• "здоровье детям". Все о развитии ребенка: месяц двенадцатый Общение со взрослым

    В этой статье:

    Прошли роды, малыш появился на свет. Теперь начинается новый этап его развития. До 1 года кроху принято называть грудничком. Он сейчас полностью зависит от родителей, питается только материнским молоком. Хотя начиная с 6-го месяца мы будем вводить ему прикорм . А к концу 12 месяцев кроху нужно будет переводить на новый режим питания.

    За первый год происходит огромный скачок развития ребенка. Из беспомощного кулечка он становится вполне активным малышом со своим собственным характером. Правильное развитие ему обеспечивают родители. Обязательно посещайте врача, проводите контрольные взвешивания, сдавайте необходимые анализы.

    Нормы развития

    В этот период важно каждый месяц отслеживать главные показатели физического развития крохи:


    Практически все это родители могут измерять и наблюдать дома. Вам понадобятся специальные весы для малышей, метровая лента для измерения окружностей тела и роста. О том, что у крохи режутся зубки, он вам сам «скажет». Обычно этот процесс сопровождается болезненными ощущениями, температурой. Хотя, бывает, первые 3-4 зубика прорезываются вообще безболезненно.

    У ребенка появляются и пропадают некоторые рефлексы. За этим будет следить врач и медицинская сестра. Сначала они будут посещать вас 1-2 раза в неделю, а затем вы сами будете приезжать на контроль.

    Безусловные рефлексы грудничков должны появляться и исчезать вовремя . Если этого не происходит, значит, существует какая-то проблема.

    Развитие идет очень интенсивно. Все начинается с того дня, как кроха появился на свет. Его легкие раскрываются. Он первый раз дышит воздухом, и это самый первый раз, когда его кровь и органы насыщаются кислородом из воздуха.

    От 0 до 1 месяца

    Он только-только появился на свет. Кроха много спит, кушает, плачет. Он чувствует себя в безопасности рядом с матерью. Этот период довольно тяжелый для родителей. Режим малыша строгий: каждые 2-3 часа нужно покушать. Кажется, что он совершенно беспомощный, но это не совсем так. Кроха наблюдает, слушает, учится распознавать людей по голосу. Для ребенка это первая возможность познавать мир вокруг.

    Первый месяц

    Теперь малыш заметно подрос, его рост составляет уже от 53 см до 55 см. Кушает он исключительно материнское молоко, но теперь ночью может делать промежуток между кормлениями в 4 часа. Развитие идет полным ходом. Он начинает держать головку, хоть и
    всего на 5-10 секунд. Шейные мышцы еще слабые, но он постоянно тренируется.

    В это время проявляются основные рефлексы . Например, рефлекс сосания. Благодаря этому бессознательному действию кроха имеет возможность питаться. Его все больше интересуют предметы вокруг. Повесьте погремушки и другие игрушки над его люлькой. Такие предметы будут привлекать его внимание и развивать зрение.

    2 месяца

    Рост вашего крохи уже достигает 56-60 см, а его вес доходит до показателя 5,3 кг. Теперь крошка уверенно держит головку 1-2 минуты. Его привлекают предметы вокруг, особенно яркие. Ребенок может переворачиваться, начинает делать разные движения руками и ногами. Кстати, он уже узнает маму и папу, оживляется при их появлении.

    Второй месяц - активное развитие слуха у ребенка. Сейчас побольше говорите с ним, пойте песенки, читайте сказки. Он уже знает мамин голос, научился поворачиваться, когда слышит его. Громкие звуки пугают его, а негромкие могут заинтересовать. Малыш поворачивает головку в сторону источника звука.

    3 месяца

    Вот уже прошло 3 месяца – контрольные замеры показывают 59-62 см роста и вес до 6,3 кг. Ваш кроха становится все больше. Ему все время приходится покупать новые вещи, ведь он вырастает из старых очень быстро. Теперь он может держать головку 5-6 минут . Взгляд становится более осмысленным.

    Ребенку нужно показывать разные предметы – медленно проносите их перед его глазами. Сейчас ему все интересно, и особенно - яркое, блестящее. Он уже проявляет интерес к игрушкам, трогает их, бросает. Но взять рукой еще не может, ведь мелкая моторика только-только начинает развитие.

    Сейчас крошка произнесет первый звук: что-то тихое, но уже не крик и не всхлип. Это может быть какое-нибудь «агу». Для вас и для ребенка это значимое событие.

    К третьему месяцу кроха уже показывает вам свои эмоции . Он может даже начать улыбаться, радоваться, вскрикивать. Родители могут делать малышу массаж, чтобы помочь ему почувствовать все части тела, научиться ими управлять. Начинается активное физическое развитие – теперь кроха будет быстрее прибавлять в росте.

    4 месяца

    Рост достигает уже 62-66 см, а вес увеличивается до 7,0 кг. Кроха с радостью играет, переворачивается со спинки на животик. Может положить большой пальчик ноги себе в рот. Не стоит переживать – такими упражнениями он себе не навредит. Все суставы очень гибкие, а крохе интересно узнать возможности собственного тела.

    С 4-го месяца начинается развитие мелкой моторики. Для ребенка теперь не проблема взять предмет всей ладошкой. Отдельными пальчиками управляться он все еще не может, а вот всеми пятью сразу - легко. Стимулируйте этот интерес, давайте ему подержать небольшие предметы. Он все более активен в исследовании мира вокруг. Носите ребенка по комнате, подносите к зеркалу.

    На 4-5 месяцах есть вероятность отказа от молока, лактационный кризис . Если это происходит с вашим малышом, нужно проконсультироваться у педиатра. Возможно, придется переходить на смесь.

    5 месяцев

    Рост ребенка уже 64-68 см, а вес составляет примерно 7,8 кг. Физическое развитие выходит на новый этап: крошка учится сидеть. Такое положение для него удобное и приятное. Это промежуточная стадия, которая приведет к тому, что он сможет вставать на ножки. Сейчас
    активизирует мозг – кроха уже запоминает многие предметы. При появлении соски «показывает», что хочет кушать . Видит коляску – радостно вскрикивает, ведь она ассоциируется с прогулкой.

    Он с интересом относится к новым людям, но не любит, когда они берут его на руки, может сильно испугаться. Лучше всего предложить ему посидеть у мамы на коленях, пока гости с ним общаются. Как только он привыкнет к новому человеку, с радостью будет с ним играть.

    6 месяцев

    Теперь прирост по месяцам будет меньше, чем раньше, крошка немного затормозит в росте. Сейчас он составляет от 66 см и до 70 см, а вес уже приличный – целых 8,0 кг. Ребенок может уже долго сидеть, садится самостоятельно. Начинается новый период его физических «тренировок»:
    малыш встает на четвереньки, даже чуть-чуть ползает. Ему необходимо много впечатлений, ведь начинается активное развитие эмоций, мышления.

    В 5 месяцев дети очень открыты и эмоциональны. Конечно, в основном, это позитивные эмоции, и вы часто слышите громкий смех малыша. Дети с восторгом реагируют на что-то новое: игрушки, фокусы. Сейчас ребенок будет пытаться произносить все больше звуков . Вы даже услышите первое «ма-ма» или «па-па». Такие слова, состоящие из одинаковых слогов, проще всего запомнить и произнести.

    7 месяцев

    Теперь рост составляет 68-71 см. Ребенок прибавил в весе, но незначительно – максимум до 8,9 кг. Он сидит, ползает, встает на четвереньки. Уже скоро он сделает свой первый шаг . Играть с крохой становится интереснее. Сейчас пора менять его рацион, ведь первые зубки уже появились.

    Развитие ЖКТ стимулирует его потребность в более твердой пище. Педиатры
    советуют давать ребенку в этом возрасте по ложечке фруктового пюре или сока. Смешивайте их с водой или жидкой кашкой.

    Сейчас уже можно предложить вашему крохе лист бумаги и карандаши . Рисование занимает его на 10-15 минут. Конечно, пока это только линии, но и они важны. Кроме того, с помощью цветных карандашей можно учить цвета, фигурки.

