Как понять, что у ребёнка есть склонности к рисованию и как развить в нём художественные способности? Какие бывают способности у ребенка? Тестирование ребенка на способности
«Меня всегда до глубины души поражало, насколько слепы родители, когда дело касается мечты их ребенка. Они ее не понимают. Причем не понимают искренне.»
Алессандро Барикко
Все мамы и папы стремятся как можно раньше рассмотреть способности ребенке и заняться их развитием. Попробуйте наиболее эффективные методы, которые помогут сформировать и развить потенциал, заложенный в каждой крохе.
Фото © Schools of Thought
Нет ничего удивительного в том, что каждый родитель считает своего ребенка особенным, одаренным и неповторимым, ведь абсолютно в каждом малыше от природы заложены определенные задатки. Цель родителей - увидеть таланты своего чада и развить их. Чем раньше ребенок начнет развиваться в заданном направлении, тем больший успех его ожидает в будущем.
Способности, которые формируются еще с детства, в дальнейшем помогают человеку реализовать свой потенциал, адаптироваться к различным условиям жизни и найти свое место под солнцем. Практически все способности закладываются в детском возрасте, потому родителям важно знать, как правильно их выявить и впоследствии развивать.
Определяем способности ребенка
Наблюдайте
Очень внимательно всегда и везде наблюдайте, к чему ребенок проявляет больший интерес. Регулярно занимайтесь рисованием, музыкой, танцами, лепкой и т. д. Экспериментируйте. Запишите ребенка в различные кружки, и если ему будет что-либо неинтересно, он сам об этом скажет.
Обращайтесь к специалистам
Если малыш не проявляет интереса ни к чему и без энтузиазма выполняет все ваши предписания, обратитесь к детскому психологу. Опытный специалист поможет точно определить, в каком направлении двигаться и как именно заниматься развитием малыша.
Важно!
Не сидите сложа руки. Чтобы своевременно определить способности ребенка и начать их развивать, необходимо настойчиво и целенаправленно двигаться к желаемому.
Ошибки родителей
В стремлении сделать из своего чада выдающуюся, исключительную личность, родители зачастую совершают ряд ошибок. Вот самые распространенные из них:
- Навязывание своих нереализованных желаний. Другими словами, родители часто видят в своих детях себя и навязывают им свои увлечения, которые им в детстве были интересны. Этого делать не нужно, поскольку у каждого ребенка существуют свои способности, и совсем не страшно, если они будут отличаться от способностей и увлечений папы и мамы.
- Не критикуйте. Дети очень ранимы, и каждая критика воспринимается очень болезненно. Если у ребенка что-то и не получается, то под держите его, под бодрите добрым словом и дайте полезный совет.
Успех развития способностей подрастающего поколения во многом зависит от участия близких людей, от их поддержки. И если никак не заниматься формированием тех задатков, что даны ребенку от природы, они так и так и останутся нераскрытыми.
Всесторонне развитый ребенок - это заслуга прежде всего родителей: ведь именно они окружили свое чадо вниманием, заботой и создали благоприятные условия для его самореализации.
Источник журнал «Растем вместе»
Мария Соболева
Как вовремя выявить и развить способности ребенка
Мы, родители, люди тщеславные. Ну кому не хочется гордиться своим талантливым ребенком, чтобы окружающие видели его дарование, восхищались и хлопали в ладоши. В каком возрасте уже можно определить склонности малыша к музыке, рисованию, спорту, наукам? Как правильно развивать способности, нужно ли ребенку посещать сразу кучу кружков, бывают ли бесталанные дети - родителям важно это знать. Популярные методы для выявления творческих способностей и задатков ребенка сегодня предлагают популярные познавательные сайты .
Задатки = способности?
Не совсем. Мы часто путаемся в понятиях. Давайте устроим маленький ликбез.
Итак, наша цель - вовремя выявить и развить способности ребенка, то есть личные особенности конкретных Коли, Маши, Саши проявлять себя в каком-то виде деятельности - отлично играть в хоккей или выделывать танцевальные па на сцене.
Говорить о способностях новорожденного ребеночка преждевременно, они появятся в процессе развития. А вот задатки бывают врожденными - это генетические особенности, природные предпосылки.
У вашего малыша особая пластика мышц, легкость опорно-двигательного аппарата? Налицо задатки к занятиям танцами , гимнастикой, фигурным катанием. А вот задатки образного мышления формируют склонности к художественному творчеству.
Получается, способности - такое себе сочетание заложенного природой и приобретенного благодаря обучению и воспитанию.
Есть еще понятия талант и гениальность - высшие степени одаренности. Гениев вообще можно пересчитать по пальцам, они достояние всего человечества.
Выявляем способности ребенка
Знакомо вам ставшее практически шаблонным утверждение: каждый ребенок в чем-то талантлив? Не согласиться с этим сложно, главное - вовремя выявить способности малыша.
Но ложка дегтя в этой бочке меда таки имеется. Маленькие дети интересуются всем вокруг, познают мир, они очень любознательны. И танцует ваше чадо, и рисует, и мячик гоняет, и стихи рассказывает . Так это нормально! Любое проявление интереса ребенка к чему-то новому не стоит причислять к особым дарованиям.
Вы уже видите свою Ксюшу звездой экрана (она же так любит выступать, совсем не стесняется внимания даже малознакомых людей). А завтра девочка заинтересуется цифрами: быстро их запомнит, будет рассматривать яркие картинки с их изображением, клеить на магнитную доску. Значит, растет новая Софья Ковалевская (великий математик)?
Старайтесь адекватно относиться к стремлениям вашего малыша к новому виду деятельности, не переоценивая их. Но в то же время будьте внимательны, ведь некоторые особые способности можно заметить даже в раннем возрасте - художественные или музыкальные.
