• Выставка 7 чудес света воплощенных через женщину. Семь чудес света: пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды, мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Александрийский маяк. Статуя Зевса в Олимпии

    Большая Морская улица на месяц станет пристанищем всех семи чудес света. Созданные и описанные в древнем мире, они до сих вдохновляют. Этого вдохновения иногда оказывается достаточно, чтобы увидеть женскую живую красоту в скульптуре и архитектуре и совместить вечное с современным.

    23-го апреля в выставочном центре Санкт-Петербургского Союза Художников, Большая Морская ул., 38, откроется мультимедийная выставка «Семь чудес света, воплощенных через женщину».

    О том, чем процесс съемки привлекал зрителей, как красивой женщине изобразить сурового мужчину, и почему выставку обязательно стоит посетить, рассказывают фотограф Елена Тряпицина и модель Браза Розова.

    Как появился ваш творческий союз?

    Елена: Познакомились совершенно случайно.

    Браза: Зато в первый же день знакомства мы поняли, что хотим вместе что-то создать. Решили, что это должна быть выставка.

    А сама идея этого проекта как возникла?

    Елена: Мы хотели сделать то, что будет интересно не только нам, но и зрителю. Решили, что это должен быть красивый современный проект о чем-то вечном. Мысль о женских образах переросла в идею об архитектуре.

    Браза: Идея об архитектуре переросла в идею об исторических образах, Клеопатры, например. А потом пришла эта мысль, о воплощении чудес света в образе женщины. И вдруг мы поняли, что идея гениальная!

    Елена: Да! Все знают что-то про чудеса света, но кого ни спроси, все назовут два-три, не больше. Обладая знаниями о чудесах света понять их в образе женщины - это интересно. Мы попытаемся показать это зрителю.

    После того, как идея сформировалась, что вы делали дальше?

    Елена: Мы просмотрели огромное количество материалов об оригиналах чудес света - фильмы, литература.

    Браза: Я смотрела документальные передачи перед каждой съемкой, чтобы наполнить образ предысторией.

    Елена: Вот, например, Сады Семирамиды. Казалось бы, мы все имеем о них какое-то представление, но по легенде они были созданы для тоскующей царевны, которая скучает по своим родным местам, и в фотографиях мы пытались передать это через взгляд, позу...

    Браза: То есть это не просто внешняя похожесть, а смысловая.

    Значит, это семь смыслов, семь образов. Браза, тяжело было перевоплощаться из одного в другой?

    Браза: Нет, совершенно нет. Когда ты загораешься какой-то идеей, ты уже скорее бежишь на съемку, чтобы воплотить ее в жизнь. К тому же, мне было очень легко работать с Леной и нашим визажистом.

    Елена: Да, третий член нашей команды - это визажист, Мария Черных. Она делала макияж и прически.

    Браза: Это очень важно! Хотя я изначально не представляла, как мы будем с ней работать. Но когда мы делали первую фотосессию, Пирамиду, и она нанесла мне мэйк-ап, я поняла, что лучше это сделать было просто нельзя!

    Елена: Это был макияж сфинкса. И он был потрясающий!

    Браза: Мне кажется, все получилось благодаря сотрудничеству всей команды.

    Елена: К тому же на все наши чудеса было всего три съемки. Так что задача для модели сложная, но я видела, как у Бразы меняется взгляд, движение, настроение с каждым новым образом.

    Браза: У нас же есть ещё наш знаменитый Зевс!

    Да, его, наверное, было делать сложнее всего!

    Елена: Это отдельная история!

    Браза: Я так рада, что во время фотосессии мне никто не дал зеркало! Есть ведь такой странный момент, когда видишь себя в непривычном образе - образе мужчины.

    Елена: Это же еще и мужчина с бородой! У нас были долгие искания по этому поводу.

    Но вы нашли! Зевс стал любимым образом в серии?

    Браза: Моей самой любимой фотографией стала та, которую я первой получила от Лены - Колосс Родосский.

    Елена, а у вас?

    Елена: Мне они все нравятся, конечно.

    Браза: Так, стоп, мне они тоже все нравятся!

    Елена: Но они все настолько разные! У меня, наверное, Сады Семирамиды. Браза там такая женственная, такая хрупкая, невероятной красоты образ!

    А на выставке фотографий сколько будет, семь?

    Браза: Нет, их будет по три на каждое чудо света.

    Елена: Ко всем фотографиям будет еще описание, фото оригинала чуда света в классической интерпретации и трехмерная инсталляция. Все это поможет лучше воспринять выставку.

    Браза: Все должно получиться масштабно.

