• Оформление детского сада информация родителям. Оформление «Уголка для родителей» в детском саду по временам года своими руками. Дополнительные рубрики для родительского уголка

    Одним из лучших способов своеобразного общения между педагогами образовательных учреждений и семьями малышей принято считать уголок для родителей в детском саду. Поскольку хорошо налаженный контакт между родителями детей и педагогическими работниками очень важен, создание хорошо оформленного родительского стенда позволяет донести до первых важную информацию в наилучшем виде.

    Мамы и папы чудо-чад с радостью будут наблюдать за успехами своих детишек, а вместе с тем узнавать больше о занятиях, в которых они принимают участие, а также о других событиях дошкольного учреждения, прочесть правильные советы о воспитании малышей.

    Варианты стендов

    Правильное оформление стенда для родителей в дошкольном учреждении способствует тому, что родители начинают внимательнее относиться к малышам, пристально следить за их достижениями и развитием. В конечном итоге, родители начинают уважительней относиться к педагогическому труду. Некоторые, наконец-то, задумываются о создании детского , чтобы ребенок мог физически развиваться.

    Выбор места

    Что касается размещения, то стенд для взрослых должен располагаться на уровне глаз посетителей, чтобы им было достаточно комфортно читать и воспринимать всю предложенную вниманию информацию. Кроме того, местом для размещения должна быть наиболее освещённая стена.

    Без развлечений детям на даче будет скучно. Как развеселить своих малышей, вы узнаете по ссылке.

    Какая информация для родительского уголка в детском саду рекомендуется ассоциациями педагогов? Стенд должен содержать следующую литературу:

    1. Характеристика возраста малышей (должна обновляться ежегодно);
    2. Уровень навыков (что должен уметь каждый ребёнок в свои годы);
    3. Режим дня (должен обновляться ежегодно);
    4. График занятий и мероприятий (меняется раз в год);
    5. Меню завтрака, обеда и ужина (должно меняться ежедневно);
    6. Контроль здоровья в течении дня;
    7. Учимся вместе (обновляется ежедневно);
    8. Правила для родителей;
    9. Как мы весело и дружно проводим день (здесь должны указываться виды занятий, их темы, задачи, краткое описание занятий в течение дня, демонстрация работ ребёнка);
    10. Повторите с малышами (всё, что ребёнок должен повторять дома, к примеру, песни, стихотворения, художественные произведения);
    11. Объявления о важных мероприятиях и событиях за день;
    12. Новости из жизни дошкольного учреждения за день, неделю, месяц;
    13. Телефон соц службы, службы доверия, скорой помощи, и т.д.

    Рекомендуемая информация

    Родительские уголки в детском саду обязательно должны содержать:

    • Турникеты;
    • Стенды;
    • Планшеты;
    • Стол или полку для демонстрации работ малышей, паспарту;
    • Изображения или силуэты игрушек и сказочных героев.

    Также оформление для родителей подразумевает наличие детских рисунков, ярких картинок, статей с фотоснимками малышей в период их пребывания в группе и на прогулке. Желательно при декорировании стендов использовать не более двух основных цветов.

    Оформление «Уголка для родителей» по временам года своими руками. Посезонное оформление «Уголка для родителей»


    Прошина Вера Ивановна – воспитатель МАДОУ ЦРР №60 «Сказка» г. Ликино-Дулево, Московская обл.
    «Уголок для родителей» несет важную информацию, которую необходимо сообщить для мам и пап наших воспитанников. Располагается эта информация в приемной комнате или в раздевалке. Я считаю, что родителей и детей необходимо заинтересовать, как говорится, прямо «с порога». Поэтому я решила оформить одну из стен ярким сказочным сюжетом, тематика которого будет меняться по временам года. Таким образом возможно решить сразу несколько задач:
    1.Красиво оформить приемную.
    2.Дать родителям нужную информацию.
    3.Познакомить детей со сменой времен года.
    4.Создать положительное эмоциональное настроение у детей и взрослых.
    5.Развивать у детей желание помогать украшать свое помещение самостоятельно выполненными работами.
    6.Воспитывать художественно-эстетические качества у ребенка.
    7. Использовать минимум затрат для оформления.

    Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, родителям и всем, кто заинтересуется предложенным материалом.
    Цель: эстетическое оформление «Уголка для родителей» своими руками.
    Задачи:
    1.Показать варианты оформления «Уголка для родителей» в соответствии с временами года.
    2.Развивать мышление, фантазию, художественно-эстетический вкус.
    3.Побуждать желание красиво оформлять свою группу собственными силами и с малыми затратами.
    «Уголок для родителей» я начала оформлять еще осенью, поэтому это красочное время года я отразила на лесной полянке, где среди берез и кленов поселились сказочные герои: лиса, заяц, филин, воробей и синица. И вот что у меня получилось.


