• Общая характеристика лиц, подпадающих под систему осуществления профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а также иного антисоциального поведения несовершеннолетних. Контроль за поведением подростка Несовершеннолетний контроль за пове

    · безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и/или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

    · беспризорный – это безнадзорный, не имеющий места жительства и/или места пребывания;

    · несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

    Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных. Максимальная оценка дана Комитетом Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны – от 2 до 5 млн. беспризорников, минимальная – Министерством образования Российской Федерации – от 100 до 500 тыс. безнадзорных и беспризорных детей. Согласно оценкам Минтруда России, в стране около 1 млн. безнадзорных детей.

    Человеческий потенциал представляет собой главное богатство любого государства. Поэтому детская беспризорность и безнадзорность рассматриваются как показатели состояния национальной безопасности России. Распространение указанных социальных явлений содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества. Беспризорность и безнадзорность детей является угрозой будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.

    Основная причина возникновения и роста беспризорности и безнадзорности заключается в тяжелой социально-экономической ситуации в стране: распад семей, алкоголизм и наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малообеспеченных семей со стороны государства. Однако можно предположить, что даже после преодоления экономического кризиса проблемы, связанные с беспризорностью, все-таки останутся.

    Также детская беспризорность тесно связана с социальным сиротством, только за последние два года, в четыре раза выросло число родителей, лишенных родительских прав. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» , содержит нормы, обеспечивающие приоритетную защиту интересов детей и сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, в области здравоохранения, образования, трудоустройства, права на жилье, но его положения, к сожалению не исполняются.

    Также одной из основных причин этого явления стало разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования.

    Еще одной причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.

    Сформировалась новая система коммерческой и криминальной эксплуатации детской безнадзорности. Растет детская наркомания и алкоголизация, дети вовлекаются в криминальные сообщества.

    Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании. Изменились репертуары детских театров и кино, политика книгоиздания для детей. В детской и молодежной среде часто культивируются худшие образцы заграничной морали и культуры.

    В настоящее время государственными органами предпринимаются определенные меры для решения рассмотренных в работе проблем, например:

    · сегодня в стране приняты и, что немаловажно, действуют более ста нормативных правовых актов по вопросам семьи и детства;

    · создаются специальные программы по профилактике детской безнадзорности. Так, например, с целью изменения ситуации была разработана и принята Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей», направленная на формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.

    В 1999 году вступил в силу Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Однако в связи с неурегулированностью в этом законе некоторых вопросов возникают серьезные трудности в его правоприменении. Важно уравнять в правах несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, и тех, кто нуждается в экстренной социальной помощи государства .

    Существующая в России система организации решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации, отсутствие специального органа, ответственного за разработку и реализацию их комплексного решения, давно вызывает тревогу. Необходимо констатировать низкую эффективность многообразных усилий различных ведомств, государственных учреждений по решению этой проблемы. Требуется целенаправленная работа по совершенствованию деятельности общественных организаций, занимающихся детской беспризорностью.

    В последние месяцы проблема детской беспризорности находится в центре внимания Президента Российской Федерации, законодательных, исполнительных органов государственной власти, известных политических и общественных деятелей страны и средств массовой информации.

    Необходимы общие усилия всех ветвей власти и координация этих усилий для выработки стратегии на государственном уровне. Должны также быть структуры, отвечающие за стратегическое планирование мероприятий, аналитическую работу, исполнение, а главное контроль за конечным результатом.

    Проблема безнадзорности - это долговременная проблема, для решения которой потребуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур.

    Основным направлением решения проблемы уличных детей является система профилактических и предупреждающих мероприятий. При таком подходе главный центр воздействия должен быть перемещен на работу с семьей. Причем эта работа также должна оставаться комплексной и включать в себя меры помощи социального (в том числе и материального), психологического, педагогического и юридического характера. Люди же, берущие на себя миссию работы с уличными детьми и детьми «группы риска», должны в полной мере отвечать совокупности качеств зрелой личности. И качества эти - любовь, ответственность и забота. А также – профессионализм .

    «Полиция , – говорят, – отбирает по поводу и без повода на основании ФЗ-120. Поэтому этот закон надо радикально менять». Когда такое говорит митингующая против «ЮЮ» активистка, это печально, но простительно. Другое дело, когда закон не знает полковник полиции.

    Общественницу можно и понять, хотя она при этом невольно работает как раз на становление той самой «ЮЮ». Она душой переживает за отнятых детей, она слышит от полиции «мы забрали ребёнка на основании ФЗ-120 » и верит полиции на слово, потому что лично в законе не разбирается, так как ей, видимо, не приходится лично отбивать детей и спорить с кем-то на языке закона.

    О ловушке, которая ждёт борцов с ЮЮ в этом направлении, я подробно писал в двух статьях ( , ). Если верх возьмёт идея радикально реформировать ФЗ-120, то в этой работе могут одержать верх совсем другие силы, которые эту атаку на "полицейский закон" уже начали как раз для того, чтобы отнять полномочия у полициии и всю цепочку действий - от контроля за семьями до передачи детей в богатые руки - сосредоточить в одних руках. То есть чтобы довершить строительство ЮЮ. Пока их атака захлебнулась только потому, что их законопроект, разосланный Минобразом для отзывов 14 марта 2016 года, содержал слишком много глупостей. Вот один типичный пёрл: «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, в отношении которого комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав принято решение о признании его находящимся в социально опасном положении;» .