Большая ошибка родителей - проецировать на детей свои желания и нереализованные возможности. Папа (сам не ставший классным игроком) твердо заявил: наш Ваня будет футболистом! И пытается сделать из мальчишки будущего Марадону, не замечает (не хочет замечать) - Ванечке интереснее возиться с конструктором, чинить поломанные машинки, наблюдать, как работает техника.
Футбол, конечно, общему физическому развитию только на пользу, но если в меру и ребенку в удовольствие. Дайте детям возможность делать то, что им интересно, а не то, чего хотелось бы вам.
Другая крайность: династические традиции. У нас в роду все музыканты! И пиликает бедный Миша на скрипке, хотя выявить у ребенка явные спортивные задатки совсем не сложно. Но родители считают, что им лучше знать, кем быть их отпрыску.
А если маленькая Алена упорно не желает баюкать кукол и нянчить игрушечных зверюшек, вместо этого требуя очередную машинку, интересуясь папиными инструментами, как поступят родители? На 99 % - технические наклонности дочки просто проигнорируют.
Вообще вовремя выявить способности детей — задача совсем не простая. Но интересная!
Никто вам не назовет точной даты, когда будет ясно и понятно - у ребенка проявляются способности к точным наукам, заметны большие писательские перспективы, а возможно, в семье подрастает будущий политик (бизнесмен, изобретатель, кинолог, журналист, автомеханик).
Психологи утверждают - в раннем детстве, до 3-5 лет, выраженная склонность и устойчивая заинтересованность каким-то конкретным занятием проявляется только у 10-15 % малышей.
Ребенку свойственно интересоваться многим, пробовать себя. Способности организаторские, литературные, научные могут проявиться в среднем школьном возрасте.
Что поможет вовремя выявить способности детей
Лучше мамы с папой свое чадо не знает никто - кроха растет и развивается под их чуткой опекой. Но родителям следует быть очень внимательными. Главный способ определить круг интересов малыша - наблюдение и еще раз наблюдение! Начиная буквально с пеленок. Даже карапузы первого года жизни могут уже проявить, например, музыкальные задатки. Они лучше реагируют на звуки, прислушиваются к мелодиям, улыбаются, слыша музыку, гулят, интонируют мелодии.
Ведите хронологию развития малыша, записывая достижения, проявляющиеся новые интересы. Так легче выяснить, к чему у ребенка больше склонностей, как меняются его предпочтения.
Ко всему прочему, таким образом вы зафиксируете многие любопытные моменты развития. Подросшему ребенку самому будет интересно и забавно увидеть свои первые рисунки, поделки, фото и видеокадры выступлений.
Мягко и ненавязчиво помогайте малышу сделать свой выбор. Уже точно замечено - ребенок физически активен, ни секунды не усидит на месте. Ну ведь явные задатки спортсмена.
Не спешите решать, кем ему быть: легкоатлетом, пловцом, теннисистом. Попробуйте предложить карапузу на выбор мяч, клюшку, лыжи и посмотрите, чем он заинтересуется больше. Ребенка постарше (5—6 лет) можно поводить в спортивные секции, пусть выбирает свой вид спорта.
Всестороннее развитие малыша пойдет ему только на пользу. Даже талантливым художникам еще не помешала в жизни хорошая физическая форма, а музыканту знание компьютерных технологий . Опять же, широкий круг интересов ребенка помогает вырастить из него человека эрудированного и думающего.
Но не переусердствуйте! Ребенок не может объять необъятное - посещать сразу 10 кружков утомительно, остановитесь на том, к чему он больше тянется.
Поощрять успехи ребенка очень важно в развитии любых способностей. Но хвалите за старание, терпение, усидчивость, настойчивость, то есть когда малыш прилагает определенные усилия. Совсем крохам, конечно, на пользу любое одобрение их талантов.
Бывает и так: малыш вроде всем интересуется, но каких-то явных способностей вы за ним не замечаете. Можно пройти тестирование у детского психолога.
Методик выявления одаренности вашего чада множество. Используются рисунки, упражнения, разыгрывание сюжетов из сказок и разнообразных ситуаций, игровые задания, анкетирование родителей, вопросники для детей.
Проведите свой экспресс-тест. Организуйте игровой уголок - по периметру разложите на одинаковом расстоянии альбом и карандаши, пазлы, конструктор, мячик, мягкую игрушку, книжку, машинку. Предложите ребенку поиграть . Чем он заинтересуется больше? Наверняка перепробует все предметы, но что-то его привлечет сильнее. Вот и повод для размышлений.
Игра - отличный способ выявить скрытые в вашем малыше способности. Игрушек в доме должно быть много - самых разных, пусть выбирает те, что по душе. Кстати, какие сюжетные игры любит ребенок? Присматривайтесь, делайте выводы о склонностях вашего чада, старайтесь творчески их развить.
Как развить способности детей
Предоставьте ребенку возможность заниматься любимым делом. Нравится рисовать - ассортимент орудий творчества должен быть неограничен: всевозможные краски, карандаши, маркеры, фломастеры, альбомы, большие листы бумаги, книжки-раскраски и прочие атрибуты художника.
Проявляйте неподдельный интерес к занятиям малыша, общайтесь - пусть рассказывает, что он делает, хвалите, восхищайтесь.
Совместная деятельность - отличный способ развить способности ребенка (как самостоятельно развить речь ребенка, ). Чем бы он ни занимался, ваше участие незаменимо. Читаете ли вы вместе, лепите, поливаете цветы, играете в бадминтон, строите башенки. Интересы ребенка = ваши интересы.
Если ребенок проявляет творческие способности, ходите с ним в театр, в музей, на детские праздники. Устраивайте дома кукольные спектакли, концерты, инсценировки. Поощряйте юное дарование!
