• Определение изнаночной стороны ткани. Как определить лицевую сторону ткани. В чем ее отличие от изнаночной. Определение по кромке

    Методическая разработка урока " Определение лицевой и изнаночной стороны материалов. Свойства тканей." Урок построен на принципах системности,последовательности в обучении и применении полученных знаний на практике. На уроке создаются проблемные ситуации, которые позволяют учащимся самостоятельно решать возникшие проблемы. Новые полученные знания закрепляются в ходе деловой игры "Ателье".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «Средняя общеобразовательная школа №22 г. Владивостока»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    Тема: Определение лицевой и изнаночной стороны материала.

    Свойства тканей.

    Выполнили: учитель «Технологии»

    МБОУ «СОШ № 22»

    Г. Владивостока

    Моспан И.В.

    Владивосток 2015г.

    План урока.

    Тема. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей.

    Пр.работа: Исследование свойств тканей. Делова игра «Ателье»

    Цели урока:

    • познакомить учащихся с основными свойствами ткани, научить определять лицевую и изнаночную стороны ткани;
    • развивать пространственное представление, исполнительские умения;
    • прививать навыки аккуратности;
    • коррекция внимания, мышления, зрительной памяти.

    Тип урока: комбинированный.

    Материалы и инструменты: учебник, рабочая тетрадь , образцы тканей, клей, ножницы, ручная иголка, нитки.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    А) Проверка присутствующих;

    Б) Проверка готовности к уроку

    1. Повторение пройденного материала.
    1. Какой раздел мы с вами изучаем сейчас?
    2. Что называется шерстью?
    3. Что называется руном?
    4. Что называется шелком-сырцом?
    5. Как определить лицевую сторону ткани с печатным рисунком?
    6. Как определить лицевую сторону гладкокрашеной ткани?
    1. Изучение нового материала.

    Девочки, посмотрите пожалуйста внимательно на свои образцы ткани. Какими способами можно еще определить лицевую сторону ткани.

    - Возникли у вас затруднения?

    - Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

    - - Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний и сформулируем тему нашего сегодняшнего урока « Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей

    (вопрос классу)

    Как вы думаете. Зачем ребята нам нужно это знать?

    (учащиеся предлагают различные варианты ответов, учитель задает, по-необходимости, наводящие вопросы, дает некоторые комментарии,)

    Сообщение нового материала (+ П/Р)

    Лицевая и изнаночная сторона.

    Ткань - текстильное полотно , изготовленное на ткацком станке.

    Ткань состоит из двух переплетающихся нитей, расположенных перпендикулярно. Систему нитей, идущих вдоль ткани, называют основой , а систему нитей, расположенных поперек ткани, - утком .

    Поверхность ткани зависит от особенностей отделки тканей.

    А сейчас, возьмем в руки образцы ткани, и внимательно на них посмотрим…

    Признаки определения лицевой и изнаночной стороны ткани (§3, стр.15-16 )

    • По печатному рисунку. У ткани с набивным рисунком рисунок на лицевой стороне ткани ярче и чётче.
    • По поверхности. У гладко окрашенных тканей лицевая сторона более гладкая, а изнаночная - более ворсистая. Для определения пушистости ее нужно рассматривать на уровне глаз.
    • По рисунку ткацкого переплетения. В тканях саржевого переплетения на лицевой стороне рубчик идет снизу вверх и слева на право.
    • По блеску. К примеру атласная ткань более блестящая, чем сатиновая.
    • Аккуратность. Количество узелков, петелек, концов оборванных нитей на лицевой стороне меньше, чем с изнаночной.
    • По ворсу. На лицевой стороне бархата или вельвета длинный ворс. На изнаночной стороне поверхность гладкая или ворс короткий. В драпах ворс располагается более упорядоченно нм лицевой стороне, а изнаночная сторона имеет немного неаккуратный внешний вид.
    • По кромке. По краям ткани у кромки имеются проколы. На лицевой стороне ткань в местах проколов более выпуклая.
    • Смешанные ткани. Отделочные нити выводят на лицевую сторону. Например, в парче блестящая металлизированная нить- люрекс выведена на лицевую сторону.

