Животные являются нашими меньшими братьями. Почему животных называют "братья наши меньшие". Наши двоюродные братья
Для меня все люди на земле делятся на цветоводов и животноводов. Цветоводы - это те, кто разводит цветы, им доставляет удовольствие ухаживать за растениями и копаться в земле. Ну а животноводы бесконечно возятся с кошечками, собачками, хомячками, рыбками. Я безоговорочно отношу себя ко второй категории.
В детстве у нас дома всегда были кошки, собака. Брат откуда-то притаскивал раненых птичек и выхаживал их. Сейчас у меня своя семья и кроме мужа и сына членами семьи считаются кошка Бася и хомячок Жора. Кошку мы завели, когда сын был ещё маленьким, и тем, кто пойдёт по нашим стопам, хочу дать несколько советов.
Ребёнок, конечно, придёт в восторг от маленького пушистого комочка. Но комочек может и не разделить этой радости. Поэтому во время знакомства постарайтесь придумать для них совместную игру. Котёнок с удовольствием побегает за фантиком, привязанным к ниточке, или заинтересуется шариком, купленными в зоомагазине. Заранее приобретите эти игрушки. С самого начала нужно объяснить ребёнку, что котёнок - живое существо, а не плюшевая игрушка и ему больно, когда его таскают за хвост или проверяют, крепко ли держатся усы.
Но малыш может об этом и забыть, поэтому первое время не оставляйте их наедине. Пусть привыкают друг к другу под вашим контролем. Вы же ещё не знаете характер и особенности вашего питомца, и реакции ребёнка довольно сложно предугадать. Ситуация ведь для него абсолютно новая. Но даже если ребёнок и обидит котёнка, тот зашипит, что будет для малыша сигналом: мне больно! И он будет учиться контролировать своё поведение. Но по собственному опыту знаю, без царапин обойтись вряд ли удастся. По крайней мере, ни нам, ни кому-либо из наших знакомых это не удалось.
И с первого дня приучайте своё чадо заботиться о новом члене семьи. Даже маленький ребёнок может насыпать корм в мисочку. Дети постарше могут кормить, наливать водичку и помогать вычёсывать кошечку или собачку. Но туалет, конечно, лучше убирать взрослым.
Домашние животные в роли воспитателей
Мне кажется, что не стоит разрешать ребёнку спать с кошкой или собакой. Я своему не разрешаю. Всё-таки устроены они совершенно по-другому, чем мы, и микроорганизмы разные, и шерсть в постельке не пойдёт на пользу. Также считается, что не надо разрешать питомцу облизывать лицо малыша.
В принципе, я с этим тоже согласна, но, поверьте, уследить за этим невозможно. Во время игр эмоции перехлёстывают и того и другого, а облизывая лицо или руки, животные проявляют высшую степень радости и доверия.
Безусловно, перед тем, как завести домашнее животное, вы должны убедиться в том, что у ребёнка нет аллергии на шерсть. Поэтому сначала стоит познакомить его с питомцами ваших родственников или друзей. К сожалению, другого способа выяснить наличие аллергии не существует. Но даже если она есть, вы всегда можете завести черепашку. Правила не очень сложные, а сколько пользы от того, что у ребёнка будет маленький друг! Есть такое выражение: если нет кота, вы приходите в дом, а если есть кот, вы приходите домой.
Домашние животные привносят в семью атмосферу уюта и тепла. Это для нас. Для ребёнка же котик или собачка - это целый мир. Вот над ним все главные и старшие: родители, воспитатели или учителя, бабушки и дедушки. А тут есть существо, которое меньше его, которое нуждается в заботе и защите. И это очень хорошая школа. Ведь в будущем ему придётся заботиться о членах семьи и относиться с ответственностью к людям, которые его окружают.