    С 7 месяцев можно водить ребенка в бассейн – такие походы вместе с мамой ему очень нравятся. А еще помогают развиваться и благотворно сказываются на работе нервной системы.

    8 месяцев

    Сейчас рост малыша от макушки до пяточек уже 70-72 см, а вес составляет 8,4-9,4 кг. Тут впервые можно заметить, как ребенок встает, держась за бортик кроватки. Остается совсем немного до первых самостоятельных шагов. Хотя некоторые дети уже к 8-9 месяцу могут встать на ножки без поддержки.

    Прогулки на улице старайтесь делать продолжительными. Полезно гулять в хорошую погоду 2-3 раза в день.

    Крошка уже может произносить простые слова. Он понимает гораздо лучше, чем говорит, уже точно знает названия многих домашних предметов.

    9 месяцев

    Прибавка в росте небольшая – сейчас он составляет 71-73 см. Вес доходит до отметки в 10 кг. Развитие крошки по месяцам идет по-прежнему стремительно, он меняется с каждой прожитой неделей. В 9 месяцев ножки крепнут – стоять становится проще. Кто-то начинает ходить с поддержкой, а для кого-то еще может быть рано. Родителям необходимо помнить, что дети развиваются индивидуально. Существует общий график, но небольшое отставание не играет роли.

    Психологи советуют больше разговаривать с ребенком – это стимулирует речь. Сейчас начнется период, когда речь станет вашей основной задачей. К 1 годику уже нужно будет уверенно произносить некоторые простые слова. Тут лучше всего помогают родители: ваша правильная речь становится эталоном.

    10 месяцев

    Рост малыша до 74 см, а прибавка в весе незначительная – всего-то 0,4-0,5 кг за прошлый месяц. Активнее вводите новые прикормки:

    С цитрусовыми соками нужно быть осторожнее: на них может быть аллергия . У ребенка просыпается интерес к новой пище.

    Ему очень хочется попробовать, что же едят родители. Это говорит о быстром развитии психической деятельности. Проявляется мышление, познавательный интерес. Конечно, нельзя делиться всем со своего стола: соленое, копченое, острое, маринованное для ребенка вредно.

    11 месяцев

    Вот уже вес достигает 10,5 килограммов. Рост может измениться всего на пару сантиметров. В этом возрасте дети могут даже немного потерять в весе. Это связано с активными движениями. Крошка уже легко садится, встает, перекатывается. Его все живо интересует. Давайте малышу побольше самостоятельности. Например, научите его держать ложку, играть с машинками… Это даст маме небольшой отдых.

    12 месяцев

    Прошел целый год. Теперь рост и прибавка в весе не будут настолько очевидными для родителей. Организм медленно перестраивается, начиная функционировать уже как взрослый . Ребенок переходит на более твердую пищу. У него уже появилась все зубки или готовятся прорезаться последние.

    В 1 годик можно начинать применять методики раннего развития. Все они основаны на игровом подходе, соответствующем такому возрасту ребенка. Игра - его любимое занятие. С 12 месяцев начинается все самое интересное: ваш кроха взрослеет, говорит все активнее. Его лепет отражает эмоции: воодушевление, радость, страх, печаль. Старайтесь больше двигаться с ним:

    • поддерживайте при ходьбе;
    • танцуйте;
    • поднимайте малыша на ручки.

    Подумайте о компании для ребенка. Ему нужны друзья, партнеры по играм . Идет развитие личности, а значит, необходимы социальные контакты. Игры с другими детьми помогут ему научиться многим полезным вещам. Например, новым словам.

    Физическое, психическое и эмоциональное развитие по месяцам до 2 лет может быть разным для двух малышей одного возраста. Не забывайте, что это очень индивидуальный период. Но после 2 лет дети обычно выравниваются в развитии.

    Вашему ребенку исполнился год, и он сделал первые самостоятельные шаги. Держите фотоаппарат наготове: ведь малыш каждый день преподносит что-то новое!

    В год ребенок больше бодрствует: перерывы между сном могут достигать 4-5 часов. Он не хочет проводить время в кроватке, когда вокруг так много интересного! Тем более что он уже может самостоятельно добраться в любое место, если что-то привлечет его внимание.

    Показатели нормы*. Возраст ребенка - 1 год

    Нижняя граница нормы

    Верхняя граница нормы

    Вес мальчиков, кг

    Вес девочек, кг

    Рост мальчиков, см

    Рост девочек, см

    Окружность головы мальчиков, см

    Окружность головы девочек, см

    *Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

    Что умеет ребенок в 1 год?

    - ходить, держась за опору;

    - делать шаги без опоры; если держать его за ручку, то может даже немного пробежаться;

    Называть по именам всех членов семьи (только на свой лад);

    Произносить отдельные простые слова, хорошо понимая их значение;

    Выполнять с игрушками различные действия (катать, толкать, качать).

    Кризис первого года

    В 12 месяцев у ребенка наступает кризис первого года. Заканчивается младенчество и начинается раннее детство. Ребенок в год уже многому научился, стал подвижным маленьким человеком, имеющим собственное мнение. Психологи называют такие признаки переходного периода:

    Ребенок капризничает, отказывается от того, что предлагают родители, упрямится;

    Любимое слово - «нет» («неть!»);

    Ревнует к остальным членам семьи;

    Боится оставаться один даже на минуту.

    Годовалый ребенок истерит без оснований, родители пытаются успокоить чадо, но нередко сами срываются на крик. Сохраняйте спокойствие и не наказывайте малыша. Дайте ему возможность проявить свою индивидуальность. Для этого пересмотрите окружение ребенка, расширьте поле его самостоятельной деятельности. Установите нерушимые запреты - не более трех, больше он не запомнит. Все, что ребенку запрещено - уберите подальше, не провоцируйте малыша. Не вырывайте предметы у него из рук, учитесь договариваться, меняться.

    Если уговоры не действуют, не настаивайте, это только усугубит ситуацию, лучше отвлеките ребенка (в этом возрасте дети легко переключают внимание).

    Если ребенок в 1 год катается по полу и барабанит руками и ногами, единственное, что вы можете сделать - лишить актера публики. Отнесите его в безлюдное место, он быстро успокоится.

    Развивающие игры для детей 1 года

    В год ребенку очень нравятся небольшие предметы. Конечно, с ними ему можно играть только под присмотром мамы или папы. Для развития мелкой моторики полезно погружать ручки в рис или гречку. Пусть годовалый ребенок потренируется брать крупинки двумя пальчиками

    В 12 месяцев малыш уже способен сам собрать пирамидку: подобрать кольца по размеру и уверенно накинуть их на основание. Теперь родителям необязательно показывать ребенку, что нужно делать. Можно «руководить» им лишь с помощью слов. Малыш все понимает!

    Двенадцать - тринадцать месяцев - возраст, когда многие дети делают первые шаги. Это одно из самых радостных моментов в жизни родителей и самого ребенка. Если ваш ребенок к году уже научится топать самостоятельно, от души поздравляем вас! Запомните эти дни, вы будете вспоминать их, когда ваш сынок или дочка пойдет в первый класс, принесет первую пятерку, сообщит вам о том, что выходит замуж (женится) - все начинается с первого самостоятельного шага.

    Развитие речи ребенка в 1 год: первые слова

    Обычно в возрасте около года ребенок произносит 6-10 слов, среди них: «мама», «папа», «баба», «ав-ав», «дай».

    Предлагаем вам поиграть с годовалым ребенком в игру, развивающую речь: сначала покажите ему игрушку, назовите ее, затем спрячьте ее под платком и спросите, что там лежит? Ребенок наверняка попытается назвать игрушку и затем попросит: "Дай!".

    Упражнения для детей в 1 год

    1. Канатоходец

    Положите на пол толстый канат (подойдет также гимнастическая палка). Поставьте на него ребенка боком и поддерживайте его за руки либо за талию. Позже вы можете просто подстраховывать малыша - он пойдет самостоятельно. Маленький канатоходец будет делать небольшие приставные шаги.

    Упражнение учит годовалого ребенка держать равновесие. Кроме того, это отличная профилактика плоскостопия. Во время такой зарядки напрягаются мышцы ног (особенно боковые).

