• Интегрированное занятие «Мир оранжевого цвета. Конспект по раннему возрасту «Знакомство с красным цветом», (синим, желтым, зеленым) Знакомство с основными цветами для детей

    Нина Михайлова
    Конспект урока-беседы по знакомству с основными цветами и их свойствами «Краски-хозяева» для детей подготовительной группы

    Конспект урока-беседы

    «Краски-хозяева » . Основные цвета .

    Подготовительная группа

    Тема : Введение в цветоведение . Беседа о живописи. Знакомство с основными цветами и их свойствами .

    Цель : изучение возможностей цвета ; заинтересовать детей к изучению цвета .

    Задачи :

    (для детей )

    обучающие :

    изучение основ цветоведения ;

    знакомство со свойствами живописных материалов;

    знакомство с терминологией .

    развивающие :

    направить интересы учащихся на углубленное изучение предмета;

    дать общее представление о цвете , как о главном средстве восприятия окружающего мира;

    развитие фантазии и воображения.

    воспитывающие :

    воспитание интереса к изучению искусства видения цвета ;

    воспитание эстетического отношения ко всему окружающему.

    (для воспитателя)

    постановка целей и задач для себя и детей ;

    изучение литературы для подготовки к занятию ;

    грамотная формулировка вопросов с умением ответить на них;

    подготовка таблиц и репродукций для наглядного изучения материала.

    Оборудование и материалы для детей : бумага формата А4, карандаш, гуашевые или акварельные краски (желтый, красный и синий , мягкие кисти (№5-8, емкость для воды.

    Оборудование и материалы для воспитателя : схемы и таблицы по цветоведению – «Цветовой круг » , литература.

    План урока : 30 минут

    Организационная часть - 2 мин

    Введение беседы с постановкой целей и задач; понятия; беседа о свойствах красок - 5 мин

    Объяснение выполнения практического задания с просмотром схем и репродукций по теме – 3 мин

    Практическая часть – 20 мин

    Ход занятия

    Воспитатель : Ребята, сегодня мы окунемся в мир цвета , который изучает новый для вас предмет - цветоведение . Цвет заполняет весь окружающий мир и является важнейшим средством эмоционального воздействия на нашу с вами психику. Цветоведение помогает формировать воспитанность цветовой гармонии , а умение работать с цветом определяет профессиональный уровень любого художника. Большинство художников привлекает сложная игра линий, форм, и особенно цвета .

    А какая краска вам нравится больше всего?

    Дети : Красная… Голубая… Розовая…

    Воспитатель : Мы говорим – семь цветов радуги . А все ли вы их знаете? В какой последовательности располагаются цвета радужного спектра ?

    Дети : Красный , оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

    Воспитатель : Какие вы молодцы! А запомнить их поможет затейливая фраза : «Каждый охотник желает, знать где сидит фазан» . Начальная буква каждого из этих слов совпадает с первой буквой, обозначающей цвет спектра .

    А есть ли краска самая главная ?

    Дети : (пожимают плечами) .

    Воспитатель : А если бы вас попросили нарисовать яркое зрелище, например цирк, и разрешили взять только три краски , какие бы вы выбрали?

    Дети : Самые лучшие и яркие!

    Воспитатель : Художники считают, что такими красками являются синяя , желтая и красная . Их называют основными , потому что с их помощью можно получить другие цвета : оранжевый, зеленый, фиолетовый.

    (рассказ воспитателя по таблице «Цветовой круг » )

    Теперь вы знаете основные цвета , а чтобы вы запомнили, представим их в виде живых персонажей – Красок-Хозяев : Желтый Хозяин, Красный Хозяин и Синий Хозяин. Эти цвета единственные в своем роде : их нельзя получить, смешивая другие цвета . Они как настоящие хозяева соперничают между собой, поэтому эти краски плохо сочетаются друг с другом. У них есть помощники – краски , которые дружат одновременно с двумя Хозяевами - Краски-Друзья . Оранжевый Друг помогает Желтому и Красному Хозяевам , Фиолетовый – Красному и Синему , Зеленый дружит с Синим и Желтым Хозяевами. Если они все вместе возьмутся за руки, то образуют цветовой круг или спектр . Каждый из Друзей расположен в круге напротив Хозяина, с которым он не поддерживает дружеские отношения. Например, желтый не принимает участия в образовании фиолетового и поэтому не дружит с ним. Встретившись, эти краски так злятся друг на друга, что теряют свою краску , обливая противника грязью. Хотя эти же цвета прекрасно дополняют друг друга, находясь рядом, когда один цвет располагается на фоне другого – получается самое яркое, то есть контрастное сочетание цветов .

