• Рисовать кукле масленице лицо. Анатомия масленицы, или история с чучелом. И кстати, почему надо жечь чучело

    Марина Ротозей

    Цель : учить детей создавать в рисунке образ куклы .

    Задачи : познакомить детей с народным праздником Масленицей .

    Формировать умение располагать изображение на весь лист бумаги, аккуратно закрашивать.

    Развивать художественно-творческую деятельность, воображение, навыки рисования , умение дополнять и заканчивать образ внесением деталей.

    Воспитывать интерес к праздникам своего народа, интерес к творчеству.

    Демонстрационный и раздаточный материал : картина «Масленица » , краски акварельные, белая бумага, «непроливайка» , салфетка, кисточка, простой карандаш.

    Ход занятия:

    Воспитатель : - Ребята, сегодня к нам пришла гостья. Узнали вы ее?

    Дети : - Масленица !

    Воспитатель : - Я предлагаю её внимательно рассмотреть. Наша «Масленица »

    Очень нарядно одета. На ней красивое, пышное, разноцветное платье. На голове у неё красивый платок. У неё желтые волосы, красивые глаза и добрая улыбка.

    Воспитатель : - ребята, кто знает, а зачем делают куклу «Масленицу » ?

    Дети : - кукол изготавливают на праздник «Масленицы » .

    Воспитатель : - правильно, в первый день Масленицы , который называется - встречей, из соломы делали чучело Масленицы , надевали на него старую одежду, рисовали лицо , повязывали платком или надевали шляпу. Насадив чучело на шест, с пением и прибаутками возили его по деревне на санях, затем водружали на самой высокой горе, где начиналось катание на санях.

    Масленица – это праздник , очень веселый, народный. Появился, он очень давно, все его любят и празднуют до сих пор. Масленица длится целую неделю - семь дней. Всю неделю пекут блины и угощают ими всех. В последний день масляной недели , Прощеное воскресенье, люди просили перед наступлением Великого поста друг у друга прощения и везли провожать Масленицу на околицу , где устраивался большой костер. Давали Масленице блин и торжественно сжигали чучело на костре. Сожжение Масленицы было символом наступления весны и плодородным годом. А еще, всю масленичную неделю народ устраивал уличные гулянья, пели песни, водили хороводы.

    Вот и я вам предлагаю поиграть в русскую хороводную игру «Веснянка» .

    Воспитатель : - Ребята, сегодня мы будем рисовать куклу- Масленицу .

    Расскажу, как будем рисовать по порядку . Нарисуем простым карандашом голову большую в верхней части листа, круглую как блин (или солнце) . На голове нарисуем лучики. На лице нарисуем глаза, рот, нос. Платье треугольное, рукава. Выбирайте цвета яркие для раскрашивания. Наши куклы должны быть красивыми,

    Воспитатель : - А давайте ребята, прежде чем начать нашу работу, мы с вами подготовим пальчики и разомнёмся.

    Физминутка :

    Дружат в нашей группе девочки и мальчики .

    (соединять пальцы в «замок» )

    С вами мы подружим маленькие пальчики.

    (касание кончиков пальцев обеих рук)

    (парное касание пальцев от мизинцев)

    Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

    (руки вниз, встряхнуть кистями)

    Воспитатель напоминает об аккуратном закрашивании, проверяет, правильно ли держат кисть, если возникли какие-либо трудности, то воспитатель помогает им устранить эти трудности.

    Воспитатель : - Молодцы, ребята! А теперь кто хочет рассказать о своей нарисованной кукле .

    Спасибо, ребята. Очень красивые и интересные работы у вас получились.

    Публикации по теме:

    Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной.

    Конспект занятия по рисованию «Снеговик» в средней группе «Снеговик» Программное содержание: 1. Образовательные задачи: Продолжать формировать умение детей рисовать предмет, состоящий из нескольких.

    Воспитатель: Сергазиева Марина Куангалиевна. Программное содержание: воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким,.

    Конспект занятия по рисованию в средней группе «Разноцветная радуга» Тема: Разноцветная радуга (рисование радуги)Образовательный области: «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «познавательное.

