• Казахские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки о здоровье

    ЛАДУШКИ-ЛАДУШКИ

    "Ладушки" - это одна из самых первых игр, в которые взрослый начинает вовлекать ребенка. Сначала взрослый сам берет ладошки малыша в свои и хлопает ими. В 8 месяцев дети начинают сами делать "ладушки" по просьбе взрослого. Доктор Идит Салкин из Университета Бен-Гуриона (Израиль) показала , что игра в "Ладушки" (песни под ритмичное хлопанье в ладоши) укрепляет навыки общения у маленьких детей, но и на школьников оказывают положительное действие: у детей, которые играют в "ладушки" во время перемен, более аккуратный почерк и меньше ошибок при письме."Ладушки" повышают сосредоточенность, но при этом снимают нервное напряжение и улучшают настроение.

    Действия, которыми сопровождаются "Ладушки":

    • "Ладушки-ладушки" - хлопаем в ладошки ;
    • "Полетели" - поднимаем ручки высоко над головой ;
    • "На головку сели" - касаемся ручками головы.

    В народном варианте вопросы в потешке звучат так: "Чего ели?", "Чего пили?" Мы заменили "Чего" на "Что", поскольку первый вариант по правилам современного русского языка нам представляется неграмотным. Будем приучать малыша к чистоте языка с пеленок! Если вы с нами не согласны или считаете, что мы неправы, !

    Адушки вы, ладушки.
    - Где были?
    - У бабушки.
    - А что ели?
    - Кашку.
    - А что пили?
    - Бражку.
    - А что на закуску?
    - Кислую капустку.
    - Попили? Поели?
    Кыш, полетели.
    На головку сели.

    Адушки, ладушки,
    Где были?
    - У бабушки.
    - Что ели?
    - Кашку.
    - Что пили?
    - Бражку.
    Кашка масленька,
    Бражка сладенька,
    Бабушка добренька,
    Попили, поели,
    Домой, полетели!
    На головку сели!
    Ладушки запели.

    Адушки, ладушки!
    - Где были?
    - У бабушки.
    - Что ели?
    - Кашку.
    - Что пили?
    - Бражку.
    Кашка сладенька,
    Бражка хмеленька.

    Адушки, ладушки!
    - Где были?
    - У бабушки.
    - Что ели?
    - Кашку.
    - Что пили?
    - Бражку.
    Шуу! Полетели!
    на головку сели,
    Ладушки запели.

    адушки-ладошки,
    Хлопали в ладошки,
    Хлопали в ладошки,
    Отдохнем немножко.

    Ады-лады-ладушки,
    Где были?
    - У бабушки.
    - Что ели?
    - Кашку.
    - Что пили?
    - Бражку.
    - Что на закуску?
    - Кислую капустку.

    Адушки, ладушки,
    Где были?
    - У бабушки.
    - Что ели?
    - Кашку.
    - Что пили?
    - Бражку.
    - Что на закуску?
    - Хлеба да капустку.
    Попили, поели,
    На головку сели.

    Ваш малыш еще не умеет говорить, смотрит на вас и на окружающий мир удивленными глазками, словно хочет что-то понять, о чем-то спросить. А вам так хочется поскорее рассказать ему о жизни, полной чудес, о значении слов и предметов, о том, как сильно вы его любите и всегда-всегда будете рядом пока он не станет большим и сильным… Как же начать разговаривать со своим крохотным ребенком так, чтобы он понял вас и счастливо улыбнулся в ответ? Для этого издавна в народе придуманы ласковые стишки-приговорки, так называемые потешки , призванные помочь родителям общаться с малышом в доступной для него форме.

