• Детские группировки. Детские группировки: кто есть кто. Как компания влияет на ребенка

    Конец 80-х начало 90-х было непростое время. Рушилась идеология, заканчивалась эпоха, а молодежь, выросшая в условиях низложения былых ценностей не знала, куда себя девать. Опять-таки,появилось деление на микрорайоны, процветала подростковая жестокость, а также старались многочисленные зеки, которые прославляли на все лады воровскую романтику.

    В итоге, в начале 90-х, по чужому району было просто нереально пройти и быть не избитым, а встречаться с девушкой из другой части города - было настоящим геройством. Какие же они были подростковые банды 90-х?

    В больших городах, многоэтажные хрущовки и неплохая рождаемость прошлых лет, обеспечили страну огромным количеством молодежи, которые сбивались в стайки, и гордо именовали себя бандами. Назывались они по-разному, кто именовался по названию района (зареченские, низовские, заводские), кто брал фамилию предводителя, или как тогда говорили «руля» (голубцовские, быки), кто-то назывался по роду увлечений (спортики, металлисты, неформалы).

    Состав отряда или банды состоял из старшаков - юношей 17-18 лет, малолеток, 15-16, и шкетов, шестерок - 14 и младше. Во главе всегда стоял самый авторитетный из старшаков: он должен был иметь хорошие физические данные и быть неплохим оратором, организатором.

    Кандидатуру вступающего в группировку обсуждали на сходках, обычно они проводились «за гаражами», либо в беседках детских садов. Кандидат должен был пройти боевое крещение - пройти по территории вражеской банды, и покалечить члена враждебной группировки.

    Стреляли обычно из самопалов, «поджигных» в ягодицу, или же подкарауливали вечером и избивали арматурой или железными прутьями от забора. За новеньким наблюдали и оценивали, не имея права участия: трус он или с честью сдерживал испытание, после чего зачисляли в соответствующую группировку по возрасту.

    Каждая подростоковая банда стремилась быть похожей на взрослую мафиозную группировку. Отдельные крупные банды малолеток пытались контролировать рынки, однако их оттуда очень быстро вышибли настоящие мафиозные банды, разъяснив, что к чему, правда, взяв в свои ряды особо талантливых. Так что, исторически, банды подростков «крышевали» танцплощадки и клубы.

    Нельзя было придти посмотреть кино или на дискотеку, если ты не из своего района и за твоим плечом не стоят несколько крепких ребят. Каждый в городе знал - танцплощадка в таком-то районе будет охраняться, и появиться на ней - значит дать повод развязать кровавую бойню.

    Жестокость побоищ различались в разных городах, чем крупнее город, тем больше районов и банд, тем жестче была конкуренция и драки. В миллионниках в начале 90-х насчитывалось до 15-20 различных банд, они объединялись в союзы, враждовали и устраивали «стрелы», на которых дрались порой до 500 участников с каждой стороны. Оружие и боеприпасы для таких побоищ мастерили сообща.

    «Оружейники» - подростки которые работали или учились в техникумах, слесарили, да и вообще имели доступ к станкам и заводам ценились особо. Они могли своровать недостающее, да и просто изготовить в нерабочее время оружие. Мастерили медные трубки поджигных, заправляя их подшипниками, которые пробивали двухсантиметровую доску, начиняли сампопалы кусками гвоздей и дробью, делали гранаты из промышленных предохранителей, набивая их серой, которую соскребали со спичек.

    Доступ к такому оружию имели, как правило, только старшаки. Члены отряда помладше на сходках дрались битами, обрезками труб, арматурой, наматывали на руки велосипедные цепи. Привлечь к уголовной ответственности на тот момент за нанесенные тяжкие увечья или даже смерть было невозможно - в российской милиции, во-первых, хватало «взрослых дел», а во-вторых, просто не было соответствующей законодательной базы, по которой можно было привлечь подростка младше 18 лет.

    Финансировались подростковые банды поборами со школьников и учащихся ПТУ. Каждый подросток своего района, не состоявший в банде, должен был ежедневно отдавать «обеденные суммы», если хотел живым и невредимым добираться до места учебы и обратно.

