• Интересные факты о деде морозе для детей. Раскрыто прошлое Деда Мороза и Снегурочки (интересные факты). Праздник к нам приходит

    Ну, хорошо, давайте поговорим о Новом годе. Надо сказать, что сам этот праздник, его символы и ритуалы испытывают большое давление времени, моды, рекламы и даже идеологии. Мы все больше удаляемся от истоков. Сегодня на запрос "фото Дед Мороз" и "фото Санта Клаус" Интернет вам выдаст пару десятков одних и тех же имиджей - старички в красных шубах и шапках, с седой бородой, мешком подарков и посохом.Путаница с праздниками, которой мы увлеклись в последние 10 лет, вызвала хаос и в символике - это с одной стороны. С другой - Дед Мороз, Снегурочка и Санта принадлежат всем и являются мегабрендами, которые используют все кому не лень и так, как им заблагорассудится. О достоверности никто и не помышляет. В целом, можно сказать, что Дед Мороз более сказочный, мифологический персонаж. В отличие от Санты, он только учится технологии продаж. Санта же родился как коммерческий проект и продолжает существовать по законам этого жанра.

    Если брать этих двух главных персонажей, то при всем кажущемся сходстве отличий у них больше, чем общих черт. Начать хотя бы с того, что Дед Мороз - это символ православного Нового года, а Санта-Клаус - католического Рождества. Дед Мороз - рослый, атлетичного сложения мужчина во цвете лет, а Санта - гном, старичок. У Деда Мороза есть внучка Снегурочка, умница и красавица, у Санты - только эльфы.

    Дед Мороз, которого мы с вами знаем с детства, датирован 1935 годом, и обязаны мы его появлению специальному указу Постышева о праздновании советского Нового года (вообще, празднование Нового года на Руси и тоже специальным указом ввел Петр Первый). После Октябрьской революции Рождество было упразднено за ненадобностью, для нового праздника понадобился свой символ и свой ритуал. Вспомнили о языческом божестве из древнеславянских сказок, который и стал прообразом Деда Мороза. Морозко, трескун - повелитель холода довольно злобного нрава. В давние времена с наступлением зимы было принято задабривать его разными приношениями, чтобы не был жесток с холодами, уберег урожай и живность, им пугали и непослушных детей. От прикосновения его посоха вода превращалась в лед, деревья замерзали, его дыханием была стужа. Он описывается высоким, крепким мужчиной, богатырем, в длинной шубе синего или фиолетового цвета, как и подобает мистическому персонажу родом с крайнего Севера.

    С подачи большевиков имиджем нового символа занялись сказочники всех мастей - советские писатели, художники, поэты, кинематографисты и музыканты. Все вместе они и "сочинили" образ Деда Мороза - рослый, могучий, седая борода, колпак и длинная шуба в тон, отороченные белым лебяжьим пухом, кушак. Синий цвет впоследствии стал вытесняться более нарядным красным, более жизнерадостным, открытым, эмоциональным. На шубе появилась вышивка (сейчас, когда новогодние праздники у нас продолжаются две недели, это кажется вполне оправданным). Обувь - огромные сапоги или валенки, на руках - рукавицы. Его посох - волшебный, с набалдашником. Он не носит очки и не курит трубку, как это делает Санта. "Наш" ездит на санях, запряженных тройкой породистых лошадей, в отличие от Санты, который управляет упряжкой из 8 оленей. Кроме Снегурочки Деда Мороза всегда сопровождает свита - снеговики, которые несут мешки с подарками, птицы и другие обитатели леса.