    2. Разноцветные шаги

    Приготовьте картонные круги разных цветов. Разложите их на полу на небольшом расстоянии друг от друга. Держите ребенка за руки и учите его переступать с кружка на кружок. Позже используйте для упражнения разные геометрические фигуры одного цвета. Комментируйте каждый шаг малыша! Выполняя с годовалым ребенком это упражнение, вы достигаете сразу две цели: он совершенствует свое умение ходить и запоминает цвета и формы.

    Что делать, если в 1 год:

    - ребенок не ходит

    Некоторые дети делают первые шаги в 10 и даже 9 месяцев, но это не ориентир для других детей. Конечно, родителям хочется, чтобы их малыш улавливал все с первого раза, делал успехи каждую неделю, и чтобы он точно был не хуже других. Родительский страх за то, что ребенок может что-то упустить в развитии не дает покоя ни самим взрослым, ни их ребенку. Лучшее средство успокоиться - заглянуть в таблицу развития ребенка первого года жизни. Большинство детей начинает ходить после года, в 12,5-14 месяцев, а некоторые и в 1,5 года. Это никак не отражается на умственных способностях ребенка. А если ваш ребенок много ползает на четвереньках, то у него может долго не возникнуть желания променять этот удобный, надежный способ передвижения на ходьбу.

    Случается, что ребенок уже предпринял попытку ходить, но упал и это его напугало. Значит, торжественный момент придется отсрочить, пока он снова не наберется смелости.

    Болезнь, долгое прорезывание зубов тоже не способствуют освоению новых навыков.

    Ребенок может начать ходить раньше года или позже, главное, чтобы он развивался по своему заданному природой графику. Не торопите его, иначе это может привести к неврозам.

    - не получается отучить ребенка от бутылочки

    Бутылочка для годовалого ребенка связана не только с питанием. С нею он успокаивается, настраивается на сон. В первые 2 года жизни ребенок испытывает непреодолимую тягу к деятельности. Его руки все время к чему-то тянутся, от этого устает не только вы, но и подчас сам малыш. Бутылочка с соской, сам процесс сосания в некоторой мере удовлетворяет стремление к активности, одновременно успокаивая ребенка. Питье из чашки не дает такой эффект.

    Не отнимайте у годовалого ребенка такой нужный предмет, придет время, он сам откажется от бутылочки. Однако следите, чтобы малыш не засыпал с бутылочкой, это очень опасно!

    Если ребенок в год совсем отказывается есть с ложки и просит жидкую кашу из соски, не нервничайте. Приучайте ребенка постепенно. Натощак предлагайте ребенку продукты кусочками, из красивой тарелки, пусть он перекладывает кусочки из одной чашки в другую, изучает еду. Это отвлечет ребенка от привычной соски.

    В бутылочку годовалому ребенку наливайте только воду и напитки, все в ограниченном количестве, иначе он не проголодается. Вся остальная еда пусть присутствует только в тарелке и чашке.

    Дети, которые долго едят из бутылочки, больше подвержены кариесу молочных зубов. Обязательно чистите зубы ребенку два раза в день.

    - ребенок часто просыпается по ночам и плачет

    С года до полутора лет многие дети переживают боязнь разлуки. Особенно это проявляется по ночам. Не оставляйте его в одиночестве, не приучайте таким образом ребенка засыпать самостоятельно, этим вы наносите вред его психике. Если ребенок в год боиться темноты, купите ночник, светящиеся наклейки, посидите с ребенком. Уходите, когда он еще не спит, но уже очень сонный, оставляйте дверь открытой, чтобы малыш мог слышать, что вы тут, рядом, моете на кухне посуду.

    Если ребенок просыпается среди ночи и зовет вас, не игнорируйте его просьбы! Даже если вам кажется, что вы и так проводите с ним достаточно времени днем. Ребенок должен знать, что вы всегда рядом и всегда придете на помощь.

    Если это не помогает, и годовалый ребенок плохо спит, тревожится по ночам, проконсультируйтесь у детского невролога. Возможно, он назначит легкие успокоительные или отвары трав для крепкого сна.

    Вашему карапузу исполнилось 3 месяца. Все его ощущения на этой неделе уже не на уровне инстинкта, а вполне осознанные. Это касается и физического развития, и психического, и осязательных/зрительных ощущений и пр. Кроха улыбается маме, начинает «разговаривать», выражает эмоции с помощью не только крика, но и мимики, движений, различных звуков. Словом, ваш малыш подрос. И это один из самых прекрасных периодов его развития.

    Рост, вес, аппетит, сон, стул 12-недельного ребенка

    1. Сон
      В 3 месяца ваша кроха спит уже 16-17 часов. Иногда меньше, иногда больше (индивидуально). По-прежнему мама встает ночью на кормление, и по-прежнему более 4 часов подряд малыш не спит.
      Есть и такие чудо-богатыри, что спят беспробудно по 8 часов ночью, но это, скорее, исключение.
      Периоды бодрствования становятся все дольше. Сейчас они достигают уже 1,5-2 часов.
    2. Вес
      Около 5200-5600 с прибавкой около 800 г за прошедший месяц.
    3. Рост
      Около 60-62 см с прибавкой около 2,5-3 см за прошедший месяц.
    4. Прибавка в параметрах окружности головы — плюс 1,5 см.
    5. Кушает малыш 6 раз в сутки
      Норма разовой порции — около 150 мл.

      Прикормы пока не рекомендуются.
    6. Кости ребенка пока еще хрупки
      Крайне важна предельная внимательность родителей в обращении с чадом. К деформации костей может привести даже несвоевременная и неправильная посадка малыша или тугое пеленание.
    7. Повышенный тонус мышц к 12-й неделе уходит
      Движения осознанные, активные.
    8. Прогулки должны стать доброй привычкой
      3-6 часов в день положено находиться на улице. Сильный мороз или ливень — исключение.
      При непогоде будет достаточно сна в коляске на балконе. Естественно, с учетом правил безопасности малыша.
    9. Купание
      По-прежнему, каждый вечер, для особо активных и возбудимых крох — в обед.
      С детским мылом купаем дважды в неделю.
    10. Уже работают слезные железы.

    Что ощущает, чувствует и как общается ребенок в 3 месяца жизни

    Ваш малыш уже совсем большой. Это не тот спящий «комочек» в вышитом уголке, которого только принесли из роддома. Это уже человечек, который способен осознанно двигаться и по-своему разговаривать.

    Итак, чему научился маленький человечек к 3-м месяцам?

    • С положения «на спинке» поворачивается налево и направо , на животик, с одного бочка на другой.
    • Узнает свои ручки , знает, что они принадлежат именно ему, играет ими, изучает.
    • Кисти практически открыты , пальчики согнуты лишь немного.
    • Сжимает игрушку , которую ему дает мама, держит ее до нескольких минут, тянет в рот.
    • Лежа на пузике, поднимает головку и держит ее (угол — 45 градусов).
    • Пытается совершать ползающие движения , хотя сил на это пока не хватает.
    • Если взять за ручки, подтягивается в положение «сидя».
    • В вертикальном положении (у мамы на руках) головка не качается — держится уверенно.
    • При поддержке подмышками опирается на стопы.
    • Сует в рот только пальчики (не весь кулачок), а также мамин палец или игрушку, которую удается схватить.
    • Следит за предметом , который перемещают перед его глазами, за людьми и питомцами.
    • Помимо улыбки, сейчас маме приносит радость и смех карапуза. Смеется малыш также осознанно.
    • Растет «лексикон» . Появляются, кроме гласных, звуки В, С и Ф. Кроха гулит и лопочет, отвечает маме, зовет ее, поет, воркует.
    • Малыш запоминает ощущения от своих движений и пытается их повторить — повороты, ползание и пр.
    • Прислушивается к каждому звуку , строя различные гримасы.
    • Узнает маму с папой по голосам, лицам, запаху.
    • Попадает руками по игрушкам, что мама вешает над кроваткой.
    • Изучает все окружающие предметы , особенно его привлекают лица и крупные узоры.
    • «Интересуется» музыкой — любит и спокойную классическую, и просто мобиль над кроваткой.