Если он еще слишком мал для посещения кружков, водите его в школу раннего развития. А подрастет, тогда обязательно запишите в подходящую студию. Хороший педагог, тренер, хореограф поможет развить способности вашего отпрыска.
В случае, когда ребенку надоест посещать занятия, проявите терпение. Постарайтесь понять: он просто устал, капризничает либо причина серьезнее. А вдруг танцы - не совсем его конек.
Тогда пусть пробует себя в чем-то другом. Вы ведь уже определились с кругом интересов. Есть из чего выбрать новое занятие.
Затраты: материальные, времени, сил - не в счет. Такова родительская доля. Нереально в 5 лет выбрать наследнику будущую стезю, составить бизнес-план, четко следовать его пунктам и ждать какой-то отдачи.
И пускай ваш ребенок вовсе не гений, вы же просто любите его, он - ваша плоть и кровь. Не стал выдающимся музыкантом, популярным певцом, известным политиком — не важно. Пусть будет просто хорошим человеком. А это талант, доступный не всем.
Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Показать еще
Способности или индивидуальные особенности ребенка делают его уникальным. Каждый родитель страстно желает своему любимому чаду успешной и яркой жизни, поэтому выявлением одаренности и развитием способностей маленького человека лучше заняться как можно раньше.
Правильное и, главное, своевременное выявление наклонностей малыша дошкольного возраста способствует наиболее полноценному их развитию. Как определить, что ребенок наделен выдающимися способностями, которые помогут ему достичь успеха в любой сфере деятельности?
Кто и где выявит способности ребенка
Для выявления способностей и наклонностей ребенка существует три места – это детский сад, школа и, безусловно, семья. При этом основная роль ложится на семью. Педагоги дошкольного учебного учреждения работают в рамках определенной программы, нацеленной на массовое обучение и воспитание детей. На определение индивидуальных качеств остается немного времени. И хотя большую часть времени малыш проводит именно в детском саду, основная роль будет принадлежать родителям.
В школе, где подросток получает огромное количество знаний, та же проблема. Нацеленность традиционной программы на массовое обучение оставляет учителям совсем мало возможностей для строго индивидуального подхода к каждому в классе.
Единственное место, где маленький человек получает максимальное внимание, это семья. Именно родителям принадлежит заслуга в своевременном выявлении и последующем развитии нового члена общества с набором уникальных качеств и способностей.
Замечательный факт
История Томаса Эдисона – неоспоримое доказательство, что только благодаря родителям ребенок получает шанс стать выдающимся человеком.
Будучи маленьким мальчиком, Томас вернулся из школы с письмом от учителя. Мать не смогла сдержать слез, когда прочитала письмо. Она даже прочла его сыну: «Ваш ребенок слишком гениален для нашей школы, поэтому заботьтесь о его образовании самостоятельно».
Через много лет, разбирая семейный архив, Томас нашел письмо учителя к его матери. «Ваш сын – умственно отсталый. Мы не можем продолжать учить его в школе вместе с другими детьми. Настоятельно рекомендуем заниматься его образованием дома» – вот что на самом деле было написано в том послании.
Когда вскрылась правда, Томас Эдисон имел мировую известность как изобретатель.
Правильный подход к ребенку, определение его способностей – главный залог будущей успешной жизни маленького человека.
Как выявить способности ребенка
Существует несколько практических методов для выявления уникальных способностей и творческих наклонностей детей. Первые два больше подойдут для изучения детей дошкольного возраста, последний актуален для работы со школьниками.
- Анализированное наблюдение. Простой метод позволит выявить, к чему ребенок проявляет истинный интерес, а какие занятия не приносят ничего, кроме скуки. Совет: Чаще всего малыш спрашивает именно о том, что занимает его больше всего. Будьте внимательны к его вопросам, и вы сможете понять круг его интересов.
- Игровое наблюдение. Во время игры дети дошкольного возраста открываются максимально. В коллективной игре легко выявить лидерские качества, способность к коммуникации с другими детьми. Наблюдение за игрой малыша дошкольного возраста в куклы или машинки позволит понять, насколько развито воображение и логика.
- Тесты, опросы. Такие методы используют при затруднении выявления наклонностей детей школьного возраста или для подкрепления ранее полученных результатов. Тесты или опросы могут провести сами родители, насчет результатов лучше посоветоваться со специалистом.
Способности не имеют ничего общего с приобретенными умениями и навыками человека, но именно они объясняют легкость их получения. Именно благодаря индивидуальным способностям человек становится успешен в той или иной сфере жизни. Правильное определение творческих наклонностей детей – залог будущей счастливой жизни.
Существуют определенные признаки, которые позволят определить в какой сфере развитие более продуктивно.
Признаки высокого интеллекта
- Заинтересованность окружающим миром: повышенное внимание ко всему происходящему. Долго наблюдает за прыгающей лягушкой, работающей машиной или дождем.
- Усвоение информации в больших объемах. Легко выдерживает чтение больших рассказов, может пересказать сюжет, заостряет внимание на деталях.
- Стремление к сбору и систематизации полученных сведений. Малыш задает большое количество вопросов о конкретном событии, строит логические цепочки, упорядочивает информацию.
- Большой и быстро пополняемый словарный запас. Впервые услышав слово, поняв его значение, ребенок в дальнейшем часто и правильно использует это слово в повседневной речи.
- Аналитические навыки: может просчитать развитие событий, установить причину и следствие, сделать выводы. Прошел дождь, асфальт стал мокрым, цвет потемнел, дождь – это вода, если вылить воду на асфальт, он потемнеет.