    Работа, наверное, тоже была масштабной. Отснято горы фотографий? Из них ведь еще и выбрать лучшие нужно было!

    Елена: Не скажу, что было очень сложно выбрать лучшее, потому что в голове уже была картина того, как это должно быть.

    ЮНЕСКО начало воплощать в жизнь нашумевший проект под названием «Новые 7 чудес» (New7wonders ). Всем жителям планеты Земля, имеющим доступ в Интернет и телефонную связь, предоставляется возможность выбрать достопримечательность, ставшую культурным достоянием человечества, и изменить устаревший перечень чудес света.
    Лидирует Тадж-Махал
    Проект New7wonders появился из-за того, что классический перечень семи чудес света (грандиозных памятников эллинистического мира), который был создан в III веке до нашей эры, в наши дни превратился в абстракцию. Из входящих в него чудес сохранилась только пирамида Хеопса в Гизе (Египет ). Давно утрачены висячие сады Семирамиды в Вавилоне (нынешний Ирак), храм Артемиды в Эфесе (современная Турция), статуя Зевса Олимпийского (стояла в городе Олимпия, Древняя Греция), Мавзолей (гробница карийского царя Мавсола в Галикарнасе, ныне город Бодрум, Турция), Колосс Родосский (остров Родос, который находится у берегов современной Турции) и Александрийский маяк на острове Фарос (Египет ).
    Проект выбора новых чудес света был запущен еще в 2004 году, тогда список состоял из двухсот памятников архитектуры и мировых достопримечательностей. Через год этот перечень сократился до 77 объектов, а в январе 2006-го был утвержден новый список, в который вошел только 21 памятник.
    В новый список из классических чудес света попала только пирамида Хеопса в Гизе, что вполне объяснимо, так как все остальные, как уже отмечалось, до наших дней не сохранились. Из утвержденного ЮНЕСКО перечня были исключены такие известные во всем мире памятники архитектуры как Пизанская башня, нью-йоркский небоскреб Empire State Building и лондонский Биг-Бен.
    Проголосовать за претендентов можно на официальном интернет-сайте проекта www.new7wonders.com, который имеет и русскоязычный сегмент.
    На сайте проекта проголосовало уже более 20 млн. человек по всему миру. Лидируют пока индийский Тадж-Махал, Великая китайская стена и перуанский город инков Мачу-Пикчу. Новый список семи чудес света будет оглашен 7 июля 2007 года в столице Португалии Лиссабоне. Средства, полученные в ходе голосования, по заверениям представителей ЮНЕСКО, будут направлены на реконструкцию памятников мирового значения.
    Кое-что о претендентах
    В списке из 21 сооружения представлены все регионы мира, кроме Средней Азии. Наибольшее число чудес — европейские. Это афинский Акрополь, крепость Альгамбра в Испании, баварский замок Нейшванштейн, римский Колизей, британский Стоунхендж и Эйфелева башня.
    Северная Америка представлена нью-йоркской статуей Свободы и древним городом майя Чичен-Ица (полуостров Юкатан, территория современной Мексики), Южная Америка — затерянным городом инков Мачу-Пикчу и статуей Христа Спасителя в бразильском Рио-де-Жанейро.
    Азиатско-Тихоокеанский регион — камбоджийским городом-храмом Ангкор-Ват и японским храмом Кемидзу. Австралию и Океанию представляют также два чуда — Сиднейский оперный театр и каменные изваяния острова Пасхи. От Южной Азии в список попал Тадж-Махал в Индии, от Черной Африки — город-крепость Тимбукту. Не забыт и Ближний Восток — от него номинированы египетские пирамиды и высеченный в скале набатейский город Петра (нынешняя Иордания). Турция, претендующая на статус моста между Западом и Востоком, представлена мечетью Айя-София, она же — византийский храм Святой Софии. Нельзя было, конечно, обойтись и без Великой китайской стены. От России выбран ансамбль Красной площади с Кремлем и собором Василия Блаженного.
    Вот краткие справки о малоизвестных широкой публике чудесах.
    Цитадель Альгамбра (Испания )
    Альгамбра — искаженное арабское название, означающее «красная крепость». Цитадель построена из красно-розового кирпича на горе над Гранадой и является памятником того периода, когда значительной частью Испании владели арабы.
    Заказчиками строительства Альгамбры выступили правители Гранадского эмирата — государства на юге Пиренейского полуострова, возникшего после вторжения арабов на европейский континент из Северной Африки. Строительство началось в середине XIII века, впоследствии расширения и переделки производились почти непрерывно.
    В конце XV века увенчалась успехом Реконкиста — отвоевание у арабов христианскими испанскими королевствами Пиренейского полуострова. Тогда над Альгамброй водрузили крест, мечети превратили в христианские церкви. Христианские монархи тоже полюбили Альгамбру и стали перестраивать ее на свой вкус, так что в ее внутреннем убранстве причудливо соединяются элементы самых разных эпох и художественных направлений. Снаружи же крепость представляет собой едва ли не самый яркий образец арабского средневекового зодчества.
