• Ребус-метод и его место в процессе обучения чтению. Ребус-метод и его место в процессе обучения чтению Ребусы с отдельными согласными буквами








    Заповеди: свято храни честь своей семьи; свято храни честь своей семьи; люби свою семью и делай её лучше; люби свою семью и делай её лучше; будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи; будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи; подари родителям радость; подари родителям радость; умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи; умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи; жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их. жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.


    Родители контролируют школьные дела детей. Родители контролируют школьные дела детей. Каждый член семьи имеет свои обязанности. Каждый член семьи имеет свои обязанности. Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы. Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы. Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор. Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор. При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи принимает активное участие в их организации. При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи принимает активное участие в их организации. Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свободное от занятий время. Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свободное от занятий время. Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними. Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.





    Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это важно! Семья – это сложно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!

    Каждый четырехлетний ребенок мечтает научиться читать. Книги, журналы, реклама, надписи на улицах и в телевизоре, на обертках конфет и на упаковках с игрушками — письменная речь окружает ребенка везде, она такие желанная и, увы, такая непонятная! Малыш с энтузиазмом откликается на предложение взрослого поучиться чтению, но!.. Но тут его поджидает "засада".

    Оказывается, прежде чем хоть что-нибудь прочитать, нужно долгое-долгое время учить буквы, учить сложные правила их соединения, учиться много дней, недель, месяцев, а читать так и не получается! Хорошо еще, если учитель попался веселый, может поиграть в разные игры и умеет рассказать смешную историю "из жизни букв". Чтение от этого лучше не становится, но занятие хотя бы перестает быть до зевоты скучным. Вот если можно было бы — раз, и уже научился! Раз, и уже прочитал! Раз, и даже сам понял прочитанное слово! Мечта младенца!

    Именно эту мечту ребенка воплощает наш "Ребус-метод". За несколько минут научиться читать, еще даже не зная букв, практически совсем без учебы. Ну, пусть еще читать не целые рассказы, и даже не предложения, а хотя бы просто отдельные слова. Ну, пусть еще даже не с помощью букв, которые так трудны для ребенка, а пока лишь с помощью слоговых пиктограмм, как читали древние шумеры. До чтения рассказов ребенку предстоит пройти весь долгий учебный путь — буквы, затем склады, затем слова, затем словосочетания и предложения, — все то, что предлагают другие учебники. Но с нашей книжкой малыш уже с первого занятия будет учиться в чтении самому интересному и главному: понимать смысл прочитанного.

    Всего два правила

    "Ребус-метод" — это, прежде всего, игра, причем игра устная. Для того, чтобы понять звуковой принцип нашей игры, необходимо все указанные нами задания выполнять обязательно вслух, громко и ритмично. Наш ребенок еще не знает букв, еще не умеет читать, и потому способен ориентироваться только на вслух произнесенные слова и звуки.

    Наша игра имеет всего два правила. Первое правило — как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове МАСКА не первую букву М и не первый слог МАС , а именно первый склад МА ). Для четырехлетнего ребенка это не составляет проблем, и уже через две-три минуты малыш овладевает нашим первым правилом. Второе правило — как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух одно за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.

    Уже с первых минут первого же занятия детей увлекают удивительные превращения одних слов в другие. Задача учителя в эти минуты — продемонстрировать правила игры и удержать себя от ненужных объяснений. Не нужно объяснять ребенку, что такое звук, слог или звуковой склад. Не нужно рассказывать, какими и сколькими буквами склад записывается. Не нужно даже показывать картинки или предметы. Нужно всего лишь внятно и ритмично, словно стишки, произнести:

    маска — МА
    пальма — ПА
    мышка — МЫ
    шишка — ШИ
    кошка — КО
    ложка — ...

    ... — ЛО
    мячик — МЯ
    чайник — ЧА
    ветка — ВЕ
    сетка — ...
    ручка — РУ
    Жучка — ...

    Детям очень нравится в этой устной игре играть с именами:

    Коля — КО
    Оля — О
    Маша — МА
    Даша — ДА
    Петя — ПЕ
    Федя — ФЕ
    Ира — И
    Кира — КИ и т.п.

    Имена, разумеется, должны быть знакомы ребенку. Любой взрослый без затруднений подберет два-три десятка подходящих слов. Единственное, что необходимо учитывать: каждое слово должно обязательно начинаться с ударения, ибо безударные огласовки меняют свое звучание (кАтёнок, мИшок ).

    Ребус-метод позволяет проводить занятия с уже читающими и с еще не читающими детьми одновременно в одной группе. Особенности метода — возможность устной игры, полностью имитирующей все механизмы чтения. Принцип чтения понимается детьми за считанные минуты. Необычайно увлекательно для детей, очень удобно для учителя, абсолютно понятно родителям.