    Несмотря на то, что девочек и взрослых обычно не трогали, имели место случаи зверского избиения взрослых мужчин, которые посчитали, что разберутся с «наглыми сопляками», или которые сочли что им надо сделать «внушение». Кроме того подростковые банды обносили «комки» - палатки, которых в 90-е было множество, крали со продуктовых баз и оптовых складов, перепродавая краденное настоящим бандитам.

    Культура у подростковых банд была на соотвествующем уровне

    Слушать полагалось Виктора Цоя, Наутилус Помпилиус или Статус Кво. Носить длинные волосы, быть металлистом, неформалом, рэпером, считалось «западло» и если участник группировки замечался в подобном его избивали и прогоняли. Почетным считалось заниматься в любой спортивной секции, заниматься где-то еще, посещать музыкальные школы или другие кружки - считалось лютым «зашкваром». Таких называли «бакланами» и «чмырями» и издевались над такими особенно рьяно.

    Удивительно, но настоящая мафия не одобряла подобного подросткового движения. Попасть на «нары» по хулиганской или наркоманской статье - считалось унизительным, в тюрьме участник подростковой банды выше «шестерки» и иерархии не поднимался, если конечно не сел за что-то посерьезнее.

    С улучшением экономической ситуации в стране, банды стали постепенно размываться и снижать свой возрастной порог. Неблагополучные подростки 17-18 лет уже могли себе найти вменяемую работу, уровень занятости молодежи поднялся, и там где раньше нельзя было спокойно пройти стали гулять без опаски.

    Часть агрессивной молодежи, которая, несомненно, осталась и переросла в футбольных болельщиков, скинхедов. Эти движения по-прежнему устраивают свои акции и побоища, однако к счастью, до массовости и размаха 90-х им далеко.

    Криминальное сообщество представляет собой неформальное объединение подростков или молодежи, имеющее своих лидеров, иерархию отношений, выраженные антиобщественные цели, организованность и дисциплину, нормы и правила поведения, определенные обязательства между собой.

    В каждом сообществе формируется криминальная субкультура, которая существенно сказывается на ее членах, как социокультурная среда воспитания.

    Под криминальной молодежной субкультурой понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность подростков и молодежи криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей. Основу криминальной молодежной субкультуры составляют чуждые гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различные ритуалы объединившихся в группы молодых преступников.

    От обычной подростково-юношеской субкультуры криминальная отличается соответствующим содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и с посторонними для группы лицами (с "чужаками", представителями правоохранительных органов, общественности, взрослыми и т.п.). Она прямо, непосредственно и жестко регулирует криминальную деятельность несовершеннолетних и их преступный образ жизни, внося в них определенный "порядок".

    В криминальной молодежной субкультуре отчетливо проявляются:

    • – выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам и ее криминальное содержание;
    • – внутренняя связь с уголовными традициями;
    • – скрытность от непосвященных;
    • – наличие целого набора (системы) строго регламентированных в групповом сознании атрибутов.

    поощрение циничного отношения к женщине и половой распущенности;

    – поощрение низменных инстинктов и любых форм асоциального поведения.

    Следует подчеркнуть, что криминальная субкультура привлекательна для подростков и юношей такими проявлениями, как:

    • – наличием широкого поля деятельности и возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, постигших ее членов в других жизненных ситуациях (например, в учебе, во взаимоотношениях с учителями, родителями);
    • – процессом криминальной деятельности, включающим риск и экстремальные ситуации, окрашенным налетом ложной романтики, таинственности и необычности;
    • – снятием всех моральных ограничений;
    • – отсутствием запретов на любую информацию и, прежде всего, на интимную;
    • – обеспечением "своей" группе моральной, физической, материальной и психологической защиты от агрессии извне с учетом состояния возрастного одиночества, переживаемого подростком.