- Признаки критического мышления. Ребенок не доверяет конкретному источнику, перепроверяет полученную информацию. К примеру, задав вопрос маме и получив ответ, с уточняющим вопросом подходит к отцу, бабушке или дедушке.
Признаки выраженных творческих способностей
- Использование воображения. Любит фантазировать, добавляет яркие детали к рассказу о произошедшем событии, во время игры в куклы или машинки придумывает невероятные сюжеты.
- Использование интуиции для решения творческих задач. Поступил правильно, но не может дать четкие объяснения, почему принял именно такое решение.
- Быстрая реакция на события, умение подстраиваться под возникшую ситуацию. «Переобувается» на ходу и меняет свое решение в зависимости от ситуации. Например, мама не купила слишком дорогую игрушку, малыш не устраивает истерику, а просит купить более дешевый вариант.
- Высокая эмоциональность, внимание к чувствам детей или взрослых, умение сопереживать или разделить радость.
- Проявление интереса к творчеству – живописи, поэзии, музыке и т.п. Выделяет любимых авторов, художников или музыкантов, ориентируется в мире творческих людей.
- Склонность анализировать свои чувства и поступки.
Признаки сенсорных (практических) наклонностей
- Желание работать руками с использованием различных материалов и инструментов.
- Легкое усвоение различных практических навыков. Для мальчиков – это интерес к строганию, паянию, конструктору. У девочек этот признак проявляется в любви к шитью, вязанию или вышиванию.
- Повышенное внимание и уход за членами семьи или друзьями, стремление оказать помощь во время болезни.
- Интерес к механизмам. Малыш с удовольствием помогает папе с ремонтом различной техники, с удовольствием собирает палатку во время похода.
- Специальные способности, или правильный путь развития.
Теперь вы поняли, что ваш ребенок – маленький хранитель уникальных способностей. Следующий шаг – сузить круг поисков и выбрать путь развития для малыша. В зависимости от наклонностей детей нужно развивать конкретные способности.
Взаимосвязь наклонностей и способностей
Ярко выраженная склонность к любым вычислениям или измерениям, проявление логики во всех вопросах, стремление систематизировать данные свидетельствует о предрасположенности детей к точным наукам – математике, физике или химии.
Тяга к музыкальным произведениям, постоянное мурлыканье мелодий, отличная память на музыкальные произведения свидетельствует о музыкальных способностях.
Ребенка не оторвать от книги, он проглатывает целые тома художественной литературы, читает произведения вне учебной программы, может быть, даже сам сочиняет? Это говорит о творческих литературных способностях.
Вернувшись из детского сада или школы, ребенок не только рассказывает, но и показывает, что происходило за день, подражает поведению близких людей, с удовольствием участвует в творческих самодеятельных представлениях. Это прирожденный актер. Нужно развивать театральные способности.
Обычно детей не оторвать от рисования. Но если ваш малыш проводит с карандашами или красками практически все свободное время, любит лепить, а на все праздники вы получаете подарок, созданный его руками, сфера его творческих способностей кроется в изобразительном искусстве.
С дошкольного возраста ребенок проявляет ловкость и сноровку, отлично бегает, легко переносит самые серьезные нагрузки, его нужно отнести к будущим блестящим спортсменам.
Если в вашем доме много конструкторов, а ребенок проявляется большой интерес к сложным механизмам, скорее всего, у него технические способности.
Много друзей, легкость в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми, умение налаживать контакт даже с незнакомыми людьми говорят о коммуникативных способностях. Если ваш ребенок чувствует себя как рыба в воде среди абсолютно посторонних детей и легко вовлекает их в игру, налицо социальные способности.
Дети могут проявлять склонность сразу к нескольким сферам деятельности. Или наклонности могут быть выражены не совсем ярко. Если вы достаточно долго наблюдали за ребенком, но не уверены до конца, какие способности нужно развивать, простой тест помогут определиться с верным ответом.
Внимательно прочитайте следующие утверждения, подтвердите или опровергните их:
- Отличная память на стихи и рассказы.
- Ребенок чувствует ваше настроение.
- Чадо задает познавательные вопросы, например, кто придумал время.
- Отличная ориентация на местности (даже в незнакомом районе).
- Походке малыша позавидовала бы балерина.
- Любимое дело – слушать музыку.
- Круг интересов – окружающий мир: гроза, молнии, дождь, снег и т.п.
- Идеальная слуховая память: если переставить местами слова в любимой книге, он обязательно поправит вас.
- Быстро освоил завязывание шнурков или езду на велосипеде.
- Вы регулярно становитесь зрителем домашнего театра с любимым чадом в главной роли или участником творческих вечеров.
- Во время путешествия внимание ребенка сосредоточено на особенностях местности.
- Отлично различает звук музыкальных инструментов.
- Схематически изобразить местность ребенку намного легче, чем объяснить словами.
- Сопровождает активной мимикой большую часть слов и движений.
- Все игрушки лежат на месте от самой маленькой до самой большой или разобраны по шкафам соответственно цвету или размеру.
- Объясняет свои поступки чувствами, которые испытывал в тот момент.
- Каждый день вы слушаете удивительные истории, которые «произошли» с вашим малышом.
- Каждый услышанный звук удостаивается комментария.
- Во всех незнакомых людях ищет сходство со знакомыми ему детьми или взрослыми.
- Удивляет вас четкой оценкой своих сил и возможностей (например, я не смогу нести эту сумку, она слишком тяжелая).
Ключ к пониманию
- Если вы подтвердили высказывания 1, 8, 17, у ребенка проявляются лингвистические способности.
- Если вы подтвердили высказывания 6, 12, 18, налицо музыкальные способности ребенка.
- Если вы подтвердили высказывания 3, 7, 15, у вашего малыша математические способности.
- Если вы подтвердили высказывания 5, 9, 14, у вашего малыша сенсорные способности.