    У Хозяев и их Друзей часто бывают гости : Желто-Оранжевый Гость гостит у Желтого Хозяина и его Оранжевого Друга, а Оранжево-Красный – ходит к тому же Оранжевому Другу и Красному Хозяину . Так цветовой круг расширяется до двенадцатицветного . Если умножить радугу на радугу, то получится много других сложных цветовых оттенков .

    Все эти цвета живут в большом Хромоэтажном доме («хром» - от греческого «цвет » ). В окна этого дома попадает солнечный свет, который и делает все краски такими цветными .

    Что вы узнали нового о свойствах красок из этого рассказа ?

    Дети : Мы узнали, что основные цвета невозможно получить . А еще зеленый можно получить путем смешивания желтого и синего. На самом деле цветоведение – это очень интересно!

    Воспитатель : Думаю, благодаря этим выдуманным персонажам вы уже на первом нашем занятии запомнили свойства красок и будете применять эти знания в своих живописных работах.

    А теперь, давайте всех домочадцев Хромоэтажки изобразим на бумаге. Посмотрим, что каждый из вас закрепил по пройденному материалу.

    (дети достают приготовленные материалы для выполнения краткосрочного практического задания)

    Воспитатель : Прежде чем приступить к выполнению основного задания , сначала простым карандашом нарисуйте круг. В этот круг впишите равносторонний треугольник, на вершинах которого и будут располагаться основные цвета - Хозяева .

    (дети старательно вырисовывают геометрические фигуры)

    Воспитатель : Основная конструкция -фундамент для дома построена. Далее по кругу расположите остальных героев – Друзей и Гостей – так, чтоб они могли взяться за руки. Молодцы! Теперь раскрасим всех , используя только три, известных вам, основных цвета . Посмотрите, какое цветовое разнообразие у вас получилось! (дети в восторге от получившегося результата)

    Воспитатель : Итак, сегодня мы познакомились с оновными цветами и их свойствами , попробовали оживить цвета , построили дом для красок . На следующих наших занятиях вы узнаете о других свойствах красок : о их теплохолодности, родственности, контрасте и т. д. Все последующие темы не менее интересны сегодняшней. Хотите продолжить изучать основы цветоведения ?

    Дети : Да! Нам очень понравилось. Особенно выполнять самим практическое задание и получать необыкновенные цвета .

    Воспитатель : Прекрасно ! Мне нравится ваш энтузиазм!

    (воспитатель устраивает небольшой просмотр детских работ, делает для себя выводы).

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    План-конспект

    занятия по изобразительному искусству

    для детей 4-6 лет

    Вид занятия : живопись

    Тема : «Цветоведение: знакомство с основными цветами»

    Цель занятия : Раскрыть богатство и разнообразие цветов в живописи, подробно познакомить детей с тремя основными цветами существующими в природе

    Задачи урока :

      Образовательные :

      • формировать представление об основных цветах существующих в природе;

        научить получать дополнительные цвета путем смешивания основных;

        совершенствовать умение работы по живому, без использования карандаша;

        совершенствовать знания и умения по организации рабочего места.

      Воспитательные :

      • воспитывать сознательную дисциплину;

        воспитывать интерес к урокам изобразительного искусства;

        воспитывать бережное отношение к своему труду товарищей;

        воспитывать самостоятельность.

      Развивающие:

    Оборудование:

      Для учителя : компьютер, экран, проектор, компьютерная презентация «Цветоведение. Три основных цвета», лист (¼ ватмана), кисть белка №6, вода, тряпочка, палитра, краски гуашевые (белый, красный, желтый, синий).

      Для учащихся : лист (¼ ватмана), кисть «Белка №6», вода, тряпочка, палитра, краски гуашевые (белый, красный, желтый, синий).

    Зрительный ряд : таблицы «Основные цвета», «Что нужно знать о цвете?»

    План занятия :

      Организационный момент;

      Изложение учебного материала;

      Самостоятельная работа учащихся;

      Подведение итогов занятия.

    Список используемой литературы :

      Альшнецкая Н. Путешествие в страну сказок. – Великие Луки. – ИЧП ЕРФО, 1997 год.

      Мосин И.Г., Глушкова Н.В. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду и далее…/серия «Развитие ребенка в период детства». – Екатеринбург. Издательство «У-Фактория», 2000 год.

      Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 год.

    Длительность занятия : 90 минут с перерывом 10 минут

    Ход занятия :

        Организационный момент

        • приветствие;

          организация внимания;

          проверка готовности к занятию (работа со слайдом презентации «Что необходимо к уроку?»).

        Изложение учебного материала

    Сегодня мы с вами поговорим о цветах, но о цветах не простых, а о цветах волшебных.

    Посмотрите, какие это цвета? (работа со слайдом презентации)

    Ребята, а сколько цветов вы знаете? Попробуйте их назвать, сколько вспомните. (Дети перечисляют цвета которые знакомы им)

    А природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. А что бы нам было просто проще ориентироваться в них, не запутаться в этом богатстве, люди придумали различные классификации цветов.

