• «Пир на Волге». Семь причин пойти на праздник! Гастрономические праздники в регионах россии

    Если во сне вы радостно и оживленно готовитесь к празднику – это к неожиданному получению больших денег. Приглашать на семейный праздник множество гостей предвещает сумбур и разногласие во мнениях по принципиальным вопросам.

    Проводить все праздники в гостях – наяву вам окажут услугу, которая будет вам дорого стоить. Если в разгар праздника вам испортили настроение так, что даже довели до слез, – это к досадным потерям и неприятному выяснению отношений.

    Танцевать и веселиться на празднике до упаду – к благоприятному повороту в ваших сердечных делах. Праздник, омраченный пьяной дракой, предвещает неприятности на работе.

    Сон, в котором вы празднуете Рождество или Новый год, – к прекрасным перспективам, которые обернутся зажиточной и счастливой семейной жизнью. Праздник масленицы означает, что получите прощение и милость; Пасха – душевная благодать, ничем не омраченная взаимная любовь к близким, крепкое здоровье.

    Толкование снов из Сонника по алфавиту

    Подпишись на канал Сонник!

    Сонник - Пировать

    Это очень неблагоприятный сон, предрекающий многие разочарования, козни врагов и общий упадок духа. Помните, что после такого сна Вы не должны заболеть, берегите себя! Пылкие влюбленные, видящие во сне брачный пир, - это плохой сон для Вас! Не только соперник, но и смерть могут разрушить Ваши намерения.

    Толкование снов из

    1. Здорово провести выходные со своей семьей, друзьями!
    В течение всего дня на Стрелке будут работать более 100 тематических площадок партнеров Пира. Конкурсы, состязания, игры, квесты - скучно не будет! Можно испытать свою силу в сосисочных конкурсах, создать 2D ролик с помощью Bullit Time, подарить любимой «Съедобный мясной букет» или приготовить романтический ужин под руководством шеф-повара, научиться искусно фотографировать еду для Instagram, принять участие в Чемпионате «Зажарь петуха», прогуляться по «Кузнецовским променадам» и даже сфотографироваться для обложки популярного ТВ-журнала. На «Кухне здоровья» - измерить давление, рост, вес, получить консультацию врача и даже сеанс массажа.
    На кулинарном круизе «Вкусы Золотого кольца», 18 и 19 августа, можно отведать фирменные угощения городов Золотого кольца и принять участие в конкурсах и викторинах.
    Детям - настоящее раздолье! Лепим вкусные пластилиновые картины, делаем оригами-мороженое, примеряем поварской колпак, расписываем картонные домики, играем, развлекаемся, красим и прекрасно проводим время!

    2. Увидеть Андрея Малахова!
    Специальный гость «Пира на Волге» - телеведущий и шоумен Андрей Малахов! Андрей примет участие в кулинарном поединке как ведущий и как участник. Он сразится с «королем гриля» бренд-шефом Пира Григорием Мосиным. А на Свадебном пире Андрей Малахов станет почетным гостем.

    3. Вкусно поесть и увидеть в деле знаменитых шефов!
    В этом году на Пире гостей будут угощать 14 лучших ресторанов Ярославля, 4 фудтрака и целый маркет уличной еды. Сотни сочных стейков, бургеров и колбасок, ароматная пицца, фигурные бутерброды, травяные чаи и холодные лимонады, мороженое ручной работы и даже целый бык на вертеле!
    А кто за «плитой»?! Бренд-шеф Пира, «бургеровед» - Григорий Мосин, «колбасных дел мастер» Андрей Куспиц, прославившийся на Пире 2017 закусками из битых огурцов и бычьих хвостов Павел Заварзин.
    Кулинарные битвы! Бренд-шеф Григорий Мосин против Мэра Ярославля Владимира Слепцова и Андрея Малахова! На ринге знаменитые шефы Андрей Куспиц и Павел Заварзин сразятся с поварами гастрономических фестивалей «Рыба моя» (Тольятти) и «Русская каша» (Белгород). Гостей ждет еще один вкусный сюрприз - ярославские повара приготовят чудо-деликатес в 100-литровом котле!

    4. Сняться в блокбастере и поймать букет невесты!
    На Пире состоится презентация ставшего уже популярным в сети Интернет ролика о Ярославском регионе «Включи свою историю». Ребята из студии IDEAFIXFILMS расскажут о съемках и замечательных людях, которые помогли в реализации проекта, а также предложат всем желающим сняться в новом гастрономическом блокбастере. Для этого надо только взять с собой любимое блюдо и найти на Стрелке заветное красное кресло…
    Пир в этом году будет не только гастрономическим, но и свадебным. Впервые в истории в самом сердце города несколько пар поженятся прямо под открытым небом и отпразднуют свое торжество. На это тоже стоит посмотреть, вдруг, заветный букет упадет именно к вам в руки?

    5. Самая мощная причина - музыкальная…
    Впервые в Ярославле пройдет рок-флешмоб (RocknMob). Более сотни музыкантов - вокалисты, гитаристы, ударники, клавишники - одновременно вживую исполнят мировые рок-хиты: AC/DC, Nickelback, Green Day, Louna. Вас ждет бешеный драйв и стена живого звука!
    Весь день на Стрелке будет звучать живая музыка от лучших ярославских групп - «Пистолеты», «Panna Cotta», «Лишний повод». Хэдлайнеры Пира - группа «Волков Бэнд» и «Мамульки Бенд». Наши гости - московская группа «DEZERY», которые обязательно исполнят свой хит «Worlds collide». Еще один сюрприз - мастер-класс от финалистки 4-го сезона шоу «ТАНЦЫ на ТНТ» Юлии Гафаровой.

    6. Встретиться с любимой командой ХК «Локомотив»!
    Наконец-то на Пире команда «Локомотив» проведет автограф-сессию для своих болельщиков, примет «вызов» от шефа на кулинарной битве, покажет мастер-класс по приготовлению фирменного блюда, презентует новую форму и новую линейку продуктов. Это нельзя пропустить!

