• Дидактическая игра собери матрешку. Занятия с матрешками для самых маленьких. Обыграть игрушку-матрешку Вам помогут стишки для малышей

    Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.

    Материал: 4 матрёшки с геометрическими рисунками-схемами, геометрические формы, «дорожки».

    Описание игры.

    Вариант № 1 – «Наряди» !

    Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.

    Вариант №2 – «Дорожки для матрёшек».

    Ребёнок берёт понравившуюся «дорожку» и выкладывает на неё фигуры одной формы, но разные по цвету. Игра считается оконченной, если выложены все фигуры на дорожку или пока вся дорожка не заполнится: треугольниками, кругами, прямоугольниками, квадратами.

    Вариант № 3 – « Матрёшка на дорожке».

    Этот вариант для детей, которые хорошо справились с вариантом № 1 и № 2.

    Ребёнок выбирает понравившуюся матрёшку и «наряжает» её. Заполняет все контуры геометрическими фигурами. После этого берёт любую дорожку для своей матрёшки и выкладывает на ней геометрические фигуры (разные по цвету).

    Вариант № 4 – « Найди матрёшке её дорожку».

    Последний вариант игры позволит ребёнку закрепить все предыдущие варианты игр.

    Ребенок берёт матрёшку в красной косынке и выкладывает на ней по контурам все геометрические фигуры. Затем ему нужно найти «дорожку» с красной геометрической фигурой и выложить на ней все треугольники (разные по цвету). Игра считается законченной, если матрёшки будут стоять на дорожах.

    Название: Авторская дидактическая игра для младших дошкольников «Наряди матрёшку»
    Номинация: Развивающие игры /дидактические
    Автор: Варшавская Наталья Владимировна
    Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
    Место работы: МБДОУ Детский сад № 54 «Веснушки»
    Месторасположение: г. Междуреченск, Кемеровская область

    Яна Семёнова
    Дидактические игры с матрёшкой для детей старшего дошкольного возраста

    Д/и «Угадай, какая матрешка спряталась

    Цель : Учить различать Семёновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую, Вятскую и авторскую матрёшку . Развивать внимание, зрительную память, умение описывать матрешку по памяти .

    Ход : Воспитатель предлагает рассмотреть все виды матрешек , назвать их отличия от других, затем накрывает платком и убирает одну из матрёшек . Дети угадывают, какая матрёшка исчезла , и обосновывают свой выбор. Ребенок должен описать пропавшую матрешку .

    Д/и «Собери матрёшкину семейку »

    Цель : Продолжать учить различать разные виды матрешек

    Материал : Несколько видов матрешек

    Ход : Матрешки разбираются и перемешиваются, дети ищут матрешку – маму , а потом к ней подбирают всю её семью. Игру можно проводить, как соревнование между детьми.

    Д/и «Кто в мешочке?»

    Цель : Учить узнавать наощупь деревянные игрушки, описывать их, рассказывать, как можно с ними поиграть. Развивать интерес к русским народным промыслам. Развивать воображение.

    Материал : Чудесный мешочек, матрешки и другие деревянные игрушки (шнуровки, пирамидки, вкладыши, куколки, конструктор, кубики, машинки и т. п)

    Ход : Дети, по очереди вытаскивают из мешочка игрушки, отгадывая наощупь, что они достали и как можно поиграть в эту игрушку. Отмечаются самые оригинальные придуманные детьми игры .

    Д/и «Какая матрешка лишняя »

    Цель : продолжать учить находить общие признаки предметов и вычленять один предмет, не обладающий этими признаками. Учить обосновывать свой выбор, анализировать. Развивать логическое мышление.

    Материал : Несколько видов матрешек

    Ход : воспитатель создает группы матрешек , с одинаковыми признаками (рост, цвет, размер, роспись) и добавляет в группу матрешку не соответствующую признакам группы. Дети должны выделить лишнюю матрешку в группе . Затем, дети сами составляют такие группы друг для друга.

    Д/и «Матрешка с сюрпризом »

    Цель : вызвать положительные эмоции, развивать умение спокойно общаться в детском коллективе, вызвать желание проявить себя творчески.

    Материал : семейка матрешек , по количеству детей , фишка

    Ход : Воспитатель, или ведущий кладет в одну из матрешек фишку , перемешивает матрешек и раздает их детям . Тот ребенок, кому попалась матрешка с «сюрпризом» должен рассказать стишок, спеть песенку, станцевать, загадать загадку или как-то, по другому творчески проявить себя. Затем этот ребенок становится ведущим.

    Д/и «Угадай, что в матрешке »

    Цель : Развивать логическое мышление, связную речь, учить задавать вопросы.

    Материал : большая разборная матрешка , небольшие предметы или игрушки, которые могут в ней поместиться.

    Ход : Воспитатель или ведущий прячет в матрешке игрушку или предмет , дети задают вопросы, выясняя, что лежит в матрешке . Например : То, что лежит в матрешке округлой формы ? Это игрушка? У этого предмета есть колеса? Этот предмет зеленого цвета? Это машинка? Выигрывает ребенок , который первым догадался, что лежит в матрешке . Он же становится ведущим.