- Если вы подтвердили высказывания 10, 16, 20, у вашего малыша склонность к самопознанию.
- Если вы подтвердили высказывания 2, 10, 19, основа для развития – психологические способности.
- Если вы подтвердили высказывания 4, 11, 13, ярко выражены топографические (пространственные) способности.
Теперь вы во всеоружии, так как точно знаете, какие именно способности ребенка нужно развивать, чтобы в будущем он достиг неимоверных высот. Успех чада в ваших руках. Главное – не поддаваться искушению и не прививать ребенку ненужных ему качеств. Развивая именно природные склонности, вы добьетесь максимального успеха в его развитии.
Вы спите и видите свою дочь примой Большого театра, а сына - триумфатором Олимпиады? Ваши мечты могут стать явью, если своевременно распознать способности ребенка! С какого возраста в малыше может проявиться будущий Моцарт? И как сделать, чтобы раннее развитие способностей принесло внушительные плоды в будущем?
Обнаружить в малыше зачатки большого таланта - это лишь полдела. Самое главное - найти способ развить способности ребенка, да так, чтобы не отбить у него охоту к обучению!
Назвать точный год, день и час, когда в ребенке начинают пробуждаться способности, невозможно. Как отмечает психолог высшей категории, писатель Лариса Соловьева, детский возраст - пластичный. И то, что происходит с одним карапузом в годик, с другим может случится и в 3 года, и в 5.
Поэтому возраст никак не может указывать на талантливого ребенка - малыш может в годик лихо барабанить по клавишам музыкального инструмента, но это отнюдь не говорит о наличии у крохи способностей к музыке.
Чтобы получить тайные знания о явных способностях вашего малыша, с самых первых дней, внимательно за ним следите. При этом, если годовалый карапуз хорошо говорит, резво бегает и поет песни, не спешите записывать его в гении. Психологи определяют такое состояние, как высокую норму развития ребенка. И советуют родителям продолжать наблюдать за проявлениями способностей у сына или дочери - внимательно, но без фанатизма.
Заметив талант, не спугните его
Как бы вы не гордились своим маленьким чудом, будьте сдержаннее. Не следует развешивать художества малыша по всем стенам, ставить его «на табуретку» перед каждым случайным гостем. Задача родителей - не петь малышу хвалебные оды, а грамотно и аккуратно направлять его, тем самым стимулируя способности ребенка к дальнейшему развитию.
Если ваш карапуз сверх меры активен и проявляет чемпионские качества, не решайте за него, каким видом спорта ему заниматься. Со временем его склонности обнаружатся сами. Но если вы стремитесь ускорить этот процесс, подарите крохе наводящие предметы: футбольный мяч, клюшку, маленькие лыжи. Специально для девочек можете раздобыть гимнастическую ленту. И понаблюдайте, с каким из предметов и видов спорта ваш сын или дочь «подружится» больше всего. Ну и дальше - делайте выводы!
Другой пример: если кроха изрисовал каракулями несколько альбомов и даже обои, не спешите его ругать. Напротив, поощряйте его увлечение: покупайте краски, фломастеры, карандаши разных типов. Пусть ребенок выберет тот «инструмент», который ему сподручней, и рисует дальше. И, если двухлетний карапуз без конца распевает песни, изображает супергероев, наблюдайте за маленьким артистом и прислушиваться к нему. Пусть раз в неделю он устраивает домашние концерты. Возможно, это станет репетицией выступления на большой сцене.
Первым признаком таланта ребенка в любом возрасте является скорость выполнения различных задач. Когда мальчик или девочка быстро схватывают информацию и делают что-то, опережая своих сверстников, одаренность очевидна.
Вторым же признаком наличия одаренности у ребенка в той или иной области является та вовлеченность в это дело, которую малыш демонстрирует регулярно. Проще говоря - ребенку должно явно нравится то, в чем он преуспевает.
Детальный анализ
Самое опасное, что могут сделать любящие мама и папа, пытаясь развить способности ребенка - навесить на одаренное чадо «драмкружок, кружок по фото». Или разом все методики вместе взятые... Психологи нередко сталкиваются с феноменом: трехлетний малыш занимается английским, французским, рисованием, пением, фехтованием, но - при этом мама кормит его с ложки. Понятно, что подобный подход вредит самому ребенку, чьи таланты надо развивать последовательно и в соответствии с возрастом.
Если ваш карапуз проявляет активность в самых разных сферах, но ни в чем не выделяется конкретно, помочь определить «главные» способности ребенка может специальная диагностика. Пройти ее можно и в государственных досуговых центрах, и в частных психологических консультациях. В процедуру выявления склонностей малыша входят:
- подробная консультация с родителями и ребенком;
- поэтапное тестирование малыша;
- анализ и интерпретация полученных результатов;
- создание индивидуальной схемы развития ребенка по результатам тестирования (в зависимости от наличия тех или иных способностей).
На консультации также выявляется, насколько уровень развития вашего крохи превышает норму или соответствует ей.
Для диагностики способностей ребенка в возрасте до 3-х лет применяют та называемые проективные методики, с использованием различных рисунков, игр и упражнений, воспроизведением сюжетов из сказок. Игра создает абсолютно органичные условия для раскрытия потенциала ребенка.
Развитие способностей у детей - дело рутинное
Итак, у вашего малыша обнаружились определенные способности. Отлично! Следующий шаг, точнее - шаги, надо направить в секцию или студию нужного профиля. Потому что распознать талант ребенка - это лишь полдела. Самое главное - правильно развить детскую одаренность. И с этим в состоянии справиться только мудрый и профессиональный наставник - тренер, педагог, балетмейстер.
