось больше/меньше

    Наглядный материал должен отвечать следующим требованиям:

    • научным (соответствовать научным данным о счёте);
    • педагогическим (нести образовательную, развивающую, воспитательную нагрузку);
    • санитарно-гигиеническим (не содержать вредных веществ, не вызывать напряжения зрения;
    • эстетическим (красивое оформление. яркие и чёткие изображения)

    Особенности демонстрационного и раздаточного материала для разных возрастных групп

    Счётный материал по математике, как и другие наглядные пособия, может быть двух типов:

    • крупный, то есть демонстрационный, который используется педагогом для объяснения и показа способа действий с ним (магнитные доски, плакаты, картины и пр.);
    • мелкий, то есть раздаточный (карточки, лэпбуки и пр.), используя который все дети выполняют те или иные задания одновременно, что позволяет организовать самостоятельную деятельность малышей для выработки необходимых математических навыков и умений.

    Наглядный математический материал отличается по типу счётной деятельности, которая является приоритетной для конкретной возрастной категории.

    1. Вторая младшая группа. Для формирования понятия единичности и множественности можно использовать, например, картинки-пазлы, кубики, в которых цифры окружены элементами с таким же количеством фруктов (овощей, животных и пр.) или картинки с точками, которые нужно соотнести с цифрой. К слову, этот же материал с точками используется и дальше, только цифр становится больше.
    2. . Дети должны уметь давать точную оценку совокупности предметов, в данном случае считать до 5. Для этого активно используются картинки с изображением предметов и цифр, соответствующих их количеству, а также сочетание игрушки и объёмной цифры. Например, для узнавания графического образа числа задание может быть таким: помоги зайке найти цифру 3. посади мотылька на цветок с пятью лепестками.
    3. Старшая группа. Малыши считают до 10, умеют прибавлять или отнимать по единице. В качестве наглядности используются, например, игра домино, соотнесение цифры с картинкой с таким же числом объектов.
    4. Подготовительная группа. Дети могут сравнивать числа «больше-меньше», составлять заданные числа из двух меньших - 5 из 2 и 3, например. Демонстрационный материал усложняется. Это могут быть задания на сравнение количества предметов на картинках, составление целого изображения после последовательного складывания пронумерованных разрезанных частей и т.д.

    Универсальным наглядным средством являются счётные палочки: они позволяют продемонстрировать и отработать все виды счётной деятельности.

    Таким образом, первые пособия направлены на то, чтобы дети учились соотносить зрительный образ цифры и обозначаемое ею количество объектов. В средней группе эта работа уже не на «узнавание» образа цифры, а на количественный счёт до 5. В старшей группе малыши учатся совершать элементарные действия по сложению-вычитанию, а в подготовительной материалы заданий носят сравнительный характер, так как дети уже умеют соотносить количества, обозначенные цифрами.

    На любом этапе обучения необходимо продумывать способ знакомства с графическим образом цифры, например, в форме создания аппликации

    Виды раздаточного материала

    Как уже было сказано, пособия могут быть демонстрационные и раздаточные. А также есть те, которые могут использоваться в обоих случаях (например, блоки Дьенеша). Виды раздаточного материала педагог выбирает в зависимости от возраста детей. Так, уже в первой младшей группе ребята знакомятся с кубиками, счётными палочками. Правда, пока на уровне оценивания «много-мало». Обычно градация использования видов раздаточного материала зависит от возраста детей: чем младше, тем больше игрушек, а чем старше, тем больше рисунков и схем. В целом же в детском саду активно используются такие счётные пособия:

    • палочки Кюизенера (разноцветные параллелепипеды разного размера из дерева или пластика используются преимущественно во второй младшей и средней группах, когда происходит знакомство с понятием количества);
    • блоки Дьенеша (набор геометрических фигур разного размера, который может использоваться по аналогии с палочками Кюизенера, а также для знакомства с прямоугольником, треугольником, кругом, квадратом);
    • кубики (в младшей группе на них отрабатываются понятия «много-мало»);
    • пирамидки (как бюджетный, более доступный, вариант палочек Кюизенера и блоков Дьенеша);
    • бусины, пуговицы (в младшей и средней группах);
    • картинки, картинки-пазлы, карточки (для всех возрастов);
    • веер с цифрами (для старшей и подготовительной групп, в которых ребята уже чётко ассоциируют цифру с её графическим образом);
    • лэпбуки, задания в которых могут объединять все вышеперечисленные пособия и т.д.

