• Дислексия у детей и методы устранения. Что такое дислексия? Дислексия у детей: симптомы и лечение. Методики коррекции и лечения дислексии

    Добрый день! Может кто подскажет хорошего нейропсихолога. VeraG.i.t.s
    У нас целый букет диагнозов, не самые ужасные, конечно, но тем не менее в совокупности ребенок сложный. Интеллект снижен, хоть и не сильно, психо-развитие с отставанием в 1-2 года, сдвг, дисграфия, дислексия, стертая дизартрия, астенический синдром. Все вместе ОВЗ. Учиться тяжело. Преодолевать конфликтные ситуации и неудачи - очень тяжело. Но мы уже привыкли. Что есть, то есть, учимся все вместе с этим жить, справляться и достигать результата. Хотя достигать по учебе тяжело,тк мозг работает избирательно, очень низкая аудиторная воспреимчиаость. Там где и здорового ребенка в голове отложится с 3х раз, надо 30 раз. И то не факт, что результат будет одинаков. Младший 7-летка усваивает материал во много раз быстрее и легче. Я прям рада, что разница в 6 лет, и что старший с большим разрывом пойдет в годах по учебе и не увидит сравнений успеваемости с младшим. Тк ему тоже тяжело не ощущать себя успешным. Я вам вообще скажу, что детям гораздо тяжелее переживать свои особенности, чем взрослым. Если вы чувствуете свою какую-то вину и не успех, то детям это еще заметнее. Не только вам хочется своим знакомым рассказать, как в школе все отлично и похвастать результатом, но и ребенку хочется. А окружение жестоко. Там где смолчите вы и взрослые ничего не скажут, дети не промолчат. Поэтому взрослому родителю, имхо, категорически нельзя жить в таком отношении к не успеху ребенка, которому так нужна поддержка хотя бы внутри семьи

    З.ы. а про ВО я пример привела не к тому, что для вас оно обязательно, а к тому, что не только вы живете в каких-то своих ожиданиях и стереотипах. У всех есть свои представления о жизни, а потом бац,и вы или ваш ребенок в эти рамки капец, как не вписывается. И перестроиться очень тяжело

    А про учебу я в соседних темах писала. Пока что надо 9 классов осилить, а дальше скорее всего колледж. Как туда попадать будем, правда, не знаю. VeraG.i.t.s
    В Преторе 300р. стоимость заключения специалиста. В этом году проходили для ПМПК. В один день проходите всех нужных. Непростая
    Нет- нет, у меня по поводу ВО нет никаких загонов. У нас в организации есть сотрудники без ВО и это не отражается на зарплате более того когда я принимала сотрудников самостоятельно этот вопрос меня сильно не интересовал. Более того они не менее талантливы, просто не хватило денег выучится в своё время. Я ДИПЛОМ НИ РАЗУ НЕ ДОСТАВАЛА.Я всю жизнь занимаюсь спортом, сейчас у нас своя организация и показывать мне его некому.Я всю жизнь пела, танцевала играла в школьном театре. Училась я хорошо, но конечно так как я спортсменка иногда 5 мне ставили из за статуса. Я это понимаю, собственно в университет меня взяли без экзаменов по той же причине.Поэтому наличие ВО это галочка без которой можно жить и жить хорошо. А, дочь учебой не радует, со спортом пришлось завязать, не в меня и не в отца, вот от этого и страшно за ее судьбу.У нас в поликлинике к сожалению пройти что либо невозможно, у меня ребёнок зрение -6 конечно мы наблюдаемся в платной клинике, однажды я пыталась попасть на приём в потаолису пришла 15 числа мне сказали приходите 27 до 8-00 утра, я приехала 7–35 отстояла в очереди 20 минут после чего мне сказали все записи больше нет!Пояснили что нужно прийти через месяц в 6-00 занимать очередь и может быть тогда повезёт.Поэтому младший ребёнок сейчас на пакете 12 месяцев в частной клинике где и вызов врача и прививки, анализы. Выхода к сожалению нет, бесплатно сидеть по 2 часа в очереди я не могу. Со старшей сидела, но тогда и позволить не получалось оплатить частную клинику, сейчас тоже дорого но что делать.Со старшим ребёнком ходим по необходимости ну зрение само собой у нас раз в пол года обследование и аппаратное лечение все платно, остальное по случаю.Я поэтому посчитав, немного напряглась золотая комиссия выходит. Выписку от педиатра я взяла, одно название 2 строчки, ещё и написали что ребёнок начал ходить в 11 месяцев, ага видимо с младшей перепутали, все не правда с потолка написано. Спасибо вам за вашу историю, но все же какой у вас диагноз, у ребёнка и что вы планируете по обучению дальше?Если не секрет.

    Natalia писал(а):
    Добрый вечер. У меня дочка в 4 классе. И мне знакомы тетрадки с кучей грамматических ошибок, стихотворениями которые в первом классе мы учили часами, читали мы с пропусками и горючими слезами, осмысление текста было далекой мечтой, мама была в шоке и истерике, потому что ей было не понятно, почему ребенок не понимает простых вещей. В первом классе моего ребенка учитель с еще несколькими одноклассниками вывел к доске и сказал что это будущие двоечники. Сегодня у нас твердая СВОЯ тройка по русскому языку. Бывают и четверки. Литература твердая четверка. Стихи учим легко, не хуже обычных детей. Математика между тройкой и четверкой (за счет русского и аккуратности). При этом учимся мы без маминой помощи. Сама.
    Я просто дошла до точки и забила на школу и учителей, тройку хотя или не хотя все равно выведут. А мы с ребенком без всего наседания стали спокойны. Садились и учили стихотворения держась за ручки, я подбадривала ребенка и говорила, что она справится. Занимались с логопедом с первого класса. Исправляли, исправляли, исправляли по десять раз одно и тоже. Ходили на скрипку в музыкальную школу. И когда она говорила, что в классе ее обижают и считают глупой, я говорила ей, что таких как она в классе одна, ведь то сколько труда она положила на одну хорошую оценку не приложил никто в классе. И ее тройка по вложенным усилиям не хуже пятерки отличника. Для меня стало целью не хорошее обучение в школе и хорошие оценки, а ее уверенность в себе, ведь именно это убивает школа в наших особенных детях, их веру что они не хуже остальных, а может и лучше, и умнее. Вот такое несколько эмоциональное сообщение у меня получилось после прочтения форума. Спасибо всем, почерпнула много интересного и нового.

