• Иван купала. вода, огонь и травы. Рожденные в день ивана купала приметы. Гадания на ивана купала на суженого и не только Дети рожденные 7 июля на ивана купала

    Отмечается один из главных праздников календаря славян - Иван Купала .

    В древности с этим праздником были связаны особые обряды: девушки гадали на женихов, пуская венки по реке, женщины купались в лунном свете, накапливая энергию и здоровье, мужчины ставили шесты с горящим колесом в надежде, что Иван Купала щедро одарит урожаем и силой.

    Весь праздник был посвящен Солнцу - символу вечной молодости, щедрости и богатства. В этот день традиционно образовывались молодые пары, юноши и девушки присматривались друг к другу на лугах, где жгли костры, пели песни и плели венки.

    7 июля - День работников морского и речного флота . Свой профессиональный праздник моряки, речники, портовики и судоремонтники традиционно отмечают в первое воскресенье июля.

    В России сегодня один из дней воинской славы - День победы русского флота над турецким в Чесменском сражении , одержанной в 1770 году.

    В ходе русско-турецкой войны, которая началась в 1768-м, несколько эскадр Балтийского флота отправились в Средиземное море. Их задачей было отвлечь недруга от Черноморского флота. Во время сражения россиянам удалось нарушить связи между турецкими военными базами в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл, что способствовало в итоге заключению мирного договора.

    Екатерина II захотела увековечить это сражение и дала распоряжение создать Чесменский зал в Большом дворце Петергофа, воздвигнуть Чесменский обелиск в Гатчине и Чесменскую колонну в Царском Селе. Помимо этого в Санкт-Петербурге были построены Чесменский дворец, а также Чесменская церковь.

    7 июля в истории произошло несколько знаменательных событий. В 1881 году в Риме была впервые напечатана сказка Карло Коллоди «Пиноккио», в 1891-м курьерская служба American Express запатентовала первый в истории дорожный чек, а в 1957-м открылась первая Пагуошская конференция, положившая начало международной кампании за ядерное разоружение.

    7 июля родились революционерка-народница Вера Фигнер, дрессировщик и цирковой артист Владимир Дуров, белорусский поэт, драматург, публицист Янка Купала, знаменитый нейрофизиолог Наталья Бехтерева, народная артистка СССР Елена Образцова, писатель Лион Фейхтвангер, певец Тото Кутуньо и барабанщик группы The Beatles Ринго Старр.

    Именинники сегодня Антон, Иван, Никита и Яков.

    Растущая Луна находится в первой четверти. Как говорит лунный календарь , сегодня не будет никаких неожиданных событий. Этот день лучше всего посвятить спокойному отдыху. Если сегодня у вас попросят в долг деньги или вещь, ни в коем случае не давайте: вместе с ними уйдут покой и удача.

    В народном календаре 7 июля – Иванов день, Ивана Купалы (Купала), Иван-травник, купальник, первый покос. Православная церковь в этот день празднует Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

    Наши предки Иоанна Крестителя прозвали Иван Купала. В народном представлении христианский святой Иоанн Предтеча соединился с языческим божеством плодородия и Летнего Солнца. Иванов день – один из самых древних и почитаемых праздников на Руси, в котором принимало участие всё население. Это праздник почитания воды и солнца. Ещё в языческие времена в ночь на Ивана девушки на реку опускали венки с зажженными свечками или лучинками:

    • если венок утонул, то милый разлюбил, и выйти за него замуж не получится;
    • чей венок дальше всех проплывет, та будет счастлива;
    • у кого дольше всех прогорит лучинка, та проживет долгую жизнь.

    7 июля: традиции и обычаи дня

    Согласно поверьям, в Иванов день «открываются» земля и небо, вода приобретает чудесную силу, птицы и звери начинают говорить. Знахари 7 июля ходили в лес за травами и кореньями, веря, что в это время все растения обладают удивительной целебной силой. Собрать травы и коренья нужно до восхода солнца, пока их не опалили солнечные лучи.

    Иванова ночь самая короткая в году. В старину в эту ночь спать не ложились, чтобы не набросилась на беспомощного человека нечистая сила, разбушевавшаяся в этот период. Накануне праздника, в день , крестьяне на окна и порог клали крапиву, чтобы в жилище нечисть не пробралась.

    Вечером 6 июля разводили особые ритуальные костры на границе села (на развилках дорог, у реки, на холмах). В купальских кострах сжигали всякую рухлядь, чучело ведьмы, одежду больных людей (считалось, что с вещами сгорят и болезни). Через эти костры бросали венки, прыгала молодежь, стремясь защитить себя от болезней, порчи и происков нечистой силы. Вокруг огня водили хороводы.

    Огни, зажигаемые в купальскую ночь, считались чудодейственными. Огонь добывали трением дерева о дерево. Его называли живым, лекарственным, лесным. Чтобы избавиться от невзгод в этот вечер надо тихо посидеть у костра и мысленно обратиться к духу огня с просьбой из вашей жизни выжечь всё суетное и наносное.

    В Купальскую ночь на муравейниках собирали масло, которое, по преданию, излечивает от всех недугов. Считалось, что с этой ночи появляются светлячки, которых в народе прозвали – ивановские червячки.

    Купальская ночь – время козней ведьм и лукавого. Верили, что ведьмы в это время собираются на Лысой горе. Крестьяне днем запирали лошадей, чтобы их не смогли украсть ведьмы и отправиться на них на шабаш. Живым конь оттуда не вернётся. Для защиты от ведьм в углах скотного двора ставили вырванные с корнем осины или втыкали осиновые ветки.

    С утра на Ивана Купалу начиналось купание в реке. Водой обливали каждого встречного. До восхода или при восходе солнца собирали росу, которая считается целебной при глазных болезнях. Чтобы излечиться от недугов, человек должен умыться этой росой. Ещё купальской росой кропили кровати, чтобы не водились клопы, и стены, чтобы в доме не было тараканов.

    Важный символ купальских обрядов – цветок иван-да-марья, фиолетовый цвет которого воплощает стихию воды, а желтый – огня. С этим растением связано много преданий, большинство из которых посвящены запретной любви: родные брат и сестра, Иван и Марья, не ведая о своем кровном родстве, вступили в брак. Когда же они узнали правду, то ужаснулись случившемуся, но расстаться друг с другом они так и не смогли, за что боги превратили их в прекрасный цветок, ставший символом верности.

    С давних пор славяне наделяли цветы иван-да-марьи сильнейшими магическими свойствами. Сорванные в купальскую ночь, они станут хранителями супружеского счастья и надежным оберегом дома от злых чар. Ещё уважением на Купалу пользовались полынь и крапива.

    Существовало поверье, что в Иванов день змея-медянка на сутки обретает зрение и делается крайне опасной. Она может броситься на человека и укусить его. Утверждали, что человек, укушенный змеей в Иванов день, скоро умрет.

    Спать в ночь на Ивана Купалу считалось зазорным. После праздника отправлялись на покос – говорили, что купальская ночь силы прибавляет.

    7 июля: приметы и поверья

    1. Если в эту ночь звездно, то будет много грибов.
    2. Если в Иванов день гроза, то орехов уродится мало и большинство из них будут пустыми.
    3. Сильная роса – к урожаю огурцов.
    4. Если в этот день дождь заплачет, то через пять дней солнце засмеётся.
    5. Цикады стрекочут – к жаркому дню.
    6. Заросли ивы на ветру шумят – к ливню.
    7. Аромат полевых цветов усилился – к дождю.
    8. Кто искупается в водоеме на Ивана Купалу, тот избавится от всех болезней.
    9. Листья папоротника мужского книзу закручиваются – к теплому и солнечному дню.
    10. Если сон с 6 на 7 июля и сбудется, то очень не скоро. Сновидение, увиденное днем 7 июля, может исполниться через полгода. Если этого не произошло, то уже не стоит ждать его осуществления.

    Люди, родившиеся 7 июля, влюбчивые. Всю жизнь они ищут свой идеал. В качестве талисмана им следует носить янтарь.

