• Индия тюрбаны краска обычай племя монахи. Тюрбан: рожденный востоком и покоривший мир. Шапка-чалма - что это

    Модный зимний гардероб трудно вообразить без соответствующего теплого головного убора. Из года в год на модных показах дизайнеры диктуют модные тенденции будущего сезона. Мы с радостью подхватываем их и воплощаем в своем повседневном гардеробе. Благодаря любви стилистов и именитых селебрити, шапка-чалма уже несколько сезонов не сдает своих позиций. Как она появилась, почему мы ее так любим и на что обратить внимание при выборе шапки-чалмы? Ответы на эти и другие вопросы ищите ниже.

    Особенности и преимущества модели

    Разнообразные интерпретации восточных предметов гардероба то и дело мелькают в западном глянце.

    Колорит и шик восточных нарядов приходится кстати на торжественных вечерах.

    Но и в повседневном образе не лишним будет использование традиционных восточных элементов.

    Так и чалма, пришедшая с Востока, с легкостью покорила наши сердца.

    История появления

    Чалма - традиционный мужской головной убор восточных мусульманских народов и жителей Индии. В этих странах принято носить чалму поверх тюбитейки.

    Мусульманские законы запрещают мужчинам снимать чалму в присутствии посторонних. С давних времен, по цвету и материалу головного убора можно было определить положение в обществе и место жительства.

    Со временем чалма вошла и в женский гардероб. Красоту восточных женщин отлично подчеркивает головной убор из дорогой ткани и драгоценных камней.

    Чалма у народов Востока и Азии имеет и практическое значение.

    Она защищает голову от палящего солнца, ее можно завязать таким образом, чтобы защитить лицо от ветра и песка.

    В гардеробе европейских модниц чалма появилась со времен египетского похода.

    Мода циклична, поэтому головной убор то появлялся, то вовсе исчезал со сцены. Последние несколько лет чалму активно эксплуатируют дизайнеры и модники по всему миру, и есть основания полагать, что шапка не утратит актуальности еще несколько сезонов.

    Что из себя представляет

    Чалма - по сути, это отрез ткани, обернутый вокруг головы специальным способом.

    Ткани для нее используются самые разные, в зависимости от предпочтений.

    Такой вариант больше подходит в качестве аксессуара в теплую летнюю погоду.

    Для удобства современных западных модниц была придумана шапка, визуально повторяющая форму чалмы. Такое изделие удобнее надевать и снимать при необходимости. Для изготовления шапки-чалмы используются разные ткани, в зависимости от сезонности модели.

    Есть еще одна облегченная разновидность такой шапки - повязка, напоминающая чалму. Более простой вариант для модниц, прикрывающий уши от ветра.

    Отличительные особенности

    От прочих головных уборов, шапку-чалму отличает, прежде всего, узнаваемый восточный стиль. Он отвечает за ее уникальность. Многие современные модные шапки отдаленно напоминают друг друга. Но это не про шапку-чалму: имея восточный колорит и необычную форму, она выгодно выделяется на общем фоне.

    Вторая немаловажная особенность - разнообразие разновидностей: вы можете намотать на голову шарф или платок, а можете надеть готовую шапку или повязку.

    Почему ее выбирают?

    Селебрити, fashion блогеры и просто уличные модники, все они включили шапку-чалму в свои комплекты. Секрет популярности прост: они по достоинству оценили преимущества такой шапки:

    • Практичность - такая шапка не только украсит ваш образ, но и скроет от чужих глаз неудачную прическу или отсутствие укладки;

    • Разнообразие: летние, зимние и демисезонные модели. Наматывайте воздушные платки, или утепляйтесь с помощью шапки крупной вязки - в любом случае вы будете в тренде.

    Благодаря разнообразию фасонов, абсолютно любая девушка и женщина подберет подходящую чалму для себя.Изысканный восточный головной убор украсит как юную модницу, так и элегантную даму старшего возраста.И наконец, шапка-чалма - это просто стильно, красиво и практично, как раз то, что современные женщины ценят в одежде и аксессуарах прежде всего.

    Модные тенденции

    Чалма, как и любой модный аксессуар, от сезона к сезону видоизменяется, в зависимости от предпочтений дизайнеров и стилистов. Изменениям подвергаются фасоны, расцветки, материалы и декор шапки.

    Самые модные фасоны

    Сама по себе, чалма поражает воображение разнообразием моделей. Платок или отрез ткани можно намотать на голову множеством разных способов. Каждый сезон модные тенденции диктуют новые правила в выборе чалмы. В новом сезоне в моде будут:

    • Строгость форм. Выбирайте менее объемные, лаконичные уборы с меньшим количеством линий. Фавориты сезона - шапки и повязки, платки уходят на задний план;

    • Преобладание европейского стиля над восточным. Простота линий, минимум декора, мягкие благородные ткани - все это черты скорее европейского, нежели восточного стиля;

    Популярные материалы

    Модные изменения коснулись и материалов, из которых должна быть изготовлена шапка-чалма. Предпочтение отдается натуральным тканям и волокнам.

    Из ткани

    Фаворитами сезона становятся модели, сшитые из натуральных видов ткани, таких как:

    • Хлопковые. Мягкие и легкие, такие шапки идеально подойдут в качестве летнего аксессуара. Можно хлопковый головной убор носить в межсезонье, а вот зимой и поздней осенью вы рискуете замерзнуть в такой шапочке.

    • Трикотажные. Такую чалму впору носить с осени до весны. Трикотажная ткань допускается как тонкая, так и плотная, крупной вязки. Выбор трикотажа определит принадлежность убора к тому или иному сезону, а также окажет влияние на внешний вид изделия.

    Вязаные

    Выбирайте шапки, связанные самостоятельно, или покупайте уже готовые. Именно вязаные аксессуары чаще всего встречаются на подиуме в последнем сезоне. Пряжа может быть любой, от чистой шерсти до смеси синтетических и натуральных волокон. Последняя, кстати, менее прихотлива в уходе и более износостойкая, благодаря высокотехнологичным волокнам. Выбирайте шапки, связанные в следующих техниках:

    • Английской резинкой,

    • Выпуклой резинкой,

    • Рисовой вязкой,

    • Чулочной вязкой.

    Трендовые расцветки

    В новом сезоне стоит выбирать однотонные шапки насыщенных оттенков. Цвета стоит подбирать, ориентируясь в первую очередь на собственный тип внешности. Среди многообразия расцветок выделяют:

    • Черный и белый цвета - вечная классика, достойно украсят любой комплект и подходят многим красавицам;

    • Серый - новый черный не менее актуален, чем его предшественник. Для более демократичного и мягкого образа подойдет идеально. Серым цветом можно разбавлять также яркие комплекты;

    • Винный цвет, он же бургунди, он же марсала - фаворит последних сезонов. Прекрасен как сольно, так и в сочетании с базовыми цветами и оттенками. Его особенность заключается в том, что правильно подобранный оттенок винного цвета, идет всем без исключения;

    • Изумрудный и цвет бутылочного стекла - два схожих оттенка зеленого, остающиеся любимцами дизайнеров не первый сезон;

    • Пудровые оттенки розового, кремового, персикового - нежные и женственные, украсят зимнюю вязаную шапку;

    • Песочный цвет - давно уже стал базовым благодаря своей способности подстроиться под любой стиль одежды;

    • Смелые модницы оценят яркие цвета: фиолетовый и фуксию. Сочные, насыщенные, они сделают чалму не только функциональным аксессуаром, но и цветовым акцентом образа.