    Отличное у вас вышло сообщение! Вы молодец! Побольше бы людей читали такие посты и знакомились с тем, что на самом деле бывает у других. А то эта ситуация, когда все вокруг лучше знаю и гнобят... вечная проблема общества
    Цитата:
    Сегодня у нас твердая СВОЯ тройка по русскому языку. Бывают и четверки

    Молодцы! Понимаю вас отлично. Мы так же радуемся заслуженным тройкам. Я не скажу, что у сына это крепкий результат (перешел в 7 класс), но точно стало лучше. Бывают четверки, иногда учат контрольные тексты или слова, делает 1-2 ошибки -для него огромнейшее достижение.
    И, да, важна не сама оценка, а что ребенок стал более уверенным в себе. Почувствовал пусть и свой, а не как у всех, но успех. ЧТо есть прогресс и так далее. Хотя если не концентрируется по максимуму, то все равно скатывается на раз-два. Приходится всегда быть в тонусе
    VeraG.i.t.s писал(а):
    Здравствуйте, у меня дочь 9 лет не пишет не читает. Подозрение на дисгравию,дислексия.Было 2 репетитора оба отказались со школы сейчас отправляют на ПМПК но это так дорого что за раз не пройти каждый специалист 1,5 -2 тысячи.Еще со школы предлагают сдать ребёнка в интернат для умственно отсталых, но я не скажу что она прям Д.... . Она понимает в музыке ходит в кино, ездила в лагерь в этом году, математику считает плохо но все же.Какая вероятность что нам дадут индивидуальное обучение хотя бы? В интернат сдать это уж совсем мне кажется дно. Ясно что перспективы не радужные на дальнейшую жизнь и так, это мне ее обеспечивать пока не помру ведь никуда ее на работу не возьмут никогда.Но интернат это же по-моему клеймо на всю жизнь.Так стыдно что у меня такой ребёнок, пока молчим и не говорим даже родственникам даже муж не все подробности знает.и ещё вопрос кто ходил на ПМПК там родителям прям в лоб говорят что ждёт дальше или дают надежду хоть какую то?

    Я заезжала в магистр за списком документов, и как там общаются мне уже не понравилось. А когда я такого ребёнка приведу вообще всех собак спустят. Но я не знаю почему она такая, я сама занималась с ней и на развивалка ходили и репетитор был не один, только результата нет.


    У вас очень тяжелый настрой. Вам не должно быть стыдно, разберитесь в себе. И нельзя, конечно, чтобы отец ребенка был изолирован от ситуации.
    в ПМПК очень хорошие люди сидят, ничего плохого или грубого они вам говорить не будут, действуют в интересах ребенка
    всех врачей для пмпк можно пройти бесплатно
    VeraG.i.t.s писал(а):
    Ой,нет в поликлинику не попасть. Если даже повезёт и запишут только недели через 3 ещё и сидеть там пол дня у меня есть маленький ребёнок 11 месяцев и с ней там столько не вытерпеть, а оставить не скемц.Решили платно половину врачей и вторую половину через недельку. В школе предлагают интернат - знают что у меня маленький ребёнок аргументируют это тем что так мне жить легче будет. Типа никаких проблем и вечных скандалов из за уроков. И на собрания ходить не надо краснеть у всех дети нормальные, а у меня..... сплошные слезы.Да и ясно что им такие дети не нужны Мы продублировали первый класс это мое решение было думала все наладится но результата нет, учитель хороший без нареканий дело в ребёнке.

    Мы ПК прошли 3х врачей в один день,если мне память не изменяет. Вообще без очередей. Так и сказала, что для комиссии срочно надо. Платно мы прошли только невролога, но это только потому, что нам надо было ОЧЕНЬ срочно и я работаю

    Добавлено спустя 12 минут 12 секунд:


    Эх... я вот универ самый сложный в городе закончила, магистратуру еще, и даже в аспирантуру в одно время идти подумывала. А ребенок мой, надеюсь, хотя бы в колледж поступит и 9й класс окончит. А иногда мечтаю, что все 11 классов осилить сможет, хотя это вряд ли. Но что поделаешь? Он такой. Максимумы у него другие, совместные наши цели тоже. Идем в максимальной для него дорогой, а не для тех, кто "стандартный". И мне за него не стыдно. Жаль только, что не все окружающие понимают. Но чего от них требовать. если даже мамы не простых детей не понимают?..

    З.ы. Я раньше людей без ВО считала недолюдьми, в ваших терминах это "дно", наверное. Знаете, как тяжело от своих собственных убеждений и принципов отказываться?.. llazy , пусть так. Собственно, все мы переживаем за своих детей и хотим им самого лучшего. Это - нормально) Даже если это тоже стигматизированно. gemka
    у вас как и у большинства русских людей слово "не нормальный" стигматизированно.
    На самом деле это ни хорошо и не плохо - это описание изменений, отклонений от нормальной физиологии и анатомии. В институте сначала учат "нормальную анатомию" и "нормальную физиологию", а потом всю остальную.
    Понимание процессов позволяет тем у кого достаточный базис видеть куда направлять коррекцию и как этого достигать в максимально короткие сроки короткими путями. Всего лишь.
    ἰδιώτης - греческое слово в том числе обозначающее один, отдельностоящий, ограниченный, гражданин не имеющий права голоса. И это медицинский термин - идиот и идиотия - ограничнность интеллекта, пользоваться ими в современном обществе нельзя, без риска быть обвиненным в оскорблении, потому что сами люди вложили в них смысл которого не было изначально.
    Тоже самое происходит со словом ненормальный - хотя это термин описывающий любые изменния вне физиологичских пределов. Человек с температурой 38 - тоже не нормальный. llazy , думаю, что мой бы в его самой первой школе и 4 года просидел и ничего на выходе не получил. Только психическую травму. А так - все у него нормально. То, что "обычно люди так не делают" - не повод говорить о "ненормальности". Это - особенность, а не недостаток. Обычно люди не могут с высокой точностью запомнить карты, а мой - может. Ходячий атлас эдакий. Обычно людям надо учить таблицы и схемы, а мой их запоминает визуально, воспроизводит, а после уже читает, что там сам написал. И историю и другие "устные" предметы - он не учит, он их "переживает" в своей голове и воспроизводит пережитое, а не заученное. Он рассказывает не зазубренное, а описывает то, что "видел". Ничуть с не меньшей точностью, чем те, кто думает словами. И так далее. Не нормальный? Ой... да пусть так, если прям сильно хочется кому-то))) Но как раз такие "ненормальные" способны создавать что-то новое и демонстрировать нестандартные подходы. Он не привязан к тому, что "обычно делают вот так". Да плевать ему, как там делают обычно)) Да, сложности могут возникать в школе, когда кто-то требует делать все исключительно стандартно и ни шагу в сторону. Научился относиться философски к этим "стандартам". Запоминает визуально, что от него хотят (как шаблон), а дальше свое решение оформляет по этому шаблону, если настаивают. Школа закончится рано или поздно. А дальше его "особенность" может дать и преимущества. Его не изменить, толку пытаться делать из него "нормального", если ему и так хорошо? gemka
    Я в курсе что дислексия и дисграфия могут быть совершенно изолированным синдромом при при прочих сохранных функциях.
    Но два года в общеобразовательной школе и люди которые занимались специально во внеурочное время - и ничего на выходе - очень редко бывает что это изолированный синдром. Детей с недиагностированным УО в Новосибирске полно. Качество диагностики иногда никакое.
    Моему ребенку статус выставлен по формальным признакам - потому что она не коммуницирует, не хочет. Вообще тот кто научился читать сам у того IQ 70 и выше по умолчанию. Ей двять и она читает уже пару лет на двух языках - её никто не учил, cама заинтересовалась и обучилась. Других проблем полно.


