• Поделки из бумаги на тему зимняя сказка. Новогодние поделки с детьми «Сказочная поляна. Новогодние поделки из лент

    Вопрос.

    Мальчик 7 лет, нормально развит, ходим в 1 класс. Очень шустрый. Проблем с уроками практически не возникает, учится хорошо. Бывает, правда закатывает истерики: не хочу, не буду уроки делать, но договариваемся мирно. И вот последнее время, достаточно часто, если что-то ему не нравится или возникает конфликт, начинает рыдать с криками: «уйду из дома, от тебя подальше» и в подобном роде. Единственный для него непререкаемый авторитет это папа. Муж с ним разговаривает достаточно спокойно. О телесных наказаниях никакой речи даже нет. Я бывает, конечно, срываюсь и кричу на него, и сразу такая реакция. Я в шоке, просто руки опускаются. Не знаю как себя вести, как реагировать, что ему говорить в подобной ситуации и что делать. Пожалуйста, подскажите.

    С одной стороны, ничего страшного в подобных высказываниях нет. Многие дети проходят через проверку того, как действует подобный шантаж на родителей. Ребенок и механизм шантажа познает, и получает возможность удостовериться в надежности родителей, которые докажут в очередной раз, как он им важен. Другое дело, что у Вас появляется повод задуматься, нет ли в Вашей семье (или Вашем окружении) привычки шантажировать друг друга угрозой бросить. Такая угроза часто может звучать достаточно безобидно: «Раз ты меня не слушаешься, я ухожу», — говорят иногда родители своему ребенку. Это можно услышать и на улице, когда малыш упрямится и не желает идти вслед за мамой, и в магазине, когда игрушки притянули внимание ребенка. Дома может звучать похожий вариант или более грубый: «Не нужен мне такой мальчик!». Бросание – отвержение родители демонстрируют, когда выставляют ребенка из комнаты в наказание или перестают разговаривать, показывая, что обиделись. Малыш часто видит, как взрослые используют в конфликтах подобный поведенческий стереотип: хлопают дверью, уходят в обиде «в ночь». Такого рода наблюдения приводят ребенка к выводу, что близкие люди могут друг друга наказывать подобным бросанием, а значит, может и он.

    Что делать? Давайте разберем по пунктам:

    1. Показываем ребенку, что понимаем его реакцию, его чувства, вербализируем их: «Я понимаю, что ты злишься на меня за то, что я не разрешаю тебе …. И я понимаю, что тебе хотелось бы как следует напугать меня, чтобы я не …».
    2. Поясняем правила жизни в семье: «Мы семья, мы не можем друг друга бросать и выгонять. Я всегда буду твоей мамой, а мы всегда будешь моим сыном. Мы может злиться друг на друга, но при этом мы остаемся семьей». Надо отделить чувства от поведения, показать, что злиться можно, это нормальная эмоциональная реакция на ситуацию, в которой что-то не нравится. А вот бросать друг друга нельзя.
    3. Отражаем свою реакцию на его слова: «Мне неприятно, когда ты угрожаешь мне, что уйдешь из дома».
    4. Сообщаем о том, какого поведения ожидаем вместо угроз. Возможно, уступки с его стороны. И не потому, что «кто-то более прав», а просто Вы мама, а значит в семейной иерархии Вы в списке VIP-персон. А может быть, Вам бы хотелось, чтобы он научился приходить к компромиссу. Тогда учим его тому, как достигать 50 % своих интересов при том, что оппонент (мама) остается при своих 50 %.
    5. Сообщаем о своих дальнейших действиях в связи с его угрозой: «Так как мне подобная угроза не приятна, я не буду вообще принимать ее в расчет».
    6. А далее используем принципы поведенческой психологии: положительное подкрепление поведения, в котором мы заинтересованы, приводит к увеличению вероятности его повторения, а игнорирование неугодного нам поведения заканчивается его постепенным угашением. То есть нам надо перестать эмоционально реагировать на его угрозы, приняв решение, что это просто дань возрасту, период его развития и не более того, а попытки договориться с Вами, придти к компромиссу или его уступку надо всячески поощрять.