    Модный декор

    Создавая аксессуар для вечернего образа, дизайнеры придумывают для него разнообразный декор.

    Классическим украшением шапки-чалмы можно считать массивную брошь на лбу. Она может быть гладкой или усыпанной камнями.

    Декором может также служить россыпь пайеток, пришитых к ткани, или бусины, украшающие всю поверхность головного убора.

    Пикантности и загадочности добавит своей обладательнице шапка-чалма, украшенная сетчатой вуалью. Поистине необычный вечерний аксессуар.

    Если для своего образа вы выбираете чалму с декором, постарайтесь использовать минимум других украшений. В образе важна умеренность, а такая шапка сама по себе уже яркий акцент, приковывающий всеобщее внимание.

    Как выбрать и кому идет

    Чалма идет всем без исключения, отчасти благодаря разнообразию фасонов. Учимся выбирать модную шапку по форме лица:

    • Обладательницам овальной формы лица несказанно повезло, если вы в их числе, выбирайте любую чалму, на свой вкус. Правда, стоит отказаться от слишком высоких моделей, способных дополнительно вытянуть лицо;

    • Если у вас длинное лицо, откажитесь от узких удлиненных фасонов. Ваша задача - зрительно укоротить форму лица, для этого выбирайте невысокую шапку до бровей с обилием горизонтальных линий. Такой фасон выровняет пропорции;

    • Женщинам с круглым лицом, напротив, нужно визуально вытянуть его форму. Выбирайте удлиненные модели чалмы, имеющие минимумом складок;

    Существует множество способов, как завязать тюрбан. Создание этого головного убора насчитывает десятки (а то и сотни) вариантов, состоящих из базовых основных движений, но каждое придает модели свою изюминку.

    В настоящее время тюрбан (чалма), получил большую популярность у европейских дизайнеров. Они часто используют его, дополняя свои модели этим головным аксессуаром.

    Тюрбан

    В европейскую моду тюрбан вошел в конце восемнадцатого века, время расцвета торговых отношений с Индией. С легкой руки Марии Антуанетте (королеве Франции), этот индийский головной убор становится модным не только во Франции, но и в Великобритании.

    Но свое мировое признание этот аксессуар получил в начале XX века, благодаря известному дизайнеру Полю Пуаре. Этот корифей дизайнерского мастерства не только показал, как красиво завязать тюрбан, но и дополнить его на голове различными украшениями (жемчугом, бижутерией, перьями и т. д.).

    Органично вписать в любой гардероб:

    • вечерние и легкие летние платья;
    • костюмы;
    • меховые накидки для прогулок.

    Несколько затихший спрос на тюрбан (чалму) в конце XX века, вновь вернулся в начале 2000 годов нашего века, сначала на модные подиумы, а после став популярным перекочевал на улицу.

    Что такое тюрбан?

    По своей сущности тюрбан (чалма) – это головной убор (мужской, женский), выполненный из обмотанного вокруг головы отрезка материи. Он был распространен у народов Индии, Аравийского полуострова, в ряде стран Азии и Северной Африки.



    Обычно на изготовление тюрбана уходит 6-8 м материи. Есть отдельные виды, требующие на то, чтобы завязать тюрбан на голове около 20 м, или всего 1,6 - 3 м материала.

    Например, в Индии воины сикхи имели объемные тюрбаны весом до 30 кг. Это обуславливалось необходимостью использовать тюрбан как место, куда складывалось оружие, необходимые в походе предметы быта.

    Как завязать тюрбан на голове?

    Некоторые виды выполнения этого головного убора:

    Турецкий способ

    Традиционный способ завязывания, используемый мусульманками:

    1. Набросьте палантин, делается это подобием капюшона (волосы заранее закрываются тканью).
    2. Кончики скрещиваются на задней части, выводятся вперед.
    3. Два раза скрещиваются спереди, образуя скрещенные петли (2 шт.).
    4. После, убираются (концы) обратно и завязываются.
    5. Длинные кончики можно оставить, короткие – лучше спрятать под конструкцию.

    При упрощенном варианте – центр палантина прикладывается к затылочной части головы, а концы выводятся на лоб и два раза скрещиваются. После, убираются назад, где оформляются по желанию хозяйки.

    Африканский тренд отличается размером

    Это высокий тюрбан, получаемый за счет пышных волос африканских женщин:

    1. Волосы убираются в пучок (конский хвост).
    2. Широким куском материи накрывается голова.
    3. Кончики скрещиваются спереди и отводятся назад.
    4. Перекрестив их, снова выводятся на лицевую сторону.
    5. Перекрещиваются выше первого крестика, убираются на затылок и завязываются.
    6. Все лишние края убираются в складки.

    Высота тюрбана получается за счет первого обхвата ткани вокруг головы, а второго – вокруг самого пучка волос.

    Еще два простых способа завязать тюрбан показаны на видео уроке:

    Но, наверное, самый известный тюрбана, которым пользуется практически каждая женщина – это сделанный вариант из банного полотенца. Такой аксессуар используется женщинами после купания, мытья головы.

    Романтичный тюрбан

    Красиво завязать тюрбан в романтическом стиле можно несколькими способами. Вот некоторые простые варианты.

    Первый:
    • Сделать необходимую ширину материала (сложить).
    • Завести за голову, вывести концы вперед.
    • В центре лба перекрестить кончики, отвести назад и аккуратно связать.
    Второй:
    • Накинуть аксессуар на голову, концы расположить сбоку.
    • Связать узел у виска.
    • Концы скрутить жгутом, свернув их спиралью сформировать подобие цветка.
    • Лишнее спрятать под закрепленный невидимками цветок.

    Эти и другие способы показаны на видео:

    Такие тюрбаны очень изысканно и романтично смотрятся с большими серьгами, дополнительными декоративными украшениями, расположенными сверху материи (броши, цветки, другие элементы декора).

    Чалма

    Очень часто чалма ассоциируется с экзотикой, неотъемлемым атрибутом персонажей восточных сказок. В настоящее время, этот восточный аксессуар, получает все большую популярность во всем мире не только у женщин, но и у мужчин.

    Завязывание мужской чалмы несколько отличается от женского варианта. Есть множество способов, но основные правила практически одинаковы:

    1. Ткань следует выбирать не слишком толстую, примерно около 6 метров длиной.
    2. При длинных волосах следует сделать хорошо закрепленный пучок.
    3. После волосы покрываются основой (паткой), на которую будет накручиваться чалма.
    4. Затем на нее производится завязывание материала, накручиваясь слоями, как показано на рисунке ниже.
    5. Остатки концов прячутся под слоями.

    В итоге получается довольно простой и красивый мужской аксессуар.

    Сделать головной убор чалмой можно, используя платок, шарф. Так же подойдет палантин или кусок красивой ткани. Летом используются легкая ткань, служащая защитой от зноя. В холодное время стоит завязать шарф или платок из более теплого материала.

    Прежде чем приступать к завязыванию аксессуара из платка, его следует сложить в нужную для этого форму. Вот несколько примеров как завязать чалму:



    Волосы можно полностью убирать под ткань, или оставить выпущенными. В любом случае это будет смотреться красиво и стильно.

    Шарф при завязывании можно складывать полоской или жгутом, создавая открытую сверху чалму.

    Используя метод завязывания из шарфа, не стоит опускать чалму слишком низко (полностью закрывать уши). Для элегантного вида достаточно прикрыть только верхний край ушной раковины.