    Криминальная субкультура быстро распространяется в молодежной среде благодаря исключительной активности и наглядности. Подростки и юношество бывают увлечены ее внешне броскими атрибутами и символикой, эмоциональной насыщенностью норм, правил, ритуалов.

    Природа формирования криминальных сообществ различна – от стихийного объединения на основе общих интересов и бездельного баловства до специального создания для совершения преступлений.

    В последнем случае криминальная деятельность с самого начала является группообразующим фактором и подчинена воле одного человека – организатора (лидера). В такой группе нормы и правила ориентированы на ценности уголовной субкультуры. В соответствии с этим определяется и структура группы, распределяются роли в ней:

    • – лидер:
    • – доверенное лицо лидера;
    • – поощряемый актив;
    • – привлекаемые новички.

    Нередко криминальные группы действуют по законам "стаи". В таком сообществе подростки подчиняются воле лидера или эмоциям, в нем имеет место разгул стихии, провоцирующий ее членов на особую изощренность в глумлении над личностью, жестокость, акты вандализма. Группа формируется стихийно и также разрушается или криминализуется.

    В педагогической практике очень важно выявлять такие группы и включать их членов в организованные детские сообщества, помогая реализовать естественные потребности в общении и совместной деятельности. В случае усиления негативной роли лидера необходима целенаправленная деятельность по его развенчанию или ограничению влияния вплоть до изоляции от группы посредством помещения в специальное образовательное учреждение.

    Разновидностью криминальной группы, отличающейся особой конспиративностью, большой сплоченностью и четкой организацией, распределением функций в совершении преступления, является шайка. Так турки называли группу вооруженных людей на лодке, нападавших на одинокие суда и грабивших их. В настоящее время под ней понимают группу людей, объединившихся для какой-нибудь преступной деятельности. Подобное объединение, составленное из подростков и молодежи, может включать в себя членов:

    • – проживающих на значительном удалении друг от друга;
    • разного возраста (в том числе и взрослых);
    • – наряду с лицами мужского также и лиц женского пола.

    Наиболее характерными чертами структурной организации шайки являются: предварительный сговор и ориентация на криминальную деятельность под руководством лидера, имеющего криминальный опыт и сильную волю. В шайке подростки и юноши приобщаются к уголовным традициям, у них возникает и формируется уверенность в возможности существования внесоциально организованной среды, им активно прививаются антисоциальные взгляды и привычки.

    К высшему типу организованных преступных групп относится банда. Это – вооруженная группа, совершающая преимущественно насильственные преступления (разбойные нападения на государственные, общественные и частные предприятия и организации, а также на отдельных лиц, осуществляющая захват заложников, террористические акты). Главные признаки банды – это ее вооруженность и насильственный характер криминальной деятельности.

    Одной из важных социально-педагогических проблем является деятельность по предупреждению формирования криминальных сообществ. В связи с этим особую важность приобретает работа с неформальными группами. Она включает в себя следующие направления:

    • – своевременное выявление возникновения группы, установление наиболее частых мест "тусовок" ребят, численного и демографического состава (небольшая группа – 3–5 человек либо группировка 10–12 и более), характера направленности группы (асоциальная / просоциальная), сплоченности и предрасположенности к взаимодействию и определение характера воспитательного взаимодействия с ней;
    • – специальная социально-педагогическая работа с неформальными подростковыми и молодежными группами по формированию позитивной направленности, недопущение их криминализации, вовлечению в формальную групповую деятельность. Практика свидетельствует, что работать с неформальными сообществами исключительно сложно. Это объясняется низкой эффективностью мер воздействия на подростка из такого объединения. Его адаптивность к неформальной среде создает для него благоприятные условия для самореализации. Ему нет необходимости переключаться на нечто другое, что требует создания более благоприятных условий, мотивированных позитивных ценностей и идеалов;
    • – активное использование возможностей учреждений досуговой сферы в работе с неформальными группами (группировками): развитие на их базе разнообразных видов деятельности, привлекательных и популярных в молодежной среде (рок-клубы, фан-клубы); организация и проведение в микросоциуме серии мероприятий и акций, ориентированных на привлечение молодежи (праздники, конкурсы, дискотеки); переориентация группировки на социально одобряемые виды деятельности (создание временных рабочих мест, смена неформального лидера группы); изыскание возможностей для обеспечения (материального и иного) существования неформальной группы положительной направленности (предложение различных вариантов занятости, общественно-полезной деятельности, занятий физкультурой и спортом, овладение боевыми искусствами), например, создание на базе любительского музыкального коллектива группы, выступающей на официальной основе;
    • – целенаправленная социально-педагогическая работа с асоциальными и антисоциальными группами. Принципиальным для определения стратегии работы с группой является тип ее неформального лидера (физический или интеллектуальный); совокупности основных нравственных, идеологических и иных ценностей, которыми руководствуется в своей жизни данная группировка. С учетом своеобразия лидера определяется направленность и характер социальной педагогической деятельности по преодолению авторитетности и влияния лидера на членов группы, изменению ценностных ориентаций и характера их реализации;
    • – жесткое пресечение перспектив создания молодежной группы под руководством взрослого, имеющего убеждения противоправного характера (например, вернувшегося из мест лишения свободы).