    Этих шагов должно быть достаточно для урегулирования проблемы, когда ребенку 7 лет, а семья обычная, среднестатистическая. С подростком все гораздо сложнее, так как угрозу он может реализовать. Но если ребенок в 7-ми летнем возрасте усваивает, что «в нашей семье не бросают друг друга как бы не злились и не обижались», то в подростковом возрасте этой проблемы уже не будет. Правда, будут другие.

    Если ваш ребенок сбежал из дома или вы полагаете, что он собирается это сделать, то проблему нужно решать. Прежде, чем называть его плохим ребенком, читать нотации или злиться, вам следует разобраться, что подтолкнуло подростка к такому решению. Вы всегда можете наладить общение с ребенком, чтобы исправить возникшую ситуацию.

    Шаги

    Часть 1

    Как узнать причины

      Немедленно перейдите к открытому диалогу, а не бездумно наказывайте подростка. Вам нужно копнуть глубже, чтобы узнать истинные причины побега, а не судить об этом поверхностно.

    1. Установите точный характер беспокойств подростка. Иногда подростки страдают от таких проблем, как депрессия , тревожность, шизофрения и другие расстройства. Даже если вы знаете о наличии проблемы, то вы можете не осознавать, как она влияет на ребенка. Половое принуждение также является достаточно распространенной причиной того, что подростки сбегают из дома (от этом необходимо сообщить властям).

      • Возможно, что подросток бунтует против вашего стиля воспитания. Когда вы в последний раз просто беседовали и спрашивали у ребенка о том, как он себя чувствует? Иногда подростки напоказ отталкивают родителей, но в душе хотят поговорить с ними. Просто не знают как.
      • У подростков могут быть проблемы в школе. Следует чаще интересоваться ситуацией в школе. Издевательства – одна из главных причин, побуждающих подростка к побегу из дома. Словесная и физическая агрессия (побои, драки, оскорбления и даже передразнивание) также могут являться причинами проблем.
    2. Непредвзято оцените домашнюю обстановку. Какие факторы являются причиной стресса вашего подростка? Круг друзей, школа или дом? Необходимо четко и непредвзято оценить ситуацию у вас дома. Если кто-то из родителей обижает ребенка или родители не ладят между собой, то вам срочно нужна помощь.

      • Любое насилие по отношению к ребенку (физическое или словестное) недопустимо, об этом следует сообщать властям. Также можно обратиться к психотерапевту или священнику.
      • Бытовое насилие или родительские скандалы могут негативно сказываться на ребенке. Может быть, пора уже решить ваши проблемы в браке, а не игнорировать их. По причине ссор и бытового насилия подростки могут чувствовать себя подавленными и отверженными. Беззащитность может способствовать побегу из дома либо подтолкнуть к алкогольной и наркотической зависимости.
    3. Проявите бескорыстную любовь. Иногда лучшей реакцией на побег станет проявление любви, а не злости. Если подросток увидит, что вы любите его без всяких условий и хотите помочь, то это поведение может оказаться намного эффективнее всесторонних осуждений. Он откроется вам и поделится истинными причинами.

      • Некоторые бездомные и сбежавшие подростки могут скрывать свою нетрадиционную ориентацию и беспокоиться, что родители их не примут. Если ситуация обстоит действительно так, то убедите подростка, что вы постараетесь принят его таким, какой он есть.
      • Обнимите своего ребенка и скажите, что любите его. Замечайте и поощряйте хорошее поведение. Такая стратегия гораздо эффективнее наказания и криков.
    4. Говорите спокойно и дружелюбно, даже если вы расстроены. Не следует умалять, отвергать или не признавать чувства подростка, даже если вы их не понимаете. То, что кажется вам мелочью, может быть самой большой проблемой вашего ребенка.