    Д/и «Собери и назови»

    Цель : Продолжать развивать умение собирать картинку из 8-12 частей, и называть какая матрешка получилась (Семёновская, Загорская, Полхов-Майданская)

    Материал : разрезные картинки – матрешки 3-4х видов

    Д/и «Угадай, про какую матрешку рассказываю »

    Цель : учить отгадывать матрешку по описанию и называть её, описывать внешний вид матрешки , различать виды матрешек

    Материал : несколько видов матрешек

    Ход : Воспитатель, а в последствие ведущий, описывает матрешку , её размер, детали, формы, элементы узоров, а дети должны догадаться, о какой именно матрешке идет речь и назвать её.

    Д/и «Одежки для матрешки »

    Цель : учить создавать узоры по мотивам знакомых видов росписи, правильно располагать их на переднике или сарафане матрешки

    Материал : шаблоны матрешек с нераскрашенными сарафанами и передниками, карандаши, кисти, гуашь

    Ход : Воспитатель с детьми рассматривают альбомы с разными видами росписи (Городец, гжель, хохлома, семёновские матрешки , полхов-майданские, загорские и т. п). Отмечают характерные элементы росписей, расположение узоров.

    Затем дети на своих шаблонах создают различные узоры и раскрашивают их.

    Д/и «Укрась матрешку »

    Цель : совершенствовать аппликативные навыки, развивать умение вырезать цветы, листики, завитки, учить правильно располагать узор на фартуке, сарафане матрешки , чередовать элементы узора

    Материал : шаблоны матрешек с нераскрашенным сарафаном, заготовки для вырезания, круги, квадраты, ножницы, клей кисти, салфетки.

    Ход : воспитатель сообщает детям, что на фабрике по производству матрешек требуются мастера для украшения матрешек , и предлагает детям попробовать украсить сарафан матрешки при помощи аппликации. Воспитатель предлагает придумать свой узор для сарафана из цветов, листиков, завитков. Рассматривают узоры на матрешках . Вырезают, наклеивают узор на свой шаблон. В конце игры каждый мастер рассказывает о своей работе.

    Д/и «Где спряталась маленькая матрешка

    Цель : Развивать логическое мышления и навыки порядкового счета.

    Материал : набор из 8-10 матрешек

    Ход : Воспитатель выставляет в ряд всех матрешек , а самую маленькую прячет в одной из больших, и сообщает детям : «Маленькая матрешка спряталась в 4й матрешке слева , или в 5й справа», - дети должны угадать, где спряталась матрешка . Задания можно усложнять, например : «Маленькая матрешка спряталась между 2й и 4й матрешкой справа , в самой низкой матрешке из первых 5ти , в самой высокой из последних 3х, и т. д.» Ребенок, который правильно отвечает, становится ведущим, и сам прячет матрешку и задает вопросы с помощью взрослого.

    Публикации по теме:

    Хочу представить вашему вниманию, свои пособия которые были куплены в магазине изготовлены с душой воспитателем и родителями. Бесспорно.

    Дидактические игры по формированию экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры на формирование экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста Игра «На животноводческой ферме». Дидактическая.

    Дидактические игры для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 1.«Составь из палочек» Цель игры: Развивать логическое.

    Дидактические игры по математике для детей старшего дошкольного возраста Социально-экономические перемены, происходящие в обществе, оказывают большое влияние на изменение требований к качеству воспитания и обучения.

    Одной из основных задач общеобразовательной программы дошкольного образования является речевое развитие детей. В последнее время наблюдается.

    Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Одним из эффективных и наиболее интересных для.

    Дидактические игры по развитию речи и обучению грамоте для старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Грибочки с секретом». Развитие речи. Обучение грамоте. Для старшего дошкольного возраста. Материал: Грибочки (из киндера.

    Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Великая Отечественная война1941-1945гг».

    Дидактическая игра для дошкольников

    Цель: Развивать внимание, мышление, воображение.
    Материал: листы белой бумаги, картон: желтый, красный, зеленый; клей пва, ножницы, акварель, кисть, лак.
    Изготовление: Нарисовала тридцать матрешек – пятнадцать пар. Разукрасила акварелью. Каждые десять матрешек приклеила на картон разного цвета: желтый, красный, зеленый. Вырезала. Затем покрыла лаком.
    Дидактическая игра «Весёлые Матрёшки».- универсальная игра. В нее могут играть дети 3-7 лет, как во время занятий. так и в свободное время.

    Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась 100 лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел игрушку – старика-мудреца Дарума. Это была игрушка-неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще такая же кукла Дарума, только поменьше. И художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японца Даруму. А кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри каждой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще поменьше, и еще, и еще… (Показывает матрешку.)
    С.В. Малютин нарядил каждую куклу в расписной сарафан, в яркий платочек и пестрый передничек. И назвали эту куклу Матрешей, старинным русским именем, как добрую, красивую девушку, которая работала в доме у художника.
    Так родилась матрешка – разъемная деревянная кукла. Самый подходящий материал – это сухая липа или береза, так как она очень мягкие, легко поддаются вырезанию ножом. Заготовки из дерева обрабатывались шкуркой, а затем из расписывали художники.
    Предлагаю несколько вариантов.
    1 вариант. Найди каждой матрешке подружку- пару.

