• Детский сад: как облегчить адаптацию ребенка? Идем в детский сад! Как облегчить адаптацию Как облегчить ребенку адаптацию в детском саду

    Михаил Притула

    Head of HR Preply. Ранее работал в Wargaming, «СТБ», «Альфа-Банке». Более 12 лет в HR.

    Теме адаптации сотрудников, или, как её называют на Западе, onboarding, посвящено много исследований, статей, рекомендаций и даже книг в стиле «Ваши первые 90 дней на новой работе». Не буду перегружать вас упоминаниями книг, статистикой, ссылками и прочим, а сразу перейду к делу и дам несколько советов из моего 12-летнего опыта работы в HR.

    Адаптация не происходит сама по себе

    Какой бы крутой ни был профессионал. Распространено убеждение, что если мы берём на работу суперкрутого профи, то он уж точно сам разберётся, что делать и как адаптироваться. Мол, это чуть ли не признак профессионала. Не адаптировался - значит, не профи. Следующий!

    На самом деле в лучшем случае адаптация затянется и сотрудник выйдет на полную мощность через 3–6 месяцев (зависит от уровня позиции и сложности должности). С качественной адаптацией этот срок сокращается вдвое.

    Сколько вы там платите вашему новому маркетинг-директору? 5 000 долларов в месяц? И как вы считаете, стоят ваши усилия 15 000 долларов, которые вы сэкономите компании? Агентствам за поиск кандидатов вам три зарплаты платить жалко, а на адаптации вы их легко теряете?

    Первый день критичен

    Итак, вы поняли, что адаптация - крайне полезная штука. Что делать, куда бежать? Нанимать срочно HR-менеджера, который займётся адаптацией ваших сотрудников? Нет, сначала успокоиться. 90% успеха адаптации заложены в первом рабочем дне, и руководителю под силу сделать это качественно самому. Но придётся подготовиться.

    Документы

    Удостоверьтесь, что к этому времени документы подписаны (сотрудники не любят, когда подписание документов с компанией затягивается на несколько дней). Лучше сделать это заранее, если возможно.

    В «СТБ» мы, например, высылали анкету кандидата, которую человек заполнял дома и присылал нам. В «1С» у нас были шаблоны всех договоров, куда мы подгружали анкету кандидата и за 5 минут печатали все документы. Сотруднику не придётся ждать, пока ваш кадровик наберёт его данные от руки.

    В Preply мы вообще подписываем все контракты в DocuSign, у нас даже нет такого понятия, как пойти в отдел кадров. Человек высылает скан паспорта, мы вносим в контракт, загружаем в DocuSign и высылаем на подпись СЕО и сотруднику. Подпись цифровая, можно поставить даже с телефона.

    Рабочее место и необходимые доступы

    Все учётки должны быть заведены: почта, Slack и прочее. Мы это делаем сразу после подписания контракта.

    Проверьте, что компьютер готов, стол и стул ждут хозяина. Вишенка на торте - пакет новичка: ручка и блокнот с фирменным логотипом, футболка, набор наклеек, ленточка для пропуска, значок компании (бюджет - 10–15 долларов).

    Знакомство с офисом и сотрудниками

    Сотрудники должны быть проинформированы. Если в компании работает менее 100 человек - пишем в Slack, кто к нам присоединился, бросаем ссылку на профиль в LinkedIn (в России - на Facebook). Если в компании больше 100 человек - делаем то же самое, но только в пределах департамента (который тоже до 100 человек).

    В первый день устройте экскурсию по офису: здесь у нас кухня, здесь туалет, тут переговорная (которую мы бронируем вот так), курим мы вот там, здесь бухгалтерия, а тут любимый пони нашего директора.

    Познакомьте новичка с теми, кто сидит рядом: «Коллеги, минуточку внимания, к нам присоединился (…), прошу любить и жаловать».

