Можно ли научить неслышащего ребенка разговаривать. Чтобы чтение не стало мучением. Ваш сын - глухой
Андрею не было и годика, когда, спасая его от кишечной непроходимости, врачи ввели ему антибиотик. Мальчик выжил, но побочным действием препарата стала глухота...
История с Андреем произошла более двадцати лет назад. Как это ни больно, до сих пор дети часто глохнут от антибиотиков. Несмотря на то, что пагубное для органов слуха действие многих из них известно, антибиотики продолжают назначать при лечении пневмонии, бронхита, кишечных заболеваний. Чаще - в провинции, где у медиков нет выбора лекарств, а порой просто не хватает знаний.
Например, был такой случай. Двухлетнюю Танечку в тяжелейшем состоянии увезла «скорая». Малышка задыхалась, температура до 40 градусов, кашель с кровью...
После того как дочке ввели гентамицин, она стала беспокойной, прятала голову под подушку, - рассказывает мама. - Приехал муж, стал у нее что-то спрашивать. Танюша с удивлением на него глядела и мотала головой... Мы сразу же забили тревогу - ребенок не слышит! Обследовав девочку, врачи объявили, что она оглохла от антибиотиков. Максимум, что можно сделать, - подобрать качественный слуховой аппарат.
Восстановить слух бывает невозможно после вирусных инфекций - гриппа, свинки, коревой краснухи. Но это не значит, что ребенку остается одно - учить язык жестов. Благодаря самоотверженности своих родителей, их преданности Андрей Чернышов, отметивший 20-летие, научился говорить, окончил массовую школу и сейчас работает помощником бухгалтера. Надеемся, что его история обретения речи поможет родителям Танечки и другим, кого постигло это несчастье, не пасть духом и увереннее смотреть в будущее.
Ваш сын - глухой
Андрюша! - несколько раз окликнула 20-летняя мама своего полуторагодовалого малыша. Но возившийся с игрушками сын не реагировал. Только когда Лена коснулась его рукой, он поднял на нее глаза. «Заигрался?..» - с неясным беспокойством недоумевала она, не зная о том, что ее первенец совсем не слышит. Когда Лена позже то и дело узнавала, что Андрюшины сверстники уже вовсю щебечут, в то время как ее малыш лишь бессвязно лепетал, тревога усиливалась. Врачи и знакомые успокаивали: мол, разговорится - мальчики вообще начинают говорить позже.
Лена с мужем все-таки решили показать Андрюшу специалистам. Результаты аудиометрического обследования были удручающими: малыш не слышал. Оперировать бесполезно, а без слухового аппарата он мог слышать только крик у самого уха. «Чем болел? Нет ли наследственности? Не кололи ли ему антибиотики?» - спросили врачи. Лена вспомнила, что, спасая Андрюшу от заворота кишок, ему ввели антибиотик. Тогда она узнала, что около 40% детей, потерявших слух, оглохли от антибиотиков...
Было так тяжело, что думала, не выйду из больницы, - продолжает Елена Ивановна, теперь уже сурдопедагог НИИ отоларингологии им. проф. А. И. Коломийченко. - Спрашиваю: куда же мне с ним теперь? «Успокоили»: «Да что вы плачете, расстраиваетесь - у нас много специальных учебных заведений, где глухие живут и учатся. У них там свой мир, своя среда...»
«Свой мир...» От этих слов стало еще больнее. Казалось, какая-то невидимая сила хочет отнять у нее ребенка. «Как же мы можем отдать его в интернат, оторвать от семьи?» - Лена и муж Константин были в отчаянии.
Андрюшин папа - человек военный, мужественный и всегда сдержанный, - продолжает Елена Ивановна. - Я плакала, а он переживал все молча, но когда вернулись домой - и он не выдержал: лег и заплакал. Мысль о том, что сын никогда не услышит голосов своих близких, была нестерпимой. Собравшись с силами, через три дня я пошла в Институт отоларингологии к сурдопедагогу Любови Сидоренко. Она работала в этом же кабинете, где мы с вами разговариваем (не предполагала тогда, что со временем я, инженер-экономист, окончу дефектологический факультет, и сама буду принимать здесь больных!). Ее обнадеживающие слова запомнила на всю жизнь: «Андрюше нужно учиться говорить. И ни в какой интернат его отдавать не придется - будет учиться в обычной массовой школе». Мне трудно было поверить, что можно разговаривать, не слыша своего голоса. «Поезжай в Москву - сама во всем убедишься», - настаивала Любовь Александровна.
Первые слова
В Москве меня приняла семья, в которой росла глухая девочка. Она разговаривала! Конечно, ее речь отличалась монотонностью, но понять ее можно было без труда. Это было чудом. Посмотрела ее аудиограмму - все, как у Андрюши!
Глухие дети лепечут так же, как и слышащие, - говорит Елена Ивановна. - Но у слышащих лепет «ма-ма-ма-ма», «па-па-па» постепенно трансформируется в «мама» и «папа». У глухих же лепетная речь не развивается.
С лепета и начали обучение. Елена Ивановна брала в руки микрофон, Андрюше надевали наушники и учили следить за губами говорящего. Он говорил «ма-ма-ма» - его останавливали: вот «мама»! И одновременно показывали, как это слово пишется, рисовали картинку или показывали фотографию. Учили, какая разница между звучанием «мма-ма», когда вибрирует щека, и «ппа-па», когда идет толчок воздуха. Каждое слово нужно было выстрадать. Но когда оно получалось - это был праздник. Количество слов и словосочетаний с каждым днем увеличивалось. «Молоко», «поезд», «свет», «открыть дверь» - учила мама, а Андрюша повторял их снова и снова до тех пор, пока не мог их произнести.