    Чичен-Ица (Мексика )
    Чичен-Ица на языке майя значит «родник народа ица». Этот город, расположенный на полуострове Юкатан, являлся одним из важнейших центров цивилизации майя. Там располагаются пирамиды, поразительно похожие на аналогичные сооружения по другую сторону океана, в Египте.
    Некоторые полагают это совпадение неслучайным и делают вывод, что древние майя общались с египтянами и вавилонянами. В XX веке путешественник Тур Хейердал даже предпринял путешествие по Атлантическому океану на папирусной лодке, стремясь доказать, что египтяне могли пересекать огромное водное пространство и встречаться с майя. Другие усматривают в схожести египетских пирамид и храмового комплекса Чичен-Ицы доказательство общих корней цивилизации майя и египетской, помещая эти самые «корни » в легендарную Атлантиду.
    Тимбукту (Мали )
    Название города означает «колодец Букту» (так , по легенде, звали женщину, которая выкопала первый колодец на месте, где позже вырос город).
    Город был основан племенем туарегов, обитающих в пустыне Сахара, предположительно в X веке и был важным военным и торговым центром всех могущественных империй Черной Африки.
    Тимбукту находится на краю Сахары, на границе черной и арабской Северной Африки. В древности здесь сходились караванные пути из устья реки Нигер, из Египта, Мавритании и Марокко (а через эти страны, в свою очередь, велась торговля с Европой, прежде всего с Испанией).
    Современный Тимбукту, — вероятно, единственный в мире город, столь бедный и при этом имеющий аэропорт международного класса, в который прибывает множество туристов. Население Тимбукту ныне составляет чуть больше 30 тыс. человек.
    Замок Нейшванштейн (Германия )
    Название Neuschwanstein связано с Лоэнгрином, Рыцарем Лебедя из оперы Вагнера (Schwan — по-немецки «лебедь »). Это название придумал заказчик строительства замка — баварский король Людвиг II Виттельсбах, большой поклонник и главный покровитель Вагнера.
    Замок расположен в необычайно живописной местности, среди озер и гор Южной Баварии, недалеко от границы с Австрией. Построенный в конце XIX века замок, разумеется, не имел никакого оборонного значения, а являл собой каприз эксцентричного и, как многие считали, сумасшедшего Людвига II. Вместе с тем воплощенный им дух романтики и старины сделал его символом всего сказочного.
    Статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро (Бразилия )
    Статуя высотой 38 м установлена в лесу Тихука на вершине горы Корковадо, которая возвышается на 700 с лишним метров над Рио-де-Жанейро. Христос как бы смотрит вниз, на город, и обнимает его раскинутыми руками.
    Статуя была создана по инициативе местных церковных властей и открыта в 1931 году. Проект разработал француз польского происхождения Поль Ландовски.
    В октябре 2006 года в честь 75-летия монумента у его подножья была освящена часовня, и теперь местные жители могут крестить детей и жениться под сенью статуи, которая пользуется у них огромным почетом и любовью.
    Храм Кемидзу в Киото (Япония )
    Полное название храма звучит так: «Отовасен Кемидзу-дэра», что в переводе означает «храм чистой воды». Внутри храмового комплекса располагается 13-метровый водопад Отова-но-таки, в честь которого и назван храм. В прежние времена пилигримы прыгали с водопада. Многие выживали. Ныне такие прыжки строго запрещены.
    Храм относится к буддистской школе хоссо. Он был основан в 798 году. В нынешнем виде комплекс сформировался в XVII веке. Почти все конструкции в нем деревянные.
    Кемидзу является одним из самых почитаемых японских храмов. Он расположен в Киото, который в течение тысячи лет, начиная с VIII века, был резиденцией японских императоров и культурным центром Японии. В 1945 году американский специальный комитет, занимавшийся выбором целей для первых ядерных бомбардировок, рассматривал город в качестве одной из таковых. Бомбить Киото строго-настрого запретил военный министр Генри Стимсон, который восхищался городом, и в частности храмом Кемидзу, с тех пор как провел там свой медовый месяц.
    Подготовил Андрей АНИШИН

    Семь чудес древнего мира — пример исключительной популярности изобретений и сооружений. Это лучший памятник в истории, посвященный творческой мысли правителей, безудержной фантазии архитекторов и ремеслу строителей. Воображение людей на протяжении тысячелетий помогает воссоздать недостающие элементы культурного наследия, получившие общий титул «Семь чудес света». Легенды о творениях человеческих рук, исчезнувших с лица земли, продолжают будоражить умы новых искателей приключений.

    Семь древнейших чудес света

    Понять значение для античного мира перечня выдающихся памятников легче, если провести аналогии с современными рейтингами популярнейших достопримечательностей и феноменов. Список семи чудес света можно считать первым и самым знаменитым в истории туристическим буклетом. Но значение этого небольшого перечня величайших памятников намного глубже. К сожалению, грандиозные сооружения не сохранились. Время, катастрофы, природные стихии и войны не пощадили семь чудес света, вернее, 6 из 7-ми.

    История одного из самых знаменитых списков достопримечательностей начинается в далеком прошлом мировой цивилизации. Возможно, идея путешествий и осмотра памятников на земле Северной Африки, Персии, Вавилона и Древней Греции возникла у великого Александра Македонского, покорившего в IV веке до н. э. значительную часть известного в то время мира. От внимания мудрого полководца не ускользнула грандиозность замысла, которому следует пирамида Хеопса в Египте. Общими усилиями путешественников, завоевателей, ученых, писателей древности и средневековья были составлены описания величайших памятников античности. Принято считать, что над одним из первых списков всемирных чудес работал историк древности Геродот за 450 лет до наступления новой эры. Перу выдающегося ученого и поэта античной Греции — Филона Византийского — принадлежит рукопись «О семи чудесах света», которая появилась около 300 года до н. э.

    В Древней Греции считали магическим, поэтому количество достопримечательностей в перечне оставалось неизменным на протяжении многих веков. Канонические семь чудес света — список, дошедший до нового времени в стихотворении древнегреческого писателя Антипатра из Сидона. Он писал о роскоши усыпальниц, прекрасных храмовых комплексах, колоссальных по размерам памятниках и висячих садах.

    Великие пирамиды

    К средним векам, когда сформировался известный в наше время классический список «Семь чудес света», сохранились на планете и были доступны для осмотра египетские пирамиды, возведенные на западном берегу Нила. Древнейшие памятники датируются промежутком времени с 2700-го по 2550-й годы до н. э. Из десяти три особенно поражают своими размерами и величием проведенных строительных работ.

    Достойна восхищения хорошая сохранность сооружений, испытывающих несколько тысячелетий иссушающий дневной зной и звенящий ночной холод, когда в пустыне, по выражению местных жителей, «камни плачут». Замечательные по инженерному замыслу и простые по форме конструкции появились благодаря точнейшим измерениям, которые были неслыханно трудными для своего времени. Кроме сложных расчетов, для строительства потребовалось доставлять издалека крайне тяжелые каменные блоки, поднимать их на большую высоту.

    Пирамида в Гизе

    Великая пирамида Хеопса в Египте считается наиболее известным чудом света. Фараон Хуфу, правивший в 2584-2561 годах до н. э., воплотил в жизнь грандиозный план строительства своего некрополя на плато Гиза. Для создания пирамиды и забора вокруг сооружения было отведено 13 га земли. является одним из самых ранних и ярких примеров сочетания человеческого энтузиазма, фантазии с инженерным расчетом. Возведение некрополя можно назвать и наиболее трудоемким историческим проектом, учитывая отсутствие всех необходимых инструментов и строительной техники в Древнем Египте.

    Пирамида Хеопса отличается массивностью, обилием внутренних залов, галерей, камер. В дополнение к этому она на протяжении 3800 лет возглавляла список высочайших искусственных сооружений в мире (146,7 м в год постройки). Много существует толкований и объяснений, связанных с формой и назначением великой пирамиды. Когда вдоль граней сооружения скользят лучи всепоглощающего тропического солнца, то становится понятной мысль древнейшего правителя Египта, желавшего, подобно этим лучам, отправиться к божественному светилу после своей кончины.

    Семирамиды в Ираке

    Прекрасные сады в древнем городе-государстве Вавилоне были построены великим царем примерно в 605-м году до н. э. Исследователи античных рукописей утверждают, что великолепный ландшафтный проект древний правитель утвердил по просьбе одной из своих любимейших жен, тосковавшей по деревьям и травам родной страны. Висячие сады Семирамиды — наиболее загадочное из чудес в списке. Они окружены мифами и легендами, точное местоположение сооружения не установлено, останки построек так и не найдены.