    Наш Дед Мороз сохранил статность воеводы, он крепок, у него сильный голос и повелительная манера говорить. Он царственен, справедлив. Как и подобает представителям высшего сословия, всегда заставляет себя ждать. Свои дары он раздает на свое усмотрение, его подарок нужно заслужить, как-то отличиться. Эта вечная сказка о том, что воздастся+

    Генеалогическое древо Санта-Клауса ведет нас к одному из самых почитаемых христианских святых, святому Николаю (Санта-Клаус - искаженное в голландском произношении имя этого святого). Первые описания Санты встречаются в скандинавских сказках, где он представлялся странноватым карликом, носящим одежду зеленого цвета, шляпу, украшенную кокардой из ветки остролиста и курящим трубку!

    Как символ Санта появился за два столетия до того, как его образ обрел форму. Вначале было слово: стихи "Ночь перед рождеством", написанные Кларком Муром, профессором колумбийского университета, для своих детей. В нем рассказывается о святом Николае, который ночью перед Рождеством, когда засыпают мыши, бросает в каминную трубу, где жили три бедные сестры, золотые монеты, которые попали точно в их чулки, сушившиеся у очага. Отсюда пошел обычай в ночь перед Рождеством оставлять башмаки или носки для подарков у кровати, чтобы утром найти в них подарки. Сказка лежала долгое время, пока не была напечатана в одной газете. Стихи перепечатали десятки других изданий.

    "Современный" имидж Санты приписывают американскому карикатуристу Томасу Насту, который нарисовал его для праздничного выпуска журнала Harper"s Weekly, именно он переодел Санту в красный короткий кафтан, перехваченный ремнем, красный колпак с помпоном, дал ему в руки мешок с подарками и католический посох с загнутым верхом. Продажи журнала возросли, но самому Санте было еще далеко до мировой популярности. Пока в 1930 году к нему не приложила руку компания "Кока-кола", которая решила использовать Санту в своей рекламной кампании. И делала это из года в год, добавляя к становящемуся все более популярным символу все новые детали. В отличие от Деда Мороза Санта-Клаус выглядит более добродушным, демократичным, у него легкий нрав и лукавый взгляд.

    Санта - коммерческий бренд, у которого есть собственная резиденция (Лапландия). Впрочем, недавно и наш Дед Мороз обзавелся своими хоромами в Великом Устюге.

    У Деда Мороза и Санты есть аналоги, чего не скажешь о Снегурочке. Вот уж действительно ноу-хау. Снегурочка появилась как персонаж сказки Афанасьева "Снегурочка". Бездетные старики слепили себе из снега внучку, чтобы скрасить свое одиночество. На праздник Ивана Купала Снегурочка растаяла, чтобы появиться в другом народном эпосе - новогоднем. Ее наряд - традиционный среднерусский зимний наряд - шубка синего цвета (в отличие от Деда Мороза, цвет именно синий, красного в ее гардеробе нет), отороченная белым мехом, длинная русая коса, белая шапочка, сапожки с вышивкой - образ невесты. Но она - девушка с судьбой, историей и миссией, преисполненная чувства долга и знания своей особой роли. Ей никогда не обрести простого человеческого счастья. В ней сочетается такая женская милость и недоступность, холодность - это ли не готовый архетип, так и хочется сказать: все мы родом из детства. Образ Снегурочки в наше время, пожалуй, получил наибольшее развитие, в отличие от более канонического образа Деда Мороза. Недосказанность самой истории Снегурочки рождает массу версий, и можно говорить о том, что имидж Снегурочки продолжает меняться. Она реагирует на моду, Снегурочка меняет наряды в зависимости от тенденций сезона, предстает в самых разных ролях в рекламе и не перестает вызывать романтические чувства у противоположного пола, образ Снегурочки по популярности сопоставим с образами медсестры, стюардессы или учительницы.

