• Что означает наряженная елка на новый год. Почему на новый год принято наряжать елку. Елка идет по миру: истоки традиции наряжать ель в разных странах

    Мещерякова Елена Николаевна
    Косова Валентина Николаевна
    воспитатели
    МБДОУ детский сад №22 «Улыбка»
    Старооскольского городского округа

    Цель: Создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии с возрастом.

    Введение:

    Цель проекта: Узнать, почему на Новый год украшают елку?

    Объект исследования: Ёлка.

    Предмет исследования: Украшение Новогодней елки.

    Гипотеза: Если бы не украшали Новогоднюю елку, то праздник был бы неинтересным.

    Перед собой я поставил задачи:

    1. Рассмотреть историю украшения Новогодней елки.
    2. Изучить технологию выполнения Новогодней елки своими руками.
    3. Обобщить результаты и сделать выводы.

    Теоретическая часть

    Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники ёлку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без неё вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников Новый и Рождество.

    Почему же мы наряжаем именно ель? И как появился этот обычай?

    Существует несколько легенд, которые открывают тайну украшения как раз елки, а не другого дерева.

    Так как наши давние предки верили в жизнь не только человеческую, но и природную, обожествляли деревья, животных, многие растения и другую окружающую живность, поклонялись многим из них, то и отождествляли их с собой.

    Согласно одной из легенд, именно Иисус Христос выбрал ель, как божественной дерево.

    А было все так…

    Когда над Вифлеемом засияла звезда и весь мир облетела весть о том, что на свет родился Сын Божий, то поздравлять Деву Марию потянулись люди со многих стран мира.

    Кроме людей, с поздравлениями спешили животные и деревья. Все заходили в пещеру к новорожденному и, кроме поздравлений, дарили что-то младенцу и его матери. Со многими к пещере поспешила и Ель.

    Приблизившись ко входу, она не стала входить, а осталась в сторонке. Остальные деревья выходили из пещеры и нарадоваться не могли от увиденного. Некоторые из деревьев подошли к Ели и спросили, почему же она не идет одаривать Сына Божьего. На что Ель им дала ответ, что боится задеть младенца своими острыми иголками или же напугать. Тогда все деревья наградили это хвойное дерево своими гостинцами – яблоками, вишнями, сливами, орехами, цветами. Нарядившись прелестными украшениями, Ель поспешила внутрь пещеры. Когда она вошла, то Иисус Христос проснулся и удивился такой красоте этого дерева. После чего Вифлеемская звезда зажглась как раз над елью, что в одночасье сделало ее символом Нового года.

    Другая легенда гласит о том, что Ель не пустили в пещеру к новорожденному Божьему Сыну гордые Пальма и Маслина. Они только стали насмехаться с колючек и липкой смолы дерева. Но разговор деревьев подслушал один из ангелов. Сжалившись над Елью, он нарядил ее множеством маленьких ярко сияющих звездочек. И в тот же миг Ель засияла на весь Вифлеем. Когда же она зашла в пещеру, то Иисус Христос протянул к ней свои маленькие ручки. После этого случая именно елка стала божественным деревом и главным атрибутом рождественских и новогодних праздников.

    Кроме божественных пересказов и легенд существует и более приземленная. Жители европейских стран утверждают, что обычай наряжать елку ввел Мартин Лютер. Согласно рассказу, в Рождественскую ночь он спешил домой через лес и увидел в небе звезду, которая вдруг спустилась на макушку ели. Чтобы порадовать свою семью, принес домой елку. Родные с радостью украсили дерево ленточками, свечками, бантиками. Традицию ввиду этого случая переняли многие, и так она разлетелась по всему миру. Чтобы бы там не гласили легенды, но очевидное не спрячешь. Как раз ель выступает центральным персонажем празднования Нового года.