    Как себя вести, если вы…

    Руководитель

    Поздравляю, вам выпала честь адаптировать нового сотрудника. За вас это никто не сделает, но точно смогут помочь. Итак, что же от вас требуется:

    1. Встретьте сотрудника утром. Отметьте это сразу в своём календаре или попросите HR всегда отмечать даты выхода нового сотрудника.
    2. Проведите его по офису. Покажите рабочее место, проверьте, что сотрудник везде залогинился.
    3. Уделите час беседе с новичком. Поговорите о вашей компании, о подразделении, об основных задачах (общих и персональных). Расскажите, что сотруднику нужно изучить в первую неделю, чего от него ждут в первые три месяца.
    4. Улыбайтесь. Это крайне важно. Даже если у вас парализовано пол-лица, улыбайтесь оставшейся частью. Я серьёзно, не будьте букой, сотрудники приходят в компанию, а уходят от руководителя.
    5. Поставьте задачи и письменно их зафиксируйте, хотя бы отправьте в виде письма по почте (это уже после встречи, когда задачи обсудили устно).
    6. Дайте все необходимые документы и доступы.
    7. Выберите в команде опытного и общительного человека и назначьте его наставником для сотрудника. К нему новичок сможет обращаться по всем вопросам.

    Новый сотрудник

    1. Подумайте, какой информации вам не хватает и где вы её будете брать. Смело задавайте вопросы.
    2. Поймите свои задачи на первую неделю, месяц, три месяца. Если руководитель не озвучил, спрашивайте сами.
    3. Записывайте имена всех, с кем знакомитесь. Вообще, первое время рекомендую записывать всё: объём информации большой, точно забудется.
    4. Рассказывайте о себе очень кратко при каждом знакомстве, например:В стартап-среде это называется «питчинг» или elevator speech. Подготовьтесь заранее. Для новых сотрудников вы никто, пока не расскажете о себе. Не упустите шанс произвести хорошее впечатление сразу.
    5. Если должность подразумевает внедрение изменений в компании, проще всего их сделать в первые 60 дней, потом будет тяжелее. Особенно если нужно принять непопулярные решения или просто сложные: найм, увольнение сотрудников, перевод на другую должность, переход на новое программное обеспечение, новая форма отчётности, перестроение процесса, инвестиции во что-то новое.
    6. Спланируйте маленькие победы, они помогут сформировать доверие к вам. Например, выберите небольшие задачи, которые вы бы могли решить в первые 60 дней, и сфокусируйтесь на них. Отложите пока задачи, которые требуют свыше 60 дней вашей работы. Здесь я бы привёл аналогию с подходом Agile в программировании, когда мы не стараемся сделать сразу очень большой и очень сложный продукт, а делим его на части и разрабатываем поэтапно.
    7. Договаривайтесь о 30-минутных встречах со всеми, с кем будете работать. Подготовьте заранее список вопросов и записывайте ответы.
    8. Спрашивайте, что работает хорошо, что плохо, что нужно поменять. Соберёте много информации и построите доверительные отношения.
    9. Проведите аудит и презентуйте результаты, если вы руководитель или эксперт.
    10. Договоритесь с руководителем о регулярной встрече один на один, чтобы рассказывать о результатах и получать обратную связь.
    11. Улыбайтесь коллегам. Никто не хочет работать с угрюмыми сотрудниками, даже если вы пока что в стрессе.

    HR

    Мог бы написать целую книгу, но дам несколько наиболее важных советов:

    1. Делайте дни новичков: соберите их перед старыми сотрудниками и попросите кратко рассказать о себе (5 минут). Мы так делаем в Preply, и это очень круто работает.
    2. Используйте специальный софт для настройки уведомлений сотруднику и всем вовлечённым, чтобы те не забывали, что нужно сделать при выходе сотрудника. Мы пользуемся BambooHR, где есть раздел Onboarding, позволяющий настроить уведомления любым сотрудникам с любыми задачами и указанием сроков. Например, за три дня до выхода сотрудника админ получает уведомление о создании учётной записи, а в день выхода - руководитель о необходимости поставить задачи.
    3. Регулярно общайтесь с новичками. Если у вас нет HR-бизнес-партнёра, пусть ваши рекрутеры общаются с новичками один раз в неделю.

    Коллега

    Конечно, как коллега вы не имеете никаких обязанностей по адаптации новичков, но определённо можете извлечь пользу для себя. Люди хорошо помнят, кто им помогал в трудные минуты (хотя не всегда говорят об этом публично), поэтому у вас есть все шансы построить хорошие отношения с новичком и потом расчитывать на его помощь. Вот несколько советов:

    1. Познакомьтесь первым. Подойдите и скажите: «Привет, меня зовут Миша, я здесь Head of HR. Вижу, ты новенький, давай знакомиться».
    2. Скажите, чтобы он обращался к вам по любым вопросам.
    3. Расскажите, что сами считаете важным и нужным.
    4. Пригласите на обед.
    5. Расспросите новичка о прошлом опыте, планах и целях. Дайте информацию, полезную для их достижения.