    Как только ребенок понял правило маска — МА и стал вторить учителю, можно переходить к следующему шагу. Опять же не требуется лишних объяснений, нужно лишь внятно и ритмично произнести:

    маска-маска — МА-МА
    пальма-пальма — ПА-ПА
    туфли-чайник — ТУ-ЧА
    курица-чайник — КУ-...
    маска-шарик — МА-...
    кактус-шарик — ...

    Два слова — это совсем легко. Сложнее удержать во внимании три слова:

    маска-шишка-наволочка — МА-...-...
    маска-листик-наволочка — МА-...-...
    бусы-маска-галстук — БУ-...-...
    галстук-зебра-тапки — ...

    Как правило, дети 4-5 лет достаточно легко с первого занятия решают на слух задания из трех слов. А вот задания из четырех слов вызывают затруднения даже у шестилеток:

    бусы-рак-тигр-ножницы — ...
    письма-рак-мишка-дама — ...
    облако-девочка-ящик-ложка — ...
    курица-курица-ручка-заяц — ...

    Дети забывают исходные слова, теряют последовательность звуков, пытаются "угадать" конечное слово и часто ошибаются. Сказывается недостаток концентрации внимания, неумение сосредоточиться. С одной стороны, ради развития этих важных качеств стоило бы продолжать такой устный тренинг. Но можно и облегчить задание, дав наконец ребенку зрительную опору в виде предметов или их нарисованных изображений.

    При появлении зримых объектов начинается процесс настоящего чтения. Необходимо своевременно и неоднократно указать детям направление чтения. Без подсказки взрослого дети пытаются называть элементы справа налево. И сбиваются к этому с удивительным постоянством.

    Именно к таким простейшим действиям сводится роль учителя в нашей методике. Никаких сложных объяснений, никаких долгих подготовительных этапов, никаких многосерийных ролевых сюжетов, применяемых сегодня педагогами с единственной целью развлечь скучающего на занятии ребенка, сделать занятие забавным. В "Ребус-методе" дети достаточно увлечены самим процессом чтения, и процесс этот детям нравится.

    Решением экспертного совета Комитета по образованию С.-Петербурга от 25 декабря 2009 года "Ребус-метод — обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм" допущен к применению в начальной школе как дополнительная обучающая методика.

    Конечно же, не все дети одинаково успешны в обучении. Если учитель ведет занятие с целой группой детей, то наиболее сообразительные и активные ученики становятся "образцом" для отстающего ребенка: делай, как они, догони их, опереди их, соревнуйся с ними. Если же взрослый занимается лишь с одним ребенком, и тот вдруг не понял правила игры — что ж, всегда можно остановиться и отложить до следующего раза.

    Очень может быть, ребенок еще слишком мал для подобных упражнений, еще не понимает, что такое начало слова и чего вообще хочет от него добиться этот взрослый. Мы категорически не советуем заниматься подобными играми с детьми, чьи речевые навыки и понятия еще не устоялись. Так, например, трехлетние дети способны всерьез перенести правила укорачивания слов в бытовое общение и спровоцировать этим искусственную . Если же ребенку для овладения "Ребус-методом" еще не хватает памяти, внимания, абстрактного мышления, и, если хотите, чувства юмора — это может наблюдаться и в четыре, и в пять, и даже в шесть лет, — то с этим ребенком просто рано заниматься чтением, слогово-пиктографическим или тем более фонемно-буквенным. "Ребус-метод" является однов-ременно и хорошим тренирующим, и точным тестирующим упражнением.

    Устные ребус-примеры

    Устные ребусы потрясающе развивают чувство ритма у ребенка, его внимание и концентрацию.

    Взрослых это тоже развлекает решение таких ребусов на слух. Для устной игры мы приводим ниже примеры ребусов.

    Самые простые ребусы — из двух слов

    маска-маска — МА-МА
    пальма-пальма — ПА-ПА
    туфли-чайник — ТУ-...
    курица-чайник — ...
    кактус-шарик -
    санки-шарик -
    ящик-маска -
    дятел-дятел
    лук-наволочка
    ручка-кактус
    листик-санки
    письма-лампа
    шишка-наволочка
    юбка-лампа
    кисточка-ножницы
    вишни-ножницы
    робот-заяц
    ванна-заяц

    Первая сложность для ребенка — множественное число

    девочка-тигр
    ножницы-гиря
    голубь-рыба
    ручка-кисточка
    гусь-бык
    ящик-мышка
    ножницы-рыба
    люстра-диск
    кошка-нитки
    девочка-тигр
    ножницы-гиря
    голубь-рыба
    ручка-кисточка
    гусь-бык
    ящик-мышка
    ножницы-рыба
    люстра-диск
    кошка-нитки