Иногда детей двух-трехлетнего возраста ставят на коньки, сажают за музыкальный инструмент. Столь раннее привлечение малыша к конкретному делу допустимо, если во главе угла стоят не родительские амбиции, а видимая потребность ребенка в данном занятии.
Тренер и наставник необходим еще и для того, чтобы у ребенка формировалась правильная самооценка. Ведь часто одаренные мальчишки и девчонки решают поставленные задачи не так, как другие. А воспитатели и педагоги редко встречают «на ура» проявление неординарности. Их реакция может «загасить» самооценку малыша и отчасти даже затормозить развитие способностей ребенка. Зато опора и вера человека «ведущего», наоборот, значительно продвигают дело. К тому же, именно наставник поможет выработать главное для развития способностей и таланта ребенка - мотивацию!
Группа поддержки
Итак, если удалось распознать способности ребенка и своевременно найти мудрого наставника, - дело практически в шляпе. Родителям остается во всем поддерживать одаренного отпрыска. Будьте начеку: в один момент ребенок взбунтуется и устанет от занятия «своей жизни». Здесь важно подготовиться заранее, чтобы суметь различить - каприз это или «полный финиш».
Но наблюдение за ребенком не стоит путать с тотальным контролем! С самого нежного возраста полезно приучать малыша к самостоятельности. Начните с пресловутой ложки, которую малыш должен уметь держать в руках во время еды уже к двум годам. И постепенно приучайте чадо планировать свои дела. Последний навык можно развивать уже лет с трех-четырех: пусть карапуз каждый день придумывает свой собственный план-действий. И в будущем вам не придется стоять у него над душой, постоянно напоминая о чем-то.
Как открыть способности ребенка «в домашних условиях»?
Как распознать способности в ребенке - прикладные советы ведущих мировых психологов:
Метод «шести кругов» Элиса Пола Торренса - диагностика интеллектуальных способностей и образного мышления у ребенка. Малышу дается лист формата А4 с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см)- по три в каждом. Карапузам предлагают красиво дорисовать и раскрасить круги так, чтобы из них получились некие предметы или даже сюжеты. Дальше детские творения следует оценивать по следующим критериям:
- продуктивность - количество кругов, которые ребенок сумел переоформить в образы;
- разработанность образа - полнота и разнообразие деталей изображаемых предметов;
- оригинальность - необычность образов;
- качество выполнения рисунка - аккуратность, использование цвета в дорисовывании и раскрашивании.
Чем выше данные показатели, тем очевиднее способности ребенка.
Как развить способности ребенка: взгляд из-за океана
Вопросы детских талантов интересуют ученых всех стран и континентов давно и пристально. Американский психолог Говард Гарднер в начале 1980-х годов прошлого века написал книгу «Рамки ума». Где выявил семь типов таланта, интеллекта:
Тип таланта | Что делают дети |
Вербально-лингвистический | Хорошо читают с раннего возраста, интуитивно пишут без ошибок, легко находят общий язык с другими детьми. Сферы деятельности: журналистика, писательство, преподавание, юриспруденция. |
Цифровой | Легко совершают математические действия, решают логические задачи; увлекаются программированием и компьютерной техникой. Сфера деятельности: инженерия. |
Пространственный | Мыслят образами, много фантазируют, любят рисовать, лепить, обладают ярким воображением. Сферы деятельности: архитектура, дизайн, живопись. |
Физический | Учебе и теориям предпочитают физические нагрузки, практические действие и манипуляцию. Сферы деятельности: спорт, строительные профессии. |
Личностный | Воспринимают происходящее на уровне эмоций, которыми богаты сверх меры. Очень интуитивны. Сфера деятельности: актерство. |
Межличностный | Любят и умеют общаются с людьми всех возрастов. Сферы деятельности: политика, торговля. |
Талант окружающей среды | Умеют наблюдать и изучать природу, животный и растительный мир. Сферы деятельности: биология, ботаника, садоводство, дрессура. |
Талантливый ребенок: работа на результат
Чтобы развитие способностей ребенка принесло в итоге свои грандиозные плоды, важно, чтобы это были именно его таланты! А не «зарытые в землю» стремления кого-то из родителей. Если мама мечтала летать под куполом цирка, не стоит отдавать в акробатки дочку-пышечку, которая обожает лепить из пластилина. А если папа грезил о карьере хоккеиста, нельзя тащить на каток малыша с абсолютным музыкальным слухом.
А вот похвала - весьма полезна и эффективна для развития детских способностей. Только при условии, если она - правильная. Хвалите сына или дочь не за наличие способностей, а за усилия и достижения. А еще - за старания, активность и деятельность. Тогда и результат не заставит себя ждать.
Взрослые не в праве ставить на талант ребенка, как на скаковую лошадку! Нельзя вкладывать в «большое будущее» своего отпрыска серьезные средства, и с нетерпением ждать дивидендов. Ребенок - это не бизнес-проект. И все без исключения мальчишки и девчонки имеют право на бесшабашное детство.
"От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира —
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш".
В. А. Сухомлинский
Уже с самого раннего возраста можно увидеть, как проявляются первые признаки разных талантов у малышей: кто-то любит танцевать, кому-то хочется петь, кто-то любит мастерить, а кто-то решать логические задачи или рисовать...
Сложно сказать, что любовь к какому-то виду деятельности — это и есть талант, ведь способности проявляются позже, а развивая способности, мы получаем талант. Быть талантливым — это не обязательно значит быть знаменитым художником или учёным — есть много талантливых людей в разных областях.
Кто-то говорит, что талант (греческое talanton) — это "выдающееся врожденное качество". А кто-то — что талант нужно совершенствовать. Третьи верят в то, что способности и таланты передаются по наследству.