    ну как у него нормально - он через визуальную память и мысленные образы оперирует с письменной речью - обычно люди так не делают, у нас автоматизированное письмо.

    Единственная проблема дисграфиков \дислексиков - школьные методики не расчитаны на детей с особенностями восприятия. Они стандартизированные. Дефектолог работает подстраиваясь под ребенка. llazy , удачи вашей дочери. Я, собственно, тоже писала, что УО просто так направо и налево не дают. Это деньги, большие расходы, и если ребенок с сохранным интеллектом окажется в школе 8-го вида - это рано или поздно может выясниться, тогда направившим будет атата. У нас так.

    Но дислексия и дисграфия - это совершенно другая история. Интеллект таких детей совершенно не обязательно снижен. Вы пишете:


    У моего ребенка все нормально с нейронами, просто вот эта ваша символьная информация ему для мышления совершенно не нужна. В своей голове он ее не использует. Входящую информацию он обрабатывает иначе. Чтение и письмо для него - "иностранный язык", который он выучил для общения с окружающим миром и учебы. Но думать он продолжает на своем языке. В "его языке" - символов нет. Забавно, что ему что русский, что английский в плане письма и чтения даются практически одинаково. И тот, и другой для него в символьном выражении - иностранные. В английском ошибок при письме даже меньше, так как он проще сам по себе. Ну и пошел английский изначально проще, так как он к тому времени на русском понял, что от него требуется делать со всеми этими буковками.

    Добавлено спустя 3 минуты 45 секунд:

    VeraG.i.t.s , да, у моего основная сложность была - именно научиться читать и писать. Сейчас - учится в обыкновенной школе. Нормально учится. Специалисты сейчас умеют работать с такими детьми. gemka
    Да я все посмотрела, немного детский фильм. Мне в личку писали истории, что после работы со специалистом, через пару лет выправляются и учатся в обыкновенных школах и все хорошо. gemka


    ничего не перекрывает - выпускники коррекционной школы которую посещает моя дочь служат в полиции и водят обществнный транспорт.

    Права и оружие не дают эпилептикам, потому что это опасно, но дают людям со сниженным интеллектом - они аккуратнее водят и соблюдают правила, устав, распорядок.

    Программа сильно отличается - придется долго учится, cначала 9 лет 8 вида, потом обратно в 7 класс, потом ГИА. А у нас дневное обучение всего 13 лет по закону об образовании. Поэтому когда ребенка отдают до физиологической зрелости и мальчику не выставляют диагноз (типа чтобы он успел поступить до армии, а без диагноза что права не дадут) - получается плохая комбинация, которая тешит самолюбие недалекого родителя, но сильно портит ребенку жизнь. Он лишается льгот и послаблений в учебе которые бы могли ему помочь - большинство детей с проблемами в младшешкольном возрасте догоняют сверстников к 20-35 годам. Люди без грубой патологии становятся все примерно одинаковы. Но те кого гнобли учебой родители и педагоги приобретают страхи и комплексы, c которыми потом приходится работать во взрослой жизни.

    Младшеклассники в коррекционной школе в целом довольны учебой и школой и идут туда с удовольствием - их везде хвалят и поощряют - за любые усилия.

    УО (8 вид) - просто так не дают, это надо подтвержадать в диспансере\стационаре, это инвалидность - это деньги. Поэтому "просто так" диагноз "дурачок" никому не лепят. VeraG.i.t.s , что было сложно принять - вполне естественная реакция. Более того, она как раз естественная, как по мне. Естественнее некуда. Было бы странно (страшно?), если бы был пофигизм и моментальное принятие (без стадий отрицания, сомнения...). Многие, действительно, это проходили. И испытывали сходные эмоции. А "научную инфу", если это будет необходимо, вам дадут специалисты очно. Гадания по фотографиям и диагнозы по буковкам - дело такое Спокойствие и только спокойствие. По вашему рассказу - ничего прям страшного нет. Неожиданно (почему такое с моим ребенком? до школы ж все нормально было более-менее), непонятно, но решаемо. Надо пройти пмпк и действовать дальше уже на основании того, что скажут там. Очно. В любом случае, вы и только вы будете решать, где и как будет учиться в итоге ваш ребенок. Согласитесь с предложенным там вариантом - будет так. Не согласитесь - по нынешнему закону об образовании, можете послать всех лесом и оставить все как есть. Последнее слово будет за вами. Так-то что адаптированная программа в ООШ, что даже спецшкола речевая - неплохие варианты. Это - помощь, если все будет организовано нормально. Компенсируется - можно вернуться на обычную программу. ФГОСу они соответствуют, в аттестате нигде не будет написано о том, что ребенок учился так.

    Перекрывает доступ ко многим профессиям и продолжению образования только УО и 8-й вид. Но, думаю, что там тоже родители все понимают и действуют в интересах ребенка (в идеале), принимая особенность и настраиваясь на максимальную социализацию и рабочую профессию, дать все, что может взять. Это - инвалидность. А даже некая "тяжелая степень дислексии/дисграфии" (я не знаю, что это) - не инвалидность и не приговор. Как мне говорили - если интеллект нормальный, то ребенок читать все равно научится. И писать. Никуда не денется. Быстрее будет, конечно, если учить будут специально обученные этому люди. И психологических и психических травм и ребенок, и родители получат меньше. А психическое здоровье - оно для жизни очень важно. Не меньше физического.