    Конспект занятия по рисованию в средней группе «Волшебный ковер» Образовательная область: Художественное творчество. Возрастная группа: средняя группа. Тема занятия: «Волшебный ковер» Цель: создать условия.

    Конспект занятия в средней группе детского сада «Широкая Масленица» Конспект занятия в средней группе детского сада по теме "Широкая масленица" (Познавательная деятельность, ознакомление с окружающим миром,.

    Главным персонажем и незаменимым атрибутом для обрядовых действий на празднике является масленик, масленичная кукла, чучело Масленица или как его еще называют современники Масленичное чучело. Практически во всех уголках России знали, что без него Масленичная неделя невозможна. Народ в деревнях свято верил, что Масленичное чучело, каким бы его не сделали, наделено невообразимым магическим даром. Поэтому с помощью обрядов старались продемонстрировать его преувеличенные показатели как наружные, так и внутренние. По традиции многих поколений Масленица была широкая, разгульная, обжористая, пьяница. На уличных гуляниях все присутствующие дружно скандировали: «Толстуха Масленица вина напилась и блинов обожралась!». Одеждой, рваной, нелепой, санями старыми, ветхостью и необычностью «выезда» подчеркивали отживание этого персонажа. В славянской мифологии этот атрибутный персонаж олицетворял смерть и зиму. И заливистый смех, громкий крик и повальное веселье, присутствующие во всех обрядах, расценивались как защитные свойства.

    На празднике она воссоздавалась огромной человекоподобной (соломенной или деревянной) фигурой. Могла иметь как женский, так и мужской облик. Зачастую ее роль исполнял реальный человек.

    Популярна была не только Масленица, но и Масленик. Их могли задействовать как вместе, так и поодиночке. В самом начале сыропустной недели поручали делать их молодым замужним женщинам, имеющим ребенка, под руководством пожилой крестьянки. Основой для туловища Масленицы служил сноп соломы, на который крепили веревками голову и руки. Большую грудь делали из жгутов соломы. Когда тело было готово, его наряжали в праздничную вышитую рубаху, поверх которой надевали красивейший сарафан с аппликациями, бахромой и узорчатый фартук. На голове завязывали, концами назад, непременно красный платок.

    Как делали чучело Масленицы в древности?

    Изображаемые куклы в древности не только походили формой на человеческое тело, но и обязательно имели особенные признаки присущие к тому или иному полу. Масленица изображалась с большой грудью, а Масленик имел явные мужские особенности. Важнейшее обрядовое действие при создании таких персонажей было их одевание — «наряжение». Костюмы у масленичных чучел должны были быть старыми, ветхими, рваными, а иногда на них надевали еще шубы, с вывороченным наружу мехом. При всем этом, как солому для снопа (туловища) Масленицы, так и все предметы для одежды обязательно отбирали в разных крестьянских домах. Могли даже купить в складчину, считая чучело обрядовым символом всех членов деревни. В большинстве случаев, персонажу еще и присваивали личное имя Гаранька, Авдотья, Дуня, и т.д.

    В некоторых Сибирских районах не только женщинами изготовлялось масленичное чучело, но и молодыми парнями.

    А население центральных губерний Москвы, Калуги, Владимира изготавливали наряду с главным общим обрядовым персонажем «семейные» миниатюрные куклы, уподобленные обще деревенской Масленице. Не более того домашние образы обладали привлекательной внешностью. Брови, глаза, нос разрисовывали им углем, губы — свеклой. Старались наряжать в яркий нарядный костюм, все также подчеркивая признаки пола. Как для домашнего, так и общественного Чучела подбирали соответствующие аксессуары, характеризующие выпекание блинов. Так дома могли Масленицу снабжать сковородками, половниками, мисками, пристраивали на лавку, имитируя выпечку блинов. Такое изображение не имело какого-то серьезного значения. А жители в Калужской губернии изготовляли до 7 различных фигур, соответствующих каждому дню Масленичной недели, которые у окна на лавке занимали почетном место. Девицы, брали их с собой, собираясь на посиделки, игрища, гуляя с ними по деревне, катаясь на санях, распевая страдальческие любовные песни. В основном такой персонаж создавали там, где была девушка на выданье. Довольно часто ряженая кукла после празднования становилась простой игрушкой, и она была, как и кукла-мотанка, своеобразным оберегом.