    7. Получить заряд бодрости на целый год и поверить, что счастье есть!
    Мы приготовили этот праздник для вас с любовью, чтобы подарить вам чудесные, вкусные, незабываемые моменты, сделать этот день солнечнее и счастливее. Когда мы вместе - счастье есть! Ждем Вас 18.08.18 на Городском пикнике «Пир на Волге»

    Более подробная информация: пирнаволге.рф.
    Ищите нас в соцсетях: Fb, Vk, Inst, Youtube

    Много проводится разнообразных фестивалей и праздников в нашей стране. Сегодня речь пойдет об особенных фестивалях — гастрономических, посвященных традиционной русской трапезе. Хорошо бы побывать на таком празднике. А вот где и какие гастрономические праздники проводятся можно узнать прочитав эту статью. Вперед, отведать национальную кухню!

    Туристический фестиваль «Раненбургское застолье», или «Пир на весь мир» проходит в городе Чаплыгине Липецкой области в конце июля. В основе концепции фестиваля- демонстрация радушия и гостеприимства чаплыгинцев. Сельские поселения представляют на праздник богатые столы с блюдами традиционной русской кухни. В тени городского парка на кострах проходит процесс приготовления фирменных угощений по старинным рецептам бабушек и прабабушек. В рамках праздника всегда проходят театрализованные шествия в традиционных костюмах бывшего Раненбургского уезда, исторических персонажей.

    Большой популярностью пользуются у гостей фестиваля дегустации блюд русской кухни, а также конкурсы поваров и выставки домашних заготовок. Насыщенной бывает и развлекательная программа. На празднике выступают фольклорные коллективы, гармонисты, плясуны и частушечницы. Все желающие посещают «Богатырские забавы» и другие конкурсы. Гости праздника из Липецкой, Рязанской, Белгородской, Тамбовской и других областей России привозят изделия народных промыслов. На праздничной ярмарке можно приобрести местные сувениры ручной работы. Те, кому не хватает наличных средств — прямой дорогой отправляются на монетный двор вручную выковывать сувенирные увесистые пятаки.

    Гастрономический фестиваль «Пир на весь мир» или «Раненбургское застолье» ведет свое начало с заселения нашего края в 17 веке и образовании нового села Слободского, которое основали служилые люди Руси. В поселении издавна проходили крепные ярмарки, еженедельно- базары(по четвергам), а крупнейшая лебедянская ярмарка была переведена из Раненбурга(в прошлом- Слободского) только в конце 18 века. Город славился хлебной торговлей, богатыми купцами, занимающимися сбытом зерна и хлеба в крупные города России, а цены на Нижегородской ярмарке ориентировались на цены Раненбургских ярмарок.

    огурца в Суздале

    Город-музей Суздаль по настоящему уникален и самобытен. И дело здесь не только в его насыщенной истории, но и в особом подходе к организации праздничных мероприятий. Даже обычные торжества приобретают в Суздале своеобразное звучание – колорит старославянского духа привносит ноты благости практически в любой праздник! Ряженые, скоморохи, национальные костюмы, старорусские гуляния и пляски – это ли не скоростное путешествие назад, в историческое прошлое?

    Каждый год, на протяжении нескольких лет, Суздаль отмечает замечательный и неповторимый, праздник – «День Огурца «! В середине июля город-музей становится основным центром стечения садоводов-любителей, славящихся особым мастерством и талантом. Накануне этого дня в колыбель Золотого кольца съезжаются группы агрономов-любителей, садоводов и просто домохозяек, которые умеют выращивать, сажать и профессионально готовить огурцы самого разного вида и сорта. Большие и маленькие, зеленые и в пупырышках, соленые и маринованные – огурец, а это главный герой праздника, чествуется в Суздале как самый важный гость!

    Как проходит это забавное торжество? Конечно, с ярмарками и базарами, на которых умельцы из самых дальних уголков нашей страны предлагают гостям отведать сладких, соленых, свежих, маринованных, жареных и пареных огурцов. Те, кто не очень уважает этот овощ, но зато очень любит хорошо погулять, также найдут в эти дни для себя развлечения. В городе Суздале организовываются концерты на центральных площадях, сюда приезжают музыкальные, певческие ансамбли, танцевальные группы, звезды эстрады, кино и телевидения – они дают выступления, организовывают конкурсы, состязания и игры.

    На память гости, посетившие праздник Огурца, увозят в свои города колоритные сувениры, коих здесь огромное разнообразие: деревянные, глиняные, бумажные зеленые именинники украсят домашний интерьер и всегда будут напоминать о прекрасно проведенных каникулах в Суздале! Туристам и местным жителям в ходе торжества также предлагают сфотографироваться в костюме огурца-именинника на огуречной грядке или в деревянной кадке.

    Попав в Суздаль можно продлить свое пребывание в историческом городе с помощью дополнительных услуг, которые с радостью предоставят суздальские гостиницы и гостевые дома. Они обеспечат заезжих гостей местом для ночлега и пропитания, а также предложат организовать увлекательную экскурсию по суздальским достопримечательностям и памятникам архитектуры, провести променад по старинным суздальским улочкам, конную прогулку или путешествие по лесам и буеракам города-музея.

    Чего ни за что нельзя пропустить на празднике?

    Побывайте в «Засолочной», там вас научат искусству засолки огурцов;
    -Не пропустите дегустацию блюд традиционного огуречного меню, которому уже 6 тысяч лет;
    -Пожалуйте на мастер-класс по художественной резьбе по овощам и фруктам;
    -Не проходите мимо Огуречной ярмарки, где можно найти необычные сувениры и изделия -народных промыслов;
    -Сходите на мастер-класс по изготовлению куклы-оберега Акилы-огуречника;
    -Сыграйте в старинные русские игры на игровых площадках праздника.