    Как завязать чалму из двух платков?

    Решив завязать чалму более объемной, придать своему образу некую изюминку. Для этого нужно:

    1. Выбрать платки одного узора, но цвет выбирается разных оттенков.
    2. Связать их, используя небольшой узел.
    3. Концы платка перекрестить впереди, а узелок разместить на затылочной части.
    4. После концы заведите назад, и снова перекрестите.
    5. Так продолжается пока не получатся небольшие кончики, которые можно завязать узлом (двойным) спереди.
    6. Остается спрятать остатки под чалму.

    Чалма из двух платков.

    В другом варианте выведенные назад концы скручиваются. Затем выводятся вперед и перекрещиваются, как и в первом варианте (не завязываясь и не перекручиваясь). В последней фазе, заведя назад, завязываются. Кончики убираются под ткань.


    Головной убор в комплекте традиционной народной одежды имеет несколько функций

    - защитную, охранительную, космогоническую, поло-возрастную, статусную, декоративную.
    - Он выражает индивидуальность владельца.
    - Характерным головным убором мужчин средневековья на мусульманском Востоке была чалма
    - которую носили представители всех слоев общества и всех возрастов.

    Чалма являлась также важной деталью одежды исламского духовенства

    - Она стала главным внешним признаком принадлежности мусульман к конфессии
    - Согласно исламским легендам, первым чалму стал носить пророк Адам
    - Историки связывают ее происхождение с древней Аравией
    - в пустынном и жарком климате она защищала головы кочевых семитских племен от ветра и жгучего солнца.

    Будучи включенной в обязательный комплект одежды мусульман, чалма сменила семантику

    - превратившись в знак приверженности к исламу
    - Религиозное значение этого головного убора (араб. амома, имама) было оговорено в хадисе:
    - "Имама воплощает достоинство верующих"
    - Обсуждению правил изготовления и ношения имамы посвящались специальные трактаты исламских правоведов-факихов

    С течением времени семантическое значение чалмы расширилось
    :
    - она стала служить также знаком государственной власти
    - её надевали при вступлении на трон или
    - вхождении в должность
    - включали в комплект почетной одежды.

    С географическим расширением сферы ислама, имама стала обязательной для всех жителей

    - как мусульман, так и покоренных арабами народов
    - хотя вначале она считалась только привилегированным головным убором высшего духовенства
    - В начале XIII в. специальным указом хорезмшаха Мухаммеда II Ала-Ад-Дина
    - правившего с 1200 по 1220 г. Ираном, Азербайджаном, Хорасаном и другими территориями
    - чалма стала обязательным головным убором всех его подданных
    - С тех пор она укоренилась во всех слоях средневекового феодального мусульманского общества Средневосточного региона
    - Без чалмы было недопустимо посещение мечети и могилы, совершение молитвы.
    - Мужание мальчика обозначалось заменой детской шапки на чалму.
    - Снять с головы чалму при встрече с шейхом означало выражение почтения и уважения к духовному лицу (1, с. 17 - 21)
    - Лишение чалмы было позором.

    Цвет чалмы был официально установлен для каждой конфессии
    :
    - белая или чёрная - для мусульман,
    - зелёная (почётная) - для потомков Мухаммеда,
    - синяя - для христиан,
    - жёлтая - для иудеев,
    - красная - для огнепоклонников.

    Разнообразные термины, обозначающие чалму

    - амома, имама, салла, дастор, фута
    - приводятся в письменных источниках Хорасана и Мавераннахра XV - XVI вв
    - причем названия эти определяют её социальную принадлежность:
    --- Амома / имама - так называют преимущественно чалму высшего духовенства - шейхов и имамов (предстоятелей на молитве);
    --- Дастор - парадная чалма, которую надевают в торжественных случаях, это, в основном, чалма феодальной знати и правителей;
    --- Фута - небольшая чалма, которую носят представители народа - ремесленники, торговцы розничным товаром, обычные горожане.

    Чалма считалась сугубо городским головным убором

    - В Хорасане и Маверан-нахре XV - XVI вв.
    - в то время как кочевые народы предпочитали носить войлочные шапки различной формы и декора
    - (за исключением женщин, у которых чалмообразные головные уборы существовали с древности) (2, с. 13 - 17).

    Конструктивно, хорасанская, или среднеазиатская, чалма состоит из 2 частей
    :
    - маленькой конусовидной шапки - токия или кулоха, - высота которой варьировалась в зависимости от моды и длины, и
    - собственно чалмы - длинной ткани, которую накручивают вокруг шапки или кулоха.

    Манера ношения чалмы, ее цвет и размеры указывали на социальный статус человека
    :
    - cветская знать - ханы, султаны, эмиры, придворные - носили чалму средних размеров, намотанную несколькими способами
    - Их чалма делилась на:
    --- парадную - дастор и
    --- повседневную - фута.
    - "Когда Ходже Ахрару доложили о приходе его старшего сына Ходжи Калона...
    - он снял с головы футу и заменил ее дастором, а после ухода сына вновь вместо дастора надел футу"
    (3, с. 74).

    Дастор в первой половине XV в. делалась из

    - тонкой индийской кисеи, шелка или другой дорогой ткани (парчи) белoго цвета и
    - наматывалась на токия или кулох небольшими пышными складками,
    - причем один конец ее сверху был распущен в виде веера
    - Ткань наматывалась вокруг кулоха так, что закрывала его на 2/3.
    - Количество оборотов и пышность зависели от моды и характера личности
    - Султан Хусайн, Темурид, правитель Герата, отличавшийся неряшливостью,
    - "иногда в праздник ходил на молитву в маленьком плоском тюрбане, дурно намотанном на три оборота с воткнутым в него пером цапли" (4, с. 172 - 173),
    - в то время как кази Хорасана - Низамаддин "усердствовал в пышности чалмы и изяществе одежды..., так
    - что самый внимательный взгляд не мог разобраться в складках его чалмы, достигавшей необычайных размеров"
    (5, с. 205 - 206).
    - Современник и учитель Алишера Навои выдающийся философ и поэт Джами
    - духовный наставник гератского общества, признанный суфийский шейх был скромен в быту и личной жизни
    - По словам Васифи, он носил шапочку "ходжа-убайди", вокруг которой была намотана чалма "самых ничтожных размеров".
    - Скромность его одежд даже приводила к курьезным случаям: однажды его приняли за собственного слугу (5, с. 463).

    Дастор второй половины XV в.
    :
    - наматывали "в 4 раза без складок, опуская концы вниз" (4, с. 33)

    Дастор XVI в. в Мавераннахре стала более высокой и аккуратной

    - количество складок увеличилось за счет использования более тонких тканей, преимущественно в полоску
    - а чалму наматывали так, что рисунок ткани образовывал шахматный узор (6, табл. 16, рис. 37,38)
    - Искусство наворачивать чалму было сложным и требовало определенных навыков
    - поэтому существовали специальные слуги - дасторбанды, которые состояли в штате знатных людей.