    Некоторые исследователи древнего мира сомневаются в существовании такого роскошного древнего парка на возвышении, расположенном к югу от современного Багдада. Может быть, сады порождены фантазией сказочников? Историки находят очень мало точной информации, фактов, документального подтверждения в летописных источниках Вавилона. Но древнегреческие поэты утверждали, что жрецы подготовили проект висячих садов, руководили их созданием. описывал многоуровневые сады высотой 22 м, снабженные машинами для подъема воды из ближайшей реки Евфрат.

    Греческий историк Страбон упоминал о прекрасных четырехугольных садах с арочными сводами и лестницами для подъема людей и воды на самый верх. На укрепленных кирпичом склонах площадью 400 м 2 рабы посадили деревья и цветы, сверху чудесный сад был защищен крышей. Можно понять, почему современников восхищали висячие сады Семирамиды. В Ираке, на засушливой земле древней Месопотамии, очень сложно создать большие по площади ухоженные зеленые насаждения. В исторических хрониках сады изображены красивыми и роскошными. Достичь такого совершенства было нелегко, эта территория с глубокой древности получает мало осадков. Сады были разрушены в результате нескольких землетрясений, происходивших спустя два века после правления Навуходоносора.

    Статуя Зевса в Олимпии

    Недолго просуществовал возведенный около 430-х годов до н. э. храм, для которого скульптором Фидием была создана статуя Зевса. В Олимпии, в Греции, культовое сооружение, посвященное верховному богу, строили 10 лет на пожертвования населения. Святилище возвели из мрамора, укрепили массивной колоннадой из местного ракушечника. Внешние поверхности стен украшали барельефы, на которых скульпторы воссоздали мифы о 12-ти подвигах Геракла — мифического героя, сына верховного божества. В храм можно было попасть, пройдя через огромные бронзовые двери.

    Значительную часть культового помещения занимала статуя Зевса. В Олимпии, в Греции, этому божеству посвящали древние Олимпийские игры. Скульптура была создана не одновременно со строительством храма, но со временем стала наиболее грандиозной и самой великолепной частью храмового комплекса. Статуя Зевса работы Фидия покоилась на широком пьедестале, ее высота вместе с основанием составляла примерно 15 м. Верховный бог Олимпа восседал на троне, его накидка была позолочена, в отделке использована слоновая кость.

    Опасение за сохранность статуи вынудило греков перевезти ее в Константинополь, но пожар уничтожил чудесное творение. Хотя памятник не сохранился, он остается в списке «Семь чудес света». Статуя Зевса изображена на картинах, есть ее модели, точно передающие глубину замысла скульптора, прославляющего древнее божество. В наше время можно только представлять себе истинное величие этого памятника, отношение греков к богу, которого они неустанно превозносили в своих храмах и жилищах.

    Чудо Света в Эфесе

    Строительство храма, посвященного греческой богине охоты и дикой природы, завершилось к 550 году до н. э. Эфесское чудо нередко относят к одному из наиболее знаменитых «долгостроев»: на его возведение ушло примерно 120 лет. Современники могли и не знать, что культовое сооружение войдет в список «Семь чудес света». Храм Артемиды (Дианы) в Эфесе представлял собой прекрасное мраморное здание. Строители украсили его стройными колоннами, покрыли деревянной крышей, на которую уложили плитку. В этом удивительном сооружении современников поражало гармоничное сочетание убранства внутренних помещений с внешним оформлением всего здания.

    Храм, построенный из великолепного мрамора, был любимым сооружением из списка чудес для Антипатра из Сидона — составителя этого знаменитого перечня. Герострат — молодой грек — сжег храм Артемиды в Эфесе (в Турции). Произошло это событие летом 356 год до н. э. Варварский поступок был вызван огромным желанием прославиться в веках, достичь известности. Возмущенные горожане приговорили Герострата к смертной казни и запретили упоминание его имени. Храм Артемиды в Эфесе начали постепенно восстанавливать уже при турецких правителях, но античная святыня была снова разрушена, теперь уже готами. Вновь восстановленное строение окончательно снесла в 401 году разъяренная толпа религиозных фанатиков во главе с архиепископом Константинополя.

    Родосский Колосс

    Одно из самых узнаваемых древних чудес — Колосс Родосский в Греции. Своим появлением этот грандиозный монумент был обязан античным городам-государствам, существовавшим за 2 века до начала новой эры. Население и правители Родоса решили увековечить память о победоносной борьбе с Одноглазым Антигоной, отпраздновать снятие осады. Боевые машины были переплавлены в гигантскую статую покровителя Родоса — бога Гелиоса — высотой 30 м.

    Точно не известно, когда началось строительство, в источниках древние авторы приводят разные даты. Историк античного времени Плиний спустя несколько веков писал, что Колосс сооружали 12 лет. Задание отлить бронзовое изваяние Гелиоса — бога Солнца — получили греческие скульпторы. Гигантский памятник был установлен на мысе, укреплен системой каменных блоков и железных прутьев.

    Список «Семь чудес света» лишился одной достопримечательности после сильного Колосс не устоял перед мощью подземных толчков и был разрушен всего через 56 лет после своего триумфального появления в бухте Родоса. Падение изваяния незамедлительно прокомментировал Дельфийский оракул. Древний экстрасенс сказал, что жители Родоса прогневали бога Гелиоса. Правитель Египта предложил свою помощь в восстановлении памятника, но ему отказали.

    Великолепная усыпальница в Галикарнасе

    Гигантская белая гробница была возведена для упокоения губернатора одной из провинций Персии — Мавсола — по приказу его супруги, проживавшей в Галикарнасе. Это территория современного курорта Бодрум на побережье Эгейского моря. Мавзолей в Галикарнасе в Турции возводили греческие скульпторы. Конструкция была высокой и богато украшенной внутри и снаружи. Венчала усыпальницу пирамида из 36 колонн. Супруга Мавсола не жалела средств на строительство надземной могилы, ее прах тоже должен был находиться в великолепном мавзолее.

    В древнем мире по достоинству оценили роскошь усыпальницы в Галикарнасе. Архитектурное величие сооружения и его эстетические достоинства поразили не только греческих ученых и поэтов, но и полководца Антипатра. Сохранилось упоминание в исторических хрониках, что именно он предложил считать строение одним из чудес света. В XV веке усыпальница в Галикарнасе разрушилась после очередного землетрясения, а камни были использованы на постройки в Бодруме. Сейчас, когда речь идет о колоссальных расходах на погребение, вспоминают царя Мавсола, ставшего образцом показного богатства и роскоши.

    Маяк на Фаросе

    Александрийский маяк на острове Фарос был одним из самых высоких среди древних сооружений, а его основание достигало почти 400 м в длину. Это был первый маяк в истории, при строительстве которого применили многие известные на тот момент инновационные технологии. Греческий архитектор Сострат создал проект по распоряжению правителя Птолемея II в 304 году до н. э. Систему оповещения об опасности захода в бухту Александрии мимо острова Фарос в Средиземном море создавали поэтапно на протяжении более 20-ти лет. Маяк должен был предупреждать о подводных рифах Фароса, на котором он был построен.

    Конструкция состояла из трех продолговатых мраморных башен, их общая высота могла составлять от 120 до 140 м. Последняя часть представляла собой цилиндр, на его вершине горел огонь. Изобретатели придумали способ получения направленного солнечного отражения с помощью зеркал, подававших сигнал днем. Ночью служители маяка по традиции разводили огонь. Если солнца днем не было, то моряков предупреждали столбом дыма. В течение нескольких веков конструкция считалась наиболее высокой искусственной постройкой.

    Несколько землетрясений сильно повредили чудесный Александрийский маяк на Фаросе. Моряки, военные, торговцы и путешественники нуждались в том, чтобы он был восстановлен. Арабы, вторгшись в Египет, приступили к ремонту и довели высоту конструкции до 30 м. На этом строительные работы завершились, а в 1480 году на том же месте, из тех же стройматериалов был возведен форт. Маяк на Фаросе простоял в море без малого 1000 лет.

    Список чудес — наследие мировой истории и культуры

    Ученые полагают, что более полные и точные списки чудес света могли храниться в Александрийской библиотеке — важнейшем мировом собрании древних рукописей. Хранилище сильно пострадало во время пожара, вызванного вторжением в Александрию Юлия Цезаря. Почти 500 тысяч книг и свитков уничтожили языки огня. Исчез огромный пласт культурного наследия, от которого во многом зависели те пути, по которым пошла мировая история.

    Семь чудес света — ценные памятники античного искусства и архитектуры. Это не только красивые достопримечательности, но и сложные строительные и технические решения. Каждое из творений было уникальным, выдающимся для своего времени. В ранг чудес древние строения и памятники возвели самые выдающиеся ученые, творцы, правители античного мира. Мало упоминается в различных источниках о том, что в список были внесены некоторые изменения, но оставались неизменными его суть и название. В перечень обязательно включали семь чудес, как это повелось со времен Геродота и Филона Византийского.