    Опробуйте на себе веселые лечебные процедуры с использованием секретных рецептов из огурцов и примите участие в чемпионате по поеданию свежих огурцов.

    Ежегодно сотни туристов, а также жителей Владимирской области съезжаются в Суздаль, чтобы чествовать огурец. Не пропустите и вы этот веселый праздник!

    Всемирный день пельменя

    Целую неделю – в середине февраля в столице Удмуртии — городе Ижевске, проходят массовые мероприятия, в рамках фестиваля «Всемирный День пельменя». Здесь принято считать, что родиной пельменей является именно Удмуртия. И, хотя этот факт оспаривается сибиряками, коми- пермяками, народами других стран, в Удмуртии, неоспоримым аргументом в пользу того, что пельмени, впервые появились именно на удмуртской земле, считают их название. На удмуртском языке оно звучит «пельнянь» - хлебное ушко, где «пель» означает ухо, а «нянь» - хлеб. Так или иначе, но это сытное и вкусное блюдо стало одним из самых популярных во всех уголках необъятной России. В Удмуртии пельмени тоже считаются одним из любимейших национальных блюд. Стряпают их здесь с самыми разнообразными начинками. Хозяева, приглашая гостей, всегда имеют возможность приятно удивить их своей оригинальностью в приготовлении пельменей.

    Интересным событием на фестивале является конкурс на скорость лепки пельменей. Его участники получают по 50 сочней, фарш и ложечки. Как только объявляют старт – быстрые руки пельменщиц, словно пускаются в пляс, мелькая с невероятной скоростью. В конкурсе «Контрольная закупка» оцениваются вкусовые качества пельменей. Дегустаторами являются все присутствующие на фестивале гости. Не меньшим интересом у участников праздника пользуется конкурс «Знание национальных традиций».

    В день завершения фестиваля в Ижевске, на центральной площади проходят народные гуляния с многолюдной ярмаркой, где можно было не только купить и попробовать всевозможные пельмени и другие блюда удмуртской национальной кухни, но и поучаствовать в многочисленных состязаниях, играх и аттракционах. Желающих принять участи е в массовых забавах много. Выдь главный приз – это годовой запас пельменей 50 кг.

    Самые дешевые билеты из Москвы в Ижевск и обратно

    Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

    1 пересадка

    2 пересадки

    «Русский холодец»

    Проходит праздник в Московской области, Павлово-Посадский районе, поселок Большие Дворы, музейно-выставочный комплекс «Княжий Двор». Праздник проходит в конце января. Гостей и участников этого праздника ожидает веселая интерактивная анимационная программа, концертные выступления лучших фольклорных ансамблей Подмосковья, различные мастер-классы и, конечно же, возможность не только увидеть, но и попробовать на вкус самые разнообразные холодцы!
    Главным событием праздника «Русский холодец» станут конкурсы на лучшее приготовление холодца, студня, заливной рыбы, ягод, фруктов по нескольким номинациям. Холодец или студень – традиционное русское блюдо, в старину в кулинарных книгах его называли «царским яством». Также в программе праздника – выставка «История холодца и студня», сюжеты военно-исторической реконструкции Вохонского сражения Отечественной войны 1812 года, игры и викторины, традиционные русские забавы, выступление фольклорных коллективов.

    Веселые и праздничные традиции в нашем народе очень любят. А праздник Русского холодца пропитан атмосферой веселья. Этому способствуют различные придуманные конкурсы и представления на сцене. Ну и конечно везде присутствует очень вкусный холодец и множество угощений. Для детей предлагается очень вкусный чай из самоваров или из котелка на костре. Ну а взрослые могут согреться и кое чем покрепче.

    Мне кажется, что каждый посетивший праздник Русского холодца в Павловском Посаде может забыть о своих делах и проблемах и полностью погрузился в эту атмосферу праздника. Побольше бы таких задумок и традиций воплощалось в жизнь.

    «Русская закваска»

    В двадцатых числах мая в городе Ельце Липецкой области, проходит фестиваль «Русская закваска». Гостей мероприятия здесь ждет насыщенная развлекательно-познавательная программа – выставка русских ремесел, дегустация старинных русских блюд, мастер-классы по кружевоплетению, плетению кольчуги и бармицы, экскурсии, концерт и многое другое.

    В основе концепции праздника лежит слово «закваска». В толковых словарях приведено несколько значений этого слова. Прямое значение: состав, вызывающий брожение, закисание, например – закваска для теста, для кваса, для кефира. Приводится и переносное значение этого слова: закваска — то же, что закалка. Это значение определяется как разговорное — «У этого человека хорошая закваска».

    В один из дней фестиваля можно увидеть парад мукомолов, купцов, ремесленников, трактирщиков, пивоваров, попробовать кашу по-купечески, елецкие блины и увидеть богатырские забавы. На площадке «Елецкого пивовара», на берегу реки Быстрая Сосна, можно отведать кочережной браги.

    В ходе праздника можно посетить тематические экскурсии, в том числе по мемориальному дому-музею Т.Н. Хренникова, побывать на мастер-классах по кружевоплетению, ткачеству, изготовлению тряпичной народной куклы. А для детей на фестивале бывают организованы специальные развлекательные площадки, где участников ждут игры в городки, лапту, шелепуху, скубаря, ходули, хороводы, прыжки на канате и другие народные забавы. Интересно посетить «Обжорные ряды», где проводится дегустация блюд традиционной русской кухни.

    Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

    • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
    • Как предложить событие в «Афишу» портала?
    • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

    Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

    Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

    Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

    Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

    Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

    Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

    1 января 2001 года
    В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Не так!»
    В гостях - историк Ада Сванидзе.
    Эфир ведет Сергей Бунтман.