    Различают односторонние и двухсторонние ткани. Помните, что определение лицевой и изнаночной стороны играет важную роль при раскрое одежды.

    В односторонних тканях лицевая и изнаночная стороны резко отличаются друг от друга. В двухсторонних тканях эта разница практически незаметна, т.е. и та и другая стороны могут использоваться при раскрое.

    Вопрос. На что влияет правильность определения лицевой стороны материала?

    От характера лицевой стороны ткани зависят:

    Назначение;

    Внешний вид изделия;

    Обработка при изготовлении изделия

    Свойства тканей.

    Девочки, на прошлом уроке мы выполняли с вами работу по созданию моделей одежды из различных материалов.

    Вопрос. При выполнении работы вы столкнулись с какими-либо трудностями? Какие вопросы возникли?

    Чтобы не ошибиться в выборе ткани для изготовления какого-либо изделия, необходимо уметь правильно определять свойства, которыми они обладают. Свойства ткани влияют на выбор модели и обработку изделия.

    К основным свойствам тканей относятся механические, физические и технологические.

    Таблица2.

    Изучение свойств шерстяных и шелковых тканей

    Название свойства тканей

    Характеристика свойств тканей

    Из шелка

    Из шерсти

    Механические свойства

    Прочность

    Сминаемость

    Драпируемость

    Износостойкость

    Физические свойства

    Теплазащитные

    Гигроскопичность

    Пылеемкость

    Технологические свойства

    Скольжение

    Осыпаемость

    Усадка

    Таблица заполняется используя материал (§3, стр.16-17 и пр.раб.стр. 18-19 )

    • Механические свойства определяют, как относится ткань к действию внешних сил.

    Прочность - способность ткани противостоять разрыву. Это одно из важных свойств, влияющих на качество ткани.

    Сминаемость - способность ткани во время сжатия и давления на нее образовывать складки.

    Драпируемость - способность ткани, когда она висит, опускаться мягкими округлыми складками. Не случайно гардины и занавеси на окнах называются драпировками.

    Износостойкость - способность ткани противостоять действию трения, растяжения, изгиба, сжатия, влаги, света, солнца, температуры, пота и т.д.; зависит от прочности волокон ткани.

    • Физические свойства - свойства, направленные на сохранение здоровья человека.

    Теплозащитные свойства - способность ткани сохранять тепло человеческого тела; зависит от состава, толщины и вида отделки ткани.

    Гигроскопичность – способность ткани впитывать влагу.

    Пылеемкость - способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения.

    • Технологические свойства - свойства, появляющиеся в ткани в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО.

    Скольжение - может происходить при раскрое и стачивании тканей и зависит от гладкости тканей и вида их переплетения.

    Осыпаемость - заключается в том, что нити не удерживаются по открытым срезам материала и выскальзывают, осыпаются, образуя бахрому.

    Усадка - уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги, зависит от состава волокна, строения и отделки.

    А теперь получив новые знания продолжим работу дальше по созданию моделей одежды.

    1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ

    ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

    Учитель

    Я предлагаю вам стать экспертами в нашей лаборатории по изучению свойств волокон и тканей. Мы будем проводить исследования по определению свойств шёлка и шерсти

    Учитель знакомит учащихся с оборудованием, с которым они будут работать на уроке

    Учитель

    На этом уроке вы будете использовать следующее лабораторное оборудование:

    • лупы - для исследования внешнего вида,
    • фарфоровая чашечка- для сжигания,
    • щипцы, для взятия горячей посуды или горячих материалов,
    • иголка с ниткой, ножницы, игла.

    Поэтому необходимо вспомнить и выполнять правила по технике безопасности.

    1. Опасности в работе:

    · повреждение пальцев иглой

    · травма руки ножницами;

    · травма глаз.

    2. Что нужно сделать до начала работы:

    · положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

    3. Что нужно делать во время работы:

    Запрещается начинать работу без разрешения учителя.
    - Внимательно слушать все указания учителя при проведении исследований.
    - Рабочее место содержать в порядке.