    Из удивительных сооружений древнего мира сохранилась до наших дней лишь пирамида Хеопса, остальные пали под натиском варваров или стали жертвами природных катастроф. Никто не знает точно, как выглядели шесть чудес света. Все изображения являются плодом исторического поиска, реконструкций, фантазии историков и художников. Каждое поколение привносит что-то свое в понимание культурного феномена под названием «семь чудес света». У каждого из этих артефактов есть свой сайт в Интернете. Солидные научные труды посвящены исследованиям рукотворных чудес.

    Роль мифологии в поддержании интереса к семи чудесам света

    На протяжении 2,5 тысячелетий античный список главных достопримечательностей Старого Света будоражит умы исследователей, путешественников, обычных людей. Все минувшие века отношение к семи чудесам света было почти мистическим. Вызывает удивление, что древние авторы не проявляли особого желания расширить «топ-7», заменить в списке выбывшие достопримечательности новыми памятниками.

    Исследователи античного мира утверждают, что отношение к чудесам из знаменитого списка всегда было почтительным. Считалось, что семь древних архитектурных сооружений и памятников заслуженно включены в короткий, но емкий список. Каждый участник этого исторического «хит-парада» превратился в национальную святыню, предмет поклонения и почитания.

    Магия числа 7 в древности считалась божественной, иррациональной. Мифология и быт многих народов планеты связаны с этим количеством элементов в разных сферах жизнедеятельности. Например, в неделе — 7 дней. Объяснением может послужить строение Солнечной системы, вернее, то, как представляли небесную сферу в Древней Греции. Невооруженным глазом были видны Солнце, Луна и пять планет. Такие же имена были у античных богов (Юпитер, Сатурн, Марс, Венера, Меркурий).

    Чудеса света: новая версия

    Какие семь чудес света могли бы составить конкуренцию чудесным конструкциям, исчезнувшим с лица планеты? На основании онлайн-голосования был создан перечень других чудес света, которые сохранились, и на них можно полюбоваться воочию. Акцию организовала и провела на пороге третьего тысячелетия некоммерческая организация. Инициаторы этой грандиозной акции выдвинули несколько веских причин, которые побудили заняться составлением разных списков и сводов мировых достопримечательностей высочайшего уровня:

    • традиционные древнейшие чудеса были расположены только в той части Старого Света, которая была знакома и покорилась эллинской культуре;
    • в перечень не попали грандиозные сооружения на значительной части Азии, в Новом Свете и в других регионах;
    • отбор в список производился по критериям, зависящим от представлений древних греков о чудесных памятниках;
    • «за бортом» остались природные феномены, которые подчас превосходят своим величием рукотворные чудеса.

    Определение победителей всего проекта было решено проводить отдельно среди памятников архитектурных и природных. Итоги также подводили дважды: в 2007-м и 2011-м годах. Жители двухсот государств приняли участие в онлайн-опросе. По его результатам были отобраны «фавориты» — достопримечательности, которые известны большинству жителей планеты. Речь идет о Великой Китайской стене, Тадж-Махале в Индии, сооружении Мачу-Пикчу в Перу на территории Южной Америки и других феноменах. Но Комитет ЮНЕСКО отреагировал на эту акцию заявлением, что всенародное голосование — это не тот метод, который нужно использовать для поиска чудес, способных заменить исчезнувшие в древности артефакты мировой истории и культуры.

    Подробности 12.03.2014 11:27 © Дмитрий Хрусталев-Григорьев

    Интервью

    Творческий тандем фотографа Елены Тряпицыной и модели Бразы Розовой превратил семь чудес света в женщин. Как выглядят Зевс и Александрийский маяк с грудью (и это действительно красиво), а также о том, как создавалась столь необычная серия фотографий рассказывает Браза Розова.

    «Храм Артемиды»,

    Наверное, это вечная красота - красота женщины, вдохновляющей, дарящей жизнь и мир во все времена.

    Потрясшие когда-то умы древних чудеса света по сей день остаются загадочными и завораживающими. В проекте «Семь чудес света» они становятся еще и женственными, и очень живыми. Посетителей ждут инсталляции чудес света, видео, музыка, световое шоу и, конечно, главное чудо, восьмое - красота. На фотографиях.

    - Браза, над проектом «7 чудес света, воплощенных через женщину» работал коллектив из трёх девушек. Есть ли явные отличия в творчестве и работе исключительно с женщинами? Привнёс ли этот факт нечто особенное в выставку?

    Мне было очень приятно сотрудничать с Марией Черных и Еленой Тряпицыной. Здесь больше, наверное, зависит самих людей, а не от их пола. Вот что касается особенного - здесь скорее естественного - нам, троим девушкам, конечно же, легче было представить воплощение каждого чуда света через женщину. Но все же, особенность одна в нашем союзе есть: мы все очень разные и поэтому каждая из нас, через призму своего характера, создавала чудеса света, которые в итоге должны были прийти к единому, уже согласованному результату.