    Чалма знати украшалась драгоценными камнями и перьями

    - служившими как декором, так и оберегом
    - Особенно ценились перья цапли, являвшиеся также символом власти
    - Такая чалма с эгретом из перьев цапли изображена на портрете Султана Хусайна Байкара
    - работы известного гератского миниатюриста Камолиддина Бехзада
    - Если дастор должен был быть обязательно белым
    - то фута, в повседневном быту знати могла быть цветной
    - Потомки Пророка носили чалму из зеленого шелка
    - Во время траура надевали чалму черного или синего цвета

    Чалму из дорогих тканей (кисеи, шелка, тафты, муслина) дарили в знак особого расположения

    - В письменных источниках часто указывается, что ханом или султаном в знак благосклонности была подарена чалма
    - наряду с другими почетными предметами одежды - халатом и поясом (Язди, Шами, Бабур)
    - Так, Абу Рейхан Беруни получил, по свидетельству Низами Арузи Самарканди, от султана Махмуда
    - среди прочих драгоценных даров парчовую чалму, которая имела статус почетного дара
    - Называли ее дастор-и-касад.

    Чалма высшего духовенства отличалась своими огромными размерами

    - (она значительно превосходила чалму других слоев общества) и
    - обязательно должна была быть ослепительно белой
    - Шейх Сиди Омар ибн ал-Фарид приснился суфию в "огромном тюрбане" (8, с. 208)
    - В раннетемуридский период, судя по данным гератской миниатюрной живописи периода Байсонкура
    - чалма духовенства закручивалась очень пышными складками вокруг простеганного невысокого конусовидного кулоха так
    - что верхняя часть тульи оставалась открытой на 1/3
    - Верхний длинный конец чалмы - алока выпускался справа
    - был обернут вокруг шеи и продергивался слева под нижний виток и опускался на плечо
    - Чалма одевалась так, что часть лба и уши оставались открытыми.

    Чалма входила и в комплект одежды дервиша

    - Белый цвет у суфиев означал ислам, так как он, как и сама имама, был семиотическим признаком конфессиональной принадлежности,
    - и в то же время являлся символом очищения, духовной чистоты (9).
    - В некоторых суфийских орденах Центральной Азии существовал обряд опоясывания - "шадд"
    - который означал посвящение в дервишеское братство
    - Чалма на голове дервиша служила знаком, что он достаточно овладел профессиональными навыками и подготовлен к жизни суфия
    - Чалмы суфиев в зависимости от их принадлежности были цвета ордена, который у каждого был свой.
    - На миниатюрах Герата и Мавераннахра чалма дервиша намотана в два оборота вокруг невысокой шапки
    - По словам Навои, шапка была войлочной, а чалма - из шерсти (1, с. 19).
    - Длина чалмы дервиша должна была быть не меньше 8 метров
    - так как другим ее семантическим значением был саван
    - В случае если смерть застанет путника в пути, ткань чалмы должна была стать саваном
    - Таким образом, чалма не только знак веры, но и постоянное напоминание о смерти, бренности бытия.
    - В XVI в. Самарканде, по данным вакфной грамоты Хусейна Хорезми
    - длина чалмы дервиша была 5 зар и делалась из тафты (3, с. 72)

    Простолюдины носили небольшую чалму

    - из хлопчатобумажной, шерстяной ткани или из бязи разных цветов
    - В XVIII - XIX вв. она могла быть и из тканей в клетку или с другим рисунком.

    Благодаря своей ценности чалма могла служить залогом

    - например, в питейном заведении (Васифи),
    - а также, по меткому замечанию А. Вамбери, - своего рода "несессером"
    - для хранения денег, писем, лекарств или ключей:
    - "Он тотчас вытащил ключ от верхней комнаты из дастора" (5).

    По представлениям древних, строение тела человека символически отражало представления о мироздании

    - согласно которым мир делится на 3 части: верх, низ, середина
    - акцентированные в костюме: головным убором, воротом и поясом
    - Исходя из этих представлений, чалма символизировала также небо (космос)
    - не случайно ее форма была куполовидной.

    Таким образом, в костюме Хорасана и Мавераннахра XV - XVI вв. мужская чалма была полифункциональным и полисемантическим головным убором

    - в котором отражался весь спектр информации о его носителе,
    - его идеологических, нравственных, эстетических, социальных и возрастных особенностях.
    - Художественно-эстетический образ чалмы строился на:
    --- пропорциональном соотношении токии или кулоха и
    --- обернутой вокруг них ткани,
    --- ее ослепляющей белизнe,
    --- формe складок,
    --- ритмe и силуэтe, перекликавшимися с рифлёной поверхностью куполов прекрасных архитектурных сооружений Среднего Востока
    - придавая одеждам мусульман особую красоту и величественность

    Литература

    1. Махмудова М. Мемуарные источники о головных уборах таджиков XV - XVI вв., Изв. АН Респ. Таджикистан, Отд. обществ. наук, 2006, № 2.
    2. Мешкерис В.А. Женские чалмообразные головные уборы на кушанских статуэтках из Согда, Костюм народов Средней Азии.
    3. Мукминова Р.Г. Костюм народов Средней Азии по письменным источникам XVI в., Костюм народов Средней Азии.
    4. Бабур-наме. Записки Бабура. Изд.2-е, дораб. Ташкент, 1993.
    5. Болдырев А.Н. Зайнаддин Васифи (Опыт творческой биографии). Сталинабад, 1957.
    6. Рахимова 3.И. Костюм Бухары и Самарканда XVI - XVII вв. Ташкент, 2005.
    7. Тримингем. Суфийские ордена в исламе. М., 1989.
    8. Горелик М.В. Среднеазиатский мужской костюм на миниатюрах XV - XIX вв., Костюм народов Средней Азии, М., 1979, с. 49 - 69.
    9. Карабаев. Наследие Наджмиддина Кубро и его теория "латоиф"//SАNАТ, 2001, № 4, с. 20 - 21;
    10. Шиммель, Аннемари. Мир исламского мистицизма, пер. с англ. Н.И. Пригариной, А.С. Раппопорта, М., 2000, с. 194 - 205.
    ______________________________________
    Журнал "Sanat", Ташкент, Узбекистан, 2008, # 1
    http://www.sanat.orexca.com/rus/archive/1-08/semcha.shtml
    +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

    Ольга Сухарева "Чалма вообще и чалма по-среднеазиатски"

    Учёным не известно, когда начали носить чалму народы Средней Азии. Древнейшие предки населения основанного не ранее IV века до нашей эры под названием Мараканда на земле нынешнего Самарканда, как сообщал древнегреческий историк Геродот, ходили в высоких войлочных колпаках. В средние века головным убором самаркандцев была уже чалма. Китайский монах Чань-Чунь, побывав в Самарканде (1221 год), сообщал о том, что там "простой народ вместо шапки обёртывает голову куском белого полотна. Таков же головной убор духовенства".

    Как обычный головной убор мужчин чалму носили узбеки (кроме Хорезма), таджики, белуджи, арабы и цыгане-люли. В особенности она была распространена у горожан, хотя далеко не в равной степени в разных районах Средней Азии.

    Бухару можно было считать классическим городом как по обязательности ношения чалмы мужчинами, так и по разнообразию её видов и способов навёртывания. Причина такого явления, несомненно, - особое положение столицы с её придворным бытом, многочисленным служилым сословием и представителями феодальной аристократии. В этой среде создавались более благоприятные условия для дифференциации костюма и разнообразия его форм. Появились даже специалисты по навёртыванию чалмы - дасторбанд.

    Фергана представляла собой картину прямо противоположную; несмотря на то что чалма существовала и там, ферганцы ходили чаще в одной тюбетейке (так же как и уйгуры).

    В дореволюционном Самарканде чалма была обязательна. Показаться на улице без неё решались только очень бедные люди, не заботящиеся уже о своём достоинстве.