    Потешки для новорожденных

    Многие спросят: «Зачем читать потешки недавно появившемуся на свет крохе? Ведь он еще мал, чтобы что-нибудь понять...» Однако не зря потешки для новорожденных существуют на протяжении многих веков и пользуются неизменной популярностью по сей день. Ведь малыш положительно реагирует на ласковый спокойный голос мамы, он перестает плакать и внимательно прислушивается, когда ему рассказывают потешку. Со временем детки привыкают к тому, что все ежедневные процессы ухода за ними сопровождаются веселыми стишками, начинают радоваться и улыбаться как только услышат знакомые слова. Тем более, что как правило потешки для самых маленьких сопровождаются приятным ласковым поглаживанием ручек, животика, ножек и спинки ребенка, а также своеобразной речевой зарядкой. При этом маленький человек налаживает контакт с мамой, учится понимать человеческую речь, знакомится со своим телом и окружающей действительностью.

    Ой, качи, качи, качи,
    В головах-то калачи,
    В ручках пряники,
    В ножках яблочки,
    По бокам конфеточки,
    Золотые веточки.
    (Поочередно касаемся головы, рук, ног.)

    Широка река,
    Высоки берега.
    (На первой строчке руки в стороны, на второй строчке потянуться руками вверх.)

    Подбородочек-малютка,
    Щечки, щечки,
    Носик, губки.
    А за губками - язык
    С соской он дружить привык.
    Глазки, глазки,
    Бровки, бровки,
    Лобик, лобик-умница -
    Мама не налюбуется.
    (Приговаривать, показывая, где глазки, носик и т.д.
    На последней строчке можно поцеловать свое чудо.)

    Вот проснулись, потянулись,
    С боку на бок повернулись!
    Потягушечки! Потягушечки!
    Где игрушечки, погремушечки?
    Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

    Мы проснулись, мы проснулись.
    (Ручки в стороны, затем скрестить на груди).
    - Сладко, сладко потянулись.
    (Тянем ручки вверх)
    - Маме с папой улыбнулись.

    Потешки для детей до года

    Растущий малыш все больше интересуется всем, что его окружает. Все это время он открыт к общению. Веселые потешки для детей до года принесут море удовольствия обоим участникам «диалога» если будут простыми, короткими и рассказывающими об интересных и понятных малышу вещах. К середине первого года жизни детишки вполне осваиваются со своими частями тела. Они понимают, где у них носик, где глазки, где ручки, ножки, пальчики… Усвоить и закрепить эти знания в игровой форме им помогают потешки для малышей, такие как всем известные «Ладушки» и другие.

    Тень-тень-потетень,
    Выше города плетень.
    Сели звери на плетень.
    Похвалялися весь день.
    Похвалялася лиса:
    - Всему свету я краса!
    Похвалялся зайка:
    - Пойди, догоняй-ка!
    Похвалялися ежи:
    - У нас шубы хороши!
    Похвалялся медведь:
    - Могу песни я петь!

    Петушок, петушок,
    Золотой гребешок,
    Масляна головушка,
    Шелкова бородушка,
    Что ты рано встаешь,
    Голосисто поешь,
    Деткам спать не даешь?

    Как у нашего кота
    Шубка очень хороша,
    Как у котика усы
    Удивительной красы,
    Глаза смелые,
    Зубки белые.

    Совушка-сова
    Совушка-сова,
    Большая голова,
    На пеньке сидит,
    Головой вертит,
    Во все стороны глядит,
    Да ка-а-ак
    Полетит!
    (Руки ребенка поднимаем вверх.)

    Вот лежат в кроватке
    Розовые пятки.
    Чьи это пятки -
    Мягки да сладки?
    Прибегут гусятки,
    Ущипнут за пятки.
    Прячь скорей, не зевай,
    Одеяльцем накрывай!

    Где же наши ушки?
    Слушают пестушки!
    А где глазки?
    Смотрят сказки!
    А где зубки?
    Прячут губки!
    Ну а ротик на замочек!

    Ладушки, ладушки,
    Где были?
    - У бабушки.
    - Что ели?
    - Кашку.
    - Что пили?
    - Бражку.
    Кашка масленька,
    Бражка сладенька,
    Бабушка добренька,
    Попили, поели,
    Домой, полетели!(машем ручками, а затем кладём их на головку)
    На головку сели!
    Ладушки запели.

