Лоскутное оригами из ткани цветы. Мастер-класс "Бабочка из ткани. Оригами из ткани". Шьём чехол для подушки с элементами «Оригами из ткани»
В этом мастер-классе мы делаем оригами размером 7 х 7 см в готовом виде.
Вам понадобится:
- Два отреза ткани разных цветов размером 18х18 см
- Циркуль
- Лист бумаги
- Ножницы
- Нитка с иголкой
- Булавки
ШАГ 1
Делаем шаблон.
На листе бумаги циркулем чертим круг радиусом 7 см (диаметр 14 см). Отмечаем центр. Проводим прямую линию через центр круга. Это будет долевая.
Вырезаем круг по контуру. Это готовый шаблон.
Складываем шаблон по долевой линии пополам. Затем ещё раз пополам.
Теперь раскладываем шаблон. По линии перпендикулярного сгиба проводим черту.
От центра по перпендикулярным линиям отмечаем на шаблоне точки длиной по 2,8 см.
Потом до этих точек будут складываться края заготовок оригами из ткани. Складывать шаблон не надо. На фото показано, как будет складываться заготовка.
ШАГ 2
Делаем заготовку.
Берём два куска приготовленной ткани. Накладываем их друг на друга, лицом к лицу. Прикалываем шаблон булавками к заготовкам по долевой.
Я обвожу по контуру шаблон, чтобы было проще строчить и был ровным круг. Рисуем припуск 1 см на заготовке.
Откалываем шаблон. Скалываем булавками заготовки. Отмечаем на контуре заготовки расстояние ок. 5 см (далее «отрезок»). Ставим метки. Этот отрезок не стачивать. Через него будем выворачивать заготовку.
ШАГ 3
Работаем с заготовкой.
Вырезаем заготовку. И стачиваем по кругу от метки до метки, закрепляя края и оставляя отрезок. Я стачиваю заготовки два раза с небольшой шириной стежка, так получается надёжней и круг правильной формы.
Маленький секрет! Отрезок, который мы оставили не стачанным, я для удобства стачиваю стежками максимальной ширины, не закрепляю края и оставляю «хвостики» ниток.
Срезаем припуски до ширины 5 мм. Делаем аккуратно не глубокие насечки по кругу, кроме нашего отрезка.
Внимание! На отрезке припуск не срезать.
Прогладить заготовку. На отрезке припуски загладить в разные стороны. За оставленные «хвостики» вытащить нитки, скрепляющие отрезок.
Вывернуть заготовку. Потайными стежками зашить открытый отрезок. Прогладить. Заготовка готова.
ШАГ 4
Делаем оригами.
На любую сторону заготовки по долевой накладываем шаблон и булавкой намечаем центр и четыре точки на расстоянии по 2,8 см от центра (см. фото ШАГ 1, «так будем складывать заготовку»). Убираем шаблон.
Начинаем складывать оригами, сгибая края с четырёх сторон круга в центр до намеченных точек. Фиксируем загиб булавками. Проглаживаем. Получился квадрат.
Переворачиваем квадрат на обратную сторону и загибаем к центру уголки, скалывая булавками. Проглаживаем.
Убираем булавки. Сшиваем центральные уголки невидимыми стежками.
Оригами «Примула» готово.
Можно оригами по центру украсить бусиной, пуговицей и т. п.
ШАГ 5
Пришиваем оригами к изделию.
Я пришиваю на машинке, так:
По центральным уголкам, длиной 1−2 см.
По внешним углам, длиной 1−2 см.
Нитки нужно подобрать в цвет.
Как можно использовать оригами в изделиях, несколько примеров:
Вы сможете делать оригами разных размеров, из тканей различных рисунков, цветов и фактур. Вообщем, как подскажет Ваша фантазия.
Каждый путь начинается с одного, с первого шага… Удачи!
Объемный цветок создала Мелани (Melanie).
Понадобятся два прямоугольника разного цвета.
Их нужно сложить лицевыми сторонами и сшить, оставив промежуток в шве, чтобы вывернуть на лицевую сторону.
Завернуть углы так, чтобы из прямоугольника получился восьмиугольник.
Закрепить края, но не сшивать их.
Завернуть углы на противоположную сторону
Аккуратно сцепить ниткой уголки, за край.
Средины края прямоугольника также сшить.
Завернуть края получившихся квадратиков.