    Таких классификаций несколько. Нам надо постараться запомнить их все. Эти знания о цвете пригодятся нам в дальнейшей работе и помогут чувствовать себя уверенно в работе с красками.

    (Работа с таблицей «Что нужно знать о цвете?»)


    Таблица «Что нужно знать о цвете?» 1

    Знакомство с это таблицей поможет нам быстрее сориентироваться в классификации цветов и запомнить их.

    Все богатство цветов и оттенков можно разделить на две основные группы:

      Хроматические цвета;

      Ахроматические цвета

    В свою очередь хроматические цвета делятся на основные и дополнительные цвета.

    К основным мы отнесем три цвета КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ и СИНИЙ, а к дополнительным все другие цвета полученные при смешивании основных.

    Чтобы понять сложные взаимоотношения в мире красок, надо пояснить их родственные связи.

    Отношение между цветами – это родственные отношения, которые основаны на том, кто кем кому приходиться.

    Есть такая наука – генеалогия. Это наука о происхождении, о сложных родственных связях.

    Результатом генеалогических исследований является генеалогическое древо. Это конечно не дерево, а лишь схема очень похожая на дерево.


    (Дерево появляется на экране компьютера и растет в соответствии с объяснениями учителя).

    У этой схемы тот же принцип построения, что и у живого дерева.

    Корни рождают ствол, т.е. из всех цветов мы можем выделить три основных цвета, которые и будут являться стволом.

    Ствол рождает ветви, т.е. три основных цвета дают рост ветвям.

    Ветви рождают еще ветви, т.е. при их смешивании получаются дополнительные цвета, т.е. новые ветви.

    Своеобразными прародителями всех цветов являются три цвета: КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ и СИНИЙ. Именно за это их называют основными цветами, т.к. они лежат в основе всех остальных цветов.

    А как же из основных цветов получить дополнительные? (Путем смешивания)

    Таблица «Основные цвета»

    Посмотрите, если мы смешаем желтый и синий, то получим зеленый.

    Если мы смешаем красный и синий, то получим фиолетовый.

    Если же мы смешаем желтый и красный, то получит оранжевый.

    А вы знаете, почему так получается?

    Вот сейчас я расскажу вам три сказки и вы сможете ответить на этот вопрос.

    Сказка первая «Сказочный лес»

    Однажды в сказочный лес пришла Зима и насыпала кругом столько снега, что лес стал белым-белым, как лист бумаги. Долго длилась Зима. И пора бы ей уступить место Весне, но не хочет Зима сдаваться, пуще прежнего лютует, все больше снега подбрасывает. Замерзли лесные жите­ли. Надоело им терпеть проделки Зимы и пошли звери и птицы к Солнцу. Стали его просить:

    Солнышко - Солнышко!

    Нет у нас ни зернышка,

    Все Зима поела

    В шубе своей белой.

    Солнышко - Солнышко!

    Выгляни в окошечко,

    Нас погрей немножечко,

    Пусть же снег растает,

    Травка прорастает!

    Вышло тогда Солнышко на небо, стало землю греть. И все вдруг в лесу преобразилось. Снег начал таять и потекли ручьи. Желтые солнечные лучи слились с синими ручейками, и случилось чудо! Ручейки мгновенно высохли, а на их месте из-под земли выглянула молодая зеленая трав­ка.

    А как появилась эта травка?

    Оказывается, на том месте, где желтый цвет слился с синим, и появился этот новый зеленый цвет!

    Солнышко, которое пригрело землю было каким цветом? (желтым)

    Когда солнышко пригрело, побежали ручейки, а ручейки какого цвета? (синего)

    А если мы смешаем желтый и синий, какой цвет получим? (зеленый)

    Молодцы! Вижу, что все внимательно слушали эту сказку. И теперь вы точно знаете как получить зеленый цвет.

    Сказка вторая «Друзья»

    Жили-были на свете ЖЕЛТЫЙ Лимон и КРАСНАЯ Ягодка. Лимон всегда был грустным и часто плакал из-за того, что многие дети его не любили. А вот сладкую красную Ягодку дети с удовольствием ели.

    Лимон с Ягодкой были большими друзьями, поэтому неудачи и беды Лимона очень печалили Ягодку. Думала-думала она, как помочь своему другу и, наконец, придумала! В один прекрасный день Ягодка поделилась с Лимоном своим сладким красным соком и... Лимон преобразился! Он стал похож на Апельсин, потому что изменился его цвет - стал ОРАНЖЕВЫМ! Так добрая и умная Ягодка сделала своего друга веселым, сладким и счастливым!

    Ребята, а почему это Лимончик стал вдруг оранжевым?

    (Работа с таблицей «Основные цвета»)

    Молодцы! Все верно!