    2 вариант. Найди 2 одинаковые матрешки.


    3 вариант. Найди отличия.
    Из двух матрешек:


    Из трех матрешек:


    и т.д.
    4 вариант. Закрепи названия цветов: желтый, красный, зеленый.


    Существует еще много вариантов использования «Весёлых Матрёшек» во время игровых программ

    Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.

    Материал. 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.

    Содержание. По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Воспитатель обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я - Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! - говорит воспитатель. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.

    Дидактическая игра «Длинное - короткое»

    Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

    Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

    Содержание. Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Воспитатель достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина.

    После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.

    Дидактическая игра «Подбери фигуру»

    Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

    Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанный из картона.

    Раздаточный материал: карточки с контурами 5 геометрических лото.

    Содержание. Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.

    Дидактическая игра «Три квадрата»

    Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

    Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.

    Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается, - помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах, говорит воспитатель.

    Игра «Справа как слева»

    Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.

    Содержание. Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая - вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-человечек тот девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот - мальчишка». Дети рассматриваю рисунки».

    Геометрическое лото

    Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

    Материал. 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. по 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т. д. ; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).

    Дидактическая игра «Какие бывают фигуры»

    Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником давая их в паре уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

    Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный материал: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

    Содержание. Кукла приносит фигуры. Воспитатель показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

    Дидактическая игра «Широкое - узкое»

    Цель: формировать представление «широкое - узкое».

    Содержание. Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами

    Уважаемые педагоги, родители!

    Обучение математике ребенка нежелательно без использования занимательных игр. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом индивидуальных и возрастных возможностей ребенка и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать развивать ум ребенка, расширять и углублять математические представления. Математический материал используется и с целью формирования представлений, ознакомления с новым материалом.

    Дети очень часто активны в восприятии нового материала. Они постоянно ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, изобразить. Это его увлекает. При этом ребенок пользуется двумя видами поисковых действий: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода).

    «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей». М. Монтессори.

    Представляю вашему вниманию настольно-дидактическую игру «Математические матрешки» с наглядно-игровым материалом.

    (для детей дошкольного возраста 3-4лет)

    Описание дидактической игры: игра в виде матрешек с приставными деталями (матрешка, фартук, бусы). Данная игра можем использоваться для детей 3-4 лет. Она может проводиться с подгруппой детей, индивидуально, самостоятельно. Рекомендуемое время игры 5-7 мин. Данную игру можно рекомендовать родителям .

    Цель: формирование элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Познакомить детей с правилами дидактической игры.

    2. Способствовать развитию математических способностей детей.

    3. Развивать коммуникативные навыки.

    4. Создать условия для самостоятельной деятельности детей.

    5. Закрепить математические понятия: большой – маленький; один – много, ни одной; выше – ниже.

    6.Закрепить цвет и умение ориентироваться в пространстве.

    Варианты использования дидактической игры.

    Вариант 1. «Сосчитай матрешек»

    На столе разложены матрешки. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

    Мы красавицы матрешки

    Разноцветные одежки.

    Раз – Матрена,

    Два – Малаша,

    Мила – три,

    Четыре – Маша,

    Маргарита – это пять,

    Воспитатель предлагает детям сосчитать матрешки и ответить на вопрос: «Сколько всего матрешек?». Затем убирает матрешки, оставляет одну и предлагает ответить на другой вопрос «А теперь сколько матрешек?». Затем убирает все матрешки и задает вопрос: «Сколько осталось матрешек?»

    Вариант 2. «Подбери фартук для матрешки»

    На столе разложен дидактический материал. Воспитатель рассказывает, что у матрешки много подружек, и все они собираются в гости. «Давайте посмотрим, все ли в порядке у матрешек?». Предложить детям подобрать матрешкам фартук по размеру.

    Вариант 3. «Разложи матрешки по величине»

    На столе в хаотичном порядке разложены матрешки. Воспитатель дает задание: посмотри и разложи матрешки по величине. При сравнении матрешек по высоте закрепить умение пользоваться приемом наложения и приложения их друг к другу, раскладывать в возрастающем и убывающем порядке.

    Вариант 4. «Найди одинаковые матрешки»

    На столе разложены матрешки. Воспитатель предлагает ребенку внимательно посмотреть и найти подружку матрешки такую же, как она.

    Вариант 5. «Найди различия»

    На столе разложены матрешки. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на матрешек и найти чем они отличаются друг от друга (различие: глаза, губы).

    Вариант 6. «Собери бусы для матрешки»

    На столе лежат матрешки. Воспитатель сообщает, что матрешки нарядились, и им захотелось еще надеть бусы, да вот беда – бусинки рассыпались. «Давайте поможем матрешкам собрать бусы. На каждой нитке должны быть бусинки одного цвета». Закрепить умение отвечать на вопросы: «Сколько всего бусинок? Какого цвета бусинки рассыпались?»

    Желаем Вам успеха! Играйте с удовольствием!