    · быть внимательной;

    Вкалывать иглы и булавки только в игольницу;

    Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

    Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

    4. Что нужно сделать по окончании работы:

    Убрать рабочее место

    Учитель

    Приступайте к исследованию. Все результаты исследования необходимо записывать в тетрадь, чтобы правильно сделать вывод о поделанной работе.

    Раздаются инструкции по выполнению работы.

    ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

    Условие: соблюдая план действий.

    1 . Заполнить табл.1 «Отличительные признаки волокон.» (урок №1)

    2 .Заполнить табл.2 «

    Лабораторная работа №2. Изучение свойств натуральных шерстяных и шелковых тканей

    Материалы и инструменты: образцы натуральной и шерстяной тканей, учебник, рабочая тетрадь, ручная игла, нитки.

    Вводный инструктаж учителя:

    Последовательность выполнения работы.

    • Определите прочность тканей.
    • Определите сминаемость шерстяной ткани и ткани из натурального шелка
    • Определите драпируемость сначала шерстяной, а затем шелковой ткани.
    • Опишите характер поверхности тканей (гладкость, блеск), сделайте вывод об их скольжении
    • Определите осыпаемость ткани, вынимая нити иглой, сначала одну, две, три вместе и т.д.
      Легкоосыпающаяся ткань - без усилий сразу вынули 5 нитей.

    Средняя осыпаемость - 3 - 4 нити сразу.
    Не осыпается - одну нить вынули с трудом.

    • Оформите свои наблюдения в рабочей тетради в виде таблицы.

    3. Определить лицевую сторону ткани.

    4 . Деловая игра «Ателье»

    ДЕЛОВАЯ ИГРА «АТЕЛЬЕ»

    Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая ход работы.

    Ход работы:

    1. Придумать название ателье.
    2. Распределить роли:

    Заказчик-

    • По виду
    • По назначению: повседневная или нарядная,

    Технолог-

    Модельер-

    1. Включение нового знания в систему знаний (7 мин)

    Учитель

    Сейчас, как правило, используют смесовые ткани, т. е. к шерстяным и шелковым волокнам добавляют синтетические волокна и тогда получают ткани с новыми свойствами, которые меньше дают усадку при носке, легче стираются и чистятся.

    Ребята. Представляют сообщения по уходу за одеждой. (домашнее задание)

    1. Анализ и оценка урока.

    Что нового вы узнали на уроке.

    Пригодятся ли вам знания и умения, полученные сегодня на уроке в повседневной жизни?

    Дополните фразу:

    Я поняла, что….

    Я научилась…

    Меня удивило….

    Мне захотелось….

    1. Итоги и оценка выполненной работы.

    Всем спасибо за плодотворную работу. Надеюсь урок вам понравился.

    Вы внимательно слушали новый материал, отвечали на вопросы, проводили исследования. Вы провели взаимоконтроль и самоконтроль выполненных работ, проанализировали свои ошибки.

    Каждый увидел насколько усвоил тему сегодняшнего урока.

    1. Домашнее задание.
    • § 3, с. 15-20;
    • Творческое задание – Подобрать загадки, пословицы, поговорки о тканях .

    Оформить на альбомных листах желательно с рисунками..

    • Повторить устройство швейной машины (5 класс)
    • Принести: ткань х/б 15*15 см, нитки, ножницы, машинную иголку №90
    1. Уборка рабочих мест

    Урок «Свойства тканей»

    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

    Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая план действий.

    1. Заполнить табл.1 «Отличительные признаки волокон.»

    2.Заполнить табл.2 « Изучение свойств шерстяных и шелковых тканей»

    3. Определить лицевую сторону ткани.

    4. Деловая игра «Ателье»

    ДЕЛОВАЯ ИГРА «АТЕЛЬЕ»

    Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая ход работы.

    Ход работы:

    1. Придумать название ателье.
    2. Распределить роли:

    Заказчик- приходит в ателье со своей тканью и высказывает пожелание о том, какое изделие он хотел бы сшить.

    • По виду : платье, сарафан, блузку, юбку, пальто, жилет или др….
    • По назначению: повседневная или нарядная,

    Спортивная, зрелищная (для участников карнавала, артистов театра) или др…..