    Стоит обратиться к педиатру, если ваша кроха…

    1. Не может поднять головку на 5 см (с положения на животе) и удерживать ее.
    2. Находясь в вертикальном положении, не может удержать головку .
    3. Лежа на пузике, не приподнимается , опираясь на предплечья.
    4. Не тянется к яркой игрушке, которую видит возле себя.
    5. Не ищет глазами источник звука и не следит за перемещаемой погремушкой.
    6. Не улыбается , когда мама с ним разговаривает.

    Правила ухода за малышом в 12 недель: как справиться с возникающими проблемами?

    Если вы еще не установили для карапуза четкий режим дня, срочно этим вопросом займитесь. Режим сна и питания крайне важен для правильного развития чада (да и маминого спокойствия).

    • Лучшее время для отхода к ночному сну — с 19.00 до 20.30.
      Также стоит планировать и дневной сон. Ритуал перед сном должен повторяться изо дня в день, чтобы малыш к нему привык. Важна последовательность и добрая правильная привычка.
    • С утра обязательно будите свое чадо
      В одно и то же время. Особенно, если ребенок спит более 10 часов.
    • Нерегулярные кормления
      Малыши не могут просить есть по расписанию. Они могут просить еду в любое время. И, если первые пару месяцев вы шли крохе навстречу, сейчас пора «перевоспитываться» и укладываться в рамки режима.
      Особенно, учитывая тот факт, что между кормлениями ребенок к груди просится от тоски по маме, а не от голода. Отклонения от графика в установленном режиме допустимы лишь на 20-30 минут.
    • Колики
      Увы, пока еще эта проблема не ушла целиком. Поэтому не забываем укладывать малыша перед кормлением на пузико, гладить животик по часовой стрелке, поить специальным чаем и держать «солдатиком» после обеда/ужина.
    • Протирайте глазки чада по утрам
      Делать это следует стерильным ватным тампоном (предварительно смочите в чистой воде).
      Направление — от внешнего к внутреннему краю.

    Наиболее остро в этот период стоит проблема реакции организма на прививку.

    Как раз в 3 месяца (по желанию мамы) здоровому карапузу положена плановая вакцинация (прим. коклюш, дифтерия, столбняк и полиомиелит).

    И реакция на нее бывает совершенно разной. Обычно после прививки повышается температура, начинается боль в мышцах и сонливость, возможна и аллергическая реакция.

    Симптомы уходят за 2-3 дня. Но маме следует быть внимательной, ведь то, как отреагирует организм, никому неизвестно.

    Не помешает также заранее выяснить, что можно и чего нельзя делать до и после прививки.

    Развитие трехмесячного новорожденного в игре

    Учитывая, что ваш карапуз уже способен хватать игрушки и тянуть их в рот, а также легко переворачиваться, пора немного пересмотреть вопросы безопасности. То есть оградить малыша от опасных предметов и обезопасить от падения с высоты.

    А чтобы усовершенствовать полученные навыки, следует добавить в режим дня несколько полезных упражнений .

    1. Стимулируем перевороты Кроха — в положении «на спине». Поднимаем его правую ножку и нежно ведем налево, «перекидывая» через тело. Данный элемент — самый сложный для карапуза во всем процессе переворота. Поэтому ваша задача — помочь ему в тренировках.
    2. Стимулируем ползание Тут все просто: укладываем кроху на коврик (на полу) пузиком. Впереди него раскладываем яркие игрушки и помогаем своей ладонью, от которой оттолкнуться гораздо легче. Коврик можно приобрести специальный, развивающий, хотя это и не обязательно. Нежелательно делать это на диване, потому что нужна более твердая поверхность, чтобы малыш имел больше возможностей для отталкивания.
    • Игры пока короткие и простые
      Достаточно 15 минут. Если малыш устал раньше, «сворачивайтесь», пришло время отдыха.
    • Речевое развитие
      Сейчас важно развивать «словарный запас». Наиболее успешно такие уроки проходят с помощью потешек, прибауток, песенок.
      Все фразы произносите четко, чтобы малыш слышал их и видел ваш рот во время произношения.
    • Массаж
      Помимо традиционного массажа, сейчас время наступило для развития мелкой моторики (непрерывно связанной с речевым аппаратом).
      Поэтому массажируем стопы и ладошки, делаем пальчиковую гимнастику, трогаем и щупаем различные фактуры.
      Используем шарики-ежики, вкладывая в ладошку малышу, поочередно — в левую и правую. Зажимаем такой шарик между его ладошками, и нежно крутим.
    • Найдите книжку с крупными и схематичными рисунками (либо нарисуйте сами)
      Показывайте ребенку эти картинки, в обязательном порядке проговаривая каждую деталь рисунка.
    • Читайте вашему чаду
      Неважно, что это будет — книга о вкусной и здоровой пище, стихи Ахматовой или сказки (малыш пока еще не понимает сути текста). Главное, как именно вы будете проговаривать слова.
      Ребенок уже понимает ритм языка, и ваши «чтения» станут еще одним кирпичиком, заложенным в фундамент речевого и психоэмоционального развития.
    • Закаливающие процедуры
      Без них тоже не обойтись, если вы хотите, чтобы малыш рос выносливым и здоровым.
      Из наиболее популярных процедур: обтирания влажным полотенцем, воздушные ванны, постепенное снижение температуры воды в ванной на полградуса (до разумных пределов, конечно).
    • Развиваем координацию движений
      Сейчас кроха с удовольствием тянется к игрушкам, развешанным мамой над кроваткой. Вешайте их так, чтобы карапуз мог дотянуться.
      Только не простые колечки/шарики, а игрушки, которые издают звуки. Тогда у карапуза будет больше стимула к ним тянуться.
    Правильное питание детей в первые месяцы жизни имеет важнейшее значение в поддержании здоровья, влияет на рост и развитие ребенка. Качество питания влияет на процесс пищеварения и прибавку массы тела ребенка. (В первые шесть месяцев жизни ребенок увеличивает массу своего тела в два раза, а в течение первого года жизни она увеличивается в три раза). В этот период жизни роль рационального питания трудно переоценить.

    Молоко матери является лучшим питанием для младенцев, т.к. оно содержит все необходимые ребенку пищевые ингредиенты и биологически активные вещества.

    Однако, когда грудное вскармливание не возможно, необходимой становится искусственное вскармливание младенцев. При этом необходимо выбрать качественную молочную смесь.