    Потешки на все случаи жизни

    Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает.

    Водичка, водичка,
    Умой мое личико,
    Чтобы глазоньки блестели,
    Чтобы щечки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.

    Ай, лады, лады,
    Не боимся мы воды,
    Чисто умываемся,
    Маме улыбаемся.

    Щечки?
    Мыли.
    Носик?
    Мыли?
    А глазки?
    Забыли.

    Вот мы руки развели,
    Словно удивились.
    И друг другу до земли
    В пояс поклонились!
    Наклонились, выпрямились,
    Наклонились, выпрямились.
    Ниже, ниже, не ленись,
    Поклонись и улыбнись.
    (Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение
    - ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

    Буратино потянулся,
    Раз - нагнулся,
    Два - нагнулся,
    Три - нагнулся.
    Руки в сторону развел,
    Ключик, видно, не нашел.
    Чтобы ключик нам достать,
    Нужно на носочки встать.
    (Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
    выполняя все движения по тексту.)

    (Поочерёдно загибаем пальчики)
    Этот пальчик - дедушка,
    Этот пальчик - бабушка,
    Этот пальчик - папочка,
    Этот пальчик - мамочка,
    Этот пальчик - я,
    Вот и вся моя семья.

    Этот пальчик — в лес пошёл,
    Этот пальчик — гриб нашёл,
    Этот пальчик — занял место,
    Этот пальчик — ляжет тесно,
    Этот пальчик — много ел,
    Оттого и растолстел.

    Паучок, паучок,
    Аню хвать за бочок.
    Лягушка, лягушка,
    Аню хвать за ушко.
    Олени, олени,
    Аню хвать за колени.
    Песик, песик,
    Аню хвать за носик.
    Бегемот, бегемот,
    Аню хвать за живот.
    Оса, оса,
    Аню хвать за волоса.
    Кузнечики, кузнечики,
    Аню хвать за плечики.

    (подставляйте имя своего ребенка)

    Кто тут будет куп-куп,
    По водичке - хлюп-хлюп?
    В ванну быстро - прыг, прыг,
    В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
    Будет мыло пениться,
    И грязь куда-то денется.

    Ах, кокля-мокля,
    Глазоньки промокли.
    Кто будет детку обижать,
    Того коза будет бодать.

    Не плачь, не плачь,
    Куплю калач.
    Не хныч, не ной,
    Куплю другой.
    Слезы утри,
    Дам тебе три.

    У киски болит,
    У собачки болит,
    А у моего малыша
    Заживи-заживи-заживи.

    Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
    Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)
    Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)
    Из последнего окошка
    Вдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)
    Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)
    Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)
    Пришла лисичка,(гладим спинку)
    Хвостиком помахала
    Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
    Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
    Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
    Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)
    Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
    Поставил стол,(изображаем — стол кулаком)
    Стул,(стул — щепотью)
    Печатную машинку.(печатную машинку — пальцем)
    Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)
    Жене и дочке,
    Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
    Шлю вам чулочки,
    Дзинь-точка.
    Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
    Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
    Прочитал,
    Помял, разгладил,
    Сложил,
    Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)Зовет на обед.
    Утки поели,
    Кошки поели,
    Мышки поели.
    А ты еще нет?
    Где твоя ложечка?
    Скушай, хоть немножечко!

    Сорока-ворона
    Кашку варила,
    На порог скакала,
    Гостей созывала.
    Гости не бывали,
    Каши не едали,
    Всю свою кашу
    Сорока-ворона
    Деткам отдала.(загибаем пальчики)
    Этому дала
    Этому дала
    Этому дала
    Этому дала
    А этому не дала:
    - Зачем дров не пилил
    - Зачем воду не носил!

    Пышка, лепёшка
    В духовке сидела,
    На нас глядела,
    В рот захотела.

    Когда и как использовать потешки?