    Заключение

    Адаптация во многих компаниях либо не осуществляется, либо осуществляется крайне плохо, в результате чего страдает как бизнес, так и сотрудник. Причина - отсутствие понимание процесса с обеих сторон. Простые советы, описанные выше, помогут значительно улучшить процесс адаптации в компании, даже если у вас нет HR-сотрудников.

    Инструкция

    Подготовка ребенка к детскому садику начинается до него. Стоит почаще ходить с малышом на детскую площадку и играть с другими детьми. Необходимо, чтобы дети как можно чаще меняли домашнюю обстановку и проводили больше времени с другими людьми, адаптировались к обществу.

    Нужно учить ребенка играть общими игрушками, делиться своими и меняться ими. А так же общаться с другими детьми, знакомиться и представляться. Только один вопрос "как тебя зовут?" уже ломает многие барьеры в общении. Для начала родители сами могут на площадке начинать спрашивать имена других детей, а потом подключить к этому своего малыша. Это позволит ему избежать многочисленных конфликтов, стеснения и страхов.

    Желательно дома играть с ребенком в детский сад и в ролевых процессах показывать, что делает воспитательница, какую вкусную кашу готовит повар, как весело детям играть и заниматься в саду. Также на словах стоит отзываться о процессе пребывания в детском саду только в положительном ключе. У ребенка должны быть исключительно позитивные представления о своем первом образовательном учреждении.

    До начала учебного года можно погулять с малышом несколько раз у предполагаемого детского сада, объяснить ему, что здесь он будет играть с другими ребятами, заниматься и познакомится с воспитателями. Если есть такая возможность, то зайти на территорию и поиграть на веранде или в песочнице. Первое предварительное знакомство с обстановкой и местностью значительно облегчит ощущения ребенка, когда он уже по-настоящему пойдет в сад.

    Приучайте ребенка к режиму детского сада до похода туда. Это очень важный и необходимый момент. Многие дети не спят дома в тихий час, не кушают по режиму, гуляют поздно вечером. А в детском саду сталкиваются с установленными правилами, которых нужно обязательно придерживаться. Малыш может не понять, почему он должен ложиться спать днем, если давно этого не делает дома. Так что за месяц или два до начала учебного года нужно ввести дома правило "тихого часа" и лучше в то время, когда проходит тихий час в саду. Так же ввести режим подъема и отправления ко сну. Ведь ребенок, просыпающийся в 10 утра не сможет спокойно просыпаться в 7 утра, чтобы отправиться в сад. Это повлечет массу истерик, стресса и слез. Режим дома должен быть максимально приближенным к режиму сада.

    Оставлять ребенка в детском саду стоит постепенно и не спеша. Для начала можно оставить малыша только на 2-3 часа, чтобы он познакомился с новой обстановкой, воспитателем и нянечкой. Дальше часы нужно увеличивать и оставлять уже до обеда. При этом необходимо смотреть как ведет себя ребенок в саду. Не стоит спешить и увеличивать время пребывания в учреждении лучше медленно, каждые 2-3 дня. И только когда ребенок без проблем остается на обед и на тихий час, то можно попробовать оставить его на полный день.

    Нельзя затягивать процесс прощания с ребенком в саду по утрам. Это только еще больше расстраивает малыша и провоцирует больше слез. Дети всегда чувствуют настрой мамы и ее готовность самой разрыдаться. Так что лучше всего крепко обнять, поцеловать ребенка и сказать, что заберете его после прогулки, после обеда или после сна. Затем сразу уйти и не заглядывать в окна. Если ребенок заметит у здания сада родителя, нервно заглядывающего в окна группы, это только усугубит настроение малыша.

    Никогда не обманывайте ребенка и не говорите, что "скоро за ним придете". Это "скоро" для него может означать "придет через 5 минут, через 1 час итд". А на самом деле родитель заберет его только лишь после обеда. Такое ожидание очень мучительно для детей и они каждую минуту надеяться и ждут, что вот-вот мама заберет его. Лучше твердо сказать, что вернетесь за ним сразу после тихого часа. Тогда малыш понимает примерное время, когда за ним придут. Только ни в коем случае нельзя опаздывать или приходить позже. Такой обман сильно травмирует психику детей и подрывается их доверие.