    Простые ребусы из трех слов

    маска-шишка-наволочка
    маска- листик-наволочка
    аист-курица-лампа
    бусы-маска-галстук
    галстук-зебра-тапки
    рак-кепка-тапки
    гиря-тапки-рак
    пальма-на волочка-маска
    кактус-репка-тапки
    рак-д уш-галстук
    заяц-нож ницы-заяц
    заяц-рак-заяц
    рак-бочка-тапки
    тигр-шишка-наволочка
    аист-курица-лыжи
    галстук-зебра-тыква
    гиря-тапки-рыба
    рак-кепка-тыква
    письма-рак-тыква
    лампа-домик-нитки
    галстук -ложка-шишка
    пальма -кепка-тыква
    письма -жаба-маска
    лук-жаба
    утка-тюбик-гиря
    рыба-банка-кит
    пальма-утка-кит
    кактус-череп-листик
    череп-тыква-репка
    утка-зонтик-рыба
    пальма-ручка-санки
    утка-робот-кит
    маска-лыжи-шишка
    курица-лампа-кит
    робот-листик-кит

    Ребусы из четырех слов

    аист-наволочка-наволочка-сыр
    пальма-утка-тигр-наволочка
    бусы-рак-тигр-ножницы
    гусь-сердце-нитки-царь
    курица-курица-ручка-заяц
    банка-тапки-репка-ящик
    письма-аист-нитки-ножницы
    облако-девочка-ящик-ложка
    санки-море-ваза-рыба

    Ребусы с безударными о, е, я

    Трудности в понимании прочитанного возникают у ребенка, когда появляются безударные гласные О, Е, Я. Ребенок просто не узнаёт прочитанного слова, ибо в жизни оно звучит иначе.

    солнце-банка-кактус
    солнце-банка-кисточка
    дом-робот-галстук
    дом-робот-гиря
    ножницы-галстук
    облако-зебра-робот
    кошка-маска-рыба
    голубь-рак
    наволочка-чайник-ложка
    мышка-ложка
    ложка-пальма-тапки
    ложка-пальма-тыква
    облако-санки
    кошка-заяц
    письма-робот-гиря
    робот-галстук
    кошка-робот-наволочка
    кошка-робот-ваза
    кошка-санки
    солнце-робот-кактус
    солнце-робот-кит
    голубь-ложка-санки
    голубь-ложка-ваза
    бочка-робот-дама
    повар-ложка-санки
    молния-ложка-кошка
    повар-голубь-дама
    волк-робот-тапки
    зонтик-ложка-торт
    голубь-робот-дама
    волк-ложка-сыр
    бочка-ложка-торт
    волк-робот-наволочка
    тетерев-ложка
    тетерев-лейка-галстук
    лейка-белка-диск
    мячик-солнце
    перец-робот
    пушка-галстук-ложка
    дерево-вишни-царь
    солнце-ваза
    ель-дама
    кошка-лейка-солнце
    кошка-лейка-ножницы
    репка-кактус

    Ребусы с отдельными согласными буквами

    Согласные буквы в этих устных ребусах произносятся не как названия букв (Бэ, эМ, Ка и т.п.), а как реальные короткие звуки. Наиболее легко дети понимают смысл в длинных ребусах.

    Аист-наволочка-наволочка-С
    санки-молния-ванна-Р
    молния-ложка-тортик-К
    пальма-робот-волк-З
    шорты-кошка-ламмпа-Д
    облако-гусь-репка-Ц
    повар-мишка-домик-Р
    повар-пушка-галстук-Й
    волк-робот-белка-Й
    муха-рак-веник-Й
    листик-молния-Н
    банка-наволочка-Н
    банка-рак-Н
    банка-рак-банка-Н
    Г-ручка-шарик
    Г-лампа-заяц
    К-нитки-галстук
    К-рыба-шарик
    люстра-К
    солнце-К
    солнце-Н
    ножницы-С
    заяц-Л
    повар-Л
    молния-ЛЬ
    солнце-ЛЬ
    ручка-ЛЬ
    девочка-НЬ
    месяц-Д-веник-ДЬ
    З-веник-З-дама
    ...

    В принципе, любой родитель может придумать свои ребусы. Лишь одно нужно не забывать: каждое слово-картинка должно начинаться с ударения: кОшка , но не котЁнок . Потому что в слове "котёнок" первое О звучит как А , и любой малыш скажет КА вместо КО .

    Ударение

    Главная задача чтения — понять смысл прочитанных слов. Попробуем на нескольких примерах пояснить нашему взрослому читателю, что именно, кроме букв, мешает ребенку понимать смысл.

    Возьмем простое слово МАШИНА .

    Смысл данного слова действительно прост для понимания: некий агрегат, механизм, может быть на колесах.