    В 17 веке сложился обычай прикреплять рождественскую ель вверх тормашками к потолку – как символ лестницы с неба, спущенной на землю в рождество. Елку увешивали яблоками, пряниками и другими сладостями – в воспоминание о сладости райской жизни.

    Зафиксирована также и историческая дата, когда елка впервые была украшена как символ наступления нового года. Вначале ХІХ века в Германии многие люди в канун праздников приносили домой елку и наряжали ее цветами (живыми и бумажными), конфетами, яблоками, вафлями, лентами. После чего такой обычай подхватили жители соседних стран. Позже наряжать елку стало всемирной традицией.

    Правда, указ Петра I в канун 1700 г., закрепляющий перенос Нового года на 1 января, тоже гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Но о елке как украшении дома речь еще не шла. Немцы, жившие в России, соблюдали свои обычаи, но русские не спешили их перенимать.

    В Россию обычай наряжать елку пришел несколько позже. Первое письменное подтверждение зафиксировано в литературе. Оно гласит, что елку стали украшать, начиная с указа Николая І. Как раз в этот период Россия увлеклась немецкими традициями, откуда взяла и эту. После всех этих процессов хвойное дерево осталось главным предшественником Нового Года. Но не во все года к рождественским праздникам наряжали елку.

    В первой половине ХХ века в России большевицкой властью было запрещено празднование новогодних и рождественских торжеств. Обычай украшать елку временно также канул в лету.

    Лишь в середине ХХ века, с отменой закона, традиция вернулась в страну и успешно существует по сегодняшний день.

    Легенды повествуют многое, но неотъемлемым остается одно – елка символ Нового Года. Она наполняет дом незабываемым аромат, волшебством, сказочностью. Сегодня ее наряжают уже не конфетами и орехами, а красочными игрушками, серпантином, ленточками, мишурой, а на верхушку помещают звезду.

    Вот такой нелегкий путь пришлось преодолеть «пышной Новогодней красавице». Сегодня уже нельзя представить Новый год без елки, ведь именно под ней Дед Мороз оставляет подарки, и именно она, своими яркими огнями и фонариками, создает атмосферу Новогодних праздников.

    Практическая работа

    Узнав много о новогодней ёлке, я решил сделать ёлку собственными руками и украсить её.

    Для этого взял 4 пластиковых стаканчика, разноцветные маркеры.

    • На первом стаканчике нарисовал ствол.
    • На втором стаканчике нарисовал ветки.
    • На третьем стаканчике нарисовал игрушки.
    • На четвертом стаканчике нарисовал гирлянду.

    У меня получилась чудо-елочка.

    Заключение

    Для себя я сделал следующие выводы:

    1. Первыми начали украшать елку в Германии.
    2. Елку можно сделать своими руками.
    3. Моя гипотеза полностью подтвердилась. Если бы не эта замечательная традиция, то Новый год был бы не таким красочным и веселым.

    1700

    Царь-елка

    Обычай ставить елку на Новый год мы позаимствовали в Западной Европе. Этот факт считается хрестоматийной истиной. Но вот с автором традиции все не так просто.

    Есть исторический стереотип: Петр I, вводя новое летосчисление, из-за которого 1 января наступил не 7208, а 1700 год, заодно решил достойно отпраздновать реформу.

    Самый цитируемый под Новый год исторический документ - петровский указ: "По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по древцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь".

    Все так, но новогодних елок в нашем понимании веселый царь устраивать не повелевал. Да и германской рождественской традиции его "некоторые украшения от древ" не в полной мере соответствовали. К тому же народ привык в ночь с 31 декабря на 1 января отмечать вечер Василия Кесарийского. Другие названия: "щедруха" (гуляли как на Масленицу, появился даже термин: "кесарийский" поросенок, которого зажаривали целиком), Васильев вечер.

    Можно предположить, что полноценные рождественские елки, украшенные сладостями и игрушками, в нашей столице в то время все-таки стояли. Но скорее всего - лишь в домах проживающих в Москве иностранцев, прежде всего немцев-лютеран, которые сохранили на чужбине свои обычаи.