    Все птицы и звери нарисованы на потолочных плитках.






    Трава – это оформительский газон, который продается метражом. Мне понадобилось лишь 30 см в высоту. Приклеила его на двойной скотч.


    Для дерева клена купила готовые кленовые ветки.


    Ветки для березы сделала из ненужной ветки розы: разъединила листочки и приклеила их на стебель. Можно использовать сухие ветки от березы.


    Ягоды клюквы, зелень и грибы приобрела в магазине «Фикс Прайс»
    Кармашки для информации вырезала из потолочной плитки и прозрачного листа от папки, обклеив их по краям клейкими обоями (обои-самоклейки).


    Объединила приготовленный материал в нужную композицию и разместила на всей стене.


    Когда пришла зима, появился снег: легкий синтепон я разрезала на части и сформировала сугробы поверх травы.


    Ветки березы покрылись инеем: оформительские гибкие ворсистые серебристые палочки превратились в зимние веточки.




    Ветки клена обледенели от холода: из утеплителя я вырезала заостренные круглые палочки разного размера и приклеила их потолочным клеем друг к другу. Вот что получилось.


    На ветки нападал снег: калафайбер или оформительский снег.
    Зимние кусты: серебристые ветки.




    Пришел Новый год и это отразилось в новогодней композиции с Дедом Морозом и Снеговиком.


    И вот наступила долгожданная Весна! Выглянуло солнышко. По небу поплыли белые облака. Изготовление тучек и облаков можно посмотреть здесь: /blogs/proshina-vera/master-klas-oblaka-i-tuchki.html



    Растаял снег и расцвели подснежники: вырезала их из журналов магазина «Магнит». Старшие дети вполне смогут нарисовать свои первоцветы или сделать их своими руками.



    На деревьях начали распускаться почки.


    Для изготовления веток можно использовать и лиану с листьями: сняла листочки и сделала из гофрированной бумаги распускающиеся листочки на березе.



    Такие же почки сделала и на ветках клена.


    Зазеленела травка. Купленный газон смотрелся темновато. Чтобы осветлить темные тона травы мне пришлось перекрашивать газон. Для достижения нужного результата я использовала светло-зеленую краску (для работы в помещении). Появились пригорки.


    Здравствуй долгожданная весна!


    Данную композицию можно дополнять различными рисунками, поделками, аппликацией, выполненными детьми. Стена постоянно обновляется. Это привлекает внимание и радует не только детей, но и взрослых. На смену подснежникам появятся другие цветы. Пока мои детки маленькие, я вывешиваю некоторые купленные атрибуты. А когда они подрастут, это будет большой простор буйству фантазии, плоды которой увидят и их родители.
    Скоро отцветут подснежники, распустятся листочки на деревьях, а на нашей полянке появятся ландыши, лесная гвоздика и другие растения. Вот так с новыми дополнениями и переменами мы дождемся и лета. Наша сказочная поляна заиграет яркими красками лета.
    Хочу предложить Вашему вниманию и другие стенды, выполненные своими руками на потолочных плитках для «Уголка для родителей». Они удобны тем, что очень легкие и их можно вешать на скотч в любое место и менять по мере возможности и желанию.

    Родительский уголок в детском саду

    Информация, размещенная на стенде для родителей, должна быть динамичной. Минимум раз в две недели материал должен обновляться.

    При размещении любого печатного материала на стенде (советов медиков, психолога и т.д.) ссылка на издание, включая авторство и год публикации, название сайта обязательна.

    Стенд должен быть красочно оформлен (лучше, если это сделает профессиональный художник). При оформлении стенда следует использовать не только надписи, но и фотографии (лучше детей группы и родителей). При оформлении стендов не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрешек, игрушек. Соотношение текста и иллюстраций на стендах и информационных носителях должно быть примерно 2:6 (2 части - текст, 6 - иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.

    1. Родительский уголок содержит планшет о возрастных особенностях детей вашей группы. В течение года материал обновляется, включая по очереди требования по физическому, умственному, нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию детей, особенностям развития речи детей, навыкам самообслуживания и т. д. (можно указать, что должны уметь дети к середине года, к концу года и т.д.).

    2. "Наша жизнь день за днем". Раздел представляет материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, текста песенки, выученной на занятии или прогулке, названия прослушанного музыкального произведения, книги, прочитанной детям и т.д. Материал постоянно обновляется. На нем могут быть такие обращения: "Мама, выучи со мной скороговорку: "Шла Саша по шоссе и сосала сушку"; "Папа, загадай мне загадку: "Не лает, не кусается, а в дом не пускает?" и т.д.

    3. "Права детей". Раздел для родителей, в который помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении и семье, адреса и телефоны организаций в вашем городе, куда можно обратиться за помощью, официальные документы.

