Методическая разработка "математика в стихах". Математическое развлечение для детей средней группы Математические загадки о школе для дошкольников
Развитие знаний в сфере математики очень актуально в наше время. Именно поэтому, начиная с детского сада, необходимо обучать малышей азам этой науки. Различные математические ребусы, кроссворды, загадки помогут воспитателям привить ребятам необходимые знания.
Математические загадки для детей дошкольного возраста
Малышам еще недоступны сложные для них будут различные на которые придется изрядно поразмыслить. В основе таких загадок лежат количественные, временные, пространственные характеристики.
Математические загадки с ответами
- "Два конца, столько же колец, а между ними гвоздик". Всем известно, что это ножницы.
- "Четыре друга под общей крышей ютятся". В данной загадке говорится о столе.
- "Пятеро друзей в общем доме живут". Это варежка.
- "Грустит Антошка на одной ножке. Как солнышко встанет, в ту сторону он и смотрит". Здесь речь идет о подсолнухе
- "Ног не имею, а иду, языка нет, а говорю: когда ложиться в кровать, а когда с нее вставать". Эта
- "Лежит дед, на нем сто шуб надето, а кто его раздевать начинает, тот слезы льет". Конечно же, это лук.
Шуточные загадки
Это нравится дошкольникам больше всего. Для того чтобы найти ответ на подобные задачки, нужно проявить смекалку.
Вот некоторые шуточные математические загадки с ответами, которые подойдут для старших дошколят:
- "Я плюс ты, да еще мы с тобой. Сколько получается?" Ребенок должен ответить "двое".
- "Как при помощи единственной палочки показать на столе треугольник?" Правильный ответ - положить ее на угол стола, чтобы образовалось три угла.
- "Сколько концов имеет одна палка? А две палки? А две с половиной?" Здесь нужно ответить 6.
- "На столе находятся три палочки, рядом друг с другом. Как сделать так, чтобы палочка, которая лежала посередине, была с краю, не прикасаясь к другой?" Переместить крайнюю - вот что должен ответить малыш.
- "Три лошади проскакали пять километров. По сколько километров проскакала каждая из лошадей?" Конечно же, по 5 километров каждая.
И многие другие математические загадки для дошкольников. Их существует огромное количество. Шуточные математические загадки для дошкольников используются для того, чтобы активизировать умственную деятельность и научить выделять главное между двумя или несколькими предметами. Применять такие загадки следует в процессе групповых бесед, наблюдений на прогулках. Главное, чтобы они соответствовали теме беседы или наблюдения.
Особенности восприятия шуточных загадок старшими дошкольниками
С 5 до 7 лет дети уже хорошо умеют шутить и понимать шутки других. Ребята этого возраста смогут ответить правильно на такую шуточную загадку, с тем условием, что они ее поняли. Если чувство юмора развито слабо, то ребенок будет решать задачу методом простых подсчетов. И ответ будет неверен. Ответы на такие загадки необходимо объяснить всей группе наглядными методами.
Подобные задачи подойдут как разминка перед математическими занятиями. Это способствует хорошему развитию умственных операций. Предложенные математические загадки с ответами можно использовать и в ходе занятия, для того чтобы уточнить понятие о каком-либо числе.
Также можно использовать шуточные загадки при переходе от одного вида деятельности к другому, чтобы дать ребятам немного отвлечься и отдохнуть.
Математические загадки на логику
Это очень полезная гимнастика для ума. Достаточно сложными являются логические математические загадки - с ответами на них придется немало подумать. Вот некоторые из них:
- У Миши был большой, но кислый апельсин. А Витя ел большой, но сладкий. Что в апельсинах похоже, а что их отличает друг от друга? Схожи они тем, что оба большие, а различие в том, что один оказался вкусным, а второй - кислым.
- Подружки Вера и Настя разглядывали иллюстрации. У одной из них в руках была книга, а у второй - журнал. Где разглядывала картинки Настя, если у Веры в руках был не журнал? Конечно же, в журнале.
- Вася и Петя решили порисовать. Машину и трактор. Что было на картине у Васи, если Петя не хотел рисовать трактор? Конечно же, Вася рисовал машину.
- Кристина, Витя и Слава жили в разноэтажных домах. Два из них были трехэтажными, один - двухэтажным. Кристина и Славик проживали не в одинаковых домах, Слава и Витя так же. Кто в каком доме жил? Эта задачка уже посложнее. Правильным будет ответ: Слава жил в двухэтажном доме, а Кристина и Витя - в трехэтажных.
- Женя, Миша и Андрей любили заниматься чтением книг. Один интересовался машинами, другой - историями о войне, третий - о спорте. Кто о чем читал, если Женя не читал о войне и о спорте, а Миша не читал о спорте? Сложная на имеет достаточно простой ответ. Так как Женя не трогал книги про войну и спорт, значит, читал он о путешествиях. Миша не читал книгу о спорте, значит, он выбрал книгу о войне. Про Андрея информации нет, но методом исключения мы решаем, что ему достается книга о машинах. Все просто.