    Видео: Приметы на Ивана Купала

    Иван Купала – один из самых любимых народных праздников еще с древних времен, который раньше отмечался во время летнего солнцестояния – в ночь с 20 на 21 или с 21 на 22 июня. Этот праздник на Руси также называли Купальская ночь, Иванов день, ночь на Ивана Купалу, Купайла .

    После принятия на Руси христианства праздник Ивана Купала был совмещен с новой религиозной датой и стал отмечаться в Рождество Иоанна Предтечи 7 июля. Однако, особенной магией, по сохранившимся до наших дней народным поверьям, наполнена именно ночь на Иван Купалу – с 6 на 7 июля .

    Современные маги празднуют Ивана Купалу и по старым обычаям – во время летнего солнцестояния, и по новым – с 6 на 7 июля. Обе эти даты сильны и дают проводимым ритуалам мощную магическую энергию. Весь период с 20 июня до 7 июля считается благоприятным для магии, колдовства и различных .

    По причине совмещения народного и религиозного торжества, праздник Иван Купала имеет как народные, так и церковные традиции, обычаи и ритуалы празднования. С этим праздником связано много примет и поверий, обычаев и традиций, правил и запретов, которые нужно соблюдать, чтобы обрести удачу, богатство и счастье в любви.

    Традиции и обычаи, приметы погоды на Ивана Купалу 7 июля

    • Накануне праздника Рождества Иоанна Предтечи в церквях служится всенощное бдение. На утрени читается канон Иоанну Предтече.
    • Ночь на Ивана Купалу с 6 на 7 июля считается одной из самых магических в году. На Руси в это время , колдовали, обращались к духам стихий Огня и Воды, к силам природы. По народным поверьям, в Иванов день земля и небо «открываются», вода приобретает магическую силу, а птицы и звери начинают говорить.
    • Люди верили, что ночь на Ивана Купалу – это время нечисти, козней лукавого, разгула ведьм. Поэтому большинство купальских традиций связаны с охранительной магией и направлены на защиту от нечистой силы.
    • С древних времен в этот день проводили ритуалы очищения от зла. Купались ночью в реке, собирали травы и цветы, а также росу, выпавшую в купальскую ночь. Этой росой умывались, чтобы прогнать болезни и исцелить больные глаза.
    • Огни, зажигаемые в Купальскую ночь, считались чудодейственными. Вечером 6 июля на границе села, на развилках дорог, у реки, на холмах и пригорках разводили особые ритуальные костры. В них сжигали всякую рухлядь, чучело ведьм, одежду заболевших людей.
    • Было принято прыгать через огонь, переносить через него детей, бросать в костер разные травы с целью запастись здоровьем и защитить себя от нечистой силы. По приметам считалось, кто выше прыгнет – тот и будет счастливей, ведь огонь очищает от всякой скверны плоти и духа.
    • Прыгали через костер в одиночку и парами. По прыжку пары судили о крепости любви и брака. Прыгнув через костер, сразу же купались, поскольку верили, что «вода и пламя» – сильное очищающее средство. Бросая в огонь травы, говорили: «Да сгорят с этими травами все мои беды».
    • Важный атрибут купальских обрядов – цветок иван-да-марья, фиолетовый цвет которого символизируют стихию воды, а желтый – огня. С давних пор наши предки-славяне наделяли эти цветы сильнейшими магическими свойствами. Сорванные в Купальскую ночь, они становятся надежными хранителями супружеского счастья и мощным оберегом дома от черной магии.
    • Незамужние девушки в ночь на Ивана Купалу гадают на любовь и суженого. Для этого обряда плетут венки из полевых трав и пускают их по воде с зажженной в центре свечой. По приметам, та девица, чей венок проплывет дальше с горящем огнем, раньше всех и выйдет замуж.
    • По старинному поверью, ровно в полночь в ночь на Ивана Купалу расцветает волшебный цветок папоротника. Тот, кто сможет его найти, получит способность повелевать темными силами и природными стихиями. Ему станут доступны знания о всех спрятанных сокровищах и кладах.
    • По поводу цветка папоротника существовало и еще одно поверье. Считалось, что в ночь на Ивана Купалу можно было обеспечить себе богатую жизнь. Для этого нужно было отправиться в лес, встать возле куста папоротника и огарком васильевской свечи (с ) очертить себя и растение. Дождавшись в полночь расцвета папоротника, сорвать цветок и молча, не оглядываясь и не обращая внимания ни на какие видения, встречающиеся по дороге, нести домой. Этой же ночью отнести цветок в церковь и положить под престол, где он должен пролежать до . А когда настанет , и все пойдут из церкви на «иордань», нужно забрать цветок и идти с ним к реке. Именно в этот момент и должен появиться нечистый и начать просить отдать ему папоротниковый цвет, обещая за него какое угодно богатство и все, что ни пожелает, добытчик цветка.
    • Дождь пошел на Ивана Купалу – еще пять дней идти будет, а через неделю установится жаркая и сухая погода, и будет она оставаться такой до самого конца лета.
    • Звездное небо в ночь с 6 на 7 июля – к урожаю грибов.
    • Если 7 июля утром много росы – будет хороший урожай огурцов.
    • Листья папоротника закручиваются вниз – примета теплого солнечного дня.

    Приметы на Ивана Купалу – что можно и что нельзя делать 7 июля в Иванов день

    • До Ивана Купалы женщинам нельзя есть любые ягоды и особенно – вишню. Считается, что нарушение этого запрета приведет к смерти детей в младенческом возрасте.
    • Нельзя спать в ночь на Ивана Купалу – если в эту ночь уснешь, то и счастье свое проспишь.
    • В Иванов день нельзя отдавать, продавать или одалживать что-либо, поскольку семья может обеднеть.
    • Если 7 июля найти на дороге деньги, то их ни в коем случае нельзя брать. Нарушение этого запрета сулит нищету.
    • До Ивана Купалы купание в водоемах запрещено. И только в ночь с 6 на 7 июля этот запрет снимается.
    • В Иванов день сбываются все желания у того, кто в этот день двенадцать заборов перелезет.
    • Если купальской росой обрызгать кровать, то в ней никогда не заведутся клопы. Если окропить стены, то не будет тараканов.
    • Если в Купайлу загадать желание и успеть в этот момент перепрыгнуть через костер, то оно сбудется.
    • Если девушка на Ивана Купалу сплетет для себя венок из трех полевых трав, то она обретет счастье в личной жизни.
    • Если в ночь с 6 на 7 июля написать на листке бумаги все плохое, что было в году, а затем сжечь его на костре, то все напасти больше не будут повторяться.
    • Влюбленным на Ивана Купалу нужно прыгнуть через костер, не разнимая рук, тогда их любовь будет долгой и счастливой.
    • Тот, кто в Купальскую ночь найдет цветок папоротника, тот обретет богатство, счастье и любовь.

    С 6 на 7 июля по новому стилю наступает самая волшебная ночь в году — ночь на Ивана Купала. Согласно древним поверьям, дошедшим до нас еще с языческой Руси, в Купальскую ночь природа отдает людям часть своей великой силы. В это время растения набирают свою целебную силу, а огонь и вода получают уникальные свойства, способные очистить каждого из нас от любого негатива.

    Древний славянский праздник Купала отмечался в период летнего солнцеворота. Наши предки верили, что в самую короткую ночь в году природные стихии обладали особой силой. В эту чудесную ночь славяне поклонялись Купале — богу плодородия, покровителю любви, брака и продолжения рода. Парни и девушки разжигали костры, пели специальные ритуальные песни, водили вокруг огня хороводы.

    После крещения Руси в 988 году церковь старалась изжить аз народной культуры языческие традиции. Именно поэтому праздник Купалы стал постепенно ассоциироваться с христианским праздником Рождества Иоанна Крестителя, который приходился на это же время. С течением столетий образ Иоанна Предтечи, который крестил первых христиан в реке Иордан, смешался в народной культуре с Купалой. Так древний бог славян получил имя Ивана (Иоанна) — одного из главных христианских святых.