    Несколько лет тому назад, а может, и больше, чем несколько, скажем, с десяток лет тому назад, прокатилась во всяческих интернетах волна публикаций, где сравнивались два сказочных персонажа - Дед Мороз и Санта Клаус. Писали о разнице и в одежде, и в средствах передвижения по земле нашей грешной, и даже в способе дарения подарков. Заодно разгорелась нешуточная война между блюстителями «скреп» и «безродными космополитами». Первые настаивали, нет, не на лимонных корочках, а на том, что наших детей имеет право поздравлять с Новым годом исключительно отечественный продукт, то есть Дед Мороз, вторые отстаивали ту точку зрения, что дети всего «цивилизованного мира» чуть ли не столетие «юзают» сказочного Клауса, и ничего - несчастней точно не стали. Тут надо заметить, что все эти сравнения от лукавого. Да, разница во всем между двумя персонажами видна невооруженным глазом. Но главное, что это вообще несопоставимые персонажи, если подходить к задачке строго. Но начнем с поверхностных сравнений.

    Это шуба, а не куцее незнамо что

    Да, действительно, наше население как-то подзабыло, что такое, вернее, кто такой Дед Мороз. Даже внешний облик его как-то стерся, видимо, из памяти. И ладно бы только у младшего поколения. Но у среднего и, тем более, старшего должен же был отпечататься в мозгу незабываемый образ Деда Мороза. Хотя бы с детсадовских времен и начальных классов с их новогодними утренниками. Нет? Разве можно ставить своим детям под новогоднюю елку мужика, пусть и бородатого, пусть и веселого, но слишком, как для нашего местного героя, упитанного, да еще и в каком-то то ли полушубке, то ли в непонятной зимней куртке? И на голове этот непривычный для нас колпак, а не порядочная, чуть ли не боярская, богато изукрашенная шапка.

    И наш в шубе! В самой настоящей шубе. И совсем не обязательно красной. Может быть в синей, может в белой - зимних цветов. Это у Санта Клауса одежка красная. У Деда выбор побогаче. И борода. У Мороза борода - всем бородам борода!

    Транспортное средство

    Санта Клаус, как известно, передвигается на санях, запряженных оленями. Летит по небу. Оленей девять. У них даже имена есть. Вот они: Стремительный, Танцор, Гарцующий, Сварливый, Комета, Купидон, Гром, Молния. Это восемь первоначальных. Дело в том, что их Санта - очень литературный персонаж. Его образ выписывался в книжках. Вот и имена его оленей появились только в начале позапрошлого века, в 1823 году, в стихотворении «Ночь перед Рождеством». Девятый олень то ли выпал из стихотворения, то ли и не было еще его вовсе. Скорее, второе. Потому что, как отмечают исследователи вопроса, девятый олень стал известен тамошним широким народным массам аж через столетие - в 1939 году, да и то благодаря какой-то рекламной кампании. Кажется, в Чикаго. Оленя поставили главным по упряжке, назвали его Рудольфом и наделили красным светящимся во мгле носом. Наш Дед, известное дело, на всяких там оленей не разменивается.

    Трескун, Морозко, Студенец - так звали наши древние предки сурового бога зимы и северного ветра. Назвать его добрым не смог бы даже самый оптимистичный славянин, ведь в божественные обязанности входило не только замораживание рек и создание метелей, но и похищение непослушных детей. А еще считалось, что от удара посоха Трескуна в избах трескаются бревна.

    Сколько лет Деду Морозу

    Ответить на этот вопрос нелегко, ведь как языческий бог он появился более двух тысяч лет назад и точную дату его рождения никто не зафиксировал. Впрочем, в привычном нам образе Дед Мороз впервые появился в 1935 году, так что можно смело считать годом его рождения именно этот.

    Собирательный образ

    Над образом Деда Мороза поработали люди из самых разных эпох. Невысокий злой дед с седой бородой, бывший богом славян, с приходом христианства подобрел, подрос и стал зваться святым Николаем. При Петре I наш дедушка стал все чаще приносить подарки и отличать хороших малышей от плохих. А вот в СССР подарки от Деда Мороза стали получать все дети, а появляться он начал не только в домах под покровом ночи, но и на торжественных елках в школах, детских садах и даже на заводах. Кстати, расшитая шуба до пят, валенки и боярская шапка Деда Мороза не менялись уже почти 700 лет.