И вот такой цветок, который получился в результате:
Флокс
Для изготовления цветка флокса используется пятиугольный шаблон, выкроите по две детали из темной и светлой тканей. Сшейте две заготовки и прогладьте их. Найдите центральную точку (она будет лежать на пересечении диагоналей), отметьте ее на обеих сторонах каждого модуля при помощи карандаша контрастного цвета, мелка, обмылка и т. п.
Загните все углы модуля внутрь, по направлению к центру (рис. 1).
При складывании двигайтесь по часовой стрелке. Край последнего отворота заправьте под конец первого отворота. Вершины углов пришейте к центру модуля (рис. 2). Отутюжьте края заготовки.
Раскройте “карманы” и отогните на обратную сторону, на “изнанку”, их вершины на 1 см, чтобы стала видна ткань другого цвета. Аккуратно пришейте получившиеся “лепестки” к краям заготовки (рис. 3).
При помощи иголки с ниткой соедините расположенные рядом “лепестки” флокса (рис. 4).
Прогладьте изделие. Прикрепляйте цветок к основе, пришивая каждый “лепесток” с изнаночной стороны.
Эскизы прикрепленных изображений
Анемон
1. Используя круглый шаблон для оригами, выкроите по одной детали из темной и светлой тканей. Сшейте модуль и прогладьте его. Слегка перегните заготовку по горизонтали и вертикали, чтобы определить ее центр.
Отметьте центральную точку на обеих сторонах модуля при noмощи карандаша, мелка и т. п. Положите модуль светлой стороной вверх и в его середину поместите шаблон маленького восьмиугольника. Обведите контур шаблона карандашом, а потом снимите шаблон (рис.1).
2. По намеченным линиям сложите противоположные сегменты по направлению к центру заготовки (рис. 2) и с усилием проведите ногтем большого пальца по сгибам. При помощи иголки с ниткой пришейте вершины загнутых сегментов к центру модуля. Модуль должен стать квадратным. Полностью раскройте в каждом углу “карманы” (рис. 3).
3. Выверните кроя “карманов”, загнув вершины на 0,5-1 см за края модуля, и зафиксируйте их положение несколькими незаметными стежками (рис. 4).
4. Прикрепите цветок к основанию, сделав аккуратные стежки в четырех местах с изнаночной стороны (рис. 5). Цветок оригами анемон готов.
Пион
Создание оригами пиона проходит в два этапа: сначала изготавливают венчик, а потом цветоложе. Выкраивают их по одному шаблону в один прием, а потом складывают по разным схемам.
Используя пятиугольный шаблон, выкройте по две детали для каждой заготовки из темной и светлой ткани, сшейте две заготовки и прогладьте их. Найдите центральную точку (она будет лежать на пересечении диагоналей), отметьте ее на обеих сторонах каждого модуля при помощи карандаша контрастного цвета, мелка и т. п.
Венчик пиона
Загните стороны заготовки по направлению к центру на 3 см (рис. 1).
Складывайте модуль против часовой стрелки. Загибая последнюю, пятую сторону, отогните конец первого отворота и подложите под него конец пятого (рис. 2). Заутюжьте сгибы.
Раскройте “карманы” по углам модуля, скрепите их основания аккуратными стежками. Места соединения - в вершинах центрального пятиугольника (рис. 3).
Надавив на центральную часть каждого “кармана”, расплющите его (рис. 4). Зафиксируйте булавками новое положение “карманов”. Прогладьте заготовку, принявшую округлую форму, через ткань.
Используя прочную нить, через все слои ткани проложите шов “иголка вперед”, отступив от края заготовки 0,7 см (рис. 5). Конец нити не закрепляйте. Удалите булавки. Потянув за конец нити, стяните шов, чтобы на обратной стороне заготовки образовался круг диаметром 1-2 см.
Незаметно закрепите конец нити на обратной стороне модуля. Если получившийся круг слишком велик, проложите еще один шов рядом с первым и также стяните его. Переверните модуль на другую сторону (рис. 6).
Пригните вершины “карманов” к собранному центру модуля. Загладьте линии сгибов. Незаметными стежками, пропуская иглу через все слои ткани, пришейте вершины “карманов” к центру заготовки (рис. 7).
8. Венчик пиона готов (рис. 8). В качестве венчика можно использовать не только “лицевую”, но и обратную, “изнаночную” сторону заготовки (рис. 9), центральную часть которой занимает пятиугольник.