    Социальному педагогу необходимо разбираться в сущности молодежной субкультуры, неформальных объединений. В работе с детьми и молодежью понимать, что многие из них могут принадлежать к одной из неформальной организации, группы, группировки и строить свои взаимоотношения с ним с учетом этого фактора. Это значит, что следует:

    • – принимать подростка, молодого человека, принадлежащего к какой-либо группе, таким, какой он есть;
    • – по возможности, включать его в разнообразную позитивную деятельность коллектива, активно используя его устремления и навыки, полученные в неформальной группе;
    • – общаться с ним в логике "диалога культур", работая постепенно над формированием отношения к тем ценностям, которые он исповедует;
    • – активно поддерживать социально ценные инициативы, приобщая к ним учащихся класса, школы;
    • – понимать необходимость оказания индивидуальной помощи тогда, когда она реально возникает;
    • – проявлять по отношению к воспитанникам справедливость, симпатию, понимание их нужд и проблем;
    • – учиться вести индивидуальные беседы с воспитанником в качестве "эксперта", "советчика", "опекуна";
    • – корректно использовать свое влияние на воспитанников для прояснения ситуации.

    В свое время в Тюменском клубе им. Ф. Э. Дзержинского было предложено оригинальное решение проблемы противодействия уличной группировке. Уличная компания целиком приглашалась в клуб и в своем прежнем составе, не разбиваясь, становилась подразделением клуба. Постепенно должна происходить переориентация группы, отказ от ее прежних норм и традиций. Такой процесс реорганизации складывался из трех этапов:

    • – 1-й – групповой автономии, когда происходит вовлечение группы в коллектив клуба, прежде всего, за счет заинтересованности лидера группы;
    • – 2-й – лидерской реорганизации, когда проходит либо переориентация лидера за счет включения его в коллективную жизнь, либо дискредитация лидера, проявляющего несостоятельность прежних форм и методов управления группой в коллективной жизни;
    • – 3-й – слияния группы с коллективом клуба, когда группа перестает быть замкнутым объединением и включается в общую систему коллективной деятельности и широких связей со всеми членами коллектива.

    Таким образом, в работе с подростковыми и молодежными объединениями существуют множество подходов, которые позволяют обеспечивать реализацию их социальных потребностей, усиливать позитивную направленность влияния сообщества, профилактировать и преодолевать криминализацию.

    Быть своим в детской компании - значит уметь играть по определенным правилам.

    В сентябре в седьмой класс, где учились три подруги: Анна, Сара и Мелани, пришли две новые девочки-близняшки. Через пару недель все пятеро уже держались вместе. Но в один из понедельников ноября Анна обнаружила в своем шкафчике смятую записку, в которой было написано: "Ты думаешь, что ты крутая, а мы знаем твою тайну. Клуб".

    Тот день стал для Анны настоящим кошмаром. Она пыталась поговорить с близнецами после урока, но те демонстративно отворачивались от нее и начинали перешептываться. За обедом ее подруги заявили: "Мы не хотим сидеть с такими, как ты!"