    Частые переезды

    Вместе со своими образами Дед Мороз менял и место жительства. Первоначально зимний бог жил в лесу и покидал его лишь для того, чтобы сотворить очередную пакость. Его наследник, Николай Чудотворец, жил в городе Патаре, в Малой Азии. Советского Деда Мороза молва поселила в Архангельске, и именно туда ежегодно летели тысячи писем от детей со всей страны. И лишь совсем недавно зимний волшебник переехал в Великий Устюг в Вологодской области.

    Семья

    В отличие от своего зарубежного коллеги, Дед Мороз в семейной жизни вполне счастлив. В женах у него сама Зима, а уж о внучке Снегурочке знают даже самые маленькие дети. Происхождение же его не столь радужное - матерью Мороза считалась богиня смерти Мара, а отцом - бог мудрости Велес.

    Дедушкины конкуренты и коллеги

    Сейчас все больше детей путают Деда Мороза с Санта-Клаусом. Это и неудивительно: оба бородаты, таскают в мешках подарки и приходят под Новый год. Также путаница связана с тем, что в любой новогодней рекламе западного товара дети видят Санту. Помимо многочисленных различий в имидже конкурирующих дедушек, разница в том, что Санта - рождественский святой, а Дед Мороз чужд любой религиозной тематике.

    Если Санту наш Дед недолюбливает, то с другими коллегами общается весьма охотно. В Великий Устюг часто приезжают не только украинский и белорусский Деды Морозы, но и якутский дед Чисхан, карельский Паккайне и чешский сказочник Микулаш.

    20-летний запрет на Деда Мороза

    Сложно представить, но почти 20 лет в нашей стране не было ни Деда Мороза, ни даже Нового года. Придя к власти, большевики быстро упразднили все эти «буржуйские» торжества. Лишь в середине 30-х годов было принято решение создать зимний праздник для детей, и образ политически правильного Деда Мороза был разработан несколькими идеологами.

    Цена Великого Устюга

    Очередной и, надеемся, последний переезд Деда Мороза обошелся стране в круглую сумму. На создание усадьбы в Великом Устюге и переселение туда дедушки со всеми удобствами из бюджета было выделено 50 миллионов долларов.

    Дань моде

    Несмотря на советское происхождение, считать Деда Мороза аскетом не стоит. В его усадьбе даже есть специальная гардеробная, которой позавидуют многие современные модники. Здесь хранятся расшитые тулупы, боярские шапки, валенки, летние кафтаны и даже лыжный костюм.

    Лошади, олени и новогодний козел

    Животных у Деда Мороза также предостаточно. Хотя считается, что русский дед обязан ездить на тройке лошадей, есть в усадьбе и другие упряжные. Например, живет здесь любимец хозяина - белый северный олень Лешка. Кстати, лошади и олени оказались не единственными новогодними копытными в истории. Например, в Финляндии зимний праздник олицетворяет козел, поэтому их волшебника зовут Йоулупукки, то есть «рождественский козел».

    Фото: thinkstockphotos.com, flickr.com

    Вашему вниманию в преддверие НОВОГО ГОДА хотелось бы представить 11 самых интересных фактов о Деде Морозе!!



    1. Сам Мороз был божеством древних славян, ответственным за появления зимой трескучего, пробирающего до костей холода. Другими именами его были Студенец, Трескун и Морозко. Как и у любого другого языческого бога, было у него и настоящее генеалогическое древо. Отцом был очень почитаемый и считавшийся наиболее мудрым из богов Велес, а вот матерью божества холода славяне считали богиню смерти - Мару. Внешне их отпрыск был отдалённо похож на нынешнего Деда Мороза, хотя отличался низеньким ростом. Сильную стужу считали его дыханием, сосульки - его слезами, иней - замёрзшими словами. Снежные облака, по представлениям славян, - это волосы божества холода.