Причём дети не видят большой разницы между животными и людьми. Видимо, здесь играют роль сказки и мультики про животных. Мой сын часто спрашивает: «Мама, посмотри как Бася смотрит? А что она сейчас думает?» или: «Жорик задумался. Наверное, ему не нравится, что сегодня солнышка нет». И ведь нисколько не смущает то, что животные не разговаривают! Наверное, дети слышат от нас слишком много информации о том, что хорошо, а что плохо, о том, что правильно, а что неправильно. А при общении с животными он получает знания напрямую, без слов, он учится слышать самого себя, развивает свой чувственный мир.
В нашем мире скоростей и всеобщей занятости у нас остаётся всё меньше времени на общение с детьми. А у Буси и Жоры время всегда есть. С ними можно поговорить, поиграть, рассказать свои тайны, да и просто прижать к себе мягкое тельце. И неважно, кто поселится в вашей семье: котёнок, собачка или хомячок. В любом случае ребёнок обретёт друга, который сделает его детство богаче, веселее и теплее.
Существует мнение, что люди и животные принципиально отличаются друг от друга, что якобы, у животных в отличие от человека нет морали, нравственности, эстетического чувства, разума, способности любить, сострадать. Так ли это на самом деле? И если так, почему некоторые люди с таким теплом относятся к животным? Маяковский - один из самых жёстких поэтов серебряного века - посвятил одно из самых тёплых своих стихотворений лошади, где писал: «все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». У Есенина количество подобных стихов зашкаливает. Именно Есенин назвал животных братьями нашими меньшими, и это выражение стало крылатым. Да и среди нас с вами, думаю, большинство любят животных, особенно кошек или собак. Что же заставляет людей видеть в столь «примитивных» существах своё подобие и относиться с таким теплом к ним, и так ли уж примитивны эти существа на самом деле?
Разум
Попробуем разобраться, действительно ли животные настолько неразумны, как о них думают некоторые люди. Разумность состоит в умении решать свои задачи нетривиальными, т.е. неочевидными способами, приспосабливаться к изменившейся ситуации… В животном мире, такое встречается сплошь и рядом. Во-первых, многие животные научились пользоваться примитивными орудиями труда - камнями. Некоторые хищные птицы, зажав его в клюве, бросают его на панцирь черепахи или на страусиное яйцо, чтобы расколоть его и добраться до пищи. Другие используют вместо камня Землю: подняв черепаху повыше, кидают её на землю, надеясь таким образом расколоть панцирь. Аналогичным образом использует камень и калан: положив на грудь раковину и зажав в ластах камень, он начинает часто колотить по моллюску, чтобы расколоть его. Осьминог использует камень ещё хитрее: подкравшись к полураскрытому моллюску, он быстро сует камушек между створками раковины, чтобы моллюск не смог до конца захлопнуться, после чего съедает его. А хитрость лисицы нашла даже отражение в русском фольклоре. Вот одна из её уловок: чтобы поймать ястреба она кладёт рыбью голову на видном месте, а сама прячется в засаде. Птица пикирует на рыбу и становится жертвой лисицы. Животные способны не только пользоваться примитивными орудиями труда, но и сооружать их самостоятельно, проявляя при этом смекалку в изменившейся ситуации. Например, сойки догадались изготовить жгуты из полосок бумаги, чтобы достать корм, который экспериментаторы положили вне клетки. Соорудив бумажные жгутики-палочки, сойки просунули их сквозь прутья клетки и дотянулись до зёрнышек. Некоторые виды обезьян научились делать из пальмовых листьев кулечки. Эти кулечки они используют в качестве стаканчиков, чтобы напиться воды у реки.Всё это лишь немногие примеры использования интеллекта животными для решения своих задач. На самом деле, таких примеров можно найти гораздо больше. Многие хозяева кошек, наверняка, вспомнят случаи из собственной практики, когда их любимцы проявляли сообразительность, чтобы перехитрить хозяина.