    - Перевоплощение в Зевса далось легко? Что меняется внутри вас, когда вы играете мужскую роль? Вам понравилось быть мужчиной?

    Да, я достаточно быстро перевоплотилась в Зевса, но задача была немного в другом: не просто сыграть Зевса, а через Зевса-мужчину воплотить Женщину. И именно это было тяжело: держать в себе основу Мужчины с осознаванием того, что в Нем начало Женщины.

    - В фотографиях, обыгрывающих Сады Семирамиды, вы выглядите наиболее женственно, мягко и открыто. Считается, что мягкость - это отличительная черта женского. Где быть мягкой нельзя? Где нельзя быть жесткой?

    На пути к достижению своей цели человек никогда не должен быть мягок к самому себе. Нельзя быть жесткой в любви.

    - В вашей выставке нет ничего пошлого, но очевидно что ярлык 18+ ей уже присвоен. Как вы относитесь к тому, что в современном мире уже и классическое искусство пытаются запретить для демонстрации детям?

    Я поддерживаю эту позицию, но только в отношении тех детей, в которых родители формируют восприятие обнаженного тела, исключительно как чего-то неприличного, а не как красоту природы или искусство.

    - Выставка полностью построена на взаимодействии с классическими образами. Для подготовки вы знакомились с историей семи чудес света. Что вас больше всего удивило или поразило в этих историях?

    Да, материала было прочитано очень много. Я просмотрела достаточное количество видео-материалов. Именно благодаря этим знаниям наша задача - оживить каждое чудо света - стала значительно легче. Поразило меня в этих историях то, как величаво люди того времени проявляли свои чувства: если любили, то уже так любили, что горы могли перевернуть ради любимого человека, а то и их построить.

    - Какой ваш самый любимый образ в этой серии? Почему он любимый?

    Колосс Родосский. Он красив! Как бы банально это не звучало (смеётся).


    «Мавзолей в Галикарнасе»,
    фотограф Елена Тряпицына, модель Браза Розова, визажист Мария Черных.

    - На фотографиях Александрийского маяка он и светит, и пылает, и гаснет… Это целая жизнь. Из всех чудес света до нас дошли только пирамиды... Что может оживить прошлое и нужно ли его оживлять? Разве в мире не достаточно новых чудес?

    Вечное не может быть в прошлом. Память об этих чудесах света, которая передается на протяжении уже более чем 4500 лет, оживляет их для нас. Наша выставка поможет ближе прикоснуться к шедеврам искусства. Новые чудеса света меня так же восхищают, но все же, согласитесь, первых никогда не забывают!

    - В чём самый главный посыл выставки?

    Обнажить для зрителя Женскую натуру, как Восьмое чудо света.

    - Почему вы выбрали опорой для своего проекта именно семь чудес древнего света. Почему, например, не список дзенских коэнов, набор карт Таро или гениев Возрождения?

    Из многочисленных новаторств было выбрано то, что ближе к красоте, любви, тайне. Ведь эти слова непосредственно связаны с женщиной.

    - Что-то в вас поменялось в процессе работы над выставкой?

    Для меня открылись новые грани моей любви к искусству.

    - Вы профессиональная модель, обозначьте три главных правила для успешной работы модели.

    Первое - почувствовать, что от тебя хочет фотограф, второе - проявлять свою инициативу в соответствии с заданным образом, третье - не считать себя моделью.

    - И три главные ошибки, которые не стоит допускать в вашей работе.

    Первая ошибка - не слушать людей, вторая - сотрудничать только ради своих интересов, третья - не падать головой в искусство.


    «Александрийский маяк»,
    фотограф Елена Тряпицына, модель Браза Розова, визажист Мария Черных.

    - Как давно занимаетесь творчеством, были ли у вас столь же яркие проекты и какие?

    Помню еще в 5 лет я дедушке с бабушкой показывала спектакли... Наверное, тогда я уже занималась творчеством. А эта выставка - первый мой такой проект!

    - Какие проекты в планах? Чем порадуете зрителя в будущем?

    Следующий фотопроект кардинально другого формата, он на военную тематику. Мы планируем запустить его в 2015 году к великому празднику 9 мая. В планах еще один фотопроект, идею которого пока держу в тайне. Возможно, удастся осуществить его летом этого года.

    - Почему стоит посетить вашу выставку?

    Во все времена мужчину тянуло к женщине - на выставке он сможет лицезреть всю полноту раскрытия женственности. Женский взор всегда пленяла красота - выставка не оставит равнодушной ни одну из представительниц прекрасного пола.