- Вера, Маша и Олеся любили вышивать. Одна — сердечки, другая — домики, третья — узоры. Кто что вышивал, если Вера не вышивала сердечки и домики, а Маша не любила сердечки? Тоже довольно сложная задачка. Вера вышивала узоры, Маша - домики, Олеся - сердечки.
Ксения Мясникова
«Математические загадки». Конспект занятия по математике в средней группе
Конспект мероприятия по математике в средней группе .
Тема : «Математические загадки » .
Программное содержание : продолжать формировать умение решать логические задачи, считать в пределах 5. Сравнивать предметы контрастные и одинаковые по высоте, употреблять в речи результаты сравнения; закреплять знания о геометрических фигурах : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Уметь различать правую и левую руку; раскладывать счётный материал ; ориентироваться на листе бумаги; развивать внимание.
Демонстрационный материал :
1) Иллюстрации : морковки, грибы, зайцы, мишки.
2) Картинки цветов – 8 штук с загадками .
3) Матрёшки разного размера – 10 штук.
4) Пирамидки разной высоты – 5 штук.
5) Круги разной величины.
6) Геометрические фигуры.
Раздаточный материал :
1) Пеналы с геометрическими фигурами.
2) Полоски.
3) Карандаши.
4) Листки бумаги квадратной формы.
Ход мероприятия.
Дети, сегодня я приглашаю вас в путешествие по стране «Математика » . Вы хотите там побывать? (ответы детей) . Эта страна состоит из небольших островов, на каждом есть свои сказочные обитатели – волшебники. Им очень нравиться загадывать гостям загадки , задавать вопросы.
Я думаю, что вы все любите математику и это путешествие будет для вас интересным. Сейчас мы сядем в поезд (дети встают друг за другом) и поедем. (С песней «Мы едем, едем, едем…» дети двигаются по группе ).
1. – Мы приехали на остров «Загадок » .
Дети находят цветы, на лепестках которых написаны загадки :
Сколько хвостов у собаки? (1) .
Сколько рогов у коровы? (2) .
Сколько лап у кошки? (4) .
Сколько ног у птицы? (2) .
Сколько огней у светофора? (3) .
Сколько солнышек на небе? (1) .
У него – два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами. (Велосипед) .
Сколько колёс у велосипеда? (2) .
Молодцы, дети! С загадками вы справились , теперь едем дальше.
2. – Мы приехали на остров игры. Что вы видите? (матрёшек) . Какого размера матрёшки? (большие, поменьше, маленькие, одинакового размера) .
Игра «Большой, поменьше, маленький» .
a) Предлагаю поставить пирамидки по величине (дети выполняют) .
б) Обращаю внимание на круги. Предлагаю положить круги большего к меньшему.
С этими заданиями вы тоже справились. Молодцы! Едем дальше.
3. Приехали на остров «Геометрических фигур» . Попасть мы на него сможем, если отгадаем загадку .
a) Под крышей четыре ножки, а на крыше – суп да ложки. (стол) .
Какую форму имеет стол?
Сколько вы видите столов? (считают) .
- Загадку отгадали , молодцы. Садитесь за столы.
б) Назовите геометрические фигуры. (дети называют и рассказывают о фигурах) .
в) Покажите
(дети выполняют работу) .
г) Положите на полоску столько треугольников, сколько на полотне морковок.
Положите три круга на полоску.
Положите столько квадратов, сколько зайцев на полотне.
Положите четыре прямоугольника.
4. Физкультминутка «Буратино» .
Движения по тексту :
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл –
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
5. Игра «Помоги Буратино нарисовать картинку» .
Буратино просит нарисовать картинку, а какую он сейчас расскажет.
Задание детям :
Нарисовать облако в левом верхнем углу листка.
В правом верхнем углу нарисовать солнце.
В левом нижнем углу нарисовать ёлочку.
В правом нижнем углу нарисовать домик.
Предложить листы квадратной формы и карандаши.
Дети выполняют работу.
Молодцы, дети! Вы выполнили все задания и теперь нам пора заканчивать путешествие.
Понравилось вам путешествие?
А что понравилось?
Какие три числа при сложении и умножении дают
один результат?
(1 + 2 + 3 = 6, 1 * 2 * 3 = 6
)
* * *
Больше часа, меньше минуты.
(секунда)
* * *
В парке 8 скамеек. Три покрасили.
Сколько скамеек стало в парке?
(восемь)
* * *
Какой знак нужно поставить между 6 и 7, чтобы результат оказался меньше 7 и больше 6?