    С 1704 года новогодние торжества Петр I перенес в Петербург. Там и гуляли по-царски, причем явка на новогодние балы-маскарады вельмож была обязательной.

    После смерти Петра обычай стал умирать. Каких-то особых гонений против елок не было. Проблема заключалась в том, что петровская затея не слишком-то прижилась в народе. В период петровского правления это была чисто городская забава. Селу вообще забыли разъяснить, для какой надобности надо вешать яблоки и пряники на елки.

    К тому же не вся страна сразу перешла на петровский календарь. Народ исстари на Руси встречал наступление нового года 1 марта. И так продолжалось до конца XV века. В 1492 году Русская православная церковь приняла решение о переносе новолетия на 1 сентября.

    Мягко говоря, успели привыкнуть. А устои всегда ломаются с трудом.

    Например, в Архангельской губернии до сих пор Новый год отмечают трижды. Первые два (по новому и старому стилю) - со всей страной, а 14 сентября отмечают еще и Поморский новый год.

    К тому же еловыми ветками на Руси часто устилали путь, по которому несли покойника на погост. Потому елка как-то не слишком ассоциировалась у крестьян с весельем и праздником.

    Наконец, у православной церкви не было большого желания продвигать в народные массы лютеранский обычай. Пожалуй, наиболее стойко хранили петровские заветы лишь те, кого сейчас бы назвали рестораторами. Крыши многих кабаков на Руси украшались елками. Кстати, после новогодних праздников ели вообще с них не снимали. Само выражение "идти под елку" в те времена означал поход в питейное заведение.

    1819

    Второе пришествие

    Второй "поход" новогодней елки на Россию опять был предпринят из Германии. Но на этот раз - более успешный. В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток.

    В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце солидных размеров новогоднюю елку. В 1825 году в Петербурге впервые установили публичную елку.

    В те времена игрушек еще не было, елку украшали фруктами и конфетами.

    "Под елочку", которую в столице устанавливали 24 декабря, в сочельник, устраивали и царский банкет. В архивах сохранилось меню: супы, пирожки, говядина с приправой, жаркое с салатом, соленые огурцы (император их просто обожал), холодец по-шведски, крольчатина по-уэльски, норвежская треска, минога по-аббатски, мороженое.

    В деревнях елка по-прежнему не приживалась. А вот города новая мода просто захватила, начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники. "Елкой" стали называть уже не кабаки, а рождественский праздник для детей с раздачей подарков.

    При Александре III было положено начало новой традиции: члены императорской фамилии выступали на новогодних "корпоративах". Как правило, император с великими князьями ехал в манеж кирасирского полка на елку для нижних чинов собственного Его Величества конвоя, сводно-гвардейского батальона и дворцовой полиции. Фантастическая деталь: на следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Согласитесь, какая-то просто нереальная забота о подданных.

    1915

    Елка - враг государства

    Так продолжалось до Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914-м. В стране началась активная антинемецкая кампания. Весной 1915 года Николай II утвердил "Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем", ближе к зиме началась ликвидация немецких колоний в Поволжье, на Южной Украине и Кавказе, а также принудительное переселение колонистов в Сибирь.

    В канун 1915 года немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной елкой. Пресса назвала это "вопиющим фактом", журналистов поддер жали святейший Синод и император Николай II. Традицию царь назвали "вражеской" и категорически запретил ей следовать.

    Вообще-то в этом запрете было что-то параноидальное. Ладно, если бы только вражеские солдаты веселились под елкой. Но ведь наши-то - тоже!

    Вот записи из дневника Николая II: "Поехал в военный госпиталь на елку больным", "в новой комнате Аликс была наша собственная елка с массой прекрасных взаимных подарков...".