    Огонь и костры в Купальскую ночь.

    Славяне-язычники считали, что весь наш мир произошел из союза двух стихий — огня и воды. Стихия огня, мужское начало, соединилось со стихией воды — силой жизни и продолжения рода.

    В ночь на Ивана Купала в каждом селе обязательно разжигали костры. Первый костер разводил всегда самый старший мужчина в селение — отец рода. Разводили его на самой высокой точке в округе — «чтобы огонь до неба доставал». А в середине костра ставили колесо, закрепленное на шесте. Горящий круг был символом Солнца, которое в эту ночь, согласно поверьям, играет свадьбу с Зарей-зарницей. После этого самые сильные юноши разносили пламя от центрального костра к остальным.

    С наступлением сумерек все село собиралось у купальских огней. Не придти на гуляние в эту ночь было плохой приметой — считалось, что Купала отвернется от человека, который не проявил к нему своего уважения и оставит его без урожая.

    Костры в ночь на Ивана Купала были не просто атрибутом праздника — считалось, что они обладают очистительной силой. С купальскими кострами связано множество обрядов, главным из которых были прыжки через огонь. Через костры прыгали все — и дети, недавно научившиеся ходить, и люди в возрасте, для которых такой прыжок становился непростой задачей.

    Каждый перед прыжком загадывал самое желание. И чем выше человек прыгнет, тем скорее оно исполнится. Загадывали, как правило, здоровье, удачу, счастье себе и своим близким. Влюбленные пары прыгали через костер обязательно взявшись за руки. Считалось, что если удастся не разомкнуть руки, то они будут жить вместе долго и счастливо.

    У Купалы, как покровителя продолжения рода, просили себе детей бездетные пары. А женщины, у которых уже были дети, сжигали в купальских кострах рубашку своего ребенка — таким образом сила огня должна была оберегать детей от болезней на протяжение всего года.

    Древние славяне верили, что в ночь с 6 на 7 июля стираются границы между миром людей и миром духов. В ночь на Ивана Купала люди могли слышать и понимать голоса животных. Эта ночь также считалась временем шабашей для ведьм и колдунов. Нечистая сила пыталась навредить людям разными способами — уничтожала посевы, забирала молоко у коров и коз, насылала ссоры и неприятности в семьи. Селяне для того чтобы защитить себя и свое хозяйство рассыпали пепел от костров по полям, чертили золой обережные знаки на окнах и дверях домов.

    Вода в ночь на Ивана Купала, также как и огонь, обладала магической силой.

    В славянской культуре она неразрывно была связана с огнем и почиталась как мать всего живого. После прихода христианства языческие поверья о Солнце-отце и Матери-воде перемешались с евангельским преданием а крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей и легли в основу обрядов, связанных с водой, в ночь на Ивана Купала.

    По народным традициям сразу после прыжка через костер, надо было незамедлительно нырнуть в воду — стихии огня и воды очищали тело от всех болезней, а душу от грехов. Незамужние девушки старались так прыгнуть в воду, чтобы венок с головы поплыл по воде. Если венок не тонул, а плыл, это считалось хорошей приметой и девушка начинала готовиться к приему сватов.

    Купание в ночь на Ивана Купала — одна из основных традиций праздника. Вода смывала с человека болезни, сглаз, порчу, а дарила девушкам красоту и здоровье. С этого дня и до праздника Ильи 2 августа можно было купаться не опасаясь русалок и водяных — вся нечисть в этот период покидала реки и озера.

    Рано утром 7 июля, до восхода Солнца, женщины выходили в поле собирать росу. Они расстилали полотнища на траву, после чего собирали ее в кувшин. Росой собранной на Ивана Купала на протяжении года лечили болезни, изгоняли нечисть, использовали для приворотов и разных магических обрядов.

    Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки.

    Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие.

    Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».

    Магия трав, цветок папоротника и разрыв-трава.

    В ночь на Иванов день особую целебную силу получали и травы. Знахарки и ведуньи старались в это время собрать запас лечебных и волшебных трав на весь будущий год. Девушки в купальскую ночь плели себе венки из цветов, а мужчины подпоясывались травами. Венки использовали для гаданий и в качестве оберегов.

    Вы тоже можете прикоснуться к купальской магии и собрать в эту ночь или рано утром букетик-оберег. Так, букет из васильков и ромашек помогает в любовных делах, связанные зеленой нитью листья папоротника и чертополоха охраняют сон и уберегают от ночных кошмаров, а букет из цветов мака и листьев мяты привлечет в ваш дом достаток и богатство.

    Кроме того согласно легендам один раз в год в ночь на Ивана Купала расцветают волшебные цветы папоротника и разрыв-травы. Разрыв-траву пытались найти кузнецы и воры, ведь от ее прикосновения, как гласит поверье, рассыпается любой металл и открываются любые замки. Для того чтобы стать обладателем этого колдовского растения шли в одиночку на дикий луг и косили траву до тех пор, пока не сломается лезвие коса. Там, где металл переломился, собирали всю траву и бросали ее в реку. Те травинки, которые станут плыть против течения и есть волшебная разрыв-трава.

    А самые смелые и отважные мужчины пытались в ночь на Ивана Купала найти цветок папоротника. Это считалось крайне опасным занятием, потому что многие, кто уходили за колдовским цветком теряли рассудок или вовсе не возвращались. По поверьям они становились жертвами лесной нечисти, которая в эту ночь выходила охранят волшебный цветок папоротника. Но меньше желающих найти его не становилось, ведь легенда говорит, что тот, кто сорвет цветок папоротника до первых петухов, сможет видеть находящиеся под землей клады и станет понимать язык животных.

    Христианская церковь постоянно пыталась запретить народные празднества в ночь на Купалу. И вера людей в нечистую силу была не главной причиной нелюбви попов к главному летнему празднику славян. Одной из особенностей празднования купальской ночи было снятие запретов близкие отношения. Это единственное время в году, когда парни и девушки, мужчины и женщины могли уединиться не со своими избранниками, а просто с понравившимися людьми.

    В ночь на Ивана Купалу силы природы достигают пика — магией становится пропитано все вокруг нас. Смысл праздника заключается в том, чтобы каждый человек ощутил красоту окружающего мира, взял у природы то, что ему необходимо и максимально ее поблагодарил.

    Народные поверья и обычаи:

    — В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.

    — В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.

    — В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

    — Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

    — В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»

    — Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание сбудется.

    Приметы на Ивана Купала:

    Наши предки, как и в любой другой праздник внимательно следили в этот день за погодой. Если на Иванов день пойдет дождь, то все лето будет жарко и погода будет засушливой.

    А вот если ночью небо будет щедро усеяно звездами, а поутру природа одарит обильно росой, то будет хороший урожай огурцов, грибов, да и вообще всех овощей.

    В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажженными лучинками или свечками, завивают венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь! (Девушки, прежде чем исполнить этот обряд, стоит поэкспериментировать с различным горючим материалом и выбрать что-нибудь наиболее долгогорящее:).

    В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится! (Где наши лошадки и где та Лысая гора:).

    В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признается целительным средством против разных недугов. (Интересно, что понимается под муравьиным маслом? Может быть, муравьиная кислота?).

    В зачарованную купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. (Страшно оказаться в таком лесу, где деревья могут вспомнить обо всем зле, причиненном человеком?)

    В полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь.

    Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая:

    «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»

    (Эта примета подходит биологам. Кто, кроме них, сумеет отличить одну травинку от другой?).

    На Иванов день до восхода солнца нужно пронести через свое стадо медвежью голову и зарыть посреди двора, тогда среди скота падежа не будет. (Возможно, так и произойдет, если скотина благополучно переживет нервный стресс от вида и запаха медвежьей головы).

    Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание сбудется. (Все исполнится, особенно если вовремя сумеете убежать от разгневанных садоводов-огородников).