    Технолог- определяет и называет основные свойства тканей (табл.1,2). Делает вывод: «Подходит ли данная ткань для желаемого изделия»

    Модельер- в соответствии с представленными технологом свойствами тканей предлагает заказчику фасон изделия.

    3. Защита работы (представляется эскиз модели, предлагаемая ткань, выступление участников игры в соответствии с распределенными ролями).


    Еще на стадии выбора ткани следует определиться с ее лицевой и изнаночной стороной, ведь от этого будет зависеть внешний вид изделия. Путаница может привести к фатальной ошибке при раскрое, и вещь будет испорчена. На результате может сказаться не только отсутствие знаний, но и освещение, поэтому нежелательно рассматривать ткань вечером или при слишком ярком свете. Существует ряд критериев, которые помогут верно определить стороны материи и позволят избежать распространенных ошибок.

    В этой статье мы подытожим опыт профессиональных портных, который будет полезен широкому кругу читателей.

    Определяем лицевую и изнаночную стороны ткани

    Ткани бывают одно- и двухсторонними. У первых лицевая и изнаночная сторона имеют большие различия, которые нельзя не заметить. Вторые имеют одинаковые или мало отличимые стороны. При этом у одних материалов используется только одна из них, а у других изнанка и лицо равноценны.

    Простые признаки
    Ткани с печатным рисунком — несложный объект для определения сторон материала, ведь рисунок с лицевой стороны ярче, чем с изнаночной.

    Ткани с тканым рисунком имеют более четкий рельеф с лицевой стороны. К таким материалам относится жаккард и гипюр с кордовой нитью. В них может сочетаться жаккардовый и набивной рисунок.

    Ткацкое переплетение атласа и сатина характеризуется с лицевой стороны наличием рубчика, расположенного под разным углом. Кроме этого, лицевая поверхность более гладкая, блестящая и приятная на ощупь, в отличие от изнаночной.

    Саржу легко отличить по рубчику с обеих сторон, который расположен под углом 45º, но на каждой стороне он имеет различное направление. На лицевой поверхности рубчик идет слева направо и снизу вверх, а с изнанки — наоборот. Саржевые подкладочные ткани характеризуются шелковой блестящей поверхностью лицевой стороны, а с изнанки она шероховатая и матовая, так как при изготовлении используется хлопчатобумажная нить.

    Отделка ткани с помощью пайеток, металлической нити, тиснение и вышивка — все это позволяет без труда определить лицевую сторону. А в смесовых тканях для лицевой поверхности используется более дорогой материал. В любом случае лицевая сторона будет выглядеть привлекательней и богаче, поэтому ошибиться невозможно.

    Более сложные случаи
    При изучении ворсовых тканей можно ошибиться при определении сторон, так как ворс может находиться и с изнанки, как у бумазеи. У последней лицевая сторона гладкая, а оформлена с помощью набивного рисунка. Безошибочно можно определить изнанку у велюра, бархата и вельвета — ткань выглядит привлекательно только с одной стороны.

    Односторонняя фланель может озадачить начинающего портного, так как отличить стороны сложно — полотняное плетение и ворс присутствуют с двух сторон. Более того, изнанка и лицевая сторона окрашены одинаково.

    Лицевая сторона драпов отличается приглаженным ворсом и рисунком, имеющим одно направление, или плотным рисунком, при отсутствии ворса. Рыхлое плетение — отличительный признак изнаночной стороны этой ткани. К двустороннему драпу придется присмотреться более внимательно: с изнанки рисунок менее четкий, или ворс выглядит не очень аккуратно.

    Сукно также представляет определенные сложности при определении сторон ткани. Это связано с тем, что полотняное переплетение заворсовано. Лицевую сторону можно определить по вплетенной цветной нити. Если с усилием провести пальцами по поверхности ткани с обеих сторон, то изнанкой будет сторона с менее плотным ворсом и худшим качеством поверхности.


    Если перечисленные выше признаки определить не удается, то ориентируются на свойства поверхности. Сторона с более качественной тканью, минимальным количеством дефектов и гладкой поверхностью — лицевая.