    У крестьян из Пермской губернии главным символом праздника была не соломенная кукла, а деревянная статуя. Они наряжали или деревянный толкач, или скатывали из снега снежную бабу, усаживали на санки катали ее с горки и по улицам деревни.

    Но в пятидесятых годах ХIХ в. традиции во многих местах России изменились.

    Теперь для обряда на роль Масленицы общественность подбирала какого-либо эксцентричного крестьянина. Его всем селом, хохоча и веселясь, наряжали в разношерстную одежонку. Она обязательно должна была быть женской, ветхой, смешной и рваной. Многочисленными нелепыми аксессуарами и средствами передвижения дополнялся персонаж Масленицы.

    Крестьянин, фантастически и нелепо одетый разъезжал по всему селению. Лошадь, была запряжена в сани старые и разваливающиеся. Их застилали выцветшими половиками, рваными рогожами, вешали мочалу, лапти. Он громко пел, паясничал, жеманничал и собирал вокруг себя толпу шумных односельчан. Масленицу провожали за околицу села, на поля или в лес, где он переодевался в обычную одежду. После обряда «Проводы Масленицы» все возвращались по домам.

    В Вологодских деревнях по современным традициям на эту роль выбирался молодой парень, который катался на детских салазках, запряженных маленьким жеребенком с соломенной сбруей.

    А в деревнях Пензенской губернии в перевернутые бороны запрягали телят и жеребят, усаживали легкого молодого парня, давали в руки ему помело и кочергу и, под дикий хохот односельчан возили его по деревне. Во Владимирских деревнях на роль Масленицы подбирали мужика, усаживали его в огромные сани на колесо, прикрепленное к высокому шесту. Ездил он с бутылем вина и огромным калачом.

    Интересные традиции русского народа на Масленницу имели одно общее свойство: они все начинались и заканчивались карнавальным шествием. Популярный обряд сжигания чучела Масленицы символизировал «проводы, похороны» отжившей зимы.


    Обряд сжигания чучела Масленицы выражает идею векового и ежегодного обновления. В древности на этот костер подбрасывали старые ненужные вещи, чтобы предать огню все грешное, печальное и плохое. От того как все горело, зависел приход ранней весны. Ведь правильно проводить надоевшую Зиму (быстрое сжигание Чучела), значит помочь Весне. Пеплом удобряли поля для обилия будущего урожая.

    Как сделать Масленичное чучело?

    1. Современное масленичное чучело сильно отличается от того, которое делали наши древние предки. Все чаще и чаще его создают, взяв за основу огородное пугало. Его делают из двух сухих, разных по длине брусков. Длинный — это основа для туловища, тот, что короче — для рук. Бруски прикладываю накрест и сбивают.

    2. Для формирования тела берут сено, бумагу, солому — самые горящие материалы. Их привязывают веревками, шпагатом, создавая фигуру чучела. Если нет в наличии соломы или сухой травы, замените их на 2-3 веника.

    3. Голову комплектуют из светлого полотняного мешка, который заполняют соломой, сеном и внизу сшивают. Вместо мешка можно взять белую бумагу, обернув ее соломой. Ярким платком, завязанным кончиками сзади, покрывают голову.

    4. Для наряда масленичному чучелу выберите старый или сарафан, или платье, зашив его подол. Тогда трава, солома из чучела сыпаться не будут.

    Если есть желание творить сделайте гламурную Масленицу — последний писк моды!

    Оденьте ее в шокирующий укороченный жакет с рукавами — фонарик, на голову — берет, на шею — огромный шарф. Низ — юбка контрастного цвета. Для кистей рук возьми старые рукавички, и тоже набейте их сеном. Укрепите их на концах меньшей палки веревками.

    5. Разрисуйте лицо. Глаза — обязательно закрытые — тонким косметическим карандашом. Для алых щечек и губок подойдут румяна и яркая помада. Такой персонаж отчетливо будет контрастировать с белым снегом.

    6. Для двух кос переплетите белую ткань или оттенки желтой ткани. На кончиках кос завяжите ленточки. Закрепите косы под платком. Теперь куклу осталось поставить в сугроб или закрепить на снегу.