    Обратите внимание, что чёткого разделения по возрасту в применении счётных материалов нет, так как их использование должно быть оправдано с точки зрения поставленной образовательной цели. И тем не менее в старшей и подготовительной группах акцент делается на карточки, чтобы дети привыкали работать с наглядностью «как в школе».

    Фотогалерея: примеры раздаточного счётного материала

    Возможности счётных кубиков позволяют использовать их вплоть до подготовительной группы Для освоения навыка счёта до 5 удобно использовать специальные пирамидки Веер с цифрами - это пособие для школы, но может использоваться и в детском саду На блоках можно отработать усвоение основных геометрических фигур и счёта предметов в группах Учиться считать на палочках можно совершенно незаметно: например, выкладывая из них фигуры

    Лэпбук по ФЭМП «Количество и счёт»

    Лэпбук - это папка, в которой собран материал по конкретной теме. Организация материала в таком пособии состоит в том, что педагог оформляет наглядность в форме мини-книжек, раскладок-гармошек, коробочках с подарками, окошечках или кармашках и пр. Кроме этого, лэпбук обязательно включает задания творческого характера.

    Для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) также используются лэпбуки - плоды креативного подхода педагога к реализации задач обучения. Пособия рассчитываются на конкретный этап обучения. Поскольку изначально лэпбуки изготавливались родителями для обучения своего ребёнка, то, поставленные на «методический поток», эти пособия сейчас применяются для индивидуальной работы, а также для работы в парах-тройках.

    Как сделать дидактические материалы для подготовительной группы своими руками

    Для начала необходимо определить цели лэпбука «Количество и счёт».

    1. Закрепить умение считать до 10.
    2. Тренироваться в порядковом и количественном счёте.
    3. Отработать навык сравнения цифры с количеством предметов.
    4. Учиться писать цифры.
    5. Формировать навык складывать, вычитать и сравнивать числа в пределах 10.
    6. Развивать активный словарный запас, логику, память и мышление.
    7. Работать над умением самостоятельно решать поставленные задачи.
    8. Воспитывать отзывчивость, уверенность в себе, своих силах.

    После организационного этапа можно приступать непосредственно к изготовлению. Этот процесс начинается с подготовки необходимых материалов. Причём сначала разрабатываются методические вопросы, а уже затем под них подбирается подходящее оформление.

    Обычно в лэпбук входят:

    • картинки с цифрами для зрительного восприятия их графического образа;
    • карточки с цифрами и предметами (либо отдельно, либо 2 в 1);
    • пазлы (разрезанные цифры или картинки, на каждом кусочке которых изображена цифра и пр.);
    • картинки со сказками, в названиях которых есть цифры;
    • раскраски;
    • прописи;
    • загадки, считалки и т.д.

    Материалы удобнее всего организовывать в файлы, которые, в свою очередь, складываются в папку скоросшиватель. Обложка этого каркаса для пособия также должна быть ярко оформлена. Но при такой упаковке с материалами хлопотно работать: перед использованием часть пособия придётся выложить. Так что можно воспользоваться опытом коллег и сделать страницы лэпбука картонными, а уж на эти листы можно крепить и файлы, и книжки-раскладушки, и коробочки с сюрпризами.