    4. Режим возрастной группы

    5.Советы специалистов Можно расписать комплекс гимнастики или советы по закаливанию (готовит физкультурный руководитель, музыкальный руководитель- репертуар занятия, какие произведения слушали.

    Если в дошкольном учреждении работают такие специалисты, как логопед, преподаватель иностранного языка, хореограф и т.д., должен быть раздел, где помещена информация об этих занятиях

    . . . Психолог, социальный педагог, медицинский работник готовят материалы для папок-передвижек или, если это необходимо (например, реализуется программа "Здоровье", много детей из социально неблагополучных семей или другие причины), имеют постоянную рубрику в уголке для родителей

    6. Доска объявлений. На неё помещается только официальная информация: когда будет родительское собрание, спектакль и т.д.

    7. Меню. . . .

    Помимо стенда хорошо иметь шкаф или полки для демонстрации детских поделок, рисунков, а также полку для газет и журналов.

    Целью следующей формы наглядной пропаганды - тематических выставок - является дополнение словесной информации для родителей рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.

    Журнал "Управление дошкольным учреждением", приложение "Работа с родителями в ДОУ".

    Оснащение родительского уголка в 1 младшей группе.

    4. Сетка занятий.

    5. Уголок здоровья( Информация о графике медицинских осмотров и прививок)

    6. Меню

    7. Учите с нами.

    8. Правила для родителей

    11 Объявления

    Планшеты

    Папки-передвижки

    Полка или стол для демонстрации детских работ

    Наиболее освещенная стена.

    Расположен на уровне глаз родителей Содержание материалов должно отвечать направлению работы детского сада, годовому плану, целям и задачам 1 мл. гр., отражать содержание работы с детьми в соответствии с требованиями «Программы воспитания в детском саду».

    Материал должен быть:

    Сменяемым

    Периодичным

    Кратким

    Доступным

    Эстетичным

    О. Н. Урбанская

    Москва 1977г

    Г. Н. Пантелеев

    Москва 1982г

    3. «Детский сад и семья»

    Т. А. Маркова

    Москва 1986г

    А. К. Бондаренко

    Оснащение родительского уголка во 2 младшей группе.

    1. Характеристика возраста детей

    2. Уровень умений (что должен уметь ребенок данного возраста)

    3. Режим дня для детского сада и семьи

    4. Сетка занятий.

    5.Меню

    6. Учите с нами.

    7 Правила для родителей

    8. Чем мы сегодня занимались.

    10. Объявления

    11.Уголок здоровья(медицинская информация)

    Планшеты, папки-передвижки

    Наиболее освещенная стена.

    Расположен на уровне глаз родителей Содержание материалов должно отвечать направлению работы детского сада, годовому плану, целям и задачам 2 мл. гр., отражать содержание работы с детьми в соответствии с требованиями «Программы воспитания в детском саду».

    Материал должен быть:

    Сменяемым

    Периодичным

    Кратким

    Доступным

    Эстетичным

    В оформлении должно быть не более двух цветов

    1. «Воспитателю о работе с семьей»

    О. Н. Урбанская

    Москва 1977г

    2. «Оформление помещений дошкольных учреждений»

    Г. Н. Пантелеев

    Москва 1982г

    3. «Детский сад и семья»

    Т. А. Маркова

    Москва 1986г

    4. «Заведующий дошкольным учреждением»

    А. К. Бондаренко

    Оснащение родительского уголка в средней группе .

    1. Характеристика возраста детей

    2. Уровень умений (что должен уметь ребенок данного возраста)

    3. Режим дня для детского сада и семьи

    4. Сетка занятий.

    6. Меню

    7. Учите с нами.

    8. Правила для родителей

    9. Чем мы сегодня занимались.

    11. Объявления

    Полка или стол для демонстрации детских работ, паспа

    Наиболее освященная стена.

    Расположен на уровне глаз родителей Содержание материалов должно отвечать направлению работы детского сада, годовому плану, целям и задачам средней. группы, отражать содержание работы с детьми в соответствии с требованиями «Программы воспитания в детском саду».

    Материал должен быть:

    Сменяемым

    Периодичным

    Кратким

    Доступным

    Эстетичным

    Весь текстовый материал должен быть набран на компьютере 14 шрифтом или чертежным шрифтом.

    В оформлении должно быть не более двух цветов

    Оснащение родительского уголка в старшей группе.

    1. Характеристика возраста детей

    2. Уровень умений (что должен уметь ребенок в 5 лет)

    3. Режим дня для д/с и семьи

    4. Сетка занятий.

    5. Меню на каждый день

    7. Повторите с нами.

    8. Правила для родителей

    9. Чем мы сегодня занимались.

    12. Объявления

    Планшеты, передвижные стенды

    Полка или стол для демонстрации детских работ,

    Наиболее освещенная стена.

    Расположен на уровне глаз родителей Содержание материалов должно отвечать направлению работы детского сада, годовому плану, целям и задачам старшей.группы., отражать содержание работы с детьми в соответствии с требованиями «Программы воспитания в детском саду».