    PS. Фильм "Звездочки на земле" так не смотрели, кстати? Посмотрите все же, если нет. Заставит взглянуть на все совершенно под другим углом и принятие облегчит. Ребенок - самое важное в этой ситуации. Думать нужно о нем, а не о том, что подумают окружающие/родственники/соседи и так далее. Если муж не понимает - пусть тоже посмотрит. На себя со стороны Там тоже в сюжете есть папа-муж, который не понимал. gemka
    Конечно принять что нужно идти на комиссию для меня крайне сложно....Было сложно, сейчас я смирилась, прислушалась к вам ещё несколько девушек писали в личку делились информацией, рассказывали истории и поддерживали. Стало ясно что все не так страшно, я не первая и эмоции подобны моим были у многих оказывается и выход есть.Это не АУ 100% и это радует! Что пишут всякие личности негативные и выдают какую то научную инфу я не вникала даже. Человек несущий деструктив нечего хорошего подсказать не может. Зачем на таких внимание обращать, это пустое место в жизни, когда из человека льётся г...но значит это естественная среда, пусть своим негативом сами себя едят. И Разрушают энергетику свою, своего рода и так далее. Даже строчки написанной эти люди не стоят. VeraG.i.t.s , ну и отлично ж. За что и с какой стати идеального ребенка идеальной мамы школа предлагает сдать в "интернат для умственно отсталых"?)) Все у вас будет хорошо. Ваш ребенок же, действительно, самый лучший)) И ей нужна ваша поддержка. Кто, если не вы, в нее поверит и поддержит?

    Перечитала ваше первое сообщение в этой теме... Еще раз: понимаю, были бы рядом - захотелось бы обнять. Вы паниковали. Дети дисграфики, дислексики (тема-то про них) - это никакое не клеймо. На этапе обучения им нужна помощь. А если помочь им найти то, что им реально интересно, в чем они сильны - они еще и всех "нормотипичных" обойдут У них свои таланты очень часто имеются. И да, мне психиатр вообще все иначе рассказывал про такие особенности, не так, как llazy пишет. Совершенно. С мозгом у моего ребенка все нормально, нейроны на месте. Проходили и ЭЭГ. И никаких медикаментов сроду не выписывали. Он просто думает иначе (это никакими медикаментами не исправить, да и не надо), а обычная программа обычной школы в части обучения чтению и письму рассчитана на тех, кто думает "стандартно". Поэтому он ее не понимал. Начали говорить на его "языке" - все прекрасно понял и адаптировался. После преодоления этого рубежа ему так-то даже легче стало учиться, чем одноклассникам. Над почерком и грамотностью еще продолжаем работать, и, как уже писала, не жду от него кандидатской в области филологии. Зато после начала чтения пошел серьезный прорыв по другим предметам. Доказал на практике, что все эти разговоры, что он "неумный", мягко скажем, это - не про него вообще, от слова совсем. Четыре года назад все казалось как-то беспросветно. Сейчас - да я рада, что это мой сын. Я им искренне горжусь. И ни на какого "беспроблемного" бы ни в жизнь не поменяла))) Это мой опыт, да. Когда мне когда-то родственники тоже охали и ахали, что я всегда за ребенка заступаюсь, я сразу говорила - а кто, если не я? Кому еще-то за него бороться и заступаться? Сейчас уже тоже рады его успехам. А о том, что было (ах, "позор" же идти на ту пмпк, переводить его на другую программу, оставлять на второй год в первом классе... нет! все правильно сделала)... я не напоминаю. Терпения вам.

    Добавлено спустя 36 минут 28 секунд:


    Перечитываю тему и ох жеж блин, "сюрприз" какой... Внезапно прямо. Когда-то именно вы мне говорили (жестко, кстати), что мой ребенок не достоин повышенного финансирования... Когда он получил его через ПМПК и попал в малокомплектный класс (где его проблемы решили так-то в итоге). Говорили, что финансировать нужно деток "успешных" и "умных", а не "отсталых". В теме про финансирование обычных школ и "крутых". Да, я запомнила, тема для меня была "больная" тогда, а вы - сознательно били по больным местам (выдернув данные из других тем). Вы ж сами и есть - то общество и система, против которого вдруг решили бороться. Вы сами еще 3-4 года назад говорили "фи" и что "проблемы не существует", нечего "ущербным" и неуспевающим дополнительное финансирование давать. Самидурывиноваты. Как же так? Что-то поменялось в вашем королевстве?

    Дисграфия и дислексия – заболевания достаточно серьезные. Ведь нарушение происходит на уровне нервной системы, что приводит к проблемам не только с речью и письмом, но еще и с общением с другими детьми, успеваемостью и т.д. Поэтому оба этих заболевания требуют очень грамотного подхода к лечению.

    Ребенку, у которого диагностировано одно из двух этих заболеваний, ни в коем случае нельзя не то что говорить, но даже и показывать внешним видом, что он неполноценный. Ведь уверенность в себе – залог успеха.

    Дисграфия

    Дисграфия в переводе с греческого означает «не пишу/рисую». Медики определяют данное заболевание как неспособность овладения письмом на фоне нормально развитого интеллекта. При дисграфии у человека нарушается письмо по фонетическому принципу. Это проявляется в большом количестве ошибок, искажающих звуковой .

    Как правило, дисграфия не приходит одна. На ее фоне отмечаются также расстройства устной речи, проблемы с другими психическими функциями, в зависимости от того, какая часть нервной системы недозрела.

    Диагностировать дисграфию можно при помощи специальных тестов. Как правило, в качестве них предлагаются диктанты и банальное переписывание текстов. Именно такое исследование позволяет максимально точно определить степень расстройства.

    Побочным эффектом дисграфии может стать полный отказ человека от письма. Так, например, дети начинают отказываться ходить в школу, взрослые переходят на физический труд, не требующий письма.