    Сказка третья «Вода и Огонь»

    Жили-были Огонь и Вода. Жили они не дружно, вечно ссорились и никак не могли помирить­ся. Огонь кричал: "Я самый сильный, потому что могу все на своем пути сжечь!" - и бросал в Воду свои горячие КРАСНЫЕ искорки.

    "Нет! - возражала ему Вода, брызгаясь в него СИНИМИ струйками. - Я самая сильная! Я могу все затопить на своем пути!" Спорили они так, спорили, брызгались друг в друга своими капель­ками и искорками, а избрызгав все, - исчезли. А на их месте появилась грязная лужица, своим цветом похожая на ФИОЛЕТОВЫЕ чернила. Пришел человек, обмакнул перо в эти ФИОЛЕТО­ВЫЕ чернила и написал: "Не надо ссориться, друзья! Ведь в гневе жить никак нельзя!"

    Каким цветом были искорки, которыми кидался огонь в воду? (красные)

    А какие были брызги у воды? (синие)

    Какого цвета появилась лужица на месте спора Огня и Воды? (фиолетовая)

    Значит, если мы смешаем красный и синий цвета, то получим новый цвет – фиолетовый?

    Молодцы, вы прослушали внимательно все сказки, и ответили на мои вопросы. Давайте подведем итог.

    Из сказок мы узнали, что если один основной цвет смешать с другим, то появиться новый цвет:


    Желтый лучик солнца

    Выглянул в оконце,

    Побежали струйки

    Синих ручейков.

    Друг за другом мчались

    И перемешались:

    ЖЕЛТЫЙ цвет плюс СИНИЙ –

    Новый цвет готов!

    Как трава - ЗЕЛЕНЫЙ,

    Как листва - зеленый,

    Желтый цвет плюс синий –

    Стебельки цветов.

    Надо помнить всем прекрасно:

    Смешивая ЖЕЛТЫЙ с КРАСНЫМ,

    Цвет ОРАНЖЕВЫЙ получим.

    Кто не знает - всех научим!

    А не знаете ль секрета вы,

    Как нам сделать ФИОЛЕТОВЫЙ?

    КРАСНЫЙ с СИНИМ размешаем –

    Цвет чернильный получаем!

    Я думаю, что все вы запомнили, как нам получить зеленый, оранжевый и фиолетовый. Значит теперь мы можем проверить свои знания на практике.

        Самостоятельная работа учащихся

    Сегодня мы с вами будем рисовать радугу, но не простую, а волшебную.

    Сколько у радуги цветов? (7)

    А сколько баночек с краской у вас на столах? (3)

    А что же нам делать? Как нарисовать радугу? (смешивать цвета)

    Кто знает какие цвета у радуги? (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

    Ребята, кто-нибудь из вас знает стихотворение о цветах радуги?

    Над землёю,

    Над водою

    Встала радуга дугою

    Семь цветов ты видишь в ней,

    Как запомнить их верней?

    Не забудешь семь цветов,

    Зная семь волшебных слов:

    Каждый Охотник

    Желает Знать

    Где Сидит Фазан.

    Давайте вместе повторим 7 волшебных слов.

    А почему эти слова называются волшебными? (первая буква слова соответствует первой букве в названии цвета)

      К аждый - к расный

      О хотник - о ранжевый

      Ж елает - ж елтый

      З нать - з еленый

      Г де - г олубой

      С идит - с иний

      Ф азан - ф иолетовый

    Радугу будем рисовать вместе; радуга должна быть большой и яркой, не жалейте красок!

    Как надо правильно рисовать дуги радуги? Сверху вниз или снизу вверх? (снизу вверх).

    Какой цвет первый? Как нам получить красный? (получать не надо, т.к. красный – основной цвет).

    Берем кисточку, обмакиваем ее в краску и рисуем дугу. Посмотрите, как это делаю я.

    Какой цвет следует Зв красным? Как мы будем получать оранжевый? (смешаем на палитре желтый и красный).

    Посмотрите, берем желтую краску, кладем ее на палитру, далее берем красную и перемешиваем ее с желтой, у нас получается оранжевый.

    Первой всегда берем ту краску, которая светлее.

    Рисуем следующую дугу – оранжевую над красной.

    Следующий цвет – желтый. Как будем получать желтый? (не надо получать, он основной)

    Верно, значит берем желтую краску и рисуем третью дугу.

    Четвертый цвет в радуге, это… (зеленый). Что надо сделать, чтобы получить зеленый? (синий смешать с желтым)

    Верно, смешиваем на палитре цвета и рисуем четвертую дугу.

    Молодцы! Следующий какой цвет? (голубой) Интересно, а голубой из какого цвета будем получать? (из синего)

    А как из синего получить голубой?

    Голубой цвет можно получить двумя способами:

        Синий + белый;

        Синий + вода.