    Нередко мужчины, главным образом старики, даже дома зимой оставались в чалме или, снимая выходную, наматывали на голову небольшую домашнюю чалму, заменяя её иногда сложенным в несколько раз квадратным поясным платком (мийонбанд). Так как меховые шапки в Самарканде носили редко, чалма была для многих единственным тёплым головным убором.

    По мнению известного востоковеда Дози, цитируемого Н.Я. Марром, чалма среди всех мусульман считается признаком авторитета и почёта. Такое же значение она имела и в Самарканде. Её повязывали мальчику в первый раз в день обрезания, которое совершалось в возрасте от 5 до 11 лет, а иногда и ещё раньше.

    Повязывание чалмы во время обрезания обрядового значения не имело: она составляла часть полного праздничного костюма. После обрезания у мальчика оказывалась своя собственная чалма. В дальнейшем её повязывали мальчику по торжественным случаям: на годовые праздники, отправляясь в гости и т.п.

    Однако некоторые набожные старики или представители духовенства считали, что надевание на мальчика чалмы при обряде обрезания означало приобщение к исламу. Чалма, по их мнению, необходима для совершения намаза, участвовать в котором мальчик получал право только тогда, когда "его руки станут чистыми", то есть после совершения обрезания. Люди этого круга говорили, что чалма является обязательной частью костюма всякого мусульманина, потому что её носил сам Мухаммад.

    Чалма делилась в основном на 2 вида, которые в Бухаре отличались и по названию:
    - большая - парадная, выходная чалма, обычно белая, называлась дастор (видимо, это был основной таджикский термин, обозначающий чалму), и
    - маленькая чалма - вернее, длинный кусок материи, который мог служить и чалмой, и кушаком, - называлась фута .
    В Самарканде конца XIX - начала ХХ века в быту чалму называли "салла" . Однако в средневековом толковом словаре для этого слова даётся только значение "корзина" , причём сказано, что это "по-тюркски". То же значение имеет термин "салла" в современном таджикском толковом словаре.

    В современном толковом словаре пример употребления термина в значении "чалма" относится только к концу XIX века. Однако это произошло гораздо раньше: чтобы первое значение термина, употребляющегося сейчас многими народами Средней Азии, успело столь широко распространиться, а его первоначальный смысл - полностью забыться, должно пройти немало времени. В современных словарях старое значение даже не указывается.

    Почему на чалму перенесено название, обозначавшее прежде всего корзину, не ясно. Но в этой связи небезынтересно упомянуть, что в Бухаре середины XVIII века чалма, правда, женская, имела плетёный каркас.

    Возможно, впрочем, и другое происхождение термина "салла": его вариант - "саллата" - в новосогдийском языке обозначал "женский головной платок". Может быть, генезис этого термина идёт из согдийского языка? Если два его варианта (салла и саллата) родственны, то можно предположить, что первоначально термин мог означать "плат" - кусок ткани вообще (как термин локи, который в Горном Таджикистане обозначал платок, в Самарканде середины XIX века - женскую чалму).

    Термин "фута" пришёл в Среднюю Азию через арабский язык. По мнению одного из исследователей, он происходит из Индии. Фута - это кусок ткани, предназначенный для обёртывания той или иной части тела - головы, поясницы или для накидывания на голову. В последнем значении оно вошло в русский язык (фата невесты).

    Употребление термина "фута" в Самарканде и Бухаре имеет некоторые отличия: в первом он обозначает прежде всего кушак, который мог использоваться и для чалмы; в Бухаре фута - это маленькая чалма, которая иногда может повязываться как кушак.

    В Самарканде конца XIX - начала ХХ века чалмы различались лишь сортом ткани, способы же наматывания были почти одинаковы. Как общий признак городского способа наматывания в отличие от кишлачного можно отметить большую плотность при укладывании складок чалмы, поэтому она получалась меньших размеров. В селениях же чалма имела несколько бесформенный вид.

    Для чалмы использовались специальные ткани, на выработке которых специализировались ткачи (саллабоф). В Самарканде - одном из главных центров ткачества - это было крупное подразделение ткацкого ремесла, имевшее отдельного аксакала - старшину торгового ряда.

    Больше всего ценились шёлковые чалмы, известные под названием пешаварские ("пешовури" ). Они были двух расцветок - светло-голубые в мельчайшую клеточку, из пряжи белого и голубого цветов, и серые различных оттенков. Реже встречались тёмно-синие. По кромке шли гладкие полосы на первых белого, на вторых - чёрного, на третьих - синего цвета шириной пять сантиметров. Концы чалмы украшались несколькими поперечными полосами. Такие шёлковые чалмы стали изготавливаться в Самарканде в 70-80-х годах XIX века. Их носили богатые люди, покупали их женихам к свадебному костюму, который по обычаю готовила в подарок семья невесты. В повседневной жизни самаркандцы носили чалмы местной выработки из бумажной кустарной или фабричной пряжи, чаще всего голубые и синие, нередко в клеточку. Чалмы очень молодых юношей, особенно из кишлачного населения, были также клетчатыми, но красными. Представители старой интеллигенции и духовенства, а также люди преклонных лет носили чалмы белого цвета, предпочтительно из кисеи (дока), которую местные ткачи ткали из тонкой фабричной пряжи. Концы украшались одной или несколькими красными полосами.

    В Бухаре богатые люди - чиновники, аристократия и сам эмир - носили чалмы из тончайшей индийской кисеи. За лёгкость и невесомость их называли "мисколи" (от персидско-арабоского мискол - "золотник"). Чалмы мальчиков, покупавшиеся ко дню обрезания, нередко были из тончайшего полупрозрачного шёлка (калгай) малинового или жёлтого цвета, изготовлявшегося в Фергане. В Самарканде взрослые мужчины, в том числе женихи, таких чалм не носили.

    Иногда в качестве чалмы жених повязывался высоко ценившимся кашмирским шерстяным кушаком (футайи кашмири), в качестве такового входившим в женский похоронный костюм. В некоторых районах в чалму жениха втыкалась эгретка (ходж) ювелирной работы из позолоченного серебра, украшенная цветными стёклами, камнями и несколькими окрашенными в яркие цвета петушиными пёрышками. Эгретки носили, по-видимому, и в Бухаре.

    Наматывание чалмы производится всегда одинаково, одним и тем же способом. Полосу ткани, скрученную нетугим жгутом, берут в правую руку и начинают наматывать от левого уха, оставляя около него свободно свисающий на плечо конец, так называемый фач . Намотав чалму, фач обычно поднимали вверх и затыкали за складки ткани. Лишь при совершении намаза фач опускали на грудь.


    http://www.luiza-m.narod.ru/smi/ethnic/chalma-sr-azia.htm
    ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

    Юрий Зинин, "Арабская чалма вчера и сегодня"

    Простейшая чалма - несшитый кусок ткани, длинное полотнище материи, наматываемое в виде тюрбана вокруг тюбетейки или кулоха. Чалма была распространена по всему Востоку - от Египта до Индии, особенно у мусульманских народов. Однако она известна здесь с глубокой древности.

    В исламе предметы одежды всегда так или иначе регламентировались. В исторических трактатах отмечается, что одежда человека, начиная с головы, должна соответствовать "мурувве" - древнеарабскому понятию, обозначающему свод таких качеств, как доблесть, порядочность, верность своему племени. Чалме при этом издавна придаётся особое значение в арабо-мусульманском мире, в том числе и среди улемов (от арабского улема - учёный).