    Наличие пушинок в качестве критерия можно использовать при исследовании хлопчатобумажных и льняных тканей с гладкой окраской и полотняным переплетением. Чтобы оценить яркость ткани и наличие ворсинок, нужно направить свет на материал вдоль его поверхности.

    Трудные случаи
    Синтетические ткани представляют большую сложность при определении изнаночной и лицевой стороны. Они не имеют дефектов, ворсинок и ткацких узлов, что связано с использованием современных технологий для их производства. Все свойства и цвет материала задаются на стадии формирования нити.

    Качество кромки и наличие дырочек на ней — единственный признак, который может указывать на лицевую или изнаночную сторону. Кромка с лучшим качеством служит признаком лицевой стороны. Дырочки на ткани образуются при натяжении на каландры, еще на стадии отделки материала. Однако и эти признаки могут быть обманчивыми. Не всегда, как принято считать, выпуклая сторона дырочек находится на лицевой стороне, возможно и обратное их расположение.

    Определение сторон репсового плетения может быть связано с трудностями. Репс производится не только из хлопчатобумажных волокон, но и из синтетического шелка. Он, как креп и шотландка, относится к двусторонним материалам, что не позволяет найти отличия изнанки и лица.


    При рассмотрении шерстяных тканей следует обратить внимание на яркость цветных нитей: сторона с более насыщенным цветом считается лицевой. Если материал свернут в рулон, то лицевая сторона в нем обращена внутрь.

    Вместо заключения
    Если ткань не поддается определению всеми перечисленными способами, то следует довериться тактильным ощущениям. Женские пальчики — самый чувствительный инструмент, поэтому их обмануть сложно.

    Бывает, что у закройщицы появляется желание заведомо использовать изнанку. Несовпадение взглядов у авторов ткани и мнения портной — нормальное явление. Если изнаночная сторона кажется более привлекательной для создания наряда, то нужно следовать своим чувствам. Тем более, что никто не узнает, какая из сторон считалась лицевой.


    Каждая швея, как опытная, так и начинающая, при пошиве штор, постельного белья или одежды должна уметь отличать лицевую сторону от изнанки. От этого напрямую зависит готовое изделие. У большинства тканей можно легко определить лицевую сторону. Однако существуют материи, обладающие определенными особенностями, без знания которых это сделать не так просто. Чаще всего при определении лицевой и изнаночной стороны ткани обращают внимание на кромки и дырочки.

    Понятие о лицевой и изнаночной стороне ткани

    Большинство тканей имеет 2 стороны: лицевую и изнаночную. В первом случае речь идет о поверхности полотна, которая выглядит ярче, качественнее отделана, не имеет надписей и дефектов. Для изнанки характерны проколы, небольшие утолщения, узелки и прочие изъяны, которые неизбежны при производстве материи, но в то же время не являются браком.


    Односторонние и двусторонние ткани

    Ткани делятся на односторонние и двусторонние (часто применяются для пошива штор). В материях первого вида лицевая сторона по сравнению с изнаночной гораздо ярче. У материалов второго типа (как правило, гладкокрашеных) эти поверхности могут отличаться или выглядеть совершенно одинаково. Однако в любом случае у лицевой стороны и изнанки двусторонних тканей эстетические качества находятся на одном уровне. К таким материям, например, относятся креп-атлас и спандекс, у которых обе поверхности благородные и выполняют функцию тканей-компаньонов.


    Креповый материал

    Способы определения лицевой стороны

    Определение стороны ткани в первую очередь зависит от ее вида. Чтобы узнать, какая из поверхностей полотна является лицевой, а какая – изнаночной, необходимо выяснить тип материи. Ответить на этот вопрос поможет не только внешний вид материала, но и способ переплетения волокон. Общая информация о методах определения сторон у полотна представлена в таблице:


    У тканей с печатным или вытканным рисунком

    На поверхность ткани с печатным рисунком на тканепечатных станках наносится гладкий узор. При этом применяется прямая, вытравная или резервная печать. Для полотна с вытканным рисунком характерен выпуклый узор, созданный из нитей. Из этой материи получаются красивые шторы, накидки и декоративные салфетки. Подробные сведения о том, как у перечисленных видов материалов отличить лицевую сторону от изнанки, представлены в таблице:


    Лицевая сторона и изнанка принтованной ткани

    По особенностям переплетения нитей

    Определить сторону полотна несложно по способу переплетения волокон. Материя состоит из 2 разновидностей нитей, переплетенных под прямым углом: продольных – основы и поперечных – утка.