    Материал должен быть:

    Сменяемым

    Периодичным

    Кратким

    Доступным

    Эстетичным

    характер Весь текстовый материал должен быть набран на компьютере 14 шрифтом или чертежным шрифтом.

    В оформлении должно быть не более двух цветов

    Оснащение родительского уголка в подготовительной группе.

    1. Характеристика возраста детей

    2. Уровень умений (что должен уметь ребенок в 6 лет)

    3. Режим дня для д/с, семьи

    4. Сетка занятий.

    6. Меню на каждый день.

    8. Правила для родителей

    9. Чем мы сегодня занимались.

    10. Повторите с детьми.

    12. Объявления

    Планшеты, передвижные стенды

    Полка или стол для демонстрации детских работ,

    Наиболее освещенная стена.

    Расположен на уровне глаз родителей Содержание материалов должно отвечать направлению работы детского сада, годовому плану, целям и задачам подготовительной. группы., отражать содержание работы с детьми в соответствии с требованиями «Программы воспитания в детском саду».

    Материал должен быть:

    Сменяемым

    Периодичным

    Кратким

    Доступным

    Эстетичным

    В оформлении должно быть не более двух цветов

    Примечание: 1.

    Информационный материал 1;2;3;4; - меняется 1 раз в год.

    2. Антропометрические данные (эталон и результат обследования) меняется 2 раза в год (сентябрь, май) .

    4. Разделы 6;7;9 - меняется ежедневно.

    5. Раздел 12 – оформляется по мере необходимости.

    В разделе «Чем мы сегодня занимались» указывается вид занятия, тема, программные задачи.Кратко рассказывается о делах в течение дня, демонстрируются детские работы,

    В разделе «Советы и рекомендации» даются только советы и рекомендации родителям. Содержание рекомендаций целесообразно соотносить темам педсовета, родительских собраний, актуальных тем, программным материалом, который в данной момент дается детям в группе.

    В разделе «Повторите с нами» - предлагается родителям повторить с детьми дома: художественные произведения, стихи, песни…

    В разделе «Говорим по-казахски» - предлагается родителям закрепить изученные слова детьми на занятиях по казахскому языку

    Можно использовать дополнительно:

    Выпуск «Семейной газеты» освещает опыт семейного воспитания. О воспитании в семье пишут сами родители. Оформляя семейную газету, нужно помнить, что ее цель не только в том, чтобы заинтересовать родителей обилием и разнообразием фотографий, но и донести до родителей содержание и значимость того или иного вопроса воспитания.

    В разделе «Спрашиваете? Отвечаем! » педагоги размещают актуальные вопросы общественной жизни, вопросы теории и практики воспитания детей

    В разделе «Выражаем благодарность» отражает добрые дела родителей, оказавшие разные виды помощи детскому саду, группе (посильную помощь в ремонте игрушек, приобретение книг, участие в субботниках) .здесь же администрация благодарит родителей за оказанную помощь

    Оформляем родительский уголок:
    новые формы и подходы

    Стенды-путешественники

    Мы работаем в большом детском саду, в котором двенадцать групп. В нашем коллективе, кроме воспитателей, есть разные специалисты: педагог-психолог, дефектолог, инструктор по физической культуре. И всем требуется донести до родителей воспитанников садика важную и полезную информацию. Подбирать материал для родительских уголков - особая работа. И сделать это двенадцать раз, согласитесь, непросто.

    Поэтому специалистам можно объединиться и придумать стенды-путешественники.

    Так например в одном из детских садов по младшим группам «плавает» кораблик, по группам для детей среднего и старшего возраста «ездят» паровозики.

    В раздевалке каждой группы стенд-путешественник делает остановку на неделю, а затем отправляется в следующий пункт назначения. После того как стенд «проехал» по всему назначенному маршруту, информация на нем обновляется.

    Пять правил оформления родительского уголка

    Мудрый педагог всегда использует любую возможность общения с родителями. Он регулярно сообщает им даже о незначительных успехах ребенка, информирует о содержании занятий, дает советы и рекомендации по воспитанию. Этим воспитатель помогает родителям научиться быть внимательными к развитию своего ребенка, дает возможность понять важность работы детского сада в воспитании и образовании детей и раскрывает ценность своей собственной работы.
    Уголки для родителей - привычный и давно используемый способ знакомства родителей с жизнью группы. Но как часто нам не хватает времени и возможностей для их грамотного оформления!
    В уголках висят никому не нужные, написанные мелким шрифтом статьи из неизвестных журналов, обязательное меню и скупые слова программного содержания занятий, которые пугают родителей педагогическими терминами. В результате родители просто игнорируют эти уголки.
    Чтобы родительские уголки в нашем детском саду действительно выполняли свои функции, рекомендую придерживаться следующих простых правил.