    Сейчас, каждый из вас подумает, каким способом он будет получать голубой и нарисует следующую дугу.

    Слову «сидит» какой соответствует цвет? (синий). Как нам получить синий? (основной цвет, получать не надо)

    Все верно, рисуем следующую дугу.

    Какого цвета дуга будет завершать нашу радугу? (фиолетовый) А название какой птицы соответствует нашему цвету? (фазан, филин)

    Верно, как нам получить фиолетовый? (синий смешать с красным)

    Рисуем следующую дугу.

    Посмотрите, наша радуга готова! Какая она у нас вышла красивая!

    А давайте радуге дадим свое имя!

    Яна, какой цвет тебе понравился больше всех?... (спросить каждого ребенка)

    Вот теперь, давайте подпишем радугу. Своим любимым цветом напишите свое имя. Можно имя написать где угодно: под радугой, на радуге и т.д.

    Вот мы и справились с нашей сегодняшней работой! Молодцы!

        Подведение итогов занятия

    С какими тремя основными цветами мы сегодня познакомились?

    Как по другому называются эти цвета? (основные)

    Скажите, а сможет ли художник нарисовать картину, если у него будет всего три краски? Почему? (путем смешивания основных красок можно получить множество других цветов и оттенков)

    С помощью каких красок можно получить зеленый цвет?

    А если мы смешаем синий и красный цвета, какой цвет получим?

    О каких двух цветах говориться в сказке о Лимоне и Ягодке? Почему лимон стал оранжевым?

    Молодцы, я вижу что вы на отлично усвоили материал сегодняшнего занятия. Научились сами совершать волшебство с красками!

    За вашу активную и плодотворную работу, я хочу подарить каждому по жетону:

    Почему звездочка? Потому что ваша сегодняшняя отметка «5», а у звездочки пять лучиков!

    Ну, а почему в звездочке радуга, догадайтесь сами!

        Уборка рабочего места

    После работы обязательно надо прибрать свое рабочее место.

    Кисти надо намыть с мылом, краски аккуратно закрыть. Приготовляя тем самым все к следующему занятию.

    1 Учебник «Технология труда» 3 класс

    Примерный конспект коррекционного занятия

    по развитию зрительного восприятия детей.

    Тип: «Формирование сенсорных эталонов»

    (Средняя группа,)

    Тема: «Знакомство с оранжевым цветом»

    Программное содержание:

    1. Познакомить детей с оранжевым цветом:

    Учить отличать предметы оранжевого цвета от предметов желтого и розового цвета;

    Учить узнавать оранжевый цвет на предметах, имеющих постоянный признак цветности;

    Активизировать словарь детей на полуактивном этапе.

    1. Учить локализовать предметы оранжевого цвета из множества предметов других цветов:

    Развивать умение составлять ритмическую последовательность в чередовании, желтых, оранжевых, розовых цветов.

    1. Продолжать развивать зрительное внимание детей.
    2. Развивать воображение детей, осознавание связи ароматов и цветности предметов.
    3. Обогащать активную речь детей за счет слов: оранжевый цвет, желтый, овощ, фрукт.
    4. Активизировать зрительные функции: прослеживающую, глазодвигательную, цветоощущение, центральное и периферическое зрение.

    Оборудование:

    Куклы: Мальвина и Буратино (на Мальвине оранжевое платье);

    Небольшие желтые мячи (на каждого ребенка) и один оранжевый;

    Цветное изображение лисицы (крупное);

    Цветное изображение моркови (крупное);

    На каждого ребенка карточки с бусами – для задания:

    «Продолжи ряд»;

    Прозрачные сумочки;

    Игрушки оранжевого, розового, желтого цветов

    Картинка (крупная) для развития зрительного внимания:

    Изображение цветков с лепесточками различного цвета,

    но обязательно 5 оранжевых цветков. Оранжевые цветы

    «разбросаны» по всей картине;

    Карточки с контурным изображением овощей и фруктов;

    Колпачки с различными ароматами, разнообразные предметы,

    которые могут напоминать эти запахи;

    Оранжевый пакет с апельсинами.

    Ход занятия:

    Ребята, только что позвонил по телефону Буратино и сказал, что он сейчас приедет к нам в гости. А вот уже и слышны его шаги. (Появляется Буратино).

    Буратино: «Здравствуйте, ребята, я так давно не был у вас в гостях, так соскучился. Как вы поживаете? Что новенького?

    Вам, наверное, Мальвина не дает скучать. Уж я-то помню, как лона пыталась заняться моим образованием и воспитанием.

    Я к вам не с пустыми руками пришел, а в подарок мячики принес. Вот. Ловите. (Буратино прокатывает каждому ребенку желтый мяч, а Мальвине - оранжевый).

    Ну как, нравятся вам мои мячики?»