    Сжигать чучело Масленицы - обычай, который восходит к народному обряду начала нового годового цикла. Сейчас чучела сжигают на городских празднованиях Масленицы, это становится почти таким же привычным ее атрибутом, как стопки блинов на уличных лотках. Безусловно, к христианству эта традиция не имеет никакого отношения. Это элемент языческой культуры. Сжигание чучела символизировало проводы зимы и встречу весны, прощание со всем старым, ветхим. Как должен христианин относиться к этой традиции?

    С этим вопросом “Фома” обратился к протоиерею Андрею Ефанову :

    В провождении масленичной недели – то есть недели перед постом – важно различать два плана: один – языческий, который был актуален на Руси давным-давно, до принятия христианства, когда вся жизнь человека строилась на основе языческих представлений. В этом смысле масленичная неделя – так называемые проводы зимы, которые включают в себя множество языческих обрядов, один из которых – сжигание чучел а маслениц ы – символа зимы и ритуального объекта, который воплощает собой все плохое, что случилось в прошлом году. Сжигание маслениц ы – это прямое и реальное участие в языческих обрядах, никакой игры и «понарошку» тут нет.

    А об участии в языческих обрядах, думаю, вам и без моего ответа ясно, что для христианина это недопустимо. И если именно об этих обрядах вы спрашиваете, говоря о праздновании «по всем правилам», то, естественно, этого нельзя делать категорически. Другой план – то, что со времен принятия христианства та неделя, которая прежде была посвящена обрядам проводов зимы и встречи весны, по церковному календарю является последней из трех – временем серьезной внутренней работы над собой. Это особый период в жизни христианина, смена ритма богослужебной и молитвенной жизни, и к этому тоже надо как-то подойти и подготовиться, чтобы эта смена произошла с пользой для души. Для этого и существуют подготовительные недели. Третья из них, маслениц а, – неделя, в которую мы уже не едим мяса, но зато можно есть молочные продукты и печь традиционные для этой недели и без мяса.

    А если отойти от гастрономии, то эта седмица идет после . В этот день за Божественной литургией читаются стихи 35 – 46 из 25 главы Евангелия от Матфея, в которых говорится о том, как будет происходить Страшный Суд и по каким критериям Господь будет судить человека. Сам Христос рассказывает об этом своим ученикам, а через них и каждому из нас. Это очень серьезный текст, о котором полезно подумать в преддверии Великого поста, во время которого Вы и будете заниматься той самой внутренней работой, которая приблизиться к тому, чего от каждого из нас ждет Господь. В этом отрывке из Евангелия каждому из нас даются ориентиры, следуя которым, можно стать еще ближе к тому, чтобы быть наследником вечной жизни. И я бы сказал, что радость одновременно с внутренней подготовкой к посту и будут самым правильным проведением масленичной недели.

    • Общие правила
    • Бумажная куколка
    • Тканевая кукла
    • Соломенный оберег

    Задумывались ли вы о том, почему кукла масленица не продаётся в магазинах? Ведь для того, чтобы украсить свой дом к другим традиционным праздникам, достаточно пройтись до ближайшего супермаркета. Всё дело в древних традициях славянского празднования окончания зимы и привлечения весеннего солнца. Речь не о сжигании соломенного чучела или вкусных блинах, а о домашнем обереге, который каждая хозяйка мастерила собственноручно. Вот о том, как сделать масленицу своими руками, вы и узнаете сейчас.

    Общие правила

    Для начала определитесь с приоритетами. Что вы хотите - создать актуальный интерьер в древнеславянском стиле, удивить гостей модным аксессуаром и через неделю отправить чучело в мусорное ведро? Тогда можно не особо напрягаться, но даже в этом варианте кукла должна быть аутентичной, иначе тщательно продуманный план украшения жилища будет выглядеть как минимум несолидно. А может, вы желаете смастерить оберег для дома, который должен храниться весь год?

    В любом случае необходимо знать условия того, как сделать домашнюю масленицу по всем правилам:


    Большое значение имеет и расположение этого оберега в доме. Раньше его было принято размещать в красном углу, сейчас же лучше всего поместить прямо напротив входной двери. Хранится такой оберег до следующего праздника, накануне его сжигают или бросают в реку и делают новый. Итак, с основными правилами вы ознакомились. Теперь перейдём к частностям, а именно - расскажем, как сделать домашнюю куклу масленицу своими руками из того или иного материала.