      • Если вы эмоционально готовы к этому, то скажите подростку, что вы хотите встретиться с ним. Пообедайте вместе. Узнайте о его делах. Постарайтесь приятно провести время вместе. Можно задавать вопросы, но не забывайте, что обвинительный тон лишь отдалит вас от прямых ответов. Почему подросток посчитал, что побег – единственный способ все исправить? Как он собирался жить? Что привело к такой ситуации? Это было спланированное или импульсивное действие?
      • Запаситесь терпением. В чем бы ни заключалась проблема, крики и наказания способны лишь ухудшить ситуацию. Сначала подростку необходимо сходить в душ, поесть и выспаться, ведь он наверняка устал, голоден и весь перепачканный, а вы переполнены эмоциями. Только после этого можно вернуться к проблеме. В разговоре следует сообщить, как вам было больно и страшно. До начала беседы следует подчеркнуть, что вы намерены разрешить эту ситуацию вместе. Покажите, что вы готовы искать компромисс и поможете решить любую проблему, но для этого необходимо придерживаться правил.
      • В ситуации с побегом лучше всего показать подростку своими словами и действиями, что все проблемы нужно решать, а уход от них и побег лишь все усложняют. Необходимо быть рядом с ребенком – это важный аспект бескорыстной любви. Если вы постоянно заняты на работе или другими делами, то научитесь уделять подростку больше внимания.

      Часть 2

      Как предотвратить подобную ситуацию
      1. Установите понятные для подростка границы . Все правила нужно принимать с учетом возраста и объяснять, но вдобавок к этому многим подросткам действительно необходимы разумные границы. Чрезмерная свобода также приводит к бунтарству. Во всем должен быть баланс.

        • Расскажите подростку обо всех рисках и опасностях, которые сопряжены с побегом. Объясните, почему такая ситуация ненормальна и вы не одобряете подобных действий. Докажите подростку, что вы готовы помочь в решении всех проблем в школе, недопонимания с одногодками или даже с вами.
        • Не поддавайтесь, если подросток угрожает побегом. Такие угрозы часто используются для того, чтобы не соблюдать правила. Нужно определить, присутствует ли реальная проблема или это просто попытка противоборства. Помогите подростку развить способности решать проблемы.
        • Четко поясните установленные границы. Беспечные родители, которые предоставляют своим детям слишком много свободы, могут выглядеть в глазах подростка безучастными к его жизни. Это прямой путь к протесту. Установите четкие основные правила, чтобы подросток всегда знал, что лучше поговорить с вами, нежели попытаться сбежать.
      2. Поощряйте новые увлечения, которые изменят взгляд ребенка на ситуацию. Поощряйте новые полезные или просто положительные увлечения вроде игры на музыкальном инструменте, изучения иностранного языка или творчества.

        • Иногда участие ребенка в коллективных занятиях, религиозных кружках или спортивных секциях задает ему нужное направление. Сначала обсудите данный вопрос с подростком и убедитесь, что такое занятие соответствует его интересам.
        • Если его дразнят по определенной причине (очки, прическа) и подросток хочет изменить свой внешний вид, то помогите ему и объясните, что оскорбления нельзя терпеть.
      3. Пересмотрите установленные правила, если это необходимо. Иногда нужно послаблять правила, если они слишком строгие. Иногда строгость – это лучшее решение. Можно установить жесткие правила, даже если они раздражают ребенка, но вполне приемлемо пересмотреть их в процессе открытого обсуждения с подростком.

        • Если устанавливать разумные правила и обсуждать их с подростком, то это снизит вероятность побега. Открытое обсуждение правил и причин для них может изменить отношения подростка к установленным границам. Если вы собираетесь укрепить дисциплину, то следует четко понимать ситуацию и выбрать максимально правильный подход.
        • Правила могут быть недостаточно гибкими или устаревшими. Например, слова “потому что я так сказала” – это вполне приемлемое пояснение для маленького ребенка, но подростку нужны вполне конкретные доводы. Возможно, пришло время немного ослабить правила, когда ребенку уже 15, а не 8 лет.
        • В то же время нужно уметь отстаивать свою правоту. Многие родители временами сталкиваются с упрямством, но нельзя сдаваться, если ваше решение обосновано или базируется на положительных ценностях. Но если подросток просит немного пересмотреть, во сколько ему нужно возвращаться домой, то необходимо выслушать встречные доводы. Если подросток уверен, что его всегда выслушают, то он будет охотнее уважать и соблюдать ваши решения.

    Используя жесткие, а порой и жестокие формы наказания для детей и подростков, мы свято верим, что делаем им добро, предостерегая их от какой-то опасности. На самом же деле мы вселяем в них глубокий страх.