Википедия определяет талант как "определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта". Формирование и развитие таланта ребёнка зависит во многом от условий жизни и деятельности. Многие родители задаются вопросом: как определить и развивать имеющиеся способности ребенка? Давайте попробуем ответить.
Проблема определения способностей ребенка встает перед родителями с самого раннего детства. Родителей начинает волновать вопрос поиска дополнительного образования. Музыкальная студия, студия творчества, спортивная или какая-то другая? Порой трудно сделать выбор, чтобы не навредить. Отдать ребенка в студию и развивать в одном направлении? А вдруг ошиблись? Отдать в разные студии? А вдруг ребёнок будет слишком уставать?
При выборе студии родители должны оценить возможности ребёнка и учесть его интересы. Важно помнить, что любая деятельность — это труд ваш и вашего ребенка, подчиненный жёсткому распорядку и режиму. Томас Эдисон говорил: "Гений — один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота". Только постоянные занятия и тренировки дадут положительный результат. Но если ребёнок не обладает определёнными способностями к деятельности, которую ему выбрали старшие, то у него может развиться комплекс неудачника, и вы не получите ожидаемых результатов. Ваше желание, чтобы ребенок пел или занимался музыкой, может обернуться психологической травмой для ребенка. Прислушайтесь к желаниям ребенка и помогите ему в выборе студии, проявите смекалку, чтобы мотивировать малыша.
Из закона Ньютона известно, что сила действия прямо пропорциональна силе противодействия — чем больше родители будут заставлять ребенка, тем меньше вероятность, что они сами будут довольны результатами. По этой причине психологи и педагоги советуют выбирать такие кружки и секции, где не стремятся сделать маленького чемпиона или лауреата, а просто помогут определить и развить способности малыша.
1. Музыкальные способности малыша
До года о музыкальных способностях можно судить только по косвенным признакам. Малыш улыбается, когда слышит музыку, затихает, может подпевать — "гулить". Наблюдайте за ребёнком. Если он проявляет эмоции, когда играет музыка, подпевает, а может, даже постукивает ногой в такт музыке, или хлопает в ладоши под музыку, быстро запоминает слова и мелодию, поёт самостоятельно, то это указывает на то, что в музыкальной студии он будет заниматься с удовольствием. Существует очень эффективная система Судзуки — уникальный метод раннего музыкального развития. Эта система предусматривает обучение игре на скрипке, (флейте, фортепиано, виолончели) с двух-трёх лет. Дети очень быстро начинают играть несложные произведения. По мнению японского педагога Шиничи Судзуки, все дети музыкальны, нужно только вовремя начать развивать способности: "То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно". Цель музыкальных занятий с малышами Судзуки определил так: "Моя задача не воспитывать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека".
2. Технические способности
Ребёнок любит сидеть с конструктором часами: строит, придумывает, собирает по схеме, моделирует. Обычно дети, имеющие технические способности, часто задают вопросы: как это работает, а что у него внутри, а зачем нужна эта деталь, а будет ли работать, если... Не отмахивайтесь от таких вопросов и старайтесь отвечать на них, покупайте энциклопедии и конструкторы, развивайте интерес к различным механизмам.
3. Исследовательские способности
Дети с исследовательскими способностями любят проводить опыты, часто задают вопросы "почему?", устанавливая причинно-следственные цепочки различных природных явлений, а так же с интересом рассматривают научные энциклопедии и с удовольствием смотрят научно-популярные передачи.
4. Художественные способности ребенка
Все дети любят рисовать и почти у всех есть художественные способности. Если ребёнок активно проявляет интерес к поделкам, рисованию, аппликации и другим видам творчества, стоит обратить на это внимание и развивать этот интерес малыша.
В раннем возрасте не учат классическим канонам рисования, а лишь развивают художественные способности. В хороших детских изостудиях создают творческую атмосферу, ваш ребенок сможет развить свое воображение, мелкую моторику, а самое главное — получит удовольствие от самореализации и возможности показать, сколько всего нового он теперь умеет.
5. Театральная студия. Актерский талант у ребенка
Если вы однажды заметили, что ваш ребенок любит кому-то подражать, копировать походку, манеру речи, с радостью выступает на концертах и праздничных мероприятиях, то вы можете смело привести его в театральную студию. Сегодня детские театральные студии, почему-то не очень популярны у родителей. А зря: ведь они смогут научить детей быть смелыми и уверенными, раскованными и непринужденными. Дети читают наизусть стихотворения и басни, развивают речь, тренируют память, пополняют словарный запас. Кукольный театр развивает не только речь маленького актера, но и моторику, а также координацию движений. Всё это не менее важно при подготовке ребёнка в школе, чем умение читать и писать.
6. Спортивные секции. Физические способности
Дети с физическими способностями очень старательные, упорные, они прикладывают все усилия для достижения определенной цели. Любят соревноваться, бегают, прыгают — и не боятся упасть, пораниться, ушибиться. Занятия в спортивных секциях тренируют силу воли, выносливость, целеустремленность, что, несомненно, приходится ребенку не только в школе, но и в жизни.
7. Хореография. Ритмика. Музыкально-двигательные способности
Ваш ребенок подвижен, активен, с чувством ритма? Слушает музыку, "пританцовывает" и придумывает свои движения? Сходите с ним на пробное занятие в студию ритмики, хореографии, фитнеса, аэробики или танца. В танцевальных кружках учат не только красиво двигаться и танцевать: занятия танцами развивают образное мышление, воображение, фантазию. Есть студии танца, где учат малышек уже с двух с половиной лет по системе Айседоры Дункан — в классах нет станка, там не требуют специальной одежды и обуви для танцев. По этой системе танец — это некая импровизация, свободные движения под классическую музыку.
У вашего ребёнка могут быть разные способности, задача родителей — поддерживать и развивать их.