Цветоложе пиона
Загните по направлению к центру углы второй заготовки (рис. 10).
Аккуратными стежками пришейте вершины углов к центру заготовки (рис. 11).
Раскройте “карманы” и отогните наружу их края на 1 см, чтобы стала видна ткань другого цвета. Незаметно при помощи иголки и нитки закрепите края “лепестков” по краям модуля (рис. 12).
Сборка оригами цветка пиона
Расположите в центре цветоложа венчик и несколькими стежками закрепите его, пришив центральную часть. Объемный двухъярусный цветок пиона готов. К изделию пришивайте каждый угол цветоложа с изнаночной стороны.
И еще один мастер-класс от Arte e Artesanato (ARTEMELZA)
Вырезать из ткани кружки и соединить между собой, прострочив на машинке
одну сторону сделать из цветной ткани, другую – из однотонной
серединку слегка надрезать для того, чтобы вывернуть нашу заготовку
Любителям шитья хочу предложить сшить текстильную корзинку. Корзинка или вазочка из ткани шьется очень легко, в чем вы сейчас сможете убедиться сами, просмотрев мастер-класс в фотографиях. Здесь и шить-то особо нечего, разве что — квадрат из основной, подкладочной ткани и флизелина. Сшитый и обработанный квадрат складывается в технике оригами, после чего, чудесным образом, получается корзинка) Созданную своими руками корзинку можно использовать для салфеток или мелочей для рукоделия, а также для конфет, печенья и новогодних сладостей. Кстати, а вы помните, что следующий 2016 год по восточному календарю является годом красной обезьяны? Каким должен быть ваш Новогодний наряд, чтобы порадовать символ года? Ведь Новый год лучше встретить так , чтобы максимально угодить хозяйке наступающего года. Какому наряду отдать предпочтение в новогоднюю ночь вы сможете узнать на сайте New-year-party.ru. Здесь же вас ждут вкусные праздничные рецепты, гороскопы и гадания, идеи хэндмейд для украшения интерьера и другие интересные новогодности)
Итак, как сшить корзинку или вазочку из ткани и сложить ее в технике оригами. Для работы нам понадобятся следующие материалы:
- хлопчатобумажная ткань для лицевой стороны — в клеточку,
- хлопчатобумажная ткань для подкладки и отделки — однотонная,
- флизелин или клеевая ткань,
- нитки,
- иголки,
- швейная машинка,
- утюг,
- линейка или угольник.
Приступаем к пошиву корзинки из ткани. Вырезаем из лицевой и подкладочной ткани квадраты со стороной 45 см. Из флизелина вырезаем квадрат на сантиметр меньше — со стороной 44 см.
Соединяем квадраты вместе, флизелин приклеиваем при помощи горячего утюга.
Сшиваем квадраты из лицевой и отделочной ткани, прокладывая строчку по краю флизелина. Оставляем на одной из сторон несколько сантиметров незашитыми, чтобы можно было вывернуть деталь. Углы полученной заготовки корзинки обрезаем, как показано на фотографии ниже.
Теперь выворачиваем нашу заготовку. Открытый участок зашиваем вручную невидимым потайным стежком.
Вот и все, в принципе наша корзинка готова), осталось только сложить ее в технике оригами. Заготовку сначала отпариваем горячим утюгом через влажную ткань или марлю. Далее складываем по диагонали, вот так:
Сложив по диагонали и прогладив утюгом, раскрываем квадрат и складываем еще раз, по другой диагонали. Раскрываем и складываем, заложив уголки внутрь, как показано на фото ниже.
Продолжаем складывать корзинку.
Вот так должно у нас получиться:
Полученный, загнутый на внешнюю сторону корзинки, бортик пришиваем вручную нитками, совпадающими по цвету с отделочной тканью.
Вот и готова наша корзинка из ткани в технике оригами. Можно сложить в нее мелкие предметы для рукоделия, салфетки или печенье с конфетами.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Приполярная средняя общеобразовательная школа
ПРОЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Выполнила: Кузнецова Анастасия,
ученица 7 класса
Учитель: Юмашева С.В.
Введение
Тема работы «Оригами из ткани». Оригами из ткани – явление особенное. Оно значительно моложе ориката (оригата) – шестисотлетнего обычая складывать бумагу, из поколения в поколение передававшегося в самурайском сословии. Но в нем своя философия, свои правила, свои приемы.