    Или вот распорядок дня Николая II 31 декабря 1913 года. В 15 часов царь поехал в военный госпиталь и в лазарет Гусарского полка на елку... В 23 часа 30 мин. поехали в полковую церковь на новогодний молебен.

    Ну и при чем тут "вражеская традиция"?! В принципе при таком раскладе царь и себя обязан был объявить врагом русского народа.

    1919

    Дед Мороз

    без "браунинга"

    После революции запрет отменили. Германский пролетариат, даже находящийся под чуждым революции церковным влиянием, по определению не мог считаться врагом советской власти. А самое главное, Ленин любил елку.

    Впрочем, поползновения на традицию были и в те времена. Еще при жизни вождя многие его соратники, видные партийцы, пытались объявить рождественское дерево "буржуазным предрассудком". Но сделать с этим религиозным пережитком ничего не могли. Как запретить "предрассудок", если сам вождь лично устраивал для детей елку в Сокольниках?

    При этом порой проявлял чудеса героизма. 6 января 1919 года, когда он ехал из Кремля в Сокольники на первый новогодний детский праздник, машину остановили налетчики известного московского бандита Якова Кошелькова. Буквально выбросили Ильича из машины, приставили револьвер к виску, пошарили по карманам, отняли деньги, документы, "браунинг" (вооруженные охранник Ленина и его личный шофер не сопротивлялись, чтобы не подвергать опасности жизнь вождя). Кошельков не узнал Ленина, о чем потом очень жалел: сказал подельникам, что, если бы взял Ленина в заложники, можно было потребовать в обмен на него выпустить на волю всю "Бутырку". Ну и деньгами выкуп солидный.

    Впрочем, жалел он не очень долго, чекисты за несколько месяцев нашли и перебили всех налетчиков. "Браунинг" Ильичу, кстати, вернули. Но дело, конечно, не в этом. Ленин, пережив стресс, сразу же взял новую машину и прибыл-таки к детям на елку. Шутил, водил хороводы, угощал конфетами, вручил каждому по подарку - по трубе и по барабану. Ну, настоящий Дед Мороз.

    Даже в новогоднюю ночь 1924 года, когда Ильич был смертельно болен и жить ему оставалось три недели, Н. К. Крупская устроила традиционную елку. Но после смерти вождя с елкой расправились. Наши прадеды слышали такие стихи:

    Только тот, кто друг попов,

    Елку праздновать готов.

    Мы с тобой враги попам,

    Рождества не надо нам!

    С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила "христианское" воскресение: страна перешла на "шестидневку", запрещено празднование Рождества.

    Странно, что никому не пришло в голову, что подобные формулировки фактически объявляли Ленина злостным антисоветчиком, мракобесом и просто преступником.

    1935

    Привыкли руки к топорам

    С чего это всего через восемь лет власть вдруг кардинально изменила отношение к елке - загадка. Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете "Правда", опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев.

    Неожиданно для всех Сталин согласился.

    И хотя в "Правде" не бывало несогласованных инициатив, чиновники не торопились организовывать елки. Даже когда их разрешили, многие встретили Новый 1936 год без лесной красавицы. На всякий пожарный: кто-то воспринял предложение в качестве провокации. Остальные благоразумно решили, что прежде чем нарубить дров - в смысле: рубить елки, - разумнее сначала проследить за судьбой как инициатора елочной реабилитации, так и за самой инициативой.

    Судьбы сложились по-разному. У елки - хорошо, у Постышева - не очень. В конце 30-х его перевели с Украины на пост 1-го секретаря Куйбышевского обкома партии. Прибыв в область, он организовал беспрецедентную кампанию арестов. Лично "разоблачил" большое количество врагов партии и народа, отправив в лагеря или на расстрел тысячи людей. Затем сам был арестован. 26 февраля 1939 года военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к смертной казни и в этот же день расстрелян. В 1955-м реабилитирован.