    Не стоит ругать ребенка в детском саду при других детях или воспитателях. А так же угрожать ему, что сейчас оставите его и уйдете, если он не прекратит плакать и истерить. Вы для него опора, центр земли и вселенной. От родителей он ждет только поддержку, заботу, внимание и понимание. Плач в садике - это нормально.

    Никогда не поощряйте разовое посещение ребенка детского сада. Фраза "Сходишь в садик и я куплю тебе шоколадку за это" приведет только к тому, что ребенок со временем начнет манипулировать родителями и постоянно ждать каких-либо подарков за вполне обычное событие - поход в детский сад. Ребенок должен понимать, что детский сад - это его постоянно место проведения времени до школы, это новый, но вполне нормальный, обычный и логичный этап в его жизни, к которому он должен привыкнуть.

    И.А. Галкина (к.пс.н.)

    Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизведанным миром, с непривычным окружением и другими отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, отношений в семье, условий в детском саду и многих других факторов. Однако можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

    Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает защитные силы организма.

    Если адаптация к детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов, средний срок адаптации в норме составляет: в детском саду в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц. Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.

    Обычно нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

    Психологами подмечено, что мальчики тяжелее девочек переносят это состояние. Именно в период от 3 до 5 лет они максимально привязаны к матери, к тому же, кризис 3 лет у них проходит обычно более выражено.

    Хуже остальных в дошкольных учреждениях чувствуют себя дети с флегматическим темпераментом. Они часто не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше торопить, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок наоборот становится более медлительным и безучастным.

    Страх разлуки появляется у детей примерно в 7-месячном возрасте и длится до поступления в школу. Это совершенно естественно и встречается у каждого ребенка. Начало посещения детского сада он иногда ассоциирует с первым расставанием с мамой. Некоторые дети уже переживали опыт разлуки, когда их оставляли с бабушкой или няней. Малыши, которые посещают адаптационные группы при дошкольных учреждениях, гораздо реже имеют проблемы с привыканием. В нашем детском центре развития «Летиция» опытные психологи и педагоги проводят психологические развивающие занятия для детей разного возраста, начиная с 1,5 лет. На занятиях особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков и самостоятельности. Дети, испытывающие беспокойство, когда мамы нет рядом, сначала занимаются в группе с ее присутствием, а затем мама выходит из класса сначала на 5-10 минут, постепенно увеличивая длительность своего отсутствия. Таким образом, дети привыкают к временной разлуке с мамой и уже, начиная посещать детский сад, не так остро реагируют на ее отсутствие.

    С момента поступления в детский сад малыш становится участником коллектива, активно начинается процесс его социализации. Идет обучение детей навыкам взаимодействия с другими, формируется умение жить в обществе. Теперь не только мама и папа, но и очень много разных людей и разных обстоятельств оказывают влияние на малыша. Ему нужно научиться отстаивать свое мнение - но уважать правила, защищать себя - но не обижать других, быть личностью - но ценить коллектив, иметь свои устойчивые вкусы - но допускать и что-то новое.

    Время, когда ребенок идет в детский сад очень сложное и для него самого, и для его родителей. Первые дни, а то и недели в дошкольном учреждении – непростое испытание для всех членов семьи. Слезы и капризы по утрам, тревожное состояние, которое передается от детей ко взрослым, постоянное пребывание в стрессе, повышенная возбудимость или наоборот – вялость и апатия. И это далеко не полный список внешних проявлений, которые некоторые родители склонны принимать просто за капризы. Между тем, проблема лежит гораздо глубже, и нужно помочь ребенку преодолеть этот действительно трудный для него период. Полная детская дезадаптация наблюдается достаточно редко, по статистике, лишь в одном случае из ста. Тем не менее, в той или иной степени, адаптационным трудностям подвержены все дети, как дошкольного возраста, так и более взрослые.

    Существуют тяжелая, средняя и легкая степени адаптации в детском саду:

    • При тяжелой степени дети идут в сад с истериками, даже спустя месяц. Зачастую к этому прибавляются постоянные простуды и повышенная нервозность, плаксивость в течение дня.
    • При средней степени адаптации утренняя плаксивость характерна от 2 недель до месяца и время от времени возникает и позже. Сильных нервных срывов и истерик не случается, однако малыш сложно проходит вирусную и бактериальную адаптацию, начинает болеть.
    • При легкой степени малыш по утрам довольно охотно идет в садик. Слабые изменения в его поведении заметны только родителям. Частая болезненность не отмечается.