    Они ссылаются на хадисы - предания о деяниях и изречениях Пророка Мухаммада, в которых упоминается, что сам Пророк велел одевать чалму; читая проповеди в мечети, одевал чёрную чалму и её конец спускался на плечи . Хадисы расходятся насчёт сведений о точной длине и цвете этой чалмы. В некоторых хадисах упоминается, что длина чалмы пророка составляла 7 локтей, то есть примерно 2,5-3 метра. Рассказывают, что свою любимую чалму Пророк подарил ближайшему сподвижнику - зятю и двоюродному брату Али.

    При основателях багдадского халифата Аббасидах наиболее распространённым стал чёрный цвет чалмы. С тех пор её размер, цвет и форма отражали положение человека в обществе и его вероисповедание. С XIII века христианам было предписано носить голубую чалму, евреям - жёлтую, огнепоклонникам - красную. В случае неожиданной смерти человека его чалму использовали как своего рода саван, в который оборачивали тело.

    Историки сообщают, что в Египте в XV-XVI веках самую большую чалму в стране носил султан. В ней он красовался на приёмах и других торжественных церемониях во дворце, причём, как правило, сидел, ибо пышный и увесистый головой убор мешал движению. Во время выходов к народу верховный правитель носил другую, значительно облегчённую чалму. У эмиров и визиров она была поскромнее, чем у монарха, но знать успешно соревновалась между собой в красоте уборов. Чиновники, военные, полицейские носили чалмы попроще, в зависимости от своего положения. Горе было тщеславному моднику, чью голову венчала чалма, не соответствовавшая его рангу: такого выскочку могли избить палками.

    Востоковед и языковед, академик Н.Я. Марр утверждал, что в мире существовало не менее 1000 (!) способов повязывания чалмы . В современном арабском мире форма, цвет, манеры ношения чалмы тоже весьма разнообразны. У неё различное число складок, узел впереди или сзади, конец свешивается сбоку или на спину и т.д. Все эти нюансы так или иначе свидетельствуют о профессии, возрасте и месте проживания владельца чалмы.

    В средние века любимым цветком у правящей знати в Турции и Иране был тюльпан, и его часто носили в складках чалмы. У тюрков тюрбаном (слово персидского происхождения) называют чалму. Европейцы приняли название чалмы - "тюрбан" за название цветка семейства лилейных, так оно и вошло во все европейские языки, в том числе через французский - в русский.

    В странах Персидского залива чалма больше всего распространена в Омане. В Судане всё население предпочитает белую чалму. Помимо чалмы-имамы в странах Аравийского полуострова носят кашаду - это вид чалмы, сделанной из тонкого разукрашенного золотыми узорами шёлка. Её повязывают поверх небольшой шапочки фина или иракия, как правило, люди среднего или пожилого возраста.

    В Ираке есть семь различных способов накручивания чалмы, которые отличаются количеством складок, их формой, каждая имеет свое название: гарувия, шабляувия и т.д. Цвет чалмы может определять принадлежность её хозяина к тому или иному курдскому племени. При этом чалму в красную клетку преимущественно носят на севере, а в чёрную - жители юга страны.

    Многообразие этих головных уборов можно наблюдать в священных иракских городах Неджефе и Кербеле. В дни мусульманских праздников здесь у главных мечетей бурлит красочно и нарядно одетая толпа местных жителей, воспитанников религиозных школ, паломников из различных районов Ирака и других мусульманских стран.

    Способ повязывания и цвет чалмы отличает приезжих из Индии, Афганистана и Пакистана, из Африки. Например, у индийских мусульман конец чалмы спадает на грудь. Сегодня зелёные или чёрные чалмы в арабском мире носят, как правило, прямые потомки Пророка Мухаммада.

    В толпе снуют мальчуганы с повязками на головах. Это обычно дети священнослужителей. Раньше первое облачение в чалму рассматривалось как важное событие в жизни ребенка-мусульманина. По этому случаю приглашали гостей и устраивали угощение. Сейчас церемония упростилась: чалму просто повязывают в мечети.

    В Египте и других арабских странах чалма - обязательный атрибут воспитанников религиозных учебных заведений и служителей культа. Египетские феллахи между складками чалмы часто прячут деньги и поэтому когда собираются что-нибудь купить, долго и тщательно разворачивают свой головной убор, чтобы не растерять монеты.

    Пользуются известностью чалмы, изготовляемые из тонкой шерсти в египетском городе Асьюте. На Аравийском полуострове этот платок называют гутрой. Традиционная гутра обычно треугольной формы размером сторон от 90 до 100 сантиметров. Сегодня в магазинах ОАЭ можно встретить целую гамму этих платков - по крайней мере, 20-25 различных видов. Они отличаются не только материалом и качеством нити, но и узором и рисунком. Некоторые предпочитают платок гладкий, другие - с широким бордюром по краям, третьи настаивают на разнообразном, неповторимом рисунке гутры с кисточками, которые свисают по краям.

    По словам одного из производителей этих платков в Эмиратах Хусейна Абу Халика, сегодня на рынке большой спрос на гутру, и "мы каждый месяц обновляем номенклатуру этого товара". Конкуренция большая, и поэтому успех зависит от умения как можно полнее удовлетворить вкусы приверженцев этого головного убора.

    В Марокко, Мавритании, на западе Алжира кочевники ряда племён носят тюрбан, окрашенный в яркий цвет индиго.

    Но самая колоритная чалма сегодня, несомненно, у туарегов - народности, живущей в самом центре Сахары, на юге Алжира и в сопредельных с ним странах. В развернутом виде длина её полотнища достигает пяти-шести метров. На местном наречии чалму называют тагельмуст. Сахарские жители закрывают ею не только голову, но и шею, и плечи, оставляя узкие щели для глаз.

    Чалма не только защищает туарега от изнуряющего солнца, пыли и жестоких песчаных бурь. Она - символ храбрости и мужества предков. Ещё в начале ХХ века туареги - вольные жители сахарских просторов в своих устрашающих тагельмустах, похожих на маски современного ОМОНА, на верблюдах, вооружённые мечами и кожаными щитами, совершали лихие набеги на караванные пути.

    Сегодня орнаментированные туарегские мечи, сработанные ремесленниками, можно купить в местной сувенирной лавке, верховые верблюды мирно щиплют пустынную колючку возле шатров кочевников, но тагельмуст по-прежнему носят все взрослые туареги.

    По местному поверью, сообщил мне знакомый туарег, этот головной убор оберегает "от сглаза и злого духа". Поэтому туареги не расстаются с ним на улице и даже дома, в кругу семьи. Зато туарегские женщины, в отличие от других мусульманок Алжира, ходят с непокрытой головой.

    Отдавая дань традиции, некоторые лидеры арабских стран для своих встреч с народом и в поездках по стране облачаются в национальной костюм с традиционной чалмой.

    В последние годы в странах Запада, в частности в США, замечена тенденция воспринимать чалму как символ экстремизма.

    Для арабов же чалма остаётся элементом костюма, больше всего воспетым поэтами, в том числе одним из классиков - бедуинским лириком Имру аль-Кайсом, жившим на Аравийском полуострове в VII веке. "Она защищает араба от непогоды, прикрывает его голову от ударов в бою, служит знаменем в сражении и поясом во время долгих кочевий и, кроме того, увеличивает рост мужчины, - писал поэт. - Настоящего араба, жителя пустыни нельзя представить себе без чалмы."