    В этот день старались избегать встречи со змеями, ведь если её повидать в этот праздник, то беды не избежать и в скором времени ожидаются сильные потери.

    После сбора трав все женщины внимательно пересчитывали их. Если наберется двенадцать видов растений, то в семье обязательно в грядущем году будет свадьба.

    Многие верили, что особая опасность подстерегает лошадей, которых нечистая сила может использовать для своих целей. В таком случае им не выбраться живыми. Поэтому их пытались запереть надежно.

    Гадания на Ивана Купала.

    Проверено временем: гадания в ночь на Ивана Купалу — самые точные! Если девушка хочет узнать, скоро ли она выйдет замуж и будет ли ее брак счастливым, она прыгает через один из костров, которые принято разжигать в ночь с 6 на 7 июля. Если пламя девушки не коснется, значит, скоро ей идти под венец по любви и согласию. Парень, также удачно прыгнувший через костер, будет удачлив в любви и делах.

    Девушки обычно гадают во время этой волшебной ночи не единожды. Днем плетут венок из полевых трав и цветов, а когда солнышко начинает клониться за горизонт, загадывают желание и опускают венок в озеро или речку. Поплыл венок — желание сбудется, прибился к берегу или утонул — увы…

    Еще есть хорошее гадание, для которого нужны разные цветы — и полевые, и садовые, — чем больше, тем лучше. Вечером 6 июля девушки собираются в кружок, в середине которого кладут цветы. Одна из девушек поворачивается к кругу спиной, а другая берет по очереди цветы и спрашивает: «Кому?» Та, что отвернулась, называет имя одной из гадальщиц. Дело в том, что у каждого цветка имеется значение, зная их, можно гадать на парней.

    Василек- кто-то в тебя влюбится.
    Гвоздика белая — к грусти.
    Гвоздика красная — сильная любовь.
    Гвоздика желтая — холодность.
    Жасмин — пустые хлопоты.
    Колокольчик — обман.
    Маргаритка — приглянувшийся парень не слишком смел, боится признаться в чувствах.
    Мята — тебя сильно любят.
    Незабудка — кто-то боится тебя потерять. Ноготки — скорое расставание.
    Георгин — добрые чувства, но не более того.
    Ромашка — парень тебе не верит.
    Роза красная — кто-то по тебе тоскует.
    Роза белая — сильно любит, но виду не подает.

    Еще можно погадать с помощью трав. Сорвите несколько веточек медвежьих ушек (толокнянки). Пусть каждая веточка соответствует кому- то из членов вашей семьи. Тот, чья веточка простоит дольше всех, будет целый год настоящим любимчиком судьбы. Если вы решили в ночь на Ивана Купалу просто лечь спать, соберите на закате семь разных цветков или трав, положите их под подушку, и вы обяза- тельно увидите вещий сон.

    Одним из самых распространенных гаданий в Иванов день — было гадание на венке. Девушки зажигали свечи и вставляли их в венок, после чего опускали их в реку. Если венок не утонул и свеча не погасла, то в этом году девушка обязательно выйдет замуж. Если же венок все-таки утонул или уплыл далеко, то в этом году не быть ей невестой.

    Также девушки гадали и на ромашках. Для этого они брали два цветка, один из них символизировал определенного парня, а другой её саму. Интерпретация этого гадания достаточно проста — если цветы тянутся друг к другу, то это её суженный и вскоре они поженятся, если нет, то не судьба ей быть вместе с этим молодым человеком и лучше его забыть.

    В ночь с 6 на 7 июля выйдите к водоему, прошепчите над водой заветное желание. После киньте в воду небольшой камушек. Четное количество образовавшихся кругов будет означать, что желание исполнится, а нечетное — что сбыться ему не суждено. Если водоема поблизости нет, найдите белый одуванчик. Аккуратно нашепчите ему о своей мечте. Затем — дуньте на крону. Удалось сдуть всю шапочку — мечта непременно осуществится, улетела; лишь половина — случится загаданное нескоро. А если большая часть парашютиков осталась на месте — задумайтесь, не разумнее ли мечтать о чем-то более реальном?

    Чтобы узнать ответ на интересующий вопрос, девушки задавали его прям перед ритуальным огнем. Затем внимательно следили за пламенем — если оно ровное, спокойное и яркое, то желание сбудется, если прерывистое, то нет.

    Во время гуляний молодежь из сена создавала куклу, которая являлась символом бога Купала. Когда водили хоровод и пели песни, по сценарию один из участников должен был зацепить куклу так, чтобы она упала. После чего все сбегались, чтобы посмотреть умер ли «Купала». Когда же объявляют, что он не дышит, девушки начинали оплакивать его посредством песен. Пока девушки поют, парни берут куклу и несут к заранее подготовленному погребальному костру, где его и сжигают. После этого ритуала и начинался настоящий пир.

    Чтобы сжечь в буквальном смысле все болезни и несчастья своих детей, женщины собирали вещи своих сыновей и дочерей, в которых они переболели и бросали в огонь. Так, согласно их верованиям, дети будут здоровые и сильные.

    На Ивана Купала молодые люди присматривались друг к другу и искали себе пару. Когда же выбор сделан, то девушка и парень перепрыгивали вместе через костер, держась за руки. Таким образом они пытались проверить свои чувства и заглянуть в будущее. Если пара перепрыгнула, не разжимая рук, то их брак будет крепкий и счастливый, если же наоборот, то лучше и не сходиться им.

    Также в этот праздник раньше хозяйки на порог стелили крапиву. По их мнению, таким образом можно было спастись от злых духов и ведьм.

    В эту ночь, когда девушки водили хороводы вокруг срубленного дерева, парни совершали набеги, пытаясь тем самым украсть Марену. Тот счастливчик, которому это удалось, убегал подальше к реке, а за ним уже все остальные. Все срывали по одно ветке, которая считалось приносит плодородие. Дальше дерево пускали по реке.

    Чтобы уберечь скотину от болезней, хозяева проводили животных между купальских костров.

    Купальский денежный ритуал.

    Ночь с 6 на 7 июля считается особой, денежной ночью. Перед тем, как ложиться спать, соберите все наличные деньги, которые есть в вашем доме и положите их под подушку.Засыпая, помечтайте о богатстве и процветании и о том, как вскоре вам станет гораздо легче жить.

    Проснувшись утром, не вставая с постели, достаньте деньги и быстро-быстро помахайте ими перед глазами, у вас должно быть ощущение, что их очень много. Затем начинайте пересчитывать деньги, делайте это тоже быстро, считайте, сбивайтесь, потом снова считайте. Купюры должны хорошо помелькать в ваших руках. Как только почувствуете, что достаточно, вставайте с кровати и, положив деньги обратно туда, где они у вас лежали до этого, идите заниматься своими обычными делами

    Денежный заговор в ночь Ивана Купала.

    Читается заговор в полночь. До этого вам надо приготовить горсть монет, три горсти земли и немного воды. Как только наступит 12 ночи, высыпьте землю и монетки в таз, а затем разбавьте водой до состояния густой грязи. Вымешивайте землю, при этом говоря:

    «Иванской ночкой не сплю, не почиваю, золоты ключи беру, землю отмыкаю, росу отпускаю, злато прибавляю».

    Вымойте руки и поставьте таз на восточное окно (оно должно быть открытым). Можете вынести таз на балкон, если он выходит на восток. Там он должен простоять сутки, то есть до следующей ночи. Затем возьмите таз, вынесите его на улицу и вытряхните содержимое на перекресток. Теперь весь следующий год вам будет очень везти с деньгами.

    Ритуал для избавления от ненужного и очищения.

    Ну какая же купальская ночь без купальского огня! Ритуальный огонь – это непременный компонент этой волшебной ночи. Наши предки для такого костра приносили и свозили из домов всякий старый хлам, также существовал обычай бросать в костер сорочку больного ребенка, вместе с которой сгорала и болезнь.