    Также потешки используются:

    • когда ребенка одевают на прогулку;
    • купают;
    • помогают проснуться с хорошим настроением;
    • если ребенок шалит или капризничает;
    • для игры с ним;
    • для обучения малыша в игровой форме и пр.

    Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. На этой страничке мы представляем вам любовно собранную нами коллекцию детских потешек. Будем рады, если они помогут вам с вашим малышом лучше понять друг друга. Общайтесь с удовольствием!

    Потешки для самых маленьких – это коротенькие, ритмичные стихи, которые, как правило, не несут в себе глубокого смысла. Некоторые молодые мамы задаются вопросом: зачем нужны потешки? Приносят ли они какую-то пользу малышу? Специалисты по раннему развитию уверенно отвечают: да! О значении потешек для самых маленьких – в материале ниже.

    Чем полезны потешки для самых маленьких?

    1. Успокаиваем или забавляем малыша

    Маленький ребенок воспринимает стихи гораздо лучше, чем обычную речь (что, впрочем, верно и для взрослого человека). представляют собой четко рифмованные стихи с ясным и простым ритмическим рисунком. Слыша такую речь, произнесенную родным и знакомым голосом, малыш успокаивается и прислушивается. Если озвучивать потешку с веселой, задорной интонацией – это развеселит карапуза, а если произносить слова медленно, задумчиво, можно успокоить малыша, подготовить ко сну, снять дневное перенапряжение.

    2. Учим с ребенком слова и тренируем его память

    Состоят из простых, легко произносимых слов. Даже если эти слова пока еще не понятны малышу, он запомнит их, а позже попытается произнести. Запоминая короткий веселый стишок, ребенок развивает память и внимание, активно работает речевой центр его головного мозга.

    3. Знакомим малыша с окружающим миром

    Сюжет большинства потешек для самых маленьких носит бытовой характер и знакомит ребенка с окружающим миром, с его предметами и событиями.

    4. Учим ребенка каким-либо действиям

    Некоторые потешки для самых маленьких направлены на то, чтобы в игровой форме научить малыша какому-либо полезному действию. Есть потешки, которые мама может произносить, занимаясь с грудничком гимнастикой, например:

    Ты, мышонок, потянись,
    Маме, кроха, улыбнись!
    А теперь давай, дружок,
    Повернемся на бочок!

    Есть потешки, помогающие малышу умываться, одеваться, и т.д.

    Тексты потешек для самых маленьких

    Наверное, самые популярные потешки для малышей – «Ладушки, ладушки, где были – у бабушки » и «Идет коза рогатая »:



    «Ладушки»

    Ладушки, ладушки!
    - Где были?
    - У бабушки.
    - Что ели?
    - Кашку.
    - Что пили?
    - Бражку.

    Кашка масленька,
    Бражка сладенька,
    Бабушка добренька,
    Попили, поели,
    Домой полетели,
    На голову сели,
    Ладушки запели!

    «Идет коза рогатая»

    Идет коза рогатая,
    За малыми ребятами,
    Ножками топ-топ,
    Глазками хлоп-хлоп.
    Кто каши не ест,
    Кто молока не пьет,
    Того забодаю, забодаю!

    Но есть и не очень популярные потешки, не менее забавные и полезные для развития малыша. Далее мы приведем тексты потешек для самых маленьких, объединенных по смыслу.

    Потешки о животных



    «В этом домике»

    В этом домике пять этажей:
    На первом живет семейство ежей,
    На втором живет семейство зайчат,
    На третьем - семейство рыжих бельчат,
    На четвертом живет с птенцами синица,
    На пятом сова - очень умная птица.
    Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
    На пятом сова,
    На четвертом синица,
    Бельчата на третьем,
    Зайчата - втором,
    На первом ежи, мы еще к ним придем.

    «Улитка-улитка»

    Улитка, улитка,
    Высунь рога,
    Дам тебе, улитка,
    Кусок пирога!
    Ползи по дорожке,
    Дам тебе лепешки.

    «Сидит белка на тележке»

    Сидит белка на тележке,
    Продает она орешки:
    (загибаем пальчики)
    Лисичке-сестричке,
    Воробью, синичке,
    Мишке толстопятому,
    Заяньке усатому,
    Кому в зобок,
    Кому в платок,
    Кому в лапочку.

    «Черепаха»

    Шла купаться черепаха
    И кусала всех от страха,
    Кусь-кусь-кусь-кусь
    Кусь-кусь-кусь
    Никого я не боюсь.

    «Лебёдушка»

    Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
    Выше бережка головушку несёт.
    Белым крылышком помахивает,
    На цветы водицу стряхивает.

    Потешки о частях тела (рассказывая, нужно показывать ребенку его пальчики, ножки, ручки – по смыслу потешки)



    «Ножки, ножки, где вы были?»

    Ножки, ножки, где вы были?
    - За грибами в лес ходили.
    - А вы, ручки, помогали?
    - Мы грибочки собирали.
    - А вы, глазки, помогали?
    - Мы искали да смотрели,
    все пенечки оглядели.
    Вот и Ванечка с грибком,
    С подосиновичком.

    «А где наши ручки?»

    А где наши ручки?
    А вот наши ручки.
    А где наши ножки?
    А вот наши ножки.
    Ну а это что? Живот.
    Ну а вот у крохи рот.
    А вот это глазки
    А вот это ушки
    А вот это щечки -
    мягкие подушки.
    Покажи-ка язычок
    Пощекочем твой бочок.
    Ай люли люли люли
    Кроху маме принесли.
    Кроха маааааленький
    Кроха маааменькин.
    (Вместо «Кроха» подставляем имя малыша).

    «Пальчик - мальчик, где ты был?»

    Пальчик - мальчик, где ты был?
    С этим братцем - в лес ходил.
    С этим братцем - щи варил.
    С этим братцем - кашу ел.
    С этим братцем - песни пел!

    «Раз, два три четыре пять!»

    Раз, два три четыре пять!
    Будем пальчики считать -
    Крепкие, дружные,
    Все такие нужные.
    На другой руке пять:
    Раз, два, три, четыре пять!
    Пальчики быстрые, хоть не очень чистые!
    Много пальчикам хлопот:
    То играют в ладушки,
    То зачем-то лезут в рот,
    Книжки рвут у бабушки...
    Переделав все дела,
    Тянут скатерть со стола.
    Лезут в соль и в компот,
    А потом наоборот.
    Пальчики дружные, все такие нужные!

    ***
    Этот пальчик хочет спать,
    Этот пальчик - прыг в кровать,
    Этот пальчик уж вздремнул,
    Этот пальчик уж уснул.
    Этот крепко, крепко спит,
    И тебе он спать велит.

    Потешки про умывание


    ***
    Ай, лады, лады, лады
    Не боимся мы воды,
    Чисто умываемся,
    Маме улыбаемся.

    ***
    Водичка, водичка,
    Умой наше личико,
    Чтобы глазоньки блестели,
    Чтобы щёчки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.

    ***
    Чище мойся, воды не бойся!
    Кран откройся, нос умойся!
    Мойтесь сразу оба глаза!
    Мойтесь уши, мойся шейка!
    Мойся шейка, хорошенько!
    Мойся, мойся, обливайся,
    грязь смывайся,
    Грязь смывайся!

    ***
    Ой-ой-ой-ой,
    Ой, кто голенький такой?
    Кто купаться пошел?
    Кто водичку нашел?

    Ах, водичка хороша!
    Хороша водичка!
    Искупаем малыша,
    Чтоб сияло личико!

    Потешки про первые шаги


    ***
    Киска, киска, киска, брысь!
    На дорожку не садись:
    Наша деточка пойдёт,
    Через киску упадёт.

    ***
    Топ, топ, топотушки...
    Удивляются игрушки,
    На окошко прыгнул кот:
    Оля по полу идет!
    Ходит не ладошками,
    А топочет ножками,
    Маленькими ножками,
    Красными сапожками.
    И сама удивлена,
    Что не падает она!