Выбирая тему для проекта, мне хотелось поработать над чем-нибудь новым. На уроках технологии нас знакомили с видами декоративно-прикладного искусства, и среди них прозвучало название оригами из ткани. Меня это заинтересовало. Я люблю складывать фигурки из бумаги и не знала, что это можно делать и из ткани. Поэтому это и стало моей темой для проекта.
Перед выполнением проекта я поставила перед собой следующие цели и задачи.
Цель: научиться технике оригами из ткани и выполнить что-нибудь в этой технике.
Познакомиться с историей оригами.
Изучить технику изготовления оригами из ткани.
Изготовить самостоятельно изделие в этой технике.
Проекты классифицируются: по количеству, времени и направленности.
Данный проект индивидуальный, кратковременный, практический.
Для выполнения этого проекта я использовала следующие методы: изучение и практическая часть.
Литературы по этому виду декоративно-прикладного искусства очень мало. В работе над проектом я использовала книги, в которых содержится богатый иллюстрированный материал и техника изготовления. Особенно мне помогла книга Галановой Т.В. «Оригами их ткани». Техника. Приемы. Изделия. – Энциклопедия.
Материал можно использовать на уроках технологии, МХК, на занятиях кружка.
ВВЕДЕНИЕ
Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путём сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага. Что первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист в чудесную фигурку.
С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев. Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в синтоистских храмах, изящные бабочки украшали свадебный стол, самураи развлекали дам на средневековых балах, складывая нехитрые фигурки, заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов. От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки.
Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утончённого вкуса.
Возникновение оригами
В древнем Китае бумагу использовали самым различным образом, в т.ч. и в религиозных обрядах. Например, изначально было принято на похоронах вместе с покойником сжигать и весь его домашний скарб - чтобы обеспечить ему дальнейший путь на небесах. Однако позже из бережливости реальные вещи умершего были заменены специальными полосками бумаги, на которых писались лишь их названия (подобные полоски бумаги с напечатанными пожеланиями процветания и счастья в наши дни можно купить в мелочных лавках Китая). Из бумаги же изготовлялись и разнообразные полезные в быту вещи, вроде знаменитых подвесных фонариков. При их изготовлении использовался и приём складывания. Однако складывание фигурок из квадратных листов бумаги не получило в Китае такого же мощного развития, как в Японии. Вероятно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзен-буддизма.
Буддисты были первые, кто обратил внимание на мелочь и уничтожил деление мира на высокое и низкое (в отличие от западного сосредоточения на общих законах, пристрастия к крупному, приводящему к делению искусств на высокие и низкие, занятий на важные и не очень). Они обратили свое внимание на всё, что непрочно, на миг, на мельчайшую малость, с замечательной целью – чтобы поймать в ней, в мелочи, дыхание вечности, ибо в мире всё связано со всем. Они искали в простейшем проявления единой и неделимой истины – макото – ибо любая малость содержит её, и надо уметь её, Истину, там обнаружить.
Буддизм вообще искал истину во многих направлениях, и каждый принявший его народ находил свой особенный путь к ней. Говоря о пути в буддийском понимании, стоит подчеркнуть, что разные пути к Истине в нём не соперничали между собой, а скорее дополняли друг друга, т.к. все вели в едином направлении – к единой и неделимой Истине. В этом смысле Восток не знал религиозного фанатизма Европы.
Японские буддисты разработали поразительной силы способы, позволяющие увидеть Истину. Они открыли самый верный её признак: красоту. Японская ветвь буддизма пошла по пути незаметного, избрала красоту показателем истины. На этом пути японцы открыли красоту недолговечности, простых вещей, налёта времени на вещах.
Вот почему оригами не родилось, например, в Китае, где также был расцвет дзен- (кит. чань) буддизма. Китайцы искали истину в другом направлении, там не существовало би-до – пути красоты, т.е. представления о красоте, как пути к Истине.
Вообще же красоту, скрытую в вещах, японцы открыли в IX-XII веках, в эпоху Хэйан (794-1185 гг.) и даже обозначили особым понятием "моно-но-аваре". Это открытие идёт от синто, веры в то, что каждая вещь, каждое явление, даже слова, содержат в себе ками – божество. Синтоизм, вообще, очень похож на наше язычество. Для синтоистов ками живёт, поселяется особенно охотно во всём, что необычно. Например, в бумаге. А, тем более, в закрученном в мудрёный зигзаг гохэй , который висит и сегодня перед входом в синтоистские святилища и указывает на присутствие божества в храме. Существует 20 вариантов складывания гохэй, и те, которые сложены особенно необычно, привлекают ками. С IX века в Японии живёт обычай укреплять гохэй на поясах борцов сумо перед началом схватки.