    Бумажная куколка

    Проще всего сделать чучело масленицы из бумаги разных цветов. Особенно подходит такой способ тем, кто мастерит её вместе с маленькими детьми.

    Для этого вам понадобятся:

    • Три листа бумаги красного, оранжевого и жёлтого цвета.
    • Небольшой кусочек белой бумаги и линейка.
    • Канцелярский клей и ножницы.

    Сначала изготовьте платье будущей куклы:

    Платье готово, теперь сделайте голову:

    1. От угла красной бумаги нарисуйте завязанный платок и вырежьте его.
    2. От другого угла можно вырезать ромб со сторонами, равными краям косынки.
    3. В центр платочка наклейте белый круг и прикрепите голову к платью. Со «спины» по краям косынки приклейте заднюю её часть, оставив нижние края свободными.

    Как видим, сделать такую масленицу своими руками совсем несложно. Конечно, есть более трудоёмкие способы, зато и результат более впечатляющий.

    Тканевая кукла

    Есть несколько способов изготовления из ткани масленичной куклы. Рассмотрим самый нарядный вариант.

    Вам понадобятся:

    • Квадрат льняной или хлопчатобумажной белой ткани.
    • Кусочек ваты и вязальные нитки.
    • Три квадрата яркого, лучше с мелким цветочным принтом, ситца.
    • Всевозможные лоскутки, ленточки или тесьма.

    Пошаговая инструкция:


    Как сделать куклу-оберег своими руками - видео

    Если у вас нет времени особо мудрить с домашней масленицей, но украсить дом к празднику всё-таки хочется, обратите внимание на предельно простой способ. Для этого возьмите:

    • Штук 5-6 полос ткани шириной 3–5 см и длиной 10 см.
    • Такое же количество в два раза более длинных полосок.
    • Нитки и пару кусков цветной ткани.
    • Тонкую прямую палочку.

    Простой способ:


    Соломенный оберег

    Жителям больших городов смастерить масленицу одновременно просто и сложно. Простота заключается в несложной технике изготовления. Сложность же обусловлена поиском подходящего материала: ну, очень сложно в мегаполисе найти солому. Поэтому, при желании, её допустимо заменить мочалом. Если же у вас есть время поискать в магазинах для рукоделия соломку, используйте именно этот материал. Итак, чем вам необходимо запастись:

    • Два пучка соломы длиной 15 и 20 сантиметров.
    • Белые и красные шерстяные толстые нитки.
    • Треугольный кусок холста, тесьма и разноцветная ткань.
    • Квадратный лоскут белого цвета и вата.
    • Ровная веточка длиной примерно 20 сантиметров.

    На последнем пункте следует заострить внимание. Не используйте для оберега древесину ольхи и осины: согласно древним поверьям, эти деревья способны ослабить защитные свойства амулета. Теперь перейдём к вопросу о том, как делается соломенная кукла своими руками:

    Итак, наиболее популярные варианты того, как сделать весенний домашний оберег, вы знаете. Теперь рассмотрим ещё один архиважный атрибут этого праздника.

    Традиционное изготовление чучела на масленицу не предусматривает использования дорогостоящих материалов и особых усилий. Испокон веков славяне мастерили символ прошедшей зимы из всякого уже ненужного в хозяйстве хлама, который в конце праздничной недели радостно сжигался, символизируя тем самым избавление от неприятностей. Так что, размышляя о том, как сделать чучело на масленицу своими руками и не разорить при этом свой бюджет, составьте примерно такой список:

    • Два сухих деревянных бруска разной длины.
    • Молоток, гвозди и верёвка.
    • Бумага, солома, веники или другие хорошо горящие материалы.
    • Белая старая наволочка, платье или халат с длинным рукавом.
    • Косынка или подходящий по размеру кусок ткани.