    2. С личной жизнью у Мороза было всё очень даже хорошо. В супруги он взял саму Зиму. А в работе ему помогал целый выводок помощников Мароссов (Трескунов). Зимой, когда он быстро перемещался по улицам, лесам и полям и стучал своим посохом, трескуны, следуя этому самому стуку, сковывали лужи, ручьи и прочие водоёмы льдами. Когда же он бил своим посохом об избу, в которой жили люди, обязательно трескалось бревно.

    3. Традиция празднования Нового Года появилась много позже: нашим предкам было не до этого. Во времена, когда Мороз считался жестоким и злым богом, жившим на севере, никто и не думал дарить подарки детям или озабочиваться, сколько стоит заказать деда мороза. Ни на что не похожий характер языческих божеств положил начало поведению Дедушки Мороза - сначала он собирал жертвоприношения - воровал деток и уносил их в мешке. Однако со временем - как это бывает - всё изменилось, и под влиянием православных традиций Дедушка Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Что ещё раз доказывает: с течением времени нравы становятся мягче.

    4. Впервые в книгах «Детские сказки дедушки Иринея» Дед Мороз упоминается в 1840 году, в публикациях Владимира Одоевского. В этом сборнике и стало известно имя и отчество Деда Мороза – Мороз Иванович.

    5. Традиция прихода в дом Деда Мороза с подарками возникла с началом празднования Нового года в Российской империи. В 1700 году Петр I издал указ об обязательном отмечании этого праздника. В те времена дедушка Мороз приносил подарки только умным и послушным детям, а озорников и хулиганов колотил своей палкой. Со временем образ Деда Мороза смягчился, палка была заменена на волшебный посох.

    6. Маленькому проценту людей известно, что Дедушка Мороз стал тем, кто он есть из за существования вполне конкретного и живого прототипа. В IV веке в малой Азии жил и творил богоугодные дела святой Николай Чудотворец (в католической и лютеранских версиях – святой Николас или Клаус).
    Дедушка Мороз изначально был злобным и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей, это нашло отражение в поэме Некрасова «Мороз - Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних детей. Дедушка Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году, однако он не приобрел массового распространения.

    7. Любопытно, что дедушка как обязательный персонаж новогодних празднеств появился при непосредственном участии Советской власти. Произошло это в конце тридцатых годов - тогда (уже прошло несколько лет с тех пор, как Новый год праздновать официально было запрещено), власть разрешила новогодние гуляния. Безусловно, стремительно разработать образ Деда, не опираясь на традицию, сложившуюся задолго до появления коммунистов, было невозможно. Поэтому бытовая и литературная традиции царской России и стали источником вдохновения для агитаторов Сталина и хорошей, весёлой жизни в Советах. В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове торжественно организован детский новогодний утренник. На праздник Дед Мороз приходит с внученькой - девочкой Снегурочкой. Собирательный образ Дедушки Мороза выстроен по мотивам биографии Святого Николая, а также описания древнеславянских божеств Зимника, Позвезда, и Карочуна.

    8. Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.

    9. Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября - по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров. Но это не более, чем нынешняя российская коммерческая самодеятельность, основанная на христианской традиции Рождества Христова. Конечно, у великих славянских Богов нет и не может быть "дней рождения", ибо они вечны и возникли в сознании и верованиях людей еще во времена раннего палеолита в самом начале послеледникового периода, а возможно, и раньше.

    10. О древних верованиях славян, об их четырех великих солнечных праздниках, в т.ч. о великом двухнедельном языческом новогоднем Йоле-Солнцевороте, положившем начало нашему современному Новогоднему празднику (который есть просто усеченный Йоль, от которого ныне осталась только последняя и самая волшебная 12-я Ночь Йоля - наша Новогодняя ночь), о насильственной христианизации славян варяжскими захватчиками-поработителями, об уничтожении славянской мифологии (потому ныне у славян нет своей мифологии) см. на стр. Масленица и в сопроводительных статьях на стр. Пантеон славянских богов, приведенных после "Словаря славянских богов".