    Лечение дисграфии должно быть комплексным и успех мероприятия напрямую зависит от того, насколько тесно и продуктивно будут взаимодействовать между собой пациенты и лечащие специалисты. Лечением дисграфий различного рода занимаются логопеды и психологи. Естественно, желательно выбирать не первых попавшихся специалистов, а именно тех, которые уже давно практикуют работу с такими пациентами. Наравне с коррекцией письма нужно будет развивать память, улучшать концентрацию внимания и т.д.

    Следует помнить, что дисграфия – не приговор. Желание избавиться от нее и упорство помогают избавиться от такой патологии навсегда и без следа.

    Дислексия

    Дислексия в переводе все с того же греческого означает «невозможность говорить правильно». Данное заболевание представляет собой нарушение сопоставления человеком звука , которое выражается в ошибках при чтении и приобретается из-за нарушения или недозрелости нервной системы.

    Определяется дислексия довольно просто. Человек не усваивает буквы, т.к. у него в мозгу не проходят связи между ними и звуками, которым они соответствуют. Также может отмечаться смешение и замена близкими с фонетической точки зрения звуками и т.д. Кроме того, графически схожие буквы пациентами с дислексией отождествляются.

    Чаще всего дислексия выражается в нарушениях процедуры чтения: постоянно повторяющиеся ошибки, непроходящие оговорки. Человек может неправильно употреблять или проговаривать префиксы, окончания, суффиксы и т.д.

    Но, несмотря на это, диагностировать дислексию достаточно сложно. Для этого проводят несколько разных тестов, направленных на изучение порядка чтения, с параллельным сравнением с другими.

    Дислексия самостоятельно не рассасывается, поэтому ее необходимо лечить, чтобы устранить коммуникативные проблемы человека. Лечение такой патологии обычно комплексное. Направлено оно в большей степени на тренинг познавательных функций, участвующих в формировании проблемы. Как вариант, иногда применяют методики закрепления этих функций как компенсаторных механизмов.

    В программу реаблитации входят навыки управления голосом, расширение словарного запаса и беглость его использования, а также фонем. Обычно в качестве реабилитационных программ пациенту с дислексией предлагают чтение, письмо и обсуждение усвоенной информации. Естественно, под наблюдением врача. Заниматься лечением должны неврологи, логопеды и психологи.

    Обычно первые симптомы дислексии у детей родители замечают в школьном возрасте, когда у ребенка возникают трудности с обучением, в частности, с чтением. Не нужно сразу обвинять свое чадо в лени и наказывать малыша. Обратитесь к специалисту, чтобы разобраться в возможных причинах неуспеваемости в школе. Это могут быть проблемы со зрением, слухом и, наконец, дислексия, диагностировать которую нужно как можно раньше.

    НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ

    Показательный симптом дислексии у детей: медленное чтение, пропуск и путаница слов или букв в словах.

    Как показывает практика, родители начинают бить тревогу в начальных классах, когда ребенок начинает изучать символы (буквы, цифры, арифметические знаки). Дети с дислексией допускают непонятные ошибки, с большой неохотой читают, с трудом воспроизводят геометрические фигуры и, как правило, имеют плохой почерк. Родители должны насторожиться, если ребенок:

    • при чтении подносит книгу очень близко к глазам, «косит» или закрывает один глаз;
    • читает очень медленно, постоянно пропускает и путает слова или буквы в словах;
    • вместо прочтения пытается «угадать» слова;
    • не понимает (с трудом понимает) прочитанное;
    • жалуется на усталость или головную боль при чтении;
    • пишет слова задом наперед.

    При дислексии также могут наблюдаться проблемы с пространственной ориентацией и координацией движений.

    СИМПТОМЫ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА НАРУШЕНИЯ

    Следует отметить, что специалисты различают несколько видов дислексии в зависимости от нарушенного механизма процесса чтения.

    Чтобы установить, в чем причина расстройства обучения, и какая форма дислексии имеет место в каждом конкретном случае, специалист (логопед, психолог, невролог) проводит тесты на предмет навыков чтения, уровня развития устной речи и когнитивных способностей ребенка. Существуют различные варианты тестирования, рассчитанные на детей разного возраста. На основании полученных результатов делается вывод о наличии следующих форм дислексии:

    • фонетическая (проблемы со звуковым строем, смешивание/замена звуков (дом-ком, маша-каша и т.д.);
    • семантическая (проблемы с пониманием прочитанного);
    • аграмматическая (недоразвитая речь, например, непонимание разницы между падежами, родами, единственным и множественным числами);
    • мнестическая (проблемы с запоминанием букв);
    • оптическая (проблема с усвоением букв – дети могут путать их по внешнему написанию и другим признакам);
    • тактильная (дислексия, свойственная детям с плохим зрением).

    ПРИЧИНЫ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ

    Чтобы выявить причину данного нарушения, специалист оценивает все психофизиологические и эмоциональные аспекты. С этой целью врач собирает сведения, касающиеся беременности, наличия врожденных заболеваний и патологий, приобретенных в раннем возрасте, плюс изучаются особенности развития ребенка в первые годы его жизни.

    Одной из основных причин дислексии называют наследственную предрасположенность (существует даже термин «семейная дислексия»).

    Среди биологических факторов, провоцирующих возникновение данного нарушения, называют:

    • перинатальные повреждения;
    • затяжные роды;
    • поражения центральной нервной системы;
    • инфекционные и механические поражения мозга и т.д.

    Среди других возможных причин – социальные факторы, включая дефицит речевого общения, чересчур раннее начало обучения ребенка, а также общение с окружающими на двух и более языках (билингвизм).

    В некоторых случаях проводится функциональная диагностика мозга (МРТ). Обычно у детей с дислексией наблюдается снижение плотности мозговой ткани в левой височной доле.

    КАК ПРОВОДИТСЯ ЛЕЧЕНИЕ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ?

    Почему так важно своевременно выявить и начать лечение дислексии у детей?

    Для начала стоит отметить, что люди, страдающие от дислексии, могут добиться существенных успехов в своей жизни. Чтобы вы убедились в этом, достаточно перечислить имена нескольких известных во всем мире дислектиков – Леонардо да Винчи и Альберт Эйнштейн, Ганс-Христиан Андерсен и Генри Форд, Квентин Тарантино и Мэрилин Монро.