    Основные типы переплетений:

    • полотняное;
    • диагональное, или саржевое;
    • сатиновое, или атласное.


    Первый способ переплетения является самым распространенным. Его суть заключается в том, что одна нить утка перекрывает одну нить основы. Полотно, сотканное таким образом, обладает одинаковой поверхностью с обеих сторон. С помощью этой техники плетения изготавливается ситец, бязь, большинство бельевых тканей, плательные материалы из натурального и искусственного шелка, шерсть.

    Лицевой стороной гладкокрашеных материй, при изготовлении которых применяется этот тип переплетения, является та, что выглядит лучше, качественнее отделана и имеет меньшее количество пушка. У набивных тканей на лицевую поверхность нанесен узор.


    Для диагонального (саржевого) плетения, суть которого заключается в перекрытии одной нитью утка 2–3 нитей основы или наоборот, характерно образование рубчика. Этим способом производится бостон, шевиот, подкладочная саржа и др. При раскрое в обратном направлении полотен, изготовленных диагональным переплетением, может проявляться разнооттеночность. Лицевая сторона у тканей, созданных таким образом, та, где рубчик идет снизу слева вверх в правом направлении.


    Изнанка атласной ткани

    При сатиновом (атласном) переплетении, когда одна нить утка перекрывает 4–8 нитей основы или наоборот, полотно имеет гладкую глянцевую поверхность. Лицевой стороной материалов, созданных этим способом, является та, что блестит. Изнанка характеризуется матовостью.

    У материалов с ворсом

    Полотно этого вида ткани полностью или частично покрыто ворсом. Из этих материалов часто шьют теплые и уютные пледы. Лицевая сторона и изнанка у ворсовых материй определяется достаточно просто. Для этого не требуется особых знаний и навыков. В первом случае поверхность имеет длинный густой ворс. На изнаночной стороне тканей такого типа ворсинки очень короткие или вовсе отсутствуют.

    У тканей с отделкой блестками, стразами, пайетками, вышивкой


    В этом случае также не требуется специальных знаний. Достаточно просто посмотреть на обе стороны полотна, украшенного этими декоративными элементами. Блестки, стразы, пайетки и вышивка наносятся исключительно на лицевую сторону материи. При этом изнаночная поверхность абсолютно гладкая. В противном случае декоративные элементы, которыми украшена одежда, будут доставлять дискомфорт, царапая кожу.

    Как отличить лицо от изнанки по кромке полотна?

    Найти стороны на материи можно по кромке. Края любого полотна для предупреждения осыпания уплотняются. Уплотненные участки носят название «кромка». Уплотнение достигается путем включения дополнительной нити, которая в отдельных случаях может быть контрастного цвета. Кромку видно исключительно с лицевой стороны полотна.

    Определить, какая сторона является лицевой, также несложно с помощью проколов, выполняемых ткацким станком по кромке. Иглы вводятся с изнаночной поверхности. При этом на ней образуются дырочки, а на лицевой, соответственно, появляются выпуклости, которые можно нащупать пальцами. Этот способ помогает швеям правильно раскроить такие ткани, как марлевка, муслин, шифон, органза, шелк, батист, лен.

    Чтобы не ошибиться при определении изнаночной стороны, рекомендуется попросить продавца в магазине пометить ее мелом. При этом нужно учитывать, что приступать к работе необходимо как можно скорее, иначе меловая пометка сотрется.

    Как сообщает www.hunky-dory.ru в описаниях моделей достаточно часто встречаются сокращения, уточняющие, что вы вяжете на лицевой (лиц.) или на изнаночной стороне (изн.). Нередко подобные уточнения предшествуют целой серии указаний.