(запятую)
* * *
В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка, напротив каждой кошки - 3 кошки.
Сколько кошек находилось в комнате?
(4 кошки)
* * *
Как 2 литра молока поместить в литровую банку?
(получить
творог)
* * *
Шли муж с женой, брат с сестрой да муж с
шурином.
Сколько всего человек?
(три
человека)
* * *
На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол.
Сколько яблок осталось на столе?
(4 яблока)
* * *
На столе лежит 100 листов бумаги.
За каждые 10 секунд можно посчитать 10 листов.
Сколько секунд понадобится, чтобы посчитать 80 листов?
(20)
* * *
На столе лежат линейка, карандаш, циркуль,
резинка.
На листе бумаги нужно начертить окружность.
С чего начать?
(с листа
бумаги)
* * *
В каком числе цифр столько, сколько букв в его названии?
(100 - сто, 1000000 - миллион)
* * *
Горело 7 свечей. 2 свечи погасили.
Сколько свечей осталось?
(7 свечей)
* * *
Сколько различных цифр надо использовать, чтобы написать число 100?
(две - 0
и 1)
* * *
В каком случае число 1322 меньше 622?
(года до нашей эры)
* * *
В каком слове 3 буквы л и три буквы п?
(параллелепипед)
* * *
Пара лошадей пробежала 40 км.
По сколько километров пробежала каждая лошадь?
(40 км)
* * *
Сколько земли содержит яма диаметром 3 метра и глубиной 3 метра?
(нисколько, ямы пустые)
* * *
Какими нотами можно измерить расстояние?
(ми-ля-ми)
* * *
В комнате было 12 цыплят, 3 кролика, 5 щенят, 2 кошки, 1
петух и 2 курицы.
В комнату вошёл хозяин с собакой.
Сколько в комнате стало
ног?
(две, у животных нет ног)
* * *
Было два отца и два сына. И всего три яблока. Каждый съел по
яблоку.
Как такое возможно?
(сын, отец, дедушка)
* * *
У меня нет веса, но я бываю лёгкой, бываю тяжёлой.
Кто я?
(музыка)
* * *
В люстре горело пять лампочек. Две из них погасли.
Сколько лампочек осталось в люстре?
(осталось 5)
* * *
Суммарный возраст отца и сына - 66 лет.
Возраст отца - это
возраст сына, записанный справа налево.
Сколько лет каждому?
(51 и 15, 42 и 24, 60 и 06)
* * *
Электровоз идёт на запад со скоростью 90 км/ч.
Дует восточный
ветер, скорость ветра 10 км/ч.
В каком направлении идёт дым?
(у электровоза нет дыма)
* * *
Пять пломбиров пять ребят
Ровно в пять минут съедят.
А за сколько смогут съесть
Шесть ребят пломбиры, если
И пломбиров тоже шесть?
(сколько б ни было пломбиров,
если столько же ребят,
то ребята все пломбиры
в те же пять минут съедят)
* * *
Сколько раз можно вычесть 6 из 30?
Две матери, две дочери и бабушка с внучкой.
Сколько всех?
(трое: бабушка, мать, внучка)
* * *
Как число 666 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий?
(написать 666 и повернуть её вверх ногами)
* * *
Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10?
(когда смотрим на часы)
* * *
Сколько будет 2+2 х 2=?
(6)
* * *
Что тяжелее: килограмм железа или килограмм пуха?
(вес одинаков)
* * *
Одно яйцо варится 3 минуты.
Сколько минут будут вариться 2
яйца?
(3 минуты)
* * *
Сколько полосок у зебры?
(две: черная, белая)
* * *
Сколько яиц можно съесть натощак?
(одно, остальные не натощак)
* * *
Грузовик ехал в деревню.
По дороге он встретил 4 легковые машины.
Сколько машин ехало в деревню?
Загадки обладают той магической силой, которая учит, привлекает, развивает. Математические загадки для детей 5-7 лет учат считать в уме, привлекают игровой формой подачи вопроса «на засыпку», развивают память и мышление. В современном обществе трудно обойтись без основ знаний математики. Поэтому будущих первоклассников приобщают к этой науке с детского сада, развивая эрудицию математическими загадками для маленьких. Например:
Два острых конца имеют два кольца,
Чтобы вместе им жилось,
Гвоздиком скрепить пришлось.
4 друга вместе живут, а 1 – отдельно.
(Варежка)
У 5-ти мальчиков по 1 чуланчику, а вход и выход – общий.
(Перчатка)
4 ноги, а ходить не умеет.
(Стол)
Во 100 одежд одет,
Приходит часто на обед,
Когда одежды он снимает,
То люди слезы проливают.