    Некоторые историки называют Постышева "человеком, который вернул народу елку". Тезис не бесспорный.

    Никита Хрущев в своих мемуарах уточнит, что Постышев, прежде чем писать заметку в "Правду", обратился с идеей лично к Сталину. Тот отреагировал несколько нехарактерно, а потому - загадочно. Хрущев пишет, что вождь, почти не раздумывая, ответил Постышеву: "Возьмите на себя инициативу, а мы поддержим".

    Что наводит на размышления. Во-первых, в партийной иерархии Постышев был, мягко говоря, не слишком значительной фигурой. Во-вторых, знаковые идеологические решения Сталин никогда не принимал с наскока. Решение, скорее всего, было тщательно продумано и подготовлено. И вряд ли кем-то еще, кроме самого вождя.

    1937

    Звезда и шампанское

    Постышев еще был жив, когда по стране начали зажигаться новогодние елки. Первая - в 1937-м в Москве, в Колонном зале Дома союзов. Вместо золотой Вифлеемской звезды появилась новая - красная. Образ Деда Мороза в длинной шубе, высокой круглой шапке и с посохом в руке исполнял известный в те годы конферансье Михаил Гаркави. С его именем, кстати, связана и традиция отмечать праздник шампанским. Дебют "Советского шампанского" состоялся 1 января 1937 года, когда в Кремле на праздничном приеме стахановцев Гаркави под бой курантов впервые осушил бокал игристого. Шампанское, заметим, у нас только-только стали выпускать. В 1937-м разлили первые 300 тысяч бутылок. Досталось на Новый год далеко не всем.

    Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху. Пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны - пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью "СССР", снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем - космонавты, спутники, персонажи русских сказок.

    Снегурочка появилась в начале 1950-х. Образ внучки Деда Мороза придумали лауреаты Сталинских премий Лев Кассиль и Сергей Михалков. С этого момента отечественная новогодняя традиция может считаться завершенной. Каких-то принципиальных изменений в праздновании Нового года с тех пор не замечено. Ну разве что вместо звезды все чаще используют разнообразные политически нейтральные пикообразные верхушки. В основном китайского дизайна и изготовления.

    Приближается очередной Новый год, от этого светлого праздника нас отделяют считанные часы. Пришло время готовить торжественный обед и украшать свой дом! Но почему на Новый год наряжают елку, с чем связана эта традиция?

    …Представьте себе, что вы находитесь в Вифлееме, около 2 000 лет назад. Ночную темноту рассеивает свет яркой звезды, внезапно загоревшейся на небосводе. Над землей слышатся дивные, ангельские голоса. Вдалеке показались три величавых волхва-мудреца, которые спешат принести свои дары некоему Младенцу…

    Ему поклонятся даже деревья

    Почему на Новый год наряжают елку - этот вопрос нередко задают не только дети, но и взрослые. Далеко не каждому известно, что традиция наряжать это дерево самым тесным образом связана с рождением Иисуса Христа.

    Ёлка - главный атрибут новогоднего праздника

    Согласно одному древнему преданию, приветствовать появившегося на свет Спасителя поспешили не только находившиеся неподалеку люди и животные, но даже деревья и другие растения. Они все пожелали принести Младенцу в дар свои плоды, цветы и тончайшие ароматы. С холодного севера прибыла Ель, но она скромно осталась в стороне, не пожелав войти в пещеру.

    Все присутствующие недоумевали, почему Ель не хочет приблизиться к новорожденному Иисусу. Елка ответила, что у нее нет ничего, что можно преподнести малышу в дар, и что она опасается его напугать или поранить острой иглой. Тогда каждое из растений вручило Ели часть своих плодов, ярких цветов и орехов. Увидев добрую, нарядную Ель, младенец улыбнулся. В тот самый миг над макушкой дерева еще ярче воссияла Вифлеемская звезда.

    Есть и другая версия этой сказки. В соответствии с ней, заносчивые Пальма и Маслина не пропустили Елку к Младенцу, посмеявшись над ее неказистым видом, липкой смолой и острыми иголками. Скромная Ель не стала возражать, она опечалилась, но осталась у входа в пещеру. Тогда над Елкой сжалились ангелы и украсили ее ветви небесными звездами. В таком наряде дереву было не стыдно показаться Спасителю!

    Вера в духов леса

    Наши предки обожествляли природу, они наделяли растения разумом и сверхъестественной силой. Считалось, что духи леса способны погубить человека, который им не по нраву. И, напротив, некоторых людей они награждали кладами за определенные заслуги.

    Чтобы задобрить лесных духов, полагалось совершать и украшать всевозможными плодами и угощениями ель, которая с давних времен является символом жизни.

    Новогодняя елка в России

    Обычай устанавливать в доме наряженную елку происходит из Южной Германии. В России самую первую рождественскую ель нарядили и установили на Новый год по распоряжению Петра I (это произошло на 1 января 1700 года). Царь повелел «зажигать огни, пускать ракеты и оформить столицу ветвями хвойными - еловыми, сосновыми и можжевеловыми».

    Большевики, которые пришли к власти после революции 1917 года, посчитали Новый год "пережитком буржуазного прошлого" и даже попытались запретить праздник. Однако торжество сильно полюбилось народу, так что в 1935 году праздник вернули. Считается, что реабилитация праздника и его атрибутов (ёлки) началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 г.

    А еще это талисман!

    Считается, что под Новый год сбываются самые сокровенные мечты и желания. Однако новогодняя ночь благоприятна не только для людей.

    После полуночи нечистая сила появляется на земле, чтобы потешаться над людьми и чинить им всевозможные мелкие пакости. Нечисть может испортить хозяйке готовку, стянуть что-нибудь не особо ценное, но полезное.

    Чтобы отвадить подобных нежелательных «гостей» от своего дома, положено было наряжать жилище яркими блестящими предметами, способными . Блестки, мишура и, конечно же, нарядная елка должны были удерживать нечистую силу на почтительном расстоянии от дома.

    Надоела зима и вьюжный ветер за окном? В таком случае, рекомендуем ознакомиться со статьей " "! Она поможет вам вспомнить о том, что зимние холода не вечны, и рано или поздно они обязательно сменятся весенней капелью.

    Почему на новый год принято наряжать ёлку.

    Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников. Почему же мы наряжаем именно ель и как появился этот обычай?

    Н.Н.Жуков,Ёлка.

    Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

    Johann Bernhard Schmelzer "Christmas Dream"1833.

    На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…

    По другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.

    В древние времена люди обожествляли природу и верили в существование духов, живущих, преимущественно, в лесах на хвойных деревьях. Считалось, что именно сверхъестественные лесные существа вызывают лютые морозы, насылают метели и запутывают охотников, а особенно смело духи ведут себя длинными декабрьскими ночами. И поэтому, чтобы уберечь себя и свое имущество от проделок лесных существ, люди старались всячески задобрить их: украшали ели различными плодами и угощениями, произносили специальные заговоры и совершали таинственные обряды. К тому же, вечнозеленая елка издревле символизировала саму жизнь.

    Европейцы убеждены, что распространить обычай наряжать елку помог и глава немецкой Реформации Мартин Лютер. Однажды, в канун Рождества, морозной звездной ночью, он возвращался домой через лес и, решив сделать семье сюрприз, принес елку. Ее украсили свечками и бантиками. После этого случая многие стали брать с него пример.

    Biczó, András Christmas Tree Twig.

    Первое письменное свидетельство об украшенных елках, датированное 1605 г., звучит так: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи».

    В начале XIX в. этот красивый немецкий обычай стал распространяться на территории Северной Европы. В Англии, Франции, Америке повсеместно ставить и украшать рождественские елки стали только в середине XIX в.

    Carl Larsson.

    В это же время елка стала рождественским деревом и в России. Правда, указ Петра I в канун 1700 г., закрепляющий перенос Нового года на 1 января, тоже гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых». Но о елке как украшении дома речь еще не шла. Немцы, жившие в России, соблюдали свои обычаи, но русские не спешили их перенимать.

    Carl Larsson ,Christmas Tree Confett.

    Есть упоминание в литературе о том, что первая рождественская елка в России была устроена Николаем I в конце 1830-х годов. В то время российская знать увлекалась немецкой литературой и западными манерами. Поспособствовали распространению традиции… петербургские кондитеры швейцарского происхождения, предлагавшие к празднику готовые наряженные деревца и сладости с елочной символикой. К концу 1840-х годов елка стала привычным атрибутом рождественского праздника. Деревья украшали поделками из цветной бумаги, фруктами, рафинадом и мишурой.

    М.Матвеев 1981.

    Кстати, о новогодней мишуре тоже существует предание. Очень давно жила одна добрая женщина, у которой было много детей, они были очень бедны, и ей приходилось очень много работать. Вечером перед Рождеством женщина нарядила елку, но украшений у нее было совсем мало. Ночью на ветки елки приползли пауки и сплели паутину. Увидев это, и пожалев бедную мать, Иисус Христос благословил дерево, и паутина превратилась в серебристую мишуру…

    Blish Carolyn.

    В конце 20-х годов XX столетия елка в России была запрещена вместе с празднованием Рождества и даже Нового года. Но в 1936 году вернулась как атрибут именно новогодних праздников и надеюсь, больше нас не покинет.

    Екатерина Елизарова

    Почему на Новый год принято наряжать елку? В зимнюю пору мы отмечаем наибольшее количество праздников. Как все начинается с декабря месяца, так где-то до февраля и не утихает.

    Разнообразие праздников величайшее, но наиболее долгожданными и любимыми остаются рождественские и новогодние. Это целый цикл праздников, который радует как взрослых, так и детишек, и дарит им множество положительных и незабываемых эмоций.

    Люди по всему миру тщательно подготавливают почву к новогодним праздникам. При этом они убираются в доме, покупают новые наряды, готовят всякие вкусности для праздничного стола, запасаются подарками для родных и близких. Но самым главным атрибутом праздника во многих странах и уже не одну сотню лет остается елка .

    Именно это дерево – главный символ Нового года, без которого тот теряет свою таинственность. Ведь так приятно, когда дом наполняет аромат еловых иголок. Тогда все вокруг как будто дышит загадочностью.

    Наряжать елку к Новому году это целый обряд . Во многих семьях к этому относятся с особой трепетностью. Ведь этот процесс создан не только исключительно для милования глаз.

    В семьях, где есть меленькие детки, под деревом ищут подарки, которые там должен был оставить некто Дед Мороз в новогоднюю ночь. Поэтому, украшая елку, наибольшую радость испытывают дети и все те, кто еще верит в этого персонажа.

    Существует несколько легенд, которые открывают тайну украшения как раз елки, а не другого дерева.

    Так как наши давние предки верили в жизнь не только человеческую, но и природную, обожествляли деревья, животных, многие растения и другую окружающую живность, поклонялись многим из них, то и отождествляли их с собой.

    Согласно одной из легенд , именно Иисус Христос выбрал ель , как божественной дерево . А было все так. Когда над Вифлеемом засияла звезда и весь мир облетела весть о том, что на свет родился Сын Божий, то поздравлять Деву Марию потянулись люди со многих стран мира.

    Но кроме людей, с поздравлениями спешили животные и деревья. Все заходили в пещеру к новорожденному и кроме поздравлений дарили что-то младенцу и его матери.

    Со многими к пещере поспешила и Ель. Но приблизившись ко входу, она не стала входить, а осталась в сторонке. Остальные деревья выходили из пещеры и нарадоваться не могли от увиденного.