    Анна села за другой стол, но не могла ни с кем разговаривать - она в панике наблюдала, как ее подруги шепчутся, смеются и хитро на нее поглядывают.

    Девочка чувствовала себя ужасно. Что она такого сделала? После школы она позвонила Саре, чтобы узнать, в чем дело, но та холодно ответила: "Больше не звони мне. Я не могу с тобой разговаривать".

    Пару дней спустя одна девочка проболталась Анне о том, что близнецы заявили в классе: того, кто заговорит с Анной, они не примут в свою компанию. Тем же вечером мама Анны вошла в детскую и увидела, что дочь горько рыдает в постели.

    Почему возникают компании

    Группировки существовали всегда и в любом детском коллективе. Нo особенно пышным цветом они цветут в средних и старших классах школы. В возрасте 11-13 лет почти все мальчики и девочки начинают создавать компании и тайные общества. Вместо того чтобы играть сегодня с одним, а завтра с другим, как это было в младших классах, они разбиваются на группы. Среди компаний школы существует и своя иерархия - ваш ребенок-школьник наверняка может рассказать, кто в какую группу входит и какую ступень в школьной "системе ценностей" занимает.

    Типичный пример. Я захожу в обычную школу и сразу обращаю внимание на группу симпатичных шестиклассниц - наверняка самых популярных девочек. Анна, Бекки, Джулия, Кристина и Кэти сидят за центральным столом в школьной столовой, на каждой из них надет красный свитер, на ногах сабо серого цвета, на ногтях коричневый лак, на запястьях черные бархатные ленточки, а волосы заплетены во французскую косичку.

    Ясно, что накануне они по телефону несколько часов обсуждали всю эту форму - их выражение солидарности. Разговор красавиц пересыпан специальными словечками ("мажорно"), обсуждениями любимого рэпера и безапелляционными утверждениями о важности вегетарианства. И конечно, они снисходительно говорят о том, что многие одноклассники и в подметки им не годятся.

    Не садись здесь, - ехидно говорят девочки, когда кто-нибудь хочет подсесть к ним за стол, - мы разговариваем.

    Во время перемены они собираются возле шкафчика Джулии, шепотом секретничают и смеются, затем внезапно встают в кружок, поворачиваясь спиной к девочкам, которые пытаются к ним подойти. Многие девочки хотели бы стать частью этой компании, но это безнадежно. Ведь главная цель и основной смысл группировки - держать других на расстоянии. Если любой может войти в компанию, какой тогда в ней прок?

    К недовольству родителей, дети в одной компании стремятся быть как можно больше похожими друг на друга. Кэти, например, всегда делала хвостик, а сейчас старательно заплетает каждое утро французскую косичку, потому что Джулия, Анна, Бекки и Кристина хотят, чтобы все пятеро выглядели одинаково. Они также заключили договор о том, что ни одна из них не закурит в одиночку.

    Мы и сами вели себя точно так же. Только в мое время мы носили прямые волосы с челкой, клетчатые юбки, говорили "клево" и слушали "Битлз", но во всем другом мы вели себя точно так же. Соблюдение правил - так называемых уступок группе - необходимо. Это помогает детям точно определить, кто с ними, а кто против них. Временами правила насаждаются весьма суровыми методами, потому что у детей еще нет опыта социального общения. Обычно члены группы договариваются, каким образом они будут отвергать аутсайдеров - именно поэтому часто самые жестокие дети могут оказаться в одной компании.

    Почему дети хотят быть в компании?

    Вспомните, какой сложной и запутанной казалась нам жизнь в детстве. Наверняка в какой-то момент у вас появилось ощущение, что правила дружбы почему-то меняются?

    Действительно, в средней школе мальчики и девочки становятся более изобретательными при выборе друзей. Для дружбы теперь недостаточно случайного знакомства - необходимо совпадение интересов и ценностей. Эта схожесть дает ребенку привычное чувство защищенности, но в то же время позволяет отделяться от семьи и чувствовать себя частью поколения. Детские группировки имеют много общего с семьями: в них обычно входит от трех до шести человек, которые много времени проводят вместе и делятся друг с другом самыми личными проблемами.