(Лук)
Вопросы с шутками
Дошкольники, сами того не осознавая, любят полезные игры. А если детские головоломки на тему «математика» для 4-5 лет и старше демонстрируются в шутливой подаче, то малыши быстро втягиваются в творческий процесс, проявляя гибкость и цепкость ума, выделяя главный акцент в загадке. Не беда, что поначалу не всегда ответы будут правильными, зато их поиск увлекает и завораживает. Первая победа окрыляет, создавая плацдарм для новых успехов и поднимая уровень ребенка к более сложным математическим загадкам для дошкольников.
Ребята в возрастной категории 5-7 лет достаточно удачно могут шутить и чувствовать шутки своих ровесников. Если ребенок «раскусил» юмор в вопросе, то и его ответ будет в том же духе. Не нужно расстраиваться, если у дошкольника слабое чувство юмора и поэтому он не справляется с такими загадками. В этом случае необходимо терпение, чтобы наглядно объяснить, в чем заключается особенность, и попробовать задать еще один или несколько шутливых вопросов.
Развитие логики
Детские математические загадки с ответами считаются сложными, когда в них присутствуют элементы логики или вся задача построена на логическом рассуждении. Здесь ребенку предстоит хорошо подумать, не бояться своих умозаключений и выводов. Ведь логика – не что иное, как скрупулезно и вдумчиво выстроенная цепочка последовательных мыслей с переходом к заключительному суждению.
Точные науки не любят, когда перед ними робеют
Действительно, математические загадки для 3-4 лет в детском саду не так сложны, как кажутся. Ребята в младшем возрасте легко овладевают азами этой увлекательной науки. Им без труда дается счет, сравнение чисел, простейшие действия (сложение, вычитание), усвоение особенностей основных геометрических фигур.
Также ребенок вполне справится с детскими математическими задачками с ответами для первоклассников, в которых присутствуют меры длины, инструменты для черчения, дополнительные знания по биологии, географии, физике с учетом возраста.
Каждый малыш имеет свой уровень способностей к математике. Развитие интереса к предмету поистине творит чудеса, так как раскрывает потенциал ребенка по максимуму. А успех постепенно ведет к самостоятельному покорению новых высот.
Рассуждать, уметь доказывать, не бояться отстаивать свою позицию – эти навыки, приобретаемые с помощью математических загадок для ребят 5 лет и старше с ответами, дадут заветный ключ в увлекательную Страну точных наук.
От взрослых зависит удержание интереса ребят к загадкам. Для этого нужно их разнообразить, используя великое множество типов головоломок:
- на логику;
- обманки;
- раскраски;
- о геометрических фигурах;
- кроссворды.
Математические загадки для дошкольников про животных и на другие темы, преподнесенные в разных видах, прочно закрепляют полученные знания и вызывают к ним интерес, что очень ценно для подготовки к школе.
Родителям на заметку
Математические загадки для будущих первоклассников предлагаются ребенку ненавязчиво, заполняя ими свободное время. В результате выявляются определенные способности или интерес дошкольника, которые осторожно усложняют загадками с элементами математики для учащихся 2 класса.
Если малыш увидит родительскую самоцель («ты должен», «ты обязан»), то это может дать обратный результат. При отсутствии у ребенка интереса к числам лучше на время оставить целевые интеллектуальные игры, а прийти к ним как бы случайно : в бытовой ситуации, при просмотре мультфильмов, на наглядных примерах во время прогулок. Математические загадки для детей 5-6 лет с ответами не оставят равнодушными ни одного малыша, если чутко к этому подойти.
Бабушка пригласила в гости двух внучат, напекла им оладушек. Внуки не наелись, стали шуметь и стучать тарелками по столу. Сколько внуков молча ждут добавки? (Ни одного)
Полине нужно 15 минут, чтобы дойти из дома до школы. Сколько времени ей понадобится, если она пойдет с подружкой? (15 минут)
Что легче: 1 кг опилок или 1 кг дров? (У них вес одинаковый)
У Таси в тарелке было 5 круассанов. Когда девочка позавтракала, то осталась пара круассанов. Сколько штук съела Тася? (3 круассана)
Математические загадки для детей 7 лет в виде шуток, вопросов на сообразительность всегда будут востребованы у ребят. Становясь более взрослыми, малыши воспитывают в себе наблюдательность, скорость мышления, поиск вариантов ответа, сосредоточенность. Закаляя умственные способности, ребенок будет расти любознательным, добрым и открытым для впитывания новых знаний.
Математика в стихах
по обучению дошкольников элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала
Подготовила Толстихина Галина Геннадьевна
Воспитатель первой категории
п. Северомуйск
2015 год
Части суток
Сказочная математика
Задачки на внимание
Занимательные вопросы
Логические концовки
Задачи в стихотворной форме
Считалки
Стихи – шутки
ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ
Счет до двух
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде "раз".
А над ними весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде "два".
Счет до трех
Темнота легла кругом.