    Но вот мы пишем это слово дважды и просим прочитать вслух:

    МАШИНА МАШИНА

    После короткой заминки взрослые приходят к выводу, что речь идет не о двух агрегатах, а лишь об одном, который принадлежит какой-то Маше. Для детей такое умозаключение без определенного навыка почти невозможно. Ребенок затрудняется создать множество различных вариантов ударения, он еще не умеет свободно импровизировать в ритмике речи. Два простейших слова оказываются ребенком при прочтении не понятыми.

    И уж совершенно исключено, чтобы малыш понял ритмическую и смысловую разницу двух следующих предложений, несмотря на кажущуюся простоту их прочтения:

    ЭТА МАШИНА МАШИНА
    ЭТО МАШИНА МАШИНА

    Изменение при письме лишь одной буквы полностью меняет ритмику прочитанной вслух фразы. К тому же слова ЭТО и ЭТА в устной речи произносятся совсем одинаково.

    Другой пример, два слова:

    ПУГАЛО, ВОРОН

    Понятно, что речь идет о каком-то одном пугале и об одной черной птице. Но в предложении

    ПУГАЛО ПУГАЛО ВОРОН

    говорится не о двух пугалах и одной птице, а все о том же единственном пугале, которое отпугивало целую стаю.

    Приведенные примеры объясняют, почему у некоторых детей не получается понимать прочитанное, даже если они знают все буквы и уже легко складывают их в звуки. Перелистайте любую детскую книжку, и вы обнаружите, что без стойкого навыка чтения понять ее текст ребенку очень сложно, даже невозможно. Наибольшую трудность для понимания представляют собой короткие слова с измененными безударными огласовками, например ЭТО, ОНА, ОНО, КОЗА, ЕДА, ПЕРО и т.п. Дети просто не узнают их при чтении, потому что в устной речи принято произносить соответственно: ЭТА, АНА, АНО, КАЗА, ИДА, ПИРО . Длинные слова, такие как ОДЕЯЛО, ПИАНИНО, КОРОЛЕВА узнаются детьми гораздо легче, хоть и требуют большей концентрации внимания.

    — Бочка-роза-дама, — задаем мы устное задание ребенку.

    — БО-РО-ДА, — решает он его на слух и не может понять получившееся слово, потому что в жизни оно звучит как БА-РА-ДА .

    — Голубь-роза-дама, — продолжаем мы задание.

    — ГО-РО-ДА, — расшифровывает ребенок, и не может понять слово во множественном числе.

    — Повар-роза-дама.

    — ПО-РО-ДА, — и опять не узнает, но не потому, что не знает про разные породы кошек и собак, а потому что не догадался переставить в слове ударение.

    Именно эту задачу — тренинг концентрации внимания и постановки ударения — решает "Ребус-метод" еще до того, как ребенок ознакомится с буквами.

    Комментировать статью "Ребус-метод и его место в процессе обучения чтению "

    Лев! Мне интересна Ваша методика. Даже, думаю, использовала бы что-то на украинском. Но большинство деток, с которыми я работаю - отстают в развитии. Прочитала, что Вы оговариваете, что не всем по силам, и даже бывает, что потом дети "укорачивают" слова в реальном разговоре. У нас было пособие для скорочтения Эдигея, которое давало такой же эффект - после чтения "перепутанных" слов дети обычный текст читали "перепутанно".
    Я бы такой подход с осторожностью применила к слабо подготовленным детям, а вот уже начавшим читать - дала бы как полезное развлекательное упражнение. Я еще применяю "окошки", для работы с таблицей складов (систематизация по гласным, как вторая таблица Зайцева), когда мы придумываем сказку с героями на определенные склады (вырезаю квадратное окошко в силуэте паровозика или домика, или робота и ловлю окошком склады).

    16.02.2010 02:08:31,

    Всего 5 сообщений .

    Еще по теме "Как научить ребенка читать и понимать прочитанное?":

    Как научить ребенка читать? Может есть какие программы или методы... я не педагог) но к школе подготовиться хочется) В детском саду кроме Еще тогда была куча всяких развивающих комп игр. И чтобы играть, задания там надо читать, как ни странно. И понимать прочитанное.

    В Китае, в Корее и в Японии для обучения детей чтению используется слоговая азбука Называется она « Ребус - метод ». В этой методике на начальном этапе обучения ребенку Но в процессе этой игры у ребенка развиваются внимание, необходимое для настоящего чтения...

    Девочки, подскажите,плиз, какие есть способы научить ребенка читать? Я учила читать по букварю Жуковой, легко и доступно, и ребенок легко воспринимает и понимает. До этого пробовали другие методы, но мне если честно они не очень по душе пришлись, мороки много, а...

    Раздел: Образование, развитие (как научить ребенка пересказывать прочитанное 1 класс). только практикой. а чтобы это прошло гладко-незаметно: отслеживайте, что ребенок читает, и почаще расспрашшивайте, что прочитал. по дороге в школу например. а заодно...

    Когда я ему читаю с пониманием проблем нет. Что это- какая-то незрелость или что? Девочки, кто знает, как научить ребёнка понимать прочитанное? Мой все понимает и читать любит. Ну когда он в библиотеке выбирает себе книжку может понять будет он ее понимать или нет.

    буквы понимаем и знаем, нам 4 года. Попробуйте молча - не произнося вслух - дать ребенку составить слово из 2 слогов (например, ка и ша), потом не прочесть, а сказать как научить сливать буквы в слоги? Мои дети занимаются у Бахтиной, автора самого популярного букваря...

    Чтобы выразительно читать, надо понимать, что ты хочешь выразить! Обсудить все нюансы настроения и идей стиха, как они меняются по строфам или строкам Главное, чтобы ребенок понимал прочитанное, а с какой скоростью - это второй вопрос. Как научить ребенка читать?

    Как учить читать?. -- посиделки. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение Я понимаю, что я не профессионал, все равно будем ходить на какие нибудь курсы..но мне чет так захотелось с ними позаниматься чемнить полезным, а не получается.

    Может читать только вслух. как научить читать "про себя"? я ему сказала- проговаривай вначале про себя, потом говори, что получится- он не понимает, как это. я ему говорю- ну как бы тихим шепотом. в итоге получилось так, что я сама испугалась- если он читает про себя, то мне...

    как научить читать?. Родительский опыт. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями Ей 3г, буквы знает все! А что дальше? Я ей например в книжке, или сама пишу слоги и читаю: МА-МА ПА-ПА СА-ША.

    Новый (точнее, старый - суд опять) способ борьбы с узостью и зашоренностью педагогов... Если бы мальчик захотел написать письмо, скажем, Братцу Кролику или там Хомеру Симспону и ему не разрешили, стоило бы устроить учителям такой же силы разгон...

    Ребус - метод и его место в процессе обучения чтению. Ребус - метод обучения малышей чтению основывается на концентрации внимания, звуковом К- рыба -шарик люстра-К солнце-К солнце-Н ножницы-С заяц-Л повар-Л молния-ЛЬ солнце-ЛЬ...

    Пытаемся научится читать. . Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. А еще у меня лежит ксерокс " Ребус - метода " обучения слоговому чтению.

    Классный час «Моя семья».

    2 класс. 2012-2013 учебный год.

    Классный руководитель: Васильева И.М.

    Цели и задачи классного часа:

    1. Формирование убеждения о важности семьи в жизни человека.

    2. Прививать детям этические качества личности и нормы поведения в семье.

    3. Воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, терпение, чувство уважения и взаимопомощи.

    4. Укреплять привязанность к членам своей семьи.

    5. Сформировать представление о важности каждого члена семьи.

    6. Научить детей гордиться достижениями, традициями и обычаями своей семьи.

    7. Развивать коммуникативные возможности учащихся, умение правильно общаться.

    ОБОРУДОВАНИЕ : альбомные листы, клей-карандаш, ножницы, коричневый фломастер или маркер, зеленая бумага, шаблон листочка; мяч (для игры).

    ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

    Высказывания о семье:

    « Не надобен и клад, коли в семье лад»

    «Какие корешки, такие и ветки, какие родители, такие и детки»

    «Вся семья вместе, так и душа на месте»

    «Работящая семья и землю превратит в золото»

    «Лучше дружная семья, чем слиток золота»

    Фото семей учащихся прикреплены по контуру сердца, в середине - фото класса.

    Рисунки детей на тему: «Моя семья самая дружная»

    Ребус «7я»

    Образец родственного дерева.

    Ход классного часа.

    Формулирование темы занятия.

    Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех вместе на первом уроке в новом учебном году. П оздравляю вас с новым званием , теперь вы третьеклассники!

    Хорошо ли вы отдохнули летом? Какие города, сёла посетили? А скучали ли вы по дому? Как вы думаете, почему?

    (Человек привыкает к родному дому, потому что здесь ему тепло и уютно, Здесь родная природа, близкие друзья, здесь родные для него люди, которые его понимают, поддерживают, здесь человека ждёт и любит его родная семья.)

    Разгадывание ребуса «Семья».

    Тема нашего классного часа так и называется: «Моя семья».

    Семья в жизни человека.

    Ребята, а что такое семья? Как вы понимаете это слово?

    Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. (Словарь Д. Ушакова)

    Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится:

    "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".

    А как вы понимаете эти высказывания? (На доске пословицы о семье)

    Не надобен и клад, коли в семье лад.

    Какие корешки, такие и ветки, какие родители, такие и детки.

    Вся семья вместе, так и душа на месте.