    Источник фото: static.life.ru

    Сначала они с этим страхом наказания живут, но потом его становится слишком много и он причиняет слишком много боли и унижения. И тогда может показаться, что легче уйти и убежать, чем еще раз быть наказанным.

    Конфликты с родными

    «Милые бранятся - только тешатся» - можете приговаривать вы. Но ваш ребенок может с вами не согласиться.

    Для него конфликт может быть гораздо более серьезным и болезненным, чем для кого-то из взрослых. Это вы потом пойдете на работу, «потрещите» с подружками, остынете, забудете все, и на следующий день уже будете доброй и милой. У переживающего внутреннее взросление ребенка все может быть совсем по-другому.

    И случайно брошенная в пылу гнева мамой фраза «Ты мне не нужен!» - оказаться толчком к уходу из дома.

    Гиперконтроль и гиперопека

    Мы очень любим своих детей. Мы хотим им всего самого лучшего и очень хотим уберечь их от множества опасностей, которые таит в себе наш мир. Это ведь так естественно, когда родители защищают, не так ли? Так…

    Но мера хороша во всем, и в опеке и заботе тоже. То, что естественно и нормально в отношении дошкольника, может быть чересчур в адрес подростка.


    Источник фото: life.ru

    Позвольте своему ребенку постепенно сепарироваться от вас. Учите его правильно себя вести в жизни в одиночку, но позволяйте при этом делать собственные ошибки. Потому как иначе ваш ребенок может в какой-то момент начать задыхаться от вашей неуемной круглосуточной любви, заботы и опеки и может попытаться вырваться из этого состояния.

    Привлечение внимания

    Уходы из дома могут быть демонстративными. Есть дети, которые очень настроены на постоянное привлечение к себе внимания, и готовы этого добиваться любыми способами. Психологи говорят, что это дети, у которых просматривается явная истероидная акцентуация характера.

    Конфликты родителей друг с другом

    Когда папа и мама конфликтуют, они редко задумываются, что их как минимум трое, и что ребенок вовлечен в их выяснение отношений не меньше, чем они сами. Потому что чувствует напряжение, потому что видит и слышит постоянную ругань.


    Источник фото: menslife.com

    И сколько бы родители сами себя не успокаивали, что их отношения не влияют на ребенка и его не касаются, ведь они его любят по-прежнему и очень сильно, сам ребенок может ощущать совсем другое. «Тут есть еще и я!», «Вы выясняете отношения друг с другом и забыли про меня!» - кричит своим поведением он.

    Неадекватные методы воспитания, выбранные родителями

    Как мы воспитываем своих детей? Когда родители вместе со своими уходившими или пытавшимися сбежать из дома детьми приходят на прием к психологу, тот часто видит совсем иные взаимоотношения между мамой и подростком, чем те, которые представляют себе родители.

    Зачастую бывает, что те методы воспитания, которые маме и папе кажутся здоровыми и адекватными, таковыми не являются. И замечают это родители лишь когда их дети уже уходят из дома (и хорошо, если возвращаются и еще можно что-то исправить!) и когда они обращаются за помощью к профессионалам.

    Знаете истории, когда дети сбегали из дома? Делитесь в комментариях!

    Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет.
    Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.
    Родители, не забывайте о потребностях своих детей , которые они не всегда могут или умеют удовлетворить конструктивным способом. (Приведенные ниже причины уходов из дома и рекомендации по их профилактике можно использовать для детей разных возрастов, с учётом специфики возрастного периода)

    ЛЮБОПЫТСТВО, СТРЕМЛЕНИЕ ПОЗНАТЬ И ИСПЫТАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ

    Одна из задач развития детского возраста - исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.
    Профилактические меры:
    Организуйте свободное время ребёнка, в котором ему представится возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.

    ПЕРЕЖИВАНИЕ «ДРАЙВА»

    Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной».
    Дети весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем.
    К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.
    Профилактические меры:
    Стимулируйте ребёнка участвовать в соревнованиях, походах, играх и т.д., где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Конечно, переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение.