До сих пор складывают в Японии ката-сиро – восемь кукол из белой бумаги, которых расставляют для предотвращения несчастий по всем восьми направлениям пространства; складывают гофу - бумажные амулеты; и нагаси-бина – символ семейной гармонии: он и она в бумажном кимоно на круглом ложе. Для изгнания злых духов и очищения храмов синтоисты до сих пор пользуются харам-гуси – метёлкой, сложенной из полосок белой бумаги. Вообще роль бумаги в синто очень велика, и изделиям из неё придается эзотерический смысл.
В периоды Камакура (1185 -- 1333 гг.) и Муромати (1333 -- 1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия и придворные должны были обладать определёнными навыками и в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры были знаком дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно было сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. Придворная дама Мурасаки Сикибу, жившая в XI в., упоминает в своей книге "Гандзи моно гатари" ("Повесть о блистательном принце Гандзи") о разновидности
оригами - искусстве складывания писем, когда само письмо превращалось в замысловатый конверт с украшением.
В периоды Адзути-Момояна (1573 -- 1603 гг.) и Эдо (1603 -- 1867 гг.) оригами из церемониального искусства превратилось в популярное времяпрепровождение. Тогда бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста-четыреста лет тому назад, изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими. Среди них и японский журавлик (цуру ) - традиционный японский символ счастья и долголетия. Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передаётся из поколения в поколение в основном по женской линий. Историки оригами утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.
Итак, к появлению оригами причастен синтоизм, обративший внимание буддистов на тайну листа бумаги. Немаловажным оказалось также и сходство звучания японских слов "бумага" и "божество" - "ками". В представлениях японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Не случайно первые оригами появляются в синтоистских храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек санбо , которые наполняли кусочками рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений богам.
Первые книги по оригами.
Первым японским изданием по оригами считается книга "Семба-цуру ориката", которая вышла в свет в 1797 г. Перевод её названия "как сложить тысячу журавлей" явно намекает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Книга целиком посвящена складыванию одной-единственной модели - журавлика. Разнообразие же 49 вошедших в нее моделей строится на различном сочетании журавликов между собой. Например, они могут иметь вид гирлянды, в которой фигурки соединены кончиками крыльев или клювами. Для складывания такой конструкции делают заготовки из полос или прямоугольников с недоведёнными до конца надрезами, которые превращают заготовки в наборы квадратиков. Автором "Сембадзуру ориката" считается настоятель храма Рокан. В том же 1797 г. он выпустил книгу "Чашингура ориката", в которой было показано, как с помощью складывания и ножниц сделать из бумаги главных персонажей популярной в то время пьесы "Чашингура".
В 1845 г. в Японии издается книга "Кан-но-мадо", что в литературном переводе означает "зимнее окно", или точнее "окно середины зимы". Она включает указания, большей частью словесные, как складывать несколько десятков классических фигурок из бумаги и графические иллюстрации готовых моделей. Знатоки истории оригами утверждают, что именно в "Кан-но-мадо" впервые печатается схема складывания базовой формы "лягушка" и самой фигурки на этой основе. Появление этой книги в период Токугава (1603 – 1867 гг.) не случайно. Именно это время характеризуется началом "демократизации" оригами - превращения этого занятия из ритуально-храмового действа в популярный досуг. Название книги указывает на оригами как на занятие, с помощью которого можно приятно скоротать длинный зимний вечер. Но есть и иное толкование названия – как намёк на свет скромных знаний, которые можно из неё почерпнуть.
В 1879 г. директор школы для девочек Саки Нобузоу сделал для своих маленьких учениц книгу по оригами, содержащую руководство по складыванию 20 несложных классических фигурок. В 1885 г. Окамото Консеки издал книгу для детей по оригами "Ориката", которая позже была переведена на английский язык.
Одной из самых популярных разновидностей оригами является модульное оригами . Здесь целая фигура собирается из множества мелких частей (модулей), где каждая часть складывается отдельно. Самой популярной фигурой, сложенной в модульном стиле, является кусудама, представляющая из себя объемную шарообразную фигуру, собранную из отдельных модулей.