    Купальский огонь не разводится на земле, поэтому весь ненужный хлам можно побросать в старую бочку (на каждой даче и в своем доме обычно такие бочки есть). Бросайте в костер все то, от чего хотите избавиться (справки с диагнозами, неоплаченные счета, сигареты и пивные банки).

    Вы можете просто придумать какую-то ритуальную вещь, дать ей имя вашей проблемы и кинуть в костер. Например, это может быть платье большого размера, если вы желаете похудеть или старый пустой кошелек, если хотите избавиться от проблем с деньгами.

    Если же дачи и бочки у вас нет, то проявите фантазию (например, можно купить одноразовый мангал).

    Главное – приготовьте заранее все атрибуты.

    Не относитесь ко всему слишком серьезно, проведите эти простые ритуалы с юмором и с верой в свою счастливую звезду! Все, что пришло к нам от наших предков заслуживает внимания, так почему бы не воспользоваться их знаниями, умениями и опытом.

    РУСАЛИИ ДНИ

    21/22 июня (31 купальня - 1 кресеня). Купала и Кострома. Солнцеворот-Крес (летнее солнцестояние). длятся с 14 июня до 7 июля.
    Обряд русалий как бы материализует старую веру колдунов-ванов. Девушка, наряжённая птицей, исполняет танец. Это магический танец. Изображение птицы-девушки осталось на многих изделиях из страны Вантит. Известно оно и на западе от этой земли, например на территории современной Польши.
    Все дни поминают звёздных брата и сестру: Кострому и Купалу (Песни IV, 3). Также поминают о победе Перуна над Скипером, о купании Живы, Марены и Лели (Сказы II, 3). О купании Зари-Зареницы (Песни IV, 2). Проходит созвездие Близнецов, звёзды Кастор и Поллукс.
    См.

    ИВАН КУПАЛА

    6 июля - Аграфена Купальница (День памяти мученицы Агриппины).
    7 июля - Иван Купала .

    Иван Купала, до распространения христианства, был связан с (21-22 июня).
    В половине июня полуденное солнце достигает высочайшей точки на небе и в таком положении остаётся на некоторое время, которое называется летним солнцестоянием. Затем, достигнув полного проявления своих творческих сил, оно поворачивает на зимний путь, потеряв свою царственную власть над природой, свою живоносную силу, и начинает все ниже и ниже медленно спускаться по небесной горе; дни начинают убывать. Вся природа, как бы предчувствуя свою близкую старость, спешит жить полною жизнью. Последний месяц кукует кукушка, последнюю чудную песню поет своим звонким голосом соловей, и скоро, скоро и другие певчие птички приутихнут.
    Вскоре после летнего солнцестояния и «Пёсьих дней », проходит зороастрийский праздник, называемый Водосвятием , который во многом схож с праздником Купалы. Его древнейшее название было просто Купалье. В индийской традиции сохранился праздник, соответствующий летнему Солнцестоянию, и называющийся: «Гопала».

    История Купалы корнями уходит вглубь тысячелетий. Из источников, сохранивших наиболее полное описание Купалы, можно сделать вывод, что этот праздник существовал с раннего периода родоплеменных отношений. Но эзотерическая традиция гласит: Купала не просто средневековое или первобытное божество, Купала – основа Славянского мировоззрения.
    Сохранившееся обилие корневой структуры русского языка, доказывает на самом глубинном уровне, что если корни «куп», «коп», «кап» имеют общий первоисточник, – то момент расхождения корней может датироваться 4 – 6 тыс. до нашей эры.
    В Иранской ветви Ариев сохранился мощный мифологический пласт, оответствующий мировым легендам, посвящённым летнему Солнцестоянию. Купала является самым архаичным праздником, сохранившимся на этой территории: Индо-Арийская традиция; Индо-Европейская культура; Трипольская культура ; Скифо-Сарматская культура; Славянская традиция. На Украине, по археологическим исследованиям, этот праздник достоверно праздновался три тысячи лет назад. Атрибутика Купалы преобладает в большинстве археологических раскопок.

    Основной перечень значений КУПАЛЫ:
    - Купала – купать – купель – капель - капище. Подразумеваются все очистительные ритуалы и обряды, предназначение которых, восстановление энергетической целостности человека – его здоровье;
    - Купала – купить – копить – выкуп – прикуп – покупать – обмыть покупку. Подразумевается приобретение благосостояния и богатства. Восстановление Духовно-Материального равновесия;
    - Купала – праздник любви. Взаимодействие Неба (Сварога) и Земли (Макоши) – есть Вселенская Любовь. «Как на Небе так и на Земле» (Свод законов Сварога). Взаимодействие Мужчины и Женщины – есть Земная Любовь. Купала – праздник Земной любви, как любви Космической.
    - Купала – купа (объединение). Подразумевается объединение личностей в общность, т.е. создание крепкой социальной структуры именуемой Народ.
    - Купала – купола (навершия храмов). Подразумевается создание крепкой крыши над очагом (семейным). Купол – олицетворяет зенит, самую высшую точку связи Человека и Бога.

    Основная функция Купалы – объединение (купа) полярных энергий на основе любви, а не борьбы. Явь (ян) – Навь (инь); Небо – Земля; Огонь – Вода; Мужчина - Женщина.
    Купала – праздник Огня и Воды и вместе с тем – праздник Растений. Огонь считался «земным заместителем» Солнца.
    Основная часть купальских обрядов производится ночью. Купальская ночь – космически обусловленное время для встречи суженых, зачатия детей и укрепления семьи на основе взаимопонимания и благосостояния.

    Обряды приобщения к Стихиям, это знакомство с ними, приобретение поддержки от них при действиях Людей в Яви.

    Люди говорят, что после Великого потопа вода начала возвращаться на свое место: земная - в землю, небесная - на небо.
    Вышел святой Ной из ковчега, вывел на землю семью свою и всякую тварь живую. Страшной предстала перед ними земля - мертвой и разрушенной. Поднял Ной руки к небу и воззвал к Богу: "Господи, взгляни на нас, ты спас нас от бурных вод потопа в этом ковчеге не для того ли, чтоб погибли мы на мертвой земле от голода и болезней? Долгое время носили нас волны над бездной, люди и животные истощены и больны..." Услышал Господь мольбу Ноя и ответил ему: "Нет, не погибнете вы от голода и болезней. Ибо оставлю я на земле малую толику вод небесных. Оживят они землю, исцелят страждущих, очистят мир и землю от всякого зла".
    Забили святые источники, ожила земля, исцелились люди и животные. Люди такие ключи Теплыми называют.
    Люди рассказывают, что много их было, да мало осталось.
    Теплые ключи тайну имеют, как только возьмут из них воду с корыстной целью, так и иссякнет ключ. Кроме того, каждый год такой ключ освящать надо.
    Сначала семь страждущих в Святую ночь должны от ключа исцелиться, а потом Господь его и освятит, ведь для спасения жизни он их создал. Говорят, сам Купала из такого ключа родился, оттого его теплым богом зовут...

    МЕРТВАЯ ВОДА

    Генрих Семирадский. Ночь на Ивана Купалу

    В дошедшем до нас обряде «Марена и Купало», главные объекты ритуала, это Купало – Бог Яви (проявленного мира) и Мара – Богиня Нави (непроявленного мира духов). Купало, символизирует ЖИЗНЬ, а Мара символизирует СМЕРТЬ. Взаимоотношение Жизнь – Смерть, проблема продления жизни, волнующая человечество по сей день.
    У немцев символическому подобию Купалы и Марена, соответствуют Ганс и Грета.
    Вода набранная в ночь на Ивана Купалу (с 6 на 7 июля) с 24.00 до 4.00 утра является "Мёртвой водой ".
    «Мёртвая вода» (анолит, кислотная вода, бактерицид) – желтовая жидкость с запахом кислоты, кислая, вяжущая. «Мёртвая вода» - прекрасный бактерицид, дезинфектор. Ею можно полоскать нос, рот, горло при простудных заболеваниях, во время эпидемий гриппа, после посещения инфекционных больных, поликлиник, мест скопления людей. Ею можно дезинфицировать бинты, бельё, различную тару, мебель, даже помещения и грунт. Эта вода снимает кровняное давление, успокаивает нервы, улучшает сон, уменьшает боль в суставах рук, ног, обладает растворяющим действием, уничтожает грибок, очень быстро лечит насморк и прочее. Ею полезно полоскать рот после еды – не будут кровоточить дёсны, постепенно растворятся камни.