    Работящая семья и землю превратит в золото.

    Лучше дружная семья, чем слиток золота.

    Какую из пословиц вы бы выбрали девизом вашей семьи?

    Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге.

    Наши предки издавна учили, что это семя не взойдет без помощи старших и без воли Божьей. Вот почему жених и невеста от родителей получали благословение, а от Бога - венчание.

    Семейный уклад.

    Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают и первые цветочки-сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени. У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания.

    Ребята, а у вас есть обязанности в вашей семье? Расскажите всем о своих обязанностях.

    Молодцы.

    Игра «Чей предмет».

    А сейчас давайте поиграем. Я произношу название предмета и бросаю кому – то мячик. Вы должны бросить его мне назад, отвечая, кто в вашей семье чаще всех пользуется этим предметом. Итак, начали.

    Веник, диван, телевизор, спицы, мяч, телефон, тетрадь, посуда, магнитофон, кресло, газета, стиральная машина, утюг, дневник, ремень, гаечный ключ, духовка, книги , альбом для фотографий (семейный альбом) .

    Ребята, чьи фотографии можно увидеть в семейном альбоме?

    А фото нашего класса можно назвать семейным?

    Чтение стихотворения «Семейный альбом».

    «Семейный альбом»

    Я квартиру поставил вверх дном, я искал наш семейный альбом,

    Потому что узнать невтерпеж, на кого же я больше похож.

    Это папа, совсем молодой, без усов и какой-то худой,

    Это мама на речку пошла, мама маленькой тоже была?

    А тут бабушку вижу мою, я бабулю ужасно люблю.

    От меня ей особый почет – она булочки вкусно печет.

    Здесь на фото и дедушка мой, он всегда поиграет со мной,

    Он меня на колене качал, лучше дедушки я не встречал.

    А вот это – мой братик Сережа, на меня как две капли похожий,

    И вообще, я заметил: родня – словно всех срисовали с меня!

    - Готовясь к нашему классному часу, вы рисовали рисунки и составляли рассказы о своей любимой семье. Я предлагаю послушать ваши выступления.

    Защита рисунков.

    Составление родового дерева.

    «По отцу и сыну честь...»-связующая нить поколений.

    Есть мудрое выражение: "Где одному не справиться, там род поддержит". В самые тяжелые минуты жизни именно близкие, родные люди становятся надежной опорой и поддержкой.

    Действительно, человек - лишь маленькое звено в цепочке поколений... Ведь передать своим детям и внукам можно не только что-то материальное, но и бесценный опыт. Учитывая ошибки прошлого, легче познать себя, определить свое предназначение и место в жизни, понять собственную ответственность перед семьей.

    Знать и уважать предков, хранить память о них - обязанность каждого. В этом может помочь наука - .

    Для многих решающим шагом к составлению собственной родословной являются заслуги предков, значимость фамилии, стремление более детально выяснить свою причастность к тем или иным семейным династиям. В любом случае, каковы бы ни были причины, побудившие человека создать свое родственное древо, существуют общие рекомендации по составлению родословной. Самая главная - не откладывать дело "в долгий ящик", а приступать к работе, пока живы представители старших поколений вашей семьи. Ведь чаще всего только от них можно получить полную информацию о дальних родственниках. Сегодня мы начнем составлять и оформлять родственное дерево, а беседа с родителями, бабушками, дедушками, другими родственниками поможет вам дополнить его уже дома.

    Образец родственного дерева:

    Чтобы научиться составлять и понимать ребусы, стоит разобраться, что они из себя представляют.

    Слово "ребус" латинского происхождения (лат. rebus, при помощи вещей, "Non verbis sed rebus" - "Не словами, а при помощи вещей"). Зародился ребус во Франции в XV веке, а первый печатный сборник ребусов, изданный в этой стране в 1582 году, был составлен Этьеном Табуро. За время, прошедшее с тех пор, техника составления ребусных задач обогатилась множеством разнообразных приёмов.

    Итак, ребус – это один из видов головоломок, загадка на расшифровку слов. Зашифрованным по определённым правилам в ребусе может быть не только отдельное слово, но и пословица, поговорка, цитата, загадка и даже целый небольшой рассказ. Слова и фразы в ребусе изображены в виде картинок, букв, цифр, нот и других всевозможных знаков, количество которых не ограничивается. Разгадывание ребуса - это целая наука. Решая ребус, необходимо все знаки записать в виде осмысленного слова или предложения. Хотя различают несколько видов ребусов (литературные, математические, музыкальные, звуковые и т.п.), существуют некоторые общие правила их составления и разгадывания.