Такой, как все
Усилия семьи Чернышовых, потраченные на то, чтобы научить сына говорить, были вознаграждены. 1 сентября с букетом цветов Андрюша пошел в ту же школу, которую в свое время окончила его мама.
Учительницу для него мне позволили выбрать самой. Наталья Прокофьевна была еще моложе, чем я. Она показалась мне добрым человеком - и я не ошиблась.
Андрюшу посадили за первую парту рядом с девочкой. Наталья Прокофьевна объяснила детям, что слуховой аппарат поможет их однокласснику четче слышать контур слова и понимать речь по губам.
Первые дни я буквально дежурила под дверями класса, даже заглядывала в щелочку - как он там, ведь он же не слышит! - признается Елена Ивановна. - И хотя сын был хорошо подготовлен к школе, ужасно волновалась.
«Елена Ивановна, а ваш Андрюша - вон там!» Дети в школе встречали ее приветливо, и у мамы светлело на душе. Когда семье Чернышовых пришлось переехать в другой район, школу менять не стали, хотя добираться было далековато.
Учеба давалась Андрею нелегко, особенно в старших классах, когда появилось много дисциплин. Но поддержка родителей, учителей и школьных товарищей помогла преодолевать трудности. И как было не поддержать открытого, улыбчивого, с мягкими манерами парня, который не покорился судьбе и которого не сломали трудности?..
После школы я поступил в промышленно-экономический колледж, а в этом году окончил его, - рассказывал за чашкой кофе Андрей.
Теперь работаю помощником бухгалтера в одной фирме.
Когда я сказала сотрудникам фирмы, что Андрей не слышит, они поначалу растерялись. Но, познакомившись с ним, сказали: не волнуйтесь, премудрости бухгалтерии он освоит, - вспоминает мама. - Я считаю это большой удачей, ведь сейчас устроиться на работу трудно даже слышащему человеку.
А что делаешь в свободное время? - интересуюсь у Андрея.
Гуляю с собакой, читаю, встречаюсь с друзьями.
А летом?
Нравится путешествовать, купаться в море. В этом году с компанией отдыхал в Одессе...
На прощание Елена Ивановна сказала: «Конечно, сыну намного легче было бы выучить язык жестов, но мы очень хотели, чтобы он был таким же, как все дети. Пришлось запастись терпением, А вообще, это адский труд».
|
---|
Говорящий глухой - подвиг родителей
Будущее глухого ребенка - это процентов на девяносто труд мамы и папы, - говорит председатель Киевской ассоциации родителей и детей-инвалидов с нарушением слуха Елизавета Пушкарская. - И от того, какими они окажутся педагогами, психологами и просто людьми - добрыми или нет - зависит, какая вырастет личность. Это тяжкий труд. Ведь чтобы такого ребенка научить разговаривать, родители должны полностью посвятить себя ему.
К сожалению, не у всех это получается. Мне рассказали о маме с педагогическим образованием, которая не могла справиться с занятиями и помочь своему ребенку. А другая - без образования, зато просто талантливая женщина - успешно сделала это. Проблема многих в том, что все их время уходит на добывание хлеба насущного, и ребенком заниматься некогда.
То, что у слышащих выходит само собой, для глухих зачастую представляет огромные трудности. Например, очень важно развить у этих детей образное мышление и чувство юмора - они воспринимают все очень серьезно. У неговорящих глухих детей сложности с пространственно-временным мышлением - им трудно постичь, что, допустим, Шекспир и Достоевский жили в разное время. Глухим, но с речью, эти вещи понятны. Еще глухие дети чрезвычайно ранимы. Чтобы помочь им обрести уверенность в себе и не обидеть, некоторые мамы проявляют незаурядную изобретательность. Одна из них, например, придумала некую мифическую Марину и на ней расписывала все нехорошие поступки дочери: «Марина шла, развернула конфету, а бумажку бросила под ноги - как это нехорошо!..»
По словам Елизаветы Николаевны, в Киеве около ста реабилитированных детей. У одних уже позади вузы и техникумы. Другим только предстоит пойти в массовую школу, которая даст им возможность больше общаться со слышащими и получить более полное образование - в специальных школах объем знаний иной. Это и более ясная перспектива продолжения учебы. Но для массовой школы ребенок должен быть подготовлен лучше других ровесников - почувствовав, что знает больше слышащих, он сможет быть на уроках активным и успешнее учиться.
О причинах, приводящих к глухоте, рассказала заведующая детским отделением НИИ отоларингологии Лариса Кобзарук:
Глухота может развиваться постепенно, в течение нескольких лет или месяцев, а может наступить внезапно. Поражается либо одно, либо оба уха. Причиной становится вирусная инфекция (от нее слух ребенка может пострадать еще до рождения, если мама болела во время беременности), антибиотики аминогликозидного ряда (стрептомицин, гентамицин, полимицин, каномицин, мономицин), а также травмы при родах. Иногда глухота бывает наследственной.
От чего зависит эффективность лечения?
От того, как скоро его начали, и от степени поражения слуха. Если к лечению приступили в течение месяца от начала заболевания, то вероятность излечения достигает 90-100%. Но, к сожалению, в большинстве случаев родители не сразу замечают глухоту, а врачи поздно ее диагностируют, особенно у самых маленьких. Родителям следует насторожиться, если ребенку приходится повторять несколько раз одно и то же, если он включает телевизор или радио громче, чем следует, или учится говорить позже и медленнее своих ровесников.