Раз, два, три -
Беги бегом!
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - Нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Счет до четырех
Вышли мышки как-то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре -
Мыши дернули за гири...
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
Счет до пяти
Пальчики уснули,
В кулачок свернулись. (Пальцы сжать в кулаки)
Один, два, три, четыре, пять! (Поочередно разогнуть пальцы)
Захотели поиграть!
Солнце глянуло в кроватку...
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать,
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться - три, четыре,
И на месте постоять.
На носок, потом на пятку -
Все мы делаем зарядку.
Счет до восьми
Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.
ВРЕМЕНА ГОДА: СТИХИ, ЗАГАДКИ И ПОСЛОВИЦЫ
Если ребенку трудно запомнить времена года, ему могут помочь стихотворения. Загадки полезны для закрепления материала.
Зима
Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю
Белю поля, дома
Зовут меня... (зима).
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.
Была зима - был холод, снег.
Ушла зима - и снегу нет.
Весна
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня... (весна).
Мы сегодня рано встали,
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла... (весна)!
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой - улей - пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Лето
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
Купаться приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я... (лето).
Солнце печет,
Липа цвет
Рожь колосится,
Золотая пшеница.
Кто знает, кто знает,
Когда это бывает?
Осень
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я... (осень).
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
Что там шепчут листья?
Подойдем и спросим.
Листья отвечают: осень, осень, осень.
Загадки
На земле живут сестрички,
У сестричек - по косичке.
Вот зеленая косичка:
Это первая сестричка.
Пашет, сеет, поливает,
Почкам глазки открывает. (весна)
Разноцветная косичка -
Загорелая сестричка.
Тоже трудится умело,
Чтобы все росло и зрело. (лето)
Золотистая косичка -
Это рыжая сестричка.
Убирает, веет, косит,
Урожай в амбары носит. (осень)
А четвертая косичка -
Белоснежная сестричка.
Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберет,
А потом земле усталой
Колыбельную споет. (зима)
Пословицы о временах года
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Январь - году начало, зиме середина.
В зимний холод всякий молод.
Зима лето пугает, да все равно тает.
Чем крепче зима, тем скорее весна.
Как зима не злится, а весне покорится.
Зимы без снега да лета без дождя не бывает.
Зима не лето, в шубу одета.
Февраль силен метелью, а март - капелью.
ДНИ НЕДЕЛИ
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется понедельник.
Вторник - это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка среда
Третьим днем всегда была.
А четверг, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый - пятница сестрица,
Очень модная девица.
А в субботу, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, воскресенье,
Назначаем днем веселья.
Куда делся Понедельник?
Где бездельник Понедельник? -
Спрашивает Вторник
- Понедельник - не бездельник,
Никакой он не бездельник,
Он отличный дворник!
Он для повара Среды
Притащил ведро воды.
Кочегару Четвергу
Смастерил он кочергу.
Но приходила Пятница
Скромница, опрятница,
Он оставил всю работу
И поехал с ней в Субботу
К Воскресенью на обед.
Передал тебе привет.
Ю. Мориц
Есть 7 братьев,
Годами равные,
Именами равные. (Дни недели)
Этих братьев ровно семь,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний,
Появляется передний. (Дни недели)
Части суток
Сестра к брату идет в гости,
А он от нее прячется.
Как их зовут? (День и ночь)
Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ежик.
Все вокруг уснуть должны,
Наши дети тоже. (Ночь)
По небу лебедь черный
Рассыпает чудо - зерна.
Черный белого позвал,
Белый зерна поклевал. (День и ночь)
С зарей родился.
Чем больше рос,
Тем меньше становился. (День)
Когда это бывает?
Что солнце совсем уже садится,
Гвоздика лепестки свои свернет.
А дети спать уж
Собираются ложиться. (Вечером)
Сказочная математика
Составьте задачу о Золотой рыбке и ее друзьях – морских обитателях.
Назовите пять сказок, где героями тоже выступают дед и баба.
Баба решила связать варежку всем лесным героям сказки “Колобок”. Сколько варежек свяжет баба? Сколько получится пар?
В каких сказках встречается число 7?
Вспомни пять сказок про медведя.
Сколько зверей, птиц и рыб помогли Ивану-царевичу? (“Царевна-лягушка”)
Полночь- это который час? (“Золушка”)
Петушок испек всей семье по два пирожка. Сколько получилось пирожков? (Сказка “Колосок”)
Герои сказки “Репка” встретились с героями сказки “Колобок”. Они захотели попить чаю. Сколько чашек им понадобилось?
Герои сказки “Три медведя” встретились с героями сказки “Маша и медведь” и решили организовать веселый оркестр. Сколько музыкальных инструментов им нужно?
Герда испекла пять пирожков, а Кай сделал изо льда звездочки, их было на три больше, чем пирожков. Сколько звездочек получилось у мальчика?