    1. Выбирать статьи небольшие по объему, но дающие исчерпывающую информацию и вызывающие у родителей желание продолжить общение с педагогом по этой теме.

    2. Не использовать непонятные для родителей термины.

    3. Располагать информацию на уровне глаз родителей. В печатных материалах использовать шрифт не менее 14-го.

    4. Статьи дополнять красочными рисунками, фотографиями или картинками.

    5. В плотной папке с файлами помещаем всю информацию о детском саде, консультации специалистов, полезные статьи из журналов,газет


    Майя Четина

    Есть коробочка для информации логопеда.

    Свою информацию я размещаю в советах Знайки.



    Для детских рисунков я использую стойку с прищепками.


    Публикации по теме:

    Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в.

    Консультация для родительского уголка «Не пропустите сколиоз» Консультация в родительский уголок "Не пропустите сколиоз" Сколиоз это боковое искривление позвоночника, - одно из самых распространенных.

    Предлагаю Вашему вниманию оформление Кубанского уголка в нашей группе, который был создан благодаря совместному творчеству родителей и педагогов.

    Формирование правильной речи ребенка является одной из самых важнейших задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической.

    Как театр начинается с вешалки, так детский сад - с раздевалки, поэтому набрав группу малышей, я первым делом задумалась над ее оформлением.

    В уголке безопасного поведения на дороге дети закрепляют теоретические знания в игровой форме. Здесь представлены основные виды транспорта:.

    Хочется украсить группу, сделать её уютной, оригинальной, тёплой, непохожей на другие. Я нарисовала дерево в уголке природы. Придала объём.

    У нас в детском саду проходил смотр "Патриотических уголков". Совпал он с неделей толерантности. Наша группа представляла Республику Казахстан.

    Мудрый педагог всегда использует любую возможность общения с родителями. Он регулярно сообщает им даже о незначительных успехах ребенка, информирует о содержании занятий, дает советы и рекомендации по воспитанию. Помогает родителям научиться быть внимательными к развитию своего ребенка, дает возможность понять важность работы детского сада в воспитании и образовании детей и раскрывает ценность своей собственной работы.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Часто родители аутичного ребенка сталкиваются с большими трудностями в связи с его чрезвычайной избирательностью в еде. Бывает, что ребенок отказывается от всего, кроме молока и печенья. Иногда причина кроется в нежелании или страхе попробовать новый продукт, или в неприятном впечатлении (вкусе, запахе, упаковке и т.п.), которое оказалось связанным с уже знакомой едой. В этих случаях бывает, возможно, подмешать новую еду незаметно к любимой ребенком пище, и постепенно включить новый продукт в рацион.

    Девочка Л. пила только клюквенный морс и воду, отказываясь от любой другой жидкости. Однако, в какой-то момент родители обратили внимание на стремление Л. попробовать жидкость красного цвета. Оказалось возможным давать другие виды сока красного цвета, и таким образом немного расширить рацион.

    В некоторых случаях аутичный ребенок распознает присутствие нежелаемого продукта даже в очень замаскированном виде и отказывается от еды. Когда рацион ребенка крайне ограничен и подобная избирательность может вредить его здоровью, важно решить, какие продукты действительно необходимо постараться добавить в его питание. Например, если ребенок не ест молочных продуктов и фруктов, но пьет фруктовый морс, то в первую очередь, желательно добавить в его рацион что-нибудь молочное, а на остальном временно не акцентировать внимание.
    Сначала ребенка поощряют любимым лакомством всякий раз, когда он съедает совсем чуть-чуть новой пищи, даже просто оближет ложку. Одну девочку, которая очень любила картофельные чипсы, научили пить кефир следующим образом. При виде чипсов она открывала рот и в этот момент удавалось дать ей ложку кефира и почти одновременно - кусочек чипса.

    Хотя во время первых попыток она сначала кричала и стремилась выплюнуть кефир, но уже через несколько ложек начала проглатывать. Постепенно стало возможным давать чипсы уже через 2-3 ложки, а затем обходиться уже без них.
    Интересно, что та же девочка, невзирая на предлагаемые чипсы наотрез отказалась есть творог. Протест в этом случае выражался сильнее, при виде ложки с творогом она мгновенно стискивала зубы и даже лишение обещанных чипсов не влияла на ее решимость. Заставить ребенка есть в подобной ситуации бывает чаще всего невозможно. Поэтому, научив ребенка, как в вышеприведенном примере, есть кефир и йогурт, можно не настаивать еще на одном дополнительном молочном продукте.
    Предпочитаемую ребенком пищу стоит давать ему за столом, четко обозначая время еды, ограничивая ее доступность в остальное время. Привычка кусочничать может закрепиться и перерасти в серьезную проблему в более старшем возрасте, когда многие дети набирают лишний вес.

