• Развивать ребенка от 0. Календарь и нормы развития ребенка от рождения до года. Нормы физического развития

    Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

    Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

    Календарь развития по месяцам

    Первый месяц

    Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

    Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

    Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

    При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

    • Сосательный (прикасания языка к предмету);
    • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
    • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
    • Поисковый (поиск груди матери);
    • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

    Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

    Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .

    А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

    В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().

    • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
    • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
    • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
    • Действия пока рефлекторны.
    • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
    • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
    • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
    • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
    • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
    • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
    • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.

    Второй месяц

    Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

    • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
    • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
    • Способен поднимать и недолго держать головку.
    • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
    • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
    • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
    • Успокаивается во время сосания и на руках.
    • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
    • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
    • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
    • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
    • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
    • Угасают рефлексы новорожденного.

    Третий месяц

    На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

    В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

    К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

    • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
    • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
    • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
    • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
    • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
    • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
    • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
    • Легко распознает источник света и звука.
    • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
    • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
    • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
    • Движения в целом приобретают произвольный характер.

    Четвертый месяц

    На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

    • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
    • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
    • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
    • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
    • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
    • У ребенка появляются любимые игрушки.
    • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
    • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
    • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
    • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
    • Разглядывает свое отражение в зеркале.
    • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
    • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
    • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
    • Реагирует, когда произносят его имя.

    Пятый месяц

    Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

    • Рост +2.5, вес + 700 гр.
    • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
    • Может сидеть с опорой некоторое время.
    • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
    • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
    • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
    • Играет во время еды.
    • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
    • С интересом разглядывает лица на картинках.
    • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

    Шестой месяц

    В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

    Мамам на заметку!


    Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

    Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

    • Рост +2.5 см, вес +700гр.
    • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
    • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
    • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
    • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
    • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
    • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
    • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
    • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
    • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
    • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
    • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
    • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

    Седьмой месяц

    На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

    Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

    В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

    Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

    К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

    • Рост +2 см, вес + 600 гр.
    • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
    • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
    • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
    • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
    • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
    • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
    • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
    • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
    • Начинает копировать поведение взрослых.
    • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
    • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
    • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

    Восьмой месяц

    В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

    • Рост +2 см, вес +600 гр.
    • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
    • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
    • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
    • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
    • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
    • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
    • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
    • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
    • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

    Девятый месяц

    Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

    • Рост +2 см, вес +600 гр.
    • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
    • Разворачивается во время ползания.
    • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
    • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
    • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
    • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
    • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
    • Запоминает названия предметов, может показать их.
    • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
    • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
    • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

    Десятый месяц

    В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

    • Рост +1 см, вес +350 гр.
    • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
    • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
    • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
    • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
    • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
    • Пользуется преимущественно одной рукой.
    • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
    • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
    • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
    • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
    • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
    • Может произносить названия окружающих предметов, животных.

    Одиннадцатый месяц

    Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

    • Рост +1 см, вес +350 гр.
    • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
    • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
    • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
    • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
    • Любит похвалу.
    • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
    • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
    • Машет рукой при прощании.
    • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
    • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
    • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

    Двенадцатый месяц

    В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

    • Рост +1 см, вес +350 гр.
    • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
    • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
    • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
    • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
    • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
    • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
    • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
    • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
    • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
    • Понимает все, о чем ему говорят.
    • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

    Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

    Обобщили:

    Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

    Таблица прибавки роста и веса

    Открыть таблицу

    и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
    Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
    Месяц 1 3 — 3,5 см. 750 г.
    Месяц 2 3 — 3,5 см. 750 г.
    Месяц 3 3 — 3,5 см. 750 г.
    Месяц 4 2,5 см. 700 г.
    Месяц 5 2,5 см. 700 г.
    Месяц 6 2,5 см. 700 г.
    Месяц 7 1,5 — 2 см 550 г.
    Месяц 8 1,5 — 2 см 550 г.
    Месяц 9 1,5 — 2 см 550 г.
    Месяц 10 1 см. 350 г.
    Месяц 11 1 см. 350 г.
    Месяц 12 1 см. 350 г.