    Наименование смеси Особенности смеси Производитель Содержание основных пищевых веществ и энергии в 100 мл готовой смеси
    Белки, г Жиры, г Углеводы, г Железо, мг Ккал
    Смеси отечественного производства
    1 МалюткаНоваяформула Сухая молочная смесь высокой степени адаптации по всем нутриентам. Содержит: таурин, L-карнитин, селен, йод. Обладает профилактическим эффектом, алиментарно-зависимых состояний, йоддефицитных состояний. Нутриция, Россия 1,6 3,5 7,4 10,0 68,0
    2 Нутрилак 0-12 Сухая обезжиренная молочная смесь с добавлением деминерализованной молочной сыворотки. Содержание белка понижено. Содержит: таурин, L -карнитин. Низкая осмолярность смеси Нутритек, Россия 1,5 3,4 7,4 0,8 66,6
    Смеси зарубежного производства
    3 Беби Сухая обезжиренная молочная смесь с преобладанием сывороточных белков. Углеводы — в виде лактозы. Содержит: таурин, L -карнитин, железо, селен Kolinsk, Словения 1,54 3,5 7,04 0,9 66,7
    4 Бона Приготовлена на сухом, частично обезжиренном коровьем молоке, деминерализованной молочной сыворотке. Содержит: таурин Нестле, Финляндия 1,5 3,5 7,3 0,73 67,0
    5 Дамил Сухая обезжиренная молочная смесь. Содержит: 100% растительные жиры, L-карнитин, таурин, йод, селен Дания 1,5 3,6 6,99 0,89 66,5
    6 Мамекс плюс Сухая обезжиренная молочная смесь с сывороточным белками и растительными маслами, комплексом витаминов и минералов. Содержит: таурин, селен, B-каротин, олигосахариды, фосфолипиды, нуклеотиды Интернейшл Нутришнл Ко, Дания 1,46 3,61 7,25 0,77 67,3
    7 МДмил Сухая обезжиренная молочная смесь. Содержит: нуклеотиды, селен, таурин, инозитол. Франция«Летри де Краон» 1,6 3,6 7,5 0,6 68,9
    8 Нан Сухая обезжиренная молочная смесь, улучшенного состава, с высоким превалированием модифицированных сывороточных белков. Количество белка понижено. Содержит: нуклеотиды, таурин, L-карнитин, железо, селен, йод. Обеспечивает профилактику алиментарно-зависимых состояний, обладает антиоксидашной защитой. Нестле, Швейцария 1,2 3,6 7,5 0,8 67,0
    9 Нестожен Сухая частично обезжиренная молочная смесь. Белковый компонент преимущественно состоит из казеиновой фракции. Содержит: таурин, L-карнитин, железо. Обеспечивает профилактику срыгиваний, алиментарно-зависимых состояний. Вызывает чувство насыщения Нестле, Швейцария 1,7 3,4 7,4 0,8 67,0
    10 Нэнни Сухая молочная смесь на основе обезжиренного козьего молока, полностью адаптирована. Содержит: железо, йод, холин, карнитин, таурин. Обладает антиоксидантным эффектом. Назначается с рождения для профилактики алиментарно-зависимых состояний, пищевой аллергии. Противопоказана при лактазной недостаточности, непереносимости белков козьего молока Голландия Бибиколь 1,5 3,6 7,6 0,85 69,0
    11 Пилтти Приготовлена на коровьем молоке с добавлением деминерализованной молочной сыворотки. Содержит: карнитин, таурин, лактозу, декстрин-мальтозу Ван ден Берг Фудс, Финляндия 1,5 3,5 7,0 0,7 65,0
    12 Симилак Сухая обезжиренная молочная смесь. Содержит: таурин Абботт.ЛабораторияСША/Дания 1,5 3,6 7,3 0,15 67,6

    Участковы педиатр. Профилактическая медицинская помощь/Н. Л. Черная

    Познавательное развитие ребенка 12 месяца жизни

    Знакомство с окружающим

    Ребенок активно знакомится со свойствами предметного мира, усваивает элементарные правила обращения с различными предметами и вещами, ориентируется в понятиях "можно" - "нельзя", подражая взрослому овладевает элементарными предметными действиями.

    Ориентация в пространстве

    Малыш хорошо ориентируется в комнате, квартире, ближних помещениях. Может подлезть под стол, стул не ударившись (соотносит величину, определенным образом координирует свои движения в пространстве, контролирует дистанцию между собой и предметами).

    Хватание и владения рукой

    Хватая предмет, ребенок открывает ладони в зависимости от его величины. Может схватить одной рукой два кубика, принять одновременно двумя руками три кубика. Уверенно протягивает руку с игрушкой взрослому и выпускает ее (отдает ему).

    Собирает игрушки в ящик, корзину, коробку, открывает дверцы, ящики в мебели. Пытается поставить кубики один на другой, вкладывает и вытягивает кубики из открытого пластикового пакета, тянет за веревку машинку, катит инерционную машинку т.д. Может повторять действия до десяти и больше раз. Использует по назначению различные предметы, игрушки.

    Развитие органов чувств

    В конце первого года жизни ребенка интенсивно развиваются основные органы - прежде всего слух и зрение. Малыш становится внимательным, дольше всматривается в окружающие предметы, более четко дифференцирует звуки, по-разному реагирует на знакомые и незнакомые.

    Ребенок активно подражает действиям взрослого: пытается мыть и подметать пол, пылесосить, убирать, все чаще расставляет вещи на место. Сидя за столом, держит чашку и самостоятельно пьет из нее воду, компот, чай, молоко. Пытается пользоваться ложкой.

    По просьбе взрослого приносит знакомые предметы, игрушки, различает разную тональность требований взрослых, по разному реагирует на нее.

    Предпосылки логико-математического развития

    По образцу может разложить фрукты и овощи различной формы. В корзину, где лежит огурец, кладет другие огурцы, в корзину с яблоками - другие яблоки.

    Задача развития:
    - привлекать внимание ребенка к предметам, вещам, игрушкам, животным, растениям, людям;
    - одобрять попытки сосредоточиться, сконцентрировать внимание, удержать взгляд на ком-то или чем-то;
    - развивать пассивную и активную речь ребенка;
    - помогать развитию действий с предметами на основе словесных указаний взрослого;
    - поощрять самостоятельные действия;
    - поддерживать стремления ребенка повторить их, радоваться по поводу полученного результата;
    - одобрять самые простые проявления исследовательских действий ребенка, сопровождать их комментариями;
    - стимулировать желание ребенка обследовать доступные предметы, вещи, безопасные объекты природы взглядом и прикосновением;
    - приучать выполнять действия, связанные с нахождением предметов и игрушек одинаковых по форме и величине;
    - стимулировать желание ориентироваться на себе, показывать, где находятся глаза, нос, уши, волосы, ноги, руки и т.д.

    Важным условием полноценного познавательного развития младенца является теплое, стабильное, личностное и деловое общение с ним матери и других близких людей. Общение должно включать комментарии и обращение взрослого: "Посмотри, как движутся стрелочки часов", "Какая красивая птичка! Давай ее покормим".

    Привлекая внимание к ярким предметам и игрушкам, объектам природы, людям, вызывая интерес к ним, взрослый побуждает ребенка следить за ними, концентрировать на них внимание, прислушиваться к звукам, радоваться своим впечатлением.

    Рассказывайте ребенку о том, на чем останавливаются его глаза - о цветах, деревьях, животном мире, про снег и дождь, солнце и луну, дома и машины, труд людей, книги и т.д.

    Родители вместе с малышом обследуют доступные предметы, рассматривают их с разных сторон, демонстрируют их свойства, показывают способы действия с ними, предоставляют ребенку возможность для свободы открытий. Игрушки целесообразно вкладывать в руку ребенка, касаясь его ладоней, пальчиков, называть направления движения: "наверху", "сбоку" "внизу".

    Взрослые учат малыша следить глазами ("ориентировочные действия") в направлении местонахождения предметов: "В чем наша книжечка?", "Где висит картина?", "Где играет магнитофон?"

    Тренируйте умение разглядывать и ощупывать предметы привлекательных цветов, формы, фактуры, текстуры, предоставляйте возможность рвать, жмакать бумагу, бросать ее в мусор, стучать одним предметом о другой, в своем присутствии включать и выключать радио, переносить предметы из одного места в другое, зажимать предметы в руке, манипулировать ими.

    Обращайте внимание на привлекательные формы и цвета предметов окружающей среды - домов, автомобилей, афиш, мебели, одежды, побуждайте ребенка коснуться их руками, учите различать вещи по принадлежности членам семьи: "очки дедушки", "сумочка мамы", "бабушкин клубок", "молоток папы", тренируйте умение выполнять определенные моральные правила, прибегать к произвольным действиям ("положи", " подай ", "выкинь", " убери", "пожалей", "покажи, как любишь" т.д.), наблюдать за их последствиями, стимулируйте желание подражать действиям взрослых: "убирать", "гладить", "готовить пищу" и т.п.

    Показатели познавательного развития ребенка 12 месяцев:
    -
    хватая кубик, открывает руку в зависимости от величины объекта;
    - хватает одной рукой два кубика, может принять одновременно двумя руками три кубика;
    - пытается поставить один кубик на другой;
    - протягивает руку с игрушкой взрослому, отпускает ее;
    - различает предметы по форме, величине;
    - самостоятельно пьет из чашки, пытается есть ложкой;
    - по просьбе взрослого приносит знакомые предметы, игрушки;
    - различает разную тональность требований взрослых.

    Эмоционально-социальное развитие ребенка 12 месяца жизни

    Знакомство с окружающими людьми

    Ребенок хорошо ориентируется в пространстве своего жилья и в ближайшем окружении. Он целенаправленно выбирает направление своего движения, стимулирует взрослого идти по его желанию. Ребенок активно подражает действиям взрослого - пытается мыть и подметать пол, пылесосить, убирать, стирать, разбирает и ставит вещи на место, держит чашку и самостоятельно пьет из нее, пытается пользоваться ложкой и т.д.