    Фотогалерея: пример самодельного лэпбука

    Для лэпбука использование папки-скоросшивателя является самым прочным Карточки с точками и цифрами можно положить в яркие конвертики, чтобы малыш заинтересовался их содержимым При изготовлении такого пособия предполагается, что дети умеют писать Выкладывая цифры из элементов, дети запоминают графический образ чисел, а также тренируют глазомер С помощью лэпбука дети быстро и легко понимают суть сравнения Решив пример на гараже и на машине, ребёнок должен соотнести одинаковые ответы Дети, как правило, с азартом включаются в игру домино

    Индивидуальные карточки по математике для второй младшей, средней, старшей групп

    Обучение счёту это то, что требует от ребёнка максимальной сосредоточенности и постоянной практики. Последнее призваны обеспечить индивидуальные карточки - методические пособия для работы над темой по одному или в мини-группах (2–3 человека).

    1. Во второй младшей группе для отработки понятия один-много, например, карточка может быть с изображением паровоза. Ребёнок получает стопку вагончиков и распределяет их по карточке. Параллельно с этим взрослый акцентирует внимание малыша на том, что сначала вагонов не было, потом появился один, а потом «много».
    2. В средней группе счёт до 5 очень эффективно тренировать с помощью соотнесения элементов картинок (например, точек на спинке у божьей коровки) и графического образа числа.
    3. В старшей группе для отработки счёта до 10 можно использовать таблицы с точками и небольшие карточки с цифрами, которые дети должны соотнести между собой. Или карточки с изображением цифр для восстановления порядка счёта. Кстати, таким же образом тренируется навык написания цифр.
    4. В подготовительной группе карточки могут представлять собой графические примеры на сложение-вычитание: ребёнок считает количество объектов слева от знака + или - и пишет результат в отведённую для этого клетку.

    Из практичных соображений карточки лучше ламинировать. Тогда, даже если малышу и нужно будет по заданию что-то написать (к примеру, ответ-решение примера), он сможет сделать это маркером, который легко вытирается с целлофана.

    Для того, чтобы цифры были всегда в поле зрения детей, в группе можно установить папку-передвижку «Весёлый счёт». Она познакомит малышей и с цифрами, и с количеством предметов в группе.

    Фотогалерея: примеры индивидуальных карточек и картинка для папки-передвижки

    В младшей группе малыши учатся оценивать множества с помощью крепления разного числа вагонов к локомотивам В подготовительной группе дети выполняют сложение и вычитание в рамках от 1до 10 Малыш средней группы должен посчитать пятнышки на спинке божьей коровки и соединить её с подходящей цифрой В старшей группе дети учатся выполнять несложные арифметические действия в пределах от 1 до 10 Яркие и красивые картинки с папки-передвижки привлекут внимание ребят и научат соотносить цифру с количеством предметов

    Картинки для обучения счёту в старшей и подготовительной группах

    Особых различий в форме картинок нет, отличаются только задания, то есть содержание.

    Фотогалерея: индивидуальные карточки для старшей группы

    Карточки с цифрами можно сделать дома Переставляя количество шариков, ребёнок научится считать до 10, а также сортировать вещи по принципу «новое/старое» Индивидуальная карточка может содержать задание творческого характера: вылепить цифру из пластилина Такие домики помогают детям усвоить состав числа

    Как в интересной и увлекательной форме познакомить дошкольников с арифметикой и укрепить навыки счета? При этом параллельно сделав упор на развитии наблюдательности, фантазии, мелкой моторики рук и памяти? Задач много и все их можно воплотить в интересном путешествии в Волшебную страну.

    Материалы для занятия в детском саду:

    • Демонстрационный: елка с шишками и цифрами, изображение реки, мешочки с песком (имитация камешков), цветы с изображением фигуры человека, карточки с изображением цифр, карточки с изображением животных, 7 ключей, письмо, карта.
    • Раздаточный: цветные карандаши, карточки с изображением количества предметов и цифр.

    Ход занятия в детском саду

    Воспитатель приветствует ребят. Входит мальчик, изображающий математический знак «+», он обращается к детям:

    – Здравствуйте, ребята, вы узнали меня, правильно, я математический знак «плюс». Но я к вам пришел не с пустыми руками, я принес вам письмо. Об этом меня просили жители Волшебной страны.

    Мальчик отдает письмо воспитателю. Он уходит, а воспитатель читает письмо ребятам:

    «Дорогие ребята! Пишут вам жители Волшебной страны. У нас всегда пели птицы, гуляли веселые звери и цвели необыкновенные цветы. Но однажды злой волшебник решил закрыть всех обитателей страны в клетки, а ключи спрятал. Но он оставил карту, на которой отмечены места, где спрятаны ключи, их всего семь. Тот, кто найдет их, поможет всем жителям Волшебной страны и освободит их. Ребята, помогите, пожалуйста, найдите ключи и освободите жителей Волшебной страны!»

    Воспитатель обращается к детям:

    – Ребята, поможем жителям Волшебной страны?

    – А трудностей не боитесь?

    – Для начала давайте вспомним, сколько ключей нам нужно найти? (Нужно найти семь ключей.)

    – Значит, сколько мы должны преодолеть препятствий? (Тоже семь.)

    – Может, и само число «7» нам чем-то сможет помочь? Знаете, ребята, а мне кажется, что число «7» волшебное. Оно встречается во многих сказках. Давайте вспомним эти сказки. («Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов».)

    – А еще вы знаете, что в неделе… сколько дней? (В неделе семь дней.)

    – Назовите дни недели по порядку? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)

    Воспитатель предлагает детям отправиться на помощь жителям Волшебной страны, говорит:

    – Будем надеяться, что и число «7» поможет нам. Итак, чтобы нам не заблудиться, пройти все острова и найти все ключи, мы будем смотреть на карту Волшебной страны, а каждый ключ, который мы найдем, мы будем вывешивать на карту.

    Звучит музыка, дети идут по группе, на пути у них стоит елка. Это – «Остров сказочной ели». Воспитатель обращается к детям:

    – А вот и первое препятствие. Посмотрите, какая красивая, пушистая елка. Чем она украшена? (Она украшена шишками и цифрами.)

    – А где же задание? Наверное, под елкой, вот в этом конверте.

    Воспитатель читает задание: «Посчитайте, сколько шишек висит на елке, и покажите соответствующую цифру. Если справитесь с заданием, то ключик окажется под елкой».

    Всего на елке висит шесть шишек. Дети выполняют задание, находят нужную цифру и ключик под елкой. Воспитатель спрашивает:

    – Какого цвета наш первый ключ? (Первый ключ красного цвета.)

    Первый ключ появился на карте.

    – Какая широкая река преградила нам путь! Вода, наверное, холодная, вброд ее не перейти. Смотрите, среди камней лежит конверт, а в нем задание.

    Воспитатель читает задание: «Вам надо разделиться на пары. Возле реки растет яблоня – на ней висят красивые яблочки. Один из вас срывает яблочко и считает, сколько косточек в яблочке, второй возьмет столько камушков, сколько косточек его друг насчитал в яблочке, и положит камушки через реку, таким образом, вы сможете перейти реку».

    Дети считают и выполняют задание, воспитатель задает вопрос:

    – Какой ключ по счету и какого цвета мы получили? (Мы получили второй ключ, он желтого цвета.)

    Этот ключ помещают на карту. Впереди – «Остров перепутанных человечков». Хозяева на этом острове два старых умных аиста. У одного из аистов лежит конверт – в нем задание, а на шее у другого висит ключ. Ребятам нужно справиться с заданием, тогда аист отдаст им ключ.

    Воспитатель читает задание: «Ребята, на этом острове живут очень забавные человечки, они спрятаны в цветах. Они все похожи друг на друга, но их перепутали. Надо помочь им найти свой домик».

    Уже три ключа вывешены на карту.