    СКУКА

    Скука - это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например мы относимся к депрессии. Чем может быть вызвано такое состояние? Чаще всего скука это следствие какой-либо из описанных ниже причин:
    1. Отсутствие смысла жизни:
    -полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жестокого обращения;
    -тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);
    -чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть - у него всегда всего слишком много;
    -чрезмерной критичности взрослых.
    2. Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: в уважении, любви, принятии значимых людей.
    3. Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание всегда томительно и скучно.
    4. Неразвитость творческих способностей - творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением; когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.
    Профилактические меры:
    Создайте условия, при которых ребенок, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, совершать какую-то работу для получения вознаграждения.
    Научите ребенка мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях. Создайте ситуацию успеха.
    Развивайте лидерские качества, уверенность ребёнка в себе.
    Развивайте в ребёнке творческие способности.
    Научите ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.

    ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ («Я КАК МОИ ДРУЗЬЯ»)

    Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.
    Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.
    Профилактические меры:
    Развивайте в ребёнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.
    Научите ребёнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.
    Развивайте в ребёнке физическую силу.
    Развивайте в ребёнке умение общаться

    ПРОТЕСТ ПРОТИВ РОДИТЕЛЕЙ

    Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика.
    Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически, подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.
    Профилактические меры:
    Моделируйте условия, метафорически воссоздающие жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок.
    Научите ребёнка самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю?»
    Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.

    СТРЕМЛЕНИЕ УЙТИ ОТ ОСОЗНАНИЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ МИРА, РАЗОЧАРОВАНИЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ В ЛЮБВИ), ПЕРЕЖИВАНИЯ ТЯЖЕЛОЙ УТРАТЫ
    (СМЕРТИ ЛЮБИМЫХ ЛЮДЕЙ)

    Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе.
    Профилактические меры:
    1. Научите подростка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений - в любом негативном явлении содержится позитивное зерно (предпосылка к позитивным мнениям), а в любом позитивном явлении есть предпосылка негативу.
    2. Поддержите подростка при переживании им горя, разочарования в любви.
    3. Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните ребёнку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? как обратиться к психологу?

    Итак, мы имеем множество причин, по которым подросток может начать практику уходов из дома . Это перечисление немного пугает, поскольку кажется, что избежать деструктивного поведения просто невозможно. На самом деле все не так страшно!
    Во-первых, мы описали крайние варианты деструктивных процессов у подростков.
    Во-вторых, опасной интенсивности достигают не все проявления сразу, а только некоторые из них.
    В-третьих, подростки с удовольствием и готовностью откликаются на искреннее внимание и заинтересованность ими и их проблемами со стороны взрослых людей.
    В-четвертых, подростки с удовольствием обучаются всему новому, и польза сочетается с возможностью проявить себя, почувствовать свою успешность, повеселиться и творчески самореализоваться.

    Причины самовольного ухода подростков из дома

    Вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной. И тогда чаще всего поводом уйти из дома становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет.
    Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.

    ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

    Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к нашему стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними или «повернуть назад их развитие».
    Мы начинаем отвергать новые качества подростка и желаем вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест.
    Довольно часто причиной нашей сильной тревоги при появлении резких изменений в поведении подростка является угроза разрушения представления о себе, как о хорошем родителе. А наличие удовлетворенности собой как родителем повышает самооценку человека. Поэтому мы неадекватно реагируем на поведение подростка только для того, чтобы поддержать свою положительную самооценку.
    Мы совершаем ошибки не потому, что не любим своих детей, а потому, что не всегда знаем, как лучше поступить и часто не осознаем собственных побуждений.
    Дети бегут из дома, протестуя против невыносимых условий, которые мы им создаем, не желая считаться с мнением ребенка.
    Другая причина ухода дочери или сына от родителей - несправедливое наказание, неадекватное их проступку. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Так круг замыкается.
    Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть, выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника.

    ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ КОНФЛИКТОВ И УХОДА ДЕТЕЙ ИЗ ДОМА, СТАРАЙТЕСЬ СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:

    Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок.
    - Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.
    - Выбирайте наказание, адекватное проступку.
    - Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».
    - Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.
    Когда ребенок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрести другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребенку необходим, прежде всего, хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то теперь родительская любовь проявляется в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.