Крошечка Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами: Одноглазкой, Двуглазкой, Трехглазкой. Сколько всего глаз было у этой компании?
Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Ряба снесла еще три яичка. Мышка эти тоже разбила. Курочка Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка разбила и эти. Из скольких яиц могли бы приготовить яичницу дед и баба, если бы они не разбаловали свою мышку?
Попробуйте отгадать вот такие простенькие загадки!
Я - тире в грамматике,
А кто я в математике?
***
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
***
Не похож я на пятак,
Не похож на рублик.
Круглый я, да не дурак,
С дыркой, но не бублик.
***
Мы - весёлые отметки
И встречаемся нередко
У прилежных в дневнике.
Кто их часто получает,
Никогда не заскучает.
***
Шея длинная такая,
Хвост крючком. И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи - нет!
***
Нет углов у меня,
И похож на блюдо я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
***
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня…
Что это, кто отгадает?
Задачки на внимание
1.
Подумай и скажи - кто быстрее переплывет речку - утята или цыплята?
2.
Подумай и скажи - какого цвета волосы у колобка?
3.
Отгадай загадку:
Лежали конфетки в кучке.
Две матери, две дочки
Да бабушка с внучкой
Взяли конфет по штучке,
И не стало этой кучки.
Сколько конфет было в кучке?
4.
Росли 5 берез. На каждой березе по 5 больших веток. На каждой ветке по 5 маленьких веток. На каждой маленькой ветке - по 5 яблок. Сколько всего яблок?
5.
Подумай и скажи - что помогает выжить белым медведям в пустыне, где нет воды?
6.
На каких деревьях вьют свои гнезда страусы?
7.
На столе лежит 2 яблока и 4 груши. Сколько всего овощей лежит на столе?
8.
Подумай и скажи - кто громче рычит: тигр или буйвол?
9.
Посмотрел Ваня утром в окно и говорит:
- А на улице, оказывается, очень сильный ветер. Нужно теплее одеваться.
Как он догадался, что на улице ветер? Что он увидел?
10.
Пошли 2 девочки в лес за грибами, а навстречу 2 мальчика. Сколько всего детей идет в лес? (подсказка: 2 - остальные идут обратно)
11.
В комнате горело 5 свечей. Зашел человек, потушил 2 свечи. Сколько осталось? (подсказка: 2- остальные сгорели)
12.
Бревно распилили на 4 части. Сколько сделали распилов?
13.
Прочитай слова и скажи - какое слово лишнее в каждом ряду?
- диван, стул, шкаф, конура, тумбочка,
- гвоздика, ромашка, камыш, лилия, астра,
- боровик, мухомор, сыроежка, подберезовик, лисичка.
14.
Подумай и скажи - сколько земли будет в яме глубиной 1 метр, длиной 1 метр и шириной 1 метр?
15.
У шестилетней девочки была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила 2 зернышка и съела тонкий кусочек сыра. Скажи, сколько лет было девочке, у которой была кошка?
16.
На одном берегу реки стоит петух, а на другом индюк. Посреди реки - островок. Кто из этих птиц быстрее долетит до островка?
17.
Скажи сколько грибов можно вырастить из 5 семечек?
18.
Скажи, кто обитает в море на большей глубине: щука, рак или форель.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?
Купил на 1 рубль, заплатил 2 рубля. Сколько дадут сдачи?
На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)
Как можно одним мешком пшеницы наполнить 2 пустых мешка, таких же как и мешок, в котором находится пшеница? (надо один из пустых мешков вложить в другой, а затем насыпать в него пшеницу)
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша)
Задумай число до 5. прибавь к нему 2, я отгадаю, какое число ты задумал. Сколько у тебя получилось?
У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек?
Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить 2 новых квадрата?
На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (переложить один из тех, что короче)
Первый Назар шел на базар, второй Назар – с базара. Какой Назар купил товар, какой – шел без товара?
Двое детей подошли к реке. У берега всего 1 лодка. Как им перебраться на другой берег, если лодка может взять только одного пассажира? (дети подошли к реке с разных берегов)
Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, каждая кошка имела 3 котенка. Сколько ног было на мельнице? (две ноги, у кошек лапы)
Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
Горело 7 свечей. 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось? (7)
Два числа: 1 и 3. Быстро их сложи и ответ скажи.
ЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦОВКИ
Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).
Если 2 больше одного, то один… (меньше двух).
Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа…
(вышел позже Саши).
Если река глубже ручейка, то ручеёк… (мельче реки).
Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).
Если правая рука справа, то левая рука… (слева). Если два больше
одного, то один... (меньше двух).
Если правая рука справа, то левая... (слева).
СЧИТАЛКИ
Один, вида, три, четыре, пять, Один, два, тир, четыре!