    Ночная роса холодная («МЕРТВАЯ ВОДА»), она хорошо раны заживляет, любые воспаления снимает, если мы компрессы из ночной росы делать будем, то ожоги и раны заживут быстро и рубца не оставят. См. .

    Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений.
    В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за той же нечисти), купались в святых источниках.
    На Русском Севере в Иванов день топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы и используя ивановские веники. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем.
    В день Ивана Купала старались исцеляться росой. Для этого нужно встать как можно раньше и пройтись босиком по целебной купальской росе.

    ОГОНЬ

    В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек.
    Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали.
    В ночь под ивана купала разводится большой костер из сучьев и соломы и прыгают через огонь с разбега, причем, удачный прыжок, если пламя не коснется прыгающего и не будет искр, - обозначает выход замуж или удачу.
    В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.
    Считалось, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.
    В Албании, это Flakagajt – «День огня», у словенцев Kresu Den – «Огненный день». Кресать означает зажигать Живой Огонь. «Купальские огни» распространены по всей Европе, у романских, германских и славянских народов. В Германии и Франции костры разжигались в городах и сёлах с XII по XVII века. Во Франции мэр города разжигал костёр перед ратушей.

    РАСТЕНИЯ

    Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром.
    Ночные травы цветут Огнём. Таковы - чёрная папороть, царе-царь, лев, голубь и другие. Иной цвет пылает неподвижным, сильным пламенем, иной имеет вид молнии, летучего, призрачного огня. "Трава лев, - сказано об одной из них в древнейшем из "Залейников", - растёт невелика, а видом как лев кажется. В день её и не приметишь, сияет она по ночам. На ней два цвета, один жёлтый, а другой ночью как свеча горит. Около неё поблизости травы нет, а которая и есть, и та преклонилась перед ней". А вот что говорится о дивной траве киноворот: "Хотя какая буря, она кланяется на восток всеми стволами; то же, если и ветру нет".
    Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
    Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник.


    Папоротник (Щитовник мужской)

    Существует поверье, что в купальскую ночь на папоротник сходит огонь бога Перуна и зелёное растение вспыхивает ярким светом, расцветая в полночь на несколько мгновений. «Кто это цветок сорвёт, будет иметь всё, что пожелает». В предании также говорится о том, что в купальскую ночь все растения разговаривают между собой, деревья переходят с места на место, а реки светятся ясным светом. Улавливая иносказательный смысл этих прекрасных поверий, мы можем угадать идею «нисхождения духа» с Неба на Землю – под цветком Перуна кроется символ божественного духа, который нисходит на земное тело, которое сумеет отыскать волшебное растение (в алхимии это философский камень)…

    Цветок папоротника

    Оберег Цветок Папортника (Перунов цвет) - мужской оберег.
    Оберег Цветок Папортника в мифологии древних славян ассоциируется с волшебным ключом, отпирающим замки к сокровищницам как материального, так и духовного плана.
    Клады, скрытые от взоров обычного путника, открываются тому, кто приложит силы и станет активным человеком, идущим к своей цели.
    Волшебство духовного роста и упорства порождают небывалые таланты. Человек, желающий изменить свою жизнь, всегда достигнет этого, если будет, не покладая рук, искать свою тропинку в чаще дремучих лесов. Легенда гласит, что Папоротник зацветает лишь раз в году, и у вас есть всего одна ночь, когда вы определяетесь с целью и достигаете ее. Удача не любит ленивых и пугливых. Жизнь - это лабиринт, в котором каждый виток является своего рода уроком. Тот, кто позволит себе сломаться, так и останется в его туннелях. В каждом человеке заложено Божественное начало, каждый рождается с возможностями. И только сила духа или ее отсутствие является отличительной особенностью Победителя или Неудачника.
    Оберег Перунов цвет - символ огненной души мужественного и гордого Воина. Перун, покровитель и наставник, способен подарить настоящему мужчине неуязвимость и стойкость, открыть интуитивное чутье и закрыть от врагов.
    Ваши главные сокровища в вашей душе. Но не каждому дано разглядеть их. Цветок Папоротника помечает важное огненным Знаком и мы видим, к чему стремиться.
    Самое неразгаданное – это человек. Наши внутренние резервы и возможности часто скрыты под налетом быта.
    Оберег Цветок Папоротника обнажает и делает доступными те качества, о которых мы и не догадывались. Этот знак важно носить тому, кто вступил на путь обучения и карьеры, а так же тому, кто находится в поиске своего предназначения. Бог Перун покровительствует тем, кто готов идти к вершинам мастерства и неустанно ковать собственную судьбу.
    Конечно, целительские силы Перунова цвета избавляют и от физических немощей и болезней, в особенности мужских, а так же очищают ауру и восстанавливают энергетику. Здоровое тело-залог здорового духа.


    Иван-да-марья (Марьянник дубравный)

    Одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами - братом и сестрой - которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к древнейшему мифу об инцесте близнецов и находит себе многочисленные параллели в индоевропейских мифологиях. Иван-да-марья очень часто фигурируют в купальских песнях, к примеру:

    Иван Марью
    Звал на купальню.
    Где Иван купался -
    Берег колыхался.
    Где Марья купалась -
    Трава расстилалась.
    Купался Иван,
    Да в воду упал.


    И.И. Голиков. Гаданье на венках. Палех, 1920-е гг.

    В Иванов день очень часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь.
    В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.
    В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.
    В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов.
    В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
    Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
    В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь.
    Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
    Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание исполнится.

    C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя - 24-го июня (7 июля нов. ст.). С этим связано его национальное название в разных странах. В новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя позже, приходится на 7 июля, так как православная церковь живёт по старому стилю. В России праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Строгого соответствия астрономии нет и в других странах: Швеции, Финляндии и др.
    Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. Отмечается во многих частях Европы под близким национальным названием - в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Украине. Особенно сильно отмечается в Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии и Великобритании, во многих странах - общенациональный и церковный праздник.
    Название Иван Купала имеет христианское происхождение и является народно-славянским вариантом имени Иоанн Креститель (греч. Ιωάννης ο Βαπτιστής), поскольку эпитет Иоанна - греч. βαπτιστής - переводится как «купатель, погружатель». Такое название праздника было обусловлено и собственно славянскими представлениями: праслав. kǫpati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах. Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено народной этимологией и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника.

    КАК ПРАЗДНУЮТ ПРАЗДНИК

    В Украине доселе уцелел еще следующий обряд: девушки, головы которых убраны венками из трав душистых, в праздничных нарядах, а парни, лихо заломивши набекрень шапки, тоже убранные цветами, собираются накануне дня Купалы в заранее определенное место к дереву марене или черноклену, обвешанному венками и лентами; под деревом этим ставят сделанного из соломы крошечного, а иногда и большого бога - Купалу, одетого в женскую сорочку и плахту, с монисточкой на шее и венком на голове. Тут же расставлены столы с закускою и неизбежною горилкою.

    В Белоруссии вбивают накануне Иванова дня по солнечном заходе кол в землю; обкладывают его соломою и коноплем, а на самый верх тоже кладут пук соломы, называемой Купалою; лишь только смеркнет, зажигают, солому, подбрасывают в этот костер березовых сучьев, и начинаются потехи. В некоторых местах Белоруссий, с рассветом Иванова дня, выбрав из своей среды самую красивую девушку, подруги раздевают ее донага, опутывают с ног до головы венками и цветами, завязывают глаза и ведут в лес, где она, получившая на этот раз прозвище "дзевко-купало", раздает заранее приготовленные венки, в то вымя как веселый хоровод движется вокруг нее. Кому попал свежий венок, та будет жить богатою и счастливою жизнью, замужем, а которой достался увядший венок, "той счастья-доли не бачить, жить у недоли".