Эксперименты показывают, что животные способны даже на абстрактное мышление. Хорошо известно, например, что животные умеют считать. Все, наверное, видели дрессированных собак, лающих определённое число раз в зависимости от задания. Говорят, у Булгакова была очень умная собака. В Новый год, когда пробили куранты, она прогавкала 12 раз, хотя её никто этому специально не учил. Но оказывается животные умеют не только считать, но и проводить численную аналогию между совершенно разными объектами. Вот описание одного из таких экспериментов. Попугай приучен съедать из кормушки столько зёрнышек, сколько загорается лампочек. Исследователи гасят лампочки, и вместо них попугай вдруг слышит три звука флейты. Это полная неожиданность для него, но после непродолжительного раздумья попка соображает, что к чему, и забирает из кормушки ровно три зерна – по числу звуков, заменивших число ламп. Потом зёрна из кормушки вообще убирают, ставя вместо них ряд карточек с нарисованными точками. Флейта звучит пять раз. Попугай проходит мимо карточек и клюёт в ту, где нарисовано пять точек. Никто не учил его этому. Он сам додумался найти соответствие между звуками и точками. Вот вам пример абстрактного мышления в чистом виде.
Эстетика
Многие полагают, что любовь к прекрасному (эстетическое чувство) - это то, что отличает человека от животных. На самом деле, это не так. Всем, например, хорошо известно о любви ворон и сорок к блестящим вещам. Эта любовь не обусловлена никакой насущной потребностью. Блестящие вещи, собираемые этими птицами, нельзя ни съесть, ни построить из них гнездо, ни использовать их ещё для какой-то практической цели. Единственное их назначение в том, чтобы любоваться ими.Шалашник – австралийская птица, которая строит гнезда в виде шалашиков. Эти шалашики птицы украшают цветами. Иногда супруги страшно ссорятся – самец, допустим, приносит и укрепляет цветок, а самка его выдёргивает и выбрасывает. Шалашники каждый день меняют увядшие цветы на своем домике. Если цветок перевернуть «вниз головой», вернувшийся домой шалашник придет в сильное возбуждение и тут же переставит цветочек, «как надо». Больше всего шалашники любят синие цветочки. Они так любят синий цвет, что даже красят сами себя: разминают клювом синие ягоды и раскрашивают грудь в синий цвет.
Обезьяны тоже небезразличны к искусству. Цирковые дрессировщики, например, рассказывают, что обезьяны, привыкшие выступать в одежде, вскоре начинают придавать ей большое значение: они радуются обновкам, ревниво следят за тем, во что одеты другие обезьяны, любят хвастаться обновками перед ними. Есть у обезьян и своё примитивное искусство. Молодые шимпанзе часто пытаются выяснить, сколько шума можно произвести, колотя дубиной, топая ногами, хлопая в ладоши. Повзрослев, они превращают эти опыты в продолжительные групповые концерты. Одна за другой обезьяны принимаются топать, визжать, срывать листья, лупить по полым пням и стволам деревьев. Такие коллективные представления могут продолжаться по полчаса, а то и дольше…
В Интернете можно найти видео, на котором слон рисует слона, держащего в хоботе цветочек. Некоторые полагают, что это подделка, однако, кто знает на что способны слоны.
Мораль и нравственность
Вопреки расхожему мнению, мораль, как система правил поведения, существует у многих животных, особенно у хищников. Хищники, например, довольно редко убивают друг друга во время борьбы за территорию или самку. Кроме того, у них есть система знаков для обозначения, например, сдачи. Применив такой условный знак животное может рассчитывать на то, что его не станут добивать.Кроме морали как запрета на действия у животных часто встречается и взаимопомощь, и способность к состраданию. Вот несколько примеров проявления подобных вещей:
На Волге чайки носились над водой и ловили рыбу. Долго смотревшая на них ворона решила попробовать тоже поймать рыбку, однако была захлестнута волной, намочила перья и стала тонуть. Чайки, болтающиеся вокруг, тут же перестали ловить рыбу и бросились вороне на помощь. Они предпринимали одну попытку за другой – подныривали под ворону, стараясь вытолкнуть на поверхность. Наконец, одной из них удалось удачно поддеть ворону, и та тяжело взлетела над водой. Аналогичный случай наблюдался на Дунае – чайки спасли ворону, которая, стукнувшись о препятствие, рухнула в воду. А о дельфинах, спасающих людей, сложены целые легенды.
