• Логопед после инсульта. Восстановление речи после инсульта: что необходимо знать родным больного. Как лечить афазию и дизартрию

    На протяжении некоторого периода времени после инсульта больной испытывает затруднения с речью. Но для полноты восприятия окружающего мира, а также здоровья психики возвращение навыков является ведущей проблемой. Восстановить способность говорить следует в максимально сжатые сроки.

    Некоторые пациенты проходят реабилитационный период очень быстрыми темпами. Им хватает нескольких месяцев и даже недель. Другим требуется длительная работа с логопедом, чтобы посредством регулярно проводимых занятий к ним вернулось умение общаться с окружающими людьми. Случается, что речь так и не восстанавливается полностью и остается ограниченной.

    Как осуществить восстановление речи после инсульта? Что нужно делать? Ответы на вопросы будут даны в этой статье.

    Надо отметить, что такой процесс не отличается простотой. Современной медициной в этом направлении широко применяются стволовые клетки. Помимо этого восстановление нервных импульсов проходит при занятиях с логопедом.

    Применение стволовых клеток

    Можно ли восстановить речь после инсульта посредством стволовых клеток? Современная медицина доказывает, что с подобной терапией организм получает дополнительные душевные силы, у человека повышается стремление к выздоровлению, улучшается настроение. Максимальной результативностью данный метод обладает в том случае, если он был применен в первые дни после случившегося инсульта.

    Как восстановить речь после инсульта стволовыми клетками? Такая процедура проводится при амбулаторном лечении. Требуется две процедуры, между которыми должен быть трехмесячный отдых. Лечение начинается с восстановления сосудов. Проводятся процедуры по устранению ишемии, атеросклероза и тромбоза, ликвидируются спазмы.

    Сосуды приобретают эластичность, оптимизируется толщина их стенок и сами русла. В тех областях, где был закупорен и разорван сосуд, начинаются образовываться новые коллатеральные пути.

    Речь после инсульта

    Сроки восстановления речевой функции тесно связаны с площадью поражения нервных клеток в коре головного мозга, которые отвечают за речь. Чем обширнее повреждение мозга, тем более медленными темпами восстанавливается способность говорить. Если за год еще есть надежда вернуть утраченную речь, то со временем темпы реабилитации замедляются.

    Организм человека, перенесшего инсульт, постепенно адаптируется к оставшимся дефектам в речи. Поэтому окружающие люди должны проявлять понимание. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы больной замкнулся в себе и был изолирован от людей. Чтобы восстановить утраченную функцию, человек должен больше общаться, принимать участие в различных обсуждениях, выполнять упражнения несложного характера.

    Виды нарушения речи после инсульта

    Любой вид нарушения речи после инсульта можно постепенно ликвидировать. Чтобы реабилитация проходила удачно и быстро, следует разобраться в специфике дефекта и правильно подобрать лечебную методику. Встречаются такие нарушения, как сенсорная и моторная афазия.

    При моторной афазии речь воспринимается больным на слух и даже понятна ему. Однако для человека составляет огромную трудность произносить слова самостоятельно или формулировать мысли. Пациент с трудом читает и пишет. Чаще всего эти функции вовсе утрачиваются.

    Что такое сенсорная афазия? Больной может бормотать что-то не подлежит его контролю. Навык чтения не утрачивается, но для пациента смысл написанного непонятен. Способность к написанию слов полностью отсутствует.

    В результате перенесенного инсульта речи больного присуща сумбурность. При говорении он усиленно жестикулирует, включает экспрессивную мимику и множество различных интонаций. Человек пытается сформулировать свои мысли, но это у него не получается, так и подбор нужных слов утрачен. Пациент может проявлять агрессию, зачастую плачет. Состояние у него нервозное. После инсульта утрачивается адекватное восприятие окружающего мира.

    Как проходит восстановление речи?

    Как восстановить речь после ишемического инсульта? После стабилизации состояния больного врачи советуют незамедлительно приступить к мероприятиям, способствующим восстановлению навыков говорения. Чтобы темпы реабилитации были быстрыми, с пациентом должен работать профессиональный логопед, но психологическая поддержка родных людей также крайне важна.

    Как восстановить речь после инсульта? Упражнения, разработанные специально для этой цели, широко применяются логопедами. Работа специалиста построена на поэтапном возвращении утраченной функции посредством разных заданий: работы с карточками, раскладывания детского лото, произношения слов по слогам и полностью. Врач может научить больного компенсировать недостаток словесного выражения жестами.

    Занятия нельзя приостанавливать даже в том случае, если желаемый эффект долго не достигается. Рано или поздно упорные старания врача и пациента дадут свои результаты.

    Как восстановить после инсульта средней тяжести речь? Рекомендации относительно того, как проводить упражнения по ее восстановлению, отличаются четкостью. Главной целью занятий является заставить клетки, расположенные в пораженной области мозга, выполнять утраченные функции. Это достигается посредством постоянных тренировок. Больному необходимо слышать живую речь. С ним следует постоянно общаться. Это поможет ему начать воспроизводить звуки.

    Что касается произношения целых слов, то в случае полного отсутствия навыка говорения пациенту предлагается произносить отдельные звуки и слоги. С этой целью человеку говорят часть слова или фразы. При этом окончания не договариваются. Пациент должен сам их произнести.

    Благотворное влияние на развитие способности к воспроизведению слов оказывает пение. Если петь больному и предлагать ему подпевать, то он намного быстрее восстановит речь. Такой метод отличается высоким уровнем эффективности.

    Очень важным является восстановление способности произношения звуков. Возможно, человек способен разговаривать, но за счет сильного нарушения иннервации мимических и жевательных мышц происходит их застывание.

    Упражнения для разработки мышц

    Как восстановить речь после инсульта? В обязательном порядке требуется разработка лицевых мышц.

    Пациенту предлагается:

    • складывать губы в трубочку;
    • оскаливать зубы;
    • максимально выдвигать язык вперед;
    • слегка прикусывать челюстями то верхнюю, то нижнюю губу;
    • облизывать губы языком в обоих направлениях.

    Работа логопеда

    После того как будет проведено обследование больного и определен тип афазии, следует немедленно приступить к занятиям с логопедом. Следует отметить, что у трети людей, перенесших инсульт, на момент выписки из больницы речь полностью восстановлена. Конечно, такое возможно, если в больнице имеется логопед, который проводит занятия с пациентом с первой же недели его болезни.

    Что такое логопедия?

    Логопедия — наука, занимающаяся изучением нарушений речи, разработкой путей их преодоления и предупреждения, методами коррекционной работы. Больные, которые даже после занятий с врачом выписываются с тяжелым нарушением речи, при последующей работе, проводимой с регулярностью, могут справиться с недостатками и приступить к работе.

    Методы, применяемые логопедами

    С самого начала логопедом проводится "размораживание" нарушенных на основе прежних стереотипов. Врач проверяет реакцию больного на слабые раздражители, к примеру приглушенное говорение. Работа построена про принципу нарастания уровня заданий от легких к сложным.

    Здесь учитывается тот немаловажный нюанс, что подборка упражнений осуществляется индивидуально, с учетом степени поражения пациента. Принимается во внимание и тип афазии.

    Для одного человека будет легко называть предметы, для другого - поддерживать диалог и т. д. Но нельзя постоянно давать легкие задания. Их сложность должна неуклонно расти.

    Первое занятие не должно стать для пациента обременительным. В начале реабилитации рекомендуется использование материала, имеющего эмоциональную значимость для больного. Также подбирается и соответствующая смысловая нагрузка.

    Что нельзя предлагать на начальных этапах лечения?

    Проведение начальных этапов лечения имеет огромное значение. Не рекомендуется предлагать прорабатывать отдельные слова вне контекста и подключать звуки. Для восстановления речи логопедом должны быть созданы всяческие условия для того, чтобы больной как можно быстрее смог поддержать беседу.

    Применение пения

    После инсульта быстрее восстановить речь поможет пение. Занятия логопеда с включением элементов музыки дают положительные результаты. Если пациент затрудняется закончить предложение, которое начал логопед, то можно предложить прослушивание и пение любимых песен. Необходимо выяснить, какие песни любит и знает больной. В процессе пения слова сначала произносятся пациентом нечетко. Постепенно произношение их улучшается. Такое задание должно протекать в позитивной атмосфере. Больному оно приносит удовольствие.

    Сразу после того как пациент сможет произносить слова, следует вызвать у него интерес к самостоятельным занятиям. К примеру, предложить ему вставить в предложения пропущенные буквы или предлоги.

    Какие методы применяются для людей с сенсорной афазией?

    Для людей с сенсорной афазией применяются наглядные материалы. Больному показывается картинка, которую предлагается срисовать, если это позволяет сделать его состояние. Затем называется слово, символизирующее изображение. Все действия, которые проводятся логопедом, сопровождаются доброжелательными спокойными комментариями: «Давайте поправим подушку», «Поднимите, пожалуйста, голову», «Теперь можете положить голову на подушку». Так можно восстановить речь после инсульта при наличии сенсорной афазии.

    Больные с подобным нарушением плохо различают близкие по звучанию слова. Подходящим упражнением является применение рисунков. Пациент должен показать названный предмет. К примеру, выбираются такие пары созвучных слов, как "том — дом", "точка — почка" и т. п.

    Продолжительность занятий

    Продолжительность занятий и промежутки между ними зависят от индивидуальных возможностей пациента. Средним показателем является 7-15 минут. Через два месяца упражнения можно проводить в течение получаса. Следует также держать под контролем нагрузку речевого и слухового аппарата пациента.

    В палате должно быть спокойно, не должно быть включено радио или телевизор.

    Помощь логопеда на поздних этапах

    Если помощь логопеда не была оказана в первые недели заболевания, то нарушения в речи отличаются стойкостью. И в этом случае восстановить утраченную функцию можно, но работать с больным должен афазиолог, который обладает своими методами.

    Поддержка человека, перенесшего инсульт

    Очень важно поддержание в больном оптимистического настроя. Персонал больницы, родственники пациента и логопед не должны дать почувствовать человеку, что он инвалид. Иначе человек замкнется в себе и воспримет болезнь как приговор. После инсульта эмоциональная восприимчивость пациентов слишком высока. будет в этом случае лучшим помощником в деле восстановления утраченной способности к говорению.

    Можно ли проводить самостоятельные занятия под руководством близких людей?

    Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? Самостоятельные занятия родственники могут проводить только с разрешения врача. Здесь важно не переусердствовать. Не следует излишне перегружать больного или же давать ему непосильные задания.

    Родственникам зачастую не хватает терпения, и они хотят достичь желаемого результата в короткие сроки. Малая успешность в выздоровлении вызывает у них разочарование, которое выражается в мимике и жестах. Пациент, уловив такую реакцию близких людей, теряет оптимизм и впоследствии может отказаться от проведения лечения. Поэтому на занятиях с логопедом родственники пациента не присутствуют.

    Важные замечания

    Чтобы восстановить речь и память после инсульта, рекомендуется настойчиво заставлять больного проговаривать названия окружающих предметов. Доказано, что пациенты лучше запоминают предметы, нежели действия.

    При общении с человеком, перенесшим инсульт, важно учитывать, что во время параллельного разговора нескольких человек больным плохо различаются звуки и слова.

    Тем, кто перенес инсульт, нельзя осуществлять просмотр телевизора более 2 часов в день. Следует подбирать только спокойные К примеру, любителей спорта спортивная передача побудит к комментариям, что окажет свое воздействие на восстановление речи.

    Народные средства

    Могут ли восстановить речь после инсульта народные средства? Испытанным методом, употребляемым в народе, является использование нарезанной тонкими ломтями или натертой черной редьки. Ее следует держать во рту. При этом в ротовой полости возникает чувство жжения и покалывания. Также из редьки делается компресс. Его прикладывают к поврежденному лицевому нерву.

    Заключение

    В статье были рассмотрено, как восстановить речь после инсульта. Процесс этот долгий и кропотливый. Он требует усердия как пациента, так и врача. Терпение, поддержка близких людей, спокойный настрой и четкое следование рекомендациям врача помогут заболевшему человеку справиться с недугом.

    При ОНМК почти всегда затрагиваются речевые центры. Повреждения бывают разными: у одних больных лишь незначительно страдает дикция, другие – полностью теряют возможность выговаривать слова. Восстановление речи после инсульта начинают на ранних этапах лечения, чтобы предотвратить стойкие речевые нарушения.

    Почему пропадает способность разговаривать

    При инсультном приступе прекращается доступ крови к церебральным структурам, и мозговые клетки погибают. Когда очаг поражения затрагивает речевые центры, то развивается нарушения дикции или развивается афазия, когда человек полностью теряет способность разговаривать.

    Второй, менее опасной причиной, является паралич лицевой мускулатуры. Люди утрачивают способность нормально говорить из-за того, что половина языка «не слушается» и не получается полноценной артикуляции.

    По характеру возникших нарушений выделяют несколько видов афазии:

    • Тотальная. Инсультники не говорят и не понимают обращенные к ним слова. Сознание спутано, возможна полная амнезия.
    • Сенсорная. Развивается при поражении височных долей (центр Верники). Человек может частично разговаривать, но не понимают значение слов.
    • Моторная. Мозговые центры не нарушены, проблемы с артикуляцией появились из-за паралича языка и лица.
    • Амнестическая. Похожа по проявлениям на сенсорную, но больные теряют способность распознавать названия предметов.
    • Семантическая. Люди не могут понять сложные предложения и общаются с помощью коротких простых фраз.

    Методика восстановления речи после инсульта подбирается с учетом механизма нарушения. Моторная афазия устраняется легко, а вот тотальная потеря речи требует сложной программы реабилитации и редко бывает успешной.

    Методы восстановления нарушенных речевых функций

    При афазии после инсульта лечебные мероприятия начинают, когда исчезает угроза для жизни и состояние пациента становится стабильным. При ишемическом приступе, если появились нарушения речи, лечение проводят с 1-3 дня, а когда произошло мозговое кровоизлияние – на 5-7 сутки.

    Раннее начало занятий поможет быстро вернуть речь и сохранить больному способность полноценно общаться.

    Методика восстановления подбирается индивидуально, с учетом механизма афазии и очага поражения мозговых структур.

    Методы восстановления речи после инсульта зависят от стадии постинсультного периода. На раннем этапе проводится:

    • медикаментозная терапия;
    • массаж;
    • занятия с логопедом.

    Но в стационаре только намечают пути восстановления, а дальнейшие лечебные мероприятия будут проводиться дома. Родственникам пациента подробно рассказывают: что делать, чтобы вернуть речь.

    Можно ли восстановить речевые функции полностью?

    В момент выписки точный прогноз неврологи дать не могут. Успех восстановительных мероприятий, проводимых в домашних условиях, зависит не только от тяжести мозговых повреждений, но и от регулярности проводимых занятий. Немаловажную роль играет и психологический настрой пациента – нужно помочь человеку поверить, что он снова сможет нормально разговаривать.

    Медикаментозная терапия

    Препараты для восстановления речи после инсульта на ранней стадии применяют для ограничения очага поражения и улучшения питания нервной ткани. Пациентам назначают:

    • ноотропы (стимулируют регенерацию и помогают восстановить функции мозговых клеток);
    • гипотензивные средства (необходимы при критических подъемах АД);
    • кроворазжижающие препараты (уменьшение вязкости крови позволяет улучшить церебральное кровообращение);
    • диуретики (применяются для снижения отечности мозговой ткани).

    Дополнительно, для стимуляции восстановительных процессов, могут применяться:

    • Глиатилин;
    • Цераксон;
    • Актовегин;
    • Мексидол.

    Медикаменты позволяют снизить тяжесть мозговых нарушений, но одних лекарств для восстановления речевой функции недостаточно.

    Упражнения для улучшения дикции

    Прежде чем проводить упражнения для восстановления речи, следует запомнить несколько правил:

    1. От простого к сложному. Не нужно форсировать события, начинать надо с простых движений губами и языком.
    2. Хвалить за малейший успех. Если инсультник поверит в свои силы, то восстановление речи будет более успешным.
    3. Избегать переутомления. Если человек устал или утратил интерес, то лучше отложить занятие.

    Первые упражнения для развития речи проходят под наблюдением логопеда в стационарных условиях. В этом периоде оценивается характер возникших отклонений, подбираются эффективные упражнения, которые необходимо выполнять в домашних условиях. Но не следует увлекаться: для достижения успеха достаточно ежедневно делать предлагаемые движения по 5-10 раз.

    • Сложить губы трубочкой и выдохнуть воздух, издавая звук «У».
    • Покусывать зубами сначала нижнюю, а затем верхнюю губу. Поможет восстановить тактильные ощущения. Кусать слегка, не повреждая ткани. При сильном расстройстве чувствительности на лице упражнение делать не рекомендуется.
    • Улыбаться, стараясь, чтобы уголки рта приподнимались симметрично.
    • Высовывать свернутый в трубочку язык
    • Почмокать губами.
    • Водить языком по зубам и мягкому небу, облизывать губы.
    • Медленно надувать и сдувать щеки, стараясь, удерживать воздух парализованной и здоровой частью губ.

    Массаж

    Когда нарушена речь после инсульта, у больного отмечаются дополнительные расстройства:

    • слюнотечение;
    • «обвисание» щеки и уголка рта;
    • проблемы с принятием пищи (во время пережевывания еда вываливается изо рта).

    Массажные процедуры помогут улучшить мышечный тонус и восстановить нарушенную мимику. После снижения тяжести пареза инсультнику станет легче выговаривать слова.

    Массажируют точки на лице и языке (расположение надо уточнить у специалиста), проводится мягкое поглаживание и растирание щек, лба и подбородка.

    Скороговорки для восстановления речи

    Родители помнят, что детям с невнятной речью подбирали скороговорки, позволяющие улучшить артикуляцию звука. Восстановление дикции взрослых проводится по аналогичной схеме. Подбирая скороговорки для восстановления речи после инсульта, надо руководствоваться следующими правилами:

    1. Начинать с простых. Сначала выбирать короткие, из 1-3 предложений, вызывающие умеренное затруднение в произношении.
    2. Добавлять буквы постепенно. Сначала надо добиться артикуляции 1-2 звуков, а затем добавить следующие. Большая логопедическая нагрузка вызовет у взрослого перенапряжение речевого аппарата.
    3. Добавить в занятия элемент игры. Механическое произношение слов поможет меньше, чем совместное разучивание скороговорок. Если в семье есть маленький ребенок, плохо выговаривающий слова, то хорошим вариантом станут одновременные учить рифмы с малышом и с родственником, перенесшим инсульт.

    Обратите внимание! Для тренировки работы губ наиболее подходят скороговорки со звуками “Б”, “П”, а для языка – “Л” и “В”. Примеры приведены ниже.

    Со звуком “Б”:

    • Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела – белой даже не была.
    • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

    Со звуком “П”:

    • Пошла Поля полоть в поле.
    • Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

    Со звуком “Л”:

    • Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
    • Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

    Со звуком “В”:

    • Вавилу ветрило промоклосквозило.
    • Не видно – ликвидны акции или не ликвидны.

    Проблемы с речью после инсульта исчезнут скорее, если человек будет время от времени произносить стишки или считалки. По мере тренировки артикуляции у человека появится правильная речь, улучшится мимика, появится уверенность в собственных силах.

    Применение народных средств

    В дополнение к массажу и логопедической гимнастике врачи рекомендуют использовать фитотерапию. Хорошо помогут отвары и настои из следующих растений:

    • шишки сосны;
    • калина;
    • чабрец;
    • можжевельник;
    • шиповник;
    • земляника;
    • календула.

    Общеукрепляющее действие оказывают хвойные ванны. Содержащиеся в хвое эфирные масла улучшают мышечную подвижность и улучшают позитивный настрой. Если есть противопоказания для принятия общей ванны, можно делать ванночки для ног.

    Помощь логопеда после инсульта

    Работа логопеда после мозгового удара заключается в следующем:

    • оценка речевых нарушений;
    • подбор тактики для устранения речевых отклонений;
    • коррекция упражнений с учетом прогресса в восстановлении речи.

    Логопед после инсульта с речевыми нарушениями становится одним из важных врачей для обеспечения полноценной реабилитации.

    Занятие с логопедом для лежачих больных проводится дома, а пациентам, способным передвигаться, рекомендуется посещение поликлиники. В большинстве специализированных учреждений есть логопед для взрослых, помогающий устранить речевые отклонения. Дополнительным плюсом инсультнику станет смена впечатлений и возможное участие в групповых занятиях с «товарищами по несчастью».

    Логопед для взрослых после инсульта нужен, чтобы избежать стойких речевых расстройств. Чем раньше начнутся восстановительные мероприятия, тем больше шансов у пациента начать нормально разговаривать.

    Вспомогательные инструменты

    На сегодняшний день существуют приложения для смартфонов и планшетов, способные помочь людям, чья речь мало понятна или тем, кто не может говорить вовсе.

    Как пример, приложение “Пойми меня”. Интерфейс программы состоит из интуитивно понятных пиктограмм с подписью на русском языке. С их помощью можно формировать понятные короткие предложения. На видео ниже показан принцип работы с приложением.

    Программа предлагается в двух версиях: бесплатная и платная. Скачать и установить приложение для Android можно с Google Play по ссылкам ниже:

    • https://bit.ly/2ryWq4f – бесплатная версия;
    • https://bit.ly/2PAJqob – платная.

    Бесплатная версия программы сильно ограничена в функционале. Но с помощью нее можно сделать вывод: подходит она вам или нет.

    Цена платной версии довольно символическая. На данный момент она составляет всего 51 руб.

    Большая часть больных, перенесших инсульт, страдает от нарушения речи. Помимо расстройства двигательных функций, проблемы с речью являются одним из наиболее тяжелым для самого больного. Ведь отсутствие общения, возможность разговаривать со своими близкими является дополнительным стрессом.

    Очень важно постараться восстановить речь больного, однако надо понимать, что этим должен заниматься исключительно специалист-логопед.

    Виды речевых расстройств, возникающих после инсульта

    Нарушения речи после инсульта называются афазией. В зависимости от очага и степени поражения мозга различают несколько видов такого расстройства:

    • Тотальная афазия - полная неспособность пациента разговаривать. Он не понимает обращенную к нему речь и не может ответить.
    • Моторная афазия означает отсутствие способность говорить при полном понимании собеседника. Иногда при этом нарушении человек способен произносить отдельные звуки, но сложить их в полноценную слова он не может.
    • При сенсорной афазии, наоборот, нарушается способность воспринимать речь. При этом пациент имеет полностью сохранный слух и может говорить сам, однако родная речь, обращенная к нему, кажется ему иностранной.
    • Амнестическая форма отличается невозможностью называть предметы. Больной может говорить и понимает собеседников, однако из своего словарного запаса ему трудно выбрать нужное слово, он как будто забыл нужные названия.
    • При семантической форме человек затрудняется с восприятием сложных речевых конструкций. Простые фразы и слова он понимает легко.
    • После инсульта возможно появление .

    Помимо системных нарушений речи больные после инсульта могут страдать различными видами . Из-за затруднений двигательной активности возникают сложности с произношением звуков, речь становится невнятной, слова и фразы искажаются.

    Занятия логопеда по восстановлению речи после инсульта

    Работу по коррекции речевых нарушений следует начинать сразу же после прохождения острого периода заболевания. Если в больнице есть логопед, занятия начинаются уже во время лечения. Однако нужно понимать, что только специалист, имеющий опыт работы с афазией, может определять тактику проведения занятий.

    Логопед-афазиолог сможет точно установить вид нарушения речи и распланировать коррекционные мероприятия. На практике редко встречается явный и чистый вид нарушения, поэтому эффективное направление восстановительной работы определяется индивидуально с каждым пациентом.

    В соответствии с состоянием больного и типом речевого нарушения составляется личный план занятий, однако основные принципы сохраняются в любом случае:

    • Наиболее важный период для коррекции речи после инсульта - первые полгода-год. Впоследствии пациент адаптируется к своему состоянию и регенеративные способности мозга снижаются. Хотя даже и через год и позже коррекция состояния речи вполне возможна при работе хорошего логопеда и поддержке родственников.
    • Занятия не должны перегружать больного. Первые уроки могут длиться не более 5-7 минут, впоследствии удлиняясь до получаса. При этом только специалист может оценить нагрузку и способность пациента заниматься.
    • В начале занятий логопед должен провести речевое растормаживание, для чего не требуется сложных упражнений. Важно найти эмоциональную составляющую, на которой пациент захочет выйти на диалог. Поэтому рекомендуется не менять логопеда в процессе работы, так как он уже хорошо знает пациента, тип его нарушения речи, особенности и склонности.
    • Несмотря на то что не следует перегружать пациента, все занятия должны идти от простого к сложному для того, чтобы не терялся прогресс.
    • Коррекционная работа ведется исключительно в комплексе с медикаментозным лечением, физиотерапией и прочими процедурами, назначенными лечащим врачом.
    • В логопедической работе хорошие результаты дает музыкотерапия, рисование, пение, облегчая пациенту возможность развития функций речи.
    • В занятия логопед включает упражнения на фонетическое восприятие речи, контроль звукопроизношения, развитие связной речи и функций высшей нервной деятельности.

    Работа родственников больного с логопедом-афазиологом

    Нельзя не учитывать важность сотрудничества членов семьи со логопедом, занимающегося с пациентом. Часто логопед предлагает родственникам присутствовать на некоторых занятиях, чтобы они могли понять методику и технику выполнения упражнений. Ведь залог результата - это регулярная и тщательная работа.

    Важно, чтобы родственники поддерживали в пациенте позитивный настрой и оказывали ему психологическую поддержку. Однако ни в коем случае нельзя излишне нагружать больного в стремлении как можно быстрее достичь результата.

    Здесь родственникам также поможет общение с логопедом, который сможет объяснить суть происходящих процессов и подскажет, каким образом вести домашнюю работу по коррекции речевых нарушений.

    Советы логопеда членам семьи пациента, перенесшего инсульт:

    • Не ограничивайте общение с родственником, даже в случае значительных нарушений речи. Спокойные, позитивные беседы на интересующие его темы стимулируют включиться в диалог и не позволяют чувствовать себя отстраненным от общества.
    • Старайтесь не выражать недовольство медленными результатами восстановления речи или неправильно выполненными упражнениями. Логопед всегда старается работать на развитие ощущения успешности у пациента, позитивный настрой придает сил и желания работать дальше.
    • Досконально следуйте инструкциям логопеда в выполнении занятий дома . Помните, что только специалист знает, как можно помочь вашему родственнику.
    • Не перегружайте пациента, излишние нагрузки даже при хороших стремлениях могут привести к обратному результату.
    • Ограничивайте просмотр телевизора, так как он тоже способствует перегрузке.

    Поддерживайте родственника в его занятиях, подчеркивайте даже незначительные достижения и не оставляйте коррекционных усилий. В сотрудничестве со специалистом можно полностью восстановить речь!

    Логопед специализируется на устранении дефектов и восстановлении утраченных функций речи, чтения, письма. Эта профессия требует досконального знания психологии, педагогики и патофизиологии, а также наличия у специалиста терпения, энтузиазма, доброжелательности. Компания «РусМедис» предоставляет услугу вызова логопеда на дом для профилактики и разработки способов преодоления речевых нарушений.

    Когда взрослому стоит обратиться к логопеду?

    Помощь специалиста требуется взрослому человеку в случае:

      нарушения речи после перенесенного инсульта;

      из-за нервных потрясений, психических болезней;

      дефектов речи, своевременно не исправленных в детстве;

    Вопреки распространенному мнению о том, что исправить заикание, проблемы с произношением звуков и другие дефекты речи во взрослом возрасте невозможно, наши специалисты готовы помочь избавиться от перечисленных недостатков.

    Восстановление речи после инсульта

    Скорость восстановления речевых функций после данной болезни зависит от типа афазии (нарушения речи вследствие поражения коры головного мозга), индивидуальных особенностей больного, правильной организации восстановительного процесса. Вызов логопеда на дом к пациенту после инсульта позволяет подобрать наиболее эффективные методы лечения и контролировать процесс реабилитации в комфортной пациенту обстановке.

    Специалисты используют в работе прямые растормаживающие методы, позволяющие больному вспомнить ранее освоенные навыки (проговаривание, диалог, беседа, цифровой метод, чтение стихотворений), и обходные, способствующие достижению восстановительного эффекта за счет введения новых способов выполнения речевых операций.

    Для максимально быстрого достижения результата занятия с логопедом на дому лучше начинать как можно раньше. Проводить их рекомендуется регулярно (первый год после инсульта - 2-3 раза в неделю по 45-60 минут) до полного восстановления речи. При необходимости могут проводиться сеансы логопедического массажа. Специалисты компании «РусМедис» работают по заранее подготовленной программе, включающей методики, соответствующие этапу заболевания, степени выраженности дефекта, а также учитывающие особенности конкретного пациента.

    Когда следует обращаться к логопеду с ребенком?

    Помощь требуется, если ребенок:

      неправильно произносит звуки;

      начал разговаривать поздно, не разговаривает совсем;

      говорит слишком медленно или быстро, «проглатывает» звуки;

      перенес хирургическую операцию по устранению аномалий лица, ротоглотки.

    Детям с ДЦП, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, слабым слухом, зрением, аутизмом, у которых наблюдается нарушение речевых функций, нужна помощь логопеда-дефектолога.

    Работа логопеда-дефектолога на дому

    Специалист в первую очередь установит, что является первопричиной заболевания – неправильная постановка речи, стрессовые ситуации, инфекционные заболевания, врожденная патология. Комплексная программа коррекции готовится с учетом диагноза и возраста после тщательного исследования особенностей физического и психического развития ребенка.

    Занятия с детьми, проходящие в игровой форме, направлены на тренировку памяти, внимания, мышления. Проводятся обучение счету, тренировка мелкой моторики, формирование навыков анализа, синтеза, классификации. Малыша учат самостоятельности в быту и правильному поведению в различных повседневных ситуациях.

    Компания «РусМедис» предоставляет возможность заказать выезд логопеда-дефектолога на дом в Москве. Это удобно, если у вас не хватает времени возить ребенка на занятия, он слишком маленький или у него тяжелая форма болезни, делающая поездки проблематичной. Специалист поможет формированию личности ребенка, поднятию его самооценки, адаптации в обществе, выработке полезных бытовых и социальных навыков.

    Компания «РусМедис»: услуги логопеда по доступным ценам

    Специалисты, работающие в компании «РусМедис», имеют профильное высшее образование, дипломы и сертификаты и постоянно совершенствуются в профессии, изучая прогрессивные методики лечения. У всех врачей есть опыт работы в лучших реабилитационных клиниках Москвы и Московской области.

    Цены

    • Разовая услуга - 4000 руб.
    • до 10 дней - 4000 руб./день
    • до 15 дней - 3800 руб./день
    • от 15 дней и более - 3500 руб./день

    Занятия с логопедом на дому в Москве сэкономят время, средства и позволят получить максимум пользы от работы с высококвалифицированным специалистом. Обращайтесь!

    После перенесенного инсульта у больного наблюдается расстройство речи или даже полная ее потеря.

    Чтобы вернуть человека к полноценной жизни, необходимо провести комплекс реабилитационных мероприятий, который следует начинать в самые короткие сроки.

    Восстановление речи после – едва ли не самое главное в комплексе реабилитационных мероприятий.

    Почему нарушается речь после инсульта

    Привычные функции организма после инсульта перестают выполняться из-за отсутствия питания мозга, спровоцированного нарушением кровоснабжения.

    Если кровь перестает поступать в зоны, управляющие речевой функцией, то происходит атрофия клеток мозга с нарушением этой функции. Таких зон в мозге имеется две – моторная и сенсорная.

    Моторная зона отвечает за:

    • правильное воспроизведение речи, независимо от того – устной или письменной;
    • управление мышцами, формирующими условия для правильного произношения звуков.

    Сенсорная зона связана с функциями восприятия звуков, с памятью и с распознаванием образов.

    Ответственность этой зоны:

    1. связь отдельных слов в осмысленные предложения;
    2. сохранение в памяти информации, делающей произносимое внятным и понятным.

    На нарушения речевой функции влияют еще две зоны мозга – зрительная кора, благодаря которой человек может читать, и слуховая, благодаря которой человек воспринимает звуки и может их распознавать. При кровоизлияниях в мозг могут быть поражены несколько участков, управляющих этой функцией.

    Главная опасность заключается в атрофии клеток, поскольку этот процесс необратимый. Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный и требует упорного труда не только неврологов, логопедов, родственников, но и самого больного.

    Разновидности речевых расстройств

    Нарушение нормального кровообращения может оказать негативное воздействие на речевые центры коры головного мозга.

    Тогда у человека возникают коммуникационные проблемы различной степени тяжести – в зависимости от величины области поражения.

    Могут возникнуть проблемы с произношением не только предложений, но и отдельных слов и звуков. Возникают сложности с формированием слов, мыслей.

    Различают такие виды после инсульта:

    • дизартрия – нарушена подвижность лицевых мышц, управляющих артикуляцией, в результате чего речь становится невнятной;
    • афазия – полная или частичная потеря способности говорить;
    • диспраксия – мышцы лица сохраняют обычный для организма тонус, но движение этих мышц и координация расстроены, произношение невнятное.

    Несмотря на все сложности, восстановление речи у больных после инсульта возможно, и современные методики и лечение достигают хороших результатов.

    Как восстанавливать речевую функцию

    Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный, требующий значительных усилий как со стороны медиков, так и со стороны родственников и – это самое главное – от самого пациента.

    Чтобы речевые функции восстановились, нужно добиться того, чтобы здоровые участки мозга перестроились и взяли на себя выполнение функций пораженных участков.

    Возможно восстановление речи после инсульта в домашних условиях. В комплекс реабилитационных мероприятий входят:

    1. занятия с врачом-логопедом;
    2. различные физиологические процедуры;
    3. лечение медикаментами;
    4. регулярные физические нагрузки;
    5. интенсивные дыхательные упражнения;
    6. работа с нарисованными буквами, словами, предложениями.

    Кроме перечисленного, восстановление речи после инсульта сейчас достаточно успешно производится лечением стволовыми клетками.

    Препараты для восстановления речи после инсульта при медикаментозном лечении назначаются невропатологом и способствуют нормализации процессов в головном мозге, поддержанию психического равновесия.

    Медикаментозное восстановление речи после ишемического инсульта отличается препаратами от лечения после инсульта геморрагического.

    Для предотвращения склеивания тромбоцитов назначаются тиклид и аспирин, для восстановления кровообращения – церебролизин, глицин, для восстановления метаболических функций – финилин, гепарин.

    Для восстановления психического равновесия назначаются антидепрессанты, снотворные, успокоительные препараты – адаптол, феназепам, валериана, персен.

    Занятия с врачом-логопедом

    Методика восстановления речи после инсульта выбирается коллегиально неврологом и логопедом в зависимости от того, насколько велика степень нарушения речевой функции, и от общего состояния пациента. Занятия для восстановления речи после инсульта с логопедом начинаются в стационаре.

    Занятия с врачом логопедом — для восстановления речи после инсульта

    Общими для всех методик являются следующие приемы:

    • пение для завершения предложений;
    • при сенсорных расстройствах использовать наглядный материал для восприятия – рисунки, жесты;
    • произносить окончания предложений вместе с пациентом;
    • подтверждение пациентом слова, соответствующего картинке;
    • повторение пациентом самых обиходных бытовых фраз;
    • демонстрация врачом правильных движений губ и языка;
    • поиск пациентом рифмованных слов, комментирование картинок;
    • чтение скороговорок;
    • заучивание отрывков стихотворений.

    Домашние упражнения в реабилитационный период

    После выписки из больницы восстановление речи после инсульта в домашних условиях проводят родственники и врачи, навещающие больного.

    Врачи, осматривая пациента, беседуя с ним, с родственниками, дают рекомендации по проведению дальнейших реабилитационных мероприятий.

    1. разговаривать с больным медленно, не повышая голоса;
    2. по возможности кто-то должен постоянно находиться в поле зрения больного;
    3. не торопить больного с ответом, чтобы не вызвать нервного срыва;
    4. не поправлять сказанное больным, если он сам об этом не просит.

    Восстановление речи после инсульта – процесс длительный, растянутый во времени.

    Все это время родные и близкие должны понимать, что нарушена у больного только речевая функция, но интеллект его не пострадал.

    Поэтому в общении с больным следует:

    • разговаривать с больным короткими предложениями;
    • формулировать вопросы так, чтобы можно было ответить «да» или «нет»;
    • не перескакивать с одной темы на другую;
    • если не поняли сказанное, лучше переспросить, чем притвориться, что поняли;
    • для облегчения понимания использовать вспомогательные предметы – карандаш, блокнот, компьютер, телефон;
    • убрать отвлекающие раздражители – яркий свет, музыку, телевизор.

    Помогут в восстановлении речи после инсульта упражнения лечебной физкультуры, игра в шахматы, пение, дыхательная гимнастика и др.

    Возможные проблемы при реабилитации

    В процессе реабилитации могут возникнуть некоторые проблемы, связанные с привычками больного до инсультного периода.

    Особенно это касается курильщиков. Категорически запрещается курение как самому больному, так и близким в его присутствии.

    Это же относится к алкогольным напиткам, включая пиво. И постараться оградить больного от негативной информации.

    Заключение

    В процессе реабилитации нужно проявить максимум понимания и запастись терпением.

    Не указывать на ошибки, но поощрять даже самый незначительный успех. Только так можно добиться максимально возможной реабилитации человека.

    Видео: Практические упражнения для работы по восстановлению речи у больных перенесших инсульт