    Мы шагаем друг за другом
    Лесом и зеленым лугом.
    Крылья пестрые мелькают,
    В поле бабочки летают,
    1, 2, 3, 4 – полетели, закружились,
    На цветочки опустились.

    После физкультминутки дети прибывают на «Остров затерянных цифр». Воспитатель обращает их внимание на то, что на столе лежит много картинок. Между ними находится и конверт с заданием: «Ребята, а на этом острове у нас потерялись цифры, они разбежались кто куда и спрятались в разные предметы. Найдите эти цифры».

    Дети находят в картинках предметов разные цифры, называя и показывая цифру.

    В награду за это ребята получают еще один ключ, на этот раз синего цвета.

    Воспитатель спрашивает:

    – Сколько у нас получилось ключей? (У нас уже есть четыре ключа.)

    Воспитатель сообщает, что следующее задание ждет их на «Острове животных»:

    – Ребята, а тут нам с вами надо хорошо подумать. Смотрите, здесь у нас перепутались все животные, и дикие, и домашние оказались все вместе, надо разделить их.

    А для этого нужно быть внимательным и вспомнить, где кто живет.

    Дети распределяют животных по группам «Дикие животные», «Домашние животные».

    Воспитатель говорит, что еще одно препятствие осталось позади, задает вопрос:

    – Сколько ключей в нашей копилке? (Пять ключей.)

    И этот ключ прикрепляют к карте. Воспитатель приглашает ребят в «Домик
    художника».

    – Ребята, а теперь мы с вами попали в домик художника, садитесь за столы.

    Воспитатель находит письмо от художника, зачитывает его: «Дорогие ребята! Я художник и очень люблю рисовать. Мне очень бы хотелось, чтобы вы мне помогли, закончить картины».

    – Ребята, у каждого из вас есть незаконченная картина художника, на которой изображены божьи коровки, но чего-то не хватает у наших божьих коровок. Ребята, как вы думаете чего? (У них не хватает точек на крыльях.)

    Об этом и просил художник, надо нарисовать столько точек, сколько показывает цифра, расположенная рядом с картинкой.

    Дети справляются с заданием, и воспитатель достает шестой ключик, показывает его детям. Воспитатель задает ребятам вопрос:

    – Сколько у нас ключей? (У нас шесть ключей.)

    Воспитатель сообщает, что вот и шестой ключ появился на нашей карте. Осталось только добыть седьмой, но этот ключ дети получают за свои старания, за внимание и хорошие знания. Но есть еще одно незавершенное дело. Ключи мы собрали, пройдя все испытания, а теперь их нужно отправить жителям Волшебной страны. Они очень ждут эти ключи? А в этом нам поможет математический знак «плюс», который принес нам письмо.

    Выходит мальчик, он благодарит ребят:

    – Ребята, большое спасибо за помощь жителям Волшебной страны. А за вашу помощь мы хотим вам подарить вот эту игрушку – пусть она станет талисманом вашей группы. Будьте всегда добрыми и отзывчивыми ребятами. Ну что, мне пора.

    Дети прощаются с математическим знаком. Уходят в группу.

    Материал предоставлен , №4 за 2009 год.

    Все любящие родители и заботливые воспитатели знают, что знания ребенку лучше всего «подавать» в форме игры. И сегодня у нас в гостях — замечательная воспитательница Любовь Николаевна Шаврина со своими наработками обучения деток математике в детском саду . Девиз Любови Николаевны: «Учимся — играя, считаем сочиняя «.

    Математика в детском саду: учимся играя, считаем — сочиняя

    Я работаю воспитателем в детском саду. Для меня всегда стоял вопрос, как научить дошкольника азам , что бы ему было легко, занимательно и нескучно?

    Методической литературы много, но какую выбрать, что бы было понятно не только детям, но и мне, как педагогу?

    Не удивляйтесь, иногда, читая «умные» книги по воспитанию и обучению детей приходится напрягаться, что бы понять, чего хотел автор. Часто в погоне за деньгами издательства выпускают любое» чтиво».