    пример ребуса


    ОБЩИЕ ПРАВИЛА РЕШЕНИЯ РЕБУСОВ

    Слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка или любого знака. Ребус читается слева направо, реже сверху вниз. Знаки препинания и пробелы в ребусе не учитываются. Если в ребусе загадывается одно слово, то оно должно быть, как правило, именем существительным, причём в единственном числе и в именительном падеже. Отклонение от этого правила должно быть обязательно оговорено в условиях ребуса. Если загадывается предложение (пословица, афоризм и т. п.), то в нём, естественно, могут быть не только имена существительные, но и глаголы, и другие части речи. В этом случае, условия ребуса должны содержать соответствующую фразу (например: “Отгадай загадку”). Ребус должен иметь решение, причём, как правило, одно. Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. Например: “Найди два решения этого ребуса». Количество используемых в одном ребусе приёмов и их сочетаний не ограничивается.

    РЕБУСЫ В КАРТИНКАХ

    Простейший вариант, когда ребус состоит из двух картинок , которые помогут составить новое слово. Названия предметов, изображённых в ребусе, следует читать в именительном падеже единственного числа или множественного, если изображено несколько предметов.


    ребус 1


    ВОЛ + ОКНО = ВОЛОКНО

    ребус 2


    СЛЕД + ОПЫТ = СЛЕДОПЫТ

    ребус 3


    ОКО + ЛИЦА = ОКОЛИЦА


    Из последнего примера видно, что картинка в ребусе может иметь не одно название (глаз и око, пчёлы и рой и т.п.); или изображение может иметь общее или частное название (птица - общее название; стриж, ласточка, курица - частное название). Если изображённый предмет имеет два значения, то логически нужно определить подходящее. Это самое трудное в ребусах.

    Если картинка перевернута вверх ногами , это значит, что слово читается «задом наперёд».


    ребус 4


    Перевёрнутый НОС = СОН


    Если справа или слева от картинки стоит одна или несколько букв - это значит, что эти буквы просто следует добавить. Бывает, перед ними ставится знак «+». Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.


    ребус 5



    КОЛБА + СА = КОЛБАСА

    ребус 6



    Буква Х + ЛЕВ = ХЛЕВ

    РЕБУСЫ С ЗАПЯТЫМИ

    Запятые справа или слева от картинки означают, что в загаданном, с помощью картинки, слове нужно удалить столько букв, сколько стоит запятых. При этом запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Иногда запятые слева от изображения рисуют вверх тормашками, хотя принципиальной роли это не играет.


    ребус 7


    ВОЛ К - К = ВОЛ

    ребус 8


    ГА МАК - ГА = МАК

    ребус 9


    БА РАБ АН - БА - АН = РАБ


    Стрелка, остриём влево, изображённая над картинкой, указывает, что после того как слово расшифровано его нужно прочитать задом наперёд.


    ребус 10


    КО МОД - КО, читаем справа налево = ДОМ

    РЕБУСЫ С БУКВАМИ И ЦИФРАМИ

    Если над картинкой стоит зачёркнутая буква , а рядом стоит другая, то эту букву в слове нужно изменить на указанную. Если же одна или несколько букв просто зачеркнуты, то их нужно удалить из данного слова. Знак "=" тоже служит для замены одной из букв на другую.


    ребус 11


    О Р ЁЛ = ОСЁЛ

    ребус 12


    БА БОЧКА - БА = БОЧКА

    ребус 13


    КОРО В А = КОРОНА

    Если зачеркнутая буква(ы) стоит как независимая фигура, то ее необходимо читать с прибавлением частицы «не».


    ребус 14


    НЕ УЧ

    Вместо картинки могут использоваться цифры. Если часть слова в ребусе изображена числом, то число произноситься как числительное.


    ребус 15


    Цифра СЕМЬ + буква Я = СЕМЬЯ

    ребус 16



    Цифра СТО + буква Л = СТОЛ

    Имеем в виду, что и у цифры может быть не одно название.


    ребус 17


    РАЗ + ВИЛКА = РАЗВИЛКА

    ребус 18


    Буква Ш + КОЛ + буква А = ШКОЛА

    ребус 19



    Буква Р + ОДИН + АР КА = РОДИНКА

    ребус 20



    ПО ВАР + цифра ДВА + Л ЕС = ПОДВАЛ

    Несколько одинаковых букв или других изображений подряд означают, что их нужно попытаться сосчитать.


    ребус 21



    СЕМЬ букв Я = СЕМЬЯ

    ребус 22



    ТРИ КОТА + буква Ж = ТРИКОТАЖ

    ребус 23


    ПАРА букв Д = ПАРАД

    Цифры рядом с картинкой служат для нумерации букв в слове. Цифра обозначает место буквы в данном слове, а порядок, в котором написаны цифры – определяет новое место этой буквы.


    ребус 24


    СОСНА = НАСОС

    ребус 25


    МАЛЯР = МАРЛЯ

    Если цифр указывается меньше, чем букв в загаданном слове, это значит что из загаданного слова надо отобрать только указанное количество букв.