Складывание по развертке сложнее, так как развертка представляет собой чертеж, на котором изображены все складки, образующиеся при развертке готовой модели. Однако этот метод дает информацию не только о том, как сложить модель, но и о том, как эта модель была придумана. Развертки обычно используют при разработке новых моделей оригами.
Метод мокрого складывания придает фигуркам выразительности и плавности линий. Особенно актуален этот метод для складывания фигур цветов и животных. Мокрое складывание предполагает использование достаточно плотной проклеенной бумаги, которая при намокании не разлезется.
Оригами может показаться детской забавой, однако во многих странах мира оно является неотъемлемым атрибутом народных праздников и даже элементом дизайна. Существуют даже театры, где все декорации и персонажи выполнены в технике оригами. Сейчас в больших городах проводятся курсы и мастер-классы по оригами, открываются целые школы, где группы людей разных возрастов обучаются этому искусству у настоящих профессионалов.
Оригами из ткани
Новый для россиян вид рукоделия - оригами из ткани - складывание цветов из ткани. Это разновидность древнего японского искусства оригами - складывания из бумаги фигурок животных, птиц, бабочек, цветов и т. д., - ставшая популярной в последнее время. Справедливости ради надо сказать, что истоки этого увлекательного занятия, позволяющего из кусочков тканых материалов творить настоящие чудеса, состязаясь с природой в выдумке, можно найти и у нас: достаточно вспомнить, как затейливо драпировались ткани при пошиве одежды в старину. Однако оригами из ткани - явление особенное. Оно значительно моложе ориката (оригата) - шестисотлетнего обычая красиво складывать бумагу, из поколения в поколение передававшегося в самурайском сословии. Но в нем своя философия, свои правила, свои приемы - совсем несложные, а результаты получаются просто поразительные при минимуме затрат времени, сил и средств.
Приспособлений никаких специальных не нужно. Задействуется только то, что есть в каждом доме: ножницы, иголки, нитки, швейная машина... Главный «инструмент» - это руки. Они будут искусными, если за дело браться в добром расположении духа. И этот добрый настрой обязательно перейдет в созданное руками изделие.
Не случайно оригами издавна приписывали магические свойства. Так, по поверью, журавлики из бумаги - цуру - приносят счастье и долголетие. Магия оригами имеет и обратное действие: тревога, усталость, раздражение, - все, омрачающее настроение, отступает после изготовления фигурок, цветков.
Когда-то при помощи оригами вели «переписку»: признавались в любви, выражали почтение, подтверждали дружеские чувства и т. д. Каждая складка бумажных оригами несло свой смысл. Какое послание могут нести цветы из ткани? Если их делают для себя, украшая ими свою одежду, предметы обихода, жилище, то, по-видимому, таким образом человек сообщает о себе окружающим, что он открыт миру, всему новому и любит жизнь. Если цветок или изделие с ним дарят другому, то это как минимум демонстрация дружеского расположения.
Возможна и более глубокая трактовка, если вспомнить символику, принятую в Европе: чертополох - доброта, гортензия - великодушие, щедрость, георгин - максимализм, колокольчик - консерватизм, тюльпан - достоинство, роза - красота и неприступность, астра - веселье, фрезия - бесстрашие и упрямство, пион - выносливость, гладиолус - трудолюбие и т. д. Есть только одна проблема: знание таких замечательных свойств цветов - удел немногих,
поэтому, чтобы ваше "послание" было полностью расшифровано, может быть, нужен еще намек, подсказка?
Поделки из ткани складывать проще, чем фигурки из бумаги: неверно сделанный сгиб на бумаге уже не исправишь, тогда, как ткань позволяет добиваться хорошего результата даже после нескольких ошибок. Цветы изготавливают на основе нескольких шаблонов (шесть из них, основные, даны в книге). Но прежде подбирают ткани - контрастных расцветок, для придания цветку большей выразительности. При этом можно руководствоваться интуицией, а можно - подсказками цветового круга. А затем начинается процесс создания цветка - по сути, во многом копирование форм и цветовых сочетаний, которые уже нашла Природа. Может быть, занимаясь оригами из ткани, люди приближаются к пониманию тайн мироздания?