    Спасибо тебе, Буратино, очень красивые мячики. Ребята, а какого цвета у вас мячи? (Желтые)

    • Ребята, а Буратино принес в подарок всем желтые мячики? Или, может быть, у кого-то из вас мячик другого цвета? (ответы детей).
    • Да, верно, у Мальвины мяч отличается от ваших, ребята. Какого же цвета у нее мячик, кто знает? (ответы детей)

    Буратино: «Да, у Мальвины красный мячик!»

    • А вот и неверно, Буратино. У Мальвины мяч оранжевого цвета.
    • Ребята, а какое животное имеет вот такую окраску, как этот оранжевый мячик? Я вам подскажу: в сказках она самая хитрая. (Ответы детей)
    • Верно, лиса. (Педагог на фланелеграфе выставляет цветное изображение лисы),
    • А теперь, отгадайте такую загадку: «Сидит девица в темнице, а коса-то на улице». Что Это? (Морковка)
    • Верно, морковка. А морковка бывает какого цвета? (Ответы детей)
    • Да, морковка у нас оранжевая. (На фланелеграф выставляется цветное изображение моркови).
    • А теперь послушайте шуточное стихотворение про оранжевый цвет и постарайтесь запомнить это стихотворение, и тот цвет, о котором вы услышите. Тебе, Буратино, я думаю тоже необходимо знать оранжевый цвет, чтобы ты его не спутал с другими цветами:

    « Оранжевой лисице

    Всю ночь морковка снится -

    На лисий хвост похожа:

    Оранжевая тоже».

    Ребята, скоро Мальвина будет играть в новом спектакле, поэтому ей необходимо украшение к оранжевому платью. Давайте-ка мы ей сделаем бусы.

    (Детям раздаются карточки с бусами, где чередуются желтые, оранжевые цвета и розовые. Задание: «Продолжи ряд». Для детей с амблиопией и косоглазием: дано начало - бусы желтого, оранжевого, розового цветов. Для слабовидящих детей: такое же начало и дается конец бус - розовый цвет. Педагог проговаривает выполнение этого задания со слабовидящим ребенком):

    • Вот, Мальвина, посмотри, какие бусы тебе сделали дети. (Дети подходят с выполненным заданием).
    • Ребята, а из каких цветов вы составляли бусы? (Ответы детей).
    • Молодцы, все запомнили оранжевый цвет.
    • Ребятки, а теперь давайте подойдем к окошку и посмотрим на черный кружочек на стекле, а затем смотрим вдаль. Так повторим несколько раз.

    (Проводится зрительная гимнастика: на стекле на уровне глаз детей прикреплен черный кружок небольшого диаметра. Дети смотрят вблизь на черный круг и вдаль несколько раз).

    • Ребята, к нам пришел невидимый волшебник Дели-Давай и просит вас разложить все предметы по цвету в сумочки, потому что они все у вас перемешаны. А он очень не любит беспорядок. (Детям раздаются 3 прозрачных сумочки, в которых находятся различные предметы желтого, оранжевого и розового цветов.). Назови предметы оранжевого (желтого, розового) цвета, подними сумочку с оранжевыми (розовыми, желтыми) предметами. Какого цвета предметы в этой сумочке? и т.д.
    • - Молодцы, ребята, волшебник Дели-Давай очень доволен вами, и говорит, что теперь у вас полный порядок с игрушками. А он это очень ценит.

    Ребята, вы очень понравились Волшебнику и он хочет с вами поиграть. Вот он вам принес картину, на которой изображены различные цветы. Он просит найти цветочки только оранжевого цвета, и хлопнуть в ладоши столько же раз, сколько вы увидите цветочков с оранжевыми лепесточками. (На фланелеграф выставляется картина). Ребята, вы опять порадовали Волшебника. Даже Буратино справился с заданием! Он хорошо запомнил оранжевый цвет. А запомнил ли ты, Буратино, стишок про этот цвет? Может кто-то из ребят помнит? (Ответы детей, при необходимости вспоминаем вместе с детьми).

    А мы, Буратино, с ребятами еще знаем стишок про тебя. Давайте, ребятки, расскажем этот стишок, но не просто расскажем, а еще и покажем:

    (Проводится физкультминутка): «Буратино потянулся! Раз - качнулся, два - качнулся, Руки в стороны развел: Видно ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать!»

    Ребята, за то, что вы такие старательные, любознательные - волшебник Дели-Давай хочет вас угостить фруктами и овощами. Но фрукты и овощи не обычные, а заколдованные. Поэтому их нужно расколдовать и узнать каждый овощ или фрукт.

    (Дети работают за столами. Им раздаются карточки, на которых даны контурные изображения различных фруктов и овощей).