    Как сделать чучело:


    Если вы хотите полностью соблюсти старинные обряды, в первый день поставьте чучело на санки, поскольку по традиции его положено катать по двору и только потом сжигать. Кстати, жечь символ зимы можно уже в субботу вечером, а в прощённое воскресенье заканчивать веселье и готовиться к посту. Впрочем, последний вариант интересен только для религиозных людей. Масленичные же гуляния с общепринятой современной религией никак не связаны.

    Юдина Виктория, ученица 2 б класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 4 имени В.В. Бианки»

    Тема моего теоретического исследования «Почему у русской народной куклы нет лица». На занятиях в театральном кружке «Школьный театр Петрушка» мы изучали и изготавливали русскую народную куклу. И мне и другим ребятам стало интересно, а почему русские народные куклы без лица. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами я учусь общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренирую память. Мне интереснее играть с куклой, у которой есть лицо. Мне нравится, когда они сердятся, хмурятся, плачут, гримасничают, показывают язык, щурятся. Мне нравится фантазировать и представлять, что кукла живая и у нее есть душа.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Муниципальный этап Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников

    «Я – исследователь»

    ПОЧЕМУ У РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ НЕТ ЛИЦА

    Юдина Виктория,

    ученица 2 б класса

    МБОУ «Средняя общеобразовательная

    школа 4 имени В.В. Бианки»

    Руководитель

    Смертина Елена Викторовна,

    учитель начальных классов

    Бийск 2014

    1.Введение стр3

    1.1.Актуальность стр.3

    1.2. Цель, задачи, гипотеза, методы исследования стр.3

    2. Основная часть стр.4-10

    2.1. История возникновения народной куклы стр.4

    2.2. Виды кукол стр.4

    2.3 Почему у русской куклы нет лица стр.10

    3. Заключение стр.10

    4.Литература стр.11

    5. Приложение стр.12

    1.Введение

    1.1. Актуальность

    На занятиях в театральном кружке «Школьный театр Петрушка» мы изучали и изготавливали русскую народную куклу. И мне и другим ребятам стало интересно, а почему русские народные куклы без лица.

    1.2.Цель : выяснить, почему у русской народной куклы нет лица.

    Задачи:

    Изучить историю возникновения русской народной куклы

    Описать теоретическое исследование;

    Провести поисковую работу и выявить виды русских народных кукол, определить у каких кукол нет лица.

    Объект исследования: русские народные куклы

    Предмет исследования: безликие русские народные куклы

    Гипотеза: Изучив историю возникновения русской народной куклы, виды русских народных кукол, мене удастся узнать почему у русской народной куклы нет лица.

    Методы исследования:

    • информационный поиск;
    • наблюдение;
    • описание теоретического исследования;
    • обобщение материала, выводы.

    2. Основная часть

    2.1 История возникновения народной куклы.

    Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений. Первое - детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С. И. Ожегова). Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах.

    С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

    Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил.

    Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы - обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес - это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов.

    Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры.

    2.2 Виды кукол.

    По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы - обереги, игровые и обрядовые.

    • Куклы – обереги

    Оберег - амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли - "рванки"). Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу - в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

    Божье Око. Это самая древняя обережная кукла наших предков - Око Бога, или Божье Око. Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света. "Божье око" помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

    Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка , то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

    В подарок на именины делали куклу Ангелочка . Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла - оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше - для крыльев и совсем маленький - для нимба.

    Берегиня - это символ женского начала. По народным поверьям, которые уходят своими корнями в языческие времена Древней Руси, этот оберег наделяется своей силой в случае соблюдения определённых условий при его изготовлении. Берегиню нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой), нельзя рисовать лицо. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления Берегини заключается в том, что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей.

    Были и обереги на каждое время суток. День и ночь - два маленьких ангела: один сделан из тёмной ткани, другой - из светлой. Они соединены двухцветной ниткой и неразделимы; днём вперёд помещали одного, ночью - другого.

    • Игровые куклы

    Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком.

    Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено"" . Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище - кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

    Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

    К игровым свёрнутым куклам относят куклы - закрутки , которые изготавливались очень просто. Туловище - кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик - голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

    Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла Барыня , бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички - это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.

    Была распространена игровая тряпичная кукла Малышок - голышек. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым "подолом", а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. "Малышок", как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом.