    Сразу же после рождения малыша организм крохи начинает активно расти, стабилизируется работа всех систем, появляются новые навыки и умения. Развитие ребенка по месяцам не обязательно будет проходить по шаблонной схеме, поскольку не бывает одинаковых людей и каждый отличается определенными особенностями, поэтому незначительные отклонения от стандартов не должны вас пугать.

    Календарь развития ребенка с рождения до 3 месяцев

    Первые три месяца первого года жизни малыша считаются самыми трудными, поскольку в это время только налаживается работа всех систем организма, а кроха адаптируется к окружающему миру.

    Чтобы проследить за корректностью развития ребенка, можно воспользоваться таблицей основных навыков и показателей для деток первых месяцев жизни:

    • с рождения до 1 месяца кроха очень слаб, поэтому большую часть времени проводит во сне. Мышцы тела еще не развиты, удерживать самостоятельно головку малыш не может, в то же время конечности большее время поджаты и находятся в пружинистом состоянии. Нормальный вес для ребенка этого возраста составляет от 2,5 до 4,5 кг, при росте от 45 до 54 см. Развитие органов зрения и слуха будет продолжаться на протяжении первых 90 дней, вначале ребенок не различает цвета, а громкие звуки его вовсе не пугают, что характеризует слабо развитый слух;
    • с 1 до 2 месяцев явно проявляются внешние изменения – черты лица ярко выражены, отечность тела проходит, кожа приобретает нормальный оттенок. Проходит мышечный тонус, ребенок уже может разгибать кулачки, ненадолго приподнимает головку, активно размахивает конечностями. Проявляется развитие разговорных навыков, грудничок начинает агукать и осознанно улыбаться. В это время уже можно установить зрительный контакт с крохой, он внимательно рассматривает все вокруг и уже узнает знакомые лица, глазки еще могут немного косить, но это скоро пройдет. Развитие слуха проходит очень активно, поэтому остерегайтесь громких и резких звуков – они могут сильно испугать малыша;
    • с 2 до 3 месяцев – активная стадия, проявляется умение брать игрушки и любые интересующие предметы. Уменьшается время дневного сна, при этом ночной отдых может быть непрерывным на протяжении 5-6 часов. Кроха стремится познавать окружающий мир, для чего своими силами пробует поднимать голову в положении на животе, упирается ножками, чтобы приподняться, и т.д. К 3 месяцу рост деток достигает 53-62 см, а вес может быть в пределах от 4 до 7 кг.

    Окончание первого триместра года знаменуется относительно спокойным и планомерным развитием организма малыша. Все системы начинают работать без перебоев, психическое состояние ребенка нормализуется, устанавливается определенный режим бодрствования и сна, что позволяет маме планировать день.


    Таблица развития ребенка от 3 месяцев до полугода

    После 3 месяцев начинается период относительного спокойствия, ребенок уже адаптировался к обстановке, режим кормления и сна к этому времени уже стабилизируется, поэтому жизнь семьи входит в норму.

    Правильность развития ребенка на данном этапе можно проследить по предлагаемой таблице:

    • 4 месяца – кроха сам держит голову и внимательно следит за перемещением предметов и людей по комнате. Сейчас он может стоять на ножках с поддержкой под мышки. Начинается период прорезывания зубов, что может сопровождаться капризами и плачем, основной симптом – активное слюноотделение и привычка все тянуть в рот. Полностью развит навык общения – малыш подзывает родных при помощи звуков и жестов, долго рассматривает лица и выражает удовольствие смехом и улыбками;
    • 5 месяцев – грудничок начинает сидеть (пока еще с опорой, в детском манеже, кресле), во время активных игр на кровати ребенок сам переворачивается со спины на живот и обратно, некоторые могут без посторонней помощи подниматься в манеже. Активизируется социальный фактор, кроха не может длительное время оставаться один, он постоянно требует общения, о чем сообщает активными движениями и громкими звуками. Хватательный рефлекс развит в полной мере, грудничок уверенно берет понравившийся предмет, может перекладывать его из руки в руку и выбрасывать;
    • полгода – активизируется мышечная масса, ребенок уже владеет своим телом, поэтому способен приподниматься, переворачиваться, многие начинают ползать. К полугоду малыши могут вырасти до 60-70 см, при этом масса тела будет в пределах от 5,5 до 9 кг. Активно режутся зубки, что причиняет немало беспокойства, важно на данном этапе помочь крохе отвлечься от болезненных ощущений при помощи резиновых прорезывателей и гелей.

    Первое полугодие знаменуется появлением такого важного навыка, как ползание, теперь грудничок может заниматься активными играми без вашего участия, главное – предоставить ребенку в квартире безопасную территорию для исследования.


    Календарь развития ребенка с полугода до 9 месяцев

    Период после первой половины года жизни отличается собой активностью ребенка, сейчас, когда кроха уже умеет ползать, ему интересно изучить и потрогать все, что он видит вокруг. Особое внимание сейчас следует уделить психологическому развитию грудничка.

    • 7 месяцев – активное ползание входит в привычку, кроха с удовольствием проводит время на детском коврике с мягкими игрушками, любит гулять на улице, где с интересом все рассматривает. Теперь малыш точно узнает родные лица и голоса, различает свое имя и запоминает некоторые предметы по названиям. В это время вводят первый прикорм;
    • 8 месяцев – проявляется пинцетный захват – кроха может брать предметы не всей ладошкой, а двумя пальцами. Рацион питания расширяется, при этом увеличение роста и массы тела несколько замедляется, вместо этого активно развиваются навыки общения и разговора;
    • 9 месяцев – самые развитые малыши начинают вставать, держась за диван или стул, можно увидеть первые шаги, правда, пока с опорой. Это время для первого осознанного слова, «ма-ма, ба-ба т.д.».

    Третий триместр года показывает, насколько социально адаптированным будет ваш малыш. Стремление познавать окружающий мир и общаться с родными у каждого ребенка проявляется по-своему, некоторые детки много времени проводят в самостоятельном изучении нового, а другие не могут остаться наедине и на пару минут. Подстраивайтесь под своего малыша, тогда его развитие будет проходить более успешно и быстро.


    Календарь развития ребенка с 9 месяцев до года

    Последний триместр первого года – самая активная стадия развития организма ребенка. Это время для первых шагов, выражения своих интересов и требований, а также для определения рамок дозволенного и запретного.

    • 10 месяцев – ползание может сопровождаться преодолением препятствий, детки пробуют перелезать через мягкие валики, стулья, впервые спускаются по ступенькам. Первые шаги будут неуверенными, но попыток ходить малыш уже не прекратит, поэтому следует обезопасить комнату от острых углов и опасных предметов;
    • 11 месяцев – рацион включает в себя овощи, молочные продукты, каши, фрукты и мясо, все эти компоненты необходимы для полноценного развития организма и восполнения энергии, которую ребенок тратит за день. С первым введением прикорма нужно начинать чистить зубки, это предотвратит развитие кариеса;
    • 1 год – ребенок знает, что можно и нельзя, помнит, где находятся интересующие его предметы и понимает практически все, что вы ему говорите. Проявляется характер малыша – он часто протестует против неугодных ему занятий, важно в это время научить его правильно выражать протесты – не криками, а с помощью общения.

    Календарь развития ребенка по месяцам показывает, как должен развиваться детский организм в первый год и какие навыки в определенное время могут проявиться. Зная стандарты, вы можете помочь своему чаду развивать новые умения, характерные для его возраста.