    Иногда успешной попытке ребенка попробовать что-то новое может предшествовать многократное столкновение с этим продуктом в игровой деятельности. Когда взрослый рисует или играет вместе с ребенком, он начинает фантазировать, «чем мы угостим бабушку, что купим для братика, какие ягоды вырастим на грядке», пытаясь заразить его переживанием от своих ощущений: «ах, какая клубника сладкая и сочная». Таким образом, мы делаем привлекательнее другую еду пока что в воображаемом плане.

    Развиваясь и начиная активнее исследовать окружающий мир, ребенок постепенно начинает пробовать и новую пищу. Проблема избирательности в еде крайне тяжела и требует большого терпения от родителей, но со временем рацион ребенка удается расширить.
    Детей, у которых проблема избирательности в еде не стоит так остро, необходимо начинать учить правилам поведения за столом. Для этого сначала следует правильно организовать место. Должен быть подобран удобный по высоте стул. Перед ребенком ставится только тарелка с едой и кладется ложка или вилка, а все посторонние предметы, а также общие блюда с привлекательной для ребенка едой убираются. Важно следить за правильным положением ложки в руке, оказывая ребенку необходимую помощь, желательно сзади. В левую руку (если ребенок - правша) можно вложить кусочек хлеба, которым хорошо помогать набирать еду в ложку.

    Если ребенок вскакивает из-за стола с куском в руке, спокойно, но твердо усадите его на место, либо проследите, чтобы он оставил еду на столе прежде, чем уйти. Не забывайте похвалить его, когда он правильно сидит за столом, это может стоить ему больших усилий, которые должны быть вознаграждены.

    Мальчик И., 5 лет, когда пошел в садик, не ел там самостоятельно. Примерно через месяц - полтора, очень постепенно его приучили (воспитатель и няня), чтобы он ел сам: сначала его кормили, потом держали его руку своей рукой и так кормили, потом держали под локоть, потом только палец под локоть подставляли, потом рядом стояли и, наконец, - полная самостоятельность.

    Подобное поэтапное ослабление помощи требует большого терпения от родителей и педагогов. Перед ними стоит задача, с одной стороны, не спешить с усложнением задачи, а с другой стороны, не застрять на уже освоенном этапе.
    Нередко ребенок испытывает трудности во время еды из-за своей повышенной брезгливости. Даже капелька супа на щеке или на одежде может стать источником неприятных ощущений. Эту проблему можно смягчить, если научить ребенка пользоваться салфеткой.
    Умение аккуратно есть, сидеть за столом с другими людьми облегчает дальнейшую социализацию аутичного ребенка, его участие в жизни семьи и сверстников.

    АУТИЧНЫЙ РЕБЕНОК - ПРОБЛЕМЫ В БЫТУ

    Навыки личной гигиены: чистка зубов .

    Нередко аутичный ребенок сильно протестует против попытки почистить ему зубы и отказывается брать зубную щетку в рот из-за своей сверхчувствительности к прикосновению, пищевой избирательности, нежелания стоять на одном месте.

    Поэтому часто родители аутичных детей долго не решаются начать учить их чистить зубы, не желая провоцировать дополнительный конфликт.
    В то же время у многих аутичных детей зубы начинают быстро портиться, а так как поход к зубному врачу нередко является еще более тяжелой проблемой, лучше приучать ребенка чистить зубы как можно раньше.
    Очень важно сделать эту процедуру максимально привлекательной для ребенка - купить детскую пасту и маленькую удобную зубную щетку, которую дать ему помыть и пощупать. Хорошо, если ребенок мог понаблюдать, как чистите зубы Вы сами и получаете от этого удовольствие.
    Кому-то из детей может сразу понравиться паста, что сделает более привлекательной и саму чистку зубов, другому бывает легче начать пользоваться пустой щеткой и по мере привыкания добавлять на нее пасту.

    Лучше, чтобы ребенок держал щетку с самого начала, а рука взрослого находилась поверх его руки. Однако здесь могут быть индивидуальные решения в зависимости от того, какую помощь он легче переносит.
    Прикосновение щетки первое время должно быть совсем легким. Очень важно не вызвать у ребенка негативизм на данную ситуацию. По мере его привыкания, можно начинать увеличивать длительность процесса, чистить зубы тщательнее и отпускать свою руку.
    Очень многие дети не умеют полоскать рот и сплевывать воду. Некоторым помогает, если взрослый одновременно с ребенком набирает в рот воду и демонстративно сплевывает. Иногда необходимо наклонить голову ребенка вниз и дотронуться до подбородка. Часто проходит много времени, прежде чем он научится выплевывать воду, и нужно быть готовым, что немало пасты до этого будет проглочено.

    Поэтому лучше выдавливать на щетку совсем немного пасты.
    Как и при обучении другим навыкам, необходимо продумать четкую последовательность действий и придерживаться ее, пока ребенок не научится данной деятельности. Ниже мы предлагаем вариант такой схемы.