    ТРИ ШАГА, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРЕДПРИНЯТЬ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ ТАКОВЫ:

    1. Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам
    Откажитесь от желания подтолкнуть, направить его к тому, что мы хотим в данном конкретном случае. Вместо этого спросить себя: «Что я могу сделать в этой ситуации, чтобы помочь моему ребенку быть более ответственным и способным принимать свои собственные решения?»
    2. Научиться получать удовольствие от принятия решений ребенком.
    Мы можем это делать, если осознаем, что перед нами живая, пульсирующая частица самой природы, и у нас есть драгоценная, но мимолетная возможность наблюдать, как она развивается. Даже когда мы видим, что ребенок идет в сторону неприятных, болезненных последствий, наилучшее, что можно сделать в подобной ситуации – просто высказать свои опасения, а затем дать возможность этим последствиям произойти.
    3. Изменить некоторые из наших мыслей и убеждений относительно ребенка.
    Этот шаг чрезвычайно важен. Поскольку между нашими убеждениями и нашими действиями существует теснейшая взаимосвязь. Не осознавая этого, мы постоянно ведем себя так, чтобы подтвердить своими действиями истинность своих же внутренних убеждений. Если мы убеждены, что наш ребенок изначально наделен положительными качествами, способен принимать верные решения и самостоятельно руководить собственной жизнью, то мы без особых усилий будем поддерживать его в этом.
    Тогда наша любовь будет созидательной, и детям не потребуется уходить из дома.

    Говорят: «от хороших родителей дети не убегают. Наверное, хорошие родители - это те, кто способен так построить свои отношения с ребенком, чтобы избавить его от различных разочарований»

    Профилактика самовольных уходов из дома

    Поведенческая реакция в виде уходов из дома, побегов из детских учреждений может быть мотивированной и немотивированной.
    Мотивированная поведенческая реакция обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток (к примеру, побег из летнего лагеря, где подростка унижали сверстники или уход из дома после серьёзного конфликта с родителями).
    Другое дело, что это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания. Задача родителей, в этом случае - расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, т. е. научить его разнообразным стратегиям поведения. (Ребёнка обижают в лагере, он должен знать что может обратиться к администрации лагеря, позвонить родителям, написать заявление в милицию. Если серьёзный конфликт случился дома, то ребёнку нужно научиться отстаивать свои права и соблюдать права родителей. Ребенок может обратиться за помощью к классному руководителю в школе, к другим родственникам, но не убегать в "никуда" и не подвергать свою жизнь и здоровье опасности).
    Мотивированные уходы на фоне острой стрессовой ситуации возникают у детей с разными характерами по разному:
    - у слабых, эмоционально-ведомых, чувствительных, податливых детей мотивированные уходы проявляются как обдуманные или импульсивные и могут быть проявлением пассивного протеста;
    - у подвижных, эмоциональных и импульсивных детей мотивированные уходы проявляются как реакция эмансипации;
    - у эмоционально холодных, сдержанных, замкнутых мотивированные уходы проявляются как реакция избегания общения;
    - у ярких, артистичных, активных мотивированные уходы проявляются как демонстративная реакция.
    На фоне постоянной стрессовой ситуации мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) - т. е. формируется "привычка", когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать.
    Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные.
    Иногда внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения, причём это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией.
    Наконец, уходы и побеги могут быть проявлением психического заболевания (эпилепсия и эпилептиформные состояния, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, деменция и умственная отсталость).
    Степень тяжести синдрома уходов и бродяжничества определяется следующим образом:

    легкая:

    Не более чем на 7 дней 1 раз в меся;
    - ночное посещение компьютерных клубов, попрошайничество, прогулы в школе;
    - частичная критика подростком своего поведения;
    - нет противоправных действий;
    - нет химических и поведенческих зависимостей;
    - встречается при ситуационных личностных реакциях;
    - пограничная интеллектуальная недостаточность.

    средняя:

    Уходы на 2-3 недели, 1-2 раза за 2 месяца;
    - попрошайничество, жизнь в подвалах, чердаках;
    - противоправные действия

    - агрессивность;
    - свое поведение подросток не критикует;
    - встречается аномалиях характера (психопатиях), умственной отсталости.

    тяжёлая:

    Уходы на 1-2 месяца, 2 раза за 6 месяцев;
    - асоциальная жизнь;
    - противоправные действия;
    - алкоголизация, токсикомания;
    - агрессивность;
    - невозможность контролировать своё поведение;
    - встречается при психических заболеваниях.