    В наши дни арабская чалма в повседневной жизни всё больше сочетается с пиджаком европейского покроя, джинсами, клетчатой рубашкой или пальто в прохладное время года. Так что чалма - простой кусок ткани, обёрнутый вокруг головы, пережив все превратности моды, нашла своё место и в современном мире. И, похоже, надолго.
    _______________________________________
    газета «Татарский мир» №5 (2005)

    Тюрбан - это предмет одежды, который вызывает массу вопросов и рождает уйму легенд. Зачем их носят? Какой смысл они несут? Можно ли спать в тюрбане? Об этом и многом другом рассказал Рупиндер Сингх, основатель блога American Turban.

    1. Зачем нужен тюрбан?

    В некоторых культурах тюрбан является модным аксессуаром, в то время как для сикхов он - воплощение веры. В период становления сикхизма (15-18 век), тюрбаны носили только представители высокого класса и элита общества. Но одно из основных учений сикхизма заключается в том, что все люди равны. Нет тех, кто выше или ниже нас. Именно поэтому был выпущен указ о том, что все сикхи должны покрывать голову тюрбаном в знак своей веры, тем самым демонстрируя равенство всех людей.

    Кроме того, сикхи должны покрывать голову, находясь на людях или во время молебна. Тем самым тюрбан носит еще одно функциональное значение.

    Сикхам не положено стричь волосы в знак принятия воли Божьей. Это касается любых частей тела. Поэтому олосы у сикхов длинные (это касается и мужчин и женщин). Под тюрбаном скрывается аккуратный пучок из волос, который является в современном мире, как известно, настоящим трендом.

    2. Женщины тоже носят тюрбаны?

    У сикхов принято, что тюрбаны носят мужчины, а женщины покрывают голову длинным шарфом, который называется «чунни» или «дупатта». Но при этом некоторым женщинам больше нравится покрывать голову тюрбаном.

    3. У меня есть друг-сикх, и он не носит тюрбан. Почему?

    В любой группе бывают исключения. Многие последователи веры не носят тюрбаны и стригут волосы, но при этом они идентифицируют себя с верой.

    4. А цвета тюрбанов имеют какое-то значение?

    Цвет тюрбана не несет какое-либо религиозное значение. Человек может носить чалму любого цвета. Это может быть белый, синий, зеленый, оранжевый. А вот красный тюрбан традиционно надевают на сикхскую свадьбу.

    Что касается меня, то в часть моей утренней рутины входит выбор цвета тюрбана. Я всегда стараюсь сочетать его с рубашкой, пиджаком, брюками и обувью. У меня больше 20 тюрбанов разных оттенков. Например, чалма в розовых тонах окрасит даже самый хмурый день. Я уверен, на моих коллег он тоже воздействует позитивным образом.

    5. Тюрбан одевается, как шапка?

    Тюрбан не похож на шапку. Это длинный отрезок хлопковой ткани. Длина его составляет около 6 метров, а ширина – 2. Но параметры тюрбана, естественно, могут разниться.

    Каждый день я завязываю тюрбан по новой. Я складываю ткань в несколько раз и начинаю аккуратно обматывать ею голову. Получается порядка 4 оборотов. Это занимает около 5 минут.

    6. Сколько видов тюрбанов существует?

    Существуют совершенно разные виды тюрбанов, которые носят люди. Например. «думалла» - это крупный, круглый тюрбан. Парна – небольшой тюрбан из тонкой ткани с принтом (например, в клетку).

    Мне больше нравится «пагхри» или «пагх». Это тюрбан угловатой формы. Но даже в этом отдельном виде тюрбана имеются различия. Например, африканские сикхи повяжут пагхри плотно, и он будет иметь небольшие размеры. А индийские сикхи повяжут его свободно, и он, соответственно, будет выглядеть объемнее.

    7. Где вы покупаете тюрбаны?

    Лично я покупаю тюрбаны в магазинах тканей, в интернет-магазинах или на различных сикхских ярмарках и фестивалях. Стоимость разнится в зависимости от типа ткани или принта и составляет порядка 3-10 долларов за метр ткани. Что касается ухода за тюрбаном, многие люди стирают его вручную. Я же делаю это в стиральной машине на деликатном режиме.

    8. А вы не рождаетесь с тюрбаном на голове?

    Нет, но моя мама была бы счастлива.

    Существует церемония, когда мы отмечаем тот день, когда ребенок повязывает свой первый тюрбан. Эта церемония называется «дастаар банди». Мне тогда было 4 года, и в те времена считалось, что я преуспел в этом деле.

    9. Вы носите его, когда спите или принимаете душ?

    Нет. Сикхи покрывают голову, когда находятся на людях. Поэтому я не сплю в нем и не принимаю душ. Тем более, он легко может промокнуть.

    Кроме того, вода может испортить тюрбан. Поэтому мы стараемся не попадать под дождь.

    Признаюсь вам, что мой тюрбан является потрясающей подушкой, когда я летаю в самолете.

    10. Я могу потрогать ваш тюрбан?

    Хороший вопрос. Я даже не знаю, можете ли.

    Лично для меня это волнительный вопрос. В детстве в школе меня часто дразнили из-за тюрбана. Меня, как маленького мальчика, это очень обижало.

    Сейчас меня часто спрашивают, можно ли потрогать тюрбан. Это религиозный предмет, выражающий мою веру. Это нечто священное, почитаемое сикхами. Поэтому нас обижает, когда кто-то пытается без разрешения дотронуться до тюрбанов. Но, конечно, если человек вежливо спросит об этом, я позволю это сделать.

    11. Жарко ли в тюрбане?

    Многие ошибочно считают, что в тюрбане неудобно в жаркий день. На самом деле, чалма – обычный предмет одежды в жарких странах. Он хорошо защищает от солнца и УФ-лучей. Естественно, если на улице жарко, то человеку будет жарко, не важно, в тюрбане он или нет.

    Перевод и адаптация: Маркетиум

    о чалме-тюрбане, как модном тренде в начале моего блога.

    Полезла я искать этимологию слов.

    Кто-то пишет, что это синонимы, кто-то пишет, что это разные вещи. Давайте разбираться.

    ТЮРБАН

    (перс . dulbend — головная повязка ). Головной убор восточных народов , который для всех должностных лиц был заменен фескою .

    Словарь иностранных слов , вошедших в состав русского языка .- Чудинов А .Н ., 1910 .

    на Востоке головной убор в виде навернутого на голову куска белой материи .

    Полный словарь иностранных слов , вошедших в употребление в русском языке .- Попов М ., 1907 .

    Итак, т юрбан - слово «тюрбан» пришло в французский turban из турецкого tlbend, куда оно попало из персидского dulbend и означает «ткань из крапивы». Тюрбан - это мужской и женский головной убор, который представляет собой многократно обернутое вокруг головы полотнище ткани; распространенный среди ряда народов Северной Африки, Аравийского полуострова, Индии и Азии. Для его изготовления обычно требуется 6-8 метров ткани, но на некоторые виды тюрбанов уходит до 20 метров материи. Делают этот головной убор, как правило, из дорогих тканей (парчи, бархата, индийской кисеи с золотыми принтами, кашемировых шалей), украшают брошами и жемчугом.

    Самые распространенные тюрбаны в Индии. Изначально он создавался, чтобы держать голову в прохладе, защититься от палящего солнца. большое количество ткани замачивали на ночь в воде, и оборачивали вокруг головы. Оставаясь весь день влажным, он давал своему носителю прохладу.