    ***

    Большие ноги
    Шли по дороге:
    Топ-топ-топ.
    Маленькие ножки
    Бежали по дорожке:
    Топ-топ-топ,
    Топ-топ-топ.

    Потешки про еду


    ***
    Трушки ту-тушки!
    Пекла бабка ватрушки.
    Всем по ватрушке
    Да молока по кружке.
    Ладушки, ладушки!
    Пекла бабка оладушки.
    Маслом поливала,
    Всех угощала.

    ***
    Лепим, лепим пирожки,
    Замесили из муки,
    Сели мы на лавочку,
    Угостили бабушку,
    Побежали в огород,
    Там собрался весь народ,
    Вот котёнку пирожок,
    Вот утёнку пирожок,
    И сыночку на зубок.

    ***
    В печи калачи,
    Как огонь горячи.
    Для кого печены?
    Для деточки калачи,
    Для деточки горячи.

    ***
    Ай тата, тата, тата!
    Пожалуйте решета:
    Мучки просеять,
    Пирожки затеять.
    А для нашей лапушки
    Затеем оладушки,
    Испечём блинка,
    Покормим сынка!

    ***
    Варись, варись, кашка,
    В голубенькой чашке,
    Варись поскорее,
    Булькай веселее.
    Варись, кашка, сладка,
    Из густого молока,
    Из густого молока,
    Да из манной крупки.
    У того, кто кашку съест,
    Вырастут все зубки.

    ***
    Кот на печку пошёл,
    Горшок каши нашёл.
    На печи калачи
    Как огонь горячи.
    Пряники пекутся,
    Коту в лапки не даются.

    Потешки для самых маленьких хороши не только для развлечения. Они знакомят малышей с окружающим миром, тренируют память, учат звукам и словам. Потешки отлично запоминаются, а если мама не вспомнила подходящий стишок – она легко может придумать его сама! Желаем Вам и Вашим малышам прекрасного настроения!

    « Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор».

    Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игра - путь воспитания и развития малыша. «Ладушки, ладушки…».

    Иванова Галина Леонидовна ГБДОУ №42 СПб. Воспитатель первой категории.

    « Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор».

    Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.

    Ребенок приходит в мир… Взрослые должны окружить малыша любовью, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, с взрослыми.

    Раннее и дошкольное детство - это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.

    Игра для ребенка - это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию.

    Прав А. М. Горький, написавший: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре, игрой».

    Ребенок должен играть! Вот тут-то на помощь приходит детский фольклор, использование которого лежит в основе методики «Слово и движение». Каждую потешку, прибаутку, и пр. мы с ребенком проигрываем вместе.

    Детский фольклор черпает материал для детей из разных источников. Прежде всего - это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его. Это поэзия пестования, ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребность ребенка в тактильных движениях - почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди - это язык эмоционального общения.

    То, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры.

    Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать к народной культуре.

    Игры дают воспитателю возможность сделать процесс воспитания детей интересным и радостным. Ребенок игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

    Дети любят играть, т.к. в игре, прежде всего каждый ребенок может показать себя, самореализоваться. Девиз для воспитателя: «Ни дня без игры».

    В методике «Слово и движение» каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности.

    Академик А.А. Орбели в статье «Физическое воспитание» высказал следующие мысли о роли движений: «Для детей чрезвычайно важно уже с первых лет развития использовать свой мышечный аппарат и соответствующие ему определенные центральные образования для того, чтобы иметь возможность тренировать все естественные способности, которые заложены природой».

    Произведения детского фольклора предпочтительно использовать комплексно. Например, перед играми с пальчиками загадываем про них загадку; или перед игрой в «Зиму» загадываем не только загадку про нее, но и говорим пословицы, поговорки о зимних явлениях.

    Конечно, детям фольклор близок и интересен. Мы помогаем, приобщать к фольклору, играть и играть, набираясь ума - разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться.