    Но разберёмся, как на самом деле связаны ФЗ-120 и отобрание детей?

    (1) Если полиция забирает ребёнка по причине "он был без законных представителей" (то есть с бабушкой или соседкой), то это противоречит ФЗ-120.

    (2) Если полиция забирает ребёнка по причине "социально опасного положения", то это тоже противоречит ФЗ-120.

    Хотя в обоих случаях полиция вам заявит: "Мы это сделали по ФЗ-120"!

    ФЗ-120 требует соблюдать Конвенцию о правах ребёнка, то есть (ст.9) "чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют... "

    Единственный случай, когда по закону ФЗ-120 ребёнка полиция доставляет в отдел это (ст.21 ч.2 п.1) когда ребёнок безнадзорный . А приведённые случаи - это (1) не безнадорность или (2) не обязательно безнадзорность! Что такое "безнадзорный", чётко написано в ст.1:

    безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

    То есть по закону не важно, под чьим ребёнок присмотром, а если он и один (дома или по дороге в школу), то этого ещё не достаточно, чтобы его сцапать.

    Так что беспредельничать позволяет не закон. Беспредельничать требует приказ МВД № 845 от 15.10.2013, который заставляет сотрудников полиции нарушать ФЗ-120. Указанные нарушения - это, соответственно, пункты 76.5.1 и 76.5.5 приказа. Полицейские или просто не знают закона, или приказ для них важнее закона, хотя статья 6 закона "О полиции" запрещает в таком случае этот приказ исполнять.

    Полномочие полиции доставлять в отдел действительно безнадзорных отнять невозможно - а кто же будет их подбирать? Надо только добиться, чтобы это были действительно безнадзорные. Для этого

    надо не менять закон, а отменять приказ.

    Что ж , общественники, даже очень яркие, к сожалению, бывают поверхностны и малограмотны. Но в конце концов, что с них взять, да и беззаконие держится не на них.

    Другое дело, когда закона не знают люди, которые отбирают или сопровождают детей. Это наглядно проявилось в беседе Ленты.ру с полковником Е.А.Новосельцевой и президентом фонда Е.Л.Альшанской. Выяснилось, что закона, а именно его самого важного для вопроса о изъятии детей термина "безнадзорность", обе не знают. Новосельцева помнит этот термин так, как он живёт в беззаконной практике применения Приказа. Эту беседу я .

    Общая характеристика лиц, подпадающих под систему осуществления профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а также иного антисоциального поведения несовершеннолетних.

    Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа. Понятие и признаки социального сиротства. Причины социального сиротства. Основные группы социальных сирот. Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа.

    Важнейшие определения.

    Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

    Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

    несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспри-зорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или со-держанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

    Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где ро-дители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) от-рицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

    индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

    профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

    Под социальным сиротством, понимается носящие постоянный, или временный характер детская безнадзорность или детская беспризорность, выражающиеся в ослаблении или в отсутствии родительской заботы.

    Дети, не имеющие родителей.2. Дети, родители которых лишены родительских прав, либо их родители находятся в местах лишения свободы. 3. Дети, родители которых в силу своего морально – нравственного облика не в состоянии выполнять свои родительские обязанности.

    Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

    предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

    обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

    социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

    выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобще-ственных действий.

    2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением кон-фиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профи-лактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

    1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

    1) безнадзорных и беспризорных;

    2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

    4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача любо употребляющих одурманивающие вещества;

    5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

    6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

    7) освобожденных из учреждений утоловно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

    8) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

    2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

    02.10.2019

    Памятка о контроле за времяпровождением ребенка

    Уважаемые родители!

    Начиная с сентября 2016 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры наблюдается увеличение числа пожаров и гибели людей. В связи с сезонным понижением температур жители начинают чаще использовать для обогрева печное отопление, бытовые электронагревательные приборы. Статистика подтверждает, что больше всего пожаров происходит в жилых домах и на дачных участках.

    В зимний период времени, а особенно в предпраздничные и каникулярные дни необходимо обеспечить контроль свободного времяпровождения несовершеннолетних детей, принять исчерпывающие меры по организации полезной занятости учащихся. Обратить внимание родителей (законных представителей) на необходимость принятия исчерпывающих мер по комплексной безопасности детей.

    Отсутствие должного родительского контроля за свободным времяпровождением детей может стать причиной, способствующей чрезвычайному происшествию с участием несовершеннолетних.

    Человеческий фактор является причиной очень многих возгораний, часто пожары в домах возникают в результате неосторожного обращения с огнём. Люди нарушают элементарные правила пожарной безопасности, не следят за исправностью либо нарушают правила эксплуатации бытовых электронагревательных приборов, другого электрооборудования, печного отопления.