    Знакомство со своим телом

    Продолжает развиваться интерес к своему лицу, голове, половым органам.

    Эмоции

    Становятся разными формы проявления ребенком внутренних переживаний, они становятся более глубокими, расширяется арсенал внешних проявлений своего положительного и негативного отношения к окружающим.

    Ограничение взрослыми личного поведения ребенка, запреты, вызывает недовольную реакцию. Радуется не только одобрению взрослого, но и самому выполнению поставленной задачи. Малыш проявляет нетерпение, может топнуть ногой, если чем-то недоволен.

    Социализация

    Расширяется круг взрослых и детей, с которыми приходится встречаться ребенку. Он терпимее относится к чужим людям, проявляет к ним интерес, сохраняя при этом определенное расстояние. Малыш все чаще замечает среди окружающих детей, всматривается в лицо, наклоняется к ним, пытается прикоснуться. В незнакомой обстановке ведет себя очень осторожно.

    Общение

    У ребенка накапливается арсенал средств общения, который он интенсивно использует во взаимодействии со взрослыми, формы, приемы, средства общения становятся более разнообразными.

    Годовалый малыш проявляет повышенный интерес к незнакомым людям, наблюдает за ними, сидя на руках у матери, указывает пальцем на тех, кто его заинтересовал, эмоционально отчетливо реагирует на приятных и неприятных людей.

    Задача развития:
    - содействовать развитию подражательного поведения годовалого ребенка , одобрять не только правильное выполнение им показанных взрослым несложных предметных действий, но и попыток обнаружить элементы инициативы;
    - поддерживать попытки ребенка самостоятельно выполнять простые действия и поручения взрослого;
    - спокойно и адекватно реагировать на проявления ребенком позитивных и негативных эмоций, упражнять в умении запоминать реакцию матери и отца на типичные проявления его эмоционально-социального поведения;
    - обогащать впечатления малыша от совместных сюжетных игр и предметных действий.

    Организация жизнедеятельности

    Взрослые организуют жизнь годовалого ребенка таким образом, чтобы совместные игры и занятия чередовались с краткосрочными самостоятельными играми. На протяжении них родители предоставляют ребенку возможность действовать по собственному усмотрению, незаметно обогащают предметно-игровую среду, без нужды не вмешиваются в ход его игры, не прерывают ее словесными указаниями и эмоциональными реакциями.

    Родители становятся активными наблюдателями за поведением и деятельностью ребенка, с пониманием относятся к попыткам участвовать в действиях взрослых.

    Время от времени обращайте внимание ребенка на свое отражение в зеркале, поддерживайте его желание улыбнуться ему, поиграть с ним. Во время общения с ребенком не только выражайте ему свою привязанность, улыбайтесь, но и вместе играйте, занимайтесь несложной предметно-практической деятельностью.

    Развивая у ребенка первого года жизни познавательную активность, направленную на ознакомление с собственным «Я», предлагайте ему время от времени рассмотреть собственные руки, ноги, одежду, пристально вглядеться в зеркало на свое лицо, прическу, детали туалета, разным тоном называйте его имя, используйте относительно малыша ласкательные и сдержанные высказывания.

    Одобряйте малыша за его умелые действия, стимулируя желание повторить их, усовершенствовать, расширить собственный опыт. С пониманием относитесь к попытке малыша освободиться от неудобной одежды, добиться желаемого, достичь комфортного состояния.

    Показатели эмоционально-социального развития двенадцатимесячного ребенка:
    -
    выполняет просьбу взрослого (ищет, находит и приносит то, что просили);
    - радуется своему отражению в зеркале, улыбается и играет с ним;
    - после показа взрослого подражает его простым действиям;
    - общается со взрослыми, используя различные средства и приемы;
    - дифференцирует понятия "можно" и "нельзя", "хороший" и "плохой", "красивый" и "некрасивый".

    Развитие речи ребенка 12 месяца жизни

    Звукопроизношение

    Звучание многих звуков набирает четкости в проговаривании ребенком названий и действий знакомых людей, объектов природы, предметов и вещей.

    Словарь

    Количество односложных слов постепенно вытесняется двухсложными.

    Незнакомые или малознакомые фрукты, овощи ребенок называет словом, которое использовал для других предметов, блюд, однако при длительном повторении взрослыми правильного названия, создает свое слово, приближенное к услышанному.

    Наблюдая невиданные ранее события (плавает рыба, ест орех белочка, клюет зерно голубь, поет и шуршит крыльями петух и т.д.), называет увиденное одно-двухсложными словами с выразительной эмоциональной окраской.

    Наблюдая за работой взрослых в природе, называет исполнителей, некоторые действия, инвентарь.

    Принимает предложение взрослых вместе покормить домашних животных, иногда - диких (птичек, белочку) и выборочно называет некоторые знакомые ему процессы и действия.

    Выполнение действий с игрушками (кормление кошки, качание куклы) сопровождается словами, комментирующими процесс или отражают название предмета.

    Пассивный словарный запас позволяет ребенку ориентироваться в пространстве цветов, предметов, контрастных величин. Нахождение нужного вызывает радость, смех.

    Малыш внимательно следит за игровыми действиями, которые взрослый сопровождает словом, пытается повторить их.

    Ребенок сознательно употребляет слова в форме слова-слога, двухсложные слова упрощенного варианта (ляля, нозя, вава, птися и т.д.). Развиваются первые обобщения относительно привычных однотипных предметов.

    Коммуникативная активность

    Ребенок одного года и збирательно относится к определению объекта общения. Всячески демонстрирует свое желание общаться с родными, близкими, приятными людьми дольше, активно вступает в контакт с ними.

    Малыш способен вступать в кратковременное общение с малознакомыми людьми при условии пребывания вблизи мамы, папы. Категорически проявляет негативизм по поводу приближения и инициирования общения с неприятным, чужим или страшным для него человеком (необычный цвет волос, пестрая одежда, низкий голос, темные очки, наличие бороды, усов и т.п.).

    Ребенок адекватно реагирует на выразительное эмоциональное состояние взрослых. Стремится к одобрению, подтверждению своего успеха близким человеком. Активно добивается от взрослого объяснения названий незнакомых объектов природы, действий с ними.

    Задача развития:
    - учить ребенка понимать взрослого, прислушиваться к звукам его голоса, реагировать на словесные обращения, выполнять по указанию простейшие действия, подражать слогам и простым слова, проявлять желание общаться с родными, прислушиваться к словесным обращениям, активно обращаться к взрослым, используя звуки, жесты, усвоенные слова;
    - совершенствовать умение ребенка четко произносить согласные
    - содействовать становлению его речевых привычек;
    - стимулировать желание ребенка апробировать возможности своих голосовых связок;
    - тренировать малыша в умении использовать звукоподражательные слова;
    - предлагать ребенку показывать предметы, которые называет взрослый;
    - расширять жестовую речь и пассивный словарь ребенка;
    - приучать слушать короткие сказки и стихи.

    Организация жизнедеятельности

    Общаясь с ребенком, взрослый должен охотно говорить, использовать приятные для его слуха интонации, улыбаться, ласкать ребенка, повторять и пропевать звуки, часто проговаривать понятные ему слова (мама, папа, баба, имя ребенка и т.п.).

    В систематических контактах взрослого с малышом гуление приобретает большую активность, ребенок становится инициатором подобных "разговоров".

    Постепенно взрослый вызывает активность младенца не только разговором, но и самим своим присутствием, улыбкой, взглядом "глаза в глаза".

    Затихание ребенка во время общения свидетельствует о концентрации зрительного и слухового внимания, которое является предпосылкой развития его фонематического слуха.

    Правильно поступает взрослый, когда использует в общении с младенцем не только слова - признаки предметов ближайшего окружения, но и названия самых простых явлений природы, растений и животных, качеств людей, разных видов искусства (музыка, картины, стихотворения).