    С. БУНТМАН - Сегодня мы говорим о пирах. Мы иногда считаем, что в пирах проводили большую часть времени знатные товарищи средних веков. Так это или не так? Руководители министерств, ведомств или просто территориальных объединений
    А. СВАНИДЗЕ - Во-первых, с Новым Годом, дорогие радиослушатели, счастья вам, успехов, удовольствия, радости. Я желаю вам от всей души, чтобы вы получали удовольствие от жизни. Это, в конечном счете, самое главное. И очень рада, что мы снова встречаемся с вами 1-го числа. В тот раз мы говорили о любви, и сейчас мы тоже будем говорить о совершенно аполитичных вещах, на первый взгляд. Потому что, как выяснилось, и в цикле лекций о любви присутствовала политика, и в пирах ее тоже предостаточно. Но поговорим сначала о пирах. Пир - это трапеза, казалось бы. Трапеза, только когда народу много, и когда не только одни родственники, но еще и чужие люди приходят, и когда все очень роскошно и очень шикарно. А вообще такой обычай совместной трапезы уходит своими корнями в глубокую древность. Человек свое тело противопоставлял всему окружающему. Он свою телесную оболочку считал своей защитой. И принимать что-то в себя, внутрь, он предпочитал с большой аккуратностью, считая, что вместе с этим в него могут зайти какие-то темные силы, или какая-то нехорошая пища, вражда и т.д. Поэтому все, что было связано с приемом внутрь, сакрализовалось, это всегда было обставлено, и попить, и поесть. Такие обычаи, как совместная трапеза или когда все по очереди курят трубку мира, вдыхая дым из одной и той же трубки, или круговая чаша идет по кругу, и все пьют из одной чаши… То есть некому совместному поглощению чего-то внутрь всегда придавалось очень большое значение, обрядовое. Мы знаем, что, как правило, (например, по Библии с кем-то преломить хлеб), у очень многих народов, если человек отказывается выкушать у него в доме, то это рассматривается как глубочайшее оскорбление, как акт недоверия, презрения и бог знает еще чего. Поэтому этот порядок совместной еды очень старый, и сегодня мы знаем, что легче всего бывает договориться, как иногда в народе говорят, «сквозь рюмочку». То есть сесть рядком, поговорить ладком, по рюмочке выпить, немножко закусить, и появляется какое-то взаимное доверие, расположение, это бывает очень приятно. Житейски это очень понятно, это как символ мира, особого доверия, желания договориться. В процессе моих разных социологических разговоров некоторые люди жаловались мне на то, что они не пьют, и им иногда бывает очень трудно договариваться.
    С. БУНТМАН - То есть они просто физически не выпивают?
    А. СВАНИДЗЕ - Не выпивает человек, вообще никогда не пьет. Его приглашает партнер или будущий партнер: «Пойдем, зайдем в ресторан, посидим, выпьем, поговорим», и человек говорит: «Я не пью». Партнер сразу замыкается, вроде бы «ах, ты такой, ты скрытный», и договориться уже трудно. Поэтому совершенно ясно для всех, с кем ни поговори, с современным человеком, что, конечно, совместная трапеза очень сближает. Сидение за общим столом, совместное пение песен, танцы, разговоры, еда очень сближает. Но и очень хорошо, когда бывает очень много вкусной еды, потому что обычно люди не имеют возможности, нет времени очень много, вкусно, обильно наготовить. Поэтому такого рода обильная трапеза - это просто возможность вкусно и много покушать.
    С. БУНТМАН - И кто не знает, что несколько дней после Нового Года мы еще едим все салаты, питаемся нашим новогодним пиром
    А. СВАНИДЗЕ - И с удовольствием. Все это правильно. Такая обычная человеческая задача общения, объединения, дружелюбия, и просто вкусно покушать - это все очень понятно. И все это относится как к трапезе рядовых людей, так и к пирам элиты. Я сегодня хочу немножко рассказать вам о том, как это выглядело у элиты, в эпоху цивилизованности. Средние века - это цивилизованная эпоха. Ведь когда, например, убивали мамонта, и все дружно его ели, - это была очень большая радость, совместный пир. Это было счастье, набитые животы - это было прекрасно, это был праздник. Но в средние века, для того чтобы устроить такой праздник, было необязательно забивать тут же мамонта, а все-таки праздник получался. Что же это было? Это был праздник, какой-то пир обжорства? Что это было такое, такой пир? Если мы разберемся в том, что представлял из себя пир, например, в элитарных кругах, то мы увидим, что пир - это не только обычай, ритуал, способ хорошо покушать, повеселиться (что любили и короли, и кто угодно), но это было средство социального регулирования межчеловеческих отношений.
    С. БУНТМАН - А каким образом? Именно регулирование?
    А. СВАНИДЗЕ - Именно регулирование. Это очень интересный момент. Это лучше всего видно по литературным источникам, где описываются пиры. Возьмем хронику Эрика, на которую я многократно ссылалась. Это написано в начале 14 века, описываются эпизоды большей частью 13 века, где-то с 20-х годов. Речь идет о борьбе за власть между потомками Биргера-Ярла, Биргерсонами, которые при не устоявшемся престолонаследии все сыновья в этой семье, как правило, претендовали на власть. И поэтому, когда кто-то из них эту власть получал, то его братья, которые становились герцогами, получали герцогскую корону, начинали с ним воевать открытым образом. Какое тут братство.
    С. БУНТМАН - Это вообще одна из жутких историй.