    Проще отличить лицевую сторону от изнаночной, когда связано несколько рядов и виден узор. Конечно, это зависит также от используемого вида петель. Чтобы понять, на какой стороне вы вяжете, можно также ориентироваться на свободный конец нити, свисающей в начале изделия.

    Если эта нить находится в левом углу изделия, то вы вяжете на лицевой стороне и, наоборот, если она находится в правом углу, то вы вяжете на изнанке. Это объясняется тем, что базовый ряд, следующий за начальной цепочкой из воздушных петель, вяжется справа налево.

    Если вы вяжете единое полотно и используете такой вид петель, который имеет различную структуру на лицевой и изнаночной стороне, то вы можете по своему желанию выбрать, какую сторону считать «лицевой». При этом некоторые сложные узоры, в которых использовано несколько цветов пряжи, имеют легко узнаваемую изнаночную сторону.

    Некоторые виды петель имеют похожую структуру на лицевой и изнаночной стороне. Чтобы различать их, можно посмотреть на свободный конец нити, свисающей в начале изделия.

    Если перед вами лицевая сторона изделия, то эта нить будет находиться в левом нижнем углу.И, наоборот, другие виды петель имеют различную структуру на лицевой и изнаночной стороне.

    В описании нередко уточняется, на какой стороне изделия следует работать: на лицевой (лиц.) или изнаночной (изн.). Как правило, эти сокращения предшествуют описанию работы над формой изделия.

    При вязании сложных разноцветных узоров очень важно уметь различать лицевую и изнаночную стороны, поскольку неиспользуемые нити мотивов следует протягивать по изнаночной стороне.

    По материалам журнала "Чудесный крючок"

    • Можно ли крючком связать кайму резинкой подобно тому, как это делается спицами? Чтобы добиться того же эффекта, как при вязании спицами, нужно работать перпендикулярно краю изделия. Скорее всего вы
    • Фантазийная пряжа очень изысканна и требует особого умения. Закрепление ленточной пряжи достаточно необычно, ведь если «вплетать» концы пряжи в петли на изнанке работы, то в изделии получатся
    • Образец вывязывается для того, чтобы измерить размер петель до начала работы над изделием. Этот образец может быть не квадратным, но однако достаточно большим, чтобы можно было измерить ширину
    • Нередко получается так, что некоторые тона разноцветной пряжи совмещаются и образуют на связанном изделии линии, пятна, зигзаги или большие одноцветные участки. Наши советы позволят избежать
    • У тех, кто только начинает вязать крючком, часто получаются неровными края изделия. Вероятно, вы не совершаете грубых технических ошибок. Скорее всего, вы недостаточно внимательно относитесь к

    Перед покупкой материала для шитья следует знать, как определить лицевую сторону ткани по кромке, рисунку, ворсу и т. д. Ведь внешний вид изделия будет зависеть именно от ее выбора. Но самое главное, что нужно сделать, - определить стороны перед раскроем изделия. Таким важным делом не рекомендуется заниматься вечером и при очень ярком искусственном освещении, так как оно искажает реальность. С утра может оказаться, что сделанный выбор был ошибочным, а виной всему обман зрения.

    Как определить лицевую сторону ткани

    Придя в магазин или рассмотрев ткани на имеющихся дома вещах, можно заметить, что по внешнему виду они достаточно сильно различаются. Отличие их может быть как по типу поверхности (ажурные, вышитые, с вытканным рисунком), так и по виду расцветки (пестротканые, набивные, гладко крашенные или отбеленные). Существуют и жаккардовые пестротканые ткани - гобеленовые. Такие ткани считаются сложными в производстве, но определить лицевую сторону на них очень просто.

    Многие знают, что в зависимости от своего волокнистого состава ткани проходят разную отделку. Натуральные опаливаются, отбеливаются, красятся. Вся отделка производится с одной стороны изделия - лицевой. При ткачестве все неровности и узелки прячут на изнаночную сторону, поэтому с лицевой стороны все ткани более гладкие и яркие, с чистой поверхностью или, наоборот, с рельефным, выпуклым рисунком. На ощупь она тоже будет отличаться (гладкая и приятная, имеет более четкий, рельефный рисунок).