В технике оригами можно изготовить украшения в виде цветов или делать из них или их помощью эффективные и нужные вещи (сумки, шкатулки), но и можно сшить изделия-подушки, футляры для очков, косметички, а затем декорировать их цветами из ткани. В технике оригами изготавливают и одежду, используют в интерьере, складывают салфетки, полотенца и т.д.
Рассмотрим некоторые изделия, выполненные в технике оригами:
Сумка 1 | Одежда | Одежда |
||
Сумка 2 | Ключница | салфетки |
||
Сумка 3 | Шкатулка | Одежда |
||
Складывание полотенец | Подушки |
Все изделия очень интересны, но приступая к изучению техники, я думаю, нужно начать с более простого.
Складывание салфеток – это самое простое. Я попробовала, и у меня получилось, но хочется что-нибудь интереснее.
Изготовить одежду в этой технике – очень сложно для начинающих.
Складывание полотенец можно использовать в игре с детьми – это увлекательно и полезно для развития ребенка.
П
одушки, шкатулка и ключница - интересные вещички, но меня заинтересовали сумки, особенно № 3 – оригинальная такая.
Для реализации этой идеи предстоит овладеть техникой изготовления цветов из ткани.
Для создания оригами из ткани, чтобы изделия получились выразительными, чаще всего используют материалы, дополняющие друг друга. Контраст
используют главным образом по цвету. Лепестки, например, делают из светлой ткани, а основание - из более темной, или наоборот.
Для изготовления модулей – заготовок, из которых потом складывают цветы, - необходимы ткани контрастные, одинаковой толщины, плотности, хорошо держащие форму и неосыпающиеся. Исходя из этого, нужно выбирать из хлопчатобумажных, смесовых, шелковых и тонких шерстяных материалов.
Расставить необходимые акценты, придать законченность работе, грамотно декорировать изделие помогут дополнительные материалы: бусины, бисер, пайетки, стразы, пуговицы, тесьма, ленты, шнуры, перья птиц, цветная проволока.
Когда я увидела эту сумку, первое, что пришло мне в голову – Я сделаю ее из джинсовой ткани! У нас дома есть старые джинсы. Вот и найдется им применение.
А для изготовления цветов у меня есть ткань в клетку. Джинсовая ткань всегда хорошо смотрится в сочетании с тканью из клетки. Для отделки я использую пуговицы-шарики из ниток.
Ну, что ж, приступим к работе!
Размер сумки 26 х 27 см
Материалы:
Джинсовая ткань - размер 58 х28 см.
Для ручки – джинсовая ткань размером 108 х 5 см
ткань в клетку - шотландка размером 108 х 5 см
4 цветка из ткани; для них материал: джинсовый и в клетку.
6 пуговиц-шарика зеленого цвета.
Нитки зеленого цвета в цвет пуговиц.
Инструменты и приспособления :
Ручные иглы
Ход работы:
Сумка:
Разрезать штанины джинсов по внутреннему шву. Разутюжить. Вырезать прямоугольник размером 58 х28 см.
Заготовку сложить пополам лицевой стороной внутрь.
3. Стачать боковые стороны шириной шва 1 см, обметать.
4. Верхний край обработать на оверлоке.
5. Вывернуть на лицевую сторону.
6. Подвернуть на изнаночную сторону верхний край сумочки на 3,5 см и застрочить.
7. Из второй штанины вырезать две полоски для ручки размером 55 х 5 см. Стачать в одну полоску, ширина шва 1 см. Разутюжить шов.
8. Из ткани в клетку вырезать полоску для ручки размером 108 х 5см.
9. Изготовить ручку для сумки: сложить две детали лицевыми сторонами внутрь, обтачать на ширину 0,7 см, вывернуть на лицевую сторону, выметать. Дать отделочную строчку по краю 0,1 – 0,2 см.
10. Сумку отутюжить.
11. Ручку соединяем с сумкой, пришивая отделочные пуговицы-шарики.
Цветы:
Сделать 4 цветка – анемоны (смотри ниже). Цветки расположить в виде квадрата, диагонали которого перпендикулярны сторонам сумки. Прикрепить цветы к сумке потайными стежками. В центре каждого цветка пришить по пуговице.
Изготовление цветка - АНЕМОНА (ВЕТРЕНИЦА).
1. Используя круглый шаблон (Приложение 1) выкроить по одной детали из однотонной и цветной ткани. (Прежде, чем приступать к раскрою модуля, нужно определить каков должен быть размер каждого цветка и сделать шаблон соответствующего размера).