    Ребята, вам нужно найти только те овощи и фрукты, которые имеют оранжевый цвет. Их нужно будет накрыть фишками. А чтобы вы не забыли, какого цвета нам нужны овощи или фрукты, я поставлю перед вами оранжевую лисицу. Вы посмотрите на нее и сразу вспомните стишок про оранжевый цвет. (С детьми проговариваются признаки по которым опознается предмет).

    Молодцы, ребята, все верно справились с заданием. Послушай, Буратино, дети назовут овощи и фрукты, оранжевого цвета. Ответы детей: - Морковь оранжевого цвета, это овощ и т.д.

    Мы с Волшебником очень рады за вас. Но наши глазки, наверное, немного устали, потому что пришлось им немало потрудиться. Давайте мы сейчас крепко зажмурим глазки, а затем откроем. (Проводится зрительная гимнастика, повтор 6-8 раз).

    Ребята, волшебник Дели-Давай побывал уже у нас в гостях, ему здесь очень понравилось, а теперь он приглашает нас в свою волшебную страну. (Гаснет общее освещение и включается подсветка).

    Вот мы и переместились в страну волшебника Дели-Давай. Какой здесь необычный аромат витает в воздухе. Посмотрите, у волшебника кругом стоят колпачки с различными запахами. Давайте, понюхаем их и представим, чем они пахнут, а также предмет этого запаха и цвет. И, может быть, среди окружающих нас волшебных вещей мы найдем именно тот предмет, который себе представляем по запаху и цвету. (Дети выполняют задание).

    Хорошо в Волшебной стране, но нам пора уже возвращаться, ведь дома нас ждут друзья, наши любимые игрушки. Но в знак доброго знакомства волшебник Дели-Давай «оживил» заколдованные фрукты, которые вы все правильно отгадали, и угощает вас ими.

    (Включается общее освещение, а в руках педагога появляется оранжевый пакет с апельсинами).

    Вот посмотрите, ребята, у меня в руках появился пакет.
    Какого он цвета? (Ответы детей).

    Давайте посмотрим, что же в нём лежит. (Педагог достает апельсины)

    Что это? (ответы детей)

    А какого цвета апельсины? (Ответы)

    • А теперь – угощение от Волшебника. (Детям раздаются апельсины).

    Молодцы, мы с вами очень хорошо поиграли, до свидания!


    Конспект занятия

    по развитию зрительного восприятия детей

    Тип: Формирование сенсорных эталонов

    Тема: «Знакомство с голубым цветом»

    Программное содержание:

    1. Познакомить детей с голубым цветом:

    Учить отличать предметы голубого цвета от предметов белого, синего и фиолетового цвета;

    Учить узнавать голубой цвет на предметах, имеющих постоянный признак цветности;

    2. Учить локализовать предметы голубого цвета из множества предметов других цветов:

    Развивать ритмическую последовательность в чередовании голубых, синих, белых цветов.

    3. Учить зрительно выделять и располагать в ряд 5 предметов по уменьшению.

    4. Учить зрительно выделять и располагать в ряд 5 предметов по светлоте цвета.

    5. Обогащать активную речь детей за счет слов: голубой цвет, синий, белый, одежда.

    6. Активизировать зрительные функции: прослеживающие, глазодвигательную, цветоощущение, центральное и периферическое зрение.

    7. Повторять узнавание и называние фигур: прямоугольник, круг, квадрат, овал, треугольник.

    8. Учить подбирать нужный цветовой эталон как признак предмета.

    9. Продолжать развивать зрительное внимание детей.

    10. Развивать память детей.

    11. Развивать воображение.

    Оборудование:

    Кукла и игрушки: Мальвина, попугай, дельфин;

    Цветные ленты (белые, синие, фиолетовые, голубые);

    Цветное изображение попугая;

    Карточки с изображением дельфинов из палочек Кюизенера;

    Палочки Кюизенера;

    На каждого ребенка 5 овальных «камешков» разных по размеру и оттенкам синего цвета;

    Образец бус трех размеров (большой, средний, маленький) и цветов (голубой, синий, белый)

    Бусы на каждого ребенка для выполнения по образцу;

    Прозрачные сумочки;

    Картинка (крупная) для развития зрительного внимания: изображение цветков различного цвета, но обязательно пять голубых цветков, которые «разбросаны» по всей картине;

    Карточки с контурными изображениями (колокольчик, лягушка, божья коровка, слон, ежик, попугайчик волнистый, дельфин);

    Фишки голубого цвета;

    Мешочек голубого цвета с подарком для детей.

    Ход занятия:

    Ребята, я слышу чьи-то шаги. (Появляется Мальвина)

    Мальвина: Здравствуйте, ребята.

    Ребята, узнали кто к нам пришел? (ответы детей) Как вы догадались? (ответы детей).

    Да, это Мальвина из сказки про Буратино и золотой ключик.