    Приведем базовые советы психологов для облегчения адаптации к детскому саду.

    • Узнайте о режиме в группе детского сада за пару месяцев до поступления. Это поможет вам добиться максимального совпадения с домашним распорядком. Также научите малыша навыкам самообслуживания: самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом, вилкой и ложкой, зубной щеткой.
    • Сформируйте у ребенка положительное отношение к детскому саду. Во время подготовительного этапа расскажите ребенку, что такое детский сад, чем в нем занимаются. Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад полезен для вашего ребенка, так же будет считать и ваш малыш, пусть пока на уровне внутренних ощущений.
    • Знакомая вещь поможет малышу легче пережить разлуку с родителями. Давайте ребенку в детский сад любимую игрушку, которая будет для него частичкой дома и поддержкой в новой обстановке.
    • Увеличивайте время нахождения ребенка в детском саду постепенно. Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада.
    • Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью. Длительное недосыпание нередко является причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми. Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 2–2,5 часа – днем. При этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не должна превышать 6 часов.
    • Побольше общайтесь с ребенком. Спрашивайте его и внимательно слушайте. Если малыш отказывается рассказывать, что делал в садике, обратите внимание на домашние игры. В его речи и поведении можно увидеть жесты воспитателя, ситуации, которые ему понравились или, наоборот, разочаровали.
    • Будьте терпеливы. В период адаптации поведение ребенка может ухудшиться. Дома малыш может быть перевозбужденным, упрямым, агрессивным и требовать повышенного внимания. Это нормальный способ снять напряжение, вызванное изменениями в его жизни.
    • Обязательно будьте ответственны с ребенком. Если пообещали забрать после обеда – сделайте это. Ребенку в это непростое время очень важна уверенность в том, что родители про него всегда помнят.
    • Почаще общайтесь с воспитателями, чтобы убедиться, что малыш чувствует себя комфортно и его общение с педагогами и коллективом складывается позитивно.
    • Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и свободно, которую будет в состоянии самостоятельно легко снимать и надевать. Ни ребенок, ни воспитатель не должны быть озабочены тем, что вещь помнется или испачкается, – это создает дополнительное эмоциональное напряжение.
    • В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Не стоит часто водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей. Малыш в этот период перегружен впечатлениями, следует щадить его нервную систему.
    • Отложите на время все нововведения. Сейчас не подходящий момент, чтобы менять няню, делать в квартире ремонт или устраивать малыша в новый кружок. В детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и физической. У него уже достаточно новых впечатлений. Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку.
    • Приведя малыша домой, не бросайтесь сразу выполнять домашние дела. Побудьте с ним вдвоем, поиграйте или почитайте вместе. Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой. Это поможет перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку.

    Таким образом, для того чтобы с самого начала ребенок соотносил детский сад с приятными переживаниями, важно мягко адаптировать его к новой обстановке и новым людям. В садике ребенок проходит важнейший для его дальнейшей судьбы период адаптации среди других людей. Если пропустить этот этап, то в дальнейшем могут быть проблемы при социализации в других детских, а далее и взрослых, коллективах, сложности с созданием отношений и семьи. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, безопасный и комфортный мир.

    Рано или поздно в каждой семье наступает такой момент, когда ребенку необходимо сменить обстановку – он идет в садик или в школу. И если для родителей это кажется совершенно естественным и закономерным процессом, то для ребенка это чаще всего большой стресс. Резкая смена обстановки, чужие люди, незнакомые помещения, непривычные запахи и вкусы – все это в новинку, малыш начинает беспокоиться, нервничать и пугаться.

    В садике ребенок впервые оказывается без мамы на протяжении достаточно длительного времени. Он понимает, что ему нужно слушаться чужую тетю, есть непривычную еду, общаться с большим количеством детей в течение всего дня и спать в незнакомой кроватке. В школе малыш осознает, что теперь на нем большая ответственность, правил и запретов стало больше, а возможностей поиграть и отдохнуть – меньше.

    Как облегчить адаптацию ребенка в садике и школе?