    • Обрядовые куклы

    Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

    Вепская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток.Изготавливается кукла из льняных и хлопчатобумажных тканей. Крутят куклу не выпуская из рук, до последнего узелка. При изготовлении этой куколки в старину не пользовались иголкой и ножницами, вручную разрывая ткань на лоскутки нужного размера.

    Обрядовая многорукая кукла Десятиручка . Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Куколку "Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.

    А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку, или крупеничка . Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

    Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня. "Купавка" олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды - такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления "Купавки" очень прост. Две палочки разной длины связывают крест - накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

    Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и, видимо, одноименное божество. Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря. В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.

    Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево - тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

    Домашняя Масленица . Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 - 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. "Домашняя Масленица "" символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, "Домашней Масленицей"" встречали жениха и невесту.

    Веснянка (Авдотья-весновка) . Сороки - День весеннего равноденствия. Это ещё один переломный день в народном календаре. В это время по древним приметам из Рая - Вырия прилетает стайка первых птиц - сорок жаворонков. Птица - символ этого праздника. Поющие птицы - свистульки, в которые свистят дети, закликают Весну - Красну. Здесь наблюдается модель связи образов. В звуках поющих обрядовых птиц, глиняных и берестяных свистулек - магические звуковые заклинания, молитва, обращенная к богам. Важным атрибутом праздника является обрядовое печенье в виде фигурок птиц и печенье в виде маленьких лестниц, ведущих к небу, к верховному божеству. Куклы - веснянки, в виде двух антропоморфных фигурок, перевязанных ленточкой, дополняют символику этого праздника.

    Мартинички . Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда "закликания" весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток - символ уходящей зимы, из красных - символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары.

    Кукла Рябинка - символ женской мудрости, материнства, домашнего очага. Она связана с деревом рябиной.

    Именины дерева рябины праздновались четыре раза в год. Осенью, на четвертые именины, когда созревали плоды, делали эту куклу. В знак почитания ее, как оберега, делали большую праздничную куклу Рябинку.

    Спиридон-солнцеворот поворотом колеса может полностью изменить вашу жизнь в нужную сторону.Спиридона делают как куклу-мужчину. Как обычную стригушку, только нижний пучок соломы (мочала) делится на две части - ноги. И обязательный атрибут - колесо.Смысл Спиридона - существо, поворачивающее Солнце. Т.е. самое главное существо, отвечающее за прибытие солнечных дней, за наступление зимних дней. Соответственно руки должны хорошо Солнце держать (чтоб не выпало). Из лыка и соломеи плетется косичка. Это зимняя кукла.

    Коза. В её основе - деревянная крестовина, а морда, рога, борода - из лыка и соломы. Одета была "Коза"" в яркое специальное платье и тулуп (или шубу), поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зёрнами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание о необходимости жениться. Кукла "Коза"" была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.

    Зольная кукла дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла - это как - бы дух предков, обращённый к потомкам. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых.

    Неразлучники. Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Именно для этого дарилась эта кукла. В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невестку и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эта пара кукол - особенная, она несла глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной и дугой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.

    Это Козьма и Демьян. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата - погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по - своему. Ведь еда - это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.

    Кубышка-травница . Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

    2.3 Почему у русской куклы нет лица.

    Конечно, обрядовые куклы и куклы – обереги нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать. В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах.

    3. Заключение

    На основе полученных данных можно сделать следующий вывод:

    У игровых русских народных кукол рисовали или вышивали лицо. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека. Безликими были обрядовые и куклы – обереги. Обрядовые куклы и куклы – обереги нельзя считать детской игрушкой. Ведь эти традиционные тряпичные куклы без лица. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным.

    Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами я учусь общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренирую память. Мне интереснее играть с куклой, у которой есть лицо. Мне нравится, когда они сердятся, хмурятся, плачут, гримасничают, показывают язык, щурятся. Мне нравится фантазировать и представлять, что кукла живая и у нее есть душа.

    4.Литература

    1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

    2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. -

    3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

    4. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru

    5. Н.И.Смирнова И…Оживают куклы./ М.: Детская литература, 1982.-191с.

    6. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.

    7. Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru