• Поведение за столом для детей. Застольный этикет. Яблоко от яблони

    Сегодня поговорим о застольном этикете — своде правил поведения до, во время и после еды.

    Изучив эти правила, почувствуешь себя уверенно в любой обстановке: дома, в кафе, у друзей.

    Поэтому важно уяснить их и выполнять!

    Общие правила перед приемом пищи
    Тщательно помой руки. Желательно с мылом.

    Не заставляй себя ждать и приглашать кушать несколько раз. Это неуважение к приглашающему. Некрасиво, когда все ждут только тебя. Поэтому на званые обеды, дни рождения старайся приходить вовремя или чуть-чуть раньше, но ни в коем случае не опаздывай!

    Дома за столом у каждого есть определенное место: садись на свое, не занимай чужое. В гостях усаживайся туда, куда укажет хозяин праздника или взрослые. В кафе — выбирай любое свободное место, не торопясь, не толкаясь, не обгоняя!

    Правила поведения за столом

    Тщательно пережевывай пищу, разделяя ее на небольшие части.
    Не размахивай руками, не разговаривай с полным ртом, не играйся столовыми приборами, не раскачивайся на стуле, не клади локти на стол, не болтай ногами. Не склоняйся низко, не горбись, сиди прямо.
    Нельзя вертеться, кормить домашних животных. Кушай аккуратно, чтобы остатки еды не падали обратно в тарелку, на стол или на пол.
    Из общего блюда бери тот кусок, который к тебе ближе, не переворачивая все содержимое.
    Не кроши хлебом! Взятый кусочек хлеба обязательно доедай!
    Если общее блюдо находится от тебя далеко, не пытайся дотянуться до него через весь стол. Попроси человека, находящегося к нему ближе, положить тебе порцию в твою тарелку.
    Никогда не вытирай грязные руки и рот об одежду. Для этого есть салфетки.
    Кушай и пей тихо! Не чавкай! Ты ведь не поросенок!

    Правила пользования столовыми приборами

    Научись правильно использовать ложку, вилку, нож. Как они появились и когда их стали использовать люди, можешь почитать в нашем , страница 41.
    Ложку держи тремя пальцами правой руки. Не наполняй ее до верха, чтобы с нее не стекали и не падали остатки пищи обратно в тарелку.
    Если для еды тебе нужна только вилка, ее можно держать как ложку или так, чтобы удобно было накалывать пищу.
    При использовании двух приборов — ножа и вилки, нож держи правой рукой. Вилку, расположив ее слегка наклонно к поверхности тарелки, — левой.
    Твердую пищу разрезай на небольшие кусочки, для удобства пережевывания для лучшего усвоения пищи.
    Запомни: ножи предназначены только для нарезания. Нельзя с него есть, накладывать с его помощью еду на вилку.
    Во время перерывов в процессе потребления еды и по окончании застолья столовые приборы ложи на тарелку.
    Правила пользования салфетками.
    Тканевую салфетку аккуратно разверни, разложив на коленях (нельзя засовывать ее за ворот одежды). Она спасет тебя от нежелательных пятен и упавших случайно крошек.
    Тканевой или бумажной салфеткой вытирай рот, руки, но не лицо.
    Окончив трапезу, тканевую салфетку кладут на стол сбоку тарелки. Использованные бумажные салфетки — на край тарелки.

    Правила употребления некоторых блюд

    Первый блюда (супы, борщи, окрошки, рассольники, солянки), каши едят ложкой.Когда в тарелке остается немного первого блюда, наклони слегка тарелку от себя, собери остатки. Иначе рискуешь выплеснуть все на себя.
    Некрасиво дуть на горячую пищу. Первые блюда охлаждай, слегка помешивая их ложкой.
    Продукты, которые можно легко разделить вилкой не режут, а едят, непосредственно используя вилку. Это относится, например, к рыбным блюдам, картофелю, котлетам, разнообразным запеканкам, яичнице.
    Для поедания разного вида колбасок, сосисок, сарделек, мясных блюд, используй нож и вилку, постепенно отрезая от большого куска небольшие кусочки.
    Мясо птицы и дичи с костей изначально срезают ножом и вилкой. Оставшееся на косточке мясо можешь взять рукой за кончик кости.
    Хлеб берется рукой или вилкой, которая еще не использовалась. Дома кусочек хлеба кладется слева на обычную бумажную салфетку. В кафе — на специальную пирожковую тарелку. Руками можешь брать печенье, пирожки, фрукты.
    Положив сахар в чай специальными щипцами или чайной ложкой, размешивай его бесшумно. После этого ложечку надо вытащить, чтобы она не мешала пить.
    Простоквашу, йогурт, кисель едят десертной ложечкой.
    Если в напитке есть ягоды, косточки от них аккуратно положи ложечкой на блюдце.

    Правила поведения после еды.

    Никогда не вставай из-за стола не окончив кушать или без разрешения взрослых. Выходя, не бери с собой пищу.
    Обязательно поблагодари того, кто тебя накормил.
    Никогда не говори, что какое-то блюдо тебе не понравилась, потому что обидишь того, кто его готовил. Как говорится, «на вкус и на цвет товарища нет». У каждого свои предпочтения.
    Лучше изначально отказаться от нелюбимого блюда, чем кушать, выражая недовольство. Тот факт, что еда не нравится тебе, вовсе не означает, что она невкусная. Она может нравится другим людям, сидящим с тобой за столом. Не порть им аппетит!
    Ешь с удовольствием и хорошим настроением! Смотреть на скучающее или перекошенное недовольной обиженной гримасой лицо, неприятно!
    Обязательно помой руки.

    Надеюсь, ты быстро усвоишь правила застольного этикета. Тогда тебе краснеть не придется, родители будут довольны, а окружающие будут считать тебя воспитанным ребенком!


    Молодые родители не всегда серьезно относятся к советам старших в воспитании детей, а уж обучение своего малыша правилам поведения за столом считают делом десятым. Вот и сводится оно в некоторых семьях к совершенно непедагогичным окрикам: «не чавкай, закрой рот и жуй, сядь прямо, не качайся на стуле, не хватай со стола до обеда…». На этом считают свою миссию оконченной. А бабушка точно знает, что через несколько лет за такого недоросля родителям придется краснеть. Или еще одна ситуация, малыш уже полчаса ковыряется в супе, выбирает оттуда то, что ему больше по вкусу, в итоге отталкивает тарелку, проливая содержимое на пол, на стол и на себя… Знакомая ситуация? Простительно, если ребенку всего год. А если уже четыре или пять? Где граница между детской неловкостью и отсутствием хороших манер? И когда надо начинать знакомить ребенка с основами этикета? Давайте разберемся какими должны быть правила поведения детей за столом.

    У каждого в памяти найдется несколько неприятных моментов, когда соседский подросток или приглашенный на детский праздник малыш своим поведением просто срывали обед. Они громко разговаривали, тянулись через весь стол за лучшим куском торта, чавкали, а то и давились, не прожевывая пищу. Список неприемлемых поступков безграничен.


    Давайте убережем себя от подобного поведения сына или дочери в будущем. Попробуем систематизировать обучение наших крох хорошим манерам, чтобы это было не обременительно ни им, ни нам. Лучший возраст, чтобы начать обучение - 1,5 - 2 года. Естественно, в этом возрасте ребенок не сможет уяснить все правила взрослого этикета. Да это и не нужно.

    Когда учить? Всему свое время

    Правила поведения за столом для малышей немного отличаются от взрослого этикета, т.к. многие гиперактивные дети во время приёма пищи становятся маленькими проказниками. Большинство детей усваивают хорошие манеры до 5-ти лет. Но начинать обучение ребёнка нужно уже в 1,5 - 2 года. Конечно, могут быть исключения из правил, но знайте, чем позже вы начнёте обучение, тем сложнее малышу будут даваться ваши уроки.

    Читаем статью о том, как научить ребенка есть самостоятельно и аккуратно – полная инструкция для родителей

    от 1,5 до 5

    В этом возрасте ребенок активно осваивает навыки окружающего мира. Он впитывает в себя все, что видит, старается подражать взрослым. Самое время в игровой форме освоить азы этикета; Это обязательное мытье рук перед едой . Мама сама не должна забывать мыть руки перед кормлением ребенка. Перед каждым приемом пищи она должна вместе с малышом пойти в ванную и помыть руки и себе, и ему. Со временем он будет делать это автоматически; Кормление ребенка должно обязательно происходить за обеденным столом , а не в детской и не перед телевизором. Это поможет в будущем вашему ребенку серьезно относиться к еде, уважать труд тех, кто готовит пищу. Посадите малыша на высокий стульчик, чтобы он не выглядывал из-под стола, а чувствовал себя равноправным членом семьи; Постелите малышу на колени полотняную салфетку . Одежда останется чистой, даже если ребенок прольет суп или чай. Во взрослой жизни наличие в ресторане салфетки не введет вашего ребенка в ступор; Не позволяйте ребенку играть с пищей , крошить хлеб, размазывать кашу по столу. Такое поведение не позволительно даже в 2 года. Постарайтесь терпеливо объяснить малышу, что так вести себя некрасиво, что маме стыдно за него. Мама и папа никогда себя так не ведут. Конечно, кроха послушает вас не с первого раза; Только одно правило: никогда не кричите на него. Будьте терпеливы и последовательны в своих требованиях. Нельзя сегодня запрещать что-то, а завтра не заметить сотворенного ребенком; К пяти годам дети уже должны уметь обращаться с вилкой и ножом , пока детскими. Они не должны путать, что нож нужно держать в правой, а вилку в левой руке. К этому возрасту нужно научить дитя, какие продукты едят с помощью приборов, а какие берут руками.

    от 5 до 10


    Самый плодотворный возраст для воспитания, но и самый сложный. В этот период ребенок не так безоговорочно доверяет словам родителей. Он уже самостоятельно старается разобраться в жизни и в поступках окружающих его людей.

    Мама и папа не должны допустить никакого послабления для себя в ритуале приема пищи. Если вы приучаете ребенка не пить соков из пакета, а обязательно наливать их в стакан, недопустимо будет самим нарушить это правило. Или просто однажды забыть помыть руки перед обедом. Или не поблагодарить хозяйку за обед. Ребенок это заметит, и ваши слова для него уже не будет истиной.

    (Картинка кликабельная, можно скопировать и распечатать)

    В 5 - 6 лет малыш должен усвоить, как нужно вести себя за столом и уже не нарушать принятых норм. Каждое нарушение нужно проговаривать с ребенком на семейном совете. Это поможет ему понять серьезность требований взрослых. Но ни в коем случае нельзя проводить «разбор полетов» в присутствии чужих людей, в уничижительной форме или с помощью криков и ругани.


    Малыш уже знает, что сидеть за обеденным столом нужно прямо, не раскачиваясь на стуле . Неприемлемо расставлять локти и толкать ими соседей по столу. Если трудно добиться соблюдения этого правила словами, очень помогает прием с книгами. Во время обеда подсуньте подмышку ребенку по книге и попросите удерживать их до конца трапезы. Несколько таких упражнений, и проблем с локтями не будет; Ребенок не позволяет себе громко чавкать, говорить с полным ртом . Это внушалось ему постоянно. Знает он и о том, что в рот нужно класть небольшие кусочки пищи и тщательно пережевывать их; Малыш сдерживает отрыжку и кашель . Если это невозможно, обязательно отворачивается от стола и прикрывает рот бумажной салфеткой; Совершенно естественно будет для ребенка до 10 лет знать, что нельзя считать себя центром общества и различными громкими требованиями привлекать к своей персоне всеобщее внимание . Если малышу нужно отойти от стола, он должен попросить разрешения у кого-то из родителей тихим голосом, спокойно. Совсем необязательно знать всем, что он хочет в туалет; Нельзя тянуться к тарелке на другом конце стола через все блюда. Ребенок знает, что нужно попросить положить ему на тарелку желаемый кусочек. Нельзя рыться в общем блюде в поисках лучшего кусочка; Садиться за стол можно только после взрослых , а вставать, - после того, как все поели . Если сидеть и слушать разговоры взрослых не хочется, ребенок просто просит разрешения уйти; Благодарность за обед обязательно должна проявиться в виде волшебного слова «спасибо» .

    от 10 и старше

    Вы хорошо потрудились, научили своего отпрыска отличным манерам и правилам этикета. Однако, расслабляться пока рано. Он знает то, что должен знать и соблюдать каждый интеллигентный человек. Но правила хорошего тона и поведения за столом этим не ограничиваются. Впереди - изучение особых столовых приборов , не используемых ежедневно. Хорошо бы познакомить свое дитя с тем, как нужно есть различные экзотические блюда . Не лишними будут общие знания о пищевых традициях народов мира .

    (Картинка кликабельная, можно скопировать и распечатать)

    Не говорите с ребенком в назидательном тоне. Для лучшего усвоения правил этикета подойдет игровая форма обучения . Можно придумать званый обед для кукол и мишек, сервировав стол игрушечной посудой по всем взрослым нормам. Ответственным за этот обед, конечно же, будет ваше дитя. А вы только вовремя подскажете и посоветуете. Будьте последовательны и терпеливы в обучении. Не позволяйте себе срываться на ребенке, даже если он совершил что-то непозволительное. Не забывайте хвалить и поддерживать малыша за успехи. Привлекайте ребенка к подготовке обеда. Доверьте ему расставить тарелки, отнести на стол хлеб. Совместная работа сблизит и заставит малыша уважительнее относиться к еде и тому, кто готовит обед. Призовите себе в помощь мультфильмы и сказки , в которых говорится о правилах этикета. Обсуждайте с ребенком только что увиденную сцену из фильма по теме. Не пропускайте примеры из жизни. Правила поведения за столом должны живо вплетаться в действительность, это не застывшая догма. Собственный пример - лучший урок. Дети всегда подражают взрослым. Воспользуемся этим для обучения. Конечно, нелегко всегда держать себя в руках и не позволить схватить на лету кусочек вкусненького, но помните о ребенке.

    Зачем ребенка нужно учить этикету

    Ваши усилия не пропадут даром. Взрослая жизнь очень скоро станет жизнью вашего малыша. Совместный обед с потенциальным работодателем, посещение ресторана с понравившейся девушкой, деловой ужин с партнерами, корпоративная вечеринка… Часто самые серьезные разговоры ведутся именно за обеденным столом.


    Умение вести себя в обществе, хорошие манеры, знание обеденного этикета, - это те бонусы, которые вы, как родители, заложили в своем ребенке еще с детства. И они обязательно принесут дивиденды в виде счастья и успеха. А вы сможете гордиться своим чадом и говорить, что ваши старания дали свои плоды.

    Возможно будет интересно: 12 эффективных способов приучить ребенка чистить зубы - Почему детей категорически нельзя заставлять или уговаривать поесть, если они этого не хотят? Проблемы с весом у детей: из-за чего это случается и кто виноват? Что делать, если ребенок плохо ест и можно ли считать это серьезным поводом для беспокойства? - читаем статью с комментариями и экспериментами

    Видео минутка: этикет за столом

    Психологи утверждают, что учить ребенка правилам этикета за столом надо с раннего детства: от года до двух:

    Как правильно сидеть за столом

    Уроки хороших манер. Как правильно вести себя за столом? Как сидеть, что можно и чего не следует делать за столом? Вы узнаете на уроках хороших манер:

    Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом

    Для родителей очень важно поведение ребенка в обществе. Много шалостей любимые дети совершают за обеденным столом. Все недочеты и ошибки во время обеда видны окружающим. Терпение родителей быстро иссякает, но не во всем виноваты дети.

    Очень важно, чтобы родители проработали вместе с чадами правила поведения за столом, тогда не будет повода к разногласиям в семье.

    Чтобы не стыдиться в гостях, надо своего ребенка научить. как вести себя за столом

    Некоторые родители уверенны, что ребенок должен априори знать правила поведения за столом, все обучение с их стороны сводится к окрикам и наказаниям. Можно наблюдать, как они постоянно говорят ребенку, что нужно сесть прямо, не чавкать, закрыть рот. Как и все нормы поведения в человеческом обществе ребенок должен учиться корректному поведению за обеденным столом.

    По мере взросление ребенок совершает «выходы в свет» самостоятельно: детский праздник, день рождения, мероприятия в учебном заведении. В такой ситуации нет родительского контроля, это лучший индикатор, который проявит все умения и оплошности ребенка.

    Когда начать обучение?


    Средний возраст для усвоения манер поведения за столом – 2 года. В этом возрасте малыш, конечно, не освоит все тонкости этикета и владение столовыми приборами, но родители своим примером и пояснениями должны заложить основу культуры поведения за столом.

    Обучение надо начинать с первого года ребенка

    Базовые правила обучения этикету Ребенок учится, подражая взрослым, это первая ступень на пути к этикету. Процесс освоения хороших манер длится примерно до пяти лет, за это время важно объяснить базовые принципы поведения. Идеальный вариант познания правил этикета – игра. Через игровую форму ребенок легко запоминает и усваивает правила. Ребенок будет увлечен, если устроить обед для кукол и игрушек. В процессе необходимо сервировать стол, рассадить гостей, подать блюда, вести беседу за столом, убрать все приборы и проводить гостей. В такой непринужденной форме необходимо оговаривать все действия, при необходимости корректировать поведение. Все дети любят смотреть мультфильмы, во время просмотра можно обсудить правила этикета, которых придерживаются или нарушают герои.

    Базовые правила поведения за столом в картинках

    Азы Перед трапезой следует воспользоваться салфеткой, которая расположена рядом с приборами. Если вы ее не обнаружили, можно тактично спросить у окружающих, где она находится. Если ребенку меньше пяти лет, то допускается заправить салфетку за воротник, так ребенок сбережет верхнюю часть одежды от загрязнений. За столом ребенок должен сидеть прямо, облокотившись на спинку стула, стопы параллельно полу. Емкости большого диаметра допускается брать обеими руками, это поможет предотвратить опрокидывание. Если хочется кашлянуть или чихнуть, то следует отвернуть лицо к плечу, прикрыть рот салфеткой или рукой. Во время еды и питья следует соблюдать тишину, глотание и пережевывание не должны быть очень громкими. Если ребенку необходимо посетить ванную комнату, то он должен извиниться и аккуратно выйти из-за стола, если ребенок находится у себя дома, то излишние комментарии ни к чему. Если желаемое блюдо или напиток находятся далеко от малыша, то не нужно тянуться, необходимо попросить рядом сидящих людей о помощи. После передачи блюда необходимо поблагодарить человека за услугу. Если кувшин с напитком находится рядом, но он слишком тяжелый, то следует наливать его обеими руками, если даже в таком варианте задача не под силу, то следует обратиться к помощи взрослого человека.

    Уроки этикета в детском саду

    Чего делать нельзя? Чавканье и беседа с набитым ртом. Сплетни, перебивание и грубый тон разговора. Начинать употребление пищи, пока не обслужены все гости. Облизывание ножа и других острых столовых приборов. Ставить локти на обеденный стол. Раскачивание на стуле. Поглощение последнего кусочка пищи без предложения другим. Откусывание слишком больших кусков пищи.

    Как вытирать рот - веселая картинка

    Недопустимо играть с едой, необходимо объяснить ребенку, что нельзя крошить хлеб, размазывать кашу. Отношение к еде должно быть уважительным. Баловство за столом непозволительно для ребенка 2-3 лет, не говоря о детях старшего возраста.

    Полезные привычки

    Мытье рук перед употреблением пищи. Необходимо на личном примере показывать ребенку важность гигиенических процедур перед едой. Для начала можно проводить совместное мытье рук, со временем это станет полезной привычкой. Врачи рекомендуют мылить руки в течение нескольких минут, можно разучить веселую считалку и вместе с ребенком ее пропеть в течение мытья.

    Прием пищи должен проходить в обеденной зоне, с юных лет важно приучать ребенка к этому правилу.

    Обедать надо за обеденным столом, можно вести беседу

    В дальнейшее будет проще наводить порядок во всей квартире, выработается культура принятия пищи. Не рекомендуется употреблять еду за просмотром телевизора, за компьютером, чтение газеты, это отвлекает от процесса и минимизирует общение с членами семьи.

    Как только малыш научиться сидеть нужно приобрести стульчик для кормления, столешница которого будет находиться вровень с обеденным столом, тогда ребенок будет быстрее обучаться правилам поведения за столом.

    Приборы для малыша можно давать уже с 1-го года

    Во время еды используйте полотняную салфетку, которая защитит от загрязнений одежду малыша, тогда такой предмет не введет в ступор уже подросшего ребенка. Такое правило поможет вам сэкономить время на стирку одежды ребенка, ведь не всегда дети аккуратны во время употребления пищи.

    Во время обучения ребенка правилам поведения за столом будьте терпеливы и последовательны.

    Не давайте ребенку играть с едой

    Только эти качества помогут добиться стойкого результата и сохранят дружеские отношения в семье. От родителей требуется последовательность, правила должны быть едины, если чего-то нельзя сегодня, этого нельзя делать и завтра. Такое же правило действует во время провождения времени с другими родственниками: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, няней.

    Приучайте малыша благодарить за обед хозяйку дома, если вы дома, то это мама. Организаторы обеда всегда стараются, благодарность гостей – это признак воспитанности и уважения.

    Объясните ребенку: нельзя отворачиваться от еды

    Если малыш нарушил этикет поведения за столом для детей, то не следует в грубой форме делать замечания во время обеда, лучше всего провести работу над ошибками уже дома. Не следует упрекать ребенка, унижать личность. Все недочеты и ошибки следует относить к конкретной ситуации, а не к ребенку.

    Другие важные моменты Важна посадка ребенка, спина должна быть ровной, можно слегка опереться на спинку стула, нельзя раскачиваться на стуле. Во время обеда нужно удобно расположиться, не рекомендуется расставлять локти, тем более толкать рядом сидящих людей. Обед это не только принятие еды, но и беседы. В диалог моно вступать только после полного пережевывания пищи. Собеседник будет лучше слышать вас, поведение будет тактичным.

    Научите ребенка, как правильно держать приборы

    Для удобства нужно использовать приборы, при помощи ножа и вилки можно разделать пищу, поглощать ее небольшими кусочками. В процессе еды не стоит торопиться, нужно спокойно и размеренно пережевать еду. За столом может случиться всякое, если хочется чихнуть или покашлять, необходимо отвернуться от стола и прикрыть рот салфеткой. Если ситуация не исправилась, можно извиниться и покинуть застолье, посетить ванную комнату. Во время обеда поведение должно быть сдержанным, не стоит приковывать общего внимания, активно жестикулировать, громко разговаривать. Активные дети часто хотят быть в центре внимания, но следует соблюдать правила, вести себя в рамках приличия. Если ребенку приглянулось блюдо, которое находится слишком далеко от него, то следует попросить окружение передать блюдо. Нельзя тянуться через весь стол, расталкивая окружающих, такое поведение недопустимо. Когда передали блюдо, то нельзя копаться в нем в поисках лучшего куска, это выглядит очень не эстетично. Перед возвращением блюда на место следует предложить порцию своим соседям.

    Обучение этикету в игре

    Научите ребенка! Дети могут присаживаться за стол после взрослых, считается неприличным покидать стол, если трапеза не окончена всеми участниками. Если вашему ребенку неинтересно за столом, начались взрослые разговоры, то в полнее допустимо покинуть его, предварительно спросив разрешения. Такое поведение считается уместным.

    Для детей, которые освоили базовые правила этикета можно переходить к изучению столовых приборов, тонкостей их использования. Очень интересно использовать новые столовые приборы в повседневной жизни, тогда для ребенка не будет сюрпризов, он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.

    Интересно! Если в вашем окружении есть иностранцы, вы ходите к ним с детьми в гости, то неплохо было бы познакомиться с культурой потребления еды в других странах. Это расширит кругозор ребенка, будет прививать уважение к другой культуре. Для детей бывает очень интересным изучение пищевых традиций народов Мира.

    Для чего?

    Не всегда освоение правил поведения в обществе будет даваться вам с ребенком легко, но вы всегда должны помнить, что они – важная часть приспособления. В человеческой культуре многие важные решения принимаются именно за приемом пищи, положительное впечатление от совместного обеда может обеспечить рабочее место, дружеские отношения, благосклонность партнера. Поэтому так важен этикет за столом для детей уже с самого раннего возраста. Бесплатные бонусы, которые родители заложили в своем чаде, будут служить ему всю жизнь. Поведение человека за столом многое говорит о статусе и образовании человека.

    Как правильно вести себя за столом

    ✓ Если вас зовут за стол, не опаздывайте, не заставляйте себя ждать.

    ✓ Не начинайте есть, пока все не соберутся за столом.

    ✓ Не придвигайтесь вплотную к столу, но и не сидите слишком далеко от него. Не откидывайтесь на спинку стула, не разваливайтесь на нем.

    ✓ Не затыкайте салфетку за воротник. Место салфетки - у вас на коленях. Не вытирайте салфеткой лицо. Ею надо лишь слегка промокать губы.

    ✓ Сидите прямо, не сгибайтесь над тарелкой.

    ✓ Не тянитесь через тарелку вашего соседа, чтобы достать что-то со стола. Попросите кого-нибудь передать то, что вам нужно.

    ✓ Не накалывайте хлеб на вилку. Хлеб надо брать руками.

    ✓ Не откусывайте от целого куска хлеба и не крошите его в суп. Хлеб отламывают небольшими кусочками и только потом отправляют в рот. Точно так же не принято намазывать целый кусок маслом: мазать нужно отломанные кусочки.

    ✓ Не макайте хлеб в соус. В крайнем случае придерживайте хлеб вилкой, но не лезьте в тарелку пальцами! В любом случае не вытирайте тарелку хлебом досуха.

    ✓ Если в солонке нет ложечки, соль надо брать кончиком чистого ножа.

    ✓ Не чавкайте. Жуйте с закрытым ртом.

    ✓ Сдерживайте отрыжку.

    ✓ Не разговаривайте с набитым ртом.

    ✓ Не заглатывайте пищу большими кусками. Во-первых, это отвратительно выглядит, а во-вторых, вредно для желудка.

    ✓ Не раздвигайте локти и не ставьте их на стол. Локти должны свисать со стола и быть прижаты к бокам.

    ✓ Не ешьте ложкой то, что можно есть вилкой.

    ✓ Не ешьте суп с конца ложки, не прихлебывайте. Приоткройте рот, поднесите ложку боковой стороной, слегка наклоните ее в сторону рта и бесшумным движением губ снимите пищу с ложки.

    ✓ Не требуйте второй порции.

    ✓ Не старайтесь ухватить последний кусочек мяса, зачерпнуть последнюю ложку супа и т.д.

    ✓ Не выискивайте на общем блюде куски получше: берите то, что лежит ближе к вам.

    ✓ Не выплевывайте кости, шкурки и другие «лишние» кусочки на тарелку. Прислоните к губам вилку и извлеките изо рта кость, после чего положите столовый прибор на тарелку. Фруктовые косточки надо извлекать изо рта с помощью ложки.

    ✓ Не играйте столовыми приборами, салфетками и другими столовыми принадлежностями.

    ✓ Если вы в гостях, не садитесь за стол, пока вас не пригласит сесть за стол хозяин или хозяйка дома. Помните, что мальчики не должны садиться раньше девочек.

    ✓ Если вы сопровождаете к столу девушку, подайте ей правую руку. Подавать левую не принято.

    ✓ Если за общим столом рядом с вами сидит девушка, ваша обязанность поговорить с ней, предложить помощь.

    ✓ Если вы сидите между двумя людьми и хотите поговорить с одним из них, не поворачивайтесь к другому спиной. Не разговаривайте с другим человеком через соседа.

    ✓ Сидя за столом, не ковыряйтесь во рту зубочисткой. В крайнем случае старайтесь делать это незаметно.

    ✓ Не критикуйте блюда, которые подают к столу.

    ✓ Если вам не хочется какое-либо блюдо, откажитесь от него, не объясняя причин. Не говорите, что оно вам не нравится: этим вы обидите хозяев.

    ✓ Не оставляйте чайную ложку в чашке. Помешав напиток, положите ложку на блюдце.

    Публичное выступление. Как не волноваться

    Что такое этикет для школьников?

    Как вести себя в ссоре?

    Классный час: Как вести себя за столом, 1 класс

    Правила вежливого общения для детей


    Елена Беличенко

    Программное содержание :

    Расширить знания детей о столовом этикете .

    Закрепить знания о назначении и названии различной посуды.

    Закрепить умение правильно сервировать стол .

    Вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета .

    -Развивать речь , внимание, память, логическое мышление.

    Материалы и оборудование : различная посуда : кастрюли, сковорода, тарелки, чашки, стаканы, ложки, вилки, ножи; картинки с изображением пищи (для игры «Что чем едят» , фартуки для дежурных, скатерть для сервировки стола , диск с музыкой.

    Ход занятия:

    Воспитатель :

    Что такое этикет ?

    Знать должны мы с детских лет.

    Это – нормы поведения :

    Как ходить на День рождения?

    Как знакомиться? Как есть?

    Как звонить? Как встать? Как сесть?

    Как здороваться со взрослым?

    Много разных есть вопросов.

    И на них дает ответ

    Этот самый ЭТИКЕТ .

    Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим о столовом этикете . Что это такое, как вы думаете?

    Ответы детей .

    Воспитатель : Этикет - это слово французского происхождения. В 16 веке «этикет » означал свод правил поведения при дворе французского короля. В наше время под этикетом принято понимать установленный порядок поведения, правила учтивости. Человек, соблюдающий требования этикета , внимателен, деликатен, доброжелателен.

    Сервировка стола- искусство , с которым хорошо знакомы все мамы и бабушки, но каждый ребёнок с удовольствием поможет взрослым накрыть на стол . Для этого прежде всего необходимо знать, какой посудой мы пользуемся. Она различна по материалу изготовления. Если посуда из стекла- она (стеклянная, из глины- (глиняная, из дерева-(деревянная, из чугуна-, из железа-, из алюминия-, из пластмассы-, из керамики., из фарфора-, из серебра-…Посуда также различна по назначению. В чём ваши мамы готовят еду?

    Дети : В кастрюле, в сковороде, горшочке.

    Воспитатель : Как называется эта посуда?

    Дети : Кухонная посуда.

    Воспитатель : Из чего мы едим и пьём?

    Дети : Из тарелок глубоких и плоских, из чашек, кружек, стаканов.

    Воспитатель : Как она называется?

    Дети : Столовая , чайная, кофейная.

    Воспитатель : Но у нас в саду случилась беда : вся посуда перепуталась. Давайте расставим её по назначению.

    Игра «Что к чему» .

    Правила игры : на столе вперемешку стоят 2 кастрюли разного размера, сковорода, горшочек, половник, глубокая тарелка, тарелка под второе, блюдце, чашка, бокал. Надо расставить посуду по назначению : кухонная, столовая , чайная.

    Воспитатель : Столовая глубокая тарелка предназначена для любого первого блюда, глубокая тарелка поменьше называется десертной. Мелкие тарелки тоже различны по размерам. Самая большая мелкая тарелка предназначена для вторых блюд. В тарелку поменьше- закусочную- кладут салаты и холодные закуски : колбасу, ветчину, сыр. Тарелка, которая ещё меньше, называется хлебной или пирожковой. Для чая и кофе- чашка с блюдцем. Чашка и блюдце дружат и очень скучают друг без друга, не разлучайте их, всегда ставьте вместе : чашку на блюдце.

    Для холодных жидкостей- воды, компота, сока- удобны бокалы и стаканы.

    Воспитатель : Какая ещё посуда есть в вашем доме? Как называется посуда, в которой полают на стол : масло-(маслёнка, соль-(солонка, перец-(перечница, хлеб-(хлебница, конфеты-(конфетница) .

    Воспитатель : Но одной посуды недостаточно. Сейчас я загадаю вам загадки и мы узнаем, чего нам не хватает.

    Длиннохвостая лошадка

    Привезла нам каши сладкой.

    Ждёт лошадка у ворот-

    Открывай пошире рот .

    Дети : Ложка.

    Воспитатель :

    При виде еды не считают ворон,

    Бросаются дружно с обеих сторон :

    Один- разрезает, другая- цепляет.

    Обоим работы в тарелке хватает.

    Дети : Вилка и нож.

    Воспитатель : Правильно, ребята. Столовые нож и вилка предназначены для вторых горячих блюд.

    Столовой ложкой мы едим супы и молочные каши, для компота, мороженого и других сладких блюд используется ложка поменьше- десертная; для чая и кофе- чайная или кофейная ложечка. А сейчас мы поиграем в игру.

    Игра «Что чем едим»

    1. Это ешь вилкой : котлета, рулет, гуляш, салат, омлет, рис, макароны, пельмени, картофель.

    2. Это ешь с помощью ножа и вилки : отбивная котлета, курицу, сосиску, жаркое.

    3. Это ешь ложкой : каша, творог, суп, йогурт, мороженое.

    Воспитатель показывает детям картинки с изображением блюд. Дети отвечают, какое блюдо какими столовыми приборами надо есть .

    Физкультминутка.

    Воспитатель : Для чего точат ножи? Чтобы были острыми. Давайте поиграем в точильщиков.

    Точим нож! Точим нож!

    Будет очень он хорош.

    Будет резать он припасы :

    Масло, сало, хлеб, колбасы,

    Помидоры, огурцы…

    Угощайтесь, молодцы!

    А теперь, ребята, встать,

    Руки медленно поднять,

    Пальцы сжать, потом разжать.

    Руки вниз и так стоять.

    Наклонитесь вправо, влево

    И беритесь вновь за дело.


    Воспитатель : Но прежде, чем приступить к трапезе, надо вспомнить правила поведения за столом . Сейчас нам некоторые ребята прочитают шуточные стихи о том, как не надо вести себя за столом .

    1 Ребёнок : В группе завтракать хотят ,

    Все вокруг помочь спешат

    На столы носить посуду .

    Только Ёж сказал :- Не буду!

    Не пойду я, посижу,

    И на вас я погляжу.

    Не желаю помогать,

    Лучше просто подождать.

    Воспитатель : Неприятно это всем.

    Все Ежа не уважают.

    Сам он маленький совсем,

    А какая лень большая!

    2 Ребёнок : За столом щенок Антошка

    Рыбу ел столовой ложкой ,

    Вилкой суп пытался кушать-

    Не хотел советов слушать.

    И хотя вовсю старался ,

    Так голодным и остался.

    Воспитатель : Ну куда это годится!

    Всем пора бы научиться

    Кушать вилкой, кушать ложкой,

    А не делать, как Антошка.

    3 Ребёнок : Медвежонок хлеб жевал-

    Крошки хлебные ронял.

    Говорил с набитым ртом-

    Что, не мог понять никто.

    После взялся за компот-

    Стол облил и свой живот !

    Воспитатель : Все над ним хохочут звонко,

    Застыдили медвежонка :

    Ты не знаешь? За столом

    Надо есть с закрытым ртом,

    Не спешить, не говорить,

    Крошки на пол не сорить.

    4Ребёнок : За столом сидела белка

    Перед ней была тарелка,

    В ней из хлеба, масла, сала,

    Белка дом сооружала.

    Воспитатель : Так, друзья, не поступают

    И с едою не играют.

    За столом едят , друзья,

    Баловаться здесь нельзя!

    5Ребёнок : За столом Кроты сидят ,

    Нос воротят, не едят :

    Эту кашу не хотим!

    Чёрный хлеб мы не едим!

    Дайте лучше чаю нам,

    Бедным маленьким Кротам!

    Воспитатель : Я напомню об одном :

    Не кривляйтесь за столом ,

    Не капризничайте тут-

    Ешьте всё, что вам дадут!

    Воспитатель : Давайте вспомним ещё несколько правил поведения за столом :

    Локти на стол не клади , только кисти рук.

    За солом нельзя говорить громко и с полным ртом.

    Если во рту пища, воду не пьют.

    Есть и пить надо беззвучно и аккуратно.

    Прожевывать пищу обязательно с закрытыми губами- ни быстро, ни медленно, не чавкать и не разговаривать с полным ртом.

    Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами.

    Воспитатель : Ну вот, название посуды мы вспомнили, назначение различной посуды мы вспомнили. Правила поведения за столом мы знаем . Пора приступать к сервировке стола .

    На отдельном столе стоят два набора посуды для сервировки, красивая скатерть.

    Воспитатель читает стих, дети выполняют действия в соответствии с текстом.

    Мы дежурные сегодня.

    Станем няне помогать,

    Аккуратно и красиво

    Все столы сервировать .

    Что сначала нужно сделать?

    Будем руки чисто мыть.

    Потом фартуки наденем,

    Начнём скатерти стелить.

    Мы салфетницы поставим,

    А на самый центр стола-

    Хлеб душистый, свежий, вкусный.

    Хлеб всему ведь «голова» .

    Вокруг хлебниц хороводом

    Блюдца с чашками стоят.

    Ручки чашек смотрят вправо,

    В блюдцах ложечки лежат.

    Мы тарелки всем поставим,

    Вилки, ложки, и ножи.

    Не спеши, как класть, подумай,

    А потом уж разложи.

    От тарелки справа нож,

    Ложка рядышком лежит.

    Нож от ложки отвернулся,

    На тарелочку глядит.

    Ну а слева от тарелки

    Нужно вилку положить.

    Когда станем есть второе,

    Будет с вилкой нож дружить.


    Воспитатель : Может показаться, что сервировка стола - дело сложное и этому трудно научиться. Это не так. Вы обязательно научитесь, делая это вместе со взрослыми. Сервировка стола - это прежде всего творчество, которое зависит от умения и фантазии хозяйки.

    Список используемой литературы :

    1. Алямовская В. Г. «Беседы о поведении ребёнка за столом » .

    2. Курочкина И. Н. «Этикет для детей и взрослых » .

    3. Островская Л. Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника» .

    Все родители хотят вырастить не только здоровых, но и воспитанных детей, которые смогут вести себя достойно и прилично в любой ситуации, в любом обществе. Хорошо воспитанный ребенок умеет соблюдать этикет за столом, а научить его этим правилам должны родители.

    Под правилами этикета понимают нормы поведения в обществе, основанные на уважении к окружающим. Обучать детей, как вести себя за столом, необходимо не только для того, чтобы родителям не краснеть перед гостями или родственниками. Знание правил поведения во время трапезы может помочь ребенку, когда он вырастет.

    В некоторых случаях во время совместного обеда могут зарождаться дружеские отношения, заключаться контракты и т. д. Поведение за столом характеризует социальный статус человека, его уровень образования и культуры. Полученные в детстве навыки пригодятся на всю жизнь.

    Некоторые родители считают, что окрики, постоянные замечания, а иногда и наказания за шалости за столом – это и есть воспитание. Но такие методы малоэффективны, они не способствуют выработке хороших манер. И в той ситуации, когда ребенок остается без родительского контроля («Сядь прямо!», «Не чавкай!», «Скажи спасибо»), он не может проявить себя в лучшем свете.

    Заботливые родители, понимая свою ответственность за воспитание ребенка, хотели бы знать, с какого возраста следует начинать обучение малыша правилам поведения, как легче научить ребенка пользоваться столовым прибором, и не опасно ли его давать маленькому непоседе.

    Основные правила поведения за столом

    Для ребенка должно стать правилом мытье рук с мылом перед едой

    Все правила, регламентирующие нормы поведения детей за столом, можно разделить на две категории: как следует и как нельзя вести себя во время приема пищи.

    Что можно и нужно делать

    1. Перед тем как сесть за стол, следует . Это необходимо делать даже годовалому ребенку. Конечно же, вначале моет руки младенцу мама, но уже с 2-3 лет малыш успешно может это делать самостоятельно. На первых порах маме придется напоминать о необходимости помыть руки, но потом выработается эта полезная для здоровья привычка.
    2. Принимать пищу за обеденным столом. Даже малышей нужно кормить в столовой или на кухне. Рекомендуется купить специальный стульчик, который позволит ребенку участвовать в семейной трапезе за общим столом.
    3. Обязательным правилом должно стать пожелание приятного аппетита перед началом приема пищи.
    4. Быть аккуратным во время еды, не испачкать ни себя, ни соседей. Маленькому ребенку, пока у него не выработается точная координация движений, следует использовать специальный фартучек (слюнявчик) или заправлять за ворот тканевую салфетку. В более старшем возрасте нужно приучить ребенка пользоваться бумажными салфетками. Перед тем как взять стакан с напитком, он должен аккуратно вытереть губы, чтобы не оставлять на стакане жирные следы (это может быть неприятно для соседей по столу).
    5. Есть и пить следует не спеша, жевать пищу не чавкая, с закрытым ртом. Если вдруг захотелось чихнуть или кашлянуть, то нужно отвернуться от стола, прикрыть нос или рот салфеткой и после извиниться.
    6. Сидеть за столом следует прямо, опираясь на спинку стула.
    7. Только прожевав и проглотив пищу, можно что-либо сказать за столом.
    8. Если желаемое блюдо или напиток стоит далеко, то не стоит тянуться за ним через весь стол. Нужно попросить передать его со словом «пожалуйста» и не забыть поблагодарить.
    9. Если кувшин с напитком или соком тяжелый, следует попросить о помощи взрослых и сказать «спасибо» за услугу.
    10. После окончания приема пищи обязательно поблагодарить маму или хозяйку дома, даже если блюдо не очень понравилось.

    Что должно быть под запретом

    Для воспитанного ребенка с хорошими манерами есть действия со словом «нельзя»:

    1. Недопустимо раскачиваться на стуле во время приёма пищи.
    2. Нельзя класть на стол локти.
    3. Нельзя начинать есть до тех пор, пока все гости не будут обслужены.
    4. Во время трапезы нельзя громко разговаривать, жестикулировать, размахивая руками, перебивать других. Недопустим грубый тон за столом, резкие высказывания.
    5. Нельзя играть едой, бросаться ею, размазывать ее по тарелке, крошить хлеб.
    6. Не следует набивать едой полный рот, откусывать очень большие куски.
    7. Нельзя пользоваться чужим столовым прибором, брать пищу с чужой тарелки.
    8. Нельзя читать во время еды, принимать пищу, сидя за компьютером, перед телевизором.
    9. Недопустимо вытирать рот рукавом, рукой, скатертью.
    10. Неприлично вставать из-за стола, если не закончили трапезу все ее участники. Но можно уйти, предварительно спросив разрешения. При необходимости посещения туалета или ванной комнаты следует извиниться и выйти (в гостях или дома в присутствии посторонних людей) без объяснений своего поведения.
    11. Нельзя облизывать пальцы, столовые приборы.

    Когда начинать обучать ребенка?

    Желательно начать обучение уже с первого года жизни. Просто уровень правил этикета должен быть разным. Начав вводить , нужно перед кормлением мыть младенцу ручки. Уже с года давать малышу ложку в руки. Конечно же, кормить при этом его придется маме другой ложкой.

    Но ребенок, копируя действия мамы, тоже будет пытаться кушать самостоятельно с помощью ложки, а не руками. Пусть у него не все получится, пусть личико будет измазано, но это будут первые шаги по обучению пользованию столовыми приборами.

    С 2 до 5 лет длится процесс освоения базовых правил поведения за столом и хороших манер. Разъяснения родителей заложат основу культуры поведения ребенка. Даже в 2-3 года ребенок не должен баловаться за столом.

    Как обучать ребенка этикету?


    Обучать ребенка этикету за столом взрослые должны прежде всего на личном примере

    Познавая мир, малыш впитывает новую информацию как губка. Следует использовать и объяснения, и визуализацию необходимых навыков, и личный пример, и игры.

    Принципами обучения должны стать:

    1. Постоянство: повторяя изо дня в день, к примеру, мытье рук перед приемом пищи, можно добиться выработки полезной привычки. Важно, чтобы требования были одинаковыми для всех членов семьи. То, что нельзя делать сегодня, должно быть под запретом и завтра, и послезавтра.
    1. Визуализация изучаемых правил и игры. Стихи и картинки помогут быстрее запомнить нужное правило. Например, мытье рук с мылом занимает определенное время. Если эту процедуру сопровождать специально подобранным стишком или считалкой, то проблема будет легко решена. Есть целый ряд мультфильмов, способных помочь обучить малыша правилам поведения за столом. После просмотра важно обсудить с ребенком поведение героев мультика, закрепить нужные правила.

    Полезно периодически устраивать вместе с ребенком обед для игрушек и кукол. Конечно же, для этого следует использовать игрушечные мебель, посуду, столовые приборы. Увлечение игрой позволяет повторить и сервировку стола, и тонкости использования столовых приборов, и правила культурного поглощения пищи. В игре это легко запоминается, ребенок привыкнет также убирать со стола, научится встречать и провожать гостей. По ходу игры у родителей есть возможность корректировать поведение ребенка и участников кукольного обеда.

    1. Последовательность обучения: освоение правил должно соответствовать возрасту. Если дитя в год важно приучить мыть руки перед едой, в 2 года – умело пользоваться ложкой, то с 3 лет уже можно обучать использованию вилки и ножа, хорошим манерам поведения. Причем столовые приборы важно использовать повседневно, а не только в праздники. Тогда ребенок будет чувствовать уверенность при пользовании ими. Маленьким детям можно давать специальные силиконовые или пластиковые вилки и ножи, которыми малыш не сможет пораниться.
    1. Личный пример: поведение родителей и других взрослых членов семьи имеет огромное значение. Пытаясь во всем подражать взрослым, малыш легко запомнит многие детали их поведения, ведь дети очень наблюдательны. Как бы ни хотелось привить элементы вежливости ребенку, если в семье не принято желать приятного аппетита и благодарить за обед, вставая из-за стола, то и ребенок этого делать не будет. Ваши объяснения так и останутся словами. И если папа кушает во время просмотра футбола по телевизору, то сложно будет ответить на вопрос, почему это нельзя делать другим.
    1. Доброжелательность при обучении обязательна. Нельзя допускать грубых окриков, унижающих маленького человечка замечаний. В качестве проверочных занятий можно использовать праздничный обед в гостях или в кафе. Даже если ребенок допускал какие-либо ошибки, то обсуждать их следует потом, дома, в спокойной обстановке.
    1. Родители должны запастись терпением. Немаловажно помнить и о безопасности, чтобы не допустить травмирования ребенка. Нельзя надеяться, что все получится вдруг и сразу. Но в результате постоянных занятий ребенок в 5 лет уже должен освоить основные правила этикета и хорошие манеры поведения в обществе. Он должен знать, что нож нужно держать в правой руке, а вилку – в левой, уметь пользоваться ими. Не следует поощрять рассказы о чем-либо во время еды, объяснив ребенку опасность поперхивания пищей. Все, что он хочет, можно рассказать после еды, его нужно внимательно выслушать. Важно научить детей не привлекать за столом всеобщее внимание. Особенно это касается слишком активных ребят, привыкших быть «центром вселенной».

    Резюме для родителей

    Заложенные в детстве правила хорошего тона помогут воспитать из ребенка человека, с которым будет приятно общаться людям. Чтобы обучить любимое чадо правилам этикета, придется потрудиться.

    Общее правило: воспитанный, культурный человек, сидя за столом, всегда старается не досаждать сидящим рядом с ним, а проявляет по отношению к ним внимание и предупредительность.

    Сиди на стуле красиво и свободно. Не подтягивай под себя ноги, не обхватывай ими ножки стола, не болтай ногами.

    Не сиди на краешке стула, не раскачивайся на нем, не сиди вразвалку, не клади руки на спинки соседних стульев.

    Не наклоняйся низко над тарелкой. Не ставь локти на стол — иначе сидящие рядом подумают, что ты боишься за свою котлету. Не набрасывайся на еду, даже если ты голоден, старайся не показывать этого. Есть с аппетитом не значит есть с жадностью.

    Из общего блюда не выбирай лучший кусок, а бери тот, который ближе.

    Бери из общего блюда столько, чтобы после этого и другим осталось.

    В гостях ешь то, чем угощают. Не капризничай и не ставь условий — «буду-не буду!». Все, что положил себе на тарелку, придется съесть. Поэтому лучше бери понемногу, особенно незнакомые блюда. Если что-то тебе не понравилось, не следует извещать всех об этом и демонстративно выплевывать пищу. Запомни правило: кусочек, который находится во рту, должен быть съеден.

    Откусывай небольшими кусочками и в рот бери маленькими порциями.

    Неприлично следить за тем, кто, как и сколько ест.

    Считается неприличным вылизывать или вымарывать тарелку после съеденного блюда кусочком хлеба (даже если там остался вкуснейший соус).

    При доедании можно наклонить суповую тарелку или десертную чашку, но только от себя, а не к себе.

    Положив еду на тарелку, не надо все это смешивать и разминать, превращая в бесформенную кучу.

    Если ты случайно взял в рот слишком горячую еду, не надо ее выплевывать. Запей ее глотком воды или какого-либо другого напитка, стоящего на столе, и затем проглоти. Это единственное исключение из правила, что с полным ртом не пьют.

    Если в рот попала маленькая косточка (например, от Рыбы), ее нельзя выплевывать, а надо постараться аккуратно губами выложить на поднесенную ко рту ложку или вилку, а затем положить ее на край своей тарелки. Только в крайнем случае вытащи эту косточку пальцами.

    Перед тем, как запить еду каким-либо напитком, обязательно проглоти еду и вытри губы бумажной салфеткой, чтобы не оставлять на краях посуды неприятных следов.

    Иногда даже с самыми внимательными и аккуратными людьми за столом может что-нибудь произойти. Например, если упал кусочек пиши на скатерть, его можно убрать любым удобным предметом — ножом, вилкой и положить этот кусочек на край тарелки. Если пища или капли жидкости попадут на платье или костюм, то, не привлекая к себе внимания, тихо, без всяких извинений, возьми салфетку и слегка протри пятно. Если при этом пострадал сосед, то необходимо извиниться, но не стоит слишком долго объяснять причину своей неловкости.

    Если тебе надо срочно выйти из-за стола (почувствовал себя плохо или требуется выйти в ванную), не нужно давать никаких объяснений. Достаточно кивнуть хозяйке и сказать: «Прошу меня извинить». Когда ты вернешься за стол, не надо ничего объяснять, никто и не ждет от тебя объяснений. Займи свое место без комментариев.

    Если за столом тебе вдруг хочется чихнуть, а времени достать носовой платок нет, прикрой лицо своей салфеткой.

    Если за столом тебе надо высморкаться, сделай это как можно тише и не извиняйся, чтобы не привлекать к себе внимания.

    По окончании обеда, вставая из-за стола, не оставляй стул отставленным, а пододвинь его обратно к столу.