    Некоторые из деревьев подошли к Еле и спросили, почему же она не идет одаривать Сына Божьего. На что Ель им дала ответ, что боится задеть младенца своими острыми иголками или же напугать.

    Тогда все деревья наградили это хвойное своими гостинцами – яблоками, вишнями, сливами, орехами, цветами. Нарядившись прелестными украшениями, Ель поспешила внутрь пещеры.

    Когда она вошла, то Иисус Христос проснулся и удивился такой красоте этого дерева. После чего Вифлеемская звезда зажглась как раз над елью , что в одночасье сделало ее символом Нового года .

    Другая легенда гласит о том, что Ель не пустили в пещеру к новорожденному Божьему Сыну гордые Пальма и Маслина. Они только стали насмехаться с колючек и липкой смолы дерева.

    Но разговор деревьев подслушал один из ангелов. Сжалившись над Елью, он нарядил ее множеством маленьких ярко сияющих звездочек.

    И в тот же миг Ель засияла на весь Вифлеем. Когда же она зашла в пещеру, то Иисус Христос протянул к ней свои маленькие ручки.

    После этого случая именно елка стала божественным деревом и главным атрибутом рождественских и новогодних праздников.

    Кроме божественных пересказов и легенд существует и более приземленная. Жители европейских стран утверждают, что обычай наряжать елку ввел Мартин Лютер . Согласно рассказу в Рождественскую ночь он спешил домой через лес.

    Чтобы порадовать свою семью, принес домой елку. Родные с радостью украсили дерево ленточками, свечками, бантиками. Традицию ввиду этого случая переняли многие, и так она разлетелась по всему миру.

    Чтобы бы там не гласили легенды, но очевидное не спрячешь. Как раз ель выступает центральным персонажем празднования Нового года. Зафиксирована также и историческая дата, когда елка впервые была украшена как символ наступления нового года.

    Вначале ХІХ века в Германии многие люди в канун праздников приносили домой елку и наряжали ее цветами (живыми и бумажными), конфетами, яблоками, вафлями, лентами. После чего такой обычай подхватили жители соседних стран. Позже наряжать елку стало всемирной традицией.

    В Россию обычай наряжать елку пришел несколько позже. Первое письменное подтверждение зафиксировано в литературе. Оно гласит, что елку стали украшать , начиная с указа Николая І . Как раз в этот период Россия увлеклась немецкими традициями, откуда взяла и эту. После всех этих процессов хвойное дерево осталось главным предшественником Нового Года.

    Но не во все года к рождественским праздникам наряжали елку. В первой половине ХХ века в России большевицкой властью было запрещено празднование новогодних и рождественских торжеств. Обычай украшать елку временно также канул в лету. Лишь в середине ХХ века, с отменой закона, традиция вернулась в страну и успешно существует по сегодняшний день.

    Легенды повествуют многое , но неотъемлемым остается одно елка символ Нового Года . Она наполняет дом незабываемым аромат, волшебством, сказочностью. Сегодня ее наряжают уже не конфетами и орехами, а красочными игрушками, серпантином, ленточками, мишурой, а на верхушку помещают звезду.

    По поводу серпантина и мишуры тоже существует легенда . Одна бедная семья принесла в дом на праздники елку, но кроме орехов ее не было чем украсить. За ночь пауки заплели дерево паутиной. Глядя на такое убожество, Иисус Христос сжалился над бедной семьей и превратил паутину в красивые ленточки и мишуру.

    Наутро удивлению родни не было предела, они веселились и радовались такому волшебству. Так и стали украшать елку серпантином и разноцветными ленточками.

    Новогодние хлопоты – одни из самых приятных. Они собирают всю семью, приносят в дом веселье и праздничный шум. Все радуются, обмениваются подарками, поздравляют друг друга. А в центре всего этого торжествует елка – дерево жизни .