2. Сложить детали лицевой стороной внутрь и сметать по намеченным линиям. Стачать детали, оставив не зашитым участок 2 см для выворачивания детали на лицевую сторону. Удалить наметку.
3. Вывернуть деталь на лицевую сторону, выметать по краю, приутюжить, убрать наметку, приутюжить.
4. Оставленный участок зашить потайными стежками.
5. Слегка перегнуть по горизонтали и вертикали, чтобы определить ее центр. Отметить центральную точку на обеих сторонах модуля при помощи карандаша, мелка.
6. Положить модуль цветной стороной вверх и в его середину поместить шаблон маленького восьмиугольника (Приложение 2). Обвести контур шаблона карандашом, а потом убрать шаблон (рис. 1).
7. По намеченным линиям сложить противоположные сегменты по направлению к центру заготовки (рис. 2) и с усилием провести ногтем большого пальца по сгибам.
8. При помощи иголки с ниткой пришить вершины загнутых сигментов к центру модуля. Модуль должен стать квадратным.
9. Полностью раскрыть в каждом углу «карманы» (рис. 3).
10. Вывернуть края «карманов», загнув вершины на 1 см за края модуля и зафиксировать их положение несколькими незаметными стежками (рис. 4).
11. Цветок готов!
Сумка готова! Получилось забавно!
Сумка не потребовала больших материальных затрат, т.к. выполнена из старых вещей. Можно изменить размеры, сделать ее меньше или больше, выполнить из других тканей. Ее можно использовать для походов на пляж, в гости и не только, а также как подарок ребенку. Убрав ручку и вставив «молнию», получится хорошая косметичка. Изменив размер и цвет ткани, мы получим оригинальную детскую сумочку.
Техника изготовления вполне доступная, несложная и очень интересная.
Перед выполнением проекта, мне казалось, что техника складывания ткани – это что-то малоизвестное, но сталкиваемся мы с этим гораздо чаще, чем предполагаем. Накрывая праздничный стол, мы складываем салфетки различными способами, а это и есть оригами. В изготовлении вечерних платьев, особенно сценических также используется эта техника. Цветами, сложенными из ткани можно украсить и шкатулку, и сумочку, праздничный стол, одежду и т.д. И для того, чтобы разнообразить, сделать все это более праздничным, интересным, веселым, загадочным полезно овладеть техникой оригами из ткани.
М
не настолько понравилось работать в этой технике, что хочу использовать ее и в одежде.
Приложение 1
Шаблон дан в масштабе 1:2. Припуски на швы 0,7 см.
Приложение 2
Шаблон дан в масштабе 1:2.
Используемая литература .
Галанова Т.В. «Оригами их ткани». Техника. Приемы. Изделия. – Энциклопедия.- Москва. АСТ - ПРЕСС
«Подарки» Техника. Приемы. Изделия. - Энциклопедия.
http://serentex.blogspot.com/2006/05/orinuno-patchwork.html
http://fashiony.ru/page.php?id_n=114
2012-2013 учебный год
Екатерина Пашкова
Для изготовления такой бабочки необходимо:
- швейная машинка
- ножницы
- нитки в цвет ткани и игла
- ткани двух расцветок. Лучше брать хлопчатобумажные ткани, держащие форму. Я взяла бязь.
1. Выкраиваем два прямоугольника в соотношении сторон 2 к 3. Я выкроила прямоугольники со сторонами 8 и 12 см (можно 6 и 9 см и т.д.)
2. Складываем ткань лицевой стороной внутрь и прострачиваем (ширина шва 3-4 мм), оставляя расстояние для выворачивания.
3. Подрезаем уголочки и выворачиваем, распрямляя швы и уголочки. Зашиваем потайным швом отверстие.
4. Получившийся прямоугольник проутюживаем.
5. Теперь можно убрать швейную машинку, она больше не понадобится. Понадобятся только Ваши руки и утюг.
Складываем прямоугольник пополам. Находим середину получившегося прямоугольника и для удобства закалываем булавочку.
6. Складываем сторону прямоугольника внутрь, как на фото.
7. То же самое сделать со второй стороной прямоугольника. Все выровнять и приутюжить.
8. Теперь прямоугольник разворачиваем как на фотографии.
9. Получившуюся заготовку переворачиваем. Начинаем формировать крылышки как на фотографии.
10. Формируем второе крылышко и фиксируем утюгом.