    Как — то, в книжном магазине я опять стояла и перебирала пособия по обучению дошкольников и мне в руки попалась книга «Знакомство с математикой. Конспекты занятий» авторы О. Н. Крылова и Л. Ю. Самсонова от издательства «Сфера». Прочитав в содержании книги, что задания выполняются по «Рабочей тетради», к великой моей радости, нашла и её, правда в единственном экземпляре.

    Два года подряд я работала на подготовительной к школе группе и эти два года играли, считали, решали по этим прекрасным пособиям. Мало того, и другие воспитатели тоже стали заниматься с детьми по этим же книгам. Не смотря на то, что рабочая тетрадь была единственная, мы бережно копировали её страницы на каждого ребенка. Если ребенок не успевал выполнить задания во время занятия, то, с удовольствием, в вечернее время самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя или других детей доделывал работу. Что бы похвалиться своими знаниями дети брали копированные листы с выполненным заданием домой и показывали родственникам.

    Что же хорошего и прекрасного в книжках «Знакомство с математикой»?

    Начну с того, что все ясно и понятно и взрослым и детям, задания даются конкретные и все в игровой форме. Воспитатель или родитель читает задания в конспектах, а дети выполняют в рабочих тетрадях.

    Занимаясь по этим рабочим тетрадям детки:

    • запоминают цифры: их написание и значение;
    • повторяют геометрические формы,
    • улучшают речь,
    • развивают мелкую моторику
    • учатся классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, опровергать и доказывать.

    Задания усложняются с каждым занятием, что способствуют пробуждению интереса к познанию, развитию кругозора, воображения, памяти.

    За год дети учатся:

    • делать графические диктанты,
    • определять закономерности,
    • продолжать геометрические узоры,
    • решать простые примеры,
    • применять математические знаки,
    • восстанавливать числовой ряд,
    • сочинять задачи по схеме: Задача -Условие — Решение — Ответ.

    Приведу несколько примеров наших занятий по математике в детском саду.

    Занятие в подготовительной группе

    На занятиях я стараюсь поставить вопрос детям так, что бы они сами проявили инициативу и высказали свое мнение.

    Вот пример первого занятия по математике в детском саду.

    Итак, начнем.

    Создание игровой ситуации

    Под звуки песни «Чему учат в школе», веду с детьми беседу — диалог:

    • Детки, скажите: о чем эта песня?
    • Чем занимаются в школе?
    • Зачем люди учатся?

    Рассказ о Стране Знаний

    Я хочу рассказать Вам про чудесную страну, в которой живут замечательные жители:

    • буквы и звуки,
    • числа, цифры и знаки,
    • сказки и книги.

    В этой стране добро побеждает зло. Каждый город в стране имеет свое название — «Математика», «Чтение», «Письмо». Страна эта — Страна Знаний.

    Знакомство

    Прежде чем отправиться в путь, давайте знакомиться.

    Называю свое имя, детям даю цветок они передают его друг другу и называют свое имя.

    Путешествие на волшебном поезде по Стране Знаний

    В Страну Знаний мы отправимся с Вами на волшебном поезде.

    Дети поют песню «Голубой вагон».

    Первая станция «Отгадай — ка»

    Здесь я загадываю загадки про школу и школьные принадлежности: карандаш, ручка, пенал, портфель.

    Предлагаю детям назвать все предметы двумя словами — (школьные принадлежности). Выполняют задание в Рабочей тетради — обвести только школьные принадлежности.

    Вторая станция «Возьмем — не возьмем»

    Показываю картинки. Если дети видят школьные принадлежности им нужно хлопать в ладошки.

    Третья станция «Отвечай — ка»

    Четвертая станция «Узнавай — ка»

    Отгадывание детьми загадок сопровождающиеся рисунками.

    Выполняют задание в Рабочей тетради по сказке репка — » Из какой сказки этот рисунок» расскажите сказку «Репка» по цепочке.