    А теперь послушайте стихотворение про любимый цвет Мальвины и постарайтесь запомнить это стихотворение и тот цвет, о котором вы услышите.

    Голубой – любимый цвет Мальвины,

    Попугая подарил ей Буратино.

    Перья на волосы похожи:

    Голубые тоже.

    Кого подарил Буратино? Какого цвета? (ответы детей). Верно, вот фотография попугайчика (На доску выставляется цветное изображение волнистого попугайчика)

    Мальвина: Я к вам не с пустыми руками пришла, а картинку принесла.

    Ребята, что на картинке? (ответы детей). Дело в том, что Мальвина собирается идти на праздник. Помогите выбрать ей одежду голубого цвета и наложите фишки.

    - …(имя ребенка) что ты выбрал?

    Мальвине необходимо украшение к платью. Какое украшение мы можем ей собрать? (ответы детей - бусы)

    Какого цвета бусы? Какой формы? Какие по размеру? Какая бусинка будет первая?

    Вот, Мальвина, посмотри, какие бусы тебе сделали дети. (дети подходят с выполненным заданием)

    Ребята, а из каких цветов вы составляли бусы? (ответы детей)

    Молодцы, все запомнили голубой цвет.

    Ребятки, а теперь давайте подойдем к окошку и покажем Мальвине паучков на стекле, а затем поищем глазками что-нибудь голубого цвета за окошком. Так повторим несколько раз. (Проводится зрительная гимнастика: на стекле на уровне глаз детей прикреплен черный кружок небольшого диаметра. Дети смотрят на черный круг, расположенный вблизи, и вдали ищут взором голубые объекты. Так проводится несколько раз поочередно.)

    Ребята, а у Мальвины случилась беда. Попугай вылетел в случайно открытую форточку и потерялся. Может быть, он к нам залетел в кабинет? Поищите глазами. Куда сел попугай?(ответы детей)

    Попугай играл у Мальвины с лентами для волос. Мальвина просит вас разложить все ленты по цвету в сумочки, потому что они все перемешаны. А она ох как не любит беспорядок. (Детям раздаются четыре прозрачных сумочки, на которых наклеены определенные цвета-ориентиры). Подними сумочку с голубыми (фиолетовыми, белыми, синими) лентами. Какого цвета ленты в этой сумочке? И т.д.

    Молодцы, ребята, Мальвина очень довольна вами и говорит, что теперь полный порядок с лентами. А она это очень ценит.

    Ребятки, вы очень понравились Мальвине, и она хочет познакомить вас с другом, который живет в море, а доберемся мы туда по дорожкам. Выберите себе дорожку. Какого цвета дорожка? К какой фигуре она приведет? (ответы детей)

    Вот мы и добрались до моря. Узнали кто это? А какого цвета дельфин? (ответы детей). Верно Он насобирал на морском дне камешки. Какой формы камешки? У вас у всех овальные камешки. А чем отличаются? (размером, разного оттенка)

    Давайте научим дельфина как можно с камешками поиграть? Можно их выложить по порядку от большого к маленькому. Покажите дельфину. А еще как можно их выложить?

    (от самого темного к самому светлому)

    Дельфину очень понравились эти игры, он предлагает вам отдохнуть (снять очки, закрыть глаза ладошками) и послушать, как он играет со своими друзьями (включается аудиозапись звуков дельфинов).

    Открывайте глаза, одевайте очки. Вот и друзья приплыли. Попробуем выложить их из палочек. Какого цвета понадобятся палочки? (ответы детей) Хвост из каких палочек? А плавник? Какого цвета самая длинная палочка?

    Молодцы. Может, кто-то из вас помнит стих про голубой цвет и расскажет дельфину? (Ответы детей. При необходимости вспоминаем вместе с детьми.)

    Пора прощаться и возвращаться обратно. Проходите по дорожкам и садитесь за столы.

    Мальвина вырастила в саду летом цветы и принесла вам показать. Найдите цветы только голубого цвета и хлопните в ладоши столько же раз, сколько вы нашли цветов с голубыми лепесточками. (На подставках выставляются картинки. Задание на развитие зрительного внимания.)

    - Ребята, за то, что вы такие старательные, любознательные, Мальвина хочет подарить вам маленькие сюрпризы. Но для этого нужно расколдовать картинки: найти только те, которые имеют голубой цвет. Их нужно будет накрыть фишками. (Дети работают за столами. Им раздаются карточки на которых даны контурные изображения.)

    - Молодцы, все верно справились с заданием.

    Послушай, Мальвина, дети назовут то, что бывает голубого цвета. (ответы детей)

    Мы с Мальвиной очень рады за вас. Но наши глазки, наверное, немного устали, потому что пришлось им немало потрудиться. Давайте мы сейчас крепко зажмурим глаза, а затем откроем. (Проводится зрительная гимнастика)

    Вот и подарок от Мальвины.