    В индии тюрбан показывает статус хозяина. По форме тюрбана можно определить не только штат, но и деревню человека!

    Индийские воины Ниханги имеют тюрбаны, достигающие 30 кг веса и имеющие большие размеры из-за своего содержимого. Они традиционно скручиваются из тёмно-синей ткани и украшены серебристыми знаками сикхов. Изначально ниханги складывали в тюрбан своё вооружение, и вещи, которые им могут понадобиться в походе. Сейчас тюрбаны нихангов имеют преимущественно декоративное или ритуальное значение. Очень много интересного можно пистаь, елис капнуть дальше. Но не уверена, что всем это будет интересно, т.к. далеко от моды. Скорее история тюрбана.

    Многие воины используют тюрбан, как шлем, как защиту от пыли. На его сборку уходит до 2 часов




    Многие мужчины в Индии в наши дни носят тюрбан, это часть их одежды. Особенно красивые свдабеные тюрбаны. Недавно в новостях, я видела сюжет, что индийский студент, переступил через свои принципы, и снял свой тюрбан (который нельзя снимать на людях по его религии), чтобы спасти жизнь ребенку, остановил кровотечение этим большим количеством ткани. Вот такой поступок, достойный уважения!

    Чалма - ее часто путают с тюрбаном, но в отличие от него у чалмы непрямой нижний край. Это кусок длинной ткани, замысловато обмотанный вокруг головы, но, как правило, чалма меньше тюрбана. Чалму изначально носили только мужчины.

    Чалма

    (тюрк . )

    1 . Мужской головной убор , выполненный из длинного узкого полотнища ткани , обернутой вокруг головы ; носят обычно поверх фески или тюбетейки . В прошлом была распространена среди исповедующих ислам народов Северной Африки , Передней , Южной и Средней Азии и др . Чалму в Индии и Пакистане носят без дополнительного головного убора . У разных народов чалма отличается по цвету , размерам , величине , по способу обертывания вокруг головы и по качеству ткани . Эти различия указывают не только на национальную , но и социальную принадлежность владельца (например , зеленую чалму носят лица , считавшиеся потомками пророка , или люди побывавшие в Мекке ; белую чалму — все остальные мусульмане ).

    2 . Современный женский драпированный головной убор . В результате драпировки линия нижнего края чалмы спереди приподнята над лбом , а с боков находит на уши .

    3 . Разновидность миткали , характеризуется разреженной структурой , легкая (45 —80 г /м 2 ).

    (Терминологический словарь одежды . Орленко Л .В ., 1996 )

    (тюрк . ) — у народов мусульманского Востока традиционный мужской головной убор в виде полотнища легкой ткани , многократно обмотанного вокруг головы , обычно поверх шапки , фески или тюбетейки . Форма и цвет чалмы указывает на этническую , социальную , культовую принадлежность владельца . Существует около тысячи видов этого убора в зависимости от длины ткани , цвета , способа наматывания . В прошлом чалма считалась обязательной для мусульманина , так как ее носил сам Мухаммед .

    (Энциклопедия моды . Андреева Р ., 1997 )

    Востоковеды гвоорят, что было не менее тысячи видов и способов ношения чалмы

    В средние века у знати был любимый цветок — тюльпан, это прослеживается во многих строениях и трактатах. Его носили с собой для удачи между складками чалмы.

    На Аравийском полуострове больше всего приверженцев чалмы - в Омане. А местные имамы и пожилые люди предпочитают кашаду - вид чалмы из тонкого шёлка с золотистыми узорами, которую повязывают поверх небольшой шапочки. В современном мире чёрную или зелёную чалму носят прямые потомки Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).

    Cемь способов завязывания чалмы существует в Ираке . Отличие - в числе и форме складок, каждая из которых имеет название: шабляувия, гарувия и другие. По цвету головного убора можно определить принадлежность её обладателя к тому или иному племени, а также части страны. По манере завязывать чалму приезжие мусульмане из Индии, Афганистана. Пакистана и Африки отличаются от коренных иранцев. Например, у индийских мусульман конец чалмы свисает на грудь.

    Способ ношения чалмы отличает приезжих из Индии, Афганистана, Ирана и Африки. Также отличаются ноешние по цвету в зависимости от страны и религии. Но елис Вам захочется, можно углубиться дальше в Восток, там еще много инетересного. Етсь еще различные виды чалмы. И они существуют по сей день.

    ВОсточные головные уборы, как я уже писала, волнами входили в моду. Эта волна длиться с 2011 года. Звезды появлялиьс на ковровых дорожках в тюрбанах и чалмах, затейливо украшали себя.

    Вот какие я нашла способы повязывания тюрбана и чалмы.

    Если вы выбираете этот (аутентичный), способ завязывания тюрбана, будьте готовы ощутить и опробовать на себе восточную культуру. Вам необходимо взять достаточно длинную полосу ткани (практически любая ткань, от тончайшего шелка до теплой шерсти). Один конец берите в зубы, второй при этом протягивайте по диагонали. Это нужно для того, чтобы у вас была возможность свободно действовать руками. Обматывайте ткань вокруг головы постепенно под углом, закрывая открытые места. Вы должны продолжать процедуру до тех пор, пока от всего куска ткани не останется лишь маленький кончик. Этот конец аккуратно заправьте в тюрбан. Если у вас есть желание, то можете закрепить его небольшим аксессуаром. Размер получившейся вещи зависит от величины и толщины ткани. Но стоит помнить, что настоящий восточный тюрбан всегда довольно объемный.

    Данный метод намного проще предыдущего. Возьмите шарф. Он должен быть таким, чтобы свободно мог покрыть вашу голову. Теперь перекиньте один конец через другой на затылке. Завяжите их спереди на лбу надежным узлом. Затем один конец заверните в петлю, и пропустите через незатянутый узел. А второй конец, в свою очередь, проденьте в петлю. Аккуратно, не слишком сильно потяните за концы шарфа. Так вы затяните полученную конструкцию. Уберите концы под материю. Вторым этапом будет единичный повтор первых шагов описанной процедуры, но при этом вместо узла просто перекрестите концы шарфа на лбу. Дальше осталось сделать петлю и пропустить сквозь нее второй конец шарфа, с помощью чего образуется вторая петля. Не забудьте довольно крепко затянуть петли, иначе конструкция развалится. Все концы прячьте под сборки ткани. Используя выше описанные способы, вы получите правильно, а главное красиво завязанный тюрбан.

    Как завязать чалму

    В настоящее время мало кто станет надевать чалму, состоящую из многометрового куска ткани. Но если завязать особым образом длинный платок, чтобы он напоминал этот восточный головной убор, то может получиться очень красиво.

    Для чалмы возьмите длинный шарф из тонкой материи. Покройте им голову, чтобы свисающие концы были одного размера. Теперь скрестите их на затылке, а потом завяжите на лбу.

    Чтобы сделать на лбу украшение из складок, возьмите один конец и сложите его в петлю. Затем эту петлю подверните внутрь под узел и вытяните сверху. Теперь протяните через петлю второй конец шарфа. Заправьте остатки ткани, чтобы концы не свисали. Затягивайте все петли и узлы как можно туже.

    Чтобы руки не затекали, можно попросить кого-нибудь помочь вам справиться с экзотическим головным убором. Носить чалму можно с африканскими косичками или дредами, это выглядит очень эффектно.

    Но я думаю схематично будет более понятно