    Адаптация в садике
    Обязательно объясните ребенку, зачем он идет в садик, подробно распишите ему, как здорово находится в садике, играть с другими детками и весело гулять. Упомяните о том, что уже вечером, совсем скоро вы увидитесь.
    Приводя кроху в сад, здоровайтесь с воспитательницей на его глазах. Если есть возможность, перекиньтесь с ней парой фраз и «передайте» ребенка ей, сказав, что вечером вернетесь.
    Дайте малышу что-то, что будет символизировать вашу любовь и заботу. Ребенку необходима вещь, напоминающая ему о том, что совсем скоро он снова увидит маму, что она всегда рядом. Вы можете записать на диктофон колыбельную для тихого часа, передать игрушку с вашим поцелуем или вашу фотографию. Расскажите, что в этой вещице хранится частичка вашей заботы, и как только малышу станет грустно, он может поцеловать/коснуться ее – и мама это почувствует.
    Создайте максимально теплую и дружную атмосферу дома. В начале адаптации малышу будет не хватать вашей любви и времени, проведенного в семье – это необходимо компенсировать. Постарайтесь не ходить на дополнительные занятия и мероприятия после садика – лучше проведите время в узком кругу семьи. Это время бесценно для ребенка.
    Если возможно, познакомьте ребенка с будущей воспитательницей в привычной обстановке. Пригласите ее на чай, пообщайтесь, попросите поиграть с малышом у себя дома – вы можете оплатить ее рабочее время. Спросите у воспитательницы, можно ли называть ее не по имени отчеству, а обращаясь к ней, например, «тетя Марина».

    Адаптация в школе
    Как правило, перед походом в школу работники учреждения проводят медосмотр. Обязательно придите на него, познакомьте ребенка с его будущим учителем, одноклассниками. Поболтайте с учителем и ребенком втроем, расскажите о нем, похвалите малыша и дайте понять, что у него все получится.
    Составьте расписание вместе с ребенком. Договоритесь о выполнении домашнего задания в определенное время и четко следуйте расписанию – так у ребенка будут ориентиры, которые необходимы в первое время адаптации.
    Школа – это не скучно! В процессе обучения ребенок сталкивается с огромным количеством правил и ограничений, будь то школьная форма, необходимость держать ручку определенным способом или ограниченное время на отдых. Разнообразьте школьную жизнь с помощью ярких тетрадок, наклеек на дневник, значков на пиджак или симпатичного ланч-бокса для обеда.
    Подходите к выбору дополнительных занятий с умом. Слишком большая нагрузка лишь усугубит адаптацию, малыш будет уставать и быстро утомляться. В первый год предпочтительнее выбирать спортивные занятия пару раз в неделю – так малыш будет успевать переключаться с умственной деятельности на физическую и укрепит здоровье.
    Если у малыша возникают проблемы с общением среди сверстников, помогите ему в этом. Узнайте, кто живет недалеко от вас, пригласите одноклассников на прогулку или в гости. Понаблюдайте за поведением малыша среди друзей, подскажите ему, как подружиться со всеми.

    Если Вы заметили, что поведение ребенка изменилось, например, у него появилась повышенная утомляемость, слабость, невнимательность, раздражительность – это повод обратить особое внимание на проблему адаптации малыша в детском коллективе. Необходимо понаблюдать за ребенком, уметь выслушать и услышать его проблемы, помочь составить оптимальный для него график учебы и дополнительных занятий, наладить регулярное, богатое витаминами питание. Также тревожными симптомами может быть то, что ребенок плохо спит, вскрикивая или разговаривая во сне, а утром с трудом просыпается. Иногда без видимой на то причины начинает плакать (хотя раньше плаксой никогда не был), у него наблюдаются резкие перепады настроения и отсутствие аппетита. Кто-то жалуется на частые головные боли или боли в животе, которые нередко происходят из-за сильного психологического напряжения или тревоги.

    Такие изменения в поведении ребенка должны стать сигналами для обращения к врачу-неврологу для консультации.

    Также в период адаптации можно применять некоторые лекарственные средства, которые способствуют поддержанию здоровья ребенка. Например, неплохо зарекомендовал себя в подобных ситуациях , единственный препарат, созданный специально для детского возраста. Он оказывает успокаивающее действие, способствует улучшению поведения ребенка, облегчению процесса его адаптации в детском саду или школе. На фоне его приема у ребенка стабилизируется психоэмоциональный фон, а благодаря дополнительному ноотропному действию улучшается концентрация внимания и память, повышается уровень работоспособности. При этом не вызывает сонливости, заторможенности и привыкания.