    Что могут сделать родители, чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов подростков из дома.

    Что делать, если подросток уже ушел из дома или такая ситуация повторяется из раза в раз.

    Не пытайтесь решить проблему силовыми методами.
    Некоторые родители, боясь очередного побега, прячут вещи подростка, запирают его в квартире и т. д. В этом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому «драконовские» меры могут только усилить желание подростка вырваться из дома.
    Необходимо проанализировать, почему сыну или дочери было неуютно с вами.
    Быть может, что-то изменилось в отношениях взрослых? Тогда стоит подумать, как оградить подростка от своих взрослых проблем.
    Уход ребёнка из дома, ситуация действительно нестандартная, поэтому вам может потребоваться помощь психолога. Хорошо, если вы найдете «узкого» специалиста, который не первый год работает с детьми и подростками, убегающими из дома или склонных к бродяжничеству. И, конечно, замечательно, если на прием к нему вы придете вместе с ребенком.
    Не пытайтесь заманить ребенка в кабинет психотерапевта обманом.

    ПОМНИТЕ!

    Дети очень хорошо чувствуют ложь взрослых, и непоследовательность родителей принимается ими за образец поведения.

    Беспризоный ребенок! Не проходите мимо!

    Основной причиной беспризорности является нестабильность жизненного уровня значительных слоев населения.
    Социологические исследования говорят о том, что:
    - 90% уличных детей имеют родителей;
    - 100% безнадзорных детей употребляют алкоголь;
    - 80% употребляют психотропные вещества;
    - 90% уличных детей нуждаются в квалифицированной помощи психиатров и наркологов.

    Среди детей, уходящих из дома, можно выделить 2 категории:
    Первая категория – наиболее многочисленная – это дети, чаще всего в возрасте 9-14 лет, из явно неблагополучных семей. Родители с низким уровнем жизни, часто судимы, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, нигде не работают.
    Такие дети выносливы физически, неприхотливы в еде и одежде. Они знакомы с ночными улицами, не боятся крыс, умеют приручать бездомных собак.
    Равнодушны к чужой боли и терпеливы к своей. Они быстро находят общий язык с подвыпившими дяденьками и тетеньками, их не пугает ночевка в подвале или на чердаке, курят, пробовали спиртные напитки.
    Они имеют опыт совершения правонарушения и наказания за свои деяния, многие прошли через комиссию по делам несовершеннолетних, милицию, центр временного содержания несовершеннолетних.
    Им хорошо известно, что стеклотара из-под спиртного представляет определенную ценность, знают много способов «зарабатывания» на жизнь.
    У таких детей уходы из дома часто перерастают в дромоманию («дромос» - от греческого «дорога», «мания» - одержимость, страстное влечение), а безнадзорность трансформируется в беспризорность.
    Дети этой категории имеют низкий образовательный уровень, педагогически запущены, часто имеют отклонения психического здоровья.
    Многие из таких детей испытали на себе жестокое обращение и насилие со стороны взрослых.
    Причины ухода из дома – отсутствие в семье элементарного ухода, заботы о них, полная бесконтрольность
    . Беспризорные дети этой категории выделяются свои внешним видом и поведением.
    Они часто одеты не по сезону, не по размеру, неряшливы. Лица и руки грязные, иногда в темных пятнах от клея и красителей (многие страдают токсикоманией). Для них характерны запахи немытого тела, бытовых химических веществ. Нередко болеют чесоткой и педикулезом. Они не знают чувства сытости, постоянно голодные, очень любят хлеб. Способны сочинить любую историю, чтобы вызвать к себе жалость взрослых. В группе способны совершать разбойные нападения на сверстников: могут снять обувь, одежду, отобрать деньги, ценные вещи. Часто сами становятся жертвами преступлений.
    Вторая категория уходящих из дома детей – это дети в возрасте 13-16 лет из внешне благополучных семей, часто имеющих достаток выше среднего. В таких семьях родители видят свои функции только в том, чтобы одеть, обуть, накормить, дать на карманные расходы.
    Особенности благополучных семей, из которых уходят дети.
    - Часто это дети, имеющие одного родителя, который еще молод и занят устройством своей личной жизни.
    - Это дети, воспитываемые отчимом или мачехой, отношения с которыми не сложились.
    - Дети, имеющие маленьких братьев или сестер от повторного брака родителей.
    - Это могут быть дети родителей, успешно делающих карьеру или занимающие высокие посты и не уделяющих своим детям внимание.
    - Это дети, столкнувшиеся с непониманием и не справедливостью со стороны взрослых, не выдержавшие чрезмерных требований.
    Как правило эти дети общительны, имеют много знакомых, нередко они хорошо учатся либо до определенного времени учились, пока это удавалось им без особых усилий над собой.
    В этой категории детей причины ухода из дома имеют, как правило, глубокую психологическую основу: отвергнутость и ненужность, отсутствие эмоциональной связи с родителями. Часто таким поступком они хотят привлечь к себе внимание.
    И если проблемы не замечают дома, они идут с ними в другое место – на улицу, к друзьям, знакомым, а то и просто к случайным и весьма сомнительным людям. Эти люди впоследствии за свою помощь требуют от них непомерно высокую плату, цена которой судьба и даже жизнь.
    Уходы таких детей из дома – это реакция на просчеты родителей в воспитании.
    Дети из этой категории мало приспособлены к жизни, они изнежены, брезгливы и потому более зависимы от взрослых. Могут первое время ночевать у родственников, знакомых, затем у знакомых знакомых и, наконец, где придется. В результате оказываются на социальном дне – приобщаются к наркотикам и проституции. В поведении проявляется крайний цинизм. Они могут приходить домой, пока нет родителей, чтоб взять деньги или вещи, которые можно реализовать. В собственных родителях видят врагов номер один. Нередки случаи привлечения таких детей к уголовной ответственности за распространение, хранение наркотиков, либо за участие в организованных преступных группах.
    При первом уходе такого ребенка из дома важно правильное поведение родителей, которое на начальном этапе еще может исправить положение, восстановить отношение в семье!