    Во взаимодействии с ребенком первого года жизни родителям необходимо максимально использовать малые фольклорные формы, которые побуждают малыша к двигательной активности - подпрыгиванию, хлопанью в ладоши, взмахивания руками, топанье ногами и т.д.

    Именно сочетание слова с ответным действием способствует пониманию ребенком речи окружающих людей, создает надлежащие условия для постепенного усвоения слов. Молчаливый, строгий, сдержанный в проявлении эмоций, с нарушениями речи взрослый - тормоз на пути речевого развития ребенка первого года жизни , его речевой коммуникации.

    Предметы, явления, действия, которые заинтересовали ребенка, должны объяснятся взрослым полными литературными словами, что будет способствовать обогащению пассивного словарного запаса ребенка. Он должен значительно превышать активный словарь и позволит ребенку понимать имена близких людей, названия домашних животных, окружающих предметов, игрушек, их качеств, действий с ними ("Дай лялю", "Отнеси маме конфету", "Молоко горячо", "Мяч закатился под стол" и т.д.).

    Поскольку у девочек несколько раньше появляются первые слова, эта закономерность требует от взрослого большего внимания к речевому развитию мальчиков (чаще повторять названия явлений, предметов с параллельным показом их качеств, действий с ними).

    Важным путем речевого развития младенца является поощрения к игровым словесным упражнениям: сокрытия лица и открытия его ("ку-ку"), притопа ногами ("догоню-догоню-догоню"), угроза пальцем ("ну-ну-ну"), поглаживание по головке ("Женя цаца") и т.д.

    Взрослые должны создать дома речевую среду и использовать качественные образцы украинской и русской речи, простые по звукосложению слова, элементарные по структуре предложения, приятные звуковые выражения, сопровождать их соответствующими эмоциями, мимикой и жестами.

    Использование родителями одновременно обращений к младенцу на украинском, русском или ином языке может усложнить процесс его становления и развития.

    Показатели развития речи ребенка 1 года:
    - появляется лепет-монолог;
    - слоги, которые произносит малыш, похожи на короткие предложения;
    - подражает звукам, если взрослый побуждает к этому;
    - качает головой ("нет"), если чего не хочет;
    - произносит 5-10 осмысленных слов;
    - реагирует голосом на музыку;
    - отзывается на свое имя и по просьбе "Дай мне";
    - машет рукой, прощаясь со взрослым;
    - понимает запрет "нет", "нельзя";
    - по просьбе взрослого находит и приносит известный предмет;
    - показывает пальцем на то, что его заинтересовало, ждет комментария взрослого.

    Экологическое развитие ребенка 12 месяца жизни

    Восприятие объектов природы

    По просьбе взрослого малыш находит, нюхает яркий цветок, смотрит на птиц, наблюдает за собакой, кошкой, петухом, коровой, лошадьми, смотрит на месяц на темном небе, радуется получением впечатлением.

    Концентрирует внимание на том, что его заинтересовало (листья, падающий дождик, муравей, который ползет по земле, и т.п.) узнает знакомые компоненты природы, положительно реагирует на них, радуется встрече с ними, улыбается. Активизируется интерес к незнакомым объектам природной среды.

    Представление о свойствах объектов природы

    За взрослым повторяет действия с игрушечными животными, звуконаследует знакомых. Может ответить соответствующими звуками на вопрос: "Как кричит курочка, собачка, кошка, корова т.п.)?" Прислушивается к голосу взрослого, который комментирует свои действия с природными объектами, рассказывает о них. Хорошо ориентируется в естественной окружающей среде жилища.

    Практическое знакомство с объектами природы.

    Ползает или ходит за животным по комнате, говоря "кс-кс", "гав-гав", "ко-ко" и другое, пытается прикоснуться к животному рукой, радуется легким поглаживанием ладошкой шерсти домашнего животного от головы к хвосту. Малыш обладает умением приближать руку к животным, растениям без обратных движений, последовательно, прямо, умеет хорошо удерживать пальцами мелкие природные объекты.

    Рука ребенка все больше приспосабливается к величине игрушечной зверушки, ягоды, овоща, фрукта: большой природный объект он принимает растопыренными пальцами; маленький - кончиками большого, указательного и среднего.

    Радостно реагирует на слова взрослого: "Покормлю собачку (кошку, рыбок, птичку и т.д.)", охотно выполняет надлежащие действия вместе или под наблюдением взрослого. Все чаще изъявляет желание принимать посильное участие в уходе за животными и растениями (поливать водой комнатные цветы, положить в миску собаке или кошке еду, насыпать зерна птичке т.п.). Наследует отдельные природоохранные действия родных взрослых.

    Задача экологического развития:
    - воспитывать у малыша восприимчивость к различным объектам природы;
    - обогащать представления о знакомых, расширять сведения о ранее неизвестных;
    - формировать интерес предшествующий любознательности;
    - тренировать руку малыша в способности открываться в соответствии с разной величиной объектов природы;
    - совершенствовать умение ориентироваться в естественной окружающей среде дома и ближайшей к ней территории двора, сквера;
    - обогащать малыша разнообразными впечатлениями, расширять ориентацию в природной окружающей среде;
    - содействовать развитию элементарной формы исследовательской деятельности, радостного ощущения от результатов;
    -привлекать ребенка к посильному участию в уходе за комнатными растениями и домашними животными;
    - тренировать в звукоподражании известным животным (домашним и диким).

    Организация жизнедеятельности

    Экологически развитый ребенок восприимчив к воздействиям природной окружающей среды, чувствует себя в знакомом окружении уютно, элементарно ориентируется в нем, имеет свои первые предпочтения, обладает представлениями и первым опытом элементарного ухода за комнатными растениями и домашними животными.

    Чтобы достичь этих навыков, взрослые обогащают и расширяют опыт общения ребенка с природой, много рассказывают о ней, привлекают внимание к приятному, тормозят появление негативных впечатлений и страхов, связанных с некоторыми природными объектами.

    Поставьте в комнате красивые цветущие растения, привлекайте к ним внимание малыша, привлекайте к совместной деятельности по уходу за ними, время от времени меняйте их местонахождение, наблюдая за реакцией ребенка.

    Заводить ли животное и когда именно, если жилая площадь невелика и годовалому малышу придется находиться с ним в одной комнате, решать самим родителям. Однако стоит помнить, что животное является не только источником широкой гаммы положительных впечатлений, но и дополнительных хлопот, связанных с появлением специфических запахов, шерсти, блох, дополнительной пыли в воздухе. Пока ребенок маленький, не стоит резко менять климатические условия, вводить его в незнакомую флору и фауну. Это - в будущем.

    Пока для его экологического благополучия хватает приятной, уютной, знакомой, приближенной к жилой природной среды.

    Важно вызвать интерес малыша к естественной окружающей среде, показывать и называть то, на чем останавливаются его глаза - яркий цветок, певчую птичку, собаку, кошку, погодные явления (снег, дождь), компоненты космоса (солнце, месяц).

    Вместе с ребенком необходимо обследовать доступные объекты природы, показывать способы действия с ними, стимулировать желание познавать, приветствовать достижения.

    Периодически предоставляйте малышу возможность пальцами рук обследовать массу натертых овощей или фруктов. Не стоит мешать один-два раза исследовать руками пищу, предлагаемую ребенку.

    Показатели экологического развития ребенка:
    - концентрирует внимание на растениях и животных, дифференцирует знакомые и незнакомые;
    - стремится приблизиться, дотянуться, доползти, держась за руку взрослого, подойти к растению, животному, которые находятся в пределах зрения и заинтересовали его;
    - контактирует с объектами природы, исследует их: трогает, сжимает, прокатывают, нюхает, пробует на вкус;
    - повторяет за взрослым звукоподражания животных ("гав-гав", "ко-ко", "му-у-у", "ме-е-е" и т.д.);
    - подражая взрослому, гладит, кормит игрушечных животных;
    - лучше, чем раньше, ориентируется в ближайшем природной среде, имеет в ней предпочтения;
    - открывает руку в соответствии с величиной плода, который стремится взять;
    - подражая взрослому, стремится во дворе кормить птичку крошками белого хлеба, принимает посильное участие в совместном со взрослыми уходе за комнатными растениям и животными.