    Как отличить лицевую сторону ткани от изнанки

    Следует знать, что ткани бывают односторонние и двусторонние. Изнаночная и лицевая стороны у односторонних тканей достаточно сильно отличаются. У двусторонних же отличаются незначительно или вовсе не отличаются. Иногда могут быть использованы равноценно обе стороны полотна.

    Лицевая сторона разных видов тканей

    Итак, как определить лицевую сторону на тканях однотонных и не только:

    • Ткань с рисунком печатным: там, где ярче, там и лицевая сторона.
    • Ткань с узором (вытканным): на таких тканях рисунок с лицевой стороны будет более четким и выпуклым.
    • Ткани с атласными и сатиновыми переплетениями. С лицевой стороны эти переплетения имеют более блестящую и гладкую поверхность, рубчик идет под разным углом, имеют красивый внешний вид. С изнанки эти ткани больше похожи на полотна, имеющие полотняные переплетения.

    • Ткань с отделкой из пайеток, металлической нитью «люрекс», нанесенным тиснением, покрытием «под кожу», вышивкой. В тканях из смешанного сырья лицевая сторона всегда будет выглядеть «дороже». Во всех случаях изнаночную сторону по красоте будет превосходить лицевая. Нити вышивки будут лежать ровно, без узелков, стежок покроет рисунок полностью.

    Более сложные признаки определения лицевой стороны

    Не все ворсовые ткани имеют ворс с лицевой стороны. У бумазеи ворсовая сторона - изнанка, но обычно эта ткань обладает набивным рисунком и красивой гладкой поверхностью с лица. А вот бархат, вельвет, велюр красив со стороны ворса, поэтому трудно ошибиться в определении лицевой стороны. Например, однотонная фланель относится к двусторонней ткани - она с обеих сторон имеет одинаковую окраску, полотняное переплетение и ворсинки.

    У драпа с лицевой стороны приглажен ворс, и расположен он в одном направлении, или присутствует плотный безворсовый узор. Ткань этого вида с изнаночной стороны может обладать более рыхлым переплетением.

    К сукну это тоже относится. Оно, в большинстве случаев, и сильно заворсовано, что приводит к некоторым трудностям в процессе определения лицевой стороны. Необходимо с усилием провести пальцами с разных сторон и в разных направлениях, и та сторона, где ворс менее плотный, менее качественный, и есть изнанка.

    Что делать, если все вышеперечисленные методы того, как определить лицевую сторону ткани не дали ответа? Можно опознать сторону по качеству поверхности материи. То есть лицевой будет та сторона, где поверхность ткани не имеет пушинок, узелков, она более гладкая. Наличие пушинок присуще только тканям из натурального волокна.

    Для определения наличия ворсинок или яркости окраски, материю следует поднести до уровня глаз и смотреть на свет. Если не удалось обнаружить выраженных дефектов, то такую ткань можно отнести к двусторонним.

    Определение стороны полотна по кромке

    Можно определить лицевую сторону ткани по кромке (как по ее качеству, так и по дырочкам на ней). Кромка будет более качественной с лицевой стороны. Когда ткань в процессе отделки натягивается на каландры, остаются дырочки. Принято считать, что они должны быть наверху выпуклой стороной, а вогнутой - с изнанки, но на практике бывает и наоборот.

    Заключение

    Перед раскроем сложных тканей необходимо в нескольких местах, предпочтительно в межлекальных выпадах, обозначить лицевую сторону. Делается это обычно мелком, рисуя крестики. Важно это не только для того чтобы не перепутать детали при стачивании, но и для подрезки планок, подбортов, клапанов и т. д.

    Если все визуальные способы были перебраны, а сомнения никуда не исчезли, не стоит забывать о тактильных ощущениях, ведь чувствительность пальчиков никогда не подведет.

    Бывает и так, что швея заведомо хочет выбрать изнаночную сторону (ту, которая для людей, создавших ткань, и является изнанкой), потому что она кажется ей наоборот более привлекательной.

    И если так и не удалось с полной уверенностью выбрать одну из сторон, то кроме владельца готового изделия никто и не узнает об этом, потому что все познается в сравнении.