    Большинство детей с дислексией – это любознательные малыши с богатой фантазией, они активны и талантливы, часто проявляют выдающиеся способности в каких-то конкретных отраслях. Тем не менее, увидев первые признаки дислексии у детей, необходимо сразу задуматься о коррекции данного нарушения, поскольку, игнорируя его, можно в ближайшем будущем столкнуться с такими проблемами, как:

    Ответ на вопрос, как помочь ребёнку с дислексией, помогут найти невролог, логопед, психолог. Для каждого малыша подбирается та методика (в первую очередь специальные фонетические методы), которая позволит овладеть техниками чтения с учетом особенностей его формы дислексии. С этой целью применяются прямое и непрямое обучение.

    При лечении дислексии от ребёнка требуется высокая концентрация внимания. Если малышу сложно сосредоточиться, ему может помочь – препарат, который способствует улучшению памяти и внимания ребёнка, и при этом не вызывает привыкания.

    Заседание Консультативного Совета по неврологии
    Москва, 22 февраля 2008 Профессор Заваденко Николай Николаевич
    Кафедра неврологии и нейрохирургии педиатрического факультета РГМУ

    Дислексия, или специфическое расстройство чтения, является наиболее распространенным расстройством учебных навыков у детей. Слово "дислексия" имеет греческое происхождение и означает "трудности со словами" (dys - плохой, неадекватный, lexis - слова, речь). Термин применяют к тем людям, которые с большим трудом овладевают навыками чтения и правописания, в частности, с трудом осваивают письменную речь. Согласно общепринятому представлению, дислексия является неврологическим расстройством генетической природы. Дислексию часто определяют как несоответствие между фактическими и ожидаемыми навыками чтения/правописания с учетом хронологического возраста и коэффициента интеллекта (IQ). Согласно диагностическим критериям Международной классификации болезней (МКБ-10, ВОЗ, 1994), расхождение между навыками чтения и правописания и IQ должно превышать два стандартных отклонения (ВОЗ, 1994). Диагностика осложнена отсутствием единообразных, стандартных тестов чтения и сочетанием дислексии со специфическими нервноповеденческими расстройствами.

    Определение дислексии

  • Дислексия - частичная неспособность к освоению навыка чтения, связанная с нарушениями функций или недоразвитием определенных участков коры головного мозга. Обычно дислексия сочетается с дисграфией - сложностями в овладении письмом
  • По критериям МКБ-10 низкие показатели чтения и письма при дислексии не должны быть связаны с отсутствием нормальных условий для обучения, расстройствами зрения и слуха, перенесенной черепно-мозговой травмой и другими неврологическими и психическими заболеваниями
  • Распространенность дислексии у школьников составляет 5-10%. По сравнению с нормально читающими у лиц с дислексией обработка информации происходит в иных областях головного мозга, и при выполнении задания на чтение их мозг реагирует иначе. В связи с тем, что письменная речь лежит в основе систем образования во всем мире, расстройство учебных навыков может иметь пожизненные последствия. Несмотря на это, течение дислексии можно улучшить. Прогноз определяется ранним выявлением и вмешательством, комплексным интенсивным лечением. Показано, что дети с дислексией нуждаются в высоко интенсивных систематических вмешательствах на протяжении длительного периода времени, при этом ставится цель достичь достаточного улучшения и привить им навыки "учебного чтения", необходимые в процессе обучения.

    Дети не "перерастают" дислексию!

  • Более чем у 70 % школьников, которым в 3-м классе был подтвержден диагноз дислексии, проявления дислексии сохраняются и во взрослом возрасте
  • Без своевременного и адекватного лечения течение дислексии может приобрести длительный, хронический характер
  • Shaywitz et al., 1999

    Лечение дислексии представляет собой комплексный подход, включающий немедикаментозное воздействие, направленное на тренировку познавательных функций, связанных с предполагаемым характером основной проблемы, и/или их закрепление в качестве компенсаторного механизма. Сбалансированная программа реабилитации предполагает индивидуальное обучение, в том числе систематические занятия по развитию навыков определения фонем, владения голосом, беглости использования и расширения словарного запаса. Хорошо согласованная программа лечения также включает возможности для развития навыков письма, чтения и обсуждения прочитанного. Целый ряд эффективных стандартизованных методик обучения направлены на конкретные компоненты или группу взаимосвязанных дефицитов, имеющих отношение к проблемам фонологического кодирования. Кроме того, полезным может оказаться медикаментозное лечение дислексии.

    Комплексный подход в лечении дислексии

  • Прогноз дислексии зависит от комплексного лечебного подхода
  • Семья и учителя должны быть информированы о проявлениях и механизмах дислексии, оказывать поддержку и помощь детям с дислексией (дополнительное время для выполнения заданий, особенно контрольных, работа с компьютерами, обучение через прослушивание текстов, записанных на аудионосители и др.)
  • Индивидуальный подход к обучению должен включать коррекционные программы, систематизированное обучение фонематическим навыкам, фонетике, беглости чтения, увеличение словарного запаса, улучшение понимания прочитанного текста
  • Коррекционная программа должна включать задания по письму, чтению и обсуждению прочитанного
  • Важная роль отводится фармакологическому лечению
  • Ноотропил ® в двойных слепых плацебо-контролируемых исследованиях улучшал скорость и точность чтения у детей с дислексией; отмечено также улучшение вербального обучения, кратковременной памяти и точности письма. После полного года школьного обучения дети стали более понятливыми. Успеваемость на фоне лечения соответствовала успеваемости здоровых детей, в то время как нелеченные дети с дислексией все больше отставали. Ноотропил ® переносился хорошо большинством детей, несмотря на высокие дозы препарата. Таким образом, пирацетам повышает обучаемость, что способствует успеху реабилитационной речевой терапии.

    Применение Ноотропила при лечении дислексии у детей: результаты двойных слепых исследований

    Авторы Группы детей с дислексией Суточная доза Ноотропила Сроки лечения Результаты (по сравнению с группой плацебо)
    C.R. Wisher et al 46 мальчиков 3,3 г 8 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок
    M. Di lanni et al 257 мальчиков 3,3 г 12 недель Увеличение скорости чтения, улучшение слухо-речевой памяти. Не изменилось число ошибок и понимание прочитанного
    G. Levi 127 мальчиков 3,2 г 20 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного и письма
    C.R. Wisher et al 225 мальчиков и девочек 3,3 г 36 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного
    A. Van Hout 36 мальчиков 1,5 г (детям до 10 лет); 3,3 г (старше 10 лет) 12 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение слухо-речевой памяти

    В нашем исследовании Ноотропил ® назначался 18 детям в возрасте 8-12 лет, страдающих дислексией, контрольная группа составила 22 человека. Доза в пересчете на вес ребенка в среднем была 100 мг/кг в день. Суточная доза - от 2,4 до 3,2 г в день делилась на два приема. Продолжительность терапии составила 2 месяца. В контрольной группе медикаментозная и педагогическая коррекция не проводились, тем не менее осуществлялась постановка диагноза, объяснение родителям сути проблемы с дачей определенных рекомендаций.