    Художественно-эстетическое развитие ребенка 12 месяца жизни

    Ознакомление с произведениями искусства

    Если взрослый предлагает вниманию малыша различные игрушки (свисток, погремушки, мельницы, фигурки), движущиеся игрушки (лошадки, птички, бабочки, слинго-бусы, ребенок с интересом их рассматривает, обращает внимание на цвет, форму, фактуру, движение, обследует прикосновением пальчиков и языком, испытывает на звучание и прочность.

    Музыку и песни, колыбельные, музыкальные инструменты ребенок слушает с удовольствием, предпочитает спокойную, ритмичную, мелодичную музыку, колыбельную, радостно воспринимает музыкальные инструменты и их звучание, узнает некоторые мелодии.

    Малыш понимает смысл театрализованного действия, охотно рассматривает театральные атрибуты и играет с взрослыми в народные пантомимические игры ("Гули-гули", "Полетели-полетели", "Кую-кую ножку", "Идет коза рогатая", "Зайчик-зайчик","Где ты", "Ку-ку", "Ладушки-ладушки").

    Художественный образ на языке искусств

    В конце первого года жизни ребенок распознает разную фактуру предметов, получает удовольствие от манипулирования кисточкой, с интересом рассматривает, как взрослый рисует красками, карандашами, мелом. Он делает первые попытки передать характер музыки и звучания детских музыкальных инструментов в движениях, мелодичных звуках, пении. Воспринимает и адекватно реагирует на театрализованную игру, использует мимику, жесты, движения, возгласы и первые слова, понимает слова и содержание прочитанной взрослым сказочки.

    Художественно-практическая деятельность

    Малыш 11-12 месяцев проявляет интерес к карандашу как инструменту графической деятельности: рассматривает его, стучит им, присматривается к действиям, которые выполняет с его помощью взрослый, радуется открытию того, что карандаш оставляет следы на бумаге.

    Ребенок обращает все большее внимание на цвет и форму предметов, наблюдает за их движением, с помощью взрослого использует изобразительные инструменты и материалы, выбирает самостоятельно цвет для практического упражнения, рассматривает и узнает знакомые игрушки по цвету, форме, фактуре, продолжает обследовать их, дает им характерные названия.

    Ребенок активно двигает конечностями во время звучания музыки, имитирует танцевальные движения (приседает, пружинит, ритмично поворачивает туловище в разные стороны), слушает пение, пытается воспроизводить звуки на шумовых, струнных, клавишных детских музыкальных инструментах, узнает знакомые, проявляет интерес к незнакомым.

    Малыш восторженно реагирует и запоминает простые театрализованные действия, примеряет к себе элементы костюма, с помощью мимики, жестов, простейших слов воспроизводит театральный сказочный образ. Активно реагирует на слова, интонацию голоса, повторяет звуки, слова, слушает детские сказки, узнает знакомых героев.

    Предпосылки детского творчества

    Ребенок обследует народные игрушки на ощупь, испытывает их на прочность, не только подражая взрослому, но и по собственному усмотрению. Держит в руке кисточку, карандаш, мел, стучит ими, протягивает к родителям руку, выражая желание увидеть следы от них на бумаге. Радуется, когда взрослый набирает на кисточку краску, водит ею по бумаге, образуя цветные пятна и риски, макает руку в краску.

    Подражая взрослому, ребенок макает в краску свой пальчик и хаотичными движениями сам оставляет на бумаге следы.

    Радуется, когда видит знакомые изобразительные материалы и инструменты.

    Ребенок получает удовольствие от прослушивания музыкальных произведений, звучания музыкальных инструментов, делает первые попытки создать звуки на ударных, струнных, клавишных детских инструментах, подражая интонации взрослого, имитирует пение, с интересом слушает детские песенки и мелодии, ритмическими телодвижениями имитирует танцы.

    Малыш пытается приобщиться к сюжетно-ролевой театрализованной игре, отдает предпочтение определенным ролям, показывает и выполняет простейшие образные движения, использует мимические и пантомимическая жесты, приговаривает, выбирает и примеряет элементы костюма.

    Задача художественно-эстетического развития:
    - привлекать внимание ребенка к предметам ярких цветов;
    - развивать эмоциональную чувствительность к цвету, желание рассматривать картинки, рисунки, иллюстрации, активно реагировать на их содержание;
    - воспитывать умение слушать, реагировать, повторять, обследовать, воспроизводить;
    - создавать радостную атмосферу при общении с искусством;
    - предоставлять возможность выбора;
    - привлекать внимание ребенка к звучанию музыкальных инструментов;
    - развивать желание слушать музыку и радостно откликаться на нее движениями, мимикой, пением, словом;
    - способствовать запоминанию движений, звуков, песен, колыбельных;
    - развивать способность понимать, мимикой, жестами, движениями, криками и речью эмоционально откликаться на героев театрализованного действия;
    - привлекать внимание ребенка к художественному слову, вызывать желание слушать народные сказки, пословицы, поговорки, стишки, занятия;
    - поддерживать у малыша желание подражать, повторять за взрослым звуки, слова, различать тональность голоса при чтении;
    - заставлять ребенка опрятно обращаться с книгами.

    Организация жизнедеятельности

    В конце первого года жизни ребенок охотно занимается самостоятельно в течение 5-8 минут.

    Подготовка и использование качественных художественных материалов, инструментов, произведений искусства, хорошей музыки, песен, музыкальных инструментов, содержательных, интересных детских книг и создание спокойной, веселой, доброжелательной атмосферы, должно способствовать формированию у ребенка эстетических, изобразительных предпочтений и способностей.

    Во время игр с малышом нужно использовать гуашевые краски, пальчиковые краски, разноцветные карандаши, мелки, тонированную и белую бумагу размера А-4, кисти разных номеров, картины, иллюстрации.

    Необходимо прослушивать колыбельные песни, детские песенки, музыкальные произведения, звучание колокольчиков, барабана, бубна, ксилофона, треугольника, гуслей, свирели, гармонии.

    Нужно показывать, приговаривать и выполнять вместе с ребенком действия театрализованной игры, рассматривать театральные атрибуты.

    Невероятно полезно рассматривать книги-иллюстрации, слушать художественное текст, стихи, подражать звуками, движениями, мимикой знакомым персонажам сказок, песен, потешек, поговорок.

    Правильная окружающая среда, где у ребенка будет свобода выбора, где ребенок будет жить естественной жизнью, усилит и повысит устойчивость зрительного внимания малыша, научит чувствовать, воспринимать различные признаки окружающего мира, приучит с детства к сосредоточенности, вниманию.

    Показатели художественно-эстетического развития ребенка

    В изобразительном искусстве:
    - малыш реагирует на все основные цвета;
    - воспринимает и эмоционально откликается на контрастные цвета, форму, величину, фактуру, движение предметов;
    - рассматривает игрушки и предметы, обследует их пальцами, языком, испытывает на звучание и прочность;
    - положительно относится к народной игрушке и получает удовольствие от манипулирования ею;
    - с интересом относится к изобразительной деятельности;
    - имеет представление о некоторых изобразительных инструментах и материалах;
    - не безучастно относится к результатам изобразительной деятельности, делает первые попытки оставить на бумаге следы.

    В музыкальном искусстве:
    - получает удовольствие от прослушивания музыкальных произведений;
    - стремится самостоятельно создавать звуки на детских музыкальных инструментах и наследовать интонации взрослого;
    - откликается на музыку движениями, мимикой, пением, словом.

    В литературном:
    - охотно слушает стишки, сказки;
    - воспринимает и прислушивается к тембру и интонации голоса взрослого, его словам, рассказам;
    - может повторить за взрослым звуки, слова;
    - имеет представление о аккуратном обращении с книгой.

    В театральном:
    - воспринимает и эмоционально откликается на театрализованную игру;
    - выполняет танцевальные движения и узнает знакомые мелодии;
    - положительно относится к сюжетно-ролевой театрализованной игре;
    - пытается принять в ней посильное участие;
    - запоминает простые театрализованные действия.

    С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
    Информацию присылайте на почту