Шесть, семь! Солдат идет в мундире,
Пойду каши я поем. С винтовкой на плече
Вы ж пока считайте, И ранцем на спине.
Кому водить, гадайте!
Девять, восемь, семь, шесть, Три, шесть, девять –
Пять, четыре, три, два, один, Полно спать!
В прятки мы играть хотим. Солнышко давно уж встало,
Надо только нам узнать, Нам пора идти гулять!
Кто из нас пойдет искать.
Один, два, тир, четыре, пять - Мы делили апельсин.
Встанем дети в круг опять. Много нас, а он один,
Пять, четыре, три, один - Это долька – для ежа,
В «кошки-мышки» играть хотим! Это долька – для чижа,
Один, два, тир, четыре, пять - Эта долька – для утят,
Вышел зайка погулять. Это долька – для котят,
Что нам делать, как нам быть? Это долька – для бобра,
Надо заиньку ловить! А для волка – кожура.
Один, два, тир, четыре, пять. Разбегайтесь кто куда!
Один, два, тир, четыре, пять, Один, два, тир, четыре –
Букой вздумали пугать. Жили мушки на квартире.
Три, четыре, пять и шесть - И повадился к ним друг –
Вы не верьте, что он есть, Крестовик, большой паук.
Буки, братцы, нет совсем! Паука мы вон попросим.
К нам, обжора, не ходи…
Ну-ка, Машенька, води!
ЗАДАЧИ В СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЕ
Ежик по лесу шел, Под кустами у реки
На обед гриб нашел: Жили майские жуки:
Два – под березой, Дочка, сын, отец и мать.
Сколько их будет
В плетеной корзине?
Ну-ка, сколько всех ребят Рада Аленка –
На горе катается? Нашла два масленка!
Трое в саночках сидят, Да четыре в корзинке!
Один дожидается. Сколько грибов на картинке?
Три цыпленка стоят, Сидят рыбаки,
На скорлупки глядят, Стерегут поплавки.
Два яичка в гнезде Рыбак Корней
У наседки лежат. Поймал трех окуней.
Сосчитай поверней, Рыбак Евсей –
Отвечай поскорей: Четырех карасей
Сколько будет цыплят Сколько рыб рыбаки
У наседки моей? Натаскали из реки?
Дарит бабушка лисица Раз к зайчонку на обед
Трем внучатам рукавицы: Прискакал дружок сосед.
«Это вам на зиму, внуки, На пенек зайчата сели,
Рукавичек по две штуки. И по пять морковок съели.
Сколько всех, пересчитайте? Сколько съедено
Морковок?
Расставил Андрюшка Посадила мама в печь
В два ряда игрушки. Пироги с капустой печь.
Рядом с мартышкой – Для Наташи, Коли, Вовы
Плюшевый мишка. Пироги уже готовы,
Вместе с лисой – Да еще один пирог
Зайка косой. Кот под лавку уволок.
Следом за ними – Да еще из печки пять
Еж и лягушка. Маме нужно вынимать.
Сколько игрушек Если можешь, помоги –
Расставил Андрюшка? Сосчитай-ка пироги!
Шесть веселых медвежат К серой цапле на урок
За малиной в лес спешат. Прилетели семь сорок,
Но один малыш устал: А из них лишь три сороки
От товарищей отстал. Приготовили уроки.
А теперь ответ найди: Сколько лодырей – сорок
Сколько мишек впереди? Прилетело на урок?
Семь гусей пустились в путь, Подарил утятам ежик
Два решили отдохнуть. Восемь кожаных сапожек.
Сколько их под облаками? Кто ответит из ребят,
Сосчитайте, дети, сами. Сколько было всех утят?
В снег упал Сережка, Мама вышила ковер.
А за ним Алешка. Посмотри, какой узор.
А за ним Маринка, Две большие клеточки,
А за ней Иринка. В каждой по три веточки,
А потом упал Игнат. Села Маша на кровать,
Сколько было всех ребят? Хочет ветки сосчитать.
Да никак не может.
Кто же ей поможет?
У куклы пять нарядных платьев. Яблоки в саду поспели.
Какое нынче надевать? Мы отведать их успели.
Есть у меня для платья шерсть, Пять румяных, наливных,
Свяжу и платьев будет…(шесть). Три с кислинкой.
Сколько их?
СТИХИ-ШУТКИ
Плачет Ира, не унять,
Очень грустно Ире.
Стульев было ровно пять,
А теперь четыре.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не реви! –
Сказал малыш. –
Ведь на пятом ты сидишь!
Л. Пантелеев
Лида ставила тарелки
На столе ребятам всем:
Ровно семь тарелок мелких
И глубоких – тоже семь.
Принесла в солонке соли,
Ложек тоже ровно семь:
Лене, Оле, Жене, Толе,
Мае, Рае, Коле – всем!