    1. Включить воду
    2. Открыть пасту
    3. Взять зубную щетку и смочить ее
    4. Выдавить пасту и положить тюбик на край раковины
    5. Почистить зубы слева
    6. Почистить зубы справа
    7. Почистить зубы спереди
    8. Положить щетку
    9. Взять стакан с водой и прополоскать рот
    10. Поставить стакан на место
    11. Вымыть щетку и поставить в стакан
    12. Закрыть зубную пасту и убрать на место
    13. Умыться
    14. Закрыть кран
    15. Вытереть лицо и руки
    16. Повесить полотенце на место

    Хочется отметить, что необходимо с раннего возраста приучать аутичного ребенка следить за своим внешним видом, быть аккуратным и чистоплотным. В этом случае ему позднее будет легче адаптироваться в обществе, найти себе приемлемую социальную нишу, несмотря на сохранившиеся трудности поведения».

    Предварительный просмотр:

    Большой" туалетный тренинг - как решить эту проблему при аутизме?

    Многие дети в дошкольном и подростковом возрасте, испытывают трудности с испражнениями в туалете. Столь щекотливая тема часто становится серьезной проблемой для самого ребенка и его окружающих.
    Некоторые родители пытаются использовать различные средства, чтобы решить эту проблему собственными силами, и могут не обращаться к специалистам. У ребенка могут развиться фобии и страхи туалета, или появиться сугубо нежелательные поведения, как размазывания кала, игра с калом, и т.д. Окружающие ребенка - сверстники, воспитатели и учителя не могут выстроить с ребенком социальных и приятных отношений, если он ходит "по-большому" в штаны", и данная проблема часто становится серьезным препятствием для социализации и инклюзии ребенка.

    Как и при коррекции любой другой поведенческой проблемы, следует воспринимать ее не как симптом аутизма или умственной отсталости, а как проблематичное поведение. Отсюда, первым шагов в решении этой проблемы будет сбор и анализ данных.

    На начальном этапе следует записывать данные в течение как минимум двух недель, на ежедневной основе. Следует записывать:
    1. Дату и точное время всех испражнений (а также время всех приемов пищи).
    2. Место, в котором ребенок испражнялся
    3. Во что ребенок был одет.
    4. Консистентность стула.

    После того, как данные были собраны, следует провести анализ, и определить, по какой из причин возникает данная проблема:

    1. 1. Медицинские причины
    2. 2. Отсутствие навыка (либо отсутствие обобщения уже обученного навыка мочеиспускания в туалете)
    3. 3. Отказ от сотрудничества
    4. 4. Наличие ритуалов и стереотипий, связанных с дефекацией.

    У детей, у которых проблемы с дефекацией в туалете связанны с медицинскими причинами , обычно присутствуют нетипичные признаки - слишком частый и жидкий стул, или наоборот, слишком редкий и твердый. В данном случае следует обратиться к педиатру, и если действительно существует проблема, то педиатр даст направление к соответствующему специалисту. В данном случае, следует последовательно выполнять те рекомендации, которые предоставит специалист в данной области.

    Если ребенок "ходит "по-большому" в штаны" из- за того, что навык испражняться в туалете отсутствует , из анализа данных будет заметно, что нет каких-либо специфических характеристик или стереотипий, связанных с этим процессом. В данном случае следует применять процедуру коррекции, основанную на проактивных и реакцивных методах.

    Прежде всего, следует удостовериться, что ребенок умеет сидеть продолжительное время на унитазе. Если ребенок не сидит на унитазе, или сидит очень напряженных, всего несколько секунд - в данном случае нет никакой возможности, чтобы ребенок смог испражняться в туалете. В данном случае следует выстроить обучение сидения на унитазе - как отдельное упражнение. Для обучения можно использовать физические подсказки и поощрения или жетоны.

    Кроме обучения сидеть на унитазе, следует выстроить график посещений туалета. Исходя из начальных данных, следует выбрать время, которое наиболее близко к тому времени, когда ребенок обычно испражняется. Следует отвести ребенка в это время в туалет и помочь ему сидеть на унитазе в течение 5 минут. Если ничего не произошло - ребенок может выйти из туалета, но после этого вы будете отводить ребенка в туалет каждые 10 минут.


    Если у ребенка получится сходить "по-большому" в туалете - вам необходимо предоставить ему самый желанный и мотивационный приз.

    Если ребенок все же умудрился испачкать штаны - здесь рекомендуется применение реактивной процедуры - либо "Сверх-коррекция" (например, почистить и постирать свою одежду), либо "Стоимость реакции" (лишение каких-либо привилегий, например, запрет на просмотр мультфильмов в течение вечера).