    Ребенок от рождения до года, очень сильно зависит от мамы. Ему необходима мамина забота, тепло и улыбки.

    В спокойной, доброжелательной обстановке ребенок хорошо растет и развивается, радуя тем самым своих родителей.

    Чтобы малыш хорошо развивался и узнавал много нового, ему нужно помогать. Такой помощью может быть простое общение и физический контакт с мамой. А так же массаж, гимнастика, прогулки, развивающие игры и позитивный настрой.

    В первый год ребенок проходит интенсивную фазу физического и умственного развития. И родители не всегда понимают, отстает ли их ребенок или опережает других детей. Для этих целей, ниже представлен календарь развития ребенка до года по месяцам.

    Только имейте в виду, что каждый ребенок индивидуален и некоторые навыки он может осваивать немного раньше или позже положенных норм. А некоторые шаги в развитии может пропустить, без вреда для себя.

    2 месяца

    2 месяца

    • Издает звуки, например «Аааа», «Ауу», «Агг», «Агу».
    • На короткое время поднимает голову лежа на животе.
    • Лучше сосредотачивает взгляд на предмете.
    • Ищет источник звука глазами и поворачивает в его сторону голову.
    • Заметно оживляется когда с ним общаются взрослые.

    3 месяца

    3 месяца

    • Гулит и смеется при общении со взрослыми. Легко определяет источник звука.
    • Привлекает к себе внимание.
    • Из положения лежа на спине, поворачивается на бок.
    • Длительное время удерживает голову из положения «на животе» и «столбик» и даже поворачивает ее.
    • Перебирает ножками из положения «стоя» и отталкивается от опоры, когда родители держат его подмышки.
    • Пытается хватать предложенную игрушку и ему это удается.

    4 месяца

    4 месяца

    • Переворачивается со спины на живот и обратно.
    • Любит находиться в мамином обществе.
    • В ответ на улыбку, улыбается и смеется
    • В хорошем настроении визжит от восторга.
    • Появляются первые слоги.
    • Держит, трясет и пытается затащить в рот игрушку
    • Уверенно держит голову лежа на животе, поднимаясь при этом на локти.
    • Лежа на спине приподнимает верхнюю часть туловища с головой.
    • В вертикальном положении держит голову уверенно. При этом, может вертеть ей в разные стороны.
    • Может передвигаться по кроватки по пластунски.

    5 месяцев

    5 месяцев

    • Пытается сесть, когда его немного тянешь за ручки.
    • Сосет свои пальцы рук и ног.
    • Уверенней управляется с игрушкой и тянет ее в рот.
    • Хватает предметы находящиеся в его доступности.
    • Отстаивает свою игрушку, если кто-то пытается забрать.
    • Наклоняется в сторону упавшего предмета.
    • Любит находиться у мамы на руках.
    • Присматривается к незнакомым людям и месту.

    6 месяцев

    6 месяцев

    • Передвигается в пространстве на животе
    • Доползает до игрушки находящейся не далеко, и хватает ее вытянутой рукой.
    • Садиться и сидит некоторое время самостоятельно
    • Любит стоять и ходить с опорой, подмышками
    • Успокаивается при кормлении грудью.
    • Внимательно слушает речь других людей.
    • Откликается на имя.
    • Издает много разных звуков.
    • Настроение ребенка может часто меняться.
    • Начинает получать прикорм.

    7 месяцев

    7 месяцев

    • Более уверенно садится сам. И с удовольствием находится в таком положении.
    • Стоит на четвереньках, раскачивается взад-перед и даже немного ползает.
    • Любит ходить держась за руки взрослого.
    • Запас звуков и слогов расширяется.
    • Любит купаться.

    8 месяцев

    8 месяцев

    • Хорошо зазвита моторика рук. Перекладывает предметы из рук в руки, из емкость в емкость.
    • Уверенно ползает на четвереньках. При этом может держать игрушку в одной руке.
    • Любит играть сидя.
    • Встает держась за опору.
    • Очень привязан к родителям.