    А. СВАНИДЗЕ - Она ведь не единственная, просто хорошо расписана. Они начинали воевать с ним за эту корону. И несколько поколений выбивали друг друга, так воюя. А, между прочим, они пировали. В этой работе, в этой рыцарской поэме описано почти 20 пиров. Одни более подробно, другие менее подробно. По какому же поводу они происходили? Помолвка, свадьба, мирный договор с соседним государем или между королем и герцогами. Дипломатическое событие такого рода, как приезд соседнего короля, который, к тому же, был еще и свояк, потому что был женат, скажем, на сестре короля. Его надо было принять, устраивается пир. Выборы крупного должностного лица, где, предположим, аристократия выбрала того дроца, верховного судью, которого она хотела, а король не хотел. Они взяли и устроили пир по этому поводу, чтобы королю соли на хвост насыпать. Прием в рыцари, например, сына короля, когда он достигает 14 лет. Прием в рыцари целого круга людей по какому-то поводу: коронации, свадьбы, победы. Целую группу людей принимают в рыцари, и по этому поводу устраивается пир. Или свадьба, не только короля, но и его любимого рыцаря. По этому поводу он устраивает пир.
    С. БУНТМАН - Но это устраивает король.
    А. СВАНИДЗЕ - Король устраивает пир такого рода. Все пиры, как правило, отличаются тем, что туда зовут определенный круг людей. И как говорится в Библии, «много званных, да мало призванных». Понимаете, что получается? Если человека зовут на пир к королю, это знак его социального положения. Если его не зовут к королю, то это либо понижение его социального положения, либо повод для вражды. Тогда его оскорбили, ибо он по своему положению должен быть зван к королю на пир. И если его не позвали, он отходит, нарушает вассальную присягу. Это предлог для того, чтобы враждовать с королем и уходить к другому сеньору.
    С. БУНТМАН - Это особенность, которая появилась именно в средние века?
    А. СВАНИДЗЕ - Да.
    С. БУНТМАН - То есть никакой античный пир такой жесткой регулировкой не занимался?
    А. СВАНИДЗЕ - Нет, на античный пир могли позвать и куртизанок, и крупных, известных актеров, и ростовщика, и купца, что было совершенно невозможно
    С. БУНТМАН - Что его, скорее, роднит с нынешними приемами?
    А. СВАНИДЗЕ - Да, но тогда пир был немножко другой. Эти пиры, трапезы были немножко другие. Они были более чувственными. А пиры Средневековья всегда были более обрядные, хотя чувственности там хватало. Теперь, позвали где посадили? Посадили ближе к центральному столу, который стоял на возвышении, или дальше? Посадили среди ровни или отправили туда, где сидит неровня? Опять - либо хорошо, либо еще ближе посадили - возвышение, либо еще дальше - обида, оскорбление, запомнит это дело, и всем показано: этот в немилости. Понимаете, какая знаковость? Дальше. Удостоился беседы с королем или нет? Послал ему король чашу? Он говорит прислуживающему: «Отнеси этому чашу» - все поздравляют, это знак монаршей милости. И чашу не послал, и во время перерыва не поговорил, и не обратился, и не похвалил, и не попросил скальда, поэта, который там выступает: «Упомяни такого-то, тот же тоже был героем, был в этой битве», тот не упоминает, и король ему не напоминает, - обида. Показывает всем: в немилости этот человек. И, как это всегда бывает, толпа придворных, жужжа, отходит от этого человека. Прислуживание государю за столом - большая честь. И маршал - этот тот, который следил за его лошадьми, и виночерпий, который ему подавал вино, пробуя предварительно, и стольник, который носил ему угощение, и спальник, который смотрел за его постелью, - это, казалось бы, слуги, но ведь эти люди вырастали в высшие придворные чины. Тот, кто смотрел за лошадьми, стал маршалом. Марск - это же начальник конюшни. Стольник - это уже чин. И так далее. То есть люди, которые прислуживают королю во время пира, на виду. Сегодня этот: смотрите, он подает королю чашу. Таким образом, пир - это такой ритуал, который приобретал огромное социальное значение. Кто приглашен, как обласкан, куда посажен. Здесь, с одной стороны, обнаруживаются какие-то моменты престижности и социального положения. Они здесь либо подтверждаются, либо отменяются. Кто-то поднимается, кто-то опускается. Здесь происходит очень серьезная социальная динамика.
    С. БУНТМАН - Ада Анатольевна, насколько осознанна со стороны короля такая регулировка?
    А. СВАНИДЗЕ - Абсолютно осознанна.
    С. БУНТМАН - Насколько это продуманно, насколько это спонтанно?
    А. СВАНИДЗЕ - Конечно, были разные короли. Были придурки, которые делали это иногда под влиянием минуты злобы, мгновенной ревности и т.д.
    С. БУНТМАН - Или наоборот?
    А. СВАНИДЗЕ - Или наоборот.
    С. БУНТМАН - Видит: где-то там сидит
    А. СВАНИДЗЕ - Да, «иди, я тебя обниму». Это, конечно, бывало, особенно выпивши, а напивались они сильно. Но в принципе известно, что это ритуал, это политика. Поэтому, даже если он в каких-то случаях совершал это под воздействием винных паров, ревности или еще чего-то, все равно это имело очень большие последствия. Это было принято, известно. Это был способ социального регулирования. Это очень интересная штука. Например, так. Торжественный пир, большой. Его готовили загодя, нередко даже строили т.н. зал. Если в маленькой крепости, в которой все это собиралось, не хватало места для большого числа людей, строили специальный зал. Украшали тканями, гобеленами, застилали лавки. Строили один здоровенный дом, который состоял из одной комнаты.
    С. БУНТМАН - Это временная конструкция, скорее всего, деревянная?
    А. СВАНИДЗЕ - Я не знаю, по этому поводу у меня нет никаких сведений. Возможно, она стояла какое-то время, а потом ее разбирали. Это было что-то вроде манежа, что-то однокомнатное, огромное. И балки, которые укрепляли ее, украшали все это свечами. И иногда свечи под козырьком ставили еще наверху. Зимой темнеет рано, и чтобы путник, который едет на пир, не сбился с дороги, ставили огромную свечу еще наверху под колпаком, как маячок.
    С. БУНТМАН - Это, в основном, Север?