    Оценка эффективности лечения Ноотропилом в основной и контрольной группах детей с дислексией 8 - 12 лет (Заваденко Н.Н., Румянцева М.В., 2008)

    Методика обследования включала опросник Ахенбаха о симптомах для родителей, неврологическое обследование легких отклонений по Denckla (1985), батарею тестов для исследования навыков чтения и письма, нейропсихологические тесты быстрого автоматического называния слов (RAN) и быстрого называния изменяющихся стимулов (RAS), графомоторный тест, тест Bourdon-Vos (1988) на устойчивость внимания. Навыки произнесения слов по буквам, фонологического распознавания и декодирования оценивались в тесте прочтения одиночных реальных слов и псевдослов, фонологическая чувствительность проверялась по способности удалять фонемы из слова с образованием нового, фонологическая память - по повторению псевдослов.

    Методы исследования

  • Опросник нарушений поведения для родителей (Achenbach, 1991)
  • Оценка развития координаторной сферы и тонкой неврологической симптоматики по методике Denckla (1985)
  • Оценка навыка чтения (коэффициент техники чтения, Корнев А.Н., 1995) и навыка письма под диктовку
  • Фонематические навыки и навыки автоматизации
  • Поддерживаемое внимание (корректурная проба Bourdon-Vos)
  • По результатам исследования благоприятное воздействие Ноотропила на навыки чтения и письма наблюдалось у 56% детей с дислексией, в частности повышение беглости и точности чтения, а также значимое снижение количества специфических ошибок (дисфонемических и зрительно-пространственных) при диктанте, улучшение фонологических навыков, автоматического извлечения слов и внимания. Было отмечено положительное влияние на двигательные функции у детей с дислексией. Значимо улучшились показатели при выполнении двух видов заданий на движение (хождение по прямой линии и поддержание осанки; задания на повторяющиеся движения кистей рук и стоп). Также выявлен положительный поведенческий ответ на лечение, со значимым улучшением средних значений для всех факторных показателей, включая проявления тревожности. Отмечена тенденция к уменьшению числа психосоматических жалоб, проблем с социализацией и вниманием. В контрольной группе исходные факторные показатели не претерпели значимых изменений.

    Индивидуальная оценка (% случаев) исследованных показателей в двух группах детей с дислексией

    Таким образом, усилия специалистов должны быть направлены на раннее выявление дислексии у детей.

    Разработка и применение комплекса мер, направленных на коррекцию дислексии, должны осуществляться своевременно и носить индивидуальный характер. Ноотропил ® хорошо подходит для лечения дислексии и может быть использован как действенный компонент полимодального вмешательства. Это лечение хорошо переносится, во время лечения побочных эффектов не наблюдалось. Терапия Ноотропилом должна включать в себя адекватные дозировки (2,4 - 3,2 г/день) и длительный курс применения - в течение всего учебного года, сочетая с немедикаментозными методами коррекции.

    Выводы

  • Проведение продолжительных (в течение двух и более месяцев) курсов лечения Ноотропилом с применением индивидуально подобранных доз является оправданным и эффективным подходом к лечению дислексии у детей
  • Результаты проведенного исследования подтверждают положительное действие Ноотропила на показатели чтения и письма в виде возрастания скорости и точности чтения, уменьшения специфических ошибок при чтении и письме под диктовку
  • Дислексия считается одной из распространённых проблем обучения у малышей. Ребёнку, который страдает дислексией трудно научиться письму и чтению, даже несмотря на удовлетворительный уровень интеллекта, хороший слух и зрение. Ребёнок плохо воспринимает написанную информацию, у него нарушена координация, имеются проблемы с освоением орфографии. Развивается гиперактивность и синдром дефицита внимания.

    Исследования в области данного заболевания продемонстрировали, что в большинстве случаев сильное влияние оказывает наследственная склонность. Главные причины дислексии – мозговая дисфункция, вызванная действием многих факторов. Так, в период внутриутробной жизни плода, к нарушению головного мозга могут привести долгие роды, анемия или порок сердца у мамы, раннее отсоединение плаценты, обвитие пуповины, что также приводит к ОНР и ЗПР.

    Также причинами дислексии у ребёнка могут быть токсические поражения центральной нервной системы из-за алкогольной или медикаментозной интоксикации, желтухи у новорождённого и .

    Причины могут быть и такие: перенесённые инфекционные заболевания матерью в период беременности. Есть вероятность нарушить работу мозга механически через долговременные роды, внутричерепные кровоизлияния и плодоизгоняющие манипуляции, которые приводят к ОНР и ЗПР.

    Даже если во время ношения плода вышеуказанные факторы не замечались, то имеются признаки, которые приводят к медленному созреванию коры мозга. Такое может произойти из-за хронических болезней, инфекций, нейроинфекций. Как правило, дислексией могут сопровождаться ДЦП, афазия, ЗПР, и алалия, ОНР.

    Имеют место и социальные факторы, влияющие на развитие дислексии и ЗПР у ребёнка. Среди них билингвизм, дефицит речевого общения, педагогическая запущенность.

    Среди других причин может быть ОНР (общее недоразвитие речи) или ЗПР (задержка психического развития). ОНР представляет собой несформированную звуковую и смысловую сторону речи, которая выражается в грубом либо остаточном недоразвитии таких процессов, как лексических, грамматических и фонетических. Дети с ОНР, имеющие речевую патологию, составляют 40% всех учащихся, а ОНР или ЗПР рано или поздно могут привести к дислексии.

    Симптомы

    Следует начать с самых ранних симптомов. Заметив первые признаки, стоит обязательно обратиться к доктору. Прежде всего, это перестройка порядка букв в процессе составления слов, видоизменение порядка чисел, отказ от того, чтобы читать вслух и писать, трудности в изучении алфавита, невнимательность, неуклюжесть, плохая память, путаница в ориентировании.