    9 месяцев

    9 месяцев

    • Активно ползает, сидит и передвигается стоя держась за опору.
    • Говорит «ма-ма» и «ба-ба» со смыслом.
    • Листает страницы в книжке.
    • Интересуется всем вокруг. До всего хочет дотянуться и потрогать.
    • Повторяет действия.
    • Выполняет простые поручения.

    С девяти месяцев некоторые начинают ходить. Но бывает, первые шаги ребенок совершает и гораздо позже . Также дети уже залазят на невысокие кресла и диваны и спускаются обратно, этот процесс доставляет им особое удовольствие. Развитие речи в этом возрасте наиболее активно, малыш соединяет слоги, неосознанно конечно, но очень уверенно, кричит «МА-МА-МА», «БА-БА-БА» и другие. Узнать больше о

    Развитие мальчиков до года мало чем отличается от развития девочек. Как правило, несколько различается только набираемый вес и рост малышей.

    При рождении девочки обладают большим количеством жировых запасов, чем у мальчиков. Однако новорожденные мальчики, как правило, длиннее и тяжелее, и они могут расти более быстрыми темпами, чем девочки. Окружность головы до месяца у мальчиков в среднем чуть больше (менее 1 см), чем у девочек. По мере развития эта разница увеличивается.

    Основными показателями, на которые ориентируются молодые родители ребенка до года это вес и рост малыша. Кроме этого учитываются врожденные рефлексы, сенсорные реакции, статика и моторика, а также речь и эмоции.

    Рассмотрим развитие мальчика по месяцам и детально разберем физиологические нормы.

    Таблица 1. Средние рост и вес мальчиков с рождения до 1 года

    Год + месяц Вес(кг) Рост(см) Месяц
    Новорожденный 3,60 50 0
    1 месяц 4,45 54,5 1
    2 месяца 5,25 58,0 2
    3 месяца 6,05 61 3
    4 месяца 6,7 63 4
    5 месяцев 7,3 65 5
    6 месяцев 7,9 67 6
    7 месяцев 8,4 68,7 7
    8 месяцев 8,85 70,3 8
    9 месяцев 9,25 71,7 9
    10 месяцев 9,65 73 10
    11 месяцев 10 74,3 11
    12 месяцев 10,3 75,5 12

    Таблица 2. Размеры (обхват) головы у мальчиков до года

    Возраст Окружность головы % от длины тела
    До 1 месяца 35 69
    1 месяц 37 69
    2 месяца 39 68
    3 месяца 41 67
    6 месяцев 44 65
    9 месяцев 46 64
    1 год 47 63

    Психомоторное развитие мальчиков первого года жизни

    Психомоторное развитие ребенка — это статическая и моторная активность, адаптационные умения ребенка, речевые и эмоциональные изменения.

    1-й месяц

    В первый месяц у новорожденного ярко выражены безусловные врожденные рефлексы — сосательный и хватательный. К концу первого месяца у малышей уменьшается физиологический гипертонус мышц, и как следствие,постепенно угасает хаотичное движение ручками и ножками.

    2-й месяц

    В 2 месяца ребенок активно двигает конечностями, но движения эти становятся менее хаотичными и более скоординированными. Может поворачиваться телом из стороны в сторону. Делает попытки поднять голову и тело, приподнимая шею и грудь примерно на 45 градусов. Малыш улыбается при виде мамы и папы. Гулит и произносит «агу».

    3-й месяц

    В 3 месяца у мальчика угасают безусловные рефлексы , приходит в норму мышечный тонус , малыш уверенно держит голову . У ребенка появляется активная и осмысленная реакция , развивается хватательный рефлекс — он тянется за игрушкой . Постепенно развивается хватательный рефлекс . Ребенок активней реагирует на различные раздражители (свет , звук ), продолжительно гулит , более эмоционально общается с матерью . Малыш улыбается даже незнакомым людям .