    В Москве издревле праздновался Купалу на трех горах, а в Петербурге на Петровском острове на "Куллерберге", куда заезжала и наша аристократия. Несколько лет тому назад на последнем разводили купальские огни, устраивали хороводы и пировали. В 10 верстах от Петербурга, по рижской дороге, находилась в старое время липа, ветви которой сплетались с ветвями других деревьев, образуя как бы природную беседку, в которой не раз отдыхал Петр Великий. Собирались и здесь накануне Купалы, разводили огни, на которых, между прочим, сжигали белого петуха. Надо заметить, что в более поздние времена купальский костер заменился кучею крапивы, вследствие запрещения Ивановских огней духовными и светскими властями.

    Языческий праздник Лиго (24 июня) в Латвии - самый древний и самый любимый. Его отмечают на государственном уровне целых три дня.
    Это своеобразный Новый год - только летом. Только роль елок выполняют березки. Есть своеобразные Дед Мороз и Снегурочка - это те кто носят имена - Янис и Лига. Только не они дарят подарки, а им, ведь у них именины. Лиго отмечают в одну из самых коротких ночей года. Имениннику Янису непременно должны подарить дубовый венок. А Лиге - венок из полевых цветов. Именно так их можно отличить от остальных. Поэтому этот товар в городе нарасхват. Ярмарки в Риге на каждом шагу. Непременные атрибуты Лиго - пиво и сыр. На праздничном столе они должны быть обязательно. Причем сыр должен быть с тмином. По народным поверьям, попадающийся в дольках тмин лучше всего хорошо разжевать - тогда пропадут все напасти. В Лигову ночь обязательно нужно искупаться - и прыгать через костер. Для того чтобы было светлее - ночью зажигают бочки на шестах. Бочки высоко поднимают и зажигают, чтобы было видно на соседнем хуторе, что здесь уже празднуют Лиго. Танцы и песни должны продолжаться всю ночь. За это время молодые должны найти в лесу цветущий папоротник. Если найдут - будут счастливы. По легенде, он расцветает именно в Янову ночь. За многовековую историю праздника его правда так и не нашли, но специалисты утверждают, что этот обычай улучшает демографическую ситуацию в стране

    Праздник включал в себя следующие обряды и ритуалы:
    возжигание огня;
    прыжки через костёр (или крапиву);
    скатывание колеса культ огня;
    в древности моления о дожде - Русалии;
    купание, обливание;
    "черпание росы" культ воды;
    в древности "Зелёные святки";
    легенда о распускающемся в эту ночь цветке папоротника;
    поверия, что деревья в эту ночь говорят, что травы, собранные на Ивана Купалу обладают чудодейственной силой;
    гадания на букетах о свадьбах культ растительности.

    Путь гипербореев – «Из варяг в греки»

    … Далее ладьи волхвов шли вниз по Клязьме, «охваченной буйством вошедшей в силу весны, ибо настала последняя русальная неделя пред наступлением лета и пред Купалою», как говорится в «Сказании о Битве цветов». Волхвы шли от Гороховца до Волги, к Дятловым горам, которые ответвляются от Пановых гор. Пановы горы - это современные Пановы горы близ Городца (Малого Китежа) на Волге. К Пановым горам в старину относили также и все Дятловы горы, на коих расположен Нижний Новгород. Легенды о Дятловых горах хранили общины, «корабли», основанные «кормчим», «богом обретённым», Прокофием Лупкиным в XVIII в. Они передавались среди людей графов Строгановых, водивших торговые суда с солью по Волге. В общины были вовлечены и сами Строгановы. Торговый дом Строгановых с «хлыстовской церковью» был на Нижнем Базаре в Нижнем Новгороде, стоял там с XVI в. по ХХ в. Он был на месте древнего урочища птицелюдей Могулей…





    Конь - символ солнца, плодородия, благополучия, имеет связь как с небом, так и с водой. Чертог Коня своим сакральным влиянием подталкивает человека, рожденного под этим знаком, учится соединять стихии: огня и воды, земли и воздуха; свет и тьму, также соединять воедино разрозненные знания и т.д. Ведь не спроста Конь был одним из символов Перуна. Фрагменты разрозненных знаний, словно огромные, тяжёлые, свинцово-серые тучи. Они собираются, подтягиваются издалека, по ходу своего движения перемешивая внутри себя водные капли, тем самым заряжая атмосферу вокруг, неведомой до определенного момента силой. И вот, момент в соприкосновении, объединяясь, знания пронзают пространство яркими вспышками молний. Сперва чуть заметно, потихоньку, затем их разряды начинают освещать все вокруг себя, создавая при этом единую картину миропонимания, и все это живительной влагой на землю… и чудо, радужный мост, объединяющий два совершенно противоположных мира… В общем разум людей, рожденных в Чертоге Коня, пытается решать глобальные Вселенские вопросы, при этом объединяя противоположные понятия в целостную картину мировосприятия.

    31 Вэйлетъ - 13 Хейлетъ

    Рунический символ называется йога, а йога - это соединение.


    Бог Купало

    Бог-Покровитель данного чертога Купала. У нас и сейчас бытует слово вкупе (вместе).

    Священное дерево - Вяз и Священная трава Папоротник . Оба дают духовное преображение, любовь. В народе также говорят любовь под вязами. А папоротник, распускающийся на Купалу или Перунов цвет - символ жизни, символ возникновения жизни как таковой и Вселенной в целом.
    Вечной жизни прекрасен цветок
    Сколько рук его охраняли
    Ведь каждый его лепесток
    Это разных галактик спирали. …
    Так же и Чертог Коня дает человеку стремительность и всеохватывающую жажду Жизни, главное, что бы за стремительным движением к какому-либо идеалу он не проскочил мимо идеалов более величественных и ценных, таких как духовное преображение. Папоротник в этом помогает человеку, в ночь на Купалу он назывался Перуновым Цветом, который по поверьям цветет в ночь на Летнее Солнцестояние и в грозовые ночи. Кто отыщет его и не убоится испытаний, тот удостоится особым видением сокрытого, пониманием тайного, проникнется сутью вещей. Под метафорой поиска Перунова Цвета скрывается Инициация.

    БОГ КУПАЛА (Купало) - Бог, который дает человеку возможность сотворить всякие Омовения и проводит Обряды Очищения Телес, Души и Духа от различных хворей-болезней. Бог, наставляющий на радостную и счастливую жизнь. Бог очищения, вожделения, любви, брачных пар; связан с водой и огнем. Отсюда и праздник КУПАЛЫ - праздник Священного Огня, СЛИЯНИЯ Земного и Небесного, ибо в каждом из нас внутренний зов жаждет жизни, потому и Родова сила пробуждает в нас Любовь, желание оставить семя в наследии, в людях делами и помыслами. Все как наверху, так же и внизу. Наидревнейший и всеми почитаемый праздник Купалы-СОЛНЦЕВОРОТА характеризует ЖИВОТВОРЯЩИУЮ силу СОЮЗА.

    В текстах отмечается, что «Куполо-бог правит мытни-цами всяческими и омовениями» (ВК, дощ. 38-А). В другом месте «А боги купалили, а дожди дождили, так что земля стала размокшей» (ВК., дощ. Зб-А). То есть, основные значения: «купание», «очищение водой» и земля «размокает» обратите внимание на то, что у славян матерью называется именно «Сыра-Земля». И вообще чистота духовная и физическая настолько почиталась у древних славян, что была возведена до уровня культа, поскольку следовать пути Прави, приближаясь, таким образом, к Богам и Пращурам, может лишь чистый человек». Только молясь богам, имея чистыми душу и тело, будем жить с Праотцами нашими, в Богах сливаясь в единую Правду» (ВК, дощ. 1). Славяно-Арийские Роды, почитали Бога Купалу наравне с Богиней Макошью и Богиней Тарой, а также Богами - Перуном и Велесом.