    Иногда достаточно одного лишь мотивационного поощрения, но ввиду того, что испражнения не происходят так часто как мочеиспускания, то для того, чтобы привести обучающий процесс к продвижению, иногда требуются дополнительные реактивные процедуры.

    Если инциденты происходят, потому что ребенок отказывается сотрудничать - это станет заметно, когда ребенок начнет зажиматься и активно удерживать «стул» при вашей просьбе пойти в туалет. Подобное поведение обычно характеризует ребенка не только в том, что связано с туалетом, но и в других областях повседневных требований тоже.
    В таких случаях эффективным средством часто оказывается использование медицинских средств, как глицериновые свечи или клизмы. Но к ним желательно прибегнуть
    как вспомогательным методам , в то время как процедура поведенческой коррекции будет основной . В данном случае, поощрение за успешную дефекацию в туалете должно быть очень значительным. Иногда можно использовать следующую технику - предотвратить доступ ко всем значительным поощрениям в течение двух недель перед введением этой программы. Это позволит повысить мотивационную ценность поощрения, и обусловить получение этого поощрения испражнением в туалете.

    Когда избегание дефекаций в туалете связанно с рутинами и стереотипиями (например, ребенок испражняется только дома, и только в подгузник, и только стоя за диваном) - данную рутину очень сложно прекратить или прервать. В данном случае более эффективным методом будет постепенное и медленное формирование новой рутины , которая будет приближенной к поведению дефекации в туалете. При формировании данной рутины требуется поощрение каждой новой приближенной формы реакции. Важно не торопиться и не продвигаться слишком быстро, иначе это может привести к запорам и дополнительным затруднениям.
    При условии, что ребенок всегда испражняется в подгузник, стоя за диваном можно выстроить следующие этапы:

    1. 1. Помочь ребенку стоять перед диваном, и если у него получится сходить "по-большому" в подгузник, но перед диваном - он получает поощрение.
    2. 2. Помочь ребенку стоять в коридоре перед туалетом, и если у него получится сходить "по-большому" в подгузник, но в коридоре перед туалетом - он получает поощрение.
    3. 3. Помочь ребенку стоять в туалете, и если у него получится сходить "по-большому" в подгузник, но в туалете - он получает поощрение.
    4. 4. Помочь ребенку сходить "по-большому" в подгузник сидя на унитазе в туалете, и если у него получится сходить "по-большому" в подгузник, но сидя на унитазе в туалете - он получает поощрение.
    5. 5. Помочь ребенку сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете с приспущенным подгузником до колен, и если у него получится сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете, но с приспущенным подгузником до колен - он получает поощрение.
    6. 6. Помочь ребенку сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете, держа подгузник в руках, и если у него получится сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете, но держа подгузник в руках - он получает поощрение.
    7. 7. Помочь ребенку сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете, без подгузника, и если у него получится сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете, но без подгузника - он получает поощрение.


    Следует помнить, что выбирать этапы и шаги для обучения ребенка дефекации в туалете следует на основе его индивидуальных способностей и нужд . Для некоторых детей будет необходим более постепенный процесс, или другой способ прекращения использования подгузника (например, не приспускать подгузник, а оставлять подгузник на ребенке, но прорезать в нем заранее дырку, и постепенно ее увеличивать, пока в подгузнике отпадет надобность).

    Для успешного проведения процедуры "большого" туалетного тренинга требуется:

    1. Закрепление навыков "малого" туалетного тренинга - т.е. ребенок должен уже уметь мочиться в туалете.

    2. Запись данныx на постоянной основе . Не прекращать ведение записей пока ребенок полностью не освоит данный навык.

    3. Последовательное применение процедур для обучения - требуется как минимум 3 недели последовательного применения процедуры для оценки ее эффективности. Дети, которые годами ходят "по-большому" в штаны не могут отучиться от этого в течение двух-трех дней.

    Следовательно, и процесс обучения и закрепления альтернативного навыка, т.е. испражнения в туалете может происходить продолжительное время. Поэтому, очень важно применять процедуру последовательно и вести записи, для того, чтобы можно было отследить динамику процесса.

    Предварительный просмотр:

    ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЁНКА

    Эта «Памятка» – не только своеобразный монолог ребёнка, отстаивающего свои права, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.

    Прислушаемся к советам своих детей!

    «Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,
    И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
    Глаза умнее слуха – поймут всё без труда.
    Слова порой запутаны, пример же – никогда.
    Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провёл.
    Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
    И если все мне рассказать, я выучу урок.
    Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
    Должно быть, можно верить и умным словесам,
    Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
    Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет,
    Зато пойму, как ты живешь: по правде или нет»

    Вечная детская мудрость

    1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
    2. Не бойтесь быть твёрдыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
    3. Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.
    4. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
    5. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
    6. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
    7. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
    8. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
    9. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
    10. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
    11. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
    12. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
    13. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
    14. Мне важно знать от вас, что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами, что правильно, а что нет.