    Пятая станция «Нарисуй — ка»

    Задание в Рабочей тетради — Нарисовать рисунок на тему «Страна Математики»

    Шестая станция «Ворота «Страны Знаний»

    Ребята, посмотрите у ворот Страны Знаний нас ждет «Мудрая Сова», она поможет вам во всем:

    • Учиться считать,
    • писать,
    • выполнять красивые поделки.

    А что бы вам было легко, «Мудрая Сова» будет вам подсказывать, какое задание и как вы должны выполнить. Работа в Рабочих тетрадях с условными обозначениями.

    Подводим итог:

    • Куда мы все вместе совершили путешествие?
    • На каких станциях мы побывали?
    • Что нового узнали?
    • Что возьмете с собой в Страну Знаний?
    • Чему хотите научиться?

    Математика в детском саду — занятие №22:

    А вот так выглядит занятие 22 в «Рабочей Тетради»

    Математика в детском саду: состав числа

    Для лучшего усвоения « » я использовала таблицы, которые нетрудно смастерить самим.

    На крыше дома живет «хозяин» с определенным именем (цифра).

    На каждый этаж в две комнаты «хозяин» может заселить столько «гостей», какой цифрой он называется, то есть в доме хозяина 5 на каждом этаже, в двух комнатах живут гости: 1 и 4; 2 и 3: 3 и 2; 4 и 1.

    Ребенку будет удобнее запомнить «гостей» начиная с цифры «1», потом 2, 3 и т. д.

    Я очень гожусь, что мои выпускники в школе легко усваивают материал по математике и среди них нет отстающих. Надеюсь, что родителям будущих первоклашек пригодится мой опыт и их дети будут учиться с желанием и удовольствием, радуя родителей и принося им массу положительных эмоций!

    Татьяна Григоренко

    Уже не один раз говорилось о содружестве разных систем анализа информации в усвоении ребенком системы представлений об окружающем мире. О тандеме тактильного и зрительного познания тоже сказано немало. Мое пособие было сделано как раз по этому принципу : красочный зрительный образ цифр привлекает внимание ребенка, а тактильное ощущения при обследовании позволяют запомнить образ цифры . Цифры сшиты из фетра швом через край, и набиты синтепоном. Ручки из синтетического шнура. В каждой из них, помимо синтепона, есть свой наполнитель (мелкая галька, речной песок, горох, гречка, рис, манка, вата, крахмал, соль, мука) Размер цифр 12 см .

    Данное пособие позволяет развивать сенсорные представления детей; формировать познавательно-исследовательские умения; мелкую моторику рук; элементарные математические представления. Может использоваться с детьми как младшего возраста как тактильный тренажер, так и старшего для формирования представления о цифрах , для обучения количественному счету и проч.

    Кроме того, тот факт, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка является непреложной истиной в педагогике.

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Письмо – это сложный навык, включающий в себя выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Отсюда видно, как важно у детей совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, формировать зрительно-моторную координацию.

    Данное пособие является эффективным тренажером для мышц детской руки.

    Публикации по теме:

    А вы, когда-нибудь случайно не мечтали, Что, если звуки взять и оживить? Где жить они тогда бы стали? Какими бы они тогда могли бы быть?.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №240» городского округа Самара Дидактическое.

    Цель:закреплять умение писать цифры от 1 до 9 и число 10,представления о цифрах от 0 до 9 и числе 10;учить считать в пределах 10 в прямом.

    Актуальность. Как известно, у маленьких детей преобладает образное мышление. Поэтому чем нагляднее и привлекательнее будет задание для.

    Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие. Я назвала его "Веселые кнопки". Сначала скажу о назначении: 1. Развиваем.

    Дидактическое пособие «Веселые рукавички» (закрепление названия цветов, геометрических фигур, счет до пяти, понятия одинаковый – разный).

    Для утренника в детском саду в виде наглядного пособия нужен был торт, а точнее два торта. Давно видела что торты делают из фетра, а тут.