    Последствия пожара – печальны, но их, как, впрочем, и сам пожар, можно избежать, соблюдая элементарные требования пожарной безопасности.

    Уважаемые родители! Ваша основная задача - обеспечить комплексную безопасность своих несовершеннолетних детей:

    Соблюдать требования пожарной безопасности;

    Не оставлять детей без присмотра взрослых;

    Контролировать времяпровождение несовершеннолетних детей;

    Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних, проводить с детьми разъяснительные беседы;

    Располагать информацией о местонахождении ребёнка в течение дня;

    Обращать внимание на окружение ребёнка, знать адреса и телефоны друзей.

    Помните, что согласно ст. 63 Семейного Кодекса родители несут персональную ответственность за жизнь и здоровье своих детей. Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства является родительский контроль за поведением и свободным времяпровождением своих несовершеннолетних детей.

    Ребенок должен находиться под контролем, заботой и вниманием родителей 24 часа в сутки! При этом родителям необходимо держать связь с образовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования по вопросам воспитания и обучения детей.

    Помните, что жизнь и здоровье ребенка зависит от нас: взрослых, родителей, педагогов, жителей района.

    О необходимости контроля за времяпровождением ребенка

    Каждый из родителей желает, чтобы их дети были здоровыми, благополучными, законопослушными людьми. В связи с этим хочется напомнить родителям простые правила, выполняя которые, можно предупредить негативное влияние на детей, предостеречь их от попадания в круг преступников, наркоманов, токсикоманов и алкоголиков:

    1. Постоянно обращайте внимание на ответственное отношение к сохранности личных вещей, в том числе мобильных телефонов, велосипедов и к появлению у них новых вещей, которых вы не приобретали.

    2. Требуйте от своих детей ношения в темное время суток световозвращающих элементов (фликеров). Жизнь и здоровье детей гораздо дороже стоимости фликера. Объясняйте детям, что при переходе проезжей части необходимо быть максимально внимательным и начинать переход только после остановки транспорта. Не думайте, что беда приходит в семьи только других.

    3. Не допускайте бесцельного, бесконтрольного времяпровождения детей на улице. Рано или поздно это приведет к совершению правонарушений. В любой момент времени вы должны знать где, с кем находится ваш ребенок, чем занимается. Круг общения своего сына либо дочери вы должны знать с именами и фамилиями, адресами и телефонами.

    4. Не допускайте нахождения ребенка вне дома в позднее время суток и в ночное время. Если сын или дочь отпрашиваются переночевать у друзей либо знакомых, будьте уверены, что ничего хорошего от этого Вам ждать не придется. Как правило, в таких ситуациях ваш ребенок хочет бесконтрольно и весело провести время. Большая часть преступлений подростками совершаются именно в позднее и ночное время, а также ваши дети сами могут стать жертвой преступления.

    5. Обязательно посещайте родительские собрания, поддерживайте связь с классным руководителем, социальным педагогом, обращайтесь за помощью к педагогу-психологу.

    6. Больше общайтесь с ребенком о его делах, проблемах, успехах и неудачах, о взаимоотношениях со сверстниками, в том числе в школе и по месту жительства.

    7. Ваши дети должны четко понимать, что вы крайне отрицательно относитесь к употреблению алкоголя в несовершеннолетнем возрасте, регулярно напоминайте им об этом. Не вздумайте наливать им алкогольные напитки, в том числе на праздники. Если же вы это делаете, то сами способствуете «воспитанию» будущего алкоголика. В соответствии со ст.20.22 КоАП РФ распитие в общественных местах алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива, либо появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, влечет наложение штрафа в размере от тысячи до двух тысяч рублей. Если вашему ребенку не исполнилось 16 лет, то по ст.5.35 КоАП РФ за невыполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним административного правонарушения либо преступления, штраф налагается на родителей в размере от ста до пятисот рублей.

    8. Если вы позволяете ребенку курить либо «закрываете на это глаза», то вы рискуете, что, кроме проблем со здоровьем, ребенок в будущем приобретет и другие вредные привычки: употребление алкоголя, токсических веществ, наркотиков. Кроме того, в соответствии со ст. 6.24 КоАП РФ курение в местах, где оно в соответствии с законодательством запрещено, в том числе в учебных заведениях и на их территории, влечет наложение штрафа от пятисот до одной тысячи рублей.

    ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

    Статья 18. Несоблюдение требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда

    1. Допущение родителями (лицами, их заменяющими), юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нахождения детей в возрасте до 18 лет на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, определяемых представительным органом муниципального образования, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

    2. Допущение родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нахождения детей в возрасте до 16 лет в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах, определяемых представительным органом муниципального образования автономного округа, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

    Примечание. Под ночным временем понимается:

    Административную ответственность в соответствии с настоящей статьей не несут должностные и юридические лица, сообщившие в органы внутренних дел об обнаружении ребенка в местах, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, и принявшие меры, направленные на предупреждение причинения вреда здоровью ребенка, его физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

    Помните, что самый главный и решающий фактор в воспитании ребенка - это личное поведение и образ жизни его родителей. Будьте достойным примером для своих детей!