    А. СВАНИДЗЕ - Да, конечно, Швеция. Приглашали музыкантов. Их обычно называют шутами. Приглашали артистов с флейтами, барабанами, дудками, трещотками, которые создавали жуткий шум, но одновременно плясали, пели, рассказывали всякие басни. И в зал потом все входили чинно, как бы выстраивались по рангу. Король ведет королеву, и т.д., в сопровождении факельщиков. И эти факелы потом втыкались в специальные приспособления по стенам этого зала, прелестно дымили и освещали всех. Поэтому женщины тогда красились очень грубо. Мужчины не красились, они помадились и завивали голову. А женщины красились очень грубо, потому что свет тусклый.
    С. БУНТМАН - И от этого лица становились мертвенными?
    А. СВАНИДЗЕ - Да. И неслучайно, когда ввели электричество, и когда на первый бал, освещенный лампочками, наши русские дамы пришли с привычным макияжем, это было жуткое зрелище. Они выглядели как площадные матрешки. Бал был, по существу, сорван.
    С. БУНТМАН - Вот, пожалуйста, перелом в косметике.
    А. СВАНИДЗЕ - Да, потому что электрический свет потребовал совершенно другой, более тонкой окраски, чем та грубая штукатурка, которую делали в средние века. Все без исключения всегда должны были много и вкусно есть. И во всех описаниях пира подчеркивается, что еда была обильная, щедрая, изысканная, что ее было очень много, что все были сыты, довольны, что вино и мед лились рекой, что были заморские вина, белые и красные. Это все время подчеркивает хронист. То есть вопрос того, что хорошо поесть, не был последним на пиру. Король должен был «если угощаешь, так угощай щедро». И это ставится ему в заслугу. То есть возможность широко покушать - это тоже принималось во внимание для приглашенных. «За столом, - подчеркивает автор, - соблюдалась пристойность, царят чинность, воспитанность, мир, покой и порядок». Можно себе представить, что на самом деле было совсем не так и далеко не так. Но то, что хронист это подчеркивает, означало, что уже существовали известные правила общественного поведения во время пира, застолья, которые было принято соблюдать, и если ты хочешь похвалить короля за то, какой у него был чудный пир, то надо сказать о том, что гости, которых он пригласил, поняли, где они находятся, и вели себя соответственно. «Царят благовоспитанность, - он пишет, - беседа» Подчеркивается умение вести благовоспитанную беседу за столом соседу с соседкой или соседям между собой. Конечно, там велись и деловые разговоры. Это совершенно ясно. Это не говорится, но подразумевается. Конечно, во время пира о многом договаривались. Многое выяснялось. Король, наблюдая за сидящими, за тем, как они расселись, мог видеть, как сгруппированы люди, какие группы они составляют между собой.
    С. БУНТМАН - Но ведь рассадка на приемах исходит от хозяев, то есть от короля. В каком смысле «как группируются»?
    А. СВАНИДЗЕ - Например, рассадка. Людям высшего ранга, элите было положено сидеть за столом, следующим за королевским, который был на возвышении. Следующие два стола, с двух сторон, ножки, занимаются элитой. А как сядет элита? Эти все сели за этот стол, а эти - за этот стол. Там же не было бумажек, как сейчас.
    С. БУНТМАН - То есть не было табличек «господин такой-то», «граф такой-то»?
    А. СВАНИДЗЕ - Нет.
    С. БУНТМАН - То есть это не жестко, по местам?
    А. СВАНИДЗЕ - Нет. И поэтому король смотрит, кто с кем уселся, за какой стол уселась эта группа, за какой эта.
    С. БУНТМАН - За какую часть стола
    А. СВАНИДЗЕ - Да, потому что к чужим не сядут, враждебно встретят. Родня и те, кто группировались вместе, сядут вместе, за один стол, и будут там сидеть. И это очень важно. Дальше. Обязательно отмечаются туалеты кавалеров и дам: что они были богатые, что их было много, и что некоторые привезли с собой по две пары. То есть если пир длился несколько дней, то они два раза меняли туалеты. Танцы. Тоже благопристойно и чинно, там говорится. Танцы входят в ритуал. Дальше, шутки. Много шуток, много веселья. Подчеркивается: «вовсю веселились». Так что это был еще и праздник души. Эти люди умели веселиться. Очень важно, что короли и герцоги использовали эти пиры, где умели веселиться, еще и для привлечения к себе своих сторонников. Выявляются две формы того, как они это делали путем пира. Первое. Когда они во время пира посвящали в рыцари своих верных, как они называли, «наших верных». Например, устраивается пир по поводу помолвки, свадьбы или возведения в рыцарское достоинство старшего сына короля. И он тут же возводит в рыцари еще 10, 20, 30, 40 человек. Они все как побратимы, они одновременно возводятся в рыцари. При этом им даются богатые подарки, и устраивается пир. Все счастливы, он их облагодетельствовал, это его верные люди. Он с ними расплатился за что-то. Так же точно после какой-то победы герцоги (например, разбили в каком-то сражении короля) устраивают пир, и тех, кто отличился, тут же возводят в рыцари, иногда десятками. Это награда, способ привязать к себе этого человека. А также пышные подарки. И особенно интересно, когда король устраивал своим верным свадьбы. У него верные, его какая-то группа, он устраивает им всем коллективную свадьбу, пиршество на 2-3 дня, и дарит им всем свадебную одежду, на свои средства устраивает эту коллективную свадьбу.
    С. БУНТМАН - Вообще дарение одежды - это отдельный средневековый номер, один из номеров?
    А. СВАНИДЗЕ - Да.
    С. БУНТМАН - То есть это может совмещаться и с пиром, со свадьбой?
    А. СВАНИДЗЕ - Безусловно.
    -
    С. БУНТМАН - Мы остановились посреди пира, когда устраивались коллективные свадьбы и раздавали одежду.
    А. СВАНИДЗЕ - И одежду, и всевозможные предметы, даже серебро, украшения раздавали не только гостям, но и артистам. Я ни разу не встретила, чтобы артисту заплатили деньгами. У меня таких сведений не было. Наверняка это имело место быть, но в хронике Эрика артистам всегда давали дорогую одежду, иногда хороших лошадей, расшитые попоны.