    4-й месяц

    В четыре месяца малыш начинает переворачиваться на бок, может взять понравившуюся игрушку и рассматривать ее. Движения ребенка более осмысленные и целенаправленные. Малыш легко узнает близких, различает своих-чужих, может смеяться при положительных эмоциях. В его речи среди гласных появляются некоторые согласные.

    5-й месяц

    В пятимесячном возрасте мальчик легко переворачивается с живота на спину, тянется ко всем игрушкам и другим интересующим его предметам в радиусе доступа. Пробует на вкус предметы и игрушки. Малыш отчетливо различает своих-чужих, может произносить слоги. Оживленно радуется общению с другими малышами.

    6-й месяц

    В пол-года мальчик может перекладывать предметы из руки в руку, активно переворачивается, делает попытки садиться. Ребенок активно реагирует на родственников и других
    людей, просится на руки. В речи чаще употребляет разные слоги и звуки — малыш лепечет. С полугода дети сильно привязываются к своим родителям и очень тяжело переносят даже короткую разлуку с мамой и папой.

    7-й месяц

    В 7 месяцев мальчик сидит с прямой спиной без опоры и поддержки. Лежа на спине активно двигает и играется ногами. Активно ползает. В вертикальном положении пружинит ножками при опоре на них. Может менять положение тела при необходимости (например достать игрушку). Малыш требует большего эмоционального общения, ему нравится играть с мамой.

    8-й месяц

    В 8 месяцев малыш может быстро ползать, садиться и вставать, ложиться, манипулировать игрушками. Понимает речь, адекватно реагировать на вопросы — одобрительно или отрицательно кивает головой, выполняет несложные действия, которым его научили (махать ручкой «пока», играть в «ладушки»). Малыш может произносить слоги, состоящие из согласного и гласного звука. Может повторять звуки за взрослыми. Первые попытки ходить с опорой.

    9-й месяц

    В девять месяцев мальчик может повторять некоторые действия за взрослыми или старшими детьми, самостоятельно играет, начинает специально скидывать или ронять предметы. На простые вопросы он отвечает простыми действиями, а слоги может дублировать — «ма-ма», «па-па», «ба-ба». В лексиконе появляется слово «дай». В 8-9 месяцев малыш с удовольствием изучает книжки и может узнавать и показывать на любимых героев и животных. Ребенок звуками старается изобразить голоса животных.

    10-й месяц

    В 10 месяцев малыш умеет производить определенные действия строить пирамидку, складывать кубики, открывает-закрывает ящики, знает место, где лежат игрушки. Малыш активно ползает и может ходить, держась за руку, опираясь о стену. Делает попытки пойти самостоятельно без поддержки. Может произносить первые слова.

    11-й месяц

    В 11 месяцев ребенок должен понимать слова «можно» и «нельзя». Может стоять без поддержки, пытается ходить самостоятельно. Радуется, другим маленьким детям. Словарный запас малыша расширяется до слогов «ля-ля», «мяу», и т. д.

    12-й месяц

    В год, как правило, мальчики умеют ходить самостоятельно. Словарный запас расширяется до нескольких слов, которые в больше степени понятны только родителям. Малыш очень любит играть с детьми, с родителями. Выполняет просьбы, хорошо понимает слово «нельзя». Малыш умеет собирать пирамидку, и складывать свои игрушки на место. Речевое развитие мальчика в год позволяет произносить ему слова из нескольких слогов, а некоторые дети в этом возрасте произносят целые фразы. Большинство своих действий годовалый ребенок совершает осмысленно, выполняет различные просьбы и адекватно реагирует на запреты. В год ребенок может держать ложку, а также иметь определенные вкусовые предпочтения.