    ребус 26


    А ЛЛ ИГАТ О Р = ГИТАРА

    Употребление зачёркнутых цифр означает, что в загаданном слове надо убрать соответствующие буквы.


    ребус 27



    ПАЛ АТ КА = ПАЛКА

    Если возле рисунка изображены две цифры со стрелками, направленными в разные стороны, значит, в слове необходимо указанные цифрами буквы поменять местами.


    ребус 28


    З А М ОК = МАЗОК

    Могут также использоваться и римские цифры.


    ребус 29



    Сорок А = СОРОКА

    Не исключается использование дробей. Когда в ребусе используется дробь, это разгадывается как "НА" (разделить НА). Если же в ребусе используется дробь со знаменателем 2, то это разгадывается как "ПОЛ" (половина).


    ребус 30


    З делим на К = ЗНАК

    ребус 31


    Пол буквы Е = ПОЛЕ

    Перечёркнутый знак "=" между картинками следует читать как "НЕ" .


    ребус 32



    И не Й = ИНЕЙ

    РЕБУСЫ ПО ТИПУ «БУКВЫ В БУКВЕ», «БУКВЫ НА ИЛИ ПОД БУКВОЙ»

    Часто в ребусах рисуют буквы, размещенные в необычном ракурсе относительно друг друга (одна внутри другой, одна под или над другой, одна бежит к другой, одна выходит из другой и т.п.). Это означает, что описать рисунок или буквосочетания необходимо с помощью предлогов, союзов: «И», «В», «К», «У», «С», «ЗА», «ИЗ», «НА», «ПО», «ПЕРЕД» и других.

    Если предметы, цифры или буквы изображены одни в других, то их названия читаются с добавлением предлога "В" перед или между названиями.


    ребус 33


    В букве О буква З = ВОЗ

    ребус 34



    Буква З в букве О + буква Н = ЗВОН

    Если один объект изображен за другим, то их названия читаются с добавлением предлога "ПЕРЕД" или "ЗА" .


    ребус 35



    За буквой Л буква П = ЗАЛП

    Использование горизонтальной черты между размещёнными друг под другом картинками, буквами или цифрами означает использование предлогов "НА" , "НАД" , "ПОД" .


    ребус 36


    На букве С буква Т = НАСТ

    ребус 37


    Под буквой С кок = ПОДСКОК

    ребус 38


    С буквы Н буква Е + буква Г = СНЕГ

    «Проект «Математика вокруг нас»» - Задачи в стихах. Энергосберегающие технологии для дома. Расчёт экономической выгоды при покупке мебели. Математика в жизни моей семьи. Математика вокруг нас. Математика, часы и время. Аннотация к проекту «Математика вокруг нас». Математики шутят. Содержание проекта. Математика и спорт. Золотые мысли.

    «Математика и космос» - Площадь солнечной поверхности. Вес предмета на Земле. Площадь поверхности Солнца. Первый человек в космосе. Расстояние от Юпитера до Солнца. Математика и космос. Новые алгоритмы. Интересные факты. Низко облака бегут. Ракета. Выход человечества в космос. Математика помогла сделать многие открытия. Первые шаги в космос.

    «Математика в жизни человека» - Математические модели, графики очень часто применяются в промышленности. Изучая математику, мы совершенствуем себя. В промышленности В архитектуре В медицине В быту В технике. Появление ЭВМ позволило выйти на новый уровень моделирования. Низкая успеваемость по математики в школе сказывается на качестве жизни человека.

    «Астрономия и математика» - Пьер-Симо?н Лапла?с (фр. Система мира Птолемея (эпициклы и деференты). Joseph Louis Lagrange итал. Алекса?ндр Миха?йлович Ляпуно?в 25 мая (6 июня) 1857 - 3 ноября 1918. Жозе?ф Луи? Лагра?нж (фр. Giuseppe Lodovico Lagrangia) 25 января 1736 - 10 апреля 1813. Ряды Фурье. Теория движения Луны Дифференциальное и интегральное исчисление.

    «Математика в военном деле» - Келдыш Мстислав Всеволодович. Наследие А. Н. Крылова. Штурманские таблицы. Награды и премии. Кратер на Луне. Математика на службе армии. Алексей Николаевич Крылов. Андрей Николаевич Колмогоров. Николай Гурьевич Четаев. Гордость земли Порецкой. Роль математики в военном деле.

    «Значение математики в жизни» - Связь математики и спорта. Новые формулы. Значение математики. Математика и мы. Десятичная система счисления. Учитель. Писатель. Мы мечтаем стать великими математиками. Отношение к математике. Знания. Математика. Основа всех науки. Так мы радуем своей математической победе. Слова великих людей.