    Часто дети образуют группировки под влиянием окружения взрослых. Это происходит, когда учителя и родители постоянно сравнивают детей и делят их на группы в зависимости от способностей, внешности и возраста. В такой атмосфере дети гораздо больше дразнят друг друга, острее реагируют на обиды. Например, часто в престижных и дорогих частных школах дети с младших классов начинают хвастаться друг перед другом стрижками, ранцами, стильными дизайнерскими вещами. Те же, кому нечем похвалиться, испытывают на себе все "прелести" презрительного отношения сверстников.

    Несмотря на сложности и беспокойство родителей, разделение детей на группировки помогает детям. Во-первых, они сознают свое место в школьной иерархии, во-вторых, осваивают самые важные принципы дружбы - например, то, что самым сокровенным не делятся с первым встречным. В-третьих, общение в компании дает жизненный опыт и навыки решения важнейших проблем: как себя чувствует человек, которого отвергают; насколько вы можете уступить интересам группы; что такое верность и предательство; почему дружба заканчивается.

    О чем волнуются родители

    Девочкам труднее дается существование внутри детской группировки. Доктор Томас Дж. Берндт, психолог, изучающий проблемы детских взаимоотношений, выяснил основные различия между группировками мальчиков и девочек:

    • девочки более избирательны. Если девочка пытается войти в компанию, состоящую из четырех девочек, ее скорее всего не примут. В такой же ситуации компания мальчиков будет более благосклонна к новичку;
    • девочки гораздо больше мальчиков волнуются о том, что их выгонят из компании, и о том, что другие предадут интересы группы;
    • поскольку девочки проводят больше времени с одной подругой, они более склонны к ревности и соперничеству в компании;
    • и девочки, и мальчики любят сплетни, но девочки предпочитают обсуждать мысли и чувства других, а мальчики - поступки.

    Всем родителям неприятно слышать, когда дети говорят гадости о тех, кто не входит в их компанию. Однако Томас Берндт считает, что в этом есть и своя польза: дети используют сплетни как средство укрепления отношений внутри группы. Это всего-навсего попытка установить собственные стандарты.

    Еще одна проблема, которая волнует взрослых, - страх, что компания плохо повлияет на ребенка. Действительно, в любом возрасте ребенок может начать вести себя отвратительно только лишь для того, чтобы не остаться в одиночестве. Когда двое лучших друзей решают выступить против кого-либо, их, как правило, "заносит", и они стараются перещеголять друг друга по части передразнивания, пинков, толчков и затрещин, раздаваемых всем подряд.

    Вместо того чтобы запрещать такую дружбу, обучайте ребенка сохранять собственную линию поведения. И пока вы не будете уверены в том, что он может противостоять очередной гадкой выходке друзей, старайтесь, чтобы они проводили время только в вашем доме или под вашим присмотром.

    Несмотря на кажущуюся сплоченность, детские компании довольно быстро распадаются. Кто-то кого-то ревнует, кто-то с кем-то ссорится, и вскоре дети обнаруживают, что между ними гораздо меньше общего, чем им казалось вначале.

    Одна из причин такой непрочности групп в том, что в возрасте 8-14 лет дети стремительно меняются, причем как физически, так и эмоционально. Так произошло с Сэмом: в восьмом классе его лучший друг вдруг вырос на 10 см, стал играть за баскетбольную команду и там же нашел новых друзей. А Сэм, увлеченный компьютером, примкнул к другим мальчикам со схожими интересами, среди которых один оказался настоящим компьютерным гением!

    В школьные годы время воспринимается по-другому. Даже две недели могут показаться бесконечными ребенку, которого не принимают в компанию. И в целом, за исключением редких случаев, компании редко существуют дольше одного школьного года.