    Год — это один из самых интересных и забавных возрастов ребенка, но вместе с тем, это и тревожное время для родителей. От мамы и папы требуется большое внимание, чтобы постоянно следить за малышом и держать его постоянно на виду — ведь годовичок, и особенно мальчик, вставший на ножки превращается в подвижное и любопытное существо, которое будет исследовать весь дом, переворачивая его вверх дном. Поэтому родители должны обязательно обеспечить полную безопасность для ребенка и убрать из зоны доступа малыша все вещи и предметы, представляющие опасность.

    Развитие ребенка 1 месяц (новорожденный).

    Когда малыш рождается у него еще отсутствуют хорошо выраженные слуховые и зрительные реакции, но тем не менее он нормально слышит и видит. Новорожденный кроха замирает если слышит дыхание и голос мамы. А примерно через месяц ребенок по разному глядит на маму и на незнакомого человека. Если новорожденный смотрит на мать, его взгляд ожидающий, смотрит он неподвижно. А если крошка глядит в лицо незнакомству, его глазки изучают человека, «гуляют» по лицу.

    Что любит ребенок 1месяц (новорожденный).

    Новорожденный кроха любит:

    • Нежное и плавное укачивание на руках у мамы. Когда мама укачивает малыша, он вспоминает о своей «прошлой жизни» у мамы в животике.
    • Любит всё предсказуемое, то есть он должен знать, что будет дальше. Например: своеобразный ритуал, когда мама наклонилась над ним, взяла к себе, открыла грудь – это знак – пора покушать!


    Чего боится (не любит) ребенок 1 месяц (новорожденный).

    Новорожденный кроха не любит:

    • Когда слишком часто меняются ухаживающие лица. Это случается тогда, когда родители работают. В таком случае будет лучше если за маленьким ребенком будет ухаживать одна бабушка или нянечка.
    • Ненадежных рук взрослого человека. Если человек держит кроху одной рукой или неполной ладонью, малыш при этом чувствует тревогу и беспокойство. Всегда держите ребеночка плотно, обвалакивающе, но не сдавливайте его, это придаст ему уверенности.


    Умения ребенка 1 месяц (новорожденный).

    К концу 1 месяца должен уметь:

    • Хорошо реагировать на свет – должен жмурится от яркого освещения.
    • От сильного резкого звука должен вздрагивать и моргать, поворачивать голову в сторону источника звука.
    • Улыбается в ответ на ласковые слова взрослых.
    • Начинает ненадолго поднимать голову лёжа на животе.


    Родители и малыш 1месяц (новорожденный).

    Что делать родителям с новорожденным ребенком:

    • Если новорожденный малыш плачет, не нужно нервничать, тогда он сможет быстрее успокоиться. Ласка, терпение и любовь родителей творят чудеса. Если вы будете сами нервничать, ребенок это почувствует и не сможет успокоиться.
    • Не нужно бояться избаловать новорожденного малыша. Ласкайте его, качайте, носите на руках!
    • Если вам нравится то, что сделал малыш, одарите его улыбкой, и он это еще раз повторит.
    • Если вы устали, отдохните, попросите помощи близких.

    Родители и малыш в 6 месяцев.

    • Применимы все правила, что и раньше.
    • Не старайтесь сажать или тем более ставить на ножки ребенка раньше, чем малыш начнет делать это сам. Лучше развивайте то, что ребенок пробует сам.
    • Родителям нужно научиться говорить «Можно вот тут, с этим предметом, так…», вместо слова «Нельзя»
    • Ребенок уже понимает разговоры родителей, поэтому необходимо следить за тем, какие разговоры вы ведете при ребенке.
    • В этом возрасте малыш осознанно начинает руководить родителями. Он может жалобно плакать или морщить носик, если вы не хотите взять его на руки. Если у вас есть дела, объясните ребенку, что сейчас вы сделаете то-то или то-то и обязательно возьмете его. Разговаривайте с ребенком. Он все понимает.