Методы определения способностей ребенка
Метод | Описание |
Наблюдение | Наблюдая и изучая то, чем ребёнок любит заниматься, чем интересуется, родители с лёгкостью могут составить представление о возможностях своего малыша. |
Игра | Предоставьте возможность выбора игры. Обратите внимание, в какие ролевые игры любит играть ребёнок. |
Обращение к специалистам по раннему развитию, психологам и педагогам. Тестирование | Существуют диагностические программы, которые помогут в определении способностей. Например, при определении уровня интеллектуального развития используют тест Векслера. Чтобы узнать творческий потенциал ребёнка, его эмоциональное и психическое состояние, используют методику "Несуществующее животное". А также могут использовать комплексную диагностику. |
Совместная деятельность | Совместное общение, безусловно, развивает творческую активность и помогает развитию таланта. Возьмите за правило организовывать семейные праздники-традиции, кукольные представления по выходным, походы, экскурсии. Слушайте вместе музыку, читайте, играйте в игры, посещайте музеи и выставки, театры, мастер-классы, концерты. |
Результаты диагностики не могут определить будущие достижения и таланты ребёнка, но, тем не менее, это не умоляет важности раннего выявления способностей. В наших силах помочь ребенку изучать, творить, заниматься интересными и увлекательными занятиями. Со временем, ваш ребенок сам поймет, чем ему заниматься серьезно, а что останется просто хобби. Очень часто бывает, что талантливые дети, не имея возможности развивать свой талант, становятся посредственными учениками.
Современные школы предъявляют к ребёнку достаточно жесткие требования. Предоставьте возможность малышу проявить свои способности, развить их и преумножить в детских дошкольных учреждениях. Помогая раскрыть таланты ребёнка, вы научите его общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно, поможете и способность к адаптации в любых ситуациях. Наверняка, лет через 18-20 ваши дети поблагодарят за это. Главное помнить, что каждый ребенок талантлив, быть внимательнее к проявлениям своего ребенка — и у вас все получится!
Модель Наталья,
методист сети детских развивающих
клубов "АЗ-БУ-КА"
Комментировать статью "Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша"
А вы считаете, что на способность детей к обучению влияют гены? Я считаю, что влияют, не единственным фактором, разумеется, но влияют. Разумеется гены влияют на способности к обучению, и на другие особенности развития. Но не настолько прямолинейно, что "если папа...
Как выбрать профессию. Развитие способностей Востребована ли профессия Мы часто считаем развитие способностей чем-то вроде хобби, возможно... Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша.
Раздел: Образование, развитие (Способности ребенка). Вопрос репетиторам, Вы родителям всегда правду о способностях говорите? Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. 18+.
есть способности выше среднего, а ребенку на это плевать. Есть любимое дело, только...(умение видеть проблему там, где другие ее не видят), оригинальность мышления, память Музыкально -двигательные способности. Ваш ребенок подвижен, активен, с чувством ритма...
Развитие математических способностей у дошкольника: 5 способов. Сингапурская математика. Этот метод решения дает детям глубокое понимание процесса решения. Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша.
Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. 4. Художественные способности ребенка Методы определения способностей ребенка Всё это не менее важно при подготовке ребёнка в школе, чем умение читать и писать.
Детские сады и дошкольное образование: развитие речи, логопед, воспитатель, подготовка к школе. Тема создана для обсуждения статьи. "Алло, родители ищут таланты!" - дополнительное образование детей.
Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. 1. есть ли у него музыкальные способности. которые надо както развивать. 2. нравится ли самому ребенку все это - петь...
Вот, например, нет у ребенка музыкального слуха, или рисует он, как курица лапой Развить ведь до определенной степени можно почти все, правда, не всегда Если ненавидит - это другое. Вопрос был есть нет способностей, т.е. на неосведомленный взгляд мамы их нет.
а как определить, есть ли у ребенка способности к европейским языкам? Неоднократно слышала мнение, что дети, имеющие музыкальный слух чаще всего обладают Посмотреть темы в других конференциях: Детские сады и дошкольное образование Образование взрослых.
Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Все дети любят рисовать и почти у всех есть художественные способности. Если ребёнок активно проявляет интерес к поделкам, рисованию, аппликации и другим видам Совместное общение, безусловно...
Как определить способности ребенка?. Достижения. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни Ну так слух развивать надо, как и любые другие способности. Реально людей совершенно без музыкального слуха мало.
способности это приходящее и уходящее, если вовремя не спохватиться и неразвивать, у всех детей есть способности и таланты и необязательно в ограниченом Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. 4. Художественные способности ребенка.
Поступаем в музыкальную школу. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Выразила желание играть на скрипке, но узнав что это трудно, сразу отказалась. Хочет играть на флейте, но я не знаю возьмут ли ее, вроде бы там на зубы смотрят, а у нее верхние зубы как раз...
Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Многие родители задаются вопросом: как определить и Мне народные способы определить пол ребенка всегда казались забавными и интересными, предлагаю вам их перечень - гадайте на здоровье...
Многие родители задаются вопросом: как определить и развивать имеющиеся способности ребенка? Все дети любят рисовать и почти у всех есть художественные способности. Если ребёнок активно проявляет интерес к поделкам, рисованию, аппликации и другим видам...
Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Развитие ребенка - дошкольника: дополнительное Как помочь ребенку стать внимательным? Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.
Музыка. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Дорогая, возник вопрос, действительно: а какие музыкальные способности или навыки нам, родителям нужны в детях. и какие будут нужны...
Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Методы определения способностей ребенка. "От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей...
Методы определения способностей ребенка. "От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что Все это - невнимательность. Воспитатель детского сада, учитель или психолог могут помочь Вам определить есть ли проблемы со вниманием у вашего...