    С. БУНТМАН - Это уже народные артисты.
    А. СВАНИДЗЕ - Да. Если были довольны тем шумом и гамом, который поднимали артисты, их очень хорошо награждали, и хронист добавляет: «они уезжали богатыми». Еще была одна составная часть больших балов, которые устраивались по крупным случаям, например, по случаям свадеб. Это турнир. Были просто турнирные встречи, но хронист описывает турниры как составную часть бала. Поели, потом рыцари пошли и подрались. На турнире, как правило, были две формы боя. Одна - это строем, когда группа против группы, рыцари шли строем, линией друг на друга. И индивидуальные битвы: там определялся победитель, каким-то образом награждался, после этого снова шли за стол, кушали, потом танцевали. То есть пир включал в себя турнир как известную часть. Это и развлечение, и зрелище, и смотр воинских сил.
    С. БУНТМАН - Все-таки пир главнее?
    А. СВАНИДЗЕ - Да. Но турнир был как воинская забава, которая входила в число пиршественных забав. И это тоже очень важно, потому что это тоже фактор социального отбора, тоже способ отбора. Сидят все знатные господа и смотрят, кто как дерется в трезвом виде, в пьяном виде и т.д. Таким образом, пир вообще был очень важный социальный ритуал, который решал очень важные задачи высшего круга, самого элитарного. Как престижные задачи, задачи социальной позиции, так и этические. Потому что это смотр манер, воинских сил, способности к плодотворному общению, достойному поведению. Это было очень важно. Конечно, на пиру приглядывали себе женихов и невест, но браки заключались обычно другим способом но это другой разговор. Но у пира были ведь и другие задачи, были и другие пиры. Мы сейчас говорим о благополучных, радостных пирах. Но ведь были и т.н. «коварные» пиры, которые устраивались для того, чтобы свести счеты с кем-то, заманить и свести счеты. В книге описано три таких случая. Первый случай, когда король заманивает герцогов на пир и заставляет их подписать договор о том, что они больше против него воевать не будут. Он их отпустил, они уехали, и против него воевали. Но такой факт имел место. Был другой случай, когда рыцари-герцоги заманили своего брата, короля, на пир, продержали его какое-то время в плену, отпустив всю его охрану, и взяли от него подписку, что он больше не будет вмешиваться в их дела, что он поделится с ними властью. Он не забыл этого, этой т.н. хатынской забавы (забава в Хатыни), и пригласил однажды братьев на пир, чтобы с ними помириться. Они прекрасно попировали и лобзали друг друга. После этого он сказал, что «рыцарям спать-то здесь негде», маленький замок, и рыцарей, и всю охрану отправили спать по домам, а братьев, которые были безоружные и сильно выпили, пленили спящих, и в одних рубашках бросили в крепостную башню, где их и оставил король, и уехал. И как говорит легенда, в результате они там умерли с голоду, потому что были всеми брошены. За это коварство король потерял корону, все выступили против него. И очень интересный момент был связан с тем, как король предварительно договаривался об этом коварстве. Он призвал к себе ближайшего рыцаря и говорит: «Ты должен их захватить». Тот говорит: «Нет, король, я этого не сделаю, это бесчестно». «Но ты мой вассал!» - «В вассальные обязанности не входят бесчестные действия. Если ты хочешь меня заставить это сделать, я не твой вассал», разворачивается и уходит. Он приглашает к себе еще каких-то дворян, шведов. Те говорят: «Я позориться не буду, я не могу совершить коварный поступок. Это не входит в обязанности вассала. Вассал обязан защищать своего сеньора» Они разворачиваются и уходят. И, наконец, он находит немецкого рыцаря. Это характерный момент. Потому что если автор хроники хочет показать, что кто-то что-то плохо сделал, так это никогда не швед, особенно высшего круга. Это или финн, или датчанин, или немец. Как правило, немцы, потому что там было очень много немцев, рыцарей и простых ландскнехтов на наемной службе. Он вызвал немца, рыцаря, который спокойно все это проделал. За это король поплатился короной. Он вынужден был бежать и окончил свои дни у своего родственника в Дании. Таким образом, пир - это не просто покушать. Это очень многосложное, функциональное явление эпохи. Я думаю, что если мы возьмем какие-то другие эпохи и рассмотрим, что тогда показывала собою какая-то коллективная трапеза на любом уровне… если у нас останется время, я расскажу вам, как пировали ремесленники. Это тоже очень интересно. Между прочим, известнейший русский историк Черепнин, ныне покойный, писал в свое время, характеризуя в Великом Новгороде формы объединений ремесленников, что у них была какая-то форма объединения, которая называлась «обчина» или «братчина» (братство) или «пир».
    С. БУНТМАН - Просто «пир»?
    А. СВАНИДЗЕ - Да.
    С. БУНТМАН - Значит, или просто объединение понимали таким же образом, или заимствовал кто-то у кого-то.
    А. СВАНИДЗЕ - Это и есть братство. Это те, кто вместе
    С. БУНТМАН - Не зря «братиной» называется
    А. СВАНИДЗЕ - «Братина», совершенно верно.
    С. БУНТМАН - в которой передают друг другу чашу. Ремесленники. Когда мы сейчас видим приемы и пиры 17, 18, 19, 20 веков с их рассадкой, раскладкой, кого позвали… Прием по случаю Нового Года в Кремле, любой, или по случаю Дня российской независимости. Кого позвали
    А. СВАНИДЗЕ - По списочку.
    С. БУНТМАН - а кого в этот раз не позвали, кого приветили, кого не приветили
    А. СВАНИДЗЕ - Кого пригласили петь, а кого не пригласили петь для избранной публики.
    С. БУНТМАН - Да, между прочим. И чем наградили после этого, звание народного артиста