    Не поддавайтесь панике. Для исключения несчастных случаев наведите справки в «Скорой помощи», полиции.
    Внимательно проанализируйте поведение и высказывания ребенка за последнее время. Постарайтесь вспомнить, какие обстоятельства предшествовали его уходу. Выясните, кто видел его и общался с ним.
    Соберите сведения о его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания, по возможности перепроверьте их. Попробуйте выяснить, о чем говорил ваш ребенок, каковы были его намерения, настроение в моменты последних встреч с друзьями, знакомыми.
    Если вы обнаружили местонахождение ребенка, не спешите врываться туда и насильно вытаскивать – результат может быть противоположным ожидаемому. Если он находится там не один – побеседуйте со всеми, попробуйте войти с ними в контакт.
    Вступите в переговоры с ребенком, выслушайте его и попросите выслушать вас. При разговоре будьте предельно откровенны и внимательны. Дайте ребенку выговориться, не прерывайте его, не упрекайте, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес. Если вы действительно виноваты, признайте свои ошибки, попросите прощения.
    Постарайтесь не обсуждать произошедшее и его последствия, обсуждайте лишь пути выхода из сложившейся ситуации и варианты вашей дальнейшей жизни.
    Впоследствии не упрекайте ребенка и сами не возвращайтесь к обсуждению случившегося. Не рассказывайте о произошедшем вашим друзьям, родственникам, соседям. Ведь если ваши отношения с ребенком со временем восстановятся, то в их глазах он надолго останется непутевым.
    Помогите ребенку в восстановлении прерванных связей – с возвращением на учебу, работу и т.п. Делитесь с ним своими планами и заботами. Ребенок воспримет это как оказание доверия. И всегда помните, что ваш ребенок больше, чем вам, никому не нужен.

    Если на улице вы столкнулись с чужим беспризорным ребенком:

    Не проходите мимо, не отворачивайтесь, делая вид, что не замечаете его.
    Попытайтесь заговорить с ним, обратите внимание на его внешний вид, состояние здоровья, попробуйте выяснить, где он живет, кто его родители, почему он оказался на улице, где и с кем в настоящее время обитает, на что существует.
    Постарайтесь помочь этому ребенку. Сообщите о нем в местный орган социальной защиты, специализированные социально-психологические службы.