Известно, что сурки никогда не бросают своих в беде, они стремятся затащить раненых в нору, порой рискуя собственными жизнями. Стараются помочь своим дельфины, слоны и обезьяны. Слоны поддерживают с двух сторон ослабевших или больных сородичей. Обезьяны тащат своих раненых, убегая от хищника…
Вот описание ещё одного интересного эксперимента, доказывающего, что способность к состраданию есть даже у крыс. Чтобы получить пищу, крысе нужно нажать на рычаг. Но при этом нажатие на рычаг причиняет другой крысе сильную боль. Крыса, нажимающая рычаг, видит, как другая крыса при этом пищит и корчится от боли. Как только крысы улавливают эту взаимосвязь, треть из них тут же перестает добывать пищу ценой страданий своих сородичей. Ещё треть перестает жать на рычаг только после того, как сами побывали в роли жертвы. То есть две трети крыс готовы терпеть голод, лишь бы не причинять боли сородичам.
Все эти примеры - лишь вершина айсберга. Между поведением людей и других животных можно обнаружить гораздо более глубинные связи, которые не представляется возможным описать в одной статье. Разумеется, все эти проявления развиты в меньшей степени, чем у человека, но изучение животных даёт основание полагать, что отличие между человеком и другими животными в основном именно количественные, а не качественные. Разве не напоминает нам поведение животных поведение маленьких детей, которые только начинают познавать мир? Может быть, именно в этом кроется причина любви человека к животным: природой в нас заложено любить своих детей для возможности продолжения рода. Но любовь к детям оказывается сродни любви к животным, которые своим поведением очень напоминают детей. Именно поэтому, таким удачным оказалось есенинское определение животных, как братьев наших меньших.
Животное-значит живое, многие называют их«братья наши меньшие».Почему братья? Да, ведь они такие же как мы.Всё слышат и всё понимают, говорят животные не способны разговаривать, но если так, что тогда «МЯУ»,«ГАВ» и все подобные звуки? Нет, это не просто звуки, так они общаются с нами.Эти милые созданья больше чем просто комок шерсти.
Вот например котики и кошечки обладают удивительной способностью, когда вам плохо эти мягкие, пушистые создания приходят и ложится к вам на колени, начинает мурлыкать и мяукать, когда гладишь своего котёнка понимаешь, что ты не один, даже если рядом нет людей и сразу становится легче на душе...
Но к сожалению люди часто бывают жестоки с животными.Недавно я прочитала историю про кота, очень задело, поэтому хочу рассказать её вам.Мальчик описывает историю из своей жизни:«А у нас во дворе жил кот.Обычный, беспородный, только жизнь его здорово потрепала, как и людей.Когда-то он потерял часть хвоста-остался лишь короткий обрубок.Левое ухо было порвано, сросталось плохо.Один глаз из-за шрама не открывался, а только щурился.На самом деле кот этот был добрый.На людей не злился, хотя люди его не жаловали.И звали его-Уродом.Не Ваской, не Брсиком, а Уродом.Да впрочем, глядел он страшно, сам понимаешь.А он может и понимал, что слово оскорбительное, да на людей не обижался».Некоторые события я пропускаю «Сосед натравил на кота собак, убежать или залезть на дерево он не мог из-за больной лапы».Когда мальчик увидел кота он лежал в луже крови и умурал.Мальчик взял Урода и бережно принёс ео домой.«Урод вдруг попытался замурлыкать, он не хрипел и не выл, а пытался мурлыкать».Кот умер у мальчика на коленях.Мальчику было жалко Урода, он сидел с ним на коленях и долго плакал… Задумайтесь! Как иногда мы бываем жестоки с животными, а может и не только с животными… Как частомы обижаем их, как издеваемся над ними, а может и не только над ними!
Вот ещё одна история, уже из моей жизни.Моя семья спасла уже трёх котов, в разное время, конечно.Cемь лет назад когда я с мамой шла из школыя увидела маленького котёночка.Был конец сентября, холодно.Мы взяли его домой, помыли, оставили его жить у себя, хотя сначала папа был против, но потом привык.И сейчас Рыжик живёт с нами стал жирным, красивым котом, не известно, что было бы с ним если бы не люди...
В том же году, только уже в январе.У нас в подъезде сидел кот, у него не было одной лапки, только торчали кости-остатки от неё.Нам стало его жалко и мы оставили его себе, причём иницеатором был папа.Сейчас ксожалению Сильвера уже нет, в прошлом году в мае он пропал… А в июне или июле прошлого года, точно не помню.Папа с моим маленьким братиком гуляли и увидели маленького котёнка-кошечку, увидели! Это сейчас я так пишу об этом, они не увидели, а спасли её отверной смерти.Папа рассказывал, что она сидела на дороге и прямо на неё ехал автобус, водитель видеть её не мог она маленькая, а автобус грамозский.Папа стоял чуть в стороне от дороги и махал руками, его водитель увидел и остановился, так кошечка осталась жива.Это хороший пример не только любви к животным, но и помощи слабому, несмотря ни на какие обстоятельства, тогда папе было всё равно как он выглядил и, что о нём подумают люди, ему главное было спасти кошечку.Потом они привезли её к нам домой, сначала мы хотели нати ей хозяев, но получилось так, что она осталась с нами.Так на какие же мысли наталкивают все эти истории? Разница между людьми? Думаю, нет, изночально все люди равны, нокаждый должен выбирать свой путь, от этого выбора будет зависеть вся жизнь человека.Но если вы уже в чём-то ошиблись-это не конец, не катастрофа! Каждый может измениться, главное понять свои ошибки и попытаться их исправить, если это возможно, но а если нет, хотя бы не повторять их.Только ли о животных идёт речь? Конечно нет, часто мы относимся также и друг к другу.
Задумайся об этом и постарайся не делать плохо! Но, уж, решать, что такоехорошо и, что такое плохо, каждый должен сам для себя, а другие могут только помогать вам в этом решении, направлять.
Почему мы животных называем «братья наши меньшие» Выражение «братья наши меньшие» широко распространено в повседневной жизни. Откуда оно произошло - точно не известно. Но существуют неоспоримые факты, доказывающие схожесть в поведении животных и человека. Сейчас во многих литературных изданиях и даже на просторах интернета можно встретить упоминание о животных, как «о братьях наших меньших». Но мало кто задумывался о том, откуда впервые пошло подобное определение, и почему именно оно используется в отношении животных. Первые подобные метафоры можно встретить в Евангелие, но кого конкретно имел в виду составитель Писания под этим словосочетанием, определить очень проблематично. Одним из первых подобную метафору в более конкретном определении приводит Сергей Есенин в своем стихотворении. Его выражение быстро подхватили другие известные поэты и обычные люди, так что оно со временем стало нарицательным для всех возможных видов животных. Но разве это только интерпретация поэтов? Необходимо разобраться в этом вопросе более подробно. Существует распространенное мнение о том, что животные полностью не похожи на человека. По мнению многих людей, у них нет многих чувств, присущих человеку и даже морали, так что трудно сравнивать с ними людей. Но так ли это на самом деле? Многие считают животных крайне неразумными и отмечают их невозможность решать задачи нетривиальными способами. Но на деле в животном мире это встречает сплошь и рядом. Многие виды приматов пользуются примитивными орудиями труда, большинство развитых видов умеют использовать камни для своих целей. Животные постоянно используют свой интеллект для решения самых рядовых задач. Возможности человека в этом плане значительно выше, но исходя из названных фактов, трудно назвать животных неразумными. Животным присуще чувство эстетики, как и человеку. Многие виды птиц любят собирать блестящие предметы. Эти объекты нельзя съесть или как-то использовать, птицы просто любуются ими. Птица шалашник строит свои гнезда в виде шалашей и украшает свой дом цветами, укрепляя их между элементами гнезда. Они меняют цветы каждый день по степени их увядания, и это является явным фактом тяги к прекрасному. У животных существует и собственная мораль, хоть и более простая, чем у человека. Хищники почти никогда не убивают друг друга во время борьбы за ресурсы, одно из животных подает знак поражения, после чего победитель позволяет ему уйти. Многие виды животных стараются помочь собратьям в случае опасности или ранения, выручая их из беды, даже рискуя собственной жизнью. Животным присуще многие чувства, которые позволяют им быть похожими на людей. Именно по этому их можно назвать «меньшими братьями человека», которые хоть и уступают ему по многим показателям, но имеют признаки человечности.
БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ
представители животного мира, звери, животные. Считается, что выражение восходит к стихотворению Сергея Есенина «Мы теперь уходим понемногу...» (1924), где есть такие строки:
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Однако есть версия, что это выражение использовалось в печати и до Есенина. В старину братьями нашими меньшими (молодшими, младшими) назывались удельные князья по отношению к великому князю, а также - просто люди невысокого общественного положения, нуждавшиеся в защите и помощи. В начале XX века меньшими (младшими, низшими) братьями в России стали называть и животных, что было связано с гуманной деятельностью известных дрессировщиков братьев Дуровых, которые считали животных очень разумными и добрыми существами и добивались больших результатов в дрессировке с помощью ласки и доброты.
Справочник по фразеологии. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- БРАТЬЯ в Словаре воровского жаргона:
- … - БРАТЬЯ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
Видеть во сне своих братьев здоровыми и полными энергии - значит, что у Вас будет причина радоваться своей собственной или … - НАШИ
мн. разг. Близкие, родные, … - БРАТЬЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
- «НАШИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
СПИСАННЫЕ С НАТУРЫ РУССКИМИ», русский литературный альманах, один из ранних опытов натуральной школы; составлен А. П. Башуцким, издавался в Петербурге … - БРАТЬЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
братьев. Мн. ч. от брат в 1, 3 и 4 … - НАШИ
наши мн. разг. Близкие, родные, … - БРАТЬЯ в Толковом словаре Ефремовой:
братья мн. разг. Люди, объединенные общими условиями, положением, связанные общим делом, интересами и т.п.; единомышленники, … - НАШИ
мн. разг. Близкие, родные, … - БРАТЬЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
мн. разг. Люди, объединенные общими условиями, положением, связанные общим делом, интересами и т.п.; единомышленники, … - НАШИ
I мн. разг. 1. Близкие, родные, родственники. 2. Граждане России. II мест. 1. Принадлежащие нам. 2. Свойственные нам, характерные для … - БРАТЬЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
I мн. разг. Люди, объединенные общими условиями, положением, связанные общим делом, интересами; собратья, единомышленники. II мн. Члены какого-либо религиозного братства. … -
первые-те, которые происходят от одного отца, но от разных матерей; вторые — те, которые происходят от одной матери, но от … - ЕДИНОКРОВНЫЕ И ЕДИНОУТРОБНЫЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? первые-те, которые происходят от одного отца, но от разных матерей; вторые? те, которые происходят от одной матери, но … - ПЛИМУТСКИЕ БРАТЬЯ в Словаре Кольера:
или просто "братья" ("бретрены"), религиозная группа, оформившаяся в Ирландии и Англии в первой четверти 19 в. под руководством Джона Дарби … - ФРАНСУА ДЕ ЛАРОШФУКО в Цитатнике Wiki:
Data: 2009-05-18 Time: 07:49:07 = Б = * Бессилие есть единственный недостаток, который невозможно исправить. * Благодарность — просто тайная … - ФИЛОСОФИЯ В БУДУАРЕ в Цитатнике Wiki.
- НАША RUSSIA в Цитатнике Wiki.
- ЖЕЛЕЗНАЯ ПЯТА (РОМАН) в Цитатнике Wiki:
Data: 2008-09-06 Time: 05:06:11 Цитаты из романа-утопии «Железная пята», 1908 (автор Джек Лондон) * Никогда в истории человеческое общество … - ГЕРОИ (ТЕЛЕСЕРИАЛ) в Цитатнике Wiki.
- ВЛАДИМИР ВОЛЬФОВИЧ ЖИРИНОВСКИЙ в Цитатнике Wiki.