Положила вилки с краю,
Не забыла ничего.
Говорят ей: «Не хватает
Здесь прибора одного».
Нет, я всех ребят считала,
Сосчитаю я опять!
И опять она считала,
Стала всех перечислять:
«Лена, Рая, Оля, Мая,
Толя, Коля, Женя – семь!»
И нарочно вслух считает,
Чтобы слышно было всем.
Вот и кончена работа,
Можно звать к столу ребят!
Ты обидела кого-то, -
Снова Лиде говорят.
Занимательные загадки
Кто становится выше, когда садится? (Собака.)
Что становится легче, когда его надувают? (Шарик.)
На четырех ногах стою, ходить вовсе не могу. (Стол.)
Имеет четыре зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (Вилка.)
Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет. (Дождь, земля, трава).
ИГРЫ
Цепочка примеров
Цель: упражнять детей в умении производить арифметические действия.
Ход игры: две группы участников садятся на стулья – одна против другой. Один ребенок берет мяч, называет простой арифметический пример: 3 + 2 – и бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере. Участник игры, давший неверный ответ или пример, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой осталось больше игроков (предлагается для детей 6 – 7 лет, успешно усвоившими арифметические действия).
Отгадай число
Цель: закрепить умение детей сравнивать числа.
Ход игры: по заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число (числа) меньше 8, но больше 6; больше 5 , но меньше 9 и т.д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При делении детей на 2 группы ответивший неправильно выбывает из игры.
Только одно свойство
Для игры необходимо изготовить специальный набор геометрических фигур. В него входят 4 фигуры (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) четырех цветов (красного, синего, желтого и белого), маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных цветов, но больших по размеру. Таким образом, для игры (на одного участника) необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырех видов и четырех цветов и столько же больших.
Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее.
Ход игры: у двоих играющих детей по полному набору фигур. Один (тот, кто начинает игру) кладет на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить рядом фигуру, отличающуюся от нее только по одному признаку. Так, если первый положил желтый большой треугольник, то второй кладет желтый большой квадрат или синий большой треугольник и т.д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от нее более чем на один признак. В этом случае фигуру у игрока забирают. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур. (Возможны варианты.)
Игра строится по типу домино. По ходу игры требуется быстрая ориентировка играющих в цвете, форме, размере фигур, отсюда и воздействие на развитие логики, обоснованности мышления и действий.
Числовой ряд (для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.
Ход игры: двое детей раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами то 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13). Некоторые из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше – правее. Если же возьмет карту с числом уже открытым, то возвращает ее на место, а право ходе переходит соседу. Выигрывает тот кто первый выложит свой ряд.
Назови число
Цель: упражнять детей в умении производить устные вычисления.
Ход игры: взрослый или старший ребенок говорит: «я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь 1. у тебя получилось число 5». В этой несложной задаче на смекалку задуманное число может быть любым, но для решения ее нужно уметь устно вычислять.
Сколько взять конфет?
Цель : упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом.
Ход игры: предлагается условие задачи: «в вазе лежало 3 яблоко. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по одному яблоку, и одно осталось в вазе. Как это получилось?» к ответу решающей задачу приходит вследствие размышления, соотнесения условий с результатом. (одна девочка взяла яблоко вместе с вазой).
Список литературы занимательного материала
Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1993. – 336с.
Воскобович В.В., Харько Т.Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 2 «Описание игр». – 36с.
Давайте поиграем: мат. игры для детей 5-6 лет: кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Н.И.Касабуцкий, Г.Н.Скобелев, А.А.Столяр, Т.М.Чеботаревская; Под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1991 – 80с.
Девина И.А., Петраков А.В. Развиваем логику (6-8). – М.: Издательство «Ось – 89», 2000 – 32с.
Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников: кн. для воспитателей детских садов. – М.: Просвещение, 1992. – 191с.
Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. 2-е изд. – М.: Педагогика, 1994. – 176с.
Занимательные упражнения по математике для дошкольников и младших школьников. Новокузнецк 1994. – 66с.
Кулагина Л.М. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателей детских садов. – 142с.
Михайлова З.А. игровые занимательные задачи для дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 94с.
Сербина Е.В. Математика для малышей: книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1992. – 80с.
Смекалка для малышей. Занимательные задачки, загадки, ребусы, головоломки. – М., Омега, 1994. – 256с.
Чего на свете не бывает?: Занимат. игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/Е.Л.Агаева, В.В.Бофман, А.И.Булычева и др.; Под ред. О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой. – М.: Просвещение, 1991. – 64с.
Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества (Место в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 128с.
В.В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. С-пб., 1996.
Математика от трех до семи. Учебно-методическое пособие для воспитетелей детских садов. С-пб., 1999. Наталья Ильина.