    А. СВАНИДЗЕ - или просто отпустили с богом, хотя бы
    С. БУНТМАН - Да, все-таки это идет от средних веков.
    А. СВАНИДЗЕ - Это еще глубже.
    С. БУНТМАН - Но Вы мне сказали, что такие разряды и такая регулировка - это все-таки средневековое…
    А. СВАНИДЗЕ - Конечно.
    С. БУНТМАН - все-таки упорядочилось тогда, а потом уже стало видоизменяться?
    А. СВАНИДЗЕ - Конечно, потому что мы вообще упираемся в Средневековье. Античность - это не собственно Европа. Античность - это Евразия, Средиземноморский мир, юг Европы, Ближний Восток и Северная Африка. Поэтому очень многие античные порядки вошли в европейскую культуру, невероятно ее обогатив, но по-настоящему Европа стала историческим континентом с тех пор, когда произошел синтез с т.н. варварами, с теми, кто пришел не из античного мира и принес свое. Эта братчина, этот пир, это братство, побратимство, когда люди объединялись, надрезали руку, соединяли кровавые раны, они соединялись кровью, становились побратимами.
    С. БУНТМАН - Все-таки это от германцев идет?
    А. СВАНИДЗЕ - Да, это все от германцев. И так же точно они могли стать побратимами. Например, у некоторых народов было так. Кормящая женщина сцеживает туда немного грудного молока, те, кто хотят быть побратимами, разрезают руку, туда немного крови, грудное молоко, как будто их вскормила одна мать, и их кровь соединяется. Они это выпивают, становятся побратимами, они в себя это берут опять. Каждый обычай такого рода, как правило, связан на Руси побратимы иногда менялись крестами, в походно-боевых условиях, но, в сущности, побратимство всегда подразумевало рискованное совместное действие. То есть сесть за стол безоружные, Вы понимаете?
    С. БУНТМАН - Да.
    А. СВАНИДЗЕ - Это же протягивают правую руку.
    С. БУНТМАН - Ту, в которой должно быть оружие?
    А. СВАНИДЗЕ - Да.
    С. БУНТМАН - То есть показать, что она пустая?
    А. СВАНИДЗЕ - Для рукопожатия, конечно. Это очень важные вещи.
    С. БУНТМАН - А когда ты себя вверяешь, ты вкладываешь обе руки.
    А. СВАНИДЗЕ - Да, это как собака, которая вас уже полюбила и поверила, под мышку вам сует голову. То есть она становится совершенно беспомощной, показывает вам, что она вам отдается.
    С. БУНТМАН - Единственное свое оружие, зубатую пасть?
    А. СВАНИДЗЕ - Совершенно верно.
    С. БУНТМАН - Два слова о том, как пировали в других слоях.
    А. СВАНИДЗЕ - Посмотрите другой слой, возьмите цех ремесленников, например. У них пир происходил гораздо реже. Прежде всего, у них обязательно был пир на день святого покровителя. Например, у ювелиров святой покровитель Людовик. На день Святого Людовика ювелиры (у них в определенной церкви есть свой алтарь или даже церковь Святого Людовика, если они богатые) собираются, они помолятся, после этого садятся пировать. Пир был по случаю крупных церковных праздников. Это Рождество, Пасха. Они пойдут, помолятся и снова идут пировать. Наконец, пир был по случаю принятия в цех нового мастера, ибо условием принятия было следующее. Он должен был сделать шедевр, что буквально означает образец, своего мастерства. Этот образец проверялся старейшинами цеха, и если он удовлетворял требованиям, то человек должен был устроить пир для своих. Все пиры были в складчину, но новичок страивал пир за свои деньги. И обычно в цеховых уставах сказано, сколько бочек пива, сколько мяса, птицы, сколько всего должен он поставить на этот пир. И самое интересное здесь - это предписания о том, как они должны вести себя во время пира. Это изумительные страницы цеховых уставов. Нельзя приводить с собой женщин легкого поведения. Жену можно привести, но за нее нужно заплатить, (или дочь), так же, как внести свою долю.
    С. БУНТМАН - Другие отношения уже
    А. СВАНИДЗЕ - Да. Нельзя привести женщину легкого поведения, а кто приведет, лишается права участвовать в пире, и может быть внутрицеховое разбирательство. Дальше. Ни в коем случае нельзя громко кричать. Если произносит речь старейшина и кто-нибудь перебивает его, за это его выгоняют из зала. Нельзя напиваться. И кто напился так, что упал головой на стол или свалился под стол, то он должен отделаться огромным штрафом, и если второй раз, его могут выгнать. Если он проливает пиво, так стучит кружкой по столу, что из кружки выливается пиво, или так неаккуратно, напившись, пьет, что пиво разливается по столу, то старейшина измеряет: если рукой можно покрыть эту лужицу, если она закрывается ладонью, один штраф. А если уж рукой нельзя покрыть, такая большая лужа, то это другой штраф. Ни в коем случае нельзя сквернословить, нельзя кричать, и не петь песни, пока все не запоют.
    С. БУНТМАН - Насколько, интересно, больше правил - меньше произвола, больше писаных правил, чем неписаных…
    А. СВАНИДЗЕ - Да, из этого вы можете сделать вывод о том, как пили, как разливали, как пели, как орали. Это же ясно.
    С. БУНТМАН - Да, каждый закон писан
    А. СВАНИДЗЕ - Он же писан по известному прецеденту. Значит, вы примерно понимаете, как было весело на этом пиру, как они там наедались, напивались и как себя вели. Но в то же время, очевидно, что эти правила все-таки нормализуют межчеловеческие отношения. И эти уставы вводят известные нормы поведения, хотя бы в виде модели, идеала. Поэтому пир в данном случае тоже служит не только средством единения, нового члена приняли, братства, дружбы они могли собраться на общую тризну, например. Похоронили брата. Брат был небогат, сообща похоронили, и потом сообща его помянули. Но при этом они еще и следят за поведением. Так вырабатываются нормы общественного поведения. Это очень интересно, между прочим.
    В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» была Ада Сванидзе.