    11. В отличие от традиционной в Северной Европе Снежной Королевы, Дед Мороз свою волшебную силу преумножает, не замораживая людям сердца, а наоборот согревая их своей любовью. Дед Мороз всегда дает возможность исправить свою ошибку другим персонажам, Снежная Королева никогда и ни в чём не помогает героям сказок. Обладая одинаковой силой в деле замораживания всего живого на земле, они совершенно различаются по температуре и доброте своих сердец. Сердце Снежной Королевы – кусок льда, а русский Дед Мороз несёт нам такую добрую теплоту своей древней языческой славянской души, что сравнить её можно лишь с теплом солнышка.

    Добрый Дедушка, который приходит в наши дома и на корпоративы под Новый год, намного старше, чем мы думаем. Ему исполнилось уже более двух тысяч лет! Причем он не всегда улыбался в бороду , носил в руках посох, а за плечами – мешок с подарками. Первый Дед Мороз, который назывался Зимником, держал увесистую железную булаву. И если ему что-то не нравилось, применял ее по назначению.

    Первый Дедушка был личностью значительной: не случайно его отцом считался славянский бог Велес. Если Морозу было грустно, на крышах домов вырастали сосульки. Когда температура за окнами понижалась, люди думали, что это Зимник остужает всех своим дыханием. А иней на земле и деревьях они воспринимали как случайно брошенные им слова.

    До Петра Великого в России вообще не знали, что такое Новый год. В 1700 году царь-император издал указ, который в буквальном смысле слова заставлял народ отмечать этот праздник. Тогда же по домам стали ходить первые Деды Морозы. Но мешки с подарками они раскрывали только послушным и добрым детям. Хулиганы, лентяи и прочие «нарушители дисциплины» вместо приятного сюрприза получали палкой по филейным местам.

    Морозом Ивановичем Дедушку стали величать только в 1840 году, когда писатель Владимир Одоевский издал сборник «Детских сказок дедушки Иринея».

    А вот одиноким Дед Мороз оставался вплоть до советских времен. Именно тогда, чтобы раз и навсегда отделить нашего Мороза от Санта-Клауса, для него и придумали внучку – Снегурочку.

    Кроме Деда Мороза и Санта-Клауса в мире существует немало других новогодних символов. Например, финны считают главным персонажем Новогодья козла, так как именно в него перевоплощается добрый волшебник Йоулупукки. Детей и внуков у Йоулупукки нет, зато он официально женат. Правда, на ком – загадка, и никто никогда его жены не видел.

    В разных странах Деда Мороза и называют по-разному. Например, на Кипре его кличут вполне по-русски – Василием. К шведским ребятишкам приходит Крисе Крингл, к японским – Одзи-сан, к чешским – дед Микулаш, к французским – Пер Ноэль, к итальянским – Бабо Наттале. Англичане именуют своего Дедушку Батюшкой Рождеством. А в Норвегии вообще нет Деда Мороза: его роль в рождественские праздники играют забавные домовята Ниссе.

    Облик нашего Дедушки намного традиционнее, чем у Санта-Клауса. Он одет в шубу до пят, носит в руках обязательный посох и не увлекается вредными привычками (хотя актеры, исполняющие Дедов Морозов, в праздники часто пускаются во все тяжкие). А вот Санта-Клаус, наверное, плохо видит, поэтому иногда изображается на рождественских открытках в очках. Иногда его можно «застукать» даже за курением трубки.

    Долгое время было непонятно, где же настоящая резиденция Деда Мороза – все-таки в Великом Устюге или в Лапландии. Вопрос решили миром: раз Дедушка – волшебник, ничто не мешает ему одновременно быть и там, и сям.