    • В дошкольном возрасте признаки могут быть следующими: позднее развитие речевого аппарата, плохое запоминание простейших вещей, трудности в изучении и произношении слов. Также наблюдаются проблемы в общении со сверстниками, и появляется путаница в расположении букв в словах, развивается ЗПР.
    • В 1–3 классах у школьников младших классов могут быть проблемы с декодированием слов. Он может делать разворот слов и букв, заменять одни похожие по звучанию слова на другие. С дислексией , трудно читать, запоминать факты, медленно осваиваются новые знания, проявляется импульсивность, тревожность, неуклюжесть.
    • В средней школе детьми с такой болезнью, затруднительно получается читать. Они отказываются писать и читать в голос. Почерк плохо читается, проявляются затруднения с произношением слов и их написанием. Обучение проходит медленно и трудно. У ребёнка плохая память, проявляются трудности в восприятии языка тела.
    • В старшей школе ребёнку с дислексией трудно произносить слова, в процессе зачитывания выявляется много ошибок, сложно читать. Проблемы также проявляются в пересказе и плохом восприятии информации. Отмечаются такие симптомы, как медленное обучение, трудности к приспособлениям в новых условиях, тревожность.
    • У взрослых детей с дислексией имеется такая характеристика и симптомы: трудности в восприятии письменной и звуковой информации, плохое запоминание, неразборчивое произношение слов. Такого ребёнка трудно научить организовывать и планировать своё время. Он путается в последовательности чисел и слов.

    Диагностика

    Дети с дислексией проходят обследование, в процессе которого проверяются навыки чтения, слуха, речи. Дополнительно проводится психологическое обследование, благодаря которому определяются функциональные особенности ребёнка и обучение.

    Также проводится обследование, которое помогает установить степень понимания текста в ходе чтения и при слушаемой речи. Такое исследование способно определить, какое обучение будет более эффективным для ребёнка. Таким образом, осуществляется характеристика пассивной и активной речи, проходит обследование памяти и внимания, оценивают произношение и язык.

    Метод психологической диагностики сможет помочь установить эмоциональные аспекты, из-за которых больным дислексией трудно читать. Для этого собирается анамнез семьи, включающий эмоциональные нарушения и психические расстройства.

    Речевая карта

    Логопеды используют для диагностики речевую карту. Речевая карта является универсальной и предназначена для профессиональной, а также систематической проверки речевого развития детей. С помощью карты можно детально изучить речевое развитие каждого человека и в результате установить оптимальные способы коррекции патологии.

    • Читайте также:

    Лечение

    Лечение дислексии, а также ОНР и ЗПР, подразумевает логопедические коррекционные работы. Данный метод является эффективным и направлен на исправление и устранение речевых патологий и неречевых процессов. Лечение дислексии также зависит от определённого вида заболевания.

    • При оптической форме болезни требуется работа над зрительно-пространственным представлением;
    • При тактильной необходимо работать над изучением и пониманием схем;
    • При мнестической форме нужно развивать речевую, слуховую и зрительную память.

    Не пренебрегайте прочтением:

    • Чтобы лечить фонематический вид болезни требует корректировки произношения звуков, формирования представления о буквенном составе слов.
    • При семантическом виде надо научить пациента грамматическим языковым нормам и развивать слоговой синтез.
    • Лечение аграмматического типа подразумевает проведение работы по созданию грамматических систем.

    Для взрослых, болеющих дислексией, ОНР или ЗПР применяются иные методы корректировки, предполагаются расширенные занятия. Но по механизму они мало отличаются от занятия, которое проводится с детьми.

    Упражнения

    Лечение подразумевает проводить всевозможные упражнения, которые в будущем благополучно отражаются на психическом и умственном здоровье детей.

    Зачеркнуть букву

    Упражнение нужно проводить ежедневно. Дети должны в продолжение пяти минут зачёркивать определённые буквы. Например, гласную букву «А» зачеркнуть, а согласную «Б» обвести. Со временем можно дать задания с парными буквами. Через 2 месяца такие упражнения приведут к тому, что качество письма станет лучше, но это при условии, если делать их каждый день.

    • Интересно почитать:

    Диктанты

    Следующие упражнения предлагают ежедневно писать небольшие диктанты. Тексты по 200 символов не утомят детей, и при этом они будут делать меньше ошибок. В диктанте ошибки не исправляются, а просто помечаются на полях чёрной или синей ручкой, но только не красной. Затем необходимо дать тетрадь малышу, чтобы он нашёл собственные ошибки. Такие упражнения нацелены помочь избавиться от ошибок в словах и предложениях.

    Тренировка артикуляции

    Также стоит дать упражнения на медленное чтение с чёткой артикуляцией и переписыванием. Работая с ребёнком, вы обязаны дать почувствовать ему хоть малый успех, после огромного числа двоек на школьных занятиях. Не нужно требовать от него читать на скорость. Ребёнок и без этого испытывает огромный стресс при медленном чтении с акцентом и ошибками, а здесь ещё необходимо быстро читать на время. Как результат, может развиться невроз.

    В целом, упражнения могут быть не объёмными, а качественными. Лучше написать и прочитать меньше, но сделав при этом минимум ошибок.

    Обучение

    Обучающие занятия с логопедом очень важны. Так лечение проходит быстрее и эффективнее. Специалист даёт задания в виде игры. Ребёнок должен найти конкретную букву в небольшом тексте или к большой печатной подставить маленькую письменную. Он также может вырезать на бумаге буквы и прочитать некоторые их сочетания. В процессе используется магнитная азбука для того чтобы складывать слова. Таким образом, можно научить малыша произносить конкретные звуки и слова.

    • Возьмите на заметку:

    Тренировка проводится через многочисленное повторение слов, написанием диктанта, подборки словоформ.

    Как научить читать

    Ребёнок, приступающий к изучению чтения, воспринимает букву как сложную графическую деталь, которая не так проста по своему содержанию. Буквы состоят из некоторых составляющих, по-разному находятся в пространстве. В ходе изучения оптического образа, проявляется способность запоминать и в дальнейшем воспроизводить слова. Но если ребёнок затрудняется в ходе чтения, стоит уделить ему больше внимания и разработать определённую схему лечения и корректировки.

    Самое главное начать проводить коррекцию речевого нарушения как можно раньше. В итоге можно рассчитывать на высокую эффективность касаемо ликвидации речевых патологий. В связи с этим, есть возможность предупредить появление нарушения чтения.

    • Советуем почитать:

    И помните, чем раньше вы осуществите диагностику и проведёте коррекционную работу, тем легче будет адаптировать маленького человека к обществу и свести к минимуму неврозы и психологические проблемы.