- АКТЁР в Цитатнике Wiki:
Data: 2009-06-15 Time: 11:28:27 * Актер — это человек, который не слушает, пока говорят не о нем. (Марлон Брандо … - ИОСИФ в Библейской энциклопедии Никифора:
(прибавление, присовокупление) - имя нескольких лиц: Быт 30:23 и др. - старший из двух сыновей патриарха Иакова и брат Вениамина, … - ШЮТЦ РОЖЕ
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Роже Шютц (1915 - 2005) - основатель экуменической общины Тэзе. Родился 12 мая … - ТЭЗЕ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тэзе - деревня в Бургундии (Франция); экуменическая община, расположенная в бургунской деревне Тэзе. Экуменическая … - ПЛАЧ 5 в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Плач Иеремии. Глава 5 Главы: 1 2 3 4 5 … - НЕЕМ 9 в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Неемии. Глава 9 Главы: 1 2 3 4 5 … - КИРИЛЛ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Святой равноапостольный Кирилл (до принятия схимы - Константин) (+ 869), славянский первоучитель. Вместе со своим … - ДЕЯН 7 в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Деяния святых апостолов. Глава 7 Главы: 1 2 3 4 … - БЫТ 37 в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Бытие. Глава 37 Главы: 1 2 3 4 5 6 … - АНТОНИЙ ВИЛЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Антоний Виленский (в язычестве - Кумец) (+ 1347), придворный князя Ольгерда, младший брат мч. … - 3 ЕЗД 10 в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Третья книга Ездры. Глава 10 Главы: 1 2 3 4 … - 2 ПАР 29 в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Паралипоменон. Глава 29 Главы: 1 2 3 4 … - 1 ПАР 9 в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Первая книга Паралипоменон. Глава 9 Главы: 1 2 3 4 … - 1 ПАР 26 в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Первая книга Паралипоменон. Глава 26 Главы: 1 2 3 4 … - 1 ЕЗД 9 в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Первая книга Ездры. Глава 9 Главы: 1 2 3 4 … - ШАМИЛЬ в Краткой биографической энциклопедии:
Шамиль - знаменитый вождь и объединитель горцев Дагестана и Чечни в их борьбе с русскими за независимость. Родился в селении … - ГОНКУРЫ в Литературной энциклопедии:
— Эдмон и Жюль — французские писатели, братья, долголетнее лит-ое сотрудничество которых — редкий … - УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием … - СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической … - РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
- ПРЕССОВАННЫЙ ПРОФИЛЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
профиль, длинномерное металлическое изделие, полученное прессованием (выдавливанием) в матрицу. По конфигурации поперечного сечения П. п. разделяют на сплошные и … - НЕФТЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
Нефть (через тур. neft, от перс. нефт) - горючая маслянистая жидкость со специфическим запахом, распространённая в осадочной оболочке Земли, являющаяся … - КОНДЕНСАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
электрический, система из двух или более электродов (обкладок), разделённых диэлектриком, толщина которого мала по сравнению с размерами обкладок; такая … - ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
океан, третий по величине океан на Земле (после Тихого и Атлантического). Расположен большей частью в Южном полушарии, между Азией на … - ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
языка, элементы, единообразные и неразложимые с точки зрения определённого уровня членения текста (фонологического, морфологического и т. д.) и противопоставленные друг … - ГОНКУР ЭДМОН, ЖЮЛЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(Goncourt) де, братья Эдмон (26.5.1822, Нанси, - 16.7.1896, Шанпросе) и Жюль (17.12.1830, Париж, - 20.6.1870, там же), французские писатели. Их … - ГЛОССЕМАТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(от греч. glossa - язык), лингвистическая теория, возникшая в кружке датских лингвистов Копенгагенского университета в середине 30-х гг. 20 в. … - ШАМИЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
знаменитый вождь и объединитель горцев Дагестана и Чечни в их борьбе с русскими за независимость. Родился в селении Гимры около … - ЧЕРНОМОРСКАЯ БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.