Наталья МАТВЕЕВА
Почему ребенок начинает поздно говорить? Как научить его правильно выговаривать звуки? Что делать, если у малыша проблемы со слухом?
Об этом и многом другом корреспонденту "РГ" рассказала логопед Фарида Булатова, посвятившая своей профессии тридцать шесть лет.
Как вы пришли в профессию?
Фарида Булатова: Бог привел. Рядом с моим домом находилась школа-интернат для детей с нарушениями слуха. И я с ними с детства общалась, каталась на их катке. А ведь в советское время такие дети воспринимались как-то странно. Считалось, что у нас в стране нет больных, неразвитых. Не принято было об этом говорить. Потом так получилось, что у меня самой какое-то время были проблемы со слухом.
А когда я повзрослела, то решила поступать в Московский государственный педагогический институт имени Ленина на дефектологический факультет. Тогда в СССР было только три вуза, где можно было получить эту специальность: в Москве, Ленинграде и Киеве.
Я окончила институт, и с тех пор в профессии. Много лет учила неслышащих ребят, затем работала в школе для детей с недоразвитием речи. Также мне довелось руководить Республиканской медико-педагогической консультацией.
И по своему опыту могу сказать, что сейчас все больше детей рождается с различными нарушениями, причем не только речи. Конечно, им нужна постоянная помощь, так что, к сожалению, без работы мы не останемся.
А с чем связана такая тенденция?
Фарида Булатова: Прозвучит тривиально, но в первую очередь с плохой экологией. Всемирная организация здравоохранения еще 20 лет назад опубликовала данные, согласно которым из 10 молодых женщин только восемь могут нормально выносить и родить ребенка. А сейчас их стало еще меньше. И в основном это женщины, живущие в больших мегаполисах. Сегодня сплошь и рядом молодые и, казалось бы, здоровые женщины вынуждены лежать на сохранении с начальных сроков. Приходится выстрадать беременность. И все это сказывается на общем здоровье детей, в том числе и на их речи. Большой процент нарушений дает недоношенность. Конечно же, влияет на это и алкоголизация населения.
Во сколько лет ребенок должен заговорить? Есть ли строгая возрастная планка?
Фарида Булатова: Естественно, эта граница у всех разная. И не надо здесь ориентироваться только на речь. Если ребенок понимает окружающих, выполняет то, о чем его просят родители, эмоционально живой и у него нет перепадов настроения, то все в порядке. А заговорить он может и к трем годам.
Но если к этому возрасту ребенок не понимает обращенной к нему речи и может подолгу безучастно сидеть, то тут, конечно, надо бить тревогу. Необходимо проверить слух ребенка и вести его к специалисту.
Мой сын начал говорить "папа" раньше, чем "мама". Этим он, конечно, тешил отцовское самолюбие. А когда наконец стал произносить "мама", то это слово как бы вытеснило предыдущее. Теперь мамой он называет и жену, и меня. Неужели у ребенка в памяти не могут уместиться два этих слова?
Фарида Булатова: Это нормально. Потому что некоторые дети вообще говорят "маба" или "пама". Он слышит, понимает, но его губы еще не настолько ему послушны. Сочетание "ма" легче, чем "па". Не надо на это обижаться. К тому же дети поначалу не очень хорошо различают фонемы, они их часто путают. Ребенку-то кажется, что он говорит одно, а получается другое.
Когда ребенок должен складывать слова в предложения?
Фарида Булатова: К двум годам. Раньше считалось, что к этому возрасту у детей речь только формируется. Сейчас у специалистов другое мнение: сначала ребенок все впитывает как губка, а потом уже выдает. Бывает так, что какая-то ситуация вынуждает его заговорить.
А к какому возрасту он должен научиться выговаривать звуки?
Фарида Булатова: Обычно, говорят логопеды, к пяти годам. Но я считаю, что надо начинать с четырех лет. Особенно если вы чувствуете, что ребенок не может произнести много звуков.
А уж если к пяти годам не сформировалась правильная речь, надо обязательно идти к специалисту. И до шести лет успеть поставить звуки. Иначе ребенок будет не готов к школе. А там возникнут проблемы с письмом и чтением. Есть такие дети, которые не могут писать диктантов, путают звуки: звонкие и глухие, согласные и гласные. Это как раз тот случай, когда недоработали в детстве.
Как могут родители помочь детям в этом сложном деле?
Фарида Булатова: Во-первых, никогда не надо сюсюкать с детьми. Говорите правильно - у них должен быть хороший пример в лице родителей. И даже если ребенок что-то забавно произносит и нас это очень веселит, мы не должны идти у него на поводу и имитировать неправильную речь.
Также очень важно учить маленьких детей работать ручками. Чем лучше ребенок владеет руками, тем лучше он говорит. Ему надо обязательно давать самому обуваться и одеваться. Хорошо бы лет с пяти научить его завязывать шнурки. А маленьких детей учите нанизывать на веревочку сушки или бусы. Очень полезно лепить из пластилина. Но, если вы боитесь, что ребенок испачкается, сделайте ему соленое тесто. И пока лепите, разговаривайте с детьми, обогащайте их представления о жизни.
Как известно, дефекты речи зачастую бывают связаны с короткой уздечкой языка. И специалисты в таком случае рекомендуют ее подрезать. Можно ли обойтись без этой операции?
Фарида Булатова: Если с раннего возраста видно, что уздечка у ребенка короткая, то лучше ее подрезать. Определить это можно легко, на глаз. Когда малыш пытается высунуть язык, эта самая пресловутая уздечка не дает ему это сделать полностью. В результате язык как бы раздваивается и по форме напоминает лепесток. В таком случае младенца лучше прооперировать. В этом возрасте все быстрее заживает и забывается, а главное поможет нормальному развитию речи. Хотя у меня были случаи, когда я ставила звук "р" детям и с короткой уздечкой. Но это возможно, только если ребенок очень сильно хочет избавиться от дефекта и поэтому старается на занятиях.
Мы разобрались со стандартными случаями. А что делать, если у ребенка нарушения слуха? Всегда ли можно выявить это в раннем возрасте?
Фарида Булатова: К сожалению, диагностировать это сложно. Поэтому всегда надо вслушиваться, всматриваться в своего ребенка. В Детской республиканской больнице есть сурдоцентр, где можно обследоваться.
Предположим, родители узнали, что у ребенка проблемы со слухом. У них, конечно, сильнейший стресс. Что им делать, как себя вести?
Фарида Булатова: Да, смириться с этим, осознать, что твой ребенок не такой, как все, очень тяжело. Тут надо взять себя в руки и думать о его будущем. Кто в таких случаях поможет ребенку, если не родители?
Тем более что медицина на месте не стоит. Сейчас в стране действует бесплатная государственная программа. Если у ребенка нарушения слуха или глухота, в клиниках Москвы и Санкт-Петербурга им вживляют в ушную улитку чип. С помощью этого аппарата дети начинают слышать. Но на этом нельзя успокаиваться, надо дальше заниматься с ними, и здесь потребуется помощь специалистов. Только с операцией не стоит затягивать, чип вживляют до восьми лет.
Меня всегда удивляло, как можно научить произносить звуки ребенка, который их не слышит? Это же волшебство.
Фарида Булатова: Во-первых, всех детей сейчас обеспечивают звукоусиливающей аппаратурой. Но она не такая, как очки: надел и сразу видишь. Аппарат очень тонко подбирается. Кто-то не слышит высокие звуки - пение птиц или голос сопрано. А с помощью слухового устройства ребенок различает, длинное слово или короткое, понимает отдельные слоги и слова. На помощь приходит и визуальное восприятие. Например, я написала букву "м", затем произношу ее в ухо. Потом даю своему подопечному потрогать, как у меня вибрируют щеки, когда я произношу этот звук. Но главное, ребенок должен тебе доверять, только тогда он начнет говорить.
А как сами дети воспринимают свою глухоту?
Фарида Булатова: Кто родился неслышащим, тому проще. Он просто не знает другого. И к тому же ребенок учится в специализированной школе с детьми, подобными ему. Он в своей среде.
А вот если у ребенка был слух и он внезапно его потерял, то это, конечно, трагедия. Я сталкивалась с подобными случаями. Однажды к нам в школу попал двенадцатилетний мальчик, который оглох. Он очень страдал и был склонен к суициду. Мы его просто сторожили, чтобы он ничего с собой не сделал.
И когда во время занятий приходилось заставлять его что-то произнести, а у него это не получалось, он кричал в истерике: "Тебе хорошо, ты слышишь! Тебе легко говорить "повтори-повтори", а я не могу!". Конечно, проще всего в таком случае обнять ребенка и плакать вместе с ним. Но нужно брать себя в руки и продолжать работать - слезами горю не поможешь. Жалеть, плакать - это не продуктивный путь. Надо вселять в ребенка уверенность.
Чтобы ребенок быстрее заговорил
Важно, чтобы родители постоянно с ребенком разговаривали и подвигали его к общению. Например, если малыш хочет что-то взять, не надо сразу давать ему это в руки. Подтолкните к тому, чтобы он попросил предмет, назвал его, выразил свое желание. Может быть, поначалу жестом или каким-то звуком.
В народе всегда была хорошая традиция петь колыбельные песни, играть с ребенком в ладушки. Казалось бы, сидит безучастный младенец в коляске, но на самом деле он все слышит и все понимает. И если мама будет к нему обращаться, улыбаться и что-то рассказывать, ребенку поневоле захочется сделать то же самое.
Большая ошибка современных родителей в том, что они загружают ребенка игрушками. Может, это связано с тем, что они пытаются таким образом откупиться от него. Хочется телевизор посмотреть, за компьютером посидеть и в гости сходить. В советское время дети играли палочками, стеклышками, тряпочками. Детскую фантазию надо будить, развивать. Не стоит покупать игрушку, которая сама писает, плачет и разговаривает. Она ничего ребенку не даст. Предложите ему тряпочку, пусть он из нее куклу сделает и сам за нее говорит.
Марина Мелехова
Методические рекомендации «Как научить читать малыша с нарушением слуха?»
Статья содержит рекомендации для учителей-дефектологов, работающих с детьми с нарушением слуха , по обучению детей чтению. В данной статье раскрыты этапы работы, основные методы и приемы коррекционной помощи при обучении малышей чтению .
Учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
ГБДОУ № 60 комбинированного вида
Санкт-Петербурга
Мелехова Марина Геннадьевна
Дети с нарушением слуха , переступая порог детского сада, имеют крайне бедные представления об окружающих их предметах и явлениях. Они не только не могут их назвать, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы разнородных предметов , с трудом узнают в изменившейся ситуации, не различают предметы по функциональному назначению, не всегда могут соотнести реальный предмет с его изображением. Таким образом, развитие ребенка с нарушением слуха зависит от проблемы формирования его речи.
Чтение является одним из средств компенсации ограниченного речевого общения ребенка с нарушением слуха .
Обучая ребенка чтению, педагог решает следующие задачи :
научить ребенка правильно прочесть слово;
Учить понимать прочитанное
Воспитывать отношение к чтению как к источнику знания и средству общения с окружающими.
Сравнивая пути овладения речью слышащими детьми и детьми с нарушением слуха , можно отметить следующие особенности.
Ребенок, с самого рождения слышащий вокруг себя речь, благодаря этому, еще не начав говорить, понимает много слов, воспринимает устный рассказ взрослого, а к 4-5 годам начинает самостоятельно пересказывать рассказы. В 6-7 лет слышащий ребенок начинает обучаться чтению.
У ребенка с нарушением слуха этот процесс осуществляется по-другому. Ограниченное общение задерживает развитие мышления ребенка, познание им окружающего мира с помощью речи. Это обязывает проводить с дошкольниками большую специальную работу, начиная обучение чтению уже с 2-х лет.
На основании многочисленных исследований, проведенных известным сурдопедагогом-дошкольником Б. Д. Корсунской, установлено, что для глухого ребенка путь восприятия слова через чтение является наиболее эффективным. Чем раньше начинается обучение ребенка с нарушением слуха чтению , тем больше появляется возможностей для его использования в целях развития речи и личности ребенка в целом.
Этапы обучения чтению.
В обучении чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность.
Начиная с 1 года обучения ребенка (2-3 года, широко используется восприятие слов и фраз, написанных на табличках – это глобальное чтение. Подкладывая таблички к предметам, картинкам с последующим приближенным проговариванием, используя таблички в общении, дети овладевают навыком понимания написанного слова. Целостное восприятие написанного слова доступнее маленькому ребенку, чем восприятие слова с руки (дактильно) и восприятие устной речи. Введение глобального чтения позволяет еще до овладения аналитико-синтетическим способом чтения расширить область буквенного анализа и синтеза, совершенствовать навык чтения целыми словами, активизировать накапливаемый словарь. На этом этапе систематически проводятся упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, кистей, упражнения по различению букв, работа с разрезной азбукой.
Первичное восприятие в форме глобального различения слов по значению, установление связи между названием предметов , действий – это основа для последующего аналитического чтения.
На 2 году обучения (3-4 года) дети должны усвоить слова и фразы, данные им для глобального чтения. Усвоить – это знание буквенного и звукового состава слова, восприятие слова как некоторого обобщения, умение использовать в общении : устном и дактильном. Производить анализ слова ребенок может разными способами :
Усваивая его звуковой состав;
С помощью разрезной азбуки;
На основе дактилирования.
Главное – научить детей понимать выраженное в словах содержание. В этом по существу смысл всего процесса обучения чтению ребенка с нарушением слуха .
При обучении дактильному чтению детям предлагаются следующие упражнения :
Подражательные упражнения в восприятии дактильных знаков без сочетаний с буквой;
Упражнения на воспроизведение дактильных знаков в сочетании с буквой;
Систематические упражнения в устно-дактильном чтении слогов, слов, написанных на табличках;
Самостоятельное устно-дактильное называние предметов и действий .
Хочется отметить, что основной формой речи на втором году обучения становится устная речь, дактилология же используется при затруднениях в овладении аналитическим чтением, в усвоении звукобуквенной структуры слова, в овладении грамматическими формами. На данном этапе при обучении аналитическому чтению детям предлагаются следующие виды упражнений :
Работа с разрезной азбукой;
По подражанию педагогу чтение по табличкам знакомых коротких слов – имен детей, названия предметов , действий;
Аналитическое чтение предложений, коротких текстов (из 2-3 предложений) с последующей демонстрацией прочитанного ;
Письмо знакомых слов печатными буквами - списывание с табличек, по памяти.
На 3 году обучения (4-5 лет) детям предлагается освоить восприятие и понимание письменных текстов и рассказов, данных в устной форме, а также самостоятельное изложение. В процессе чтения условно можно выделить 2 стороны :
1. овладение техникой чтения, которая осуществляется первично в дактильной форме;
2. обучение пониманию читаемого .
Техникой чтения неслышащие дети овладевают рано и сравнительно легко, а вот научить ребенка понимать прочитанное – это важная задача . Прочесть слово – не значит понять его значение. Для глухого ребенка сложно понять смысл прочитанной фразы , даже составленной из знакомых слов. Поэтому работа над пониманием прочитанного идет в следующих направлениях :
1. расширение круга жизненных впечатлений ребенка;
2. оформление их в слово.
В процессе работы по выявлению понимания прочитанного педагогом используются следующие виды упражнений :
Демонстрация действий;
Инсценирование;
Подбор иллюстраций;
Ответы на вопросы;
Зарисовка (схематичная) ;
Составление предложений по картинкам или другим наглядным пособиям;
Работа с разрезными предложениями;
Работа с серией картинок для обучения пониманию последовательности событий;
Работа с рассыпным текстом;
Составление рассказа по опорной картине (после серии картин) ;
Запись наблюдаемых ежедневно событий, явлений в окружающей обстановке.
Хочется отметить, что обучение маленьких детей проводится в игровой форме, так как игра способствует лучшему осмыслению и является одним из способов воспроизведения прочитанного . Привлекая всевозможные средства наглядности : натуральные предметы, игрушки, иллюстрации, кукольный театр, изображая действия, педагог ведет рассказ, фиксируя при этом соответствующий адаптированный текст на доске (на табличках) . После дети его читают , выясняется понимание прочитанного и готовится пересказ.
Таким образом, наш опыт свидетельствует об эффективности использования специфических средств и приемов при обучении чтению детей с нарушением слуха .
Выбирая школу для своего слабослышащего или глухого ребенка, родителям нужно учитывать, что при поступлении в специальное или высшее учебное учреждение Украины слабослышащему студенту стоит знать жестовый язык. Если ваш ученик имеет 3-4 степень тугоухости важно, чтобы он дополнительно владел жестовой речью, если ему трудно распознавать речь на слух. Почему? Об особенностях развития детей с недостаточным слухом говорим с руководителем воскресной школы для глухих людей «Слышать сердцем» психологом Анной Блощинской (г.Киев).
Почему вы решили стать сурдопереводчиком? Это довольно редкая профессия.
У меня бабушка и дедушка глухие, у них приобретенное снижение слуха. Моя мама знала жестовый язык с детства, и вся родня владела жестовым языком. Сейчас мама работает сурдопереводчиком на телевидении. Мне нравится помогать глухим людям, а особенно работать с неслышащими детьми. Помню, как мама учила и объясняла, на что обращать внимание и какие акценты ставить во время жестового перевода, как общаться с глухими правильно, учитывая их особенности.
Уроки рисования в воскресной школе
Часто в семье слышащих глухого ребенка стараются адаптировать в слышащем обществе: учат говорить, запрещают использование жестового языка. Действительно ли жестовый язык мешает становлению устной речи и развитию глухого ребенка?
У меня есть слабослышащая ученица Катя. Ее мама слышащая. Женщина с самого начала была негативно настроена против использования жестового языка в обучении дочери. Я часто слышала от нее: «Зачем вы обучаете ребенка жестовому языку? Он не нужен». Я ее пыталась убедить примерами. Вот мы учим слово «ложка»: показываем Кате картинку, сам предмет, пишем слово. Добавляем жест, обозначающий слово «ложка». И ребенок быстро запоминает новое слово. Или, например, изучали дни недели. У ребенка в памяти остается визуальная ассоциация с конкретным днем. Четыре года Катя занималась в воскресной школе, на 5-й год мама увидела смысл использования жестовой речи для развития дочери. Заметив результаты обучения, она поняла, что Кате нужен жестовый язык для понимания окружающего мира.
Как-то в воскресной школе мы изучали разницу между добром и злом. До 11 лет Катя воспринимала мир как добро, не понимая, что бывает еще зло. Абстрактные понятия удалось объяснить с помощью жестового языка и картинок.
Индивидуальные занятия с неслышащими детьми аутистами
Специальные и высшее учебные учреждения в Украине предполагают, что студент со сниженным слухом должен знать жестовый язык. Вся программа для слабослышащих и глухих дублируется сурдопереводчиком. Выходит, что слабослышащий студент, даже если он учился все время в массовой школе, если он не знает жестового языка, просто не сможет дальше овладеть профессией?
Есть глухие студенты, которые прекрасно считывают с губ. Я переводила лекции на жестовый язык в университете Драгоманова и видела, что студенты понимают слышащего педагога, просто наблюдая за ее артикуляцией. Считыванию с губ учат в специальных школах для слабослышащих и глухих. На занятиях нужно было изучать новую терминологию. И им переводчик жестового языка требовался для того, чтобы уточнить некоторые моменты у преподавателя.
Обучение глухих детей брейк-дансу
Какие вы можете дать советы по правильному введению слабослышащего ребенка в слышащий коллектив?
Я вчера как раз общалась с глухим мальчиком из семьи глухих. У него кохлеарный имплант. Он слышит, разговаривает, по губам хорошо читает. Но со слышащими он не дружит. Он захотел пойти в школу интернат № 9 для слабослышащих детей в Киеве, чтобы быть в своей среде. Ведь слышащие дети они очень жестоки по отношению к сверстникам-инвалидам.
Как правильно общаться с человеком со сниженным слухом?
1. Нужно спокойно разговаривать, не надо кричать (почему-то часто слышащие думают, что надо громче говорить).
2. Лучше развернуться лицом к собеседнику, не говорить сбоку или со спины.
3. Четко и медленно произносить слова, не отворачиваться.
4. Чтобы привлечь внимание, нужно дотронуться до плеча.
5. Говорить короткими предложениями.
6. Если чисто глухие, то конечно же писать на листочке или в телефоне.
Творческое рисование воскресной школе (Киев)
Если слабослышащий ребенок учился в слышащей среде, а потом стал изучать жестовый язык. Он попадает в среду глухих. Существует ли культура общения с глухими? Что можно делать, чего нельзя?
Ой, глухие сами научат. Они очень доброжелательно и чутко относятся к новеньким, очень доверчивые. Если ты знаешь жестовый язык, идешь к ним с открытым сердцем, то станешь своим. Глухого ребенка нужно воспринимать таким, какой он есть. Не нужно его ломать, переубеждать, что ему нужна слышащая среда. Я наблюдаю следующую ситуацию: таких детей учат говорить, общаться среди слышащих, но произношение у них не четкое, поэтому они стесняются своего голоса. А слышащие не хотят говорить с глухими. Надо научить ребенка, прежде всего, коммуникации. Комфортно себя чувствовать в мире. Не важно, это будет мир слышащих или глухих.
Например, мой глухой дедушка был актером, он очень здорово дружил со всеми слышащими. И хотя знал, что над ним подсмеиваются, он оставался веселым и открытым, не обращая внимания на такие моменты. Ему мама дала столько безусловной любви, что он себя чувствовал комфортно. Он не комплексовал из-за того, что глухой. А это самое главное в воспитании: принимать себя полностью. Он комфортно себя чувствовал и с глухими, и со слышащими.
Посещение детского бала
А то получается, что мы заставляем глухого ребенка общаться со слышащими, которые его не принимают. Но ведь можно найти интересных глухих интеллигентных людей. Среди них много талантливых актеров, художников, дизайнеров и спортсменов. Бывают, конечно, разные люди, но не надо считать, что среди глухих только бандиты или воры. Слышащим родителям нужно научиться принимать своего ребенка без надрыва, без травмы. Не стоит мучиться, что вот мой ребенок глухой. Лучше такой настрой: да глухой, ну и что, будем учить жестовый язык, будем общаться, найдем среду ему классную.
Я общаюсь и со слышащими, и с глухими. Моя дополнительная деятельность — преподавание в Киевской духовной семинарии. Здесь будущие священники учат жестовый язык, чтобы общаться с глухими верующими. Часто беру своих семинаристов и глухих, мы ходим совместно на мероприятия, для них это практика, а для глухих общение. Я показываю, что поддерживать отношения можно и со слышащими, и с глухими. Не надо культивировать обиды на слышащее общество.
Воскресная школа "Слышать сердцем" поздравляет воспитанников
Киевской школы-интернат № 18 с Днем Святого Николая
Как слышащему родителю начать поиск среды для своего глухого ребенка? С чего можно начать, чтобы преодолеть социальную изоляцию?
Есть общество глухих – в Украине это УТОГ. В каждой области есть свои представительства, где встречаются, общаются такие люди. При них работают культурные центры, где глухой ребенок учиться раскрывать свой талант. В интернете можно искать «кружки для глухих». Есть специализированные школы и интернаты, при них бывают кружки для глухих, приходят инструкторы и проводят с ними занятия (рукоделие, спорт). Даже если в вашем населенном пункте нет представительства УТОГа, нужно искать среду слабослышащих и глухих.
Родителям нужно наблюдать за этой средой. Подружиться с глухими родителями, смотреть, кто из какой семьи, наладить контакт. Пойти вместе на какие-то мероприятия. Глухие введут потом в свою среду. Им тоже интересно такое сотрудничество. Ведь у них возникает потребность в помощи слышащих, когда нужно куда-то позвонить, что-то узнать, а они не могут этого сделать. Каждый раз дергать сурдопереводчика не все готовы. Им не к кому обратиться, поэтому глухие пойдут на такой контакт.
Хочется добавить, что любовь не требует знания языка, ее чувствуют. Поэтому девиз нашей школы: «Превыше всего любовь!», так как не важно — глухой человек или слышащий.
Оксана Гунько
Логопед ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии» Селиверстова Н.В.
В семье рождается глухонемой ребенок. Это звучит как приговор или современный уровень развития медицины, сурдопедагогики, техники позволяет отнестись к этому как в той или иной степени преодолимому барьеру?
Развитие медицинской науки, разработка эффективных методик, современная звукоусиливающая аппаратура дают возможность ребенку пользоваться остатками слуха и развивать на основе слушания речь. Следовательно, термин глухонемой изжил себя. Раньше этот термин применялся к людям, у которых не была сформирована устная речь. Они не умели разговаривать, так как не слышали. Сейчас есть все возможности развить остатки слуха и на этой основе развивать устную речь. Неслышащего ребенка можно научить говорить. Поэтому что делать, если в семье рождается глухой ребенок?
Необходимо выполнение трех условий: ранняя диагностика, ранняя реабилитация и при возможности ранняя интеграция в среду здоровых детей.
Сейчас врачи с помощью специальной техники, компьютерных технологий, могут диагностировать даже новорожденного ребенка. Причиной снижения слуха бывают наследственный фактор, врожденные нарушения слуха, осложнения после болезни и травмы. Но в любом случае установление причин и степени потери слуха имеет большое значение для процесса реабилитации и прогноза на будущее. Необходимо раннее протезирование неслышащего ребенка. Сейчас применяют очень чувствительные цифровые звукоусиливающие аппараты.
Большой эффект дает хирургическая операция- кохлеарная имплантация, когда в ухо ребенка вживляется искусственная улитка. Такие операции проводятся в зависимости от медицинских показаний, желания и возможности родителей. Имплант представляет собой речевой процессор с 24 электродами в титановом корпусе. Операция не относится к разряду сложных и при условии правильно организованного реабилитационного периода дает впечатляющие результаты: ребенок слышит даже шепот, а его речь почти ничем не отличается от речи ребенка с нормальным слухом, причем сроки обучения устной речи значительно сокращаются.
Проблема глухоты стара как мир. И люди, лишенные дара слышать и говорить, как-то приспосабливались к окружающей жизни. На помощь приходило очень важное направление дефектологии – сурдопедагогика.
Сурдопедагогика как наука насчитывает почти трехвековую историю. Накопленный ею опыт огромен и достижения очевидны. Сурдопедагоги делали все возможное: учили глухих считывать с губ, работали над произношением и развитием слухового восприятия, обучали их чтению и письму, создавая таким образом предпосылки для полноценного мышления. Классический метод использует дактилологию – пальцевую азбуку. С ее помощью ребенок запоминает звукобуквенный состав слова, может правильно писать. Но дактилология мешает естественному произношению. Речь получается послоговая, монотонная, неестественная, а значит непонятная нам. Дактилология заменяет моторику устной речи и мешает ее развитию. Нельзя останавливаться на достигнутом. Наука, техника, технология движутся вперед. Создана специальная аппаратура, которая позволяет учить глухого слушать. Надо твердо себе уяснить, что вернуть слух можно только путем кохлеарной имплантации. Но людей и прежде всего детей, с абсолютной глухотой практически нет. У неслышащих в той или иной степени сохранен слух на низких частотах. И с помощью звукоусиливающей аппаратуры нового поколения остатки слуха можно вполне успешно развивать.
Второй важный момент. Вы знаете, что почти все дети с нарушениями слуха посещают специальные детские сады – пятидневки, затем учатся в школах- интернатах. Во всех этих учреждениях дети с нарушенным слухом общаются только между собой. Создается замкнутый социум, выйти за рамки которого мешает глухота и недостаточно развитая, непонятная окружающим устная речь. Не решается главное — интеграция неслышащих в общество людей с нормальным слухом. А ведь для многих это было бы возможным. Сейчас существуют способы, и весьма эффективные, решения этой проблемы.
Занятия с использованием специальной аппаратуры и специальных методик позволяют получить принципиально лучшее качество устной речи неслышащего ребенка. Если ребенок пользуется остаточным слухом с помощью правильно подобранного слухового аппарата, если его речь понятна окружающим, он становится полноценным членом коллектива нормальных людей.
Верботональный метод. В чем его суть, а самое главное преимущества в реабилитации детей, имеющих нарушения слуха и речи?
Ассоциация «СОРДИ» (Ассоциация содействия обучению и реабилитации детей-инвалидов) вот уже 13 лет одним из приоритетных направлений в своей деятельности определила применение в нашей стране верботонального метода реабилитации глухих детей, разработанного выдающимся хорватским ученым Петаром Губериной – основателем и руководителем Центра СУВАГ-Центра реабилитации слушания и речи в Загребе. С 1982 года это официальный Международный центр по развитию верботональной системы и обучению кадров во всех областях применения этого метода. Верботональный метод получил высокую оценку специалистов всего мира, он эффективно используется в Англии, Франции, Бельгии, США и других странах. С опозданием он, наконец, пришел и к нам. Сейчас в 23 городах России, среди них Нерюнгри, Владивосток, Тольятти, Иркутск, Самара, Астрахань, Хабаровск, организовано 26 реабилитационных центров. С 1998 г такой центр существует в Москве – Центр слуха и речи «Верботон». Этот метод используется и у нас в Туле в «Центре детской психоневрологии.»
Верботональная система реабилитации – это комплексный подход к решению проблемы глухоты. Его технической основой являются электроакустические аппараты серии «Верботон». Как я уже говорила, подавляющее большинство детей имеют остаточный слух на уровне низких частот. Аппараты серии «Верботон» имеют возможность трансмиссии низких частот и таким образом обеспечивают подбор оптимального слухового поля. Аппараты эти дорогие и имеются только в центрах, работающих по верботональной методике.
Так что же дает использование этих аппаратов?
Самое главное – это занятия и с использованием аппарата «Верботон», которые развивают у детей слуховое восприятие и формируют устную речь. Второе — функциональная диагностика, проводимая с помощью нашей аппаратуры, позволяет сделать это с гораздо большей степенью точности. Ведь правильное представление о состоянии слуховосприятия делает реабилитацию более успешной. Используется аппарат серии «Верботон» и для решения многих логопедических проблем: общего недоразвития речи, дизартрии, задержка речевого развития, заикания.
О технической стороне верботонального метода мы теперь имеем общее представление. Каковы его другие составляющие?
Верботональный метод- это природный метод развития устной речи. Ранее существовало представление, что если поражен слуховой анализатор, то надо за основу брать не слух, а другие анализаторы: зрительный, двигательный и т.д. Мы же исходим из того, что человек не слышит. Значит, глухого надо научить слушать и через слуховое восприятие развивать речь. Повторяю, еще раз, в основе лежит процесс обучения слушанию, формирования на этой основе устной речи и, как следствие, развитие мышления.
Неотъемлемой частью нашего метода является самое активное участие родителей в реабилитации их ребенка. Мы знакомим родителей с нашей методикой. Они обязательно присутствуют вначале на занятиях, получают любые необходимые им консультации. Мы учим родителей, как правильно общаться с детьми. Это очень важное слагаемое успеха. И вы знаете, такие занятия сближают маму с ребенком.
Итак, в заключении хотелось бы сказать: первое – залогом успеха является ранняя диагностика. Если вас что-то беспокоит в ребенке в плане слуха, немедленно обращайтесь в сурдологичекие центры. Детский лепет – это еще не речь. Будьте чрезвычайно внимательны к новорожденным. Ведь мы в России насчитываем почти 600 тысяч детей с нарушениями слуха, из них более 50 % с 3-Й-4 Й степенью тугоухости, а 120 тысяч – глухие.
Второе – процесс реабилитации очень сложный, он требует от всех, кто окружает ребенка, большого терпения и сил. Нередко глухота отягчается неврологическими, психическими, нарушениями и тогда комплекс проблем возрастает.
Третье – родители неслышащих детей должны быть хорошо информированы о возможных вариантах оптимального для них преодоления барьера детской глухоты. Многое зависит от места проживания, физического развития и других факторов. Что выбрать: традиционный метод или верботональный? Решать родителям.