    Люди рожденные в Чертоге Коня, – это самые настоящие ретивые Кони.
    Они очень любят жить, получая от каждого дня, каждого мгновения настоящее неподдельное удовольствие! Они как правило, находят себе идеал, и мчатся к нему по бескрайним просторам степей всю жизнь. Служение идеалу – это миссия, и она никогда не выполняется быстро, если речь идет о Конях. Долгие годы они служат своей семье, возлюбленным, Родине, а также просто всем хорошим людям, а хороших людей они, ой, как чувствуют. Практически интуитивно они могут определить настроение человека, с добрыми ли он пришел намерениями. Часто такое чутье спасает представителей Чертога Коня от бед.
    Они очень свободолюбивы и любят порезвиться в бескрайних степных просторах, исходя из этого, жить в неволе для них не имеет никакого смысла. Однако современная цивилизация накладывает определенные оковы реалий. Невозможно современному человеку быть самим собой всегда, приходится следовать определенным правилам и нормам, то есть подчиняться За-КОНам.
    Но Чертог Коня может соединять в себе несовместимое и люди находясь под покровительством данного чертога всегда находят выход, иногда в философии. Там они могут полностью снять с себя оковы и думать об их особой реальности, справедливости и прочих вещах, правда иногда утопичных, Конь проявляет свою ретивость – если препятствия – то перепрыгнуть, если управляют – сбросить! Но к людям своего чертога отношение особое, они всегда На-КОНе, где не властвуют За-Коны. Поэтому жить по Кону и по За-Кону вещи разные, но вполне совместимые.
    И конечно же невозможно не затронуть тему семьи, ведь все влияние ниспосланное свыше благоприятствует созданию счастливой семьи. Родители из людей «Коней» выходят просто потрясающие! Они учатся на ошибках других, стремясь обойти грабли, пока другие на них наступают. Да и педагоги они отменные. Очень легко находят с детьми общий язык, чувствуют их душу.

    Чертог Коня, Купала объединяет людей, пьющих Жизнь большими глотками.
    Купала, покровительствующий этому Чертогу, дает людям устойчивость к внешним воздействиям, скорость принятия решений и замечательную работоспособность!
    Конь – настоящий дегустатор жизни, который любит как потрудиться, так и отдохнуть, пасясь на благодатных и щедрых лугах.
    Труд, а затем заслуженный отдых - вот девиз этого символа.
    Лучшие отцы и лучшие руководители – вот кто такие Верные Кони.
    Но бойтесь обмануть идеалы Коня. Тот, кто один раз утратил доверие, больше его не вернет. Сбрасывание наездника происходит резко и болезненно, Конь уносится в новые дали.
    Удивительно, но свободолюбие Коня нисколько не мешает ему стать хорошим семьянином.
    Конь - сложный знак. Если женщина решит отдать себя под покровительство этого Чертога, ей придется многое переосмыслить в жизни. Эгоизм окажется совершенно неуместным, и, возможно, ее ждет многодетное будущее, когда придется делить все тепло души со своей большой семьей.
    Тот, кто рожден под этим Чертогом, имеют философски разумный склад ума, не витают в облаках, а ставят перед собой реальные и достижимые цели. Могут одновременно начинать несколько дел, но всегда доводить их до логического завершения.
    Люди, которым покровительствует Купала, весьма любвеобильны, хорошие сексуальные партнеры и самые радостные дети Земли. Они тонко чувствуют природу, любят энергичные забавы.
    Преемственность поколений тоже подчиняется этому чертогу. Большая семья с патриархальным укладом - мечта любого Коня, поскольку ему обязательно нужно передать КОН, Закон, по которому обязаны жить его потомки. Кони сплачивают свой Род и делают его могущественным кланом.

    Чертог Коня – Свобода достойной жизни.
    См. .

    Купала и Кострама

    Бог Луны и Огня, бог огненных жертвоприношений и домашнего очага Семаргл Сварожич ночью стоит в небесах на страже с огненным мечом. Он не пускает в мир зло. Он так отвечал богине ночи Купальнице, которая звала его к Ра-реке на русалии - любовные игры:
    Мне всю ночь до рассвета нужно не спать,
    В небесах мне на страже нужно стоять,
    Чтобы Черный Змей не приполз из тьмы,
    Жито в поле широком бы не потоптал,
    Молоко у коров бы не отобрал,
    а у матушек - малых детушек.
    «Книга Коляды», X а

    Лишь раз в году в день Осеннего Равноденствия он сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы. И тогда Ночь становится длиннее дня и в мир черным облачком проникает зло.
    А в день Летнего Солнцестояния, через девять месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети - Кострома и Купала. В этот день начинаются Купальские праздники.
    По преданию, когда-то давным-давно, в день Купалы к Ра-реке прилетела птица смерти - Сирин. Она пела чудесные песни. Но кто слушал ее - тот забывал обо всем на свете. Он следовал за Сирином в царство Нави.
    Не послушались Купала и Кострома предостережений своей матери Купальницы, тайком от нее побежали они в чисто полюшко - послушать птицу Сирина, и от того приключилось несчастье.
    Судьба разлучила брата и сестру. Младенца Купалу по велению Повелителя Тьмы гуси-лебеди и птица Сирин унесли за тридевять земель.
    Прошло много лет. И вот Кострома, гуляя по берегу реки, сплела венок. Она хвалилась, что ветру не сорвать с ее головы венок. По поверью, это означало, что она не выйдет замуж. За похвальбу боги ее наказали. Ветер сорвал венок и унес на воду, там его подобрал Купала, проплывавший мимо в лодке.
    Кострома не узнала родного брата, обычай же повелел им жениться.

    Кострома, бела, румяна,
    за что любишь, ты, Купалу?
    Я за то люблю Купалу,
    что головушка кудрява,
    А бородка кучерява.

    Была сыграна свадьба, а после свадьбы жених и невеста узнали о том, что они - брат и сестра.
    Тогда они решили покончить с собой и утопились в реке. Кострома стала русалкой, или - мавкой. Боги, сжалившись, превратили Купалу и Кострому в цветок Купала-да-Мавка (Иван-да-Марья).

    В Ночь Купалы цветы будут люди рвать
    станут петь они, станут сказывать
    "Вот трава-цветок - брат с сестрою,
    то Купала - да с Костромою.
    Братец - это желтый цвет,
    а сестрица - синий цвет...
    «Книга Коляды», X а

    Песнь о Купале и Костроме из «Книги Коляды», пересказанная здесь, - это сводный список белорусских купальских песен. См.: Е.Р. Романов, «Белорусский сборник» (Выш. 8. Вильна, 1912). П. В. Шейк «Белорусские народные песни» (СПб., 1874). Белорусские песни сравнивались и с иными славянскими песнями. Также см.: А. А. Потебня, «Объяснение малорусских и сродных народных песен». (Т. 1-2, Варшава, 1887), «Поэзия крестьянских праздников» (Л., 1963) и др.
    Купала и Кострома - близнецы, подобные Кастору и Поллуксу. Созвучие имен не случайно. В Древней Греции был мудрец Эпименид (см., Иоанн Лидийский, О месяцах, IV, 47), который просидел пятьдесят лет в пещере Амалфеи на Крите, а выйдя оттуда стал утверждать, что боги ему поведали будто Кастор - женщина. Следует отметить, что в древности Купала (ср инд. Гопала, Капила) почитался ликом Крышам-Коляды. А Кострому почитали также и мужчиной, в Индии его можно соотнести с Кардамой Муни (дед Капилы).

    Иван да Марья на горе купальня!
    Где Иван упал - там берег зыбался,
    Где Мярья купалась, море волновалось…
    Иванова мать по бережку ходит, рубашечку носит…
    тонку полотняну, шелком вышивану.
    Иванова мать всю ночь не спала, у Петра ключи крала,
    Землю ими замыкала, росу выпускала.

    Купальские напевы (русские, белорусские, украинские).