    Как помочь ребенку

    Одни дети сами справляются с поиском подходящей компании и самоутверждением в ней. А другим нужна помощь родителей. Например, таким, как Гэри, который пришел в новую школу и вскоре оказался объектом преследования со стороны одного парня. Поскольку друзьями Гэри не успел обзавестись, его никто не поддержал.

    Родители помогли сыну почувствовать себя менее уязвимым. Отец записал его в студию барабанщиков, а по выходным тренировал сына на футбольном поле. Вскоре Гэри приняли в футбольную команду, и у него появилась своя компания друзей.

    Оказаться новичком в школьном коллективе - это стрессовая ситуация для вашего ребенка. В группировках, существовавших в школе на протяжении нескольких лет, уже сложились определенные отношения. Если дети в таких компаниях чувствуют себя неуверенно, они, скорее всего, с подозрением отнесутся к новенькому. Они думают: а вдруг он изменит отношения в нашей компании? Вдруг он отобьет у меня лучшего друга?

    Именно поэтому по возможности не стоит менять школу в середине учебного года - особенно когда ребенку больше восьми лет. К этому моменту дети уже разбились на компании, и ваш ребенок может надолго, до конца года, остаться аутсайдером.

    Но что делать, если вашему сыну или дочери предстоит прийти в новый класс? Помочь ребенку в этой ситуации можно, если вспомнить свое собственное детство. Взрослые недооценивают важности "правильной" одежды для статуса ребенка. Зайдите с сыном или дочерью в школу до того, как он начнет в ней учиться. Посмотрите, как одеваются другие дети и какие прически они носят - если особенно модна определенная обувь или джинсы одной модели, постарайтесь их купить своему ребенку. Разумеется, убедитесь, что он сам этого хочет, потому что некоторым очень нравится отличаться от других.

    Научите ребенка спокойно и с юмором отвечать на возможные замечания и насмешки в их сторону - от того, как они с самого начала отреагируют на это, зависит отношение к ним в дальнейшем.

    Все мы время от времени встречаем взрослых, которые не умеют ладить с окружающими - слишком много спорят, или навязывают свою точку зрения, или не интересуются никем, кроме себя. Мы говорим в таких случаях: "Он совершенно не умеет общаться". Точно так же и детям может не хватать навыков общения. Но, в отличие от взрослых, дети мгновенно становятся жертвами своих сверстников - их отвергают, дразнят или высмеивают. Поэтому в возрасте от пяти до тринадцати лет ребенку необходимо научиться общаться и заводить друзей, причем иногда с помощью подсказок родителей.

    Процесс вхождения в группу всегда одинаков. Вот семилетний Робби видит, как компания мальчиков во время перемены играет в мяч. Робби очень хочется присоединиться к ним, но он не знает как. От того, что сделает он сейчас, зависит результат - примут или нет его в игру и в компанию.

    Что следует делать Робби? Не торопиться и внимательно приглядеться к происходящему. Пристроиться с краю группы и наблюдать за поведением других. Затем потихоньку и ненавязчиво попытаться войти игру. Вот Робби начал бегать вместе с остальными по краю поля, не стараясь схватить мяч. Потом он перебросился несколькими фразами с мальчиком, который бегал рядом, и наконец, когда все, казалось, приняли его в игру, один из мальчиков крикнул: "Эй, Роб, лови!" И только поиграв некоторое время, Робби отважился предложить новое правило игры.

    Если же мальчик попытался бы бесцеремонно влезть в чужую компанию, тут же оспорить правила и попытаться контролировать ситуацию, не разобравшись в отношениях между детьми, - его с большой вероятностью в эту группу не приняли бы. Прямой вопрос "Можно мне тоже поиграть?" мог бы помочь лишь в том случае, если бы был адресован не команде, а одному ребенку.

    Кстати, позитивный настрой и хорошее расположение духа - отличная "таблетка", которая помогает ребенку установить отношения с другими детьми. В моем детстве, когда я отправлялась в новую школу, мой отец провожал меня советом быть со всеми дружелюбной, почаще улыбаться и не слишком навязывать свое мнение. И это всегда работало!