    Любовь - основа воспитания и опора в будущей жизни. Детский поэт В. Берестов написал об этом в своем стихотворении:

    Любили тебя без особых причин:

    За то, что ты внук,

    За то, что ты сын

    За то, что малыш,

    За то, что растешь,

    За то, что на маму и папу похож...

    Весь детский фольклор наш верный помощник и в развитии движений, и развитии правильной, грамотной речи.


    Перерастают в потешки.

    – это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком. В потешках проявляется опыт традиционной народной практики телесного и психического воздействия на ребёнка.

    Так, например, при исполнении потешки «Сорока-белобока» родители водят круговыми движениями пальцев по ладошке ребёнка. Такое щекотание воздействует на периферийные нервные окончания, что благоприятно для развития речи и слуха.

    Сорока – белобока

    Кашку варила,

    Деток кормила.

    Этому дала,

    Этому дала….

    А этому не дала.

    А ты где был?

    За водой не ходил,

    Дров не рубил,

    Печку не топил,

    Кашку не варил!

    Пошел мал по воду.

    Тут — пень, тут — колода,

    Тут — мохово болото.

    Тут — кипяток.

    А тут — щекоток-щекоток!

    Исполняя потешку «Сорока-белобока», водят по ладошке ребёнка пальцем – «варят кашку». Затем, начиная с большого пальца, сгибают каждый пальчик детской ручки, оставляя несогнутым только мизинец — он изображает мальчика, который не помогал, не работал и остался без кашки. При словах: «Тут пень, тут колода, тут мохово болото» — дотрагиваются поочередно до сгиба у ладошки, у локотка и слегка щекочут под мышкой.

    А вот еще одна интересная потешка. Плавными, размеренными движениями ладони гладят ребёнка по животику и говорят:

    Ласочка-Парасочка,

    Где была?

    У бабушки.

    Что делала?

    Кросны ткала.

    Что заткала?

    Кусочек сала.

    Куда поклала?

    Под лавочку.

    Чем накрыла?

    Корявочкой?

    «Ласочка» — один из старых способов гипнотического воздействия, вероятным результатом которого является психическая и физическая релаксация; разминание ножек, движение ножек, движения ручек, головы, приседания, наклоны во многих потешках усиливают кровоток в мышечных тканях и способствуют быстрому восстановлению затраченной в играх энергии.

    О магическом действии детского фольклора многие даже и не подозревают. Ведь «Ладушки-ладушки», «Сорока- сорока»- это наилучший способ координации движений, детской гимнастики (древнейшая аэробика).

    Ладушки, ладушки!

    Где были?

    У бабушки!

    Что ели?

    Что пили?

    Кашка масленька,

    Бражка сладенька,

    Бабушка добренька.

    Попили, поели,

    Домой полетели,

    На головку сели,

    Ладушки запели.

    Хлопки в ладоши тонизируют обмен веществ. При этом маленькие дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек, нередко затем сами повторяют их.

    Вот малыш подрос, научился ходить. Пора его приучать к труду, воспитывать трудолюбие.

    Тра-та-та, тра-та-то.

    Положите решето:

    Мучки просейте,

    Пироги затейте,

    С гречневой кашей

    Пироги для Маши.

    А какой малыш любит умываться или расчесывать волосы? И тут на помощь приходят потешки.

    Водичка, водичка,

    Умой мое личико,

    Чтобы глазки блестели,

    Чтобы щечки краснели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок!

    Расти, коса, до пояса,

    Не вырони ни волоса.

    Расти, косонька, до пят -

    Все волосоньки в ряд.

    Расти, коса, не путайся,

    Маму, дочка, слушайся.

    В глубокой древности слова потешки не столько «потешали», сколько «заклинали»: люди верили в волшебную силу слова, верили, что произнесенное слово — заклинание может повлиять на природу, например, заставить волосы расти.

    Ценность потешек состоит ещё и в том, что они практически и психологически подготавливают детей к соблюдению режима, к планированию своих действий, к участию в играх со сверстниками, к труду.